Популярное

Чувство повышенной справедливости: «У меня повышенное чувство справедливости. От него больше вреда, чем пользы. Как стать спокойнее и закрывать глаза на несправедливость?» — Яндекс Кью

Содержание

«У меня повышенное чувство справедливости. От него больше вреда, чем пользы. Как стать спокойнее и закрывать глаза на несправедливость?» — Яндекс Кью

Популярное

Сообщества

ПсихологияСоциум

Ирина К.

  ·

10,0 K

ОтветитьУточнить

Иван Половинкин

Психология

304

Психолог. Помогу забыть бывшего, отпустить прошлые отношения и начать жить по-новому.   · 20 нояб 2019

Чувство справедливости полезно тогда, когда вы договорились с человеком о чем-либо, а он эти договорённости нарушил или не выполнил. Оно может быть позено там, где нарушаются ваши права, закреплённые законодательно и вы можете эти права отстаивать.

Если у вас возникает это чувство в других обстоятельствах, то спросите себя «Кто дал мне право судить чужие жизни\отношения на наличие справедливости?».

Другой вопрос, который полезно задать себе «Что я получаю для себя ценного, важного, значимого, когда переживаю о несправедливости там, где меня не просят?».

Таким образом вы можете обнаружить какую личную ценность или потребность вы пытаетесь удовлетворить, через это чувство несправедливости. Обнаружив это, вы можете подумать над тем, каким другим способом (более удобным, комфортным, подходящим) вы можете удовлетворять это в будущем.

Как забыть бывшего навсегда? Смотрите больше полезных видео на моём ютуб канале

Перейти на youtube.com/@ivan.polovinkin

Ирина К.

20 ноября 2019

Спасибо за ответ.
Есть над чем подумать.
И поспорить.

Комментировать ответ…Комментировать…

Виктор Палыч Шестипалов

Психология

5,4 K

Бывший комментатор ЖЖ, могу не отвечать на комментарии.   · 4 авг 2021

Способов лечения этой проблемы множество, в зависимости от человека.
Обычно, повышенное чувство справедливости имеет несколько скрытых причин, которые мы неосознанно считаем чем-то суперважным. Почти святым. Варианты :
1. Можно начать сомневаться в том, что точно знаешь закон «как оно должно быть». Самого главного судьи Верховного Суда.
2. Можно представить, что восстана… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Валентина Семина

7

1 февр 2022

Отвечу одной известной цитатой:»Все преступления на Земле происходят с молчаливого согласия Равнодушных людей»,а хорошо развитое чувство справедливости у человека,это не Порок,а, с точностью наоборот.

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

Айдар Аааааа.

-4

23 нояб 2020

Единственный верный ответ, найден в писаниях. Будьте достойными сынами Бога вашего. Он повелевает восходить солнцу над праведными и не праведными. Эти люди создания Его.

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

1 ответ скрыт(Почему?)

Чувство справедливости основано на эмоциях, а не на рассудке • Александр Марков • Новости науки на «Элементах» • Психология, Нейробиология

Американские нейробиологи обнаружили, что в ходе размышления над моральными дилеммами, требующими выбора между «более справедливым» и «более эффективным» решением, у людей избирательно возбуждаются три небольших участка мозга, связанных не с рассудочно-логической деятельностью, а с эмоциями. Это подтверждает точку зрения философов — «моральных сентименталистов», полагающих, что чувство справедливости основано на эмоциях в большей степени, чем на рассудке.

В последнее время ученые — нейробиологи и экспериментальные психологи — всё активнее вторгаются в ту область исследований, которая испокон веков была монополизирована философами и теологами, — в изучение основ человеческой нравственности. «Элементы» уже не раз обращались к этой теме (см. ссылки внизу). Журнал Science опубликовал очередную статью такого рода, в которой американские нейробиологи на основе данных, полученных при помощи психологических тестов, магнитно-резонансной томографии и сложной статистики, смело вмешиваются в давний философский спор.

Речь в статье идет о классической проблеме выбора между справедливостью или равенством и общей эффективностью или «суммарной пользой» принимаемого решения. Вот типичный пример такой дилеммы. Допустим, вы — водитель грузовика, везущий 100 кг еды жителям двух голодающих деревень. Вы можете распределить еду поровну между деревнями, но это долго, и 20 кг продуктов успеет испортиться. Однако вы можете сохранить все продукты в целости, если отдадите их жителям только одной из двух деревень. В первом случае пострадает «эффективность», но будет соблюдена «справедливость», а во втором — наоборот.

Философы-моралисты издавна ломают копья по этому поводу. Одни считают, что превыше всего эффективность, или «суммарное количество пользы», независимо от равномерности распределения благ между людьми. Другие, наоборот, полагают, что решение, максимизирующее суммарную пользу, может быть безнравственным, если оно идет вразрез с принципами справделивости («правды», «долга» и т. п.) Бурные философские споры идут также по вопросу о роли эмоций в решении подобных дилемм. Одна философская школа («когнитивисты»), следуя за Платоном и Кантом, подчеркивает роль рассудка. Понятие о справедливости рассматривается как результат развития асбтрактного мышления и формальной логики. Другие (их называют «моральными сентименталистами»), следуя за Дэвидом Юмом и Адамом Смитом, полагают, что представление о справедливости уходит корнями в эмоциональную сферу и основано на сопереживании и симпатии.

Первый спор довольно трудно разрешить нейробиологическими методами — естественные науки вообще слабо приспособлены для выяснения вопроса «что хорошо, а что плохо». Их главная задача — расшифровка причин и механизмов наблюдаемых явлений, а не вынесение им моральных оценок. Зато второй спор вполне возможно разрешить естественнонаучными методами. Для этого достаточно выяснить, какие области мозга активизируются при решении этических дилемм: «эмоциональные» или «рассудочные». Именно это и попытались сделать исследователи.

В эксперименте приняли участие 26 добровольцев (17 женщин и 9 мужчин) в возрасте от 29 до 55 лет, здоровые и имеющие высшее образование. Испытуемым было предложено принять ряд решений по распределению денежных средств, выделенных на питание детей в одном из детских домов Уганды. Участников ознакомили с именами и краткими биографиями 60 детей-сирот, причем и детский дом, и дети были настоящие. Испытуемые имели возможность сделать денежное пожертвование в пользу детей, и они пожертвовали в среднем по $87. Затем испытуемым было объявлено, что решения, которые они примут в ходе тестирования, будут реально учтены при распределении денег между детьми. Взрослые образованные американцы вряд ли могли в это поверить, но, наверное, это должно было усилить чувство ответственности и способствовать серьезному отношению к тестированию. Для наглядности все денежные суммы переводились в количество порций еды по нынешним угандским ценам (сумма, необходимая для пропитания одного ребенка в течение месяца, составляет сегодня в Уганде 5 долларов США).

Общая схема тестирования представлена на рисунке. Вначале человеку показывали на экране фотографии трех детей (подобранных таким образом, чтобы различия по возрасту, оттенку кожи и выражению лица были минимальны) — этап «Display». Испытуемый должен был сделать выбор между двумя вариантами. В первом варианте один ребенок лишался какого-то количества порций еды. Например, в случае, показанном на рисунке, Джошуа лишается 15 порций. Во втором варианте Джошуа ничего не теряет, зато у двух других мальчиков отберут в общей сложности 18 порций (у одного 13, у другого 5). Таким образом, первый вариант более «эффективен» (меньше суммарное количество отобранных порций), а второй — более «справедлив» (потери распределены более равномерно). Конкретные цифры варьировали от теста к тесту (всего было 18 вариантов, с разными детьми и с разным соотношением «отбираемых» порций).

Красная точка медленно двигалась по экрану справа налево. После того, как точка пересекала вертикальную пунктирную линию (этап «Cross»), испытуемый имел 3,5 секунды на то, чтобы «перевести стрелку» (белую линию на экране, указывающую, какой из двух вариантов будет реализован) — этап «Switch». Когда красная точка касалась «стрелки», ничего изменить уже было нельзя. Точка продолжала двигаться в сторону той группы детей, которую испытуемый решил «принести в жертву». Когда точка достигала цели, соответствующие фотографии обводились трагической красной рамочкой — этап «Hit». Потом испытуемому показывали текст, подводящий итоги сделанному выбору, например: «Вы решили отобрать у Джошуа — 15 порций, у Дика — 0 порций, у Еноха — 0 порций» (этап «Feedback»).

Одни испытуемые чаще делали выбор в пользу «эффективности», другие — в пользу «справедливости». В зависимости от достигаемого «выигрыша в справедливости» в разных вариантах теста число выбравших «справедливость в ущерб эффективности» колебалось от 38 до 46%.

Пока участники проходили тесты, работа их мозга регистрировалась при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ). Главный смысл работы состоял в том, чтобы выявить участки мозга, избирательно реагирующие на отдельные составляющие этической дилеммы, обозначенные исследователями как efficiency (эффективность), equity (справедливость, равенство в распределении благ) и utility (интегральная оценка качества достигнутого результата, основанная на совместном учете двух предыдущих показателей). Чтобы вычленить эти компоненты и оценить их количественно, результаты тестирования были подвергнуты сложной статистической обработке (замысловатые методики расчетов подробно описаны в дополнительных материалах к статье).

Для каждого испытуемого был вычислен коэффициент, отражающий степень неприятия несправедливости (inequity aversion parameter, αi). У женщин стремление к равенству оказалось выражено сильнее, чем у мужчин (среднее значение α составило 10,3 для женщин, 4,7 для мужчин, 6,9 для выборки в целом). Правда, различия между мужчинами и женщинами по этому показателю немного «недотянули» до порога статистической достоверности (p = 0,06).

Для каждого теста были вычислены следующие показатели:

  • «эффективность» принятого решения или, точнее, достигнутый выигрыш в эффективности (ΔM) — суммарное количество порций, доставшихся детям в выбранном варианте, по сравнению с количеством порций, которое досталось бы им в другом варианте;
  • «проигрыш в справедливости» (ΔG) — степень неравномерности распределения порций между детьми в выбранном варианте по сравнению с отвергнутым вариантом;
  • «общая польза» (utility) — интегральная оценка достигнутого результата (ΔU = ΔM – αΔG, где α — средняя степень неприятия несправедливости испытуемыми, то есть 6,9).

Затем на основе данных ФМРТ были выявлены участки мозга, активность которых коррелирует со значениями этих показателей. Вот тут-то и обнаружилось самое интересное и неожиданное. Для каждого из трех показателей нашелся один (и только один!) маленький участок мозга, активность которого на том или ином этапе тестирования коррелировала со значением данного показателя.

Для ΔU таким участком оказалось хвостатое ядро (nucleus caudatus), причем активность этого участка коррелировала с «общей пользой» принятого решения только на этапе «Hit». То есть как раз тогда, когда, по замыслу экспериментаторов, испытуемый должен был осознать необратимость сделанного выбора и, возможно, попытаться вынести окончательную оценку своему поступку.

«Эффективность» принятого решения коррелировала с активностью скорлупы (putamen). Здесь корреляция наблюдалась только на этапе «Display» (обдумывание, оценка ситуации).

Для ΔG — меры несправедливости — ключевым участком мозга оказалась кора островка (cortex insularis), область, имеющая прямое отношение к эмоциональной сфере, в частности к чувству эмпатии (сопереживания). Похоже, здесь «закодировано» также и чувство справедливости. Корреляция между ΔG и активностью коры островка наблюдалась на этапах «Display» и «Switch», то есть при обдумывании ситуации, принятии решения и его реализации. Наблюдая за активностью коры островка, можно было предсказать, какое решение примет испытуемый: высокая активность предвещала решительный выбор в пользу «справедливости» (и в ущерб «эффективности»).

Все три выявленные области мозга ассоциируются с эмоциональной, а не рассудочной сферой психики. Это, конечно, не значит, что этические решения принимаются на одних эмоциях. Рассудок, надо полагать, тоже в этом участвует, но активность соответствующих «рассудочных» областей мозга оказывается примерно одинаковой в разных ситуациях и не зависит от того, какой будет сделан выбор — в пользу эффективности или справедливости.

Авторы рассматривают полученные результаты как весомый довод в пользу «моральных сентименталистов». Совершенно ясно, что решение этических дилемм тесно связано с эмоциями, причем эмоциональная оценка «эффективности», «справедливости» и «общей пользы» принимаемого решения осуществляется, как выяснилось, тремя разными отделами мозга. При принятии решения происходит нечто вроде взвешивания баланса сил (то есть эмоций) или судебного разбирательства: кора островка защищает интересы справедливости, а скорлупа «голосует» за эффективность. По той же схеме, путем сопоставления сигналов от двух разных участков — «представителей» спорящих сторон, — мозг, по-видимому, принимает решения и в других спорных ситуациях, например когда нужно сопоставить риск и возможный выигрыш.

Что касается хвостатого ядра и прилегающей к нему области септума (перегородки), то новые результаты хорошо согласуются с данными, полученными ранее, согласно которым этот участок мозга играет важную роль в интеграции различных психических «переменных», в вынесении «социально-ориентированных» оценок, а также в таких явлениях и поступках, как доверие к другим людям или жертвование на благотворительные нужды.

Источник: Ming Hsu, Cédric Anen, Steven R. Quartz. The Right and the Good: Distributive Justice and Neural Encoding of Equity and Efficiency // Science. 2008. V. 320. P. 1092–1095 (DOI: 10.1126/science.1153651).

Об исследованиях природы нравственности см. также:
1) Выявлен отдел мозга, отвечающий за эмоциональную составляющую морально-этических оценок, «Элементы», 28.03.2007.
2) Отвращение — основа нравственности?, «Элементы», 20.06.2007.
3) Людям свойственно стремление к равенству, «Элементы», 23.04.2007.

Александр Марков

Императив справедливости — СДВГ и чувствительность к справедливости

Что такое правосудие?

Чувствительность к правосудию — это склонность замечать и выявлять проступки и несправедливость и иметь интенсивные когнитивные, эмоциональные и поведенческие реакции на эту несправедливость. Люди, чувствительные к справедливости, как правило, замечают несправедливость чаще, чем другие, они склонны дольше и интенсивнее размышлять об этой несправедливости и испытывают более сильную потребность восстановить справедливость.

Как чувствительность к правосудию связана с СДВГ?

Исследования показали, что люди с СДВГ (особенно с невнимательным типом) гораздо более чувствительны к правосудию, чем люди без СДВГ. На самом деле, исследователи обнаружили, что люди с СДВГ испытывают такую ​​сильную потребность восстановить справедливость, что они будут действовать для этого, даже если в конечном итоге причинят себе вред. Для этого может быть несколько возможных причин.

Одним из них являются эмоциональные перепады, интенсивность и нарушение регуляции, которые часто сопровождают СДВГ.

Другая причина может заключаться в том, что мозг с СДВГ склонен воспринимать информацию менее позитивно. Это, наряду с когнитивной ригидностью и мозговыми сетями, затронутыми СДВГ, может привести к интенсивным, настойчивым мыслям.

Кроме того, мозг с СДВГ имеет более низкие уровни нейротрансмиттеров дофамина и норэпинефрина, чем нейротипичный мозг. Обычная мелкомасштабная несправедливость, с которой мы сталкиваемся, и ежедневный поток крупномасштабных проблем, которые мы получаем из новостей, могут быть ошеломляющими. Но они обеспечивают новизну, которая высвобождает дофамин. Они также могут активировать реакцию борьбы, бегства или замирания, которая также вызывает выброс норадреналина.

Другим фактором, который следует учитывать, является то, что мозг СДВГ также работает с меньшим количеством фильтров. Это означает, что он не отсеивает детали и информацию, не имеющие отношения к его целям. Это часть того, что делает его более интуитивным, чем нейротипичный мозг, потому что он принимает решения на основе гораздо большего количества, часто очень тонких данных, чем нейротипичный мозг. Но это также означает, что он увидит больше и не сможет игнорировать даже тонкие страдания.

Наконец, личный опыт. Взросление в мире, не созданном для мозга с СДВГ, создает множество повторяющихся несправедливостей, которые создают особую чувствительность. Каждый раз, когда вас неправильно понимают, или заставляют следовать правилам, которые не имеют смысла и истощают всю вашу систему мотивации, или вас выделяют за слишком громкие разговоры, или наказываете одного из группы нарушителей правил — это пинает эту область. несправедливости, что делает его гораздо более чувствительным к любой другой несправедливости, с которой он сталкивается.

Признаки справедливости Чувствительность

Если вы относитесь к некоторым или ко всем перечисленным ниже эмоциям, у вас может быть чувствительность к справедливости.

  • Частые приступы гнева и обиды по поводу виктимизации
  • Страх стать будущей жертвой
  • Негодование по поводу несправедливости по отношению к другим
  • Сильное стремление восстановить справедливость
  • Восприятие несправедливости там, где другие этого не замечают
  • Чувство безысходности и отчаяния по поводу масштабных проблем, стоящих перед миром
  • Чувство никчемности при несправедливом обращении
  • Настойчивые мысли о социальном неравенстве и несправедливости
  • Сильное чувство вины или стыда за причинение несправедливости другим

Как избежать ловушек

Чувствительность мозга к справедливости при СДВГ может вызывать боль, подавленность и истощение. Но его также можно превратить в величайшую силу посредством понимания, внешней поддержки и перехода к действию.

Миру нужны люди, стремящиеся изменить жизнь других к лучшему. Есть много возможностей принять участие в помощи нашим сообществам. Вместо того, чтобы поддаваться гневу и отчаянию, мобилизуйте себя на что-то позитивное. Даже небольшие действия могут помочь людям почувствовать себя более сильными и менее подавленными. Тогда ваша нечувствительность к справедливости действительно может быть суперсилой СДВГ.

Ссылки

  1. https://www.additudemag.com/why-am-i-so-sensitive-adhd-in-adults/
  2. https://www.addept.org/living-with-adult-add-adhd/doomscrolling-adhd-and-justice-sensitivity
  3. https://untappedbrilliance.com/adhd-and-an-unusual-sense-of-fairness/
  4. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/24878677/

Другие публикации, которые могут вам понравиться

Поделиться в социальных сетях

Почему я так чувствителен к вопросам социальной справедливости и честности?

Проходя мимо попрошайки на тротуаре, хочется плакать? Приводит ли вас в ярость парень, разрезавший милю в очереди в службу безопасности аэропорта? Вы чувствуете себя парализованным шквалом негативных новостей?

Если вы ответили «да» на эти вопросы, возможно, вы страдаете часто игнорируемой, но чрезвычайно важной чертой СДВГ, называемой чувствительностью к справедливости. Независимо от того, спровоцировано ли это социальной несправедливостью или незначительным неравенством, чувствительность к справедливости заставляет вас чаще воспринимать несправедливость и правонарушения в мире — и чувствовать их острее — чем нейротипичные сверстники.

Несколько исследований показали, что мозг СДВГ (особенно невнимательного типа) значительно более чувствителен к справедливости, чем нейротипичный мозг. Возможные причины этого включают эмоциональную лабильность, напряженность и дисрегуляцию, которые являются общими симптомами СДВГ. Но исследователи также предполагают, что мозг СДВГ склонен воспринимать информацию менее позитивно; это, наряду с когнитивной ригидностью и мозговыми сетями, затронутыми СДВГ, может привести к интенсивным размышлениям. И это не останавливается на достигнутом. Исследователи обнаружили, что люди с СДВГ испытывают такую ​​сильную потребность восстановить справедливость, что они будут действовать для этого, даже если в конечном итоге причинят себе вред.

Зацикленность на несправедливости: симптомы чувствительности к правосудию

Как узнать, склонны ли вы к чувствительности к правосудию? Если вы идентифицируете себя со следующими эмоциями, у вас может быть эта черта:

  • Частый гнев и негодование по поводу виктимизации
  • Страх будущей виктимизации
  • Негодование по поводу несправедливости по отношению к другим
  • Сильное стремление восстановить справедливость
  • Восприятие несправедливости там, где другие этого не замечают
  • Безысходность по поводу масштабных проблем, стоящих перед миром
  • Чувство никчемности при несправедливом обращении
  • Размышление о неравенстве и несправедливости
  • Сильное чувство вины или стыда за причинение несправедливости

[Самопроверка: есть ли у вас чрезмерное эмоциональное возбуждение?]

Когда социальная несправедливость становится всепоглощающей

Любой, кто когда-либо спотыкался в кроличьей норе, прокручивающей гибель, может сказать вам, что чувствительность к справедливости может нанести ущерб настроению, продуктивности, и уровни энергии. Это связано с тем, что люди с СДВГ более склонны размышлять и чувствовать гнев, беспомощность и отчаяние, которые может вызвать несправедливость, что мешает им перейти к другим задачам и потенциально влияет на их психическое здоровье. Фактически, исследования показали, что чувствительность к справедливости, наряду с чувствительностью к отвержению, в значительной степени объясняет связь между СДВГ, депрессией и тревогой.

Но чувство справедливости не должно подавлять вас, и вы можете многое сделать, чтобы предотвратить чувство беспомощности и отчаяния. Для начала избегайте бомбардировки новостными сообщениями, которые усиливают эмоции, фильтруя свои новостные ленты или отключая уведомления.

Попробуйте интегрировать практику осознанности или стратегии релаксации в свой день, выполняя дыхательные упражнения, гуляя на природе или используя другие успокаивающие стратегии, которые сосредотачивают и заземляют вас, когда мир кажется невыносимо несправедливым.

Использование своей силы: действия по решению проблем социальной справедливости

При правильном управлении здоровая доза разочарования и печали по поводу неравенства может оказаться полезной. В конце концов, миру нужны люди, стремящиеся изменить жизнь других к лучшему — при условии, что это не будет стоить слишком больших личных затрат.

[Читайте: Быть чувствительным — один из даров СДВГ]

Вместо того, чтобы поддаваться ярости и отчаянию, мобилизуйте себя, чтобы сделать что-то позитивное. Даже небольшие действия могут помочь людям почувствовать себя более сильными и менее подавленными. Вот несколько предложений:

  • В отчаянии из-за изменения климата? Примите меры, чтобы уменьшить свой ежедневный углеродный след.
  • Убит горем из-за бездомности в вашем городе? Предложите стать волонтером в местном приюте.
  • Стремитесь усилить местную профилактику преступности? Свяжитесь с местными правоохранительными органами и узнайте, чем вы можете помочь.

Марси Колдуэлл, психолог, клинический психолог и основатель Rittenhouse Psychological Services, специализирующейся на СДВГ у взрослых, в Филадельфии, Пенсильвания.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *