Разное

Таблица с цифрами для развития внимания: Как использовать таблицы Шульте для детей в развитии внимания?

Развитие внимания у детей: самый простой способ! — Parents.ru

Воспитание

Домашняя работа

Таблицы Шульте, как и корректурные пробы Бурдона, вначале использовались в области психологии труда. Потом их стали применять в клиниках, чтобы диагностировать работоспособность и внимание пациентов с психическими отклонениями. Сама методика Шульте измеряет те же параметры внимания, что и корректурные пробы Бурдона: объем, продуктивность, устойчивость. И тоже позволяет оценить степень утомляемости. Как и при выполнении заданий с корректурными пробами Бурдона, в начале работы с таблицами Шульте испытуемый, например, может испытывать некоторые трудности. Потом он может разобраться, что от него требуется, и ускорить выполнение задачи, а в конце устать. В итоге получается кривая работоспособности, или «график внимания», который чертят психологи. Но дома таблицы Шульте тоже можно использовать. Только не в диагностических целях, а чтобы повысить концентрацию внимания. А если говорить научным языком, улучшить нашу способность охватывать за одну единицу времени определенное количество информации. Так что в домашних условиях таблицы Шульте можно предлагать ребенку для тренировки навыков скорочтения. Если работать с ними регулярно, есть все шансы научиться быстрее перемещать взгляд по странице, что помогает быстрее вычленять ключевые мысли в длинных текстах. Однако для этих задач следует выбирать усложненные варианты таблиц Шульте и применять особую технику разглядывания изображений. А теперь – подробно и по пунктам!

Подходящий вариант

В классическом варианте таблицы напечатаны на листе формата А-4 и представляют собой квадрат, разлинованный на 5 клеток по горизонтали и 5 по вертикали. Внутри каждой ячейки стоят цифры от 1 до 25 в произвольном порядке, и окрашены они в черный цвет. Важно учесть, что метод рассчитан на людей, которые хорошо оперируют числами. В советское время цифровые таблицы Шульте давали взрослым, имеющим как минимум 4 класса образования. Как и с пробами Бурдона, для достижения желаемого результата очень важно, чтобы цифры были устойчиво отпечатаны в памяти. И навык счета тоже должен быть автоматизирован. Если образы цифр не закрепились достаточно хорошо, испытуемый будет делать много ошибок. Будь это взрослый, или ребенок. Хотя, безусловно, сейчас ситуация уже совсем иная. Многие современные дети умеют хорошо считать еще до школы, а к концу 3 класса почти все школьники успешно практикуют счет от 1 до 100. Отсюда общая рекомендация: детям лучше предлагать работу с таблицами Шульте не раньше 3-4 класса. Существуют также современные модификации, где клеток может быть от 6 до 10. И вместо цифр бывают таблицы с буквами. Если клеток больше 5, такая таблица обычно используется для развития навыков скорочтения.

Таблицы Горбова

По схожему принципу, что и таблицы Шульте, устроены таблицы Горбова. Но они априори сложнее и нацелены прежде всего на оценку и тренировку такого параметра, как переключаемость внимания. Кроме того, таблицы Горбова позволяют не только измерить внимание как нашу базовую способность, но и оценить функции более высокого порядка. Психологи называют их «программирование и контроль движений и действий». Эти функции отвечают за нашу способность удерживать в памяти выполнение двух инструкций, которые поочередно сменяют друг друга. А сложнее таблицы Горбова потому, что цифры в клетках окрашены в два цвета, обычно в красный и черный. И сами условия поиска труднее. Например, в первой таблице испытуемого могут попросить назвать только красные числа в порядке возрастания, а потом только черные в порядке убывания. При работе со второй таблицей задача будет диаметрально противоположной. И так далее. Помимо тренировки навыков скорочтения, эти усложненные таблицы можно использовать для того, чтобы улучшить такую высшую психическую функцию, как «программированный контроль». Благодаря этой нашей способности мы умеем пошагово планировать выполнение определенной задачи, возвращаться назад и исправлять ошибки, а также переключаться с одной задачи на другую усилием воли. Так что польза от подобных тренировок очевидна.

Алгоритм действий

В классическом варианте в начале теста экзаменатор сообщает испытуемому, что ему будут показывать поочередно 5 таблиц. И объясняет задачу: в каждой предстоит показывать и называть по порядку цифры от 1 до 25. Отсчет времени начинается по сигналу. Все 5 таблиц разные: цифры в них расположены в разной последовательности. Время, отведенное на работу с каждой таблицей, не ограничено. В среднем взрослые и дети тратят на выполнение одного задания 35-50 секунд. Что касается школьников, то им за один раз дают только одну таблицу. И дольше 2-3 минут рассматривать ее не рекомендуется. Глаза у детей быстро устают. После выполнения задания обязательно сделайте с ребенком гимнастику для глаз. А примерно через час повторите тренировку. Чтобы от занятий был толк, лучше работать с таблицами по два раза в день.

Оценка результатов

Когда результаты по работе с таблицами Шульте оценивает неспециалист, достаточно посмотреть всего один параметр — среднее арифметическое, которое высчитывается так: нужно сложить время, которое ушло на выполнение задачи, и разделить получившееся число на 5 (по количеству таблиц). Результат меньше единицы – очень неплохой.

Два пути

Если таблицы Шульте используются для оценки главных параметров внимания, при проведении теста испытуемому разрешается перемещать взгляд по всему полю и выискивать нужные цифры. Когда важно провести тренировку на улучшение внимания, применяется другой метод зрительного анализа. Во время выполнения задания экзаменатор просит испытуемого смотреть только в центр таблицы, зафиксировав взгляд в одной точке. Таким образом, благодаря чисто волевому усилию, удается постепенно расширить объем внимания и искусственно натренировать нашу способность увеличивать поле обзора. При такой форме работы с таблицами Шульте важно не время, за которое испытуемый выполняет задание, а сам факт, что он его выполнил, не двигая глазами. Главная задача родителей – следить, чтобы ребенок это условие выполнял.

Алиса Кобозева

GettyImages

Упражнения для тренировки и развития внимания

Мария Гурьева

репетитор и консультант по образованию в США

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

Если сконцентрироваться на усвоении учебного материала сложно, помогут упражнения на развитие внимания. Если выполнять их в течение 30 минут в день, заметно улучшится память и способность быстро запоминать изучаемую информацию. Давно доказано, что внимательность – это единственная «дверь», через которую материал проникает в сознание. Кроме того, именно внимание определяет готовность организма запоминать без лишних волевых усилий. Представляем самые эффективные упражнения для тренировки внимания у взрослых и детей.

Текст в разных цветах

Уже давно известно, что правое и левое полушарие головного мозга отвечают за разные виды восприятия полученной информации. Например, распознавание цветов обеспечивают клетки одного полушария, а при чтении задействуются центры другого. Именно это свойство и лежит в основе эффективного упражнения.

Для его выполнения на листке бумаги необходимо написать название цветов цветными ручками, которые не соответствуют написанному цвету:

  • слово «черный» синим;
  • «красным» зеленым;
  • «оранжевый» коричневым;
  • «синий» желтым;
  • «зеленый» черным и так далее.

Затем необходимо вслух произносить по очереди цвета, но называть не слова, которые написаны, а их цвет. Например, если слово «черный» написано синим, произносить необходимо цвет – а именно синий. Назвав цвет всех написанных слов, нужно проговорить снова, но уже с конца списка.

На первый взгляд упражнение кажется простым, но на практике у многих возникают затруднения. Но регулярное повторение будет способствовать развитию внимательности у людей любого возраста.

Тренажер Шульте

Это таблица, разбитая на 25 квадратов, является не только отличным упражнением тренировки внимания у взрослых. При помощи простого тестирования с использованием таблиц Шульте определяют уровень работоспособности, степень истощаемости, психическую уравновешенность. Упражнение по таблице помогает развитию не только внимания, но и усидчивости, воли.

Тренажер для его выполнения можно изготовить самостоятельно. Для этого понадобится квадратный лист бумаги, расчертить на 25 ячеек. В каждой написать цифры от 1 до 25 в хаотичном порядке. Писать одинаковыми чернилами или разным цветом, как нравится.

Как выполнять:

  1. Сначала найти в таблице число 17 и сконцентрировать внимание на ячейке с этой цифрой на несколько секунд.
  2. Затем поочередно находить числа от 1 до 25, перемещая на них взгляд.
  3. При этом проговаривать вслух цифры не рекомендуется.

Если делать его регулярно, увеличивается скорость восприятия поступающей информации, а также происходит развитие способности глаза к восприятию предметов, которые расположены не в поле центрального зрения.

Жесты пальцами рук

Следующее упражнение на внимание для детей и взрослых на первых порах нужно делать не торопясь с перспективой на постепенное развитие более быстрой реакции, скорости. Для этого необходимо задействовать только пальцы рук.

На правой руке необходимо сложить знак «Победа», а другой – «Всё отлично, по-другому Ок». Задача состоит в попеременном изменении жеста на правой и левой руке. То есть сначала пальцами правой руки жест «Победа», а левой «Ок». На следующем этапе показывать, что «Всё отлично» нужно показывать правой рукой, а соответственно «Победу» показывать левой рукой.

Это отличный способ развития быстрого переключения с одной задачи на другую, а одновременное задействие обоих полушарий. Повторять действия не менее 10 раз.

Синхронное написание

Это упражнение для тренировки внимания очень похоже на предыдущий вариант с жестами. Оно развивает повышенную эффективность в условиях многозадачности, стимулирует одновременное включение в обработки информации всеми клетками мозга.

Для его выполнения понадобится два чистых листка бумаги и два карандаша. В одно время на обоих листках нужно рисовать разные геометрические фигуры или писать различные слова. Если вы выбираете написание слов, то они должны состоять из одинакового количества букв.

Читайте также: Какие профессии будут востребованы в будущем

Картинки для сравнения

Не все знают, что известная игра «Найди отличия» — это упражнение на внимание у детей, хотя для взрослых оно тоже будет полезным. Существует 2 варианта для развития внимания:

  1. Человек рассматривает 2 картинки, которые кажутся абсолютно одинаковыми. Но на самом деле они отличаются мелкими деталями, которые без концентрации внимания не найти. Часто ребенка просят найти определенное количество отличительных деталей, что позволяет заранее формировать определенную задачу исполнителю.
  2. Второй вариант – изменения на картинке в динамике: одинаковый сюжет с одними героями только в действии. Например, на одном изображении два мальчика едят мороженое, а на другой – те же мальчики, только у одного мороженое уже лежит на земле. Задача ребенка объяснить, что герой упустил лакомство. Кстати, таких сюжетных отличий на картинках с развитием событий часто бывает несколько.

Читайте также:Какие средние зарплаты в США

Игра «Не говори число»

Тренировка внимания у взрослых упражнением «Не говори число» обычно дается легче, чем детям. Задача простая: нужно произносить вслух по порядку цифры от 1 до ста. Но каждое пятое число не проговаривать, а заменять фразой «Я внимателен».

Заключение

Обучение в высшем учебном заведении подразумевает запоминание большого количества новой информации в сжатые сроки. Для этого важно хорошо подготовиться, а если нужно – улучшить навыки: память, внимание и концентрацию. С этой задачей легко помогут справиться простые упражнения на развитие внимания. Достаточно уделять тренировке мозга 30-40 минут в день, чтобы перестать отвлекаться и довести память и развитие внимания до идеала.

Если у вас остались вопросы, записывайтесь на бесплатную консультацию с экспертом Study America в рамках консультации мы поможем вам определить ступень для поступления, разобраться с таймингом, определить календарь поступления и выбрать подходящий способ подготовки.

Читайте также:

4 этапа и советы по каждому из них

Этапы развития Пиаже — это теория о том, как дети учатся по мере взросления. Он включает в себя четыре отдельных этапа, каждый из которых имеет разные этапы и навыки.

Жан Пиаже был известным психологом и теоретиком познания в 20-м веке, который сосредоточился на развитии детей. Его теории возникли в результате наблюдения за детьми и регистрации их развития.

Он привлек внимание к идее, что дети — это не просто маленькие взрослые, и утверждал, что образ их мышления принципиально отличается.

Пиаже считал, что дети действуют как «маленькие ученые», исследуя окружающую среду, чтобы понять ее. Он считал, что дети делают это естественно, без вмешательства взрослых. Он выдвинул идею о различных стадиях развития, через которые дети учатся языку, памяти и рассуждениям.

В этой статье объясняются четыре стадии когнитивного развития Пиаже, ключевые концепции и то, как люди могут их использовать, чтобы помочь детям учиться и развиваться.

В следующей таблице показаны четыре стадии когнитивного развития Пиаже:

Младенцы в возрасте от рождения до 2 лет используют свои органы чувств и телесные движения для понимания окружающего мира, поэтому этот этап известен как сенсомоторный этап.

Первый способ общения новорожденного — это основные рефлекторные действия, такие как сосание, размахивание руками или качание головой. Они используют свои пять чувств: зрение, осязание, обоняние, вкус и слух, чтобы исследовать свое окружение и свое тело.

Младенцы собирают информацию об этом опыте, изучая, как разные вещи заставляют их чувствовать. Они также учатся различать людей, объекты, текстуры и достопримечательности.

На этом этапе дети также начинают понимать концепцию причины и следствия. Они начинают помнить, что определенные действия будут иметь конкретный результат, и используют это для планирования своих действий заранее.

Примерно в 6 месяцев они начинают понимать постоянство объектов. Это означает, что ребенок знает, что объекты продолжают существовать, даже если он больше не может их видеть, слышать или чувствовать.

Когда у ребенка есть постоянство объекта, это означает, что теперь он может формировать ментальный образ или представление об объекте, а не только реагировать на переживания в своем непосредственном окружении.

Примеры

Определенное поведение может указывать на то, что ребенок развил некоторые ключевые навыки на этом этапе. Например, ребенок, понимающий причину и следствие, может намеренно трясти погремушкой, чтобы издать звук, или плакать, чтобы привлечь внимание.

Ребенок, который понимает постоянство объекта, будет:

  • знать, что его опекун все еще рядом, когда играет в такие игры, как прятки
  • знать, что игрушка все еще существует, даже если она спрятана под одеялом
  • понимают, что они или их окружение все еще здесь, даже если они закрывают глаза

На этом этапе дети строят постоянство объекта и продолжают развивать абстрактные мыслительные процессы. Это означает, что они могут думать о вещах за пределами физического мира, например, о том, что произошло в прошлом.

Они также воображают и мыслят символически, и они начинают демонстрировать эту способность через свой язык и поведение.

В этот период дети демонстрируют пять основных моделей поведения:

  • Имитация: Дети теперь могут имитировать действия другого человека, даже если человек, которого они моделируют, больше не находится перед ними.
  • Символическая игра: Дети начинают присваивать свойства или символы объектам. Они могут проецировать свойства одного объекта на другой. Например, они могут притворяться, что палка — это меч.
  • Рисунок: Имитация и символическая игра являются важными элементами рисования. Он начинается с бессмысленных каракулей и переходит к более точному изображению предметов и людей.
  • Ментальные образы: Дети начинают визуализировать в уме самые разные вещи. Они могут часто спрашивать названия предметов, чтобы установить ассоциации между словами и предметами.
  • Вербальное воспроизведение событий: Это означает, что дети могут использовать слова для описания и представления прошлых событий, людей или предметов.

Основной функцией речи в этом возрасте является экстернализация мышления, а не общение. Дети могут говорить в потоке сознания и развивать более сложные языковые навыки по мере прохождения этой стадии.

Пиаже считал, что дети остаются эгоцентричными на протяжении всей предоперационной стадии. Это означает, что они не могут понять, что другие люди думают иначе, чем они, или что происходящие события не всегда связаны с ними.

Примеры

Некоторые примеры, когда ребенок находится на предоперационной стадии, включают:

  • подражание тому, как кто-то говорит или двигается, даже когда его нет в комнате
  • рисование людей и предметов из своей собственной жизни, но понимание того, что они являются лишь изображениями
  • во время игры изображать палку мечом или метлу лошадью
  • воображать себя супергероем или кем-то, кем он восхищается
  • придумывать воображаемого друга

Пиаже предположил, что на этом этапе дети развиваются и осваивают абстрактное мышление и стать менее эгоцентричным. Теперь они могут понять, что события не всегда имеют к ним отношение и что у других есть другая точка зрения.

Дети также могут применять логические, конкретные правила к физическим объектам. Однако они еще не могут сделать то же самое для абстрактных понятий.

Конкретная операционная фаза сосредоточена вокруг трех элементов:

  • Сохранение и обратимость: Сохранение понимание того, что объекты могут изменяться в размере, объеме или внешнем виде, но по существу остаются неизменными. Обратимость означает, что некоторые вещи, которые изменились, могут вернуться в исходное состояние, а другие — нет.
  • Классификация: Это означает, что дети могут классифицировать объекты по группам и подгруппам. Например, они могут группировать объекты по цвету, форме или сходству.
  • Серийность: Серийность — это способность ребенка группировать объекты по росту, весу или важности. Это важная концепция для освоения, так как дети нуждаются в этом навыке во время обучения математике и естественным наукам.

Примеры

Некоторые признаки того, что ребенок усвоил навыки на этом этапе, включают:

  • знание того, что вода имеет те же свойства (например, влажность), даже если она находится в разных сосудах или имеет разный цвет
  • понимание того, что вода может замерзнуть, а затем снова растаять, но другие изменения необратимы
  • умение группировать мелки по цвету
  • умение раскладывать игрушки по порядку в зависимости от их размера или важности

На этом заключительном этапе когнитивного развития дети изучают более сложные правила логики. Затем они используют эти правила, чтобы понять, как работают абстрактные концепции, и решить проблемы.

Ребенок может анализировать свое окружение и делать выводы. Они могут создавать теории о том, что возможно и что может произойти в будущем, на основе имеющихся у них знаний.

Это известно как гипотетико-дедуктивное рассуждение. Это неотъемлемая часть официальной операционной стадии. Это позволяет кому-то задуматься над вопросом «Что, если?» Человек с этим навыком может представить несколько решений и возможных результатов в данной ситуации.

Примеры

На этапе формальной работы ребенок может придумать множество способов решения одной задачи, а затем выбрать наилучший вариант в зависимости от того, насколько он логичен или успешен.

Например, если ребенку нужно создать модель солнечной системы из материалов, которые есть у него дома, он может использовать их несколькими способами. Обдумывание нескольких возможностей и последующее использование наиболее логичной или эффективной показывает, что они обладают навыками гипотетико-дедуктивного мышления.

На этом этапе дети также могут анализировать и оценивать свои мысли и действия. Например, если они спорят с другом, они могут подумать, какой вклад могли внести их мнения или поведение. Затем они могут решить, как подойти к ситуации.

В следующих разделах объясняются несколько важных аспектов когнитивного развития, которые Пиаже предлагает в своей теории.

Схема

Пиаже включил идею схемы в свою теорию когнитивного развития.

Схема — это категория знаний или мысленный шаблон, который ребенок развивает для понимания мира. Это результат детских переживаний.

Например, ребенок может разработать схему собаки. Изначально слово «собака» относится только к первой встреченной собаке. Однако со временем это слово стало обозначать и включать всех собак. Когда ребенок составляет эту схему, он может называть каждое похожее животное собакой, прежде чем овладеет категорией.

Схемы постоянно растут и адаптируются по мере того, как дети приобретают новый опыт, давая им структуру для приобретения знаний. Пиаже предположил, что это происходит двумя путями: ассимиляцией и аккомодацией.

Ассимиляция означает, что ребенок использует ранее существовавшую схему для понимания новой ситуации. Например, если они встречают новую породу собак, они могут включить ее в свою схему «собака», даже если она выглядит иначе, чем собаки, с которыми они сталкивались ранее.

Приспособление означает, что ребенок адаптирует ранее существовавшую схему, чтобы она соответствовала новому опыту или объекту. Например, если ребенок встречает кошку, он может добавить ее к своей схеме «собака», пока кто-нибудь не объяснит, что собаки и кошки разные. Затем они адаптируют свою схему к этой новой информации.

Уравновешивание

Согласно теории, уравновешивание мотивирует детей продолжать проходить этапы когнитивного развития.

Когда ребенок усваивает новые знания, его мировоззрение неточное, поэтому он находится в состоянии неравновесия. Это состояние побуждает ребенка приспосабливаться к новой информации и достигать состояния равновесия.

Пиаже внес значительный вклад в теории детского развития, и многие из них до сих пор имеют влияние. Однако другие критикуют его идеи.

Во-первых, то, как Пиаже проводил свои исследования, не соответствовало бы стандартам научных исследований, которых придерживаются современные академики. Он имел тенденцию наблюдать и брать интервью у небольшого числа детей в естественных условиях, а не в условиях обучения. Это означало, что небольшой размер выборки или окружающая среда могли создать систематическую ошибку.

Кроме того, он проводил свои исследования в Западной Европе и не принимал во внимание влияние различных социальных и культурных практик на развитие ребенка.

Хотя некоторые ученые согласны с тем, что стадии развития существуют, они могут быть не такими отчетливыми и конкретными, как в теории Пиаже.

Исследования показали, что некоторые навыки развиваются раньше, чем он предполагал. Например, в статье 2021 года отмечается, что эгоцентризм, по-видимому, проходит гораздо раньше, чем считал Пиаже, в возрасте от 4 до 5 лет, а не от 7 до 11 лет. получить информацию и понять их мир. Основываясь на этой идее, педагоги и опекуны могут помочь детям учиться, позволяя им:

  • использовать свои чувства для исследования объектов и ощущений (например, посредством осязания, вкуса, зрения, обоняния или слуха)
  • самостоятельно исследовать свое физическое окружение в безопасных пределах
  • учиться на практике, даже если они делают ошибки
  • взаимодействовать с другими детьми, которые находятся на той же стадии развития или чуть выше
  • получают ответы на свои вопросы о мире
  • сталкиваются с новыми ситуациями, объектами или проблемами, которые создают дисбаланс, поскольку это побуждает их расширять свои знания

На более поздних этапах словесные головоломки, задачи на решение проблем и логические головоломки помогают когнитивному развитию детей.

Если ребенок не демонстрирует поведение или навыки, изложенные в теории Пиаже, точно в возрасте, который он предсказывает, это не обязательно повод для беспокойства. Тем не менее, родители и опекуны должны поговорить с педиатром, если у них есть какие-либо опасения.

Стадии развития Пиаже — это теория, согласно которой дети проходят определенные этапы от рождения до взрослой жизни, причем каждый этап приносит новые навыки и вехи по мере развития их знаний о мире.

Пиаже считал, что дети развиваются благодаря постоянному стремлению изучать и адаптировать схемы, которые представляют собой ментальные шаблоны, помогающие им понимать вещи. Его идеи до сих пор оказывают значительное влияние на детскую психологию и подходы к образованию.

Однако существует критика теории Пиаже, а также альтернативных моделей когнитивного развития детей, также пришедших из 20-го века, таких как идеи Льва Выготского и Марии Монтессори.

Исследование работоспособности, интраиндивидуальной изменчивости и толщины коры головного мозга

%PDF-1.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *