Методика «Рисунок человека» — отличный способ узнать ребёнка получше
Диагностическая методика «Рисунок человека» помогает оценить уровень умственного развития детей, определить побуждения ребёнка, его компенсации, тревоги и конфликты. Для этого понадобится только предложить испытуемому изобразить персонажа на альбомном листе.
1 Описание проективной рисуночной методики К. Маховер
2 Порядок проведения диагностики «Рисунок человека»
3 Обработка и интерпретация результата теста
3.1 Возрастные особенности
3.2 Размер и положение
3.3 Общий анализ композиции
3.3.1 Файл: Особенности нарисованной фигуры, по которым производится оценка
3.4 Части тела
3.5 Одежда и дополнительные элементы
3.6 Пример расшифровки рисунка ребёнка-дошкольника
Описание проективной рисуночной методики К.
Маховер
Основой методики «Рисунок человека» стало тестирование Флоренс Гудинаф, именно на его основе Карин Маховер в 1946 году разработала рисуночный способ оценки личности и умственного развития пациента. Фигура человека, которую необходимо изобразить испытуемому, есть не что иное, как проекция побуждений, тревог, компенсаций того или иного индивида.
Проведение исследования связано с соотнесением изображения человека с разными значениями:
- представление о самом себе;
- отношение ребёнка к окружающим;
- проецирование на изображение своего идеала;
- отражение привычных действий.
Лёгкость применения методики, которая подходит для работы даже с совсем маленькими детьми (от трёх лет), сделала эту диагностику одной из востребованных среди педагогов и психологов. Тестирование проводится с дошкольниками и младшими школьниками, но не запрещается использовать диагностику и для исследования особенностей детей старшего школьного возраста.
Карин Маховер — автор диагностического метода «Рисунок человека», созданного на основе тестирования Флоренс Гудинаф
Порядок проведения диагностики «Рисунок человека»
Рисунок выполняется испытуемым простым карандашом на обычном листе формата А4 вертикального расположения (допустимо использовать бумагу меньшего формата). Ребёнок может перевернуть лист и разместить его горизонтально, исследователь должен это подметить, но не поправлять действия тестируемого. Карандаш нужно предложить не очень жёсткий, оптимальная твёрдость — М и 2М.
Не запрещается детям пользоваться ластиком, но этот атрибут следует выбрать жёстким, тогда все стёртые линии будут различимы на листе, что пригодится педагогу при интерпретации рисунка.
Приготовив необходимые материалы и инструменты, ребёнку дают точную инструкцию: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». Когда возникают вопросы-уточнения, то не следует их игнорировать, но и разъяснять подробным образом нежелательно. Лучше всего уклониться от прямого ответа, дав установку: «Рисуй любого». Если испытуемый совсем маленький, то можно немного «разжевать» инструкцию: «Нарисуй дяденьку как можно лучше». В случае нежелания ребёнка включаться в процесс необходимо мягко посоветовать ему хотя бы начать, убедить, что это интересно и увлекательно. Для сомневающихся в своих способностях детей подойдёт такая словесная конструкция: «Начинай рисование, и мы посмотрим, что у тебя получится. Мне интересны любые рисунки».
Подходящий вариант для анализа — изображение человека в полный рост, а не его портрет или бюстовый вариант. В ситуации с рисованием «неростового» персонажа нужно дать ребёнку ещё один шанс, предложив чистый лист бумаги и обозначив, что фигура должна быть представлена целиком.
После того как ребёнок справится с заданием, необходимо обсудить с ним изображение для получения дополнительной информации об объекте. Можно спросить у тестируемого:
- Какого человека он нарисовал (доброго, злого, смешного и так далее)?
- Что любит/не любит изображённый персонаж?
- Чем занимается и о чём мечтает?
- Какая профессия у человека?
Также можно побеседовать на следующие темы (применительно к изображённому персонажу):
- место проживания;
- наличие друзей;
- характер;
- возраст;
- здоровье.
Полезной информацией для исследователя будет рассказ испытуемого о том, какие чувства он испытывает к нарисованному человеку, о ком думал ребёнок, когда работал над заданием, знаком ли ему этот персонаж.
Обсуждение получившегося рисунка — обязательный этап тестирования
Обработка и интерпретация результата теста
Возрастные особенности
Существуют нюансы, которые необходимо учитывать при анализе рисунка, чтобы не принять за отклонение от нормы возрастные особенности ребёнка:
- Для пятилетних детей характерно использование двойных контуров при прорисовывании конечностей; место прикрепления рук, как правило, — середина туловища. К шести годам дети уже осознанно рисуют конечности в верхней части торса обычными линиями.
- В пять лет малыш может проигнорировать второстепенные детали, такие как волосы, брови, ногти, ресницы и прочее. Дополнять ими образ человека дети начинают в шестилетнем возрасте, причём девочки чаще «выписывают» элементы лица.
- В старшем дошкольном возрасте у детей формируются понятия вертикального и горизонтального, поэтому нарисованный персонаж уже не парит в наклоне, как у маленьких детей, а занимает чёткое положение.
- Дети младшего школьного возраста (7–9 лет) переходят от схематичного рисования к более подробному и реалистичному (или же между этими двумя способами изображения соблюдается баланс). Чем старше становится ребёнок, тем менее примитивным должен становиться рисунок.
Размер и положение
Общий анализ композиции
Чтобы исключить признаки психологической патологии, нужно обратить внимание на основные моменты в изображении человека. Оценивая каждый пункт, исследователю следует добавлять по одному баллу за каждое соответствие, а затем сложить получившиеся результаты. Минимальные показатели, которые свидетельствуют о том, что ребёнок не имеет отклонений, таковы:
- для малыша 4–5 лет — 10 баллов;
- 6-ти — 14;
- 7-ми — 18;
- школьника 8 лет — 22;
- 9-ти — 26;
- десятилетнего и более взрослого ученика — 30 очков и больше.
Существуют некоторые детали, добавленные к нарисованному человеку, которые можно считать дополнительным бонусом при оценке умственного развития ребёнка — тросточка у пожилого человека, оружие у солдата, ранец у школьника, коньки у фигуриста и так далее. Эти элементы должны соответствовать созданному образу и не выбиваться из «темы» (неуместно ружье в руках милой принцессы, хоккейная клюшка у бабушки и прочее).
Некоторые неблагоприятные моменты развития личности ребёнка может усмотреть хороший специалист, если в рисунке человека:
- руки изображены с отсутствующими пальцами;
- кисти нарисованы в виде обрубков или варежек;
- не прорисованы глаза;
- в профильном изображении человека два глаза, а в анфас — один;
- нет никаких намёков на принадлежность человека к тому или иному полу;
- персонаж изображён без одежды;
- есть явные нарушения пропорций тела.
О негативных моментах в жизни ребёнка также говорит факт рисования и стирания всей фигуры человека или отдельных её фрагментов.
Файл: Особенности нарисованной фигуры, по которым производится оценка
Список характеристик нарисованного человека для оценки
Части тела
Голова практически заменила туловище — это может быть свидетельством ослабленного интеллекта
- Голова отражает область социальных контактов, самоконтроль. Если этой части и лбу уделено много внимания (ребёнок тщательно и долго по времени их рисовал), то это может быть показателем адаптационного неблагополучия в социальной среде. Об игнорировании умственной сферы говорит отсутствие лобной части. Взаимосвязь физического и духовного отражается на рисунке в пропорциях между телом и головой. Давление на психику, головные боли, ослабление интеллекта проявляются в изображении гипертрофированной головы. Если же она больше туловища, это означает стремление ребёнка к компенсации чего-то недостающего.
О нетерпении к другим людям, о поверхностных отношениях с близкими говорит тот факт, когда ребёнок рисует голову позднее всех остальных частей человека.
- Раннее сексуальное созревание девочек можно «прочитать», если нарисованный человек наделяется излишне пышной и красивой причёской, длинными и ниспадающими на плечи локонами. Акцент мальчиков на волосах можно расценивать как проявление мужественности.
- Черты лица, прорисованные слабо и без чётких линий, свидетельствуют о наличии конфликтов с окружающими, желании избежать этих проблем. Как правило, такие дети очень недоброжелательны по отношению к другим, постоянно ожидают подвоха со стороны. Враждебность и агрессия может быть буквально прорисована в лице персонажа — расширенные глаза, сильно сомкнутые верхняя и нижняя губа, раскрытый рот вкупе с неприятным оскалом. Здоровое самоуважение, внимательное отношение к своей персоне (в рамках нормы) выдают тщательно прорисованные черты. Если тестируемый закрашивает лицо, то это показатель утраты своего «я», отсутствие самоидентификации. Неблагоприятный признак — рисование морды животного, застывшей маски робота.
- Если подбородку уделяется много внимания, это означает боязнь ответственности, нерешительность ребёнка. Он может несколько раз исправлять, стирать эту часть, использовать для её изображения слишком толстые линии. Всё это свидетельствует о поиске компенсации волевых качеств.
- Интерпретацию бровей можно соотнести с расшифровкой изображения волосяной части головы: густые, взъерошенные — грубый, строптивый характер, несдержанность, импульсивность автора рисунка; аккуратные, приглаженные — символ спокойствия, повышенного внимания к себе; поднятые — высокомерие и надменность.
- Если уши прорисованы очень хорошо, то это отражение упрямого нрава, неумения прислушиваться к окружающим или, напротив, зависимость от чужого мнения, излишне внимательное отношение к замечаниям.
- Широко открытые глаза говорят о том, что автор такого рисунка любознателен; маленькие — ребёнок «смотрит» вглубь себя, он скрытен и сконцентрирован на собственных переживаниях. Тестируемый пытается отгородиться от всего, если на рисунке у человека глаза закрыты. Пустые глазницы или отсутствие зрачков свидетельствуют о том, что автор высокомерен. Желание понравиться другим легко распознать по очень красивым глазам, нарисованным с соблюдением симметрии. Много полезного можно увидеть и во взоре персонажа: прямой — открытость и общительность; скошенный взгляд — подозрительность, мнительность; пристальный — отражение агрессии.
- Открытый рот (особенно с прорисованными зубами) – явный признак наличия у ребёнка агрессивных настроений. Не всегда они носят прямой характер, в некоторых случаях это может свидетельствовать о потребности в защите. Выделение рта служит сигналом о подавленности, неумении действовать самостоятельно. Внутреннее напряжение испытуемый спроецирует, изобразив эту части лица одной линией.
- Дети, которые привыкли контролировать себя, нарисуют длинную шею, прямолинейные участники тестирования изобразят короткую. Если малыш «забыл» про эту часть тела, то можно с уверенностью сказать, что ребёнок незрел в интеллектуальном плане.
- Общительный малыш обязательно нарисует руки, «готовые» для объятий, широко разведённые и немного отошедшие от контура фигуры. Замкнутый ребёнок «спрячет» конечности персонажа за спину или в карманы. Иногда о проблемах с общением говорят руки, прижатые к туловищу или повисшие вдоль тела. Согнутые или неловко вытянутые в стороны конечности — показатель неглубоких контактов с миром. Если же они пластичные и гибкие, то это знак коммуникабельности. Отсутствие ладоней свидетельствует о неверии в свои возможности, чувстве неполноценности. Об агрессивном настрое говорят длинные нарисованные пальцы с ногтями или кисти, сжатые в кулаки. Злобность ребёнка выражается также в поднятых или закрашенных конечностях, пальцах в виде когтей хищной птицы. Отсутствие рук может трактоваться по-разному: у дошкольников как робость, интеллектуальная незрелость, у детей младшего школьного возраста — чувство вины перед взрослыми за свою агрессию и враждебность. Слишком длинные конечности рисуют испытуемые с желанием контактировать с окружающими. Когда тестируемый прорисовывает мускулы на руках, это символизирует его «преклонение» перед авторитетом силы. Тонкие конечности изображают дети, которые адекватно оценивают своё физическое состояние.
- Когда хилый малыш рисует атлетическое тело, то таким образом он старается компенсировать свой не очень физически развитый торс. Если подобное изображает ребёнок с нормальным телосложением, то это проявление его внутренней силы, хорошо развитого эго. О прошлых переживаниях говорит слабое тело, нарисованное сильным пациентом. Некоторые дети уделяют внимание рисованию пупка: если так делает ребёнок дошкольного возраста, то это сигнализирует о его эгоцентризме; эту часть тела выводит младший школьник — можно судить о нём, как об инфантильном индивидууме, стремящемся уйти в свою «раковину». Форма тела прямоугольная, с обилием острых углов — символ мужественности, экспрессивности, избытка энергии автора рисунка; сглаженный контур — показатель спокойствия, уравновешенности. Очень неблагоприятное явление, свидетельствующее о психических отклонениях, — рисование внутренностей.
- Изображение коротких, слабых или заштрихованных ног свойственно детям, неуверенным в себе, слабым, с упадническими настроениями. Об этом также говорит отсутствие стоп. Пропорциональные и хорошо прорисованные ноги характеризуют автора как человека с устойчивой психикой. Дети, испытывающие чувство незащищённости, часто изображают маленькие ступни без должной опоры, словно парящие в пространстве. Это говорит об их несформированности как личности.
- Значимость изображения гениталий отметит каждый тестирующий специалист. Для детей это довольно необычное явление. В силу застенчивости, например, девочки могут рисовать сомкнутые руки внизу живота, прикрывающие интимные части тела. До двенадцатилетнего возраста (период скрытой сексуальности) испытуемые не изображают открыто пенис или вульву. Причины, подтолкнувшие ребёнка рисовать гениталии, могут быть вызваны операциями по удалению грыжи, обрезанием, случаями домогательства, ранним половым созреванием или повышенным интересом к соответствующим органам. Как правило, изображение этих частей тела психологи связывают с поведенческими отклонениями от нормы — агрессией, фобиями.
О спутанности, неопределённости собственной сексуальной роли говорит нарисованный человек противоположного пола. Или, как вариант, это может свидетельствовать о сильной привязанности и даже зависимости от родителя другого пола.
Одежда и дополнительные элементы
Возникновение вопросов об уместности на рисунке предметов гардероба говорит о наличии у ребёнка переживаний, связанных с телом. Излишнее внимание к подробностям в одежде свидетельствует о том, что испытуемому важен собственный внешний вид. Такие дети внешне вполне коммуникабельны, но это чаще связано с желанием услышать одобрение, похвалу, а не пообщаться.
Рисование пуговиц в виде закрашивания и надавливания может быть признаком инфантильности, зависимости и даже неадекватности. Эти же качества присущи детям, которые в одежде прорисовывают карманы.
Галстук — характерный признак сексуальности, он, как правило, чаще присутствует на рисунках мальчиков. Обычно этот атрибут рисуют дети в период полового созревания.
Не должны уйти от внимания специалистов детали, изображённые рядом с фигурой человека. Дети, хорошо умеющие налаживать контакты, рисуют солнце (часто с лучами, улыбкой). Штриховка этого элемента нетипична, этот признак, а также дождевые тучи могут быть свидетельством того, что в жизни малыша есть какие-то несчастья или тревога.
Пример расшифровки рисунка ребёнка-дошкольника
Такого человека нарисовал ребёнок дошкольного возраста
Анализируя этот рисунок, можно сделать следующие выводы:
- Испытуемый интеллектуально развит, об этом говорит хорошо прорисованная голова.
- Мальчик, изобразивший этого персонажа, достаточно мужественен (насколько можно таким быть в его возрасте), так как волосяная часть головы выделена чётко.
- О готовности к общению, позитивности и открытости говорят нарисованные черты лица: глаза большие, но не увеличенные, рот улыбается.
- Уши изображены, но скрыты за волосами — это значит, что мальчик адекватно и с должным вниманием относится к замечаниям.
- О стремлении к познанию нового, любознательности свидетельствуют глаза, обведённые несколько раз.
- Длинная шея говорит о том, что испытуемый контролирует свои эмоции. Его телесное и разумное начала находятся в гармонии.
- Об открытом нраве можно судить по рукам, разведённым в стороны, словно приготовленным к принятию других людей в свои объятия.
- Но к сожалению, этот ребёнок не всегда уверен в своих силах (символ этог — маленькие ладони на рисунке), хотя это можно списать на возраст малыша. О неверии в свои возможности говорят и заштрихованные ноги.
- Мальчик очень энергичный — это видно по телосложению в виде треугольника.
Методика «Рисунок человека» позволяет понять психологическое состояние тестируемого, особенности его отношений с окружающими, а также выявить возможные проблемы. Анализ результата поможет педагогу или психологу скорректировать работу с ребёнком, чтобы помочь избавиться от того, что мешает ему нормально развиваться.
Рисунки в психологии: как трактуют, расшифровка изображения
Содержание
- Что говорит рисунок человека
- Что изображено на бумаге
- Изображение человека
- Преобладающие цвета
- Размер и положение рисунка
- На что еще обращают внимание психологи
В психологии давно применяются рисунки как возможность узнать многое о человеке: особенности его характера и личности, его эмоциональное состояние. Важно все: что именно рисует человек, размер, цвет, в какой части расположен рисунок. Психологи утверждают, что такие творения человека — это то, что идет из глубин его подсознания.
Что говорит рисунок человека
Психологи считают, что рисунок — это возможность человека выплеснуть чувства, которые он скрывает даже от самого себя, и подавленные эмоции. Если человек неосознанно начинает выводить что-то ручкой или карандашом на листе бумаге, это говорит о том, что его буквально переполняют скрытые эмоции. Рисуя, он высвобождает их.
Например, человек автоматически начинает что-то чертить, когда он чувствует злость, раздражение или другие эмоции, которые в настоящий момент ему нельзя проявлять. Он старается не показывать, что на самом деле с ним происходит. Он может быть занят другим делом, быть сосредоточенным на нем, но неосознанно переживать какую-то другую ситуацию, которая его беспокоит. Благодаря рисункам человек получает доступ к внутренним ресурсам, которые позволяют ему обрести психологический комфорт. Но для этого необходимо разобраться в том, что он нарисовал.
Рисунок — возможность высвободить свои эмоции
Что изображено на бумаге
Психологи утверждают, что имеет значение все: цвет, размер изображенного объекта, как человек рисует, а также что именно он изображает на бумаге. Чаще всего люди выводят на бумаге животных, цветы, имена, подпись, слова.
Так, если человек автоматически пишет слова, тщательно вырисовывая каждую букву, многократно подчеркивая или выделяя символы, то это значит многое. Он убежден в своей правоте, уверен в себе и хочет заставить других убедиться в этом. Если слова подчеркнуты прямой и ровной чертой, то он твердо уверен в своих действиях и собирается воплотить задуманное. Если слова подчеркнуты волнистой линией, он еще сомневается.
Когда человек снова и снова ставит подпись, пишет свое имя или инициалы, то он внутренне колеблется, не уверен в том, правильные ли решения он принимает.
Человек пишет свое имя, чтобы убедить себя в чем-то, преодолеть состояние эмоционального кризиса, самоутвердиться
Изображения животных сходны с аллегорическими значениями их черт и характеров в сказках. Например: волк — агрессия, лиса — хитрость, заяц — беззащитность, лев — чувство превосходства над всеми. Когда человек постоянно изображает одного и того же зверька, он приписывает себе его черты и повадки.
В рисунке важно все: и то, как человек рисует, и то, что он рисует
Изображение человека
Если человек нарисован схематично, то это говорит о том, что автор находится в нестабильном эмоциональном состоянии. Он может переживать стресс, находиться в кризисной ситуации, хочет спрятаться от всех.
Когда рисунок включает маленьких человечков, то это можно рассматривать как желание уклониться от ответственности, сбросить с себя груз обязанностей, ощущение беспомощности. Если автор произведения тщательно вырисовывает лицо, это говорит о том, что ему крайне важно мнение других людей. Он большое значение уделяет своему внешнему виду и тому, какое впечатление производит на окружающих. Если же очертания человека неясные или изображены фигуры без лиц, то это говорит о стеснительности автора, которому трудно знакомиться с людьми и вести с ними непринужденный разговор.
Схематичное изображение человека — признак нестабильного эмоционального состояния
Преобладающие цвета
Если рисунок нарисован в цвете, то выбранные оттенки также могут многое рассказать о состоянии автора. Так, темные цвета указывают на депрессивное настроение, злость или грусть, негативные эмоции. Яркие оттенки, напротив, говорят о позитивных эмоциях. Свои значения есть и у базовых цветов:
- красный — эмоциональное напряжение, возбужденное состояние;
- серый — нейтральный оттенок;
- зеленый — уверенность, стабильность;
- синий — комфорт и удовлетворенность;
- черный — противоречивость.
Преобладание красного цвета в рисунке говорит об эмоциональной возбужденности
Размер и положение рисунка
О многом говорит размер и положение изображенного на бумаге. Так, крупный объект говорит о том, что в человеке преобладают лидерские качества. Он уверен в себе, точно знает, чего хочет от жизни. Иногда крупный рисунок говорит даже о завышенной самооценке, а излишне крупный, на весь лист, свидетельствует о том, что автор произведения находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения. А вот если изображение занимает примерно 2/3 листа, то это показатель того, что автор объективно себя оценивает.
Маленький рисунок (меньше трети листа) свидетельствует о том, что человеку свойственна робость, нерешительность, желание спрятаться от всех. А вот если изображение выходит за край листа, то это можно считать признаком тревожного состояния и стресса.
Еще одна важная характеристика — расположение объекта на листе:
- Расположение ближе к верхнему краю. Высокая самооценка, но вместе с тем человек чувствует, что окружающие недостаточно его ценят.
- Расположение ближе к нижнему краю. Автор нерешительный, робкий, неуверенный в себе.
- Положение слева. Человек не может справиться с переживаниями из-за неудачного опыта в прошлом. Есть неразрешенные ситуации и обиды, которые он не может отпустить.
- Положение справа. Автор смотрит только в будущее, стремится к получению нового опыта.
Рисунок на весь лист может свидетельствовать о сильном эмоциональном напряжении
На что еще обращают внимание психологи
Психологи обращают внимание и на то, предпринимал ли автор попытки исправить рисунок. Например, если он многократно стирал и перерисовывал его, это говорит о тревоге и беспокойстве. Это также может значить, что человек склонен к перфекционизму.
Если рисунок имеет четкие линии, то человек, изобразивший его, обладает прямым и решительным характером, а вот слабые линии, напротив, говорят об уступчивости и нерешительности.
Многое могут рассказать и штрихи. Так, длинные штрихи свойственны спокойным людям, а короткие — импульсивным.
Рисунки позволяют психологам понять многое о личности человека, его тревогах. Однако это не самый главный и не самый точный прием составления психологического портрета.
Выразительная терапия: психология рисования
5 минут
Важно помнить, что, хотя выразительные техники могут быть очень творческими и интересными в использовании, их всегда нужно сочетать с другими инструментами, связанными с психологической оценкой.
Последнее обновление: 14 мая 2019 г.
В рамках экспрессивной терапии мы можем найти психологическую интерпретацию рисунков. Это может быть интересным ресурсом при оценке дел. Тесты на рисование могут быть ценным источником информации о личных характеристиках человека. Например, интеллект, координация движений, способности к обучению и уровень когнитивного развития.
Критика, относящаяся к этим техникам, всегда была многочисленной и небезосновательной. Поэтому, несмотря на то, что это полезный инструмент, важно помнить, что это всего лишь еще один вариант ресурса наряду с другими методами психологической оценки.
Экспрессивная терапия – ее формальные аспекты
Анализ экспрессивной терапии следует начинать с того момента, когда ее проводит специалист по психическому здоровью. Там много ценной информации о том, как начать их использовать; первоначальное настроение и степень трудности, которую они представляют для пациента.
В самой администрации полезно иметь в виду следующие аспекты:
Размер рисунка
Он отражает ваше отношение к окружающей среде и ко всему, что вас окружает. Это говорит о вашей самооценке, вашей жизненной энергии или возможной склонности к замкнутости.
Если ваш рисунок занимает примерно 50% бумаги, это указывает на определенный баланс между экстраверсией и интроверсией.
С другой стороны, если ваш рисунок занимает всю поверхность рисунка, это говорит о завышенной самооценке, а то и об определенной агрессивности. Теперь, если рисунок занимает менее 20% бумаги, это может быть признаком неуверенности и импульсивной заторможенности.
Проекция и расположение рисунка
Если рисунок расположен слева, это признак интроверсии. Однако, если он расположен справа, это указывает на экстраверсию.
Рисунки, расположенные в верхней части бумаги, указывают на склонность следовать выдуманному миру, а это означает, что этим людям трудно адаптироваться к реальности . В детстве мы обычно начинаем рисовать, используя это превосходное пространство, и по мере взросления мало-помалу начинаем центрировать его.
Если эту часть бумаги использует взрослый человек, мы можем заподозрить, что у него есть склонность искать удовольствия, далекие от реальности.
Штрих
Штрих может быть еще одним важным источником информации.
- Сильные штрихи соответствуют людям импульсивным , но и напористым.
- Между тем, слабый след — признак застенчивости и низкого уровня энергии.
- Прямые линии могут указывать на отсутствие эмоционального контроля , а изогнутые линии говорят об эмоциональности.
- Тени и пятна на рисунке могут свидетельствовать о беспокойстве и чрезмерной неуверенности.
Асимметрия
Еще одним интересным аспектом является асимметрия, которая говорит о неуверенности в отношениях и эмоциональной жизни в целом.
Семейный тест по рисованию
Это очень популярный тест, особенно среди детей. Это позволяет вам узнать о отношениях, которые человек имеет с другими членами своей семьи. Считает:
- Кого человек нарисует первым.
- Размер и пропорции рисунка.
- Человек в центре рисунка.
Расстояние между фигурами представляет собой шкалу, которая относится к степени эмоциональной дистанции между человеком и остальными людьми, изображенными на рисунке; чем дальше, тем больше эмоциональная дистанция.
Точно так же фигуры на разной высоте могут указывать на проблемы со связью.
Тест по рисованию человеческой фигуры
Мы можем собрать много информации, анализируя изображение человеческой фигуры. Не только это, но и дополнительные аспекты, такие как органы тела и предметы одежды, оказывают на него большое влияние. Специалисты в области психического здоровья применяют этот тест к детям, подросткам и взрослым. Однако его эффективность не подтверждена.
- Голова: Чем он больше, тем больше интеллектуальных расстройств указывает.
- Лицо: Это связано с социальными потребностями. Когда он опущен, это относится к уклончивым тенденциям в отношениях субъекта. Если они подчеркивают это слишком сильно до такой степени, что это преувеличивается, это означает доминирующие и агрессивные тенденции.
- Глаза: Представляют собой социальную коммуникацию. Если они очень маленькие, они могут быть индикатором вины. Если они очень большие, они могут скрывать доминантные и агрессивные тенденции. Теперь закрытые глаза обозначают желание изоляции. Точно так же поверхностные глаза (как пустые) означают эгоцентризм.
- Нос: Если он заштрихован, опущен или слишком большой, это может символизировать какой-то сексуальный конфликт.
- Волосы: Этот аспект представляет жизненную энергию. Он измеряется объемом и силой ударов.
- Одежда: Если человек рисует пуговицы, это можно интерпретировать как поиск привязанности и защиты. Большие карманы – показатель внутренних конфликтов. Наконец, галстуки и шляпы обычно усиливают сексуальную роль человека. У взрослых они рассматриваются как признаки гиперкомпенсации.
Тест с деревом, одна из самых популярных экспрессивных терапий
Тест с деревом представляет собой символическую параллель с человеком, который его рисует. Это одна из проективных техник, которая помогает оценить развитие человека, а также его когнитивные нарушения, возможные травмы и его бессознательное.
Пространственная символика:
- Корни: Представляют содержание инстинктов и бессознательного.
- Сундук: Представляет характер (эго).
- Кубок: Это сама по себе ментальная жизнь. Анализируем его форму. Если он большой, это подразумевает безопасность и амбиции. Если он низкий, это показатель отсутствия воли. Теперь, если это слева, это представляет собой интроверсию; справа он представляет уверенность в себе.
- Другие элементы: Каждый дополнительный аспект также заслуживает анализа; листья, плоды, цветы и ветки.
Рисование дома
Когда мы рисуем дом, мы каким-то образом формируем наши семейные отношения. Дымоходы символизируют социальные контакты: если из них идет дым, мы можем сказать, что человек достаточно эффективен. Если есть тропинка, ведущая ко входу в дом, это символизирует необходимость приблизиться к другим. Если его окружает забор, это говорит о заботе человека о защите своей частной жизни.
Из этих основных рисунков вы можете найти дополнительные тесты экспрессивной терапии, но в основном элементы будут анализироваться так же, как описано здесь. Важно помнить, что, хотя выразительные приемы могут быть очень творческими и интересными в использовании, они всегда должны сочетаться с другими инструментами, связанными с психологической оценкой.
Это может вас заинтересовать…
Что психологи могут узнать о вас на основании того, что вы рисуете ссылки на этой странице.
Раскрывает ли то, что вы рисуете, и то, как вы это рисуете, кто вы? Существует целая батарея психологических тестов, которые дают людям художественные проекты и интерпретируют их результаты. Узнайте, что люди могут понять (или думают, что могут понять) из вашего рисунка дерева.
Я впервые услышал о тесте Дом-Дерево-Человек, или HTP, когда читал Молчание ягнят . Это было в контексте учреждения, проводящего различие между людьми, которые были законными потенциальными пациентами, и людьми, которые были кровожадными психопатами. Мне это казалось настоящим испытанием. Тест HTP предполагает, что испытуемый нарисует дом, человека и дерево. Диагностика на основе этого довольно амбициозна, но она должна быть частью ряда различных тестов, каждый из которых в сумме дает точное представление о предмете.
Сам тест HTP также является частью более широкого жанра тестов, основанных на рисовании, которые развивались и основывались друг на друге в течение примерно ста лет психологии. Происхождение всего этого началось в 1885 году, когда рисовальщик и учитель рисования по имени Эбенезер Кук впервые заметил, что дети проходят через этапы своего мастерства, начиная с абстрактных каракулей, переходя к основным формам и символам и постепенно обретая способность воспроизводить человеческий образ. фигура. Он опубликовал статью об этом развитии и о том, как следует обучать детей искусству как само по себе, так и для повышения их образования и интеллекта. Книга пользовалась успехом у учителей, которые начали рассматривать рисование как способ обучения и оценки своих учеников.
Человеком, который перенес понятие искусства из сферы образования в формальную психологию, была чудесным образом названная Флоренс Гуденаф, которая в 1926 году придумала то, что до сих пор называется тестом Гуденаф «Нарисуй человека». Детский психолог Гудинаф попросил детей нарисовать мужчину, женщину и самих себя. Затем она оценивала их интеллект и интеллектуальное развитие, оценивая то, что они рисовали. Ранние изображения были больше формами, чем чем-либо еще. По мере того, как дети развивались, они начали изображать лица на своих фигурах. Они добавили конечности, тела и, наконец, одежду и позы. Гуденаф придумал систему начисления баллов за каждую добавленную функцию, в которой высший балл составлял 64 балла за три разных рисунка.
Тест ПВТ основан на работе Гуденаф, но оценивает личность, а не когнитивное развитие. Психологи считали, что то, как был нарисован каждый из объектов, кое-что говорит о менталитете человека, рисующего. Размер дома, например, был важен. Слишком маленький, и человек чувствовал себя изолированным. Слишком большой, и человек был подавлен своей семьей. Добавление таких вещей, как большие окна, двери и тротуар снаружи, указывало на желание и признательность за связь. О такой же общительности сигнализировали, когда человек рисовал много листьев и ветвей на своем дереве. С другой стороны, чрезмерно сложные корни указывали на навязчивые тенденции. Обрезанные ветки были символом бессилия, как и любое усечение конечностей человека на изображении субъекта. Дальнейшая оценка человеческих рисунков учитывала как одежду, так и позу — даже размер губ. Когда дети проходили ПВТ-тест, психолог проводил интервью, в ходе которого они спрашивали, не пытался ли кто-нибудь спилить дерево или кто живет в доме.
Идея теста ПВТ состоит в том, что определенные группы людей разделяют определенные художественные представления, такие как необходимость рисовать мужскую фигуру, а не женскую, или склонность рисовать высохшее дерево, а не крепкое. Некоторые психологи отмечают, что больные шизофренией часто испытывают трудности с тестом, изображая дома с руками и ногами и добавляя к человеческим фигурам двойные черты, например, два носа.
Проблемы с тестом. Первоначально сделано в 1940-х годах, и переделано в 1960-х, многие считают, что ему не хватает полноты, необходимой для диагностического инструмента. Для установления стандартов использовались рисунки всего около 140 человек. В одних диагностических категориях женщины намного превосходили мужчин, а в других наоборот. Люди, как правило, были из однородной расовой и социальной группы. Он точно не может стоять сам по себе.
Тем не менее, техника использования рисунков для обозначения психического состояния расширилась в некоторых интересных направлениях. Некоторые психологи используют тест ПВТ до и после серьезных изменений в жизни, чтобы увидеть, как изменилось мировоззрение испытуемого. Например, одно исследование людей, проводивших тест до и после операции, показало, что до операции люди регрессировали — рисовали свои дома как коттеджи, свои деревья — как саженцы, а своих людей — как детей. После операции они рисовали взрослых людей, взрослые деревья и большие дома.
Варианты теста множатся. Один требует, чтобы люди рисовали человека под дождем, и интерпретирует включение и даже наклон зонта. Есть два теста, в которых людей просят нарисовать человеческие фигуры, а затем, когда рисунок будет готов, что-то в них изменить. В 1978 году психолог придумал тест «Нарисуй члена группы меньшинства». Идея заключалась не в том, чтобы выяснить, что человек думает о меньшинствах, а о себе. Считалось, что эмоциональная дистанция или даже презрение, связанное с рисованием меньшинства, заставит людей проецировать все то, что они больше всего ненавидят в себе, на фигуру на рисунке.