Популярное

Что такое double bind в психологии: Double bind — двойное послание

Содержание

Что такое двойные послания

Ольга Карасева

говорит что думает

Профиль автора

Иногда возникает путаница между тем, что собеседник сообщает буквально, и тем, что он имеет в виду.

Например, партнер говорит, что совершенно на вас не обижается, но произносит это поджав губы, а после утыкается в телефон. Это двойное послание. Рассказываем, как оно работает и чем может быть опасно, в новом выпуске путеводителя по психике.

В предыдущем выпуске: что такое эффект прожектора.

Что это

Двойное послание — это вид психологической манипуляции, в которой человек получает противоречащие друг другу указания или сигналы. А попытка разобраться с противоречием и прояснить, что же собеседник имеет в виду, приводит к конфликту или наказанию.

Двойное послание проявляется по-разному:

  1. Противоречие может содержаться уже в самой фразе. Например, вы собираетесь уйти с работы вовремя и слышите от начальника: «Конечно, я тебя не задерживаю, мы же не можем нарушать трудовой кодекс. Но не забывай, что завтра утром отчет должен быть у меня на столе». То есть в одном высказывании есть одновременно и разрешение, и запрет.
  2. Иногда двойное послание возникает на разных коммуникативных уровнях: на словах собеседник выражает одно, а в интонации и языке тела — совсем другое. Как если бы начальник отпустил вас домой без всяких оговорок, но при этом тяжело вздохнул и демонстративно отвернулся к монитору.
  3. Бывает, что противоречие прячется еще глубже, и слова собеседника расходятся с его поведением. К примеру, начальник рассуждает о важности отдыха и опасности выгорания, но уже несколько лет отказывается нанять еще одного сотрудника, чтобы вы не перерабатывали.

/gaslighting/

Что такое газлайтинг: примеры в отношениях и что с этим делать

Концепцию двойного послания впервые описал британский антрополог и лингвист Грегори Бейтсон. Вместе с коллегами в 50-х годах 20 века он исследовал проблемы логических искажений, возникающих во время общения.

Он заметил, как на общение влияют не только буквальные значения фраз, но и, например, юмор, метафоры и ритуалы, создающие контекст. Обычно собеседники могут понять друг друга, но бывает, что контекст не соответствует буквальным значениям слов, то есть возникает двойное послание.

Исследовать явление продолжил соавтор Бейтсона, психотерапевт и психолог Пауль Вацлавик. Он описал случай двойного послания, который сам наблюдал. Мать навещает сына в психиатрической больнице, и когда он пытается ее обнять, она не протягивает руки в ответ, а зажимается.

Сын это замечает, убирает руки и отстраняется, но мать спрашивает: «Ты что, меня больше не любишь?» Увидев его смущение, женщина говорит, что он не должен стесняться своих чувств. Язык тела матери противоречит ее словам, из-за чего ее сын не понимает, как действовать. Вацлавик пишет, что после этой встречи состояние молодого человека ухудшилось.

/stories-family-therapy/

«Статус сменился на „бывший“»: 3 истории о проблемах с близкими

Двойное послание иногда создается несколькими людьми. Например, один из родителей ведет себя так, что это противоречит действиям или словам другого.

В ловушку двойного послания может попасть и целая группа людей. Есть исследования, посвященные тому, как от двойного послания страдают женщины на руководящих позициях. Коллеги ждут от них одновременно и жестких качеств — готовности соревноваться и отстаивать свою позицию, и мягких — гибкости и участливости. В итоге это приводит к выгоранию руководительниц.

Распознать двойное послание можно по таким фразам и действиям:

  • «Я не обижаюсь на тебя», — если это сказано подчеркнуто холодно;
  • «У нас очень человекоориентированная компания», — хотя в кабинетах стоят неудобные стулья и старые компьютеры;
  • «Да, ты все правильно делаешь, продолжай в том же духе», — если при этом явно чувствуется раздражение собеседника;
  • «Я так рад тебя видеть, давай обнимемся!» — но при этом человек отстраняется;
  • «Хочу, чтобы мы прекратили общаться. Не звони и не пиши мне больше», — но человек продолжает сам инициировать общение;
  • «Не вздумай курить! Это очень вредно!» — когда ребенку это говорят родители, которые курят сами.

Почему возникает

Из-за неравенства в отношениях. Передавать двойное послание может, например, родитель по отношению к ребенку, начальник — к подчиненному, один партнер — к другому. При этом существующее между ними неравенство мешает прояснить, что имеется в виду.

Если друга, с которым общение проходит на равных, можно просто спросить: «Что именно ты хотел сказать? Я тебя правильно понимаю?», то так же поинтересоваться у строгого родителя или авторитарного партнера не получится, так как это может привести к ссоре, наказанию и другим неприятным последствиям.

Из-за желания манипулировать. Двойные послания часто используют, чтобы привязать к себе других. Они нередко вызывают у получателя специфическое чувство вины. Ему кажется, что он сделал что-то неправильное по отношению к автору послания. Но при этом он не до конца понимает, что именно. И чтобы избежать этой ошибки в будущем, он становится гораздо внимательнее по отношению к отправителю — буквально следит за каждым его словом.

Исследования показывают, что к такого рода манипуляциям склонны люди с нарциссическим расстройством, политики и лидеры мнений.

Из-за невозможности проявить настоящие эмоции. Отправитель двойного послания не всегда делает это осознанно и со злым умыслом. Бывает, что всему виной внутренний конфликт: человек не может выразить свои эмоции.

/list/how-to-overcome-emotions/

Как снизить стресс: 8 техник, чтобы регулировать эмоции

Бейтсон и его коллеги приводили такой пример: мать не любит ребенка и испытывает тревожность рядом с ним, но стремится продемонстрировать одобряемое обществом поведение. Так же может действовать человек, у которого появилась нежелательная привязанность. Он попытается ее подавить, но чувства проявятся, пусть даже и на невербальном уровне.

Последствия

Грегори Бейтсон считал, что в некоторых случаях двойное послание может быть даже полезным — оно помогает развивать нестандартное мышление. В книге «Экология разума» он пишет, что на принципе двойного послания часто построены буддийские коаны — короткие истории или загадки, призванные привести ученика к пониманию сути учения.

Бейтсон приводит в пример историю, в которой мастер дзен тренирует ученика, заносит над его головой палку и предупреждает: «Если ты скажешь, что эта палка реальна, я ударю тебя. Если ты скажешь, что эта палка нереальна, я тоже ударю тебя. Если ты ничего не скажешь, я все равно ударю тебя». Чтобы разрешить это противоречие и не получить наказание, ученик должен повести себя нестандартно — выхватить палку у учителя.

Тем не менее Бейтсон и другие исследователи признавали, что двойные послания способны оказывать негативное влияние на состояние человека. Полученное один раз двойное послание приводит к появлению чувства тревоги, а если ситуация повторяется из раза в раз, тревожность становится хронической.

Кроме того, у дезориентированного двойными посланиями человека возникают чувства вины и незащищенности. С одной стороны, получатель ищет причину недопонимания и конфликтов в себе и своем поведении, с другой — не знает, как действовать, чтобы избежать этого в дальнейшем.

Кроме того, дети, чьи родители общаются с помощью двойных посланий, часто сталкиваются с проблемами с коммуникацией. У ребенка нарушается способность отличать буквальные сообщения от метафорических: он либо подозревает скрытый смысл за каждой фразой, либо, наоборот, игнорирует невербальные сигналы, вроде тона и жестов.

Как отвечать родственникам, которые нарушают ваши границы: 10 фраз

Что делать

Если двойные послания отправляет не особенно близкий вам человек и вы понимаете, что они не причинят вам неудобств и не имеют негативных последствий для психического здоровья — с ними ничего не нужно делать.

Предпринимать активные действия стоит, когда вы чувствуете, что ситуация с двойными посланиями выходит из-под контроля. Например, когда вы понимаете, что постоянно чувствуете себя виноватым в общении с другим — но не понимаете, в чем дело. Вот что может помочь вам противостоять двойным посланиям.

Задавайте уточняющие вопросы. Разорвать ловушку противоречий иногда получается, переспросив, что именно имеет в виду ваш собеседник.

Чтобы избежать конфликта, стоит использовать принципы ненасильственного общения — упомянуть о замеченных вами явлениях, не давать оценок, рассказать о своих чувствах и озвучить просьбу. Например, так: «Я заметил, что ты отвечаешь односложно. Но при этом ты говоришь, что не обижаешься. Меня расстраивает твое поведение. Было бы здорово, если бы могли все честно обсудить».

Не действуйте по сценарию отправителя двойных посланий. Этот метод подходит для ситуаций, в которых вами без сомнений пытаются манипулировать.

Получив от другого двойное послание, не спешите сразу же на него отвечать — неважно, словами или действиями. Сделайте паузу в разговоре и подумайте, какие действия отвечали бы вашим интересам, а не манипулятора. Если речь идет о начальнике, напомните ему о своих правах. Скажем, если он просит вас задержаться подольше и закончить якобы срочную работу — потребуйте официально оформить переработку, чтобы вы могли получить за нее компенсацию.

Обратитесь за помощью. Тем, кто часто сталкивался с двойными посланиями в детстве и начал искать подвох в каждом действии окружающих, подойдет когнитивно-поведенческая терапия, КПТ. Одно из когнитивных искажений, с которым она учит справляться, это произвольный вывод — умозаключение, которое человек делает по привычке, не имея аргументов и данных для его подтверждения. Грубо говоря, это просто додумывание за других.

/stories-therapy/

«Заработок вырос в несколько раз»: 7 проблем, с которыми помогла справиться психотерапия

Для борьбы с этим можно использовать КПТ-технику для работы с такими произвольными мыслями. Нужно их записывать и ставить под сомнение. Например, «меня никто не любит». А потом пробовать их рационально переосмыслить — найти факты, которые их опровергают. Вы быстро вспомните людей, которые вас все-таки любят и интересуются вашей жизнью. Так вы получите более объективную картину происходящего.

Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine.

что такое двойное послание — T&P

Порой в общении возникает путаница между тем, что собеседник сообщает буквально, тем, что он имеет в виду на самом деле, и тем, что он желает донести. В результате мы можем оказаться в дезориентирующем потоке противоречивых сигналов, а попытка к ним приспособиться приводит к странным психическим сдвигам. В этом выпуске рубрики «Просто о сложном» T&P рассказывают о принципе «двойного послания», злоупотребление которым не только рушит отношения, но и, как считают ученые, ведет к шизофрении.

Концепция «двойного послания» возникла в 1950-х годах, когда известный англоамериканский ученый-полимат Грегори Бейтсон вместе со своими коллегами, психиатром Доном Д. Джексоном и психотерапевтами Джоном Уиклендом и Джеем Хейли, начал исследовать проблемы логических искажений при коммуникации.

Рассуждения Бейсона основывались на том, что в человеческом общении правильная логическая классификация аргументов постоянно нарушается, что и приводит к недопониманию. Ведь разговаривая друг с другом, мы используем не только буквальные значения фраз, но и различные коммуникативные модусы: игру, фантазию, ритуал, метафору, юмор. Они создают контексты, в которых может быть истолковано сообщение. Если оба участника коммуникации интерпретируют контекст одинаково, они достигают взаимопонимания, но очень часто, к сожалению, этого не происходит. Кроме того, мы можем искусно симулировать эти модальные идентификаторы, выражая фальшивое дружелюбие или неискренне смеясь над чьей-то шуткой. Человек способен проделывать это и бессознательно, скрывая от самого себя настоящие эмоции и мотивы собственных поступков.

Хейли подметил, что от здорового человека шизофреника отличают в том числе и серьезные проблемы с распознаванием коммуникативных модальностей: он не понимает, что имеют в виду другие люди и не знает, как правильно оформить свои собственные сообщения, чтобы окружающие его поняли. Он может не распознать шутку или метафору или использовать их в неуместных ситуациях — словно у него начисто отсутствует ключ к пониманию контекстов. Бейтсон оказался первым человеком, предположившим, что этот «ключ» теряется не из-за разовой детской травмы, а в процессе приспособления к повторяющимся однотипным ситуациям. Но к чему можно адаптироваться такой ценой? Отсутствие правил трактовки было бы уместно в мире, где общение лишено логики — там, где человек теряет связь между декларируемым и реальным положением дел. Поэтому ученый попытался смоделировать ситуацию, которая, повторяясь, смогла бы сформировать такое восприятие — что и привело его к идее о «двойном послании».

Вот как вкратце можно описать суть концепции double bind: человек получает от «значимого другого» (члена семьи, партнера, близкого друга) двойное послание на различных коммуникативных уровнях: на словах выражается одно, а в интонации или невербальном поведении — другое. Например, на словах выражается нежность, а невербально — отторжение, на словах — одобрение, а невербально — осуждение и т. д. В своей статье «К теории шизофрении» Бейтсон приводит типичную схему такого послания:

Субъекту сообщается первичное негативное предписание. Оно может принимать одну из двух форм:

а) «Не делай того-то и того-то, иначе я накажу тебя» или

б) «Если ты не сделаешь того-то и того-то, я накажу тебя»

Одновременно передается вторичное предписание, которое конфликтует с первым. Оно возникает на более абстрактном уровне коммуникации: это могут быть поза, жест, тон голоса, контекст сообщения. Например: «не считай это наказанием», «не считай, что это я тебя наказываю», «не подчиняйся моим запретам», «не думай о том, чего ты не должен делать». Оба предписания достаточно категоричны, чтобы адресат побоялся их нарушить — к тому же для него важно сохранять хорошие отношения с партнером по коммуникации. При этом он не может ни избежать парадокса, ни прояснить, какое из предписаний является истинным — потому что уличение собеседника в противоречии, как правило, тоже приводит к конфликту («Ты мне не доверяешь?», «Ты думаешь, я сам не знаю, чего хочу?», «Ты готов выдумать что угодно, лишь бы мне досадить» и т. д.)

Например, если мать одновременно испытывает и враждебность, и привязанность к cыну и в конце дня хочет отдохнуть от его присутствия, она может сказать: «Иди спать, ты устал. Я хочу, чтобы ты уснул». Эти слова внешне выражают заботу, но на самом деле маскируют другой посыл: «Ты мне надоел, убирайся с глаз моих!» Если ребенок правильно понял подтекст, он обнаруживает, что мать не хочет его видеть, но зачем-то обманывает его, симулируя любовь и заботу. Но обнаружение этого открытия чревато гневом матери («Как тебе не стыдно обвинять меня в том, что я тебя не люблю!»). Поэтому ребенку проще принять как факт то, что о нем заботятся таким странным образом, чем уличить маму в неискренности.

В разовых случаях подобное проделывают многие родители, и это далеко не всегда приводит к серьезным последствиям. Но если такие ситуации повторяются слишком часто, ребенок оказывается дезориентирован — для него жизненно важно правильно реагировать на сообщения мамы и папы, но при этом он регулярно получает два разноуровневых месседжа, один из которых отрицает другой. Через какое-то время он начинает воспринимать такую ситуацию как привычное положение дел и пытается к ней приспособиться. И тут-то с его гибкой психикой происходят интересные изменения. Индивид, выросший в таких условиях, может со временем совсем потерять способность к метакоммуникации — обмену уточняющими сообщениями по поводу коммуникации. А ведь обратная связь — важнейшая часть социального взаимодействия, и множество потенциальных конфликтов и неприятных ошибок мы предотвращаем фразами вроде «Что ты имеешь в виду?», «Почему ты это сделал?», «Я правильно тебя понял?».

Потеря этой способности приводит к полной неразберихе в общении. «Если человеку говорят: “Чем бы ты хотел заняться сегодня?”, он не может правильно определить по контексту, по тону голоса и жестам: то ли его ругают за то, что он сделал вчера, то ли к нему обращаются с сексуальным предложением… И вообще, что имеется в виду?» — приводит пример Бейтсон.

Чтобы хоть как-то прояснить окружающую реальность, хроническая жертва двойного послания обычно прибегает к одной из трех базовых стратегий, которые и проявляются как шизофренические симптомы. Первая — буквальная трактовка всего, что говорится окружающими, когда человек вообще отказывается от попыток понять контекст и рассматривает все метакоммуникативные сообщения как недостойные внимания.

Второй вариант — прямо противоположный: пациент привыкает игнорировать буквальное значение посланий и ищет во всем скрытый смысл, доходя в своих поисках до абсурда. И, наконец, третья возможность — эскапизм: можно попробовать совсем избавиться от коммуникации, чтобы избежать связанных с ней проблем.

Но и те, кому повезло вырасти в семьях, где принято выражать свои желания предельно ясно и однозначно, не застрахованы от двойных посланий во взрослой жизни. К сожалению, это распространенная практика в общении — в первую очередь, потому, что у людей нередко возникают противоречия между представлениями о том, что они должны чувствовать/ как они должны себя вести и тем, что они делают или чувствуют на самом деле. Например, человек считает, что для того, чтобы «быть хорошим», он должен проявлять к другому теплые эмоции, которых на самом деле не испытывает, но боится это признать. Или, наоборот, у него появляется нежелательная привязанность, которую он считает долгом подавлять и которая проявляется на невербальном уровне.

Транслируя номинальное сообщение, противоречащее реальному положению дел, спикер сталкивается с нежелательной реакцией адресата, и не всегда может сдержать свое раздражение. Адресат, в свою очередь, оказывается в не менее дурацком положении — вроде бы он действовал в полном соответствии с ожиданиями партнера, но вместо одобрения его наказывают непонятно за что.

Свою идею о том, что именно двойное послание вызывает шизофрению, Бейтсон не подкреплял серьезными статистическими исследованиями: его доказательная база строилась в основном на анализе письменных и устных отчетов психотерапевтов, звукозаписях психотерапевтических интервью и показаниях родителей пациентов-шизофреников. Однозначного подтверждения эта теория не получила до сих пор — согласно современным научным представлениям, шизофрения может быть вызвана целой совокупностью факторов, начиная с наследственности и заканчивая проблемами в семье.

Но концепция Бейтсона не только стала альтернативной теорией происхождения шизофрении, но и помогла психотерапевтам лучше разбираться во внутренних конфликтах пациентов, а также дала толчок к развитию НЛП. Правда, в НЛП «двойное послание» трактуется немного иначе: собеседнику представляет иллюзорный выбор из двух вариантов, из которых оба выгодны спикеру. Классический пример, перекочевавший в арсенал менеджеров по продажам — «Вы будете расплачиваться наличными или кредиткой?» (о том, что посетитель может вообще не сделать покупки, и речи не идет).

Впрочем, сам Бейтсон считал, что double bind может быть не только средством манипуляции, но и вполне здоровым стимулом к развитию. В качестве примера он приводил буддистские коаны: мастера дзен часто ставят учеников в парадоксальные ситуации, чтобы вызвать переход на новую ступень восприятия и просветление. Отличие хорошего ученика от потенциального шизофреника — в способности решить задачу творчески и увидеть не только два противоречащих друг другу варианта, но и «третий путь». В этом помогает отсутствие эмоциональных связей с источником парадокса: именно эмоциональная зависимость от близких людей часто мешает нам подняться над ситуацией и избежать ловушки двойного послания.

Двойная связь отношений: от разочарования к просветлению

Источник: Алекси Берри

Будь проклят, если ты это сделаешь, будь проклят, если ты этого не сделаешь. Сколько раз вы слышали это? Что еще более важно, сколько раз вы говорили это о ситуации, в которой вы были? Это называется двойной связью: ощущение, что какое бы решение вы ни приняли, вы ошибаетесь. Каждый испытывает это в какой-то момент; некоторые более восприимчивы к нему, чем другие.

В 50-х годах утверждения о двойной связи были одной из характеристик шизофреногенной матери. Согласно этой теории, помимо того, что мать холодна и эмоционально недоступна, а также чрезмерно защищает, мать также имеет привычку давать ребенку противоречивые сообщения. Эти сообщения ставили ребенка в безвыходную ситуацию и вызывали замешательство и тревогу. Эта теория потеряла популярность с годами, когда были идентифицированы биологические факторы, участвующие в шизофрении.

Хотя эта теория больше не является важным объяснением этиологии психических заболеваний, в нашем мире изобилуют двойные связи, которые влияют на нас. Эти двойные связи одновременно вызывают стресс, сбивают с толку и вызывают тревогу. Они могут повредить отношениям. Как это ни парадоксально, в буддийской традиции ситуации двойной связи считаются полезными в поисках просветления.

Человеческое общение сложно; прожить жизнь, не испытав двойной связи, маловероятно. Есть много случаев, когда отношения создают ситуацию двойной связи. Один пример находится в области ревности. Большинству людей не нужен партнер, охваченный ревностью; в то же время человек может задаться вопросом, почему его партнер никогда не ревнует. В результате неревнивый партнер может испытать двойное связывание.

Другой пример, который привел некоторые пары на терапию, состоит в том, что один партнер ожидает, что другой удовлетворит его желания без того, чтобы ему сказали, что это за желания. Это становится очевидным, когда один партнер говорит: «Я не хочу, чтобы ты делал это, потому что я попросил тебя; я хочу, чтобы ты делал это, потому что ты этого хочешь». Выражение чувств важно в отношениях, но в этом случае другой партнер попадает в двойную ловушку: если он это делает, желающий партнер думает, что это было сделано только потому, что они высказались, если это не сделано, он не удовлетворение потребности своего партнера. И что еще хуже, если они не хотят этого делать, это может считаться признаком того, что любовь в отношениях не сильна.

Многие люди чувствительны к этим двойным связям. Во многом это результат детского опыта. Возможно, родители непреднамеренно поставили их в двойную ситуацию. Вероятно, они чаще, чем сверстники, получали двойные сообщения, такие как «Я люблю тебя», когда чувствовали, что язык тела родителя отвергает. Нынешний опыт отражает ощущение, что они не могут «выиграть» в своих межличностных отношениях.

Чувство отсутствия приемлемого образа действий в результате двойной связи может способствовать снижению самооценки, чувству обиды на партнера или апатии. В классическом психологическом исследовании, когда людей и животных ставили в ситуации, в которых, казалось, не было правильного плана действий для исправления ситуации, они сдавались. Это называется выученной беспомощностью. Апатия — опасное чувство для отношений. Слишком многие отказались от попыток угодить своему партнеру.

Восприятие двойных связей в отношениях может быть просто проблемой общения; это также может быть чувствительность к этим кажущимся двойным связям одного партнера. Восприятие является неотъемлемой частью любого вопроса. Восприятие двойных связей может указывать на некоторую негибкость мышления. Например, все ситуации разные. То, что может быть правильным курсом действий в одной ситуации, может потребовать совсем другого курса действий в аналогичной ситуации. Решением могло бы стать отношение, более похожее на дзен. Это, безусловно, приведет к более гибкому мышлению.

В дзэн-буддийских текстах двойная связь — это путь к просветлению. Коаны (неразрешимые проблемы, данные ученику мастером), такие как «Каким было ваше первоначальное лицо до того, как вы родились?» следует размышлять до тех пор, пока студент не представит соответствующий ответ. Поскольку правильный ответ невозможен, цель состояла в том, чтобы ученик настолько разочаровался в поисках, чтобы эго отпустило свою власть, и ученик осознал просветление. Коаны, согласно учению дзэн, ведут к видению сквозь ложный ум двойственности.

Цель тех, кто заинтересован в рассмотрении двойных связей с более выгодной точки зрения, состоит в том, чтобы сначала осознать роль восприятия в восприятии двойных связей. Затем следует оценка того, является ли эта ситуация на самом деле двойной связью. Возможно ли, что вы чувствительны к подобным ситуациям, но это не двойная связь? Даже если ситуация определена как двойная, ее можно переформулировать, поняв, что все ситуации несколько отличаются. Другая стратегия состоит в том, чтобы полностью присутствовать в этой ситуации, отпустить прошлую ситуацию, напоминающую эту, и подумать о том, что нужно вашему партнеру в данный момент. Двойная связь — это возможность для вас полностью присутствовать, более эффективно общаться и достичь просветления.

Copyright 2011 William Berry.

Взаимодействие с двойной связью | Психология Вики

Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |

Клинический:
Подходы ·
Групповая терапия ·
Методы ·
Типы проблем ·
Области специализации ·
Таксономии ·
Терапевтические проблемы ·
Способы доставки ·
Проект перевода модели ·
Личный опыт ·


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по предмету .
Пожалуйста, помогите нанять одного из них или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

Тип эксперимента см. в разделе двойной слепой.

Двойная связь — это дилемма в общении, при которой человек (или группа) получает два или более противоречивых сообщения, причем одно сообщение отрицает другое; ситуация, в которой успешный ответ на одно сообщение означает неудачу с другим, и наоборот, так что человек автоматически будет признан неверным независимо от ответа. И человек не может ни прокомментировать конфликт, ни разрешить его, ни выйти из ситуации.
Двойная связь обычно включает в себя различные уровни абстракции в порядке сообщений, и эти сообщения могут быть заявлены или имплицитны в контексте ситуации или переданы тоном голоса или языком тела. Дальнейшие осложнения возникают, когда частые двойные связи являются частью продолжающихся отношений, которым привержен человек или группа. [1] [2]

Теория двойной связи лучше понимается в контексте сложных систем и кибернетики, поскольку и человеческое общение, и разум функционируют аналогично экосистемам. Бэйл, Л.С. 1995, Gregory Bateson, Cybernetics and the Social/Behavioral Sciences Теория сложных систем помогает нам понять взаимозависимость частей сообщения и обеспечивает «упорядочение того, что для ньютоновцев выглядит как хаос». [3]

Содержание

  • 1 История
  • 2 Сложность в общении
  • 3 Классический пример
  • 4 Пояснение
  • 5 Использование в дзен-буддизме
  • 6 Примеры фраз
  • 7 Критика
  • 8 Нейролингвистическое программирование
  • 9 См. также
  • 10 Примечаний
  • 11 Внешние ссылки

История

Термин «двойная связь» был впервые использован антропологом Грегори Бейтсоном и его коллегами в их дискуссиях о сложности коммуникации в связи с шизофренией. Но Бейтсон ясно дал понять, что такие сложности существуют и в нормальных обстоятельствах, особенно в «играх, юморе, поэзии, ритуалах и художественной литературе» (см. «Логические типы»). Их результаты показали, что путаница в общении, часто диагностируемая как шизофрения, не обязательно является результатом органической дисфункции мозга. Вместо этого они обнаружили, что деструктивные двойные связи были частым паттерном общения среди семей пациентов, и предположили, что взросление среди постоянных двойных связей может привести к заученным моделям путаницы в мышлении и общении. (в числе коллег Бейтсона были Дон Д. Джексон, Джей Хейли и Джон Х. Уикленд),

Сложность в общении

Человеческое общение сложное, 90% — это невербальное общение (см. Albert Mehrabian , и контекст является неотъемлемой его частью. Коммуникация состоит из сказанных слов и их связи с тем, что было сказано в прошлое, что не говорится, но подразумевается, и как они модифицируются невербальными сигналами, среда, в которой это говорится, и т. д.
Например, если кто-то говорит: «Я люблю тебя», принимается во внимание кто это говорит, их тон голоса и язык тела, а также контекст, в котором это сказано (является ли это заявлением о страсти или безмятежным подтверждением, является ли это публичным или частным, является ли это неискренним и манипулятивным, звучит ли это как если они говорят «Пожалуйста, передай соль» или они говорят это в шутку, даже если они раздражены на вас?)

Конфликты в общении случаются часто, и часто мы спрашиваем: «Что вы имеете в виду?» или запросить разъяснения другими способами. Это называется метакоммуникацией — общением об общении. Но иногда запрос разъяснений невозможен. Коммуникативные трудности распространены в обычной жизни и чаще всего возникают, когда системы метакоммуникации и обратной связи отсутствуют или неадекватны, или нет времени.

Двойная связь может быть чрезвычайно стрессовой и стать разрушительной, когда человек оказывается в ловушке перед дилеммой и наказывается за поиск выхода, но поиск правильного выхода из ловушки может привести к эмоциональному росту.

Классический пример

Классический пример отрицательной двойной связи — это когда мать говорит своему ребенку, что любит его, и в то же время с отвращением отворачивается. [4] Ребенок не знает, как реагировать на конфликт между словами или языком тела, и, поскольку он зависит от матери в своих основных потребностях, он находится в затруднительном положении. Маленькие дети особенно с трудом формулируют противоречия вербально и не могут ни игнорировать их, ни выйти из отношений.

Другой пример, когда человеку приказывают «быть спонтанным». Сама команда противоречит спонтанности, но она становится двойной связью только тогда, когда нельзя игнорировать команду или комментировать противоречие.

Часто противоречие в сообщении не бросается в глаза посторонним, незнакомым с предыдущими сообщениями. Приемлемое выражается вербально, а неприемлемое передается невербально.

Но Бейтсон также описал позитивные двойные связи, как в отношении дзен-буддизма с его путями духовного роста, так и использование психиатрами терапевтических двойных связей, чтобы сталкивать своих пациентов с противоречиями в их жизни таким образом, чтобы помочь им. лечить.
Один из консультантов Бейтсона, Милтон Х. Эриксон (5 томов под редакцией Росси) продемонстрировал в своей жизни необычайные и положительные возможности двойной перевязки, представив эту технику в ярком свете.

Объяснение

Двойная связь часто ошибочно понимается как простая противоречивая ситуация, когда жертва попадает в ловушку из-за двух противоречащих друг другу требований. Хотя верно то, что в основе двойной связи лежат два противоречащих друг другу требования, разница заключается в том, как они предъявляются жертве, каково понимание ситуации жертвой и кто (или что) навязывает эти требования жертве. . В отличие от обычной безвыигрышной ситуации, жертва в значительной степени не осознает точной природы парадоксальной ситуации, в которой он или она находится. Противоречие может быть совершенно невидимым в непосредственном контексте, в котором оно возникло (и, следовательно, невидимым для внешних наблюдателей). . Это становится очевидным только тогда, когда рассматривается некоторый более широкий контекст. Как правило, требование предъявляется к жертве кем-то, кого она уважает (родителем, учителем или врачом), но само требование невозможно выполнить по своей сути, потому что это запрещает какой-то более широкий контекст. Бейтсон и его коллеги определили двойную связь следующим образом: [1] (перефразируя):

  1. В ситуации участвуют два или более человека, один из которых для целей определения обозначен как «жертва». Другие — это люди, которые в некотором роде занимают 90 047 более высокое 90 048 положение по отношению к жертве: авторитетная фигура, например родитель, которого жертва уважает.
  2. Повторный опыт. Двойная связь — повторяющаяся тема в опыте жертвы, и как таковая она не может быть решена как единый травматический опыт.
  3. Первичный судебный запрет налагается на жертву другим лицом в одной из двух форм: (a) Сделай «X», иначе я тебя накажу. (б) Не делай «X», иначе я тебя накажу. Предполагается, что наказанием является либо отказ от любви, выражение ненависти и гнева, либо оставление в результате выражения крайней беспомощности авторитетной фигуры.
  4. Вторичный судебный запрет налагается на жертву, которая противоречит первому на более высоком и более абстрактном уровне. Например: «Делай то, что я тебе сказал, но только потому, что ты этого хочешь». Нет необходимости, чтобы это предписание было выражено устно.
  5. При необходимости на жертву накладывается третичный судебный запрет , чтобы помешать ей избежать дилеммы.
  6. Наконец, Бейтсон заявляет, что полный список предыдущих требований может быть излишним — в том случае, если жертва уже видит свой мир в режиме двойной связи. Далее Бейтсон дает общие характеристики таких отношений:
    1. Когда жертва вовлечена в интенсивные отношения; то есть отношения, в которых он считает жизненно важным точно различать, какого рода сообщение передается, чтобы он мог реагировать соответствующим образом;
    2. И жертва попадает в ситуацию, в которой другой человек в отношениях выражает два порядка сообщений, и один из них отрицает другой;
    3. И жертва не может комментировать высказанные сообщения, чтобы исправить свое различение порядка сообщений, на которые следует отвечать: т. е. он не может сделать метакоммуникативное утверждение.

Таким образом, суть двойной связи состоит в двух противоречивых требованиях, каждый на другом логическом уровне , ни один из которых нельзя игнорировать или убежать, что оставляет жертву разрываемой в обе стороны, так что какое бы требование они ни пытались удовлетворить, другое требование не может быть выполнено. «Я должен это сделать, но я не могу этого сделать» — типичное описание опыта двойной связи.

Чтобы двойное связывание было эффективным, жертва не видит, что требование, предъявляемое к ней первичным судебным запретом, находится в прямом противоречии со вторичным судебным запретом. В этом смысле двойная связь дифференцируется — от простого противоречия до более невыразимого внутреннего конфликта, где жертва энергично хочет, чтобы выполнил требования основного судебного запрета, но каждый раз терпит неудачу, потому что жертва не видит, что ситуация полностью несовместима с требованиями вторичного судебного запрета. Таким образом, потерпевшие могут выражать чувство крайней тревоги в такой ситуации, когда они пытаются выполнить требования первичного судебного запрета, но сталкиваются с очевидными противоречиями в своих действиях.

Двойное связывание изначально было представлено как ситуация, которая могла привести к шизофрении, если навязать ее маленьким детям или просто людям с нестабильной и слабой личностью. Создание ситуации, при которой потерпевший не мог ничего комментировать или «метакоммуникативное заявление» об их дилемме, теоретически, усилит их состояние психической тревоги. Сегодня это более важно как пример подхода Бейтсона к сложностям общения.

Одним из решений двойной связи является помещение проблемы в еще более широкий контекст, состояние, которое Бейтсон определил как Обучение III, шаг вперед по сравнению с Обучением II, которое требует только усвоенных ответов на ситуации вознаграждения/последствия. В обучении III двойное связывание контекстуализируется и понимается как невозможный, беспроигрышный сценарий. Бейтсон утверждал, что в случае шизофреника двойная связь проявляется постоянно и привычно в семейном контексте. К тому времени, когда ребенок становится достаточно взрослым, чтобы идентифицировать ситуацию двойной связи, она уже интернализирована, и ребенок не может противостоять ей. Таким образом, решение состоит в том, чтобы создать побег от противоречивых логических требований двойной связи в мире бредовой системы.

Использование в дзен-буддизме

По словам философа и теолога Алана Уоттса, двойное связывание долгое время использовалось в дзен-буддизме в качестве терапевтического инструмента. Мастер дзен целенаправленно навязывает своим ученикам двойную связь (с помощью различных «искусных средств», называемых упая ) в надежде, что они достигнут просветления ( сатори ). Одна из самых выдающихся техник, используемых Мастерами Дзэн (особенно в школе Риндзай), называется коаном , , в котором мастер задает своим ученикам вопрос и инструктирует их направить всю свою умственную энергию на поиск ответа на вопрос. это. В качестве примера коана ученика можно попросить представить мастеру свое подлинное «я»: «Покажи мне, кто ты на самом деле». По словам Уоттса, ученик в конце концов поймет, что он ничего не может сделать, а также ничего не может сделать.0047, а не , чтобы представить свое истинное «я», и, таким образом, они действительно изучают буддийскую концепцию анатмана (не-я) посредством доведения до абсурда.

Примеры фраз

  • Мать говорит своему сыну: «Ты должен любить меня».
Основным предписанием здесь является сама команда; вторичное предписание — невысказанное требование, чтобы ребенок искренне, по собственной воле любил мать.
  • Дзен-коан: «Будь искренним» или «Кто ты?»
Уоттс утверждает, что это основная тема всех дзен-коанов, и идея здесь состоит в том, чтобы представить роси (мастеру) свое истинное «я». Чем больше ученик пытается, тем более фальшивым он становится, и даже то, что он не пытается, — это всего лишь еще одна версия попытки.
  • «Вы должны быть свободны».
Свобода — это возможность быть спонтанным и делать все, что хочешь; чтобы вам сказали, что вы должны сделать это означает, что вы соблюдаете заповедь, которую приказывает вам выразить состояние свободы. (Ярким примером этого является лозунг штата Нью-Гэмпшир «Живи свободным или умри», который также относится к области выбора Хобсона).
  • Мать сыну: «Покажи родным, как ты играешь».
Детская игра — это спонтанный процесс, которым ребенок занимается по собственной воле; быть заставить играть не играть. Это очень похоже на двойную связь: «Вы должны быть свободны».
  • Педофил-ребенку: «Ты должен был сбежать от меня раньше, теперь уже слишком поздно — потому что теперь никто не поверит тебе, что ты не соглашался на то, что я сделал с тобой», в то же время предотвращая любые предыдущие попытки ребенка сбежать различными способами.
  • «Тебе должно нравиться играть с детьми, как и другим отцам»
То же, что и двойная связь между матерью и сыном.

Критика

Теория двойной связи Грегори Бейтсона очень сложна и проверена лишь частично; в текущих психологических и экспериментальных данных, необходимых для установления причинно-следственной связи, есть пробелы. Текущие субъективные оценки людей, столкнувшихся с необходимостью принятия серьезного решения при наличии противоречивых сообщений, сообщают о чувстве беспокойства. Утверждается, что, если теория двойной связи действительно опровергает выводы, указывающие на генетическую основу шизофрении, необходимы более всесторонние психологические и экспериментальные исследования с различными типами семей и в различных семейных контекстах. [5] Современное понимание шизофрении принимает во внимание сложное взаимодействие генетических, неврологических и эмоциональных стрессоров, включая взаимодействие в семье.

Нейролингвистическое программирование

В области нейролингвистического программирования также используется выражение «двойная связь». Гриндер и Бэндлер (оба из которых имели личный контакт с Бейтсоном) утверждали, что сообщение может быть составлено из нескольких сообщений, в результате чего у получателя сообщения создается впечатление выбора, даже если оба варианта имеют одинаковый результат на более высоком уровне. намерение. В терминологии НЛП это называется «двойной связью». [6] Применяется как в продажах, так и в терапии. Продавец может спросить: «Вы хотите заплатить наличными или кредитной картой?» Оба исхода предполагают, что человек совершит покупку, тогда как третий вариант, отказ от покупки, намеренно исключен из списка вариантов. Строго говоря, «наличные или кредитная карта?» не является двойной связью, потому что здесь нет никакого противоречия.

Если продавец продавал книгу о пороках коммерции, то, возможно, это могло быть «настоящим» двойным бредом, но только в том случае, если покупатель уже считал коммерцию злом и чувствовал себя вынужденным или обязанным купить книгу.

См. также

  • Уловка-22 (логика)
  • Когнитивный диссонанс
  • Коннотация (семиотика)
  • Неблагополучная семья
  • Межличностное общение
  • Нейролингвистическое программирование
  • Доведение до абсурда
  • Шизофреногенная семья
  • Шизофреногенные матери

Примечания

  1. 1,0 1,1 Бейтсон Г. , Джексон Д. Д., Хейли Дж. и Уикленд Дж., 1956, К теории шизофрении. (в: «Наука о поведении», том 1, 251–264)
  2. Бейтсон, Грегори (1972). Шаги к экологии разума: Сборник очерков по антропологии, психиатрии, эволюции и эпистемологии , University Of Chicago Press.
  3. ↑ Steps to the Ecology of Mind: Сборник очерков по антропологии, психиатрии, эволюции и эпистемологии
  4. ↑ Купманс, Матийс. http://www.goertzel.org/dynapsyc/1997/Koopmans.html] Шизофрения и семья: пересмотр теории двойной связи 1997.
  5. ↑ includeonly>Koopmans, Mathijs. «Шизофрения и семья: новый взгляд на теорию двойной связи», 1997.
  6. ↑ Бэндлер, Р., Гриндер, Дж. (1981) Рефрейминг: нейролингвистическое программирование и трансформация значения реальных людей Press. ISBN 0911226257

Внешние ссылки

  • http://www.23nlpeople.com/double_bind.htm
  • http://www.behavenet.com/capsules/treatments/famsys/dblebnd.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *