Популярное

Что означает святой дух в православии: Святой Дух — православная энциклопедия «Азбука веры»

Дух Святой | это… Что такое Дух Святой?

Христианство
Портал:Христианство
· ‎

Библия
Ветхий Завет · Новый Завет
Апокрифы
Евангелие
Десять заповедей
Нагорная проповедь

Троица
Бог Отец
Бог Сын (Иисус Христос)
Святой Дух

История христианства
Хронология христианства
Раннее христианство
Апостолы
Вселенские соборы
Великий раскол
Крестовые походы
Реформация

Христианское богословие
Грехопадение · Грех · Благодать
Искупительная жертва
Спасение · Второе пришествие
Богослужение
Добродетели · Таинства

Ветви христианства
Католицизм · Православие
Протестантизм
Антитринитарии


Свято́й Дух, Утеши́тель (В русском языке мужского рода, в греческом (Пне́вма) — среднего, в семитских языках (Ру́ах) — женского) — в христианстве третья ипостась единого Бога — Святой Троицы.

Содержание

  • 1 Действия Святого Духа
    • 1.1 Крещение Святым Духом
    • 1.2 Плод Святого Духа
    • 1.3 Дары Святого Духа
  • 2 Видимые явления Святого Духа
  • 3 Теология Святого Духа
  • 4 Хула на Духа Святого
  • 5 См. также

Действия Святого Духа

Святой Дух вместе с Отцом и Сыном является Творцом невидимого и видимого миров — «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.» (Быт.1:1-2).

Ещё царь Давид молился в Ветхом Завете о ниспослании ему Духа Святаго: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.» Пс.50:12-14.

Христиане верят, что, Святой Дух на протяжении всей истории нисходил на отдельных людей с целью облечь их сверхъестественными способностями: на пророков, священников, праведных иудейских царей, апостолов, христианских мучеников и всех святых: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. «(1Кор.12:3).

Через действие Святого Духа воплотился Бог-Сын — «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.» (Лук.1:35). Подобным же образом, Духом Святым происходит преложение Святых Даров: хлеба и вина в Тело и Кровь Христа — «Преложи Духом Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь.» (эпиклеза в литургии византийского обряда).

С действиями Святого Духа связывают такие понятия как: крещение Святым Духом, плод Святого Духа, дары Святого Духа.

Крещение Святым Духом

В ортодоксальных конфессиях крещение Святым Духом, или миропомазание осуществляется священником: в православии единовременно с крещением водой, а в католичестве в более взрослом возрасте. Пятидесятники и некоторые представители иных христианских конфессий верят, что крещение Духом Святым доступно для всех верующих (не зависимо от традиции Церкви) после дня Пятидесятницы, и является не только обрядом, но и личным духовным переживанием, в некоторых случаях сопровождающимся различными эмоциями.

я крестил вас водою, а Он (об Иисусе) будет крестить вас Духом Святым

(Мк.1:8)

Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.

(Деян.8:14-17)

Плод Святого Духа

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…

(Гал.5:22-23)

Дары Святого Духа

  • Пророческое вдохновение (мгновенное озарение) — «на него сошел Дух Божий и он пророчествовал» 1 Царств 19:23.
  • Говорение на иных языках — «И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.» (Деяния 2:4)
  • Сила разрушения — «И сошел на него Дух Господень и он (Самсон) растерзал льва как козленка, а в руке у него ничего не было» Судей 14:6).

Также, в 1-ом послании Коринфянам в 12 главе сообщается:
с 7 по 11 стихах:

Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.

и c 27 по 31 стихах

И вы — тело Христово, а порознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.

Ясновидение, экстрасенсорные способности не являются дарами Святого Духа и c точки зрения христианства имееют бесовские, оккультные корни.

Видимые явления Святого Духа

  • В виде голубя (Лк.3:22)
  • В виде огненных языков (Деян.2:3).
  • В виде иных языков, когда люди, на которых снизошёл Дух Святой, начинали говорить на разных языках которые до этого эти люди не знали (Деян.2:3-10).

Теология Святого Духа

  • В Евангелиях назван очищающей силой (Мф.3:11) и преемником Иисуса Христа (Ин.16:13).
  • Некоторые считают, что учение о Святом Духе как о самостоятельной личности Божества, единосущной Богу-Отцу и Богу-Сыну, сформировалось в IV веке (ошибка в том, что сам Иисус говорит о триединстве Бога «…крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…»). «Иже с Отцем и Сыном спокланяема и сславима» (Символ веры).
  • В православии дары Святого Духа сообщаются во всех церковных таинствах: крещения, миропомазания и рукоположения и других.
  • В исламе Святой Дух (Рух аль-Кудс) отождествляется с архангелом Гавриилом, который ниспослал Коран (Коран 2:97, 16:102) и Евангелия (Коран 2:87).
  • В средневековой мистике развилось учение о Святом Духе как о символе новой постхристианской эпохи — Эры Святого Духа (Иоахим Флорский).
  • В некоторых сектах эксплуатируется идея догматической непроясненности Святого Духа, и развивается учение о новых воплощениях Святого Духа (Мария Дэви Христос, Элис Лаквена), аналогичных Иисусу Христу.

Хула на Духа Святого

Согласно Евангелию, грех хулы на Святого Духа не прощается:

22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.

23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?

24 Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.

31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;

32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

(Мф.12:22-32)

Иисус сказал это после обвинения фарисеев в том, что Он силой князя бесовского изгоняет бесов. Согласно толкованию Исидора Пелусиотского и Василия Великого хула на Духа Святого — это приписывание действия духа Божьего князю бесовскому. Иоанн Златоуст считал, что хула на Духа Святого это отвержение человеком очевидной истины. По мнению Афанасия Великого хулой на Духа является безбожие, неверие и распространение еретических учений.

См. также

  • Шехина
  • Благодать
  • Благодать (мормонизм)

Что значит верить в Святого Духа? | Религия | Общество

Я сам многие годы мечтал иметь книгу, статью или заметку о Святом Духе настолько простую, насколько можно, ведь разобраться в этой теме очень сложно, ибо она упирается в тайну Бытия Божия. Мне часто приходится говорить об этом с интересующимися людьми и порой за неимением времени хочется им что-то посоветовать прочесть. Попробую, как сам это понимаю, поделиться своими размышлениями.

Откровение о Духе

Библия открывает Бога как живую Личность. Бог – это не просто Сила или набор качеств, это не нечто, а Некто, кому можно сказать «Ты», Кого можно о чем-то попросить, Кому можно честно сказать о своих страхах, скорби или радости. Бог Библии и Бог христиан — Тот, Кто слышит, Кто отвечает, Кто помнит. Бог в беседе с пророком Моисеем называет Себя. Посылая пророка в Египет для спасения израильского народа, Бог отвечает Моисею на вопрос «Кто ты?»: Аз есмь Сущий! Бог абсолютно свободен и уникален, непостижим и не подвластен. Это очень просто и ясно выражено Клайвом Льюисом в Хрониках Нарнии. Помните, что говорили герои этих сказок? Аслан — не ручной кот. И при всем этом Бог Библии слышит человека, говорит с ним, живет с ним и в нем. Бог и человек не нуждаются в посредниках.

Современному человеку, воспитанному в европейской и русской культуре, из-за некоей привычности и повседневности христианства трудно оценить всю глубину и важность сказанного. Многие как бы проскальзывают умом мимо откровения Бога о Себе как о живой Личности. А без понимания и принятия этого невозможно говорить о Духе Святом.

Из Евангелия, а значит из опыта и слов ближайших учеников Христа, недвусмысленно следует, что их Учитель Иисус не только именовал себя Богом и Сыном Божьим (за что и был распят), но и учил об Отце Своем и о Духе Святом. Тут достаточно упомянуть, что в прощальной беседе с учениками, буквально перед арестом, Иисус говорил: «Я Отца попрошу, и Он даст вам другого Заступника, чтобы он навеки остался с вами. Тот Заступник — Дух Истины, мир его принять не способен, потому что не видит его и не знает. Но вы его знаете, ведь он теперь с вами и останется в вас. Заступник же, Дух Святой, которого ради Меня пошлет вам Отец, — Он всему вас научит и напомнит все, о чем Я сказал вам». Напомню, что Воскресший Иисус повелевает Своим ученикам: «Итак, ступайте и сделайте все народы Моими учениками. Крестите их во имя Отца, Сына и Святого Духа и научите соблюдать все, что Я вам повелел. И знайте: Я с вами всегда, до конца мира».



Икона «Крещение Господне» с сюжетами искушений. Палех, XIX век. Фото: public domain

Как это понять?

Жизнь со Христом, Его учение и свидетельство Его учеников нашли свое воплощение прежде всего в опыте молитвы, в Крещении и Евхаристии. С первых дней ученики Христа поклонялись Отцу, Сыну и Святому Духу. Но потребовалось четыре столетия, чтобы выработать непростой философский (богословский) язык, через который христиане постарались выразить свою веру и евангельское свидетельство. Не придумать что-то, а всего-навсего выразить в словах. Важно было перед лицом просвещенной античности показать, я бы даже сказал позиционировать, веру христиан в Единство и Троичность Бога.

По сути, в целую культуру были введены понятия, благодаря которым христиане смогли говорить о единстве и неделимости Бога в своей природе и о различиях Божественных Лиц-Ипостасей. С тех пор Бога именуют Троицей Единосущной и Нераздельной. Почти невозможно тут что-то объяснить. Христианам было важно отвергнуть всякие попытки отрицания реальности и различий Отца, Сына и Духа. Божественные Лица – это не маски, не роли, не иллюзия. Они самые что ни на есть настоящие и конкретные, что и выразили греческим словом — «ипостаси». Каждое Лицо – Некто, с Кем можно вступить в диалог. И в то же время Отец, Сын, Дух не три Бога, а одна единая Сущность (или природа), а значит, Они – единый и неделимый Бог. Из опыта многих дискуссий я знаю, что эти (или подобные) слова не способны ни в коей мере объяснить тайну Триединства христианского Бога, но такая задача и не стоит. Помните, Бог христиан – живой и свободный, Бог, беседующий и живущий с людьми, а значит, Его тайна открывается в живом доверительном личном общении с Ним.

Скажу еще, что опыт такого осмысления веры оказался удачным. Это богословие устояло во многих полемиках в течение полутора тысяч лет и доказало свою истинность.

А что в жизни?

Опять же трудно объяснить, почему именно такова воля Божия, но из Евангелия однозначно следует, что полнота общения с Богом дается не всем. Ее обретают только те, кто поверил, доверился Отцу, Сыну и Святому Духу, кто ради этой веры изъявил готовность изменить жизнь, кто отверг сатану и дела его, кто Христа признал своим Господином, кто крестился и через это погружение стал членом Церкви. Но это не все. Жизнь с Богом не может остаться умозрительной, не может свестись к мировоззрению. За несколько дней до своей смерти и воскресения Иисус заповедал ученикам в память о Нем на совместной трапезе причащаться Тела и Крови Его, тем самым ощутимо через Хлеб-Тело и Вино-Кровь обретать единение с Сыном Божьим.

Но и это не все. Апостолы, первые ученики Христа, получили великий Дар, благодаря которому смогли исполнить заповеди Христа: прославить Имя своего Учителя во всех концах света и многих сделать Его учениками. Этот Дар – Дух Святой, снизошедший на учеников в виде огненных язычков на пятидесятый день после воскресения Христа. Этот же самый Дух нисходит на каждого христианина и пребывает с ним. Апостолы после крещения новообращенных возлагали руки на их головы, и через это христиане получали тот же Дар — Дух Святой сходил на человека, становясь его Спутником, Путеводителем, Вдохновителем, Покровителем, Утешителем. Еще в древности возложение рук было заменено на помазание новокрещенного миром (благовонным освященным маслом), что и совершается ныне над каждым новокрещенным в Таинстве Миропомазания. Часто жизнь христиан называют жизнью в Духе Святом со Христом. Для верующих людей — это не аллегория.

Плоды Духа

Очень важно понимать, что жизнь в Духе бесконечно далека от того, что сейчас принято называть «зомбирование». Жизнь в Духе Святом – это жизнь в свободе, в диалоге.



Святой Апостол Павел, около 1410 г.  Фото: public domain / Андрей Рублёв

Апостол Павел, наставляя жителей Коринфа в христианской жизни, писал о различных дарах Божьих о и призвании. Он говорил, что есть разные дары, но их дает один и тот же Дух. Каждому Дух дает нечто свое для христианской жизни и для общего блага. Одному — дар мудрой речи, другому — дар передавать знание, третьему — дар веры, или дар исцелять болезни, или дар творить чудеса, или пророчествовать, или различать, что от Духа, а что нет. Но все это совершает один и тот же Дух, дающий разным людям разные дары по Своему усмотрению. Из слов апостола понятно, что эти дары даются индивидуально, и от их раскрытия и реализации зависит и жизнь христианина и жизнь Церкви. Поэтому внимательное отношение к своей жизни, к своим талантам, а также служение Богу и людям через них — один из аспектов христианства.

Апостол Павел оставил христианам в наследство и некоторые самые основные критерии, по которым они могут судить о своей жизни. Научились ли они слушать и слышать Бога? «Если же вы с духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плоды же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Если мы живем Духом, то по Духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать».

Смотрите также:

  • Вознесение Христа. В чем смысл этого праздника →
  • Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. →
  • Что значит быть святым? →

Православная вера — Том I — Учение и Писание — Символ веры — Дух Святой

Том I — Учение и Писание

Символ веры

И в Духа Святого, Господа и Животворящего, от Отца исходящего, Которому вместе с Отцом и Сыном поклоняемся и прославляем, Который пророками говорил. . .

Святой Дух носит титул Господа с Богом Отцом и Христом Сыном. Он есть Дух Божий и Дух Христа. Он вечный, несотворенный и божественный; всегда существующий с Отцом и Сыном; непрестанно почитаемый и прославляемый с ними в единстве Святой Троицы.

Как и у Сына, не было времени, когда не было Святого Духа. Дух предшествует творению. Он исходит от Бога, как и Сын, в безвременном, вечном шествии. «От Отца исходит» в вечности в божественно-мгновенном и вечном движении (Ин. 15, 26).

Православное учение исповедует, что Бог Отец есть вечное начало и источник Духа, так же как Он есть источник Сына. Тем не менее, Церковь также утверждает, что способ обладания Отцом и производства Духа и Сына различается в соответствии с различием между «рожденным» Сыном и «исходящим» Духом. Было много попыток — святых мужей, вдохновленных Богом и имеющих подлинный опыт Его тринитарной жизни, — объяснить различие между исхождением Духа и рождением или рождением Сына. Нам достаточно видеть, что различие между ними заключается в различии божественных лиц и действий Сына и Духа по отношению к Отцу, а также друг к другу и к миру. Далее необходимо отметить, что все слова и понятия о Боге и божестве, в том числе и о «исхождении» и «порождении», должны уступить место мистическому видению действительной Божественной Реальности, которое они выражают. Люди могут каким-то образом понять Бога, поскольку Он решил открыть Себя. Однако сущность Его Триединого существования остается — и всегда будет оставаться — по существу непостижимой и невыразимой для сотворенных умов и уст. Это не значит, что слова о Боге бессмысленны. Это означает лишь то, что они неадекватны Реальности, которую стремятся выразить. . .

Здесь также необходимо отметить, что римская и протестантская церкви различаются в своем вероучительном утверждении о Боге, добавляя, что Святой Дух исходит от Отца «и Сына» ( filioque ) — доктринальное дополнение, неприемлемое для Православия. поскольку это и небиблейское, и несовместимое с православным видением Бога.

Утверждая Божество Святого Духа и необходимость поклоняться и прославлять Его со Отцом и Сыном, Православная Церковь утверждает, что Божественная Сущность, именуемая также Божеством или Божеством в Православном Предании, есть Святая Троица.

Святой Дух по существу един в своем вечном существовании с Отцом и Сыном; и поэтому в каждом действии Бога по отношению к миру необходимо действует Святой Дух. Так, в Книге Бытия о творении написано: «Дух Божий носился над водою» (Бытие 1.2). Именно этот Дух есть «дыхание жизни» для всего живого и в особенности для человека, созданного по образу и подобию Божию (Быт. 1.30; 2.7). Вообще говоря, Дух на иврите называется «дыханием» или «ветром» Яхве. Именно Он делает все живым, «Податель жизни», Который поддерживает и поддерживает вселенную в ее существовании и жизни (напр., Пс. 104:29).; Иов 33.4).

Святой Дух также вдохновляет святых говорить слово Божие и исполнять волю Божию. Он помазывает пророков, священников и царей Ветхого Завета; и «в полноту времени» тот же самый Дух «нисходит и остается» на Иисусе из Назарета, делая Его Мессией (помазанником) Бога и являя Его как такового миру. Так, в Новом Завете при первом прозрении (что буквально означает явление или явление) Христа как Мессии — Его крещении Иоанном в Иордане — Дух Святой открывается как нисходящий и почивающий на Нем «как голубь с небес». (Ин 1.32; Лк 3.22, см. также Мф 3. 16 и Мк 1.9). Важно отметить, что и здесь, и в рассказе о сошествии Духа в день Пятидесятницы, а также в других местах Писания слова «как» и «подобно» используются для того, чтобы избежать неверного толкования. «физическая» интерпретация событий, записанных там, где сама Библия буквально говорит довольно символически и метафорически.

Иисус начинает Свою общественную деятельность после Своего крещения и сразу же относит пророчество Исаии о Мессии непосредственно к Себе: «Дух Господень на мне. . ». (Ис 61,1; Лк 4,18).

Во все дни своей жизни Иисус «исполнен Духа Святого» — проповедуя, уча, исцеляя, изгоняя бесов и совершая всякое знамение и чудо Своего мессианства силой Духа (Лк. 4, 11). Написано, что даже его самопожертвование Богу на кресте совершается «духом вечным» (Евр. 9:14). И именно через тот же божественный Дух он и все люди с ним воскресли из мертвых (Иез. 37:1–4).

В день Пятидесятницы Святой Дух сходит на учеников Христовых в виде «языков, как бы огненных», с звуком, «как бы от несущегося сильного ветра» (Деян. 2.1–4). Отметим еще раз употребление слов «как» и «подобно». Сошествие Духа в Пятидесятницу есть окончательное исполнение земной мессианской миссии Христа, начало христианской Церкви. Это исполнение ветхозаветного пророчества о том, что во времена царя-мессии Дух Божий будет «излит на всякую плоть» (Иоиль 2:28; Деяния 1:14). Это условие века окончательного и вечного завета совершенной милости и мира (Иез. 34:37; Иер. 31–33; Ис. 11:42, 44, 61).

Христианская Церковь живет Святым Духом. Только Дух является гарантией Божьего Царства на земле. Он является единственной гарантией того, что Божья жизнь, истина и любовь с людьми. Только Духом Святым человек и мир могут исполнить то, для чего они были созданы Богом. Все действия Бога по отношению к человеку и миру — в сотворении, спасении и окончательном прославлении — исходят от Отца через Сына (Слово) в Святом Духе; и все способности человека отвечать Богу находятся в том же Духе, через того же Сына к тому же Отцу.

Святой Дух — это Дух жизни.

Если Дух Того, Кто воскресил Иисуса из мертвых, живет в вас, то Воскресивший Иисуса из мертвых оживит ваши смертные тела Духом, живущим в вас (Рим. 8.11).

Святой Дух — это Дух истины.

Когда придет Дух Истины, он направит вас ко всей Истине; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам (Ин 16:13; см. также Ин 14:25; Ин 15:26).

Святой Дух — это Дух божественного сыновства.

Ибо все, ведомые Духом, являются сынами Божьими. Ибо вы не приняли Духа рабства. . . . но вы получили Духа сыновства. Когда мы восклицаем: «Авва! Отец!» это Сам Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божьи (Рим. 8.14; также Гал. 4.6).

Святой Дух есть личное присутствие нового и вечного завета между Богом и человеком, печать и гарантия Царства Божия, сила божественного пребывания Бога в человеке.

. . . вы письмо от Христа, переданное нами, написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на скрижалях человеческих сердец. . . . наша достаточность исходит от Бога, Который дал нам право быть служителями нового завета не в письменном кодексе, а в Духе, ибо написанный кодекс убивает, а Дух животворит (2 Кор. 3.2–6).

Разве ты не знаешь, что ты храм Божий и что Дух Божий живет в тебе. . . Ибо храм Божий свят, и храм этот ты (1 Кор. 3:16; также Рим. 6:19).

. . . через Него [Христа] мы оба имеем доступ в одном Духе к Отцу. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, утвержденные на основании Апостолов и пророков, имея Самого Христа Иисуса краеугольным камнем, на котором все строение слагается и растет во святом храме в Господе; на котором и вы устроитесь в жилище Божие Духом (Еф. 2.18–22; также 1 Пет. 2.4–9).

В Святом Духе люди имеют возможность получить каждый дар от Бога, разделить Его божественную природу и жизнь, сделать то, что сделал Христос, исполнив Его «новую заповедь» любить друг друга, как Он возлюбил нас, «потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данного нам» (Рим. 5:5).

Плод Духа – любовь, радость, мир, терпение, благость, милосердие, верность, кротость, самообладание. . . . А те, кто принадлежит Христу Иисусу, распяли плоть с ее страстями и вожделениями. Если мы живем Духом. . . сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 5.22–25; 6.8).

Предыдущий

Царство Божье

Том I — Учение и Писание:

Символ веры

Следующий

Церковь

Том I — Учение и Писание:
Символ веры

Восточное православие | Определение, происхождение, история и факты

Иисус Христос: мозаика

Посмотреть все медиа

Ключевые люди:
Иннокентий IV
Михаил VIII Палеолог
Евтихия
Деметриус Сидонес
Исидор Киевский
Похожие темы:
патриарх
Богородица
Христотокос
Православная Церковь Албании
Православная Церковь Константинополя

Посмотреть весь связанный контент →

Последние новости

9 апреля 2023 г. , 14:14 по восточноевропейскому времени (AP)

Украинцы отмечают Вербное воскресенье в церкви, омраченной спорами

Украинцы отметили Вербное воскресенье на самом почитаемом православном сайте страны который был в центре религиозного спора, разыгравшегося параллельно с войной против России

1 апреля 2023 г., 17:26 по восточноевропейскому времени (AP)

Украинский суд поместил православного лидера под домашний арест

A Киев суд постановил поместить известного священника под домашний арест

Восточное православие , официальное название Православная католическая церковь , одна из трех основных доктринальных и юрисдикционных групп христианства. Он характеризуется своей преемственностью с апостольской церковью, ее литургией и ее территориальными церквями. Его приверженцы живут в основном на Балканах, Ближнем Востоке и в странах бывшего СССР.

Природа и значение

Восточное Православие – это большая группа христиан, которые следуют вере и практикам, определенным первыми семью Вселенскими соборами. Слово ортодоксальный («право верующий») традиционно использовался в грекоязычном христианском мире для обозначения общин или отдельных лиц, сохранивших истинную веру (как это определено этими соборами), в отличие от тех, кто был объявлен еретиком. Официальное обозначение церкви в восточно-православных литургических или канонических текстах — «Православная католическая церковь». Однако из-за исторических связей восточного православия с Восточной Римской империей и Византией (Константинополем) в английском употреблении оно упоминается как «Восточная» или «Греческая православная» церковь. Эти термины иногда вводят в заблуждение, особенно когда они применяются к русским или славянским церквям и к православным общинам в Западной Европе и Америке.

Следует также отметить, что Восточная Православная Церковь представляет собой отдельную традицию от церквей так называемой Восточной Православной Общины, в которую теперь входят Армянская Апостольская Церковь, Эфиопская Православная Церковь Тевахедо, Эритрейская Православная Церковь Тевахедо, Коптская Православная Церковь. Церковь, Сирийский православный патриархат Антиохии и всего Востока и Маланкарская православная церковь Индии. Со времени Халкидонского собора 451 г. до конца 20 века восточные православные церкви не общались с Римско-католической церковью, а затем с Восточной православной церковью из-за предполагаемой разницы в доктринах относительно божественной и человеческой природы Иисуса. . Это изменилось в 1950-х годов, когда обе церкви самостоятельно начали диалог с восточными православными церквями и разрешили многие древние христологические споры.

Культурный контекст

Раскол 1054 года между церквями Востока и Запада стал кульминацией постепенного процесса отчуждения, начавшегося в первые века христианской эры и продолжавшегося в средние века. Лингвистические и культурные различия, а также политические события способствовали отчуждению. С 4 по 11 век Константинополь (ныне Стамбул), центр восточного христианства, был также столицей Восточной Римской, или Византийской, империи, а Рим после нашествий варваров попал под влияние Священной Римской империи. Империя Запада, политический соперник. На Западе богословие осталось под влиянием св. Августина Гиппопотамского (354–430), а на Востоке вероучение формировалось греческими отцами. Богословские разногласия могли бы быть улажены, если бы в этих двух областях одновременно не развивались разные концепции церковной власти. Рост римского первенства, основанный на представлении об апостольском происхождении церкви Рима, был несовместим с восточным представлением о том, что значение некоторых поместных церквей — Римской, Александрийской, Антиохийской, а затем и Константинопольской — может быть определено только по их количественному и политическому значению. Для Востока высшим авторитетом в разрешении доктринальных споров был Вселенский собор.

Во время раскола 1054 года между Римом и Константинополем членство в Восточной Православной Церкви было распространено на Ближнем Востоке, Балканах и в России с центром в Константинополе, который также назывался «Новым Римом». Превратности истории сильно изменили внутреннюю структуру Восточной Православной Церкви, но и сегодня основная масса ее членов проживает в одних и тех же географических районах. Однако миссионерская экспансия в Азию и эмиграция на Запад помогли сохранить значение Православия во всем мире.

Норма церковной организации

Православная церковь – это содружество «автокефальных» церквей (канонически и административно независимых), титульное или почетное первенство которому принадлежит Вселенскому Константинопольскому патриарху. Количество автокефальных церквей в истории менялось. В начале 21 века их было много: Константинопольская церковь (Стамбул), Александрийская церковь (Африка), Антиохийская церковь (со штаб-квартирой в Дамаске, Сирия) и церкви Иерусалима, России, Украины, Грузии, Сербия, Румыния, Болгария, Кипр, Греция, Албания, Польша, Чехия и Словакия, Америка.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Существуют также «автономные» церкви (сохраняющие символическую каноническую зависимость от материнского престола) на Крите, в Финляндии и Японии. Первые девять автокефальных церквей возглавляются «патриархами», остальные — архиепископами или митрополитами. Эти титулы строго почетные.

Порядок старшинства, в котором перечислены автокефальные церкви, не отражает их фактического влияния или численного значения. Константинопольский, Александрийский и Антиохийский патриархаты, например, представляют лишь тени своей былой славы. Тем не менее сохраняется консенсус в отношении того, что первенство чести Константинополя, признаваемое древними канонами, поскольку он был столицей древней империи, должно оставаться символом и инструментом церковного единства и сотрудничества. Таким образом, современные всеправославные конференции были созваны вселенским патриархом Константинополя. Некоторые из автокефальных церквей де-факто являются национальными церквями, причем русская церковь является самой крупной. Однако не национальный критерий, а территориальный принцип является нормой организации Православной церкви.

После русской революции в православной церкви было много беспорядков и административных конфликтов. В Западной Европе и, в частности, в Америке были созданы пересекающиеся юрисдикции, а политические страсти привели к формированию церковных организаций без четкого канонического статуса.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *