Шкала Спилберга-Ханина | Онлайн калькулятор
17.07.2022 983
Рейтинг: 5/5 • 1 голос
Оценить
Шкала оценки уровня тревожности Спилберга-Ханина (шкала реактивной и личностной тревожности Спилберга, тест Спилберга-Ханина)
1. Я спокоен
никогда +4
почти никогда +3
часто +2
почти всегда +1
2. Мне ничто не угрожает
никогда +4
почти никогда +3
часто +2
почти всегда +1
3. Я нахожусь в напряжении
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
4. Я внутренне скован
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
5. Я чувствую себя свободно
никогда +4
почти никогда +3
часто +2
почти всегда +1
6.
Я расстроен
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
7. Меня волнуют возможные неудачи
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
8. Я ощущаю душевный покой
никогда +4
почти никогда +3
часто +2
почти всегда +1
9. Я встревожен
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
никогда +4
почти никогда +3
часто +2
почти всегда +1
11. Я уверен в себе
никогда +4
почти никогда +3
часто +2
почти всегда +1
12. Я нервничаю
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
13.
Я не нахожу себе места
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
14. Я взвинчен
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
15. Я не чувствую скованности, напряжения
никогда +4
почти никогда +3
часто +2
почти всегда +1
16. Я доволен
никогда +4
почти никогда +3
часто +2
почти всегда +1
17. Я озабочен
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
18. Я слишком возбужден и мне не по себе
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
19. Мне радостно
никогда +4
почти никогда +3
часто +2
почти всегда +1
20.
Мне приятно
никогда +4
почти никогда +3
часто +2
почти всегда +1
21. У меня бывает приподнятое настроение
никогда +4
почти никогда +3
часто +2
почти всегда +1
22. Я бываю раздражительным
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
23. Я легко расстраиваюсь
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
24. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
25. Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
26.
Я чувствую прилив сил и желание работать
никогда +4
почти никогда +3
часто +2
почти всегда +1
27. Я спокоен, хладнокровен и собран
никогда +4
почти никогда +3
часто +2
почти всегда +1
28. Меня тревожат возможные трудности
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
29. Я слишком переживаю из-за пустяков
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
30. Я бываю вполне счастлив
никогда +4
почти никогда +3
часто +2
почти всегда +1
31. Я все принимаю близко к сердцу
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
32.
Мне не хватает уверенности в себе
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
33. Я чувствую себя беззащитным
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
35. У меня бывает хандра
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
36. Я бываю доволен
никогда +4
почти никогда +3
часто +2
почти всегда +1
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
38.
Бывает, что я чувствую себя неудачником
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
39. Я уравновешенный человек
никогда +4
почти никогда +3
часто +2
почти всегда +1
40. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах
никогда +1
почти никогда +2
часто +3
почти всегда +4
* Полученные данные не могут трактоваться как профессиональные медицинские рекомендации и предоставляются исключительно в ознакомительных целях
Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Ч.Д. Спилбергером и адаптированная на русском языке Ю.Л. Ханиным. Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя 40 вопросов — рассуждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной и 20 — для оценки личностной тревожности.
Бланк 1. Шкала ситуативной тревожности (СТ)
№ | Суждение | Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно |
---|---|---|---|---|---|
1 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Мне ничто не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я внутренне скован | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Я ощущаю душевный покой | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Я не чувствую скованности, напряжённости | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я слишком возбуждён, и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
Бланк 2. Шкала личностной тревожности (ЛТ)
№ | Суждение | Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда |
1 | У меня бывает приподнятое настроение | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Я бываю раздражительным | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я легко могу расстроиться | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я чувствую прилив сил, желание работать | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Я спокоен, хладнокровен и собран | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Меня тревожат возможные трудности | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я слишком переживаю из-за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я бываю вполне счастлив | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я всё принимаю близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я чувствую себя беззащитным | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я бываю доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Бывает, что я чувствую себя неудачником | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ключ
Ситуативная тревожность | Личностная тревожность | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
СТ | Ответы | ЛТ | Ответы | ||||||
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | № | 1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 4 | 3 | 2 | 1 | 1 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | 4 | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 |
7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 7 | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | 4 | 3 | 2 | 1 | 8 | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 9 | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | 4 | 3 | 2 | 1 | 10 | 4 | 3 | 2 | 1 |
11 | 4 | 3 | 2 | 1 | 11 | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | 1 | 2 | 3 | 4 | 13 | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | 1 | 2 | 3 | 4 | 14 | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | 4 | 3 | 2 | 1 | 15 | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | 4 | 3 | 2 | 1 | 16 | 4 | 3 | 2 | 1 |
17 | 1 | 2 | 3 | 4 | 17 | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | 1 | 2 | 3 | 4 | 18 | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | 4 | 3 | 2 | 1 | 19 | 4 | 3 | 2 | 1 |
20 | 4 | 3 | 2 | 1 | 20 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Интерпретация полученных результатов
Результат | Набрано баллов |
---|---|
Очень низкая тревожность. Можно трактовать состояние как депрессивное, неактивное, с низким уровнем мотиваций | менее 11 |
Низкая тревожность | от 12 до 30 |
Умеренная тревожность | от 31 до 44 |
Высокая тревожность | от 45 до 46 |
Очень высокая тревожность. Может быть связана с наличием невротического конфликта, эмоциональными срывами и с психосоматическими заболеваниями | более 47 |
Еще калькуляторы: шкала мании Янга, шкала PHQ, шкала Бека, шкала тяжести абстинентного синдрома, шкала депрессии Гамильтона, шкала аутизма у детей CARS, гериатрическая шкала депрессии, шкала тревоги Кови, шкала тревоги и депрессии HADS
Шкала тревоги Спилбергера-Ханина — пройти онлайн
Шкала тревоги Спилбергера-Ханина — пройти онлайн
1. Я спокоен
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
2. Мне ничто не угрожает
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
3. Я нахожусь в напряжении
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
4. Я испытываю сожаление
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
5. Я чувствую себя свободно
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
6. Я расстроен
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
7. Меня волнуют возможные неудачи
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
8. Я чувствую себя отдохнувшим
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
9. Я встревожен
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
11. Я уверен в себе
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
12. Я нервничаю
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
13. Я не нахожу себе места
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
14. Я взвинчен
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
15. Я не чувствую скованности
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
16. Я доволен
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
17. Я озабочен
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
18. Я слишком возбужден и мне не по себе
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
19. Мне радостно
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
20. Мне приятно
Нет, это не так
Немного
Существенно
Совершенно так
21. Я испытываю удовольствие
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
22. Я обычно быстро устаю
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
23. Я легко могу заплакать
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
25. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
26. Обычно я чувствую себя бодрым
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
27. Я спокоен, хладнокровен и собран
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
28. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
29. Я слишком переживаю из-за пустяков
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
30. Я вполне счастлив
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
31. Я принимаю все слишком близко к сердцу
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
32. Мне не хватает уверенности в себе
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
33. Обычно я чувствую себя в безопасности
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
35. У меня бывает хандра
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
36. Я доволен
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
39. Я уравновешенный человек
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
40. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
Как вы себя чувствуете
в данный момент?
Как вы себя чувствуете
обычно?
Проявления синдрома профессионального выгорания у анестезиологов-реаниматологов
Ключевые слова : Синдром профессионального выгорания; Профессиональный стресс; Анестезиологи-реаниматологи
Абстрактный
С целью изучения синдрома выгорания у врачей анестезиологов-реаниматологов обследован 61 врач Архангельской области. Для исследования использовались следующие методы: анкетирование, психологическое тестирование, математико-статистическая обработка эмпирических данных. Установлено, что 60,6% анестезиологов-реаниматологов имеют высокий уровень профессионального выгорания, характеризующийся эмоциональным истощением и стрессом на работе, ухудшением самочувствия и социальной адаптации. Более половины врачей имеют высокий индекс организационного стресса и поведенческий тип А, используют дезадаптивные копинг-стратегии в решении возникших сложных ситуаций, обесценивают собственный опыт, недооценивают важность и возможность реального преодоления проблемных ситуаций.
Введение
В настоящее время в науке все больше внимания уделяется проблеме профессионального стресса и его последствий для медицинских работников, работающих в условиях повышенной моральной ответственности, постоянного взаимодействия с людьми, их проблемами и страданиями. Впервые термин «выгорание» ввел американский психиатр Х. Фреденбергер в 1974 г. Первоначально выгорание означало состояние истощения с чувством собственной никчемности.
Синдром эмоционального выгорания представляет собой физическое, эмоциональное и мотивационное истощение, характеризующееся снижением продуктивности на работе, быстрой утомляемостью, бессонницей и повышенным воздействием соматических заболеваний, алкоголя или других психоактивных веществ с целью получения временного облегчения, которое имеет тенденцию к развитию зависимости [1]. ].
С момента введения этого понятия изучение данного явления затруднено из-за неоднозначности его содержания и многокомпонентности. В настоящее время синдром профессионального выгорания у медицинских работников признан проблемой, требующей несрочных вмешательств. Среди медицинских профессий этот синдром встречается в 30-9 лет.0 % сотрудников [2]. В современных исследованиях хорошо освещена проблема профессионального выгорания у онкологов, стоматологов, психиатров и др.
Профессиональная деятельность анестезиологов-реаниматологов насыщена многими стрессогенными факторами [3-6], что закономерно приводит к высокому уровню психического напряжения и определяет повышенный риск развития других негативных состояний, в том числе нарушений социальной адаптации, нервно-психических или соматическое здоровье [7,8].
Признаки профессионального выгорания наблюдаются у 25-60% врачей анестезиологов-реаниматологов [9].]. Эмоциональное истощение у анестезиологов-реаниматологов встречается в 7 раз чаще, чем у других специалистов [10].
Несмотря на литературные исследования синдрома профессионального выгорания у врачей анестезиологов-реаниматологов, до сих пор остается мало вопросов к содержательной характеристике эмоциональных реакций и стилям отношения к работе при этом синдроме. В связи с этим возникает необходимость углубления научных знаний о синдроме профессионального выгорания у врачей анестезиологов-реаниматологов.
Материал и методы исследования
С целью изучения синдрома выгорания врачей анестезиологов-реаниматологов и разработки рекомендаций по профилактике обследован 61 врач анестезиолог-реаниматолог Архангельской области, из них 21 (34,4%) женщины и 40 (65,6%) мужчины; средний возраст 42,9±12,4 года (M±σ). Для исследования использовались следующие методы: анкетирование, психологическое тестирование, математико-статистическая обработка эмпирических данных. В качестве методики использовались: опросник «Отношение к работе и профессиональное выгорание» В. Винокура (ОРПВ), шкала организационного стресса Маклина, Фрайбургский личностный опросник (ФПИ), тест Спилбергера в модификации Ю. Ханина, копинг-тест Р. Лазаря и С. Фолькмана. Для обработки результатов использовали SPSS (версия 23.0) и стандартные методы расчета.
Результаты и обсуждение
Результаты опроса показали, что 55,7 % врачей оценивают свою текущую работу как сложную и напряженную. Показатель организационного стресса по методу Маклина у анестезиологов-реаниматологов был высоким (50,7±7,0 балла; М±σ). Более половины специалистов (57,6%) были предрасположены к различным стрессовым синдромам, риску эмоционального выгорания и сердечно-сосудистым заболеваниям (тип А).
По данным опросника ОРПВ самые высокие значения выявлены у врачей анестезиологов-реаниматологов по шкалам «эмоциональное истощение», «рабочее напряжение», «снижение профессионального развития и самосовершенствования», «расстройства здоровья и общей адаптации», что свидетельствует о повышении усталость, напряжение, плохое самочувствие, чувство разочарования и неудовлетворенности своей работой, истощение, как физическое, так и эмоциональное, проблемы со здоровьем, ощущение препятствия в перспективах профессионального роста и развития.
Высокий интегративный индекс профессионального выгорания отмечен у 60,6% обследуемых, что свидетельствует о формировании синдрома выгорания у анестезиологов-реаниматологов. Можно отметить, что по сравнению с результатами, полученными другими авторами [11], мы обнаружили более частое появление признаков синдрома эмоционального выгорания у анестезиологов-реаниматологов (60,6% по сравнению с 46,4%).
Рисунок 1. Частота встречаемости симптомов профессионального выгорания у врачей анестезиологов-реаниматологов, %
Средние групповые показатели по Фрайбургскому личностному опроснику соответствовали среднему уровню выраженности шкал, высокие значения выявлены только по шкале «открытость», что свидетельствует о стремлении к доверительному и откровенному взаимодействию с окружающими людьми с высокой уровень самокритики.
У каждого второго специалиста выявлено неустойчивое эмоциональное состояние, проявляющееся в частых перепадах настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Каждый третий опрошенный отмечал наличие тревожности, скованности, неуверенности, подавленности в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношении к себе и к социальному окружению, что приводит к затруднениям в социальных контактах. У каждого шестого выявлено агрессивное отношение к социальной среде, выраженное стремление к доминированию, предпосылки к импульсивному поведению.
По методике Спилбергера-Ханина индекс ситуативной тревожности соответствовал 40,0±10,4 балла (М±σ), а личностной тревожности — 44,8±8,5 балла (М±σ). 1/3 испытуемых имели высокий индекс ситуативной тревожности, что проявляется повышенной тревожностью, напряженностью и нервозностью по поводу ряда ситуаций, происходящих на работе и в жизни в целом. Тревожность как черта личности была присуща практически всем анестезиологам-реаниматологам. Полученные нами данные соответствуют результатам других исследований [8] о высоком уровне личностной тревожности у анестезиологов-реаниматологов.
Выделены три преобладающие копинг-стратегии (по методике Р. Лазаруса), обладающие наиболее высоким уровнем напряженности: дистанцирование (51,1±1,31 балла), поиск социальной поддержки (51,1±1,33 балла), бегство-избегание (51,2 балла). ±1,31 балла), то есть в стрессовой ситуации анестезиологи-реаниматологи снижали ее субъективную значимость и степень эмоциональной вовлеченности, усиливали поиск информации, действенную и эмоциональную поддержку или реагировали по типу уклонения. Одинаково характерно для каждого пятого врача (19,6%), преобладающими стратегиями были дистанцирование и поиск социальной поддержки, для чуть меньшего числа (17,4%), бегство — избегание, конфронтация и планирование решения проблемы были одинаково распространены (13,0%), и более редкими стратегиями были взятие на себя ответственности (8,7%), позитивная переоценка (6,5%) и самоконтроль (2,2%).
Корреляционный анализ показал, что с увеличением показателя организационного стресса, эмоциональной истощаемости (r=0,627; p=0,000) и трудового напряжения (r=0,617; p=0,000) возрастала удовлетворенность работой (r=0,748; p =0,000) и самооценка качества труда (r=0,425; p=0,003), здоровья и адаптации (r=0,608; p=0,000), снизилась стрессоустойчивость такой копинг-стратегии, как переоценка (r= -0,382; р=0,000), повышенная спонтанная агрессивность (R=0,547; p=0,008), депрессия (R=0,459). ; р=0,032) и раздражительность (R=0,462; р=0,031). Также были выявлены следующие взаимосвязи: между эмоциональным истощением и копинг-стратегиями самоконтроля (r=0,297, p=0,045), а также спонтанной агрессией (r=0,448, p=0,036), между копинг-стратегиями бегства и конфронтации ( r=0,435; p=0,003), полет и расстояние (r=0,384; p=0,008), расстояние и самоконтроль (r=0,313; p=0,034), положительная переоценка и планирование (R=0,518; p=0,000) . Следовательно, при увеличении организационного стресса возрастает риск развития СПВ, могут возникать реакции раздражения.
Выводы
Результаты исследования позволяют отнести анестезиологов и реаниматологов к группе риска по возникновению и развитию синдрома профессионального выгорания.
Для смягчения негативных последствий СПВ необходимы своевременные и дифференцированные профилактические меры. Профилактика СПВ представляет собой комплекс профилактических мероприятий, направленных на снижение вероятности развития предпосылок. Профилактика СПВ у врачей анестезиологов-реаниматологов должна включать профессионально-организационные, социальные и индивидуально-психологические направления работы, способствовать формированию и укреплению у них психологических качеств, обеспечивающих высокую психологическую устойчивость и готовность к выполнению профессиональных обязанностей в любых условиях.
использованная литература
- Винокур В.А. Методология психологической диагностики профессионального «выгорания» в «помогающих» профессиях. Опросник «ОПРВ» (Отношение к работе и профессиональное «выгорание»): Учеб. разрешение. Санкт-Петербург: СЗГМУ им. И.И. Мечникова. 2012.
- Сидоров П.И., Соловьев А.Г., Новикова И.А. Синдром выгорания: Учебник с грифом УМО для медицинского и фармацевтического образования. Архангельск: Северный государственный медицинский университет. 2007.
- Федотов С.А. , Дмитриев А.В., Тетюшкин М.А. Влияние непрямого вовлечения в чрезвычайные ситуации на психическое здоровье населения. Медицина неотложных состояний. 2010 г.; 4: 23-25.
- Рыбников В.Ю., Кузнецова О.А., Парфенов Ю.А. Психологические механизмы развития синдрома выгорания у анестезиологов-реаниматологов. Ученые Записки университета им. ПФ. Лесгафт. 2012 г.; 4: 114-118.
- Гупта Н., Гупта А., Гарг Р. Профессиональное выгорание в анестезиологии и интенсивной терапии – как его уменьшить. Дж. Анест. крит. Уход в открытом доступе. 2015 г.; 2: 00056.
- Ниссен А.С., Хансез И. Стресс и выгорание при анестезии. Курс. мнение Анаст. 2008 г.; 21: 406-411.
- Корехова М.В., Соловьев А.Г., Киров М.Ю., Малышкин Е.А., Новикова И.А. Синдром профессионального выгорания среди анестезиологов. Вестник анестезиологии и реаниматологии. 2016; 3: 19-28.
- Кузнецова О А, Мазурок В А, Щелкова О Ю. Психологическая адаптация к стрессовым условиям профессиональной деятельности анестезиолога-реаниматолога. Медицинская психология в России: электрон. научный журнал. 2012 г.; 2.
- Мазурок В.А., Лебединский К.М., Решетова Т.В. Врач анестезиолог-реаниматолог: проблема психолого-педагогического обеспечения профессиональной деятельности. Вестник интенсивной терапии. 2006 г.; 5: 22-25.
- Баклаев А.В., Смирнов И.В., Мизиков В.М., Бунятян А.А. Информационный стресс врача анестезиолога-реаниматолога. Анестезиология и реаниматология. 2002 г.; 2: 4-9.
- Ловчев А.Ю., Ванчакова Н.П., Корячкин В.А. Психологические и психофизиологические особенности профессиональных дезадаптаций и их динамика у анестезиологов-реаниматологов и хирургов. Бестник Санкт-Петербургского университета. 2009 г.; 3: 184-189.
Индивидуальные зоны оптимального функционирования
Существует несколько подходов к объяснению связи между эмоциями и результативностью в спорте. К ним относятся теория реверсирования Аптера (1989), которая впервые была применена к спорту Джоном Керром (1990, 1997), и подходы к тревожности и спортивным результатам, такие как теория многомерной тревоги (МТ) и теория катастроф (Hardy, 19). 90; Харди и Фази, 1987). Еще одним подходом, которому посвящен этот блог, является модель индивидуальных зон оптимального функционирования (IZOF: Hanin, 2000a), которая первоначально была разработана для объяснения связи между тревожностью и спортивными результатами (Hanin, 1989), а затем была расширена для охвата спектр эмоций.
Зона оптимального функционирования Ханина (1980, 1986) относится к ширине полосы или зоне беспокойства, в пределах которой каждый отдельный исполнитель, скорее всего, достигнет оптимального результата. Оригинальное исследование, проведенное Ханиным (1980, 1986) использовали одномерную концепцию тревожности, измеренную с помощью Опросника тревожных состояний Спилбергера (Spielberger, Gorsuch & Lushene, 1970), а ZOF определяли как плюс-минус 4 балла (приблизительно половина стандартного отклонения) от уровня тревожности, который продолжился лучший спектакль. Таким образом, те люди, чей предсоревновательный уровень тревожности находится в пределах их ZOF, будут работать лучше, чем те люди, чей уровень тревожности находится за пределами их ZOF. Хотя существуют очевидные ограничения в использовании одномерной концепции тревожности и не связанной со спортом меры тревожности, интуитивно имеет смысл учитывать, что у каждого человека будет свой собственный оптимальный уровень тревожности для достижения наилучших результатов.
В более поздних работах основное внимание уделялось более широкому спектру эмоций (см. обзор Hanin, 2000a, 2000b). Основной принцип этого подхода заключается в том, что существует идиосинкразическая связь между эмоциональным состоянием (включающим ряд дискретных эмоций) и уровнями производительности (Ханин, 2000а). Например, один спортсмен может показывать хорошие результаты, когда он напряжен и зол, тогда как другой спортсмен может показывать плохие результаты, находясь в том же состоянии. Hanin (2000a) дал подробное описание эмоциональной реакции и предложил классифицировать ее по 5 параметрам. Три измерения связаны со структурой субъективного опыта: форма, содержание и интенсивность, тогда как два измерения связаны с динамикой субъективного опыта: время и контекст. Измерение формы описывает способ, которым эмоции могут представлять себя, и включает когнитивный, аффективный, мотивационный, соматический, кинестетический, исполнительский и коммуникативный компоненты. Измерение содержания описывает гедонистический тон (приятный-неприятный) и влияние эмоций на производительность (оптимальное-дисфункциональное), а измерение интенсивности описывает силу чувства. Измерение времени относится к временному паттерну эмоции (например, до, во время, после соревнования), а измерение контекста относится к характеристикам окружающей среды (например, практика, соревнование).
Чтобы проиллюстрировать подход IZOF, Hanin и Syrjä (1995) попросили юных хоккеистов выбрать положительные и отрицательные эмоции, которые, по их мнению, связаны с их собственными эффективными или неэффективными выступлениями в прошлом. Участникам был предоставлен пересмотренный список эмоций, который первоначально использовался Уотсоном и Теллегеном (1985) при построении Шкалы положительных и отрицательных эмоций. Ханин и Сырья сообщили, что 46 участников исследования выбрали 44 положительные эмоции (например, бдительность, активность, уверенность) и 39 эмоций.негативные эмоции (например, напряжение, злость, раздражение) как имеющие отношение к спортивным результатам. В дополнение к первоначальному списку эмоций, предоставленных участникам, были выбраны 4 новых положительных эмоции и 5 новых отрицательных эмоций. Все эмоции оказывали положительное или облегчающее воздействие на производительность в зависимости от их идиосинкразического значения и интенсивности.
Чтобы объяснить, как возникают эмоции, Ханин (2000a) опирался на когнитивно-мотивационно-реляционную теорию Лазаря (CMRT: 1991) и предположил, что эмоции вызываются когнитивной оценкой человеком вероятности достижения соответствующих целей. Например, если человек чувствует, что проиграет важное соревнование (которое он хотел выиграть), он может расстроиться и разочароваться. Применение CMRT к модели Ханина подверглось критике со стороны Crocker et al. (2002), которые утверждали, что CMRT был разработан для отдельных эмоций и не объясняет, как могут возникать эмоциональные состояния, включающие ряд отдельных эмоций. Безусловно, необходимы дополнительные исследования частотных и временных паттернов эмоций во время спортивных соревнований. Кроме того, как Crocker et al. (2002) и Лазарус (2000) критикуют некоторые прилагательные, используемые Ханином (2000b) для описания эмоций. Например, он использует термины «уверенный» и «целеустремленный», которые могут описывать когнитивные состояния, а не эмоции.
Изображение
Изображение Джона Хейна с сайта Pixabay
Ссылки
Apter, M. J. (1989). Теория реверсирования: Мотивация, эмоции и личность. Лондон, Великобритания: Рутледж.
Крокер, П.Р.Э., Ковальски, К.С., Грэм, Т.Р., и Ковальски, Н.П. (2002). Эмоции в спорте. В JM Silva III & DE Stevens (Eds.), Психологические основы спорта. (стр. 107-131). Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.
Ханин, Ю. (1980). Исследование тревожности в спорте. В WF Straub (Ed.), Спортивная психология: анализ поведения спортсменов (стр. 236-249). Итака. Нью-Йорк: Движение.
Ханин Ю. (1986). Исследование тревожности состояний в спорте в СССР. В CD Spielberger and R. Diaz-Guerrero (Eds.), 90 103. Межкультурная тревога 90 104 (Том 3, стр. 45–64). Вашингтон: Полушарие.
Ханин Ю.Л. (1989). Межличностная и внутригрупповая тревожность в спорте. В D. Hackfort & CD Spielberger (Eds.), A беспокойство в спорте: международная перспектива (стр. 19-28). Вашингтон, округ Колумбия: Полушарие.
Ханин Ю. и Сырья П. (1995). Влияние на производительность юных хоккеистов: применение модели индивидуальных зон оптимального функционирования. Спортивный психолог, 9, 169-187.
Ханин Ю. Л. (2000а). Модель индивидуальных зон оптимального функционирования (IZOF): отношения эмоции-производительность в спорте. В Ю. Л. Ханин (ред.), Эмоции в спорте (стр. 65–89).). Шампейн, Иллинойс: Кинетика человека.
Ханин Ю. Л. (2000б). Удачное и неудачное выступление и эмоции. В Ю. Л. Ханин (ред.), Эмоции в спорте (стр. 157–187). Шампейн, Иллинойс: Кинетика человека.
Харди, Л. (1990). Модель катастрофы в спорте. В G. Jones and L. Hardy (Eds.), 90–103 Стресс и работоспособность в спорте 90–104. (стр. 81-106). Чичестер, Англия: Wiley.
Харди, Л., и Фейзи, Дж. (1987). Гипотеза перевернутой буквы U: катастрофа для спортивной психологии? Доклад, представленный на ежегодной конференции Североамериканского общества психологии спорта и физической активности, Ванкувер, июнь.
Керр, Дж. Х. (1990). Стресс и спорт: теория реверсирования. В Г. Джонс и Л. Харди (ред.), Стресс и производительность в спорте. (стр. 107-131). Чичестер, Англия: Wiley.
Керр, Дж. Х. (1997). Мотивация и эмоции в спорте. Восточный Суссекс. Psychology Press Ltd.
Лазарь, Р. С. (1991). Эмоции и адаптация .