Процедуры, техники и приемы работы в гештальт-терапии
Фильм «Фриц Перлз: Сессия с Глорией»
Фильм «Фриц Перлз: Сессия с Глорией»
Перлз сначала применял свой метод в виде индивидуальной психотерапии, но впоследствии полностью перешел на групповую форму, находя ее более эффективной и экономичной. См. →
И в индивидуальной, и в групповой работе основная роль гештальт-терапевта заключается в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании происходящего «здесь и сейчас», ограничении попыток интерпретировать события, внимании к чувствам-индикаторам потребностей, собственной ответственности клиента как за реализацию, так и за запреты на реализацию потребностей.
Основные приемы работы и техники гештальт-терапии — осознавание, фокусировка энергии, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама, техника «горячий стул» или «пустой стул».
Технические процедуры в гештальт-терапии называются играми. Это разнообразные действия, выполняемые пациентами по предложению психотерапевта, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимыми переживаниями. Игры предоставляют возможность экспериментировать с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр пациенты «примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности. Цель игр-экспериментов — достижение эмоционального и интеллектуального просветления, приводящего к интеграции личности.
Большое внимание в гештальт-терапии уделяется и работе со снами пациентов. Но, в отличие от психоанализа, сны в гештальт-терапии не интерпретируются. Они используются для интеграции личности. Перлз полагал, что различные периоды сна выступают фрагментами личности. Для того чтобы достичь интеграции, необходимо их совместить, снова признать своими эти спроецированные, отчужденные части нашей личности и признать своими скрытые тенденции, которые проявляются во сне. С помощью проигрывания объектов сна, отдельных его фрагментов может быть обнаружено скрытое содержание сновидения через его переживание, а не посредством его анализа.
О некоторых распространенных техниках и приемах работы гештальт-терапевта (в вопросах и ответах) — по материалам статьи Ирины Ребрушкиной.
Зачем гештальт-терапевту пустой стул?
Пустой стул используется в экспериментах, направленных на прояснение и усиление чувств, – в том случае, когда клиенту трудно определить, что он чувствует к тому или иному человеку или в связи с какой-то ситуацией. Пустой стул помогает организовать пространство эксперимента, способствует оживлению представлений, облегчает и катализирует работу воображения.
Почему гештальт-терапевт часто задает эти вопросы: «Что ты чувствуешь?», «Что при этом происходит в теле?», «Чего бы ты сейчас хотел?» – и подобные?
Терапевт задает эти вопросы, когда наблюдает признаки прерывания контакта (когда клиент ничего не чувствует; не знает, что чувствует или не замечает своих чувств; не понимает, чего хочет; не знает, как достичь желаемого, и пр. ).
Как уже говорилось выше, человек счастлив, когда его потребности удовлетворяются. Однако правда не всегда легко определить, какова моя потребность, чего я хочу и как это можно получить. Понять это помогает обращение не к отдельным сферам своей личности, а ко всем в их взаимосвязи (задействовать свою личность целиком, как гештальт) – например, не только к мыслям, идеям, оценкам, но и к телу, чувствам, своим способам контакта со средой.
Телесные ощущения – ключ к чувствам, эмоциям (все эмоции живут в теле, имеют телесное выражение). Чувства, эмоции – это ключ к потребностям.
Зачем терапевт делится своими чувствами?
Терапевт выступает для клиента в роли среды, и клиент получает возможность в безопасной обстановке изучить и свои реакции на среду, и то, как среда реагирует на него.
Почему гештальт-терапевт часто переводит фокус внимания с содержания проблемы и описания ее подробностей на то, что происходит между терапевтом и клиентом, и задает вопрос: «А как это в наших отношениях?»
Клиенты (и я в роли клиента – не исключение) обычно стремятся во всех деталях рассказать терапевту свою историю или описать проблему: кажется, что именно тогда мозаика сложится, терапевт увидит полную картину, поймет и подскажет, как надо поступить. Но рассказывать всё-всё – бесполезно и даже вредно: теряется время, его не хватает ни на что, кроме рассказа и слушания; иногда потребность клиента действительно только в том, чтобы быть безоценочно выслушанным; однако обычно клиент хочет какого-то отклика, реакции, мнения, на которые тоже как-то реагирует, но на рассмотрение этих важных вещей не останется времени, если всю сессию посвятить только подробному рассказу о проблеме.
То, как клиент обходится со своими потребностями, как контактирует со средой, чтобы удовлетворить их, – все это можно проследить на примере того, как он контактирует с терапевтом. Отношения с терапевтом – это маленькая модель того, как клиент строит отношения с другими людьми, и свои паттерны он обычно воспроизводит не только в жизни, но и в терапии.
Например, клиент приходит работать над проблемой ответственности: не может определить границы своей ответственности в близких или деловых отношениях, берет больше или меньше ответственности, чем ему нужно. Эта же проблема будет воспроизводиться и в его отношениях с терапевтом: клиент будет пытаться переложить на терапевта всю ответственность за свое продвижение в терапии или, напротив, не замечать, не признавать ответственности терапевта и т. п. И если проследить и решить эту проблему на примере клиент-терапевтических отношений, то клиент научится решать проблему ответственности и в других своих отношениях.
Получается, что мозаика проблемы обычно состоит из паттернов – повторяющихся элементов орнамента. И тот фрагмент узора, который повторяется, обычно хорошо виден на самом небольшом отрезке общения.
Особенности групповой работы в гештальт-подходе
Как и во многих группах психотерапевтической направленности, в группе происходит (и поощряется) групповая динамика, открытое выражение скрытых, негативных чувств и обсуждение следующих на это эмоциональных реакций. Как правило, группа работает в режиме изначально принимаемых строгих правил, в достаточно закрытом режиме и обычно негативно реагирует на появление новых участников как на потенциальную опасность для внутригрупповой атмосферы. См.→
Примеры практической работы
- Где живет тошнота?
- Консультирует Фриц Перлз
- Оказывается, это был гештальт
Техники в гештальт-терапии
Техники, используемые в гештальт-терапии, группируются вокруг двух главных направлений работы. Их называют принципами и играми. Принципы вводятся на начальной стадии терапии, и их не слишком много, число же игр не ограничено. Принципы указывают предпочтительные направления поведения и условия, которые благоприятствуют расширению осознания и наиболее полному контакту с окружением и самим собой.
Основными принципами гештальт-терапии являются следующие:
1. Принцип «сейчас». «Сейчас» — это функциональная концепция того, что и как делает индивид в данный момент. Например, акт воспоминания далекого прошлого явялется частью «сейчас», а то, что происходило несколько минут назад, не является «сейчас».
2. Принцип «я — ты». Выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Часто свои высказывания члены психотерапевтической группы направляют не по адресу -конкретному участнику, а в сторону или в воздух, что обнаруживает их опасения говорить прямо и откровенно. Психотерапевт побуждает участников группы к непосредственному общению.
3. Принцип субъективизации высказываний. Психотерапевт предлагает пациенту заменить объективизированные формы («что-то давит в груди») на субъективизированные («я подавляю себя»).
4. Континуум сознания. Является неотъемлемой частью всех технических процедур, но может использоваться и в качестве отдельного метода. Это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний, метод подведения индивида к непосредственному переживанию и отказу от вербализаций и интерпретаций, одно из центральных понятий. Осознание чувств, телесных ощущений и наблюдение за движениями тела способствуют ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением.
Технические процедуры называются гештальт-играми. Это разнообразные действия, выполняемые пациентами по предложению психотерапевта, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимым содержанием и переживаниями. Эти игры предоставляют возможность экспериментировать с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр участники группы «примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами. Цель игр-экспериментов — достижение эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности. Эмоциональное осознание («ага-переживание») — это такой момент самопостижения, когда человек говорит: «Ага!». По Ф.Перлзу, «ага» — это то, что происходит, когда что-нибудь защелкивается, попадая на свое место; каждый раз, когда «закрывается» гештальт, «звучит» этот щелчок. По мере накопления фактов эмоционального прояснения приходит прояснение интеллектуальное.
Число игр не ограничено, так как каждый психотерапевт, пользуясь принципами гештальт-терапии, может создавать новые игры или модифицировать уже известные.
Наиболее известными являются следующие техники.
1. Диалог между частями собственной личности. Когда у пациента наблюдается фрагментация личности, психотерапевт предлагает эксперимент: провести диалог между значимыми фрагментами личности — между агрессивным и пассивным, «нападающим» и «защищающимся». Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с тревогой, страхом), и с отдельными частями или органами собственного тела, и с воображаемым значимым для пациента человеком. Техника игры такова: напротив стула, который занимает пациент («горячий стул»), располагается пустой стул, на который «сажают» воображаемого «собеседника». Пациент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, пытаясь максимально отождествлять себя с различными частями своей личности.
2. Совершение кругов. Пациенту предлагается пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, например, выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группам.
3. Незаконченное дело. Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения. По существу, вся гештальт-терапия сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями и т.п. Чаще всего, это невысказанные жалобы и претензии. Пациенту предлагается с помощью приема пустого стула высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику психотерапевтической группы, который имеет отношение к незаконченному делу.
Гештальт-психотерапевтами замечено, что наиболее частое и значимое чувство — чувство обиды. Именно с этим чувством работают в игре, которая начинается со слов: «Я обижен.».
4. Проективная игра. Когда пациент заявляет, что другой человек имеет некое чувство или черту характера, его просят проверить, не является ли это его проекцией. Пациенту предлагается «разыграть проекцию», т.е. примерить на самого себя это чувство или черту. Так, пациента, который заявляет: «Я испытываю к тебе жалость», просят разыграть роль человека, вызывающего жалость, подходя к каждому из участников группы и вступая с ним во взаимодействие. Постепенно входя в роль, человек раскрывает себя, при этом может произойти интеграция прежде отвергаемых сторон личности.
5. Выявление противоположного (реверсия). Явное поведение пациента часто носит характер защиты, скрывающей противоположные тенденции. Для осознания пациентом скрытых желаний и противоречивых потребностей ему предлагается разыграть роль, противоположную той, которую он демонстрирует в группе. Например, пациентке с манерами «душечки» предлагается разыграть роль агрессивной, высокомерной, задевающей других женщины. Такой прием позволяет достичь более полного соприкосновения с теми сторонами своей личности, которые прежде были скрыты.
6. Упражнения на воображение. Иллюстрируют процесс проекции и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. Среди таких упражнений наиболее популярна игра «Старый заброшенный магазин». Пациенту предлагают закрыть глаза, расслабиться, затем представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого, заброшенного магазина. Его окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет. Пациенту предлагают тщательно его рассмотреть, а затем отойти от заброшенного магазина и описать предмет, обнаруженный за окном. Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он оставлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета. Идентифицируясь с этими предметами, пациенты проецируют на них какие-то свои личностные проблемы.
В гештальт-терапии большое внимание уделяется работе со сновидениями пациентов. Перефразируя З.Фрейда, Ф.Перлз говорил, что «сон — это королевская дорога к интеграции личности«. В отличие от психоанализа, в гештальт-терапии не интерпретируются сны, они используются для интеграции личности. Автор считал, что различные части сна являются фрагментами нашей личности. Для того, чтобы достичь интеграции, необходимо их совместить, снова признать своими эти спроецированные, отчужденные части нашей личности и признать своими скрытые тенденции, которые проявляются во сне. С помощью проигрывания объектов сна, отдельных его фрагментов, может быть обнаружено скрытое содержание сновидения через его переживание, а не посредством его анализа.
примеров техник гештальт-терапии | Shoreline Recovery
Вы когда-нибудь слышали термин «закрытие» или, может быть, «есть незаконченные дела»?
Эти термины легко стали частью нашей культуры, особенно когда возникает негативная ситуация, однако очень ограниченное количество людей осознает, что такое мышление фраз глубоко укоренилось в лечении гештальт-терапией.
Гештальт-терапия — это целостная, гуманистическая, личностно-ориентированная форма психотерапии, сосредоточенная на текущей жизни и проблемах человека, а не на том, чтобы задерживаться или цепляться за его прошлый опыт. Этот конкретный подход определяет важность понимания контекста людей и принятия на себя ответственности вместо того, чтобы перекладывать и возлагать вину. Гештальт-терапия стала эффективной формой терапии, которая оказала огромное влияние на глобальную культуру и общество.
Гештальт-терапия использует отношения клиента и терапевта для изменения действий в жизни клиента. Их отношения должны работать хорошо и поддерживать здоровый баланс; например, пациент должен взять на себя ответственность за свою деятельность независимо от положительных или отрицательных последствий. Гештальт-терапия будет продолжать работать только в том случае, если пациент активно берет на себя ответственность за свою жизнь вне лечения.
Гештальт-терапия свинцом предполагает наличие у пациента безопасного пространства для исследования и расширения своего жизненного опыта, не опасаясь осуждения. Терапевты будут активно поощрять своих пациентов приносить свои переживания в комнату, а не сдерживаться; поэтому терапевт может обрабатывать необработанные эмоции в режиме реального времени.
Гештальт-терапия направлена на то, чтобы позволить пациенту полностью сотрудничать с этим терапевтом, чтобы повысить личную осведомленность и активно преодолевать препятствия, мешающие пациенту в конечном итоге излечиться. Терапевт может использовать следующие техники:
Пустой стул
Техника пустого стула в рамках гештальт-терапии представляет собой ролевое упражнение, открыто побуждающее пациента начать говорить либо с другой формой себя, либо представить себе другого человека. Пациент будет расположен напротив пустого стула и начнет говорить с человеком, которого он воображает, или с другой частью себя.
Терапевтические техники пустого стула могут помочь определить жизненно важные значения, информацию и восприятие, о которых пациент, возможно, совершенно не подозревал. Метод позволит пациенту лучше осознавать свои чувства и эмоциональные переживания, возможность начать процесс выздоровления.
Слова языка
Тон и язык жизненно важны в гештальт-терапии. По мере того, как пациент постепенно начинает брать на себя ответственность за себя, он будет тонко использовать другую форму языка, которая отражает чувство владения своей жизнью и опытом, а не сосредоточение внимания на других. Например, вместо того, чтобы сказать: «Он опрокинул стакан с водой, так что я начал кричать», пациент будет говорить такие термины, как «Я видел, что это был несчастный случай, я расстроился, потому что я сказал раньше, чтобы угодить». смотреть стакан воды. Это заставило меня почувствовать, что меня игнорируют, и мне не нравится, как я себя чувствую».
Использование термина «я» имеет решающее значение, когда речь идет о гештальт-терапии.
Язык тела
Во время сеансов терапии гештальт-терапевт будет сознательно наблюдать за всем языком тела и движениями пациента при обсуждении конкретных переживаний, от тряски ноги до постукивания пальцем по столу или выражения лица. Гештальт-терапевт расскажет о своих наблюдениях и спросит пациента, что происходит и что он чувствует в конкретный момент этих движений.
Часто терапевт может попросить клиента дать голос своему движению и говорить с этого места.
Преувеличение
В дополнение к тому, что язык тела пациента может говорить сам по себе, гештальт-терапевт может дополнительно изучить язык тела пациента, особенно если его пациенту часто трудно выразить словами то, что происходит. Терапевт может попросить их выразить себя через акт движения, чтобы передать переживания пациента в этот конкретный момент времени.
Пациенты часто пережили определенный опыт, который полностью отделил их эмоциональные переживания от их физических переживаний.
Ролевая игра
Ролевая игра похожа на технику «Пустой стул», которую используют многие гештальт-терапевты. Этот метод терапии используется, чтобы помочь пациентам, у которых есть несколько версий самих себя. Пациент будет говорить как доминирующий и покорный человек о том, как он видит себя в этом опыте.
Творчество
Многие гештальт-терапевты используют такие виды деятельности, как лепка, рисование и живопись, чтобы побудить своих пациентов осознать свое окружение, оставаться в настоящем моменте и научиться обрабатывать настоящее.
Эта техника позволяет пациенту лучше осознавать свои переживания и текущий процесс выздоровления.
Локализация эмоций
Большинство пациентов, которым помогает гештальт-терапия, вместо того, чтобы переживать свои чувства, говорят о своих эмоциях. Из-за характера возможных переживаний многие люди научились бы полностью отделять свои чувства от выражений.
Пока пациенты рассказывают о своих эмоциях, гештальт-терапевт побуждает их выражать свои чувства в теле. Привнесение эмоциональной осознанности в тело пациента позволяет им оставаться в присутствии и открыто эффективно обрабатывать свои чувства.
Гештальт-терапия может помочь с0060
Дальнейшие исследования показали, что многие методы гештальта могут помочь с дополнительными физическими болями, такими как
- Язвенной колит
- . на себя и изучение своей роли, которая создает дискомфорт и несчастье в их жизни, может принести большую пользу.
Заключительные мысли
Гештальт-терапия направлена на разрешение конфликтов и неясностей, возникающих в результате неспособности интегрировать особенности личности. Гештальт-терапия направлена на то, чтобы научить людей осознавать важные ощущения внутри себя и своего окружения, чтобы они полностью и разумно реагировали на ситуации. Как и любое лечение, гештальт-терапия имеет свои плюсы и минусы; если это конкретное терапевтическое лечение успешно, пациент и терапевт могут быть открытыми, честными и, в конечном счете, доверять друг другу. Гештальт-терапия может показаться очень навязчивой; терапевт спросит о переживаниях, от которых вы, возможно, не исцелились или которые до сих пор причиняют вам сильную боль; однако это имеет решающее значение для успеха.
Гештальт-терапия подтвердила наличие успешных методов, применимых в современном обществе, и может использоваться при широком спектре психических расстройств.
Что такое спираль стыда?
24 октября 2022 г.
Комментариев нет
В разные моменты жизни нам приходится сталкиваться с негативными эмоциями и переживаниями. Однако наступает момент, когда
Примеры мотивационной терапии
13 октября 2022 г.
Комментариев нет
Терапия повышения мотивации (МТ) представляет собой метод вмешательства и консультирования, предназначенный для того, чтобы вызвать у пациентов внутренне мотивированные изменения. Терапия повышения мотивации стоит
Самый большой фактор риска передозировки опиоидов
4 октября 2022 г.
Комментариев нет
Опиоиды являются хорошо известным запрещенным веществом, вызывающим сильное привыкание, которое даже при самых коротких сроках употребления может привести к тяжелым и
Что такое методы гештальт-терапии?
При проведении терапии существуют различные теории, которые профессионал может использовать для обоснования лечения. Теория выбора зависит от образования терапевта. Это похоже на то, как некоторые культуры приветствуют друг друга. В некоторых культурах это рукопожатие, а в других культурах — поцелуй в щеку. Их фон влияет на то, как они взаимодействуют с людьми. Опыт и подготовка терапевта будут влиять на то, как он практикует. Каждая теория имеет особый способ концептуализации проблем и запуска изменений. Они также приходят со своим собственным набором терапевтических методов, чтобы стимулировать изменения и стать основным элементом теории.
Гештальт-терапия — это тип терапии, который использует отношения клиента и терапевта для стимулирования изменений. Отношения между клиентом и терапевтом должны быть крепкими, но при этом поддерживать хороший баланс. Например, клиент должен взять на себя ответственность.
Время, проведенное в терапии, составляет лишь часть еженедельной жизни клиента. Клиент должен взять на себя ответственность за свою жизнь, сосредоточив свои усилия на изменении вне терапевтического кабинета. Он фокусируется на четырех основных областях: исследование в направлении осознания себя, создание диалога, позволяя терапевтическому процессу происходить естественным образом, взгляд на самоощущение человека в контексте, в котором он живет, и изменение посредством экспериментов, опыта и действий.
Техники гештальт-терапии
Терапевт, практикующий гештальт-терапию, скорее всего, будет использовать в своем лечении следующие техники.
Теория парадоксальных изменений
Хотя это не обязательно конкретная техника, эта теория очень информативна для терапевтических отношений и подхода к изменению. Основная концепция теории заключается в том, что чем больше человек пытается быть тем, кем он не является, тем больше он в конечном итоге остается прежним. Принятие себя как личности является важной частью жизни в настоящем моменте, а также осознания себя. Теория помогает терапевту практиковать эмпатию и безусловное принятие, которые являются компонентами гештальт-терапии. Согласно этой теории, изменение происходит через самопринятие.
Сосредоточьтесь на здесь и сейчас
Клиенты должны осознавать поведение, мысли и эмоции, которые мешают им, а не быть слепыми к ним. Они должны практиковать осознанность, чтобы получить понимание, необходимое для изменения. Этот тип фокуса не означает, что терапевт игнорирует прошлое клиента. Прошлое важно, поскольку оно проявляется в настоящем моменте. Часто прошлые заботы проявляются в настоящем опыте. Важно осознать, как прошлое проявляется в «здесь» и «сейчас».
Техника Пустого Стула
При этом пациент ведет диалог с кем-то, кто сидит напротив него. С пустым стулом они могут представить себе человека, с которым им может понадобиться поговорить о конкретной проблеме, ситуации или эмоциях, которые они испытывают. Клиент может даже пересаживаться со стула на стул, проигрывая разговор. Цель состоит в том, чтобы заставить клиента участвовать в глубоко укоренившихся поведении, мыслях и эмоциях и вызвать осознание.
Техника преувеличения
Терапевт может заметить такое поведение, как движение, выражение лица или тон, которые могут быть связаны с эмоциями клиента в данный момент. Терапевт привлечет внимание к тому, что он заметит, попросив клиента чрезмерно преувеличить поведение. Желание состоит в том, чтобы привлечь внимание клиента к эмоциям, потенциально связанным с поведением, и создать общее осознание.
Заключительные мысли
Понимание принципов различных теорий может быть полезным как с профессиональной точки зрения, так и с точки зрения клиента. Это помогает терапевту направлять лечение. Это также может дать клиентам возможность понять и представить, как изменения могут произойти для них, а также над чем они могут работать.