Хаймовская Наталия Ароновна
Кандидат психологических наук, доцент, психолог, преподаватель психологии.
Эксперт в области:
Психологического консультирования, психотерапии, детско-родительских отношений, психологии личности, общей психологии, психологии управления.
Сведения об образовании:
Московский педагогический государственный университет имени В.И. Ленина, специальность «Педагогика и психология».
Аспирантура РАН, диссертация на тему «Формирования привязанности в раннем возрасте».
Мюнхенский институт гештальта и психодраммы, сертификат тренера в сфере гештальт-терапии и психодрамы.
Профессиональный опыт:
Общий стаж работы по специальности 28 лет.
Опыт преподавательской деятельности, ведения тренингов, психологического консультирования, психотерапии, организации психологической службы в образовательном учреждении, психологического сопровождения детей-сирот и приемных родителей – 28 лет.
Московский городской психолого-педагогический университет, доцент.
Публикации, книги
- Организация диалогового пространства – как способ социально-психологического Сопровождения мотивированных детей. Социальная психология в образовательном пространстве. Научные материалы I Международной научно-практической конференции (16–17 октября 2013 г.). – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013 – 323 с. С.231-233.
- Раздел VII. 7.1.1. Психологическое сопровождение профессионального и жизненного самоопределения школьников. Социальная психология образования: учебное пособие /ред. О.Б. Крушельницкая, М. Е. Сачкова, Л.Б. Шнейдер. – Москва: Вузовский учебник: Инфра-М, 2015 – 320 с. С.
- Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы
III Ежегодной научно-практической конференции памяти М.Ю.
Кондратьева (10–11 мая 2018 г.). – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2018
– 296 с. Сборник.
Участие в конференциях:
- Международная конференция «Социальная психология в жизни и современности», Москва, 2018 г.
- Международная конференция «Гештальт-терапия, современные подходы», Тулуза 2017 г.
Область профессиональных интересов:
Психотерапия травм, семейные отношения, арт-методы в психологическом консультировании и психотерапии.
Автор статей:
- — Границы личности в психологии
- — Стресс – чем он полезен и опасен. Как с честью выйти из него
Преподаватель в курсах:
- — Современные методы психологической коррекции и консультирование
- — Теория и практика в арт-терапии. Интегративный подход
- — Психотерапия: от теории к практике
- — Логопедия и психология ребёнка
- — Современные методы психологического консультирования и психотерапии
- — Практическое использование методов арт-терапии. Интегративный подход
- — Психотерапия психологических травм
- — Консультирование и психотерапия детей и подростков
- — Психотерапия психологических травм. Углубленный курс
- — Эффективные методы и техники краткосрочной психотерапии. Курс-практикум
- — Эффективные методики краткосрочной психотерапии. Практический курс
- — Психотерапия психологических травм
Все преподаватели
«Человеком можно управлять на небольших дистанциях»
ПСИХОЛОГИЯ
Наталья Хаймовская
Наталья Хаймовская, доцент кафедры «Теоретические основы социальной психологии» МГППУ, — о лидерах и шестерках, управлении толпой и психологии женщин
О психодраме и катарсисе
Основатель социальной психологии Якоб Морено был большой театрал. Однажды на спектакле он испытал настоящий катарсис. Из театра Морено вышел в прекрасном настроении, будто немного пьяный, и с четким ощущением, что нашел ответы на те вопросы, которые прежде ставили его в тупик. И дело тут не в актерской игре, а в общей атмосфере, которая захватила его эмоционально и интеллектуально. Морено предположил, что нахождение в группе может оказывать сильное влияние на отдельного человека — и на его поведение, и на внутренний мир.
Лидер, аутсайдер, шестерка, среднестатусный участник группы. Не бывает в группе человека без роли
Он попробовал перенести это воздействие в психологию. Так в 1930-х годах возник метод под названием «психодрама». Как он работает? Один из участников группы рассказывает другим участникам свою историю; каждый из них воспринимает ее по-своему. Например, я рассказываю, как с кем-то поссорилась и мне было обидно. А другой участник говорит: «А мне кажется, ты очень зло это рассказываешь, я чувствую твою агрессию. Тот, про кого ты говоришь, по-моему, просто испугался». Участники группы «зеркалят» мои эмоции, пробуют вчувствоваться в мои слова и сыграть их. Это помогает мне лучше понять себя. Тот же Якоб Морено придумал и социометрию — социальную методику, помогающую изучать взаимодействие людей внутри групп.
О лидерах, шестерках и других групповых ролях
Учитель читает курс. Один из учеников начинает претендовать на роль лидера группы: пытается задеть преподавателя, вступает с ним в конфликт, показывает, что он знает больше, что он круче. Учитель или терпит, или показывает, что главный тут он, но ему тяжело. Через какое-то время этот ученик или уходит, или же отсутствует из-за болезни. Преподаватель вздыхает с облегчением и думает: «Ну слава богу, хоть сегодня спокойно проведу лекцию». И в тот же момент другой ученик, который до этого сидел тихо-спокойно, не выпендривался, вдруг начинает выступать. Почему это происходит? Вот такие явления как раз изучает социальная психология.
Дело в том, что в группе все люди находятся в определенных ролях: лидер, аутсайдер, шестерка, среднестатусный участник группы. Не бывает в группе человека без роли. Роль сама требует, чтобы кто-то взял ее на себя. Группы бывают здоровые и нездоровые, закрытые и открытые. В открытых группах человек в зависимости от ситуации может играть разные роли. Например, муж с женой варят борщ. Жена играет роль лидера, а муж выступает в роли делового помощника. Потом они идут гулять в лес, и, если система открытая, муж может взять на себя роль лидера. Если же система закрытая, вы забираете себе лидерскую роль и ни в коем случае ее не отдаете. В открытой группе, если жена мужа обидела, он ей скажет: «Слушай, мне обидно, ты зачем на меня наехала?» Если группа закрытая, то такого прямого взаимодействия нет, а есть кривое. Обиженный муж пойдет и нажалуется ребенку или теще, а жене ничего не скажет. Социальные психологи занимаются подобными закономерностями и иногда в такой ситуации могут помочь. Но если человек постоянно стремится быть лидером и при этом в нем, например, сильно развита конфликтность, социальная психология ничего сделать не может. Тут нужна глубинная психология личности.
О социологии масс и управлении толпой
Социальная психология начиналась в конце XIX века как психология масс. Французский ученый Гюстав Лебон написал книгу под таким названием, в ней он описывает поведение человека в толпе. Есть такая черта личности — эмпатия. Если вам свойственна эмпатия и вы берете плачущего ребенка на руки, то через какое-то время у вас внутри тоже все начинает ходуном ходить: происходит «эмоциональное заражение». Психология толпы изучает эмоциональное заражение, при котором люди начинают действовать как один механизм и индивидуальные особенности человека подавляются особенностями группы.
Этим механизмом можно управлять. Все мы знаем, как провокаторы заводят толпу, когда все идут в одну сторону и делают одно и то же. А потом отдельно спросишь какого-нибудь участника, зачем стекла бил, а он и не знает: «Все пошли, и я пошел». Чем больше у человека эмоций, чем сильнее эмпатия, тем легче он сливается с другими людьми. Но силу толпы любят преувеличивать. На самом деле человеком можно управлять на небольших дистанциях. Потому что, слава богу, человек — существо свободное, во многом глубокое. И в любой момент он может прийти в себя, вернуться к собственным ценностям и к собственному характеру.
О небоскребах и женщинах
Социальная психология широко используется в организациях. Психологи смотрят и настраивают основные процессы управления: целеполагание, делегирование, контроль; следят, чтобы все это было эффективно и комфортно для сотрудников, руководителей и самой организации. Но у социальной психологии могут быть и другие неожиданные применения.
Например, когда в Америке были построены небоскребы и там расположилось множество офисов, возникла неожиданная проблема. Сотрудники заканчивали работу в одно и то же время и все одновременно подходили к лифтам. В результате на площадках перед лифтами собирались толпы. Нужно было что-то придумать, чтобы разгрузить трафик, — не полицейского же ставить. Тогда обратились к социальным психологам, и те повесили зеркала в холлах с лифтами. Женщины подходили к зеркалам, мужчины шли мимо, потоки развели, и толпы рассосались. Про конкретных людей эти психологи ничего не знали — про их сложности в личной жизни, про то, кто спешит в магазин или к ребенку. Но они знали общие групповые закономерности, и этого оказалось достаточно, чтобы решить проблему.
О том, как социальные психологи помогают выбрать профессию
Есть такой хороший педагог-психолог, который занимается профессиональным самоопределением, Светлана Николаевна Чистякова. Она считает, что профессиональную ориентацию ребенка можно начинать в 5−6-м классе. Первый этап мотивационный — ребенок должен осознать, что профессий много, что люди разные. На этом этапе проходят консультации либо групповые занятия, где ребенка знакомят с профессиями. Он понимает, что, во-первых, их не десять и не сто, а тысячи, а во-вторых, что мы все разные и то, что у одного получается легко, у другого не получается вовсе. Не потому, что кто-то плохой, — просто у всех свои особенности. Если ребенок осознал и глубоко прочувствовал эти идеи, он начинает сам активно выбирать будущую профессию и становится субъектом выбора, а не его объектом.
Следующие этапы — индивидуальное психологическое консультирование, когда подросток (или взрослый, который хочет поменять профессиональную деятельность) вместе с психологом исследует свои интересы, свои особенности и способности. Успешный профессиональный выбор лежит как раз на стыке этих трех зон. Обычно на это отводится две консультации: первая — общая диагностическая, вторая конкретизирует выбор.
Если у вас болит зуб, надо идти к стоматологу, а не учиться на стоматолога
Если взрослый человек хочет радикально сменить профессию, он должен быть готов к некоторой психологической сложности. Высшее образование формирует не столько профессиональные навыки, сколько ментальность — взгляд человека на мир. Человек с базовым психологическим образованием смотрит на мир иначе, чем, например, медик или филолог. Ментальность поменять трудно, это глубокая вещь. Поэтому кардинально сменить профессию сложно: человек может освоить новую профессию технически, но видеть мир он будет с прежним профессиональным искажением. Поэтому психологи советуют осваивать новые профессиональные деятельности на стыке с прежней, добавляя их в свою. Так, юрист может получить второе экономическое образование и работать экономистом с уклоном в юриспруденцию.
О том, почему психология и притягивает, и пугает людей
Человеку всегда было важно что-то про себя понять и что-то в себе изменить. С другой стороны, многие испытывают бешеный страх, что кто-то может оказать на них влияние (хотя это кажущаяся вещь: психолог не тот человек, кто оказывает влияние). Кроме того, есть страх, что, приблизившись к психологу, вы что-то такое про себя узнаете, с чем не сможете жить, что вас разрушит. Это двойственное чувство создает напряженность вокруг специальности психолога и психотерапевта.
Сегодня психологическое образование стало модным. При этом в головах у многих дикая путаница в терминах, направлениях, техниках.
В психологию как в профессию часто ведет желание разобраться в себе. Многие идут учиться, потому что сами испытывают серьезные личные проблемы. И тут важно проговорить: это не лучшая мотивация. Если у вас болит зуб, надо идти к стоматологу, а не учиться на стоматолога. В психологию лучше идти, если вы хорошо себя чувствуете, — просто вам интересны люди.
Подготовила Ася Чачко
ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ ЭТО ИНТЕРВЬЮ?
Live-курсы
от 1 месяца
Онлайн-курсы в самых актуальных сферах психологии от ведущих психологов-практиков.
Подробнее |
Курсы в записи
от 1 месяца
Отдельные интенсивные курсы в записи по ключевым дисциплинам или наборы краткосрочных курсов на выбор по всем направлениям.
Подробнее |
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Социально-психологические аспекты профессиональной идентичности в современном обществе // Психолого-педагогические исследования — 2016. Вып. 8, нет. 1
Реферат
Статья посвящена таким актуальным вопросам, как выбор профессии и самореализация с учетом специфики современного этапа развития российского общества, требующего способности к самореализации, рефлексивности, гибкости, умения действовать в условиях постоянно меняющейся внешней среде, сохраняя при этом внутреннюю целостность. В статье широко представлен теоретический анализ социально-психологических проблем профессиональной идентичности. Также рассматриваются вопросы психологической готовности к выбору профессии, отраженные на технологическом и мотивационном уровнях. Теоретический анализ показывает, что на ранних этапах развития профориентации в отечественных психологических исследованиях основное внимание уделялось линейному развитию карьеры в частности, когда-то избранной профессии, тогда как в современных условиях определяются параметры, при которых происходит развитие самоактуализирующихся, самостоятельных и гибких личностей, способных реализовать себя в различных профессиональных областях играет решающую роль.
Ключевые слова: самоопределение, профессиональная идентичность, самоактуализация, профориентация, кризис идентичности
Рубрика журнала: Психология развития
Тип статьи: научная статья
DOI: https://doi. org/10.17759/psyedu.2016080110
Для цитирования:
Хаймовская Н.А., Бочарова А.Л. Социально-психологические аспекты профессиональной идентичности в современном обществе [Электронный ресурс]. Психологическая наука и образование psyedu.ru, 2016. Vol. 8, нет. 1, стр. 105–113. DOI: 10.17759/psyedu.2016080110. (на рус., реферат на англ.)
Ссылки
- Акиндинова И.А. Самоактуализация личности в различных типах
организации профессиональной деятельности.
личности в организации различных видов профессиональной деятельности.
Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных
условиях: Психология и педагогика в общественной практике
[ Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных
условия. Психология и педагогика в социальной практике ]. Санкт-Петербург:
Опубл. РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. С. 29-36. - Алехина Н.В. Индивидуальный образовательный проект — этап в
самоопределения гимназистов.
самоопределение школьников. Педагогическая мысль и образование XXI
век: Россия-Германия . Материалы Международной научно-практической
конференции (Оренбург, 20-21 апреля 2000 г.) [ Педагогическая мысль и
образование XXI века : Россия-Германия . Материалы
Международная научно-практическая конференция. Оренбург: Изд. ОПТУ, 2000 г.,
стр. 155-160. - Андреева Г.М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных
трансформации [К проблеме кризиса идентичности в условиях социальной
преобразования]. Психологические исследования [ Психологические
исследование ], 2011. Вып. 6, нет. 20. URL: http://psystudy.ru (доступ
04.06.2014) - Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личный аспект. Дисс.
докт. психол. наук. [Профессиональное самоопределение: личностный аспект. Ф.
Д. (Психология) дисс.]. Москва, 1995. 398 с. - Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации.
профессиональная направленность]. М.: Академический проект, 2007. 333 с. - Воронин И.В. Представления об эффективности профориентационной работы у
Подросткова «Эффективность профориентации подростков».
Психологическая наука и образование [ Психологическая наука и
Образование ], 2007, вып. 5, стр. 100–110. (на рус., реферат на англ.). - Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема
[Личностное сознание как психологическая проблема]. Вопросы психологии
[ Вопросы психологии ], 1988, вып. 2, стр. 19-26. - Зеер Э. Ф. Психология профессии: учеб.пособие для вузов.
профессии]. М.: Академический проект, 2008. 336 с. - Ильина О.Б. Профессиональное самоопределение современных подростков:
проблемы и пути их решения.
Подростки: проблемы и решения. Психологическая наука и образование
psyedu.ru [ Психологическая наука и образование psyedu. ru ], 2014.
Том. 6. нет. 3. С. 255–263. URL-адрес:
https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n3/71403.shtml (дата обращения 12.02.2015) (в
рус., абстр. на англ.). - Климов Э.А. Психология профессионального самоопределения.
профессиональное самоопределение]. Москва: Изд. «Академия», 2007. 304 с. - Маслоу А. Теория человеческой мотивации.
СПб: Евразия, 1999. 375 с. - Носкова О.Г. Психология труда. Москва: Изд. Академия,
2007. 384 с. - Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения.
методы профессионального самоопределения]. Москва: МГППИ, 2001. 88 с. - Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого
Достоинства Психология труда и человеческое достоинство. Москва: Академия, 2003.
476 стр. - Реан А.А. (ред.) Психология подростка. Полное руководство.
подросток. Полное руководство.]. СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 432 с.
п. - Рубинштейн С.Л. Человек и мир. Москва: Наука, 1997.
189 стр. - Хаймовская Н. А., Ветер Т.В. Особенности социально-психологической
адаптации педагогов-психологов в образовательных учреждениях.
социально-психологической адаптации педагогов-психологов в
образовательные учреждения]. Психологическая наука и образование
[ Психологическая наука и образование ], 2003, вып. 3, стр. 21-25. (В
рус., абстр. на англ.). - Чистякова С.Н. Проблемы самоопределения старшеклассников при выборе
профиля обучения.
выбор профиля обучения]. Педагогика [ Педагогика ], 2005, вып.
1, стр. 19-26. (на рус., реферат на англ.). - Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность.
Москва: МОСУ, 2001. 272 с. - Щедровицкий Г.П. Лекции по педагогике. В
Пископпель А.А. (ред.) Из архива Г.П. Щедровицкого [ Из г.
архив Щедровицкого ]. Москва: Наследие ММК, 2007. Вып. 11. 400 р. - Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. [Идентичность: Молодежь
и кризис]. Москва: Флина, 2006. 342 с. (на рус.).
Хаймовская Н. А., кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: [email protected]
Бочарова Анастасия Львовна, аспирант кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: [email protected]
Метрики
просмотров
Итого: 2492
Предыдущий месяц: 25
Текущий месяц: 21
Загрузки
Всего: 1548
Предыдущий месяц: 11
Текущий месяц: 7
— Психологическая группа Милилани | Психологические услуги
Перейти к содержимому
ГлавнаяМейра Леонард2022-11-18T09:57:10-10:00
онлайн и очная терапия
онлайн и очная терапия
Добро пожаловать в Mililani Psychology Group 900 03
Здесь, в Милилани Psychology Group, мы подходим к каждому клиенту с честностью, сочувствием, опытом и непоколебимой верой в то, что изменения и рост возможны. Мы группа многопрофильных лицензированных терапевтов в областях клиническая психология , клиническая социальная работа и консультирование по вопросам психического здоровья , которые разделяют страсть помогать другим на их пути к исцелению и росту. Провайдеры Mililani Psychology Group предлагают уникальную возможность предоставить качественную помощь в различных областях нашей специализации. Мы также можем сотрудничать, если клиент обращается с несколькими проблемами. MPG обеспечивает качественную помощь, основанную на науке и сострадании.
О нас
ЗАПРОСИТЬ НОВУЮ ЗАПИСЬ НА ЗАПИСЬ
Только для новых пациентов
Мейра Леонард2021-09-24T13:05:53-10:00
Личная психотерапия направлена на решение эмоциональных, поведенческих проблем, проблем обучения и развития.
Мейра Леонард2021-09-24T12:27:48-10:00
Онлайн-терапия посредством защищенных видеоконференций проводится в соответствии со стандартами HIPAA и APA.
Мейра Леонард2022-11-15T16:16:07-10:00
Краткосрочная терапия нацелена на поведенческие симптомы путем развития навыков в течение восьми-двенадцати сеансов.
Мейра Леонард2021-09-24T13:04:21-10:00
Мы специализируемся на качественных когнитивных и психообразовательных оценках, основанных на уникальных потребностях каждого клиента.
Узнайте больше о наших услугах
Познакомьтесь с командой
Наши врачи и партнеры
Джина Самала, Psy.D.
Лицензированный клинический психолог
Мишель Кавасаки, доктор философии.
Лицензированный клинический психолог
Эмбер Гомес, Psy.D.
Лицензированный клинический психолог
Джоди Тайра, магистр медицины, LMHC
Лицензированный консультант по психическому здоровью 90 026
Анджела Сонг, доктор философии, LCSW, BCD
Лицензия Клинический социальный работник
Мишель Цуруда, психолог.
Лицензированный клинический психолог
Тами Бабино, Psy.D.
Лицензированный клинический психолог
Джарретт Хорибата, доктор философии.
Лицензированный клинический психолог
Мелани Готтлиб, Psy.D.
Лицензированный клинический психолог
Вичеле Таварес, M.S.C.P., LMHC
Лицензированная психиатрическая компания анселор
Лиза Джича, M.S.W., LCSW
Лицензированный клинический социальный работник
Дэйв Х. Филдс, APRN- Rx, PMHNP
Продвинутая практическая дипломированная медсестра-психиатрия
Мадлен Бутак-Роске, психолог.
Лицензированный клинический психолог
Майле Кимура, MSCP, NCC, CSAC, LMHC, LMFT, BCBA, LBA
Лицензированный терапевт по вопросам брака и семьи