Почему женщины впадают в истерику чаще, чем мужчины?
- Фото
- Getty Images
Светлана Бронникова, психотерапевт
«Интересно, что на вопрос о женщинах часто торопятся отвечать мужчины. Тема вызывает интерес и беспокойство? На самом деле проблема тут как раз не в женщинах, а в мужчинах. Мужчин в Восточной Европе и многих исламских странах воспитывают в рамках мачистского комплекса: «мальчики не плачут», «не будь девчонкой», то есть проявление эмоций приравнивается к проявлению слабости и разрешается только женщинам. В итоге мужчины панически боятся проявить печаль, разочарование, нежность или любые другие эмоции — за исключением гнева, то есть прямой агрессии, проявление которой почему-то «истерикой» не считается. Разрешение на эмоции для женщин компенсируется многими другими культурными запретами, а строить отношения с не проявляющим никаких эмоций «мачо» — очень дискомфортно. Женщинам ничего не остается, как использовать это культурное преимущество, в том числе, чтобы попытаться вызвать эмоциональный отклик у мужчины или в качестве манипуляции.
В Западной Европе, напротив, проявление эмоций допустимо и для женщин, и для мужчин. Мужчинам разрешено плакать, грустить, иметь слабости, быть неуспешными. В итоге — вы не встретите здесь «истерящих» женщин, если это не психически больные женщины».
Артем Костюжев, психиатр
«Женщинам приписывают в большей степени, чем мужчинам склонность к истерическим реакциям. Такие данные встречаются в литературе. Но интересен другой момент, есть ли здесь настоящая зависимость между полом (биология) и поведением? Я видел много истерящих мужчин и это не объясняется биологией, гормонами, различием мозга…
Я лично не уверен, что такая связь существует. А идеи о том, что «женщины более эмоциональны» считаю предубеждением, устоявшимся мифом. Мне кажется, что в нашем обществе есть социальные ожидания о «неплачущих мужчинах» и «истеричных женщинах» и это может неосознанно вынуждать людей подстраивать свое поведение и реакции под эти одобряемые стандарты».
Владислав Редько, психолог
«То, что на данный момент понимается под истерическими реакциями и истероидным складом характера в целом, встречается и у мужчин, и у женщин.
Мнение, что истероидных женщин больше, основывается на вполне здравых наблюдениях. Скорее всего, раньше их было действительно больше. Вероятная причина тому — патриархальный склад культуры и сопутствующее ему притеснение женщин. Женщине буквально блокировали развитие, поэтому многие из них с возрастом никуда не ушли от инфантильных моделей поведения и решения проблем.
Сегодня, конечно, все не так. Хотя и в сегодняшних патриархальных семьях с жесткой семейной обстановкой вероятность развития истероидных черт характера настолько же высока».
Олег Матвеев-Гендриксон, семейный психолог
«Вы посмотрите на футбольных болельщиков на стадионе или у телевизора. Это же типичная мужская истерика! Только социально неосуждаемая. Мужчины так же часто впадают в истерику, как и женщины, только делают они это в более безопасных рамках, а не в момент реального кризиса. Кстати, я тоже футбольный болельщик. «Зенит» — чемпион!»
Оригинал ответа см. на сайте сервиса TheQuestion.
Текст:Елена Шевченко
Новое на сайте
«Мама грозится проклясть меня, если разведусь с мужем»
«Боюсь выражать эмоции при людях, жду осуждения. Как с этим бороться?»
Как научиться говорить о сексе без стыда и страха: 3 совета и 1 упражнение
Feel & Touch: лимитированный бьюти-бокс Psychologies — разбор состава
Кнут и пряник: 3 распространенных способа удержать партнера — выводы ученых
Почему вы влюбляетесь в нарциссов: (не)приятная правда
Смертоносные тренинги: как псевдопсихологи заманивают в секты и доводят учеников до самоубийства
Ока, храмы и калачи: что делать в Муроме — гайд по городу
«Моя любимая истеричка» — KP.RU
Комсомольская правда
Результаты поиска
Дом. СемьяОтношения между мужчиной и женщинойМнения
Оксана КРУЧЕНКО
19 августа 2022 1:07
Говорят, самые лучшие мужчины достаются взбалмошным и эмоциональным женщинам. Почему?
Истеричная женщина — это театральная особа и кокетка.Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ
Выходные в семье Светы и Олега Пироговых были омрачены скандалом. Хорошим таким: с хлопаньем дверьми, швырянием на пол вилок, криками «эспешал фо соседи» и обидными обзывательствами. Света супругу припомнила все. Что было и чего не было. Олег как мог урезонивал жену и один раз даже больно схватил за руку, когда та целилась отвесить ему театральную пощечину, как это делают актрисы в ее любимых сериалах про любовь. На руке остался синяк. Слава богу, 13-летний сын Пироговых отдыхал в это время в лагере, и сцена из двух актов без перерыва на антракт разыгралась без зрителей.
Много шума из ничего
Когда буря прошла и чета на кухне пила чай с шоколадными пряниками, никто и никогда, глядя на Свету с Олегом со стороны, не подумал бы, что еще недавно дело пахло разводом. Не настоящим, конечно, а гипотетическим. Во время ссор Светлана обязательно бросала мужу в лицо: «не нравится, собирай манатки и вали», и тот никогда не принимал ее слова близко к сердцу. Потому что знал: обуреваемая эмоциями, Света могла и не такое ляпнуть. Ну а классика про «испорченные лучшие годы», «ты меня не любишь» и «мне, кроме тебя, не на кого положиться» — это вообще ее обязательная программа. Как и горючие слезы со всхлипыванием под занавес. Заплаканная жена, обнимающая в такие моменты плюшевого мишку, бывала такой трогательной и милой, что Олег в ста процентах случаев подходил ее пожалеть. Совершенно искренне, кстати. К концу конфликтов он обычно уже забывал, из-за чего начался сыр-бор. А тот всегда начинался из-за какой-нибудь мелочи. Из-за того, что Олег сделал что-то «не так». Не так посмотрел, не то сказал, неправильно отреагировал, не оценил должным образом. Другие бы и внимания не обратили, но Света — не всегда, конечно же, но время от времени — вспыхивала как спичка, слово за слово втягивая в скандал в целом невозмутимого, но не железного супруга. Когда все заканчивалось, семья жила душа в душу, на зависть окружающим. На самом деле Света и Олег искренне любили друг друга. Она не представляла себе жизни без него, а он без нее. Но только не во время драматических ссор.
— Все-таки не зря твой первый муж говорил, что ты истеричка, — предъявил как-то Олег жене после одной из них, когда наступило время «разбора полетов».
«Я? Истеричка?» — обиделась тогда Света, посчитав Олега противным предателем, дескать, «и он туда же». И переживала ровно до тех пор, пока не прочитала на одном модном психологическом сайте экспертную статью о том, что истеричность, оказывается, самое женское качество, которое мужчин так и манит.
Три волшебных качества
— Это действительно так, — подтверждает семейный психолог Марина Демидова. — Истеричная женщина — это театральная особа и кокетка. Ее кокетливость проявляется во всем — взгляде, походке, жестах. У женщин с истерическим психотипом обычно много поклонников. Такие женщины «окутывают» и «обволакивают» мужчину. Женщина-истеричка — это, как правило, творческая, чувствительная натура. Ее внутренние качества затрагивают глубинное мужское, поэтому сильному полу так сложно бывает удержаться от отношений с истеричками.
Первое из этих волшебных внутренних качеств — эмоциональность. Большинство мужчин яркие «вспышки», которыми брызжет во все стороны истеричная дама, так и завораживают. То она заливисто смеется, то плачет, как милая маленькая девочка, то «на разрыв аорты» рассказывает о какой-нибудь вопиющей несправедливости, то набрасывается со щекоткой, зазывая поиграть, то дует губки. Даже самому бездушному мужчине трудно устоять перед таким «набором». И, если приходится выбирать между спокойной «ровной» женщиной и таким вот «фонтаном эмоций», многие отдают сердце «фонтанам». Хотя потом часто жалеют об этом.
— Истеричные женщины выражают свои эмоции ярко и на полную катушку, они непредсказуемы и открыты, — поясняет психолог Демидова. — Этого многим мужчинам, особенно сдержанным, прагматичным, не хватает. А такие женщины помогают им выплеснуть чувства, питают энергией.
Вторая особенность истерички — ее беззащитность. Она не претендует на роль сильной самостоятельной Дуси-агрегата, наоборот, не стесняется показать свою слабость. Мужчины так устроены, что в большинстве своем обожают помогать. Тогда они чувствуют себя супергероями, защитниками слабых и «решателями проблем». Кто на мамонта? Я! Кто на бизона? Я! Кто на саблезубого тигра? Я! Такое сильный пол любит. А истеричные дамы со всей своей открытостью и букетом эмоций кажутся им катастрофически беззащитными. Ну такие уси-пусечки!
И немного игривости
— А еще истеричные женщины игривы и спонтанны, — подытоживает психолог список. — С ними не соскучишься. Реакции их быстры, настроение может меняться по сто раз на дню. Они как будто все время готовы поиграть и порезвиться. Все это пробуждает в мужчине природные инстинкты, его животную силу. Принято считать, что истерички в современном обществе получают лучших мужчин. Так ли это, не знаю, но то, что именно таких дам предпочитают бизнесмены, прагматики и трудоголики, это точно.
Читайте также
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781
127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Почему женщины склонны к массовой истерии?
Звучит по-сексистски и наверняка вызовет гнев некоторых феминисток, но литература не лжет. На протяжении всей истории группы людей в сплоченных социальных единицах внезапно заболевали или проявляли странное поведение, от головных болей и обмороков до подергиваний, дрожи и состояний транса. Но будь то вспышка одержимости духом на обувной фабрике в Малайзии, развал оркестра на школьном гала-концерте в Англии или судорожная эпидемия в средней школе Луизианы, картина неизменно одна и та же. Большинство, а часто и все пострадавшие — женщины. На самом деле, из более чем 2000 случаев в моих файлах, датируемых 1566 годом, эта закономерность верна более чем в 9 случаях.9 процентов времени.
Массовая истерия 101
Научное название вспышек — конверсионное расстройство, термин, используемый Зигмундом Фрейдом для описания превращения психологического конфликта и дистресса в боли, не имеющие физической основы. Хотя механизм плохо изучен, нет никаких сомнений в том, что это происходит. Классический пример — пацифист, у которого замерзает рука при попытке выстрелить из пистолета в бою, или свидетель зверства, который временно ослеп, но структура глаза находится в идеальном рабочем состоянии.
Иногда конверсионное расстройство распространяется внутри групп. Думайте о массовой истерии как об обратном эффекте плацебо. Если люди могут думать о себе лучше, они могут заболеть. Часть путаницы, связанной с этим термином, заключается в том, что он часто используется для описания несвязанного поведения. Социальные паники. Распродажи на рынке акций. Беспорядки. Коммунистическая «красная» паника. Рок-концертные давки. Каждый из них был ошибочно идентифицирован как групповая истерия.
Не поймите меня неправильно. Я не утверждаю, что женщины — слабый пол или склонны к психическим проблемам. Массовая истерия — это не психическое расстройство — это коллективная реакция на стресс, к которой, к сожалению, приковано клеймо.
Особенно это касается имени. В девятнадцатом веке истерия была универсальным термином для описания всего, от панических атак до расстройств настроения и шизофрении. Диагноз истерия когда-то использовался медицинскими работниками, в которых доминируют мужчины, чтобы укрепить представление об эмоциональной нестабильности женщин.
Вопрос об истерии по-прежнему остро стоит. Просто попросите любого феминистского ученого в пылу страстных дебатов «сбить истерику» и посмотреть, что произойдет. Но главный вопрос не в том, почему, а в том, почему женщины более подвержены массовой истерии? Объяснения делятся на два широких лагеря — природа и воспитание.
The Case for Nature
Критики природной гипотезы отмечают, что в некоторых частях Африки, Азии и Ближнего Востока, где вспышки обычны, женщины ведут подавляющую, покорную жизнь. Им часто говорят, за кого они могут выйти замуж, и им может потребоваться разрешение мужа, чтобы просто выйти из дома. Тем не менее, канадский психиатр Франсуа Сируа считает, что ответ заключается не в отношении общества к женщинам, а в их биологии.
Сируа проанализировал 45 вспышек в школах по всему миру и обнаружил, что чаще всего страдают девочки в период полового созревания. Сируа отмечает, что вспышки в западных школах поражают девочек примерно так же, как и в других частях мира, несмотря на то, что социальные условия довольно одинаковы для обоих полов. У женщин чаще встречаются многие психогенные состояния, в том числе отдельные случаи конверсионного расстройства и истерического комка, ощущение кома в горле, вызывающее ощущение удушья.
Дело о воспитании
Как социолог, я считаю, что социальные и культурные факторы могут объяснить гендерный разрыв массовой истерии. В то время как девочки-подростки чаще заражаются в школах, вспышки на рабочем месте редко затрагивают женщин в период полового созревания. Женщины слишком широко представлены на отупляющих работах, вызывающих неудовлетворенность. Социолог Алан Керкхофф отмечает, что, согласно индустриальному фольклору, женщины лучше мужчин справляются с утомительными, скучными, повторяющимися задачами. Поэтому женщин часто нанимают на эти должности. Результатом является очаг напряженности и разочарования.
Западные женщины также социализируются, чтобы справляться со стрессом иначе, чем мужчины. Британский психиатр Саймон Вессели говорит, что женщины чаще говорят друг с другом о своих симптомах, что может способствовать распространению вспышек. Общеизвестно, что женщины чаще, чем мужчины, обращаются за медицинской помощью. Подобные черты женского характера очевидны в большинстве незападных стран. Работающие женщины также могут сталкиваться с напряжением гендерных ролей и конфликтами, возникающими из-за необходимости сбалансировать требования своих традиционных домашних обязанностей.
Insights From Anthropology
Во многих менее развитых странах сплоченные группы в состоянии сильного стресса впадают в состояние транса и одержимости, где они могут делать и говорить вещи, которые в обычных условиях им не сошли бы с рук, поскольку считается, что они находятся в компании богов и духов. Антропологи называют это культом одержимости.
Большинство членов группы — женщины, живущие в обществах, где доминируют мужчины. Иногда в одиночку, но часто в группах они будут демонстрировать подергивания, дрожь и связанные с тревогой недомогания, которые параллельны вспышкам массовой истерии в африканских и азиатских школах для девочек, где ученицы не осмеливаются критиковать власти. Во время вспышек девочки могут оскорблять школьных чиновников и требовать перемен. Они даже плевали и давали пощечины начальству — без последствий.
Студенты могут избежать наказания, потому что в их действиях обвиняют одержимых духов, которые, как полагают, говорят через них. Часто вызываются местные целители, чтобы избавить помещение от демонов, которые, как считается, вызывают симптомы. Эти шаманы часто впадают в состояние транса и утверждают, что общаются с «другой стороной», чтобы выразить свое недовольство. На самом деле они отражают жалобы девушек. Многие антропологи считают, что массовая истерия и одержимость духами в Азии и Африке являются приемлемыми в культурном отношении способами непрямого решения проблем — формой подсознательных коллективных переговоров.
Что в имени?
Возможно, диагноз массовой истерии был бы более приемлемым, если бы мы дистанцировались от его сексистских корней и переименовали его в «коллективную реакцию на стресс». Но независимо от названия, и хотя оно может быть неполиткорректным, нельзя отрицать, что это преимущественно женский феномен.
История спорного «состояния»
Мария Кохут, доктор философии. 13 октября 2020 г. — Факт проверен Мэттом Нг
На протяжении веков врачи с готовностью диагностировали у женщин «истерию», предполагаемое психическое расстройство, которое объясняло любое поведение или симптомы, вызывающие у мужчин… дискомфорт.
Пристрастие к письму, симптомы посттравматического стрессового расстройства или депрессии и даже бесплодие — на протяжении большей части двух столетий все это и многое другое легко подпадало под определение «женской истерии».
На протяжении 18 и 19 веков женская истерия была одним из наиболее часто диагностируемых «расстройств». Но ошибочное представление о том, что женщины каким-то образом предрасположены к психическим и поведенческим расстройствам, существует гораздо раньше.
На самом деле термин истерия возник в Древней Греции. Гиппократ и Платон говорили о чреве, hystera , который, по их словам, имеет тенденцию блуждать по женскому телу, вызывая множество физических и психических состояний.
Но какой должна быть женская истерия, каковы ее симптомы, как ее «лечили» врачи и когда ее перестали диагностировать как заболевание?
Вот некоторые из вопросов, на которые мы отвечаем в статье «Любопытство истории медицины».
В то время как первоначальные представления о женской истерии уходят корнями далеко в историю медицины и философии, эта диагностика стала популярной в 18 веке.
В 1748 году французский врач Жозеф Раулин описал истерию как «парообразную болезнь» — вапоризация по-французски — болезнь, распространяющаяся из-за загрязнения воздуха в больших городских районах.
Хотя Раулин отмечал, что и мужчины, и женщины могут заболеть истерией, женщины, по его словам, более предрасположены к этому заболеванию из-за своей ленивой и раздражительной натуры.
В трактате, изданном в 1770–1773 годах, другой французский врач, Франсуа Буасье де Соваж де Лакруа, описывает истерию как нечто родственное эмоциональной неустойчивости, «подверженной внезапным изменениям с большой чувствительностью души».
Среди симптомов истерии, которые он назвал, были: «вздутие живота, удушающая ангина [боль в груди] или одышка [одышка], дисфагия [затрудненное глотание], […] похолодание конечностей, слезы и смех, возбуждение [ зевание], потягивание [потягивание и зевота], делирий, частый и учащенный пульс, обильная и прозрачная моча».
Де Соваж соглашался со своими предшественниками в том, что это состояние в первую очередь поражает женщин и что «мужчины лишь изредка бывают истеричными».
По его словам, сексуальная депривация часто была причиной женской истерии. Чтобы проиллюстрировать это, он представил случай монахини, страдающей истерией, которая вылечилась только после того, как благожелательный парикмахер взял на себя обязательство доставить ей удовольствие.
Другим средством «лечения» случаев истерии был месмеризм, предполагаемая психосоматическая терапия, популяризированная Францем Антоном Месмером, немецким врачом, работавшим в Европе 18-го века.
Месмер считал, что живые существа находятся под влиянием магнетизма, невидимого тока, проходящего через животных и людей, дисбаланс или колебания которого могут привести к нарушениям здоровья.
Месмер утверждал, что может воздействовать на этот магнитный подземный поток и излечивать людей от различных болезней, включая истерию.
Основные моменты статьи:
На протяжении 19-го и начала 20-го века, возможно, было еще больше разговоров о женской истерии и ее возможных причинах.
Примерно в 1850-х годах американский врач Сайлас Вейр Митчелл, проявлявший особый интерес к истерии, начал продвигать «лечение отдыхом» как «лечение» этого состояния.
Лечение отдыхом включало в себя длительный постельный режим и строгое воздержание от любой физической и интеллектуальной деятельности. Митчелл предписывал это лечение преимущественно женщинам, которых он считал больными истерией.
Мужчинам, страдающим истерией, он, напротив, посоветовал бы больше заниматься спортом на свежем воздухе.
Митчелл, как известно, прописал лекарство покоя американской писательнице Шарлотте Перкинс Гилман, которая нашла этот опыт настолько мучительным, что написала «Желтые обои», психологическую историю ужасов, которая отображает медленное психологическое ухудшение женщины, которую принуждает ее врач , ее мужу и брату следовать этому «лечению».
Во Франции нейропсихиатр Пьер Жане, который был наиболее активен в период с 1880-х по начало 1900-х годов, утверждал, что истерия является результатом собственного искаженного восприятия человеком физического заболевания.
Джанет писала, что истерия — это «нервное заболевание», при котором имеет место «диссоциация сознания», часто характеризующаяся такими симптомами, как сомнамбулизм, появление «раздвоения личности» и непроизвольные судороги.
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд также интересовался истерией, хотя его взгляды на ее причины менялись на протяжении всей его карьеры.
Он утверждал, что истерия — это превращение психологических проблем в физические симптомы, часто с элементом эротического подавления.
Сначала он предположил, что симптомы истерии были вызваны травматическими событиями, хотя позже он сказал, что предыдущая травма не была необходима для развития истерии.
Романтическая комедия 2011 года Истерия популяризировала мнение о том, что вибраторы — это инструменты, предназначенные для лечения истерии у пациенток.
Эта история взята из влиятельной книги по истории медицины: Технология оргазма Рэйчел Мейнс, которая впервые появилась в 1999 году.
Мейнс утверждала, что в конце 19 века врачи часто лечили симптомы истерии пациенток, вручную стимулируя их гениталии. По ее словам, вибратор в конечном итоге стал устройством, которое сэкономит врачам некоторые усилия при лечении пациентов.
Однако в последнее время ученые утверждают, что точка зрения Мейнс была неточной и что не было никаких доказательств, подтверждающих ее теорию.
В исследовательской работе, противоречащей теории Мэйнс, говорится: «Ни в одном из ее англоязычных источников даже не упоминается о возникновении «пароксизмов» [эвфемизм для оргазма] с помощью массажа или чего-либо еще, что могло бы отдаленно указывать на оргазм».
Однако такие истории и гипотезы возникли именно потому, что в медицинских трактатах XIX века действительно подчеркивалась связь между женской сексуальностью и истерией.
Некоторые врачи 19-го века позорно утверждали, что проблемы с гениталиями могут вызвать психологические проблемы у женщин, включая истерию.
Например, Ричард Морис Бак, канадский психиатр, работавший в конце 19 века, решил проводить инвазивные операции, такие как гистерэктомия, когда врачи удаляют матку, чтобы «вылечить» пациенток от психических заболеваний.