как появилась КПТ, кому подходит
Михаил Михайленко
Врач-психотерапевт, психиатр-нарколог клиники Lahta Clinic
Однажды 35-летняя Марина ехала в метро, и вагон поезда остановился в тоннеле. Вдруг ей стало очень душно, закружилась голова, и стало казаться, что сердце сейчас выскочит из груди:
«Я испытала ощущение, что мне нечем дышать, и я вот-вот потеряю сознание. После этого во время поездок на метро у меня возникают учащенное сердцебиение, головокружение и страх смерти. Я перестала пользоваться подземным транспортом и даже прошла обследование у кардиолога, чтобы исключить сердечный приступ. Врач предположил, что у меня панические атаки, а после посоветовал обратиться к психотерапевту. Тот порекомендовал пройти курс когнитивно-поведенческой терапии. Но я не знаю, что из себя представляет это лечение. Поможет ли оно мне? Может быть, лучше принимать какие-то таблетки?»
Отвечает Михаил Евгеньевич Михайленко, врач-психотерапевт, психиатр-нарколог клиники Lahta Clinic.
Иногда справиться самому с некоторыми трудностями не представляется возможным. Кому-то помогает поддержка друзей и родных, кому-то – смена обстановки. Но одним из самых верных способов борьбы со страхами и переживаниями является психотерапия. Сегодня я хочу поподробнее рассказать об одном из методов, который называется когнитивно-бихевиоральная или когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Ее эффективность в лечении тревоги, депрессии, панических атак гораздо выше, чем использование таблеток и других методов.
Как появилась КПТ
Кто же является великим умом, который смог разработать самый результативный, не побоюсь этого слова, метод психотерапии? На самом деле их не один десяток. Корни когнитивной терапии ведут нас к стоику Эпиктету. Древнегреческий философ считал, что с помощью логики можно выявлять и отрабатывать ложные убеждения. Также на формирование КПТ повлияли труды советского ученого Ивана Петровича Павлова. Его работы об условных рефлексах стали базисом, на котором формировались поведенческие методы этого вида психотерапии. Но основоположником КПТ считается американский психоаналитик Аарон Бек.
К созданию отдельного направления психотерапии в 1960-х годах Бека подтолкнул анализ собственных проблем. Юноша испытывал множество страхов – перед травмами и кровью, нахождением в тоннеле, выступлениями на публике. Чтобы бороться с ними, он поступил в медицинский колледж. Несмотря на то, что во время учебы и на практике в больнице Бек постоянно сталкивался с источниками своих фобий, он не отступил. Аарон наблюдал за своими переживаниями, критически оценивал себя и пытался менять свое поведение. Постепенно страхи отступили.
Неудивительно, что в колледже Бек увлекся психотерапией. Наблюдая за пациентами с депрессией, он заметил, как полны горечи и безнадежности их высказывания, воспоминания, сны, и насколько они не соответствуют действительности. Тогда Бек пришел к выводу, что неправильное восприятие приводит к нездоровым реакциям и действиям. Он стал работать с негативными мыслями и убеждениями пациентов, помогая их корректировать. В результате состояние пациентов стало быстро улучшаться. Этот принцип лег в основу КПТ. На данный момент целая династия психотерапевтов продолжает его дело, а фамилия Бека стала нарицательной в кругах специалистов.
Что такое КПТ
Если попытаться объяснить суть когнитивно-поведенческого подхода одной фразой, то это – «Ваши мысли влияют на ваши чувства». КПТ – вид психотерапии, который изучает взаимосвязь между образом мышления, поведением и эмоциями человека, чтобы помочь ему справиться с психологическими проблемами. Зачастую нам мешают наши личные мысли и убеждения, то, как мы относимся к тем или иным жизненным ситуациям.
Испытывать эмоции в ответ на какое-либо событие – это естественно и нормально. Но характер и сила этих переживаний зависят не от происходящего, а от того, как мы это воспринимаем. Некоторые люди придают чрезмерное значение даже мелким неурядицам. Это приводит к развитию нездоровых отрицательных эмоций: чувству стыда, подавленности, тревоге, депрессии. В результате человек неосознанно подстраивает свое поведение так, что оно только подкрепляет токсичные проявления – избегает встреч с друзьями, посещения мероприятий, начинает злоупотреблять алкоголем и т.д. Задача КПТ – этот порочный круг разорвать.
Например, неудача на экзамене у кого-то вызывает легкую обеспокоенность, а у другого человека – депрессию, стыд или чувство вины. В результате первый будет искать пути решения проблемы – уделит больше времени на подготовку к предмету, а второй – откажется от пересдачи. Почему так происходит? Потому что второй человек убедил себя, что он глуп, неспособен к обучению, и пересдавать экзамен бессмысленно. Согласитесь, что такие мысли являются необъективными. В ходе КПТ психотерапевт помогает своему клиенту выявить подобные ошибки мышления и устранить их. В результате разрушительные эмоции сменяются здоровыми чувствами. У человека появляется желание изменить свое поведение на продуктивное и жить полноценно.
Каковы принципы КПТ
Несмотря на то, что КПТ подбирается для каждого пациента индивидуально, в ее основе лежат 2 главных принципа. Первый – структурный подход, он складывается из нескольких составляющих:
- концентрация на настоящем: вместо того, чтобы искать причины проблем в прошлом – тяжелом детстве или отношениях со сверстниками – КПТ работает над устранением стресса в настоящее время;
- четкий план сессий – на каждой встрече специалист сначала оценивает настроение пациента, обсуждает успехи или неудачи минувшей недели, далее определяет с клиентом повестку дня и работает согласно ей, а затем дает домашнее задание;
- научная доказанность – психотерапевт подбирает наиболее эффективные для конкретного пациента методы, основанные на реальных исследованиях;
- временные рамки – в отличие от психоанализа, который иногда занимает несколько лет, большинству пациентов можно помочь за 6-20 сеансов КПТ.
Второй принцип – активное взаимодействие, где вы вместе со специалистом будете принимать полноценное участие в процессе решения своей проблемы. В ходе встреч психолог не читает лекции о том, что хорошо, что плохо, и как надо себя правильно вести. Он ведет диалог со своим подопечным, задает ему наводящие вопросы, чтобы пациент, отвечая на них, сам сделал правильные выводы.
После нескольких сессий вы будете решать над чем работать, как часто встречаться и что брать в качестве домашнего задания. Постепенно вы станете психологом сами для себя.
Какие методы и техники используются в КПТ
В КПТ имеется множество методов. Одними из наиболее распространенных являются:
- АВС-анализ;
- переформулирование;
- техники десенсебилизации и декатастрофизации;
- техника «градиента».
Первый направлен на «заполнение пустот» – выявление автоматических негативных мыслей (АНМ). Большинство людей не замечает связи между событиями (А), мыслями о них (В) и реакциями (С). Мы привыкли думать, что ситуация вызывает сразу эмоции. А все дело в том, что между событием и реакцией в мозгу человека возникает то, что принято обозначать автоматической мыслью. Она возникает очень быстро, воспринимается как единственно верная и не осознается, если мы целенаправленно не попытаемся ее отследить. Проблема в том, что чаще всего эти мысли оказываются далекими от реальности, бесполезными или негативными.
Задача когнитивного терапевта – научить клиента распознавать такие ошибки. Для этого он задает вопросы, отвечая на которые, пациент постепенно обнаруживает АНМ, приводящие к нездоровым и неконструктивным переживаниям. Для наглядности на сеансе, а затем в качестве домашнего задания ему предлагается заполнение таблицы с 3 колонками, где А – возникшая ситуация, В – автоматическая мысль или убеждение, а С – поведение и эмоции. Постепенно у человека собирается целая коллекция проблемных реакций, которые можно скорректировать.
Когда АНМ выявлены, применяется техника переформулирования – поиска более реалистичной и правдоподобной формулировки. Например, убеждение «Я абсолютный неудачник и ничего не могу сделать нормально» после диалога с психотерапевтом может стать таким: «Я могу не справиться с некоторыми действительно сложными задачами».
Эффективной техникой считается декатастрофизация. Некоторые люди склонны представлять себе разнообразные ужасы и отрицательные сценарии на основе незначительного события. Разбирая с психотерапевтом вероятные последствия какой-то ситуации и отвечая на вопросы «Что, если?», собеседник понимает, что его выводы нелогичны. Он учится быть готовым к возможным неприятностям и не так остро их переживать.
Техника десенсебилизации очень помогает людям с тревожностью и депрессиями. Им нередко кажется, что все происходящее вокруг касается их лично: что на них постоянно смотрят, их обсуждают или осуждают. Эффективнее всего в обратном могут убедить поведенческие эксперименты – обращать внимание не на собственные эмоции, а на поведение людей.
Идея техники «градиента» заключается в том, что проблемное переживание не всегда получается устранить, но постепенно изменить чувствительность к этому состоянию – возможно. Например, если человек испытывает страх поездок в метро, КПТ поможет ему пошагово справляться с этим – сначала обучиться техникам расслабления, потом спокойно думать о предстоящей поездке, затем приходить к метрополитену, спускаться в него, ехать в вагоне с психотерапевтом или сопровождающим и т. д. На каждом из этих этапов ведется работа.
Одна из особенностей когнитивно-поведенческой терапии – упражнения для самостоятельного выполнения дома. Это может быть ведение личного дневника, заполнение специальных таблиц, диалог с самим собой, проведение экспериментов.
Кому подходит
КПТ используется в психологии и психиатрии для лечения многих проблем:
- зависимости от азартных игр, в том числе онлайн-игр;
- расстройств пищевого поведения – анорексии, булимии;
- депрессии и тревожности;
- злоупотребления алкоголем или лекарственными препаратами;
- посттравматического стрессового расстройства;
- страхов и панических атак;
- расстройств личности;
- социофобии.
Данный метод применяется и при шизофрении, биполярных расстройствах, хотя не является лечением первой важности. КПТ подходит людям всех возрастов, ведь изученных методик достаточно много, чтобы индивидуально подходить к каждому пациенту. И, как мне кажется, даже для человека без психологических проблем будет полезно понимать принципы терапии и интегрировать их в свою жизнь. Осталось лишь выбрать специалиста, которому вы будете доверять.
Когнитивно-поведенческая психотерапия расстройства личности
Что такое когнитивно-поведенческая терапия, на стыке каких направлений психотерапии она сформировалась, какие техники использует и какие психологические проблемы помогает разрешить? При лечении каких психических расстройств она эффективна, способна ли научить человека жить в гармонии с самим собой и реальным миром? Эти и другие вопросы по данному направлению психотерапии стали предметом обсуждения с Главным врачом медицинского центра «Гармония здоровья», практикующим психиатром, психиатром-наркологом и психотерапевтом Владиславом Сиповичем.
Что представляет собой когнитивно-поведенческая терапия и в чем ее преимущества?
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) является довольно распространенным комплексным направлением психотерапии, объединившим два подхода к лечению психических расстройств – когнитивную и поведенческую психотерапию. Известна также под названием когнитивно-бихевиоральной психотерапии (СВТ). Ее отличительная особенность заключается в краткосрочности, акцентировании внимания на исправлении ошибок мышления и навыков поведения, адаптации эмоциональных и поведенческих реакций к потребностям клиента и достижению успеха в выполнении им социальных, профессиональных, семейных, творческих и других функций.
Когнитивная психотерапия расстройств личности основана на принципе признания того, что их основной причиной являются ошибки мышления в виде нелогичных, неадекватных и нецелесообразных убеждений, которым человек следует сознательно или бессознательно. Изменив неправильные стереотипы мышления на более функциональные и реалистичные можно полностью изменить мировоззрение человека на собственный внутренний мир и отношение к окружающей его действительности. Достигается это поощрением и закреплением позитивных мыслей и убеждений, а также отрицанием нежелательных, наносящих урон личности форм мышления.
Поведенческая терапия делает упор на исправление поведенческих навыков без глубокого погружения в сознание пациента и его образ мыслей. Научить человека правильно общаться с окружающими, избегать или безболезненно разрешать конфликтные ситуации, добиваться поставленных целей, обнаруживать и устранять вредные и нецелесообразные привычки и т.п.
Когнитивно-поведенческая психотерапия объединяет и усиливает лечебные эффекты обоих подходов, использует их техники и добивается клинически подтвержденных успехов при лечении многих психических расстройств. Человека можно научить новой линии поведения в определенных ситуациях, но только изменив свой способ мышления, осознав губительность мыслей о собственной незначительности, ненужности и неумении жить человек сможет кардинально изменить свою судьбу. Только осмысленный подход к своему поведению эффективен в любых ситуациях, а не только в проигранных на сеансах поведенческой психотерапии.
Но это не единственное достоинство КПТ. К ее преимуществам можно отнести также такие нюансы:
• Конкретизация обстоятельств. Как в гештальт-терапии, в КПТ действует принцип «здесь и сейчас». Это означает, что предметом рассмотрения являются не прошлые психические травмы, а проблемы текущего времени, которые человек не способен разрешить самостоятельно.
• Активная работа пациента, который не только обучается новым навыкам, но и отрабатывает их в конкретных ситуациях, чтобы использовать в дальнейшем без обращения за повторной помощью к психотерапевту (в чем разница между психологом и психотерапевтом).
• Быстрый терапевтический эффект. Обычно достаточно 5-10 сеансов для достижения выраженного эффекта.
• Доказанность действенности КПТ при лечении психических расстройств во множестве клинических испытаний, что и объясняет ее растущую популярность.
Продолжительность КПТ определяется сугубо индивидуально и зависит от таких факторов:
• Тяжести состояния пациента.
• Поставленных задач.
• Пожеланий самого пациента. Одним достаточно 6-8 сеансов, а другие испытывают потребность общения с когнитивным психотерапевтом в течение нескольких месяцев. И это говорит не о недостаточной эффективности, а скорее о комфортности самого процесса лечения для психики пациента.
При этом не следует забывать, что конечной целью КПТ является подготовка человека к самостоятельному решению проблем различного характера, т.е. его «вооружение» необходимыми для личностного развития и жизненного успеха эмоциями, мыслями, способами поведения и общения.
Каковы основные принципы КПТ и как они коррелируют с другими направлениями психотерапии?
Как я уже упоминал, когнитивно-поведенческая терапия является комплексным направлением и поэтому творчески сочетает в себе принципы и техники двух ее составляющих – поведенческой и когнитивной психотерапии.
Из поведенческой терапии были взяты ее базовые принципы, основанные на теории бихевиоризма (в переводе с англ. – поведение). Она предполагает, что поведение человека представляет собой совокупность безусловных и выработанных на их основе условных рефлексов, закрепленных или отвергнутых индивидуальной историей человека. Теоретические основы бихевиоризма были заложены русскими учеными Бехтеревым С.М. и Павловым И.П, которого считают своим учителем практически все известные последователи бихевиоризма на Западе. Именно принципы формирования и угасания условных рефлексов за счет их подкрепления или не подкрепления безусловными рефлексами лег в основу теории поведенческой психотерапии. Кроме того, принципиальное значение в бихевиоризме и когнитивно-поведенческой психологии соответственно имеет понятие шаблонов поведения, играющих ключевую роль в возникновении многих психических расстройств. Шаблоны поведения включают в себя при стрессовых ситуациях и определенные вегето-соматические и эндокринные реакции, объясняющие развитие психосоматических нарушений.
Кроме того, принципиальное значение имеют следующие постулаты:
• Использование лишь методов, доказавших свою эффективность в многочисленных экспериментах.
• Относительность понятия нормы и психических отклонений.
• Нацеленность на выработку оптимального и желательного поведения для каждого конкретного пациента.
• Директивность психотерапевта, которая предполагает работу по заранее разработанной схеме с ответами на поставленные вопросы и выполнением рекомендованных упражнений с включением в домашние задания членов семьи.
Методов поведенческой терапии существует множество, но в практике КПТ наиболее признаны и распространены такие:
• Имитация желательного поведения реального человека, книжного или киногероя, придуманной символической модели.
• Ролевой тренинг с обучением определенным навыкам поведения при различных проблемных обстоятельствах. Например, при общении с малознакомым человеком или в конфликтных ситуациях. Чаще всего пациент играет самого себя, но иногда эту роль выполняет психотерапевт или другой участник группы, что позволяет пациенту рассмотреть себя и свое поведение как бы со стороны и осознать свои ошибки.
• Обратная связь, при которой проводится аппаратный мониторинг стрессового состояния пациента и при достижении состояния расслабления оно закрепляется положительными звуковыми (любимая мелодия, шум моря и т. п.) или зрительными образами.
• Психологическая иммунизация, или стресс-прививочная терапия, основной целью которой является психологическая вакцинация (сенсибилизация) пациента для встречи со стрессовыми ситуациями различной степени сложности. Это позволяет перейти от состояния беспомощности к самоконтролю и умению успешно справляться со стрессовыми ситуациями без их разрушительных последствий для организма и психики.
Что касается когнитивной терапии, то здесь все несколько сложнее. Чтобы понять ее основные принципы, вошедшие в КПТ нужно прежде всего рассмотреть цели и достоинства когнитивной терапии.
Плюсы когнитивной терапии:
• Наличие естественно-научной базы в виде психологической теории нормального развития, а также возникновения психических нарушений.
• Психологические модели для каждой нозологической группы психических патологий.
• Существование собственных специфических техник и этапов лечения.
• Относительно короткий курс терапии, включающий 20-30 сеансов.
• Гуманистическая направленность, ставящая во главу угла интересы пациента.
Среди основных целей когнитивной терапии, перешедших в КПТ, можно выделить такие:
• Помощь в решении социальных, профессиональных, семейных, карьерных, творческих и других проблем пациента.
• Выявление и устранение причин психических патологий, в частности, исправление когнитивных ошибок, исключение нефункциональных убеждений и способов поведения.
• Частичное или полное устранение симптоматики психических расстройств.
• Уменьшение вероятности рецидивов.
• Усиление лечебного действия фармакологических препаратов.
Когнитивный психотерапевт в процессе лечения добивается практического решения таких задач:
• Осознание пациентом влияния собственных мыслей на его поведение и эмоциональный фон.
• Умение выявлять, наблюдать и оценивать так называемые автоматические мысли. Что это такое? Расскажу немного позже.
• Замена ошибочных мыслительных установок на более рациональные и позитивные.
• Выявление и нивелирование дезадаптивных убеждений как основы ошибочных мыслей и поведенческих реакций.
Как видите, комплексное слияние поведенческой и когнитивной терапии в КПТ имеет вполне оправданный и логичный характер, т.к. их общей конечной целью является улучшенная социально-психологическая адаптация к условиям окружающего мира и достижение гармонии с самим собой и внешней средой.
В чем все-таки суть когнитивно-поведенческой терапии?
Суть КПТ невозможно понять без ее базовых понятий, среди которых наиболее важными являются такие:
• Схемы, представляющие собой глубинные психические установки, ответственные за отношение человека к себе и жизненным реалиям. Могут быть адаптивными и неадаптивными (весь мир – бардак, и нечего пытаться в нем разобраться), позитивными и негативными, идиосинкразическими (индивидуальными) или универсальными.
• Автоматические мысли – умозаключения, формирующиеся в сознании настолько быстро, что не успевают полностью осмыслиться, но зато успевают оказать влияние на эмоции, принятие того или иного решения и на поведенческую реакцию индивида. Обычно это часто повторяющиеся мысли при общении с окружающими людьми – родителями, детьми, начальством, друзьями и коллегами. После автоматизации мозг уже привыкает не обдумывать мысли, а просто «достает» их из памяти вместе с вызванными ими ранее эмоциями и схемами действий. Если опыт автоматической мысли принес положительные результаты, то она может быть полезна при принятии быстрого решения, но если автоматическая мысль была изначально неправильной, то следование ей может только навредить.
Именно поэтому выявление таких мыслей, их извлечение из подсознания и убедительная контраргументация позволяют переписать ошибочные мыслительные установки и соответственно изменить схемы поведения.
• Когнитивные ошибки, или иначе искаженные мыслительные схемы, неверно отражающие существующую реальность.
• Произвольные умозаключения – это выводы, сделанные без подтверждения фактами или при наличии фактов, противоречащих этому умозаключению.
• Сверхобобщение. Имеет место тогда, когда по единичному эпизоду делаются всеобъемлющие умозаключения.
• Преувеличение и преуменьшение своей роли и значения происходящих событий. Преувеличивая сложность ситуации, индивид преуменьшает свои возможности в ее разрешении.
• Персонализация — наблюдается, когда пациента считает определенные внешние события как имеющие отношение к нему, когда на самом деле они к нему совершенно не касаются.
• Максимализм — выдвижение чрезмерных требований к себе или окружающему миру в виде противоположных установок. Например, «если я не сколочу миллион, то я полное ничтожество», «если не буду знаменитым, то ну эту жизнь в болото» и т.п.
• Долженствование — чрезмерно развитое чувство долга и ответственности, часто навязанное извне и не допускающее альтернативного поведения. Может серьезно отравить жизнь человека и помешать ему самореализоваться.
Перед психотерапевтом стоит сложная задача определения преобладающего мотива, приведшего к психическому расстройству и нерациональному поведению, тем более, что их может быть несколько. Выяснить все это и разработать план лечения врач должен уже на первых сеансах, и задача пациента помочь ему в этом. Прежде всего пациенту во время подготовки к визиту желательно заранее продумать и сформировать для себя конечные цели лечения, т.е. чего бы он хотел добиться и/или от чего избавиться.
Как проходят сеансы КПТ и какие техники при этом используются?
Лечение у когнитивного психотерапевта проходит в виде 1-2-хразовых сеансов в неделю, общее количество которых составляет 20-30 сеансов.
Как я уже говорил, очень важно перед первым сеансом, чтобы пациент предварительно определился с целями психотерапии. Прежде всего он должен ответить на такие вопросы:
• Что вас не устраивает в вашей жизни, характере, отношениях и что вы конкретно хотели бы изменить – отношения в семье, рабочем коллективе, с противоположным полом, а может вы хотите найти себя в новой социальной роли или вернуть творческий потенциал?
• От каких вредных привычек или зависимостей вы хотели бы избавиться (например, от игромании)и какие полезные навыки хотели бы приобрести?
Все эти проблемы необходимо еще на первом сеансе обговорить с психотерапевтом, который поможет их конкретизировать и выделить приоритетные. При этом он может предложить пациенту пройти ряд тестов для объективной оценки его психического и морального состояния, результаты которых путем сравнения можно использовать для контроля эффективности проводимой терапии, для определения ее тактики и выбора оптимальных техник КПТ в каждом конкретном случае.
Выбор техник и методов КПТ огромен. Кроме заимствованных из поведенческой терапии, широко используются техники когнитивной терапии, а именно:
1. Для выявления автоматических мыслей:
• Запись мыслей при выполнении нужных и невыполнении ненужных действий. Причем это должно происходить в порядке очередности возникновения мыслей, что позволит выявить их приоритетность в мотивации поступков пациента. Обычно первая пришедшая в голову мысль и будет самой важной. На ее коррекцию и должны быть направлены главные усилия когнитивного психотерапевта.
• Когнитивная репетиция, связанная с мысленным проигрыванием негативных ситуаций и словесным озвучиванием появляющихся автоматических мыслей. Все результаты эксперимента записываются в отдельном дневнике мыслей, в котором также фиксируются и все мысли, возникающие у пациента в течение нескольких дней для выявления наиболее значимых.
• Отстранение – своеобразное абстрагирование от собственной мысли и ее объективная оценка. Позволяет выделить и осознать самопроизвольность плохих мыслей, автоматических характер их возникновения, заложенный предыдущим негативным опытом, а также их неадаптивность, т.е. способность вызывать разрушительные отрицательные эмоции.
2. После выявления автоматических мыслей начинается самая сложная работа по их изменению и исправлению искажений. Для этого используются такие способы:
• Аргументация и контраргументация с записыванием и многократным прочитыванием аргументов «за» и «против» при появлении автоматический мысли. При частом воспроизведение мозг человека запомнит полезные аргументы и удалит из быстрой памяти «вредные» мотивы.
• Техника колонок. Представляет собой заполнение таблицы с несколькими колонками – в первой фиксируется проблема, во 2-й – сопровождающие ее чувства и эмоции, в 3-й – возникающие при этом автоматические мысли, в 4-й – аргументы «за» них, а в 5-й – «против».
• Выявление плюсов и минусов проблемы в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
• Постановка экспериментов для проверки правильности суждений. Например, предложение оценить ситуацию без эмоций или представить, как бы отреагировали на нее другие люди.
• Обсуждение прошедших событий с их свидетелями, особенно в ситуациях с пациентами, у которых память искажена или заменяется фантазиями, например, при шизофрении. Метод актуален также в случае неверного истолкования поведения и мотивов других людей.
• Воображение. Особенно актуально для тревожных пациентов, у которых дезадаптация вызвана не столько автоматическими мыслями, сколько навязчивыми образами. Здесь применяются разнообразные техники, включая метафоры, стихи, притчи для большей доходчивости, команды самому себе «прекратить!», замена отрицательного образа на позитивный и др.
• Замена эмоций и переоценка ценностей.
• Обращение к опыту самого психотерапевта, статистическим данным, художественной литературе и т. п.
3. На следующем этапе фокусируются на выявлении логических ошибок и противоречий в суждениях. Здесь чаще всего применяются такие техники:
• Градуальность, или шкалирование, когда исключается крайняя поляризация суждений с помощью шкалы, т.е. размещения их по степени объективного отражения реальности.
• Реатрибуция – пересмотр меры ответственности пациента за свои действия в той или иной ситуации, что важно для правильной оценки собственного вклада и внешнего фактора в развитие событий.
• Преувеличение – доведение до крайности или абсурда определенного убеждения пациента и таким образом побуждение к его переоценке.
4. Оценка вероятности наихудшего варианта развития событий позволяет сузить временные рамки проблемы и выявить ее истинное значение в жизни пациента:
• Децентрирование, когда представления пациента о том, что он находится в центре всеобщего внимания и что весь мир нацелен против него, приводят к состоянию дискомфорта и провоцируют социопатические мысли.
• Декатастрофизация. Применяется при различных тревожных расстройствах и заставляет пациента задуматься над реальной оценкой последствий тревожащих его событий. Например, если это все-таки случится, что будет – ваша карьера разрушится, или вы умрете, или ваши родные откажутся от вас, или все это будет длиться вечно? Ответы на эти вопросы позволят человеку понять преходящий характер проблемы, и автоматическая мысль о ее бесконечности просто исчезнет.
Для закрепления положительного эффекта КПТ важно использовать такие упражнения, как:
• Повторение – многократное проигрывание желаемого мышления и поведения на практике, причем с закреплением позитивных эмоций и мыслей.
• Совместная с психотерапевтом разработка плана будущих действий, включающего условия и сроки выполнения, а также последовательности действий при возникновении экстремальных или непредвиденных ситуаций.
И это далеко не полный перечень используемых в когнитивно-поведенческой терапии техник, которые объединяются в блоки по конкретным целям, этапам терапии, нозологическим формам психических расстройств, а также степени их выраженности. Можете представить себе, каким колоссальным арсеналом знаний, опыта и интуицией должен обладать когнитивный психотерапевт, чтобы подобрать для пациента оптимальную схему лечения и корректировать ее в зависимости от достижения или не достижения прогресса.
При каких видах психических нарушений показана когнитивно-поведенческая терапия?
КПТ доказала свою успешность при лечении многих психических расстройств, в частности:
• Депрессии.
• Повышенной тревожности и даже генерализованных ее формах.
• Панических атаках.
• Ипохондрии.
• Посттравматическом синдроме.
• Фобиях различного генеза и характера.
• Расстройствах пищевого поведения и крайнего их проявления в виде психогенной анорексии.
• Страхе публичных выступлений.
• Социопатических расстройствах.
• Хронических болях.
• Психологических проблемах в семье, у спортсменов, школьников, временно изолированных лиц и других категорий населения, в том числе дошкольников и пенсионеров.
В комплексе с медикаментозной терапией КПТ доказала свою эффективность при лечении таких заболеваний как:
• Различные виды зависимостей, в том числе алкогольной и наркотической.
• Шизофрения и галлюцинации, сопровождающие ее.
• Тяжелые депрессивные состояния.
• Биполярное расстройство (раздвоения личности).
• Психозы.
• Соматические нарушения – гипертония, колит, синдром хронической усталости и др.
Сфера применения КПТ постоянно расширяется, а само направление завоевывает все большую популярность. Это объясняется прежде всего ее безопасностью для пациента, минимальным вмешательством в глубинные психические процессы и нацеленностью на адаптацию пациента к изменчивому современному миру. Самое же главное, чего позволяет достичь КПТ – это умение поддерживать свой эмоциональный и психический статус в любых, даже самых стрессовых и, казалось бы, катастрофических ситуациях.
Терапия когнитивной обработки | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Клинический:
Подходы ·
Групповая терапия ·
Методы ·
Типы проблем ·
Области специализации ·
Таксономии ·
Терапевтические проблемы ·
Способы доставки ·
Проект перевода модели ·
Личный опыт ·
Терапия когнитивной обработки (КПТ) представляет собой адаптацию доказательной терапии, известной как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), используемой клиницистами, чтобы помочь потребителям изучить процесс восстановления после посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и связанных с ним состояний. [1]
Это ручная терапия, которая включает в себя общие элементы общего когнитивно-поведенческого лечения. КПТ обычно состоит из 12 сеансов и показала свою эффективность при лечении посттравматического стресса у различных групп населения, включая ветеранов боевых действий, [2] [3] [4] жертв сексуального насилия, [5] [6] [7] и беженцев. [8]
КПТ может предоставляться в индивидуальном и групповом форматах лечения. Теория, лежащая в основе CPT, концептуализирует посттравматическое стрессовое расстройство как расстройство «невосстановления», при котором ошибочные представления о причинах и последствиях травмирующих событий вызывают сильные негативные эмоции и препятствуют точной обработке воспоминаний о травме и естественных эмоций, возникающих в результате события. Хотя посттравматическое стрессовое расстройство в настоящее время классифицируется как тревожное расстройство, большинство людей с посттравматическим стрессовым расстройством испытывают целый ряд эмоций, включая ужас, гнев, стыд, вину и печаль, а также страх. Существенной причиной прерывания процесса естественного восстановления является продолжающееся использование избегания в качестве стратегии выживания. Избегая воспоминаний о травмах и ситуаций, которые вызывают реакции, люди с посттравматическим стрессовым расстройством ограничивают свои возможности для обработки травматического опыта и достижения более адаптивного понимания. CPT включает в себя когнитивные методы, специфичные для травмы, чтобы помочь людям с посттравматическим стрессовым расстройством более точно оценить эти «застрявшие точки» и продвигаться к выздоровлению.
Содержание
- 1 Обзор этапов лечения КПТ
- 1.1 Структура индивидуальных сессий КПП
- 1.2 Структура групповых сессий КПП
- 2 См. также
- 3 Каталожные номера
- 4 Внешние ссылки
Обзор этапов лечения КПТ
В ходе КПТ основное внимание уделяется тому, чтобы помочь пациентам понять и изменить значение, приписываемое их травмирующему событию. Преследуя эту цель, важная цель CPT состоит в том, чтобы уменьшить шаблон избегания воспоминаний о травме, чтобы убеждения и значения могли быть дополнительно оценены и поняты в исходном контексте. Начальная фаза лечения состоит из обучения в отношении посттравматического стрессового расстройства, мыслей и эмоций. Терапевт развивает взаимопонимание с пациентами, устанавливая общее понимание проблем, с которыми сталкиваются пациенты (например, посттравматическое стрессовое расстройство), и излагая когнитивную теорию развития и поддержания посттравматического стрессового расстройства. Эта информация необходима, чтобы помочь пациентам понять смысл и цели терапии. Пациентов просят написать Заявление о воздействии, чтобы определить, как пациент понимает, почему произошло событие и какое влияние оно оказало на его убеждения о себе, других и мире. На этом этапе лечения большое внимание уделяется выявлению автоматических мыслей и повышению осведомленности о взаимосвязи между мыслями и чувствами человека. В частности, пациентов учат определять «застрявшие точки», представляющие собой проблемные убеждения, которые мешают восстановлению после травматического опыта (например, «Это моя вина. Я должен был знать, что он нападет на меня. Я должен был бороться сильнее»).
Следующий этап КПТ включает формальную обработку травмы. Пациентов просят написать подробный отчет о своем худшем травмирующем опыте, который они читают терапевту на сеансе. Описывая свой худший травматический опыт, пациенты ломают модель избегания и усиливают процесс рассеяния сильных эмоций, которые еще не прошли «естественный курс выздоровления». Эмоциональная обработка продолжается на протяжении всего курса КПТ, когда пациенты обсуждают свой травматический опыт, пытаясь прояснить и изменить свои дезадаптивные убеждения. Клиницисты используют диалог Сократа для обсуждения деталей травмы, что помогает пациентам мягко бросить вызов своим размышлениям о травмирующем событии и стать более способным рассмотреть контекст, в котором произошло событие, с целью уменьшения самообвинения и вины и повышения принятия. . Метод Сократа основан на понимании того, что пациенты должны участвовать в своем собственном процессе познания. Задавая вопросы, а не давая интерпретации или советы, пациенты могут постепенно раскрывать свои собственные идеи.
Альтернативная модель CPT, которая оказалась столь же эффективной и, возможно, более эффективной, [9] , заключается в проведении стандартного протокола без письменных отчетов. Вместо этого этот метод опирается на сократовский диалог между терапевтом и клиентом, чтобы выявить детали травмы, которые могут опровергнуть предположения и оценки клиента относительно его худшего травматического опыта.
Заключительный этап лечения направлен на обучение пациента когнитивным навыкам, необходимым для выявления, оценки и изменения своих убеждений по мере необходимости в отношении любых и всех травмирующих событий, которые они пережили. Пациенты сосредотачиваются на выявленных «тупиковых точках» и работают над тем, чтобы лучше понять и бросить вызов привычным и нереалистичным выводам о своем травмирующем опыте (например, «Это означает, что никому нельзя доверять ни в коем случае»). Навыки, приобретенные на этом этапе лечения, помогают пациентам «стать самими собой терапевтами» и научиться адаптироваться после лечения.
Заключительный этап лечения также фокусируется на пяти темах, которые были определены как области, в которых на убеждения обычно влияет травматический опыт. [10]
Эти темы включают безопасность, доверие, власть/контроль, уважение и близость. Пациенты учатся распознавать, как их убеждения могли стать чрезмерно обобщенными из-за их травмирующего опыта, и как в результате это повлияло на их текущее функционирование и качество жизни. Они используют свои новые когнитивные навыки для переоценки этих убеждений и разработки альтернативных способов видения мира, которые в конечном итоге являются более сбалансированными и адаптивными.
Структура индивидуальных сессий КПП
- Двенадцать 50-минутных структурированных сессий
- Сеансы обычно проводятся один или два раза в неделю
- Пациенты выполняют внесессионные практические задания
- 2 Форматы:
- CPT включает краткий письменный отчет о травме, а также постоянную практику когнитивных техник
- CPT-Cognitive (CPT-C) опускает письменный отчет о травме и включает больше практики когнитивных методов
Структура групповых занятий КПП
- Двенадцать структурированных групповых занятий по 90-120 минут
- Обычно проводится двумя врачами
- 8-10 пациентов в группе
- Пациенты выполняют внесессионные практические задания
- 3 Форматы:
- CPT включает в себя краткий письменный отчет о травме, а также постоянную практику когнитивных техник. Детали письменных отчетов не разглашаются во время сеансов, но группа обрабатывает эмоциональные и когнитивные реакции, выявленные при написании отчета.
- CPT-Cognitive (CPT-C) опускает письменный отчет о травме и включает больше практики когнитивных методов.
- Индивидуальный и групповой комбинированный включает в себя практические задания и письменный отчет о травме, которые обрабатываются на дополнительных индивидуальных терапевтических сеансах.
Патрисия А. Резик — автор книги «Когнитивно-процессуальная терапия для жертв изнасилования».
См. также
- Посттравматическое стрессовое расстройство
- Когнитивно-поведенческая терапия
Ссылки
- ↑ Resick, P.A., & Schnicke, M.K. (1993). Терапия когнитивной обработки для жертв изнасилования: руководство по лечению. Ньюбери-Парк, Калифорния: Сейдж.
- ↑ Монсон, К.М. Шнурр, П.П., Резик, П.А., Фридман, М.Дж., Янг-Сюй, Ю., и Стивенс, С.П. (2006). Терапия когнитивной обработки для ветеранов с посттравматическим стрессовым расстройством, связанным с военными. Журнал консалтинговой и клинической психологии, 74, 898-907.
- ↑ Монсон, К.М., Прайс. Дж. Л., Рэнслоу, Э. (2005 г., октябрь). Лечение боевого посттравматического стрессового расстройства с помощью терапии когнитивной обработки. Федеральный врач, 75–83.
- ↑ Чард, К.М., Шумм, Дж.А., Оуэнс, Г.П., и Коттингем, С.М. (2010). Сравнение ветеранов OEF и OIF и ветеранов Вьетнама, получающих когнитивную терапию. Журнал травматического стресса, 23, 25-32.
- ↑ Резик, П. А., Галовски, Т. Э., Ульмансик, М. О., Шер, К. Д., Клам, Г. А., и Янг-Сю, Ю. (2008). Рандомизированное клиническое исследование по демонтажу компонентов терапии когнитивной обработки при посттравматическом стрессовом расстройстве у женщин, ставших жертвами межличностного насилия. Журнал консалтинга и клинической психологии, 76, 243–258.
- ↑ Резик, П. А., Нишит, П., Уивер, Т. Л., Астин, М. К., и Фейер, К. А. (2002). Сравнение терапии когнитивной обработки с терапией длительного воздействия и состоянием листа ожидания для лечения хронического посттравматического стрессового расстройства у женщин, пострадавших от изнасилования. Журнал консалтинга и клинической психологии, 70, 867–879.
- ↑ Чард, К.М. (2005). Оценка терапии когнитивной обработки для лечения посттравматического стрессового расстройства, связанного с сексуальным насилием в детстве. Журнал консалтинговой и клинической психологии, 73, 965–971.
- ↑ Шульц П.М., Резик П.А., Хубер Л.К., Гриффин М.Г. (2006). Эффективность терапии когнитивной обработки посттравматического стрессового расстройства у беженцев в условиях сообщества. Когнитивная и поведенческая практика, 13, 322-331.
- ↑ Резик, П. А., Галовски, Т. Э., Ульмансик, М. О., Шер, К. Д., Клам, Г. А., и Янг-Сю, Ю. (2008). Рандомизированное клиническое исследование по демонтажу компонентов терапии когнитивной обработки при посттравматическом стрессовом расстройстве у женщин, ставших жертвами межличностного насилия. Журнал консалтинга и клинической психологии, 76, 243–258.
- ↑ Оуэнс, Г.П. и Чард, К.М. (2001). Когнитивные искажения среди женщин, сообщающих о сексуальном насилии в детстве. Журнал межличностного насилия, 16, 178-191.
Внешние ссылки
- Национальный центр посттравматического стресса
- Учебный веб-курс для CPT
- Международное общество исследований травматического стресса
- CPT Сайт автора
- веб-сайт
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов). |
Психотерапия: Когнитивно-процессуальная терапия (КПТ) | Посттравматическое стрессовое расстройство
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicПосттравматическое стрессовое расстройствоПсихиатрияКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicПосттравматическое стрессовое расстройствоПсихиатрияКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать
ЦитироватьРазрешения
Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Немерофф, Чарльз Б. и др. (ред.),
«Психотерапия: когнитивно-процессинговая терапия (КПТ)»
,
Чарльз Б. Немерофф и Чарльз Мармар (ред.)
, Посттравматическое стрессовое расстройство
(
Нью-Йорк,
2018;
онлайн-издание,
Oxford Academic
, 1 сентября 2018 г.
), https://doi.org/10.1093/med/97801
440.003.0031,
, по состоянию на 8 ноября 2022 г.
Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicПосттравматическое стрессовое расстройствоПсихиатрияКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicПосттравматическое стрессовое расстройствоПсихиатрияКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе обсуждается когнитивно-процессинговая терапия (КПТ), ориентированная на травму когнитивно-поведенческая терапия посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). КПТ фокусируется прежде всего на выявлении и опровержении неадекватных убеждений, которые развились в связи с травмой и в результате травмы, чтобы помочь клиенту принять более сбалансированный набор убеждений. Основываясь на своей долгой истории поддержки исследований, CPT является одним из ведущих методов лечения посттравматического стрессового расстройства, основанных на доказательствах. В главе рассматриваются теоретические основы КПТ, описывается терапия и кратко излагаются результаты исследований. Обсуждаются исследования CPT среди различных групп населения, условий, культур и стран. Также представлены исследования эффективности КПТ для лиц с сопутствующими заболеваниями (например, черепно-мозговая травма, расстройства личности, депрессия) и влияние КПТ на исходы, связанные со здоровьем, и психосоциальное функционирование.
Ключевые слова:
посттравматическое стрессовое расстройство, дезадаптивные убеждения, когнитивно-поведенческая терапия, доказательная терапия, когнитивная обработка, коморбидные состояния, исходы, связанные со здоровьем, психосоциальное функционирование
Субъект
Психиатрия
Отказ от ответственности
Издательство Оксфордского университета не делает заявлений, явных или подразумеваемых, о том, что дозировки лекарств, указанные в этой книге, верны.
Поэтому читатели должны всегда…
Более
Издательство Оксфордского университета не делает заявлений, явных или подразумеваемых, о том, что дозировки лекарств, указанные в этой книге, верны.
Поэтому читатели должны всегда проверять информацию о продукте и клинических процедурах с самой последней опубликованной информацией о продукте и таблицами данных.
предоставленных производителями, а также самые последние кодексы поведения и правила техники безопасности. Авторы и издатели не несут ответственности и
юридическую ответственность за любые ошибки в тексте или за неправильное использование или неправильное применение материала в этой работе. Если не указано иное, дозы препаратов
и рекомендации для небеременных взрослых, которые не кормят грудью.
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.