Популярное

Потребности по фрейду: Модель психики по З.Фрейду — Психологос

Содержание

Основные позиции психоаналитической традиции 3. Фрейда

3. Фрейд предположил, что основанием развития психики человека как в процессе филогенеза, так и онтогенеза является некоторая энергия. Эта энергия связана с жизнеобразованием и проявляет себя в инстинктах. Человек, по своей природе имеющий биологический организм, так, как и животное, свободно проявляет часть инстинктивных потребностей. Однако реализация таких инстинктивных потребностей, как либидо (сексуальный инстинкт, потребность в организмическом удовольствии, стремление к жизни) и мортидо (стремление к смерти, проявляющееся в агрессивном поведении), ограничивается моральными требованиями человеческого сообщества. Эти два ограничиваемых инстинкта 3. Фрейд объединил в одну витальную потребность — стремление к удовольствию, двумя сторонами которого являются либидо и мортидо. Стремление к удовольствию является основной энергией, мотивирующей поведение человека. Таким образом, психоанализ 3. Фрейда объясняет проявление любой деятельности человека (моторной, социальной, психической) с точки зрения преобразования энергии стремления к удовольствию.

Базисные черты человека (либидо и мортидо) и его базисная потребность (стремление к удовольствию) при взаимодействии с внешним миром способствуют формированию определенной личностной структуры. 3. Фрейд описал две такие модели личности человека.

Согласно первой модели, существуют три уровня психической жизни: а) сознание, б) предсознание, в) бессознательное.

Сознание определяется как состояние, в котором человек себя осознает как противоположность состоянию сна, наркоза или комы. ‘)то структура, в которой протекает сознательная психическая деятельность, сформированная под влиянием социального окружения. ( о знание, в отличие от бессознательного, способно оперировать понятиями пространства и времени.

В предсознательном содержатся психические явления, которые в конкретный момент являются неосознаваемыми, но они не вытеснены и без особого напряжения могут быть извлечены из памяти и стать осознанными.

В бессознательном кроется основной энергетический потенциал человека — погребность в удовлетворении основных инстинктов — стремления к жизни (либидо) и стремления к смерти (мортидо). В связи с тем, что сознание человека формируется в соответствии с социальными правилами, психические явления индивида, формируемые его либидо и мортидо, могут быть вытеснены и стать бессознательными, т.е. скрытыми от человека. По мнению 3. Фрейда, эта скрытая бессознательная часть личности человека занимает основную и доминирующую часть психического мира человека.

Образно он представлял психический мир в виде айсберга. Та небольшая его часть, которая выступает над поверхностью воды и которую можно рассматривать, является аналогом сознания. Большая его составляющая, скрытая под водой и неразличимая глазами, составляет основную массу айсберга. Она является аналогом бессознательного, насыщенного либидо и мортидо.

Во второй модели личности содержатся следующие три элемента: а) супер-эго (сверх-Я), б) эго (Л), в) ид (оно).

Супер-эго — это та часть эго, в которой развивается самонаблюдение, самокритика и другие виды рефлексивной деятельности. В этой части психического находятся родительские назидания и интериоризированные социальные установки. Супер-эго требует от эго, осуществляющего действия в реальности, чтобы оно подчинялось его правилам. Энергетический потенциал супер-эго находится в бессознательном в виде стремления к удовольствию, а его содержание определяется обществом.

Ид — понятие, аналогичное бессознательному. Это наиболее примитивная инстанция, охватывающая все прирожденное, генетически первичное, связанное с жизнью тела и подчиненное принципу удовлетворения биологических потребностей. Ид ничего не знает ни о реальности, ни об обществе, оно иррационально и аморально. Его контролирует, согласно интериоризированным социальным установкам, субстанция супер-эго. Ид требует от эго, связанного с реальностью, чтобы оно подчинялось его требованиям.

Эго выделилось в психическом пространстве человека под влиянием реальности. 3. Фрейд связал его с умом и здравым смыслом. Эго следует принципу реальности, вырабатывая механизмы, позволяющие адаптироваться к среде и справляться с ее требованиями. Чтобы выбрать те или иные действия в окружающем мире, эго оценивает среду, потребности организма и свое собственное состояние и поведение. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание устрашающих влияний, контроль над требованиями инстинктов, исходящих от ид.

Сознание и бессознательное, а также супер-эго и ид являются антагонистическими структурами личности и находятся в состоянии конфликта. Если эго примет решение или совершит действия в угоду ид, но в противовес супер-эго, оно испытает наказание в виде чувства вины, укоров совести. Если эго будет подчиняться требованиям только супер-эго и блокировать реализацию потребностей, исходящих от ид, то их энергетическое давление вызовет личностное напряжение и тревогу.

Поскольку требования к эго со стороны ид, супер-эго и реальности не совместимы, то неизбежно пребывание эго в ситуации конфликта и напряжения, от которого личность спасается с помощью специальных защитных механизмов. Наиболее значимыми из и пяти описанных 3. Фрейдом защитных механизмов являются: а) вытеснение, б) регрессия и в) сублимация. Они определяют общие черты поведения и причины расстройств личности.

Вытеснение — это защитный процесс, посредством которого неприемлемые с точки зрения супер-эго импульсы становятся бессознательными. Перемещаясь в область бессознательного (ид), они продолжают мотивировать поведение и переживаются в виде тревоги, психических расстройств и соматических заболеваний.

При использовании защитного механизма регрессии сознание и поведение индивида возвращается к различным детским состояниям и стадиям психосексуального развития, и при этом он, соОтветственно, сталкивается со всеми проблемами инфантильного состояния. Под регрессией понимается также соскальзывание человека на более примитивный уровень поведения или мышления (опьянение, использование мата и порча вещей в состоянии агрессии, увлечение бульварными романами, вера в мистификаторов, распространение сплетен и др.).

Сублимация — механизм, посредством которого энергия запретных импульсов (либидо и мортидо), вытесняемых в ид, преобразуется в приемлемое для супер-эго индивида поведение. Реальное поведение при этом становится десексуализированным и деаг-рессифицированным. Считается, что сублимация, хотя и является защитным механизмом, все же присуща нормальному поведению.

По мнению 3. Фрейда, если либидо, как сексуальная энергия, связано с первичным инстинктом стремления к жизни, то оно должно иметь свои проявления и у детей, несмотря на то, что они не имеют сексуальных переживаний. Он обнаружил на теле детей на разных этапах их развития зоны удовольствий, соответствующие эрогенным зонам взрослого человека. Стадии развития человека, на которых имеет место проявление этих зон удовольствия, он назвал стадиями психосексуального развития: а) оральная стадия, б) анальная стадия, в) фаллическая стадия, г) латентный период, д) генитальная стадия.

На фаллической стадии у ребенка обнаруживаются два комплекса: кастрационный и эдипалъный. На инфантильной фаллической стадии ребенок обнаруживает свою половую принадлежность по присутствию или отсутствию пениса. Наличие пениса в сознании мальчика связывается с чувством превосходства над девочками, которых природа «обделила» этой частью тела. Это дает основание для формирования кастрационного комплекса мальчиков — страх потерять данное преимущество. По мнению 3. Фрейда, кастрационный комплекс мальчиков формирует в дальнейшем страх взрослых мужчин потерять как пенис, так и связанные с ним функции (сексуальную потенцию) и привилегии, связанные с мужским ролевым поведением (власть, сила, доминирование, автономность и др.).

Кастрационный комплекс девочек связан с осознанием своего подчиненного положения по отношению к мальчикам. У взрослых женщин он проявляется или в стремлении копировать мужчин, проявляя маскулинные формы поведения (авторитарность, властность, жесткость), или в стремлении завладеть мужским пенисом посредством секса или через овладение мужчиной через флирт и обольщение.

Эдипалъный комплекс (у девочек он называется комплексом Электры) проявляется в неосознанном желании овладеть родителем противоположного пола и устранить родителя своего пола. Регрессия на эдипальную фазу проявляется в выборе сексуальных партнеров, которые явно напоминают по внешности и поведению родителей.

В связи с трехкомпонентной структурой личности 3. Фрейд выделил три вида тревожности: а) тревожность, вызванная реальностью, б) тревожность, вызванная давлением ид; в) тревожность, вызванная давлением со стороны супер-эго.

Однако данные виды тревог являются естественными. Менее естественным и менее благоприятным для личностного развития человека 3. Фрейд считает использование защитных механизмов для снижения тревожности. Практически все виды защитных механизмов могут стать причиной неадекватной адаптации человека и кризиса личности. Однако в развитии невротических расстройств ведущее значение имеет механизм вытеснения.

3. Фрейд считал, что вытесненные из сознания в бессознательное неприемлемые мысли и импульсы не теряют своей активности. Для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии, которая могла бы быть использована личностью для своего развития и творческого поведения. Более того, вытесненные импульсы обладают энергетическим потенциалом, способным по механизму «закрытого парового котла» привести к невротическим расстройствам или функциональному и органическому поражению организма в виде психосоматических заболеваний.

В психоанализе, как и в других психодинамических подходах, целью диагностики является анализ содержания бессознательного. Вытесненные в бессознательное мысли и импульсы по определению не осознаются человеком. Однако они обладают энергетической активностью и способны направлять деятельность человека, его мысли, чувства, сновидения в требуемом для ид направлении. Таким образом, вытесненное может быть проявлено и обнаружено или посторонним наблюдателем, или самим индивидом, сознание которого направляется психоаналитиком в нужное русло. Интерпретация обнаруженных проявлений бессознательной деятельности осуществляется с позиций принадлежности их к либидо, мортидо или регрессии сознания на определенную стадию психосексуального развития.

Теория мотивации Фрейда:

Фрейд считал, что
люди в основном не осознают тех реальных
психологических сил, которые формируют
их поведение, что человек растет,
подавляя при этом в себе множество
влечений. Эти влечения никогда полностью
не исчезают и никогда не находятся под
полным контролем. Они проявляются в
сновидениях, оговорках, невротическом
поведении, навязчивых состояниях и, в
конце концов, в психозах, при которых
человеческое «эго» оказывается
не в состоянии сбалансировать мощные
импульсы собственного «ид» с гнетом
«Супер-эго».

Таким образом,
человек не отдает себе полного отчета
в истоках собственной мотивации. Если
Лена захочется купить дорогую фотокамеру,
она может описать свой мотив в виде
желания удовлетворить свое хобби или
потребности карьеры. Если заглянуть
глубже, может оказаться, что покупкой
такой камеры она хочет произвести
впечатление на окружающих своими
творческими способностями. А если
заглянуть еще глубже, она, возможно,
покупает камеру, чтобы вновь почувствовать
себя молодой и независимой.

При изучении
камеры Лена будет реагировать не только
на ее эксплуатационные свойства, но и
на прочие мелкие раздражители. Форма
камеры, ее размеры, вес, материал, из
которого она сделана, цвет, футляр — все
это вызывает определенные эмоции.
Камера, производящая впечатление
прочности и надежности, может возбудить
у Лены желание быть независимой, с
которым она либо справится, либо
постарается избежать его. При разработке
конструкции камеры производитель
должен представлять себе влияние ее
внешнего вида и фактуры на возбуждение
y потребителя эмоций, которые в состоянии
либо способствовать, либо препятствовать
совершению покупки.

Исследователи
мотивации сделали ряд интересных, а
подчас и странных заключений относительно
того, что может влиять на сознание
потребителя при совершении им тех или
иных покупок. Так, они считают, что:

  • Потребители
    противятся покупке чернослива, потому
    что он сморщенный и по своему виду
    напоминает стариков.

  • Мужчины курят
    сигары в качестве взрослой альтернативы
    сосанию пальца. Им нравятся сигары с
    сильным запахом, подчеркивающим их
    мужское начало.

  • Женщины предпочитают
    растительный комбижир животным жирам,
    которые пробуждают у них чувство вины
    перед забитыми животными.

Женщина очень
серьезно подходит к процессу выпечки
кексов, потому что для нее он подсознательно
ассоциируется с процессом родов. Ей не
нравятся легкие в употреблении смеси
для кексов, поскольку легкая жизнь
пробуждает чувство вины.

Авраам Маслоу
попытался объяснить, почему в разное
время людьми движут разные потребности.
Почему один человек тратит массу времени
и энергии на самосохранение, а другой
— на завоевание уважения окружающих?
Ученый считает, что человеческие
потребности располагаются в порядке
иерархической значимости от наиболее
до наименее необходимых. Разработанная
Маслоу иерархия представлена на рис.
4. По степени значимости потребности
располагаются в следующем порядке:
физиологические потребности, потребности
самосохранения, социальные потребности,
потребности в уважении и потребности
в самоутверждении. Человек будет
стремиться удовлетворить в первую
очередь самые важные потребности. Как
только ему удается удовлетворить
какую-то важную потребность, она на
время перестает быть движущим мотивом.
Одновременно появляется побуждение к
удовлетворению следующей по важности
потребности.

Рисунок 4.

Иерархия потребностей Маслоу.

Например, голодающего
человека не интересуют ни события,
происходящие в мире искусств, ни то,
как на него смотрят и в какой мере
уважают окружающие, ни то, чистым ли
воздухом он дышит. Но по мере удовлетворения
очередной наиболее важной потребности
на первый план выходит следующая за
ней.

Какой свет проливает
теория Маслоу на заинтересованность
Петровой Лены в приобретении фотокамеры?
Можно догадаться, что Лена уже
удовлетворила свои физиологические
потребности, потребности самосохранения
и социальные потребности, которые не
мотивируют ее интереса к камерам. А
заинтересованность в фотокамере может
проистекать либо из сильной потребности
в уважении со стороны других, либо из
потребности в самоутверждении. Лене
хочется реализовать свой творческий
потенциал и выразить себя через занятия
фотографией.

Теории Зигмунда Фрейда

Фрейд считал, что события в нашем детстве оказывают большое влияние на нашу взрослую жизнь, формируя нашу личность. Например, тревога, возникающая из-за травмирующих переживаний в прошлом человека, скрыта от сознания и может вызывать проблемы во взрослом возрасте (неврозы).

Таким образом, когда мы объясняем свое поведение себе или другим (сознательная умственная деятельность), мы редко даем верный отчет о нашей мотивации. Это не потому, что мы намеренно лжем. В то время как люди большие обманщики других; они еще более искусны в самообмане.

В работе всей жизни Фрейда доминировали его попытки найти способы проникнуть в этот часто тонкий и тщательно продуманный камуфляж, скрывающий скрытую структуру и процессы личности.

Его лексика прочно вошла в лексикон западного общества. Слова, которые он ввел через свои теории, теперь используются обычными людьми, такие как анальный (личность), либидо, отрицание, подавление, катарсический, оговорка по Фрейду и невротический.

Содержание

Дело Анны О

Случай Анны О (настоящее имя Берта Паппенгейм) стал поворотным моментом в карьере молодого венского невропатолога по имени Зигмунд Фрейд. Это даже повлияло на будущее направление психологии в целом.

Анна О. страдала истерией, состоянием, при котором у пациентки проявляются физические симптомы (например, паралич, судороги, галлюцинации, потеря речи) без видимой соматической причины. Ее врачу (и учителю Фрейда) Йозефу Брейеру удалось вылечить Анну, помогая ей вспомнить забытые воспоминания о травмирующих событиях.

Во время бесед с ней выяснилось, что у нее развился страх питья, когда собака, которую она ненавидела, пила из ее стакана. Другие ее симптомы возникли во время ухода за больным отцом.

Своего беспокойства за его болезнь она не выражала, но выражала позже, во время психоанализа. Как только у нее появилась возможность сделать эти бессознательные мысли сознательными, ее паралич исчез.

Брейер обсуждал этот случай со своим другом Фрейдом. Из этих дискуссий зародился зародыш идеи, которую Фрейд должен был преследовать до конца своей жизни. В Исследования по истерии (1895) Фрейд предположил, что физические симптомы часто являются поверхностными проявлениями глубоко вытесненных конфликтов.

Однако Фрейд не просто выдвигал объяснение конкретной болезни. Имплицитно он предлагал революционно новую теорию самой человеческой психики.

Эта теория возникла «по крупицам» в результате клинических исследований Фрейда и привела его к предположению, что существует по крайней мере три уровня разума.

Подсознание

Фрейд (1900, 1905) разработал топографическую модель психики, с помощью которой описал особенности строения и функции психики. Фрейд использовал аналогию с айсбергом для описания трех уровней разума.

На поверхности находится сознание, которое состоит из тех мыслей, которые сейчас находятся в фокусе нашего внимания, и это видится как верхушка айсберга. Предсознание состоит из всего, что можно извлечь из памяти.

Третья и самая важная область — бессознательное. Здесь лежат процессы, которые являются реальной причиной большей части поведения. Подобно айсбергу, самая важная часть ума — это та часть, которую вы не можете видеть.

Бессознательное действует как хранилище, «котел» примитивных желаний и импульсов, удерживаемых в страхе и опосредованных областью предсознания.

Например, Фрейд (1915) обнаружил, что некоторые события и желания часто были слишком пугающими или болезненными для его пациентов, чтобы признать их, и считал, что такая информация скрыта в бессознательном уме. Это может произойти в процессе репрессий.

Зигмунд Фрейд подчеркивал важность бессознательного, и основное предположение теории Фрейда состоит в том, что бессознательное управляет поведением в большей степени, чем люди подозревают. Действительно, цель психоанализа состоит в том, чтобы сделать бессознательное сознательным.

Психика

Позже Фрейд (1923) разработал более структурную модель разума, включающую сущности ид, эго и суперэго (то, что Фрейд называл «психическим аппаратом»). Это не физические области мозга, а скорее гипотетические представления о важных психических функциях.

Ид, эго и суперэго чаще всего рассматривались как три неотъемлемые части человеческой личности.

Фрейд предполагал, что Оно действует на бессознательном уровне в соответствии с принципом удовольствия (удовлетворение от удовлетворения основных инстинктов). Ид включает в себя два вида биологических инстинктов (или влечений), которые Фрейд называл Эросом и Танатосом.

Эрос, или инстинкт жизни, помогает человеку выжить; он управляет жизненно важными действиями, такими как дыхание, еда и секс (Фрейд, 1925). Энергия, создаваемая жизненными инстинктами, известна как либидо.

Напротив, Танатос или инстинкт смерти рассматривается как совокупность разрушительных сил, присутствующих во всех человеческих существах (Фрейд, 1920). Когда эта энергия направлена ​​наружу, на других, она выражается в виде агрессии и насилия. Фрейд считал, что Эрос сильнее Танатоса, что позволяет людям выживать, а не самоуничтожаться.

Эго развивается из Ид в младенчестве. Цель эго — удовлетворить требования ид безопасным и социально приемлемым способом. В отличие от Ид, эго следует принципу реальности, поскольку оно действует как в сознательном, так и в бессознательном уме.

Суперэго развивается в раннем детстве (когда ребенок идентифицирует себя с родителем того же пола) и отвечает за соблюдение моральных норм. Суперэго действует по принципу морали и побуждает нас вести себя социально ответственным и приемлемым образом.

Основная дилемма всего человеческого существования заключается в том, что каждый элемент психического аппарата предъявляет к нам требования, несовместимые с двумя другими. Внутренний конфликт неизбежен.

Например, суперэго может заставить человека чувствовать себя виноватым, если правила не соблюдаются. Когда возникает конфликт между целями Ид и Супер-Эго, Эго должно выступать в качестве арбитра и посредничать в этом конфликте. Эго может использовать различные защитные механизмы (Фрейд, 1894, 1896), чтобы не допустить переполнения тревогой.

Защитные механизмы

Щелкните здесь для получения дополнительной информации о защитных механизмах.

Психосексуальные стадии

В очень репрессивном «викторианском» обществе, в котором жил и работал Фрейд, женщины, в частности, были вынуждены подавлять свои сексуальные потребности. Во многих случаях результатом была та или иная форма невротического заболевания.

Фрейд стремился понять природу и разнообразие этих болезней, прослеживая сексуальную историю своих пациентов. Это не было в первую очередь исследованием сексуальных переживаний как таковых. Гораздо важнее были желания и желания пациента, его переживания любви, ненависти, стыда, вины и страха, а также то, как он справился с этими сильными эмоциями.

Именно это привело к самой противоречивой части творчества Фрейда – его теории психосексуального развития и Эдипова комплекса.

Фрейд считал, что дети рождаются с либидо – сексуальным (удовольствием) побуждением. Есть несколько стадий детства, в течение которых ребенок ищет удовольствия от другого «объекта».

Чтобы быть психологически здоровым, мы должны успешно пройти каждую стадию.

Психическое отклонение может возникнуть, если этап не завершен успешно и человек «зацикливается» на определенном этапе. Эта конкретная теория показывает, как взрослая личность определяется детским опытом.

Анализ сновидений

Фрейд (1900) считал сновидения королевской дорогой к бессознательному поскольку именно в сновидениях защита эго снижается, так что часть вытесненного материала доходит до сознания, хотя и в искаженном виде. форма. Сны выполняют важные функции для бессознательного и служат ценным ключом к пониманию того, как работает бессознательное.

24 июля 1895 года Фрейду приснился сон, который лег в основу его теории. Он беспокоился о пациентке, Ирме, лечение которой шло не так хорошо, как он надеялся. Фрейд, по сути, винил в этом себя и чувствовал себя виноватым.

Фрейду приснилось, что он встретил Ирму на вечеринке и осмотрел ее. Затем он увидел химическую формулу лекарства, которое другой врач дал Ирме, вспыхнуло перед его глазами, и понял, что ее состояние было вызвано грязным шприцем, которым пользовался другой врач. Таким образом, вина Фрейда была уменьшена.

Фрейд интерпретировал этот сон как исполнение желания. Он хотел, чтобы плохое состояние Ирмы не было его виной, и сон исполнил это желание, сообщив ему, что виноват другой доктор. Основываясь на этом сне, Фрейд (1900) предположил, что основной функцией снов является исполнение желаний.

Фрейд проводил различие между явным содержанием сновидения (то, что помнит сновидец) и латентным содержанием, символическим значением сновидения (т. е. скрытым желанием). Содержание манифеста часто основано на событиях дня.

Процесс, посредством которого основное желание преобразуется в явное содержание, называется работой сновидения. Цель работы со сновидениями — трансформировать запретное желание в безопасную форму, уменьшая таким образом тревогу и позволяя нам продолжать спать. Работа сновидения включает в себя процесс уплотнения, смещения и вторичной проработки.

Процесс конденсации – это объединение двух или более идей/образов в одно. Например, сон о мужчине может быть сном и об отце, и о любовнике. Сон о доме может быть сгущением беспокойства о безопасности, а также беспокойства о своей внешности для остального мира.

Смещение происходит, когда мы превращаем человека или объект, который нас действительно беспокоит, в кого-то другого. Например, один из пациентов Фрейда был крайне обижен на свою невестку и обращался к ней как к собаке, мечтал задушить маленькую белую собачку.

Фрейд интерпретировал это как желание убить свою невестку. Если бы пациент действительно мечтал убить свою невестку, он чувствовал бы себя виноватым. Бессознательный разум превратил ее в собаку, чтобы защитить его.

Вторичная обработка происходит, когда бессознательное связывает воедино исполняющие желания образы в логическом порядке событий, еще больше затемняя скрытое содержание. По Фрейду, именно поэтому манифестное содержание сновидений может быть в форме правдоподобных событий.

В более поздней работе Фрейда о сновидениях он исследовал возможность появления в сновидениях универсальных символов. Некоторые из них носили сексуальный характер, в том числе шесты, ружья и мечи, представляющие пенис, а также верховая езда и танцы, представляющие половой акт.

Однако Фрейд осторожно относился к символам и заявлял, что общие символы скорее индивидуальны, чем универсальны. Человек не может истолковать то, что символизировало явное содержание сна, не зная об обстоятельствах человека.

«Словари со словами», которые популярны и сейчас, были источником раздражения Фрейда. В забавном примере ограниченности универсальных символов один из пациентов Фрейда, увидев во сне извивающуюся рыбу, сказал ему: «Это фрейдистский символ — это должен быть пенис!»

Фрейд продолжил исследование, и оказалось, что мать женщины, страстный астролог и Рыба, думала о пациентке, потому что не одобряла нахождение ее дочери в анализе. Кажется более правдоподобным, как предположил Фрейд, что рыба представляла мать пациентки, а не пенис!

Последователи Фрейда

Фрейд привлек множество последователей, которые в 1902 году сформировали известную группу под названием «Общество психологической среды». Группа собиралась каждую среду в приемной Фрейда.

По мере роста организации Фрейд создал внутренний круг преданных последователей, так называемый «Комитет» (включая Шандора Ференци и Ханнса Закса (стоит), Отто Ранка, Карла Абрахама, Макса Эйтингона и Эрнеста Джонса).

В начале 1908 года комитет насчитывал 22 члена и переименовал себя в Венское психоаналитическое общество.

Критическая оценка

Поддерживается ли психология Фрейда доказательствами? Теория Фрейда хорошо объясняет, но не предсказывает поведение (что является одной из целей науки). По этой причине теория Фрейда нефальсифицируема — ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Например, бессознательное трудно объективно проверить и измерить. В целом теория Фрейда крайне ненаучна.

Несмотря на скептицизм в отношении бессознательного, когнитивная психология выявила бессознательные процессы, такие как процедурная память (Tulving, 1972), автоматический процессинг (Bargh & Chartrand, 1999; Stroop, 1935) и социальная психология показали важность имплицитного процессинга (Greenwald & Banaji, 1995). Такие эмпирические данные продемонстрировали роль бессознательных процессов в поведении человека.

Однако большинство доказательств теории Фрейда берутся из нерепрезентативной выборки. В основном он изучал себя, своих пациентов и только одного ребенка (например, Маленького Ганса). Основная проблема здесь в том, что тематические исследования основаны на детальном изучении одного человека, а применительно к Фрейду речь идет о женщинах среднего возраста из Вены (т. е. его пациентках).

Это затрудняет обобщение на более широкую популяцию (например, на весь мир). Однако Фрейд считал это несущественным, полагая лишь качественное различие между людьми.

Фрейд, возможно, также продемонстрировал исследовательскую предвзятость в своих интерпретациях – возможно, он обратил внимание только на информацию, подтверждающую его теории, и проигнорировал информацию и другие объяснения, которые им не соответствовали.

Однако Фишер и Гринберг (1996) утверждают, что теорию Фрейда следует оценивать с точки зрения конкретных гипотез, а не в целом. Они пришли к выводу, что существуют доказательства, подтверждающие концепцию Фрейда об оральной и анальной личности и некоторые аспекты его идей о депрессии и паранойе.

Они не нашли доказательств эдипова конфликта и не подтвердили взгляды Фрейда на женскую сексуальность и то, как их развитие отличается от мужского.

Ссылки

Барг, Дж. А., и Чартранд, Т. Л. (1999). Невыносимый автоматизм бытия. Американский психолог, 54 (7), 462.

Брейер, Дж., и Фрейд, С. (1895). Исследования по истерии . Стандартное издание 2: Лондон.

Фишер С. и Гринберг Р. П. (1996). Научная переоценка Фрейда: проверка теорий и терапии . Джон Уайли и сыновья.

Фрейд, С. (1894). Защитные нейропсихозы . СЭ, 3: 41-61.

Фрейд, С. (1896). Дальнейшие замечания о нейропсихозах защиты . СЭ, 3: 157-185.

Фрейд, С. (1900). Толкование снов . С.Э., 4-5.

Фрейд, С. (1915). Бессознательное . СЭ, 14: 159-204.

Фрейд, С. (1920) . За пределами принципа удовольствия . СЭ, 18: 1-64.

Фрейд, С. (1923). Эго и Ид . СЭ, 19: 1-66.

Фрейд, С. (1925). Отрицание. Стандартное издание , 19, 235-239.

Фрейд, С. (1961). Сопротивление психоанализу. В T стандартное издание Полного собрания сочинений по психологии Зигмунда Фрейда, том XIX (1923–1925): Эго и Ид и другие работы (стр. 211–224).

Гринвальд, А. Г., и Банаджи, М. Р. (1995). Неявное социальное познание: отношения, самооценка и стереотипы. Психологический обзор, 102 (1), 4.

Stroop, JR (1935). Исследования вмешательства в серийных словесных реакций. Журнал экспериментальной психологии, 18 (6), 643.

Тульвинг, Э. (1972). Эпизодическая и семантическая память. В Э. Талвинг и В. Дональдсон (редакторы), Организация памяти (стр. 381–403). Нью-Йорк: Академическая пресса.

Часто задаваемые вопросы

Теория Фрейда: определение и примеры​

Теория Фрейда: определение и примеры​

Чарли Хантингтон, магистр искусств, доктор философии. Кандидат

Теория Фрейда столь же противоречива, сколь и фундаментальна для понимания истории психологии. В этой статье дается определение теории Фрейда и приводится множество примеров вклада Фрейда в эту область.

*Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что мы зарабатываем на соответствующих покупках продуктов.

Мое знакомство с Зигмундом Фрейдом произошло на уроке сравнительной литературы, где я прочитал один из самых известных случаев Фрейда с клиенткой. В то время у меня не было опыта психологии, и я нашел отношение Фрейда к своему клиенту сексистским и инфантильным. Хотя верно то, что Фрейд часто так поступал с женщинами — и это лишь одно из нескольких обоснованных критических замечаний, которые мы можем сделать в отношении теории Фрейда, — многие из его идей сохранились в области психологии, даже когда их трудно доказать. .

Так почему же теория Фрейда по-прежнему так важна для понимания, даже если вы не заинтересованы в получении или предоставлении фрейдистского психоанализа (разновидности психотерапии, разработанной Фрейдом)? Я надеюсь, что благодаря введению и применению многих ключевых концепций Фрейда эта статья сможет пролить свет на живучесть теории Фрейда.

​Прежде чем читать дальше, если вы терапевт, коуч или предприниматель в области велнеса, обязательно скачайте нашу бесплатную электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов и бесплатные ресурсы, которые помогут вам развивать свой бизнес в геометрической прогрессии. ​​​​​

Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как

Экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес!

 ✓   Сэкономьте сотни часов времени    Зарабатывайте больше долларов быстрее  
 Повысьте доверие к себе   Представляйте высокоэффективный контент 

Что такое теория Фрейда? (Определение)

В теории Фрейда есть много частей, что затрудняет краткое определение того, что представляла собой теория Фрейда. Прежде всего, важно понять, что Фрейд получил образование врача — точнее, невролога и психиатра — и руководствовался в своих размышлениях философами и учеными, которые были до него. Теория Фрейда черпает вдохновение, в частности, из открытий Дарвина относительно адаптации и эволюции. Он рассматривал людей как социальных и инстинктивных животных, а Фрейд разработал свои теории из желания объяснить, как люди уравновешивают свою потребность в общении и принятии другими с их стремлением действовать в соответствии со своими инстинктивными желаниями (Freud, 19). 36).
 
Фрейд считал, что с течением времени у людей растет их способность справляться как с инстинктивными, так и с социальными требованиями — подробнее об этом позже. В то же время он считал, что многие из наших инстинктивных побуждений были неприемлемы для нашего сознательного разума — они либо слишком часто приводили к неприятию со стороны других, либо слишком часто противоречили нашим представлениям о том, кто мы такие, — чтобы мы могли терпеть признание. их прямо. По этой причине он уделял большое внимание пониманию того, как мы справляемся со всеми этими бессознательными мыслями и чувствами, особенно когда они противоречат нашим сознательным убеждениям и желаниям.
 
В то время как идеи Фрейда о бессознательном проявлялись в его размышлениях о либидо, защитных механизмах, переносе и сновидениях, самое важное, с чего следует начать в понимании фрейдовской теории, — это понять три части нашей психики, предложенные Фрейдом: Ид, Суперэго и Эго. (Фрейд, 1936):

  1. Ид. Фрейд считал Ид вместилищем бессознательного. Считалось, что все желания и пожелания, которые мы могли бы иметь, но не хотели бы сознательно признавать, находятся в Ид. Например, родитель может возмущаться и отчаянно хотеть быть свободным от своих детей, но поскольку такая мысль кажется этому родителю совершенно «неродительской», они не могут сознательно признать это для себя.
  2.  Суперэго. Если Ид — это вместилище всех наших врожденных желаний, то Суперэго — полная противоположность: это часть мозга, которая отслеживает все моральные и социальные ожидания от нас. Продолжая пример обиженного родителя, скажем, что суперэго — это часть мозга, которая напоминает родителю: «Вот что должен делать родитель и чего все ожидают от вас как от родителя». Это та часть мозга, которая выкрикивает свое неодобрение, когда родитель повышает голос в продуктовом магазине на своего требовательного, голодного ребенка.
  3. Эго. Между Ид и Суперэго застряло эго: это наше самоощущение стремится сбалансировать требования Суперэго и Ид. Чтобы закончить мой пример, эго может попытаться договориться между идентификатором родителя и суперэго (например, «Нельзя ненавидеть своих детей, но можно излить своему лучшему другу о том, как они раздражают»).

 
Я написал приведенные выше примеры так, как будто эго, ид и суперэго на самом деле являются отдельными частями мозга, которые могут общаться друг с другом, но у нас нет доказательств того, что наш мозг работает именно так, и я сомневаюсь, мы переживаем себя таким образом. Смысл изображения частей психики Фрейда таким образом состоит в том, чтобы прояснить, как Фрейд видел эти части связанными друг с другом и функционирующими в нашей жизни. Вы могли заметить, что тема, о которой я упоминал ранее, — напряжение между нашим бессознательным и сознанием — в значительной степени присутствует в отношениях между эго, ид и суперэго.

Почему важна теория Фрейда

Простой ответ на вопрос, почему теория Фрейда важна, состоит из двух частей: (1) она вдохновила область психотерапии, которая продолжает широко применяться и известна своей эффективностью; и (2) многие идеи Фрейда вошли в общественное сознание и продолжают влиять на психологов сегодня (Blatt, 1998). В более общем плане Фрейд был одним из первых, кто начал проводить длительную интенсивную терапию — иногда несколько сеансов в неделю с каждым клиентом, — и он был одним из первых, кто обратил большое внимание на то, что происходит в психотерапевтическом процессе. (Блатт, 19 лет98).
 
Хотя некоторые идеи Фрейда о том, как дети превращаются во взрослых, не считаются точными, его внимание к тому, как качество и характер воспитания сильно влияет на то, кем становятся дети, привлекло столь необходимое внимание к взаимодействию родителей и детей и послужило основой для работы многие психологи развития. Например, Фрейд полагал, что родители, которые наказывают, резко критикуют и чрезмерно контролируют своих детей, делают их депрессивными, отчасти за счет того, что прививают им чрезмерно критичное Супер-Эго (Freud, 19).36). Это утверждение было подтверждено многими психологическими исследованиями со времен Фрейда (например, Blatt & Homann, 1992; Zuroff et al., 1994), которые показали, что самокритика, развивающаяся у детей при таком родительстве, впоследствии приводит ко многим негативным последствиям. в жизни.
 
Кроме того, хотя многие особенности различных психологических диагнозов со временем изменились, идеи Фрейда о том, как развивается личность, и о природе различных расстройств личности также были основополагающими для более поздней работы по этим темам (Blatt, 19).98).
 
Наконец, теория Фрейда остается важной, потому что она вошла в обиход — многие идеи Фрейда стали частью того, как мы описываем нашу повседневную жизнь. Например, Фрейд ввел идею словесных оговорок (оговорки по Фрейду) или моментов, когда мы оговариваемся таким образом, что раскрываются скрытые мысли или чувства (Фрейд, 1901) (например, говоря: «Не могу дождаться, когда ты уйдешь». », когда вы хотели сказать: «Ненавижу, когда ты уходишь»)

Примеры теории Фрейда

Другим примером устойчивой теории Фрейда являются защитные механизмы Фрейда (Freud, 1936). Проще говоря, Фрейд считал, что один из способов, которым эго может защитить себя от мыслей, чувств и событий, которые оно считает неприемлемыми, — это использовать различные психологические уловки или защитные механизмы, чтобы избавиться от этого неприемлемого. Для Фрейда особенно важным импульсом, против которого большинство людей использовало бы защитные механизмы, был сексуальный интерес к одному из родителей (обычно родителю другого пола). Поскольку такое желание является социальным табу, человек может использовать защитный механизм, такой как отрицание или проекция, чтобы избежать столкновения с ним.
 
Другим примером теории Фрейда в действии является его идея фиксации или застревания на проблемах, типичных для определенной стадии развития, даже когда человек продолжает стареть и должен «перерасти» фиксацию (Freud, 1936). Для Фрейда эти фиксации часто были связаны с частями тела — более подробную информацию см. В разделе ниже о сексуальном развитии в теории Фрейда.
 
Наконец, Фрейд использовал слово «либидо» для описания психической энергии внутри нас, которая управляется нашими врожденными, инстинктивными желаниями. Он видел, что наше либидо реализуется как через сексуальную активность, так и через исполнение желаний, например, во сне (Solms, 2000).

Фрейдистская теория психоанализа

Фрейдистский психоанализ поставил своей целью признание и интеграцию своих бессознательных желаний и потребностей, поскольку игнорирование этих бессознательных побуждений обычно приводило к болезненным последствиям и психологическим проблемам для его клиентов (Sarnoff, 1960). Например, считалось, что многие люди задействуют защитные механизмы, которые значительно усложняют их жизнь, но, исследуя бессознательные причины этих защитных механизмов, психоаналитик может помочь клиенту более эффективно реагировать на бессознательные побуждения.
 
Например, человек из группы меньшинств, столкнувшись с расизмом или гомофобией, может отождествить себя со своими угнетателями (защитный механизм) и занять позицию этих людей, пытаясь нейтрализовать угрозу со стороны этих людей ( Сарнов, 1960). Психоаналитик может помочь своему клиенту осознать, как он бессознательно идентифицирует себя с убеждениями и установками более привилегированной группы и как это негативно влияет на его жизнь.
 
Еще одна линза, которую использовал психоанализ, заключается в том, чтобы рассматривать нашу жизнь как наполненную противоречивыми мотивами, которыми движет либо стремление к социальной связи и принятию, либо желание удовлетворить побуждения своего либидо. Или это напряжение может быть результатом внешнего мотива (например, нежелания рассердить родителя) и внутреннего мотива (например, желания быть честным и признать проступок). Наша трудность в выборе того, как разрешить эти противоречивые мотивы, в сочетании с трудностью ожидания реализации одних мотивов, в то время как мы отдаем приоритет другим, считается, что психоанализ лежит в основе наших проблем с психическим здоровьем.

Фрейдистская теория личности

Фрейд считал, что наши личности определяются тем, как наши Ид, Эго и Супер-Эго взаимодействуют друг с другом (Freud, 1936). Например, человек с высокоразвитым и могущественным Супер-Эго может показаться перфекционистом, осуждающим или крайне самокритичным, в то время как человек со слабым Эго будет иметь много перепадов настроения и с большим трудом скажет вам, что он чувствует. я есть.
 
Фрейд рассматривал ранние годы ребенка как время, когда эго и суперэго обретают форму и начинают осуществлять контроль над ид. Он считал, что навязчивые идеи и другие трудности в развитии здорового эго и суперэго будут причиной психических расстройств во взрослом возрасте. Теперь мы можем обратить наше внимание на психосексуальные стадии развития в теории Фрейда, которые являются ключом к пониманию того, как в его глазах выглядят фиксации и проблемы с эго и суперэго.

Фрейдистская теория сексуальности

Фрейд (1905) считал, что личность, развившаяся как индивидуум, прошла через пять психосексуальных (и очень гетеронормативных, подкрепляющих гендерную бинарность) стадий развития. На каждой стадии он видел, что наше либидо зациклено на определенных частях тела.

  1. Оральный этап. Будучи младенцами, мы общаемся с миром через рот. Фрейд считал, что проблемы развития в этот период жизни оставят людей с оральной фиксацией в более поздние годы, например, они будут грызть ногти во взрослом возрасте.
  2. Анальная стадия. Примерно в возрасте от одного до трех лет мы больше сосредотачиваемся на удовольствии от предательства и начинаем видеть себя отличными от других людей. Фрейд рассматривал приучение к горшку как центральный конфликт этой стадии.
  3. Фаллическая стадия. Фрейд считал, что в возрасте от трех до шести лет дети начинают осознавать свои гениталии и, соответственно, свой пол. Это приведет к тому, что у них начнут развиваться антагонистические чувства по отношению к людям своего пола и влечение к людям другого пола. Обнаружение самоудовлетворения также было характерно для этой стадии.
  4. Латентный этап. С семи лет до полового созревания Фрейд считал, что сексуальная энергия в основном подавляется или перенаправляется на другие виды деятельности, такие как школьная работа и спорт.
  5. Генитальная стадия. Начиная с периода полового созревания, Фрейд считал, что сексуальная энергия концентрируется на экспериментах как с собственными гениталиями, так и с гениталиями других людей. Он считал это исследование — пока оно было гетеросексуальным — нормальным и здоровым на данном этапе.​

Теория Фрейда и бессознательное

Для описания того, как теория бессознательного Фрейда и как она связана с рядом других тем этой статьи, рекомендую посмотреть следующее видео:

Видео: Зигмунд Фрейд: Подсознание

Фрейдистская теория сновидений

Фрейд (1961) считал, что сны демонстрируют наши бессознательные побуждения — они являются воротами к пониманию того, чего хочет наше либидо. Фрейд очень интересовался интерпретацией снов своих клиентов, чтобы определить побуждения, которые они подавляли или превращали в другие мысли и образы. Это было одно из мест, где теорию Фрейда труднее всего доказать — нет науки, подтверждающей его методы толкования сновидений как точные или полезные, и действительно, его интерпретации были именно таковыми — интерпретациями, основанными на его собственных теориях (Solms, 2000). ).

Статьи, связанные с теорией Фрейда

Хотите узнать больше? Ознакомьтесь со следующими статьями:

  • Работа с тенью: определение, примеры и подсказки
  • Защитные механизмы: определение, примеры и типы​
  • Подсознание: определение, мысли и поведение​​​​​​​​​​​

Книги, связанные с теорией Фрейда

Если вы хотите узнать больше, вот несколько книг, которые могут вас заинтересовать.

  • Фрейд и душа человека: важная интерпретация теории Фрейда
  • Психология и теория Фрейда: введение
  • Учебник по психологии Фрейда

Заключительные мысли о теории Фрейда

Эта статья едва затрагивает поверхность понимания теории Фрейда, но я надеюсь, что она может послужить полезной отправной точкой, если вы новичок в его работах. Вы всегда можете узнать больше из авторитетных источников в Интернете, собственных работ Фрейда и работ многих людей, которых он прямо наставлял или косвенно вдохновлял.

Не забудьте получить нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как

Экспоненциально развивать свой бизнес в сфере здравоохранения!

Ссылки