Агрессия. Всегда ли это плохо? Часть 1
Оксана Бутрим
Что такое агрессия и зачем она нужна.
Недавно в работе с клиенткой, мы натолкнулись на ее страх перед собственной агрессией. Есть такая установка, что хорошая девочка не должна злиться. А иначе ее не будут любить. Да еще увлеченность девушек ведическими знаниями способствует укреплению позиции, что агрессия это плохо. Потом тема непринятия своей агрессивной части всплыла в контексте домашнего насилия и агрессивного поведения мужчины. И я решила ее осветить подробнее. Итак, поехали!
Агрессия – это энергия жизни!
Когда мы говорим «агрессивный человек», то подразумеваем человека опасного, который может нахамить, ударить. Это человек, рядом с которым страшно находится. И вообще от него лучше держаться подальше.
А между тем, агрессия – это энергия жизни! Энергия, движущая нас вперед. Это любая человеческая активность. По сути, если я обращаюсь к другому человеку, я уже проявляю агрессию. Или если я откусываю яблоко, я тоже проявляю агрессию.
Слово «агрессия» переводится как «идти к, приближаться» — то есть двигаться к чему-то, прилагать усилия и вкладывать энергию, чтобы что-то получить, взять, как-то изменить окружающую среду так, чтобы она была мне «съедобна» и интересна. Т.е агрессия, это та энергия, с помощью которой мы взаимодействуем со средой.
Получается, что если в человеке много жизненной энергии, то он будет агрессивен. Потому что у него есть силы двигаться вперед и взаимодействовать с миром. Агрессия нам нужна для того, чтобы от кого-то чего-то добиться, чтобы общаться, чтобы предъявлять себя миру. Чтобы что-то брать от людей и что-то давать людям, так же нужна агрессия. Чтобы успешно работать и продвигаться в карьере нужна агрессия. Агрессивная энергия лежит в основе способности выбирать и что-то отвергать. Она же отвечает за спонтанность. Чтобы заниматься сексом нужна агрессия. И чтобы любить, тоже нужна эта энергия. Когда мы кушаем, мы проявляем агрессию. Удовлетворение всякой потребности происходит через агрессию. Даже для проявления нежности и ласки нужна агрессия!
В то же время чувство раздражения помогает понять, что есть какая-то потребность, которая не удовлетворена. Т.е. я чего-то хочу, но не могу это пока получить.
Часто люди подавляют свою агрессивную часть.
Люди останавливают свои желания. Я сейчас не говорю о социально неприемлемых желаниях и стремлениях. Я говорю о нечувствительности к себе и идее, что надо быть хорошей. В основе жизни для других лежит подавление своей агрессии и игнорирование своих потребностей. Например, когда человек запрещает себе радоваться, останавливает проявление восторга. Или, например, не идет общаться с человеком, который ему интересен. Некоторые даже умудряются не замечать, что они голодны. Это все говорит об остановленных потребностях. И что тогда происходит с энергией? Она остается в теле и в душе. Она, из направленной наружу, становится направленной внутрь тела. А если ее долго подавлять, то рано или поздно она все равно прорвется в виде аффекта. В виде неконтролируемых вспышек злости. Причем часто бывает, что эта неконтролируемая злость достается тому, кто к ней не имеет никакого отношения. Мы, например, срываемся на детей. Или на партнеров.
Бывает, что не срываемся и постепенно погружаемся в депрессию. Обратная сторона агрессии – это депрессия. Т.е. состояние замороженности, безжизненности, отсутствие энергии и желаний. Состояние апатии, скуки и «я не знаю чего хочу» оттуда же. Например, когда мне говорят о депрессии, первое что я ищу – где была подавлена агрессия.
Море психосоматических болезней возникает из-за сдержанной или подавленной агрессии. Этимологически слово «гнев» (anger) и «ангина» (angina) происходят от одного корня angh, т.е. «ограничивать».
Даже страх и тревога часто являются результатом сдерживания своей природной агрессивности.
Это далеко не полный перечень того, что происходит с человеком, не признающим свою агрессивную часть. У нас нет другой культуры обхождения со своей злостью, кроме подавления. В детстве нас учат не злиться, потому что это не прилично. А еще родителям не удобно с разгневанным ребенком. Не давая детям позволения злиться, многие родители считают, что делают для детей благо. Чтобы детям было легче строить отношения с людьми. Но такие родители не понимают, что оказывают своим детям медвежью услугу.
Как именно подавление агрессии влияет на отношения, мы поговорим в следующей части статьи. А на этом пока все.
Если вы боитесь своей агрессии и не знаете, что с ней делать, то милости прошу на консультацию, где будем разбираться, как вернуть эту энергию в вашу жизнь и направить в мирное русло.
Записаться на консультацию можно здесь.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Подписывайтесь на рассылку, чтобы быть в теме.
Еще больше интересного в группе на Facebook.
Информация
- © 2016–2017 «Я для себя! Помощь женщинам, которые устали жить для других, забывая о себе».
Все права защищены.
Агрессия и ее роль в нашей жизни
С детства человеку внушается, что быть агрессивным – нехорошо и деструктивно, хотя во взрослой жизни нередко случаются ситуации, когда агрессия вынуждена и жизненно необходима. Психологи так и не пришли к единому мнению: агрессия – это хорошо или плохо, норма это или патология?
Психолог, гештальт-терапевт, ассоциированный член Европейской ассоциации телесных психотерапевтов (ЕАВР), член Профессионального Совета и руководитель программ Московского гештальт-института, действительный член Европейской ассоциации гештальт-терапевтов (ЕАGT)
Марина Баскакова
В повседневной жизни каждый человек сталкивается с агрессией либо как ее инициатор, либо как жертва, и обе позиции вызывают негативные эмоции. В обществе сложилось традиционно отрицательное отношение к подобной модели поведения. Считается, что интеллигентный человек, особенно родитель, должен всегда сдерживать себя и проявлять чудеса выдержки, в крайнем случае выражать свою агрессию конструктивно.
С детства человеку внушается, что быть агрессивным – нехорошо и деструктивно, хотя во взрослой жизни нередко случаются ситуации, когда агрессия вынуждена и жизненно необходима. Психологи так и не пришли к единому мнению: агрессия – это хорошо или плохо, норма это или патология?
Когда говорят об агрессии, то обычно под этим словом понимают либо агрессивное поведение, то есть поступки и действия, противоречащие чьим-то другим интересам, либо выражение агрессии. В этом случае слово «агрессия» становится не совсем уместным, оно, скорее обозначает некую сигнальную функцию, демонстрирующую, что у человека возникло какое-то агрессивное чувство – гнев, злость, протест, недовольство. В равной мере это относится и к животным. Очень выразительны эти сигналы, например, у обезьян – устрашающее выражение «лица», пронзительные звуки, резкие движения.
Конечно, человек выражает свои агрессивные чувства, к счастью, чаще по-другому. И, если уж от агрессии никуда не деться, то выражать ее нужно, по крайней мере, конструктивно и цивилизованно.
Почему же у человека есть потребность в агрессии? Понятно, что все живые существа на земле – и люди, и животные – способны к агрессии и прекрасно оснащены функцией агрессивности. Для чего она нужна? Прежде всего, для охраны своей территории и жизненного пространства, для обеспечения и сохранения собственной жизни, то есть для какой-то витальности, и, кроме того, для расширения своих границ. Это крайне важная биологическая функция, и ни уменьшить ее, ни избавиться от нее совсем невозможно. Но делать-то с этим что-то нужно!
Раздражение основано на дефиците дружественности, внимания и соучастия.
Человек может ее окультурить, то есть находить какие-то приемлемые формы, которые будут не только конструктивны, но и конформны, что позволит выстроить цивилизованный диалог между антагонистическими субъектами. Это позволяет договориться, и, не переходя на уровень открытой войны или вражды, выяснить, что предшествовало агрессивному проявлению, откуда появился этот гнев, протест, раздражение или недовольство. И в этом случае можно выяснить реальную потребность инициатора агрессии, которая, по его мнению, не будет удовлетворена, если его партнер по взаимодействию что-то не сделает, либо сделает, но не так.
Реальная потребность мамы, возмущенной тем, что сын-подросток не вынес мусор, скорее всего не пустое помойное ведро. Это может быть соучастие, подтверждение дружественности, недостаток внимания, и ее раздражение основано на этих дефиците этих чувств.
Любопытно, но любая, даже самая простая, нереализованная потребность приводит к агрессии в той или иной степени. Например, если человек проголодался, то через некоторое время он почувствует дискомфорт, нарастающий с течением времени от легкого раздражения до ярости. И, если он не заметил, что он голоден, его дискомфорт и развивающаяся дисфория относятся исключительно к тому, что он не реализовал эту простую потребность в еде. Любой человек, обратившийся к нему в это время, вызовет у него, по крайней мере, недовольство, возможно, каким-либо образом выраженное, хотя на самом деле это недовольство имеет другие корни – голод. И для того, чтобы прийти в более спокойное состояние, достаточно совершить очень простые, неагрессивные действия – что-то съесть.
К сожалению, в нашей культуре на первый план выступает не знание своих потребностей, а выполнение каких-либо социальных задач, которые человек сам себе ставит. Люди зачастую забывают о своих потребностях и даже стыдятся, вспоминая о них. Происходит своеобразное специальное обучение «не знать» о своих потребностях, все воспитание построено на этом. Что с этим делать, где, в какой момент людей отучают ощущать свои потребности? Как можно научиться, хотя бы на уровне семьи, не игнорировать свои потребности, а, наоборот, создать условия, чтобы эти потребности осознавались в более явном виде?
Чтобы понять, как происходит это «обучение» незнанию потребностей, можно рассмотреть основные этапы развития того, что называется витальная агрессия.
Рождается младенец, и он изначально очень агрессивен, но не в том плохом обыденном представлении, а в том, что он уже умеет и выражать, и проявлять свои витальные потребности – криком он привлекает к себе внимание взрослого для того, чтобы тот послужил инструментом для их удовлетворения. Бывает забавно наблюдать, когда один маленький человечек громко кричит, а взрослые бегают вокруг, и гадают, чего же он хочет – есть, спать, а, может, хочет, чтобы его взяли на ручки, тем самым реализуя его потребность в близости? Большинство младенцев очень успешно манипулируют окружающими взрослыми, но не в плохом смысле этого слова, а потому, что у них пока нет собственного инструментария для реализации своих потребностей.
В дальнейшем, когда этот инструментарий появляется, манипулирование родителями приобретает тот самый негативный смысл, становится поведенческой агрессией. Ребенок уже обладает какими-то навыками и может совершить что-то самостоятельно, но пытается побудить взрослого, чтобы он за него это сделал. Очень часто подобное поведение встречается и у подростков.
Когда витальная безопасность обеспечена, дети начинают удовлетворять свою потребность в расширении границ – это любопытство, важный инструмент становления личности.
На следующем этапе, когда витальная безопасность уже достаточно обеспечена, дети начинают удовлетворять свою потребность в расширении границ – это любопытство, важный инструмент становления личности, который мощно подавляется чем дальше, тем больше, но, к счастью, не у всех. Ребенок начинает все трогать, совать в рот, по мере того, как он приобретает способность самостоятельно передвигаться, он стремится забраться все дальше и дальше, дотянуться до большего количества предметов. Ребенок становится экспансивным, любопытным, и в этом смысле – очень агрессивным.
Именно в этот момент и начинаются ограничения, и, следовательно, конфликт. Ведь с одной стороны, хорошо, что ребенок любопытен – он познает мир и расширяет собственные границы. Но, с другой стороны, маленькие дети совершенно не умеют обеспечивать себе безопасность. Конечно, эта способность нарастает, ребенок начинает что-то понимать, к нему приходит опыт, в чем-то он учится себя ограничивать. Тем не менее, окружающие его взрослые пока еще продолжают обеспечивать его безопасность.
И для того, чтобы ребенок не шел туда, где его безопасность не гарантирована, его пугают. Это классический способ ограничения витальности, иногда называемой агрессивностью. Второй классический способ – ограничение запретами. Вокруг ребенка выстраивается заборчик из колышков «Нельзя!». Существует масса поговорок-пугалок, которые для взрослых звучат забавно, но для детей создают мощную преграду развитию их детской витальности и способности расширять свое пространство – «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали!», «Закрой рот, ворона залетит!», например.
Ведь маленький ребенок понимает все буквально. Когда маленький ребенок чему-то удивляется, он целиком распахивается навстречу чему-то новому и интересному, а ему говорят: «Ворона залетит!». И он по-настоящему пугается того, последствия чего он не может предвидеть. Маленькая царапинка или легкий ожег вызывает у него невероятный ужас – а вдруг я умру? И у малыша возникает внутренний конфликт «Я хочу, но боюсь!» или «Мне это нельзя, я буду наказан».
Пугать, запрещать, стыдить — классические способы ограничения витальности, иногда называемой агрессивностью.
Дальше включаются моральные запреты – «Стыдно!», «Все ребята как ребята, ты один такой-сякой», то есть малышу внушается мысль, что если он что-то будет делать неправильно, то станет каким-то не таким, плохим, не принятым, не признанным. В этом случае потребность в признании, и именно в тот момент, когда она наиболее остра, находится в очень опасной зоне. И ребенок эту ситуацию воспринимает так: «Если я не буду соответствовать требованиям окружающих меня – меня не будут любить и признавать!»
Вообще маленькими детьми очень легко манипулировать с точки зрения того, чтобы они начали забывать о своих потребностях. Поэтому в семьях очень важно строить доверительные отношения с детьми, делиться своими потребностями, и чем раньше, тем лучше.
При появлении первых признаков агрессии полезно обнаружить, каковы истинные потребности в этот момент.
При появлении первых признаков агрессии очень полезно обнаружить, каковы же истинные потребности в этот момент, и, если в семье теплая и доверительная атмосфера, сделать это значительно проще. Может быть, необходимо внимание, или желание поделиться своими чувствами, возможно, потребность прикоснуться, некое психологическое поглаживание – не физическое прикосновение, а духовный контакт. Очень часто взаимная агрессия родителей и подростков возникает из-за того, что эта потребность остается неудовлетворенной, причем с обеих сторон.
Но потребность – это достаточно сложное структурированное понятие, как же отличить потребность от не потребности? Например, «Я хочу, чтобы мой ребенок выносил мусор» — это потребность? Как отделить одно от другого? На самом деле потребность от желания («Я хочу!») часто сильно отличается. Можно вспомнить пирамиду Маслоу – пирамиду иерархии потребностей человека, согласно которой существуют базовые потребности (еда, сон, секс и т.д.), и все основывается на удовлетворении именно их.
В гештальт-подходе существует концепция, которая объединяет 3 метапотребности:
1. Потребность в безопасности
2. Потребность в близости
3. Потребность в действии
Под метапотребностью здесь понимается потребность, обнаруживаемая в любой потребности как некоторый исходный фундамент. И именно агрессия не как некоторое действие, а как свойство всех живых организмов на этой планете (агрессивность) служит для обеспечения этих потребностей.
Удовлетворение первой из метапотребностей – потребности в безопасности – обеспечивает человеку выживание и ощущение постоянства. Человек охраняет от чуждого вторжения свою территорию и тело, свое психологическое пространство для того, чтобы чувствовать себя целостным, ненарушенным, нетравмированным. И пока эта потребность не удовлетворена, основные мотивы поведения людей направлены на выживание. Человек осуществляет более глубинные программы, часто инстинктивные, уже не особо опираясь на социальный контекст и контакты, а пользуется очень древними механизмами тотальной защиты.
Как только основные физиологические потребности и потребность в безопасности в достаточной мере удовлетворены, есть ощущение защищенности, доверия, возможности сохранить свою жизнь, на первый план выходит потребность в близости – потребность в любви, привязанности и зависимости. Человек начинает рассматривать других людей как возможных партнеров по взаимодействию, и стремится достичь состояния, которое можно назвать «Я не один». Это не обязательно тотальное присутствие, как считают многие, но некая разделенность.
В основе конфликтов родителей и взрослеющих детей чаще всего лежит неудовлетворенность именно этой потребности, а вовсе не вынос мусора или какие-то домашние работы. Понимание этого поможет разрешить ситуацию конструктивно – возможно, подросток может делать что-то еще, что ему более импонирует, нежели вынос мусора.
На самом деле, если ребенок еще не отделился, не сепарировался от родителей, и живет с ними внутри их и его безопасного пространства семьи, то все они нуждаются во взаимном сотрудничестве. А это, по сути, потребность в близости и разделенности.
Взросление и близость возникают, когда люди перестают быть друг другу нужны, но признают важность друг друга. «Ты мне не нужен, я сам прокормлюсь и проживу – но ты мне важен! Мне интересно, что ты думаешь, что чувствуешь, что говоришь!»
Признать это гораздо сложнее, чем определять простые желания – чтобы дети слушались, хорошо учились, выносили мусор или мыли посуду, то есть делали то, что успокаивает родительскую тревогу и, в конечном итоге, обеспечивает безопасность родителей, как людей, успешных хотя бы в семейном контексте.
Чтобы честно ответить себе на вопрос – а что же на самом деле я хочу, необходимо учитывать непростой феномен, присутствующий в любой паре и при любом взаимодействии – муж-жена, родитель-ребенок, партнеры, друзья. Это необходимость признавать важность друг друга. Недавно ушедший из жизни гештальт-терапевт Александр Маховиков очень ярко описал этот феномен. По его словам, люди вообще друг другу не нужны. Понятно, что младенцу и маленькому ребенку нужны родители, подростку, который себя еще не обеспечивает, вообще-то говоря, тоже. Но это скорее потребность в безопасности.
А взросление и настоящая близость возникает тогда, когда люди перестают быть друг другу нужны, но признают важность друг друга – «Ты мне не нужен, я сам прокормлюсь и проживу – но ты мне важен! Мне интересно, что ты думаешь, что чувствуешь, что говоришь!»
В данном контексте отсутствует проблема выноса мусора или мытья посуды вообще. Это подтверждается тем, что когда подросток покидает семью и родители начинают жить одни, они с этим каким-то удивительным образом справляются, впрочем, как и сами отделившиеся дети!
В случае, если, например, мама чувствует себя одинокой и покинутой, когда сын не вынес мусор, не вымыл посуду, не убрал свою комнату, возможно, ей стоит подумать о том, что происходит в ее взрослых отношениях, есть ли у нее достаточно поддержки, и почему для нее так важно сотрудничество ее ребенка, в каких областях ей этого сотрудничества может не хватать. И было бы совсем неплохо, не пугая своего уже взрослого ребенка, начать разделять с ним свои чувства, свою горечь, возникающую от того, что ее покинутость, недолюбленность, обездоленность связывается с мусором или грязной посудой.
Кстати, причины, по которым подросток мусорит в своем личном пространстве, могут быть совершенно другими. Есть замечательная книга Виктора Рудольфовича Дольника «Непослушное дитя биосфера», где легко и непринужденно раскрывается эта тема, а так же почему это с возрастом проходит, почему мужчины разбрасывают носки, а женщины все вытирают тряпочкой, и многое, многое другое.
Если рассматривать агрессию как форму социального поведения, то нельзя не упомянуть о двух ее злокачественных формах: когда витальная, жизненная агрессивность превращается в насилие, и когда агрессия оказывается инструментом осуществления власти – не сотрудничества, не подтверждения близости, а именно власти над кем-то. И если властвовать над маленькими детьми достаточно просто, то с детьми в подростковом возрасте все обстоит значительно сложнее. Если требования насильственные, заранее не оговоренные, то подросток будет отчаянно им сопротивляться.
Договориться с подростоком нелегко, но стоит поинтересоваться – что он готов привнести в качестве своего вклада в семейный уклад. Вполне вероятно, что это устроит родителей, и они не будут себя чувствовать покинутыми.
Вообще власть и иерархические отношения – кто круче, кто старше – осуществляются, как правило, всегда с помощью насильственной агрессии. Крайний пример – тираны, чье правление сопровождалось диким, кровавым и необузданно жестоким насилием.
Само понятие агрессия имеет множество трактовок. По словам известного немецкого психолога Эриха Фромма, понятие «агрессия» напоминает ему коллекцию хлама, куда свалены многие психологические механизмы, которые люди не умеют анализировать, и даже не знают, как их назвать. В своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» он подразделяет агрессию на 2 вида – жизненную, витальную и деструктивную, в основе которой лежит разрушение и разрушительность.
Один из основателей гештальт-психологии, выдающийся немецкий психотерапевт Фредерик Перлз, в своей книге «Эго, голод и агрессия» приводит аналогичную классификацию, но в других терминах. Первый вид – биологическая агрессия – присуща всем живым существам и совершенно необходима для жизни и осуществления жизнедеятельности, успешной, удовлетворяющей и приятной. Второй вид агрессии – анигиляционная агрессия, которая пусть даже не приводит к убийствам и поеданию друг друга, тем не менее обладает огромной разрушительной силой, ломая порой не только психологически, но даже физически. Например, могут начаться всякие болезни, если какие-то отношения складываются неблагоприятно, или вообще нет удовлетворяющих отношений.
И чтобы избежать подобных разрушительных последствий, нужно обязательно честно смотреть на свои потребности, признаваться себе в том, в чем может быть, не хочется признаваться.
Может ты ждешь от своего ребенка признания и любви, а вовсе не чистого мусорного ведра? Это потребность в близости, а не потребность в действии!
Третья метапотребность человека – это потребность в действии. Существует интересный момент, связанный с выражением агрессии и действием. Сколько бы человек не злился и не выражал свою агрессию, но, если ему не удается осуществить успешные действия, направленные на удовлетворение своей потребности, обнаруженной с трудом, с помощью некоторой рефлексии и признания самому себе, он, скорее всего, будет чувствовать себя плохо. Он может не болеть, но побаливать, какая-то соматизация возникнет потому, что его агрессивная энергия направлена на совершение действия по удовлетворению этой потребности.
В данном контексте болезни подростков и родителей, их соматические сложности – это тоже один из способов выражения потребности, в которой сложно признаться самому себе и передать другому словами.
По большому счету, обучение не знать потребности, удовлетворяет потребность в безопасности. Все наши общественные институты ориентированы на регуляцию, а не синхронизацию. При синхронизации люди естественным образом, не договариваясь, находят общий ритм и интерес. Например, влюбленные, которым приятно вместе вставать и вместе ложиться, завтракать, ужинать, проводить время вместе, даже если один из них жаворонок, а второй сова, вынуждены синхронизироваться, чтобы общаться друг с другом.
Регуляция же подчинена жестким схемам и четким регламентам, все делается одновременно, строем. И в этом строю – имеется в виду не движение, а одновременность, например, необходимость одновременно обедать или приходить на уроки – собственные потребности отодвигаются на задний план. Утренние войны из-за вставания на работу, в школу знакомы всем. Особенно остро эта проблема стоит в семьях, где есть маленькие дети, у которых еще нет осознанной ответственности. Они пока не в состоянии найти баланс между потребностью еще поспать и необходимостью идти в садик или школу. Поэтому родители нервничают, все выглядят агрессивными и друг другом не довольны. У более зрелых людей этот конфликт решается достаточно просто достижением этого баланса – «Да, я хочу спать, но мне нужно на работу, я хочу на эту работу, и я туда прихожу в хорошем настроении, несмотря на то, что мне не удалось выспаться!». Однако, если работа нелюбимая, то никакого баланса не будет, а будет фрустрация или болезни, как способ избежать.
На самом деле потребностей у людей не так уж много. Как человеку определить, что ему на самом деле хочется в том или ином конфликте, и как донести эти потребности до противной стороны? Существуют практические упражнения, помогающие лучше разобраться в истинных причинах собственной агрессивности.
Задание#1
Вспомните и опишите ситуацию, в которой злились, протестовали, кричали, что-то требовали вслух. После попытайтесь посмотреть глубже и понять, что на самом деле было причиной злости и негодования, но вслух не было произнесено. На самом деле, как бы человека не учили не знать своих потребностей, в глубине души у каждого есть их список!
После этого напишите 3 возможных варианта развития событий – что было бы, если бы вместо крика и ругани было бы произнесено то или это. Анализ полученных вариантов позволит понять, что для вас предпочтительней, и поможет в дальнейших аналогичных случаях снизить остроту конфликта, либо избежать его совсем.
Как понять, какой именно вариант подходит лучше всего? Это подскажет внутреннее чувство. Вспомните, как барон Мюнхгаузен спрашивал у своей возлюбленной в замечательном фильме Марка Захарова:
— Ну скажи что-нибудь на прощанье!
— Что сказать?
— Подумай. Всегда найдется что-то важное для такой минуты.
— Я… я буду ждать тебя!
— Не то!
— Я… я очень люблю тебя!
— Не то!
— Я буду верна тебе!
— Не надо!
— Они положили сырой порох, Карл! Они хотят тебе помешать!
— Вот!
Это было именно то, что он хотел от нее услышать.
Достаточно часто во время конфликтов человеку кажется, что другому понятны его потребности – что тут говорить, все и так ясно! На самом деле это не всегда так.
Задание#2
Попробуйте в ситуации, в которой не удалось достичь договоренности, максимально конкретизировать свои требования к партнеру. Для начала составьте список для себя и подумайте, что мешает высказать их прямо – стыд, неловкость, что-то еще? Желательно формулировать в виде просьб, хотя многие просто не любят просить о чем-то других. Но гораздо чаще случается, что человеку кажется, что он просит, а на самом деле его просьба звучит как требование. И после того, как выполнена эта самостоятельная работа, можно использовать ее результаты при общении с близкими людьми.
Тема агрессии и ее роли в жизни человека широка, при изучении ее возникает вопросов больше чем ответов. Агрессивность подчиняется своим законам, порой непредсказуемым. Поскольку человек – существо агрессивное, эти законы влияют на его поведение, и важно направить эту агрессию в конструктивное русло.
Агрессивное поведение: признаки, причины и лечение
Агрессия, согласно социальной психологии, описывает любое поведение или действие, направленное на причинение вреда человеку или животному или повреждение физического имущества.
Несколько примеров агрессивных действий:
- акты физического насилия
- крик, ругань и грубость
- сплетни или распространение слухов об однокласснике
- намеренное разбивание любимой кружки соседа по комнате
Вы часто будете сталкиваться с «агрессией и насилием», объединенными в один неразделимый термин. Верно, что агрессия и насилие часто совпадают, но на самом деле это две разные вещи.
Насилие относится к крайней физической агрессии, направленной на причинение серьезного вреда. Иными словами, агрессия не всегда связана с насилием, но насилие всегда связано с агрессией.
Скажите, что вы разозлились на своего брата во время ссоры и в отчаянии швырнули книгу через всю комнату. Ты не хотел ударить его, но книга бьет его по голове, оставляя синяк. Это будет актом физической агрессии, но не обязательно насилием.
С другой стороны, если вы толкнете своего брата в стену, а затем ударите его с целью причинить ему боль, то будет актом насилия.
Агрессивное поведение нарушает не только социальные границы. Это также может повлиять на отношения и даже иметь профессиональные или юридические последствия.
Распознавание того, как агрессия проявляется в вашей жизни, может помочь вам принять меры к тому, чтобы справиться с ней, а также с гневом и любыми другими эмоциями, которые могут играть определенную роль.
Ниже мы рассмотрим типы и потенциальные причины агрессии, а также предложим некоторые рекомендации о том, когда пора обращаться за поддержкой.
Агрессию обычно делят на две категории.
Импульсивная агрессия
Этот тип агрессии, также известный как эмоциональная или аффективная агрессия, обычно возникает непосредственно из эмоций, которые вы испытываете в данный момент. Вместо этого он может казаться неконтролируемым или исходящим из ниоткуда.
Если вы не можете получить доступ к человеку или предмету, который вас расстраивает, вы можете перенаправить эту агрессию на что-то или кого-то, кого вы может получить доступ к — включая вас.
Примеры импульсивной агрессии:
- Одноклассник берет именно ту книгу, которая вам нужна для исследования, из библиотечной тележки. Когда они уходят в туалет, вы подходите, чтобы взять книгу, и нажимаете кнопку питания на их компьютере, чтобы они потеряли свою работу.
- Когда вы впервые встречаетесь, ваша подруга дарит вам дорогие часы. Подарок вызывает у вас дискомфорт, поэтому вы возвращаете его с извинениями, говоря, что не можете его принять. Они реагируют, бросая его на землю и топая ногами.
Инструментальная агрессия
Этот тип агрессии, также известный как когнитивная агрессия, предполагает планирование и намерение, как правило, для достижения определенного желания или цели.
Любая агрессия включает в себя определенную степень намерения причинить вред тому, кто не хочет, чтобы ему причиняли вред. Но акты инструментальной агрессии, как правило, предполагают больше расчета и цели, без какой-либо потери контроля.
Примеры инструментальной агрессии:
- Вы только что подали заявление о повышении на работе, когда слышите, как ваш начальник призывает другого сотрудника подать заявку на эту должность, говоря, что он отлично подойдет. Вам нужна эта должность, поэтому вы сообщаете нескольким людям, что заметили, что коллега пьет в их офисе, надеясь, что слух дойдет до вашего начальника.
- Ваш подросток спрашивает, могут ли они получить 40 долларов на покупку видеоигры. У вас нет лишних денег, поэтому вы говорите «нет». Кажется, они принимают ваш ответ. Но на следующий день, когда вы собираетесь пойти за продуктами, вы не можете найти свой бумажник. В конце концов, он оказывается в мусорке — ваши деньги исчезли, а ваши карты разорваны на кусочки.
Как вы могли заметить, агрессия может принимать разные формы.
Иногда это более скрытно и тонко, чем очевидно и прямо. Таким образом, вы можете даже не осознавать, что определенные действия считаются агрессией.
Агрессия часто включает физический или словесный вред, но также может включать принуждение или манипуляцию:
- Физическая агрессия включает удары руками, ногами, кулаками, пощечинами или любые действия, причиняющие физическую боль. Это не относится к случайным травмам, таким как случайное наступление собаке на хвост в темноте или сбрасывание друга с крыльца во время драки.
- Вербальная агрессия может включать выкрики, ругань, оскорбления и другие жестокие и недобрые замечания, направленные на причинение боли и страданий. Ненавистнические высказывания также попадают в эту категорию.
- Реляционная агрессия относится к действиям, направленным на нанесение ущерба репутации или отношениям другого человека. Примеры включают запугивание, сплетни и разыгрывание друзей друг с другом.
- Враждебная агрессия описывает эмоциональные или реактивные действия, которые включают в себя конкретное намерение причинить кому-то вред или что-то разрушить.
- Пассивная агрессия может включать любое косвенное выражение негативных чувств. Общие примеры включают молчаливое обращение, ехидные или саркастические замечания и перенаправление вины.
Вы можете заметить, что агрессивное поведение происходит, когда:
- вы чувствуете раздражение, злость, скуку или беспокойство
- дела идут не так, как вам нужно
- вы хотите расквитаться с тем, кто обидел вас
- вы кому-то верите поступил с вами несправедливо
- ваши эмоции становятся неуправляемыми
- ситуация кажется невыносимой или неудобной
Откуда появляется гнев?
Гнев относится к эмоции, а агрессия относится к поведению.
Хотя гнев часто играет роль в агрессии — например, разжигая вспышки гнева или желание отомстить, — сам по себе он не вреден. Гнев на самом деле может быть полезным, если вы выражаете его продуктивно.
Признаки агрессии у детей и подростков
Дети и подростки не всегда проявляют агрессию так, как взрослые.
Наряду с физическими действиями, такими как пинки, удары и толкания, агрессия у ребенка может включать:
- взрывные или агрессивные истерики и вспышки
- поддразнивание или оскорбление сверстников с целью вызвать реакцию
- угроза причинения вреда кому-либо или себе
- использование игрушек или других предметов в качестве оружия
- причинение вреда животным
- уничтожение чужих вещей или повреждение имущества
- ложь и воровство
- 9000 агрессия у подростков может включать:
- крик на родителей, братьев и сестер
- проявление крайней раздражительности, гнева или импульсивности
- уничтожение вещей или имущества
- дразнить, запугивать или отталкивать сверстников
- лгать, сплетничать и распространять слухи о сверстниках
- использовать принуждение и манипуляции для поддержания социального статуса и контроля
- угрозы причинить вред другим или себе
агрессия и насилие, это два разных понятия.
Жестокое обращение включает в себя желание захватить и удерживать власть и контроль. Это также:
- встречается в отношениях определенного типа — романтических, семейных или профессиональных
- происходит по шаблону
- проявляется только в определенных контекстах — насилие часто не происходит публично, например
Изучите признаки эмоционального насилия.
Агрессия, как правило, не считается оскорбительной, если агрессивное поведение:
- относится к определенному триггеру, такому как гнев, разочарование или угроза
- происходит в различных условиях и обстоятельствах, а не только в частном порядке мгновенная потеря контроля
Тем не менее, агрессивное поведение, безусловно, может считаться насилием. Подумайте об этом так: не всякая агрессия — насилие, но всякое насилие — агрессия.
Агрессия обычно не имеет одной конкретной причины. Скорее, данные свидетельствуют о том, что ряд факторов может способствовать агрессивному поведению.
Биологические факторы
Химический состав мозга и другие биологические факторы, которые могут играть роль в агрессии, включают:
- Неравномерное развитие мозга. Эксперты связывают повышенную активность миндалевидного тела и снижение активности префронтальной коры с агрессией. Поражения в головном мозге, которые могут возникать при нейродегенеративных состояниях, также могут приводить к агрессивному поведению.
- Генетика. Мутации некоторых генов, включая моноаминоксидазу А, также могут способствовать этому.
- Химический и гормональный дисбаланс мозга. Необычно высокий или низкий уровень некоторых нейротрансмиттеров, включая серотонин, дофамин и гамма-аминомасляную кислоту (ГАМК), может привести к агрессивному поведению. Более высокий уровень тестостерона также может привести к агрессии у людей любого пола.
- Побочные эффекты отпускаемых по рецепту лекарств и других веществ. Лекарства и вещества, вызывающие изменения в головном мозге, иногда могут приводить к агрессивному поведению. Несколько примеров включают кортикостероиды, алкоголь, анаболические стероиды и фенциклидин (PCP).
- Заболевания. Агрессивное поведение может быть результатом определенных состояний здоровья, которые повреждают ваш мозг, включая инсульт, деменцию и травмы головы.
Психологические факторы
Агрессивное поведение иногда может проявляться как симптом определенных психических заболеваний, в том числе: травматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
- аутизм
- биполярное расстройство
- шизофрения
- депрессия
- расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ
- хронический стресс
- определенные расстройства личности, в том числе пограничные, антисоциальные и нарциссические расстройства личности
Конечно, агрессия не всегда означает, что у вас есть психическое заболевание, а диагноз психического здоровья не означает автоматически, что вы будете себя вести агрессивно по отношению к другим.
Факторы окружающей среды
Обстоятельства и проблемы в повседневной жизни и окружающей среде также могут способствовать агрессивному поведению.
Агрессия может возникнуть как естественная реакция на стресс, страх или чувство потери контроля. Вы также можете реагировать агрессией, когда чувствуете разочарование, плохое обращение или неуслышанность, особенно если вы так и не научились эффективно управлять своими эмоциями.
Вероятность того, что вы будете вести себя агрессивно, выше, если ваше воспитание подвергало вас агрессии и насилию. Это может произойти, если вы:
- имели жестоких родителей и опекунов или братьев и сестер, которые издевались над вами
- вырос в районе или сообществе, где часто случались насилие и агрессия
- подвергался жестокому или несправедливому обращению со стороны учителей и одноклассников
Что вызывает агрессию у детей и подростков?
Хотя большинство из вышеперечисленных причин также могут относиться к маленьким детям и подросткам, другие факторы также могут способствовать детской агрессии.
У детей часто возникают проблемы с выражением эмоций словами, например, ребенок, который чувствует страх, подозрение или разочарование, может агрессивно наброситься вместо того, чтобы четко выразить свои чувства.
Также стоит помнить, что маленькие дети еще не научились полностью уважать границы и права других. Таким образом, дети, ставшие свидетелями агрессии, могут научиться выражать себя через агрессию и насилие.
Психические расстройства, которые обычно поражают детей, включая СДВГ и аутизм, также могут играть роль в агрессивном поведении. Дети и подростки с этими состояниями могут:
- иметь проблемы с преодолением болезненных и подавляющих эмоций
- им трудно выражать свои потребности и просить о помощи
- испытывать затяжное разочарование и дистресс, которые вызывают вспышки гнева и агрессии
Дети и подростки, страдающие депрессией, также часто испытывают гнев и раздражительность в качестве основных симптомов. Вы можете заметить эти чувства в их повседневном настроении, но гнев и раздражительность также могут проявляться как агрессивное поведение по отношению к другим.
Типична ли подростковая злость и агрессия?
Подростки довольно часто:
- делать грубые замечания
- вести себя импульсивно
- иметь эмоциональные всплески
- показывать кажущиеся случайными и резкие смены настроения адаптации к этим изменениям.
Другие потенциальные триггеры могут включать:
- школьный стресс
- изменение социальных отношений
- напряженность в отношениях с членами семьи и сверстниками
- состояние физического и психического здоровья
Тем не менее, никогда не помешает откровенно поговорить с подростком об его агрессивном поведении, особенно когда он:
- кричит во время ссоры
- вступает в драку
- уничтожает имущество причинять вред себе и другим
Старайтесь проявлять сострадание и поддержку, а не повышать голос и расстраиваться. Не знаете, как начать? Семейный терапевт может дать рекомендации.
Человеку свойственно время от времени расстраиваться и расстраиваться, и эти эмоции могут легко привести к агрессивному поведению в определенных ситуациях.
Работа над развитием и практикой более сильных навыков регулирования эмоций может иметь большое значение, безусловно. Но обращение к специалисту в области психического здоровья всегда является хорошим вариантом, когда агрессивное поведение:
- происходит часто
- вызывает проблемы в ваших личных и профессиональных отношениях
- влияет на вашу повседневную жизнь
- чувствует себя неуправляемым
Как можно раньше получить помощь при агрессии, потому что агрессивное поведение может легко причинить долговременный физический или эмоциональный вред другим людям, животным и даже вам.
Наилучшее лечение агрессивного поведения зависит от первопричины, но терапевт всегда может предложить дополнительные рекомендации по выявлению триггеров и способствующих факторов.
Therapy предлагает безопасное пространство без суждений для:
- поделиться опытом, который приводит к гневу и агрессивному поведению
- изучить детские травмы, которые могут способствовать агрессивному поведению
- разработать новые методы преодоления трудных или непреодолимых эмоций общение с напористым общением
Типы терапии агрессии
Терапевт может порекомендовать различные подходы к терапии, в зависимости от основных симптомов психического здоровья, которые вы испытываете.
- Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) может помочь вам научиться выявлять и изменять бесполезные модели поведения и практиковать более полезные методы преодоления трудностей. Этот подход не слишком фокусируется на прошлом опыте, но может помочь улучшить симптомы депрессии, тревоги, расстройств личности, биполярного расстройства и СДВГ.
- Психодинамическая терапия может помочь вам справиться с симптомами психического здоровья и эмоциональным дистрессом, проследив их корни в более ранних жизненных событиях.
- Диалектическая поведенческая терапия может помочь вам выработать и отработать навыки преодоления стресса, регулирования эмоций и более эффективного управления межличностными отношениями.
- Межличностная терапия может помочь вам решить проблемы в отношениях, которые влияют на ваше настроение и способствуют депрессии и другим симптомам психического здоровья.
- Тренинг по управлению поведением родителей может помочь справиться с напряженной динамикой в семье или бесполезной тактикой воспитания, способствующей или усиливающей агрессивное поведение.
В некоторых случаях терапевт может также порекомендовать обратиться к психиатру, чтобы изучить варианты лекарств от агрессии. Некоторые психотропные препараты могут помочь ослабить агрессивные мысли и поведение, возникающие при психических заболеваниях.
К ним относятся нейролептики, такие как рисперидон (риспердал) и галоперидол, и стабилизаторы настроения, такие как карбамазепин (тегретол), литий и вальпроевая кислота.
Если у вас нет симптомов психического заболевания, ваш терапевт может порекомендовать обратиться к медицинскому работнику, который поможет исключить проблемы со здоровьем и другие медицинские причины агрессии.
Поиск подходящего терапевта
Не знаете, как найти терапевта? Здесь вы найдете девять советов по началу работы.
Если вы предпочитаете онлайн-терапию, наш обзор лучших вариантов онлайн-терапии поможет вам найти то, что подходит именно вам.
В большинстве случаев агрессивное поведение происходит не просто так. Выявление основных причин агрессии может помочь избежать потенциально провоцирующих ситуаций, что, безусловно, может иметь значение.
Имейте в виду, однако, что вы не можете избежать всех возможных триггеров. Вот почему принятие мер по прямому изменению своего поведения может помочь предотвратить агрессию в будущем. Терапевт может научить стратегиям, позволяющим лучше управлять своими эмоциями и сохранять контроль, что может привести к более полезному и продуктивному общению.
Агрессивное поведение: признаки, причины и лечение
Агрессия, согласно социальной психологии, описывает любое поведение или действие, направленное на причинение вреда человеку или животному или повреждение физического имущества.
Несколько примеров агрессивных действий:
- акты физического насилия
- крик, ругань и грубость
- сплетни или распространение слухов об однокласснике
- намеренное разбивание любимой кружки соседа по комнате
Вы часто будете сталкиваться с «агрессией и насилием», объединенными в один неразделимый термин. Верно, что агрессия и насилие часто совпадают, но на самом деле это две разные вещи.
Насилие относится к крайней физической агрессии, направленной на причинение серьезного вреда. Иными словами, агрессия не всегда связана с насилием, но насилие всегда связано с агрессией.
Скажите, что вы разозлились на своего брата во время ссоры и в отчаянии швырнули книгу через всю комнату. Ты не хотел ударить его, но книга бьет его по голове, оставляя синяк. Это будет актом физической агрессии, но не обязательно насилием.
С другой стороны, если вы толкнете своего брата в стену, а затем ударите его с целью причинить ему боль, то будет актом насилия.
Агрессивное поведение нарушает не только социальные границы. Это также может повлиять на отношения и даже иметь профессиональные или юридические последствия.
Распознавание того, как агрессия проявляется в вашей жизни, может помочь вам принять меры к тому, чтобы справиться с ней, а также с гневом и любыми другими эмоциями, которые могут играть определенную роль.
Ниже мы рассмотрим типы и потенциальные причины агрессии, а также предложим некоторые рекомендации о том, когда пора обращаться за поддержкой.
Агрессию обычно делят на две категории.
Импульсивная агрессия
Этот тип агрессии, также известный как эмоциональная или аффективная агрессия, обычно возникает непосредственно из эмоций, которые вы испытываете в данный момент. Вместо этого он может казаться неконтролируемым или исходящим из ниоткуда.
Если вы не можете получить доступ к человеку или предмету, который вас расстраивает, вы можете перенаправить эту агрессию на что-то или кого-то, кого вы может получить доступ к — включая вас.
Примеры импульсивной агрессии:
- Одноклассник берет именно ту книгу, которая вам нужна для исследования, из библиотечной тележки. Когда они уходят в туалет, вы подходите, чтобы взять книгу, и нажимаете кнопку питания на их компьютере, чтобы они потеряли свою работу.
- Когда вы впервые встречаетесь, ваша подруга дарит вам дорогие часы. Подарок вызывает у вас дискомфорт, поэтому вы возвращаете его с извинениями, говоря, что не можете его принять. Они реагируют, бросая его на землю и топая ногами.
Инструментальная агрессия
Этот тип агрессии, также известный как когнитивная агрессия, предполагает планирование и намерение, как правило, для достижения определенного желания или цели.
Любая агрессия включает в себя определенную степень намерения причинить вред тому, кто не хочет, чтобы ему причиняли вред. Но акты инструментальной агрессии, как правило, предполагают больше расчета и цели, без какой-либо потери контроля.
Примеры инструментальной агрессии:
- Вы только что подали заявление о повышении на работе, когда слышите, как ваш начальник призывает другого сотрудника подать заявку на эту должность, говоря, что он отлично подойдет. Вам нужна эта должность, поэтому вы сообщаете нескольким людям, что заметили, что коллега пьет в их офисе, надеясь, что слух дойдет до вашего начальника.
- Ваш подросток спрашивает, могут ли они получить 40 долларов на покупку видеоигры. У вас нет лишних денег, поэтому вы говорите «нет». Кажется, они принимают ваш ответ. Но на следующий день, когда вы собираетесь пойти за продуктами, вы не можете найти свой бумажник. В конце концов, он оказывается в мусорке — ваши деньги исчезли, а ваши карты разорваны на кусочки.
Как вы могли заметить, агрессия может принимать разные формы.
Иногда это более скрытно и тонко, чем очевидно и прямо. Таким образом, вы можете даже не осознавать, что определенные действия считаются агрессией.
Агрессия часто включает физический или словесный вред, но также может включать принуждение или манипуляцию:
- Физическая агрессия включает удары руками, ногами, кулаками, пощечинами или любые действия, причиняющие физическую боль. Это не относится к случайным травмам, таким как случайное наступление собаке на хвост в темноте или сбрасывание друга с крыльца во время драки.
- Вербальная агрессия может включать выкрики, ругань, оскорбления и другие жестокие и недобрые замечания, направленные на причинение боли и страданий. Ненавистнические высказывания также попадают в эту категорию.
- Реляционная агрессия относится к действиям, направленным на нанесение ущерба репутации или отношениям другого человека. Примеры включают запугивание, сплетни и разыгрывание друзей друг с другом.
- Враждебная агрессия описывает эмоциональные или реактивные действия, которые включают в себя конкретное намерение причинить кому-то вред или что-то разрушить.
- Пассивная агрессия может включать любое косвенное выражение негативных чувств. Общие примеры включают молчаливое обращение, ехидные или саркастические замечания и перенаправление вины.
Вы можете заметить, что агрессивное поведение происходит, когда:
- вы чувствуете раздражение, злость, скуку или беспокойство
- дела идут не так, как вам нужно
- вы хотите расквитаться с тем, кто обидел вас
- вы кому-то верите поступил с вами несправедливо
- ваши эмоции становятся неуправляемыми
- ситуация кажется невыносимой или неудобной
Откуда появляется гнев?
Гнев относится к эмоции, а агрессия относится к поведению.
Хотя гнев часто играет роль в агрессии — например, разжигая вспышки гнева или желание отомстить, — сам по себе он не вреден. Гнев на самом деле может быть полезным, если вы выражаете его продуктивно.
Признаки агрессии у детей и подростков
Дети и подростки не всегда проявляют агрессию так, как взрослые.
Наряду с физическими действиями, такими как пинки, удары и толкания, агрессия у ребенка может включать:
- взрывные или агрессивные истерики и вспышки
- поддразнивание или оскорбление сверстников с целью вызвать реакцию
- угроза причинения вреда кому-либо или себе
- использование игрушек или других предметов в качестве оружия
- причинение вреда животным
- уничтожение чужих вещей или повреждение имущества
- ложь и воровство
- 9000 агрессия у подростков может включать:
- крик на родителей, братьев и сестер
- проявление крайней раздражительности, гнева или импульсивности
- уничтожение вещей или имущества
- дразнить, запугивать или отталкивать сверстников
- лгать, сплетничать и распространять слухи о сверстниках
- использовать принуждение и манипуляции для поддержания социального статуса и контроля
- угрозы причинить вред другим или себе
агрессия и насилие, это два разных понятия.
Жестокое обращение включает в себя желание захватить и удерживать власть и контроль. Это также:
- встречается в отношениях определенного типа — романтических, семейных или профессиональных
- происходит по шаблону
- проявляется только в определенных контекстах — насилие часто не происходит публично, например
Изучите признаки эмоционального насилия.
Агрессия, как правило, не считается оскорбительной, если агрессивное поведение:
- относится к определенному триггеру, такому как гнев, разочарование или угроза
- происходит в различных условиях и обстоятельствах, а не только в частном порядке мгновенная потеря контроля
Тем не менее, агрессивное поведение, безусловно, может считаться насилием. Подумайте об этом так: не всякая агрессия — насилие, но всякое насилие — агрессия.
Агрессия обычно не имеет одной конкретной причины. Скорее, данные свидетельствуют о том, что ряд факторов может способствовать агрессивному поведению.
Биологические факторы
Химический состав мозга и другие биологические факторы, которые могут играть роль в агрессии, включают:
- Неравномерное развитие мозга. Эксперты связывают повышенную активность миндалевидного тела и снижение активности префронтальной коры с агрессией. Поражения в головном мозге, которые могут возникать при нейродегенеративных состояниях, также могут приводить к агрессивному поведению.
- Генетика. Мутации некоторых генов, включая моноаминоксидазу А, также могут способствовать этому.
- Химический и гормональный дисбаланс мозга. Необычно высокий или низкий уровень некоторых нейротрансмиттеров, включая серотонин, дофамин и гамма-аминомасляную кислоту (ГАМК), может привести к агрессивному поведению. Более высокий уровень тестостерона также может привести к агрессии у людей любого пола.
- Побочные эффекты отпускаемых по рецепту лекарств и других веществ. Лекарства и вещества, вызывающие изменения в головном мозге, иногда могут приводить к агрессивному поведению. Несколько примеров включают кортикостероиды, алкоголь, анаболические стероиды и фенциклидин (PCP).
- Заболевания. Агрессивное поведение может быть результатом определенных состояний здоровья, которые повреждают ваш мозг, включая инсульт, деменцию и травмы головы.
Психологические факторы
Агрессивное поведение иногда может проявляться как симптом определенных психических заболеваний, в том числе: травматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
- аутизм
- биполярное расстройство
- шизофрения
- депрессия
- расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ
- хронический стресс
- определенные расстройства личности, в том числе пограничные, антисоциальные и нарциссические расстройства личности
Конечно, агрессия не всегда означает, что у вас есть психическое заболевание, а диагноз психического здоровья не означает автоматически, что вы будете себя вести агрессивно по отношению к другим.
Факторы окружающей среды
Обстоятельства и проблемы в повседневной жизни и окружающей среде также могут способствовать агрессивному поведению.
Агрессия может возникнуть как естественная реакция на стресс, страх или чувство потери контроля. Вы также можете реагировать агрессией, когда чувствуете разочарование, плохое обращение или неуслышанность, особенно если вы так и не научились эффективно управлять своими эмоциями.
Вероятность того, что вы будете вести себя агрессивно, выше, если ваше воспитание подвергало вас агрессии и насилию. Это может произойти, если вы:
- имели жестоких родителей и опекунов или братьев и сестер, которые издевались над вами
- вырос в районе или сообществе, где часто случались насилие и агрессия
- подвергался жестокому или несправедливому обращению со стороны учителей и одноклассников
Что вызывает агрессию у детей и подростков?
Хотя большинство из вышеперечисленных причин также могут относиться к маленьким детям и подросткам, другие факторы также могут способствовать детской агрессии.
У детей часто возникают проблемы с выражением эмоций словами, например, ребенок, который чувствует страх, подозрение или разочарование, может агрессивно наброситься вместо того, чтобы четко выразить свои чувства.
Также стоит помнить, что маленькие дети еще не научились полностью уважать границы и права других. Таким образом, дети, ставшие свидетелями агрессии, могут научиться выражать себя через агрессию и насилие.
Психические расстройства, которые обычно поражают детей, включая СДВГ и аутизм, также могут играть роль в агрессивном поведении. Дети и подростки с этими состояниями могут:
- иметь проблемы с преодолением болезненных и подавляющих эмоций
- им трудно выражать свои потребности и просить о помощи
- испытывать затяжное разочарование и дистресс, которые вызывают вспышки гнева и агрессии
Дети и подростки, страдающие депрессией, также часто испытывают гнев и раздражительность в качестве основных симптомов. Вы можете заметить эти чувства в их повседневном настроении, но гнев и раздражительность также могут проявляться как агрессивное поведение по отношению к другим.
Типична ли подростковая злость и агрессия?
Подростки довольно часто:
- делать грубые замечания
- вести себя импульсивно
- иметь эмоциональные всплески
- показывать кажущиеся случайными и резкие смены настроения адаптации к этим изменениям.
Другие потенциальные триггеры могут включать:
- школьный стресс
- изменение социальных отношений
- напряженность в отношениях с членами семьи и сверстниками
- состояние физического и психического здоровья
Тем не менее, никогда не помешает откровенно поговорить с подростком об его агрессивном поведении, особенно когда он:
- кричит во время ссоры
- вступает в драку
- уничтожает имущество причинять вред себе и другим
Старайтесь проявлять сострадание и поддержку, а не повышать голос и расстраиваться. Не знаете, как начать? Семейный терапевт может дать рекомендации.
Человеку свойственно время от времени расстраиваться и расстраиваться, и эти эмоции могут легко привести к агрессивному поведению в определенных ситуациях.
Работа над развитием и практикой более сильных навыков регулирования эмоций может иметь большое значение, безусловно. Но обращение к специалисту в области психического здоровья всегда является хорошим вариантом, когда агрессивное поведение:
- происходит часто
- вызывает проблемы в ваших личных и профессиональных отношениях
- влияет на вашу повседневную жизнь
- чувствует себя неуправляемым
Как можно раньше получить помощь при агрессии, потому что агрессивное поведение может легко причинить долговременный физический или эмоциональный вред другим людям, животным и даже вам.
Наилучшее лечение агрессивного поведения зависит от первопричины, но терапевт всегда может предложить дополнительные рекомендации по выявлению триггеров и способствующих факторов.
Therapy предлагает безопасное пространство без суждений для:
- поделиться опытом, который приводит к гневу и агрессивному поведению
- изучить детские травмы, которые могут способствовать агрессивному поведению
- разработать новые методы преодоления трудных или непреодолимых эмоций общение с напористым общением
Типы терапии агрессии
Терапевт может порекомендовать различные подходы к терапии, в зависимости от основных симптомов психического здоровья, которые вы испытываете.
- Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) может помочь вам научиться выявлять и изменять бесполезные модели поведения и практиковать более полезные методы преодоления трудностей. Этот подход не слишком фокусируется на прошлом опыте, но может помочь улучшить симптомы депрессии, тревоги, расстройств личности, биполярного расстройства и СДВГ.
- Психодинамическая терапия может помочь вам справиться с симптомами психического здоровья и эмоциональным дистрессом, проследив их корни в более ранних жизненных событиях.
- Диалектическая поведенческая терапия может помочь вам выработать и отработать навыки преодоления стресса, регулирования эмоций и более эффективного управления межличностными отношениями.
- Межличностная терапия может помочь вам решить проблемы в отношениях, которые влияют на ваше настроение и способствуют депрессии и другим симптомам психического здоровья.
- Тренинг по управлению поведением родителей может помочь справиться с напряженной динамикой в семье или бесполезной тактикой воспитания, способствующей или усиливающей агрессивное поведение.
В некоторых случаях терапевт может также порекомендовать обратиться к психиатру, чтобы изучить варианты лекарств от агрессии. Некоторые психотропные препараты могут помочь ослабить агрессивные мысли и поведение, возникающие при психических заболеваниях.
К ним относятся нейролептики, такие как рисперидон (риспердал) и галоперидол, и стабилизаторы настроения, такие как карбамазепин (тегретол), литий и вальпроевая кислота.
Если у вас нет симптомов психического заболевания, ваш терапевт может порекомендовать обратиться к медицинскому работнику, который поможет исключить проблемы со здоровьем и другие медицинские причины агрессии.
Поиск подходящего терапевта
Не знаете, как найти терапевта? Здесь вы найдете девять советов по началу работы.
Если вы предпочитаете онлайн-терапию, наш обзор лучших вариантов онлайн-терапии поможет вам найти то, что подходит именно вам.
В большинстве случаев агрессивное поведение происходит не просто так.