Депрессия

Сдвг коррекция: Современные принципы диагностики и коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ).

СДВГ у взрослых — лечение, симптомы, диагностика

Записаться на консультацию

Лечение СДВГ у взрослых

Клиника реабилитации «В НОВЫЙ ДЕНЬ» специализируется на лечении взрослых с СДВГ. У нас разработан и эффективно применяется комплекс реабилитационных мероприятий при СДВГ.

Индивидуальный подход

У каждого пациента есть свой лечащий врач – невролог. Он знает о пациенте и его заболевании всё, при необходимости может внести корректировки в курс лечения на любом этапе. Главное – это результат. По окончании курса лечения выдаются индивидуально разработанные рекомендации.

Лечение – это всегда комплекс

С учетом варианта течения, возраста пациента, выраженности проявлений выбираются наиболее подходящие методики и их сочетания:

Для коррекции двигательной активности и импульсивности используются специальные методики лечебной физкультуры (ЛФК), стабилометрия с биологической обратной связью (БОС).

В обычной жизни пациентам с СДВГ не рекомендуют занятия теми видами спорта, которые предполагают соревновательный характер и имеют выраженный эмоциональный компонент, например, единоборства, командные игры. Полезны бег «трусцой», плавание (не соревновательное), езда на велосипеде, прогулки на лыжах.

Для улучшения психологического и эмоционального состояния, уменьшения тревожности, преодоления депрессии, нарушений сна используют разнообразные методы психотерапии. Выбор методики, подходящей конкретному пациенту, осуществляет психолог или психотерапевт.

Релаксационные методики: специальный расслабляющий массаж, релаксационные сессии, медикаментозное лечение.
При дефиците внимания используются когнитивные тренировки. Иглорефлексотерапия (ИРТ) традиционно используется для восстановления регуляции работы многих органов, в том числе, головного мозга.

Инновационные методики

Транслингвальная нейростимуляция (ТЛНС) – это воздействие на головной мозг через стимуляцию рецепторов языка. Это передовая инновационная методика, наиболее эффективно используется в лечении заболеваний центральной нервной системы, а как мы знаем, СДВГ относится именно к таким заболеваниям. Применение ТЛНС позволяет в короткие сроки восстановить регуляцию процессов возбуждения-торможения, что в конечном счете приводит к улучшению течения СДВГ, наилучшей психологической и двигательной коррекции. Кроме того, ТЛНС положительно влияет на когнитивные функции, такие как концентрация внимания и память, улучшает сон, давая организму восстанавливать запасы нейромедиаторов и полноценно отдыхать.

Преемственность и повторяемость

СДВГ при правильном лечении имеет благоприятное течение. Важно поддерживать достигнутые результаты. Для этого при выписке мы даем подробные индивидуально разработанные рекомендации. Пока существует какая-либо остаточная симптоматика, курсы лечения необходимо повторять, как правило, 2-3 раза в год.

Записаться на консультацию

Заполнить форму

+7 (812) 603-70-10

Синдром дефицита внимания у взрослых

СДВГ – это неврологическое поведенческое расстройство, начинающееся в детском возрасте, проявляющееся трудностями концентрации и поддержания внимания, чрезмерной двигательной активностью (гиперактивностью) и несдержанностью (импульсивностью).

В последние годы частота СДВГ увеличилась, в том числе, у взрослых. Раньше считалось, что к подростковому возрасту симптомы СДВГ значительно сглаживаются или проходят. Однако сейчас эти представления изменились: в 30-70% случаев СДВГ сохраняется и во взрослом возрасте. Чаще всего это связано с недостаточно эффективным лечением в детстве.

Подробнее о СДВГ

Все процессы, происходящие в нервной системе, базируются на двух противоположно направленных механизмах: возбуждении и торможении. В норме они сбалансированы. Однако формирование нервной системы происходит не сразу после рождения. Головной мозг в основном формируется до возраста 8 лет, но окончательно только к 25 годам. Поэтому у детей часто возбуждение и торможение выходят из-под контроля, в некоторых случаях приводя к СДВГ. Со временем мозг созревает, и симптоматика СДВГ сглаживается или проходит самостоятельно. Но даже у взрослого человека могут сохраняться когнитивные, поведенческие, и двигательные
расстройства, сформировавшиеся вследствие СДВГ. Именно поэтому распространенность СДВГ у взрослых, хоть и увеличилась за последние годы, но всё же остаётся гораздо меньшей, чем у детей.

В целом, проявления у детей и взрослых не отличаются, но есть особенности.

Во-первых, если у ребенка не было СДВГ, то и взрослого данное заболевание не разовьётся. Поэтому СДВГ у взрослых – это не отдельное заболевание, а сохраняющиеся с детства нарушения.

Во-вторых, у взрослых нарушения внимания преобладают над проявлениями гиперактивности. Таким людям сложно сконцентрироваться и удерживать внимание, поэтому им могут быть недоступны многие виды деятельности, где требуется сосредоточиться. Гиперактивность может проявляться неусидчивостью, поэтому им не подходит сидячая малоподвижная работа.
Импульсивность может проявляться конфликтами в семье и на работе.

И в-третьих, наличие СДВГ во взрослом возрасте требует тщательного обследования, чтобы исключить другие расстройства, в т.ч. психические заболевания.

Проявления СДВГ зависят от варианта течения заболевания.

Типы СДВГ у взрослых

  • С преобладанием нарушения (дефицита) внимания

  • С преобладанием гиперактивности

  • Смешанный вариант СДВГ

Симптомы СДВГ у взрослых

Симптомы невнимательности (у взрослых – не менее 5 симптомов на протяжении минимум 6 месяцев):

  • Неспособность сосредоточиться на деталях, ошибки невнимательности
  • Неспособность удерживать внимание длительное время
  • Часто складывается впечатление, что не слушает обращенную речь
  • Неспособность следовать инструкциям, алгоритмам, например, выполнять условия
    задания
  • Сопротивление вовлечению в процесс выполнения заданий, избегание или
    активное сопротивление
  • Частые утраты вещей, особенно тех, что необходимы для выполнения заданий
  • Лёгкая отвлекаемость на посторонние раздражители или мысли («витание» в
    своих мыслях)
  • Повседневная забывчивость (поручения, обязанности по дому, опоздания)

Симптомы гиперактивности (у взрослых – не менее 5 симптомов на протяжении минимум 6 месяцев):

  • Постоянные движения в кистях, стопах, ёрзание на стуле
  • Вставания с места
  • Невозможность усидеть на месте
  • Невозможность спокойно проводить время
  • Постоянно в движении, как «заведенный», словно «прикрепили мотор»
  • Болтливость
  • Отвечает на вопрос, не дослушав самого вопроса
  • Трудности с ожиданием своей очереди
  • Перебивает других, вмешивается в чужие дела, берёт вещи других людей без
    разрешения.

Эти симптомы должны достигать степени выраженности, мешающей учиться, общаться, работать. Они должны наблюдаться и дома, и в других местах (на работе, в гостях и т.д.). Их должны замечать не только близкие, но и окружающие.

    Может потребоваться и дополнительное обследование с целью уточнения диагноза и исключения других заболеваний, имеющих схожую симптоматику:

    • ЭЭГ (электроэнцефалография)
    • УЗДГ (ультразвуковая допплерография)
    • Метод вызванных потенциалов (ВП)
    • Консультация психотерапевта
    • МРТ головного мозга
    • Консультация психиатра (по показаниям)

    Программы лечения, которые могут подойти пациентам с СДВГ*:

    – СДВГ КС (комплекс стандартный)
    – СДВГ КР (комплекс расширенный)
    – Когниция КС (комплекс стандартный)
    – Когниция КР (комплекс расширенный)

    – Психотерапия инд. КС (комплекс стандартный)
    – Психотерапия инд. КР (комплекс расширенный)

    Сравнительная таблица всех программ

    СДВГ И биоакустическая коррекция (БАК)

            Синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью (СДВГ/СНВГ) — расстройство поведения и внимания детского и подросткового возраста, в настоящее время представляет актуальную медико-социальную проблему. По мнению большинства отечественных и зарубежных исследователей, данное заболевание встречается у 5-20% детской популяции.  Относительная распространенность синдрома среди мальчиков выше, чем у девочек, и колеблется в районе 5:1.  СДВГ диагностируется, как правило, в детском возрасте, а с началом обучения в школе количество диагностируемых случаев нарастает лавинообразно. Синдром играет значительную роль в возникновении школьной и социальной дезадаптации.

     Исследователи и врачи отмечают длительность течения синдрома: более чем у половины детей, страдавших данным заболеванием в начальных классах, этот синдром сохраняется и в подростковом возрасте, а у 30-70 % не исчезает и во взрослом. Такие детей составляют группу риска по развитию аддиктивных расстройств (уход от реальности) и девиантного поведения (устойчивое поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.), может стать предвестником целого ряда личностных расстройств, способствует развитию алкоголизма, наркомании, игромании, антисоциального поведения (склонность к совершению преступлений)

     Происхождение этого синдрома и то, каким образом протекает это расстройство, еще недостаточно изучены. Но известны факторы риска возникновения СДВГ, причем, всегда следует иметь в виду возможность воздействия нескольких факторов, влияющих друг на друга. Они могут возникать в разные периоды времени: в антенатальном периоде – внутриутробные инфекции, острые и хронические заболевания будущей матери, различные интоксикации, облучения, стрессовые ситуации; в интранатальном периоде – неблагоприятные факторы процесса родовой деятельности: преждевременные роды, роды с помощью кесарева сечения, стимуляция родовой деятельности, длительный безводный период, низкая оценка по шкале Апгар; в постнатальном периоде – недоношенность,  низкая массе тела, нейроинфекции и травмы ребенка, кроме того, фактором, повышающим риск возникновения расстройства,  является  мужской пол ребенка.

     Существуют также эволюционные (развития мозга) и генетические факторы, способные повлиять на возникновение этого синдрома. С точки зрения эволюционных факторов СДВГ возникает вследствие нарушений морфологического  и функционального созревания головного мозга. Исследования в области генетических механизмов показало, что у близнецов и близких родственников чаще, чем в других случаях встречается повышенное сходство расстройств в данной области. По данным Biederman, Faraone (1990), риск развития СДВГ составляет 31,5% для родственников пациентов с данным заболеванием.

     Среди психосоциальных факторов, влияющих на возникновение и развитие СНВГ, выделяют следующие: юная мать и мать, страдающая алкоголизмом, негативное окружение ребенка в школе и дома, неподготовленность родителей к семейной жизни, частые конфликты в семье, неполная семья. Интенсификация учебного процесса (постоянное увеличение темпа и размеров учебной нагрузки), раннее начало дошкольного обучения, несоответствие программы и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям детей, несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса).

     Также установлено, что значение может иметь и неблагополучная экологическая обстановка.

     Считается, что детям с СНВГ свойственен низкий уровень возбуждения в связи с ослаблением восприятия сенсорных стимулов всех модальностей, воздействующих на центральную нервную систему (головной мозг). Это может быть следствием снижения норадренергической активности в определенных участках мозга. В результате ребенок оказывается вовлеченным в поведение, направленное на поиски стимулов, демонстрируя интенсивный, но кратковременный интерес к новым стимулам.

     Таким образом, СДВГ может отражать особенности обработки полученной информации, и, следовательно, восприятия окружающего мира и способа реагировать на него. Характерной чертой синдрома является снижение уровня мотивации и ослабление усилий, направленных на решение задач, кажущихся скучными, незначимыми или слишком сложными.

     Синдром дефицита внимания с гиперактивностью разделяют на три типа:

     1.С преобладанием невнимательности и/или патологической отвлекаемости.

    2.С преобладанием импульсивности, выражающейся в неспособности подавить или затормозить ответную реакцию.

    3.Комбинированный.

     Также выделяются три симптомокоплекса проявлений СДВГ. Каждый симптомокомплекс состоит из набора признаков:

      «Невнимательность»: 1. Ребенок часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности. 2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. 3. Часто складывается впечатление о том, что ребенок не слушает обращенную к нему речь. 4. Часто ребенок оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или вызывающим поведением, неспособностью понять задание). 5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности. 6. При необходимости выполнения заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы), обычно избегает его, высказывает недовольство или сопротивляется. 7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты). 8. Легко отвлекается на посторонние стимулы. 9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

     «Гиперактивностъ»: 1. У ребенка часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится. 2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. 3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо. 4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. 5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор». 6. Часто бывает болтливым.

     «Импульсивность»:1. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца. 2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. 3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

     Основными жалобами детей и их родителей при обращении к специалистам являются трудности с концентрацией внимания и контролем поведения, трудности обучения. Дети чрезвычайно подвижны, беспокойны, не могут усидеть на месте во время урока, постоянно отвлекаются, дефекты концентрации внимания обуславливают низкую успеваемость детей с СДВГ, несмотря на достаточно высокий уровень интеллекта. Родители отмечают у детей отсутствие интереса к большинству существующих видов деятельности, особенно к учебе в школе, плохую успеваемость, чрезмерную двигательную активность, повышенную возбудимость, эмоциональную лабильность, непослушание. Вегетативные и соматические нарушения, степень их выраженности в каждом отдельном случае различен и набор у каждого отдельного ребенка – индивидуален: полиморфные вегетативные нарушения – повышенная потливость, акроцианоз (синюшная окраска кожи, связанная с недостаточным кровоснабжением мелких капилляров), лабильность пульса, вегето-сосудистая дистония, метеозависимость. Родители отмечают преходящие или хронические страхи, сноговорение, бруксизм (периодически возникающие эпизоды непроизвольного сокращения жевательной мускулатуры, сопровождающиеся сжиманием челюстей и скрежетанием зубами), энурез, страхи темноты и одиночества, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройство восприятия. По общему интеллектуальному развитию дети с таким диагнозом находятся на уровне нормы или, в отдельных случаях, субнормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации.

     Наиболее частыми сопутствующими СДВГ заболеваниями являются: тики, синдром Туретта (гиперкинезы, выкрики, эхопраксии), головные боли напряжения. Отмечается высокая частота различных речевых нарушений у детей с СДВГ. Ребенок начинает говорить с запозданием, при формировании речи часто возникают нарушения, на которые не всегда сразу обращают внимание, относя их к возрастным особенностям. Отмечают парциальные задержки развития (инфантилизм), в том числе – школьных навыков (письма, счета, чтения). Наличие диспраксии (своеобразных двигательных расстройств, «неуклюжести», при которых нет ни параличей, ни нарушений мышечного тонуса, но ребенок испытывает трудности в координации и при выполнении сложных движений) отмечается у 85 % детей с СДВГ. При СНВГ часто наблюдаются эмоциональные нарушения: эмоциональное развитие ребенка, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам. Как правило, нарушены отношения с окружающими: как сверстниками, так и взрослыми. Неприятие таких детей окружающими может привести к формированию у них неуверенности в себе, низкой самооценки. В результате развивается состояние постоянного напряжения, которое внешне проявляется невротическими симптомами: сосанием пальцев, обкусыванием ногтей, нарушениями сна и аппетита. Особое внимание надо уделять оппозиционному расстройству (неповиновение, враждебность), так как данное состояние характеризуется выраженной социальной дезадаптацией.

     Нейрофизиологические исследования у детей с СДВГ ведутся в основном с помощью методов электроэнцефалографического обследования.

     Каковы же способы коррекции работы мозга при СДВГ? Наиболее хорошо разработаны методы фармакологической терапии.  Однако нейрофармакологическая коррекция имеет ряд противопоказаний и побочных эффектов: привыкание к препарату, синдром отмены, краткосрочность действия, приводящая к длительному, а иногда пожизненному использованию препарата, в первую очередь – при применении психостимуляторов.

     Недостатком психологической коррекции является отсутствие объективных критериев оценки состояния детей.

     В этой связи возрастает необходимость поиска методов, адресованных к нейрофизиологическим механизмам адаптивной перестройки интегративных систем мозга, способствующих восстановлению нарушенных физиологических функций.

     На сегодняшний день в мировой научно-исследовательской и лечебно-профилактической практике показана перспективность и эффективность применения методов адаптивной саморегуляции (АС) с внешней обратной связью по параметрам биоэлектрической активности головного мозга для диагностики и коррекции нарушений у детей с СДВГ.  Предпосылки к созданию методик саморегуляции ритмической активности мозга исходят из исследований, показавших, что ЦНС (центральная нервная система) может регулировать не только физиологические функции организма, но и непосредственно свою активность.

     На базе НИИ экспериментальной медицины СЗО РАМН с 2002 года было проведено исследование эффективности применения БАК для реабилитации детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) без применения медикаментозных способов лечения.

     Данные получены в результате комплексного обследования 53 детей с диагнозом «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Из них – 41 (77,6 %) мальчик, 12 (22,6 %) девочек. Средний возраст детей 8-9 лет

     При анализе анамнеза обследованных детей были получены данные, подтверждающие концепцию многофакторной этиологии возникновения расстройства.

     С целью выявления факторов раннего повреждения головного мозга, при анализе данных анамнеза значение придавалось уточнению сведений о течении беременности, родов, периода новорожденности.

     Проведение курса БАК сопровождалось достоверным уменьшением количества клинических признаков по сравнению с первичным обследованием у 43 пациентов (81,13 %). Выявлена положительная динамика всех показателей (Рис. 1): количество признаков невнимательности достоверно уменьшилось у 48 детей (90,56 %). Количество признаков гиперактивности достоверно уменьшилось у 45 пациентов (84,9%). Количество признаков импульсивности уменьшилось у 45 пациентов (84,91%).

      Проведение сеансов БАК привело к значимому улучшению показателей функции внимания как у мальчиков, так у девочек (см. табл.). Сократилось количество пропусков значимых стимулов (ошибок невнимательности) и количество ложных реакций (ошибок импульсивности), а также достоверно уменьшилась дисперсия времени ответа.

     Улучшение клинических проявлений сопровождалось достоверной реорганизацией БЭА (биоэлектрической активности). Причем, реорганизация ритмов шла в сторону нормализации структуры ЭЭГ. И, самое важное, эффективно во всех первоначально выявленных подгруппах обследуемых детей с СДВГ.

         Средние значения показателей теста количественной оценки нарушений функции внимания

     

    Показатели

    Средние значения по группе

    Мальчики

    Девочки

    До курса

    После курса

    До курса

    После курса

    До курса

    После курса

    Ошибки невнимательности

    16,07±2,35

    4,38±1,04***

    15,9±2,67

    4,5±1,27***

    17,25±5,45

    4,08±1,81***

    Ошибки импульсивности

    14,6±2,2

    4,4±0,9***

    15,1±2,64

    4,73±1,11***

    13,25±1,81

    3,33±1,31***

    Время ответа (мс)

    550,4±41,6

    512,3±22,08*

    537,2±39,98

    522±16,79

    632,4±98,35

    518±28,86*

    Дисперсия времени ответа (мс)

    114,3±13,67

    82,6±3,98***

    108,2±15,37

    82,5±3,46***

    141,3±26,59

    88,75±5,99***

     

    *** — достоверные отличия показателей теста количественной оценки нарушений функции внимания в исследуемой группе (у мальчиков и у девочек) после курса БАК по сравнению с показателями до сеансов

     После основного курса БАК под наблюдением в течение ряда лет находилось 5 детей. Перерывы между сеансами: 3 месяца, полгода, год, более 3 лет. 2 детей наблюдались на протяжении 10 лет, 1 пациент был под наблюдением на протяжении 12 лет. Во время диагностических обследований было выявлено, что параметры БЭА сохранялись устойчиво, дальнейшее развитие ЭЭГ проходило в соответствии с нормальным онтогенетическим созреванием. Жалоб на невнимательность, гиперактивность, школьную дезадаптацию не было.

                                                     ВЫВОДЫ

      Применение БАК у детей с СДВГ достоверно уменьшает количество клинических признаков и снижает степень выраженности симптомов заболевания.

    1. По данным психофизиологического теста на внимание использование БАК оптимизирует функцию внимания, что проявляется улучшением специфических показателей внимания — уменьшением количества ошибок, пропуска значимых стимулов, контролем импульсивности.
    2. В ходе процедур БАК происходит нормализация показателей биоэлектрической активности головного мозга.  увеличивается индекс альфа-ритма, он приобретает структурированность; достоверно уменьшается соотношение мощности тета-ритма к бета-ритму в лобных отделах мозга; снижается уровень межполушарной асимметрии.

     Было выявлено достоверное улучшение психофизиологических показателей у 81%-92% исследованных детей.

      

    Статья написана по материалам методического пособия  СПбГПМА

     

    5 вещей, которые должны знать родители и учителя о СДВГ

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это детское расстройство, которым страдает каждый десятый ребенок в Соединенных Штатах. Несмотря на то, что это довольно распространено, многие заблуждения все еще сохраняются. Итак, вот пять важных вещей, которые вы должны знать, если вы родитель или учитель ребенка с СДВГ.

    1. Отличительными симптомами СДВГ являются невнимательность, гиперактивность и импульсивность . Большинство детей невнимательны, импульсивны и порой гиперактивны. Но для постановки диагноза СДВГ эти симптомы должны существенно мешать во многих местах, например, в школе и дома. Это детское расстройство, то есть симптомы должны проявиться до подросткового возраста. Симптомы могут начаться в дошкольном возрасте, но большинству детей диагноз ставят только в более позднем детстве. Симптомы могут меняться со временем, при этом гиперактивность и импульсивность более выражены у маленьких детей, в то время как старшеклассники и молодые люди часто испытывают большие трудности с концентрацией внимания. Многие дети (возможно, половина) перерастают свои симптомы, а другие нет, поэтому СДВГ может поражать человека во взрослом возрасте.

    2. Существуют различные типы СДВГ : преимущественно гиперактивное/импульсивное проявление; преимущественно невнимательное изложение; комбинированное представление. У большинства детей с СДВГ наблюдается сочетание невнимательности, импульсивности и гиперактивности, и у них будет диагностировано комбинированное проявление СДВГ. Другим детям, которые больше всего борются с гиперактивностью и импульсивностью, будет поставлен диагноз СДВГ-гиперактивное/импульсивное проявление. Третья группа имеет преимущественно проблемы с вниманием. Хотя вы часто слышите, как таких детей описывают как СДВ (синдром дефицита внимания), правильным термином будет СДВГ с преимущественно невнимательным проявлением. У девочек симптомы невнимательности проявляются чаще, чем у мальчиков.

    3. СДВГ — это расстройство головного мозга. Дети не могут преодолеть симптомы СДВГ, «пытаясь сильнее сконцентрироваться» или заставляя себя «уделять внимание». Исследования изображений мозга показали, что мозг людей с СДВГ структурно отличается от мозга людей без СДВГ. Это также работает в семьях. Дети, чьи родители страдают СДВГ, имеют вероятность от 40% до 60% также иметь СДВГ. Иногда диагноз ребенка может быть первым признаком того, что у родителя может быть СДВГ.

    4. Симптомы СДВГ могут затруднить учебу, семью и социальные отношения . Школа требует внимания и организаторских способностей, что может быть трудным для детей с СДВГ. Они могут потерять домашнюю работу, им будет трудно организовать свои мысли, у них возникнут проблемы с обдумыванием и планированием. Кроме того, у детей с СДВГ часто бывают проблемы с обучаемостью, такие как дислексия, что делает школьные занятия еще более сложными. Хотя у детей с СДВГ обычно нет особых проблем с социальными навыками, трудности с регулированием эмоций и импульсивность могут мешать личным отношениям, и поэтому им может быть трудно поддерживать дружеские отношения. Им также может быть трудно следовать социальным правилам, контролировать свои эмоции или говорить подходящие вещи. Наконец, проблемы с организацией, планированием и концентрацией внимания на том, что им говорят, могут сделать многие аспекты семейной жизни довольно сложными. Отношения с родителями, братьями и сестрами могут потребовать гораздо больше усилий.

    5. Для детей с СДВГ доступны отличные методы лечения. Существует множество подтвержденных исследованиями методов лечения, которые могут помочь облегчить симптомы СДВГ. Некоторые из наиболее эффективных подходов сочетают несколько методов лечения, например:

    • Лекарства: Многие родители боятся пробовать лекарства, но лекарства от СДВГ являются одними из наиболее хорошо изученных во всех областях медицины. Чаще всего назначают стимулирующие препараты (такие как риталин, аддералл или концерта). Эти препараты стимулируют участки мозга, которые недостаточно стимулируются. Эти части мозга связаны с мышлением и вниманием. Целями этих препаратов являются снижение гиперактивности/импульсивности и повышение концентрации/внимания.
    • Поведенческая терапия: Поведенческая терапия учит ребенка осознавать, отслеживать и в конечном итоге изменять разрушительное поведение. Терапевт обучает социальным навыкам, таким как ожидание своей очереди, чтение выражений лица, общение, просьба о помощи и адекватная реакция, когда вас дразнят. Когнитивно-поведенческая терапия делает упор на внимательность и учит ребенка осознавать свои мысли и эмоции, чтобы улучшить внимание и концентрацию.
    • Образование и обучение: Знание себя или своего ребенка может помочь родителям понять, как СДВГ и его симптомы влияют на семью. Родители и учителя могут изучить инструменты, которые могут помочь ребенку научиться новому, просоциальному и позитивному поведению. Взрослые могут научиться справляться с неприемлемым поведением и поощрять позитивное. Это может помочь уменьшить симптомы СДВГ.
    • Коучинг по СДВГ: Коуч может помочь учащимся с СДВГ работать над достижением целей, рассматривать изменения как положительный момент, повышать производительность и функционирование, а также держать учащегося подотчетным. Это особенно полезно для детей постарше.

    Получение информации о СДВГ — это первый шаг к поиску помощи. Для получения дополнительной информации посетите сайты www. mghclaycenter.org и www.understood.org.

    Воспитание ребенка с СДВГ (для родителей)

    en español: La crianza y la educación de un niño con TDAH en la familia

    Отзыв: Ширин Хасан, доктор медицины

    Психология (поведенческое здоровье) в Nemours Children’s Health

    Как СДВГ влияет на детей

    СДВГ заставляет детей быть более невнимательными, гиперактивными и импульсивными, чем это нормально для их возраста. СДВГ мешает детям развивать навыки, которые контролируют внимание, поведение, эмоции и активность. В результате они часто ведут себя так, что родителям трудно с ними справиться.

    Например, поскольку они невнимательны , дети с СДВГ могут:

    • казаться рассеянными
    • кажется, не слушаю
    • проблемы с концентрацией внимания
    • плохо следовать указаниям
    • нужно много напоминаний, чтобы сделать что-то
    • показывать плохие результаты в учебе
    • проблемы с организацией

    Поскольку они гиперактивны , дети с СДВГ могут:

    • карабкаться, прыгать или хулиганить, когда пришло время тихо поиграть
    • ерзать и, кажется, не может усидеть на месте
    • спешить вместо того, чтобы не торопиться
    • делать ошибки по невнимательности
    • быть в движении (постоянно в движении)

    Поскольку они импульсивны , дети с СДВГ могут:

    • много прерывать
    • выболтать
    • делать что-то не думая
    • делают то, что не должны, даже если знают лучше
    • есть проблемы с ожиданием, чередованием или обменом
    • имеют эмоциональные всплески, выходят из себя или не владеют собой

    Сначала родители могут не осознавать, что такое поведение является частью СДВГ. Может показаться, что ребенок просто плохо себя ведет. СДВГ может вызвать у родителей чувство стресса, разочарования или неуважения.

    Родители могут стесняться того, что другие думают о поведении их ребенка. Они могут задаться вопросом, сделали ли они что-то, чтобы вызвать это. Но у детей с СДВГ навыки, контролирующие внимание, поведение и активность, не появляются естественным образом.

    Когда родители узнают о СДВГ и о том, какие подходы к воспитанию работают лучше всего, они могут помочь детям развиваться и добиваться успехов.

    Чем могут помочь родители?

    Воспитание так же важно, как и любая другая часть лечения СДВГ. То, как реагируют родители, может улучшить или ухудшить СДВГ.

    Если вашему ребенку поставили диагноз СДВГ:

    Примите участие. Узнайте все, что сможете, о СДВГ. Следуйте лечению, которое рекомендует лечащий врач вашего ребенка. Посетите все рекомендуемые посещения терапии. Если ваш ребенок принимает лекарства от СДВГ, давайте их в рекомендованное время. Не изменяйте дозу без консультации с врачом. Держите лекарства вашего ребенка в безопасном месте, где другие не смогут до них добраться.

    Знайте, как СДВГ влияет на вашего ребенка. Все дети разные. Определите проблемы, которые возникают у вашего ребенка из-за СДВГ. Некоторым детям нужно научиться обращать внимание и слушать. Другим нужно научиться замедляться. Спросите у терапевта вашего ребенка советы и способы, которыми вы можете помочь своему ребенку практиковаться и совершенствоваться.

    Сосредоточьтесь на том, чтобы учить ребенка одной вещи за раз. Не пытайтесь работать над всем сразу. Начните с малого. Выберите что-то одно, на чем нужно сосредоточиться. Похвалите усилия вашего ребенка.

    Сотрудничайте со школой вашего ребенка. Поговорите с учителем вашего ребенка, чтобы узнать, должен ли ваш ребенок иметь IEP или план 504. Чаще встречайтесь с учителями, чтобы узнать, как дела у вашего ребенка. Работайте с учителем, чтобы помочь вашему ребенку хорошо учиться.

    Общайтесь с другими для поддержки и информирования. Присоединитесь к организации поддержки для СДВГ, такой как CHADD, чтобы получать новости о лечении, информацию и т. д.

    Узнайте, есть ли у вас СДВГ. СДВГ часто передается по наследству. Родители (или другие родственники) детей с СДВГ могут не знать, что он у них тоже есть. Когда родителей с СДВГ диагностируют и лечат, это помогает им быть лучшими родителями.

    Дисциплина с целью и теплотой. Узнайте, какие подходы к дисциплине лучше всего подходят для ребенка с СДВГ, а какие могут усугубить СДВГ. Проконсультируйтесь с терапевтом вашего ребенка о том, как реагировать на поведение вашего ребенка. Дети с СДВГ могут быть чувствительны к критике. Лучше всего исправлять их поведение, поощряя и поддерживая, а не наказывая.

    Установите четкие ожидания. Прежде чем куда-то пойти, поговорите с ребенком, чтобы объяснить, как вы хотите, чтобы он вел себя. Сосредоточьте больше энергии на том, чтобы научить ребенка тому, что нужно делать, а не реагировать на то, что не следует делать.

    Расскажите об этом. Не стесняйтесь говорить с ребенком о СДВГ. Помогите детям понять, что СДВГ — это не их вина, и что они могут научиться решать проблемы, которые он вызывает.

    Каждый день проводите особое время вместе. Найдите время, чтобы поговорить и насладиться расслабляющими и веселыми занятиями с ребенком, даже если это всего на несколько минут. Уделите ребенку все свое внимание. Хвалите позитивное поведение. Не перехваливайте, а комментируйте, когда ваш ребенок делает что-то хорошее. Например, когда ваш ребенок ждет своей очереди, скажите: «Ты так хорошо меняешься».

    Ваши отношения с ребенком имеют самое большое значение. Дети с СДВГ часто чувствуют, что подводят других, делают что-то неправильно или ведут себя «нехорошо». Защитите самооценку вашего ребенка, проявляя терпение, понимание и принятие.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *