Как научить ребёнка есть ложкой и в каком возрасте лучше начинать
Обычно родители кормят детей с ложки не из умиления, а из практических соображений: так быстрее и чище. Педиатр Ольга Кулакова объясняет, в каком возрасте ребенок сам может справиться с едой ложкой и вилкой и можно ли как-то ускорить этот процесс.
Вопрос. Дочке уже 1,5 года, а у нее никак не получается самостоятельно есть ложкой. К какому возрасту ребенок должен научиться пользоваться столовыми приборами? И есть ли способы его научить?
Ответ. Первое знакомство ребенка с ложкой начинается еще на первом году жизни и совпадает по времени с началом введения прикорма. В 6–7 месяцев ребенок может начать проявлять интерес к ложке как к предмету. Это повод купить еще одну детскую ложечку и положить её рядом с тарелкой. Пусть ребенок вертит ее в руках, рассматривает и пробует использовать по назначению.
В возрасте примерно 9 месяцев ребенок может начать самостоятельно брать ложку в руки. Но это не значит, что он сможет зачерпывать пищу и подносить ее ко рту. Скорее это про то, что ребенок пытается скопировать движения взрослых.
Полноценно ложку ребенок обычно осваивает примерно к полутора годам. Но и здесь важно помнить, что все очень индивидуально. Кто-то уже в год отлично орудует ложкой, а кого-то и в два года все еще кормят родители. И переживать, что ребенку больше года, а он все еще только учится и у него не получается, не стоит.
Ни в коем случае не нужно принуждать детей осваивать эту науку. Агрессивное обучение может вызвать обратную реакцию: ребенок больше не захочет брать в руки столовые приборы.
Как научить ребенка пользоваться ложкой:
- Посадите его за общий стол, пусть он наблюдает за тем, как едят члены семьи.
- Не докармливайте ребенка насильно. Позвольте ему есть руками. Кашу и суп он так есть не сможет — ему придется попробовать освоить ложку.
- Чаще играйте с ним в сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок кормит свои игрушки с ложки.
В этом возрасте ребенок активно копирует поведение своих близких, и важно, чтобы он видел, как вся семья ест столовыми приборами.
Пользоваться вилкой дети учатся примерно к трем годам: в этом возрасте они уже понимают, что вилка — острый предмет и ею можно пораниться.
Обращайте внимание, как ребенок захватывает столовые приборы:
- В 1–2 года он держит ложку в кулаке посередине ручки.
- К двум годам — ближе к широкой спинке.
- С трех лет он может начинать удерживать ложку уже тремя пальцами: большим, указательным и средним.
Рано или поздно ребенок самостоятельно возьмет ложку и вилку как положено
Детям отведены большие временные интервалы для приобретения тех или иных навыков развития. Например, одни дети могут научиться ходить в 9 месяцев, а другие — к полутора годам, и то и то будет нормой. Та же история и со столовыми приборами: один ребенок может ими заинтересоваться в 7–8 месяцев, другой — в 9 месяцев или уже после года. Все это варианты нормы.
Однако к двум годам ребенок в норме должен взять ложку и попытаться есть самостоятельно. Это не значит, что он съест весь суп в тарелке, но хотя бы несколько ложек он должен суметь донести до рта.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Подготовила стажер Анастасия Широкова. Фото на обложке: Shutterstock / FotoDuets
Во сколько дети начинают есть самостоятельно?
Многие мамы и папы часто интересуются: во сколько дети начинают есть самостоятельно? Однозначного ответа на этот вопрос нет, все индивидуально. Но родителям важно знать: как вовремя разглядеть первые порывы к самостоятельности, с какого возраста можно дать малышу ложку, как научить его есть без посторонней помощи и какие аксессуары помогут крохе освоить эту непростую науку.
Во сколько дети начинают есть сами ложкой?
Это зависит от характера и развития ребенка, а также от его родителей. Некоторые дети уже в год наотрез отказываются от того, чтобы их кто-то кормил с ложки. Но есть и такие, кто начинает есть самостоятельно лишь в 3 года, когда приходит в детский садик (в коллективе дети невольно подражают окружающим и процесс обучения идет быстрее). В многодетных семьях дети в более раннем возрасте осваивают навыки самообслуживания.
А вот гиперопека тормозит развитие малыша. Если чересчур заботливая мама старается все сделать за ребенка, то он не будет стремиться есть сам, даже если это ему по силам. Если родители слишком ратуют за аккуратность, а размазанная по столу каша вызывает у них стресс, то процесс обучения может затормозиться. Ведь малыш чувствует настроение взрослых, и предпочтет не экспериментировать за столом. Отсутствие самостоятельности может быть связано и с нежеланием взрослеть. Например, в семье появился еще один малыш, и ребенок, чувствуя, что ему уделяют меньше внимания, пытается «оставаться маленьким», хочет, чтобы мама чаще брала его на руки, кормила из ложки и т. д.
С 7 месяцев ребенок обычно учится брать и удерживать между большим и указательным пальцами различные предметы, например, сушку или кусочек хлеба. Ребенку можно предложить ложку, когда он уже получает прикорм и хорошо сидит в стульчике для кормления. Вначале кроха лишь попытается взять ложку в руки и играть с ней, но позже попробует использовать ее по назначению. Для питья малышу до года удобна кружка-поильник.
В 12 месяцев ребенок еще неправильно держит ложку, но умеет подносить ее ко рту, причем часть содержимого может достичь цели. Ближе к двум годам координация значительно улучшается, малыш способен на более точные движения и все реже промахивается. Малыш уже может держать обычную кружку, но только двумя руками.
С 2 лет ребенок вполне может кушать сам ложкой, хотя у него это получается не всегда неаккуратно. Он уже держит кружку одной рукой и умеет пользоваться вилкой.
С 3 лет малыш становится более ловким и аккуратным, его пальчики все крепче, а движения все увереннее. Ему вполне можно дать неострый детский нож, предварительно показав, как им пользоваться.
Аксессуары, которые помогут детям научиться есть самостоятельно
Чтобы посуда не «убегала» от ребенка, купите ему детскую тарелку на присоске. Хорошо, если на дне тарелки будет нарисован любимый персонаж ребенка. Чтобы увидеть картинку, малыш будет стараться быстро и до конца съест всю еду.
Чашка-непроливайка — оптимальный вариант при переходе на взрослую посуду. Выбирайте модель с двумя ручками, ее малышу удобнее держать. Дополнительным преимуществом будет наличие резиновой подставки, которая придает чашке устойчивость.
Малышу до года лучше подходит специальная ложка анатомической формы с округлой нескользящей ручкой и вилка изогнутой формы с закругленными зубцами.
Бумажные салфетки или полотенца должны всегда быть под рукой. Это приучает к аккуратности, помогает избежать соблазна вытирать руки об одежду.
Хорошо, если подросший ребенок будет есть за общим столом. Он сможет наблюдать за взрослыми, копировать их действия. Для этого малышу пригодится специальный стул, который можно приставить к большому столу (например, высокие детские стулья от IKEA, «растущие» Stokke Tripp Trapp, Kotokotа, KidFix и др.)
Купите малышу нагрудник из мягкого силикона, клеенчатую накидку или фартук. Это поможет родителям сохранить нервы и меньше времени тратить на стирку и уборку.
Как научить малыша есть без помощи взрослых?
Если во время кормления малыш стремится отобрать у мамы ложку и пробует есть сам, то «время пришло». Используйте этот момент!
Поначалу малышу непросто есть самостоятельно жидкую еду, например, суп. А кусочки фруктов или макароны он наверняка захочет взять руками. Поэтому идеальная еда для первых тренировок — каша или овощи, которые предварительно нужно размять вилкой.
Хорошим подспорьем в обучении станет игра. Можно тренировать навык в песочнице. Помогите малышу зачерпнуть песок лопаткой, аккуратно насыпать его в формочку, сделать куличик. Купите набор игрушечной посуды, пусть ребенок кормит маленькой ложечкой кукол и плюшевых мишек. Это улучшает координацию движений, развивает мелкую моторику и поможет ему обращаться с настоящими столовыми приборами.
На первых порах обучения одна ложка должна быть в руках у мамы, а вторая — у ребенка. Она кормит малыша, а кроха лишь пытается набрать еду сам и отправить ее в рот. Таким образом малыш не останется голодным и при этом будет постепенно совершенствовать свои навыки.
Поддерживайте ребенка на этом этапе взросления, не ругайте за промахи и хвалите за успехи. Главное терпение и уверенность в том, что все получится.