Популярное

Свистульки из детства: Как сделать свистульку из акации

Как сделать свистульку из акации

Кто не помнит душистые гроздья цветков акации? Этот сладкий аромат вызывает ощущение по-настоящему детской эйфории: лето, каникулы, смех и свист. А ведь было время, когда из каждого двора доносились писки, трели и кваканье этих незамысловатых свистулек из акации! Только кто же вспомнит, как их сделать? Оказывается, есть и инструкция, и фото, и видео. Как говорится, было бы желание.

Содержание

Что такое эти свистульки, и кому они сегодня могут понадобиться?

Свистульки изготавливают из стручков-плодов древовидного кустарника желтой акации. Ее цветки со сладким запахом привлекают не только пчел со всей округи, но и цепкие ручки ребятишек. В конце июля — начале августа деревья дают плоды. Можно набрать целую горсть бобов разных размеров. Каждый из них в итоге будет звучать по-особому.

У современных детей, искушенных морем игрушек и всевозможных гаджетов, нет таких простых славных развлечений, которым когда-то посвящали свое свободное время их родители. Но это вовсе не означает, что их это не заинтересует. Мамам и папам нужно обязательно рассказывать о своем детстве, о забавах и игрушках тех лет. А почему бы и не смастерить вместе с ними свистульку из акации? Это не просто привьет интерес ребенка к простой и полезной игре, но и подарит родителям массу приятных воспоминаний.

Взрослому, который озадачился изготовлением свистульки из акации, нужно вспомнить все нюансы процесса и обязательно попробовать на практике, прежде чем научить этому мастерству ребенка. Дети часто бывают неуверенными в себе, бросают то, что у них не получается. Продемонстрируйте им процесс изготовления свистульки несколько раз, будьте терпеливы, проявляйте заинтересованность, делитесь воспоминаниями, приятными эмоциями, и у вас все получится!

Пошаговая инструкция

Чтобы вспомнить счастливые минуты детства многое не потребуется: умелые руки и дерево акации во дворе. Вот несколько шагов, следуя которым можно сделать такую свистульку:

  • Шаг 1. Из всей массы стручков нужно найти спелый боб. Он должен быть толстым и мягким, но не перезрелым. Обычно такие плоды зеленого цвета, без признаков желтизны. Когда умение делать свистульки будет на высшем уровне, можно брать любые, но сначала лучше выбирать именно такие.

Важно! Бытует мнение, что горошины акации ядовиты, но это не совсем так. Их химический состав изучен недостаточно, но известно, что после термической обработки, они становятся пригодны для пищи. Однако их вкус горький, что для людей абсолютно не привлекательно.

  • Шаг 2. Стручок для свистульки нужно вымыть и просушить. В детстве этот момент все упускали, но все же негоже своему ребенку дозволять совать в рот пыльную свистульку из акации. Здоровье превыше всего.
  • Шаг 3. На этом этапе мнение профессионалов по свистулькам расходится: одни считают, стручок надо разломить пополам, другие советуют отрезать только кончик. Можно попробовать оба варианта и выбрать лучший. Свистеть будут и та и другая, но по-разному.
  • Шаг 4. Дальше необходимо осторожно раскрыть будущий свисток по шву, как обычно это делается с горохом или бобом фасоли. При отрывании плода на нем должно остаться подобие заусенца в острой части, потянув за него, нужно раскрыть створки, но не до конца, а на две трети.

Внимание! Открывать нужно более выпуклую сторону стручка.

  • Шаг 5. Аккуратно вытащить все горошинки, важно следить, чтобы шов на противоположной стороне не разошелся, иначе придется начинать все сначала. Можно воспользоваться зубочисткой для того, чтобы выгнать зернышки из домика.

Как научиться свистеть

Свистулька из акации готова, но теперь пришло время овладеть навыком «игры» на ней. Острая часть помещается в рот под углом 90 градусов. Губами необходимо зажать место раскрытого шва. Теперь можно дуть. Извлечь звук получится не сразу и не у всех. Важные условия для художественного свиста:

  1. Регулируем силу сжатия свистульки губами, а вместе с тем величину щели между створками.
  2. Пробуем различную глубину захвата свистульки.
  3. Регулируем мощность струи воздуха, вдуваемого в свистульку.
  4. Пробуем сочетания потоков разной силы, в итоге получаются забавные звуки вроде кваканья.
  5. Еще один вариант извлечения звуков — это прихлопывание по ней ладошками в момент свиста.

Как видно из инструкции, нюансов немало. Объясните, что для всего нужна сноровка, даже для того, чтобы извлекать из свистульки звуки. Зато когда ребенок овладеет этим нехитрым искусством, то радости не будет предела. Уже через час знакомые дети будут мастерить свистульки и пищать с их помощью на все лады.

В процессе такой простой игры развивается и масса полезных личностных качеств, например, умение помогать другим, делиться. Наверняка во дворе найдется малыш, который сам не сможет сделать свистульку из акации. Пусть ваш гуру свистулек сделает ему парочку, это очень поднимает самооценку. Вот увидите, все гаджеты будут забыты, а дети начнут с удовольствием проводить летнее время на свежем воздухе, да к тому же развивать легкие.

А как Вы в детстве делали свистульки?

Свистулька из акации: видео

ИГРУШКА — Всероссийский музей декоративного искусства

Невозможно представить детство без игрушек. Умных, затейливых, забавных и серьезных, помогающих учиться и развивающих. Среди них есть игрушки, которые называются «народными». Они живут на протяжении уже нескольких столетий, веселя и радуя не одно поколение детей и взрослых.

В каждой области европейской части России игрушка была своя, но при этом в ней было много общего: конструктивная основа, простота исполнения, нарядность и поэтичность, осязательное чувство ремесла, которому свойственно многократное повторение.

Игрушка сумела остаться средством, отражающим события подлинного существования людей на протяжении многих лет: особенности быта, обычаи, обряды, тесную связь с окружающей природой. Она стала обязательной частью жизни народа, сохраняя способность выражать извечное представление о добре и красоте в неповторимой художественной форме. Не потому ли, остаётся она понятной и интересной сегодня? Ведь игрушка говорит на универсальном языке народной культуры, передавая младшим жизненный опыт старших, стремясь не утратить и передать живую традицию в многоликом, быстро меняющемся мире.

В этом году нашему музею исполнилось 40 лет. За это время выросло несколько поколений ребят, детство которых оказалось тесно связанным с музеем. Здесь они впервые познакомились с народной игрушкой из музейной коллекции, «пообщались» с персонажами сказок. Для многих детей ярким воспоминанием стало «рождение» собственной игрушки в музейной мастерской, возможность взять её в руки и расписать на манер старинной народной свистульки. Не оставляет равнодушными народная игрушка и взрослых: родителей, коллекционеров, художников, дизайнеров и всех тех, кому дороги история страны и её национальное искусство.

Птицы


Дымково, Филимоново, Абашево, Каргополь, Богородское – здесь до сих пор из глины и дерева создают игрушку. Например, птицу! В русском традиционном искусстве образ птицы один из ключевых. Его можно встретить в сказках, росписи, вышивках… Это символ огня земного и небесного, предвестница весны. Она несла свет и радость, прогоняла силы тьмы, была гарантом благополучия, достатка и защиты.

Изображают птиц реально существующих и фантазийных: жар-птицу, сирина, птичку-бабочку, петуха-разбойника. Игрушку Русского Севера, Каргополя, можно узнать по небольшим размерам, грубоватой лепке, несложной росписи из черточек, точек, крестов, кругов-солнечных знаков. Также обучая детей кропотливой работе создавали щепную птицу из дерева, которую называют птицей счастья.

В деревне Филимоново Тульской губернии находится еще один центр самобытной игрушки. Глина там жирная, пластичная. Фигурки из нее получаются стройные и гибкие, с вытянутыми шеями и маленькими головками. После обжига белая глина идеальна для росписи не кисточкой, а куриным перышком, «чтобы лучше краску держали»… «Бежит по форме» полосатая роспись, чередуется с пятнами, «елочками, солнышками, грабельками», как называют мастера эти орнаментальные элементы.

Необыкновенной яркостью знамениты в России дымковские игрушки. Эти глиняные фигурки названы так по слободе Дымково близ города Вятки, который славился своим праздником «Свистуньей». В то время знакомые нам с детства свистульки были не только у детей, но и у взрослых, которые верили, что свистом могут прогнать злые силы. Эти игрушки сегодня сразу узнают по узорному многоцветию.

1. Игрушка «Петушок». 1918 год. 2. Птица щепная. Н.А.Сидоров. 1980-е годы. 3. Дымковская игрушка «Птица». 1920-1930-е годы. 4. Дымковская игрушка «Индюк». Н.П.Трухина. 1980 год. 5. Филимоновская игрушка. Свистулька «Петух и курица». Е.И.Лукьянова. Конец 1980-х годов. 6. Богородская игрушка с движением «Куры на кругу». Р.Ф.Сосин. 1955 год

Кони


У древних славян конь считался знаком солнца, перевозчиком небесного светила по небу, другом и помощником человека. Его чаще всего изображали в виде креста, круга, ромба, розетки. Издавна кони были любимыми игрушками детей. Коня лепили из глины, вырезали из дерева, каждый на свой лад.

Русский север поражает суровой красотой, а архангельские плотницкие игрушки выделяются формой, конструкцией, манерой резьбы и росписи. «Конь-колода» – так на Севере называли массивного коня, выдолбленного из цельного бревна. Мир образов, правдоподобных и сказочных, сохранила глиняная игрушка из Каргополя. Кони не идут, а торжественно позируют. Ясный, крупный и не сложный орнамент усиливает впечатление монументальности.

Кожлянская игрушка из Курской области – это веселые, радостные, дышащие энергией скульптуры. Делают их из светлой глины, дающей после обжига розовый оттенок и украшают орнаментом из пятен, ромбической сетки, ёлочек, часто простыми цветными чернилами.

Хлудневских коней из Калужской области можно принять за языческие фигурки с глубокими ямками вместо глаз из археологических раскопок. Основной фон цвета топленого молока, с простым пятнистым жизнерадостным узором.

Кони из Рязанской области полны движения, с крутой выгнутой шеей, изящной головой. Ноги энергично выставлены вперед – скачущие, бегущие, прыгающие. Таких коней делали только в Рязани.

Дымковские красавцы-кони и всадники из Кировской области очень нарядны. Крепко сидят всадники в штатских и военных костюмах, в эполетах и цилиндрах, в военном френче, штанах в полоску.

Гордо вытянули длинные шеи, навострили уши стройные полосатые скакуны из деревни Филимоново. Красные, желтые, зеленые полосы узора наносили прямо по обожжённой глине.

Могучие кони и всадники из села Абашево Пензенской области! У них грудь широкая, а ноги крепкие. Всадники обхватили короткими руками и ногами длинные шеи коней.

1. Филимоновская игрушка. Свистулька «Конь под седлом». Е.К.Евдокимова. 1969 год. 2. Дымковская игрушка «Всадник». Е.И.Косс-Деньшина. 1965 год. 3. Игрушка «Лошадь». XIX век. 4. Жбанниковская игрушка. Свистулька «Всадник». К.Ф.Тимофеев. 1991 год. 5. Добровская игрушка. Свистулька «Конь». И.К.Пустовалов. 1970-1980-е годы. 6. Городецкая игрушка «Возок, запряжённый парою». XIX век. 7. Дымковская игрушка. Свистулька «Всадник» («Кавалер на коне»). А.А.Мезрина. 1900-1910-е годы. 8. Петровская (сусанинская) игрушка. Свистулька «Конь». М.А.Шмаров. 1992 год.

Медведи


По древним славянским представлениям медведь – родоначальник людей, владыка природы, символ силы и могущества. Игрушка, как эхо языческих времен, отбрасывает все случайное, создавая выразительные образы. Одни – свирепые и неуклюжие, другие – самобытные по форме и декору.

Каргопольский медведь – добрый хозяин леса, ходит на двух лапах как человек. На груди большие кресты – отголоски воспоминаний о связи с культом солнца и плодородия земли. Но случалось, что медведь задирал кормилицу-корову, вытаптывал посевы. Это отразилось в образах игрушки: медведь стоит анфас, с вытянутой мордой, приоткрытой пастью и поднятыми лапами.

Город Скопин на юге Рязанской области известен декоративной керамикой и фигурками, среди которых много медведей и львов. Скопинские игрушки изготовлены из светлой глины, их оформление дополняют процарапыванием, штампами, налепами. После обжига поливают тёмно-коричневой, ярко-зелёной, жёлтой глазурью. Чтобы фигурки превратились в свистульку, в них острой палочкой проделывают отверстие. Звук особенный, будто медведь ревёт низким голосом.

В нашей коллекции есть игрушка народного мастера Владимира Зазнобина. Он всю жизнь плотничал, а на седьмом десятке начал резать ножом и топором ветряки и скворечники с забавными зверушками. В его игрушках от дуновения ветра стучали молоточками заяц и медведь.

Знаменитые «Кузнецы» – классический образец народной игрушки из села Богородское в Подмосковье. Здесь любят вырезать фигурки зверей и птиц, но чаще всего медведя. Мастер намечает лишь самое главное, уделяя внимание передаче движения, что делает образ медведя очень убедительным в самых неожиданных сюжетах.

Дымковские медведи похожи на каргопольских позой, устойчивой фигурой, вытянутой головой. Орнаментальная роспись складывается в композиции из знаков природы. Окончательный штрих – кусочек сусального золота на поверхности игрушки.

Медведь из деревни Филимоново под Тулой похож скорее на Змея-Горыныча из русской сказки, чем на свой прототип. А характерная лепка хлудневской свистульки из Калужской области напоминает детскую работу, неторопливо быструю, без детализации.

1. Дымковская игрушка «Машенька и медведь». А.Ф.Попыванова. 1980 год. 2. Ветряк «Заяц и медведь». В.Н.Зазнобин. 1976 год. 3. Богородская игрушка «Медведь на велосипеде». В.С,Зинин (автор модели), А.С.Ерошкина. 1970-1980-е годы. 4. Каргопольская игрушка «Медведь с балалайкой». Е.А.Пискунова. 1989 год. 5. Скопинская игрушка. Свистулька «Медведь с 4-мя медвежатами» А.В.Попов. 1991 год. 6. Филимоновская игрушка. Свистулька «Медведь с подарком». А.Г.Зайцева. 1970-е годы.

Олени


Олень – символ изобилия и богатства. Слышали поговорку «Рогато жить»? Олень – великое светило, дарящее земле свет и тепло.

Особенно выразительны зоткинские олени (потомственная династия мастеров Абашева). У них короткие ноги, а шея удлинена. Под рогами ушки прилеплены, на шее – кружочки, словно пуговицы в ряд. Отличаются олени друг от друга различной формой рогов. Вся поверхность игрушки покрыта глухой эмалевой краской, на ее фоне драгоценно сверкают бронзой и алюминием уши и рога.

Нехитрая, но неповторимая роспись отличает оленя из Каргополя. Старейшая каргопольская мастерица Ульяна Бабкина лепила игрушку, обжигала в русской печи, пока варятся щи да каша, расписывала её красной краской из ржавого железа и черной из сажи на молоке. Получалась трогательно-наивная фигурка белого оленёнка с отпечатками пальцев мастера, с красными рожками и скупым орнаментом.

Филимоновский олень – сказочный. У него высокие ноги, непомерно длинная шея, маленькая головка. Роспись похожа на скоропись – быстрые неровные линии и штрихи разной толщины будто делаются без особых усилий, в шутку. Открытые краски создают веселую пестроту и нарядную декоративность. Крупные фигурки ставили зимой между рамами, чтобы окна выглядели наряднее.

Силуэт городецких свистулек «дудок» из деревни Жбанниково Городецкого района напоминает равнобедренный треугольник. Расписывают фигурки звонкими эмалевыми красками: красной, зеленой, синей. Затем наносятся полосы – «тропочки-дорожки». Этот прием широко применялся в городецкой росписи (на прялках). Из дождевого гриба делался губчатый штампик, который макали в краску и отпечатывали рисунок на поверхности игрушки (пятна, ряды). Рога, уши, копытца оленей серебрили алюминиевой краской.

В деревне Петровское в Сусанинском районе Костромской области можно встретить разных животных, от оленя до слона. Эта узорчатая, покрытая коричнево-зеленой глазурью скульптурка интересна и пластическим решением – животные странные, трудноузнаваемые. То ли это порождение фантазии автора, то ли отголоски архаики Древней Руси… 

1. Кожлянская игрушка. Свистулька «Олень». О.И.Дериглазова. 1980-е годы. 2. Филимоновская игрушка. Свистулька «Олень». А.Ф,Масленникова. 1967 год. 3. Дымковская игрушка «Олень». Е.И.Косс-Деньшина. 1953 год. 4. Жбанниковская игрушка. Свистулька «Олень». 1960-е годы. 5. Жбанниковская игрушка. Свистулька «Олень». Л.Т.Потатуев. 1934 год. 6. Дымковская игрушка «Олень». Н.П.Трухина. 1974 год. 7. Абашевская игрушка. Свистулька «Олень бордовый». Т.Н.Зоткин. 1960-1970-е годы. 

Свинки


Образ свиньи или, как ее ласково называли мастерицы на промыслах, «свинки» на Руси олицетворял благополучие, плодовитость, иногда удачный брак. Одно из поверий говорит, что в новый год в избе можно увидеть золотого поросенка – новорожденное солнышко, символ плодородия земли. О волшебной «свинке-золотой щетинке» рассказывают народные сказки и загадки.

На Русском Севере в начале XX века свиньи были самыми малочисленными из домашней живности, но их образ все же нашел отражение в каргопольской игрушке. Мастера лепили «поросюху с поросятами».

Интересны образы свиньи из села Кожля, образованного в начале XVIII века перевезенными из Полтавы «разными мастеровыми людьми». Одна из последних мастериц Валентина Ковкина создала диковинный образ – свистульку «Всадник на оборотне». В древних обрядах, связанных с культом солнца, принимал участие всадник с лицом и спереди, и сзади. Связана ли игрушка Ковкиной с этим обычаем? Теперь вряд ли возможно это узнать.

Не менее фантастичен сюжет абашевской игрушки «Городовой на свинье с козликом-свистулькой». Великолепная скульптура: ироническая игрушка и вместе с тем дань памяти творчеству старых мастеров, которые придумали и лепили «городовых».

В филимоновской игрушке глина начинала жить своей жизнью благодаря яркой росписи. Свободное широкое движение полос, линий в строгом порядке. Сперва желтым рисовали пятно, а потом наводили красные линии и добавляли зеленые. Игрушка-праздник!

Скопинский промысел отличает неординарность авторов. Здесь любят лепить сказочные образы, тем интереснее «Свинья с поросятами» 1913 года. Незатейливая сценка, но с какой доброй улыбкой выполнена игрушка. Она сохраняет мягко обтекаемую форму и узнаваемость без стремления к полному правдоподобию.

Архаична форма романовской свистульки из Липецкой области. Проста в исполнении, легко читаема, с обязательными дырочками для свиста.

В селе Богородском мастера вырезали из мягкого дерева фигурки людей и животных, украшая их мелкой узорной «росписью». Разными ритмами, игрой света и тени поверхность скульптур начинает жить. Ремесло, доведенное до подлинного искусства.

1. Богородская игрушка «Три поросёнка». 1964 год. 2. Абашевская игрушка. Скульптура «Городовой на свинье с козликом-свистулькой». 1977 год. 3. Дымковская игрушка «Поросёнок». Н.П.Трухина. 1983 год. 4. Филимоновская игрушка. Свистулька «Свинья». Е.К.Евдокимова. Конец 1980-х годов. 5. Филимоновская игрушка «Свинья с поросятами». А.Г.Карпова. 1981 год. 

Козлы, бараны


По славянским преданиям баран, как и олень – олицетворение неба и земли, солнца и огня. В ряде мест на Русском Севере солнечный баран в обрядах заменил оленя. С этими животными были связаны представления о довольстве и благе. Сложенный в снопы урожай овса (одной из самых плодородных культур на Севере) называли «бараном». На рождество пекли вкусные «козули» – пряники, изображающие баранов, козлов, оленей. Делали их для того, чтобы в новом году водилась в доме скотинка и давала приплод.

Образ барана неоднократно встречается в пословицах и крылатых выражениях, таких как: «уставился как баран на новые ворота», «вернемся к нашим баранам». А знакомый всем жест «коза» существовал долгое время как магический знак для защиты от сглаза и злых духов.

На Кавказе изображение барана – символ достатка и богатства. Глиняные скульптурки фиксируют образы животных как значимые символы или явления. Именно такие фигурки делают в Дагестане, в Балхаре. Этот небольшой высокогорный аул с давних времен является центром гончарного искусства и лепки из глины. Только здесь украшали игрушку росписью ангобом (жидкой глиной). Занятия эти были исключительно женским ремеслом. Балхарки редко выезжали из своего аула, видимо, поэтому и сохранились здесь древние декоративные традиции в украшении, напоминающие росписи эпохи бронзы.

Дымковская игрушка первоначально была свистулькой. Небогатый ассортимент животных расширили бараны и козлы. Тяга к повествовательности, стремление придать образу новое содержание, привели к обогащению формы многоцветным геометрическим узором и сделали фигурки праздничными и нарядными.

Чистые и громкие звуки жбанниковских свистулек зазывали покупателей на знаменитых нижегородских ярмарках, никто не мог пройти мимо. И сегодня притягивает яркий нарядный декор, орнамент, похожий на растительный узор знаменитой хохломской росписи.

Посмотрите и на липовые объемные богородские скульптурки! Какие они занятные, с движением. Так и хочется поучаствовать в их «бодании» на мостике.

1. Филимоновская игрушка. Свистулька «Баран». Е.К.Евдокимова. Конец 1980-х годов. 2. Богородская игрушка с движением «Козлики на мостике». В.С.Зинин. 1939 год. 3. Жбанниковская игрушка. Свистулька «Барашек». 1930-е годы. 4. Абашевская игрушка. Свистулька «Козёл». Т.Н.Зоткин. 1970-е-начало 1980-х годов. 5. Каргопольская игрушка «Козлик». 1988 год. 6. Балхарская игрушка «Горный козёл». 1970-е годы.

Зайчики


Среди «солнечных» образов русской игрушки неслучайно очутился «заюшка». Это один из древнейших славянских символов, объединивших в себе несколько значений. Прежде всего, это солярный знак, несущий в себе свет, правду, мощь и силу славянского рода. Заяц как символ и тотем является оберегом рода, его постоянного обновления и непрерывности. Помогает наследованию мудрости новыми поколениями от предыдущих.

Связь зайца со светом и огнем прослеживается в круговых хороводах и песнях – «заиньках». В народных приметах: увидишь бегающего по деревне зайца – жди неминуемого пожара. Фигурки зайцев на Русском Севере специально делали к свадьбе. В свадебных обрядах заяц – образ жениха, ищущего невесту.

Из всего длинного списка символических значений нашего героя в настоящее время доминирующей остается трусость. Трусливого человека сравнивают с зайцем. Недаром «зайцем» называют безбилетного пассажира.

Наиболее архаичные по форме игрушки из Каргополя, а также кожлянские, хлудневские, жбанниковские. Они лаконичны и, вместе с тем, поражают разнообразием прочтения этого образа мастерами промыслов.

Глиняные свистульки из деревни Кожля притягивают своей самобытностью. Делала их талантливая мастерица Валентина Ковкина, которую коллекционеры называли «русским Ван Гогом». Свистульки отправляли далеко за пределы области, даже в Персию и Турцию. Перевозили в бочках и для удобства, чтобы не откалывались лишние детали, их избегали делать.

По-своему интерпретировала традиционные образы дымковской игрушки, обогатила их новыми темами и приемами лепки Анна Мезрина. Она стала первой мастерицей в Дымкове, чье творчество получило широкую известность. Мир ее игрушек связан крепкими узами с природой, в меру сказочен и реален, простодушен и бесконечно искренен.

Филимоновский заяц имеет тонкую талию и длинную шею. Наивный, как будто расписанный ребенком, «Заяц» 1937 года. С выразительными линиями силуэта, вытянутыми пропорциями, несколько сумеречным колоритом свистулька 1988 года. А жбанниковская игрушка отличается выразительным силуэтом с могучей грудью и плавной линией спины. От зайца, пожалуй, только характерные торчащие уши.

1. Жбанниковская игрушка. Свистулька «Заяц». 1981 год. 2. Каргопольская игрушка «Зайчик». 1970-1980-е годы. 3. Кожлянская игрушка. Свистулька «Заяц с малиновыми ушами». В.В.Ковкина. 1970-е годы. 4. Дымковская игрушка «Заяц» («Кролик»). А.А.Мезрина. 1920-е-1930-е годы. 5. Богородская игрушка с движением «Заяц-весовщик». М.В.Барашков. 1962 год. 6. Дымковская игрушка «Заяц с морковкой». З.Ф.Безденежных. 1955 год. 

Птица Сирин


Один из фантастических персонажей русского искусства – птица Сирин, создание притягательное и неоднозначное. По мнению исследователей, своим происхождением Сирин обязан литературной средневековой традиции: «Сие есть птица от главы до пояса состав и образ человечь, от пояса же птица». Самые древние изображения Сирина восходят к X веку и сохранились на глиняных тарелках и женских украшениях. Вещая птица иногда прилетает из райских садов и своим пением разгоняет печаль и тоску. Является она лишь счастливым людям.

В XVIII веке Сирин теряет свои сказочные черты и приобретает облик крестьянской красной девицы. Птица вдохновляла своей красотой художников и поэтов. Оценил её и наш народ, превратив в заботливую хранительницу домашнего благополучия и счастья. С ней же связано представление о способности перелетать в иной, умный и счастливый мир. Этот приподнятый образ света, радости был близок и понятен народному мышлению.

Особенно почитали Сирина на Русском Севере. Она являлась солярным знаком и считалась женским оберегом. В Каргополе сирины «живут» и по сей день в виде птичек-свистулек.

Мастера романовской игрушки лепят её как большой пельмень, полый внутри. Свои фигурки они причисляют к оберегам. Посвистишь – неприятности, хвори проходят, возвращаются покой и здоровье.

Архаичные по форме жбанниковские фигурки увеличены по пропорциям, у них выразительный четкий силуэт с подчеркнуто могучей грудью, с незамысловатой росписью масляной краской.

Игрушки из села Плешково Орловской области грубоваты по лепке и росписи, но обладают особой выразительностью приземистых пропорций. Роспись исполнена ощипанным гусиным пером, самодельными красками из тертого кирпича. Они легко легли на поверхность и впитались в поры слабо обоженной глины.

Чернышинскую свистульку «Птица-Сирин» мастерица расписала полосками, напоминающими оперение птиц. На голове – уложенные в круг косы. Фигурку отличает особая грациозная пластичность с росписью в два цвета, выполненной минеральными красками, пером из хвоста петуха.Умели позабавить игрушечных дел мастера – и взрослым по нраву, и детям затея была!

1. Жбанниковская игрушка. Свистулька «Птица Сирин». П.С.Тимофеева. 1988 год. 2. Романовская игрушка. Свистулька (свисток) «Птица Сирин». В.В,Маркин. 2002 год. 3. Каргопольская игрушка. Свистулька «Птица Сирин» («Человек-птица»). У.И.Бабкина. 4. Чернышинская игрушка. Свистулька «Птица-Сирин». Н.Н.Фролова. 1997 год. 5. Каргопольская игрушка «Птица Сирин». С.М.Кононова. 1989 год.

Полкан


В нашей коллекции есть очень интересный и загадочный персонаж – Полкан. Кто же он такой, почему так популярен в фольклоре, керамике, народной живописи? Одни учёные высказывают предположение, что Полкан является родственником древнегреческому Кентавру. В античной мифологии мы действительно встречаем несколько внешне подобных образов, но они чаще враждебные человеку существа. Другие исследователи считают, что Полкан родственен божеству древних славян Полехану или Плихану, существу близкому языческому богу Яриле и входящему в окружение солнечного бога.

Полкан – богатырь огромной силы, но с необычной внешностью: «Имеет до пояса вид человека, а ниже – коня». Ему приписывали невообразимую резвость и быстроту. Известны многочисленные изображения полканов на стенах Дмитриевского собора во Владимире, Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. На Руси XV века его чеканили на монетах, позже помещали на изразцах, печатали на лубочных картинках.

Про огромного и доброго богатыря Полкана, защитника от сил зла говорилось в сказках, преданиях, заговорах. Он перепрыгивал через моря и горы, помогал людям в битвах и сражениях. Такой образ неодолимого богатыря сохранила в своей памяти каргопольская мастерица Ульяна Бабкина. Она лепила Полкана «стар – матёр человеком», с крепкой грудью и обязательным лучистым солнышком, румянила ему щёки и лёгким росчерком синей, и красной краски писала бороду.

Много сумела сделать для продолжения традиций каргопольской игрушки, потомственная династия Шевелёвых. Их игрушки напоминают о лучших произведениях Бабкиной и Дружинина.

Старинное русское село Абашево впервые упоминается в 1616 году. Среди его мастеров были и игрушечники, в их глиняных фигурках чувствуется загадочная связь с древностью. Это некий гротеск между человеческим и природным началом. Абашевские полканы всегда стоят уверенно, укоренённо. У них особый острый силуэт, палитра представлена более сложными приглушёнными тонами, что освобождает керамику от черт простодушия. Это не подобия реальных людей, а существа, созданные фантазией мастера.


1. Каргопольская игрушка «Полкан». С.Н.Яковлева. 1989 год. 2. Абашевская игрушка. Свистулька «Полкан». Т.Н.Зоткин. 1970-начало 1980-х годов. 3. Каргопольская игрушка «Полкан в оранжевом». А.П.Шевелев, Н.Шевелева. 1970-1971 годы. 4. Каргопольская игрушка «Полкан». К.П.Шевелева. 1970 год. 5. Каргопольская игрушка «Полкан с трубкой». В.Д.Шевелев. 1992 год.

Мужские образы


С конца XIX века на игрушку заметно влияет городская жизнь. В дымковской основными персонажами становятся всадники, гуляния, катания на лодках, как в игрушке Е.И.Пенкиной «В лодке». В 1930-е годы многие мастера стремились к отражению своего времени и традиционные дымковские всадники превращаются в «красноармейцев» в будёновских шлемах.

Каргопольская игрушка повествует о домашних занятиях, народных гуляньях. Легендарная У.И.Бабкина, лепила фигурку и приговаривала: «Мужика нать ражего (видного) сделать: телом крепкого, нравом удалого, характером весёлого». Бороды у каргопольских стариков – лопатой, рисуют их чёрной краской, аккуратно, чтобы вышла она, словно расчёсанная.

В Сергиевом Посаде образ человека особенно разработан. Фигурки постепенно рождались из полена, «высвобождались» под рукой мастера. Популярны были франтоватые гусары и жеманные барыни. Военные люди всегда были на виду, ими восхищались. Они были символами мужской красоты, доблести и чести.

Богородские мастера создали свой тип – неокрашенную игрушку-скульптуру. Её достоинство – в красоте общего силуэта, в характере резьбы по белому дереву. Придумали мастера много разных игрушек с движением, на раздвижных планках – разводах.

В жбанниковских скульптурках сливались черты традиционной игрушки и современная её интерпретация, как в свистульке «Мужик с гармошкой». Гармонист – желанный гость на всех посиделках. Фигурка восходит к древним прототипам, но воспринимается по-современному декоративно и выразительно.


Все эти затейливые мужские фигурки, составленные вместе, сразу оживают и начинают переговариваться между собой, существовать своей особенной игрушечной жизнью.
1. Игрушка филимоновская. Свистулька «Гусар». П.Илюхина. До 1989 года. 2. Игрушка жбанниковская. Свистулька «Мужик с гармошкой». П.С.Тимофеева. 1970-е годы. 3. Игрушка-развод «Гусары». Н.И.Максимов. 1962 год. 4. Игрушка дымковская «Гусар». А.М.Трефилова. 1980 год. 5. Игрушка «Гусар». Сергиев Посад. Начало XX века.

Женские образы


Истоки образов традиционных игрушек связаны с мировоззрением народа. В каргопольских фигурках по сей день сохраняются черты, присущие изображениям древних земледельцев, для которых земля была словно живое существо. Женские скульптурки стали олицетворением матери, «сырой земли», богинями материнства, покровительницами женщин, супружества и любви.

В дымковской игрушке любимыми образами были женские – нарядные дамы и розовощекие кормилицы. Игрушка отличается удивительной образностью, основная прелесть её в росписи, очень интенсивной, с сочно написанным орнаментом. В одежде отразились определённые этапы эволюции женского костюма XIX века.

Барыни Сергиева Посада и Богородского – кокетливые горожанки, одетые по моде николаевской эпохи в изысканные шляпки, пышные платья. Няньки и кормилицы – тип русской красавицы: статные, круглолицые с дугообразными бровями. Тщательная роспись гармонично дополняет резьбу.

Выделяются своей грациозностью утончённые барышни из Тульской области. Лепили фигурки на территории города Белёва чуть ли не с XIII века. Сегодня она остаётся малоизученной и малоизвестной. Фигурки отличает своеобразная пластика: длинная шея, небольшая головка с удивлённо приподнятыми бровями, широкие и высокие юбки-колокольчики. Эти пропорции делают их лёгкими и изящными.

Интересна и самобытна филимоновская пара – «Любота». Одетые по моде середины XIX века, жених и невеста держатся за руки, молодой безусый офицер бережно поддерживает даму.

В абашевской игрушке возможно сильнее, чем в других промыслах, прослеживается древняя символика. Дамы не гуляют, они стоят, будто растут из земли. В начале XX века славянские богини Мокошь и Лада превращаются в барынь с зонтиками, нянек, кормилиц. При этом их продолжают считать символом женской чистоты и целомудрия.


Сравните эти образы с игрушками других областей России, вспомните те, что больше всего понравились. Теперь они расскажут вам ещё больше – про нас, про нашу землю, нашу историю.


1. Игрушка филимоновская «Любота» («Жених и невеста»). А.И.Дербенева. 1969 год. 2. Игрушка дымковская «Барыня с зонтиком». З.В.Пенкина. 1968 год. 3. Скульптура «Модница». И.С.Стулов (автор оригинала), Л.И.Чушкин (мастер). Начало XX века. 4. Игрушка каргопольская «Барыня». У.И.Бабкина. 1960-е годы. 5. Игрушка абашевская. Свистулька «Барыня с уткой». Т.Н.Зоткин. 1970-1980-е годы.

«Педагогика свиста» — Сотрудничество в области педагогики для детей младшего возраста

Звуки птичьего пения пронизывают всю мою родословную. Мой прадедушка и прабабушка звали друг друга свистом. Они могли свистеть среди толпы, или на шумной вечеринке, или когда искали друг друга в своем саду. Я помню, как рос вместе с мамой и тетей Бертой, используя один и тот же свисток, чтобы звать друг друга, объявлять, что они прибыли в дом, или звонить моему дедушке, у которого с моей бабушкой был свисток с другим кодом.

 

Я помню, как впервые попытался изобразить свисток в супермаркете, пытаясь найти свою мать. Я помню свое удивление, когда я услышал его эхо и вызвал у меня глубокое чувство соучастия. Но больше всего мне запомнился возвращающийся домой короткий сладкий птичий звук, который издавала моя мать, — как только она переступала порог двери нашего дома. Тот свисток возвестил, что она приехала и больше не уйдет. Каждый раз, когда я слышал этот свист, мое дыхание становилось менее тяжелым, внутренности в желудке расслаблялись, растворяя желудочный сок моего беспокойства.

Дом, в котором я вырос, находится между домами двух моих двоюродных сестер. Мы выросли, запутавшись в симбиотической утробе нашей семьи. Моя двоюродная сестра Сусана выучила очень громкий и писклявый свист, который она использовала как ритуальный призыв выйти поиграть. Несколько месяцев Сюзанна учила меня этому свистку. Ее свисток требовал ответа свистком. Мне потребовалось много времени, прежде чем я научился скручивать язык, позволять небольшому количеству слюны входить в рот; поместите мои пальцы точно в щель между моим языком, моими губами и моими зубами и издайте этот особый птичий звук. Я до сих пор помню сморщенные кончики пальцев после того, как они были пропитаны слюной во время моих упорных первых попыток. На протяжении многих лет этот свисток позволял мне останавливать такси на шумных улицах, привлекать внимание мужа, когда он уезжает на машине, протестовать против португальских экологических манифестаций, аплодировать свистком на концертах или просто использовать его, чтобы почувствовать себя немного немного похожа на непослушную девочку.

Энрико — мой сердечный отец — имел обыкновение говорить на языке свиста в знак того, что сегодня я назвал бы его сопротивлением логоцентризму. Энрико будет насвистывать, я буду цепляться за его взгляд и слушать; а затем оглядываюсь назад, пока я расшифровывал то, что он мне говорил. Я очень гордился своей способностью расшифровывать его свистящий язык. Может быть, именно эта способность позволила мне годы спустя прочитать его взгляд, когда его легкие яростно снижали ритм бытия, а воздух отсутствовал в его теле, и наконец стали возможны только беззвучные свистки.

Запись птичьих свистов, повторяющихся снова и снова, была одним из самых сильных жизненных приглашений, которые я слушал в течение многих лет, с компакт-диска, подаренного мне, когда я искал выход из темных загонов неопределенного страха.

У Энрико и моей мамы был закодированный свисток любви, которым никто, кроме них, не мог пользоваться. После смерти Энрико мы с братом сохранили закодированный в любви птичий звук и насвистывали его моей матери в память об одной из величайших любви, с которыми я столкнулся в этой земной жизни. Нам так и не удалось воспроизвести тайну этого свистка. Мы не были той любви. Моя мама научила моих детей этому свистку, закодированному любовью. Однажды посреди скандинавского города, наполненного ревущим гулом капитализма, я услышал, как мой сын впервые использовал его, чтобы сообщить мне, где он находится, чтобы успокоить мою бездонную и навязчивую тревогу потерять его. Мой сын научил мою дочь этому птичьему свистку, кодирующему любовь. Она насвистывает, она дарит это вне всякой логики обмена или общения. Она распространяет его вокруг; она возвращает его тем, от кого мы этому научились. Она насвистывает, когда идет рядом с птицами, которых мы встречаем в этом массивном колониальном, бетонном и очаровательном городе. Я вижу, как она идет. Она ходит так, как позволяет симбиотическая щедрость человека и птицы.

Кристина Д. Винтимилла

 

 

 

Учим детей свистеть

Войти

Добро пожаловать!Войти в свой аккаунт

ваше имя пользователя

ваш пароль

Забыли пароль?

Восстановление пароля

Восстановите пароль

ваш адрес электронной почты

Поиск

Кажется, что это так просто, но это так сложно! Вот советы, как научить детей свистеть, чтобы они быстро научились создавать музыку губами.

Просто сожмите губы и подуйте. Звучит достаточно легко. Но, подобно завязыванию шнурков или езде на велосипеде, насвистывание является одним из тех навыков, которые взрослые склонны считать само собой разумеющимся. Только когда мы пытаемся научить детей свистеть, мы понимаем, насколько это чертовски сложно.

Будь то позвать собаку или немного помузицировать, искусство свиста может быть полезным и просто веселым.

Также важно помнить, что у большинства из нас этот талант определенно не развился в одночасье. Мы также не научились играть мелодию без тяжелой работы, небольшого разочарования и выдоха до посинения.

То есть, если вы не Стив «Уистлер» Хербст.

Вдохновленный свистом своего отца, Хербст, профессиональный свистун, научился ремесленным приемам в почтенном возрасте семи лет.

Таким образом, он показался идеальным источником, чтобы собрать несколько советов по теме обучения детей свистеть.

Познакомьтесь со свистящим шептуном

«Похоже, я всегда насвистывал. Я не помню ни начальной борьбы, ни первоначального прорыва», — говорят отец и дед, вспоминая дни, которые он провел, запершись в своей спальне, насвистывая пластинки вроде Прокофьева «Петя и волк ».

Стремясь к совершенству, мальчик снова и снова запускал пластинку, имитируя различные инструменты, пока не добивался нужного результата. С терпением, настойчивостью и практикой Хербст развил замечательный трехоктавный диапазон еще до того, как ему исполнилось 10 лет.

«К 10 годам я знал, что у меня есть что-то особенное, потому что то, что я делал, звучало очень необычно», — говорит Хербст.

Необычный? Да. Впечатляющий? Вы держите пари. Житель Нью-Йорка теперь является частью сообщества насвистывающих, помогая возродить то, что он называет «утерянным искусством» свиста.

Период с 1930-х по 1950-е годы фактически считался «золотым веком свиста», как говорит Хербст, поскольку биг-бэнды часто включали вистлеров в качестве солистов. Знаете ли вы, что легендарный Бинг Кросби был не только эстрадным певцом, но и первоклассным вистистом?

От выступлений с группами до тренерской работы, Хербст сделал карьеру благодаря своему таланту. Он выступал с великим гитаристом Лесом Полом, появлялся на телевидении и радио, получил множество наград и даже был занесен в Международный зал славы уистлеров. Не потрепанный!

Вот инструкция

Но прежде чем ваш ребенок сможет мечтать о достижении таких свистящих высот, он или она должны сначала освоить основы.

Хербст говорит, что существует множество различных техник свиста, включая язык и небо, палец, руку и горло. Однако наиболее распространенным и простым в освоении является свисток. Так что берите своих малышей и приготовьтесь заново открыть для себя утраченное искусство свиста.

  • Пусть ваш ребенок потренируется перед зеркалом.
  • Прежде чем он начнет, дайте ему облизнуться.
  • Попросите его сказать «ох» и обратите внимание на положение рта. Губы должны образовать небольшой круг, а язык должен быть слегка свернут. Либо прижмите язык к нижним зубам, либо слегка отведите его назад.
  • Не дуя слишком сильно и не вытесняя воздух, попросите ребенка осторожно выдувать равномерную струю воздуха через маленькое отверстие губ.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *