Популярное

У человека выросли крылья: «Когда у человека выросли крылья, научите его летать» – Секрет фирмы – Коммерсантъ

Гены, от которых вырастают крылья. И ноги. И всё остальное

У каждого многоклеточного животного есть своё многоклеточное, только ему присущее тело. Любую муху мы можем отличить от слона. Это легко, ведь их тела соответствуют определённому плану строения. Для мухи, например, это шесть лап, крылья, сегменты тела. В то же время у слона конечностей меньше и крыльев нет. Но как этот особенный план записан в слоне или мухе? Если задуматься, то он должен быть уже в первой клетке, из которой разовьётся организм. И конечно, он записан в геноме этой первой клетки — в виде генов и межгенных регуляторных участков. Так можно ли сделать из мухи слона?

Голова плодовой мушки дикого типа и мутанта с нарушенной работой гена Antennapedia. Вместо антенны выросли ноги! Фото: F. Rudolph Turner, Indiana University (USA).

Работа генов определяет устройство тела любого животного. Даже одиночная мутация может приводить к весьма выразительным эффектам. На фото: слева — плодовая мушка дикого типа, справа — мутант с нарушенной работой одного-единственного гена Ubx.

Чем мышь похожа на плодовую мушку? Гомеозисными генами. На схеме кластеров гомеозисных генов плодовой мушки Drosophila и мыши гены, обозначенные одинаковым цветом, имеют общее происхождение.

Схема Bithorax-комплекса генов плодовой мушки. Цвета сегментов тела мухи отвечают участкам комплекса генов того же цвета, мутации в которых влияют на эти сегменты. Стрелками обозначены гомеозисные гены Ubx, аbd-A, Abd-B.

Открыть в полном размере

Особенные гены для особенных задач


Генетики часто используют в работе плодовую мушку. Как следствие, для неё известно впечатляющее количество нарушений в разных генах — мутаций. Мутации эти были выявлены в основном по изменению внешнего вида мухи. Например, есть гены, продукты которых — белки, синтезирующие красный пигмент в глазах насекомого. Благодаря этим генам у плодовой мушки дикого типа глаза красные. Если один из таких генов отключить, глаза лишатся пигмента и мухи-мутанты будут белоглазыми. Повреждения тех или иных генов могут вообще лишить насекомое глаз, или щетинок, или окраски тела. Но есть мутации, эффект от которых намного более драматичен.


В конце 40-х годов ХХ века биологам попалась муха с ногами вместо антенн на голове. Ноги на голове — это уже не просто другой цвет глаз! Такое происшествие — не «потеря чего-то», а «превращение одного в другое». Или ещё пример. Мушиная грудь состоит из трёх сегментов, на втором из которых располагаются крылья. Известны мутанты, у которых третий сегмент груди превращён во второй, и муха имеет две пары крыльев. Вы не задумывались, как появились четырёхкрылые бабочки? Их предкам было достаточно сохранить мутации, приводящие к развитию лишних, но столь пригодившихся им крыльев.


Мутации, вызывающие превращение одних частей тела в другие, назвали гомеозисными (от лат. homеo — подобный). Можно определить, где произошла та или иная мутация, и выяснить, какой именно ген она повредила. Такие гены были найдены, их тоже назвали гомеозисными. Насколько эти гены распространены у живых организмов и можно ли найти их у человека? Явные следы сегментации тел млекопитающих остались в строении скелета. Вы знаете, что бывают люди, у которых обе челюсти — верхние? Что можно легко превратить спинные позвонки мыши в грудные, выключая определённые гены? Подобно тому как мухе можно «подарить» вторую пару крыльев, мыши можно легко обеспечить дополнительную пару рёбер. И не одну. Это тоже результат мутаций в гомеозисных генах. Как выяснилось, они есть у всех многоклеточных организмов.


Раскрой мне свои гомеозисные гены, и я скажу, кто ты


Вообще говоря, где грань между мутацией и нормой? Вы обидитесь на слова о лишней паре крыльев, если вы бабочка. Замечания об избыточных ногах, возможно, расстроят креветку. А у неё просто работает ген, который у мухи отключён, и потому она имеет не шесть ног, а десять.


Гомеозисные гены у всех организмов очень похожи. Вероятно, с задачей планирования своего тела столкнулось уже первое многоклеточное животное. И решение этой задачи унаследовали все современные животные. Например, у мучного жука есть восемь гомеозисных генов, которые расположены в геноме поблизости друг от друга — в составе одного генного кластера. У плодовой мушки таких генов тоже восемь, но расположены они двумя группами далеко друг от друга. Вероятно, такая ситуация возникла из-за хромосомной перестройки, в результате которой исходный комплекс разделился надвое, но сохранил работоспособность. Большинство насекомых в этом смысле похожи на мучного жука. Похожа на мучного жука и мышь. У неё группа гомеозисных генов, аналогичная генам насекомых, расположена в едином кластере. Только таких кластеров — четыре. Очевидно, они возникли в результате последовательного удвоения одиночной предковой группы генов. Гомеозисных генов у мыши в несколько раз больше, чем у мухи, но все они похожи на восемь мушиных и, вероятно, возникли за счёт удвоения исходных генов и последующей самостоятельной эволюции.


В целом просматривается связь: чем сложнее устроен организм животного, тем больше у него гомеозисных генов. Так, у всех беспозвоночных есть только один содержащий их кластер. При этом у таких примитивных организмов, как губки, в нём всего один либо два гена. А вот у примитивных позвоночных — миног — уже четыре кластера, как у мыши. Кстати, первые гомеозисные мутации были обнаружены и описаны у растений… Например, на месте лепестков могут появляться тычинки.


Сферы влияния


Гомеозисные мутации у плодовой мушки обнаружили давно, в начале XX века, и с тех пор описали большое их количество. Как позже выяснилось, не все они расположены в генах. Но тогда генетики ещё не знали, что же, если не гены, может быть повреждено мутациями. Понимание принципов работы гомеозисных генов росло параллельно с развитием биологии, и едва ли не всем новым фактам о работе генома находилось место в кластерах гомеозисных генов. Часто изучение самих гомеозисных генов рождало новые знания, — многие генетические механизмы впервые были показаны именно на них. Попробуем разобраться, к чему это привело.


Лучше всего изучен комплекс гомеозисных генов плодовой мушки Bithorax («двойная грудь»), названный по найденной в нём мутации, которую обнаружили почти сто лет назад, в 1915 году. Bithorax-комплекс — это отделившаяся часть единого предкового комплекса гомеозисных генов. Он ответственен за развитие задних двух третей тела мухи. Первая треть тела контролируется другой частью разделившегося кластера — комплексом Antennapedia («ноги-вместо-антенн»). Может, не очень понятно, почему целый комплекс, отвечающий за формирование первой трети тела, назван в честь головных антенн, но слишком уж была примечательна мутация, превращающая антенны в ноги.


Когда разных мутаций в Bithorax-комплексе обнаружили несколько десятков, удалось вывести соответствие между их положением в геноме и частью тела мухи, в которой возникает нарушение. В комплексе всего три гена. Но именно они определяют строение девяти сегментов тела. Более удивительно, что многие участки Bithorax-комплекса, влияющие на целый сегмент, вообще лишены генов. Число таких участков влияния соответствует числу сегментов тела, подчинённых Bithorax-комплексу.


С развитием методов молекулярной биологии в 80-е годы XX века выяснилось, что в разных сегментах тела три гена Bithorax-комплекса работают по-разному. Стало очевидно, что работа генов эукариот (организмов, чьи клетки содержат ядра) может регулироваться отдалёнными участками ДНК, в которых генов нет. В этих участках могут находиться последовательности-энхансеры*, усиливающие работу гена, либо последовательности-сайленсеры**, способные работу гена прекратить. Причём энхансеры и сайленсеры сами могут быть отрегулированы: в каких-то тканях быть выключенными, а в каких-то других работать. Каждый цветной блок на рисунке вверху — это кластер регуляторных последовательностей, ключевых для правильного развития соответствующего сегмента тела. Именно под их управлением работа трёх генов Bithorax-комплекса различна в каждом сегменте. В свою очередь за счёт уникального сочетания продуктов гомеозисных генов в каждом сегменте они развиваются по-разному. Как так получается, что в каждом сегменте тела работает только свой уникальный регуляторный участок ДНК для гомеозисных генов? Сейчас этот вопрос активно изучается, но чёткого ответа на него пока нет.


Продукты гомеозисных генов — белки, которые связываются с ДНК и влияют на работу других генов. В результате «под ними» работают десятки генов, уникальная настройка которых позволяет выпустить крылья или отрастить ноги. Итак, понятно, как за счёт разной работы гомеозисных генов в теле появляется с десяток сегментов (в каждом из которых эти гены работают по-своему), но непонятно, за счёт чего возникают различия внутри сегмента. Почему, например, такие разные части тела, как крылья и ноги, находятся в одном сегменте? Ответ кроется в структуре регуляторных участков Bithorax-комплекса. Они включают энхансеры и сайленсеры для гомеозисных генов. В каждом сегменте тела главную роль играет один из регуляторных участков, но в разных тканях этого сегмента он ведёт себя по-разному, поскольку в разных тканях активны разные энхансеры и сайленсеры. Так один регуляторный участок может обеспечить тонкие различия в работе гомеозисных генов в каждом типе тканей одного сегмента. Откуда регуляторная ДНК «знает», в какой ткани ей работать, а в какой молчать? Скажем лишь, что она знает это намного лучше нас… У нас же на этот счёт есть лишь ряд гипотез.


Планы изменились


Сотни миллионов лет эволюция «лепила» животных, меняя их тела. Комплексы гомеозисных генов — ключевая деталь в конструкторе тела. Чтобы поверить, что этот конструктор способен на самые разные фокусы, можно взглянуть на муху и, скажем, кита.


Вам уже надоел детский Лего? Конечно, до создания новых тел ещё далеко и последствия таких действий неочевидны, но мы постепенно начинаем разбираться в правилах сборки. Можно идти путём эволюции. Например, чтобы понять, что требуется для образования конечностей, можно попробовать сравнить работу гомеозисных генов у рыб и мышей. Как считается, наши руки и ноги в ходе эволюции возникли из плавников. Было замечено, что активность одного из гомеозисных генов у мышей выше, чем у рыб. Исследователи предприняли попытку усилить его работу у рыб в надежде, что их плавники станут похожими если и не на мышиные лапы, то хотя бы на их примитивный аналог. В новых условиях костная ткань в плавниках развивалась активнее, форма плавников стала округлой и более близкой к форме лап. Конечно, это лишь намёк на настоящие ноги. Скорее всего, на пути к выходу на сушу у рыб менялась не только работа самих гомеозисных генов, но и ответ на неё других генов.


За последние сто лет, прошедшие со времени открытия первых мутантных мух с ногами на голове и лишними крыльями, мы поняли, почему подобные изменения возникают. Мы даже можем планомерно влиять на строение тела мухи, мыши или рыбы, меняя их геном. При этом до полного понимания того, как строение тела записано в геноме, ещё далеко. Но по крайней мере теперь мы можем многое сказать на тему, почему муха так непохожа на слона.

Комментарии к статье


* Энхансеры (от англ. enhance — усиливать) — последовательности ДНК, связывающие белки-активаторы и способные усиливать работу генов.


** Сайленсеры (от англ. silence — подавлять) — последовательности ДНК, связывающие белки, негативно влияющие на работу окружающих генов.

описание, содержание, интересные факты и многое другое о фильме

Тома играет на приставке. Мать, Паола, зовет сына к столу. Тот не реагирует. Паола отключает приставку, Тома вынужден присоединиться к матери и ее сожителю Жюльену. Паола говорит, что отправит Тома на каникулы к его отцу Кристиану. Он орнитолог, живет за городом. Тома говорит, что он может побыть на каникулах один дома. Паола утверждает, что в таком случае он не будет отрываться от компьютера. Жюльен говорит, что у отца Тома будет очень хорошо: там заповедные места, море, лошади. Тома: комары. Вот здорово!

Кристиан разговаривает с директором музея естественной истории Менаром, сотрудником которого он является. Он пытается убедить директора дать разрешение на эксперимент, призванный спасти исчезающий вид птиц – карликовых гусей. Я разработал для них безопасный маршрут перелета. Наш долг – спасти этих птиц. Менар: я вам уже об этом говорил, но скажу еще один раз. Министерство закрыло финансирование, у них сейчас другие приоритеты: экономика, безработица. А на ваших гусей им ровным счетом наплевать, особенно если речь идет о какой-то рискованной экспедиции, успех которой ничем не гарантирован. Кристиан: но я же не прошу у вас даже финансирования. Дайте только разрешение на использование 20 яиц карликовых гусей.

Во время разговора спорщики идут к кабинету директора, возле которого на лавке дожидается приема молодая женщина. Менар: сначала будет 20 яиц, потом потребуется еще 200, я вас знаю. Я дал вам возможность взять отпуск за свой счет – это все. Отстаньте со своими гусями. Менар входит в кабинет и просит секретаря впустить к нему журналистку для интервью. Молодая женщина входит в кабинет.

Кристиан перемигивается с секретаршей. Та предлагает своей помощнице пойти попить кофе. Во время их отсутствия Кристиан похищает со стола секретаря печать.

На улице Кристиана догоняет журналистка (Диана), она предлагает ему свою помощь в деле спасения карликовых гусей. Кристиан отмахивается от нее, но журналистка на прощание все-так всучивает Кристиану свою визитную карточку.

Кристиан приезжает в свой дом, расположенный на берегу заболоченного озера. Он проставляет печати на документах, затем поднимается на смотровую вышку и в бинокль наблюдает за стаей фламинго. Потом он переводит взгляд в другую сторону и видит бригаду рабочих, которые подгоняют к берегу болота спецтехнику.

Кристиана навещает местный мэр, месье Пишон. Он говорит Кристиану, что под петицией было собрано более 3,5 тысяч подписей, сам перфект одобрил эту инициативу. Но все оказалось бесполезно. Принято решение об осушении болота. Его площадь сократится как минимум на 50 процентов, останется жалкая лужа. И здесь в результате будет создана очередная чертова промзона. Пишон уезжает. Приезжает приятель Кристиана Бьорн. Он привозит коробку с 20 яйцами карликовых гусей. Кристиан предъявляет поддельные документы из музея на проведение эксперимента, Бьорн передает ему яйца. Кристиан помещает яйца в инкубатор. Бьорн: значит, все отлично, битву ты выиграл. Ладно, до встречи через месяц. Бьорн с парой бутылок пива садится за руль. Кристиан: может, тебе не стоит ездить в пьяном виде? Бьорн уезжает.

Кристиан шьет балахон из дерюги.

Паола, Жюльен и Тома подъезжают к дому Кристиана. Они видят фигуру, облаченную в балахон, размахивающую руками и расхаживающую возле дома. Тома: кто это? Паола: похоже, это твой отец. Тома: он сошел с ума, увезите меня обратно в город.

Паола, Жюльен и Тома заходят в дом Кристиана. Паола: где моя синяя ваза? Кристиан: разбилась. Тома: здесь есть Wi-Fi? Я вынужден был выбросить роутер, яйцам вредит излучение. Но если забраться на смотровую вышку – там ловится сигнал. Иногда. Тома: отстой! Паола: а что за костюм был на тебе? Это как ряса, только из дерюги. Она нужна, чтобы гуси не узнали во мне человека. Ведь они должны бояться людей. А мне они станут доверять, я буду им как отец. Паола: значит, ты будешь гусиный папа. Кристиан: да. Это исчезающий вид, я выбираю для них безопасный маршрут для перелета, я покажу им дорогу. Жюльен: и как ты это сделаешь? Кристиан: полечу.

Тома высовывает из окна привязанный к палке телефон, играет на компьютере. Паола и Жюльен прощаются с Кристианом. Тот говорит бывшей жене: а этот Поль – приятный малый. Паола: его зовут Жюльен.

Кристиан и Тома ужинают вдвоем. Тома: ты можешь выключить эту штуку, раздражает. Кристиан: нет, гуси должны привыкнуть к звуку работающего двигателя.

Ночью Тома мешает спать топот лапок каких-то зверьков, бегающих на чердаке.

Тома осматривает спальню. На полке он находит книгу Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». На книге дарственная надпись, ее получил Кристиан на свой день рождения в 1979 году. Тома читает книгу.

Тома жалуется отцу: днем меня заедают комары, ночью то ли крысы, то ли хомяки бегают, я совсем не спал из-за этих исчезающих в ночи животных. Кристиан: да ты же гений!

Кристиан звонит в музей и спрашивает: если на территории стройки обнаруживают исчезающий вид животных – это может вызвать приостановку работ? Ему отвечают, что, если вид занесен в Красную книгу, то потребуется расследование, что вызовет приостановку строительства как минимум на три месяца.

Кристиан предлагает сыну отправиться с ним за покупками в магазин. Нет, я останусь дома. И правильно. Если боишься на солнце обгореть – можешь в доме посидеть. Там твои игрушки остались, машинки всякие. Ты и так бледный, как кожа на заднице. Да, а ветер может твою прическу растрепать.

Оставшись один, Тома звонит матери, жалуется на то, что здесь нечего делать. Забери меня домой.

Утром Кристиан показывает Тома помет хомяков, который он собрал на чердаке. Ты – точно гений!

Кристиан забирается на смотровую вышку и звонит в город Диане: вы хотите сохранить исчезающий вид животных?

Диана разговаривает с редактором. Тот говорит: да никого не волнуют твои исчезающие хомяки! Прекращай уже эту тематику. Это не модно, меня достали твои экологические истории, столько лет – и все одно и то же.

Диана отдает свою статью в печать.

К Кристиану приезжает Пишон. Он показывает статью в газете: работы приостановлены. Был сигнал, у нас нашли какашки речного хомяка. Это какой-то редкий, исчезающий вид.

Тома наблюдает за яйцами в инкубаторе. Одно яйцо двигается. Тома снимает с головы наушники, прикладывает их к этому яйцу. Звучит рок-музыка. Яйцо начинает трескаться. Тома хватает наушники, бежит к отцу: я что-то испортил. Кристиан подходит к инкубатору. Все это – очень серьезно. Мы им станем родителями, они должны привыкать к нашим голосам. Кристиан издает звуки при помощи клаксона, подражает им. Он наряжает сына в костюм из дерюги. Вот, теперь ты похож на гуся. Тома: смешно! Кристиан: разговаривай с ними, смотри, вон клюв показался. Они нам отвечают. Первый взгляд они бросят на нас. Из яйца выбирается птенец. Кристиан берет его в руки: сейчас мы тебя согреем. Тома морщится. Да ты сам такой был, когда родился, липкий, противный, хилый. У некоторых птиц так бывает: кого первого увидели – тот их отец. Это называется импринтинг. То есть ты – его отец. Тома: нет. Кристиан: хорошо, тогда ты – мать.

Тома берет в руки одного из птенцов, рассматривает его. Ты необычный, не такой, как все. Мы будем звать тебя Акка (гусыню из сказки про Нильса и диких гусей звали Акка Кнебекайзе). Я – твоя мать.

Кристиан готовит к полету гидродельтаплан. Тома: ты меня им управлять научишь? А тебе сколько лет? Будто не знаешь: 14. А лицензию выдают с 15 лет. Но я пойду тебе навстречу, если ты мне будешь помогать.

Кристиан занимается дельтапланом. Тома пасет на берегу стаю гусят. Кристиан взлетает. Тома отвлекается, в этот момент Акка убегает из стаи. Тома отводит гусят в загон, ищет Акку, находит ее: больше так никогда не делай.

Кристиан говорит сыну: Бьорн перепутал яйца. Твоя Акка – вовсе не карликовый гусь, это белощекая казарка. И что с того? Все равно гусь. Нельзя скрещивать виды. Тома: да это же расизм какой-то! Кристиан: придется забрать ее из группы. Тома: ни за что!

Тома прицепляет к газонокосилке дельтовидные крылья, запускает агрегат, водит за ним стаю гусят.

Кристиан по карте изучает маршрут перелета карликовых гусей из заполярной Норвегии на юг Франции через Швецию, Данию, Германию и Люксембург. Тома: а почему ты хочешь отвезти гусей до Арктики в фургоне, а не при помощи дельтаплана? Кристиан: птицы запоминают место рождения. Но это не то место, где они вылупились из яиц, а то, где они совершили первый полет. В Лапландии есть охраняемый парк, там они смогут спокойно гнездоваться. И вот оттуда я поведу их за своим дельтапланом. А почему маршрут у тебя такой извилистый, а не прямой? Так ведь короче. Кристиан: птицы тоже предпочли бы прямой короткий маршрут, но на их пути в таком случае возникнет множество опасностей: аэропорты, ЛЭП, охотники, световое загрязнение. Это города? Верно. Наш маршрут все эти опасности обходит стороной. И он впечатается в мозгу наших гусей, как будто в голову им встроят навигатор. Со временем гусят станет все больше, все птицы станут летать именно так. И мы спасем исчезающий вид. Тома: я хочу посмотреть, как они начнут летать.

Паола и Жюльен идут по направлению к дому Кристиана. Путь им преграждает шлагбаум. На нем висят два костюма из дерюги и надпись: это нужно надеть.

Посреди озера на воде находится дельтаплан без крыльев. Там сидит Тома. Кристиан: заводи мотор. Тома заводит двигатель, гудит в клаксон. Гусята заходят в воду и дружно плывут к дельтаплану, потом следуют за ним. Кристиан торжествующе сообщает Паоле и Жюльену: им всего лишь три недели отроду. Тома глушит мотор, спускается с дельтаплана на мелководье, ложится на спину. К нему подплывают гусята и располагаются на его животе и груди.

За обедом Жюльен спрашивает Кристиана: сколько дельтаплан продержится в воздухе без дозаправки? Довольно долго, часов пять – шесть. Разумеется, нужно учитывать и погодные условия. Тома просит мать разрешить ему отправиться с отцом в Норвегию. Но Норвегия далеко, а фургон твоего отца – просто корыто! Кристиан обращается к Тома: накормишь завтра гусят? Как проснусь. Паола: значит, не раньше обеда. Кристиан: у нас подъем ровно в восемь. А в Норвегии он не будет летать на дельтаплане? Кристиан: нет, не будет.

Жюльен облачает в яркий жилет, берет в руки ружье. Он говорит Паоле: не бойся, заряжено холостыми. Это чтобы научить гусей бояться охотников. Жюльен палит из ружья, громко кричит. Кристиан и Тома с криком «охотники, бежим!» уводят всполошившихся гусят.

Кристиан учит Тома летать на дельтаплане: представь, что ты плывешь на доске. Надо найти равновесие. Это называется подъемная сила. Посмотри, там висит ветроуказатель. Всегда обращай на это внимание, взлетать нужно лицом к ветру. Кристиан и Тома вдвоем летят на дельтаплане, отец показывает мальчику чертежи на доске, которые разъясняют суть аэродинамических процессов. Снова полет. Смотри только вперед. Теперь снижаемся, чтобы сесть на воду, надо как бы поймать волну.

Кристиан и Тома помещают в фургон клетки с гусями, размещают на крыше машины разобранный дельтаплан, отправляются в дорогу.

Тома: ты все еще любишь маму? Ну… Просто ответь. Она, конечно, классная, но ведь у нее теперь есть этот Поль. Да сколько можно притворяться, его зовут Жюльен! Просто он очень похож на Поля. Вроде бы мужик неплохой. Тома: да, он хороший. Они с мамой всего три месяца вместе живут.

Кристиан и Тома приезжают к Бьорну. Кристиан показывает ему Акку: вот что происходит, когда все перемешивается в кучу, холодильники, яйца, гуси и пиво. Бьорн: это казарка, ее туда везти нельзя. Ты это моему сыну объяснять будешь.

Тома расспрашивает Бьорна о том, что он делает с гусями. Я вживляю им чипы для идентификации. Но им же больно. Нет, чип очень маленький. А потом мы делаем им прививки. Они же перелетные птицы, иначе им нельзя покинуть Шенгенское пространство. Теперь все данные о гусях будут в нашем компьютере. Тома приносит Бьорну Акку: вживляй ей микрочип, делай прививку. Бьорн вынужден согласиться.

Бьорн рассказывает Тома, что он когда-то промышлял охотой на болотах, так он познакомился с птицами. А потом он перешел к разведению диких птиц.

Бьорн отправляется в дорогу вместе с Кристианом и Тома.

Фургон на пароме перебирается в Швецию, потом в Норвегию, пересекает полярный круг, приезжает в заповедник в Лапландии.

Директор заповедника Йохансен изучает бумаги Кристиана. Потом он говорит, что у птиц надо взять анализ крови. Результатов придется ждать не меньше недели. Он требует, чтобы птицы до этого времени оставались в клетках. Надо соблюдать протокол.

Кристиан, Тома и Бьорн разбивают палаточный лагерь на берегу озера.

Кристиан спрашивает Бьорна, почему Йохансен такой строгий? Бьорн рассказывает: когда-то мы еще студентами без разрешения провели эксперимент. Их яиц вместе с гусями вылупились и казарки. Йохансен приказал убить всех казарок. Так что нам надо подыскать для твоей Акке мужа.

Кристиан: все хватит, прошло уже десять дней. Так у наших гусей пропадет импринтинг. Бьорн: опомнись, а если нас заметят! Кристиан: сегодня воскресенье, они все равно в церкви. Кристиан выпускает из клетки гусей. Взлетайте! Гуси поднимаются в воздух. Криситан: это их первый полет, он останется в их памяти, и через год они сюда вернутся.

Кристиан собирает дельтаплан, поднимается в воздух. Но гуси почему-то отказываются за ним лететь. Бьорн: зайди еще на круг. Нет, у них пропал интерес. Совершенно непонятно, в чем тут дело. Может, это ветер? Кристиан: ерунда. Надо найти причину.

К озеру подъезжают машины, там находятся егеря заповедника во главе с Йохансеном. Бьорн: мы влипли. Тома сидит в дельтаплане, который дрейфует по озеру.

Йохансен говорит, что у гусей обнаружена положительная реакция на птичий грипп. Кристиан: это нормально, им же делали прививки. Йохансен сообщает, что он звонил в музей, там не в курсе, что за эксперимент затеял Кристиан. Бьорн: позвони в музей, пусть они все объяснят. Кристиан признается в том, что он подделал документы. Йохансен отдает команду, егеря спускают на воду привезенную ими моторную лодку. Тома по рации спрашивает Бьорна: что мне делать? Тот отвечает, что отец подделал документы, теперь птиц заберут норвежцы.

Тома заводит двигатель, идет на взлет. Гуси следуют за ним. Тома взлетает, за ним взлетают и птицы. Бьорн: они, оказываются, готовы лететь не за дельтапланом, а за Тома!

Погода начинает портиться, Тома находит пригодное для посадки озеро, опускает дельтаплан на воду. За ним садятся гуси.

Кристиан и Бьорн в полицейском участке. Йохансен говорит, что музей засудит Кристиана. Тот кричит, что ему на это наплевать: у меня сын пропал!

Паола звонит Кристиану. Узнав, что произошло, она прилетает в Норвегию. Она набрасывается с упреками на бывшего мужа: где мой сын? Ты же обещал!

Тома и гуси ночуют на берегу озера. Утром птицы своим гоготом будят мальчика. Они взлетают. Тома видит рысь. Громко крича и размахивая руками, он прогоняет зверя.

Тома снова летит, гуси летят следом за ним. Тома видит подходящее озеро, готовится к заходу на посадку: дамы и господа, пристегните ремни и приведите спинки кресел в вертикальное положение. Мы приземляемся на ближайшем пляже.

К Тома и его гусям подходит девочка. Тома спрашивает ее, где можно найти бензин. Та говорит, что у ее отца есть катер. Тома получает топливо и взлетает. Девочка снимает дельтаплан с гусями на телефон.

Выясняется, что результат анализа на птичий грипп оказывается отрицательным. У норвежской полиции отпадают основания для задержания Кристиана и Бьорна.

Девочка выкладывает снимок в сеть, ее обнаруживает Диана, она сообщает об этом Кристиану. Тот приходит в восторг: Тома жив!

Диана прилетает в Норвегию. Она показывает Кристиану, как определить геолокацию Тома. Йохансен пытается догнать Тома, чтобы перебить его гусей.

Пока Кристиан, Паола и Бьорн пытаются догнать Тома на фургоне, Диане удается задержать Йохансена. Она просит взять ее с собой на вертолет, в полете имитирует паническую атаку, вынуждая летчика вернуться на базу.

Тома долетает до берега Северного моря и решается совершить перелет над его водами. Узнав об этом, его родители приходят в ужас: ветер может снести дельтаплан в открытое море.

Тома летит над морем. Начинается шторм, сверкают молнии, гремит гром. Дельтаплан попадает в болтанку, гуси теряют силы. Тома удается подняться выше облаков, гуси его догоняют. Тома берет на руки выбившуюся из сил Акку.

Жюльен собирает вещи, кладет ключи от входной двери на стол и покидает квартиру Паолы.

Тома садится на воду у берегов Дании. Ему дают горючее, кормят. Тома спит на берегу рядом с гусями.

Тома отправляет сообщение Кристиану: он летит в парк у дома Бьорна. По дороге люди дают Тома бензин, пищу, делают с ним селфи.

Наконец, у дома Бьорна происходит встреча Тома с родителями. Мальчик попадает в больницу из-за сильного истощения. Руководство музея требует от Криситана прекратить эксперимент. Гусям надо подрезать крылья, или они оставшуюся жизнь проведут в клетке. Однако Тома не желает признавать поражение. Он снова поднимается в воздух и ведет стаю гусей к болоту, рядом с которым находится дом его отца. Если там поселятся гуси, болото можно будет спасти от осушения. Префект, которому сообщили о сенсационном перелете мальчика и гусей, дает разрешение на сохранение болота.

Тома садится на воду озерца у дома Кристиана. Население приветствует своего героя. Кристиан и Паола обнимают сына, теперь семья снова воссоединилась.

Однако директор Менар, выступая по телевизору, утверждает, что эксперимент будет признан состоявшимся только после того, как гуси самостоятельно совершат обратный перелет в Норвегию для гнездования. Смогут ли это сделать гуси, прирученные мальчиком – большой вопрос.

Полгода спустя. Тома, Паола, Бьорн и Диана в Норвегии, на том самом месте, где в прошлом году гуси совершили свой первый полет. Все сроки перелета уже прошли. Кристиан утешает Тома: может быть, они решили свить гнезда в другом месте. Ведь они – свободные птицы. Тома что-то видит на горизонте, он хватает бинокль и видит своих гусей. И Акка тоже с ними!

Кристиана по возвращении в музей торжественно встречают коллеги во главе с директором Менаром. Теория Кристиана нашла блестящее подтверждение на практике.

Закадровый голос. Более 420 миллионов птиц исчезло из неба Европы менее чем за 30 последних лет. А только во Франции площади, покрытые асфальтом и бетоном, прирастают на 80 тысяч гектаров в год. Все более актуальной становится индийская поговорка: мы получили землю в наследство от родителей и взяли ее взаймы у детей.

«Мужчины с крыльями» (1938) — IMDb

  • Актеры и съемочная группа
  • Отзывы пользователей
  • 1ч 45м

РЕЙТИНГ IMDb

6.3/10

175

ВАШ РЕЙТИНГ

ActionDramaRomance

Сюжет №1 — это любовный треугольник между двумя парнями и одной девушкой, которые взрослеют и присоединяются к новой авиационной промышленности. Сюжет №2 — эволюция самолетов времен Уилба… Читать полностьюСюжет №1 — любовный треугольник между двумя парнями и одной девушкой, когда они становятся взрослыми и присоединяются к новой авиационной промышленности. Сюжет № 2 — это эволюция самолетов со времен Уилбура и Орвилла Райтов незадолго до Второй мировой войны. Сюжет № 1 — это любовный треугольник между двумя парнями и одной девушкой, когда они становятся взрослыми и присоединяются к новой авиационной промышленности. Сюжет № 2 — эволюция самолетов со времен Уилбура и Орвилла Райтов до незадолго до Второй мировой войны.

  • Режиссер
    • Уильям А. Веллман
  • Сценарист
    • Роберт Карсон
  • Звезды
    • Фред МакМюррей 90 004
    • Рэй Милланд
    • Луиза Кэмпбелл
  • Посмотреть производство, кассовые сборы и информацию о компании
  • Фото

    Лучшие актеры

    Фред МакМюррей

    • Патрик Фальконер

    Рэй Милланд

    • Скотт Барнс

    Луиза Кэмпбелл

    • Пегги Рэнсон

    Энди Дивайн

    • Джо Гиббс

    Линн Оверман

    • Хэнк Ринеб вл

    Портер Холл

    • Хирам Ф. Дженкинс

    Уолтер Абель

    • Ник Рэнсон

    Китти Келли

    • Марта Рэнсон

    Вирджиния Вейдлер

    • Пегги Рэнсон в возрасте 8 лет

    Дональд О’Коннор 900 11

    • Пэт Фальконер, 10 лет

    Билли Кук

    • Скотт Барнс, 10 лет

    Джеймс Берк

    • Дж. А. Нолан

    Уиллард Робертсон

    • Полковник Хэдли

    Деннис Морган

    • Гальтон
    • (как Ричард Стэнли)

    900 60 Фрэнк Кларк

    Бобби Барбер

    • Поклонник на аэродроме
    • (в титрах)

    Анита Рандалла Беркли

    • Ребенок Пегги
    • (в титрах)

    Билли Блетчер

    • Красный Крест
    • (в титрах)
      900 03 Режиссер

      • Уильям А. Веллман
    • Сценарист
      • Роберт Карсон
    • Весь актерский состав и съемочная группа
    • Производство, кассовые сборы и многое другое на IMDbPro

    Еще подобное

    Ночь в большом городе

    Я и моя девочка

    Изгнанник

    Вспомни день

    Добродетель

    Свет, который погас

    Красавчик Жест

    Искушение

    Кое-что о солдате

    Капитан Эдди

    90 060 В поисках неприятностей

    Вирджиния

    Сюжетная линия

    Знаете ли вы

    • Trivia

      Один из более чем 700 фильмов Paramount, снятых между 1929 и 1949 годами, которые были проданы MCA/Universal в 1958 году для распространения на телевидении и с тех пор принадлежат и контролируются Universal. Его первая телетрансляция состоялась в Чикаго во вторник, 3, 19 февраля.59 на WBBM (канал 2), затем Омаха 13 февраля 1959 года на KETV (канал 7), Сиэтл 21 июня 1959 года на KIRO (канал 7), Гранд-Рапидс 28 октября 1959 года на WOOD (канал 8), Питтсбург 29 октября 1959 г. на KDKA (Канал 2), Феникс 1 ноября 1959 г. на KVAR (Канал 12), Милуоки 6 ноября 1959 г. на WITI (Канал 6), Детройт 5 декабря 1959 г. на WJBK (Канал 2) и Миннеаполис 19 декабря 1959 г. на WTCN (канал 11). В то время цветное вещание находилось в зачаточном состоянии, ограничиваясь лишь небольшим количеством программ с высоким рейтингом, в основном на станциях NBC и дочерних станциях NBC, поэтому все эти показы фильмов все еще были черно-белыми. Зрителям была предоставлена ​​возможность увидеть эти фильмы в их оригинальном Technicolor только несколько лет спустя. Он был выпущен на DVD 9Декабрь 2014 г. в рамках серии Universal Vault.

    • Цитаты

      Джонс: Почему он не подъезжает?

      Джо Гиббс: Не знаю. Он всегда был немного невежественен в отношении земли.

    Обзоры пользователей12

    Обзор

    Избранный обзор

    9/

    10

    Отличный боевик

    Я согласен с другими вашими зрителями — очень хорошо снятый боевик. Я видел это, когда мне было 8 лет, и мне понравилось, хотя некоторые сцены крушения были страшными. Я видел его по телевизору один раз, может быть, 10 или 15 лет назад, так что я думаю, что негатив все еще существует. AMC следует поощрять к его трансляции.

    полезно•6

    0

    • 54-14er
    • 5 февраля 1999 г. 11

      Войти

      Детали

      • Дата выпуска
        • 28 октября 1938 г. (США)
      • Страна происхождения
        • США
      • Язык
        • Английский
      • Также известен как
        • Вингарнас мэн
      • Места съемок
        • Paramount Studios — 5555 Melrose Avenue, Hollywood, Los Angeles, California, США (студия)
      • Продюсерская компания
        • Paramount Pictures

        900 04

      • См. больше кредитов компании на IMDbPro

      Технический характеристики

      • Время работы

        1 час 45 минут

      • Соотношение сторон
        • 1,37 : 1

      Связанные новости

      Con дань уважения этой странице

      Предложить редактирование или добавить отсутствующий контент

      Top Gap

      Под каким названием был официально выпущен фильм «Люди с крыльями» (1938) в Канаде на английском языке?

      Ответить

      Еще для изучения

      Недавно просмотренные

      У вас нет недавно просмотренных страниц

      человек с крыльями — тухлые помидоры

      1938, Драма, 1ч 46м

      2 отзыва

      0 оценок

      Оценить и оставить отзыв

      Проверено

      • Оцените этот фильм

        5″ data-star-lower-threshold=»0.5″> Уф, это было гнило.

        Мех, время прошло.

        Это хорошо — рекомендую.

        Отлично!

        Так свежо: обязательно нужно увидеть!

      • Ты почти у цели! Просто подтвердите, как вы получили свой билет.

      • Шаг 2 из 2

        • Фанданго

        • AMCTheatres.com или приложение AMCНовый

          Введите номер подтверждения вашего билета, который находится в вашей электронной почте. Подробнее

        • Синемамарк

          Вскоре

          Мы не сможем проверить ваш билет сегодня, но это будет полезно знать на будущее.

        • Королевский

          Вскоре

          Мы не сможем проверить ваш билет сегодня, но это будет полезно знать на будущее.

        • Театральная касса или еще где

        Решив проверить свой билет на этот фильм, вы позволяете нам сверить адрес электронной почты, связанный с вашей учетной записью Rotten Tomatoes, с адресом электронной почты, связанным с покупкой билета Fandango на тот же фильм.

        Почти у цели! Просто подтвердите, как вы получили свой билет.

      • Оцените этот фильм

        Уф, это было гнило.

        Мех, время прошло.

        5″> Это хорошо — рекомендую.

        Отлично!

        Так свежо: обязательно нужно увидеть!

        • Фанданго

        • AMCTheatres.com или приложение AMCНовый

          Введите номер подтверждения вашего билета, который находится в вашей электронной почте.Подробнее

        • Синемамарк

          Вскоре

          Мы не сможем проверить ваш билет сегодня, но это будет полезно знать на будущее.

        • Королевский

          Вскоре

          Мы не сможем проверить ваш билет сегодня, но это будет полезно знать на будущее.

        • Театральная касса или еще где

        Решив проверить свой билет на этот фильм, вы позволяете нам сверить адрес электронной почты, связанный с вашей учетной записью Rotten Tomatoes, с адресом электронной почты, связанным с покупкой билета Fandango на тот же фильм.

      • Вы еще не закончили проверку, хотите отправить как есть?

        Вы всегда сможете отредактировать свой отзыв позже.

      • Вы уверены?

        Другие кинозрители считают проверенные отзывы более надежными.

      • Хотите внести изменения в отзыв перед закрытием?

      • Уже готово? Еще несколько слов могут помочь другим решить, стоит ли смотреть

        Они не смогут увидеть ваш обзор, если вы отправите только свою оценку.

        Уже готово? Еще несколько слов могут помочь другим решить, стоит ли смотреть

        Они не смогут увидеть ваш обзор, если вы отправите только свою оценку.

        Изображение является примером электронного письма с подтверждением билета, которое AMC отправила вам при покупке билета. Подтверждение вашего билета # находится под заголовком вашего электронного письма, который гласит «Информация о бронировании вашего билета». Чуть ниже написано «Подтверждение билета №:», за которым следует 10-значный номер. Этот 10-значный номер является вашим номером подтверждения.

        Номер подтверждения вашего билета AMC можно найти в электронном письме с подтверждением заказа.

      Мужчины с крыльями

      Фото

      Посмотреть все фотографии

      Информация о фильме

      Горячий Пэт Фалконер (Фред МакМюррей), его умный сосед Скотт Барнс (Рэй Милланд) и их юная подруга Пегги Рэнсон (Луиза Кэмпбелл) разделяют глубокую любовь к авиации, восходящую к моменту исторического полета братьев Райт. Эта одержимость самолетами приводит Фальконера в ВВС и к военному героизму, а Барнса — к карьере авиационного инженера. С годами дружба Барнса и Фальконера проверяется их взаимным интересом к Рэнсону.

      Актеры и съемочная группа

      Фред МакМюррей

      Пэт Фалконер

      Рэй Милланд

      Скотт Барнс

      Луиза Кэмпбелл

      Пегги Рэнсон

      Уильям А.

    You may also like

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *