Коррекция детей с cиндромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)
Главная
Информация
Статьи
Коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно наблюдать даже у детей на первом году жизни.
Такие малыши очень беспокойны, изо всех сил стараются освободиться от пеленок, мало и плохо спят, легко возбуждаются, громко и часто плачут. У них отмечается повышенный мышечный тонус, частые немотивированные рвоты (все, что съел — тут же обратно фонтанчиком), а также чрезвычайно высокая чувствительность ко всем внешним раздражителям — шуму, свету, холоду, жаре и т.д. В процессе взросления у таких деток все более отчетливо проявляется основная триада признаков синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ):
- нарушение внимания;
- гиперактивность;
- импульсивность.
-
Нарушение внимания у детей с СДВГ проявляется в неспособности сосредоточиться и удержать внимание на деталях, вслушаться в обращенную к ним речь. Часто складывается впечатление, что ребенок не понимает задания, так как он не в состоянии выполнить его от начала до конца. На самом деле проблема заключается не в слабости мышления, а в невозможности долго концентрировать внимание. Из-за невнимательности такие дети часто теряют вещи, школьники забывают дома тетради, учебники и т.д. -
Гиперактивность проявляется в неспособности ребенка к усидчивости. Он постоянно крутится, проявляет бесцельную двигательную активность, пытается куда-то залезть, подвергает себя риску, не умея правильно оценить степень опасности и последствия своих действий. -
Импульсивность ребенка с СДВГ проявляется в том, что он отвечает на вопрос, часто даже не дослушав его, вмешивается в чужую беседу или игру, пристает с разговорами к окружающим. Может совершать рискованные поступки под влиянием внезапно возникшего импульса, не успевая подумать о последствиях. Часто получает травмы, портит свое и чужое имущество.
Механизмы патогенеза СДВГ выяснены еще недостаточно, но у специалистов нет сомнений, что данный синдром возникает при нарушениях в деятельности центральной нервной системы и требует соответствующего лечения. Коррекция СДВГ требует упорной, методической терапии при участии специалистов — нейропсихолога, невролога, психиатра, с использованием немедикаментозных методов воздействия и лекарственных средств.
Медикаментозная коррекция, целью которой является приведение в относительное равновесие процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, назначается специалистами после тщательного обследования ребенка.
Немедикаментозные методы лечения включают: психотерапию, нейропсихологическую, педагогическую коррекцию, методики модификации поведения. Коррекция СДВГ для уменьшения болезненных проявлений предполагает также обеспечения следующих условий:
- Режим обучения щадящий, при продолжительности занятий не более 30 минут и при минимальном количестве детей в классе (не более 12 человек).
- Воспитание у ребенка социально поощряемых норм поведения.
- В мероприятиях, связанных со скоплением большого количества людей, участие детей с СДВГ ограничить или исключить.
- Давать только одно задание на определенный промежуток времени (из-за сложностей в концентрации внимания).
- Очень важен выбор партнеров для игр. Друзья ребенка должны быть спокойными и уравновешенными.
- Психотерапевтическая работа с родителями гиперактивного ребенка:
- соблюдение режима дня;
-
визуальное расписание; -
физические упражнения, бег, прогулки для расходования избыточной энергии; -
избегать переутомления ребенка при выполнении домашних заданий.
От родителей ребенка с СДВГ требуется терпение, глубокое понимание потребностей и проблем малыша, готовность пройти с ним долгий и непростой путь к выздоровлению или максимальной адаптации к окружающему миру.
Поделиться ссылкой:
Вернуться к списку
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — коррекция, диагностика, тест — центр «Дитина з майбутнім»
«Мой сын всегда был активным ребенком – с раннего детства бегал словно заведенный, создавал хаос из ничего, постоянно разговаривал и ни на чем не мог сосредоточиться. А недавно я поняла причину чрезмерной расторможенности – доктор поставил синдром дефицита внимания и гиперактивности. Подруги советуют срочно искать специализированный сад, свекор считает, что «нет ремня» на маленького хулигана, а в сети множество противоречивой информации о заболевании. Как быть и куда бежать?»
Подобные мысли часто посещают родителей, детям которых поставили синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). С одной стороны, появляется ощущение легкости, ведь все стало на свои места и все наконец поняли, что с ребенком «не так и взрослым это не кажется». А с другой стороны – «спектакль» только начинается, ведь пускать на самотек расстройство нельзя.
СДВГ, а в обиходе чаще используют просто «гиперактивность», – коварная штука, которую невооруженным взглядом не заметить. Большинство детей в младшем дошкольном возрасте ведут себя активно – бегают, прыгают, мучают взрослых вопросами, устраивают беспорядки и ломают предметы, исследуя мир. Однако некоторые родители замечают, что ребенок чересчур активен и, главное, беспорядочен. Отсутствует цель и мотивация действий, минимальная стратегия, внимание «прыгает» с одного дела на другое, просьбы и правила остаются неуслышанными и мир крутится вокруг «хочух» малыша. И внимательные родители чувствуют, что их любимое чадо отличается от сверстников. И в кабинете доктора оказывается, что это действительно так
К сожалению, в Украине, равно как и в странах постсоветского пространства, СДВГ «не любят». Среди медиков и некоторых взрослых все еще распространен миф о том, что такого заболевания не существует в природе, а «странное» поведение ребенка – это результат педагогической запущенности или неправильного воспитания. Однако мировое медицинское сообщество опровергает такую позицию и доказывает как факт существования СДВГ, так и эффективность специальных терапевтических стратегий.
Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности
Синдром СДВГ – это нарушение работы головного мозга, проявляющееся в импульсивном поведении, невнимательности и чрезмерной активности. При СДВГ процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. То есть, жизнью и поведением гиперактивного ребенка «управляют» сиюминутные желания, интересы и потребности, а невозможность их здесь и сейчас удовлетворить вызывает бурную негативную реакцию (например, истерику или агрессию).
«Виновником торжества» служит незрелость коры головного мозга и подкорковых структур, регулирующих умение себя контролировать и принимать волевые решения. Поэтому малыши с СДВГ совершенно не могут ждать или «растягивать» удовольствие, им нужно получить желаемое не потом, а непременно сейчас, сложно ставить цели и достигать результатов, довести начатое дело до логического конца. При этом синдром дефицита внимания у детей отнюдь не говорит об интеллектуальном отставании – гиперактивные ребята, как правило, обладают высокими умственными способностями и высоким показателем IQ. Однако неумение самоорганизоваться, направить волей усилия в нужное русло и достичь результата не дают возможности в полной мере реализовать весь потенциал.
Признаки гиперактивности хорошо видны в старшем дошкольном возрасте – периоде активной социализации. К сожалению, малышам с СДВГ легко заводить друзей, но катастрофически трудно длительно поддерживать общение. Из-за мозговой незрелости они часто портят чужие игрушки, берут вещи без разрешения, перебивают собеседника, не слушают других, могут ударить «друга» или попасть в «переделку». Им сложно следовать правилам и социальным нормам, выражать свои потребности приемлемым способом. Поэтому такие ребята чаще страдают от одиночества и, соответственно, низкой самооценки – дети с СДВГ просто не понимают, почему с ними отказываются дружить.
По статистике, синдромом страдают 3-5% населения планеты, и болезнь СДВГ чаще диагностируют у мальчиков по сравнению с девочками – 1:3 соответственно. Примечательно, что в сельской местности детей с СДВГ меньше, чем в городской. А связано это с эмоциональным перегрузом психики детей, что особенно губительно для гиперактивных детей, психику которых нужно расслаблять, а не активизировать. Речь идет о стрессах, бесконечном и бесконтрольном использовании гаджетов, которые визуально стимулируют и без того незрелый мозг ребенка. В сельской местности дети проводят время на воздухе, в движении, задействуя все органы чувств. К тому же информационные городские перегрузки тоже негативно влияют на здоровье гиперактивных детей.
Интенсивное обучение 3-м иностранным языкам, кружок по боксу, занятия по математике и чтению, посещение кинотеатра в субботу, а шумного лунапарка в воскресенье – подобный график, возможно, и удовлетворит строгих родителей, но здоровья гиперактивному ребенку не добавит. Поэтому родителям детей с СДВГ нужно быть особенно внимательными при выборе занятий и нагрузки, пусть и полезной, чтобы не «наломать дров» и не привести к срыву.
Причины возникновения СДВГ
Причины СДВГ науке точно не известны. Но существует ряд факторов, которые с большой долей вероятности могут вызвать заболевание СДВГ:
- употребление матерью во время беременности алкоголя, наркотиков, не согласованных с доктором лекарств, курение;
- перенесенные матерью тяжелые заболевания или наличие хронических;
- резус-фактор несовместимость;
- тяжелые роды: гипоксия плода, обвитие шеи новорожденного пуповиной, неправильное предлежание плода, стремительные или затяжные роды;
- стрессы и травмы во время беременности;
- серьезные патологии новорожденного: сердечная недостаточность, болезни почек и т.д.;
- общее ухудшение экологии;
- неправильное питание ребенка: известно, что большое количество сладостей возбуждающе действует на психику, что противопоказано при гиперактивности;
- передача СДВГ «по наследству»: если у кого-то из родителей или ближайших родственников был синдром, то вероятность наличия у ребенка повышается.
Один или несколько факторов не свидетельствуют о том, что СДВГ у ребенка непременно будет. Однако родителям следует быть бдительными, чтобы вовремя распознать болезнь. Как?
Признаки СДВГ
Если СДВГ в 2 года легко перепутать с нормальным развитием малыша на фоне, например, банальной усталости или депрессии матери, которая видит «болезнь» в ребенке вместо того, чтобы самой просто отдохнуть, то «пропустить» СДВГ в 3 года и в старшем дошкольном возрасте невозможно. Дети с синдромом дефицита внимания отличаются от сверстников таким поведением:
- чрезмерная двигательная активность ребенка;
- неумение ждать и соблюдать очередность;
- частая смена настроения – от эйфории до истерики;
- малыш с энтузиазмом начинает новое занятие, но при малейших трудностях или необходимости приложить усилия бросает;
- ребенок легко рассредотачивается, не может долго удерживать внимание на одном объекте или процессе;
- непонимание правил и норм поведения в обществе;
- речевая расторможенность – ребенок не может прекратить разговаривать даже сам с собой;
- трудности с поддержанием порядка и следованием распорядку дня;
- плохой, беспокойный сон;
- бесцельные движения руками, ногами, не могут усидеть на месте;
- навязчивость, неумение находиться одному, капризность;
- трудно воспринимают метафоры, юмор;
- обидчивы, расстраиваются по мелочам, не соблюдают чужих и не хранят свои границы;
- не реагируют на наказания и запреты;
- часто попадают в опасные ситуации и не делают выводы: ребенок с СДВГ в 2 года легко может выбежать на дорогу, и он же это сделает и в 4 года, если захочется;
- в основном делает «что хочется», а не «что надо».
Важно помнить, что синдром сам по себе никуда не исчезает, а СДВГ в подростковом возрасте только усиливается, что может привести к печальным последствиям – побеги из дома, пристрастие к алкоголю или наркотикам, выбор плохой компании и т.д.
Симптомы синдрома дефицита внимания у детей
Синдром дефицита внимания в международном классификаторе болезней 11 пересмотра (МКБ-11) входит в группу нейроонтогенетических болезней и представлен отдельной единицей (6А05). Основные клинические симптомы СДВГ, или на что смотрят медики:
- Невнимательность. Дети с синдромом дефицита внимания неспособны сосредоточиться на предмете или занятии, постоянно меняют деятельность. В старшем школьном возрасте симптом проявляется откладыванием уроков или подготовки к экзамену «на последнюю ночь», если вообще эта подготовка будет. Трудно долго выполнять монотонную задачу, требующую усидчивости. Большинство целей и заданий остаются невыполненными.
- Импульсивность. Ребенок реагирует спонтанно, не обдумывает ответы на вопросы. Может бросить даже интересное занятие ради получения быстрого удовольствия. Может внезапно убежать, бросить предмет, толкнуть другого ребенка. СДВГ в подростковом возрасте может вылиться в разбитое в школе окно без учета последствий.
- Гиперактивность. Гиперактивные дети не могут усидеть на месте, все время двигаются, ерзают на стуле, качают головой или ногой. СДВГ в 2 года для родителей – это хаос в доме, разбросанные вещи и вечно ускользающий из поля зрения малыш. СДВГ в 3 года – это усталость от постоянной речевой активности ребенка, несобранности и отсутствие реакции на наказания. В старшем возрасте и у взрослых это проявляется во внутренней тревожности, суетливости, навязчивых мрачных мыслях.
СДВГ – синдром, при котором в той или иной степени выражены все три компонента. Так, есть дети с повышенной невнимательностью на фоне отсутствия гиперактивности и минимальной импульсивностью. Другие малыши страдают от импульсивности, у третьих – всего понемногу. Тип по симптоматике определяет доктор.
Диагностика СДВГ у детей
Для выявления СДВГ родителям придется обследовать ребенка у детского невролога и психиатра для выявления/исключения других патологий, ведь синдром часто сопутствует другим расстройствам, например, РАС. Медики делают МРТ головного мозга, тестируют (например, тест на синдром дефицита внимания МОХО, предназначенный для детей и взрослых), исследуют поведение и реакции ребенка. Диагноз же ставит врач-психиатр.
На основании интервью родителей, наблюдения за ребенком и проведения специальных тестов врачи делают вывод. При этом важно, чтобы «нетипичное» поведение сохранялось не менее 6 месяцев и демонстрировалось в разных условиях – как дома и в гостях, так и в детском саду. Если малыш истерит раз в месяц или случайно сломал чужую машинку – это отнюдь не значит, что он гиперактивен. Поэтому и диагноз в основном ставят после 6 лет, когда СДВГ очевиден и комплекс симптомов проявляется постоянно.
Диагностика СДВГ у детей критически важна, так как от этого зависит не только поведение здесь и сейчас, но и будущее ребенка. Так, при не диагностируемом СДВГ и, соответственно, без вмешательства, шансов приспособиться «к жизни среди людей» невелик. Подростки с СДВГ часто хулиганят, хамят, попадают в неприятности, сбегают из дома, бросают учебу. Такие взрослые часто не могут найти себя, часто меняют работу, не засиживаются на одном месте, им не удается построить длительных отношений, обеспечивать себя и т.д. Поэтому чем раньше диагностировать синдром и начать коррекцию, тем лучше.
Коррекция детей с СДВГ
Терапевтическое вмешательство СДВГ заключается в приеме медикаментов и поведенческой терапии. Прием лекарств откладывается или не назначается доктором при легких формах СДВГ, когда можно научить реакциям самоконтроля. И ни одна волшебная таблетка не научит ребенка приемлемому поведению. Поэтому занятия для детей с СДВГ так важны.
Лучшей методикой, продемонстрировавшей хорошие результаты была и остается поведенческая терапия. Подход заключается в подкреплении желательных форм поведения с постепенным снижением негативных проявлений
Кроме КБТ (когнитивно-бихевиоральная терапия) хорошо зарекомендовала нейрокоррекция (специальные физические упражнения, благоприятно воздействующие на мозг), метод Томатиса и биоакустической коррекции, различные игры с песком, музыкальная терапия и массаж
Коррекция детей с СДВГ должна проводиться как на индивидуальном уровне (в основном психологическая помощь детям с СДВГ, так как такие ребята страдают от тревожности, неуверенности в себе и т.д.), так и в группах, ведь именно в социальной среде и взаимодействии оттачиваются навыки общения и поведения.
Важно помнить: для достижения и, главное, закрепления результата дома нужно выполнять все рекомендации врачей и педагогов, которые занимаются с ребенком. Особенности обучения детей с СДВГ – необходимость регулярного повторения и строгость выполнения рекомендаций специалистов. В противном случае все достижения быстро забудутся.
Однако не всегда удается всегда обойтись без лекарств. Как правило, дошкольникам таблетки не назначают, а детям постарше – да. В практике используют ноотропные препараты, антидепрессанты, психостимулирующие лекарства и т.д. Но родителям следует помнить, что без назначения врача их принимать опасно!
Детский сад для детей с особенностями развития «Дитина з майбутнім» принимает малышей с 1 года! Если нужна консультация или индивидуальная программа развития для ребенка с СДВГ, обращайтесь к профессионалам.
Лечение СДВГ | CDC
Получите информацию и поддержку от Национального ресурсного центра по СДВГ
Моему ребенку поставили диагноз СДВГ – что теперь?
Когда у ребенка диагностируют синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ), родители часто беспокоятся о том, какое лечение подходит для их ребенка. СДВГ можно контролировать с помощью правильного лечения. Есть много вариантов лечения, и то, что работает лучше всего, может зависеть от конкретного ребенка и семьи. Чтобы найти наилучшие варианты, родителям рекомендуется тесно сотрудничать с другими людьми, участвующими в жизни их ребенка, — медицинскими работниками, терапевтами, учителями, тренерами и другими членами семьи.
Типы лечения СДВГ включают
- Поведенческую терапию, включая обучение родителей; и
- Лекарства.
Рекомендации по лечению СДВГ
Для детей с СДВГ в возрасте до 6 лет Американская академия педиатрии (ААП) рекомендует обучение родителей управлению поведением в качестве первой линии лечения, прежде чем принимать лекарства. Для детей в возрасте 6 лет и старше рекомендации включают медикаментозное лечение и поведенческую терапию вместе — обучение родителей управлению поведением для детей до 12 лет и другие виды поведенческой терапии и обучения для подростков. Школы также могут быть частью лечения. Рекомендации AAP также включают добавление поведенческого вмешательства в классе и поддержку школы. Узнайте больше о том, как школьная среда может быть частью лечения .
Хорошие планы лечения включают в себя тщательный мониторинг того, помогает ли лечение поведению ребенка и в какой степени, а также внесение изменений по мере необходимости. Чтобы узнать больше о рекомендациях AAP по лечению детей с СДВГ, посетите страницу рекомендаций .
Поведенческая терапия, включая обучение родителей
СДВГ влияет не только на способность ребенка концентрировать внимание или сидеть на месте в школе, но и на отношения с семьей и другими детьми. Дети с СДВГ часто демонстрируют поведение, которое может быть очень разрушительным для других. Поведенческая терапия — это вариант лечения, который может помочь уменьшить такое поведение; часто бывает полезно начать поведенческую терапию, как только поставлен диагноз.
Целями поведенческой терапии являются изучение или укрепление позитивного поведения и устранение нежелательного или проблемного поведения. Поведенческая терапия при СДВГ может включать
- Обучение родителей управлению поведением;
- Поведенческая терапия с детьми; и
- Поведенческие вмешательства в классе.
Эти подходы также можно использовать вместе. Для детей, которые посещают программы для детей младшего возраста, обычно наиболее эффективно, если родители и воспитатели работают вместе, чтобы помочь ребенку.
Дети младше 6 лет
Для маленьких детей с СДВГ поведенческая терапия является важным первым шагом перед приемом лекарств, поскольку:
- Обучение родителей управлению поведением дает родителям навыки и стратегии, которые помогут их ребенку.
- Было показано, что обучение родителей управлению поведением работает так же, как лекарства от СДВГ у маленьких детей.
- У маленьких детей больше побочных эффектов от лекарств от СДВГ, чем у детей старшего возраста.
- Долговременное воздействие лекарств от СДВГ на детей младшего возраста изучено недостаточно.
Поведенческая терапия для детей младшего и старшего возраста с СДВГ [PDF – 466 КБ]
Дети школьного возраста и подростки
Для детей в возрасте 6 лет и старше AAP рекомендует сочетать медикаментозное лечение с поведенческой терапией. Эффективны несколько видов поведенческой терапии, в том числе:
- Обучение родителей управлению поведением;
- Поведенческие вмешательства в классе;
- Вмешательства сверстников, которые фокусируются на поведении; и
- Обучение организационным навыкам.
Эти подходы часто наиболее эффективны, если они используются вместе, в зависимости от потребностей отдельного ребенка и семьи.
Узнайте больше о поведенческой терапии
Узнайте больше о лечении СДВГ и поддержке в школе
Прочтите о доказательствах эффективности методов лечения СДВГ
Наверх страницы
Лекарства
Лекарства могут помочь детям справляться с симптомами СДВГ в повседневной жизни и могут помочь им контролировать поведение, вызывающее трудности в отношениях с семьей, друзьями и в школе.
Несколько различных типов лекарств одобрены FDA для лечения СДВГ у детей в возрасте от 6 лет:
- Стимуляторы являются наиболее известными и широко используемыми лекарствами от СДВГ. От 70 до 80% детей с СДВГ имеют меньше симптомов СДВГ при приеме этих быстродействующих лекарств.
- Нестимуляторы были одобрены для лечения СДВГ в 2003 году. Они не действуют так быстро, как стимуляторы, но их эффект может длиться до 24 часов.
Лекарства могут по-разному влиять на детей и иметь побочные эффекты, такие как снижение аппетита или проблемы со сном. Один ребенок может хорошо реагировать на одно лекарство, но не реагировать на другое.
Поставщикам медицинских услуг, которые прописывают лекарства, возможно, придется попробовать разные лекарства и дозы. AAP рекомендует, чтобы медицинские работники наблюдали и корректировали дозу лекарств, чтобы найти правильный баланс между преимуществами и побочными эффектами. Для родителей важно работать с поставщиками медицинских услуг своего ребенка, чтобы найти лекарство, которое лучше всего подходит для их ребенка.
Наверх страницы
Обучение и поддержка родителей
CDC финансирует Национальный ресурсный центр по СДВГ (NRC), программу помощи детям и взрослым с синдромом дефицита внимания/гиперактивности (CHADD). NRC предоставляет ресурсы, информацию и советы родителям о том, как помочь своему ребенку. Узнайте больше об услугах NRC .
Советы для родителей
Следующие советы могут помочь с поведением вашего ребенка:
- Создать процедуру. Старайтесь следовать одному и тому же расписанию каждый день, от пробуждения до отхода ко сну.
- Организоваться . Поощряйте ребенка класть портфели, одежду и игрушки в одно и то же место каждый день, чтобы снизить вероятность их потери.
- Управление отвлекающими факторами. Выключите телевизор, ограничьте шум и обеспечьте чистое рабочее место, когда ваш ребенок делает домашнее задание. Некоторые дети с СДВГ хорошо учатся, если они двигаются или слушают фоновую музыку. Наблюдайте за своим ребенком и смотрите, что работает.
- Ограничение выбора. Чтобы помочь ребенку не чувствовать себя перегруженным или чрезмерно возбужденным, предложите ему несколько вариантов выбора. Например, пусть они выберут между этой одеждой или той, этой едой или той, этой игрушкой или той.
- Будьте ясны и конкретны, когда говорите с ребенком. Дайте ребенку понять, что вы его слушаете, описав, что вы слышали от него. Используйте четкие, краткие указания, когда им нужно что-то сделать.
- Помогите ребенку составить план. Разбейте сложные задачи на более простые и короткие шаги. При выполнении длительных задач раннее начало и перерывы могут помочь уменьшить стресс.
- Используйте цели и похвалу или другие награды. Используйте таблицу для составления списка целей и отслеживания положительного поведения, а затем дайте ребенку понять, что он хорошо справился, рассказав ему об этом или поощрив его усилия другими способами. Убедитесь, что цели реалистичны — маленькие шаги важны!
- Эффективная дисциплина. Вместо того, чтобы ругать, кричать или шлепать, используйте эффективные указания, тайм-ауты или лишение привилегий в качестве наказания за ненадлежащее поведение.
- Создавайте позитивные возможности. Дети с СДВГ могут испытывать определенные стрессовые ситуации. Выяснение и поощрение того, что ваш ребенок делает хорошо — будь то школа, спорт, искусство, музыка или игра, — может помочь создать положительный опыт.
- Обеспечение здорового образа жизни. Важны питательная пища, много физической активности и достаточный сон; они могут помочь предотвратить ухудшение симптомов СДВГ.
В начало страницы
СДВГ у взрослых
СДВГ сохраняется во взрослом возрасте по крайней мере у одной трети детей с СДВГ 1 . Лечение взрослых может включать медикаментозное лечение, психотерапию, образование или обучение или комбинацию методов лечения. Для получения дополнительной информации о диагностике и лечении на протяжении всей жизни посетите веб-сайты Национального ресурсного центра по СДВГ и Национальных институтов психического здоровья
Дополнительная информация
Для получения дополнительной информации о лечении щелкните одну из следующих ссылок:
Национальный ресурсный центр по СДВГ
Национальный институт психического здоровья
Информация для родителей от Американской академии педиатрии
Ссылки:
- Barbaresi WJ, Colligan RC, Weaver AL, Voigt RG, Killian JM, Katusic SK. Смертность, СДВГ и психосоциальные невзгоды у взрослых с СДВГ в детстве: проспективное исследование. Педиатрия 2013;131(4):637-644.
Родители обычно посещают от 8 до 16 занятий с терапевтом и изучают стратегии помощи своему ребенку. Сессии могут включать группы или отдельные семьи.
- Терапевт регулярно встречается с семьей, чтобы следить за прогрессом и оказывать поддержку
- В промежутках между занятиями родители тренируются, используя навыки, которым они научились у терапевта
После окончания терапии семьи продолжают испытывать улучшение поведения и снижение уровня стресса.
Лечение детей с СДВГ
Какие у вас есть варианты лечения СДВГ?
Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ или СДВ) заключается не только в приеме лекарств. Есть много других эффективных методов лечения, которые могут помочь детям с СДВГ улучшить их способность концентрировать внимание, контролировать импульсивное поведение и сдерживать гиперактивность.
Полноценное питание, игры и физические упражнения, приобретение новых навыков преодоления трудностей и улучшение социальных навыков — все это часть сбалансированного плана лечения, который может улучшить успеваемость вашего ребенка в школе, укрепить его отношения с другими и уменьшить стресс и разочарование — для них и для них самих. для всей вашей семьи.
Лекарства от СДВГ
Стимуляторы, такие как риталин и аддерол, часто назначают при СДВГ, но они могут быть не лучшим вариантом для вашего ребенка и, конечно же, не единственным лечением.
Лекарства от СДВГ могут помочь вашему ребенку лучше концентрироваться или сидеть неподвижно, по крайней мере, на короткое время. Но на сегодняшний день мало доказательств того, что они улучшают успеваемость в школе, отношения или поведенческие проблемы в долгосрочной перспективе. И даже в краткосрочной перспективе лекарства не решат всех проблем и не устранят полностью симптомы СДВГ.
Кроме того, существуют опасения по поводу воздействия этих сильнодействующих препаратов на развивающийся мозг ребенка. И побочные эффекты, такие как раздражительность, потеря аппетита и бессонница, также могут быть проблематичными.
Вывод: лекарства — это инструмент, а не лекарство.
Все по-разному реагируют на лекарства от СДВГ . Некоторые дети испытывают значительное улучшение, в то время как другие испытывают незначительное облегчение или не испытывают его вовсе. Побочные эффекты также различаются от ребенка к ребенку, и для некоторых они намного перевешивают пользу. Поскольку все реагируют по-разному, поиск правильного лекарства и дозы требует времени.
Лекарства от СДВГ более эффективны в сочетании с другими видами лечения . Ваш ребенок получит гораздо больше пользы от ваших лекарств, если он также воспользуется преимуществами других методов лечения, которые учат новым навыкам преодоления стресса.
Лекарства от СДВГ следует всегда тщательно контролировать . Медикаментозное лечение СДВГ включает в себя больше, чем просто принять таблетку и забыть о ней. Врач вашего ребенка должен будет следить за побочными эффектами, следить за самочувствием вашего ребенка и соответствующим образом корректировать дозировку. Когда лекарства от СДВГ не тщательно контролируются, они менее эффективны и более рискованны.
Если вы решите назначать своему ребенку лекарства, это не означает, что они должны принимать их вечно . Несмотря на то, что постоянно отказываться от какого-либо препарата и принимать его небезопасно, вы можете с уверенностью принять решение прекратить лечение СДВГ вашего ребенка лекарствами, если дела идут не очень хорошо. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок перестал принимать лекарства, обязательно сообщите своему врачу о своих планах и работайте с ним, чтобы постепенно снижать дозу лекарств.
Поговорите с лицензированным терапевтом
Крупнейший в мире терапевтический сервис. 100% онлайн. Получите консультацию профессионального, лицензированного и проверенного терапевта менее чем за 48 часов.
Получите скидку 20%
Информация для партнеров
Лечение СДВГ начинается дома
Как родитель вы имеете огромное влияние на лечение вашего ребенка. Доказательства показывают, что здоровое питание, много упражнений и другие разумные ежедневные решения могут помочь вашему ребенку справиться с симптомами СДВГ. Это означает, что ваш ребенок может начать лечение СДВГ уже сегодня — дома.
Сила физических упражнений в лечении СДВГ
Упражнения — один из самых простых и эффективных способов уменьшить симптомы СДВГ. Физическая активность немедленно повышает уровень дофамина, норадреналина и серотонина в мозгу — все они влияют на концентрацию и внимание. Таким образом, упражнения и лекарства от СДВГ, такие как риталин и аддералл, действуют одинаково. Но в отличие от лекарств от СДВГ, упражнения не требуют рецепта и не имеют побочных эффектов.
Занятия, требующие пристального внимания к движениям тела, такие как танцы, гимнастика, боевые искусства и катание на скейтборде, особенно хороши для детей с СДВГ. Командные виды спорта также являются хорошим выбором. Социальный элемент делает их интересными.
Польза «зеленого времени»
Исследования показывают, что времяпрепровождение на природе может уменьшить симптомы СДВГ у детей. Поощряйте вашего ребенка играть на улице не менее 30 минут каждый день, если это возможно.
Важность сна при лечении СДВГ
Регулярный качественный сон может привести к значительному улучшению симптомов СДВГ. Однако у многих детей с СДВГ проблемы со сном по ночам. Иногда эти проблемы со сном возникают из-за стимулирующих препаратов, и уменьшение дозы или полное прекращение приема лекарств решит проблему.
Однако у большого процента детей с СДВГ, не принимающих стимуляторы, также возникают проблемы со сном. Если ваш ребенок один из них, вам могут помочь следующие советы.
- Установите регулярное время сна (и следите за его соблюдением).
- Если фоновый шум мешает вашему ребенку спать, попробуйте звуковую машину или вентилятор.
- Выключите всю электронику (телевизор, компьютер, видеоигры, iPhone) как минимум за час до сна.
- Ограничьте физическую активность в вечернее время.
Правильное питание может уменьшить симптомы СДВГ
Исследования показывают, что то, что и когда вы едите, влияет на управление СДВГ.
Планируйте регулярные приемы пищи или перекусы с интервалом не более трех часов. Это поможет поддерживать стабильный уровень сахара в крови вашего ребенка, сводя к минимуму раздражительность и поддерживая концентрацию и сосредоточенность.
Старайтесь включать немного белка и сложных углеводов в каждый прием пищи или перекус. Эти продукты помогут вашему ребенку чувствовать себя бодрее и снизят гиперактивность.
Проверьте уровень цинка, железа и магния у вашего ребенка. У многих детей с СДВГ мало этих важных минералов. Повышение их уровня может помочь контролировать симптомы СДВГ. Повышение уровня железа может быть особенно полезным. Одно исследование показало, что добавка железа улучшает симптомы почти так же, как прием стимулирующих препаратов.
Добавьте в рацион ребенка больше омега-3 жирных кислот. Исследования показывают, что омега-3 снижают гиперактивность и импульсивность и улучшают концентрацию у детей (и взрослых) с СДВГ. Омега-3 содержатся в лососе, тунце, сардинах, некоторых обогащенных яйцах и молочных продуктах. Тем не менее, самый простой способ увеличить потребление вашего ребенка — это добавки с рыбьим жиром.
Профессиональное лечение СДВГ
Несмотря на то, что существует множество способов помочь ребенку с СДВГ в домашних условиях, вы можете обратиться за профессиональной помощью. Специалисты по СДВГ могут помочь вам разработать эффективный план лечения вашего ребенка. Поскольку СДВГ лучше всего реагирует на комбинацию методов лечения и стратегий, рекомендуется проконсультироваться с несколькими специалистами.
Чтобы найти специалистов по лечению СДВГ, вы можете обратиться к своему лечащему врачу, педиатру вашего ребенка, в местные больницы или клиники. Другими источниками информации о поставщике услуг являются ваша страховая компания, официальные представители школы, в которой учится ваш ребенок, или местная группа поддержки родителей.
Детские и подростковые психиатры:
- Диагностика СДВГ и назначение лекарств
Психологи:
- Диагностика СДВГ и проведение беседы
- Помогите людям с СДВГ исследовать свои чувства
Когнитивно-поведенческие терапевты:
- Разработка программ модификации поведения в школе, на работе и дома
- Установить конкретные цели поведения и достижения
- Помогите семьям и учителям сохранить награды и последствия
Специалисты в области образования:
- Обучение методам достижения успеха в школе
- Помогите детям получить жилье в школе
- Консультировать семьи по вспомогательным технологиям
Поведенческая терапия при СДВГ
Поведенческая терапия, также известная как модификация поведения, оказалась очень успешным методом лечения детей с СДВГ. Это особенно полезно в качестве сопутствующего лечения для детей, которые принимают стимулирующие препараты, и может даже позволить вам уменьшить дозировку лекарства.
Поведенческая терапия включает в себя усиление желаемого поведения с помощью вознаграждений и похвал и уменьшение проблемного поведения путем установления ограничений и последствий. Например, одно вмешательство может заключаться в том, что учитель вознаграждает ребенка с СДВГ за то, что он делает небольшие шаги к поднятию руки, прежде чем говорить в классе, даже если ребенок все еще выпаливает комментарий. Теория состоит в том, что вознаграждение за борьбу за изменение поощряет совершенно новое поведение.
Поведенческая терапия СДВГ у детей
По данным Американской академии педиатрии, существует три основных принципа любого подхода к поведенческой терапии:
- Ставьте конкретные цели. Ставьте перед ребенком четкие цели, например, сосредоточиться на выполнении домашнего задания в течение определенного времени или делиться игрушками с друзьями.
- Обеспечить награды и последствия. Дайте ребенку определенную награду (положительное подкрепление), когда он или она демонстрирует желаемое поведение. Дайте ребенку последствие (нежелательный результат или наказание), когда он или она не достигает цели.
- Продолжайте использовать награды и последствия. Постоянное использование поощрений и последствий в течение длительного времени положительно повлияет на поведение вашего ребенка.
Как родители, вы можете разработать индивидуальную программу изменения поведения для своего ребенка с СДВГ с помощью специалиста по поведению, например, когнитивно-поведенческого терапевта. Когнитивно-поведенческий терапевт фокусируется на практических решениях повседневных проблем. Такой терапевт может разработать программу поощрения и последствий для вашего ребенка дома и в школе и помочь вам в формировании поведения вашего ребенка.
Терпение является ключом к поведенческой терапии, так как люди с СДВГ, как известно, проявляют непостоянство в своих симптомах. В один прекрасный день ваш ребенок может вести себя красиво, а на следующий вернуться к старым шаблонам. Иногда может показаться, что обучение не работает. Однако со временем поведенческая терапия действительно улучшает симптомы СДВГ.
Обучение социальным навыкам
Поскольку дети с синдромом дефицита внимания часто испытывают трудности с простыми социальными взаимодействиями и борются с низкой самооценкой, другим типом лечения, которое может помочь, является обучение социальным навыкам. Обучение социальным навыкам, которое обычно проводится в группе, проводится терапевтом, который демонстрирует соответствующее поведение, а затем предлагает детям попрактиковаться в его повторении. Группа социальных навыков учит детей, как «читать» реакции других и как вести себя более приемлемо. Группа социальных навыков также должна работать над переносом этих новых навыков в реальный мир.
Чтобы попасть в ближайшую к вам группу социальных навыков, попросите направление у школьного психолога или в местной психиатрической клинике.
Советы по поддержке лечения вашего ребенка от СДВГ
Дети с СДВГ часто испытывают трудности с переносом того, чему они научились в одной обстановке, в другую. Например, они научились сдерживать импульсивные вспышки в школе, но нетерпеливо прерывают других дома.
Чтобы поощрять позитивные изменения во всех условиях, детям с СДВГ нужна последовательность. Важно, чтобы родители детей с СДВГ научились применять методы поведенческой терапии в домашних условиях. Дети с СДВГ с большей вероятностью преуспеют в выполнении задач, когда задачи выполняются по предсказуемой схеме и в предсказуемых местах, так что они знают, чего ожидать и что они должны делать.
Следуйте рутине. Важно определить время и место для всего, чтобы помочь ребенку с СДВГ понять ожидания и оправдать их. Установите простые и предсказуемые ритуалы для еды, домашних заданий, игр и сна.
Используйте часы и таймеры. Подумайте о том, чтобы разместить часы по всему дому, а также большие часы в спальне вашего ребенка. Выделите достаточно времени для того, что нужно сделать вашему ребенку, например, для выполнения домашних заданий или подготовки по утрам.
Упростите расписание вашего ребенка. Избегать простоев — хорошая идея, но ребенок с СДВГ может стать еще более рассеянным и «заведенным», если будет слишком много внеклассных занятий.
Создайте тихое место. Убедитесь, что у вашего ребенка есть личное тихое место. Подойдет веранда или спальня, если только это не то место, куда ребенок ходит на отдых.
Покажите пример хорошей организации. Организуйте свой дом. Убедитесь, что ваш ребенок знает, что все имеет свое место. Насколько это возможно, являйтесь образцом аккуратности и организованности.
Важность похвалы
Создавая последовательную структуру и распорядок, помните, что дети с СДВГ часто подвергаются критике. Следите за хорошим поведением и хвалите его. Похвала особенно важна для детей с СДВГ, потому что они обычно получают ее очень мало.