Популярное

Тест акцентуации характера по шмишеку: Опросник Шмишека онлайн | Тест на акцентуацию характера

Опросник Шмишека — Психологос

Описание методики

Опросник Шмишека — личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г.

Методика состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Разработан также сокращенный вариант опросника. С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации личности (по классификации К.Леонгарда​):

  • Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.
  • Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.
  • Застревающий тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.
  • Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.
  • Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.
  • Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.
  • Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость.
  • Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.
  • Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали.Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния.
  • Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.

Максимальный показатель по каждому типу акцентуации — 24 балла. Признаком акцентуации считается показатель выше 12 баллов. Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации».

Сушествует два варианта данной методики:
  • Взрослый вариант опросника Шмишека
  • Детский вариант опросника Шмишека

Оба варианта состоят из одинакового количества вопросов, имеют одинаковые типы акцентуаций личности и одинаковые методы обработки результатов. Различия состоят только в формулировке вопросов, описание опросника и определение доминирующих акцентуаций характера одинаково как для взрослых, так и для детей.

Вопросы

1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?

2. Восприимчивы ли вы к обидам?

3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?

4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?

5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?

6. Может ли ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали?

7. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?

8. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?

9. Серьезный ли вы человек?

10. Можете ли вы сильно воодушевиться?

11. Предприимчивы ли вы?

12. Быстро ли вы забываете, если вас кто-нибудь обидит?

13. Мягкосердечный ли вы человек?

14. Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?

15. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?

16. Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками?

17. Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу?

18. Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и переживаний?

19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?

20. Часто ли ваше настроение бывает подавленным?

21. Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?

22. Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления?

23. Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?

24. Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?

25. Смогли бы вы убить человека?

26. Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется немедленно устранить эти недостатки?

27. Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?

28. Часто ли у вас без причины меняется настроение?

29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?

30. Быстро ли вы можете разгневаться?

31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?

32. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?

33. Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?

34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?

35. Влияет ли на вас вид крови?

36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?

37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?

38. Трудно ли вам входить в темный подвал?

39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое вами дело?

40. Являетесь ли вы общительным человеком?

41. Охотно ли вы декламировали в школе стихи?

42. Убегали ли вы ребенком из дома?

43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?

44. Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу?

45. Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?

46. Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит?

47. Любите ли вы животных?

48. Уйдете ли вы с работы или из дому, если у вас там что-то не в порядке?

49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье?

50. Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?

51. Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?

52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?

53. Много ли вы общаетесь?

54. Если вы будете чем-либо разочарованы, придете ли в отчаяние?

55. Нравится ли вам работа организаторского характера?

56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?

57. Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы-выступят на глазах?

58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?

59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться под-, сказками или списывать у товарищей домашнее задание?

60. Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?

61. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?

62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?

63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?

64. Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?

65. Часто ли вы смеетесь?

66. Можете ли вы быть приветливым с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?

67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?

68. Сильно ли вы страдаете из-за несправедливости?

69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?

70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?

71. Пугливы ли вы?

72. Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных причин для этого нет?

73. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке?

74. Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?

75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?

76. Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий период времени?

77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?

78. Переносители вы злость длительное время?

79. Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?

80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу?

81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?

82. Часто ли вы видите страшные сны?

83. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийся поезд?

84. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?

85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?

86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?

87. Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы словоохотливы (нет)?

88. Могли бы вы, если пришлось бы участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?

Ключ

При совпадении ответа на вопрос с ключом, ответу присваивается один балл.

Демонстративность/демонстративный тип:

+: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.

-: 51.

Сумму ответов умножить на 2.

Застревание/застревающий тип:

+: 2, 15,24,34,37,56,68,78,81.

-: 12,46,59.

Сумму ответов умножить на 2.

Педантичность/педантичный тип:

+: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.

-: 36.

Сумму ответов умножить на 2.

Возбудимость/возбудимый тип:

+: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86. Сумму ответов умножить на 3.

Гипертимность/гипертимный тип:

+: 1, 11,23, 33, 45, 55,67,77. Сумму ответов умножить на 3.

Дистимность/дистимический тип:

+: 9, 21, 43,75, 87. Сумму ответов умножить на 3.

Тревожность/тревожно-боязливый тип:

+: 16, 27, 38,49,60,71,82.

-: 5.

Сумму ответов умножить на 3.

Экзальтированность/аффективно-экзальтированный тип:

+: 10, 32,54,76. Сумму ответов умножить на 6.

Эмотивность/эмотивный тип:

+: 3, 13, 35,47,57,69,79.

-: 25.

Сумму ответов умножить на 3.

Циклотимность/циклотимный тип:

+: 6, 18,28,40, 50,62,72, 84. Сумму ответов умножить на 3.

Максимальная сумма баллов после умножения — 24. По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основании практического применения опросника считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной. Полученные данные могут быть представлены в виде “профиля личностной акцентуации”

Опросник Шмишека

Согласно теории акцентуированных личностей существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении.

Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. Акцентуация не является патологией, это крайняя степень нормы, за которой начинается психопатия — патология личности, ведущая к нарушению адаптации и взаимодействия человека с окружающей средой.

По классификации Леонгарда выделяют десять основных типов акцентуаций. Все эти группы акцентуированных личностей объединяются по принципу акцентуации характера или акцентуации темперамента. К акцентуациям характера относятся: застревание, педантичность, демонстративность, возбудимость. К акцентуациям темперамента относятся: гипертимность, эмотивность, тревожность, циклоидность, дистимность, экзальтированность.

Инструкция к тесту:

Вам предлагается ответить на 97 вопросов, касающихся различных сторон вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте знак «+» (да), если согласны, или «-» (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь.

Содержание теста:

1. Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?

2. Восприимчивы ли Вы к оскорблениям, обидам?

3. Легко ли Вы плачете?

4. Возникает ли у Вас по окончании какой-либо работы сомнение в качестве ее исполнения и прибегаете ли Вы к проверке – правильно ли все было сделано?

5. Были ли Вы в детстве таким же смелым, как Ваши сверстники?

6. Часто ли у Вас бывают резкие смены настроения (только что парили в облаках от счастья, и вдруг становится очень грустно)?

7. Бываете ли Вы обычно во время веселья в центре внимания?

8. Бывают ли у Вас дни, когда Вы без особых причин ворчливы и раздражительны и все считают, что Вас лучше не трогать?

9. Всегда ли Вы отвечаете на письма сразу после прочтения?

10. Вы человек серьезный?

11. Способны ли Вы на время так сильно увлечься чем-нибудь, что все остальное перестает быть значимым для Вас?

12. Предприимчивы ли Вы?

13. Быстро ли Вы забываете обиды и оскорбления?

14. Мягкосердечны ли Вы?

15. Когда Вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, опустилось оно туда или нет?

16. Требует ли Ваше честолюбие того, чтобы в работе (учебе) Вы были одним из первых?

17. Боялись ли Вы в детские годы грозы и собак?

18. Смеетесь ли Вы иногда над неприличными шутками?

19. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые считают Вас педантичным?

20. Очень ли зависит Ваше настроение от внешних обстоятельств и событий?

21. Любят ли Вас Ваши знакомые?

22. Часто ли Вы находитесь во власти сильных внутренних порывов и побуждений?

23. Ваше настроение обычно несколько подавленно?

24. Случалось Вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение?

25. Трудно ли Вам долго сидеть на одном месте?

26. Отстаиваете ли Вы свои интересы, когда по отношению к Вам допускается несправедливость?

27. Хвастаетесь ли Вы иногда?

28. Смогли ли Вы в случае надобности зарезать домашнее животное пли  птицу?

29. Раздражает ли Вас, если штора или скатерть висит неровно, стараетесь ли Вы это поправить?

30. Боялись ли Вы в детстве оставаться дома один?

31. Часто ли портится Ваше настроение без видимых причин?

32. Случалось ли Вам быть одним из лучших в Вашей профессиональной или учебной деятельности?

33. Легко ли Вы впадаете в гнев?

34. Способны ли Вы быть шаловливо-веселым?

35. Бывают ли у Вас состояния, когда Вы переполнены счастьем?

36. Смогли бы Вы играть роль конферансье в веселых представлениях?

37. Лгали Вы когда-нибудь в своей жизни?

38. Говорите ли Вы людям свое мнение о них прямо в глаза?

39. Можете ли Вы спокойно смотреть на кровь?

40. Нравится ли Вам работа, когда только Вы один ответственны за нее?

41. Заступаетесь ли Вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость?

42. Беспокоит ли Вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую, темную комнату?

43. Предпочитаете ли Вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно, той, которая не требует большой кропотливости и делается быстро?

44. Вы очень общительный человек?

45. Охотно ли Вы в школе декламировали стихи?

46. Сбегали ли Вы в детстве из дому?

47. Обычно Вы без колебаний уступаете место в автобусе престарелым пассажирам?

48. Часто ли Вам жизнь кажется тяжелой?

49. Случалось ли Вам так расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта, что после этого Вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу?

50. Можно ли сказать, что при неудаче Вы сохраняете чувство юмора?

51. Стараетесь ли Вы помириться, если кого-нибудь обидели? Предпринимаете ли Вы первым шаги к примирению?

52. Очень ли Вы любите животных?

53. Случалось ли Вам, уходя из дома, возвратиться, чтобы проверить: не произошло ли чего-нибудь?

54. Беспокоили ли Вас когда-нибудь мысли, что с Вами или с Вашими родственниками должно что-либо случиться?

55. Существенно ли зависит Ваше настроение от погоды?

56. Трудно ли Вам выступать перед большой аудиторией?

57. Можете ли Вы, рассердясь на кого-либо, пустить в ход руки?

58. Очень ли Вы любите веселиться?

59. Вы всегда говорите то, что думаете?

60. Можете ли Вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?

61. Привлекает ли Вас роль организатора в каком-нибудь деле?

62. Упорствуете ли Вы на пути к достижению цели, если встречается какое-либо препятствие?

63. Чувствовали ли Вы когда-нибудь удовлетворение при неудачах людей, которые Вам неприятны?

64. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что у Вас на глазах выступят слезы?

65. Часто ли Вам мешают уснуть мысли о проблемах прошлого или о будущем дне?

66. Свойственно ли было Вам в школьные годы подсказывать или давать списывать товарищам?

67. Смогли бы Вы пройти в темноте один через кладбище?

68. Вы, не раздумывая, вернули бы лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили их слишком много?

69. Большое ли значение Вы придаете тому, что каждая вещь в Вашем доме должна находиться на своем месте?

70. Случается ли Вам, что, ложась спать в отличном настроении, следующим утром Вы встаете в плохом расположении духа, которое длится несколько часов?

71. Легко ли Вы приспосабливаетесь к новой ситуации?

72. Часто ли у Вас бывают головокружения?

73. Часто ли Вы смеетесь?

74. Сможете ли Вы относиться к человеку, о котором Вы плохого мнения, так приветливо, что никто не догадывается о Вашем действительном отношении к нему?

75. Вы человек живой и подвижный?

76. Сильно ли Вы страдаете, когда совершается несправедливость?

77. Вы страстный любитель природы?

78. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы закрыты ли краны, погашен ли везде свет, заперты ли двери?

79. Пугливы ли Вы?

80. Может ли принятие алкоголя изменить Ваше настроение?

81. Охотно ли Вы принимаете участие в кружках художественной самодеятельности?

82. Тянет ли Вас иногда уехать далеко от дома?

83. Смотрите ли Вы на будущее немного пессимистично?

84. Бывают ли у Вас переходы от веселого настроения к тоскливому?

85. Можете ли Вы развлекать общество, быть душой компании?

86. Долго ли Вы храните чувство гнева, досады?

87. Переживаете ли Вы длительное время горести других людей?

88. Всегда ли Вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, правильность которых сознаете?

89. Могли ли Вы в школьные годы переписать из-за помарок страницу в тетради?

90. Вы по отношению к людям больше осторожны и недоверчивы, чем доверчивы?

91. Часто ли у Вас бывают страшные сновидения?

92. Бывают ли у Вас иногда такие навязчивые мысли, что если Вы стоите на перроне, то можете против своей воли кинуться под приближающийся поезд или можете кинуться из окна верхнего этажа большого дома?

93. Становитесь ли Вы веселее в обществе веселых людей?

94. Вы – человек, который не думает о сложных проблемах, а если и занимается ими, то недолго?

95. Совершаете ли Вы под влиянием алкоголя внезапные импульсивные поступки?

96. В беседах Вы больше молчите, чем говорите?

97. Могли бы Вы, изображая кого-нибудь, так увлечься, чтобы на время забыть, какой Вы на самом деле?

Ключи к тесту:

Количество совпадающих с ключом в тесте ответов оценивается в 1 бал и умножается на значение коэффициента соответствующего типа акцентуации; если полученная величина превышает 18, то это свидетельствует о выраженности данного типа акцентуации.

Свойства характера
К-тВопросы «да»Вопросы «нет»
Гипертимность31, 12, 25, 36, 50, 61, 75, 85
Застревание22, 16, 26, 38, 41, 62, 76, 86, 9013, 51, 66
Эмотивность33, 14, 52, 64, 77, 8728, 39
Педантичность24, 15, 19, 29, 43, 53, 65, 69, 78, 89, 9240
Тревожность317, 30, 42, 54, 79, 915, 67
Циклоидность36, 20, 31, 44, 55, 70, 80, 93
Демонстративность27, 21, 24, 32, 45, 49, 71, 74, 81, 94, 9756
Возбудимость38, 22, 33, 46, 57, 72, 82, 95
Дистимность310, 23, 48, 83, 9634, 58, 73
Экзальтированность611, 35, 60, 84
Ложь19, 47, 59, 68, 8818, 27, 37, 63

Анализ теста и интерпретация результатов:

Гипертимность. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, не любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. Чрезмерно повышенное настроение может приводить к неадекватности поведения.

Застревание. Склонность к «застреванию аффекта», к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появиться навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, «упертые в одно», «зашкаленные». В эмоциональном отношении ригидны. Иногда могут давать аффективные вспышки, могут проявлять агрессию.

Эмотивность. Люди, у которых преувеличенно проявляется эмоциональная чувствительность, резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все: и работоспособность, и самочувствие. Тонко организована эмоциональная сфера: способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. В любви ранимы, как никто другой. Крайне болезненно воспринимают грубость, хамство, приходят в отчаяние, депрессию, если происходит разрыв или ухудшение отношений с близкими людьми.

Педантичность. Люди, которым трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли свои мысли. Идея порядка и аккуратности становится главным смыслом жизни. В периоды злобно-тоскливого настроения все их раздражает. Могут проявлять агрессию.

Тревожность. Люди меланхолического (либо холерического) склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Пугаются ответственности, опасаются всевозможных неприятностей для себя и своих родных, не могут унять свои страхи и тревогу, «притягивая» к себе и близким реализацию своих страхов и опасений.

Циклоидность. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение длится мало, плохое много. При депрессии ведут себя как тревожные, быстро утомляются, приходят в отчаяние от неприятностей, вплоть до попыток самоубийства. При хорошем настроении ведут себя как гипертимные.

Демонстративность. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания. Таких людей много среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Им свойственна патологическая лживость, чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду, могут быть определены чисто внешне.

Возбудимость. Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной.

Дистимность. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляемость. Быстро истощается в контактах и предпочитает одиночество.

Экзальтированность. Отсутствие полутонов в эмоциях и чувствах, и быстрый переход от «мировой скорби» к «безоблачному счастью». Со стороны такое поведение воспринимается как позерство, но страсть к искусству, музыке, природе, увлечение спортом таких людей может захватить до глубины души и исключают предположения об их притворстве.

Личностные и психомоторные характеристики ролей в женском мини-футболе

Личностные и психомоторные особенности ролей в женском мини-футболе

ˑ: 

Л.Е. Наконечная
Е.В. Романина , профессор, к.т.н.
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Ключевые слова: психологическая подготовка, женский спорт, мини-футбол.

Введение. Мини-футбол становится все более популярным как в мире, так и в нашей стране. Из года в год наша команда занимает призовые места на чемпионатах мира и Европы. Женский чемпионат проводится с 2010 года и пока носит неофициальный характер, но приобретает все большее значение. В декабре 2013 года наша команда стала бронзовым призером.

Развитие женского футбола в целом и мини-футбола в частности – перспективное направление, определяемое как одно из ведущих на высшем европейском уровне. «Ключевая цель УЕФА — широкомасштабное участие в европейском женском футболе. Европейский футбольный союз продолжит поддерживать ассоциации в вопросах дальнейшего развития женского футбола», – заявила Карен Эспелунд, глава Комитета УЕФА по женскому футболу. Однако популярность этого вида спорта в нашей стране значительно уступает таковой в европейских странах. Актуальность подготовки и развития потенциала игроков, выявление ориентиров организации не только технико-тактической, но и психологической подготовки являются приоритетными направлениями.

Выявление особенностей работы с командой, учитывая специфику данного вида спорта, формирование дифференцированного подхода к игрокам для максимального раскрытия их потенциала и повышение конкурентоспособности команды в целом – важные задачи как тренера, так и психолога. Чаще всего игроков в команде дифференцируют по игровым позициям. Во всех играх они достаточно четко определяют функции игрока, на них строятся технические и тактические действия. Однако игровые ситуации в футзале существенно отличаются от таковых в других спортивных играх, в частности в обычном футболе. Количество игроков и размер поля, скорость, рывки, быстрая смена направления, а также тот факт, что все игроки принимают участие как в атаке, так и в защите — все это имеет значение не только в технико-тактических действиях, но и в личностные качества игроков.

Цель исследования состояла в том, чтобы выявить различия или сходства психомоторных характеристик и черт личности футзалисток.

Материалы и методы. Методы включали компьютерные тесты психомоторных реакций с использованием программы «УПДК — МК» (универсальная психодиагностическая система), «аСТАРТа», методику изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (адаптированная версия С. Шмишека), опросник волевого самоконтроля. -контроль (VSC) А.Г. Зверкова и Е.В. Айдмана, тест «Стиль саморегуляции поведения» В.Н. Моросанова; математические методы обработки данных: U-критерий Манна–Уитни, описательная статистика (Excel 2007).

В исследовании, проведенном в футбольном клубе «Снежанна» г. Котельники, приняли участие 12 спортсменов по мини-футболу (I ст., КМС, МС, МСМК).

Результаты и обсуждение. Психомоторные характеристики футзалисток по реакции на движущийся объект (табл. 1) различаются незначительно у представительниц разного положения. Общая тенденция заключалась в незначительном смещении в сторону реакций торможения, различались показатели времени реакции, но статистически значимые различия были выявлены только во времени простой реакции: атакующие игроки характеризуются более быстрой реакцией по сравнению с защитниками (при р <0,01), реакция выбора при стрессе находилась в зоне неопределенности.

Табл.

Игровая позиция

Реакция на движущийся объект (из 30)           

Простая реакция, м/с

Реакция выбора между двумя альтернативами            s

Реакция выбора между двумя альтернативами в условиях стресса

замедленная реакция

предшествующая реакция

точная реакция

скорость, м/с

ошибки

скорость, м/с

ошибки

Атака

12,7 ± 0,8

7,0 ± 0,5

10,2 ± 0,5

0,311 ± 0,010

0,407 ± 0,006

1,0 ± 0,3

0,380 ± 0,012

1,0 ± 0,2

Защита

13,8 ± 1,7

5,2 ± 1,1

10,8 ± 1,2

0,342 ± 0,008

0,438 ± 0,022

1,0 ± 0,5

0,457 ± 0,030

1,0 ± 0,3

48 Шмишек вариант ), %

Данные по акцентуациям характера футзалисток с разной позицией (рис. 1) выявляют явное сходство некоторых шкал, выраженные гипертимные, циклотимические характеристики темперамента, отсутствие выраженной дистимии, возбудимости; эти черты должны быть типичны для футзалисток. На рисунке 1 мы видим существенные различия в чертах характера. U-критерий Манна-Уитни также применялся для проведения статистического анализа данных для выяснения различий. Помимо данных о выраженных акцентуациях, математически обрабатывались данные о тенденциях и отсутствии акцентуаций. В итоге оказалось, что достоверные различия определялись только в акцентуации дистимического характера при р<0,05; такие показатели, как «возбудимость» и «тревожность» находились в зоне неопределенности, остальные различия акцентуаций не достигли уровня статистической значимости.

Рисунок 2. Уровни волевой саморегуляции и особенности саморегуляции футзалисток, % степени (рис. 2) показывает некоторые различия между игроки с разными игровыми позициями, но их значимость математически не подтверждена, за исключением шкалы «гибкость», оказавшейся в зоне неопределенности. Эти характеристики должны отражать специфику мини-футбола, где каждый игрок может находиться в ситуации как нападения, так и защиты; а особенности планирования, моделирования и программирования своих действий, действий соперников и игроков своей команды должны быть типичны для всех независимо от игровой позиции и, возможно, определяются квалификацией команды, которую еще предстоит изучить.

Выводы. Выявленные различия между игроками в различных игровых ситуациях помогают тренеру и психологу применять дифференцированный подход к организации тренировочного процесса. Взаимозаменяемость в этом виде спорта очень важна, поэтому некая универсальность игрока во многом способствует его результативности. При работе с командой тренеру и психологу необходимо обращать внимание на командный дух игроков, формирование у них взаимопонимания и «чувства игрока». Убедительная забота защитников, жесткая регламентация деятельности и директивные методы не рекомендуются для повышения стрессоустойчивости и четкости реакции. Психологическая подготовка атакующих игроков обязательно должна включать в себя повышение самоконтроля, психологическую подготовку и психомышечную подготовку. Игрокам важно доверять своему тренеру и игрокам.

Ссылки

  1. Методика изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (адаптированная версия С. Шмишека) / Практикум по психодиагностике личности; изд. Н.К. Ракович. – Минск: Танк БГПУ, 2002. – 248 с.
  2. .

Автор, ответственный за переписку: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ С ЗАВИСИМЫМ ПОВЕДЕНИЕМ | Ганишина

Адлер А. (1964). Проблемы невроза: Сборник историй болезни. Нью-Йорк: HarperTorchbooks.

Аксенова Г.И. Купцов М.И. (2016). О некоторых аспектах применения информационных технологий в психолого-педагогических исследованиях. Р.В. Ершова (ред.), Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития личности: Материалы международной конференции, Коломна (с. 16-20). Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет.

Бандура, А. (2000). Теория социального научения.СПб.: Евразия.

Березин С.В. (2000). Психология ранней наркомании. М.: Самара.

Берн, Э. (2008). Трансактный анализ и психотерапия. М.: Эксмо.

Братусь, Б.С. (1988). Аномалии личности. М.: Мысль.

Дебольский М.Г. и Кокурин А.В. (2005). Современное состояние и основные направления совершенствования психокоррекционной работы с осужденными. Психокоррекционные технологии в работе пенитенциарных психологов: Материалы психологов уголовно-исполнительной системы, Москва (Ч.1, с. 5-24). Москва: НИИ уголовно-исполнительной системы.

Эрикссон, Э. (2008). Трагедия личности. М.: Эксмо.

Эванс, К. и Салливан, Дж. (1995). Лечение наркоманов, переживших травму. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.

Эйдемиллер, Э.Т. (1989). Исследование образа «Я» подростков с аддиктивным поведением. Психологические исследования и психотерапия в наркологии, № 2, 74–79.

Эйдемиллер, Э. и Юстицкис, В. (2001). Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер.

Фрейд, З. (1998). Психология бессознательного. М.: Образование.

Фромм, Э. (1955). Здравомыслящее общество. Нью-Йорк: Plume Press.

Ганишина И.С., Жарких А.А. (2013). К вопросу о наркомании подозреваемых, подсудимых, осужденных в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы. Прикладная юридическая психология, № 4, 66-73.

Ганишина И. С. (2014). Опыт работы психологической службы уголовно-исполнительной системы с осужденными, страдающими наркоманией. Наука и бизнес: пути развития, № 12 (42), 18-20.

Ганишина И. С. (2015). Опыт исследования и профилактики наркомании подозреваемых, подсудимых, осужденных в учреждениях исполнения наказаний зарубежных стран. Прикладная юридическая психология, № 2, 49-58.

Ганишина И. С. (2016). Проблемы психологического сопровождения осужденных-наркоманов. И.Б. Ускачева (ред.) Создание механизма реабилитации наркозависимых в условиях пенитенциарных учреждений России как элемента комплексной системы реабилитации и ресоциализации: Материалы Межведомственного круглого стола, Псков (с. 13-18). Псков: Псков. филиал Академии ФСИН России.

Ганишина И. С. (2016а). Психологическая помощь осужденным наркоманам. Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний: Материалы Международной научно-практической конференции, Рязань (Т. 2, с. 764-768). Рязань: Академия ФСИН России.

Ганишина И. С., Ушатиков А. И. (2016). Психолого-педагогическая помощь осужденным наркоманам: анализ проблемы, опыт и перспективы исследования. Прикладная юридическая психология, № 4 (37), 36-41.

Ганишина И. С. (2017). Воспитательный потенциал исправительных учреждений России по работе с осужденными наркозависимыми. Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.В. Мартишина (ред.), Педагогическое образование: проблемы XXI века: Материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика РАН В.А. Сластенин, Рязань (Т. 2, с. 83-88). Рязань: Издательство «Концепция».

Гроф, С. (1985). За пределами мозга: рождение, смерть и трансцендентность в психотерапии. Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка.

Истомин А. А. (2011). Система ценностных ориентаций заключенных. Дисс. в психологических науках. Рязань: Академия ФСИН России.

Келли, Г. (1969). Клиническая психология и личность: избранные статьи Джорджа Келли. Нью-Йорк: Уайли.

Хачатурян С.Д. (2001). Психологические условия эффективности функционирования «Телефонов доверия» в органах внутренних дел. Дисс. в психологических науках. Москва: Академия МВД России.

Короленко Ц. П. (1991). Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. Обзор психиатрии и медицинской психологии, № 1, 8–15.

Короленко Ц. П. и Дмитриева Н.В. (2001). Психосоциальная зависимость. Новосибирск: Изд-во «Олсиб».

Лазарь, Р. (1966). Психологический стресс и процесс преодоления его. Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья.

Леонтьев А. Н. (1983). Избранные психологические произведения. М.: Образование.

Личко А.Е. (1999). Типы акцентуации характера и психопатии подростков. М.: Апрель Пресс.

Менегетти, А. (2015). Введение в онтопсихологию. М.: БФ «Онтопсихология».

Монти, П., Абрам, Д., Кадден, Р. и Куни, Н. (1989). Лечение алкогольной зависимости. Нью-Йорк: Guilford Press.

Perlz, F. (2000). Практика гештальт-терапии. М.: Академический проект.

Рош, Х. (1989). Процесс зависимости. Сообщения о здоровье. Дирфилд-Бич: Флорида.

Роттер, Дж. (1988). Теория социального обучения. М.: Образование.

Савельева Т.И. (2009). Психодинамика аддиктивного поведения осужденных в местах лишения свободы. Дисс. в психологических науках. Рязань: Академия ФСИН России.

Рубинштейн, С.Л. (1999). Основы общей психологии. СПб.: Питер.

Сегал, В. (1967). Алкоголизм. Клинико-социальные и психолого-биологические проблемы. М.: Медицина.

Сочивко Д.В., Савельева Т.И. (2009). «Я» как фокус эмпирических, теоретических и психотехнологических исследований в юридической психологии. Прикладная юридическая психология, № 1, 45-55.

Стюарт, С. (1996). Злоупотребление алкоголем у лиц, подвергшихся травме. Психологический бюллетень, 120, 83-112.

Сухов А. Н. (2017). Организованная преступность: социально-психологический анализ. Международный журнал психологии и педагогики в делопроизводстве, №1, 59-62.

Томас, В., Мелчерт, Т. и Банкен, Дж. (1999). Зависимость от психоактивных веществ и расстройства личности: результаты лечения стационарного лечения. Журнал исследований алкоголя, 60, 271-277.

Торндайк, Э. (1929). Принципы обучения на основе психологии. М.: Работник образования.

Ушатиков А. И., Ганишина И. С. (2015). Личность осужденного-наркомана и ее особенности. Лицо: преступление и наказание, № 3, 194-197.

Ушатиков А.И. (1990). Будет деятельность несовершеннолетних правонарушителей. Дисс. кандидат психологических наук. Москва: Академия МВД России.

Власова Ю.В. В. (2006).Динамика психологических механизмов личности наркомана после освобождения из мест лишения свободы.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *