Психологизм в творчестве Ф.М. Достоевского
ID: 2016-05-81-T-7099
Тезис
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ Кафедра русской и классической филологии
Психологизм в творчестве Ф.М. Достоевского
Гайдарова Д.С.
Научный руководитель: канд. пед. наук Шешнева И.В.
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ ми. В.И. Разумовского Минздрава РФ
Кафедра русской и классической филологии
Ежегодно страна отмечает юбилеи известных писателей, оставивших заметный творческий след в отечественной литературе. 2016 год особенно богат на знаменательные даты. Именно в этом году писателю Ф.М. Достоевскому, с именем которого во всем мире ассоциируется наша страна, автору гениальных романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и мн. др., исполнилось бы 195 лет.
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) – русский писатель, в произведениях которого психологическая сторона имеет большое значение и помогает автору в раскрытии замысла произведения. Многие писатели раскрывали души героев через диалоги персонажей, но особенностью психологизма, присущего творчеству Ф.М. Достоевского, является то, что он раскрывает характеры героев через их собственные монологи. Социально-психологический роман «Преступление и наказание» был опубликован в 1866 году в журнале «Русский вестник». Своеобразие произведения заключается в том, что в нем показана психология современного автору человека, который пытается найти решение социальных проблем. Достоевского интересует внутренний мир человека. «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком», — писал Ф.М. Достоевский. В процессе развития романа «Преступление и наказание» мы наблюдаем, как Родион Раскольников ведет борьбу с самим собой. В некоторых эпизодах мы видим, как он корит себя, в других – всячески пытается себя оправдать. На протяжении всего романа он надеется прийти к правде и понять, кто же он. Особенными являются сны Раскольникова, которые отражают его внутренний мир, раскрывают душевное состояние. Также важным психологическим фактором является фон, на котором развивается действие романа. Ф.М. Достоевский описывает Петербург не как столицу, блистающую огнями, а как город страшных разочарований и пустоты, который психологически давит на героя и подталкивает его к преступлению. Описание города, безусловно, рисует в сознании читателя определенную картину, помогающую понять идею автора литературного шедевра.
Русский философ и культуролог М.М. Бахтин писал: «Психологизм Достоевского — особый художественный метод проникновения в объективную суть противоречивого людского коллектива, в самую сердцевину тревоживших писателя общественных отношений и особый художественный метод их воспроизведения в искусстве слова».
Ф.М. Достоевский, творчество
Достоевский как психолог
Достоевский вошел в мою душу ещё в школьной юности и остался там навсегда. Его творчество сразу стало настолько близким, что в 17 лет я написал стихотворение, состоящее из одних названий произведений Достоевского, очень точно отражающее мое тогдашнее состояние.
О, Бедные люди! О, Белые ночи!
А я здесь Подросток и Идиот.
Гнетут меня Бесы – моё Наказанье!
Но в чем Преступленье – не знаю – моё!
Значительно позднее я понял, в чём здесь дело, но для этого ещё надо было пройти долгий путь познания, прозрения и покаяния…
Более психоаналитик, чем Фрейд
Значимы были для меня три моих выступления, посвященные личности и творчеству Ф. М. Достоевского. Это доклад, сделанный при переполненном и отзывчивом зале на секции психологии Ленинградского Дома ученых на набережной Невы, 20 ноября 1981 года (160 лет со дня рождения Достоевского). Ранее в том же году 28 октября я выступил в Министерстве культуры РСФСР в Москве на вечере, посвящённом юбилею Достоевского, где был единственным гостем из Ленинграда и выступал вместе с писателями В. Чалмаевым и В. Крупиным, живописцем Ильей Глазуновым и другими представителями русской литературы и искусства. И ещё доклад 11 ноября 1982 года на 7-х Достоевских чтениях в Литературно-мемориальном музее Ф.М. Достоевского в Ленинграде.
Когда в 1990-х годах я работал над концепцией российской полиментальности, Достоевский помог мне в образном личностном воплощении базовых типов российских менталитетов, предложенных мной (православно-российского, коллективистско-просоциального, либерально-прозападного и криминально-кланового). Я внезапно вспомнил про братьев Карамазовых. Вот они: глубоко верующий светлый инок Алёша, страстный, мятежный отставной офицер Дмитрий (советолог Р. Пайпс сулил этому персонажу большевистское будущее), рефлексивно-рационалистичный индивидуалист богоборец Иван и их сводный брат маргинал и отцеубийца Павел Смердяков. Так, благодаря автору романа «Братья Карамазовы» я обрёл динамичную метафорическо-художественную модель основных личностно-ментальных типов России!
Сам Фёдор Михайлович не жаловал современную ему психологическую науку, которая в те времена была весьма схоластичной дисциплиной. Он справедливо полагал, что тогдашние психологи слишком упрощенно подходят к пониманию человеческой души. Фактически сам Достоевский и был лучшим психологом своей эпохи, в частности, первым по времени и более глубоким психоаналитиком, чем Фрейд и его атеистические последователи. Всю сложность, противоречивость, капризность, многофакторность человеческой психики и поведения Достоевский виртуозно выразил в своих произведениях.
Психологический гений
Психологический гений Достоевского обусловлен не только специфической врожденной одаренностью, особо чуткой нервно-психической организацией, но и особенностями биографии писателя, широтой жизненного опыта, уникальностью пережитых экстремальных ситуаций (смерть матери, когда ему было 15 лет; внезапная смерть (убийство?) отца, когда Фёдору было 17 лет; собственная тяжелая и загадочная болезнь – эпилепсия; ранняя литературная слава; арест и инсценировка его казни вместе с петрашевцами; каторга – «мёртвый дом»; любовные драмы; «запойная» игра в рулетку; крайняя бедность и др. ). В результате возник исключительный феномен психологической проницательности, эмпатии-всепонимания.
Анализ произведений Ф. М. Достоевского помимо его постоянной христианской целеустремленности позволяет также реконструировать социально-психологическую концепцию человека, которой он руководствовался и сознательно, и интуитивно в своем творчестве. При этом на наш взгляд, можно вывести следующие принципы понимания человека Достоевским:
– Человек чрезвычайно сложен, сложнее привычных стереотипов добра и зла. Он воистину единство и борьба противоположностей, он диалектичен. Научные абстракции слишком сухи и тощи, чтобы правильно понять человека. «С одной логикой нельзя через натуру перескочить! Логика предугадает три случая, а их миллион!».
– Человек не только «человек разумный», но и «человек страстный» (эмоциональный, аффективный). Причем разум — это не только благо, но нередко и зло. Именно «по разуму», из логически обоснованной идеи Раскольников совершает страшное преступление. Недаром злодеи, вроде Петра Верховенского, Смердякова, Ставрогина, Свидригайлова отличаются рационалистичностью. Идеалом для Достоевского является, прежде всего, сердечный (любящий, добрый, жертвенный) человек (старец Зосима, князь Мышкин, Алеша Карамазов, Соня Мармеладова и др.), а в реальной жизни А. С. Пушкин «с его любящею и прозорливою душой».
– Человек вполне общественное, коллективное существо. Перефразируя название офорта Гойи «Сон разума, порождает чудовищ», можно сказать, что и «одиночество порождает чудовищ». Именно в одиночестве Раскольников выдумывает свою наполеоновскую теорию вседозволенности. Одинок Иван Карамазов, Смердяков, Свидригайлов, Ставрогин. Зато положительные герои всегда среди людей, почти по-детски открыты, общительны (Алеша Карамазов, Мышкин, Разумихин и др.).
– Человек обладает свободной волей. Он отвечает за свои поступки, не следует абсолютизировать влияние среды («Сорокалетний бесчестит десятилетнюю девочку — среда что ли его на это понудила?!»). Однако существуют аффективные состояния, вызванные, например, болезнью, когда человек не может контролировать свои поступки (защита Достоевским беременной крестьянки, совершившей преступление).
Счастье в любви
– Счастье человека «не в комфорте», а в любви к другим людям, которая, так или иначе, возвращается к нему (Соня и каторжные, Алеша Карамазов и дети). Люди не способные на это, человеконенавистники — гибнут, т.к. не выносят даже самих себя (самоубийства Ставрогина, Смердякова, Свидригайлова). С другой стороны, не следует закрывать глаза и на человеческое «подполье», т.е. все тёмное в недрах человеческой психики, на жестокость людей, которые способны погубить даже самых светлых личностей (таких как князь Мышкин и Кроткая).
Вместе с тем в обыденной жизни Достоевский был человеком, которому «ничто человеческое не чуждо». Особенно ярко это проявляется в его переписке с женой Анной Григорьевной, где писатель предельно открыт и искренен. Был он и сыном своего времени, родившимся и жившим до сорока лет в стране крепостного права, где были господа и рабы, а библейское изречение «кто не работает, да не ест» было забыто.
Возвращаясь к творчеству Ф. М. Достоевского, следует сказать, что многие сцены в романах писателя — это художественные «психодрамы» и «социодрамы», (хотя бы знаменитая сцена исповеди Настасьи Филипповны в «Идиоте»). Искуснейшим образом даются всевозможные аффективные состояния, вплоть до раздвоения личности («Двойник»), или рефлексивная диалогическая борьба, роль подтекста (следователь Порфирий Петрович и Раскольников). Поражает пророческий анализ актуальной для нашего времени психологии экстремизма и терроризма («Бесы»). Вместе с тем, показательно, что нередко приводя описания жестоких, даже «душераздирающих» сцен, писатель соблюдает чувство меры. Например, в романе «Преступление и наказание» менее пяти страниц отведено сцене убийства и почти пятьсот – последующим душевным терзаниям убийцы. Таков художественный баланс зла и добра. Это не современные криминальные романы и фильмы, повествующие об убийцах, маньяках и садистах, в которых авторы пренебрегают всякой этикой и человечностью ради наживы. Наконец, опыт «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского – это великолепный образец интерпретации своих наблюдений в своеобразной социально-психологической публицистике. В частности, всё также актуален анализ противостояния либералов«западников» и патриотов-«почвенников». Ценностно-ментальные типажи оказались весьма устойчивыми.
Достоевский в наши дни
Перечитайте последний законченный роман Достоевского «Подросток». Он удивительно конгениален нашим дням. Там переходный период от феодального крепостничества к капиталистическому беспределу, в чём-то аналогичный перестроечному переходу от «развитого социализма» к «недоразвитому капитализму». У героя романа, «подростка» Аркадия Долгорукова, есть идея: «Моя идея это стать Ротшильдом». И в наше время сия идея снова в моде. Вообще много похожего, такой же духовно-нравственный кризис, вызванный отказом от правды-справедливости, фарисейством и стяжательством.
Фёдор Михайлович писал в 1876 году: «Я никогда не мог понять мысль, что лишь одна десятая доля людей должна получить высшее развитие, а остальные девять десятых должны лишь послужить к тому лишь материалом и средством (вспоминается знаменитая «проговорка» Германа Грефа – В. С.), а сами оставаться во мраке. Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или сколько там их тогда народится) будут все, когда-нибудь, образованы, очеловечены и счастливы. Я знаю и верую твердо, что всеобщее просвещение никому у нас повредить не может». Однако, как показывают реформы и состояние современного образования 21-го века, руководители российского просвещения и почти через 150 лет до выводов гениального писателя не доросли…
Валентин Семенов, доктор психологических наук, профессор
В печатном виде впервые опубликовано в газете «Книжная лавка писателей», №56, 31.12.2020, стр.9
Шесть глубоких психологических уроков от Федора Достоевского » Каноны жизни
Распространение любви
Русский писатель Федор Достоевский внесен в список величайших философов и литературных гигантов. Выросший в больничном комплексе и читавший в детстве русские сказки, он имел представление о человеческом разуме, которого не было бы у нормального ребенка.
Содержание
По этой причине его считают не столько философом или писателем, сколько психологом.
Ключевые книги Достоевского напоминают нам, что для понимания человеческого поведения требуется больше трения, чем психология, книги, исследовательские работы или исследования разума. Из-за вещей и правды о мире, которые может объяснить нам история, мы никогда не найдем их ни в одной научной статье или научно-популярных книгах.
Итак, в этой статье мы поймем 6 глубоких учений Федора Достоевского
Жизнь нельзя понять через рациональность
Федор Достоевский пишет в своем романе «Идиоты», что мы не должны забывать, что наши действия гораздо сложнее, чем объяснение эти действия.
Мы можем попытаться понять свое поведение, но когда мы открываем рот и пытаемся объяснить кому-то свой опыт, наши слова всегда дают неполное сообщение. Они в какой-то степени приближаются к нашему опыту, но всегда остается часть правды, которую невозможно уместить в слова.
По этой причине Достоевский говорит, что человек очень нелогичен, его любовь тоже не имеет никакого смысла и ни его страдание, ни его дружба. Попытка определить людей словами сама по себе была бы оскорблением человечества.
По этой причине логика умаляет красоту и очарование жизни и не является самым эффективным инструментом для понимания жизни.
Глубокие люди страдают больше
Достоевский говорит, что умное и глубокое сердце не может оторваться от печали и боли. Каждый великий человек должен расплачиваться за свое величие своей печалью.
Взгляните на реальность как на пакет услуг, где все противоположное всегда бесплатно. Если вы бежите за счастьем, вы получите вместе с ним и несчастье, а если вы бежите за успехом, вам придется собрать много неудач, прежде чем вы достигнете успеха.
Мир следует этому правилу означает равновесие, поэтому любой человек, которому природа наделила многими талантами или потенциалом величия, с этим потенциалом освобождается от страданий. Чем больше в человеке потенциала добра, тем больше будет его связь со злом.
Человек не может понять реальную ценность любви и счастья, не установив сначала отношения с ненавистью и печалью. Поэтому не бойтесь страданий, дайте ему место и в вашем доме.
Нравственность встроена в нас
В романе «Преступление и наказание» Достоевский говорит о бедном интеллигенте, у которого нет доказательств своего величия, но в котором столько высокомерия, что он сравнивает себя с таким вождем, как Наполеон, и думает, что каждый такой вождь только преступник устанавливает новые правила, нарушая старые правила и убивая людей.
Однажды, когда он остро нуждался в деньгах, его та же ядовитая философия говорит ему убить старушку и украсть все ее деньги.
Он рационализирует это убийство тем, что эта женщина и так плоха, она ни с кем толком не разговаривает, ни с кем не обращается должным образом, она все равно долго не проживет, а его деньги могут быть полезнее умному и интеллектуал, как я, и он убивает ту женщину, и его даже не поймает полиция, но постепенно чувство вины начинает расти внутри него, и он истязает себя. Сделав это, он сдается полиции.
Мы никого не убиваем, но здесь вопрос понимания, что сколько бы мы ни лгали себе и не убеждали себя делать плохие вещи, быть ленивыми или эгоистичными, эта ложь не является нашей сознательной. Таким образом, он мучает его неосознанно.
Мы не можем изменить правила мира, даже если захотим, потому что эти правила записаны в каждой клетке нашего тела. Мораль рождается не со страниц бумаги или нашей конституции, а из нас самих.
Поэтому всякий раз, когда вы злитесь на кого-то, виноваты или имеете плохие мысли о себе, то поймите, что вы делаете что-то не так, и вам нужно изменить свое поведение.
Не воспринимай жизнь слишком серьезно
Достоевский говорит, что, по моему мнению, самый умный человек тот, кто хотя бы раз в месяц называет себя сумасшедшим.
Достоевский хорошо сознает опасность односторонности, ибо кто не считает себя соединением хорошего и плохого или умным и наивным, как другие, тот отбрасывает половину своего жизненного опыта и, таким образом, его потенциал тоже остается половиной.
Человек, который каждый день ходит в офис в пальто и брюках, возвращается домой после работы и смотрит телевизор, чтобы снять стресс, что-то ест, а затем ложится спать, независимо от того, насколько человек разумен для мира, есть в нем совсем нет мудрости.
Именно так обстоит дело с теми людьми, которые все время пропагандируют только ненависть или только любовь. Пока эти две вещи нельзя разделить.
Мы можем просто заблуждаться, считая что-то только хорошим или только плохим. Но на самом деле, где ненависть, там и любовь, а где зло, в центре должно быть добро.
Человек, который никогда не занимался любовью, только он боится ненависти, потому что всякий раз, когда ваша любовь является всего лишь притворством, ненависть разрушит ее.
Точно так же многие люди, которые всегда серьезны, также живут в своем пузыре и боятся веселиться, потому что даже немного веселья или игры может разрушить их притворство серьезности.
Ложь сужает сознание
Достоевский говорит, что человек, лгущий самому себе и принимающий свою ложь за истину, не способен познать истину. Таким образом, он теряет уважение к себе, а также к другим, и когда в нем не остается уважения к другим, он не может любить.
Чтобы отвлечься от того, что ему не хватает любви, он начинает искать любовь в низшей форме наслаждения через свой основной инстинкт и начинает хвастаться, как животное. Все началось только с его лжи.
Говоря здесь, Достоевский указывает на то, что почти у каждого человека есть желание узнать правду или хотя бы достичь ее, но когда человек начинает почему-то лгать, его боль уменьшается или он не получает никакого наказания . Когда он встречается, эта его новая привычка уводит его от света истины во тьму.
Многие люди делают свое осознание очень маленьким, обманывая себя таким образом, а затем страдая. Поэтому, если вы хотите быть более сознательным, начните с того, что говорите правду.
У каждого человека есть темная сторона
Ни один человек не может быть на сто процентов добрым, даже священник, монах или верующий, который никогда не говорил ничего плохого, у него есть и злые и темные качества. Достоевский говорит, что есть много вещей, о которых человек боится сказать себе, и у каждого хорошего человека много таких вещей спрятано в уголках его разума.
Это значит, что как бывает много таких хороших глубоких и значимых вещей, что как только эти переживания облечены в слова, они портятся, так и в нашей жизни много темных переживаний, воспоминаний и плохих мыслей, которые далеки от будучи выражены словами, мы даже не позволяем им войти в наш сознательный разум.
Key Take Away – Резюме
Достоевский в основном занимается такими проблемами, как существование и человеческие страдания, и в каждом из его произведений вы можете получить столько же информации, сколько и в любом трактате. Он считал, что если человек хочет стать великим, то ему достанется страдание, поэтому не бойтесь страданий, дайте ему место в своей жизни.
Учения Достоевского могут быть очень полезны для вашего личностного роста, потому что, пока вы не осознаете свою темную сторону, вы ее контролируете.
Так что отбросьте любые мысли, которые призывают вас быть эгоистичными или унижать других. Эта мысль заставит вас осознать свою темную сторону и вызволит вас из ее когтей.
Распространяйте любовь
Обзор: психологический взгляд на преступление и наказание
Обзор: психологический взгляд на преступление и наказание
Саморазвитие
By PsychAlive
Личное путешествие читателя PsychAlive через литературную классику:
Моя мать была темпераментной личностью. В один день она душила меня поцелуями и объятиями, а на следующий день обрушивалась на меня с полным осуждением. По мере того, как я постепенно осознавал ее биполярный и взрывной характер, я начал чувствовать необходимость скрывать это от публики. Я помню, как чувствовал себя униженным всякий раз, когда ее темперамент становился центром внимания за пределами моей семьи. В результате у меня сложилось мышление, которое осуждало любое эмоциональное проявление как презренный признак слабости и незрелости. В соответствии с этим мышлением, если бы я хотел стать порядочным и собранным человеком, мне нужно было бы совладать со своими эмоциями или даже избавиться от них.
В классическом романе Федора Достоевского « Преступление и наказание » рассказывается о молодом человеке, который, вынужденный бросить учебу из-за плохого финансового положения, решает убить коррумпированную ростовщицу за ее деньги. Действие происходит в какой-то момент во второй половине 18 века в Санкт-Петербурге, месте и времени, когда бедность, проституция и алкоголизм были сильно проявлены. Достоевскому удается дать читателю очень четкое изображение сложного психологического и психического состояния преступника, проводя нас через его действия, его взаимодействие с другими людьми, его внутренние монологи и разглагольствования во время его безумных прогулок по улицам города. Санкт-Петербург.
Судя по тому, как я интерпретировал роман, главная борьба, с которой сталкивается главный герой Родион Романович Раскольников, — это его отпор в отношении к людям. Он, кажется, ненавидит человеческую природу и считает человеческую борьбу жалкой и отвратительной. Хотя на протяжении всей истории он проявляет редкую щедрость и жалость к определенным людям, он делает это с отчужденной и насмешливой позиции. Хотя его общая психическая нестабильность и абсурдные решения сводили меня с ума во время чтения этого романа, я был обеспокоен тем, что беспокоюсь о судьбе главного героя. Его постоянное отчуждение от общества причиняло мне боль и заставляло задуматься о собственной форме отчуждения, которую я пережил, регулярно осуждая собственные чувства.
В какой-то момент романа Раскольников фактически высказывает мысль о том, что люди делятся на две категории: «обыкновенные» и «необыкновенные». Согласно этой теории, когда такой человек, как Наполеон — основной пример, который он называет «экстраординарной» личностью, — работает для достижения высшей цели, законы, применимые к другим людям, не применяются к нему/ней. После знакомства с главным героем мне кажется, что настоящая причина его насильственного преступления заключается в том, чтобы убедиться, что он принадлежит к категории «необычных». Если ему удастся сохранить самообладание и избежать наказания за свое преступление, это будет означать, что стандартные законы на него не распространяются, и, таким образом, он относится к «экстраординарному» типу.
Однако Раскольникову не удается сохранять спокойствие после своего преступления. Сильная тоска и непреодолимое чувство вины медленно настигают его, вплоть до того, что он вынужден сознаться, чтобы избавиться от мук, причиняемых ему собственной совестью. Поэтому он становится жертвой того, от чего изо всех сил пытался дистанцироваться; его собственные эмоции. Первоначально его неспособность зарекомендовать себя в той же категории, что и Наполеон, подрывает его уверенность, и он, кажется, полностью смирился со своей жизнью. В конце концов, однако, Раскольников претерпевает решающую трансформацию, когда он принимает свою человеческую природу и позволяет себе принять и испытать свои собственные чувства. В результате, несмотря на мрачность романа и насильственное преступление, которое совершает главный герой, Достоевский оставляет нас наконец с оптимистичным мировоззрением, так как измученный Раскольников наконец достигает какой-то внутренней безмятежности.