Илья Муромец… До скольки лет на печи просидел, почему? Кто ему помог и как?
Илья Муромец — самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса.
Наши предки XVI — начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец — реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. Между тем русские летописи не упоминают его имени.
Зато он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIIIв., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. В документальном источнике имя этого известного героя впервые упомянуто в 1574 г.
Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 г., оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Для знаменитого героя и его товарища был сооружен специальный придел, т. е. им была оказана такая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пуста; останки же известного Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. В 1638 г. эти мощи были описаны иноком этой знаменитой лавры Афанасием Кальнофойским, который определил, что Илья Муромец жил 450 лет назад, т. е. в 1188 г.
Что мы знаем о нем?
Достоверных сведений сохранилось очень мало. Родился в Муроме, в селе Карачарове в крестьянской семье. В детстве и юности страдал параличом, но чудесным образом был исцелен. До пострига состоял в княжеской дружине и прославился воинскими подвигами и невиданной силой.
В 1643 г. был официально канонизирован.
В 1988 году Межвеждомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. По ее результатам установлено, что он был крепко сложенным мужчиной огромного для тех времен роста . Выяснилось, что умер он в возрасте 45-55 лет.
Исследуя кости Муромца, ученые обнаружили множественные переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. Это подтверждало легенды о том, что Илья был воином, участником жестоких сражений.
В поясничном отделе тела имелось искривление позвоночника и выраженные дополнительные отростки на позвонках, затруднявшие движение богатыря в молодости. Таким образом, он в юности перенес паралич конечностей. Это открытие полностью соотносится с легендой о том, что в юности Илья долгие годы не мог двигаться: «тридцать лет сиднем сидел Илья и не имел в ногах хождения». Но когда Илье исполнилось 33 года, наступил день, изменивший его жизнь. В дом вошли нищие странники — калики перехожие и попросили подать им воды. Он объяснил, что не может ходить. Но гости повторили просьбу — она звучала уже как приказ. И Илья, внезапно почувствовав небывалую силу, впервые встал на ноги. И калики благословили его на ратные подвиги.
Кроме небывалой силы, экспертиза подтверждает и тот факт, что Илья Муромец 30 лет сидел на печи. Изменения в позвоночнике указывают на паралич в первой половине жизни. Всех этих фактов достаточно, чтобы в Киево-Печерской Лавре утверждали: здесь лежат мощи того самого, былинного Ильи Муромца.
С какой болезнью пролежал на печи 30 лет и 3 года Илья Муромец?
Илья Муромец ( в книгах Лавры записано и другое его прозвище ( Илья Чобитко ) имел болезнь позвоночника, не позволявшую ему ходить, но сила его духа не позволяла ему сидеть «сиднем», как об этом сказано в былинах. Диспропорциональное развитие мускулатуры плечевого пояса и неправдоподобно большие кисти рук свидетельствуют о том, что Илья не сидел, он активно передвигался, используя руки. Так, что когда судьба столкнула его с каликами, это был взрослый, сложившийся человек необычайной силы духа и тела.
Болезнь и исцеление Ильи Муромца (былина) :
«Говорят ему калики перехожия:
— Ростени теперь росправь свои-ти ножки резвыя,
Ты сойди теперь со печки они понесут тебя,
Понесут тебя, удержат ножки резвыя. »
Судьба не баловала Илью легкими победами. Его останки носят следы многих ранений, прижизненных переломов ребер.
Судя по результатам, которые дала экспертиза, у человека, чью мумию исследовали, была болезнь костей, конкретно – защемление седалищного нерва. Кроме того, у Ильи были увеличены руки (ладони) , что говорит о могучей силе мужчины. (Смирнов, историк)
В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст — сорок- пятьдесят пять лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении человеком в юности паралича конечностей; установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца.
1
2
3
Что делал илья муромец 33 года. Илия Муромец
Считается, что важнейшей особенностью традиционной русской кухни является использование русской печи
— с ее медленным многочасовым томлением пищи, особым температурным режимом и т.п. В принципе, это мнение верно. Действительно, приготовление в печи придает блюдам удивительную индивидуальность, свойственную нашей исторической кулинарии. Но не все так просто. И сводить русскую кухню к русской печи — наивное заблуждение.
Мы здесь не о том, что наша гастрономия — это не только крестьянские щи и блины. А и более вычурные блюда, требующие совершенно других технологий (открытого огня, плиты и т. п.). Есть, однако, и другие, более важные обстоятельства, позволяющие говорить об относительности роли русской печи в становлении и развитии блюд русского стола.
Даже сегодня сооружение печи в доме — достаточно сложная инженерная и строительная задача. Правильно рассчитать, как будет идти дым и горячий воздух, выложить дымоход и свод печи, подобрать глину и кирпич (чтобы не трескались) — все это практически непосильно для неспециалиста. Вот почему сложить печь в загородном доме сейчас — это целая эпопея, сопровождающаяся поиском печника, скандалами и расставаниями с ним, новыми поисками, растрескиванием печи после первой топки, ее новым ремонтом и т.п.
Это при сегодняшних строительных технологиях, более или менее стандартных материалах и инструментах. Что же говорить о XV веке? Вот и у нас долгое время закрадывалось это сомнение. Неужели подобное сложное для той поры инженерное сооружение, как русская печь, было столь распространено и стояло практически в каждом крестьянском доме «испокон веку»? Так, что русскую кухню без нее и представить было нельзя?
В действительности, конечно, русская печь — это продукт длительного исторического развития. И далеко не сразу она приобрела тот вид, который знаком нам по фильмам и книгам. Более того, значительную часть русской истории (по крайней мере, отраженной в письменных источниках) печь на Руси не позволяла выполнить и малой доли тех кулинарных операций, которые приписываются ей сегодня. Давайте попробуем проследить эволюцию этого сооружения, которое стало неотъемлемой частью русского дома и русской истории.
Итак, самые отдаленные (но еще оставившие археологические следы) времена:
I-V века н.э.
Археологических свидетельств о конструкции и использовании печей в ареале расселения славян немного. Но они есть, и позволяют нарисовать следующую картину. Дома тогда отапливались открытыми очагами. Которые, в свою очередь, были либо «кострищами округлой формы диаметром 0,7-1 м на полу постройки или в небольшом углублении», либо выкладывался «обожженный под
на полу жилища», который мог возвышаться над полом до 0,2 м. Эта картина раскопок в Среднем Поднепровье типична для той эпохи. Аналогичные остатки очагов археологи находили и на Правобережье Днепра, и под нынешним Житомиром, и у Западного Буга.
Понятно, что даже для выпечки хлеба они были слабо приспособлены. Для этого тогда существовали т.н. «хлебные» печи. В южнорусских областях их устраивали на склонах оврагов и косогоров в виде пещер, вырытых в глине. В такой печи разжигали сильный огонь, затем выгребали угли, сажали внутрь хлеб и закрывали устье печи камнями и глиной, чтобы сохранить жар.
Примитивный характер очага, несомненно, сказывался и на ограниченных кулинарных возможностях. Да, можно было пожарить мясо, сварить похлебку, кашу в котелке. Но что-то более сложное — вряд ли.
Но эволюция такого очага постепенно происходила. Наверное, общим для специалистов мнением является то, что на большей части Среднерусской равнины к VI веку открытый очаг уступил место глинобитной печи или каменке (в зависимости от наличия тех или иных материалов в данном районе).
VIII-XII века
Раскопки культурных слоев времен Киевской Руси (вокруг Киева) стабильно дают один результат: древнейшие обитатели этого региона использовали для отопления и приготовления пищи глинобитные печи овальной формы. Естественно, они топились «по-черному». Дым без всякой трубы попадал в дом и «вытягивался» через небольшое окошко в стене/потолке. Известный советский историк и археолог Михаил Григорьевич Рабинович
(1916-2000) приводит в своей работе такую графическую реконструкцию жилья той эпохи:
Аналогичные процессы эволюции происходили и в других районах. Например, на новгородчине. Заселившие не позднее рубежа 760-770-х гг нижние берега Волхова (Старая Ладога) славянские племена «принесли с собой развитую технику строительства наземных срубных домов, отапливавшихся печью-каменкой, располагавшейся в углу».
Это был, несомненно, шаг вперед в возможностях кулинарного использования очага. Вот только с классической русской печью он имел мало общего. Скажем больше: ничего специфически русского (или славянского) в такой печи не было. Аналогичные сооружения встречались чуть ранее или позднее по всей Европе. Можете сравнить их на иллюстрациях:
Как видите, подобная конструкция печи — массовое явление для раннего Средневековья. Причем, где-то аналоги сохранились до сих пор (превратившись, например, в печь для фокаччо в Италии), где-то эволюционировали значительно больше. Но повторим: ничего специфически «нашего», свойственного только русской кулинарной практике, в них не было.
Да, сейчас кто-нибудь может сказать, что ставить горшок со щами можно и в такую печь. Вынуждены разочаровать. По мнению археологов, устье тех печей было очень узким — 20-30 см и не позволяло ставить внутрь что-нибудь более или менее объемное. Заметим в скобках, что семьи тогда были большие и меньше чем на 3-4 литра похлебку не варили. В чем же дело? Разгадка оказалась неожиданной.
Случайно найденные остатки верхней части печи дали ответ на этот вопрос. Свод печи оказался с отверстием, которое поначалу приняли за дымоотвод. Но затем стало очевидно, что на это отверстие в своде печи устанавливался горшок, полностью закрывая его своим днищем. Только, скажите нам теперь, чем таким уж радикальным это отличается от приготовления пищи на плите? Кстати, на одном из предыдущих изображений(Богемия, 1340)
видно почти такое же отверстие. Может быть, автор древней миниатюры несколько исказил перспективу (Ну, действительно, зачем отверстие чуть сбоку — для выпуска дыма? Так он и через устье выходит, как хорошо видно на картинке). Так что, возможно, в той оригинальной богемской печи отверстие в своде было сверху и именно для этого — установки горшка, сковороды… Впрочем, это лишь предположение.
А вот — уже не догадки, а более важная деталь. Точнее, кулинарная тонкость. Дело в том, что в такой печи с отверстием сверху крайне неудобно было печь хлеб. Известно, что для него нужен закрытый свод печи, поскольку под этим сводом скапливается водяной пар, столь необходимый для правильного процесса хлебопечения. Ведь даже в более поздних печах с трубами при выпечке хлеба закрывали вьюшку… Значит опять — не универсальное кулинарное приспособление.
Ну, и чтобы уж разом — обо всех стереотипах. Скажите, как на такой округлой печи мог 33 года просидеть Илья Муромец
? Вот и попытаемся в нескольких следующих материалах разобраться в этом, а также понять, как развивалась и для чего использовалась наша печь.
(продолжение следует)
Илья Муромец — самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса.
Наши предки XVI — начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец — реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. Между тем русские летописи не упоминают его имени.
Зато он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIIIв., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. В документальном источнике имя этого известного героя впервые упомянуто в 1574 г.
Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 г., оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Для знаменитого героя и его товарища был сооружен специальный придел, т. е. им была оказана такая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пуста; останки же известного Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. В 1638 г. эти мощи были описаны иноком этой знаменитой лавры Афанасием Кальнофойским, который определил, что Илья Муромец жил 450 лет назад, т. е. в 1188 г.
Что мы знаем о нем?
Достоверных сведений сохранилось очень мало. Родился в Муроме, в селе Карачарове в крестьянской семье. В детстве и юности страдал параличом, но чудесным образом был исцелен. До пострига состоял в княжеской дружине и прославился воинскими подвигами и невиданной силой.
В 1643 г. был официально канонизирован.
В 1988 году Межвеждомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. По ее результатам установлено, что он был крепко сложенным мужчиной огромного для тех времен роста. Выяснилось, что умер он в возрасте 45-55 лет.
Исследуя кости Муромца, ученые обнаружили множественные переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. Это подтверждало легенды о том, что Илья был воином, участником жестоких сражений.
В поясничном отделе тела имелось искривление позвоночника и выраженные дополнительные отростки на позвонках, затруднявшие движение богатыря в молодости. Таким образом, он в юности перенес паралич конечностей. Это открытие полностью соотносится с легендой о том, что в юности Илья долгие годы не мог двигаться: «тридцать лет сиднем сидел Илья и не имел в ногах хождения». Но когда Илье исполнилось 33 года, наступил день, изменивший его жизнь. В дом вошли нищие странники — калики перехожие и попросили подать им воды. Он объяснил, что не может ходить. Но гости повторили просьбу — она звучала уже как приказ. И Илья, внезапно почувствовав небывалую силу, впервые встал на ноги. И калики благословили его на ратные подвиги.
Кроме небывалой силы, экспертиза подтверждает и тот факт, что Илья Муромец 30 лет сидел на печи. Изменения в позвоночнике указывают на паралич в первой половине жизни. Всех этих фактов достаточно, чтобы в Киево-Печерской Лавре утверждали: здесь лежат мощи того самого, былинного Ильи Муромца.
С какой болезнью пролежал на печи 30 лет и 3 года Илья Муромец?
Илья Муромец (в книгах Лавры записано и другое его прозвище (Илья Чобитко) имел болезнь позвоночника, не позволявшую ему ходить, но сила его духа не позволяла ему сидеть «сиднем», как об этом сказано в былинах. Диспропорциональное развитие мускулатуры плечевого пояса и неправдоподобно большие кисти рук свидетельствуют о том, что Илья не сидел, он активно передвигался, используя руки. Так, что когда судьба столкнула его с каликами, это был взрослый, сложившийся человек необычайной силы духа и тела.
Болезнь и исцеление Ильи Муромца (былина) :
«Говорят ему калики перехожия:
— Ростени теперь росправь свои-ти ножки резвыя,
Ты сойди теперь со печки они понесут тебя,
Понесут тебя, удержат ножки резвыя. »
Судьба не баловала Илью легкими победами. Его останки носят следы многих ранений, прижизненных переломов ребер.
Судя по результатам, которые дала экспертиза, у человека, чью мумию исследовали, была болезнь костей, конкретно – защемление седалищного нерва. Кроме того, у Ильи были увеличены руки (ладони) , что говорит о могучей силе мужчины. (Смирнов, историк)
В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст — сорок- пятьдесят пять лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении человеком в юности паралича конечностей; установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца.
Некоторые исследователи до сих пор скептически относятся к реальности Ильи Муромца — уж слишком сказочной кажется учёным его биография, — рассказывает Сергей Хведченя, доктор географических наук, научный сотрудник Института истории Украины Национальной академии наук Украины (Киев).
Однако материалы, собранные исследователем, позволили не только полностью восстановить биографию святорусского богатыря, но и ответить на спорные вопросы о жизни Ильи Муромца, ставившие в тупик многих исследователей.
Исцеление Ильи
Согласно былинам Илью Бог послал родителям под старость лет. До 30-33 лет он, отличавшийся богатырским телосложением, «сиднем сидел на печи», потому что «не было в ногах хождения», пока не исцелили его «калики перехожие», после визита которых богатырь сразу поступил на ратную службу. Исследования останков святого Ильи из града Мурома, которые проводились в Киево-Печерской лавре учёными, полностью подтвердили былинную версию жизни Ильи Муромца.
Рост Ильи составлял 177 см — для того времени это был человек очень высокий (рост других святых из лавры — 160-165 см). На костях у мумии были обнаружены хорошо развитые бугристости — это значит, что у человека при жизни была хорошо развита мышечная система. При рентгенологическом исследовании обнаружены изменения, характерные для акромегалии — заболевания, нарушающего пропорциональный рост костей и внутренних органов), — такие люди имеют непропорционально большие конечности, большую голову, «косую сажень в плечах». Исследования показали, что у богатыря был и спондилоартроз — болезнь, похожая на радикулит и препятствующая передвижениям. Хороший мануальный терапевт может, вправив позвонки, быстро поставить человека на ноги. Калики перехожие были, скорее всего, костоправами, которые вернули Илье подвижность.
Бой с Соловьём-разбойником
Самый известный подвиг Ильи Муромца — бой с Соловьём-разбойником, который захватил прямую дорогу до Киева и не давал никому проходу — «ни конному, ни пешему». Освобождение былинным богатырём пути в Киев (1168 г.) подтверждается историческими фактами. Во время приезда Ильи в Киев престол занимал князь Мстислав, который поставил задачу организовать охрану торговых караванов, которые нещадно грабили половцы. Скорее всего, князь поручил это Илье Муромцу, состоящему в княжеской дружине.
Соловей, похоже, был разбойником, промышлявшим кражами на дороге, а Соловьём его прозвали за умение хорошо свистеть. Илья Муромец, победив свистуна, очистил дорогу прямоезжую, что имело огромное экономическое значение. Если прямая дорога — пятьсот вёрст, то окольный путь — «цельна тысяча». Очищение прямого пути от разбойников приравнивалось народом к подвигу.
Уход Ильи в монастырь
Если ратные подвиги Ильи нашли широкое отражение в былинах, то о монастырском периоде его жизни известно немного. Уйти в монастырь богатыря, скорее всего, заставило ранение. Святые мощи преподобного Ильи свидетельствуют о тяжёлых травмах — переломе правой ключицы и двух правых рёбер после удара боевой палицей. Учёные установили, что богатырь-монах погиб в бою! В конце XII в. участились нападения на Киев, и монахам приходилось становиться на защиту своей обители. Святорусский богатырь умер от раны в область проекции сердца, проникающей в грудную полость. Смерть, судя по всему, наступила мгновенно.
Самые смешные
Раннее утро в селе, обычная семья мать, сын и отец без ног,
Раннее утро в селе, обычная семья мать, сын и отец без ног, которые потерял на войне. Сын собирается на охоту, берет ружье, патрон, тут к нему батя подползает и говорит:
— Сынок, возьми меня на охоту, очень хочется!
— Батя, да как я тебя возьму, у тебя ведь ног нет, какая от тебя польза?
— А ты сынок посади меня в рюкзак за спину, а если вдруг увидим в медведя, ты в него стрельнешь — не попадешь, развернешся спиной, а я его и убью одним выстрелом, сам знаешь — белке в глаз стреляю с 100 метров! Так и домой добычу принесем, будет что поесть зимой.
Сын подумал-подумал и говорит — Ладно, бать, пошли.
Идут они по лесу, отец в рюкзаке сидит и тут на встречу им медведь. Сын стреляет, не попадает, снова стреляет — опять промах, спиной поворачивается, батя стреляет — тоже машет, опять — еще раз промах. Медведь уже на них несется, ну и сын как даст деру, а батя тем временем кричит — мол быстрее, догонят! Бегут уже час, сил нет, сын понимает, что с батей они так далеко не убегут — оба пропадут, решил сбросить рюкзак и бежит дальше.
Прибегает весь запыханный домой и говорит матери:
— Мать, нет у нас больше отца… — со слезами на глазах.
Мать спокойно кладет сковородку, поворачивается к нему и говорит:
— Как же меня со своей охотой заеб@ли, тут батя 10 минут назад на руках прибежал, сказал, что нет у нас больше сына!
Позвали мужика на работе на корпоратив, разрешили приходить
Позвали мужика на работе на корпоратив, разрешили приходить с женами, корпоратив был тематичный — маскарад, нужно было придти в костюмах, с масками. Сказано — сделано, собрались уже перед выходом они, а у жены голова разболелась, говорит «Иди без меня, а я пока дома полежу» — а сама придумала хитрый план — проследить за мужиком, как он будет себя вести на маскараде, приставать к Зинке из бухгалтерии или вовсе нажрется. Перед выходом сменила костюм, приходит и видит как её муженек — то с одной танцует, то другую кружит, караул! Решила она проверить — насколько он дальше пойдет, пригласила его на танец, танцуют и шепчет ему на ушко: — Может уединимся…
Уединились, сделали свои дела, жена быстро домой уехала. Муж приехал чуть позже, решила она у него спросить:
Ж — Ну что? Как тебе корпоратив?!
М — Да скука серая, решили мы с мужиками пойти в покер поиграть, а перед этим Петрович, начальник наш попросил с ним костюмами поменяться, так как он свой испачкал, так вот ему то повезло, представляешь, какая-то баба в ж@пу дала!
Сын подходит к отцу и спрашивает: — Батя, а что такое
Сын подходит к отцу и спрашивает:
— Батя, а что такое виртуальная реальность?
Батя немного подумав говорит сыну:
— Сынок, чтобы дать тебе ответ на этот вопрос сходи к маме, бабушке и деду, да спроси у них смогли бы они переспать с африканцем за 1 миллион долларов. Подходит он к маме и спрашивает:
— Мама, а ты бы смогла переспать с африканцем за 1 миллион долларов?
— Ну, сынок, дело не хитрое, да и деньги нам нужны, конечно бы смогла!
Дальше подходит к бабушке с таким же вопросом, бабушка ему отвечает:
— Конечно, внучок! Если бы у меня был бы миллион долларов, то я бы еще столько же лет прожила бы!!!
Настало очередь деда, дед отвечает:
— Ну собственно, один раз не считается, поэтому конечно — да, на этот миллион мы бы построили дом у моря, да от бабки бы ушел наконец!
Возвращается обратно сын к отцу с результатами, а отец ему и говорит:
— Вот видишь сынок, в виртуальной реальности у нас три миллиона долларов, а в настоящей реальности — 2 прост#тутки и один пид@р#с!
Девушка пригласила парня в гости, романтик, все дела. А у
Девушка пригласила парня в гости, романтик, все дела. А у него в этот момент живот закрутило, сил терпеть просто уже нету. Заходят они значит к ней в квартиру и девушка говорит:
— Ты заходи, не стесняйся, проходи в комнату, а я сейчас схожу в ванную — носик попудрю…
Парню как-то неудобно было вперед нее проситься, решил потерпеть, хотя уже терпеть сил не было. Проходит в комнату, смотрит — собака большая такая сидит. Взял и навалил в комнате, и думает, что все потом на собаку свалит, а сам тем времен довольный на кухню чай пить.
Девушка с ванной выходит и у него спрашивает:
Д: А ты чего в комнату не идешь?
П: Да там собака большая, я ее боюсь.
Д: Нашел кого пугаться, она же плюшевая…
П: Надо же, а насрала как настоящая!
Перестройка, колхозы потихоньку затухают, собрались все
Перестройка, колхозы потихоньку затухают, собрались все животные на скотном дворе и обсуждают свою дальнейшую судьбу.
Первыми выступили быки, говорят: Надо уходить отсюда, пока копыта целы. Крыша уже в ангаре вся протекла, что не дождь, так плаваем как утки. Далее выступают свиньи: нормального корма уже 100 лет не ели, солома вся гнилая, воду дают раз в три дня. Невозможно так жить, нужно сваливать. Все остальные животные поддержали: Да, да, хватит это терпеть и пошли. Один Шарик сидит на месте, у него все спрашивают:
— Шарик, ты чего сидишь?! Пошли с нами!
Шарик отвечает:
— Да не, не пойду я с вами у меня перспектива есть!
Животные:
— Какая перспектива? Ты тут с голоду сдохнешь!
Шарик:
— Нет, ребят, у меня тут перспектива есть!
Животные:
— Ну какая тут у тебя перспектива, заболеешь, блох подцепишь и помрешь один тут!
Шарик:
— Не ребят, у меня перспектива…
Животные:
— Да что за перспектива?!?!?!
Шарик:
— Я тут слышал, что хозяйка говорила хозяину «…если так дела и дальше пойдут, то всю зиму у Шарика сосать будем…»
Новые анекдоты
Муж вбегает домой и говорит жене — ЖЕНА, срочно, у нас
Муж вбегает домой и говорит жене — ЖЕНА, срочно, у нас через полчаса будут гости, я позвал нашего начальника к нам домой! Жена:
— Ты с ума сошел?! У нас же нечего есть!
— Ну сообрази что-нибудь, нужно обязательно сделать что-нибудь, так как завтра будут распределять деньги, кому оклад повышать!
— Так у нас ничего нет кроме супа и банки горошка!
— Так, внимательно слушай! Когда он к нам придет, я ему скажу, что ты сделала офигенный стейк с горошком, а я пока его угощу самогоном своим. А потом ты кухне разбей случайно тарелку и кричи, что уронила стейк и теперь его в помойку, придется подать лишь горошек, ничего не поделаешь.
Договорились, пришел начальник. Муж его угощает самогоном, потом орет жене:
— Жена! Тащи стейк!
На кухне падают тарелки, грохот!
Муж:
— Ну ты там чего? Неужто стейк в помойку уронила?!
Из кухни рыдания:
— Нет, горошек!
#историяроссии
#история
#Муромец
#ильямуромец
#соловей
#разбойник
Мы давно привыкли думать, что , Добрыня Никитич, Соловей-разбойник, царь Салтан, Кощей Бессмертный и другие персонажи русских народных сказок – мифические герои, которых в действительности никогда не было. Однако на самом деле они не только реально существовали, но на некоторых из них можно даже было сравнительно недавно посмотреть.
– Да, – сообщил нам житель Киева, исследователь-любитель Александр Станков, – я их сам видел…
Признаться, что нас такое сообщение несколько озадачило. Может, стоило отправить такого «информированного собеседника» прямиком к психиатру?
– Не верите? – улыбнулся Александр Владимирович, – да и я сам бы не поверил, но их всех видел своими собственными газами! Где? В пещерах Киево-Печерской лавры. Правда, это было давно, когда я еще был школьником. Нас туда водили на экскурсии. Мы долго шли по темным коридорам со свечками, а потом монахи показали нам раки, в которых лежали древние мощи. Князья были в доспехах, шлемах и с мечами. Например, мы видели мощи князя Александра Невского. До сих пор помню, что меня поразил его шлем, который оказался совсем не похож на тот, который был на актере в знаменитом фильме. Тут же были мощи княгини Ольги, Ярослава Мудрого, князя Владимира и других известных персонажей русской истории. Лица у всех были коричневые, сморщенные, как высохшая груша. Но одежда богатая, на пальцах – драгоценные кольца. Я еще обратил внимание, что у некоторых выросшие ногти пробили обувь! В этих же пещерах лежали мощи Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Нестора-летописца, Садко, царя Салтана…
Метки: ,
Написано в |
Метки: ,
Написано в |
Русская мифология и сказки/Миф
http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/myth/russianmythologyandtales
Следующий
Перейти к
Змей Горыныч рисунок Виктора Васнецова.
Русские мифы и фольклор происходят из двух источников: дохристианского славянского язычества и легенд и сказаний, сложенных после того, как Русь стала православной.
Обратите внимание, что в этом контексте русский используется в его устаревшем значении и относится к Киевской Руси, средневековому народу, от которого также произошли украинцы и белорусы.
Языческие духи
Языческие мифы древней Руси повествуют о множестве богов (в основном божеств природы) и многих видах духов и фей. Мы перечислим некоторые из них.
- Баба Яга — самый известный за рубежом персонаж русской мифологии. Фольклористы расшифровывают ее образ как хранительницу границы между приземленным миром и потусторонним. Как персонаж наполовину здесь, наполовину там, она описывается как чудовищно уродливая ведьма, иногда наполовину гнилая, с костлявой ногой и склонностью к человеческому мясу. Ее редко, если вообще когда-либо описывают, как идущую, обычно либо прыгающую, либо скользящую в большой магической ступе. В советское время многие народные сказки были смягчены для анимационных и литературных экранизаций, поэтому ее часто изображали в более семейном образе, иногда становясь откровенно положительным персонажем. Баба Яга известна своей волшебной избочкой на ножках. В современных изображениях это куриные ножки, а в оригинальных сказках они «копченые». Хижина может быть обращена как в земной, так и в волшебный мир (мир мертвых), что позволяет переходить главному герою, и фольклористы считают, что это обветшавшее изображение небесного захоронения.
- Жар-птица соперничает с Бабой Ягой за известность. Жар-птица — это птица, похожая на павлина, с перьями, которые светятся, как костер, красным, оранжевым и желтым. Обычно она выступает в роли Макгаффина в славянских сказках, ворует что-то, обычно фрукты, или пытается кому-то помочь, но в конечном итоге оставляет единственное перо, чтобы квестор пришел и нашел ее. Ее перья продолжают светиться после потери и сами по себе считаются очаровательными.
- Кощей Бессмертный примечание Кощей означал просто «пленник» на древнерусском языке, поскольку изначально он был им, хотя некоторые производные могут означать «хтонический», что, возможно, вдохновило личей D&D. Изможденный, костлявый, злодей-колдун, которого можно было убить, только уничтожив иглу, в которой была сокрыта «его смерть». Игла была внутри яйца, яйцо внутри птицы, птица внутри зайца, заяц внутри сундука, сундук высоко на дереве, дереве, растущем на волшебном острове, который, как известно, трудно найти. Удачи в поисках, герой. Кроме того, несмотря на скелет, Кощея часто изображают возбужденным, похищающим прекрасных принцесс, чтобы жениться на них. В других сказках у Кощея было огромное количество золота.
- Балет «Жар-птица » на музыку Стравинского сочетает в себе легенды о Жар-птице и Кощее и является одной из самых известных версий русского фольклора на Западе.
- Нежит примечание не-жизнь и Нечист примечание нечистый изначально относился к классу духов природы, таких как леший и домовой (хотя существовала подкатегория нежить позвонил в заложный , люди, ставшие сверхъестественными существами после смерти), хотя в современном русском языке слово нежит обычно означает «нежить», а нечист «демон». После распространения христианства на Руси их происхождение несколько переосмыслили: эти духи стали считаться ангелами, падшими, но недостаточно злыми, чтобы стать демонами. Тип духа, которым они становились, зависел от точного физического места, куда они падали. Например, те, что попали в человеческие усадьбы, стали…
- Домовой , домашними духами, похожими на английских домовых домовых или домовых эльфов из Гарри Поттер . Вера в домового была очень стойкой и сохранилась до наших дней. Говорят, что это маленькие пушистые гуманоиды в домотканых одеждах, которые обладают способностью становиться невидимыми (и невидимы большую часть времени). Эти духи часто бывают добрыми и полезными, хотя и несколько озорными. В день Пасхи Домовой спит весь день и его видно, поэтому в этот день можно поймать и выселить нечистого.
- Банник , банный дух, известен своей ревнивостью и мстительностью: он может заставить неугодного ему человека сесть на раскаленные камни или поскользнуться на мокром полу и упасть. Также он купается со своей семьей в «третьем паре», в то время, когда огонь догорает, и может убить того, кто придет в баню в это время, так что вы можете видеть в нем олицетворение угарного газа (и все другие опасности, которые могут случиться в бане). Обычно разумно оставить ему таз с горячей водой и веник, когда все закончат мыть.
- Кикимора , недобрый тип домашнего духа, иногда жена Домового. Они почти всегда невидимы, очень быстро бегают и никогда не отдыхают. Они могут общаться с людьми посредством стука. Кикимора любит заниматься домашними женскими делами, вроде вязания или прялки, но делает их так плохо, что утром приходится все расстегивать и переделывать. Он также вырывает клочья волос или меха у людей и крупного рогатого скота, перья у птиц, издает всевозможные звуки, нарушающие сон, воет в трубах. Современные россияне часто называют кикимору лесным или болотным духом, но это исторически неверно. Слово «кикимора» иногда используется в современном русском языке для описания несколько насмешливой некрасивой и / или вспыльчивой женщины (сравните с «ведьмой»).
- Духи управляют почти каждым строением в хозяйстве: Овинник в гумне, Дворовой во дворе и хлеву, Юник в углу сушки снопов и так далее.
- Леший , лесные духи, владыки лесов. Легенды гласят, что каждым лесом (по крайней мере, каждым русским лесом) управляет леший, который командует в нем всеми животными. Говорят, что Леший обычно безразличен к людям, но готов защищать леса, если они будут разграблены (аналогично энтам Дж. Р. Р. Толкина). Вполне естественно, что люди, живущие в основном в лесах, имели в своих мифах существо, похожее на энта. Лешием приписывают несколько злобное чувство юмора: они любят сбивать с пути путешественников и собирателей. Лешии описываются либо как гуманоиды с повернутыми назад ногами, либо как ходячие древесные существа в стиле энтов, и они обладают способностью изменять свой размер и создавать иллюзии.
- Если вы чувствуете, что Леший заставляет вас ходить кругами по лесу, наденьте верхнее платье, вывернутое наизнанку, и поменяйте сапоги. И не ругайтесь, лешие ненавидят людей, которые ругаются в лесу.
- Леши, как известно, играют в азартные игры с себе подобными, и они играют в азартные игры на животных в своих лесах, весь вид в качестве ставки (мыши, затем белки, зайцы и так далее, наконец, медведи). Так что если охотник возвращается с пустыми руками, то это потому, что местный леший проиграл кому-то другому всю дичь.
- Водяной и Болотница , водные духи, первые — духи чистой воды, вторые — болот. Говорят, что всегда женские Болотницы откровенно злобны по отношению к людям. Они похожи на красивых женщин с лягушачьими лапками и заманивают мужчин в болото, где топят их.
- Русалки , духи утонувших девушек, часто утопившиеся после того, как их бросили любовники. Любят заманивать молодых самцов в свою водянистую могилу. Стало синонимом «Русалки» в современном языке, что часто приводит к печальному мифу, когда иллюстрация к Руслан и Людмила изображают русалку с рыбьим хвостом, сидящую на ветке. Славянская русалка, естественно, была двуногой, как живой человек.
- Полудница , полуденница, ходит по полям летом и наказывает тех, кто работает или путешествует, когда солнце высоко и жарко.
- Змеи (Змеи) были русскими драконами, которые были злыми и дышали огнем, как и их европейские собратья. Самым известным был Змей Горыныч (последнее буквально означает «сын горы»), трехглавый дракон. Некоторые исследователи считают их олицетворением иноземных захватчиков, прежде всего Золотой Орды — например, некий сказочный татарский разбойник, не обладавший сверхъестественными качествами, заслужил себе прозвище «Тугарин Змей».
- Василиса Премудрая , хоть и не дух, но сверхъестественно мудрая молодая женщина. Часто является родственницей Бабы-Яги, поэтому ее истинная природа зависит от читателя. Есть еще Василиса Прекрасная, которая может быть сестрой Мудрой, одной с Мудрой или вовсе не родственной Мудрой, в зависимости от сказочной версии.
- Обратите внимание, что «Василиса» — это современная примечание Новогреческий язык, в отличие от женской формы греческого титула «Василеос» в классическом греческом языке, и в основном переводится как «Царица».
- Лихо (дословно «невезение»), дух невезения, изображаемый в виде уродливого одноглазого существа, иногда старухи, иногда еще и одноногой. Время от времени появляется в сказках и некоторых современных книгах, но не очень известен. Типичные сюжеты показывают, что Лихо присоединяется к герою, который затем должен либо обманом вырваться из его хватки, либо передать его другому неудачнику (часто заслуженно).
- Упир (или Упир ), вампир или, в более современном понимании, упырь. Россия была одной из стран, где вера в вампиров была традиционной. Упайры, как и все другие традиционные фольклорные вампиры, были далеко не джентльменскими или сексуальными, они были глупыми, голодными зомбиподобными упырями. Слово «вурдалак» часто используется как синоним, но это не совсем традиционный термин для обозначения вампира, он был придуман Александром Пушкиным и произошел от греческого «вриколакас». В современном русском языке слово «упырь» может использоваться как легкое оскорбление, похожее на «осел».
- Большая часть славянской мифологии, не перечисленная здесь, существовала в средневековой Руси в той или иной форме.
Богатыри
С распространением христианства на Руси появился новый легендариум — сказания о богатырях, прим. героические воины, защищавшие землю от зверей, чудовищ и нашествия степных кочевников. Сказания о Богатырях называются былины (почти непереводимое старорусское слово, примерно означающее «истории, которые действительно были»; их не следует путать с блинами , вкусными блинами). примечание В некоторых русских переводных источниках былины считаются эквивалентом былины . Как в «Эпосе о Гильгамеше». Это оправдано, учитывая, что и то, и другое говорит о прошедших временах и о героических подвигах. Следовательно, менее серьезные источники применяют перевод «Слепой идиот» к любой английской фразе, в которой используется epic точно так же, как Dungeons & Dragons . Многие легендарные богатыри действительно были историческими личностями (самый известный из них Илья Муромец — православный святой). Но более малоизвестные легенды рассказывают о вымышленных или даже нечеловеческих Богатырях, таких как великан Святогор или собачоголовый Полкан, чье имя является популярной собачьей кличкой в современной России. Легенды часто помещают Богатырей при дворе князя Владимира I, как и рыцарей короля Артура, игнорируя тот факт, что исторические Богатыри жили в разное время и не могли встретиться (блин, они даже не могли назвать себя Богатырями, потому что жили задолго до первой встречи русских с тюркскими племенами половцев.Исходное славянское слово хоробр ).
Знаменитые Богатыри включают:
- Святогор («Святая гора»). Древний богатырь огромного роста и силы, что оказывается слишком много для Матери-Земли, поэтому ему приходится уходить в горы, чтобы не провалиться под землю. Он часто играет роль наставника Старшего и Мудрого для младших Богатырей, особенно для Ильи Муромца.
- Илья Муромец («Илья Муромец»). Считающийся самым крутым среди богатырей, Илья проводит первые 33 года своей жизни полупарализованным и лежащим на печи, пока однажды двое паломников не исцеляют его, предсказывают, что он «в бою не падет», и отправляют его надрать задницу. В дополнение к Суперсиле, которую он «наследует» от Святогора, Илья полагается на здравый смысл и боевую тактику, чтобы победить даже самых смертоносных врагов Руси.
- Вероятно, это сплав нескольких исторических персонажей, таких как монах-воин и православный святой Илья Печерский (Илья Печерского монастыря), до сих пор погребенный в Киево-Печерском монастыре, но живший через пару столетий после года Владимира I. времени, и Добрыню Маловича, дядю Владимира по материнской линии, воспитателя, генерала и обер-министра во время его царствования, который сам стал знаменитым богатырем .
- Этот фильм был экранизирован в 50-х годах СССР. Хотя это далеко не плохо, но… несколько несовершенный перевод позже появится на MST3K.
- Там это касается немецкой/скандинавской мифологии, где якобы тот самый Илья фигурирует как дядя Хартнита (или Ортнита). Согласно одной саге, Ортнит правил в Хольмгарде (Новгороде) и выиграл в Engagement Challenge за Валькирию . Что может быть отсылкой к тому времени, когда племя германского или скандинавского происхождения под названием «русь» наполовину завоевало, наполовину ассимилировало своих славянских соседей, превратившись во что-то новое.
- Хартнит также упоминается в «Саге о Тидрексе»: Мимир отдал Сигурду (в качестве извинения за попытку убить его) доспехи, которые он сделал для Хартнита из Хольмгарда.
- Добрыня Никитич. примечание Имя означает примерно «Праведный/Добрый, сын Никиты» Культурный воин из Рязани, который показал себя Достойным противником самого Ильи Муромца и щеголяет «похитителем» почти таким же обширным, как у Ильи. Основан на одноименной исторической фигуре, несмотря на также является одним из прототипов Ильи, хотя его отца (и деда Владимира по материнской линии) в реальной жизни звали Мал (маленький), а не Никита. Подвергался, вероятно, таким же гонениям, как и сам Владимир, потому что сестра его, Малуша, была любимой домработницей княгини Ольги, рабское положение в Киевской Руси, прим. Такое холопское положение было скорее административным: считался продолжением своего хозяина, поэтому экономка, будучи таким рабом, могла отдавать приказы от имени своего хозяина и не несла никакой личной ответственности ни перед кем, кроме хозяина. Русская ключница была рабыней со многими привилегиями: ей доверяли ключи от всех дверей в доме и большие суммы денег; как правило, их моментально освобождали, когда они покидали такую должность, так что у него были все основания поддерживать своего племянника.
- Отец его и Малуши, Мал (или Малк) Любечанин, по-видимому, был иностранцем при киевском дворе либо немцем (как предполагает его Любечанин, один из Любеков), либо, как утверждает один историк, древлянским атаманом, причем древляне были главными соперники полян, славянского племени, жившего вокруг Киева. Этим, а также тем фактом, что он, вероятно, был военнопленным (и, следовательно, рабом), можно объяснить снисходительное отношение киевлян к своей семье, которое вынудило Владимира и Добрыню стать Шахматистами, которыми они были.
- Алеша Попович. Родившийся в Ростове в семье священнослужителя («Попович» буквально означает «сын священника»), он Ловкач и Герой-малыш среди богатырей, который замыкает знаменитое Силовое трио с Ильей и Добрыней.
- Волга/Волга Всеславович (в некоторых версиях Святославович). Магический рыцарь и оборотень, он наносит превентивный удар по индийскому королю, спасая Русь от его надвигающегося вторжения.
- Микула Селянинович («Селянин Микула сын»). Он имеет общее происхождение, но, тем не менее, обладает чистой силой самой Матери-Земли, что делает его физически даже сильнее, чем Святогор. Есть также баллада, в которой Вольха познакомился с ним и подружился с ним, и был весьма впечатлен, особенно когда несколько его людей не смогли поднять золотой плуг, который Микула поднял одной рукой. Однако, кроме этого, он не заработал большой славы. При всей своей силе он пахарь, а не воин (в одном из былин Святогору не удалось поднять сумку со «всей сущностью земли», а Микуле это удалось легко).
- Михайло Потык. Буйный Громила и Большой Парень, который, например, выигрывает Бухарское царство… в игре в шашки с его ханом.
- Принцесса Литовская Настасья. Одна из немногих женщин-богатырей, которых вы встретите (обычно женщины играют либо враждебные роли, либо верные советники в былине ), она исключительный лучник, но ее случайно убивает собственный муж.
- Сокольник. Внебрачный сын Ильи, который пытается его убить, но терпит неудачу.
- В некоторых версиях (и в вышеупомянутом фильме) он выжил. Также в другом рассказе его заменяет дочь Ильи. В любом случае, после момента «Люк, я твой отец», ребенок пытается убить Илью во сне… из-за того, что он оскорблен их внебрачным прошлым (иногда сначала убивает маму). Илья выживает благодаря своему кресту, который служит карманным защитником.
- Василиса Микулична, еще одна женщина-воин. Она явилась, переодевшись мужчиной, ко двору князя Владимира, чтобы потребовать своего мужа Ставра Годыновича из владимирской остроги, затем бросила вызов его лучшим воинам и победила их, затем прошла состязание в остроумии, а затем выиграла игру-загадку, наконец вернув мужа в рамках пари, сделанное принцем. Кроме того, ее загадка имела очень эротический оттенок; в ней рассказывалось об игре серебряного шипа и золотого кольца, так что неудивительно, что решить ее мог только Ставр. По отчеству ее можно считать дочерью Микулы Селяниновича. Легенда была экранизирована в 1975. .. без загадки, конечно.
- Александр Пересвет. Полуисторический, а не легендарный монах-воин, участвовавший в Куликовской битве и убитый крымским воином по имени Челубей (или Темир-мурза, в зависимости от версии) во взаимном убийстве.
- Бова-королевич (Бова сын короля) — фольклорная переделка французского поэмного персонажа Бово д’Антона (в XVII — XVIII вв. была очень популярна серия цветных гравюр на дереве его рассказа, впервые напечатанная в Хорватии по мотивам итальянский перевод стихотворения, затем переведенный на белорусский, а затем на русский язык).
- Воевода Полкан, персонаж одноименной поэмы. Находясь там, его звали Пуликан, и он был получеловеком-полупсом, его русское имя звучало так похоже на «полуконь», что он превратился в кентавра. Лучший друг и военачальник Бовы позже пожертвовал своей жизнью, чтобы спасти семью Бовы от разъяренных львов.
Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич — самые известные богатыри, которых на современных изображениях часто изображают втроем. Однако ранние рассказы НЕ делили Богатырей на «знаменитое трио» и «всех остальных», как это, вероятно, делают современные рассказы. Одна из возможных причин изменения — картина «Три богатыря». ◊
Артефакты
В разных мифах и сказках упоминаются довольно специфические артефакты, которыми обладают герои.
- Скатерт-самобранка (скатерть самораскладывающаяся) — это (очевидно) скатерть. Всякий раз, когда он разворачивается, он предлагает разнообразные продукты и напитки (с почти обязательным ведром водки). Иногда он подает еду на богатых серебряных тарелках, но требует, чтобы все блюда возвращались после того, как они съедены; если что-то будет взято, оно будет давать гнилую еду, пока не будет возвращено все столовое серебро. Также иногда требуется, чтобы кости и другие остатки также клались обратно при перекатывании.
- Ковер-самолет (ковёр-самолет). Ковер-самолет как он есть.
- Шапка-невидимка (шапка-невидимка), тоже довольно прямолинейная, представляет собой шапку или шлем, который при ношении делает своего владельца невидимым.
- Сапоги-скороходы (сапоги беговые), или семимильные сапоги (семимильные сапоги), оба обеспечивают большую скорость, позволяя владельцу преодолевать большие расстояния за один шаг.
- Волшебный клубок (волшебный клубок ниток) обычно дар Бабы Яги. Он катится перед героем, указывая ему путь. Не оставляет нити при скручивании, но почему-то становится тоньше по мере приближения к месту назначения.
- Яблочко на блюдечке (яблоко на блюдце), иногда обозначаемое как «спелое яблоко на блюдце с золотым краем», — еще один инструмент Бабы Яги. Перекатывая яблоко на блюдце, она способна предсказывать и видеть, что происходит в дальних странах.
- Алатырь-камень (Алатырский камень), или Бел-горюч камень (белый горящий камень), отец всех камней, священный камень, иногда исписанный буквами, содержащими всю мудрость мира, может исцелить любого рану или болезнь и зажечь любовь в самом холодном сердце.
- Мех-кладенец (меч-кладенец) довольно свежее дополнение к славянской мифологии, слово, скорее всего, появилось только в XVIII веке (из вышеупомянутой гравюры Бова-королевича, меч первоначально назывался Кларенца). Это не название меча, а его разновидность. Название подразумевает «спрятанный» или «сокровище» меч; обычно это реликвия прошлых времен, найденная в кургане или тайнике. Меч кладенец не выкуешь, его найдешь, выкопав; или, как вариант, Святогор-богатырь-предтеча может дать вам своего.
- Аспид-змей (Аспид-змей), меч, способный превращаться в черную, очень ядовитую змею, или даже в огнедышащего дракона.
- Мех-самосек (самомахающийся меч), меч со своей волей, который может размахивать и рубить даже без держащей его руки. В других легендах он убивает любого одним взмахом, но если вы попытаетесь ударить труп еще раз, он отрубит вам голову.
- Неразменный рубль (неразменный рубль), серебряная монета, которую человек может получить от демонических существ, которая всегда возвращается в карман своего владельца. Тут сказки разнятся: один говорит, что делает это только в том случае, если после оплаты им возьмете сдачу (тогда одна из самых мелких монет в сдаче превратится в ту серебряную монету), другой запрещает брать сдачу при оплате таким монета (которая используется, чтобы показать, что жадность — это плохо). Общее: получив эту монету, ты должен принести ее домой, не оборачиваясь и ни с кем не разговаривая, иначе она потеряет магическую силу.
- Живая вода и Мертвая вода , используется, чтобы вернуть кого-то из мертвых — мертвая вода удаляет раны и гниение мертвого человека (но убивает живых), а живая вода затем используется, чтобы вернуть их к жизни. .
Русские сказки (песн. сказка , пл. сказки ):
- «Заря полуночная и сумеречная»
- «Смерть Кощея Бессмертного»
- «Перо Финиста Сокола»
- «Жар-птица, Конь силы и царевна Василиса»
- «Мороз, солнце и ветер»
- «Колобок»
- «Морозко»
- «Иван-царевич, ведьмочка» , и Сестричка Солнца»
- «Царь морской и Василиса Премудрая»
- «Тайный бал» (вариант «Двенадцать танцующих принцесс»)
- «Солдат и смерть»
- «Иван-царевич , Жар-птица и Серый волк»
- «Цесаревич Петр и Волшебник»
- «Василисса Прекрасная»
- «Белая уточка»
- «Девочка мудрая»
- «Сказка о царе Салтане» (стих)
Тропы, встречающиеся в русской мифологии и сказках: 9 0018
- Возвращение из мертвых: Обычное явление в русских сказках. Герой умирает или погибает, но его союзники возвращают его к жизни с помощью комбинации волшебных вод: «мертвой воды», которая может восстановить его физическое тело, и «живой воды», которая его воскрешает.
- Фантастический источник света: Сама жар-птица: все ее тело светится пламенем, но не излучает тепла. Даже его перья сами по себе излучают ослепительно огненный свет.
- Исцеление водой: «Живая вода» может вернуть человека к жизни.
- Лиминальное Существо: Баба Яга описывается как промежуточный персонаж, который отмечает порог между земным миром и миром за его пределами.
- Чудо-еда: Самораскладывающаяся скатерть волшебным образом дает еду своему пользователю.
- Наши русалки разные: Русалка — это дух утонувшей девицы, обитающий в водоемах. Однако это слово было объединено с изображением «русалки», например, женского существа с рыбьим хвостом.
- Наши вампиры разные: Говорят, что слово «вампир» происходит от славянского слова «упырь» или подобного ему. Помимо этимологии, славянские верования о вампирах сильно отличаются от их более позднего романтизированного изображения в западной литературе и поп-культуре.
- Сюжетная Age-Up: Герои-мужчины по-русски сказки начинают взрослеть всего через дней после рождения. В конце концов, мы не можем ждать сюжета, не так ли?
- Горячая дочь уродливого парня: Или уродливой ведьмы. Василиса Премудрая столь же красива, сколь и мудра, как бы сведуща в волшебстве. Во многих сказках она могла быть связана либо с Бабой Ягой, либо с Кощеем.
Какой богатырь пролежал на печи до 33 лет. Илья Муромец
При первом посещении Киево-Печерской Лавры многие с удивлением узнают, что в одной из ее пещеры. А разве Илья Муромец не вымышленный герой из русских былин? Жил ли этот человек на самом деле? Попробуем разобраться…
Точных данных о том, когда родился и когда умер Илья Муромец, нет. Но то, что такой человек действительно существовал, является исторически подтвержденным фактом. «То ли с того города с Мурома, с того ли села с Карачарова…» — так начинаются почти все былины об Илье Муромце. В селе Карачарово — когда-то оно находилось недалеко от города Мурома, а позже вошло в его состав — в XII веке действительно жил богатырь по прозвищу Чоботок. Чобот — по-старославянски «сапог». Такое прозвище герой получил за то, что однажды, когда он надел ботинок, на него напала шайка разбойников. Так как под рукой больше ничего не было, он обратил разбойников в бегство, вооружившись сапогом, который не успел надеть. Скорее всего, он был из рода Гущин, позже принял христианское имя Илья. Во всяком случае, семья Гущиных, где родились все герои, до сих пор живет в Карачарово. В Муроме говорят, что в 1910 века одному из Гущин, Ивану Афанасьевичу, было официально запрещено принимать участие в распространенных тогда кулачных боях, так как, не рассчитав силы удара, он мог убить человека. Считается, что дом одного из Гущиных стоит на том самом месте, где стоял дом Чоботки. А рядом находится Троицкая церковь, для основания которой, по преданию, богатырь в одиночку таскал огромные дубовые бревна. Сейчас на месте храма руины. А Муром — один из древнейших русских городов — сегодня является областным центром Владимирской области. Илья Муромец «пролежал на печи 30 лет и 3 года» — так повествует былина.
Но как же так получилось, что в 33 года он встал и пошел? В одной из былин говорится, что однажды в дом Ильи пришли странствующие старцы, монахи. Дома никого не было, кроме Ильи. Старейшины попросили у него воды, на что Илья ответил: «А у меня нет ни рук, ни ног, я уже тридцать лет сижу на своем месте». Но старейшины еще настойчивее просили воды. Тогда Илья встал, подошел к лохани, налил воды в ковш и подал старшим. Пить не стали, а попросили самого Илью выпить эту воду. Он выпил половник — и выздоровел совершенно, выпил второй — и почувствовал такую недюжинную силу, что гости попросили его выпить третий — чтобы силы его немного уменьшились. После этого старейшины приказали Илье идти «в стольный град Киев», потому что Россия нуждается в защите, в его силе и мужестве. И Илья поехал в Киев. А по дороге, как ему сказали, он нашел и оторвал от земли огромный камень, под которым нашел меч, доспехи и коня. На этом коне герой отправился в Киев.
Верить эпопее или не верить? Правда ли, что человек, прикованный к постели, может оправиться от трех ведер воды? Просто из воды — вряд ли. Но через молитву, если она искренняя, Господь посылает исцеление. И не так уж важно, что или кто является орудием в руках Господа. Суть в том, что прикованный к постели герой искренне молил Бога помочь ему встать на ноги, чтобы принести пользу людям. И, кстати, наверное, не случайно в слове «богатырь», хотя оно и тюркского происхождения, отчетливо слышно слово «Бог».
Илья добрался до Киева, и, без сомнения, его сила пригодилась для защиты России от врагов. Предположительно, Илья Муромец погиб во время взятия Киева князем Рюриком Ростиславичем при поддержке половцев, что произошло в 1204 году. Илья Муромец был либо уже к тому времени монахом Феодосиева монастыря, впоследствии переросшего в Киево-Печерскую Лавру , или стал таковым сразу после тяжелого ранения. В любом случае, когда он стал монахом, он принял имя Илия. И мы не знаем имени, которое носил Илия до пострижения в монахи.
Несомненно, Илья Муромец стал одним из самых известных русских людей благодаря былинам. Он много воевал и погиб за Родину, верил в Бога и посвятил Ему свою жизнь. Год за годом, век за веком на его образ наслаивалось все больше деталей, реальных и вымышленных подвигов. Святой Илия и былины Ильи уже неотделимы друг от друга. Весь образ Ильи Муромца, сложившийся за многие века, является, пожалуй, самым точным воплощением настоящего русского богатыря: сильного, мужественного и искренне верующего в Бога.
Преподобный Илия Муромец похоронен в Киево-Печерской Лавре. Его мощи покоятся там и по сей день.
Тропарь, глас 8
Душу твою просветил постом, непрестанными молитвами сердце твое соделал сосудом Святаго Духа, преподобный отец наш Илия, с тем же всем врагом ополчения сильно посрамил и, яко истинный победоносный, от Христа Бога возмездие получил, моли Бога о душах наших.
Это интересно
На вопрос, почему Илья Муромец пролежал на печи 30 лет и 3 года, ответила современная медицина. В 1988 комиссией Минздрава Украины проведена экспертиза мощей преподобного Ильи Муромца из Киево-Печерской Лавры. Исследования показали, что этот человек был необычайно сильным и имел рост 177 см (очень высокий для Средневековья).
У Ильи Муромца были явные признаки болезни позвоночника. То есть богатырю 33 года, если он и не лежал на печи, то был очень ограничен в движениях. На нетленных мощах святого были обнаружены следы многочисленных ран. Да и умер он, по заключению, от ранения, полученного скорее всего в бою. Смерть героя наступила от удара острым оружием (копьем или пикой) в грудь, через прикрывающую ее левую руку. Правая рука святого сложена в крестном знамении.
Пасха.ру
Самое смешное
Раннее утро в деревне, обычная семья матери, сына и отца без ног,
Раннее утро в деревне, обычная семья матери, сына и отца без ног, погибших на войне. Сын идет на охоту, берет ружье, патрон, тут к нему подкрадывается папа и говорит:
— Сынок, возьми меня на охоту, очень хочу!
— Папа, как тебя взять, у тебя нет ног, какой от тебя толк?
— А ты, сынок, положи меня в рюкзак за спину, а если вдруг увидишь медведя, то стреляй в него — не попадешь, повернись спиной, и я убью его с одного выстрела, знаете — я стреляю белке в глаз со 100 метров! Так что добычу домой привезем, зимой будет что поесть.
Сын подумал, подумал и сказал — Ладно, папа, пошли.
Идут они по лесу, отец сидит в рюкзаке, и тут их встречает медведь. Сын стреляет, промахивается, снова стреляет — опять промах, поворачивается спиной, папа стреляет — тоже машет, опять — еще промах. Медведь уже мчится на них, ну сын даст слезу, а тем временем отец кричит — мол быстрее, догонят! Уже час бегут, сил нет, сын понимает, что с папой они так далеко не убегут — оба пропадут, он решил бросить рюкзак и бежать дальше.
Он бежит весь запыхавшийся домой и говорит матери:
— Мама, у нас больше нет отца. .. — со слезами на глазах.
Мать спокойно ставит сковородку, поворачивается к нему и говорит:
— Как же я заебался со своей охотой, тут папа прибежал на руках 10 минут назад, сказал, что у нас больше нет сына!
Позвали мужчину на работу на корпоратив, разрешили прийти
Позвали мужчину на работу на корпоратив, разрешили прийти с женами, корпоратив был тематический — маскарад, ты приходилось приходить в костюмах, с масками. Сказано-сделано, собрались перед отъездом, а у жены заболела голова, сказала «Иди без меня, а я пока дома полежу» — и сама придумала хитрый план — к проследить за мужиком, как он поведет себя на маскараде, приставать к Зинке из бухгалтерии или даже напиться. Перед уходом она переоделась, приходит и видит, как ее муженек то танцует с одним, то кружит с другим, караул! Она решила проверить, далеко ли он пойдет, пригласила его на танец, они танцуют и шепчут ему на ухо: — Может, уйдем на пенсию…
Вышли на пенсию, занялись своими делами, жена быстро уехала домой. Муж приехал чуть позже, она решила спросить его:
J — Ну и что? Как вам корпоратив?!
М — Да серая скука, мы с ребятами решили пойти поиграть в покер, а перед этим, Петрович, наш начальник попросил его с ним переодеться, так как он испачкался, так ему повезло, представляете, какие-то какая женщина в [email protected] дала!
Сын подходит к отцу и спрашивает: — Папа, что такое
Сын подходит к отцу и спрашивает:
— Папа, что такое виртуальная реальность?
Папа немного подумал и сказал сыну:
— Сынок, чтобы дать тебе ответ на этот вопрос, подойди к маме, бабушке и дедушке и спроси у них, могут ли они переспать с африканцем за 1 миллион долларов. Он подходит к маме и спрашивает:
— Мама, ты бы смогла переспать с африканцем за 1 миллион долларов?
— Ну, сынок, это не хитро, а деньги нужны, конечно мог бы!
Потом подходит к бабушке с тем же вопросом, бабушка ему отвечает:
— Конечно, внученька! Если бы у меня был миллион долларов, я бы прожил столько же лет!!!
Дедушка очередь, дед отвечает:
— Ну вообще-то, раз не считается, так что конечно — да, на этот миллион мы бы построили дом у моря, но от бабушки бы наконец-то ушли!
Сын возвращается к отцу с результатами, а отец ему говорит:
— Видишь ли, сынок, в виртуале у нас три миллиона долларов, а в реале — 2 простых #тутки и один пид@р#с !
Девушка пригласила парня в гости, романтично, вот и все. А по телефону
Девушка пригласила парня в гости, романтично, вот и все. И в этот момент у него закрутило живот, у него просто уже не было сил терпеть. Приходят к ней в квартиру и девушка говорит:
— Ты заходи, не стесняйся, иди в комнату, а я сейчас в ванную — попудрю нос…
Было как-то неудобно чтобы парень попросил ее вперед, он решил потерпеть, хотя у него уже не было сил терпеть. Проходит в комнату, смотрит — сидит большая собака. Он взял его и сложил в комнате, и думает, что потом свалит все на собаку, а сам, довольный на тот момент, идет на кухню пить чай.
Выходит девушка с ванной и спрашивает его:
Д: Почему бы тебе не пройти в комнату?
П: Да, есть большая собака, я ее боюсь.
Д: Нашла кого испугать, она плюшевая…
П: Ух, а дерьмо как настоящее!
Перестройка, колхозы потихоньку вымирают, все собрались
Перестройка, колхозы потихоньку вымирают, все животные собрались на скотном дворе и обсуждают свою дальнейшую судьбу.
Первыми вышли быки, говорят: Надо уйти отсюда, пока копыта целы. В ангаре уже крыша протекла, что не дождь, так что плаваем как утки. Дальше идут свиньи: 100 лет нормальной еды не ели, солома вся прогнила, воду дают раз в три дня. Ты не можешь так жить, ты должен уйти. Все остальные животные поддержали: Да-да, хватит терпеть и поехали. Один Шарик сидит неподвижно, все его спрашивают:
— Шарик, ты чего сидишь?! Пошли с нами!
Шарик отвечает:
— Нет, я с тобой не пойду, у меня есть перспектива!
Животные:
— Какая перспектива? Здесь ты умрешь с голоду!
Мяч:
— Нет, ребята, у меня тут перспектива!
Животные:
— Ну какая тут у тебя перспектива, ты тут заболеешь, подхватишь блох и умрешь один!
Мяч:
— Не ребята, у меня есть перспектива…
Животные:
— Какая перспектива?!?!?!
Мяч:
— Слышал, что хозяйка сказала хозяину «…если так дальше пойдет, то всю зиму будем сосать у Шарика…»
Новые приколы
Муж бежит домой и говорит жене — ЖЕНА, срочно, у нас
Муж бежит домой и говорит жене — ЖЕНА, срочно, через полчаса у нас будут гости, я позвонила нашему босс в наш дом! Жена:
— Ты с ума сошел?! Нам нечего есть!
— Ну придумай что-нибудь, надо обязательно что-то делать, ведь завтра деньги раздадут, кому зарплату поднимут!
— Так у нас ничего нет, кроме супа и банки гороха!
— Да, слушай внимательно! Когда он придет к нам, я скажу ему, что ты приготовил офигенный бифштекс с горохом, а пока угощу его своим самогоном. А тут случайно разбиваешь на кухне тарелку и кричишь, что уронила бифштекс и теперь он в мусорке, осталось только горох подать, тут уж ничего не поделаешь.
Согласен, начальник пришел. Муж угощает его самогоном, потом кричит жене:
— Жена! Получите стейк!
На кухне падают тарелки, грохот!
Муж:
— Ну что ты там делаешь? Вы уронили стейк в мусорку?
Из рыдающей кухни:
— Нет, горох!
paceka_pavlova Что пил Илья Муромец, прежде чем встать с печки, на которой просидел 33 года?
Все мы читали или слушали русские народные сказки. Помню в детстве я их просто обожал! Сегодня хочу напомнить Вам Былину об Илье Муромце! А именно об исцелении Ильи Муромца.
Как это было? Тридцать три года он сидел и не мог пошевелить ни рукой, ни ногой. И вот однажды его родители уехали по делам, а он остался дома один, под окна пришли бродячие скитальцы — Калики. Его просят открыть дверь, но он говорит, что не может. Но они не унимаются и настойчиво просят впустить их. Илья как-то открыл им дверь, впустили в дом, и они налили ему выпить, как вы думаете?
Медовый напиток Чару! Не знаю, был ли это квас, медовуха или просто медовая вода. Но как только Илья его выпил, у него потеплело на сердце, и он почувствовал в себе силы! А странники сказали, что отныне он будет великим героем и будет сражаться с сильными противниками и всех одолеет!
Так вот какой получается богатырская силушка!) Парень тридцать три года сидел на печи, а потом однажды выпил медовый напиток и стал великим войной! Напоминает мне историю об Астериксе и Абеликсе и их волшебном зелье! Или, может быть, он также содержит мед?
Посмотрим, может ли мед придать силы? Во-первых, мед усваивается организмом человека на 100%! Мед содержит готовые углеводы, которые не нужно переваривать кишечником, а они моментально усваиваются и снабжают организм энергией! Но помимо этого мед еще и нормализует обмен веществ, стабилизирует работу сердечно-сосудистой системы, а также нормализует работу нервной системы! Кроме того, мед улучшает работу кишечника и печени! Те. все это в совокупности воздействует на организм и не только снимает усталость и восстанавливает запасы энергии, но и лечит! В среднем возрасте мед помогает предотвратить многие возрастные заболевания. А о том, что мед очень полезен в пожилом возрасте, свидетельствуют статистические показатели, что большинство россиян, проживших более 100 лет, являются пчеловодами! И это написано в книге немецкого автора!
Раз этот удивительный продукт упоминался уже в русских былинах, значит, в Древней Руси его очень ценили и знали о полезных свойствах меда!
Например, для снятия усталости достаточно съедать по 1 чайной ложке меда утром и вечером, а при сильной усталости до 4 чайных ложек в день. Это все в лечебных целях! Согласитесь, очень экономично?
Кушай мёд и запасайся на здоровье!
В чем сила Ильи Муромца? Сила в мёде! Вот что я думаю, он бы сказал!
Считается, что важнейшей особенностью традиционной русской кухни является использование русской печи — с ее медленной многочасовой томительной едой, особым температурным режимом и т. д. В принципе, это мнение правильное. Действительно, приготовление в духовке придает блюдам удивительную индивидуальность, свойственную нашему историческому кулинарному искусству. Но не все так просто. А сводить русскую кухню к русской печке — наивное заблуждение.
Мы здесь не о том, что наша гастрономия – это не только крестьянские щи и блины. И более вычурные блюда, требующие совсем других технологий (открытый огонь, плиты и т.д.). Есть, однако, и другие, более важные обстоятельства, позволяющие говорить об относительности роли русской печи в формировании и развитии русской столовой посуды.
Даже сегодня построить печь в доме — достаточно сложная инженерно-строительная задача. Правильно рассчитать, как будет идти дым и горячий воздух, выложить дымоход и крышу топки, подобрать глину и кирпич (чтобы не треснул) — все это для неспециалиста практически невозможно. Вот почему закладка печи на даче сейчас — это целая эпопея, сопровождающаяся поисками печника, скандалами и расставаниями с ним, новыми поисками, растрескиванием печи после первой топки, ее новым ремонтом и т. д.
Это при сегодняшних строительных технологиях, более-менее стандартных материалах и инструментах. Что сказать о XV веке? Это сомнение закралось давно. Неужели такое сложное для того времени инженерное сооружение, как русская печь, было так широко распространено и стояло чуть ли не в каждом крестьянском доме «испокон веков»? Так что же без него невозможно представить русскую кухню?
В действительности, конечно, русская печь — продукт длительного исторического развития. И далеко не сразу она приобрела привычный нам по фильмам и книгам вид. Более того, на протяжении значительной части русской истории (по крайней мере, отраженной в письменных источниках) печь на Руси не допускала даже малой толики тех кулинарных операций, которые ей сегодня приписывают. Попробуем проследить эволюцию этого здания, ставшего неотъемлемой частью русского дома и русской истории.
Итак, самые отдаленные (но все же оставившие археологические следы) времена:
1-5 век н. э. славяне. Но они есть и позволяют нарисовать следующую картину. Тогда дома отапливались открытыми очагами. Которые, в свою очередь, представляли собой либо «круглые костры диаметром 0,7-1 м на полу здания или в небольшом углублении», либо выложенные «сожгли под на полу жилого помещения», которое могло возвышаться над полом на 0,2 м. Эта картина раскопок в Среднем Приднепровье типична для той эпохи. Подобные остатки очагов археологи находили и на Правобережье Днепра, и под нынешним Житомиром, и у Западного Буга.
Понятно, что даже для выпечки хлеба они были плохо приспособлены. Для этого тогда и были т.н. хлебные печи. В южно-русских областях их устраивали на склонах оврагов и откосов в виде пещер, вырытых в глине. В такой печи разжигали сильный огонь, затем выгребали угли, закладывали внутрь хлеб и устье печи засыпали камнями и глиной для сохранения тепла.
Первобытность очага, несомненно, сказалась на ограниченности кулинарных возможностей. Да, можно было жарить мясо, варить тушенку, кашу в котелке. А вот что-то более сложное вряд ли.
Но эволюция такого фокуса происходила постепенно. Вероятно, среди специалистов распространено мнение, что на большей части Среднерусской равнины к VI веку открытый очаг уступил место глинобитной печи или каменке (в зависимости от наличия в местности тех или иных материалов).
VIII-XII вв.
Раскопки культурных слоев времен Киевской Руси (вокруг Киева) неизменно дают один результат: древнейшие жители этого региона использовали для отопления и приготовления пищи глинобитные печи овальной формы. Естественно, топили «по-черному». Дым проникал в дом без трубы и «выходил» через маленькое окошко в стене/потолке. Известный советский историк и археолог Михаил Григорьевич Рабинович (1916-2000) дает в своей работе такую графическую реконструкцию жилища той эпохи:
Подобные эволюционные процессы происходили и в других районах. Например, в Новгороде. Славянские племена, поселившиеся не позднее рубежа 760-770-х годов на нижних берегах Волхова (Старой Ладоги), «принесли с собой развитую технику строительства земляных бревенчатых домов, отапливаемых расположенной в углу печью-каменкой. ”
Это был, несомненно, шаг вперед в возможностях кулинарного использования очага. Но он имел мало общего с классической русской печкой. Скажем больше: ничего специфически русского (или славянского) в такой печи не было. Подобные сооружения были найдены чуть раньше или позже по всей Европе. Вы можете сравнить их на иллюстрациях:
Как видите, такая конструкция печи — массовое явление для раннего Средневековья. Причем где-то аналоги сохранились до наших дней (превратившись, например, в печь для фокаччи в Италии), где-то эволюционировали куда больше. Но повторимся: ничего специфически «нашего», свойственного только русской кулинарной практике, в них не было.
Да, теперь кто-то может сказать, что в такую печь можно поставить кастрюлю со щами. Вынужден разочаровать. По мнению археологов, устье этих печей было очень узким — 20-30 см и не позволяло положить внутрь что-либо более-менее объемное. В скобках отметим, что семьи тогда были большими и готовили не меньше 3-4 литров похлебки. В чем дело? Решение было неожиданным.
Случайно найденные остатки верхней части печи дали ответ на этот вопрос. В крыше печи оказалось отверстие, которое сначала приняли за дымовую трубу. Но потом стало очевидно, что на это отверстие в своде печи был установлен горшок, полностью закрывавший ее своим дном. Просто скажите нам сейчас, чем это так радикально отличается от приготовления пищи на плите? Кстати, на одном из предыдущих снимков (Богемия, 1340) можно увидеть практически такое же отверстие. Возможно, автор древней миниатюры несколько исказил перспективу (Ну правда, зачем дырочка немного сбоку — для выпуска дыма? Так он выходит через рот, как хорошо видно на картинке) . Так что, возможно, в той оригинальной богемской печке отверстие в своде было сверху и именно для этого и была произведена установка кастрюли, сковороды… Впрочем, это лишь предположение.
Но — уже не догадки, а более важная деталь. Точнее, кулинарная тонкость. Дело в том, что в такой печи с дыркой сверху было крайне неудобно печь хлеб. Известно, что она нуждается в закрытой крыше печи, так как под этой крышей скапливается водяной пар, который так необходим для правильного процесса выпечки. Ведь и в более поздних печах с трубами при выпечке хлеба обзор закрывался… Так что опять же — не универсальный кулинарный прибор.
Ну так сразу — обо всех стереотипах. Расскажи, как ты мог сидеть на такой круглой печке 33 года Илья Муромец ? Так что мы постараемся разобраться в этом в следующих нескольких материалах, а также понять, как развивалась наша печь и для чего она использовалась.
(продолжение следует)
#история россии #история #муромец #ильямурец #соловей #разбойник
Мы давно привыкли думать, что Добрыня Никитич, Соловей-Разбойник, Царь Салтан, Кощей Им смертный и другие персонажи русских народных сказок — это мифические герои, которых никогда не существовало в действительности. Однако на самом деле они не только реально существовали, но некоторые из них можно было даже увидеть сравнительно недавно.
— Да, — сообщил нам киевлянин, исследователь-любитель Александр Станков, — я сам их видел…
Признаться, мы были несколько озадачены этим сообщением. Может быть, стоило отправить такого «осведомленного собеседника» прямиком к психиатру?
— Не верите? — улыбнулся Александр Владимирович, — а я бы и сам не поверил, но своими газами я их всех видел! Где? В пещерах Киево-Печерской Лавры. Правда, это было давно, когда я был еще школьником. Нас возили туда на экскурсии. Мы долго шли по темным коридорам со свечами, а потом монахи показали нам святыни, в которых лежали древние реликвии. Князья были в доспехах, шлемах и с мечами. Например, мы видели мощи князя Александра Невского. До сих пор помню, что меня поразил его шлем, который оказался совершенно не таким, как тот, что был на актере в известном фильме. Там же находились мощи княгини Ольги, Ярослава Мудрого, князя Владимира и других известных персонажей русской истории. Их лица были коричневыми и сморщенными, как увядшая груша.