3. Классификация ощущений
1. Классификация ощущений по модальности.
Аристотель выделял
пять видов чувствительности
Б.Г. Ананьев
рассматривается 11 видов чувствительности:
1) органические
ощущения
2) кинестетические
(ощущение движения)
3) статические
(равновесия)
4) слуховые
5) зрительные
6) обонятельные
7) вкусовые
8) болевые
9) температурные
10) тактильные
11) осязание
На уровне человеческой
психики ощущения связываются с
ассоциациями (автор этой идеи Сеченов).
На основании теории Сеченова Ананьев
выделяет два класса ассоциации ощущений:
интермодальные
(межмодальные) – к интермодальной
чувствительности Ананьев относил и
вибрационную чувствительность.Интрамодальные
(внутримодальные) – зрительно-зрительные
ассоциации, например.
2. Классификация ощущений исходя из свойств раздражителей.
В.Вундт
1) Механическая
чувствительность (осязание, кинестетическая)
2) Акустическая
чувствительность – связана с колебаниями
твердого тела
3) Химическая
чувствительность (обоняние, вкус)
4) Термическая
5) Оптическая
3. Генетическая классификация г. Хэда.
Критерием этой
классификации является скорость
восстановления афферентных нервных
волокон после перерезки периферического
нерва.
На основании
последовательного восстановления
различных видов ощущений Хэд выделяет
два вида чувствительности:
1) протопатическая
– восстанавливается первой после
перерезки нерва. Она является более
старой в генетическом плане. Она является
примитивной и тесно связано с эмоциями
и характеризуется размытостью ощущений
и слабой локализацией. Первая возникла
болевая чувствительности, а также
чувствительность к резким перепадам
температур. В дальнешем Хэд отнес к
протопатической чувствительности
органическую чувствительность, а также
ахроматическую зрительную чувствительность.
2) эпикритическая
– восстанавливается более поздно. Хэд
считает филогенетически более молодой.
Она более тонко дифференцирована и
рациональна, контролирует протопатическую
чувствительность. (ощущения интенсивных
температур, тактильная, хроматическая
зрительная чувствительность)
4. Классификация ч. Шеррингтона.
Критерий: расположение
рецептора
1)
Экстероцептивные – возникают при
воздействии внешних раздражителей на
рецепторы, расположенные на поверхности
тела.
Дистантные
(зрительные, слуховые)
контактные (кожная, вкусовая)
Обоняние
(промежуточное положение)
2) Интероцептивные
(органические) – дают информацию об
особенностях протекания обменных
процессов во внутренней среде организма
(все болевые и органические ощущения).
Интероцептивные ощущения относятся к
числу наименее осознаваемых ощущений
и тесно связаны с эмоциями.
3) Проприоцептивные
– отражают движение и относительное
положение частей тела с помощью рецепторов
мышц сухожилий и суставов.
5. Абсолютная и разностная чувствительность. Понятие сенсорного порога. Абсолютные и разностный пороги. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера
Различают два вида
чувствительности: абсолютная и разностная.
Абсолютная
чувствительность определяет
границы доступного для человеческих
ощущений.
Разностная
демонстрирует способности человека к
сравнению различных раздражителей.
Понятие порогов
было введено
для количественной оценки уровня
чувствительности. Впервые понятие
порога ввел И.Герберт.
Герберт определил
порог как границу между сферой сознания
и бессознательного.
Экспериментальное
изучение порога и методы экспериментального
изучения были предложены Г. И. Фехнером.
Виды порогов:
Диапазон абсолютной
чувствительности определяется нижним
и верхним абсолютными порогами.
Нижний абсолютный
порог – это
минимальная сила раздражителя, при
которой впервые возникает ощущение.
Раздражители, лежащие ниже порога
чувствительности не вызывают ощущений.
Изучение нижнего
порога позволило выявить действие на
организм допороговых раздражителей.
Зону действия раздражителя, который не
вызывает ощущений Г. Гербарт обозначил
как субсенсорная область. Между абсолютной
чувствительностью и величиной порога
существует обратная зависимость. Чем
меньше величина порога, тем выше
чувствительность и наоборот.
Верхний абсолютный
порог – это
максимальная сила раздражителя, при
котором еще возникает адекватное
действующему раздражителю ощущение.
При дальнейшем увеличении силы
раздражителя возникают неадекватные
раздражения, которые часто сопровождаются
болью.
Разностный порог
(дифференциальный,
порог различий) – этот порог необходим
для количественной оценки разностной
чувствительности.
Разностный порог
измеряется относительной величиной
(дробью), которая показывает какую часть
первоначальной силы раздражителя нужно
прибавить, чтобы получить едва заметное
различие ощущений.
Пр, слух 1/100, вкус
1/5
Эта величина была
выявлена французским физиком П. Бугнером,
немецким психофизиком Вебером. Эта
закономерность называется психофизическим
законом Бугера-Вебера.
= const
∆R
– прирост раздражителя, впервые
замечаемый наблюдателем
R
– величина действующего раздражителя.
На основе закона
Бугера-Вебера Фехнер сформулировал
основной психофизический закон
(логарифмический закон Фехнера).
Под основным
психофизическим законом понимается
зависимость, связывающая величину
ощущения с величиной действующего
стимула.
Закон: если
интенсивность раздражений увеличивается
в геометрической прогрессии, то
интенсивность ощущения будет расти в
арифметической прогрессии или
интенсивность ощущений растет
пропорционально логарифму интенсивности
раздражителя.
Интенсивность
ощущений возрастает непропорционально
изменению раздражителей, а гораздо
медленнее.
S
= C
х log
(∆R/R)
S
– интенсивность ощущения
C
– константа
∆R
– пороговая величина раздражителя
R)
– сила действующего раздражителя
В 1961 г. появляется
альтернативный закон соотношения
ощущений и раздражителей (С. Стивенс).
Основной
психофизический закон выражается не
логарифмической, а степенной кривой.
Между ощущениями и физической средой
существует степенная зависимость. Для
этого он вводит в уравнение Фехнера
степень n,
которая зависит от вида чувствительности.
S
= К(R
— ∆R)n
Стивенс известен
тем, что разработал прямые методы
определения порогов. Прямой метод
франкционирования – заключается в том,
что испытуемый должен выбрать из
предложенных раздражителей тот, который
меньше по силе предложенного образца.
Для того, чтобы
объединить закона Фехнера и Стивенса
психофизик Ю.Т. Забродин формулирует
обобщенный психофизический закон, в
который добавляет константу z.
Величина этой константы определяет
степень осведомленного испытуемого о
ходе эксперимента.
∆S/S
= k(∆R/R)
Если z
= 0 (испытуемые не осведомлены), то формул
переходит в закон Фехнера; если z
= 1 – в закон Стивенса.
Общие особенности
и достижения законов Фехнера и Стивенса:
и в том, и в другом
законе было доказано, что ощущения
меняются непропорционально силе
физических стимулов, действующих на
органы чувств.Доказали, что сила
ощущения растет гораздо медленнее, чем
величина физических стимулов.
Классификация и виды ощущений
Ощущения можно классифицировать по разным основаниям, что позволяет сгруппировать их в соответствующие системы и представить имеющиеся связи и взаимозависимости (рис. 4).
Дадим классификацию ощущений:
- по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущения;
- месту расположения рецепторов;
- времени возникновения;
- модальности (виду) раздражителя.
По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущения, выделяют дистантную и контактную рецепцию.
- Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К ним относятся: зрение, слух, обоняние.
- Контактные ощущения возникают при непосредственном взаимодействии с чувствующим органом. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения — контактные.
По месту расположения рецепторов различают ощущения: экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивные.
- Экстероцептивные ощущения возникают от раздражения рецепторов, расположенных на поверхности тела. К ним относятся: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Последние включают в себя ощущения прикосновения — давления, тепла, холода, болевые и осязательные.
- Интероцептивные ощущения связаны с раздражением рецепторов, находящихся внутри организма. Эти ощущения отражают внутреннее состояние организма. К ним относятся: ощущения голода, жажды, сердечно-сосудистой, дыхательной и половой системы, внутренние болевые, статические ощущения и др.
- Проприоцептивные, или двигательные, ощущения отражают движение и состояние самого тела, положение конечностей, их движение и степени прилагаемого при этом усилия. Без них невозможно нормально выполнять движения и координировать их. Ощущение положения (равновесия) наряду с двигательными ощущениями играет важную роль в процессе восприятия, например, устойчивости.
По модальности раздражителей ощущения бывают: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.
Зрительные ощущения
Зрительные ощущения играют ведущую роль в познании человеком внешнего мира. Известно, что 80—90 % информации поступает через зрительный анализатор, около 80 % всех рабочих операций осуществляется под зрительным контролем.
Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза — сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора.
Глазное яблоко лежит в защищающем его углублении черепа. Форма глазного яблока близка к сферической. Его внешняя плотная соединительнотканная оболочка толщиной около 1 мм называется склерой. На передней поверхности глаза склера переходит в прозрачную мембрану, называемую роговицей. Под склерой находится более тонкая — около 0,3 мм — сосудистая оболочка, состоящая в основном из кровеносных сосудов, питающих глазное яблоко. Внутренняя оболочка — сетчатка. Роговица и хрусталик фокусируют падающий в глаз свет на сетчатке, выстилающей заднюю поверхность глазного яблока. Именно в сетчатке находятся светочувствительные клетки. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов: палочки и колбочки, названные так из-за их внешней формы. Светочувствительные рецепторы сетчатки превращают энергию света в нейронный импульс. По волокнам зрительного нерва, сигналы передаются в соответствующую часть мозга, принимающую и перерабатывающую передаваемую нервами информацию (рис. 5).
Световая чувствительность у колбочек меньше, чем у палочек. Палочки приспособлены к тому, чтобы работать при слабом освещении и давать черно-белую картину мира, а колбочки, наоборот, имеют наибольшую чувствительность в условиях хорошего освещения и обеспечивают цветовое зрение.
Интересный эффект, возникающий на сосудистой оболочке глаза человека, можно наблюдать при воздействии на глаз яркой вспышки света. Самый распространенный и хорошо знакомый всем пример «свечения» человеческих глаз — «эффект красных глазъ на фотографиях, сделанных с применением вспышки. Этот эффект возникает при слабой освещенности, когда зрачки максимально расширены и когда, чтобы сделать хороший снимок, фотограф использует вспышку. Хотя зрачок реагирует на яркий свет достаточно быстро (время реакции — от 0,25 до 0,5 с), он не успевает сузиться в момент вспышки. В результате мгновенного воздействия яркого света и его отражения от сосудистой оболочки, наблюдаемый через широко расширенные зрачки, и получается «эффект красных глаз». Поэтому многие фотоаппараты оборудованы приспособлениями, снижающими вероятность этого эффекта. Они основаны на том, что дают «предупредительную» вспышку: перед тем как начать экспозицию пленки, в течение 0,75 с воздействуют на глаза фотографируемых ярким светом. При этом зрачки сужаются и воздействие вспышки на сосудистую оболочку уменьшается.
Цвета, которые ощущает человек, делятся на ахроматические и хроматические.
Ахроматические цвета — черный, белый и промежуточный между ними серый (рис. 6). Ахроматические цвета отражают палочки, которые расположены по краям сетчатки. Колбочки расположены в центре сетчатки, функционируют только при дневном свете и отражают хроматические цвета. Палочки функционируют в любое время суток. Поэтому ночью все предметы нам кажутся черными и серыми. При слабом освещении колбочки прекращают свою работу и зрение осуществляется аппаратом палочек: человек видит в основном серые цвета.
Хроматические цвета — это все оттенки красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов. Классические опыты Ньютона по разложению белого цвета на его составляющие и получению снова составного излучения из его частей являются первыми шагами к пониманию проблемы восприятия цвета глазом.
Раздражителем для зрительного анализатора являются световые волны с длиной волны от 390 до 760 нм. Следовательно, говоря о синем или красном цвете, мы на самом деле имеем в виду коротко- или длинноволновый свет соответственно, который таким образом воздействует на зрительную систему, что вызывает ощущение синего или красного цветов. Свет с длиной волны около 650—700 нм дает ощущение красного. При длине волны 570 нм возникают ощущения желтого цвета, при 500 нм — зеленого, а при 470 нм — синего цвета. Белый цвет есть результат воздействия на глаз всех световых волн, входящих в состав спектра.
Иными словами, цвета зависят от того, как именно зрительная система интерпретирует световые лучи с разной длиной волны, которые отражаются от предметов и воздействует на глаз. Лучи света, краски, цветовые фильтры и т. п. не имеют цвета. Они всего лишь избирательно используют лучистую энергию, испуская или пропуская через себя лучи с определенной длиной волны, отражая одни из них и поглощая другие. Следовательно, цвет — это продукт деятельности зрительной системы, а не неотъемлемое свойство видимого спектра.
Ощущения разного цвета вызываются различной длиной волны (рис. 7).
Любой цвет может быть получен путем смешения двух пограничных с ним цветов. Например, красный цвет получается смешением оранжевого и фиолетового. Противоположные цвета называются дополнительными: при смешении они образуют теплый цвет. При этом спектральная чувствительность глаза выглядит в виде кривой (рис. 8).
Все цветовые тона, включая нейтральные (серые), могут быть получены с помощью смешения трех основных цветов — красного, синего и зеленого (рис. 9). На этом основана работа цветного телевидения.
Нарушения работы аппарата палочек и аппарата колбочек приводят к определенным дефектам в зрительных ощущениях. Так, нарушение работы аппарата палочек (известное как заболевание «куриная слепота») проявляется в том, что человек очень плохо видит или ничего не видит в сумерках и ночью, а днем его зрение относительно нормальное.
При ослаблении действия аппарата колбочек человек плохо различает или совсем не различает хроматические цвета. Данное заболевание носит название дальтонизм (по имени английского физика Дальтона, который впервые его описал). Чаще всего встречается красно-зеленая слепота. Известно, что около 4 % мужчин и 0,5 % женщин страдают дальтонизмом.
Цвет различно влияет на самочувствие и работоспособность человека. Он может способствовать улучшению настроения или, наоборот, ухудшать его. Зеленый цвет, например, создает ровное, спокойное настроение, красный — возбуждает, темносиний — угнетает.
Наряду с цветом на психическое состояние влияет степень освещенности рабочего места. Недостаточность освещения вызывает изменение напряжения глаз при выполнении работы, что приводит к быстрому развитию утомления и появлению близорукости.
Слуховые ощущения
Звуки, которые мы слышим, являются результатом преобразования определенной формы механической энергии и представляют собой паттерны последующих возмущений давлений, происходящих в разных средах — жидких, твердых или газообразных. Большинство воспринимаемых нами звуков передается по воздуху. Слуховые ощущения относятся к дистантным ощущениям. Они имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им человек слышит речь, музыку, общается с другими людьми. Основными физическими характеристиками звуковых волн являются частота, амплитуда, или интенсивность, и сложность. Источником звуковых волн может быть любой процесс, вызывающий местное изменение давления или механические напряжения в среде.
Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны — продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Орган слуха человека (рис. 10) реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду. Наиболее чувствительно ухо человека к звукам 1000—3000 колебаний в секунду.
Слуховые ощущения являются отражением звуков различной высоты (высокие — низкие), силы (громкие — тихие), тембра и различного качества (музыкальные звуки, речь, шумы). Высота звука зависит от частоты колебания звуковых волн, сила звука определяется амплитудой их колебаний, а тембр — формой колебания звуковых волн.
В реальных условиях деятельности человеку приходится воспринимать звуковые сигналы на том или ином фоне. При этом фон может маскировать полезный сигнал, что, естественно, затрудняет его обнаружение.
Различают музыкальные звуки и шумы. Музыкальные звуки — пение и звуки различных музыкальных инструментов. Шумы — это, например, звук мотора, шум дождя, грохот поезда и т.п.
В звуках речи сочетаются музыкальные звуки (гласные) и шумы (согласные). Слух к различению звуков речи определяется как фонематический. Он формируется прижизненно, в процессе общения в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Овладение иностранным языком предлагает выработку системы фонематического слуха, для чего необходима система упражнений. Музыкальный слух не в меньшей мере социален, чем речевой. Он воспитывается и формируется так же, как и речевой.
Основными количественными характеристиками слухового анализатора являются абсолютный и дифференциальный пороги. Нижний абсолютный порог соответствует интенсивности звука в децибелах, обнаруживаемого испытуемым с вероятностью 0,5; верхний порог — интенсивность, при которой возникают различные болевые ощущения (щекотание, покалывание, головокружение и т. д.). Между ними расположена область восприятия речи
Оценка громкости и высоты очень коротких звуков затруднена. При длительности синусоидального тона 2—3 мс человек лишь отмечает его наличие, но не может определить его качество. Любой звук оценивается только как «щелчок». С увеличением длительности звука слуховое ощущение постепенно проясняется: человек начинает различать высоту и громкость. Минимальное время, необходимое для отчетливого ощущения высоты тона, равно примерно 50 мс.
Акустический анализатор обеспечивает также отражение и положения источника звука в пространстве: его расстояние и направление относительно субъекта.
С возрастом звуковая чувствительность понижается. Так, для четкого восприятия речи в 30 лет необходима громкость в 40 дБ, а для восприятия речи в 70 лет ее громкость должна быть не менее 65 дБ. Верхний порог звуковой чувствительности (по громкости) — 130 дБ, оптимальный уровень — 40—50 дБ.
Шум свыше 90 дБ вреден для человека. Опасны внезапные громкие звуки, бьющие по вегетативной нервной системе и ведущие к резкому сужению просвета кровеносных сосудов, учащению сердцебиения и повышению в крови андреналина.
Обонятельные и вкусовые ощущения
Обонятельные ощущения являются отражением запахов. Они возникают вследствие проникновения частиц пахучих веществ, распространяющихся в воздухе, в верхнюю часть носоглотки, где они воздействуют на периферические окончания обонятельного анализатора, заложенные в слизистой оболочке носа. Обоняние обеспечивает человека информацией о наличии в воздухе различных химических веществ.
У современного человека обонятельный анализатор развит хуже, чем у отдаленных его предков, поскольку у здорового человека ориентировочную функцию выполняют прежде всего зрение и слух. Так, например, чувствительность к запахам у собак больше, чем у людей, примерно в 1000 раз.
Вкусовые ощущения входят в группу контактных ощущений. Вкусовые ощущения являются отражением некоторых химических свойств вкусовых веществ, растворенных в воде или слюне. Основные вкусовые качества — это кислость, соленость, сладость и горечь. Вероятно, все другие вкусовые ощущения вызываются сочетанием этих четырех качеств. Вкусовые ощущения играют важную роль в процессе питания при различении разных видов пищи и ее вкусовых качеств.
Кожные, тактильные и болевые ощущения
Кожные, тактильные и болевые ощущения образуются при контактном взаимодействии с предметами.
В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная, температурная, болевая.
Тактильные ощущения — это ощущения прикосновения. Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Более всего скопление тактильных клеток наблюдается на ладонях, кончиках пальцев и губах.
Температурные ощущения возникают как ощущения холода и тепла.
Если прикоснуться к поверхности тела, а затем надавить на него, то давление может вызвать болевое ощущение. При этом может возникнуть колющая, режущая или жгучая боль. Болевая чувствительность имеет важное биологическое значение, поскольку сигнализирует о возможной физической опасности.
Таким образом, тактильная чувствительность дает знания о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя.
Осязание
Кожные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание. Осязание — специфическая для человека, выработавшаяся в процессе труда система познавательной деятельности руки, которая дает возможность более детального изучения предмета. Благодаря осязанию рука может отражать форму, пространственное расположение предметов, а также их фактуру. В этом осязание (по определению И.М. Сеченова) является чувством, параллельным зрению. Благодаря осязанию мы получаем знания о предметах, с которыми установлен контакт, а также об их поверхности: гладкая, шероховатая, липкая, жидкая, мягкая, твердая.
При детальном изучении взаимодействия ощущений, образующих осязание, были получены интересные экспериментальные данные (рис. 11): рисунки испытуемого выполнены на основе осязания без зрительного восприятия фигуры и сделаны им после первичного (а) и повторного (6) ощупывания шахматной фигуры как экспериментального объекта.
Благодаря осязанию испытуемый достаточно точно нарисовал объект ощупывания, причем повторное ощупывание позволило внести определенные уточнения по приближению рисунка к реальной шахматной фигуре.
12.1C: Сенсорные модальности — Медицина LibreTexts
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 7652
Сенсорная модальность (также называемая модальностью стимула) — это аспект стимула или то, что воспринимается после стимула.
Цели обучения
- Описать сенсорные модальности периферической нервной системы
Ключевые моменты
- К основным сенсорным модальностям относятся: свет, звук, вкус, температура, давление и запах.
- Широко приемлемое определение чувства: система, состоящая из группы типов сенсорных клеток, реагирующих на определенное физическое явление и соответствующих определенной группе областей в мозге, где сигналы принимаются и интерпретируются.
- Мультимодальное восприятие — это способность нервной системы млекопитающих комбинировать различные входы сенсорной системы. Ноцицепция (физиологическая боль) сигнализирует о повреждении нерва или ткани. Три типа болевых рецепторов: кожные (кожа), соматические (суставы и кости) и висцеральные (органы тела).
- Проприоцепция, кинестетическое чувство, обеспечивает теменную кору головного мозга информацией об относительном положении частей тела.
Ключевые термины
- терморецепция : Физиологическая реакция на относительные или абсолютные изменения температуры.
- модальность : Также известная как модальность стимула, это одна из характеристик сложного стимула; например, температура, давление, звук или вкус.
- utricle : Стимулирует волосковые клетки внутреннего уха для обнаружения движения и ориентации.
- мешочек : Слой сенсорных клеток, расположенный во внутреннем ухе, который преобразует движения головы в нервные импульсы, которые мозг может интерпретировать.
- циркадный : Любой биологический процесс, демонстрирующий эндогенные, увлекаемые колебания продолжительностью около 24 часов.
- ультрадиан : Повторяющийся период или цикл, повторяющийся в течение 24-часового циркадного дня.
- механорецепция : Физиологическая реакция на механические воздействия, такие как давление, прикосновение и вибрация.
- биполярная клетка : Специализированный сенсорный нейрон для передачи особых чувств.
Восприятие
Чувства — это преобразователи физического мира в царство разума. Еще одно общепринятое определение чувства: система, состоящая из группы типов сенсорных клеток, реагирующих на определенное физическое явление и соответствующих определенной группе областей мозга, где принимаются и интерпретируются сигналы.
Споры о количестве органов чувств обычно возникают вокруг классификации различных типов клеток и их сопоставления с областями мозга.
Сенсорные модальности
Сенсорная модальность (также называемая модальностью стимула) — это аспект стимула или то, что воспринимается после стимула. Термин сенсорная модальность часто используется взаимозаменяемо с смыслом. К основным сенсорным модальностям относятся: свет, звук, вкус, температура, давление и запах.
Световая модальность
Сенсорная модальность зрения — свет. Чтобы воспринять световой раздражитель, глаз должен сначала преломить свет так, чтобы он попал прямо на сетчатку. Преобразование света в нейронную активность происходит через фоторецепторы сетчатки.
Когда частица света попадает на фоторецепторы глаза, фотопигмент фоторецептора претерпевает химическое изменение, приводящее к цепи химических реакций. Сообщение отправляется на нейрон, называемый биполярной клеткой, с помощью нервного импульса. Наконец, сообщение отправляется в ганглиозную клетку, а затем, наконец, в мозг.
Звуковая модальность
Сенсорная модальность слуха — это звук. Звук создается давлением воздуха. Вибрирующий объект сжимает окружающие его молекулы воздуха по мере движения к заданной точке и расширяет молекулы по мере удаления от этой точки.
Барабанная перепонка стимулируется вибрацией воздуха. Он собирает и посылает эти вибрации рецепторным клеткам. Косточки (три крошечные косточки в среднем ухе) передают колебания заполненной жидкостью улитке (спиральному слуховому органу внутреннего уха в форме раковины). Колебания проходят через жидкость в улитке, где воспринимающий орган способен их ощущать.
Вкусовая модальность
Вкусовые стимулы воспринимаются рецепторными клетками, расположенными во вкусовых сосочках языка и глотки. Рецепторные клетки распределяются по разным нейронам и передают информацию об определенном вкусе в одном мозговом ядре.
Восприятие вкуса создается путем объединения нескольких сенсорных входов. Различные модальности помогают определить восприятие вкуса.
Температурная модальность
Температурная модальность возбуждает или вызывает симптом через холодную или горячую температуру. Кожная соматосенсорная система обнаруживает изменения температуры.
Тепловые стимулы от гомеостатической уставки возбуждают температурно-специфические чувствительные нервы в коже. Специфические термочувствительные волокна реагируют на тепло и на холод.
Метод давления
Тактильная стимуляция может быть прямой, например, через телесный контакт, или косвенной, например, с помощью инструмента или зонда. Тактильное восприятие дает информацию о кожных раздражителях (давление, вибрация и температура), кинестетических раздражителях (движения конечностей) и проприоцептивных раздражителях (положение тела).
Обоняние Модальность
Обоняние называется обонянием. Материалы постоянно выделяют молекулы, которые попадают в нос или всасываются при дыхании. Внутри носовых камер находится нейроэпителиальная выстилка.
Он содержит рецепторы, ответственные за обнаружение молекул, которые достаточно малы, чтобы чувствовать запах. Затем эти рецепторные нейроны образуют синапс на обонятельном черепном нерве, который отправляет информацию в обонятельные луковицы в головном мозге для начальной обработки.
Мультимодальное восприятие
Мультимодальное восприятие — это способность нервной системы млекопитающих комбинировать все различные входные данные сенсорной системы, что приводит к усиленному обнаружению или идентификации определенного стимула.
Интеграция всех сенсорных модальностей происходит, когда мультимодальные нейроны получают сенсорную информацию, перекрывающуюся с различными модальностями. Мультимодальное восприятие вступает в силу, когда одномодальный стимул не вызывает реакции.
Мультисенсорное восприятие : Это диаграмма того, как мультимодальное восприятие создается путем наложения и комбинирования различных входных данных от сенсорных систем.
Дополнительные чувства
Равновесие (или эквилибриоцепция) — это чувство, которое позволяет организму ощущать движение тела, направление и ускорение, а также достигать и поддерживать постуральное равновесие и равновесие. Органом эквилибриоцепции является вестибулярная лабиринтная система, расположенная в обоих внутренних ушах.
С технической точки зрения, этот орган отвечает за два чувства: угловой момент и ускорение (известные вместе как эквилибриоцепция). Вестибулярный нерв проводит информацию от сенсорных рецепторов в трех ампулах, каждая из которых воспринимает движение жидкости в трех полукружных каналах, вызванное трехмерным вращением головы.
Вестибулярный нерв также проводит информацию от маточки и мешочка; они содержат волосовидные сенсорные рецепторы, которые изгибаются под весом отолитов (маленьких кристаллов карбоната кальция), которые обеспечивают инерцию, необходимую для обнаружения вращения головы, линейного ускорения и направления гравитационной силы.
Внутреннее ухо : Анатомия внутреннего уха с изображением маточки, мешочка и вестибулярного нерва.
Термоцепция – это ощущение тепла или отсутствия тепла (холода) кожей и внутренними кожными путями. Восприятие изменений температуры в этих областях называется тепловым потоком (скоростью теплового потока).
Существуют специализированные рецепторы холода (снижение температуры) и тепла. Холодовые рецепторы определяют направление ветра, что является важной частью обоняния животного. Рецепторы тепла чувствительны к инфракрасному излучению и могут встречаться в специализированных органах, например, у гадюк.
Терморецепторы кожи сильно отличаются от гомеостатических терморецепторов головного мозга (гипоталамуса), которые обеспечивают обратную связь по внутренней температуре тела.
Проприоцепция, кинестетическое чувство, обеспечивает теменную кору головного мозга информацией об относительном положении частей тела. Неврологи проверяют это чувство, предлагая пациентам закрыть глаза и коснуться своего носа кончиком пальца. Предполагая правильную проприоцептивную функцию, человек никогда не потеряет осознание того, где на самом деле находится его рука, даже если она не обнаруживается ни одним из других органов чувств. Проприоцепция и осязание неявно связаны между собой, и их нарушение приводит к глубокому и удивительному дефициту восприятия и действия.
Ноцицепция (физиологическая боль) сигнализирует о повреждении нервов или других тканей. Три типа болевых рецепторов: кожные (кожа), соматические (суставы и кости) и висцеральные (органы тела).
Раньше считалось, что боль — это просто перегрузка рецепторов давления, но исследования первой половины 20 века показали, что боль — это особое явление, которое переплетается со всеми другими чувствами, включая осязание.
Хроноцепция относится к тому, как воспринимается и переживается течение времени. Хотя чувство времени не связано с конкретной сенсорной системой, психологические и нейробиологические исследования показывают, что в человеческом мозгу есть система, управляющая восприятием времени.
Он состоит из высокораспределенной системы, включающей кору головного мозга, мозжечок и базальные ганглии. Один конкретный компонент, супрахиазматическое ядро, отвечает за циркадный (суточный) ритм, в то время как другие кластеры клеток, по-видимому, способны вести более короткий (ультрадианный) хронометраж.
ЛИЦЕНЗИИ И АВТОРСТВО
CC ЛИЦЕНЗИОННОЕ СОДЕРЖИМОЕ, ПРЕДОСТАВЛЕННОЕ РАНЕЕ
- Курирование и пересмотр. Автор : Boundless.com. Предоставлено : Безграничный.com. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
CC ЛИЦЕНЗИОННОЕ СОДЕРЖИМОЕ, ОПРЕДЕЛЕННОЕ АВТОРСТВО
- Senses. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Senses . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Чувства. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Senses . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Чувства. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Senses . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Смысл. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Sense%23Definition . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Физиология человека/Чувства. Предоставлено : Wikibooks. Расположен по адресу : en.wikibooks.org/wiki/Human_Physiology/Senses . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Смысл. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Sense . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Чувства. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Senses . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Смысл. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Sense%23Other_internal_sense . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Смысл. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Sense%23Culture . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Чувства. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Senses . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Безграничный. Предоставлено : Безграничное обучение. Расположен по адресу : www.boundless.com//physiology…hermoreception . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Безграничный. Предоставлено : Безграничное обучение. Расположен по адресу : www.boundless.com//physiology…chanoreception . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Безграничный. Предоставлено : Безграничное обучение. Расположен по адресу : www.boundless.com//physiology/definition/photoreception . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Пять чувств. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en. Wikipedia.org/wiki/File:Five_senses.jpg . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Восприятие. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Perception . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Ощущение (психология). Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Sensation_(psychology) . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Восприятие. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Perception . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Восприятие. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Perception . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- сенсация. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/sensation . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- трансдукция. Предоставлено : Викисловарь. Расположен по адресу : en.wiktionary.org/wiki/transduction . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Пять чувств. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/File:Five_senses.jpg . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Цвет оптической иллюзии — розовый. Предоставлено : Wikimedia. Расположен по адресу : commons.wikimedia.org/wiki/Fi…ion_-_pink.jpg . Лицензия : Общественное достояние: Нет данных Авторские права
- Восприятие. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Perception . Лицензия : Общественное достояние: неизвестно Авторское право
- Смысл. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Sense . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Улитка. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Cochlea . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Утрадианский ритм. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Ultradian_rhythm . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Саккула. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Saccule . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Циркадный ритм. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Circadian_rhythm . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Модальность стимула. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Stimulus_modality . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Косточки. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Ossicles . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Сенсорная система. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Sensory_system%23Modality . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Смысл. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Sense%23Other_senses . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Смысл. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Sense%23Traditional_senses . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Смысл. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Sense . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Ощущение (психология). Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Sensation_(psychology) . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Безграничный. Предоставлено : Безграничное обучение. Расположен по адресу : www.boundless.com//physiology/definition/thermoreception . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Безграничный. Предоставлено : Безграничное обучение. Расположен по адресу : www.boundless.com//physiology/definition/mechanoreception . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- модальность. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/modality . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Пять чувств. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/File:Five_senses.jpg . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Цвет оптической иллюзии — розовый. Предоставлено : Wikimedia. Расположен по адресу : commons.wikimedia.org/wiki/File:Color_optical_illusion_-_pink.jpg . Лицензия : Общественное достояние: Нет данных Авторские права
- Восприятие. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Восприятие . Лицензия : Общественное достояние: Нет данных Авторские права
- Саккула. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en. Wikipedia.org/wiki/Saccule . Лицензия : CC BY: Attribution
- Мультисенсорный.jpg. Предоставлено : Wikipedia Commons. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/File:Multisensory.jpg . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
12.1C: Sensory Modalities распространяется по лицензии CC BY-SA, автором, ремиксом и/или куратором является LibreTexts.
- Наверх
- Была ли эта статья полезной?
- Тип изделия
- Раздел или Страница
- Лицензия
- CC BY-SA
- Показать оглавление
- нет
- Теги
Модальности ощущений — Ноцицепторы — Гипералгезия
- 1 Сенсорная трансдукция
- 2 Сенсорная модальность
- 2.1 Ноцицепторы
- 2.2 Механорецепторы
- 2.3 Терморецепторы 90 0003 3 Клиническая значимость – гипералгезия
Сенсорная система состоит из сенсорных рецепторов на периферических окончаниях афферентных нейронов, восходящих путях спинного мозга и центрах головного мозга, ответственных за сенсорную обработку и восприятие. Следовательно, он охватывает как центральную нервную систему (ЦНС), так и периферическую нервную систему (ПНС).
Сенсорные рецепторы существуют внутри и снаружи тела и активируются различными раздражителями. Они призваны реагировать на взаимодействие организма с внешней средой или на его внутреннее состояние. Сенсорные рецепторы специализированы для ответа на следующие раздражители: световые, химические, механические, тепловые или ноцицептивные раздражители. Активированный сенсорный рецептор генерирует потенциал действия, который распространяется по аксону и достигает ЦНС.
В этой статье мы рассмотрим различные типы сенсорных рецепторов и некоторые их свойства.
Сенсорная трансдукция
Воздействие на сенсорный рецептор приводит к изменению ионной проницаемости клеточной мембраны, что приводит к возникновению потенциала действия. Этот процесс преобразования сенсорного сигнала в электрический известен как сенсорная трансдукция . В общем, стимул более высокой интенсивности будет генерировать более высокую частоту потенциалов действия вдоль нейрона. Однако разные типы рецепторов по-разному адаптируются к длительной стимуляции:
- Тонические рецепторы — медленно адаптирующиеся рецепторы. Они будут реагировать на раздражитель до тех пор, пока он сохраняется, и производить потенциалы действия с постоянной частотой. Следовательно, они передают информацию о продолжительности действия стимула.
- Фазовые рецепторы — это быстро адаптирующиеся рецепторы. Они быстро реагируют на раздражители, но перестают реагировать на непрерывную стимуляцию. Следовательно, частота потенциала действия снижается при длительной стимуляции. Этот класс рецепторов передает информацию об изменениях стимула, например, интенсивности.
Сенсорная модальность
Сенсорные модальности можно рассматривать как подтипы сенсорных переживаний, таких как боль, температура, давление и т. д. Каждая сенсорная модальность воспринимается классом специализированных рецепторов:
Ноцицепторы
которые реагируют на вредных раздражителей (раздражители, которые могут вызвать повреждение тканей, если они сохранятся), и их активация приводит к ощущению боли .
Рецепторы представляют собой свободные нервные окончания, обнаруженные на концах волокон типа Aδ и волокон типа C , которые передают болевые ощущения.
Они также подразделяются на:
- Механические – стимулируются растяжением кожи (растяжением) и давлением, например. при воспалении
- Термические – стимулируются экстремальными температурами
- Химические – стимулируются экзогенными и эндогенными химическими агентами, такими как простаноиды, гистамины и т. д.
- Полимодальный – может реагировать более чем на один стимул
Более подробную информацию о болевых путях можно найти здесь.
Механорецепторы
Расположены в капсулах суставов, связках, сухожилиях, мышцах и коже и реагируют на деформацию посредством давления , прикосновения , вибрации или растяжения .
Автор: Thomas.haslwanter [CC BY-SA 3.0 (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)
Рис. 1. Схема, показывающая расположение различных механорецепторов в коже.
- Диски Меркеля : Это тонических рецепторов, присутствующих в коже, вблизи границы дермы и эпидермиса. Они реагируют на давление и особенно чувствительны к краям, углам и точкам . Они играют ключевую роль в дифференциации текстур .
- Тельца Мейснера : Это фазы 9Рецепторы 0048 присутствуют в дерме кожи, а именно на ладонях рук, подошвах ног, губах и языке. Они обнаруживают первоначальный контакт с предметами или проскальзывание предметов, которые держат в руках.
- Тельца Пачини : Это фазовых рецепторов, присутствующих в дерме, гиподерме, связках и наружных половых органах. Они реагируют на высокочастотную вибрацию и играют решающую роль в нашей способности обнаруживать вибрации, передаваемые через объекты в наших руках.
- Тельца Руффини: Это тонических рецепторов, присутствующих в дерме, связках и сухожилиях. Они наименее изучены из механорецепторов. Они реагируют на растяжение и сигнализируют о положении и движениях пальцев.
- Мышечные веретена и сухожильные органы Гольджи : они присутствуют в скелетных мышцах и определяют растяжение . Выявляемые раздражители способствуют возникновению рефлексов на уровне спинного мозга. Кроме того, сигналы передаются в медиальный лемнисковый путь дорсального столба (DCML), достигая впоследствии коры головного мозга и предоставляя информацию о позе, положении и ориентации конечностей и суставов в пространстве — проприоцепция .
Терморецепторы
Терморецепторы находятся в коже, печени, скелетных мышцах и гипоталамусе. Они реагируют на изменение температуры. Те, которые реагируют на теплые температуры, присутствуют в волокнах типа C, тогда как те, которые реагируют на холод, присутствуют в волокнах как типа C, так и типа Aδ. Считается, что холодовые терморецепторы встречаются примерно в три раза чаще, чем те, которые реагируют на тепло.
Теплый стимул приводит как к усилению возбуждения тепловых рецепторов, так и к снижению возбуждения холодовых рецепторов (и наоборот для холодных раздражителей). Первоначально реакция рецепторов меняется очень быстро в зависимости от минутных изменений температуры, однако через некоторое время эта фаза активность переключается на тоническую реакцию, позволяя адаптироваться к температуре, если она остается постоянной.
Температурные стимулы передаются в центральную нервную систему через латеральный спиноталамический тракт , часть переднебоковой системы. Дополнительную информацию о восходящих путях, включая эту систему, можно найти здесь.
Все модальности обладают различными качествами, которые можно почувствовать. Например, боль может быть острой/ноющей, температура может быть горячей/теплой/холодной. Ощущаемое качество зависит от подтипа активированного рецептора, тогда как его интенсивность зависит от силы стимула .
Клиническая значимость — гипералгезия
Гипералгезия — это повышенная чувствительность к боли, которая может быть связана с повреждением ноцицепторов или периферических нервов.