Разное

Треугольник карпмана что это кратко и понятно: «Треугольник Карпмана»: что это такое и как из него выйти

Содержание

«Треугольник Карпмана»: что это такое и как из него выйти

«Треугольник Карпмана» в психологии — это модель взаимоотношений между людьми, играющими роли спасателя, жертвы и преследователя. О «треугольнике Карпмана» в личных отношениях и на работе, чем это опасно и как из него выйти — в материале Forbes Life

Эта психологическая и социальная модель взаимодействия между людьми была впервые описана американским психотерапевтом, доктором медицины и учеником Эрика Берна (основателя транзактного анализа) Стивеном Карпманом в 1968 году. Несмотря на то, что изначально Карпман назвал эту схему «драматическим треугольником», за ней закрепилось имя ее основателя. Что из себя представляет «треугольник Карпмана» и чем плоха такая модель взаимоотношений людей?

Что это такое — «треугольник Карпмана»

Стивен Карпман родился в Вашингтоне, его отец был психоаналитиком, работавшим в психиатрическом тюремном госпитале, а мать была соцработником в психиатрическом отделении госпиталя. После медицинской школы при Дьюкском университете Карпман обнаружил в себе страсть к диаграммам и теориям, что впоследствии привело его к транзактному анализу (психологическая модель, описывающая и анализирующая поведение человека. — Forbes Life). Он заинтересовался психиатрией и когда познакомился с создателем транзактного анализа Эриком Берном, стал у него учиться. В процессе обучения Карпман пришел к идее треугольника отношений, в основу которого легли позиции спортсменов (например, футболистов или баскетболистов) на поле, то есть игровые схемы, в которых есть нападающие и защитники. Карпман успешно применил эту диаграмму в работе с клиентами и когда рассказал о ней Берну, тот ответил: «Опиши ее, и люди будут тебя цитировать последующие 200 лет».

«Треугольник Карпмана» — модель ролевой игры, взаимоотношений между людьми, в которой задействованы три персонажа: Спасатель, Преследователь (или Тиран, Агрессор), Жертва, — рассказывает психолог-сексолог и гипнотерапевт Ольга Пантюшина. — Каждая роль имеет свой сценарий и свой набор характеристик, и вместе все три участника составляют единый деструктивный механизм, в котором их детские травмы, тревоги и психологические установки совпадают, как зубчатые колеса. Колесики крутятся, музыка играет, каждый участник выполняет свою роль».

Согласно теории Карпмана, во взаимодействии люди могут быть вовлечены в одну из ролей треугольника, причем роли и сама схема знакомы человечеству давно. 

«Схема взаимоотношений, которую мы знаем как «треугольник Карпмана», появилась вместе с человечеством. Ну или чуть позже, — говорит Екатерина Брост, психолог и гештальттерапевт. — Сейчас уже никто точно не скажет, когда люди начали играть в эту драматическую игру, которая точно не добавляет счастья в жизни и заставляет людей играть по одной и той же схеме».

Ольга Пантюшина объясняет поведение в треугольнике полученным в детстве опытом. «Например, ребенка делали постоянной жертвой через гиперопеку, то есть обесценивание его возможностей и его силы: «Давай я сама за тебя сделаю!» или «Давай помогу!», когда, в общем-то, никто о помощи и не просил. И ребенок усваивает это поведение», — говорит эксперт. В этом примере, ребенок — Жертва, а мама — Спасатель. При этом у Спасателя не всегда достаточно ресурсов, сил, и когда их мало, а как раз самое время спасать, мама может переключиться в Преследователя. «К примеру, утром ребенок собирается в сад и, так как за него обычно все делают, у него нет четкой организованности, он инфантилен и идет на поводу своих желаний. Вместо того чтобы одеваться, он играет. Мама приходит, начинает его одевать (спасает), тот крутится, и вот она уже на него повышает голос (преследует), ребенок плачет (еще больше уходит в Жертву), а может даже ее ударить или кинуть игрушку (сам становится Преследователем, а мама переходит в Жертву). Далее происходит угрызение совести, маму охватывает чувство стыда, и она снова включает Спасателя: «Прости, извини, ты моя деточка, давай помогу тебе одеться», — говорит Пантюшина. 

Материал по теме

Три роли: Жертва, Спасатель, Агрессор

Жертва — главная фигура в «треугольнике Карпмана», потому что именно она запускает эту схему: провоцирует Агрессора и ищет Защитника.  

Один из характерных признаков поведения Жертвы заключается в том, что она большую часть времени жалуется на жизненные трудности и непреодолимые препятствия, но не ищет решений и возможностей, рассказывает Пантюшина. 

Жертва своими действиями «приглашает» Тирана ее наказать или обвинить, а Спасателя — защитить, отмечает гештальттерапевт Брост. При этом Жертва не такая беспомощная, как может показаться вначале, особенно, если вспомнить, как быстро она может перейти в любую другую роль: Агрессора или Защитника. «Роль страдальца нужна человеку для того, чтобы вытеснить агрессию, которую он не может в себе принять и которой он наполнен, — говорит Брост. — Жертва не признает, отрицает то, что обладает достаточными ресурсами, чтобы самой справиться с вызовами, которые ей кидает жизнь». У человека, который в большинстве своем выбирает по жизни роль Жертвы, всегда много жалоб, претензий, недовольства. Он стремится принижать свои достоинства и способности, критикует себя и обвиняет в собственных проблемах всех вокруг. «Часто Жертва просит совета, но не пользуется им. К примеру, она будет говорить, что испытывает проблемы на работе из-за того, что начальник самодур. На полученный со стороны совет уйти с работы, человек с легкостью найдет отговорку, мол, кому он нужен на новой работе или что он не может сменить место в силу каких-то других причин (кредиты, ответственность перед семьей и т. д.)».

У человека, включающегося в драматический треугольник Агрессором (Тираном, Преследователем), тоже есть чувство, которое он не может признать и вытесняет, — уязвимость. Ее он переносит на Жертву и таким образом становится Агрессором, говорит Брост: «Я не признаю свою слабость, слабым быть нельзя, поэтому нападаю на слабого». Тиран очень уязвим внутри, добавляет она.

«Преследователь путает вербальное насилие с силой, — говорит Ольга Пантюшина. — Для него характерны такие высказывания, как «Ты никогда не сможешь!», «Тебе не дано». Своим поведением, открытой агрессией и нападением он подкрепляет собственные убеждения, что без словесного принуждения и насилия нельзя обойтись. Так, например, объясняя насилие в семье, муж-абьюзер может искренне верить в то, что его «обязанность» — преподать жене урок».

Тот, кто чаще всего выбирает роль Спасателя, вытесняет собственное бессилие и обесценивает Жертву и ее способности, чтобы справиться с ситуацией. Для Спасателя его роль — это возможность почувствовать и проявить свою значимость и ценность. «Спасатель говорит Жертве: «Я знаю, что тебе нужно! Тебе точно это поможет!», — рассказывает Брост. Одновременно с этим Спасатель осуждает Тирана за его агрессию. 

Еще одним из характерных признаков Спасателя является его самоотдача процессу, максимальная включенность, добавляет Пантюшина. «Больше половины всей работы Спасатели делают за других, даже если об этом их не просят», — говорит она. 

В итоге каждый получает свои выгоды: Жертва перекладывает ответственность за свою жизнь на Спасателя, тот проявляет свою силу и порицает Тирана, который, в свою очередь подтверждает идею, что Жертва ничего не может сама.  

Материал по теме

Где играют эти роли

«Треугольник Карпмана» можно встретить абсолютно везде, но, как отмечают психологи, чаще всего он проявляется в так называемых неблагополучных семьях, например, где один из родителей (или оба) страдают алкоголизмом. Драматический треугольник превосходно проявляется в созависимых отношениях, когда один из партнеров патологически включен в другого и не видит без него жизни, а тот, в свою очередь, может страдать какой-либо зависимостью (например, наркомания или игромания). 

Чаще всего люди стремятся занять позицию Жертвы или Спасателя, тогда как Тиран — наименее популярная роль. Зачастую человеку свойственно исполнять наиболее привычные роли, почва для которых формируется в дисгармоничных ситуациях уже в раннем детстве. У каждого есть свой триггер — крючок, на который он попадается. При этом есть механизмы смещения ролей, которые помогают сохранять контроль над ситуацией и поддерживать токсичную схему манипуляций. Иными словами, «треугольник Карпмана» — это долгая, если не бесконечная, игра.

Если у играющего роль Жертвы человека в окружении отсутствуют люди, которые готовы его спасать или преследовать, он обязательно сменит обстановку с целью найти других «игроков». «Такие люди в буквальном смысле нуждаются в том, чтобы их «зацепили», запустили конфликт. Они ищут того, с кем можно сыграть в эту игру, — отмечает Пантюшина. — Мы все периодически встречаемся с людьми, которые склонны скорее жаловаться, нежели решать проблемы. И они являются Жертвами, и они охотятся за Спасателями и Преследователями!»

Драматический треугольник встречается и в рабочих коллективах, и даже в очереди на кассу в магазине, уверяют психологи. Проявление этой схемы можно найти в любых человеческих отношениях, в любой коммуникации и даже внутри одного человека. «Чтобы пройти по всем ролям, не обязательно присутствие другого человека. В каждом из нас есть субличности и переход от одной роли к другой может быть в рамках этих субличностей», — отмечает Брост. Переход из роли в роль может осуществляться очень быстро, но можно и застрять на одной из позиций. «Пример: сейчас я себя ругаю последними словами (проявляю Тирана), например, за то, что наелась на ночь жареной картошки, — объясняет гештальттерапевт. — Через минуту чувствую себя слабой и несчастной, потому что не могу удержаться от соблазнов и набираю лишний вес (проваливаюсь в Жертву). И тогда я думаю, что же делать? Как себя «спасать» в этой ситуации (Спасатель): купить каких-нибудь волшебных таблеток от аппетита или для сжигания жира, поклясться на кулинарной книге, что это объедание на ночь было в последний раз?» 

Еще один вариант проявления Спасателя — объяснить самому себе, что проявление такого рода силы воли — это доводить себя до стресса, то есть, если захотелось на ночь наесться картошки, то себе в этом лучше не отказывать. Таким образом человек оправдывает свою слабость и признает собственную неспособность проявить волю и справиться с ситуацией. Это объясняется тем, что Спасатель, даже если это наша субличность, всегда считает Жертву безвольной и слабой, отмечает эксперт.

Материал по теме

Как выйти из «треугольника Карпмана»

Драматический треугольник не встретить там, где люди обладают достаточно высоким уровнем осознанности, готовы к прямому диалогу и избегают манипуляций: как в свой адрес, так и в отношении других людей, отмечает гештальттерапевт. При этом выход из «треугольника Карпмана» — длительный процесс.

Чтобы выйти из драматического треугольника самостоятельно, нужно понять, что ты в нем находишься и какую роль выбрал. «Дверь на выход из игры — осознание, что она есть, — говорит Ольга Пантюшина. — Это не так банально, как кажется, потому что чаще всего эта игра проходит неосознанно. Далее могут быть специальные техники. Когда все осознали — применяем принципы «треугольника победителя» австралийского психотерапевта Эйси Чой. Это концепция–антитезис карпмановской диаграмме, которая замещает каждую роль: Преследователь становится Уверенным, Защитник — Заботливым, а Жертва переходит в Беззащитного. Благодаря описанным Чой механизмам человек справляется с собственными невыраженными чувствами и не ведет себя согласно известной схеме».

Екатерина Брост также отмечает важность понимания, что человека вовлекают в драматический треугольник. «Отследите этот момент, когда вас туда «приглашают». Это можно делать через собственные чувства, — говорит она. — Например, вы можете захотеть унизить человека в роли Жертвы. У вас может возникнуть желание начать обвинять и критиковать («Сам дурак, что потерял эту работу», «Головой надо было думать, прежде чем отдавать деньги в этот банк»). Тогда вы становитесь в позицию Агрессора. Если чувствуете, что это происходит, просто отойдите, не вовлекаетесь. Скажите себе, что вы не вправе никого судить и обвинять и каждый имеет право на ошибку».

Спасателя в себе можно распознать по желанию все решать за человека, напоминает гештальттерапевт. Например, товарищ потерял работу и жалуется на сложную финансовую ситуацию, а вы, как настоящий друг, начинаете помогать ему с поиском: кидаете ссылки на вакансии, обзваниваете знакомых руководителей, которые помогли бы ему устроиться, объясняет Брост. А затем вы можете заметить странную вещь: все ваши предложения друг начнет отвергать, объясняя это разными причинами, а вы чувствуете, что включены в его ситуацию чуть ли не больше, что он сам. Дальше классическая схема — вы почувствуете злость и раздражение на друга (перейдете в роль Тирана) или обидитесь за то, что он не оценил ваших стараний (войдете в роль Жертвы).

Материал по теме

«Если чувствуете, что входите в состояние Спасателя, напомните себе, что другой человек — достаточно взрослый, чтобы справляться с трудностями, — советует Брост. — Вы можете помогать, когда вас об этом попросят и в той мере, в какой необходимо и в какой вы сами посчитаете нужным. Спросите у человека: «Чем я тебе могу помочь?» или «Тебе нужна моя помощь? Какая?». Он может ответить, что не нуждается в помощи или не знает, какая помощь ему нужна. Это его право, и когда понадобится, он к вам обратится».

С Жертвой дела обстоят сложнее, говорят психологи, потому что в этом состоянии для нее очень много вторичных выгод. Человек их, как правило, не осознает, но на него они влияют очень сильно. Одна из таких выгод — получить внимание, заботу, любовь и восхищение («Как ты только с этим справляешься!?»). И перестать быть Жертвой для такого человека — страшно: а вдруг окажется, что такой, какой есть, он никому не будет интересен. Для Жертвы с такой вторичной выгодой страшный сон — лишиться внимания и участия других в его жизни. 

При этом с состоянием Жертвы можно разбираться самостоятельно — для этого нужен достаточно высокий уровень осознанности и внутренней смелости, которая позволит двигаться сквозь страх и усваивать новые формы взаимодействия с людьми и с собой, отмечает Екатерина Брост. Но лучше делать это в сопровождении специалиста, который бережно проведет по этому пути, отмечает она. 

Треугольник Карпмана — Психологос

01 января 2009 г., 08:44

Треугольник Карпмана — типичная связь трех основных проблемных ролей в человеческих отношениях. Автор этой идеи — Стивен Карпман, продолжатель идей Эрика Берна.

Фильм «Любовь и голуби»

Согласно этому взгляду, все многообразие ролей, лежащее в основе игр, в которые играют люди, может быть сведено к трем основным – Преследователя виноватых, Жертвы преследования и Спасателя. Треугольник, в который объединяются эти роли, символизирует их связь и постоянную смену.

Карпман пишет: «Три драматические роли этой игры – Спасатель, Преследователь и Жертва – являются на самом деле мелодраматическим упрощением реальной жизни. Мы видим себя щедрыми Спасателями благодарной или неблагодарной Жертвы, праведными Преследователями нечестивых и Жертвами жестоких Преследователей.

Погружаясь в любую из этих ролей, мы начинаем игнорировать реальность, как актеры на сцене, которые знают, что живут вымышленной жизнью, но должны делать вид, что верят в ее подлинность, чтобы создать хороший спектакль. При этом мы никогда надолго не задерживаемся в одной роли».

Тут нужно уточнить терминологию. В синтон-подходе есть противопоставление Автор-Жертва, но тогда как понятие Жертвы в синтон-подходе соотносится с Жертвой в треугольнике Карпмана? Человек в позиции Жертвы — это человек, который ощущает, что от него ничего не зависит, который верит, что в данной ситуации он не может выбирать свое поведение: «Это все из-за них, а что я мог поделать?» Тогда очевидно, что все три роли из треугольника Карпмана, а именно «Спасатель», «Жертва» и «Преследователь» — это все три разновидности позиции Жертвы.

Курс Н.И. КОЗЛОВА «НЕ ИГРАЮ ЖЕРТВУ»
В курсе 7 видеоуроков. Посмотреть >>

Если вам жалуется подруга, все понятно — она в роли Жертвы. Преследователь — тоже в позиции Жертвы. Почему? Если вы видите того, кто обзывается, кто требует, кричит и допекает бедную Жертву, и вы спросите его «Почему ты это делаешь?», в ответ вы обычно услышите «А что же мне еще делать, если он сам обзывается, («не варит кашу», «нас всех подводит», «все время опаздывает») — что же я должен делать в этой ситуации?». Если человек-Преследователь ощущает что не может действовать по-другому, он находится в позиции Жертвы.

Здесь уместно вспомнить формулировки Перлза «собака снизу и собака сверху». «Собака снизу» — ситуация, несчастная Жертва кусает окружающих своей тоской, воет так, что всем становится больно от ее воя; «собака сверху» — это когда человек вслух громко кусает: орет, ругается.

Если вы когда-нибудь поговорите со Спасателем на тему «А зачем ты этим занимаешься, почему, и стоит ли это делать», вы можете ощутить к себе ненависть, потому что: «А как же можно здесь не помочь?! Ведь человека обижают, преследуют, он страдает, ему плохо!». Спасатель — тоже заложник, человек в роли Спасателя также опустился в позицию Жертвы.

Основное содержание игры

Жертва провоцирует окружающих, чтобы кто-то выступил в роли Преследователя. Вариант: Преследователь находит того, кто в чем-то виноват, и начинает Жертву преследовать: обвинять, требовать, наказывать. Далее Жертва доказывает, что она здесь ни при чем, что во всем виноваты все другие, включая самого Преследователя, и ищет своего Спасателя, демонстрируя свои страдания и свою беспомощность. Спасатель включается в игру, старается помочь Жертве и защитить ее от Преследователя, но, поскольку это только игра в спасание, он ничего не добивается. За это Жертва обвиняет Спасателя, после чего он превращается в Жертву преследования, а он в Преследователя.

Житейские иллюстрации треугольника Карпмана см.→

Механизмы треугольника

Карпман и работающие в традиции трансактного анализа психологи полагают, что треугольник этих ролей складывается в первую очередь в силу тех или иных внутренних выгод.

«Если идет некая игра, если есть некие отношения, они выгодны всем участникам системы. Иначе все просто развалилось бы. Если вы в чем-то участвуете – это вам зачем-то нужно. Общение в пределах этого треугольника – это весьма эффективный способ не брать ответственность за свои поступки и решения, а также в награду за это получать сильные эмоции и право не решать свои проблемы (так как в «этом всем» виноваты другие)».

Возможно, что это так. В любом случае, для задач психотерапии это достаточно хорошо работающий взгляд. При этом имеет смысл рассматривать и другие возможности: возможно, основа таких отношений не только внутренние выгоды, но и — неспособность противостоять манипуляциям, некритично усвоенная философия жизни, и — просто жизненные привычки. В этом случае, кроме бесед о выгодах, можно разговаривать о жизненных ценностях и обучать новым, более разумным привычкам↑.

Выход за рамки треугольника Карпмана

Главное, что вам нужно знать о треугольнике Карпмана, так это то, что вам там не место. Какая бы роль вас там ни привлекала или какую бы роль вам настойчиво ни предлагали — вам не место в этом треугольнике. Треугольник Карпмана — реальность, но только для бестолковых людей, которые живут чувствами, не имеют четких целей и не умеют себя контролировать, раз за разом оказываясь в позиции Жертвы. Чем более разумен человек, чем он в большей степени в авторской позиции, помнит свои цели и обдуманно их реализует, тем реже он попадет в этот сумасшедший дом. Как все это реализовать конкретно? См.→


  • Треугольник Карпмана
  • Автор Н.И. Козлов
  • Позиция Жертвы
  • Жертва
  • Курс — Не играю Жертву

Комментарии (11):

Гость, 15 сентября 2013 г., 19:03

Спасибо большое, теперь разобралась в этом феномене, особенно помогло видео.

Гость, 18 декабря 2013 г., 10:13

Убедительно, спасибо!

Гость, 17 февраля 2014 г., 16:06

Большое спасибо, видео помогло.

Гость, 02 апреля 2014 г., 03:11

Я, наоборот, знала об этом, но забыла и жила спокойно. А сейчас пришлось вспомнить. Это ужасно — прикинуться любят все, но, блин, когда ты вечный спасатель — это убивает.

1

ответ

Лилия Соколова, 02 апреля 2014 г., 08:10

Ты всерьез так разговариваешь? «Это ужасно», «Это убивает…» — вообще-то это словарь Жертвы. Тебе это надо? Посмотри при случае статью «Словарь Жертвы» и «Что делать с позицией и состоянием Жертвы».

Гостья, 19 января 2016 г., 22:42

Сначала я думала, что достаточно будет не сближаться с такими людьми, которые чуть что, сразу в конфликт, но можно сохранять вежливое общение на расстоянии (здрасте-до свидания). Сейчас прихожу к выводу, даже этот минимум лишний. Треугольник похож на огромную водяную воронку, а значит даже к краю подходить не стоит, иначе затянет, особенно, если человек не живёт осознанно.

Гость, 17 мая 2016 г., 09:19

Интересно! Я, как правило, занимаю роль преследователя)

Гость, 14 июня 2018 г., 00:53

Мне очень понравилась статья, очень познавательно и доступно всё описано.

Тагильцева Елена, 29 июля 2018 г., 18:20

Да, я на тренингах по отношениям и бизнесу всегда его разбираю. Мы выросли в манипулятивном обществе, и когда встречаем человека вышедшего из этого треугольника испытываем шок.

Гость, 14 февраля 2020 г., 15:18

Извините, но Треугольник Карпмана — это прикрытый эгоизм, равнодушие. Не вводите людей в заблуждение этой теорией эгоиста.

1

ответ

Гость, 09 ноября 2020 г., 01:57

Эгоизм берет начало из плоских, низменных побуждений, он может только брать (сам не гам и другому не дам). Чтоб что-то взять, нужно что-то дать и это неоспоримо.. Человек нужен только самому себе. Кто мешает «включить» пытливость ума, сфокусироваться на решении, принятии, вдохновении, да с чувством тотальной ответственности за свою ЖИЗНЬ, и треугольник покажет сознательное развитие, как результат — чувство общности, вовлеченности, стремление. Вы сами – и материал, и архитектор, и строитель СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. А единственный ваш враг – это тоже вы сами. Думай, «мысли это ГУД», честный разговор с самим собой и жажда познания, вот где ответы..

Материалы по теме:

01 янв. 2016 г.

Дистанция – система пошагового развития личности

Почему «Дистанция»? Вы когда-нибудь пробегали на стадионе дистанцию? «На старт… Внимание… Марш!» — и вы полетели вперед.

16Подробнее

02 февр. 2020 г.

Треугольник Карпмана и как из него выходить

Мне нравится помогать людям. Оборотная сторона моей склонности – роль Спасителя в играх по Берну. Поэтому «треугольник Карпмана» для меня стал и остаётся одной из самых полезных моделей и в жизни, и в работе с клиентами.

1Подробнее

01 янв. 2000 г.

Практикум смыслового анализа подтекста

Все приведенные техники «выруливания» оказываются по-настоящему эффективными тогда, когда каждую из них вы отработаете.

5Подробнее

01 окт. 2022 г.

Созависимость: помощь психологов

Созависимые вполне готовы вместе с психологом и обсуждать возникающие в их жизни проблемы. Психолог при этом должен понимать, что он просто входит в их игру.

10Подробнее

01 окт. 2022 г.

Треугольник Карпмана: выход за рамки

Главное, что вам нужно знать о треугольнике Карпмана, так это то, что вам там не место. Какая бы роль вас там ни привлекала или какую бы роль вам настойчиво ни предлагали — вам не место в этом треугольнике. Как это реализовать конкретно?

9Подробнее

Драматический треугольник Карпмана

Юрий Назаренко

Юрий Назаренко

Инструктор по глобальному обучению L&D — CO+I в Microsoft

Опубликовано 6 октября 2020 г.

+ Подписаться

Идея доктора Стивена Карпмана 1968 года заключалась в том, что конфликту нужны игроки, а игрокам нужны роли. Последующая цель каждой роли состоит в том, чтобы удовлетворить свои собственные потребности, пусть даже временно, чтобы чувствовать себя оправданным в своем обосновании/поведении/чувстве.

Карпман предполагает, что в каждом конфликте есть три основные роли:

  1. Преследователь: счастлив возложить вину и убедиться, что другие игроки знают, что они не правы. Они, вероятно, злы, обвиняют, непреклонны и чувствуют себя очень праведными. Чтобы удовлетворить свои потребности, им нужна Жертва; кто-то, на кого они могут спроецировать свое раздражение.
  2. Жертва:  Основной удар гнева Преследователя принимает на себя Жертва. Жертва чувствует себя обиженной, обиженной, бессильной, пристыженной, неспособной что-либо сделать. Очевидно, что для большинства это тревожная позиция, но психологически она часто может принести некоторое утешение. Вы знаете, где вы находитесь, когда вы Жертва, и легко искать жалости других. Если роль Жертвы кажется вам естественной, вам нужно найти Преследователя (если у вас его еще нет), а также Спасателя.
  3. Спасатель:  большой комок вины, которому нужна помощь, потому что, когда вы герой для других, вам не нужно иметь дело со своими собственными чувствами беспокойства или смещения. Спасатель кажется спасителем Жертвы от Преследователя, но на самом деле укрепляет других в их негативном поведении — почти давая им разрешение оставаться хулиганом или хулиганом, поскольку это заставляет всех чувствовать, что у них есть цель.

В этих ролях важно то, что они не привязаны к конкретному человеку. В ходе конфликта игроки будут перемещаться по трем углам треугольника — сначала выкрикивая шансы, затем чувствуя себя победившими, когда им бросают вызов, а затем спасая своих бывших противников, когда они продолжают чувствовать себя уязвимыми. Это вращающийся образец поведения, который, в конечном счете, никому не служит. Даже когда конфликт закончен, каждый из этих игроков, скорее всего, затаит обиду, даже если их краткосрочные эмоциональные потребности будут удовлетворены.

Эта теория существует уже почти 50 лет и ежедневно используется в области «транзакционного анализа», а также в изучении и понимании социального и профессионального поведения. Но это одна из простых идей, которая, как мне кажется, имеет большой смысл, и понимание того, где вы находитесь в цикле во время той или иной «драмы», позволяет вам выбраться из него.

Есть ли ответ? Что ж, самосознание может привести к различным взглядам на вещи.

Идея состоит в том, что энергия, затраченная на увековечивание драмы, может быть использована для долгой игры, переформулируя действия в сторону решения проблем, а не эмоциональных быстрых побед. Конечно, гораздо легче сказать, чем сделать, но именно здесь часто может помочь взгляд со стороны.

Если это сработает, Преследователи станут Претендентами. У них все еще может быть пчела в шляпе, и у них может быть что-то, что можно сказать, но это переходит от запугивания к более совместному подходу, основанному на подотчетности и прозрачности. Самое главное, они четко понимают, какое поведение других позволит им чувствовать себя менее злыми или критическими, и иметь реалистичные ожидания относительно того, как этого можно достичь.

Жертвы становятся Выжившими, понимая, что только поиск подтверждения чувства уязвимости означает, что он никогда не сможет двигаться дальше этой точки. Ключ в том, чтобы определить, а затем предпринять какое-то действие — часто с помощью других, но без созависимости. Это может означать отпустить некоторые струны.

Спасатели становятся тренерами. Имея некоторую синергию с Претендентами, эта роль помогает другим определить поведение, которое им необходимо продемонстрировать, чтобы выбраться из своей колеи. Чем лучше тренер, тем меньше прямого спасения им нужно делать.

  • 16 элементов психического и эмоционального здоровья Нэнси МакВильямс

    20 сент.

    2021 г.

  • Как возникают эмоции?

    19 сент. 2021 г.

  • 4F Модель психологической травмы

    18 сент. 2021 г.

  • Восприятие обманчиво

    11 сент. 2021 г.

  • Психология сплетен

    9 сентября, 2021 г.


  • ПОЛЬЗА СМЕХА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ

    7 сентября 2021 г.

  • Мозг, поведение и сила.

    6 сент. 2021 г.

  • Проекции в человеческих отношениях. Перенос и контрперенос.

    3 сентября 2021 г.

  • Эффект невозвратных затрат. Почему мы остаемся в токсичных отношениях или среде?

    2 сентября 2021 г.


  • 11 ГОЛОДА или НЕ ЕШЬ СВОИ ЧУВСТВА

    31 августа 2021 г.

Эта простая диаграмма описывает токсичные отношения. Это изменило мою жизнь.

Голос мудрого терапевта донесся из неадекватных динамиков моего телефона в обрезанном звуке Skype.

Был мягкий ясный полдень ранней осени. Солнце скрылось за соседними деревьями, освещая их меняющуюся листву, пока я сидел в машине на стоянке офиса, которая казалась самым безопасным местом для этого разговора.

«Похоже, она издевается над вами с позиции «один даун», — заметил терапевт.

Я сделал паузу и повторил ее слова про себя, тщательно разбирая и пытаясь понять значение фраз, которые я никогда раньше не слышал. Но я был в тупике.

— Боюсь, я не понимаю, что это значит, — сказал я. — Вы объясните мне это?

Она терпеливо улыбнулась и познакомила меня с моделью, описывающей драматические и конфликтные отношения. Это изменит мою жизнь больше, чем я мог себе представить в то время.

Драматический треугольник Карпмана

В конце 1960-х доктор Стивен Карпман, в то время недавний выпускник Медицинской школы Университета Дьюка, работал над докторской диссертацией под руководством доктора Эрика Берна, отца трансактного анализа. Карпман начал использовать треугольники для картирования высококонфликтных отношений, включая то, как партнеры меняются ролями во время конфликта. Берн призвал своего ученика опубликовать то, что он назвал «треугольником Карпмана», и Карпман сделал это в 1919 году.68.

Его драматический треугольник состоит из трех ролей: Преследователя, Спасателя и Жертвы. Карпман проявлял интерес к актерскому мастерству и был членом Гильдии киноактеров, и следует отметить, что он выбрал термин «драматический треугольник», а не «конфликтный треугольник», потому что роль Жертвы в его модели не предназначена для представления реальной ситуации. жертва, а скорее тот, кто чувствует или действует как жертва:

  1. Преследователь , который настаивает, «Это все твоя вина». Преследователь контролирующий, обвиняющий, критический, деспотический, злой, авторитарный, жесткий и высокомерный.
  2. Спасатель , строка которого гласит: «Позвольте мне помочь вам». Классический помощник, Спасатель чувствует себя виноватым, если не идет на помощь. Однако их спасение имеет негативные последствия: оно делает Жертву зависимой и дает ей разрешение на неудачу. Награда, полученная в результате этого спасения, заключается в том, что внимание смещается со Спасателя. Когда они сосредотачивают свою энергию на ком-то другом, это позволяет Спасателю игнорировать собственные проблемы.
  3. Жертва , стойка «Бедный я!» Жертва чувствует себя жертвой, угнетенной, беспомощной, безнадежной, бессильной, пристыженной и кажется неспособной принимать решения, решать проблемы, получать удовольствие от жизни или достигать понимания.

Участники драматического треугольника, как правило, играют обычную роль, усвоенную в их семье, но могут меняться ролями по мере развития драмы: Преследователь может переключиться на Спасателя, Жертва или Спасатель могут переключиться на Преследователя и т. д. Эти переключатели ролей показаны стрелками на диаграмме выше. Без переключателей нет драмы, и чем чаще переключаются, тем интенсивнее драма.

Жертва, если ее не преследуют, будет искать Преследователя, а также Спасателя, который спасет положение, но также увековечит негативные чувства Жертвы. Понимание этого имеет жизненно важное значение: привыкшая Жертва требует Преследователя, и, если он недоступен, эмоциональные рассуждения могут позволить синтезировать преступление из ниоткуда и свалить вину на ближайшую благоприятную цель, тем самым дав толчок драма.

Таким образом, когда мой терапевт описывала кого-то как «преступника из позиции одиночного поражения», она имела в виду, что человек переключается со своей привычной роли Жертвы (роль одностороннего поражения) на роль Преследователя (роль одностороннего действия) и использует предыдущий статус жертвы, чтобы оправдать такое токсичное поведение.

Драматический треугольник и созависимость

Привыкшая Жертва и привыкший Спасатель могут существовать в созависимых отношениях, при этом каждый участник получает психологическую награду за то, что продолжает играть свою обычную роль. Жертва удовлетворяет свои потребности, когда Спасатель заботится о ней, в то время как Спасатель чувствует себя компетентным или полезным и имеет стимул продолжать помогать Жертве, пока существует эта отдача.

Разорвать эту динамику может быть чрезвычайно сложно, потому что статус-кво требует, чтобы обе стороны продолжали отрицать выплаты, которые получает каждая. После многих лет или десятилетий игры в Жертву или Спасателя личность человека может быть настолько сильно определена его привычной ролью, что отказ от нее будет равносилен самоуничтожению.

Драматический треугольник и организации

Когда человек, чье мировоззрение определяется драматическим треугольником, занимает какую-либо руководящую должность, вся организация вокруг этого человека становится невольными участниками бесконечной драмы, которую создает лидер. Будь то семья, группа друзей, команда, бизнес, церковь или целая страна, каждый на орбите лидера будет отдан в одну из этих трех ролей и обнаружит, что имеет дело с эмоциональными последствиями роли лидера. -переключение.

Жертвы, которые переключаются на Преследователей, часто не наносят ударов, когда дело доходит до цели их гнева, разделяя и превращая своих бывших Спасателей в полностью плохих, а желаемых Спасателей в полностью хороших. Интенсивность их эмоциональных колебаний в сочетании с масштабами, предоставляемыми их организациями, может сделать этих лидеров особенно токсичными.

Побег из драматического треугольника

Если вы окажетесь в любых отношениях, которые циклически повторяют эти роли, что вы можете сделать?

  1. Возьмите на себя ответственность за свои чувства и действия. Крайне важно, чтобы вы не считали себя жертвой этой ситуации и вместо этого взяли на себя ответственность за ту роль, которую вы играете в ее создании и сохранении.
  2. Откажитесь от любой из этих ролей. Кто-то пытается спровоцировать вас на игру в Преследователя? Удалите себя из ситуации и не реагируйте. Вас упрашивают, уговаривают или иным образом заставляют играть Спасателем кого-то, кто должен быть в состоянии позаботиться о себе? Не делай этого. Кто-то пытается заставить вас почувствовать себя жертвой, чтобы спасти вас? Не поддавайтесь на это; вместо этого взять на себя ответственность.
  3. Вызовите плохое поведение, когда увидите его. «Похоже, вы пытаетесь навредить кому-то/быть пособником/играете роль жертвы, и я не думаю, что это здорово».
  4. Измеряйте реакцию другого человека и при необходимости усиливайте свои границы. Некоторые люди не могут не защищаться, когда их окликают, и это тревожный сигнал. Они могут настолько сильно идентифицировать себя с ролью Жертвы, что не могут принять роль Преследователя, даже непреднамеренно. Вместо этого они выдают себя за «жертву» вашего решения разоблачить их игру в жертву, не в силах понять, что этим они доказывают вашу точку зрения!

Я узнал, что есть люди, которые проводят всю свою жизнь, постоянно переключая себя и всех вокруг себя между ролями Преследователя, Спасателя и Жертвы, и которые настолько защищаются, что не могут смириться со своим поведением.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *