Шкала Спилберга-Ханина | Онлайн калькулятор
17.07.2022 983
Рейтинг: 5/5 • 1 голос
Оценить
Шкала оценки уровня тревожности Спилберга-Ханина (шкала реактивной и личностной тревожности Спилберга, тест Спилберга-Ханина)
1. Я спокоен
никогда +4
почти никогда +3
часто +2
почти всегда +1
2. Мне ничто не угрожает
никогда +4
почти никогда +3
часто +2
почти всегда +1
3. Я нахожусь в напряжении
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
4. Я внутренне скован
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
5. Я чувствую себя свободно
никогда +4
почти никогда +3
часто +2
почти всегда +1
6.
Я расстроен
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
7. Меня волнуют возможные неудачи
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
8. Я ощущаю душевный покой
никогда +4
почти никогда +3
часто +2
почти всегда +1
9. Я встревожен
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
никогда +4
почти никогда +3
часто +2
почти всегда +1
11. Я уверен в себе
никогда +4
почти никогда +3
часто +2
почти всегда +1
12. Я нервничаю
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
13.
Я не нахожу себе места
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
14. Я взвинчен
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
15. Я не чувствую скованности, напряжения
никогда +4
почти никогда +3
часто +2
почти всегда +1
16. Я доволен
никогда +4
почти никогда +3
часто +2
почти всегда +1
17. Я озабочен
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
18. Я слишком возбужден и мне не по себе
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
19. Мне радостно
никогда +4
почти никогда +3
часто +2
почти всегда +1
20.
Мне приятно
никогда +4
почти никогда +3
часто +2
почти всегда +1
21. У меня бывает приподнятое настроение
никогда +4
почти никогда +3
часто +2
почти всегда +1
22. Я бываю раздражительным
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
23. Я легко расстраиваюсь
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
24. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
25. Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
26.
Я чувствую прилив сил и желание работать
никогда +4
почти никогда +3
часто +2
почти всегда +1
27. Я спокоен, хладнокровен и собран
никогда +4
почти никогда +3
часто +2
почти всегда +1
28. Меня тревожат возможные трудности
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
29. Я слишком переживаю из-за пустяков
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
30. Я бываю вполне счастлив
никогда +4
почти никогда +3
часто +2
почти всегда +1
31. Я все принимаю близко к сердцу
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
32.
Мне не хватает уверенности в себе
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
33. Я чувствую себя беззащитным
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
35. У меня бывает хандра
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
36. Я бываю доволен
никогда +4
почти никогда +3
часто +2
почти всегда +1
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
38.
Бывает, что я чувствую себя неудачником
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
39. Я уравновешенный человек
никогда +4
почти никогда +3
часто +2
почти всегда +1
40. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
* Полученные данные не могут трактоваться как профессиональные медицинские рекомендации и предоставляются исключительно в ознакомительных целях
Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Ч.Д. Спилбергером и адаптированная на русском языке Ю.Л. Ханиным. Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя 40 вопросов — рассуждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной и 20 — для оценки личностной тревожности.
Бланк 1. Шкала ситуативной тревожности (СТ)
№ | Суждение | Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно |
---|---|---|---|---|---|
1 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Мне ничто не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я внутренне скован | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Я ощущаю душевный покой | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Я не чувствую скованности, напряжённости | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я слишком возбуждён, и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
Бланк 2. Шкала личностной тревожности (ЛТ)
№ | Суждение | Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда |
1 | У меня бывает приподнятое настроение | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Я бываю раздражительным | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я легко могу расстроиться | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я чувствую прилив сил, желание работать | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Я спокоен, хладнокровен и собран | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Меня тревожат возможные трудности | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я слишком переживаю из-за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я бываю вполне счастлив | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я всё принимаю близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я чувствую себя беззащитным | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я бываю доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Бывает, что я чувствую себя неудачником | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ключ
Ситуативная тревожность | Личностная тревожность | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
СТ | Ответы | ЛТ | Ответы | ||||||
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | № | 1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 4 | 3 | 2 | 1 | 1 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | 4 | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 |
7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 7 | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | 4 | 3 | 2 | 1 | 8 | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 9 | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | 4 | 3 | 2 | 1 | 10 | 4 | 3 | 2 | 1 |
11 | 4 | 3 | 2 | 1 | 11 | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | 1 | 2 | 3 | 4 | 13 | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | 1 | 2 | 3 | 4 | 14 | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | 4 | 3 | 2 | 1 | 15 | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | 4 | 3 | 2 | 1 | 16 | 4 | 3 | 2 | 1 |
17 | 1 | 2 | 3 | 4 | 17 | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | 1 | 2 | 3 | 4 | 18 | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | 4 | 3 | 2 | 1 | 19 | 4 | 3 | 2 | 1 |
20 | 4 | 3 | 2 | 1 | 20 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Интерпретация полученных результатов
Результат | Набрано баллов |
---|---|
Очень низкая тревожность.![]() |
менее 11 |
Низкая тревожность | от 12 до 30 |
Умеренная тревожность | от 31 до 44 |
Высокая тревожность | от 45 до 46 |
Очень высокая тревожность. Может быть связана с наличием невротического конфликта, эмоциональными срывами и с психосоматическими заболеваниями | более 47 |
Еще калькуляторы: шкала мании Янга, шкала PHQ, шкала Бека, шкала тяжести абстинентного синдрома, шкала депрессии Гамильтона, шкала аутизма у детей CARS, гериатрическая шкала депрессии, шкала тревоги Кови, шкала тревоги и депрессии HADS
Шкала тревоги Спилбергера-Ханина — пройти онлайн
Шкала тревоги Спилбергера-Ханина — пройти онлайн
-
1. Я спокоен
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
-
2.
Мне ничто не угрожает
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
-
3. Я нахожусь в напряжении
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
-
4. Я испытываю сожаление
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
-
5. Я чувствую себя свободно
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
-
6. Я расстроен
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
-
7. Меня волнуют возможные неудачи
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
-
8. Я чувствую себя отдохнувшим
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
-
9. Я встревожен
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
-
10.
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
-
11. Я уверен в себе
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
-
12. Я нервничаю
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
-
13. Я не нахожу себе места
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
-
14. Я взвинчен
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
-
15. Я не чувствую скованности
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
-
16. Я доволен
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
-
17. Я озабочен
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
-
18.
Я слишком возбужден и мне не по себе
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
-
19. Мне радостно
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
-
20. Мне приятно
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
-
21. Я испытываю удовольствие
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
-
22. Я обычно быстро устаю
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
-
23. Я легко могу заплакать
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
-
24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
-
25.
Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
-
26. Обычно я чувствую себя бодрым
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
-
27. Я спокоен, хладнокровен и собран
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
-
28. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
-
29. Я слишком переживаю из-за пустяков
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
-
30. Я вполне счастлив
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
-
31. Я принимаю все слишком близко к сердцу
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
-
32.
Мне не хватает уверенности в себе
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
-
33. Обычно я чувствую себя в безопасности
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
-
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
-
35. У меня бывает хандра
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
-
36. Я доволен
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
-
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
-
38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
-
39.
Я уравновешенный человек
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
-
40. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
Как вы себя чувствуете
в данный момент?
Как вы себя чувствуете
обычно?
Проявления синдрома профессионального выгорания у анестезиологов-реаниматологов
Ключевые слова : Синдром профессионального выгорания; Профессиональный стресс; Анестезиологи-реаниматологи
Абстрактный
С целью изучения синдрома выгорания у врачей анестезиологов-реаниматологов обследован 61 врач Архангельской области. Для исследования использовались следующие методы: анкетирование, психологическое тестирование, математико-статистическая обработка эмпирических данных. Установлено, что 60,6% анестезиологов-реаниматологов имеют высокий уровень профессионального выгорания, характеризующийся эмоциональным истощением и стрессом на работе, ухудшением самочувствия и социальной адаптации. Более половины врачей имеют высокий индекс организационного стресса и поведенческий тип А, используют дезадаптивные копинг-стратегии в решении возникших сложных ситуаций, обесценивают собственный опыт, недооценивают важность и возможность реального преодоления проблемных ситуаций.
Введение
В настоящее время в науке все больше внимания уделяется проблеме профессионального стресса и его последствий для медицинских работников, работающих в условиях повышенной моральной ответственности, постоянного взаимодействия с людьми, их проблемами и страданиями. Впервые термин «выгорание» ввел американский психиатр Х. Фреденбергер в 1974 г. Первоначально выгорание означало состояние истощения с чувством собственной никчемности.
Синдром эмоционального выгорания представляет собой физическое, эмоциональное и мотивационное истощение, характеризующееся снижением продуктивности на работе, быстрой утомляемостью, бессонницей и повышенным воздействием соматических заболеваний, алкоголя или других психоактивных веществ с целью получения временного облегчения, которое имеет тенденцию к развитию зависимости [1]. ].
С момента введения этого понятия изучение данного явления затруднено из-за неоднозначности его содержания и многокомпонентности. В настоящее время синдром профессионального выгорания у медицинских работников признан проблемой, требующей несрочных вмешательств. Среди медицинских профессий этот синдром встречается в 30-9 лет.0 % сотрудников [2]. В современных исследованиях хорошо освещена проблема профессионального выгорания у онкологов, стоматологов, психиатров и др.
Профессиональная деятельность анестезиологов-реаниматологов насыщена многими стрессогенными факторами [3-6], что закономерно приводит к высокому уровню психического напряжения и определяет повышенный риск развития других негативных состояний, в том числе нарушений социальной адаптации, нервно-психических или соматическое здоровье [7,8].
Признаки профессионального выгорания наблюдаются у 25-60% врачей анестезиологов-реаниматологов [9].]. Эмоциональное истощение у анестезиологов-реаниматологов встречается в 7 раз чаще, чем у других специалистов [10].
Несмотря на литературные исследования синдрома профессионального выгорания у врачей анестезиологов-реаниматологов, до сих пор остается мало вопросов к содержательной характеристике эмоциональных реакций и стилям отношения к работе при этом синдроме. В связи с этим возникает необходимость углубления научных знаний о синдроме профессионального выгорания у врачей анестезиологов-реаниматологов.
Материал и методы исследования
С целью изучения синдрома выгорания врачей анестезиологов-реаниматологов и разработки рекомендаций по профилактике обследован 61 врач анестезиолог-реаниматолог Архангельской области, из них 21 (34,4%) женщины и 40 (65,6%) мужчины; средний возраст 42,9±12,4 года (M±σ). Для исследования использовались следующие методы: анкетирование, психологическое тестирование, математико-статистическая обработка эмпирических данных. В качестве методики использовались: опросник «Отношение к работе и профессиональное выгорание» В. Винокура (ОРПВ), шкала организационного стресса Маклина, Фрайбургский личностный опросник (ФПИ), тест Спилбергера в модификации Ю. Ханина, копинг-тест Р. Лазаря и С. Фолькмана. Для обработки результатов использовали SPSS (версия 23.0) и стандартные методы расчета.
Результаты и обсуждение
Результаты опроса показали, что 55,7 % врачей оценивают свою текущую работу как сложную и напряженную. Показатель организационного стресса по методу Маклина у анестезиологов-реаниматологов был высоким (50,7±7,0 балла; М±σ). Более половины специалистов (57,6%) были предрасположены к различным стрессовым синдромам, риску эмоционального выгорания и сердечно-сосудистым заболеваниям (тип А).
По данным опросника ОРПВ самые высокие значения выявлены у врачей анестезиологов-реаниматологов по шкалам «эмоциональное истощение», «рабочее напряжение», «снижение профессионального развития и самосовершенствования», «расстройства здоровья и общей адаптации», что свидетельствует о повышении усталость, напряжение, плохое самочувствие, чувство разочарования и неудовлетворенности своей работой, истощение, как физическое, так и эмоциональное, проблемы со здоровьем, ощущение препятствия в перспективах профессионального роста и развития.
Высокий интегративный индекс профессионального выгорания отмечен у 60,6% обследуемых, что свидетельствует о формировании синдрома выгорания у анестезиологов-реаниматологов. Можно отметить, что по сравнению с результатами, полученными другими авторами [11], мы обнаружили более частое появление признаков синдрома эмоционального выгорания у анестезиологов-реаниматологов (60,6% по сравнению с 46,4%).
Рисунок 1. Частота встречаемости симптомов профессионального выгорания у врачей анестезиологов-реаниматологов, %
Средние групповые показатели по Фрайбургскому личностному опроснику соответствовали среднему уровню выраженности шкал, высокие значения выявлены только по шкале «открытость», что свидетельствует о стремлении к доверительному и откровенному взаимодействию с окружающими людьми с высокой уровень самокритики.
У каждого второго специалиста выявлено неустойчивое эмоциональное состояние, проявляющееся в частых перепадах настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Каждый третий опрошенный отмечал наличие тревожности, скованности, неуверенности, подавленности в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношении к себе и к социальному окружению, что приводит к затруднениям в социальных контактах. У каждого шестого выявлено агрессивное отношение к социальной среде, выраженное стремление к доминированию, предпосылки к импульсивному поведению.
По методике Спилбергера-Ханина индекс ситуативной тревожности соответствовал 40,0±10,4 балла (М±σ), а личностной тревожности — 44,8±8,5 балла (М±σ). 1/3 испытуемых имели высокий индекс ситуативной тревожности, что проявляется повышенной тревожностью, напряженностью и нервозностью по поводу ряда ситуаций, происходящих на работе и в жизни в целом. Тревожность как черта личности была присуща практически всем анестезиологам-реаниматологам. Полученные нами данные соответствуют результатам других исследований [8] о высоком уровне личностной тревожности у анестезиологов-реаниматологов.
Выделены три преобладающие копинг-стратегии (по методике Р. Лазаруса), обладающие наиболее высоким уровнем напряженности: дистанцирование (51,1±1,31 балла), поиск социальной поддержки (51,1±1,33 балла), бегство-избегание (51,2 балла). ±1,31 балла), то есть в стрессовой ситуации анестезиологи-реаниматологи снижали ее субъективную значимость и степень эмоциональной вовлеченности, усиливали поиск информации, действенную и эмоциональную поддержку или реагировали по типу уклонения. Одинаково характерно для каждого пятого врача (19,6%), преобладающими стратегиями были дистанцирование и поиск социальной поддержки, для чуть меньшего числа (17,4%), бегство — избегание, конфронтация и планирование решения проблемы были одинаково распространены (13,0%), и более редкими стратегиями были взятие на себя ответственности (8,7%), позитивная переоценка (6,5%) и самоконтроль (2,2%).
Корреляционный анализ показал, что с увеличением показателя организационного стресса, эмоциональной истощаемости (r=0,627; p=0,000) и трудового напряжения (r=0,617; p=0,000) возрастала удовлетворенность работой (r=0,748; p =0,000) и самооценка качества труда (r=0,425; p=0,003), здоровья и адаптации (r=0,608; p=0,000), снизилась стрессоустойчивость такой копинг-стратегии, как переоценка (r= -0,382; р=0,000), повышенная спонтанная агрессивность (R=0,547; p=0,008), депрессия (R=0,459). ; р=0,032) и раздражительность (R=0,462; р=0,031). Также были выявлены следующие взаимосвязи: между эмоциональным истощением и копинг-стратегиями самоконтроля (r=0,297, p=0,045), а также спонтанной агрессией (r=0,448, p=0,036), между копинг-стратегиями бегства и конфронтации ( r=0,435; p=0,003), полет и расстояние (r=0,384; p=0,008), расстояние и самоконтроль (r=0,313; p=0,034), положительная переоценка и планирование (R=0,518; p=0,000) . Следовательно, при увеличении организационного стресса возрастает риск развития СПВ, могут возникать реакции раздражения.
Выводы
Результаты исследования позволяют отнести анестезиологов и реаниматологов к группе риска по возникновению и развитию синдрома профессионального выгорания.
Для смягчения негативных последствий СПВ необходимы своевременные и дифференцированные профилактические меры. Профилактика СПВ представляет собой комплекс профилактических мероприятий, направленных на снижение вероятности развития предпосылок. Профилактика СПВ у врачей анестезиологов-реаниматологов должна включать профессионально-организационные, социальные и индивидуально-психологические направления работы, способствовать формированию и укреплению у них психологических качеств, обеспечивающих высокую психологическую устойчивость и готовность к выполнению профессиональных обязанностей в любых условиях.
использованная литература
- Винокур В.А. Методология психологической диагностики профессионального «выгорания» в «помогающих» профессиях. Опросник «ОПРВ» (Отношение к работе и профессиональное «выгорание»): Учеб. разрешение. Санкт-Петербург: СЗГМУ им. И.И. Мечникова. 2012.
- Сидоров П.И., Соловьев А.Г., Новикова И.А. Синдром выгорания: Учебник с грифом УМО для медицинского и фармацевтического образования. Архангельск: Северный государственный медицинский университет. 2007.
- Федотов С.А.
, Дмитриев А.В., Тетюшкин М.А. Влияние непрямого вовлечения в чрезвычайные ситуации на психическое здоровье населения. Медицина неотложных состояний. 2010 г.; 4: 23-25.
- Рыбников В.Ю., Кузнецова О.А., Парфенов Ю.А. Психологические механизмы развития синдрома выгорания у анестезиологов-реаниматологов. Ученые Записки университета им. ПФ. Лесгафт. 2012 г.; 4: 114-118.
- Гупта Н., Гупта А., Гарг Р. Профессиональное выгорание в анестезиологии и интенсивной терапии – как его уменьшить. Дж. Анест. крит. Уход в открытом доступе. 2015 г.; 2: 00056.
- Ниссен А.С., Хансез И. Стресс и выгорание при анестезии. Курс. мнение Анаст. 2008 г.; 21: 406-411.
- Корехова М.В., Соловьев А.Г., Киров М.Ю., Малышкин Е.А., Новикова И.А. Синдром профессионального выгорания среди анестезиологов. Вестник анестезиологии и реаниматологии. 2016; 3: 19-28.
- Кузнецова О А, Мазурок В А, Щелкова О Ю. Психологическая адаптация к стрессовым условиям профессиональной деятельности анестезиолога-реаниматолога.
Медицинская психология в России: электрон. научный журнал. 2012 г.; 2.
- Мазурок В.А., Лебединский К.М., Решетова Т.В. Врач анестезиолог-реаниматолог: проблема психолого-педагогического обеспечения профессиональной деятельности. Вестник интенсивной терапии. 2006 г.; 5: 22-25.
- Баклаев А.В., Смирнов И.В., Мизиков В.М., Бунятян А.А. Информационный стресс врача анестезиолога-реаниматолога. Анестезиология и реаниматология. 2002 г.; 2: 4-9.
- Ловчев А.Ю., Ванчакова Н.П., Корячкин В.А. Психологические и психофизиологические особенности профессиональных дезадаптаций и их динамика у анестезиологов-реаниматологов и хирургов. Бестник Санкт-Петербургского университета. 2009 г.; 3: 184-189.
Индивидуальные зоны оптимального функционирования
Существует несколько подходов к объяснению связи между эмоциями и результативностью в спорте. К ним относятся теория реверсирования Аптера (1989), которая впервые была применена к спорту Джоном Керром (1990, 1997), и подходы к тревожности и спортивным результатам, такие как теория многомерной тревоги (МТ) и теория катастроф (Hardy, 19). 90; Харди и Фази, 1987). Еще одним подходом, которому посвящен этот блог, является модель индивидуальных зон оптимального функционирования (IZOF: Hanin, 2000a), которая первоначально была разработана для объяснения связи между тревожностью и спортивными результатами (Hanin, 1989), а затем была расширена для охвата спектр эмоций.
Зона оптимального функционирования Ханина (1980, 1986) относится к ширине полосы или зоне беспокойства, в пределах которой каждый отдельный исполнитель, скорее всего, достигнет оптимального результата. Оригинальное исследование, проведенное Ханиным (1980, 1986) использовали одномерную концепцию тревожности, измеренную с помощью Опросника тревожных состояний Спилбергера (Spielberger, Gorsuch & Lushene, 1970), а ZOF определяли как плюс-минус 4 балла (приблизительно половина стандартного отклонения) от уровня тревожности, который продолжился лучший спектакль. Таким образом, те люди, чей предсоревновательный уровень тревожности находится в пределах их ZOF, будут работать лучше, чем те люди, чей уровень тревожности находится за пределами их ZOF. Хотя существуют очевидные ограничения в использовании одномерной концепции тревожности и не связанной со спортом меры тревожности, интуитивно имеет смысл учитывать, что у каждого человека будет свой собственный оптимальный уровень тревожности для достижения наилучших результатов.
В более поздних работах основное внимание уделялось более широкому спектру эмоций (см. обзор Hanin, 2000a, 2000b). Основной принцип этого подхода заключается в том, что существует идиосинкразическая связь между эмоциональным состоянием (включающим ряд дискретных эмоций) и уровнями производительности (Ханин, 2000а). Например, один спортсмен может показывать хорошие результаты, когда он напряжен и зол, тогда как другой спортсмен может показывать плохие результаты, находясь в том же состоянии. Hanin (2000a) дал подробное описание эмоциональной реакции и предложил классифицировать ее по 5 параметрам. Три измерения связаны со структурой субъективного опыта: форма, содержание и интенсивность, тогда как два измерения связаны с динамикой субъективного опыта: время и контекст. Измерение формы описывает способ, которым эмоции могут представлять себя, и включает когнитивный, аффективный, мотивационный, соматический, кинестетический, исполнительский и коммуникативный компоненты. Измерение содержания описывает гедонистический тон (приятный-неприятный) и влияние эмоций на производительность (оптимальное-дисфункциональное), а измерение интенсивности описывает силу чувства. Измерение времени относится к временному паттерну эмоции (например, до, во время, после соревнования), а измерение контекста относится к характеристикам окружающей среды (например, практика, соревнование).
Чтобы проиллюстрировать подход IZOF, Hanin и Syrjä (1995) попросили юных хоккеистов выбрать положительные и отрицательные эмоции, которые, по их мнению, связаны с их собственными эффективными или неэффективными выступлениями в прошлом. Участникам был предоставлен пересмотренный список эмоций, который первоначально использовался Уотсоном и Теллегеном (1985) при построении Шкалы положительных и отрицательных эмоций. Ханин и Сырья сообщили, что 46 участников исследования выбрали 44 положительные эмоции (например, бдительность, активность, уверенность) и 39 эмоций.негативные эмоции (например, напряжение, злость, раздражение) как имеющие отношение к спортивным результатам. В дополнение к первоначальному списку эмоций, предоставленных участникам, были выбраны 4 новых положительных эмоции и 5 новых отрицательных эмоций. Все эмоции оказывали положительное или облегчающее воздействие на производительность в зависимости от их идиосинкразического значения и интенсивности.
Чтобы объяснить, как возникают эмоции, Ханин (2000a) опирался на когнитивно-мотивационно-реляционную теорию Лазаря (CMRT: 1991) и предположил, что эмоции вызываются когнитивной оценкой человеком вероятности достижения соответствующих целей. Например, если человек чувствует, что проиграет важное соревнование (которое он хотел выиграть), он может расстроиться и разочароваться. Применение CMRT к модели Ханина подверглось критике со стороны Crocker et al. (2002), которые утверждали, что CMRT был разработан для отдельных эмоций и не объясняет, как могут возникать эмоциональные состояния, включающие ряд отдельных эмоций. Безусловно, необходимы дополнительные исследования частотных и временных паттернов эмоций во время спортивных соревнований. Кроме того, как Crocker et al. (2002) и Лазарус (2000) критикуют некоторые прилагательные, используемые Ханином (2000b) для описания эмоций. Например, он использует термины «уверенный» и «целеустремленный», которые могут описывать когнитивные состояния, а не эмоции.
Изображение
Изображение Джона Хейна с сайта Pixabay
Ссылки
Apter, M. J. (1989). Теория реверсирования: Мотивация, эмоции и личность. Лондон, Великобритания: Рутледж.
Крокер, П.Р.Э., Ковальски, К.С., Грэм, Т.Р., и Ковальски, Н.П. (2002). Эмоции в спорте. В JM Silva III & DE Stevens (Eds.), Психологические основы спорта. (стр. 107-131). Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.
Ханин, Ю. (1980). Исследование тревожности в спорте. В WF Straub (Ed.), Спортивная психология: анализ поведения спортсменов (стр. 236-249). Итака. Нью-Йорк: Движение.
Ханин Ю. (1986). Исследование тревожности состояний в спорте в СССР. В CD Spielberger and R. Diaz-Guerrero (Eds.), 90 103. Межкультурная тревога 90 104 (Том 3, стр. 45–64). Вашингтон: Полушарие.
Ханин Ю.Л. (1989). Межличностная и внутригрупповая тревожность в спорте. В D. Hackfort & CD Spielberger (Eds.), A беспокойство в спорте: международная перспектива (стр. 19-28). Вашингтон, округ Колумбия: Полушарие.
Ханин Ю. и Сырья П. (1995). Влияние на производительность юных хоккеистов: применение модели индивидуальных зон оптимального функционирования. Спортивный психолог, 9, 169-187.
Ханин Ю. Л. (2000а). Модель индивидуальных зон оптимального функционирования (IZOF): отношения эмоции-производительность в спорте. В Ю. Л. Ханин (ред.), Эмоции в спорте (стр. 65–89).). Шампейн, Иллинойс: Кинетика человека.
Ханин Ю. Л. (2000б). Удачное и неудачное выступление и эмоции. В Ю. Л. Ханин (ред.), Эмоции в спорте (стр. 157–187). Шампейн, Иллинойс: Кинетика человека.
Харди, Л. (1990). Модель катастрофы в спорте. В G. Jones and L. Hardy (Eds.), 90–103 Стресс и работоспособность в спорте 90–104. (стр. 81-106). Чичестер, Англия: Wiley.
Харди, Л., и Фейзи, Дж. (1987). Гипотеза перевернутой буквы U: катастрофа для спортивной психологии? Доклад, представленный на ежегодной конференции Североамериканского общества психологии спорта и физической активности, Ванкувер, июнь.
Керр, Дж. Х. (1990). Стресс и спорт: теория реверсирования. В Г. Джонс и Л. Харди (ред.), Стресс и производительность в спорте. (стр. 107-131). Чичестер, Англия: Wiley.
Керр, Дж. Х. (1997). Мотивация и эмоции в спорте. Восточный Суссекс. Psychology Press Ltd.
Лазарь, Р. С. (1991). Эмоции и адаптация .