Группы тренинга (Т-группы).
Дата добавления: 2014-10-24 | Просмотров: 1534
Первая группа тренинга (Т-группа) возникла случайно. Несколько специалистов в области естественных наук — Л. Брэдфорд, Р.Л. Питт, К. Левин — создали в 1946 г. группу из деловых людей и бизнесменов, целью которой было совместное изучение основных социальных законов (например, закон найма на работу) и «проигрывание» различных ситуаций, связанных с их применением. Помимо выработки оптимальных вариантов решений и поведения, связанных с применением законов, эта группа несла в себе первый опыт самораскрытия и самоосознания с помощью получения обратной связи.
Группы быстро приобрели популярность как новый эффективный метод обучения, и уже в следующем году в г. Бетеле (штат Мэн) была создана национальная лаборатория тренинга (НЛТ). Основными задачами Т-групп, или, как их тогда называли, «групп тренинга базовых умений», было обучение ее участников основным законам межличностного общения, умению руководить и принимать правильные решения в трудных ситуациях. Естественно, такие группы на первых порах не были ориентированы на терапию.
Позже Т-группы по своему целевому назначению стали делиться на группы умений (подготовка руководителей, деловых людей), группы межличностных отношений (проблемы семьи, секса) и группы «сенситивности» (группы, ориентированные на рост и самосовершенствование личности, преодоление нерешительности и т. п.).
Тем не менее, акцент в Т-группах еще долгое время делался на обучении здоровых людей таким ролевым функциям, как общение с начальством и подчиненными, выработка оптимальных решений в трудных ситуациях, поиск методов улучшения организаторской деятельности и т. п.
Родоначальники Т-групп в основе своего, как они считали, обучающего метода видели следующие позитивные начала:
• применение общественных наук (психология, социология) в практической жизни;
• ориентация на демократические (в противовес авторитарным) методы обучения;
• способность в процессе обучения устанавливать отношения взаимопонимания и взаимопомощи, готовность вникнуть в проблемы любого члена группы.
Группа — это реальный мир в миниатюре. В ней существуют те же, что и «в жизни», проблемы межличностных отношений, поведения, принятия решений и т. д. Тем не менее, от реального мира эта искусственно созданная лаборатория отличается тем, что:
• в Т-группе каждый может быть и экспериментатором, и предметом эксперимента;
• здесь возможно решение задач, которые неразрешимы в реальной жизни;
• занятия в группе предполагают «психологическую безопасность», что обеспечивает «чистоту» эксперимента.
Чем ближе задачи Т-группы к решению вопросов роста личности, межличностных отношений и чем успешнее авторитарные методы руководства заменяются неавторитарными, демократическими, тем больше Т-группа (особенно ее сенситивный тип) приближается к группе встреч. Иногда границы между этими группами и вовсе стираются.
Т-группы отличаются от группы встреч, прежде всего тем, в Т-группе акцент делается на процесс взаимообучения, а не на обучение участников. Таким образом, обучение является скорее результатом опыта самой группы, нежели разъяснений и рекомендаций руководителя. Кроме того, в Т-группах значение имеет совершенствование личности и анализ развития группы, т.е. того, что происходит в группе, когда она проходит стадии своего развития.
Основная цель Т-группы — совершенствование навыков межличностного общения и стремления перенести приобретенные знания, навыки и умения в реальную жизнь.
Основные черты Т-группы:
1. Помочь участникам понять, могут ли изменения, происходящие в группе и в них самих, способствовать тому, чтобы они лучше себя чувствовали в общении с другими людьми;
2. Т-группа позволяет своим участникам повысить уровень компетентности в межличностном общении. Участникам показывают, что каждый член группы помогающий учиться является учителем;
3. Принцип «здесь и сейчас».
Обучение тому, как учиться, включает в себя отдельные этапы:
• Представление самого себя. Представление самого себя — это процесс самораскрытия. Наиболее эффективной моделью самораскрытия является «окно Джогари», названное так в честь его изобретателей Дж. Лафта и Г. Инграма.
В соответствии с моделью «Джогари» можно представить, что каждый человек содержит в себе четыре зоны личности: «арену», «видимое», «слепое пятно» и «неизвестное».
«Арена» — это зона нашего Я, о которой знаю я и знают другие. Это «пространство» личности, открытое и для меня, и для других.
«Видимое» — это то, что я о себе знаю, а другие нет (любовный роман, страх перед начальником и т. п.).
«Слепое пятно» — это то, что другие знают обо мне, а я — нет (привычка перебивать говорящего и т. п.).
«Неизвестное» — это то, что скрыто и от меня, и от других. Сюда же включаются и скрытые потенциалы любой личности. Условно эта зона совпадает с зоной бессознательного.
«Окно Джогари» наглядно показывает, что расширить контакты — это значит, прежде всего, увеличить «арену». Когда участники любой группы встречаются впервые, «арена» обычно бывает небольшой. По мере того как растет взаимопонимание в группе, увеличивается доверие к партнерам, повышается степень самораскрытия, расширяется и «арена» каждого из ее участников.
Если в группе не удается создать атмосферу взаимопонимания, а уровень доверия друг к другу достаточно низок, то и эффект воздействия такой группы на ее участников бывает невысоким.
• Обратная связь. Обратная связь осуществляется в тех случаях, когда одни участники группы сообщают о своих реакциях на поведение других с целью откорректировать «курс» их поведения. В свою очередь участники, получившие такой «сигнал» от других, имеют возможность откорректировать свое поведение.
Обратная связь в атмосфере искренности и взаимодоверия дает отдельным членам группы информацию об их «слепых пятнах», обеспечивает лучшее понимание всеми участниками сути группового процесса.
Лучше, когда обратная связь проявляется эмоциональной реакцией на поведение партнера, а не критикой и оценкой самого Партнера и его поведения.
Корректирующее воздействие обратной связи тем более эффективно, чем более единодушны участники группы в своей оценке поведения одного из партнеров.
• Экспериментирование. Экспериментирование в группе основано на активном поиске различных вариантов поведения в одинаковых (или различных) ситуациях.
Такой поиск может быть успешным лишь в том случае, если экспериментирующие участники могут получить от группы ясную и точную обратную связь без страха за последствия своего поведения в той ни иной ситуации.
Важным условием работы группы является сосредоточение внимания на принципе здесь и теперь. Этот принцип актуален для всех типов учебных и лечебных групп. Все реакции должны исходить из конкретной ситуации, а не носить характер повествования или назидания. Главным итогом группового процесса является внимание к непосредственному опыту и конкретным ощущениям.
Роль руководителя в Т-группах состоит в том, чтобы вовлечь участников в совместную работу по исследованию их соотношений и поведения, организовать групповой процесс, а потом незаметно устраниться от директивного руководства.
Основная ошибка большинства руководителей заключается в стремлении активно включиться в групповой процесс, «вытянуть» группу из тупиковой ситуации. В действительности, такие действия руководителя только мешают группе реализовать свои резервные возможности. В действительности, такие действия руководителя только мешают группе реализовать свои резервные возможности.
В тех случаях, когда работа в Т-группе ограничена во времени, меняется и роль наставника. Руководитель такой «краткосрочной» группы должен быть более активен, чаше вступать в конфронтацию с участниками, обеспечивать обратную связь.
Т-группа с укороченным сроком действия чаще всего бывает «структурированной». В такой группе руководитель задает тон занятиям (дает конкретное задание, формирует ситуацию), а группа вырабатывает свой вариант решения. «Запланированность действий» хорошо зарекомендовала себя при решении различного рода конфликтных ситуаций.
Противоположностью «структурированной» группе может служить так называемая тэвистокская модель группы. Она была предложена У. Байоном в 1959 г., а название группы происходит от Тэвистокской клиники и Тэвистокского института человеческих отношений в Лондоне, где У. Байон занимался исследованием, так называемых, «малых учебных групп».
Основное внимание в этих группах сосредоточивается на индивидуальном развитии и уникальности каждой личности. В тэвистокской группе в качестве допущения принимается, что высказывания одного участника и его поведение, отраженное в групповом зеркале, разделяются другими участниками, а сама группа ведет себя как взаимосвязанная система, в которой целое оказывается чем-то большим, нежели сумма его частей. Руководителю в тэвистокской группе У. Байона отводится пассивная роль. В то время как члены группы исследуют особенности собственного поведения, руководитель группы остается в тени.
Виды коррекционных групп: Т- группы.
Т-группа (от англ. training group — группа тренинга) — малая группа, создаваемая для обучения базовым межличностным умениям. К таковым относят: умение распознавать и оценивать индивидуальные, групповые, межличностные проблемы; коммуникативные умения; развитие самопознания. Возникновение Т-группы относится к 1947 г. и связано с классическими исследованиями К. Левина в области групповой динамики. Психологи клинической ориентации в подобной групповой работе обычно акцентируют индивидуальные проблемы участников, социальные психологи — проблемы личностных ресурсов эффективной деятельности организаций. В любом случае принципиальным оказывается совершенствование понимания участниками групповых процессов, развитие чувствительности к ним (отсюда еще один используемый термин — тренинг чувствительности). Т-группы относятся к совокупности методов так называемого экспериментального обучения — то есть обучения посредством переживания опыта. Основными составляющими подобной групповой реальности являются открытое предъявление участников друг другу, интенсивная безоценочная межличностная обратная связь, опробирование новых форм общения. Роль ведущего, называемого тренером или фасилитатором, состоит прежде всего в создании доверительного и в этом смысле психологически безопасного, поддерживающего группового климата. Последнее делает возможным включение участников в самоисследование и исследование складывающегося группового процесса.
Т-группы придают особое значение непосредственным переживаниям членов группы. Более, чем другие группы, они удачно продолжают традиции социальной психологии и исследований групповой динамики.
На практике учебные цели Т-группы в основном определяются ее участниками, и достижение этих целей облегчается благодаря соответствующей направленности групповых интересов. Групповые интересы могут касаться отдельных участников, их взаимоотношений, роли индивидуума в организации, группы как целого, взаимоотношений между группами, внутренних проблем организации, которую представляют участники группы.
Прежде всего Т-группа является обучающей лабораторией. В таком контексте в термине лаборатория акцент ставится на экспериментирование и опробование новых форм поведения. При этом предполагается, что член группы является одновременно и участником, который может экспериментировать с изменениями поведения, и наблюдателем, который может контролировать результат этих изменений. Участники непосредственно вовлекаются в постановку групповых целей, наблюдение за поведением, планирование действий и анализ данных.
Важные компоненты:
1. Уровень доверия является решающим фактором в любой учебной среде
2. Обратная связь. Эффективное использование обратной связи, полученной от группы ( в Т-группе умение обеспечивать эффективную обратную связь развивается намеренно.). Обеспечивает лучшее понимание участниками группового процесса.
3. Экспериментирование (основано на активном поиске новых стратегий и видов поведения. Члены группы обучаются не только с помощью обратной связи, но и учатся использовать опыт, проводить исследования и анализировать переживания в ситуациях, когда они могут получать ясную и точную обратную связь об уместности и эффективности их поведения. Практика экспериментирования очень важна, так как гарантирует, что участник будет чувствовать себя более комфортно при использовании вновь приобретенных умений.)
Важным условием работы Т-группы является сосредоточение внимания на принципе «здесь и теперь». Поскольку считается, что оптимальные результаты при обучении дает актуальный опыт, важно, чтобы группа, насколько возможно, оставалась деятельной и релевантной. Это значит, что погружение в повествование и личные воспоминания не представляет ценности, если не сопровождается выражением чувств и не соотносится с текущим взаимодействием членов группы.
Существуют Т-группы, ориентированные на развитие личности, выявление жизненных ценностей и усиление чувства самоидентичности, — это группы сензитивности.
Для Т-групп характерна:
1) кратковременность существования — от нескольких дней до недель;
2) отсутствие предварительной структурированности, нормированности и регламентации.
Основной метод в т-группах — свободная дискуссия без предварительно принятого плана (см. метод дискуссии групповой), сочетаемая с играми ролевыми и другими приемами. Обсуждения строятся по принципу «здесь и теперь» — анализируются события, происходящие непосредственно в группе, по возможности — без обращения к прошлому опыту участников.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет
стоимостиГарантииОтзывы
Поможем написать любую работу на аналогичную
тему
Реферат
Виды коррекционных групп: Т- группы.
От 250 руб
Контрольная
работаВиды коррекционных групп: Т- группы.
От 250 руб
Курсовая работа
Виды коррекционных групп: Т- группы.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Что такое Т-группа? — Расширение прав и возможностей | Воздействие
Участники работают вместе в небольшой группе из 8-14 человек в течение длительного периода времени. Обучение приходит через анализ собственного опыта, включая чувства, реакции, восприятие и поведение.
Основные предположения
В основе Т-группы лежат следующие предположения о природе процесса, которые отличают Т-группы от других более традиционных моделей обучения:
- ОБУЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Каждый участник несет ответственность за собственное обучение. То, чему человек учится, зависит от его собственного стиля, готовности и отношений, которые он развивает с другими членами группы.
- РОЛЬ ПЕРСОНАЛА. Роль сотрудника состоит в том, чтобы способствовать изучению и пониманию опыта в группе. Они помогают участникам сосредоточиться на том, как работает группа, на стиле индивидуального участия или на проблемах, с которыми сталкивается группа.
- ОПЫТ и КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ . Большая часть обучения представляет собой комбинацию опыта и осмысления. Основная цель T-Group состоит в том, чтобы обеспечить условия, в которых людям предлагается совместно изучить свой опыт достаточно подробно, чтобы можно было сделать обоснованные обобщения.
- НАСТОЯЩИЕ ОТНОШЕНИЯ и ОБУЧЕНИЕ . Человек наиболее свободен в обучении, когда он устанавливает подлинные отношения с другими людьми и тем самым повышает его чувство собственного достоинства и снижает его оборонительную позицию. В подлинных отношениях люди могут быть открытыми, честными и прямыми друг с другом, так что они сообщают то, что они на самом деле чувствуют, а не маскируют свои чувства.
- ПРИОБРЕТЕНИЕ НАВЫКОВ и ЗНАЧЕНИЯ . Развитие новых навыков в работе с людьми максимизируется по мере того, как человек исследует основные ценности, лежащие в основе поведения, когда он усваивает соответствующие концепции и теории, а также по мере того, как он может практиковать новое поведение и получать обратную связь о степени, в которой поведение приводит к желаемому результату. влияние.
Цели и результаты
Цели и результаты Т-группы можно классифицировать с точки зрения потенциального обучения отдельных лиц, групп и организаций.
- ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Большинство участников Т-группы получают представление о влиянии, которое они оказывают на других членов группы. Участник может оценить степень, в которой это воздействие соответствует или отклоняется от его сознательных намерений. Они также могут получить представление о диапазоне восприятия любого конкретного действия. Важно понимать, что разные люди могут по-разному воспринимать одно и то же поведение — например, как поддерживающее или антагонистическое, уместное или неуместное, ясное или двусмысленное — так же, как понимать влияние на любого конкретного человека или конкретное событие.
Многие люди сообщают, что они пробуют в Т-группе поведение, которого никогда раньше не пробовали. Это экспериментирование может расширить их представления о собственном потенциале и компетентности и обеспечить основу для продолжения экспериментов.
- ГРУППОВАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ . Т-группы часто сосредотачиваются на силах, влияющих на группу, таких как уровень приверженности и выполнения в результате различных методов принятия решений, нормы, контролирующие количество разрешенных конфликтов и разногласий, и виды данных, которые являются допустимыми. собрались. Такие понятия, как сплоченность, сила, групповая зрелость, климат и структура, могут быть изучены с использованием опыта в группе, чтобы лучше понять, насколько эти же силы действуют в ситуации дома.
- ОРГАНИЗАЦИЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Статус, влияние, разделение труда и стили управления конфликтами входят в число организационных концепций, которые можно выделить, проанализировав события в Т-группе. Образующиеся подгруппы можно рассматривать как аналоги подразделений внутри организации. Затем можно посмотреть на отношения между группами, изучив такие факторы, как конкурентоспособность, общение, стереотипы и понимание.
Что такое Т-группа?
Тренинг или Т-группа — это подход к обучению человеческим отношениям, который,
вообще говоря, предоставляет участникам возможность узнать больше
о себе и своем влиянии на других и, в частности, узнать
как действовать более эффективно в ситуациях лицом к лицу. Он пытается
облегчить это обучение, собрав небольшую группу людей
специально для изучения собственного поведения, которое происходит, когда
они взаимодействуют внутри небольшой группы.
Есть определенные
особенности, которые отличают этот тип группы от обычной группы
обсуждение. Во-первых, обучение в первую очередь «ориентировано на процесс».
чем «содержательно-ориентированный». То есть основное внимание уделяется чувству
уровне коммуникации, а не на информационном или концептуальном
уровень. Этот акцент достигается за счет сосредоточения внимания на «здесь и сейчас».
поведение и темы в группе. Во-вторых, обучение не структурировано.
обычным способом. Предоставляются возможности для физических лиц
решить, о чем они хотят говорить, какие проблемы они хотят
иметь дело, и какие средства они хотят использовать для достижения своих целей.
Никто не говорит им, о чем они должны говорить. Как они относятся к себе
с проблемами, вызванными этим отсутствием направления, они начинают действовать
характерными способами; кто-то молчит, кто-то агрессивен,
некоторые имеют тенденцию постоянно инициировать обсуждение, а некоторые пытаются структурировать
разбирательства. С помощью фасилитатора или лидера группы эти
подходы или разработки становятся предметом обсуждения и анализа.
Фасилитатор привлекает внимание к событиям и поведению в группе,
случайные вмешательства в виде предварительных интерпретаций. Третий,
Сердце лаборатории Т-группы находится в небольших группах, что позволяет
высокий уровень участия, вовлеченности и свободного общения. Интенсивный
участие в группе является важной чертой программ Т-группы,
в отличие от других методов. Такое участие может быть полезным в
устойчивые изменения в установках и поведении участников.
От
раздаточный материал, распространяемый на сайте «Личностный рост
Лаборатория», каждую весну и осень спонсируется государством Трентон.