Меланхолик

Хаймовская психолог: Кафедра теоретических основ социальной психологии — Преподаватели кафедры — Наталия Ароновна Хаймовская

Содержание

Хаймовская Наталия Ароновна

Кандидат психологических наук, доцент, психолог, преподаватель психологии.

Эксперт в области:

Психологического консультирования, психотерапии, детско-родительских отношений, психологии личности, общей психологии, психологии управления.

Сведения об образовании:

Московский педагогический государственный университет имени В.И. Ленина, специальность «Педагогика и психология».

Аспирантура РАН, диссертация на тему «Формирования привязанности в раннем возрасте».

Мюнхенский институт гештальта и психодраммы, сертификат тренера в сфере гештальт-терапии и психодрамы.

Профессиональный опыт:

Общий стаж работы по специальности 28 лет.

Опыт преподавательской деятельности, ведения тренингов, психологического консультирования, психотерапии, организации психологической службы в образовательном учреждении, психологического сопровождения детей-сирот и приемных родителей – 28 лет.

Московский городской психолого-педагогический университет, доцент.

Публикации, книги

  • Организация диалогового пространства – как способ социально-психологического Сопровождения мотивированных детей. Социальная психология в образовательном пространстве. Научные материалы I Международной научно-практической конференции (16–17 октября 2013 г.). – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013 – 323 с. С.231-233.
  • Раздел VII. 7.1.1. Психологическое сопровождение профессионального и жизненного самоопределения школьников. Социальная психология образования: учебное пособие /ред. О.Б. Крушельницкая, М. Е. Сачкова, Л.Б. Шнейдер. – Москва: Вузовский учебник: Инфра-М, 2015 – 320 с. С.
  • Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы

    III Ежегодной научно-практической конференции памяти М.Ю.

    Кондратьева (10–11 мая 2018 г.). – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2018

    – 296 с. Сборник.

Участие в конференциях:

  • Международная конференция «Социальная психология в жизни и современности», Москва, 2018 г.
  • Международная конференция «Гештальт-терапия, современные подходы», Тулуза 2017 г.

Область профессиональных интересов:

Психотерапия травм, семейные отношения, арт-методы в психологическом консультировании и психотерапии.

Автор статей:

  • — Границы личности в психологии
  • — Стресс – чем он полезен и опасен. Как с честью выйти из него

Преподаватель в курсах:

  • — Современные методы психологической коррекции и консультирование
  • — Теория и практика в арт-терапии. Интегративный подход
  • — Психотерапия: от теории к практике
  • — Логопедия и психология ребёнка
  • — Современные методы психологического консультирования и психотерапии
  • — Практическое использование методов арт-терапии. Интегративный подход
  • — Психотерапия психологических травм
  • — Консультирование и психотерапия детей и подростков
  • — Психотерапия психологических травм. Углубленный курс
  • — Эффективные методы и техники краткосрочной психотерапии. Курс-практикум
  • — Эффективные методики краткосрочной психотерапии. Практический курс
  • — Психотерапия психологических травм

Все преподаватели

«Человеком можно управлять на небольших дистанциях»

ПСИХОЛОГИЯ

Наталья Хаймовская

Наталья Хаймовская, доцент кафедры «Теоретические основы социальной психологии» МГППУ, — о лидерах и шестерках, управлении толпой и психологии женщин

О психодраме и катарсисе

Основатель социальной психологии Якоб Морено был большой театрал. Однажды на спектакле он испытал настоящий катарсис. Из театра Морено вышел в прекрасном настроении, будто немного пьяный, и с четким ощущением, что нашел ответы на те вопросы, которые прежде ставили его в тупик. И дело тут не в актерской игре, а в общей атмосфере, которая захватила его эмоционально и интеллектуально. Морено предположил, что нахождение в группе может оказывать сильное влияние на отдельного человека — и на его поведение, и на внутренний мир.

Лидер, аутсайдер, шестерка, среднестатусный участник группы. Не бывает в группе человека без роли

Он попробовал перенести это воздействие в психологию. Так в 1930-х годах возник метод под названием «психодрама». Как он работает? Один из участников группы рассказывает другим участникам свою историю; каждый из них воспринимает ее по-своему. Например, я рассказываю, как с кем-то поссорилась и мне было обидно. А другой участник говорит: «А мне кажется, ты очень зло это рассказываешь, я чувствую твою агрессию. Тот, про кого ты говоришь, по-моему, просто испугался». Участники группы «зеркалят» мои эмоции, пробуют вчувствоваться в мои слова и сыграть их. Это помогает мне лучше понять себя. Тот же Якоб Морено придумал и социометрию — социальную методику, помогающую изучать взаимодействие людей внутри групп.

О лидерах, шестерках и других групповых ролях

Учитель читает курс. Один из учеников начинает претендовать на роль лидера группы: пытается задеть преподавателя, вступает с ним в конфликт, показывает, что он знает больше, что он круче. Учитель или терпит, или показывает, что главный тут он, но ему тяжело. Через какое-то время этот ученик или уходит, или же отсутствует из-за болезни. Преподаватель вздыхает с облегчением и думает: «Ну слава богу, хоть сегодня спокойно проведу лекцию». И в тот же момент другой ученик, который до этого сидел тихо-спокойно, не выпендривался, вдруг начинает выступать. Почему это происходит? Вот такие явления как раз изучает социальная психология.

Дело в том, что в группе все люди находятся в определенных ролях: лидер, аутсайдер, шестерка, среднестатусный участник группы. Не бывает в группе человека без роли. Роль сама требует, чтобы кто-то взял ее на себя. Группы бывают здоровые и нездоровые, закрытые и открытые. В открытых группах человек в зависимости от ситуации может играть разные роли. Например, муж с женой варят борщ. Жена играет роль лидера, а муж выступает в роли делового помощника. Потом они идут гулять в лес, и, если система открытая, муж может взять на себя роль лидера. Если же система закрытая, вы забираете себе лидерскую роль и ни в коем случае ее не отдаете. В открытой группе, если жена мужа обидела, он ей скажет: «Слушай, мне обидно, ты зачем на меня наехала?» Если группа закрытая, то такого прямого взаимодействия нет, а есть кривое. Обиженный муж пойдет и нажалуется ребенку или теще, а жене ничего не скажет. Социальные психологи занимаются подобными закономерностями и иногда в такой ситуации могут помочь. Но если человек постоянно стремится быть лидером и при этом в нем, например, сильно развита конфликтность, социальная психология ничего сделать не может. Тут нужна глубинная психология личности.

О социологии масс и управлении толпой

Социальная психология начиналась в конце XIX века как психология масс. Французский ученый Гюстав Лебон написал книгу под таким названием, в ней он описывает поведение человека в толпе. Есть такая черта личности — эмпатия. Если вам свойственна эмпатия и вы берете плачущего ребенка на руки, то через какое-то время у вас внутри тоже все начинает ходуном ходить: происходит «эмоциональное заражение». Психология толпы изучает эмоциональное заражение, при котором люди начинают действовать как один механизм и индивидуальные особенности человека подавляются особенностями группы.

Этим механизмом можно управлять. Все мы знаем, как провокаторы заводят толпу, когда все идут в одну сторону и делают одно и то же. А потом отдельно спросишь какого-нибудь участника, зачем стекла бил, а он и не знает: «Все пошли, и я пошел». Чем больше у человека эмоций, чем сильнее эмпатия, тем легче он сливается с другими людьми. Но силу толпы любят преувеличивать. На самом деле человеком можно управлять на небольших дистанциях. Потому что, слава богу, человек — существо свободное, во многом глубокое. И в любой момент он может прийти в себя, вернуться к собственным ценностям и к собственному характеру.

О небоскребах и женщинах

Социальная психология широко используется в организациях. Психологи смотрят и настраивают основные процессы управления: целеполагание, делегирование, контроль; следят, чтобы все это было эффективно и комфортно для сотрудников, руководителей и самой организации. Но у социальной психологии могут быть и другие неожиданные применения.

Например, когда в Америке были построены небоскребы и там расположилось множество офисов, возникла неожиданная проблема. Сотрудники заканчивали работу в одно и то же время и все одновременно подходили к лифтам. В результате на площадках перед лифтами собирались толпы. Нужно было что-то придумать, чтобы разгрузить трафик, — не полицейского же ставить. Тогда обратились к социальным психологам, и те повесили зеркала в холлах с лифтами. Женщины подходили к зеркалам, мужчины шли мимо, потоки развели, и толпы рассосались. Про конкретных людей эти психологи ничего не знали — про их сложности в личной жизни, про то, кто спешит в магазин или к ребенку. Но они знали общие групповые закономерности, и этого оказалось достаточно, чтобы решить проблему.

О том, как социальные психологи помогают выбрать профессию

Есть такой хороший педагог-психолог, который занимается профессиональным самоопределением, Светлана Николаевна Чистякова. Она считает, что профессиональную ориентацию ребенка можно начинать в 5−6-м классе. Первый этап мотивационный — ребенок должен осознать, что профессий много, что люди разные. На этом этапе проходят консультации либо групповые занятия, где ребенка знакомят с профессиями. Он понимает, что, во-первых, их не десять и не сто, а тысячи, а во-вторых, что мы все разные и то, что у одного получается легко, у другого не получается вовсе. Не потому, что кто-то плохой, — просто у всех свои особенности. Если ребенок осознал и глубоко прочувствовал эти идеи, он начинает сам активно выбирать будущую профессию и становится субъектом выбора, а не его объектом.

Следующие этапы — индивидуальное психологическое консультирование, когда подросток (или взрослый, который хочет поменять профессиональную деятельность) вместе с психологом исследует свои интересы, свои особенности и способности. Успешный профессиональный выбор лежит как раз на стыке этих трех зон. Обычно на это отводится две консультации: первая — общая диагностическая, вторая конкретизирует выбор.

Если у вас болит зуб, надо идти к стоматологу, а не учиться на стоматолога

Если взрослый человек хочет радикально сменить профессию, он должен быть готов к некоторой психологической сложности. Высшее образование формирует не столько профессиональные навыки, сколько ментальность — взгляд человека на мир. Человек с базовым психологическим образованием смотрит на мир иначе, чем, например, медик или филолог. Ментальность поменять трудно, это глубокая вещь. Поэтому кардинально сменить профессию сложно: человек может освоить новую профессию технически, но видеть мир он будет с прежним профессиональным искажением. Поэтому психологи советуют осваивать новые профессиональные деятельности на стыке с прежней, добавляя их в свою. Так, юрист может получить второе экономическое образование и работать экономистом с уклоном в юриспруденцию.

О том, почему психология и притягивает, и пугает людей

Человеку всегда было важно что-то про себя понять и что-то в себе изменить. С другой стороны, многие испытывают бешеный страх, что кто-то может оказать на них влияние (хотя это кажущаяся вещь: психолог не тот человек, кто оказывает влияние). Кроме того, есть страх, что, приблизившись к психологу, вы что-то такое про себя узнаете, с чем не сможете жить, что вас разрушит. Это двойственное чувство создает напряженность вокруг специальности психолога и психотерапевта.

Сегодня психологическое образование стало модным. При этом в головах у многих дикая путаница в терминах, направлениях, техниках.

В психологию как в профессию часто ведет желание разобраться в себе. Многие идут учиться, потому что сами испытывают серьезные личные проблемы. И тут важно проговорить: это не лучшая мотивация. Если у вас болит зуб, надо идти к стоматологу, а не учиться на стоматолога. В психологию лучше идти, если вы хорошо себя чувствуете, — просто вам интересны люди.

Подготовила Ася Чачко

ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ ЭТО ИНТЕРВЬЮ?

Live-курсы

от 1 месяца
Онлайн-курсы в самых актуальных сферах психологии от ведущих психологов-практиков.

Подробнее

Курсы в записи

от 1 месяца
Отдельные интенсивные курсы в записи по ключевым дисциплинам или наборы краткосрочных курсов на выбор по всем направлениям.

Подробнее

К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ

Социально-психологические аспекты профессиональной идентичности в современном обществе // Психолого-педагогические исследования — 2016. Вып. 8, нет. 1

Реферат

Статья посвящена таким актуальным вопросам, как выбор профессии и самореализация с учетом специфики современного этапа развития российского общества, требующего способности к самореализации, рефлексивности, гибкости, умения действовать в условиях постоянно меняющейся внешней среде, сохраняя при этом внутреннюю целостность. В статье широко представлен теоретический анализ социально-психологических проблем профессиональной идентичности. Также рассматриваются вопросы психологической готовности к выбору профессии, отраженные на технологическом и мотивационном уровнях. Теоретический анализ показывает, что на ранних этапах развития профориентации в отечественных психологических исследованиях основное внимание уделялось линейному развитию карьеры в частности, когда-то избранной профессии, тогда как в современных условиях определяются параметры, при которых происходит развитие самоактуализирующихся, самостоятельных и гибких личностей, способных реализовать себя в различных профессиональных областях играет решающую роль.

Ключевые слова: самоопределение, профессиональная идентичность, самоактуализация, профориентация, кризис идентичности

Рубрика журнала: Психология развития

Тип статьи: научная статья

DOI: https://doi. org/10.17759/psyedu.2016080110

Для цитирования:
Хаймовская Н.А., Бочарова А.Л. Социально-психологические аспекты профессиональной идентичности в современном обществе [Электронный ресурс]. Психологическая наука и образование psyedu.ru, 2016. Vol. 8, нет. 1, стр. 105–113. DOI: 10.17759/psyedu.2016080110. (на рус., реферат на англ.)

Ссылки

  1. Акиндинова И.А. Самоактуализация личности в различных типах
    организации профессиональной деятельности.
    личности в организации различных видов профессиональной деятельности.
    Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных
    условиях: Психология и педагогика в общественной практике

    [ Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных
    условия. Психология и педагогика в социальной практике
    ]. Санкт-Петербург:
    Опубл. РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. С. 29-36.
  2. Алехина Н.В. Индивидуальный образовательный проект — этап в
    самоопределения гимназистов.
    самоопределение школьников. Педагогическая мысль и образование XXI
    век: Россия-Германия
    . Материалы Международной научно-практической
    конференции (Оренбург, 20-21 апреля 2000 г.) [ Педагогическая мысль и
    образование XXI века
    : Россия-Германия . Материалы
    Международная научно-практическая конференция. Оренбург: Изд. ОПТУ, 2000 г.,
    стр. 155-160.
  3. Андреева Г.М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных
    трансформации [К проблеме кризиса идентичности в условиях социальной
    преобразования]. Психологические исследования [ Психологические
    исследование
    ], 2011. Вып. 6, нет. 20. URL: http://psystudy.ru (доступ
    04.06.2014)
  4. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личный аспект. Дисс.
    докт. психол. наук. [Профессиональное самоопределение: личностный аспект. Ф.
    Д. (Психология) дисс.]. Москва, 1995. 398 с.
  5. Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации.
    профессиональная направленность]. М.: Академический проект, 2007. 333 с.
  6. Воронин И.В. Представления об эффективности профориентационной работы у
    Подросткова «Эффективность профориентации подростков».
    Психологическая наука и образование [ Психологическая наука и
    Образование
    ], 2007, вып. 5, стр. 100–110. (на рус., реферат на англ.).
  7. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема
    [Личностное сознание как психологическая проблема]. Вопросы психологии
    [ Вопросы психологии ], 1988, вып. 2, стр. 19-26.
  8. Зеер Э. Ф. Психология профессии: учеб.пособие для вузов.
    профессии]. М.: Академический проект, 2008. 336 с.
  9. Ильина О.Б. Профессиональное самоопределение современных подростков:
    проблемы и пути их решения.
    Подростки: проблемы и решения. Психологическая наука и образование
    psyedu.ru
    [ Психологическая наука и образование psyedu. ru ], 2014.
    Том. 6. нет. 3. С. 255–263. URL-адрес:
    https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n3/71403.shtml (дата обращения 12.02.2015) (в
    рус., абстр. на англ.).
  10. Климов Э.А. Психология профессионального самоопределения.
    профессиональное самоопределение]. Москва: Изд. «Академия», 2007. 304 с.
  11. Маслоу А. Теория человеческой мотивации.
    СПб: Евразия, 1999. 375 с.
  12. Носкова О.Г. Психология труда. Москва: Изд. Академия,
    2007. 384 с.
  13. Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения.
    методы профессионального самоопределения]. Москва: МГППИ, 2001. 88 с.
  14. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого
    Достоинства Психология труда и человеческое достоинство. Москва: Академия, 2003.
    476 стр.
  15. Реан А.А. (ред.) Психология подростка. Полное руководство.
    подросток. Полное руководство.]. СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 432 с.
    п.
  16. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. Москва: Наука, 1997.
    189 стр.
  17. Хаймовская Н. А., Ветер Т.В. Особенности социально-психологической
    адаптации педагогов-психологов в образовательных учреждениях.
    социально-психологической адаптации педагогов-психологов в
    образовательные учреждения]. Психологическая наука и образование
    [ Психологическая наука и образование ], 2003, вып. 3, стр. 21-25. (В
    рус., абстр. на англ.).
  18. Чистякова С.Н. Проблемы самоопределения старшеклассников при выборе
    профиля обучения.
    выбор профиля обучения]. Педагогика [ Педагогика ], 2005, вып.
    1, стр. 19-26. (на рус., реферат на англ.).
  19. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность.
    Москва: МОСУ, 2001. 272 ​​с.
  20. Щедровицкий Г.П. Лекции по педагогике. В
    Пископпель А.А. (ред.) Из архива Г.П. Щедровицкого [ Из г.
    архив Щедровицкого
    ]. Москва: Наследие ММК, 2007. Вып. 11. 400 р.
  21. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. [Идентичность: Молодежь
    и кризис]. Москва: Флина, 2006. 342 с. (на рус.).

Хаймовская Н. А., кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: [email protected]

Бочарова Анастасия Львовна, аспирант кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: [email protected]

Метрики

просмотров

Итого: 2492
Предыдущий месяц: 25
Текущий месяц: 21

Загрузки

Всего: 1548
Предыдущий месяц: 11
Текущий месяц: 7

— Психологическая группа Милилани | Психологические услуги

Перейти к содержимому

ГлавнаяМейра Леонард2022-11-18T09:57:10-10:00

онлайн и очная терапия

онлайн и очная терапия

Добро пожаловать в Mililani Psychology Group 900 03

Здесь, в Милилани Psychology Group, мы подходим к каждому клиенту с честностью, сочувствием, опытом и непоколебимой верой в то, что изменения и рост возможны. Мы группа многопрофильных лицензированных терапевтов в областях клиническая психология , клиническая социальная работа и консультирование по вопросам психического здоровья , которые разделяют страсть помогать другим на их пути к исцелению и росту. Провайдеры Mililani Psychology Group предлагают уникальную возможность предоставить качественную помощь в различных областях нашей специализации. Мы также можем сотрудничать, если клиент обращается с несколькими проблемами. MPG обеспечивает качественную помощь, основанную на науке и сострадании.

О нас