Психологическое новообразование
Именно
в процессе развития, а не роста, возникают
качественно новые психологические
образования, и именно они составляют
сущность каждого возрастного этапа.
Психологическое
новообразование — это:
психические
и социальные изменения
возникающие
на данной ступени развитие и определяющие
сознание ребенка, его отношение к среде,
внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития
в данный период.новообразование
— обобщенный
результат этих изменений, всего
психического развития ребенка в
соответствующий период, который
становится исходным для формирования
психических процессов и личности
ребенка следующего возраста.
Известный
отечественный психолог Б. Г. Ананьев,
специалист в области разработки и
реализации проблем человекознания,
подчеркивал необходимость построения
целостной системы возрастного развития
человека, включающей данные обо всех
фазах и стадиях человеческой жизни и
раскрывающей единство индивидуального
развития человека.
Б.Г.
Ананьев указывал на то, что индивидуальное
развитие человека, как и всякого другого
организма, есть онтогенез с заложенной
в нем филогенетической программой.
Нормальная продолжительность жизни и
последовательная смена стадий или фаз
индивидуального развития строго
определены этой программой и видовыми
особенностями.
В
онтогенезе человека возникают и
преодолеваются многие противоречия
между наследственностью и средой, между
различными регуляторами жизнедеятельности,
разными системами, органами и тканями
в целостной структуре организма.
Одно
из проявлений этих внутренних противоречий
— неравномерность развития, Неравномерность
развития
проявляется в том, что различные
психические функции, свойства и
образования развиваются неравномерно:
каждая из них имеет свои стадии подъема,
стабилизации и спада, т. е. развитию
присущ колебательный
характер. О
неравномерности развития психической
функции судят по темпу, направленности
и длительности происходящих изменений.
Установлено, что наибольшая интенсивность
колебаний (неравномерность) в развитии
функций приходится на период их высших
достижений. Чем выше уровень продуктивности
в развитии, тем выраженнее колебательный
характер ее возрастной динамики (Рыбалко
Е. Ф.).
Этим
объясняются резкие перепады в развитии,
например, познавательных функций в
подростковом и юношеском возрасте.
Гетерохронность
развития
означает асинхронность (несовпадение
во времени) фаз развития отдельных
органов и функций. Чем же она вызвана?
Если
неравномерность
развития обусловлена нелинейной природой
системы, то гетерохронность связывается
с особенностями ее структуры, прежде
всего с неоднородностью ее элементов.
По мнению П. К. Анохина, гетерохронность
является особой закономерностью,
заключающейся в равномерном развертывании
наследственной информации. Он различает
внутрисистемную и межсистемную
гетерохронность. Внутрисистемная
гетерохронность проявляется в
неодновременной закладке и различных
темпах созревания отдельных фрагментов
одной и той же функции, а межсистемная
относится к закладке и темпам развития
структурных образований, которые будут
необходимы организму в разные периоды
его постнатального развития. Для
правильного понимания гетерохронии
важно иметь в виду значение и роль того
или иного структурного образования или
функции в жизнедеятельности человека.
Значение
и роль функции обусловливают и ее
долговечность. По мнению Е. Ф. Рыбалко,
гетерохронность — дополнительный
механизм регуляции индивидуального
развития в различные периоды жизни
человека, действие которого усиливается
во время роста и инволюции.
Неустойчивость
развития.
Неравномерность и гетерохронность
тесно связаны с устойчивостью развития.
Развитие всегда проходит через
неустойчивые периоды. Наиболее ярко
эта закономерность проявляется в
кризисах детского развития. В свою
очередь, высший уровень устойчивости,
динамизм системы возможен на основе
частых, мелкоамплитудных колебаний, с
одной стороны, и несовпадения во времени
разных психических процессов, свойств
и функций
— с другой. Таким образом, устойчивость
возможна благодаря неустойчивости.
Сенситивность
развития.
Сенситивный период развития — это
период повышенной зосприимчивости
психических функций к внешним воздействиям,
особенно к воздействию обучения л
воспитания.
Б. Г. Ананьев
понимал сенситивность, как временные
комплексные характеристики коррелируемых
функций, сенсибилизированных к
определенному моменту обучения и как
следствие, действия созревания функций
и относительной сформированности
сложных действий, обеспечивающих более
высокий уровень функционирования мозга.
Периоды сенситивного развития ограничены
во времени. Поэтому, если упущен
сенситивный период развития той или
иной функции, в дальнейшем потребуется
гораздо больше усилий и времени для ее
становления.
Кумулятивность
психического
развития. Кумулятивность психического
развития означает,
что результат развития каждой
предшествующей стадии включается в
последующую, при этом определенным
образом трансформируясь. Такое накопление
изменений подготавливает качественные
преобразования в психическом развитии.
Характерный пример — последовательное
становление и развитие наглядно-действенного,
наглядно-образного и словесно-логического
мышления, когда каждая последующая
форма мышления возникает на фазе
предшествующей и включает ее в себя.
Дивергентность
— конвергентность хода
развития. Психическое развитие включает
в себя две противоречивые и взаимосвязанные
тенденции – дивергенцию и конвергенцию.
В данном случае дивергенция – это
повышение разнообразия в процессе
психического развития, а конвергенция
– его свертывание, усиление избирательности.
Каждый
возрастной период характеризуется
специфическим для него психологически
новообразованием, которое является
ведущим для всего процесса развития и
при это характеризует перестройку всей
личности ребенка на новой основе. Оно
выступает основны критерием деления
детского развития на отдельные возрасты.
Под новообразованиям следует понимать
широкий спектр психических явлений от
психических процессов д отдельных
свойств личности.
Именно
психические новообразования завершают
каждый возрастной эта развития ребенка,
именно они являются основным результатом
ведущей деятельност] развивающейся в
рамках конкретной ситуации развития,
развернутой во времени. Имени
новообразования составляют сущность
каждого возрастного периода в жизни
ребенка, с их появлением завершается
один период развития и открываете
следующий.
Новые
психологические приобретения появляются
в кризисные периоды, которым завершается
стабильный этап. Именно в этот момент
и происходит перелом в психическо
развитии.
это что такое, понятие и значения
Если в медицине термин «новообразование» используется в негативном значении, то в психологии у него исключительно положительная окраска. Новообразование в психологии — важное изменение в психике, которое сигнализирует о приобретении новых знаний и навыков. Если бы не способность психики развиваться, переходя на новую ступень, личность человека не была бы полноценной. Развитие происходит не только в детстве. Поэтому человек всю жизнь остается активным, целеустремленным, легко адаптируется в обществе.
Понятие и суть
В психологии под новообразованием понимают психическое и социальное изменение, которое происходит в сознании человека. Оно определяет качество жизни, темп развития, отношение к среде. Новообразование — результат качественного изменения.
У каждого возрастного периода есть свои специфические характеристики. Для него типичны свои новообразования, которые становятся ведущими для данного возраста. Личность человека подчинена ведущему изменению, от него зависит, как личность будет развиваться в. К новообразованиям относятся психические явления, отдельные свойства характера.
В подростковом возрасте свойства новообразований могут быть неверно истолкованы. Психиатр или невропатолог могут ошибочно принять их за симптомы психического заболевания. Важно не торопиться с лечением и вначале наблюдать за изменениями в поведении подростка. Вероятно, когда период перехода на новую ступень развития личности закончится, поведение подростка нормализуется.
Важность появления новообразования в том, что оно меняет психологическую картину мира человека. Он как будто заново оценивает окружающий мир, пересматривает свое отношение к нему и самому себе. При этом для окружающих процесс перехода на новую ступень развития личности может стать неожиданностью и даже настоящей проблемой. Особенно, если речь идет о подростковом возрасте, в котором перестройка мировоззрения происходит бурно и часто сопровождается неадекватным поведением и асоциальными проявлениями.
История открытия и исследователи
В отечественной психологии изучению новообразований уделялось большое внимание. Первым понятие «ведущая деятельность», как основной интерес ребенка, необходимый для развития, ввел Л. Выготский. Позднее его рассматривал А. Леонтьев. Д. Эльконин на основании теории возрастного развития создал собственную периодизацию. Ведущая деятельность — фактор поведения ребенка, который помогает ему переходить с одного уровня развития на другой.
Несмотря на работу, которую проделали психологи для изучения особенностей развития психики, в теории возрастной периодизации развития психики остается много сомнительных моментов.
Первая проблема относится с самой ведущей деятельности. Определить четкие критерии, которые позволили бы отделить деятельность, направленную на развитие, от других видов деятельности, нет. Нельзя сказать, что игра для ребенка значительно отличается от неигры, общение от необщения. Основным фактором отбора ведущей деятельности психологи рассматривают мотив. Но исследования показывают, что для детей одна и та же деятельность может быть продиктована разными мотивами. При этом сложно отследить, какая деятельность привносит изменения в Я-образ ребенка, а какая проходит бесследно.
Второй сложностью, вставшей на пути изучения возрастной периодизации, стала смена одного вида ведущей деятельности на другой. В. Давыдов утверждал, что последовательная смена (когда ребенок вместо игры концентрируется на учебе, а взрослый с обучения переключается на труд) происходит не всегда. Ведь элемент игры сохраняется в учебной деятельности. И даже у взрослых.
Третьей проблемой стала взаимосвязь деятельности и условий психического развития. Считается, что развитие личности ребенка стимулируется общением со сверстниками и взрослыми. Но не каждый вид общения влияет на психику благотворно. Если ребенок находится во враждебной среде, познавательные функции угнетены. Общение не только не способствует развитию, но и замедляет его.
Чтобы проверить теорию автономности процесса возрастного развития, Выготский предложил использовать новый подход в образовании. Он полагал, что уроки необходимо упразднить, предоставив детям возможность самим выбирать, что они хотят изучать. Такой подход практиковался в ряде школ, но он показал отрицательный результат. Дети, которые самостоятельно выбрали предметы для изучения, не отличались высокими интеллектуальными способностями. Наоборот, чаще они отставали от сверстников.
Выготский и его последователи убеждены, что это только первый этап исследований и его результат нельзя считать окончательным провалом теории самообучения. Необходимо больше исследований, чтобы проработать версии об отличиях развивающего свободного общения и организации взаимодействия детей в коллективе.
Классификация
Классификация психологических новообразований связана с возрастными периодами. Основным считается возрастная линейка, предложенная Элькониным:
- Новорожденность — ребенок обладает комплексом оживления, который активизируется сразу после рождения.
- Младенчество — приобретение навыка прямохождения, умения отличать родных взрослых от чужих людей.
- Раннее детство — появление самооценки, активной речи, интереса к сверстникам.
- Дошкольный период — возникновение субъектного поведения, развитие познавательных функций.
- Отрочество — развитие мышления, умения планировать, формирование высших чувств.
- Юность — появление способности к саморазвитию, саморефлексии.
- Молодость — понимание своей деятельности, формирование устойчивого отношения к миру.
- Взрослость — распределение обязанностей между обществом, семьей и работой.
- Зрелость — переход к новой социальной роли, оценка жизненных достижений.
- Старость — подведение жизненного итога.
Для каждого новообразования есть свой сензитивный период. Он создает благоприятные условия для появления психического свойства. Для развития речи это период наступает в дошкольном возрасте, для освоения профессиональных навыков — в молодости.
Значение в развитии индивида
Если у человека нет возможности вовремя попасть в подходящие условия для развития ведущей деятельности, шансы на появление новообразования снижаются. Дети, с которыми редко разговаривают, учатся произносить звуки гораздо медленнее. Они могут не заговорить.
В возрасте 5 лет ребенок может освоить любой язык, повторить любые звуки. К 10 годам эта способность теряется, и дети, выросшие вдали от родной культуры, никогда не заговорят на родном языке полноценно. Взрослым изучение языка дается труднее. Некоторые звуки человек не может ни различить, ни произнести. Поэтому ключевое значение для благополучного развития имеет окружающая среда.
Методы изучения
В младенчестве и раннем возрасте развитие новообразований могут отслеживать родители. Каждый ребенок перед поступлением в детский сад должен уметь:
- самостоятельно уверенно ходить;
- использовать столовые приборы;
- отличать свою одежду и игрушки от вещей других детей;
- обладать минимальным словарным запасом;
- не бояться взрослых.
В раннем возрасте новообразование появляется и закрепляется быстро и отставание легко исправить. В дошкольном возрасте ребенок проходит обязательную диагностику, определяющую готовность к обучению. Он должен уметь различать форму, размер, цвет и назначение предмета. Знать домашних и диких животных, растения, профессии, уметь рассказать о себе. Ключевое новообразование – наличие мотивации к обучению. Наличие выявляют с помощью ряда тестов и беседы с ребенком.
Проблематика
Возрастные изменения психики устроены так, что перескочить через один из них и перейти к следующему нельзя. Если ребенок не усвоил игровую деятельность, он не сможет перейти к учебной, потому что в психике нет основы для нее. Развитие можно ускорять, но замедлять опасно.
Замедленное развитие и позднее появление новообразований приводит к тому, что человек постоянно отстает от других людей. Если за ним закрепляется ярлык «отстающего», это негативно влияет на самооценку. Попадая в коллектив, он сразу занимает позицию изгоя, даже не пытаясь претендовать на лидерские позиции. В детстве отстающий ребенок не имеет мотивации учиться. Отстающий взрослый не может реализовать себя в труде, работа становится для него наказанием, а не способом самореализации.
Для успешного жизненного сценария важно следить за периодизацией возрастных изменений ребенка и вовремя принимать меры, если было выявлено нарушение или отставание.
Психология трансформации
Перейти к основному содержанию
Кен Новак
Кен Новак
Я помогаю вам увеличить доход и избежать затрат с цифровыми инвестициями, отслеживая финансовые ключевые показатели эффективности.
Опубликовано 24 февраля 2021 г.
+ Подписаться
трансформация : радикальное или резкое изменение формы или внешнего вида
Термин «цифровая трансформация» вездесущ и потерял свой блеск (но все все еще используют его, поэтому я собираюсь подоить его ). Это устаревший термин, который часто используется, но может иметь различные коннотации. Знаете, о чем речь? Технологии. Это о людях.
Прагматическая реальность этого термина пугает. Это подавляющее.
И то, и другое, потому что трансформация зависит от изменения поведения людей. Реальные, человеческие люди, начиная от сотрудников, клиентов и инвесторов. В большинстве случаев поведение, которое вам нужно изменить, существует уже очень давно… и наш мозг запрограммирован на то, чтобы не очень любить изменения.
Чувства Мозг управляет поведением
Нашему мозгу это не нравится, потому что мы к этому не привыкли. Это вызывает у нас тревогу. Это заставляет нас чувствовать себя некомпетентными, неудобными. Когда возникают подобные негативные эмоции, наш Чувствующий мозг защищает нас. Видите ли, все, что связано с человеческим поведением, должно включать определенный уровень психологии.
Прежде чем мы углубимся, давайте поговорим о том, чем не является этот мифический термин «Цифровая трансформация»:
- Это не стратегия роста электронной коммерции или цифровых доходов
- проекты, предназначенные для поддержки долгосрочных коммерческих стратегий
Это естественные побочные продукты.
Цифровая трансформация — это переосмысление того, как вы измеряете здоровье своего бизнеса в связи с изменением покупательского поведения (и всем его последующим воздействием на людей).
Разрыв увеличивается
Согласно новому исследованию Accenture, лидеры цифровой трансформации по сравнению с отстающими в 2015-2018 годах увеличили выручку в 2 раза. Сегодня? Это число в 5 раз больше!
Результатом преобразования является прибыльность. Стратегия, операционные рамки и лучшие в своем классе тактики превращают вас в легкое в ведении бизнеса предприятие. Люди счастливы, когда получают то, что хотят. Дать им. Все выигрывают. Клиенты получают беспрепятственные отношения с вашим брендом (что заставляет их возвращаться). Сотрудники вовлечены, потому что они понимают, как их клиенты делают свою повседневную работу правильно. Инвесторы счастливы, потому что цифры выглядят потрясающе.
В дальнейшем прибыльность — это не просто рост выручки для повышения EBITDA. Распространите эти знания на расходы, которых можно избежать. Неэффективные операции лишают вас производительности.
Знаете ли вы, что средняя стоимость телефонного звонка в службу поддержки клиентов составляет 8 долларов?!?
Сколько ваших входящих звонков связано с кратким списком основных вопросов, таких как «Каков статус моего заказа», «Можете ли вы помочь мне получить ____ для моего ____» или «Как мне найти ____ на вашем веб-сайте?» ?
Мне кажется, что много. Угадайте, сколько стоит дать тот же самый ответ в цифровом виде? Копейка! (Gartner)
Думающий мозг отвечает за память. Помните ли вы, что 60 секунд назад я сказал, что цифровая трансформация не связана с технологиями? Конечно, технология является ключевым элементом трансформации, но если мы не начнем с людей, технология и связанные с ней процессы не будут иметь значения. Почему? Что ж, пока ИИ-повелители не возьмут верх… нам нужны люди для реализации стратегии.
Видите ли, основная роль технологий — просто оптимизировать неэффективные процессы. Существует целая наука выбора, настройки и использования этих технологий, и ваши технологические группы имеют решающее значение для успеха вашей трансформации.
Вернемся к изменениям в поведении, начиная с вашей рабочей силы. Самый ценный актив любой крупной организации — это не продукты, которые она производит, и не услуги, которые она предоставляет. Именно люди управляют бизнесом. Чем ниже в списке «цифровые» основные навыки и дисциплины вашей организации, тем более сложными будут изменения для вашего самого ценного актива. Положись на это.
Начните с людей
- Начните с глубокого понимания проблем, желаний и потребностей ваших клиентов. Создавайте подробные карты путешествий для каждого человека. Как бы болезненно это ни было, ищите самые важные части их пути, которые вы им подведете.
- Распространите этот процесс на функциональных руководителей всей организации. По-настоящему понять их проблемы. Оцените, что изменение в поведении будет означать для них изо дня в день. Поймите, что в нем ДЛЯ НИХ.
- Наложите новый взгляд на клиентов и сотрудников, и вы увидите, как появится дорожная карта.
Думающий мозг справляется с числами
Если вы правильно разберетесь с Чувствующим мозгом, Думающий мозг может получить передышку, и он понадобится вам для следующей части. Thinking Brain нужны цифры, чтобы интерпретировать финансовое состояние компании.
Если вашим ключевым показателям эффективности не предшествует знак валюты, считайте, что всем наплевать
- Определите ваш приоритетный показатель учета (EBITDA, ROIC и т. д.)
- Понимание операционных KPI (отношение продаж к запасам, NPS и т. д.), которые определяют показатель учета. Оценка вашего бизнеса будет сводиться к цифрам. После того, как вы определили операционные KPI, которые определяют эти цифры, сделайте еще один шаг.
- Это очень важно. Определите один цифровой KPI (для каждой бизнес-функции), который имеет прямое отношение не только к этим операционным KPI, но и к метрике учета.
- Теперь самое сложное: встроить их в основу вашей бизнес-стратегии.
Если мы чему-то и научились за прошедший год, так это тому, что наука имеет значение, а искусство преобразования — это наука. Не столько наука о данных, сколько психология.
Если ваша организация привержена преобразованиям, но еще не увидела, как намеченные результаты становятся реальностью, пришлите мне личное сообщение.
Другие также смотрели
Исследуйте темы
Наука о психологической трансформации — доктор Джеймс Кук
Наука о психологической трансформации
Психоделики способны преобразовывать людей. От лечения психических заболеваний до изменения политических взглядов людей — психоделики обладают потенциалом радикального изменения мозга и разума. Такие переживания могут происходить и без психоделиков, и на протяжении тысячелетий их искали в религиозных практиках. Что происходит в мозгу, когда мы претерпеваем трансформацию такого рода, и можем ли мы на самом деле быть запрограммированы на такой трансформирующий опыт?
Что делает нас такими, какие мы есть?
Когда мы рождаемся, наш мозг очень пластичен. Вырастите новорожденного в любой стране мира, и он, как правило, выучит местный язык без особых усилий. То же самое касается распознавания лиц, обучения ходьбе и огромного количества других сложных задач. Наша индивидуальная личность и самоощущение также развиваются аналогичным образом. Мы обнаруживаем, что определенные способы бытия помогают нам выживать в этом мире, может быть, это быть забавным, может быть, заботиться о своей внешности, может быть, быть застенчивым. Наша личность развивается как своего рода копинг-механизм, который позволяет нам ориентироваться в стрессах мира. По мере того, как мы становимся старше, мы все больше и больше зацикливаемся на своих привычках, и нам становится все труднее и труднее изменить те стороны самих себя, которые, возможно, больше не служат нам.
Мозговая основа обучения
Когда мы узнаем что-то новое, наш мозг физически меняется. Мозг представляет собой обширную сеть нейронов, отдельных клеток мозга, которые соединяются друг с другом и посылают друг другу электрические сигналы. Когда вы слышите, как кто-то задает вопрос, и вы отвечаете, электрическая активность, производимая в вашем слуховом нерве, рикошетирует через определенные пути, которые были созданы в этой сложной сети, в результате чего ваш рот двигается, и вы производите соответствующий ответ. Например, когда вы изучаете новый язык, связи между этими нейронами физически перестраиваются, чтобы вы могли адекватно реагировать на звуки нового языка. При рождении таких путей немного, и связи мозга настроены на создание новых. После того, как вы установили эти нейронные связи, мозг блокирует их, что затрудняет их изменение с возрастом. Однако в некоторых случаях возможна радикальная трансформация, особенно когда речь идет о психоделиках.
Психоделическая трансформация
Было показано, что у людей, страдающих неизлечимой формой рака, один прием псилоцибина способен снять тревогу и депрессию, которые они испытывают перед лицом собственной смерти [1]. Люди могут десятилетиями страдать тревогой, депрессией и страхом собственной смерти, но без помощи психоделиков такие глубокие трансформации случаются редко. Подобные преобразования наблюдаются при терапии МДМА. После трех сеансов психотерапии с использованием МДМА многие люди, страдавшие, казалось бы, неизлечимым посттравматическим стрессовым расстройством, обнаружили, что они больше не соответствуют критериям диагноза [2]. Это глубокая трансформация, если принять во внимание тот факт, что многие люди, страдающие посттравматическим стрессовым расстройством, доводят себя до самоубийства из-за серьезности своих переживаний. Такие эффекты обычно наблюдаются в течение относительно короткого периода, порядка недель или месяцев. Одиночные трансформирующие переживания встречаются реже, но они случаются. В недавнем интервью глава Междисциплинарной ассоциации психоделических исследований (MAPS) Рик Доблин рассказал об одном таком случае.
«Он был ветераном, и у него было посттравматическое стрессовое расстройство… у него было ощущение, что он был инвалидом с посттравматическим стрессовым расстройством в течение многих лет из-за его друзей, которые были убиты, и всего насилия, свидетелем которого он стал в Ираке и под влиянием МДМА он осознал, что в посттравматическом стрессовом расстройстве есть что-то хорошее, что он получает от этого пользу, то есть таким образом он проявляет верность своим умершим друзьям, что он связан с их памятью и что он страдал, и это был способ все еще быть связанным с ними, но затем он смог как бы увидеть себя глазами своего умершего друга и смог понять, что они не захотят, чтобы он растратил свою жизнь. … они хотели бы, чтобы он жил как можно полнее … Он понял, что есть еще один способ почтить своих друзей, и это жить … и в этот момент он излечился от посттравматического стрессового расстройства ».
Опыт квантовых изменений
Такое озарение способно произвести длительную трансформацию. Эти переживания иногда называют «опытами квантовых изменений», случаями радикальных изменений, которые происходят в течение короткого периода времени. Такие изменения обычно вызываются переживанием, субъективным состоянием, которое кажется очень важным. Это может быть озарение или прозрение, которое можно выразить словами, или невыразимый мистический опыт. Такие состояния обычно обладают «ноэтическим» качеством, чувством уверенности в истинности того, что только что было осознано. Крестный отец западной психологии Уильям Джеймс заинтересовался подобным опытом в своей классической работе 19 века.02, Разнообразие религиозного опыта. Он сообщил о двух типах психологических изменений: постепенных изменениях с течением времени и внезапных случаях трансформации. Последнее можно увидеть в опыте религиозного обращения и других духовных переживаниях. Со времен Джеймса этой теме уделялось мало внимания со стороны господствующей психологии до развития области трансперсональной психологии в 60-х годах. С созданием этой новой области исследований исследователи начали изучать различные типы опыта квантовых изменений.
Околосмертные переживания
При приближении к смерти многие люди переживают необычайные субъективные переживания, которые часто меняют их на всю жизнь. В этих предсмертных переживаниях (ОСП) люди обычно чувствуют, что вступили в контакт с другим планом существования, который ставит под сомнение их прежнее представление о реальности. С биологической точки зрения вполне логично, что животное, которое ведет себя так, что чуть не умирает, должно научиться чему-то важному. И эти великие метафизические прозрения, и простой императив выживания организма могут быть использованы для объяснения драматических изменений, наблюдаемых после таких переживаний. После ОСП многие люди сообщают об изменениях в своем характере, обычно становясь более открытыми и любящими.
Мистический опыт
Мистический опыт играет центральную роль в индивидуальной трансформации во многих мировых религиях. Во время такого опыта человек чувствует, как будто он увидел глубокую и простую истину, которая существует за нашим повседневным восприятием мира; что все едино. Такие переживания обычно характеризуются чувством освобождения от страдания, поскольку страдающее «я» отказывается от отождествления со всем существованием. Опыт такого рода может переосмыслить все представление человека о жизни и ее смысле, обеспечивая «эффект обзора». Этот термин относится к мистическому опыту, о котором сообщают астронавты, наблюдающие за всей Землей из космоса, и опыту, который может вызвать острое переосмысление наших повседневных забот. Астронавт Майкл Коллинз, участвовавший в миссии «Аполлон-11» на Луне вместе с Нилом Армстронгом и Баззом Олдрином, после такого опыта увидел землю по-другому.
«Что меня действительно удивило, так это то, что он излучал хрупкость. И почему, я не знаю. не знаю по сей день. У меня было ощущение, что он крошечный, блестящий, красивый, родной и хрупкий».
Психоделический мистический опыт
Психоделики также могут вызывать такие переживания. В 2006 году была опубликована знаковая научная статья под названием «Псилоцибин может вызывать переживания мистического типа, имеющие существенное и устойчивое личное и духовное значение». С тех пор исследователи обнаружили, что одна высокая доза псилоцибина может вызывать мистические переживания с преобразующим потенциалом. Более того, сила трансформации, по-видимому, связана с субъективным опытом, а не просто с физиологическим эффектом дозы [3].
Психоделики и мозг
Что такого в этих переживаниях, что они позволяют производить устойчивые изменения? Психоделики действуют на мозг, имитируя серотонин, и было обнаружено, что они повышают пластичность сетей нейронов. Это означает, что новые связи могут формироваться легче, что позволяет нам отказаться от наших старых привычек и способов видения мира и примерить новое поведение и точки зрения. Широко используемая аналогия — лыжник, идущий по снежной тропе. Через какое-то время трудно выбраться из проторенной колеи. Однако сбросьте свежий снег на склон холма, и лыжник сможет найти новые тропы, которые могут быть лучше. Психоделики, кажется, временно снимают гнетущую тягу старых путей в нашем мозгу и позволяют нам физически создавать новые нейронные связи, изменяя нас в процессе.
Взлом нашей способности к трансформации
Даже без психоделиков у нас явно есть способность к радикальной трансформации. Независимо от того, вызвано ли это внезапным озарением, свежим взглядом, мистическим опытом или столкновением со смертью, наш мозг способен измениться за невероятно короткий период времени. Одна из идей состоит в том, что система серотонина 2А в мозге, на которую воздействуют психоделики, эволюционировала, чтобы дать нам способность к радикальным изменениям в моменты, когда дела идут не так, как хотелось бы, и нам нужно радикально адаптироваться [4].