Популярное

Когнитивно поведенческие теории имеют распространение преимущественно: Диагностика в когнитивно-поведенческой терапии //Психологическая газета

Когнитивно-поведенческая терапия аддикций: от теории к практике

Год издания и номер журнала: 

2022, №2

Комментарий. Первоначально эта статья была опубликована в журнале Наркология 2021; 20(11): 60-67. DOI: 10.25557/1682-8313.2021.11.60-67 Печатается с разрешения авторов

Аннотация

Представлено описание феномена зависимости преимущественно через призму когнитивного подхода. Показана роль когнитивной уязвимости и дисфункционального мышления в формировании и подержании аддикции. Обсуждена связь между мыслям, и убеждениями индивида и влечением к ПАВ. Представлены вмешательства из арсенала когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), предназначенные для профилактики рецидива у лиц с синдромом зависимости.

Ключевые слова: наркотическая зависимость, крейвинг, когнитивно-поведенческая терапия, психотерапия.

Введение. Аддиктивные расстройства – это психопатологические состояния, возникающие в результате повторного употребления психоактивных веществ (ПАВ), как легальных, так и нелегальных, или совершения индивидом определенных поведенческих актов (т. н. «психоактивных действий» (ПАД), например, участия в азартных играх) (Брюн, 2020).

Термин «аддикция» возник из латинского корня «addicere» со значением «обожать», «отдавать себя хозяину» (Coombs, 2005). «Addictus» – означает «преданный», «увлеченный» или «постоянный». Исторически, это понятие использовалось скорее в положительном смысле, включая добродетельное пристрастие к религиозной вере, и не ассоциировалось с наркотиками. Так, Св. Апостол Павел в 1-ом послании к Коринфянам 16:15, писал: «Прошу вас, братия вы знаете семейство Стефаново, …они посвятили (в англ. addicted) себя на служение святым» («addicted themselves to the ministry of the saints») (Alexander, 2014). Только в конце XIX в. «аддикцией» стала обозначаться зависимость от наркотиков.

Аддикция (addiction) или «зависимость» проявляется в компульсивном поиске и употреблении наркотиков/алкоголя (или участия в азартных играх), потере контроля при попытке сократить употребление или уменьшить прием и развития негативного эмоционального состояния при внезапном прекращении или лишении доступа (Olivier, 2017, Deborah 2006, Koob, 2011).

Психоактивные вещества, вызывающие пристрастие и привыкание, преимущественно взаимодействуют с нейросетями расположенными в среднем мозге, миндалевидном теле и переднем мозге и захватывают контроль над четырьмя основными механизмами:

  1. Механизмы вознаграждения, включая непосредственное ощущение удовольствия от употребления психоактивных веществ, а также способность ПАВ повышать гедонистические ответы индивида, усиливая приятные ощущения от деятельности, которая сопровождается с их приемом.
  2. Механизмы внимательности (mindfulness) – ассоциируется с обостренной способностью замечать стимулы, связанные с ПАВ. «Внимательность» поддерживается балансом между возбуждающими и тормозящими нейронными механизмами, реализуемыми главным образом посредством глутамата и ГАМК соответственно. По мере формирования зависимости, у пациентов формируется особая, аномальная интенциональность к сигналам окружающей среды, указывающим на возможность употребления («запах укропа = мефедрон»), включая легкость обнаружения «поводов» для употребления («получка», «пятница», «стресс», «обида», «встреча», «не могу заснуть», «гнев», «боль»). Это может проявляться также, например, в навязчивом поиске «закладок» и в легкости идентификации других наркопотребителей и пр.
  3. Механизм значимости, который отражает приоритеты в жизни человека, варьирующиеся от примитивных реакций направленных на выживание, до действий, предписываемых высшими мотивами. «Значимость», подчеркивает степень важности, которую индивид придает стимулу, связанному с конкретным веществом и отражает выраженность мотивации – реагировать стремлением к поиску ПАВ, либо заняться другой, альтернативной деятельностью.
  4. Механизм поведенческого контроля – это способность брать под контроль активность, осуществляемую «сверху вниз» от извилин лобных долей к нижним ядрам переднего и среднего мозга. Исполнительная функция связана со способностью выявлять конфликтующие мысли, прогнозировать будущие последствия текущих действий и осуществлять социальный «контроль» (сила подавлять действия или убеждения, которые могут привести к неприемлемым результатам). Нейронные механизмы контроля обеспечивают способность человека адаптировать свое поведение под социальный контекст и корректировать его согласно не сиюминутным побуждениям, а долгосрочным планам и целям (Heather, 1999, Robinson, 2008, West, 2013).

Есть значительные индивидуальные различия в восприимчивости, которые могут отражать генетические и семейные факторы, опыт неблагоприятных событий в раннем возрасте, влияние ближайшего окружения и социальной среды, психологические травмы, наличие у индивида сопутствующих ментальных расстройств, таких как тревога, ПТСР, депрессия, БАР, СДВГ и пр., а также расстройства личности (West, 2013). Также установлено, что более ранний возраст начала приема наркотиков связан с ускоренным формированием зависимости (Volkow, 2021).

Психологические механизмы формирования аддикции:

  1. Классическое (павловское) обусловливание – это процесс научения (формирования условно-рефлекторных реакций), при котором ранее нейтральный стимул начинает ассоциироваться с другим стимулом вследствие того, что второй стимул сопровождает первый. Люди формируют ассоциации между контекстом и наркотиками. В результате, определенные места, запахи, звуки, внешний вид, обстановка, предметы, люди (в первую очередь т.н. «соупотребители» и/или наркодилеры) и даже дни недели (например, «пятница»), могут спровоцировать появление/усиление крейвинга и рецидив зависимости.
  2. Оперантное обусловливание – это процесс научения, реализуемый посредством влияния последствий поведения на само поведение. Поведение, которое приносит удовольствие, имеет тенденцию повторяться, а поведение, приводящее к неприятным последствиям, повторяется с меньшей вероятностью. Позитивный эффект употребления ПАВ действует как подкрепление и таким образом влияет на последующее использование.
  3. Механизм социального обучения – обучение происходит не только на собственном опыте, но и через наблюдение чужого поведения (обучение на моделях поведения). Этот механизм подчеркивает важность влияния социальной среды и окружения в приобретении навыков, связанных с употреблением ПАВ личности (Coombs, 2005, West, 2013).

Когнитивная психология делает акцент на изучении психологических процессов, лежащих в основе обработки информации. Когнитивные процессы включают в себя восприятие, внимание, размышление, научение, использование языка, категоризацию, перегруппировку и манипулирование сохраненной информацией, синтез, хранение в памяти, принятие решений, поиск и метапознание (Newell, 2008).

Когнитивная модель рассматривает процесс и содержание мышления как причины психологических проблем индивида. В 1962 году Альбертом Эллисом была представлена дискретная модель «ABC», которая впоследствии многократно уточнялась как им самим, так и другими теоретиками когнитивистами в частности А. Беком (Muran, 1991).

В модели «А → В → С», первое звено цепочки «A» – это активатор (триггер) то, что инициирует, запускает процесс, «В» – это убеждения (beliefs), представления о ситуации и интерпретации, которые люди делают относительно активатора «А». «Убеждение» – это ментальные представления об объектах, событиях или ситуациях зафиксированные в форме утверждений, которые признаются субъектом истинными, верными. И наконец «C» – это телесные (физиологические) реакции, эмоции и действия (поведение). Эмоциональное состояние зависит от восприятия ситуации, особенно от мыслей и убеждений по этому поводу. Чувства возникают не из-за событий самих по себе, а из-за мыслей об этих событиях. Тем не менее, когнитивные, аффективные процессы и поведенческие реакции никогда не переживаются изолированно – как утверждал А. Эллис – «они неразрывно взаимосвязаны и никогда не могут рассматриваться полностью отдельно друг от друга» (Muran, 1991).

Базовые основы когнитивной теории психопатологии заявляющей, что в основе психологических нарушений лежит искаженное мышление, происходящее из дисфункциональных убеждений, были разработаны более 55 лет назад, подтверждены эмпирически и подкреплены рядом исследований (Beck, 2005). Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) основана на когнитивной теории психопатологии. Чтобы добиться устойчивых психотерапевтических результатов, необходимо выявить, оценить и изменить дисфункциональные мысли и убеждения (Бек, 2006). Цель лечения состоит в том, чтобы помочь пациенту выявить его неадаптивные психологические установки, модифицировать мышление, которое приводит к эмоциональному расстройству и достичь изменений в поведении (Beck, 2008).

КПТ также подчеркивает, что дефицит навыков совладания и процессы социального научения играют важную роль в развитии, продолжении злоупотребления ПАВ и рецидивах. Психотерапия, осуществляемая в рамках КПТ, ориентирована на настоящее, а не на прошлое, и помогает выявлять триггеры, запускающие цепочку мыслей, приводящих к рецидиву, избегать их или справляться с ними (Автономов, 2016).

Аддикция с точки зрения когнитивного подхода

Аддиктивные расстройства многофакторны по природе и многообразны в своем проявлении. В случае аддикции наблюдается дизрегуляция в системах: вознаграждения, внимания, рабочей памяти, эмоциональной регуляции, принятия решения, управления болью и стрессом (Robinson, 2008, West, 2013). Для понимания феномена «зависимости» было разработано множество моделей и когнитивная модель аддикции – это одна из них. Согласно когнитивной модели аддикции, неблагоприятные события детства и травматический опыт ранней жизни способствует формированию дисфункциональных установок (т.н. когнитивной уязвимости). Эти неблагоприятные события включают в себя в первую очередь:

  1. Физическое насилие.
  2. Сексуальное насилие.
  3. Серьезное эмоциональное насилие и отвержение ребенка (Ganson, 2021, Lippard, 2020).

Ранний болезненный опыт формирует негативные убеждения (например, о собственной беспомощности, непривлекательности или никчемности), затем становящиеся краеугольным камнем, на котором строится аддикция. На старте формирования зависимости, употребление ПАВ является проявлением любопытства, влияния социального научения и доступности веществ, а также способности выносить их эффекты. Однако в дальнейшем, употребление становится все более и более внутренне инициированным (мотивированным). Все психоактивные вещества и психоактивные действия нацелены на систему вознаграждения в ЦНС, вызывая положительные эмоции и/или избавляя субъекта от негативных чувств и состояний (двухфакторная модель научения – положительное и отрицательное подкрепление). Вначале доминирует положительное подкрепление, однако затем первое место занимает подкрепление отрицательное (движение от импульсивности  к компульсивности) (Field, 2008). Индивиды, столкнувшись с негативными эмоциональными состояниями, такими как тревога, страхи, скука, трудность социальных контактов, неловкость в обществе, ощущение своей неполноценности, печаль, гнев или жалость к себе, обнаруживают, что эти чувства и состояния уменьшаются, или даже полностью устраняются посредством ПАВ. После повторений опыта копинга, люди научаются тому, чтобы не ждать того момента, когда они могут столкнуться с негативными состояниями и начинают принимать ПАВ заранее при одной угрозе возникновения негатива, «в профилактических целях». Ожидание негатива, приводит к эскалации употребления ПАВ. В результате злоупотребления наступают негативные последствия, которые мотивируют индивида решать их посредством ПАВ. Так образуется замкнутый круг аддикции: у человека формируется система убеждений, верований идеализирующих ПАВ и оправдывающих его употребление, которое теперь кажется ему жизненно необходимым.

Отличительной чертой любых «зависимостей» является продолжение аддиктивного поведения, несмотря на сознательно выраженные намерения положить ему конец и воздерживаться от употребления (McCusker, 2001). С точки зрения когнитивного подхода это происходит потому, что «зависимость» поддерживается благодаря ошибкам мышления – когнитивным искажениям, действующих в «автоматическом режиме». Когнитивные ошибки – это систематические искажения в человеческом мышлении, заставляющие субъекта мыслить и действовать предвзято, по иррациональным шаблонам (Beck, 2008). Когнитивная предвзятость – это быстрая, автоматизированная (бессознательная) тенденция предпочитать одну определенную информацию другой и готовность формировать и укреплять определенные мысленные представления на основе неких «избранных фактов».

Зависимым людям в голову приходят мысли, которые поддерживают употребление ПАВ, препятствуют отказу от наркотиков и способствуют рецидиву после попытки бросить. Когнитивные искажения обычно не осознаются, и человеку кажется, что он поступает рационально, исходя из здравого смысла. Отсюда отнюдь не обязательно следует, что потребители ПАВ менее осведомлены о негативных последствиях зависимости. Зависимые лица могут быть даже более осведомлены, чем большинство населения, о том, что негативные последствия аддиктивного поведения перевешивают положительные, однако это знание их не останавливает (Plant, 1992). Опыт также показал, что первичная профилактика наркопотребления, реализуемая путем информирования населения о вреде наркотиков может быть контрпродуктивной (McCusker, 2001, Plant, 1992). Все это может свидетельствовать о том, что процессы, управляющие аддиктивным поведением, по крайней мере, частично, не осознаются и находятся вне волевого контроля (McCusker, 2001)

Вероятно, это происходит, потому что на ранних стадиях формирования аддикции, первоначальные эффекты веществ или психоактивных действий закладываются в памяти как мотивационно заряженные когнитивные схемы-убеждения (ожидание, предвкушение, одобрение, оценка, смакование). Формируются «семантические» связи между представлениями о поведении и результатами такого поведения. Со временем эти схемы-убеждения (например, «Наркотики – это весело!») становятся более прочными и начинают функционировать в автоматическом режиме. Активация этих имплицитных схем, как в одну сторону («наркотики» = «расслабление»), так и в другую («расслабление» = «наркотики») мотивирует на продолжение употребления. Tiffany & Carter (1998) предположили, что когда индивидом предпринимаются попытки остановить автоматизированную схему действий по употреблению наркотиков или, когда она блокируется по внешним причинам (отсутствие доступа к ПАВ), то у человека возникает дискомфортный опыт «крейвинга». Это состояние может быть немедленно облегчено путем возврата к аддиктивному поведению, что замыкает порочный круг зависимости (Tiffany, 1998). То есть Tiffany & Carter рассматривают «крейвинг» как результат прерывания автоматизированных схем поиска наркотиков.

Автоматические процессы, управляющие аддиктивным поведением, истощают целенаправленные когнитивные ресурсы, необходимые для преодоления ситуаций «высокого риска» у людей, пытающихся воздержаться. Отвлечение когнитивных ресурсов для поиска информации, связанной с обслуживанием «аддикции» приводит к дефициту несвязанной с ПАВ когнитивной активностью. Рецидив возникает на фоне ослабления процессов оценки угроз и ухудшения качества обработки информации (т.н. «утрата здравомыслия») (Field, 2008). Как мы уже отметили ранее, убеждения, связанные с аддиктивным поведением, могут действовать на автоматическом, неосознанном уровне (однако, это не значит, что их в принципе невозможно сознать). Основатель КПТ А. Бек выделил три дисфункциональных убеждения лиц зависимых от ПАВ:

  1. «Мне станет хорошо» (положительные ожидания).
  2. «Это помогает мне» (это облегчит мои страдания).
  3. «Могу себе это позволить» (убеждения о вседозволенности, позволяющие перейти от размышления к действию) (Beck, 1993).

Вышеуказанные убеждения активируются в определенных, предсказуемых триггерных ситуациях, однако эти ситуации сами по себе не являются непосредственной причиной употребления наркотиков. Согласно КПТ негативные базовые (фундаментальные) убеждения человека, сформированные в результате болезненного опыта детства (убеждения о собственной беспомощности и/или непривлекательности), активируют систему убеждений, связанных с позитивными ожиданиями в результате употребления ПАВ («Мне станет хорошо») или инициируют запуск мыслей об облегчении, которое им принесет ПАВ. Как результат, возникает аффективный побуждающий ответ – аддиктивное влечение (крейвинг, тяга). Запуск крейвинга, приводит к активации убеждения – «Я могу себе это позволить», разрешающего перейти от желания к действию по поиску и употреблению ПАВ. Прием ПАВ, в свою очередь, стимулирует воспоминания о (приятных) прошлых переживаниях в состоянии опьянения, и эти мысли-воспоминания провоцируют желание продолжать принимать ПАВ, чтобы продлить и усилить субъективные эффекты.

Пути решения проблемы рецидива аддикции в рамках когнитивной модели

Как указывал N. Heather (1998): «Аддикция… лучше всего определяется неоднократными провалами воздерживаться от употребления наркотиков, несмотря на принятые ранее решения» (Heather, 1998).  В рамках КПТ рецидив зависимости рассматривается как результат активации определенных дисфункциональных мыслей и убеждений. Когнитивная терапия направлена в основном на реструктуризацию системы убеждений, которые имеют мотивационное значение (McCusker, 2001). Целью вмешательства является психологическое просвещение, выявление и замена дисфункциональных убеждений на адаптивные, повышение самоэффективности, внушение надежды и обретение пациентами нового опыта удовлетворенности жизнью. На основе метаанализа исследований 34 рандомизированных клинических и контрольных групп, было установлено, что КПТ оказалась эффективной на уровне 0,45 (средний диапазон) (McHugh, 2010). Основные стратегии КПТ включают в себя функциональный анализ проблемного поведения, выявление триггеров, когнитивное реструктурирование, техники самопоощрения и самоконтроля, развитие навыков сопротивления аддиктивному влечению, управления рисками и образом жизни.

Под триггерами понимаются любые событийные факторы и аффективные состояния, которые способствуют активации крейвинга. Триггеры к употреблению ПАВ, включают в себя определенные эмоциональные и физические состояния, некоторые межличностные контакты, места и ситуации, включающие в себя социальное давление, наличие средств на покупку ПАВ, а также мысли и убеждения (например: «Я безнадежен», «Я должен употребить», «От одного раза ничего плохого не произойдет»). Как указывала Джудит Бек: «Когнитивная терапия – это образовательная терапия, цель которой – научить пациента быть самому себе терапевтом. В когнитивной терапии особое внимание уделяется профилактике рецидива» (Бек, 2006). На первоначальном этапе пациентов следует ознакомить с концепцией «триггеров» и показать их роль в рецидиве зависимости (см. рисунок №1).

Рисунок №1. Взаимосвязь триггеров, образов, внутреннего диалога и крейвинга

Триггеры, запускающие мысли об употреблении и крейвинг, должны быть идентифицированы. Затем следует совместно с пациентом оценить степень риска каждого триггера (от 1 до 10), составив индивидуальную карту ситуаций высокого риска, в котором каждому триггеру будет присвоен свой ранг опасности (например: красный, оранжевый или желтый). Полученные данные могут быть использованы специалистом в дальнейшей работе для организации тренинга совладания путем ролевого проигрывания ситуаций, составления рационального плана действий, изготовления копинг-карточек или экспозиции (Автономов, 2016).

В своей практике, мы обычно просим наших пациентов проанализировать конкретный эпизод тяги к алкоголю или наркотикам, определив, что послужило «триггером» (см. таблицу №1).

Таблица №1. Анализ триггеров, образов, мыслей, силы и длительности крейвинга.

Далее мы просим вспомнить, что именно они увидели своим «внутренним взором» и предлагаем нарисовать соответствующую картинку. Затем мы просим реконструировать внутренней диалог, дословно записав, какие именно мысли приходили в голову пациенту.

Мышление – это деятельность, которая осуществляется в закрытом пространстве психического аппарата. Мышление связано с репрезентациями, фантазиями и определенными видами эмоций и чувств, которые активируются в процессе работы нейронов ГМ. Мы мыслим посредством образов, «картинок» и/или посредством внутреннего диалога.

Пациенты наркологической клиники, оказавшись в триггерной ситуации, зачастую в своем уме видят не картинку – статичный образ, а «гифку» (GIF) – динамичную последовательность из нескольких «зацикленных» кадров со специфическим содержанием, ассоциируемым с объектом зависимости или с результатом употребления (например, сцены «прихода», образ холодного напитка или глотка, сцена выигрыша в азартную игру, «джекпота» и пр.). Ментальные образы можно рассматривать как ключевой компонент когнитивных процессов, связанных с крейвингом (Kavanagh, 2009). Восприятие пациентом «гифки», связанной с ПАВ или ПАД часто приводит к возникновению физиологических симптомов (сжатие в груди, сердцебиение, потливость и пр.). Обычно эта «гифка» сочетает в себе элементы воспоминания о реальном опыте так и фантазии. Часто наблюдается вторжение мультисенсорных образов, напоминающих грезы наяву (Kavanagh, 2005). Охват различных сенсорных систем, включая воображаемый вкус, запах, ощущение в носоглотке и пр. и выраженность телесных реакций и яркость мысленных образов цели, положительно коррелирует с интенсивностью последующего крейвинга (Kavanagh, 2009). Ментальные образы обычно сопровождаются навязчивыми мыслями – внутренним диалогом, оправдывающим или разрешающим употребление («В этот раз все будет по-другому», «Это не имеет значение! Да и черт с ним!»). С точки зрения КПТ, не триггер сам по себе вызывает крейвинг, а набор ментальных образов, мыслей и убеждений относительно события-триггера, которые возникают у субъекта.

Далее с образами, зафиксированными в результате выполнения этого упражнения, можно работать с помощью техник арт-терапии – вырезать их, наклеить на чистый лист бумаги и нарисовать продолжение. Например, мы предлагаем пациентам дорисовать серию комиксов про то, что, по их мнению, может случиться дальше. Задача творчески развить историю из одного образа, разорвав зацикленность и превратив «гифку» в «диафильм», в котором есть начало, середина и финал – последствия употребления. Как правило, получается серия кадров с хорошим началом и печальным концом, из серии «ожидание – реальность». Таким образом, происходит «расколдовывание» и «обезвреживание», сопровождающее изменение аффекта – снижением/исчезновением крейвинга. Этот результат согласуется с данным экспериментального исследования, согласно которому, демонстрация картинок с изображением финала употребления ПАВ, вызывает значительно меньшее желание употребления, чем просмотр кадров, на которых показана подготовка к употреблению (Mucha, 1999).

Для выявления промежуточных убеждений мы внимательно анализируем мысли пациентов относительно употребления наркотиков. Промежуточные убеждения эвристичны – это правила, предписания и инструкции, на основании которых возникают тактики. Многие промежуточные убеждения зависимых лиц буквально «лежат на поверхности» и доступны для дальнейшей работы. Совместно с пациентом, «отфильтровав» его убеждения относительно ПАВ, мы подвергаем их пристальному рассмотрению и анализу. Так информация, полученная в результате анализа колонки «Мысли, «внутренний диалог»», может пролить свет на дисфункциональные убеждения пациентов о наркотиках, об употреблении, о контроле и о восприятии самого себя в контексте аддикции. Эти убеждения, как правило, включают в себя:

  1. Убеждение, связанное с чрезмерным позитивным ожиданием и предвкушением положительных эффектов в результате употребления ПАВ («Это будет отрыв!», «Употребление – это удовольствие!»).
  2. Убеждение об отсутствии «зависимости» и о возможности контроля употребления и аддиктивного поведения, произвольно, по своему усмотрению («В этот раз я не буду употреблять много!», «Только один раз!»).
  3. Убеждение о возможности минимизации негативных последствий употребления ПАВ («Никто не узнает», «От одного раза ничего не будет!»).
  4. Убеждение о неспособности справиться с эмоциями и проблемами без употребления ПАВ («Это невыносимо!», «Я не могу справиться без употребления», «Мне необходимо забыться»).
  5. Убеждение об оправданности употребления («Я имею право, я заслужил», «Я уже долго воздерживался», «Все употребляют, это несправедливо!»).
  6. Убеждение в своей беспомощности и неспособности справиться с крейвингом и аддикцией («Бороться бесполезно!», «Я все равно употреблю, так зачем себя так мучить!?»).

В качестве мета-убеждения, согласно нашим наблюдениям, выступает убеждение о короткой продолжительности жизни («Я умру молодой», «До 30-ти», «Вступлю в Клуб 27»). По этой причине часть наркозависимых не планируют и не пытаются сделать карьеру, жениться, выйти замуж, завести детей, дожить до старости и пр. Пациент убежденный, что он умрет молодым, часто рассуждает в логике Ивана Карамазова, ведет себя максимально рискованно («как в последний день»), не пытается сохранить трезвость и здоровье.

Выявив убеждение пациента (часто их сразу несколько), мы просим расписать его в таблице (см. таблицу №2).

Таблица №2. Анализ старых убеждений и формулирование новых

В таблице мы подвергаем убеждение пациента тщательной проверке, используя техники сократического диалога, анализа генеалогии убеждения и приведения аргументов «за» и «против».

Затем можно оценить «вес» каждого аргумента по отдельности (от 1 до 10), дабы получить сумму баллов по двум графам, чтобы их сравнить. После проведенной работы, мы просим повторно оценить степень веры пациента в истинность его старого убеждения, и сформулировать новое, более рациональное убеждение. Мы не спорим с пациентом, мы не пытаемся его переубедить (что только усиливает сопротивление), а обучаем, как  подвергать сомнению убеждения. Данное вмешательство, осуществляемое последовательно и повторно, может реструктуризировать систему убеждений пациента, которая имеет мотивационное значение.

Итак, когнитивно-поведенческие вмешательства, представляют собой комплекс структурированных методик, основанных на когнитивной модели и теории социального научения, необходимых для изменения поведения, связанного со злоупотреблением ПАВ. Данный подход основан на духе сотрудничества, что способствует преодолению пассивности и чувства безнадежности, часто сопровождающий аддикцию. В рамках КПТ психолог или врач может научить пациента как стать самому себе психотерапевтом, обучая его как распознавать и оспаривать свои дисфункциональные мысли и убеждения, которые сопровождают и поддерживают употребление ПАВ. Выявление триггеров и ситуаций высокого риска рецидива и повышение осведомленности о последствиях способствует большей самоэффективности. КПТ это активная форма вмешательства, которая включает в себя занятия со специалистом и выполнение домашних заданий. Задачей КПТ помощь пациенту увидеть как под воздействием триггера, активируется его дезадаптивные убеждения и то, как они сформировалась. В процессе психотерапии пациент может убедиться в искаженном характере старых схем, начать сомневаться в их истинности и сформировать новые более адаптивные убеждения («Я свое уже выпил», «Я не могу употреблять наркотики без последствий», «Тяга – это просто реклама, она обещает больше чем дает», «Справлялся раньше, справлюсь и сейчас» и т.д.), и обнаружить более рациональные способы думать о себе, о ситуации, о других людях, будущем и мире в целом.

Annotation

Cognitive Behavioral Therapy for addictions: from theory to practice.

The description of the phenomenon of addiction is presented mainly through the prism of the cognitive approach. First, we explain the role of cognitive vulnerability and dysfunctional thinking in the formation and maintenance of an addiction. Then tried to explain the relationship between the thoughts and beliefs of an individual and his craving. Finally, the article presents interventions from the arsenal of cognitive-behavioral therapy (CBT), designed to prevent relapse in persons with addiction syndrome.

Keywords: drug addiction, craving, cognitive-behavioral therapy, psychotherapy.

В. Н. Дружинина

П86 Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.:

ISBN 5-272-00260-1

Учебник подготовлен группой ведущих российских ученых и преподавателей в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для бакалавров. В общей части учеб­ника излагаются основы психологии как научной дисциплины, базовые сведения о ее структуре, истории, методах и достижениях. Специальная часть посвящена конкретным областям психологиче­ской науки, ориентированным на специалистов-гуманитариев.

Предназначен для студентов 1-2 курсов гуманитарных специальностей, для преподавателей кафедр психологии гуманитарных вузов и всех читателей, интересующихся теоретическими и при­кладными аспектами психологической науки.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ЗАО «Питер Бук». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67. Лицензия ИД № 01940 от 05.06.00.

Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953000 — книги и брошюры. Подписано в печать 15.11.00. Формат 70х100 1/16 д. Усл. п. л. 52,89. Тираж 7000 экз. Заказ № 2256. Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный двор»

Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

оглавление 3

Предисловие научного редактора 7

Часть 1. Общая психология 8

Глава 1. Психология как наука 8

1.1.Методология научного познания 9

1. 2.Объяснительные принципы психологии 12

1.3.Предмет и методы психологии 16

Глава 2. История психологии 20

2.1. Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (IV-V вв. до н. э. — 60-е гг. XIX в.) 20

2.2. Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. XIX в. — настоящее время) 27

2.3. Психологическая наука и психологическая практика 33

Глава 3. Биологические основы психики 42

3.1. Развитие психики в филогенезе 42

3.2. Нейрофизиологические механизмы высшей нервной деятельности 47

3.3. Центральная нервная система 49

3.4. Психофизиологическая проблема 51

Глава 4. Природная и социальная детерминация психического развития 52

4.1. Основные подходы к проблеме биологического и социального в психологии 53

4.2. Изучение различающихся групп 61

4.3. Механизмы адаптации 63

Глава 5. Структура психики 65

5.1. Функции психики 66

5.2. Психические процессы, состояния и свойства 68

5. 3. Сознание и бессознательное 71

5.4. Измененные состояния сознания 73

Глава 6. Научение 78

6.1. Виды научения 78

6.2. Сложные формы научения 84

Глава 7. Психология деятельности и адаптация 89

7.1. Проблема деятельности в психологии 89

7.2. Схема анализа деятельности 91

7.3. Творчество 92

7.4. Адаптация и дезадаптация 94

Глава 8. Эмоции и чувства 98

8.1. Общее представление об эмоциях 98

8.2. Роль эмоций 100

8.3. Проявление эмоций 101

8.4. Механизмы эмоций 102

8.5. Управление эмоциями 103

8.6. Чувства 104

Глава 9. Мотивация и психическая регуляция поведения 105

9.1. Понятие о мотивации 106

9.2. Решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма 107

9.3. Психоаналитические теории мотивации 108

9.4. Гуманистические теории мотивации 109

9.5. Когнитивные теории мотивации 111

9.6. Мотивационный контроль действий 114

Глава 10. Внимание 118

10. 1. Проблема внимания в психологии 118

10.2. Виды внимания 121

10.3. Теоретические направления в исследованиях внимания 121

Глава 11. Сенсорно-перцептивные процессы 126

11.1. Психофизика ощущений 126

11.2. Виды ощущений 132

11.3. Восприятие пространства и движения 134

11.4. Константность восприятия 140

Глава 12. Память 144

12.1. Основные мнемические процессы 144

12.2. Классификации видов памяти 147

12.3. Монистическая и множественная трактовки памяти 148

12.4. Функциональный подход в исследованиях памяти 150

12.5. Уровни переработки информации 151

12.6. Память и организация знаний 154

Глава 13. Мышление и интеллект 157

13.1. Соотношение понятий «мышление» и «интеллект» 157

13.2. Виды мышления 158

13.3. Мышление и логика 160

13.4. Процесс мышления 167

13.5. Мышление и творчество 170

13.6. Индивидуальные особенности интеллекта 173

13.7. Возрастные, половые и социальные особенности интеллекта 176

Глава 14. Речь 180

14.1. Общая психологическая характеристика речи 181

14.2. Эволюция идей о природе языка и речи 181

14.3. Речевой онтогенез 190

14.4. Основные психологические аспекты функционирования речи 194

14.5. Личность в речи 199

14.6. Практические приложения использования речи 201

Часть II. Психология личности 206

Глава 15. Теории личности 206

15.1. Проблема личности в психологии 206

15.2. Психодинамическая теория личности 207

15.3. Аналитическая теория личности 209

15.4. Гуманистическая теория личности 210

15.5. Когнитивная теория личности 213

15.6. Поведенческая теория личности 214

15.7. Деятельностная теория личности 217

15.8. Диспозициональная теория личности 219

Глава 16. Психическое развитие личности 224

16.1. Факторы психического развития человека 224

16.2. Периодизации психического развития 227

16.3. Периодизации когнитивного развития 229

16.4. Планирование и выбор жизненного пути 240

Глава 17. Психология индивидуальных различий 243

17.1. История становления дифференциальной психологии 243

17.2. Предмет и методы дифференциальной психологии 245

17.3. Основные направления дифференциально-психологических исследований 246

17.4. Тестирование личности 251

Часть III. Социальная психология 256

Глава 18. Введение в социальную психологию 256

18.1. Предмет и структура социальной психологии 256

18.2. История отечественной социальной психологии 258

18.3. История зарубежной социальной психологии 261

18.4. Методы социально-психологического исследования 263

Глава 19. Социальная психология личности 267

19.1. Социальные установки, стереотипы и предрассудки личности 267

19.2. «Я-концепция» как социально-психологический феномен 269

Глава 20. Психология межличностного взаимодействия 273

20.1. Межличностное восприятие и понимание 273

20.2. Межличностные отношения 275

20.3. Психология общения 276

20. 4. Психология межличностного воздействия 280

Глава 21. Психология малых групп и межгруппового взаимодействия 281

21.1. Виды и структура малой группы 282

21.2. Лидерство в малых группах 286

21.3. Конформизм и групповое давление 287

21.4. Развитие малой группы 288

21.5. Психология межгруппового взаимодействия 289

21.6. Психология внутри- и межгрупповых конфликтов 290

Глава 22. Психология больших социальных групп и массовых явлений 293

22.1. Психология больших социальных групп 293

22.2. Психология толпы 295

22.3. Массовые явления в больших диффузных группах 298

Часть IV. Психология трудовой деятельности 302

Глава 23. Психологические основы профессиоведения 302

23.1. Психология и труд 302

23.2. Методы изучения трудовой деятельности 305

23.3. Классификация трудовой деятельности 307

23.4. Формирование личности профессионала 308

23.5. Работоспособность субъекта труда 311

23. 6. Надежность субъекта труда 314

Глава 24. Профессиональное развитие личности 315

24.1. Соотношение личности и профессии 315

24.2. Прогрессивная стадия профессионального развития личности 316

24.3. Регрессивная стадия профессионального развития личности 320

Глава 25. Функциональные состояния субъекта труда 326

25.1. Общая характеристика функциональных состояний 326

25.2. Утомление 328

25.3. Психологический стресс 330

25.4. Психологическая готовность к деятельности 332

25.5. Приемы управления функциональными состояниями 333

Глава 26. Психология профессиональной пригодности 336

26.1. Профессиональные способности и мотивация 336

26.2. Психологическая диагностика и прогностика 338

26.3. Профессиональная ориентация 339

26.4. Профессиональный психологический отбор 341

26.5. Психологические основы профессиональной подготовки и адаптации к труду 342

Часть V. Клиническая психология 346

Глава 27. Основные формы нарушений психических процессов 346

27.1. Клиническая психология и психиатрия 347

27.2. Расстройства ощущения 348

27.3. Расстройства восприятия 349

27.4. Расстройства внимания 352

27.5. Нарушения памяти 352

Глава 28. Расстройства познавательной деятельности и личностно-эмоциональной сферы 354

28.1. Нарушения интеллекта 354

28.2. Нарушения мышления 356

28.3. Нарушения эмоций 361

28.4. Нарушения сознания 363

28.5. Нарушения личности 364

Глава 29. Основные психические заболевания, их лечение и профилактика 365

29.1. Шизофрения 366

29.2. Маниакально-депрессивный психоз 368

29.3. Психогенные заболевания 370

29.4. Психопатии 372

29.5. Психосоматика 373

29.6. Алкоголизм 373

29.7. Наркомании и токсикомании 377

29.8. Психологические основы психотерапии и реабилитации 379

29.9. Психогигиена 380

29.10. Психофармакология 380

29.11. Психология посттравматического стресса 381

Часть VI. Историческая психология 382

Глава 30. Историческая психология 382

30.1. Историческая психология как наука 383

30.2. Предмет и задачи исторической психологии 386

30.3. Проблема метода в исторической психологии 387

30.4. Специфика психического мира человека прошлого (на примере древних греков периода архаики) 388

Часть VII. Этническая и кросскультурная психология 394

Глава 31. Этническая психология как наука 394

31.1. Предмет, история и задачи этнической психологии 395

31.2. Основные понятия этнической и кросскультурной психологии 396

31.3. Психологическое измерение культур 399

Глава 32. Прикладные аспекты этнической психологии 403

32.1. Личность и культура 403

32.2. Психология общения и культура 407

32.3. Психология этнических миграций и аккультурации 414

Часть VIII. Юридическая психология 420

Глава 33. Основы юридической психологии 420

33.1. Методологические основы юридической психологии 420

33. 2. Задачи юридической психологии 423

33.3. Предмет и система юридической психологии 424

33.4. Перспективы развития юридической психологии 429

Часть IX. Экологическая психология 433

Глава 34. Экологическая психология 433

34.1. Предмет и история экологической психологии 433

34.2. Психологические эффекты взаимодействия человека и среды 434

Часть X. Психология творчества 438

Глава 35. Психология творчества 439

35.1. Творчество как психический процесс 439

35.2. Концепции креативности 442

35.3. Творческая личность и ее жизненный путь 450

35.4. Развитие творческих способностей 454

Словарь 460

Литература 468

Каталог: download -> version -> 1410799117 -> module
version -> Программа групповой психологической поддержки для школьников
version -> Рекомендації щодо психологічного супроводу адаптації п’ятикласників в умовах впровадження нових Державних стандартів освіти
version -> Сборник научных трудов Под ред. О. Е. Хухлаева
version -> Литература: Введение в психологию под ред. А. В. Петровского.,  М., 1995
version -> Лонгитюд описание дополнений расширенной версии Лонгитюд+
version -> «основы психологического анализа конфликтов»
version -> Ю. Г. Чернов Психология почерка: состояние, проблемы, перспективы Фрамент книги
version -> Графология: характер по почерку
module -> Вопросы к зачету по дисциплине «Психология»
module -> Предмет, история становления, структура и методы психологии как науки

Когнитивно-поведенческая теория (объяснение) — Психмеханика

«Людей беспокоят не вещи, а то, как они относятся к ним».

– Эпиктет

Приведенная выше цитата отражает суть когнитивно-поведенческой теории (КПТ). Познание относится к мышлению. Когнитивно-поведенческая теория говорит о том, как познание формирует поведение и наоборот.

Третий компонент теории — чувства. КПТ объясняет, как взаимодействуют мысли, чувства и поведение.

КПТ фокусируется в основном на том, как определенные мысли приводят к определенным чувствам, которые, в свою очередь, приводят к определенным поведенческим реакциям.

Согласно когнитивно-поведенческой теории, мысли изменчивы, и, изменяя мысли, мы можем изменить свои чувства и, в конечном счете, наше поведение.

Работает и в обратном направлении. Изменение нашего поведения также может привести к изменениям в том, как мы себя чувствуем и, в конечном счете, в том, как мы думаем. Хотя чувствами нельзя напрямую манипулировать, их можно косвенно изменить, изменив наши мысли и поведение.

Теория когнитивного поведения

Если мы можем изменить наши чувства, изменив свои мысли, то подход КПТ может оказаться полезным способом помочь кому-то преодолеть свои плохие чувства.

Основное предположение этой теории состоит в том, что когнитивные искажения (неверное мышление) вызывают психологический дистресс.

Из-за этих когнитивных искажений люди теряют связь с реальностью и психологически мучают себя ложью, которую сами же и создали.

Цель когнитивно-поведенческой терапии — исправить эти ошибочные модели мышления и вернуть людей к реальности.

Это снижает психологическое напряжение, поскольку люди осознают, что ошибались в интерпретации своих жизненных ситуаций.

Искаженные способы восприятия реальности людьми имеют своего рода инерцию и подкрепление, связанные с ними.

Психологический дистресс может быть самоусиливающимся, потому что под его влиянием люди склонны неверно истолковывать ситуации таким образом, что это подтверждает их ошибочное восприятие.

КПТ разрывает этот цикл, предоставляя человеку информацию, опровергающую его ошибочное восприятие.

КПТ направлена ​​на преодоление психологического дистресса путем борьбы с убеждениями, лежащими в основе этого психологического дистресса.

Это дает возможность исследовать альтернативные способы мышления, которые уменьшают психологическое напряжение.

Таким образом, когнитивно-поведенческая терапия помогает людям переосмыслить свою негативную жизненную ситуацию, чтобы они могли интерпретировать ее нейтрально или даже позитивно.

Методы когнитивно-поведенческой терапии

1. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ)

Эта терапевтическая техника, разработанная Альбертом Эллисом, направлена ​​на превращение иррациональных убеждений, вызывающих психологический стресс, в рациональные.

Основываясь на своем прошлом опыте, люди придерживаются иррациональных представлений о себе и мире. Эти убеждения управляют их действиями и реакциями.

REBT показывает людям, что их убеждения не выдерживают никакой критики, если их тщательно изучить и проверить на соответствие реальности.

В КПТ изменение одного компонента приводит к изменению двух других компонентов. Когда люди меняют свои негативные убеждения, меняются их чувства и меняется их поведение.

Например, перфекционисты считают, что они должны делать все идеально, чтобы добиться успеха. Из-за этого они не решаются попробовать что-либо, чтобы избежать несовершенства. Это убеждение можно опровергнуть, показав им примеры людей, которые не были совершенны, но все же добились успеха.

Модель ABC

Скажем, кто-то начинает бизнес, но терпит неудачу. Они могут начать верить, что они бесполезны, и в конечном итоге впасть в депрессию.

В настоящее время подавленность из-за провала бизнеса является естественной эмоциональной реакцией, побуждающей нас пересмотреть наши стратегии.

С другой стороны, впадать в депрессию из-за мыслей о своей никчемности вредно для здоровья, и именно это пытается исправить КПТ.

Бросая вызов убеждению человека в том, что он ничего не стоит, например, привлекая его внимание к прошлым достижениям, вы облегчаете депрессию, возникающую из-за потери самооценки.

Чтобы преодолеть депрессию, вызванную исключительно потерей бизнеса (когда самооценка человека остается нетронутой), может быть полезно начать новый бизнес. Никакое количество КПТ не сможет убедить этого человека в том, что его потеря незначительна.

Это тонкое различие и есть то, что пытается получить модель ABC CBT. В нем говорится, что негативное событие может иметь два последствия. Это приведет либо к иррациональным убеждениям и нездоровым негативным эмоциям, либо к рациональным убеждениям и здоровым негативным эмоциям.

A = активизирующее событие
B = убеждение
C = последствия

Модель ABC в теории когнитивного поведения

2. Когнитивная терапия

Когнитивная терапия помогает людям увидеть логические ошибки, которые они допускают при интерпретации своих жизненных ситуаций.

Здесь внимание сосредоточено не столько на иррациональности и рациональности, сколько на позитивных мыслях и негативных мыслях. Он пытается зафиксировать негативные мысли людей о себе, мире и будущем, что называется когнитивной триадой. 1

Когнитивная триада депрессии Бека в когнитивной терапии

Аарон Бек, разработчик этого подхода КПТ, отметил, что депрессивные люди часто застревают в этой когнитивной триаде.

Депрессия искажает их мышление, заставляя их сосредотачиваться только на всем негативном в них, мире и будущем.

Эти мыслительные процессы вскоре становятся автоматическими. Когда они сталкиваются с негативной ситуацией, они снова застревают в когнитивной триаде. Они повторяют, как все негативно, как заезженная пластинка.

Корни автоматических негативных мыслей

Бек указал, что автоматические негативные мысли, питающие негативную когнитивную триаду, возникают из прошлых травм.

Оскорбления, отвержение, критика и издевательства формируют то, как люди воспринимают себя и окружающий мир.

Люди развивают ожидания или схемы себя и подкрепляют их своим искаженным восприятием.

Они делают логические ошибки в своем мышлении. Такие ошибки, как выборочная абстракция, т. е. сосредоточение внимания только на нескольких аспектах своего опыта, и произвольное умозаключение, т. е. использование нерелевантных доказательств для того, чтобы делать выводы.

Конечной целью этих когнитивных искажений является сохранение идентичности, сформированной в прошлом, даже если это означает неправильное восприятие реальности.

3. Экспозиционная терапия

В начале этой статьи я упомянул, что, хотя мы не можем напрямую изменить чувства, мысли и действия могут.

До сих пор мы обсуждали роль КПТ в том, чтобы помочь людям изменить свои иррациональные мысли, чтобы изменить нежелательные чувства и поведение. Теперь мы обсудим, как изменение действий может привести к изменению чувств и мыслей.

Экспозиционная терапия основана на обучении. Несмотря на то, что логически вытекает из КПТ, она существовала задолго до КПТ. Он доказал свою эффективность, помогая людям преодолевать и справляться с социальной тревожностью, фобиями, страхами и посттравматическим стрессовым расстройством.

Радж боится собак, потому что они гонялись за ним, когда он был ребенком. Он не может приблизиться к ним, не говоря уже о том, чтобы прикоснуться к ним или подержать их. Итак, для Раджа:

Мысль: Собаки опасны.

Чувство: Страх.

Действие: Избегание собак.

Радж избегает собак, потому что избегание помогает ему поддерживать веру в то, что собаки опасны. Его разум пытается придерживаться предыдущей информации.

В экспозиционной терапии он неоднократно контактировал с собаками в безопасной среде. Это новое поведение опровергает его прежнее поведение, когда он избегал собак.

Его предыдущие чувства и мысли, связанные с поведением, также меняются, когда терапия оказывается успешной. Он больше не думает, что собаки опасны, и не испытывает страха, когда находится рядом с ними.

Перед терапией разум Раджа слишком обобщил  один случай нападения собак на все его будущие взаимодействия с собаками.

Когда он подвергается воздействию собак, он испытывает тот же стимул в более безопасном контексте. Это позволяет его разуму отличать текущий опыт от прошлого травматического события.

Вместо того, чтобы рассматривать свое прошлое травматическое событие как реальность того, как обстоят дела с собаками, он понимает, что так всегда не бывает. Таким образом, он преодолевает свое когнитивное искажение чрезмерного обобщения.

Экспозиционная терапия учит, что избегание больше не является необходимым для уменьшения беспокойства. Он обеспечивает корректирующий когнитивный опыт стимула, связанного с травмой. 2

Ограничения теории когнитивного поведения

КПТ доказала свою эффективность в облегчении симптомов тревоги и депрессии. 3  Это наиболее изученная терапия, рекомендованная ведущими организациями в области психического здоровья.

Однако критики когнитивно-поведенческой терапии утверждают, что она смешивает симптомы расстройства с его причинами.

Другими словами, приводят ли негативные мысли к негативным чувствам или негативные чувства приводят к негативным мыслям?

Ответ состоит в том, что оба эти явления имеют место, но наш разум не может с готовностью принять этот ответ, потому что мы склонны думать «либо так, либо так».

Связь между мыслями, чувствами и действиями двусторонняя, и все три фактора могут влиять друг на друга в любом направлении.

Другие критики отмечают, что когнитивно-поведенческая терапия не устраняет первопричины проблем, происходящих из детских травм. Они считают CBT «быстрым решением», которое не имеет долгосрочных преимуществ.

В конце концов, чувства — это сигналы нашего разума, и к ним нужно обращаться, будь то отрицательные или положительные. Любая попытка игнорировать негативные эмоции или отвлечься от них потерпит неудачу. CBT не поощряет это. Он утверждает, что отрицательные эмоции — это «ложные тревоги», которые без нужды вызывают искаженные мысли.

Эта позиция когнитивно-поведенческой терапии проблематична, потому что во многих случаях чувства на самом деле являются не ложными тревогами, которые нужно отложить, а полезными сигналами, требующими от нас принятия соответствующих мер. Но когнитивно-поведенческая терапия преимущественно воспринимает негативные эмоции как ложные тревоги. Можно сказать, что CBT нуждается в CBT, чтобы исправить это искаженное представление.

При работе с чувствами и использовании подхода когнитивно-поведенческой терапии первым шагом должна быть попытка понять, откуда берутся чувства.

Если чувства действительно являются ложными тревогами, вызванными ложными мыслями, то эти мысли необходимо исправить.

Вывод и понимание причинно-следственных связей поведенческих феноменов часто сложны, поэтому наш разум ищет короткие пути, чтобы приписать причинно-следственную связь таким явлениям.

Поэтому разум считает, что лучше ошибиться в сторону безопасности, пока не будет доступно больше информации.

Негативная ситуация представляет собой угрозу, и мы быстро думаем о ней негативно, чтобы быстро понять, что мы в опасности. Позже, если ситуация окажется опасной, мы будем более подготовлены.

С другой стороны, когда негативные чувства не вызываются ложными тревогами, их следует рассматривать как точные тревоги. Они здесь, чтобы предупредить нас, что «что-то не так» и что нам нужно принять меры, чтобы это исправить.

КПТ позволяет нам исправлять их ложные тревоги, предоставляя им то, что называется когнитивной гибкостью . Это ключевой навык мышления, которому нужно научиться, если человек хочет управлять своими эмоциями и стать более самосознательным. Вот как это работает:

У вас есть негативная мысль, и вы испытываете негативную эмоцию. Сразу вопрос вашей мысли. Верно ли то, что я думаю? Где доказательства этого?

Что, если я неправильно интерпретирую эту ситуацию? Какие еще есть возможности? Насколько вероятна каждая возможность?

Конечно, это требует некоторых когнитивных усилий и значительных знаний человеческой психологии, но оно того стоит.

Вы станете лучше осознавать себя, а ваше мышление станет более сбалансированным.

Ссылки:

  1. Бек, А. Т. (ред.). (1979). Когнитивная терапия депрессии . Гилфорд пресс.
  2. Гонсалес-Прендес, А., и Реско, С. М. (2012). Когнитивно-поведенческая теория. Травма: современные направления теории, практики и исследований , 14-41.
  3. Куйкен, В., Уоткинс, Э., и Бек, А. Т. (2005). Когнитивно-поведенческая терапия расстройств настроения.

Ханан Парвез (автор)

Привет, я Ханан Парвез (MBA, MA Psychology), основатель и автор PsychMechanics. PsychMechanics был отмечен в Forbes , Business Insider , Reader’s Digest и Entrepreneur .

Как, когда и почему это работает

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это научно обоснованная и широко используемая форма психотерапии, которая помогла многим людям во всем мире.

Терапевты используют когнитивно-поведенческую терапию, чтобы помочь людям с проблемами психического и физического здоровья, такими как:

  • депрессия
  • тревога
  • травма
  • хроническая боль
  • синдром раздраженного кишечника (СРК)
  • 90 235

    Цель КПТ – помочь вы адаптируете и меняете свое мышление и поведение, переоценивая искаженные модели мышления.

    Независимо от того, живете ли вы с психическим заболеванием или просто продолжаете беспокоиться о мелочах, когнитивно-поведенческая терапия может быть полезным инструментом, если вы ищете научно обоснованную терапию для облегчения стойких симптомов психического здоровья.

    По сути, когнитивно-поведенческая терапия работает путем выявления, устранения и изменения бесполезного мышления, чтобы ваше мышление, поведение и общее самочувствие улучшались с практикой.

    Когда вы, например, измените свое отношение к определенным ситуациям, вам, вероятно, будет легче адаптировать свое поведение в будущем.

    При состояниях психического здоровья, таких как депрессия, тревожность, употребление психоактивных веществ, фобии и многих других, негативное мышление принимает различные формы, например:

    • мышление в черно-белых тонах
    • чрезмерное обобщение
    • игнорирование положительного и сосредоточение внимания на отрицательном
    • катастрофизация

    В когнитивно-поведенческой терапии вы будете работать со своим терапевтом, чтобы определить модели мышления, которые вызывают у вас дистресс. Это важный шаг в управлении подавляющими эмоциями и бесполезным поведением.

    Хотя многие думают, что терапия — это просто беседа с врачом, на самом деле КПТ очень структурирована и адаптирована для каждого человека.

    Со временем вы научитесь методам когнитивно-поведенческой терапии, позволяющим распознавать мысли, которые мешают вам, и бороться с ними.

    Стратегии когнитивно-поведенческой терапии могут включать:

    • отслеживание своих мыслей и их последующий анализ
    • столкновение с ситуациями, вызывающими тревогу, для изучения механизмов преодоления трудностей
    • практика решения проблем с вашим терапевтом
    • ролевые взаимодействия с другими людьми

    Практикуя подобные стратегии когнитивно-поведенческой терапии с вашим терапевтом — и дома самостоятельно — вы разовьете полезные навыки, такие как:

    • узнавать о бесполезных мыслях и о том, как они влияют на ваше эмоциональное состояние
    • получение более логического понимания действий других людей
    • оспаривание автоматических предположений
    • точная оценка реальности
    • преодоление раздражающих или расстраивающих ситуаций
    • обучение позитивному разговору с самим собой и повышение уверенности в себе
    • методы релаксации

    Идея состоит в том, чтобы применить навыки, которым вы научились на терапии, в повседневной жизни. Это похоже на тренировку любой мышцы, чтобы сделать ее сильнее, только на этот раз эта мышца — ваш мозг.

    Это требует от вас и вашего терапевта сотрудничества, приверженности и общительности.

    В 1960-х годах психиатр Аарон Бек понял, что люди, которым он помогал с депрессией, часто демонстрировали определенные модели мышления, которые им не пригодились.

    Он объяснил эмоциональные состояния, используя когнитивную модель: Мысли контролируют то, как люди воспринимают себя, других и свое окружение, что влияет на их настроение и поведение.

    Другими словами, если вы воспринимаете все вокруг себя как плохое, вам, вероятно, тоже будет очень плохо.

    Основной принцип, лежащий в основе когнитивно-поведенческой терапии, заключается в том, что большинству эмоциональных и поведенческих реакций можно научиться, и поэтому их можно разучить или изменить.

    В отличие от многих других форм психотерапии, когнитивно-поведенческая терапия в основном занимается текущими чувствами и событиями, а не прошлой травмой или историей жизни. Это не значит, что эти темы не будут подниматься в терапии, но они не находятся в центре внимания когнитивно-поведенческой терапии.

    Некоторые цели когнитивно-поведенческой терапии включают:

    • формирование новых привычек
    • обучение навыкам межличностного общения
    • развитие конструктивных механизмов выживания
    • уменьшение или управление стрессом и тревогой
    • переход от негативного мышления к более сбалансированному мировоззрению
    • 9 0195 научиться выражать чувства

    Как долго действует когнитивно-поведенческая терапия?

    Время, необходимое для достижения этих целей, у всех разное. Некоторые люди видят результаты уже после нескольких сеансов когнитивно-поведенческой терапии, в то время как другим требуется несколько месяцев, чтобы научиться справляться со своими симптомами.

    Вы можете начать с одного сеанса в неделю, а затем постепенно уменьшать частоту. Тем не менее, это будет зависеть от наличия и доступности как у вас, так и у вашего терапевта.

    Исследование, проведенное в 2015 году, показало, что когнитивно-поведенческая терапия часто столь же или даже более эффективна для уменьшения симптомов, чем другие виды терапии, особенно когда речь идет о тревожных расстройствах.

    При этом лекарства по-прежнему действуют лучше при некоторых состояниях, и многие люди считают наиболее полезным сочетание когнитивно-поведенческой терапии с лекарствами.

    Преимущества CBT обширны. Например:

    • Часто это приводит к долгосрочным результатам. Поскольку основное внимание уделяется выявлению бесполезных моделей мышления и формированию навыков для повседневного использования, положительные эффекты КПТ могут сохраняться еще долго после прекращения лечения.
    • Эффективная альтернатива медицине. Некоторым людям лекарства просто не помогают. КПТ предлагает другую форму лечения, использующую совершенно другой подход.
    • Продолжительность лечения довольно короткая. В отличие от других видов разговорной терапии, когнитивно-поведенческая терапия не должна продолжаться годами. Это может длиться от 5 до 20 сеансов, хотя иногда могут быть полезны последующие сеансы.
    • ТОС может проводиться один на один, в группах или даже самостоятельно. Несмотря на то, что подход к CBT структурирован, он гибок с точки зрения формата. Некоторые приложения и рабочие тетради даже позволяют вам самостоятельно практиковать техники когнитивно-поведенческой терапии.
    • Навыки, которым вы научитесь, могут помочь помимо первоначальной цели лечения. Навыки, которые часто подчеркивает КПТ, такие как решение проблем, личное взаимодействие и управление временем, могут пригодиться вам во многих аспектах вашей жизни.

    Хотя когнитивно-поведенческая терапия в целом является безопасным и эффективным методом лечения, она также имеет некоторые потенциальные недостатки.

    Одно исследование, проведенное в 2018 году, показало, что терапевты сообщают об ухудшении симптомов у 9% людей, проходящих терапию. А во время когнитивно-поведенческой терапии 27% испытали дистресс или негативное самочувствие.

    Тем не менее, полезно помнить, что этот дискомфорт, как правило, носит временный характер и является нормальной частью некоторых типов когнитивно-поведенческой терапии.

    Наиболее существенным недостатком КПТ может быть повторное появление симптомов после окончания терапии. Но это тоже не редкость. Ваш терапевт может работать с вами, чтобы создать план обслуживания, чтобы держать симптомы в страхе, когда у вас больше нет регулярных сеансов.

    Тем не менее, подавляющее большинство исследований показывают, что преимущества когнитивно-поведенческой терапии перевешивают риски.

    Помимо возможных побочных эффектов, КПТ имеет некоторые недостатки, которые следует учитывать. Например:

    • Это большое обязательство. Несмотря на то, что лечение может длиться всего несколько месяцев, для достижения желаемых результатов требуются приверженность и настойчивость. Скорее всего, вам придется часто практиковать навыки, которые вы изучаете, чтобы они закрепились.
    • Может быть недостаточно. Для людей с более сложными или серьезными проблемами со здоровьем когнитивно-поведенческая терапия может быть неправильным подходом — или ее может быть недостаточно для уменьшения симптомов самой по себе.
    • Это может быть неудобно. Поскольку часть когнитивно-поведенческой терапии касается того, как искаженное мышление заставляет вас чувствовать себя, терапия может временно обострить или усугубить эмоциональные симптомы. Это может помочь подготовить себя к некоторому дискомфорту.
    • Это может быть дорого. В зависимости от вашей страховки, места проживания и других факторов, КПТ с профессионалом может оказаться недоступным из-за его стоимости. Тем не менее, некоторые терапевты предлагают терапию по скользящей шкале, что означает, что вы платите столько, сколько можете — это может помочь найти терапевтов, которые предлагают это.

    Еще до начала терапии ваш терапевт, вероятно, попросит вас заполнить анкету, используемую для оценки вашего психического здоровья и последующего отслеживания прогресса.

    Они, скорее всего, потратят большую часть первого сеанса, задавая вопросы и узнавая вас и ваши мыслительные процессы, чтобы лечение можно было настроить для вас.

    Поскольку когнитивно-поведенческая терапия — это совместная работа, важно чувствовать себя комфортно и чувствовать связь со своим терапевтом. Несмотря на то, что это может быть неприятно и отнимать много времени, не бойтесь встречаться с несколькими терапевтами, пока не найдете того, который вас устраивает.

    После того, как вы ответите на все основные вопросы, определите свои цели и определите искаженные модели мышления, ваш терапевт может вместе с вами выбрать правильные методы для оценки и корректировки этих мыслей.

    Будьте готовы получить домашнее задание. КПТ часто включает внесессионную практику, такую ​​как задания на самоанализ, поведенческие упражнения и чтение.

    Хотя CBT обычно проводится лично, онлайн-варианты также доступны и эффективны.

    Для чего используется КПТ?

    Некоторые из состояний психического здоровья, которые чаще всего лечат с помощью КПТ, включают:

    • генерализованное тревожное расстройство
    • нервную булимию и другие расстройства пищевого поведения
    • большое депрессивное расстройство
    • шизофрению
    • употребление психоактивных веществ расстройство
    • биполярное расстройство
    • фобии
    • посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

    Физические состояния, которые лечат с помощью КПТ, могут включать:

    • синдром раздраженного кишечника (СРК)
    • синдром хронической усталости
    • фибромиалгия
    • хроническая боль

    Кому, скорее всего, будет полезна КПТ?

    Исследования показывают, что когнитивно-поведенческая терапия может быть полезна людям всех возрастов, национальностей и полов.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *