Разное

Хорни к невротическая личность нашего времени: Невротическая личность нашего времени | Хорни Карен

Содержание

Карен Хорни «Невротическая личность нашего времени»

Целью, которой я руководствовалась при написании этой книги, было дать более полное и точное описание живущего среди нас и страдающего неврозом человека, описать конфликты, реально им движущие, переживания и те многочисленные затруднения, которые он испытывает во взаимоотношениях с людьми, а также и в отношении самого себя. Я не рассматриваю здесь какой‑либо особый тип или типы неврозов, но сосредоточиваюсь на описании структуры характера, которая в наше время в той или иной форме повторяется почти у всех людей, страдающих неврозом.

Особое внимание уделено не прошлым, а существующим в данное время конфликтам невротика и попыткам их решения, а также его насущным тревогам и созданным от них защитам. Такое подчеркивание фактически сложившейся ситуации не означает, что я отказываюсь от мысли, что, по существу, неврозы развиваются из переживаний раннего детства. Но я расхожусь со многими психоаналитиками в том, что не считаю оправданным концентрировать внимание на детстве в некой односторонней зачарованности им и рассматривать последующие реакции как повторения более ранних переживаний. Я хочу показать, что связь между детскими переживаниями и более поздними конфликтами является намного более сложной, чем предполагают многие психоаналитики, говорящие о простой причинно‑следственной связи. Хотя переживания в детстве создают определяющие условия для возникновения неврозов, они тем не менее не являются единственной причиной последующих трудностей.

Когда мы сосредоточиваем наше внимание на сложившихся к данному моменту проблемах невротика, мы осознаем при этом, что неврозы порождаются не только отдельными переживаниями человека, но также теми специфическими культурными условиями, в которых мы живем. В действительности культурные условия не только придают вес и окраску индивидуальным переживаниям, но в конечном счете определяют их особую форму. Например, судьбой отдельного человека является иметь деспотическую или «жертвующую собой ради детей» мать, но тот или иной тип матерей определяется данными культурными условиями, и также лишь вследствие этих существующих условий такое переживание будет оказывать влияние на последующую жизнь. Когда мы осознаем громадную важность влияния культурных условий на неврозы, те биологические и физиологические условия, которые рассматриваются Фрейдом как лежащие в их основе, отходят на задний план. Влияние этих последних факторов должно рассматриваться лишь на основе твердо установленных данных. Такая моя ориентация привела к некоторым новым интерпретациям значительного числа основополагающих проблем в неврозах. Хотя эти интерпретации относятся к таким в корне различным вопросам, как проблема мазохизма, внутренние причины невротической потребности в любви и привязанности, смысл невротических чувств вины, у всех у них имеется общее основание – признание того, что определяющую роль в порождении невротических черт характера играет тревога…

В данной книге представлены впечатления, которые я получила в ходе длительного психоаналитического исследования неврозов. Для представления материала, на котором основываются мои интерпретации, мне пришлось бы подробно описать истории многочисленных случаев, что было бы слишком громоздким для книги, предназначенной дать общее представление о проблемах, связанных с неврозами…

Эта книга написана доступным языком, и ради ясности я воздержалась от обсуждения очень многих сопутствующих проблем. Насколько это было возможно, специальные термины не употреблялись, так как всегда имеется опасность того, что такие термины заменят собой ясное осмысление. Вследствие этого многим читателям, в особенности непрофессионалам, может показаться, что проблемы невротической личности понять совсем не трудно. Но такое заключение было бы ошибочным и даже опасным. Мы не можем уйти от того факта, что все психологические проблемы неизбежно имеют тонкий и сложный характер. Если кто‑либо не желает признавать этого факта, ему лучше не читать данную книгу, в противном случае его ждет путаница и разочарование в поиске готовых формул. Книга, которую вы держите в руках, адресована непрофессионалам, а также тем лицам, которым по роду своей деятельности приходится иметь дело с невротическими личностями и которые знакомы со связанными с ними проблемами. В эту последнюю категорию входят не только психиатры, но и социальные работники и педагоги, а также те группы антропологов и социологов, которые осознали важное значение психологических факторов в исследовании различных культур.

Наконец, я надеюсь, что эта книга будет полезна и для самого невротика. Если он в принципе и не отвергает всякое психологическое размышление как вторжение и навязывание чуждых мнений, он часто вследствие собственного страдания имеет более тонкое и точное понимание психологических сложностей, чем его здоровые собратья. Я пользуюсь возможностью выразить мою благодарность мисс Элизабет Тодд, которая редактировала эту книгу. Авторы, которым я обязана, упоминаются в тексте. Я выражаю особую благодарность Фрейду за то, что он предоставил нам теоретический базис и «орудия» для работы, и своим пациентам, потому что все мое понимание выросло из нашей совместной работы.

Эссе «Карен Хорни. Невротическая личность нашего времени»

Эссе

«Карен Хорни.

Невротическая личность нашего времени»

Реферат подготовила:

Никитина Ольга Вячеславовна

Должность:

методист

Место работы:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детско-юношеский центр «Радуга»

2018 г.

г. Нижний Тагил, Свердловская область

Российская Федерация

Темой для своего эссе я выбрала книгу Карен Хорни «Невротическая личность нашего времени», ее основные идеи и смысл. Карен Хорни – выдающийся англо-немецкий психолог, и хотя ее труд был создан в далеком 1937 году, суть, изложенная в книге, актуальна до сей поры. Мой интерес к данной книге был вызван не только изучением невротической личности, но и рассмотрением этого вопроса в свете нашего нынешнего общества. Современный человек вынужден держать в своей памяти большие объемы данных, событий, связей и прочего, что создает перманентно напряженное его внутреннее состояние. И, хотя, повторюсь еще раз, данная книга была написана в далеком 1937 году, 80 лет назад, и посвящена в основе своей психоанализу, это, тем не менее, не снижает интереса к ней, как не снижает и ее актуальности, поскольку труд К. Хорни посвящен исследованию свойств личности, для коих срок в 80 лет оказывается весьма кратким. Как сказано в первых строках книги, целью ее является наиболее полное и точное описание страдающего неврозом человека. Попытка такого описания на мой взгляд заслуживает уважения и внимания.

Карен Хорни (1885-1952), один из лидеров неофрейдизма, акцентировала значения воздействия окружающей социальной среды на формирование личности. Как и Зигмунд Фрейд, она считала, что очень важное значение для человека имеют детские переживания и в целом то, что было пережито им в детские годы. Автор имела большой опыт клинического общения с неврастениками в США и Германии, на основании чего создала свою концепцию, суть которой сводила к выявлению значения культуры в жизни человека в частности и общества в целом, исследовала проблему личности и культуры, то, как влияет культура на психическое здоровье человека, изучила зависимость неврозов от особенностей культуры. Свои выводы Хорни оформила в нескольких своих трудах, одним из которых и является книга «Невротическая личность нашего времени».

Хочется немного рассказать о личности самого автора – Карен Хорни. Все, что делает человек, находит отклик в его душе, и наоборот, каждый из нас посвящает свою жизнь и труд тому, что перекликается с ним самим.

Мне кажется, Хорни, посвятив себя такой глубокой теме, и делая весьма глубокие выводы о невротической личности, зачастую, как и указывала в своих книгах, имела интерес к ней, идущий из детства. Ведь стоит обратить свое внимание на прошлые годы писательницы.

Семья Карен была весьма проблемной. Разница в возрасте супругов составляла целых 18 лет. Отсюда имели место проблемы в различии взглядов и оценках одних и тех же ситуаций супругами. Характеры родителей Карен были не похожи друг на друга, имелись коренные различия в мировоззрениях. Отец, будучи старше матери, был грубоватым, простым и глубоко религиозным человеком. По отношению к женщине его мнение можно было бы охарактеризовать старой немецкой фразой «Kinder, Küche, Kirche», то есть «Дети, кухня, церковь». Карен всю жизнь испытывала к папе противоречивые чувства.

Мать девушки была более образованным человеком, придерживалась независимости женщин, но вместе с тем мирилась с приниженным положением в семье. Отец выступал категорически против обучения дочери после школы: Карен стремилась потупить в медицинский колледж. Лишь упорная настойчивость матери помогла сломить сопротивление. В собственной семье Карен приписывала к себе отношение нежеланного ребенка, по ее мнению все симпатии и любовь родителей принадлежали ее старшему брату. Эти переживания тяготили ее, усиливали чувство собственного физического несовершенства, хотя девушка была крайне привлекательной. Эти же аспекты отношений создавали и железный характер Карен. Выйдя замуж, Хорни родила трех детей, но не могла уделять им достаточно времени, отдавая все более на попечение гувернанток. За это впоследствии дочери обвинили ее в бесчувственности.

Впервые Хорни обратилась к психоанализу в качестве пациентки в связи с обострением в 1911 году чувства тревожности и депрессии. Так, сначала в качестве нуждающейся в нем, а впоследствии и изучающей теорию психоанализа, она уже в 1919 году вела свою собственную психологическую практику.

Поначалу Хорни говорила, что стремится исправить некоторые недостатки теории Зигмунда Фрейда, но впоследствии ее попытки привели к пересмотру отдельных положений теории психоанализа.

Хорни приходит к выводу о доминирующем влиянии общества, социального окружения на развитие личности человека

Автор исходила из того, что доминирующим в структуре личности является бессознательное чувство беспокойства, которое она назвала чувством коренной тревоги. Это чувство, писала она, связано с «имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном мире». То есть, я вижу, что в теории Хорни сохраняется не только идея Фрейда о значении бессознательного, но и его мысль о противостоянии между внешним миром и человеком.

Хорни также говорила, что причиной развития тревоги могут быть и отчуждение родителей, и чрезмерная их опека, подавляющая личность, враждебная атмосфера и дискриминация или, наоборот, слишком большое восхищение ребенком. Хорни выделяет два вида тревоги: физиологическую и психологическую. Физиологическая тревога возникает со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные потребности – в еде, питье, комфорте. Он чувствует такую тревогу постоянно в первые недели своего существования. Но со временем, если мать и окружающие о нем заботятся и удовлетворяют его нужды, это беспокойство уходит. В том же случае, если потребности не удовлетворяются, то тревога нарастает, являясь фоном для общей невротизации человека. Преодоление психологической тревоги – более сложный процесс, так как оно связано с развитием адекватного «образа Я». Введение понятия «образа Я» – одно из важнейших открытий Хорни.

Она считала, что существует несколько «образов Я» – Я реальное, Я идеальное и Я в глазах других людей. В идеале эти три «образа Я» должны совпадать между собой: только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. В том случае, если идеальное Я отличается от реального, человек не может к себе хорошо относиться, и это мешает нормальному развитию личности, вызывает напряженность, тревогу, неуверенность в себе, т. е. является основой невротизации. К неврозу ведет и несовпадение реального Я в глазах других людей. Причем в данном случае не важно, думают ли окружающие о человеке лучше или хуже, чем он думает о себе сам. Таким образом, и пренебрежение, негативное отношение к ребенку, и чрезмерное восхищение им ведут к развитию тревоги, так как и в том и в другом случае мнение других не совпадает с его реальным «образом Я».

Также Хорни выделяет три основных вида защиты, в основе которых лежит удовлетворение определенных невротических потребностей. Если в норме все эти потребности и, соответственно, все эти виды защиты гармонически сочетаются между собой, то при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к развитию у человека того или иного невротического комплекса.

Защиту человек находит либо в стремлении к людям (уступчивый тип), либо в стремлении против людей (агрессивный тип), либо в стремлении от людей (устраненный тип).

Психотерапия, считала Хорни, помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе. Подход автора книги к понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии. Это признается большинством исследователей, как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа.

Карен Хорни была одной из первых, кто попытался перевести психоанализ с сугубо биологических на социальные рельсы.

Именно она начала требовать рассматривать человека в контексте его реальных жизненных обстоятельств, считала, что психотерапия помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе.

К. Хорни в некоторых источниках называется первым представителем того направления, которое теперь известно как гуманистический психоанализ. И ее же труды существенно повлияли на работы А. Маслоу.

Можно сказать, что Хорни стояла не только у истоков неофрейдизма, но и у истоков гуманистического психоанализа.

Невротическая личность нашего времени. Хорни К. 11 отзывов

Средний отзыв:

4.8

Невротическая личность нашего времени

А давайте я вам расскажу про невротиков в ваше время? Многое ли мы знаем о них? А я вот теперь знаю 🙂

Одной из наиболее распространенных черт невротика является его полная зависимость от окружения и желание во что бы то ни стало получить одобрение и расположение других людей. Все люди хотят внимания и любви, но у невротической личности эта жажда сильно преувеличена, несоразмерна с той ролью, которую играют в жизни любовь и одобрение окружающих.
Невротики хотят такого внимания и любви от всех знакомых людей без разбора, будь то сосед по лестничной клетке, коллега по работе или знакомый студент университета. Их желания распространяются буквально на всех женщин и мужчин, но обычно они этого стремления не осознают. И когда их кто-то не приглашает на вечеринку или встречу, они чувствуют обиду и разочарование.
Чрезмерная зависимость от получения одобрения мешает нормальной жизни и не позволяет адекватно оценивать дружбу, любовь и привязанность; любую критику и требования невротик интерпретирует как унижение и предательство. У обычных людей любовь вполне совместима с критикой и требованиями к партнеру. А у невротика любая такая критика или требование вызывает бурю негодования, эмоциональный срыв, стресс. В этом отношении сделать замечание невротику вообще невозможно — в ответ всегда последует бурная эмоциональная реакция.
Внутренняя незащищенность, ранимость является второй чертой, характеризующей невротика. Чувство неполноценности и несоответствия истинных характеристик представлениям о себе является также чертой невротической личности.
Чувство неполноценности может быть скрыто за компенсаторными механизмами, проявляющимися в самовозвеличивании, в навязчивой склонности выставлять себя напоказ, в выгодном свете, производить впечатление, использовать все возможные средства, атрибуты, методы, которые соответствуют престижу.
Следующей группой черт, характерных для невротиков, являются определенные запреты. Такие люди не могут выразить свои желания или не могут отказать в просьбе другим. У них существуют внутренние запреты на то, чтобы сделать что-то в своих интересах: высказать свое мнение, попросить кого-то что-то сделать, выбрать и договориться с кем-нибудь, установить приятные контакты. Они не могут также защититься от настойчивых просьб, не могут сказать «нет».

..Читать продолжение. .

Невротическая личность нашего времени

Две главные мысли при чтении этой книги были:

— психоанализ безусловно требовал отхода от пансексуализма и рассмотрения неврозов с социально-культурной точки зрения. Карен Хорни прекрасно удалось дополнить З.Ф. в этом отношении и убедительно описать внутреннюю жизнь невротика. Конечно, можно было чуть меньше повторов и чуть больше примеров, в некоторых случаях абзацы приходилось пробегать глазами, поскольку предлагаемые идеи были изложены слишком уж подробно. Но, как уже говорилось в одной из рецензий, это зачастую помогает лучшему усвоению;

— наверное, большая часть литературных произведений таки обязана своим появлением невротикам и содержит описания невротического образа жизни.

Возвращаясь к тексту Хорни, выделю моменты, на которых хотелось бы заострить внимание:

— усталость вызывается в большей степени нервозностью, чем работой;

— тревожное поведение говорит о враждебности;

— потребность в любви может проявляться через жадность;

— чувство неполноценности помогает человеку, вследствие чего поддерживается им.

А вот что касается советов по устранению или облегчению тревожности, то, как мне кажется, они и не нужны. В конце концов, психоанализ не столько «лечит» (что в любом случае представляется сомнительным), сколько помогает чётко понять ситуацию, поэтому само появление таких книг является лучшим терапевтическим воздействием. А дальше — самому человеку решать, хочет он продолжать пользоваться описанными поведенческими системами или готов от них отказаться.

Невротическая личность нашего времени

Невротики не могут выразить свои желания или не могут отказать в просьбе другим. У них существуют внутренние запреты на то, чтобы сделать что-то в своих интересах: высказать свое мнение, попросить кого-то что-то сделать, выбрать и договориться с кем-нибудь, установить приятные контакты. Они не могут также защититься от настойчивых просьб, не могут сказать «нет».

Прослушать книжку Карен Хорни и не провести половину времени свернувшись в комочек, так как текст острый, стишком острый и слушать его тяжело и больно? Нет, невыполнимая задача.

К. Х. способна емко, чисто и доходчиво описывать переживания людей и вполне понятно проводить границу — что еще нормальное поведение, а где уже — невроз. Невроз — это не то, что нам в человеке не нравится, это то, где он искорежен, вымучен и обескожен. Невроз там, где простые и радостные действия превращаются в болезненную каторгу. Где близость нужна как воздух, но совершенно недостижима, где человеческая теплота заменена смертельным холодом страха отвержения. Невроз — это свой собственный Ад на земле, который всегда с тобой.

Карен пишет отличные книжки, они must read, но это чтение по части болезненных катарсисов, не веселое и не развлекательное. Ни разу.

Невротическая личность нашего времени

Отличная книга, как и другие у Хорни. Особенно позабавило описание невротического чувства вины — так напомнило весьма распространенный христианский настрой!

Подлинное раскаяние или стыд – болезненные чувства, а обнаруживать эти чувства перед кем-либо – еще более болезненно. На самом деле невротичный человек более других людей будет воздерживаться от этого из-за страха неодобрения. Однако то, что мы назвали чувством вины, он выражает очень охотно.

… упреки в свой адрес не обязательно выражают подлинное чувство вины, является тот факт, что бессознательно сам невротик отнюдь не убежден, что является недостойным или ничтожным человеком. Даже когда он выглядит подавленным чувством вины, он может прийти в крайнее негодование, если другие станут всерьез принимать его самообвинения.

… Самообвинения не только завещают от страха неодобрения, но также способствуют определенному успокоению. Даже когда к этому не причастен ни один человек извне, самообвинения через увеличение самоуважения приводят невротика к успокоению, ибо они подразумевают укор себя за те недостатки, на которые другие смотрят сквозь пальцы, и таким образом заставляют считать себя действительно замечательным человеком. Кроме того, они дают невротику облегчение, потому что редко затрагивают реальную причину его недовольства собой и поэтому фактически оставляют потайную дверь открытой для его веры в то, что он не так уж и плох.

Сразу вспомнилась история про монаха, который любил говорить о себе «я грешный», а когда кто-то ему сказал «знаю, что ты грешный», он сразу вскинулся: «как?! разве ты что-нибудь обо мне слышал?» ))

Оно [самообвинение] выполняет еще одну функцию: самообвинения не позволяют невротику увидеть необходимость изменений и в действительности служат заместителем таких изменений. Произвести какие-либо изменения сложившейся личности крайне трудно для любого человека. Но для невротика эта задача трудна вдвойне – не только потому, что ему гораздо сложнее осознать необходимость изменения, но также потому, что очень многие из его отношений порождены тревожностью. Вследствие этого он смертельно напуган перспективой изменения и прячется от осознания необходимости этого. Один из способов увиливания от такого знания связан с тайной верой в то, что посредством самообвинения он сможет «вернуться». Этот процесс можно часто наблюдать в повседневной жизни. Если человек сожалеет о том, что сделал или не смог чего-то сделать, и поэтому хочет восполнить это или изменить свое отношение, из-за которого так получилось, он не будет погружаться в чувство вины. Если все-таки это происходит, то указывает на его уход от трудной задачи изменения себя. В самом деле, много проще заниматься раскаянием, чем самоизменением.

Вот это то, о чем я уже давно думаю, и что именно производит современная практика исповеди: постоянное «раскаяние», но никакого реального самоизменения — годами люди ходят на исповедь, повторяя одни и те же грехи, и думают, что они якобы каются, а что исправления нет, так это потому, что они «грешные и немощные», конечно же, а не почему-то еще.

В общем, познавательная книжка 🙂

Невротическая личность нашего времени

Была под впечатлением. Под сильным впечатлением. Пожалуй, до сих пор сохраняю в душе некоторое очарование книги.

В свое время очень заинтриговало название. Да и общий слоган — что почти каждый сейчас невротик. Вот только — что такое «невротик»?

Пожалуй, эта книга лучшая из тех, что дает ответ на заданный вопрос.

Невротическая личность нашего времени

Я слабо знакома с психологией как с наукой, однако, очень рада, что мне довелось начать знакомство с книг Хорни. Когда я взялась за эту книгу, ожидала немного другого — большего упора на социологию, но оказалось, что это в чем-то повторение, в чем-то развитие идей, высказанных в «Неврозе и росте личности». Однако, несмотря на это, я нисколько не разочарована. Автор простым и доступным языком рассказывает о природе неврозов, о корне, из которых они вырастают — внутренних конфликтах, разбирает виды этих конфликтов, подробно и последовательно. Эта книга не относится к виду «помоги себе сам», она не задает вопросов и не дает ответов, не предлагает универсального решения проблемы. Она вообще не предлагает никаких решений. Но проблема разобрана столько подробно, что невозможно не задуматься о себе и о своей жизни, скрытых мотивах, о которых ты руководствуешься в принятии решений, о причинах конфликтов с другими людьми. Эта книга помогает честно взглянуть на собственную личность, увидеть все ее слабые места. Конечно, это неприятно, может быть, даже страшно — ведь некоторые открытия относительно мотивов своих действий могут прямо или косвенно обесценивать достижения, которыми ты всегда гордился. Но оно того стоит. Бояться правды глупо, а бояться знать правду о себе — глупо вдвойне.
Я думаю, эту книгу стоит прочесть всем. Вообще всем без исключения. Читайте, думайте, рефлексируйте. Конечно, это не панацея, не универсальное лекарство для достижения счастливой жизни, избавленной от психологических проблем, конфликтов и внутренних запретов, но это может помочь сделать первый шаг. Также эта книга помогает пролить свет на мотивы других людей, которые порой вводят в ступор своей противоречивостью. Что самое удивительное — книга написана более пятидесяти лет назад, но остается актуальной и по сей день.

Невротическая личность нашего времени

Книга, от которой ощущаешь себя сытым. Качественное глубокое психоаналитическое чтиво.
В самом начале книги говорится, что она буде понятна вам, даже если вы новичок в психологии. Но это не так. Для понимания того, что там написано можно быть новичком. Но для принятия того, что там изложено — нет.
Книга о том, почему люди терпят неудачи в любви, не могут найти своего человека, превращаются в трудоголиков и властных эгоцентристов.
Книга о каждом, кто живет в мегаполисе, в большом информационном потоке, человеке.
Язык — доступный. Стиль изложения — тоже. Некоторые факты повторяются дважды, чтобы «дошло наверняка». Я думаю, что автор сделал это умышленно, зная психологию читателя таких книг.
После книги присутствует некое ощущение потерянности. Причина понятна — читаешь, узнаешь в строках себя и своих знакомых, по-новому смотришь на ситуацию, не понимаешь, почему не понимал раньше, в итоге проживаешь ее заново. Прожил успешно, напряжение ушло — пошел читать дальше:)

Хорошая, очень хорошая книга.
если бы можно было сделать так, чтобы она была прочтена каждым.

Невротическая личность нашего времени

Огромному большинству из нас приходится бороться с проблемами соперничества, эмоциональной изоляции, недоверия со стороны других и страхами перед неудачами. Это лишь некоторые из тех проблем, которые могут иметь место при неврозе.

Все мы невротики в той или иной степени. А где границы нормальности?
В отличие от Фрейда Хорни считает, что определяющее влияние на развитие неврозов оказывают не биологические и физиологические, а культурные условия. Отсюда новые интерпретации. Например, у Фрейда эдипов комплекс считается причиной неврозов. А у Хорни сам эдипов комплекс есть порождение неврозов. Развивая эту мысль, Хорни снимает зависимость взрослого от детского опыта.
Хорни считает, что все неврозы имеют два главных признака – отсутствие определенной гибкости в реагировании на ситуацию и разрыв между возможностями человека и их реализацией «Другими словами, невротик сам стоит у себя на пути». А двигателем неврозов является тревога как «чувство собственной незащищенности, слабости, беспомощности, незначительности в этом предательском, атакующем, унижающем, злом, полном зависти и брани мире». Но жизнь без тревог в современном мире невозможна. Значит, необходимо учиться правильно к ним относиться.
Фрейд считал неврозы отрицательными проявлениями, Хорни трактует их как проявление эволюции человека. Она выделяет 4 основные невротические черты личности: стремление к любви и одобрению; стремление к власти; стремление к независимости от других и безразличие к их оценкам; невротическая уступчивость, неуверенность и подчинение.
Написано доступным языком без злоупотребления специальными терминами но и без упрощений. Возможно, кому-то может помочь если не решить, то хотя бы осознать собственные проблемы и получить средства для «повседневно необходимой психологической самопомощи».

Невротическая личность нашего времени

Александр

Александр

Карен Хорни очень подробно рассматривает типичные черты, свойственные невротической личности её времени (1930-е годы). Прошло 85 лет с издания книги и изменилось ли что-нибудь в современных невротиках? На мой взгляд, все написанное автором по-прежнему актуально. Более того, не зная года издания книги, я бы подумал, что речь в ней ведется именно о нашем времени.

Честно скажу, не ожидал настолько глубокого и умного интеллектуального труда от женщины. Теперь я стал фанатом Хорни, ну а Фрейд невротично курит в сторонке. 🙂

И все же книгу было тяжело читать по двум причинам:
1) Обилие придаточных предложений. Нередко в одном сложном предложении умещается по 4-5 простых, что несколько затрудняет чтение и даже порой вызывает недоумение, но в тоже время и доставляет утонченное интеллектуальное удовольствие, сравнимое с тем, которое испытывает завсегдатай макдака, случайно попавший в шикарный ресторан, и заказавший какое-нибудь «жаркое из снежного краба по-французски».
2) Разоблачение невротических черт в читателе. Лично я по ходу чтения нашел у себя чуть ли не все типичные черты невротической личности. Многое, что я считал своими достоинствами, оказалось лишь уловками, т. е. «защитами» и «запретами» моей израненной психики. Образно говоря, после книги есть ощущение, что раздели догола перед аудиторией студентов, на протяжении всей книги я стоял голышом, а в меня тыкали указкой. Урок закончился, все весело вышли из аудитории, а я остался стоять, так как одежду мне не вернули. То есть книга кончается ничем: все защитные механизмы невротика разоблачены, но как дальше жить ответа не дается. Печально, да. И это ощущение печали и безысходности сопровождало меня все время, проведенное с книгой. Даже с некоторым чувством облегчения убираю ее на полку.

Особо хочу отметить: прекрасное издание, прекрасный перевод (В. Старовойтов — красавчик), отсутствие опечаток (появляются только в конце книги, видимо торопились).

P. S. Теперь ищу где достать книгу Хорни «Невроз и рост личности» — последнюю ее книгу, изданную в 1950 г. — так как там, по сведениям интернета, автор все-таки дает какие-то рекомендации невротикам по выходу из «порочного круга».

P. P. S. Хочу предупредить тех, кто захочет, как и я, прочитать книгу «Невротическая личность нашего времени» в формате FB2. Какой-то нехороший человек, самовольно вырезал отдельные предложения и целые абзацы из этой электронной книги. И именно эта урезанная версия распространилась по интернету. Как злобный невротик я бы оторвал этому человеку кое-что, чтобы на всю жизнь забыл о такой наглости как кромсать труд Великого Ученого (да-да, я невротичный фанат Хорни). В общем, не читайте в формате FB2 и EPUB. Покупайте бумажную версию, она того стоит.

Невротическая личность нашего времени

Светлана

Светлана

Может показаться, что проблемы невротической личности понять легко, но это не так. Психологические проблемы имеют сложную структуру. Если кто-то не желает признавать этот факт, лучше не читать эту книгу, чтобы не было разочарования в поиске готовых формул. Прогресса можно достичь, работая над собой постоянно.Желаю успехов в обретении себя!

Невротическая личность нашего времени

Скачков Игорь

С** Игорь

В стране зашкаливает процент людей со сдвигом » не в ту степь», так мы очень хорошо живём,
больных просто много.

Эссе по книге К.Хорни «Невротическая личность нашего времени». Д.Мартыненко

Интернет-клуб «Просвещенная любовь»

образовательно-доверительный сайт



Книга: К.Хорни «Невротическая личность нашего времени» есть в нашей библиотеке: «Любовь, семья, секс и около…»


Для изучения мною была выбрана книга выдающегося немецко-американского психолога Карен Хорни «Невротическая личность нашего времени». Интерес был обусловлен не столько изучением невротической личности, сколько её изучением в контексте общества, «нашего времени». Меня интересовала именно характеристика представителя современного общества, каким являюсь я сам, вынужденного держать в памяти большой массив данных и различных параметров, и находящегося вследствие этого в постоянно напряжённом состоянии. Как выяснилось позже, работа была написана в 1937 году, и посвящена в основном психоанализу, рассмотрению личностных аспектов неврозов. К моменту выбора книги мне было известно лишь её название, поэтому содержание несколько разошлось с моими ожиданиями, что, тем не менее, не снизило интереса к исследуемой проблеме. Также следует отметить, что работа Хорни, несмотря на семидесятилетнюю давность, не потеряла своей актуальности, поскольку посвящена исследованию свойств личности, которые в первом приближении являются постоянными в течение такого короткого срока. Как сказано в первых строках, целью книги является наиболее полное и точное описание страдающего неврозом человека. Попытка такого описания заслуживает внимания и уважения.


Для начала стоит отметить связь идей автора с идеями других учёных. Как сказано во введении, во многих позициях автор расходится с большинством психоаналитиков, но тем не менее не во всех, и работа полна ссылок на работы этих известных учёных. Однако поскольку работы других психоаналитиков специально не изучались, стоит заострить внимание именно на работе Карен Хорни.

В первую очередь автор попыталась выделить «невротическую личность нашего времени». Здесь отмечался ряд известных трудностей, например, связанных с размытой гранью между здоровым и больным (невротическим) человеком. Из этой ситуации нашёлся вполне адекватный выход в виде критерия, связанного с оценкой соизмеримости реакции и угрозы: невротической признаётся такая личность, реакция которой явно не соответствует наличествующей угрозе. Словосочетание «нашего времени», принятое мной сначала как указатель на анализ современного общества, отвечает за особенности формирования невротической личности, зависящие от культуры определённого общества. Автором особо была подчёркнута эта зависимость: действительно, даже в психиатрической диагностике учитывается культурный аспект, поскольку современный культурный спектр необозримо широк, и многие традиции оказывают существенное влияние на формирование личности и её свойства. Во всей работе культурному фактору уделено немалое значение. В частности, одной из причин расхождений с другими учёными является игнорирование ими этого фактора.


Вернёмся же к содержательной части работы. Основная идея психоаналитика Хорни довольно проста. В работе исследуются различные проявления личностных качеств, присущие людям, как-то: враждебность, соперничество, стремление к престижу, страх, различные потребности. Все эти проявления могут вытесняться, вследствие чего появляется тревожность, которая и приводит к развитию неврозов. Остановимся более подробно на отдельных аспектах исследования.


Понятие тревожности является одним из ключевых. Именно тревожность, по мнению автора, является основой для развития неврозов. Этот вопрос достаточно тонкий для его оценки, поскольку чтобы уверенно оперировать понятием «невроз», необходимо медицинское или психологическое образование. Стоит лишь заметить, что Фрейд считал возникновение неврозов следствием любого конфликта между желаемым и возможным. Хорни же утверждает, что конфликта недостаточно, необходимо также наличие тревожности, главный источник которой образуют враждебные побуждения различного рода. Введение этих понятий я понимаю следующим образом: конфликты преследуют людей в повседневной жизни, но тревожность возникает лишь у предрасположенных – придающих конфликту соответствующее значение.


Ещё хуже тем, кто пытается вытеснить (подавить или проигнорировать) какие-либо личностные проявления. В результате получается тревожность большей силы. Следует пояснить, что враждебность, страх и прочие подобные проявления являются негативными, и вполне естественным является желание от них избавиться. Ярким примером являются враждебные побуждения. Этот термин понимается в самом широком смысле и означает побуждения к действиям, направленным против чьих-то интересов, пусть даже самых незначительных. В том числе это желание возразить, восстановить справедливость, причинить вред. Враждебность появляется почти постоянно, но почти всегда она вытесняется либо осознанно (когда человек понимает, что реализация его враждебности не принесёт ему ничего хорошего и потому отказывается от неё сознательно), либо неосознанно (например, ребёнок недоволен действиями родителей, но не имеет возможности проявить своё враждебное отношение). Хорни считает, что именно вытесненная враждебность является основой для развития тревожности.


Тревожность может развиваться и у уже ставшего невротическим человека на основе создания им заведомо порождающих тревожность конфликтов. Например, некоторые невротики чрезвычайно резво стремятся к власти, обладанию, доминированию над другими. Но в отличие от здорового расчётливого человека они при этом хотят, чтобы их любили, и поэтому разрываются между честолюбием и любовью. В таком случае развивается опять-таки тревожность.


Вся вышеописанная простая схема на протяжении всей книги исследуется в применении к различным жизненным процессам: любви, привязанности, стремлению к обладанию, соперничеству, чувству вины и др.. С поправкой на специфику ситуации эта ситуация получается однотипной во всех случаях и состоит из следующих этапов:

1. Возникает желание какого-либо действия, исполнение которого явно или неявно противоречит каким-либо другим установкам.

2. Оформляется конфликт, ему придаётся особое значение.

3. Либо как следствие конфликта, либо как следствие его вытеснения формируется тревожность.

4. Постоянная тревожность приводит к формированию невроза.

5. Развивающийся невроз способствует зарождению новых опасных желаний, провоцирует конфликты, ускоряет развитие новой тревожности.


По мнению автора, немалая часть тревожности порождается культурой, и поэтому степень подверженности неврозам в разных культурах различается. Как и следовало ожидать, отмечается, что наша культура порождает относительно большую тревожность.


Таким образом, работа Хорни является жёстким приговором: только предрасположенные становятся невротиками, и они же склонны к ещё большему развитию невроза. Попадая в замкнутый круг, эти люди не могут из него вырваться, да и пытаться, по мнению Хорни, не стоит.


Особенно удивляет меня убеждение, которым пронизана вся книга, что во всех этих процессах сам человек не играет никакой роли, не имеет ни малейшей возможности повлиять на ситуацию. Структура всех процессов описана со строгостью физических законов, не допускающих никакого субъективного фактора. С такой позицией я не могу согласиться хотя бы потому, что считаю гораздо большей роль личности во всех жизненных процессах. На своём примере я знаю, что твёрдое намерение способно самым радикальным образом избавляться и от конфликтов и от тревожности.


В заключение стоит отметить, что попытка «описать структуру невроза», как сказано в аннотации, удалась. Автору также удалось, к чему она и стремилась, минимизировать терминологическо-понятийный аппарат, хотя небольшое зацикливание на внутренних категориях всё же наблюдается. Однако работа получилась в некоторой степени однобокой, сугубо философско-теоретической, что видно хотя бы из отрицательного отношения автора к физиологическим объяснениям. И уж явно Хорни не «предлагает читателю эффективный алгоритм анализа и преодоления своих внутренних комплексов и конфликтов», как считает издательство, добавившее от себя эту фразу в аннотацию без прочтения книги.


Безусловно, велика заслуга автора в развитии теории психоанализа, однако наиболее полное представление об изучаемом предмете может быть получено только из всех теорий в совокупности.

«Любовь» невротика. М. Литвак.

Невротическая любовь. О.Куракин

Невротическая потребность в любви. Карен Хорни.

Эссе по книге К.Хорни «Невротическая личность нашего времени». Д.Мартыненко

Признаки невротизма: уже не норма, но еще не патология. И. и Л. Ширяевы

Экспресс — диагностики невроза и уровня невротизации. Е. Милютина

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.

Психологическое здоровье обязательное условие для любви. Е. Пушкарев

Основные признаки психологически здорового человека и его любви. М. Литвак

Большая подборка статей и книг о любовной аддикции, которую наша культура нередко называет «наркоманическая любовь» «сверхизбирательная любовь», «невротическая любовь», «слишком большая любовь», «больше чем любовь», «компульсивная любовь», «токсическая любовь» и т. д. и людях страдающих от этих расстройств.

Зигмунд Фрейд о любви.

В нашей библиотеке книг и видео более 1000 единиц хранения по теме «Любовь, семья, секс и около…» Есть книги К. Хорни:

Карен Хорни «Наши внутренние конфликты»

Карен Хорни «Женская психология»

Карен Хорни «Невроз и личностный рост. Борьба за самосуществование»

Карен Хорни «Самоанализ»

Карен Хорни «Невротическая личность нашего времени»

и другие книги относящиеся к этой теме:

Джеоф Грэхэм «Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик»

В.И. Петрушин «Неврозы большого города»

Невротическая личность нашего времени.MOBILE

Хорни К.

Аннотация

В центре внимания выдающейся немецко-американской представительницы психоанализа Карен Хорни глубинные мотивационные конфликты личности, обусловливающие все те психологические трудности, которые она встречает во взаимоотношениях с другими людьми и в сфере собственных переживаний. Книга написана очень доходчивым и простым языком и поэтому вполне доступна даже неподготовленному читателю

Дополнительная информация
Год публикации:2019
Дополнительный тираж:Да
Страниц:288
Возраст от:18
Полный список лиц указанных в издании:Хорни К.

Нет отзывов о товаре

С этим товаром покупают

Популярные книги автора

Невротическая личность нашего времени.

Новые пути в психоанализе Хорни К. ISBN 978-5-4461-1378-1

Назад к каталогу

ISBN 978-5-4461-1378-1

Авторы: 

Хорни К.

Тип издания: 

Практическое издание

Издательство: 

Санкт-Петербург: Питер

Количество страниц: 

304

Аннотация

Наиболее известные работы гениального ученого-психоаналитика Карен Хорни, яркой представительницы «неофрейдизма», написаны легким, приятным языком и понятны даже неспециалистам. Невероятно популярные в свое время, они и сегодня не утратили своей значимости. В сборник вошли «Новые пути в психоанализе» — критика основных воззрений Фрейда (теории либидо, концепций тревоги и нарциссизма), а также незабываемая «Невротическая личность нашего времени». Хорни по-научному точно и стилистически образно убеждает читателя в том, что воспитание для развития индивида является гораздо более важным, нежели его природная предрасположенность. Особое внимание в книге уделено не прошлым, а существующим в данное время конфликтам невротика и попыткам их решения, а также его насущным тревогам и созданным от них защитам.
Книга адресована не только психиатрам и психологам, но и педагогам, социальным работникам, антропологам и даже… самим невротикам, так как они «имеют более тонкое и точное понимание психологических сложностей, чем их здоровые собратья». 16+ (В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ.)

Библиографическое описание

Скопировать библиографическое описание

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Новые пути в психоанализе / К. Хорни. — Санкт-Петербург : Питер, 2020. — 304 с. — ISBN 978-5-4461-1378-1. — URL: https://ibooks.ru/bookshelf/365255/reading (дата обращения: 05.06.2021). — Текст: электронный.

Хорни, Карен — Невротическая личность нашего времени; Самоанализ


Поиск по определенным полям

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND.
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.

По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.

Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак «доллар»:

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

«исследование и разработка«

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку «#» перед словом или перед выражением в скобках.

В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.

В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.

Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.

Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду «~» в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как «бром», «ром», «пром» и т.д.

Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. 4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения — положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO.
Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.

Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Невротическая личность нашего времени Карен Хорни

«Чувство власти, например, может быть у нормального человека рождено осознанием его собственной превосходящей силы, будь то физическая сила или способности, умственные способности, зрелость или мудрость. Или его стремление к власти может быть связано с какой-то конкретной причиной: семьей, политической или профессиональной группой, родиной, религиозной или научной идеей. Однако невротическое стремление к власти рождается из тревоги, ненависти и чувства неполноценности.Выражаясь категорически, нормальное стремление к власти рождается из силы, невротик слабости «.

» При поиске условий, порождающих стремление к этим целям, становится очевидным, что такое стремление к этим целям становится очевидным. что такое стремление обычно развивается только тогда, когда оказалось невозможным найти утешение в лежащей в основе тревоге привязанности «.

«. Этот пример иллюстрирует типичные факторы, которые в совокупности порождают невротические амбиции: с самого начала она чувствовала себя неуверенно, потому что она чувствовала себя ненужной; создавался значительный антагонизм, который нельзя было выразить, потому что мать, доминирующая фигура в семье, требовала слепого восхищения; подавленная ненависть вызывала большое беспокойство; у ее самооценки никогда не было шанса вырасти, она несколько раз подвергалась унижениям, и она определенно чувствовала себя заклейменной из-за того, что пережила с братом; попытки добиться привязанности как средства успокоения потерпели неудачу. «

« Чем больше невротик чувствует себя фактически ущемленным из-за своих запретов, тем меньше он фактически способен самоутвердиться ».

« Чем слабее он фактически становится, тем с большей тревогой он должен избегать всего, что вызывает обморок. сходство со слабостью ».

« Он более или менее презирает всех людей, которые согласны с ним или поддаются эмоциям настолько близко, что всегда показывают бесстрастное лицо ».

Конкретные формы этого стремления ибо власть будет зависеть от того, какого недостатка власти больше всего боятся или презирают.«

« Склонность к контролю может быть подавлена ​​до такой степени, что не только сам человек, но даже те, кто его окружает, могут убедиться в его великой щедрости в предоставлении свободы другим ».

« Большая часть то, что кажется любопытством, определяется тайным желанием контролировать ситуацию. «

» В его интересах не признавать и не изменять его, потому что он выполняет важные защитные функции. Другие также не должны осознавать это, потому что, если они это сделают, существует опасность потерять привязанность.«

» Эта неосведомленность имеет важные последствия для любовных отношений. Если любовник или муж не совсем оправдывают ожидания, если он опаздывает, не звонит по телефону, уезжает из города, невротичная женщина чувствует, что он ее не любит. Вместо того, чтобы признать, что то, что она чувствует, является простой реакцией гнева на несоблюдение ее собственных желаний, которые зачастую являются невнятными, она интерпретирует ситуацию как свидетельство того, что она нежелательна «.

» Невротичные девушки не могут любить «слабого» мужчину из-за его презрения к любой слабости; но они также не могут справиться с «сильным» мужчиной, потому что ожидают, что их партнер всегда будет уступать ».

«Следовательно, то, что они тайно ищут, — это герой, суперсильный человек, который в то же время настолько слаб, что без колебаний подчинится всем их желаниям».

«Любовь, что бы она ни значила, всегда подразумевала подчинение, уступку любимому, а также своим чувствам. Чем больше человек, будь то мужчина или женщина, неспособен на такую ​​уступку, тем более неудовлетворительно. будут его любовные отношения
Этот разумный фактор может иметь отношение также к фригидности, поскольку оргазм предполагает именно эту способность полностью отпускать.»

» Стремление к власти — это защита от беспомощности и ничтожества «»

«Хотя он постоянно озабочен раздуванием своего эго, он делает это в первую очередь не ради себялюбия, а для ради защиты себя от чувства ничтожности и унижения, или, в позитивном смысле, для того же восстановления подавленной самооценки ».

« Чем дальше его отношения с другими, тем больше его стремление к престижу могут быть усвоены; тогда это выглядит как потребность быть непогрешимым и прекрасным в его собственных глазах.«•

« Как явление собственничества хорошо известно, особенно по его появлению в браках, где закон дает правовое основание для таких требований ».

« Три стремления, которые я описал (власть, престиж и одержимость) служат, как я уже сказал, не только как успокоение от беспокойства, но также как средство высвобождения враждебности. В зависимости от того, какое стремление преобладает, эта враждебность принимает форму тенденции к доминированию, тенденции к унижению или тенденции лишать других.«

». На самом деле, однако, имеет место то, что враждебность невротика прижимается к цивилизованным формам и вырывается, когда ему не удается найти свой собственный путь ».

привести к новому беспокойству. Это может проявляться в депрессии или утомлении ».

« Так как случаи, вызывающие эти реакции, настолько незначительны, что ускользают от внимания, и поскольку невротик не осознает своих собственных реакций, такие состояния депрессии или тревоги могут показаться не имеют внешней стимуляции.«

» Невротический человек действует как погонщик рабов, используя свою беспомощность как кнут, чтобы заставить другого служить своей воле

«В властном отношении может быть столько враждебности, что она порождает новое беспокойство. Это может затем привести к таким запретам, как неспособность отдавать приказы, быть решительным, выражать точное мнение, в результате чего невротик часто кажется чрезмерно уступчивым. Это, в свою очередь, приводит к тому, что он ошибочно принимает свои запреты за врожденная мягкость.«

» У людей, в которых стремление к престижу превыше всего, враждебность обычно принимает форму желания унизить других. Это желание превыше всего у тех людей, чья самооценка была ранена унижением и которые таким образом стали мстительными. Обычно в детстве они пережили серию унизительных переживаний, которые могли быть связаны либо с социальной ситуацией, в которой они выросли, например принадлежностью к группе меньшинств, либо с тем, что сами были бедными, но имели богатых родственников или со своим собственным человеком. такие ситуации, как дискриминация ради других детей, пренебрежение, обращение родителей как с игрушкой, иногда избалованность, а иногда стыд и пренебрежение.Часто переживания такого рода забываются из-за их болезненного характера, но они снова появляются в сознании, если проясняются проблемы, связанные с унижением. У взрослых невротиков, однако, никогда нельзя наблюдать прямые, а только косвенные результаты этих детских ситуаций, результаты, которые подкрепляются прохождением «порочного круга»: чувство унижения; желание унизить других; повышенная чувствительность к унижению из-за боязни возмездия; усиленное желание унизить других.«

« Любая мать, которая действует в соответствии с верой в то, что ребенок существует для того, чтобы доставить ей удовлетворение, обязана эмоционально эксплуатировать ребенка ».

« Невротик такого типа также может скрывать вещи от других, удерживать деньги, которые он должен заплатить, информацию, которую он мог предоставить, сексуальное удовлетворение, которое он заставил ожидать другого «.

» Он ведет себя и чувствует себя свободным и естественным по отношению к людям, от которых он ничего не ожидает, но он сам станет застенчивым, как только появится хоть какая-то возможность будущих милостей.Это верно как в эротических отношениях, так и во всех других отношениях. Невротик этого типа может быть откровенным и естественным с мужчинами, о которых она не заботится, но чувствовать смущение и сдержанность по отношению к мужчине, которому она хочет понравиться, потому что для нее получение его привязанности отождествляется с получением от него чего-то. . »•

« Достижение Альфреда Адлера — увидеть и подчеркнуть важность этих стремлений, роль, которую они играют в невротических проявлениях, и маскировку, в которой они проявляются.Адлер, однако, полагал, что эти стремления являются важнейшим направлением человеческой натуры, сами по себе не требующие каких-либо объяснений; их усиление у невротиков он связывает с чувством неполноценности и физической неполноценностью ».

« Ни Адлер, ни Фрейд не осознавали роль, которую тревога играет в возникновении таких влечений, и ни один из них не видел культурных последствий в формы, в которых они выражаются ».

« Невротико-амбициозный человек действует так, как будто для него важнее победить других, чем добиться успеха.На самом деле его собственный успех имеет для него первостепенное значение; но поскольку у него есть сильные препятствия на пути к успеху — как мы увидим позже, — единственный способ, который остается для него открытым, — это быть или, по крайней мере, чувствовать себя выше: сокрушать других, опускать их до своего собственного уровня, или, скорее, под ним «.

» Он, например, не понравится или откажется от фильма или книги, если это рекомендовано человеком, с которым он соревнуется в то время. «

» Если он сделал что-то успешно, он обязательно сделает это плохо в следующий раз.«

» Невротик, в отличие от психотика, не может не регистрировать с мучительной точностью все тысячи маленьких инцидентов реальной жизни, которые не укладываются в его сознательную иллюзию. Следовательно, он колеблется в своей самооценке между чувством собственного достоинства и чувством собственного достоинства. В любую минуту он может перейти из одной крайности в другую. В то же время, когда он более всего убежден в своей исключительной ценности, он может быть удивлен, что кто-то воспринимает его всерьез. Или в то же время, когда он чувствует себя несчастным и подавленным, он может быть в ярости из-за того, что кто-то считает его нуждающимся в помощи.Скрытую чувствительность можно сравнить с чувствительностью человека, который болит по всему телу и вздрагивает при малейшем прикосновении. Он легко чувствует обиду, презрение, пренебрежение, пренебрежение и реагирует соразмерно мстительной негодованием ». •

« Тогда может быть трудно увидеть, что за всем странным тщеславием, требованиями и враждой стоит человек, , который чувствует себя навсегда изолированным от всего, что делает жизнь желанной, кто знает, что даже если он получит то, что хочет, он не сможет этим наслаждаться.»

» Компульсивное стремление к совершенству в значительной степени развивается из этой потребности избегать любого неодобрения. «

» Наблюдение за этой реакцией, а также на тот факт, что иногда он, кажется, устраивает или провоцирует неблагоприятные события , хотя бы случайно, может привести к предположению, что невротик испытывает настолько сильное чувство вины, что у него возникает потребность в наказании, чтобы избавиться от него ».

« В отличие от нормального человека он не только боится этих последствий которые могут произойти, но предвидят последствия, совершенно несоразмерные реальности.«

» Страх неодобрения может проявляться в различных формах. Иногда это проявляется в постоянном страхе раздражать людей; невротик может бояться, например, отказаться от приглашения, не согласиться с мнением, выразить любые пожелания, не соответствовать установленным стандартам, каким-либо образом броситься в глаза. Это может проявляться в постоянном страхе, что люди узнают о нем; даже когда он чувствует, что ему нравятся, он склонен удалиться, чтобы не допустить, чтобы его обнаружили и бросили. Это также может проявляться в чрезмерном нежелании сообщать другим что-либо о его личных делах или в непропорциональном гневе на любые безобидные вопросы, касающиеся его самого, потому что он чувствует, что такие вопросы являются попытками проникнуть в его дела.«

» Говоря прямо, это вся неискренность в его личности или, скорее, в невротической части его личности, которая ответственна за его страх неодобрения, и именно в этой неискренности он боится обнаружения ».

Перейти к основному содержанию

Поиск