поведенческие цепи. Не рычите на собаку! (О дрессировке животных и людей)
Стимулы в качестве подкрепления: поведенческие цепи. Не рычите на собаку! (О дрессировке животных и людей)
ВикиЧтение
Не рычите на собаку! (О дрессировке животных и людей)
Прайор Карен
Содержание
Стимулы в качестве подкрепления: поведенческие цепи
Как только стимул становится условным сигналом, происходит интересная вещь: он превращается в подкрепление. Вспомните звонок на перемену в школе. Звонок на перемену является сигналом, условным сигналом, означающим: «Вы свободны, идите и играйте». А кроме того, он воспринимается как подкрепление — дети рады, когда слышат его, и если бы они смогли сделать что-либо, чтоб заставить его прозвенеть скорее, они бы это сделали. Теперь представьте себе звонок на перемену, который не звонит, если в классе нет тишины. Ко времени перемены у вас будет очень тихий класс.
Условный стимул — предвестник подкрепления, и поэтому он становится желаемым событием. Желаемое событие — это само по себе уже подкрепление, а потому вы с успехом можете подкреплять поведение, давая условный стимул другого поведения. Например, я вознаграждаю кошку лакомством, когда она подходит ко мне по команде — она этому научается и выполняет это. Теперь, если я буду говорить: «Ко мне» и вознаграждать ее за реакцию всякий раз как увижу ее — на камине, то скоро окажется, что кошка, стремясь получить лакомство, будет забираться на камин. Как вы помните, с точки зрения кошки, она обучает меня давать ей лакомство. Для этого она нашла способ заставлять меня произносить: «Ко мне». Теперь допустим, что я обучаю ее вспрыгивать на камин, когда я жестом показываю на него, подкрепляя правильные ответы либо пищей, либо командой «Ко мне». Затем я буду жестом указывать на камин всякий раз, когда: а) я знаю, что кошка голодна и б) когда она случайно перевернется через спину…
Объяснения косвенного подкрепления
Объяснения косвенного подкрепления
Теория социального научения устанавливает некоторые механизмы, с помощью которых наблюдаемые вознаграждения и наказания вносят изменения в мысли, чувства и действия других людей (Bandura, 1971б). События, подразумевающие косвенные
Режимы подкрепления
Режимы подкрепления
Еще один важный аспект оперантного обусловливания – идея о режимах подкрепления. Частота и момент выдачи подкрепления весьма существенно влияют на интенсивность закрепления нужного поведения и быстроту реакции; причем может использоваться
Элементы сновидения как звенья цепи
Элементы сновидения как звенья цепи
Рино добавил еще одну подробность относительно последовательностей сновидения. Он сказал, что заключительная часть может помогать человеку понять его более ранние части. Например, он еще раз напомнил нам о женщине, которая была
Слон на цепи
Слон на цепи
— Не могу, — сказал я ему. — Не могу!— Ты уверен? — спросил меня он. — Да, больше всего мне бы хотелось сесть напротив нее и рассказать о своих чувствах… Но я знаю, что не смогу.Толстяк уселся в позе Будды в одно из этих ужасных синих кресел его кабинета.
Глава 9. Разрывая цепи Свободы.
Глава 9. Разрывая цепи Свободы.
Бернарду было 22 года. Высокий, худой молодой человек в голубых джинсах и красной толстовке сел напротив меня, и я начал как обычно.ОФ:Чем я могу вам помочь?Он ответил усталым тоном.Бернард:Мне не следовало приходить сюда. Меня все время
Часть 4. Разрывая цепи себя самого.
Часть 4. Разрывая цепи себя самого.
Коктейль из Себя Самого.
Через несколько месяцев после последней встречи с Ричардом мы снова увиделись с ним в Эдинбурге. Мы пересеклись в конференц-зале в конце однодневного семинара по NHR. Ричард смог уделить мне немного времени, когда
Время подачи подкрепления
Время подачи подкрепления
Как уже говорилось, подкрепление должно совершаться в связи с действием, которое предполагается видоизменить. Подкрепление — это информация. Оно говорит субъекту, что именно вам нравится. Когда субъект пытается обучиться, информационное
Величина подкрепления
Величина подкрепления
Начинающие тренеры, использующие пищевое подкрепление при работе с животными, часто не знают, какова должна быть величина каждого подкрепления. Ответ таков: чем меньше, тем лучше. Чем меньше подкрепление, тем быстрее животное съест его. Это не
Режимы подкрепления
Режимы подкрепления
Бытует неправильный взгляд, что если вы начали вырабатывать поведение с помощью положительного подкрепления, то должны продолжать его применение на протяжении всей дельнейшей жизни субъекта, если этого не будет, то поведение исчезнет. Это неверно:
Исключения из правила вариативного подкрепления
Исключения из правила вариативного подкрепления
Лишь в одном случае не следует прибегать к вариативному режиму подкрепления, после того как поведение заучено, — это когда оно направлено на решение своего рода головоломки или теста. При одном из видов дрессировки
Суеверия: случайные подкрепления
Суеверия: случайные подкрепления
В реальной жизни подкрепления возникают на каждом шагу и часто представляют собой лишь случайное стечение обстоятельств. Один биолог, изучавший ястребов, заметил, что если ястреб поймал под каким-либо кустом мышь, то в течение недели, а
37. Избавьтесь от подкрепления плохого поведения
37. Избавьтесь от подкрепления плохого поведения
Не забывайте: любое поведение, в том числе и неприемлемое, является приобретенным. Оно появилось и закрепилось по той причине, что у него были благоприятные, с точки зрения ребенка, последствия.
Нежелательное поведение
ПОНЯТИЕ СТИМУЛА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ РАЗЛИЧНЫХ НАУК Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»
ПОНЯТИЕ СТИМУЛА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ РАЗЛИЧНЫХ НАУК
Копытов К. А.,
старший преподаватель, Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых
Аннотация. В статье сопоставляется употребление понятия «стимул» в биологии, экономике и менеджменте.
Ключевые слова: стимул; стимулирование; раздражитель; реакция; поведение.
THE CONCEPT OF A STIMULUS THROUGH THE PRISM OF VARIOUS SCIENCES
Kopytov K. A.,
Senior Lecturer, Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs
Abstract. The article compares the use of the concept of «stimulus» in biology, economics and management.
Keywords: stimulus; stimulation; stimulus; reaction; behavior.
Слово «стимул» используется в биологии, психологии, экономике и менеджменте. В латинском языке первоначально оно обозначало острую палку, которой погоняли животных. В современных языках слово стимул используют в переносном смысле. Согласно толковому словарю Ушакова стимул — это причина, побуждающая к деятельности, создающая благоприятные условия для развития чего-нибудь, или в психологии и биологии стимул — это раздражитель, вызывающий реакцию. [8] Важно отметить, что это именно причина, а не следствие. Следствием является деятельность или реакция.
В книге «Не рычите на собаку» Карен Прайор под стимулом имеет в виду сигнал или команду, которая вызывает определенное поведение. Сигнал светофора становится стимулом для поведения человека на дороге, а команда «сидеть» — стимулом для поведения надрессированной собаки. Дрессировщики и ученые для выработки условного рефлекса применяют подкрепление. По Карен Прайор подкрепление — это «событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия. Положительное подкрепление — это нечто, желаемое субъ-
ектом: пища, ласка или похвала. Негативное подкрепление — это то, чего субъект хотел бы избежать: шлепок, нахмуривание бровей, неприятный звук (предупреждающий зуммер в машинах, который раздается, если вы забыли пристегнуть ремень безопасности, это отрицательное подкрепление)». [5] Таким образом, пищу, ласку, похвалу, шлепок, нахмуривание бровей, неприятный звук и т. д. нельзя считать стимулом: это подарок или награда. Хотя Карен Прайор и вознаграждение не считает истинным подкреплением, т.к. оно часто слишком далеко отстоит во времени от правильной деятельности или реакции. В этом смысле показательно, что Тейлор в «Принципах научного менеджмента» предлагает предпринимателям ежедневно оценивать труд каждого рабочего и выплачивать зарплату. [7]
Рассмотрим такой пример. Образовательный портал приглашает школьника принять участие в олимпиаде по русскому языку. Родителям школьника приходит письмо следующего содержания: «Приглашаем Вашего ребенка принять участие в пробном туре нашей олимпиады. Эту олимпиаду мы проводим совместно с нашим партнером. Все участники этой олимпиады получат в подарок скидку 5%, а победители скидку 10% и
возможность получить один из главных или дополнительных подарков! Отличный стимул набрать как можно больше баллов, не правда ли?» Стимулом, согласно Прайор, здесь будет рекламное письмо — в нем есть команда «участвуй в олимпиаде», а скидки на продукцию компании-партнера и подарки, будут подкреплением.
Другой пример. Менеджер банка подходит к работникам в зале обслуживания клиентов и предупреждает их, что если они не выполнят план по количеству оказанных услуг, то им не выплатят премию. Стимулом здесь будет предупреждение менеджера, а подкреплением премия или ее отсутствие. Т.е. сначала менеджер исполняет роль раздражителя или стимулятора, а потом (лучше это делать во время действий, подчиненных) он должен подкрепить реакцию одобрением, похвалой, назначением премии или, если действия неправильные — нахмурить брови, одернуть, лишить премии. Довольно часто бывает так, что в повседневном употреблении, и в литературе по экономике и менеджменту слова «стимул», «наказание», «награда» смешиваются: и то, что дрессировщик принял бы за наказание или награду, люди называют стимулом.
Вот как описывают стимулы Виханский и Наумов: «Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю». [3] Здесь из сигналов можно выделить только обещания, но они не содержат прямую команду к действию. Далее они пишут: «Реакция на конкретные стимулы не одинакова у различных людей. Поэтому сами по себе стимулы не имеют абсолютного значения или смысла. Например, в условиях развала денежной системы, когда практически ничего невозможно купить за деньги, заработная плата и денежные знаки в целом те-
ряют свою роль стимулов и могут быть очень ограниченно использованы в управлении людьми». [3] Деньги они называют стимулами и таким образом отождествляют стимул с наградой. Авторы учебно-практического пособия «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности» под редакцией А.Я. Кибанова выделяют материальное и нематериальное стимулирование. Соответственно появляются материальные и нематериальные стимулы. Например, они пишут: «На сегодняшний день в отечественной и зарубежной практике используются следующие виды прямых и косвенных материальных стимулов: постоянная и переменная зарплата, доплаты, надбавки, различного рода премии, бонусы, дополнительные выплаты, участие в прибылях, отсроченные платежи, участие в акционерном капитале и собственности компании, социальные льготы и бенефиты». [4]
В качестве нематериальных стимулов упоминаются грамоты, доски почета, свободное время.
В методике развития речи детей дошкольного возраста есть такие рассуждения:
«Человеку присущ познавательный инстинкт, врожденная любознательность. Его побуждает к действию не нужда в чем-либо, не недостаток, а стремление к новому переживанию — к овладению, к достижению. Эта потребность ненасыщаема, поэтому она стимулирует и определяет внутреннее содержание процесса психического развития». [6] Далее авторы методики предлагают создавать среду, в которой бы эта потребность удовлетворялась в направлении развития речевых навыков. Выражение «потребность стимулирует» так же говорит о некотором смешении понятий стимул и мотив. Хотя психологи и стремятся разделить их, говоря, что стимул — это нечто внешнее: внешняя причина, а мотив — внутренняя.
Академик П.К.Анохин, вслед за И.П. Павловым, говорит об условных и безусловных раздражителях. Поскольку они исследовали пищевые реакции, то пищу, они считали безусловным стимулом, а все, что происходит незадолго до получения пищи
— условными раздражителями (сигналами или стимулами). При этом подчеркивается, что условные стимулы, должны обязательно предшествовать безусловным. Кроме того, Анохин позднее пишет о нечеткой грани меж-
ду условным и безусловным, врожденным и приобретенным.
По поводу отличий стимула и мотивации, у академика Анохина можно найти такие рассуждения: «Вряд ли можно сомневаться в том, что многие поведенческие акты формируются не в ответ на какой-то внешний стимул по типу «стимул-реакция», а на основе внутренних изменений и постепенно нарастающих возбуждений определенных структурных образований на уровне подкорки. Мы знаем много состояний, когда именно это состояние, а не внешний стимул определяет форму поведения животного и человека». И далее: «Сравнительную характеристику этих двух форм поведения лучше всего показать на необходимости стимула. Поведенческие акты, развивающиеся по принципу «стимул-реакция», по самой сети могут возникнуть только в том случае, если имеется специфический внешний стимул. В случае же мотивированного поведения животное имеет прежде всего внутренне сформировавшееся под влиянием гуморальных или нервных факторов состояние, которое и побуждает животное на поиски адекватного для данного состояния стимула». [1]
Экономисты называют цены — сигналами. Если рассматривать заработную плату, как цену труда, то она будет стимулом к трудовому поведению. Но заработная плата — это,
Список литературы
чаще всего, деньги. А деньги — это мощный стимул к потребительскому поведению, а не трудовому.
Боулз в книге «Моральная экономика: почему хорошие стимулы не заменят хороших граждан» относит к стимулам штрафы и награды, установленные в законах. Он приводит в пример много ситуаций, когда искусственные стимулы в законодательстве и в установленных правилах поведения в частных компаниях, подрывают внутренние стремления человека к сотрудничеству и честному поведению. [2] Иногда, читая эту книгу, можно даже закон или правило отождествить со стимулом. Действительно, законы в большинстве случаев изменяют поведение людей. Сопоставляя его взгляды с идеями академика Анохина можно также сделать вывод, что искусственные стимулы, могут лишать человека поиска адекватных его состоянию естественных стимулов.
Таким образом, в биологии произошло отделение команды к действию от подкрепления. Команда стала называться стимулом или сигналом, за которым следует поведение, а за поведением награда или наказание (подкрепление). В экономике и менеджменте такого не произошло: стимулом обозначают обещание награды и саму награду за выполнение команды, поручения, работы.
1. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: «Медицина», 1968
2. Боулз С. Моральная экономика: почему хорошие стимулы не заменят хороших граждан / Сэмюель Боулз; пер. с англ. Даниила Шестакова; Ассоц. «Научная инициатива». — М.: Издательство Института Гайдара, 2017. — 332, [1]
3. Виханский, О. С, Наумов, А. И. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономисть, 2005. — 670 с.
4. Кибанов А.Я., Управление персоналом: теория и практика. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности [Электронный ресурс]: учебно-практическое пособие / А.Я. Кибанов, И. А. Баткаева, Е.А. Митрофанова и др. под ред. А. Я. Кибанова. — М.: Проспект, 2015. — 64 с.
5. Прайор К. Не рычите на собаку! / К. Прайор: О дрессировке животных и людей: [Перевод]. — М.: Селена, 1995. — 413 с.
6. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для учащихся дошкол. пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошкол. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях» / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1984. — 240 с.
7. Уинслоу Т.Ф. Принципы научного менеджмента / Т.Ф. Уинслоу. — М.: Контроллинг, 1991. — 104 с.
Теория стимул-реакция — Мир психологии
- Поведенческая психология
Как теория стимул-реакция объясняет наше поведение в психологии.
Постоянная ссылка
Распечатать
|
Эта страница доступна для членов. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.
Литература
- Павлов И. «Условные рефлексы: исследование физиологической активности коры головного мозга». Лондон: Издательство Оксфордского университета, 19.27.
- Харрис, Б. «Что случилось с Маленьким Альбертом?» Американский психолог 34:2. 1979.
- Рескорла, Роберт. «Теория павловского кондиционирования: различия в эффективности подкрепления и отсутствия подкрепления». Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
Самые читаемые
Какой ты архетип?
Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.
Ты злишься?
Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!
Окна в душу
Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?
У вас стресс?
Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.
Привязанность и отношения
Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?
Память как у золотой рыбки?
Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.
31 Защитные механизмы
Общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.
Раб своей роли?
В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?
Тесты личности
Какой ты архетип?
Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.
Ты злишься?
Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!
У вас стресс?
Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.
Память как у золотой рыбки?
Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.
Вы зациклились?
Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.
Руководства по самопомощи
Интерпретация ваших снов
Научитесь интерпретировать скрытые значения тем ваших снов и ночных кошмаров.
Как читать язык тела
Научитесь читать и понимать сигналы тела и улучшайте свой собственный язык тела.
Как победить стресс и успешно сдать экзамены
Если вы один из многих людей, испытывающих стресс во время сдачи экзаменов, у нас есть несколько советов для вас, которые помогут вам преодолеть это и действительно сосредоточиться на достижении хорошие оценки.
Подписаться Мир Психолога
Психология дискриминации стимулов Определение и примеры
Автор: Автор Памела Ли
Памела Ли — автор, основатель и главный редактор Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше
Опубликовано Последнее обновление: Доказательная база
Что такое различение стимулов?
Дискриминационный стимул — это стимул, который, когда он присутствует, вызывает конкретную реакцию, причем реакция обычно более быстрая, более частая и более устойчивая к угасанию. Затем ответное поведение подвергается дискриминационному контролю стимулов. Дискриминационный стимул (Sd или S D ) создается, когда реакция подкрепляется в его присутствии, но не при его отсутствии 1 .
Например, ребенок просит посмотреть телевизор, и исторически ему предоставлялось больше экранного времени, когда его мама должна участвовать в конференции по работе, но никогда, когда ей не нужно отвечать на звонок. Таким образом, телефонный звонок, связанный с работой, — это Sd, который контролирует просящее поведение ребенка.
Дискриминация и классическое обусловливание
Когда первоначально нейтральный стимул многократно сочетается с безусловным стимулом для создания реакции, нервный стимул становится условным стимулом для этой реакции.
Дискриминация и оперантное обусловливание
Дискриминационные стимулы контролируют определенное поведение, потому что поведение надежно подкрепляется положительным или отрицательным подкреплением и наказанием, когда стимулы присутствуют, а не когда они отсутствуют.
Примеры различения стимулов
Вот несколько примеров различения стимулов.
- Когда ребенок просит конфету, он всегда получает ее во время визита бабушки, но не в ее отсутствие. Посещение бабушки — это Сд, контролирующее поведение ребенка с вопросами.
- Когда загорается зеленый свет светофора, водители продолжают двигаться вперед, но не когда загорается красный свет. Зеленый свет — это Sd для движения, а красный — для остановки.
- В присутствии менеджера сотрудники работают быстрее, чем в его отсутствие. Присутствие менеджера — это Sd, который контролирует, насколько быстро сотрудники выполняют свою работу.
- В присутствии мамы ребенок выполняет домашнее задание, но когда мама выходит из комнаты, ребенок перестает делать домашнее задание. Присутствие мамы — это Sd, который контролирует поведение при выполнении домашних заданий.
- Вы даете собаке лакомство, когда она лает на определенного человека, но не когда она лает на другого человека. Затем этот первый человек становится Sd, который контролирует лай собаки.
Дискриминация стимулов против генерализации
Генерализация стимулов определяется как расширение обусловленности таким образом, что аналогичные стимулы, которые не были подкреплены, могут действовать как условный стимул, вызывая специфическую реакцию2. Теперь человек реагирует не только на один стимул, который был подкреплен, но и на другие стимулы, имеющие схожие характеристики. Обобщение может происходить как при классическом обусловливании, так и при оперантном обусловливании.
Например, вас ужалила пчела. Вы начнете бояться этого, что приведет к обусловленности страхом. Но вы также начнете бояться других насекомых, похожих на вас. Чем больше другое насекомое похоже на пчелу, тем больше вы будете его бояться.
Ваша условная реакция (страх) распространилась с тренировочного стимула (пчелы) на другой стимул (насекомые, похожие на пчелу).
Дискриминационные стимулы в воспитании детей
Дискриминационные стимулы часто используются в воспитании детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и детьми с умственной отсталостью 2 .
Появилась ветвь нетрадиционной психологии, называемая прикладным анализом поведения (ABA), для обучения методам, основанным на Sd, родителей, у которых есть дети с РАС. Эти методы ABA помогают детям развивать социальные навыки и уменьшать поведение, которое может помешать их независимости в жизни 3 .
В АВА-терапии различающий стимул и дифференцированное подкрепление используются, чтобы научить детей правильно реагировать или давать правильный ответ. ABA-терапевт будет работать с родителями, чтобы убедиться, что они понимают, как применять правильные методы.
Ссылки
1.
Майкл Дж. Дискриминативный стимул или SD. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ АНАЛИТИК . Опубликовано в Интернете, апрель 1980 г .: 47–49. дои: 10.1007/bf03392378
2.
Foxx RM. Прикладной анализ поведения при лечении аутизма: современное состояние. Детские и подростковые психиатрические клиники Северной Америки . Опубликовано в Интернете в октябре 2008 г .: 821–834. doi:10.1016/j.chc.2008.06.007
3.