Образ свадьбы в произведениях И.Бунина
Образ свадьбы
в произведениях И.Бунина.
План:
Введение
Основная часть:
1.
Мотив
свадьбы в русской литературе.
2.
Тема
любви в произведениях И.Бунина.
3.
Образ
свадьбы в рассказе И.Бунина «Холодная осень».
4.
Образ свадьбы в повести И.Бунина «Деревня».
Вывод.
Литература.
Введение.
Творчеству
И.Бунина на протяжении последних десятилетий уделяется много внимания, но тем
не менее исследователи отмечают, что его фигура все еще остается во многом
загадочной, противоречивой в русской литературе. Т.о., фигура Бунина все еще
остается не вполне изученной отечественными литературоведами, несмотря на
множество изданных монографий, работ, посвященных изучению творчества писателя.
Но изучение
творчества Бунина чрезвычайно актуально, особенно сегодня, в начале нового
столетия, поскольку актуализирует множество национально значимых аспектов.
Кроме того, изучение многогранного наследия И.А. Бунина, его связей с
традициями русской литературы, национальным мировоззрением и миропониманием,
отечественной духовной культурой, а также оригинальных особенностей авторского
стиля позволяет проникнуть в глубинные пласты историко-литературного процесса
рубежа 19- первой половины 20 века.
И. А. Бунин
родился в Воронеже в 1870 году. Почти все свое детство писатель провел в
захудалом имении своего отца Бутырки, которое находилось в нынешней Орловской
области. Любовь к чтению и к русской литературе юному Бунину привила мама
писателя. Именно она повлияла на внутренний мир мальчика и обогатила его. Сам
писатель рос мальчиком впечатлительным и с необычайно развитой фантазией. В
раннем творчестве у писателя преобладающее место занимает лирика, поэзия.
Постепенно лирика писателя помогает и прокладывает пути для прозы. У Бунина
великолепно получались и стихотворения, и проза, короткие рассказы, а так же
романы. Но особое место в творчестве писателя занимают необычайные рассказы,
темой которых является — Любовь. Тема любви. Философия любви становится
определяющей чертой творческого метода писателя. Тема любви находит воплощение
у Бунина в самых разных образах: мифологических, фольклорных,
историко-культурных, психологических, метафизических и т.д.. В своем решении
темы любви Бунин, с одной стороны, следует традициям реализма и неореализма 20
века, но с другой стороны, находит свое оригинальное решение темы.
Тема любви в
русско литературе решается в том числе и через образ свадьбы. Образ свадьбы в
произведениях Бунина встречается неоднократно, и каждый раз это идейно и
художественно значимое упоминание.
Целью работы
является рассмотреть характер интерпретации Буниным образа свадьбы. Задачи
работы:
1.
Рассмотреть
интерпретацию мотива любви, свадьбы, брака в русской литературе.
2.
Рассмотреть,
как решается через образ свадьбы философема любви в творчестве Бунина на
примере рассказа «Холодная осень».
3.
Рассмотреть
символическое наполнение образа свадьбы в повести «Деревня».
1. Мотив
свадьбы в русской литературе.
Образ-мотив
свадьбы является одним из древнейших в истории культуры, в том числе и
словесного искусства. Его истоки следует искать в мифологическом сознании
человека, в том числе в архетипических комплексах, а рудименты -в
мифологических и фольклорных образах и сюжетах. Уже в мифах мотив свадьбы
представляет собой амбивалентно маркируемый образ: он одновременно связан с
мотивом жизни, возрождения и смерти, переходом. Образ свадьбы как возрождения,
радости связана с календарными мифологическими комплексами, фиксирующими ход
сельскохозяйственных работ, мифами плодородия. Образ свадьбы как торжества
жизни нашел отражение в народных лирических песнях, сказках. Свадьба как залог
возрождения сил земли, возрождения жизни включена в целый комплекс мотивов,
среди которых мотив пира, боя, еды, дома, семьи и т. д..
Например, отрывок
из народной песни, где образ свадьбы представлен через метафору боя:
Не бывать бы
ветрам, да повеяли,
Не бывать бы
боярам, да понаехали,
Траву-муравушку
притолочили,
Гусей-лебедей
поразогнали,
Красных девушек
поразослали…
Кодирование
свадьбы как смерти, берущее начало в мифологических представлениях,
предполагает рассматривать свадьбу как переход от одной реальности (качеству) к
другой (другому), умирание в одном качестве и воскрешение в другом. Не случайно
в мифологии Эрос и Танатос зачастую рассматривались как две стороны одного
явления, например, циклического умирания и возрождения природы в пространстве
календарного мифа, а древнейшие мифологические персонажи сочетали в себе как
силы Эроса, плодородия, так и смерти. Таковы, например, мифы и Деметре и
Персефоне. Подобные же мифы встречаются практически у каждого народа.
Традиция рассматривать
свадьбу сквозь призму указанного мифологического комплекса сохранилась в
народных сказках, в фольклорном свадебном обряде, обязательным элементом
которого являются плачи и причитания.
По мере
существования в контексте русской культуры на протяжении веков образ-мотив
свадьбы сочетает в себе черты языческой мифологической семантики и христианской
(восточно-православной). Последний аспект позволяет рассматривать образ свадьбы
в пространстве морально-этических христианских ценностей.
В фольклор и художественную
литературе концепт свадьбы входит во множестве своих элементов: невеста, жених,
любовь, страсть, поруганная любовь, чистота (духовная), грех, семья, дом,
родина и т.д..
Следует отметить,
что для русской культуры образ свадьбы стал одним из особенно востребованным. У
каждого автора в зависимости от культурно-исторического контекста и своеобразия
его художественного мира формируется собственная интерпретация образа свадьбы.
Т.о. со времен
древности образ свадьбы, брака стал одним из важнейших композиционных приемов
как фольклорных, так и литературных произведений, вошел в качестве устойчивого
мотива в историю мировой литературы.
В русской
литературе к мотиву свадьбы, брака и т. д. широко обращались, например,
А.С.Пушкин, М,Ю. Лермонтов, А.И. Герцен, А.Н. Островский, И.С. Тургенев, А.К. Толстой, Л.Н.Толстой, М.Е.
Салтыков-Щедрин.
По мнению С.Ш.
Схоляховой, «Концепт
«брак» в языке произведений Пушкина содержит понятия: узы брака, святость,
нерушимость брака, верность мужу, брак без любви, брак — как плаха, как могила,
брак несовершеннолетних, нравственность семейной жизни, тайный брак, выдавание
замуж по воле родителей, приданое, неудачный брак; связь и взаимная
ответственность отцов и детей, гордость родом, славой своих предков, уважение,
преданность и покорность детей родителям, а конфликт отца и сына — конфликт
низкий, недостойный. Высшее содержание и наслаждение жизни придают единство и
целостность семьи; эти чувства также питают и патриотизм».[1]
В творчестве Лермонтова представлен как образ веселой, пышной свадьбы: «отражены
пышность празднования свадьбы по строго заведенному порядку, на ней обязательны
веселье, музыка, радушие, гостеприимство, всяческое демонстрировние щедрости»,
но также присутствует и иной образ: «романтическая, платоническая любовь
барышень; братская, дружеская, отцовская любовь как проявление нежных
родственных чувств; благословение родителей, верность женщины любимому до
самозабвения»[2].
В произведениях Островского на первый план в концепте свадьбы-брака выступают
мысли о том, что «семья — утешение человека, брак священен, необходима
непринужденность и свобода в выборе супругов, взаимная поддержка»[3]. Образ свадьбы-брака у
Тургнева реализуется через понятия: «взаимная склонность и рассудочность
супругов, борьба между чувствами и долгом, сила моральных устоев общества по
отношению к семье; конфликт между отцами и детьми».[4] Для Л.Н. Толстого
брак-это в первую очередь нравственная основа жизни: «божественное
установление, отношения в семье — отношения первостепенные, важнейшие, лежащие
в основе всего, всей жизни человека. В браке необходима постоянная духовная,
нравственная работа, совершенствование, единство супругов, которые должны стать
примером их детям»[5].
У Салтыкова-Щедрина семья-центр жизнедеятельности человека, распад семейных
связей приводит к девальвации нравственных ценностей и деградации человека.
Если
рассматривать образ свадьбы в связи с мотивом любви, следует отметить, что в
произведениях писателей 19 века любовь (несмотря на ее трагизм) объявляется
высшей ценностью, но при этом в ней присутствует приоритет духовного над
физиологическим. Создание семьи отождествляется с заключением законного
(освященного церковью) брачного союза на всю жизнь, провозглашается приоритет
брака над чувством.
Если на
протяжении всего 19 века образ брака, семьи рассматривался в контексте
духовно-нравственных ценностей, основополагающих для жизни человека, то к концу
19 века образ семьи и брака все больше специализируется, нравственное
наполнение этого образа становится более индивидуальным, аксиологически
вариативным.
Серебряный век
русской литературы вновь обращается к фольклорным образам, переосмысливая их с
точки зрения новой социальной и культурной реальности, к образам, выработанным
русской классической литературой 19 века.. Образ свадьбы и связанные с ним
образы-мотивы становятся элементами поэтики многих авторов, принадлежащих к
разным литературным направлениям: А.Блока, А.Белого, Ф Соллогуба. А.Ремизова,
М.Горького, А.Ахматовой, М.Цветаевой и др..
Образ свадьбы в
творчестве писателей порубежья приобретает глубокое философское осмысление.
Этому способствует и разработка темы любви в русской философии данного периода.
Эпоха рубежа веков требовала постижения способов взаимосвязи человека и мира,
бытия, культуры. Поэтому обращение к Эросу как первооснове всего сущего стало
характерно для религиозно-философской и художественной мысли эпохи, поскольку,
с одной стороны, обращение к теме любви не выводит процесс познания на
рациональный уровень, с другой — объединяет разумную организацию человеческой
природы с духовной ее составляющей. Философия любви в России отличалась от предшествующих учений
тем, что идеи любви в концепции B.C. Соловьева, В.В. Розанова, H.A. Бердяева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова и др. явились
стержневыми, носили исповедальный характер,
были сопряжены с вопросами жизни и смерти, познания истины, проблем творчества,
эстетики и этики.
Поэтому образ
любви, свадьбы, брака, семьи и т. д. в литературе данного времени носит
сложный, многоаспектный, философский, символический характер. Образ свадьбы
сопрягается с мотивами любви, дома, женщины-невесты. Каждый из этих образов
получает символическое развитие. Например, в произведениях Соллогуба, Ремизова,
Блока образ невесты становится воплощением образа России в целом. В творчестве
С.Есенина образ свадьбы решается в контексте актуализации фольклорных мотивов.
В поэтике М.Цветаевой превалирующим становится мифологический аспект образа.
Например, в «Поэме Горы» внутренне художественное пространство произведения
построено на символическом образе «смерти-любви», где брак =смерти=переходу в
иной мир, чему способствуют и интонации фольклорного плача, на которых
построено произведение.
Т.о., на
протяжении развития русской литературы образ свадьбы выступал маркером для
характеристики важнейших для русской культуры понятий: семья, брак, дом,
родители, родина, история, патриотизм как память предков и т.д.. При этом образ
свадьбы как брака для авторов в первую очередь становится акцентологически
значимым образом: свадьба-брак- нравственное основание жизни человека, основа
духовной жизни. В литературе порубежья 19-20 веков на фоне историко-культурного
кризиса, переживаемого Россией, авторы обращаются к символическим образам, к
системе мифологических и фольклорных образов. Здесь образ свадьбы становится
актуальным для выражения рефлексии авторов по поводу трагических событий
русской истории и культуры.
2.Тема любви в
произведениях И.Бунина.
Творчество Бунина
представляет собой редкий синтез самых различных влияний, но но их конвергенция обусловлена
непосредственным интересом к миру славянских древностей, славянской культуры. «всемирная отзывчивость»
Пушкина для Бунина стала всекультурной отзывчивостью: в его произведениях
органично переплетаются мифы, сюжеты, мотивы как Руси-России, так и Индии, Востока,
Азии Греции и т.д..
Доминантой в творчестве писателя не случайно стала «космология любви»: хаосу безвременья противопоставляется созидающее начало-любовь.
Бунин как «поэт
космического чувства» в повседневном видит трансцендентное, позревает «духовными
очами» бытийное сквозь пласт бытового. Образ любви для него носит характер
преодоления границы между бытовым и бытийным, земным и небесным, материальным и
духовным, между жизнью и смертью. Именно посредством любви возможно преодоление
трагичности мира, она-выражение высшей духовной мудрости мира. Поэтому
применительно к герою произведений Бунина исследователи применяют понятие
«человек любящий»[6].
Тема любви
присутствует как в доэмигрантском, так и в эмигрантском творчестве Бунина.
Особенно ярко она представлена именно во втором периоде творчества писателя. В
творчестве Бунина
истинная любовь сродни вечной красоте природы, а подлинно прекрасно только
естественное, ненадуманное чувство. Бунин не скрывает, что возвышенная любовь
приносит не только радость, но таит в себе боль разочарования и смерть. В одном из писем он сам
объяснял, почему антитеза любви и смерти так часто звучит в его творчестве: «Неужели вы еще не знаете,
что любовь и смерть связаны неразрывно. Каждый раз, когда я переживал любовную
катастрофу, а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни, вернее,
почти каждая моя любовь была катастрофой, я был близок к самоубийству».
В книге «Освобождение Толстого» Бунин привел слова писателя, некогда
сказанные юному
Бунину: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его,— цените их, живите ими». Такими зарницами счастья в творческом
мире Бунина стала любовь, озаряющая жизнь человека. «Любовь не понимает смерти.
Любовь есть жизнь»—
выписывает Бунин слова Льва Толстого из «Войны и мира». Ярко тема любви представлена в
рассказах цикла «Темные аллеи» и других произведениях автора.
Образ свадьбы
становится маркером для этой важнейшей в творчестве Бунина аксиологической
категории.
3. Образ
свадьбы в рассказе И.Бунина «Холодная осень»
Например, в рассказе
И.Бунина «Холодная осень», написанном в эмиграции, период
противопоставления-сопоставления «золотого века» русской литературы и культуры
и недавнего прошлого России, тема «судьба русской интеллигенции» показана через судьбу женщины, а ее судьба раскрывается не столько через подробное
жизнеописание, сколько через рассказ о любви, в котором несколько дней прошлого
воспринимаются полнее, чем пролетевшие
вслед за ним 30 лет. Это трагедия любви в смутное время, трагедия разума в безумном пламени
революционных потрясений. Рассказ начинается с события, которое дает установку
на историческую достоверность, — Первая мировая война. События представлены
фрагментарно: «в июне он гостил», «На
Петров день объявлен женихом». Все произведение построено на
контрасте: «в сентябре приехал проститься»
и «свадьба наша была отложена до весны».Холодную
осень можно интерпретировать как конец обычной мирной жизни наряду с умиранием
природы. Отложенная до весны свадьбы предполагает тему возрождения природы и
начала новой мирной жизни для героев. Кульминацией рассказа является сцена
проводов, которая построена на контрасте. Герои становятся в оппозицию к
природе. «Перекрестили с порывистым
отчаянием и, постояв, вошли в опустевший дом» и чувствовали «только удивительную несовместность между нами и
окружающим нас радостным, солнечным, сверкающим изморозью на траве утром».
После фразы «Убили его — какое страшное
слово! — Через месяц в Галиции» следует «сошествие во ад героини: «Я жила в Москве в подвале», «стала бабой в лаптях».
Красота и неспешность жизни до гибели героя противопоставляются бешеному темпу
жизни, обилию несчастий, неудач после. Рай-дом превратился в ад-чужбину. Автор
дает понять читателю, что единственное ценное, что было в жизни героини- это
«только тот холодный вечер», который был торжеством духа, смыслом жизни, самой
жизнью. Свадьба как торжество в настоящем не состоялась, как не состоялся
«дом». «семья». Им противостоят понятия хаоса: народ, чужбина. Героиня не
пережила жениха. Ее дальнейшее существование было только «сном». Ее истинная
«свадьба» -встреча с женихом произойдет после окончания земной жизни, когда
героиня поняла смысл той «холодной осени» в своей жизни. В данном произведении
образ несостоявшейся реальной свадьбы героев становится символом разрушенной
жизни, потерянного прошлого, смерти, и только осознание ценности духовного
опыта прошлого (прошлой любви) восстанавливает духовную связь героини с миром.
4. Образ свадьбы в повести И.Бунина «Деревня».
Еще один символический образ свадьбы представлен Буниним в повести
«Деревня».
Психологическая повесть Бунина «Деревня» признана одним из самых
выдающихся и правдивых произведений русской литературы 20 века. Именно в этой
повести писатель начинает раскрывать в себе талант реалистичного прозаика, при
этом разнообразие его художественный приемов для отображения простой
крестьянской жизни России тесно перекликается с темами и художественной
выразительностью его лирики. Замысел повести «Деревня» возник у Бунина в
результате раздумываний о событиях 1905 года и то, как это отобразилось на
жизни в русской деревне. Это привело к тому, что лиричному и мастеру тонкой и
нежной поэзии Бунину пришлось изображать происходящее в деревне в строгом стиле
и сугубо объективной манере. Дурновка в повести является воплощением черт
русской деревни,то есть получает статус символа русской деревни вообще. И
шире-до образа России в целом. Дурновка является символом России, а жители её
олицетворяют русский народ. Автор изображает целую галерею дурновцев: Макар,
Аким, Родька, солдат-учитель. Завершает этот ряд Серый, пожалуй самый
опустившийся из всех крестьян. Типичен образ самого бедного мужика Дурновки.
Его прозвище под стать всему колориту изображаемой жизни. Он ленив, апатичен,
безразличен к судьбе своей семьи. Вообще нищие, «обглоданные» жизнью дурновцы
не похожи на тех крестьян, которых идеализировал Бунин. Они не способны
работать, потеряли привязанность к земле. Они наглы, циничны, грубы и жестоки.
Извечная крестьянская нравственность уходит из их душ. Бунин градирует своих
персонажей по нисходящей траектории, давая понять, что хуже чем Серый уже никто
не живёт. Устойчив прослеживается ассоциативная связь этого персонажа с волком:
в его образе сосредоточены самые губительные и разрушительные стороны русского
крестьянства. Этот тип воплощает в себе те разрушительные силы, на которых
лежит вина в гибели старой патриархальной России. Показательным является эпизод
с кобылой и образ лошади в произведении. Многие писатели очень часто сравнивали
Россию с лошадью, наиболее ярким образом стал известный образ из поэмы Н. Гоголя
России-тройки. В словаре символов лошадь имеет двойственное значение: лошадь
символизирует как жизнь, так и смерть. У Бунина, Россия— это уже не бешеная
тройка, которая несётся в неизведанную даль, а старая измождённая кляча,
которую Серый убивает на корм собакам. Автор приводит эпизод, когда Серого
покалечила лошадь. Таким образом, если раньше Россия была способной
противостоять внешнему или внутреннему обидчику, то современная «кляча», как
показывает Бунин, абсолютно покорная и обессилевшая.
Атмосферу безысходности и трагичности судьбы передаёт постоянная
близость смерти. Большинство образов напоминает о ней. Не только крестьянство
не имеет будущего, но и дворянство, которое также обречено на гибель
(нравственную и физическую). Тихон Ильич надеется на продолжение рода, но
вместо счастливого потомства получает лишь череду похорон своих мёртвых детей.
С самого детства герой ненавидит похороны, но постоянно с ними сталкивается.
Лампадка, которую он так не любит, стала для него символом печали и вечной
скорби, на которую обрекла его судьба .
«Деревня»-это апогей бунинского пессимизма, кульминация морального и
физического разложения народа, всех его слоев: крестьянства и дворянства.
Единственное проявление положительных, светлых мотивов в произведении-это
женские персонажи. Например, образ Молодой. В образе Молодой представлена
судьба крестьянской женщины предреволюционного времени. В ней раскрыты
прекрасные духовные качества. Она очень красива, но это поруганная красота, трагически
изломанная судьба.
Наиболее ярким символом трагически безысходной картины России является
свадьба Молодой и Дениса Серого, которая становится высшим проявлением «ужаса и
нелепости» дурновской жизни. Эту свадьбу Бунин ставит в ряд с огромным числом новых
террористических актов и ответных казней, которыми правительство отвечало на
террор. Ни к проявлению высоких чувств, ни к разумным политическим предприятиям
Россия не была подготовлена ходом истории в своих низах, как и в своих верхах.
В финале повести становятся ясными скрепы и связки бунинской символизации:
Дурновка- вообще русская деревня, дурновцы- вообще русские мужики и бабы; но
деревня -вообще Россия, а Россия, забитая, измученная, изгаженная — вся
Дурновка. Л.А. Смирнова отмечает, что «В этом символическом контексте»
по-новому прочитываются высказывания героев о русской истории. Т.о., повесть
«Деревня» становится обобщающе-символическим текстом о судьбе России, а образ
свадьбы-воплощением пессимистического представления автора об этой судьбе.
Заключение.
Образ свадьбы достаточно широко использовался поэтикой русской
литературы 19 и начала 20 веков. Для литературы 19 века образ свадьбы чаще
всего выступал в сочетании с мотивом брака, а последний актуализировал
важнейший ценностный ряд: ценности семьи, общности, исторической памяти и т.д..
Свадьба-брак выступал как воплощение духовно-нравственных ценностей
человеческой жизни. Также характерно, что в русской литературе именно образ
женщины-невесты, жены становится воплощением идеальных качеств, в первую
очередь нравственно-духовных. Эпоха порубежья снова активно обращается к теме
брака и образу свадьбы, рассматривая его с точки зрения обращения к
национальному прошлому, сохранившемуся в фольклорных образах; образ России
символизируется в образах невесты, стоящей перед новой жизнью. Также образ
свадьбы рассматривается авторам в контексте обращения к мифологическим
структурам и т.д..
Для И.Бунина тема и философема любви становится одной из определяющих
для его художественного мира. Мотив любви присутствует и в его раннем
творчестве, но особенно ярко представлена философия любви в его творчестве
периода эмиграции. Поскольку для Бунина важным было осознание своей
преемственной художественной связи с культурой «золотого» века России-19 века,
особенно пушкинской эпохой, и подчеркивание отторжения эстетики символистов,
тема любви в его произведениях воплощается также как память о духовных истоках,
средство осознания человеком своей онтологической связи с миром, важнейшей
чертой в системе ценностных координат, то и образ свадьбы маркирует различные
варианты решения темы.
В повести «Деревня» в контексте других символических обобщающих образов
произведения образ свадьбы становится символическим выражением той катастрофы,
которая постигла Россию, весь ее народ, ее культуру. Невеста-Молодая как
воплощение того светлого начала, которое есть в русской истории и культуре,
обречена на брак к Серым, воплощающим все разрушительное, косное в русской
истории. Здесь образ свадьбы- яркое выражение авторской рефлексии исторического
пути России.
В рассказе «Холодная осень» образ свадьбы, представленный как
несостоявшейся свадьба, являет пример воплощения авторской философии любви:
свадьба, отложенная до весны становится воплощение несостоявшейся весны в жизни
человека и мира. С гибелью жениха для героини жизнь останавливается.
Неслучившаяся свадьба, неслучившаяся весна уступают место хаосу, разорению,
разрушению. Но для героини автор оставляет возможность снова найти способ
противостоять хаосу и потере связи с миром-это восстановить связь с ушедшей
любовью, осознать ее значимость для себя. Тогда разошедшиеся на время концепты
свадьбы -весны календарной, телесной и духовной любви снова воссоединятся
через помять о «холодной осени».
Литература:
1.
Афанасьев
В. Н. И.А. Бунин. Очерк творчества / В. Н. Афанасьев. — М.: Просвещение, 1966.
— 384 с.
2.
Бонами Т.М.
Художественная проза Бунина. 1887–1904. / Т.М.Бонами.— Владимир: Владимирское
книжное издательство, 1962.— 255 с.
3.
Бунин
И.А.Избранное / И.А.Бунин.— Киев: Высшая школа, 1987.— 624с.
4.
Волков А.А.Проза
Ивана Бунина / А.А.Волков.— М.: Московский рабочий, 1969.— 448 с.
5.
Ильин И.А.О тьме
и просветлении: Книга художественной критики: Бунин. Ремизов. Шмелев. /
И.А.Ильин.— М.: Республика, 1991.— С. 26–78.
6.
Карпов И. П.
Проза Ивана Бунина. / И. П. Карпов.— М.: Наследие, 1999.— 336 с.
7.
Колобаева Л.А.
Проза И. А. Бунина / Л. А. Колобаева— М.: Издательство МГУ, 1998. — 88 с.
8.
Кучеровский Н.М.
И. Бунин и его проза. / Н. М. Кучеровский— Тула: Приокское книжное
издательство, 1980. — 319 с.
9.
Линков В.Я. Мир и
человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. / В.Я.Линков.— М.: Республика,
1989— С. 174.
10.
Михайлов
О.Н.Мастер. Путь Бунина-художника. // МихайловО.Н. Страницы русского реализма.—
М.: Современник, 1982.— С. 67–141.
11.
Русская
литература рубежа веков (1890-е— начало 1920-х годов). Книга 1.— М.: Наследие,
2001— С. 540–585.
12.
Рябова
С.Г. Феноменология страсти и страстности в романе И.А. Бунина «Жизнь
Арсеньева». Автореферат диссертации кандидата филологических наук, 2010.
13.
Смирнов
В.А. Литература и фольклорная традиция, вопросы поэтики:Архетипы «женского
начала» в русской литературе ХIХ — начала ХХ вв. Пушкин, Лермонтов,
Достоевский. Автореферат доктора филологических наук. 2001
14.
Смирнова Л.А.Иван
Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. / Л.А Смирнова.— М.: Просвещение, 1991.—
193 с.
15.
Страхов
А. М. Философская антропология эволюции образов пола и любви в отечественной
культуре последних столетий. Автореферат диссертации доктора философских наук,
2006.
16.
Схаляхова С.Ш.
Концепты «венчание», «брак», «семья» как отражение русского менталитета: на
материале языка произведений русской литературы. Автореферат кандидата
филологических наук. 2008.
Типы браков в русской литературе — Нож
Несчастные семьи
Лев Толстой в «Анне Карениной» писал: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Да, русские писатели достаточно часто обращались к теме неудавшегося брака. Но если взглянуть на их романы, то выяснится, что несчастье героев не так уж индивидуально. Причины сложных семейных отношений во многих произведениях повторяются.
Несчастные пары русской литературы можно условно разделить на три типа. Подобное деление в известной мере условно, так как типы смешиваются между собой: например, брак-тюрьма порождает измены, а измены связаны с холодностью, выделенной в этой статье в отдельную категорию. Ниже сюжеты сгруппированы в зависимости от основной причины неудавшегося брака.
Брак-тюрьма
В русской литературе встречаются сюжеты о героях, которых ограничивают супруги и их родственники. Свободная жизнь остается за пределами семьи, в которую вступает персонаж. Внутри же действует множество правил: как нужно себя вести, куда ходить, как выглядеть.
Сторонниками строгой морали в семье чаще всего оказываются не дворяне: эта позиция ближе крестьянам, городским жителям, иногда купцам. Дворяне более образованны и поэтому чаще считают свободу выбора благом. Остальные сословия Российской империи руководствуются куда более простыми понятиями об укладе жизни.
Ярче всего несвобода в семье заметна у крестьян. Этому уделено большое внимание в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Мужикам, ищущим счастливого человека, предлагают поговорить с Матрёной Тимофеевной Корчагиной. По меркам окружения, ее жизнь благополучна: ее уважают односельчане, слушаются дети.
Однако и ее брак напоминал тюрьму. Семья мужа Матрёны Тимофеевны относилась к ней как к прислуге, девушка выполняла работу по дому на пределе сил. Муж даже иногда бил ее. Однако бывали моменты, когда он проявлял нежность к жене, и это заставляло ее считать, что ей еще повезло с замужеством.
Социальное положение женщин приводило к тому, что именно они оказывались жертвами в подобных отношениях. Они оставляли свой дом и привычный уклад, уходя в семью мужа, где становились на нижнюю ступень установленной там иерархии.
Иногда порядки нового дома были несравнимо жестче, чем те, к которым привыкла девушка.
Так, например, сюжет пьесы «Гроза» Островского разворачивается в купеческом доме Кабановых, где все живут по законам, установленным Марфой Игнатьевной, свекровью главной героини — Катерины. Марфе Игнатьевне подчиняются все члены семьи: и муж Катерины Тихон, и его сестра Варвара, а невестка здесь — самая бесправная. Кабаниха, как прозвали свекровь Катерины, даже заставляет сына бить жену, «для порядка»:
«А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала…»
То, что в семье всем руководит женщина — Кабаниха, — указывает на то, что проблема семейных отношений была связана не только с положением полов, но и со взглядами общества в целом. Описанный порядок кажется нормальным и мужчинам, и женщинам. То, что сейчас называется «культурой насилия», пытались осмыслить и писатели прошлых веков.
Брак чужих людей
Иногда проблемы в семейных отношениях возникают не из-за требований друг к другу, а, наоборот, из-за полного равнодушия. В русской литературе можно найти множество браков, в которых супруги не интересуются друг другом. Они могут обсуждать только бытовые вопросы, а иногда и вовсе перестают общаться.
Часто такие отношения складываются у героев, вступивших в брак по расчету. Можно вспомнить, например, семейную жизнь Пьера Безухова и его первой жены Элен Курагиной в «Войне и мире» Толстого. Отец выдал Элен замуж за Пьера, чтобы получить его деньги. Элен так же расчетлива, как и отец, и старается получить все выгоды от брака. Поэтому близких отношений у Пьера и Элен не складывается. Жена представляется Пьеру поверхностной:
«Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, — думал Пьер, — представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются».
Элен тоже дает понять, что муж для нее — чужой человек:
«Она засмеялась презрительно и сказала, что не дура, чтобы желать иметь детей, и что от меня детей у нее не будет…»
Иногда подобные отношения складываются и у тех супругов, чьи браки не были заключены по расчету в полном смысле слова. Однако в их основе — не сильные чувства, а взвешенное решение. Например, так выбирал себе жену Петр Иванович Адуев, дядя главного героя в романе «Обыкновенная история». Он учит племянника искать супругу «с расчетом, а не по расчету»:
«Тогда как, выбирая, ты хладнокровно рассудишь, имеет ли такая-то или такая женщина качества, какие хочешь видеть в жене: вот в чем главный расчет. И если отыщешь такую женщину, она непременно должна нравиться тебе постоянно, потому что отвечает твоим желаниям».
На первый взгляд, его подход работает: он женился на умной, интересной женщине и окружил ее комфортом. Однако к концу романа он замечает, как изменилась супруга. Она чувствует, что он не любит ее, ей не хватает тепла и внимания, и потому она несчастна.
Бывают случаи, когда герои становятся друг другу чужими, наоборот, потому что слишком быстро женятся, поддавшись первому порыву. Наиболее ярко это описано в романе Тургенева «Дворянское гнездо». Лаврецкий, не имевший до этого опыта общения с женщинами, впервые по-настоящему влюбляется в красавицу Варвару Павловну Коробьину. Они поспешно женятся и лишь спустя время узнают друг друга ближе. Их отношения не складываются, Варвара начинает изменять мужу.
Примерно то же происходит и в браке Андрея Болконского, который, видимо, женился на Лизе необдуманно. Он заявляет:
«Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее».
Брак с изменами
Два предыдущих типа отношений часто нельзя выявить с первых страниц книги. Только узнав больше о героях, читатель понимает, что они несчастны. Измены же часто становятся главной темой литературных произведений. Авторы детально описывают их, пытаясь понять, из-за чего они случаются.
Подробнее всего эту тему описал Толстой. Его позднее творчество во многом посвящено тому, что телесная близость греховна в любых проявлениях и ведет к разрушению отношений как с партнером, так и с самим собой.
Примером может служить судьба Анны Карениной. В ней любовь к мужчине (в первую очередь телесная) побеждает привязанность к ребенку и долг перед ним. Потому героиню ждет печальный конец.
В повести «Крейцерова соната» Толстой окончательно утверждается в своих выводах. Главный герой убивает жену, так как подозревает ее в неверности. Он признает, что стремление к половой любви — это всегда разврат:
«В нашем же мире как раз обратное: если человек еще думал о воздержании, будучи холостым, то, женившись, всякий считает, что теперь воздержание уже не нужно. Ведь эти отъезды после свадьбы, уединения, в которые с разрешения родителей отправляются молодые, — ведь это не что иное, как разрешение на разврат».
По его мнению, именно это разрешение на разврат и убивает возможную любовь. Ведь если человек так жаждет секса с одним человеком, то в какой-то момент неминуемо захочет и с другим. А измену он считает величайшим преступлением. Поэтому герой заявляет:
«Разве вы не допускаете любви, основанной на единстве идеалов, на духовном сродстве? — Духовное сродство! Единство идеалов! Но в таком случае, зачем спать вместе?»
Измена находится в центре сюжета и романа Шолохова «Тихий Дон». Отношения Григория Мелехова с возлюбленной Аксиньей изображаются как страсть, продолжающаяся всю жизнь. Однако даже она не оправдывает героя, вечно мечтающего оставить жену Наталью, которая бесконечно предана мужу. Таким образом, реальное чувство и долг перед семьей сталкиваются, и долг оказывается важнее. Но человеческая природа слишком слаба, чтобы отказаться от запретной любви.
Семьи, в которых что-то не так
В русской литературе описаны много семей, которые, на первый взгляд, счастливы. Их семейная жизнь кажется стабильной и наполненной любовью. Однако чем больше читатель узнает об их укладе, тем заметнее становится, что в его основе — нездоровые установки. Супруги болезненно привязаны друг к другу, манипулируют, ведут себя агрессивно или совместно деградируют. Так вроде бы благополучная семья незаметно делает человека несчастнее.
Браки, где есть манипуляции
Манипуляции супругом — нередкая ситуация в литературных сюжетах. Сначала незаметно, а потом с возрастающим давлением один из партнеров начинает контролировать поступки другого, вводит в отношения новые правила, принимает решения, которые должны были быть совместными.
Часто манипулятором изображается женщина. Установка «Мужчина — голова, женщина — шея» описана уже у авторов XIX века. Снаружи такая семья выглядит образцово патриархальной. Однако жена лишь делает вид, что муж принимает решения: где-то она действует за спиной у супруга, где-то начинает эмоционально давить на него.
Пример такого поведения можно найти в поэме Пушкина «Евгений Онегин». Так описывается семейная жизнь родителей Татьяны:
Открытие большое вскоре
Ее утешило совсем:
Она меж делом и досугом
Открыла тайну, как супругом
Самодержавно управлять,
И всё тогда пошло на стать.
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь —
Всё это мужа не спросясь.
В еще большем масштабе такая ситуация разворачивается в «Войне и мире». Брак Пьера Безухова и Наташи Ростовой принято считать идеалом семьи по мнению Толстого. Действительно, Наташа занимается домом, рожает кучу детей, полностью погружается в заботу о муже, который, в свою очередь, с любовью относится к ней. Однако вот как описаны их отношения в эпилоге романа:
«Наташа до такой степени опустилась, что ее костюмы, ее прическа, ее невпопад сказанные слова, ее ревность — она ревновала к Соне, к гувернантке, ко всякой красивой и некрасивой женщине — были обычным предметом шуток всех ее близких. Общее мнение было то, что Пьер был под башмаком своей жены, и действительно это было так. С самых первых дней их супружества Наташа заявила свои требования. Пьер удивился очень этому совершенно новому для него воззрению жены, состоящему в том, что каждая минута его жизни принадлежит ей и семье; Пьер удивился требованиям своей жены, но был польщен ими и подчинился им».
В эпилоге идет речь и о ссорах Пьера и Наташи, и о множестве запретов, которыми девушка окружила мужа, и о ее закрытости от остального мира. Если для Толстого это могло быть идеалом, то современная психология отметила бы здесь черты абьюза.
Браки, закрытые от мира
Замкнутость на собственной семье, свойственная Наташе Ростовой, у некоторых персонажей русской литературы обретает такие масштабы, что весь мир для них перестает существовать. Сами при этом они считают, что их жизнь наполнена счастьем. Однако в длительной перспективе такие отношения ведут их к разложению.
Например, в романе «Обломов» Гончарова женитьба Ильи Обломова на Агафье Пшеницыной в прямом смысле убивает героя. Женщина так любит супруга, что заботится о его комфорте каждую секунду. Она не понимает, что привычки героя — нежелание двигаться, любовь к жирной еде — не идут ему на пользу.
С другой стороны, и сам Обломов, встретив Агафью, отказывается от любого стремления жить.
В ее доме он находит свой идеал размеренного быта, замыкается на семье, теряет связь с остальным миром, и это влияет на него отрицательно как физически, так и духовно. Потому герой ускоряет собственную смерть.
Замкнутость супругов друг на друге может иметь корни в семейной драме. Например, герои повести Гоголя «Старосветские помещики», старики Афанасий Иванович Товстогуб и его жена Пульхерия Ивановна, очень хотели, но так и не смогли завести ребенка. Потому вся их нерастраченная забота направлена друг на друга. Пульхерия Ивановна даже говорит, что видит в муже ребенка:
«Я жалею о том, что не знаю, на кого оставить вас, кто присмотрит за вами, когда я умру. Вы как дитя маленькое: нужно, чтобы любил вас тот, кто будет ухаживать за вами».
Супруги абсолютно отгородились от внешнего мира. Поэтому после смерти жены Афанасий Иванович теряет желание жить. Даже на похоронах он не может осмыслить случившееся:
«Афанасий Иванович был совершенно поражен. Это так казалось ему дико, что он даже не заплакал. Мутными глазами глядел он на нее, как бы не понимая значения трупа».
Афанасий Иванович на пять лет пережил супругу, но так и не смог преодолеть горе. Оно занимает все его мысли и чувства. Это разрушает его и не дает жить дальше.
Есть ли счастливые семьи?
Конечно, в русской литературе можно встретить немногие по-настоящему счастливые браки. Все их объединяет одно: они основаны не на пламенной любви, а на разуме.
В творчестве Толстого наиболее счастливой парой оказываются Константин Левин и Кити Щербацкая. Их любовь — спокойная, она развивается медленно и основана на взаимном уважении и принятии, а не на страсти.
Кити пережила страстную влюбленность во Вронского и поняла, что подобные чувства не ведут к счастью, а только разрушают его. Спокойная любовь и преданность Левина, наоборот, дает ей опору в жизни.
Сам Левин изначально не мог воспринимать любовь отдельно от брака. Он всегда искал женщину, с которой мог бы прожить долгую счастливую жизнь:
«Любовь к женщине он не только не мог себе представить без брака, но он прежде представлял себе семью, а потом уже ту женщину, которая даст ему семью. Его понятия о женитьбе поэтому не были похожи на понятия большинства его знакомых, для которых женитьба была одним из многих общежитейских дел; для Левина это было главным делом жизни, от которого зависело всё ее счастье».
Женившись, Левин осознает, что не всё в семейной жизни устроено так, как он представлял, и супругам предстоит еще долго искать идеальный баланс между «мы» и «я». Именно в этом он начинает видеть смысл отношений.
Совсем иначе описывает идеальный брак Чернышевский в романе «Что делать?». Это новая форма отношений, в которых нет ревности, намного больше свободы, а женщина имеет возможность строить собственную общественную и профессиональную жизнь.
В центре романа молодая девушка Вера Павловна и два ее мужа. Первый, Дмитрий Сергеевич Лопухов, берет ее замуж, чтобы спасти от брака с плохим человеком, за которого ее хотят отдать родители. Он устраивает быт так, что они живут в разных комнатах, не заходят друг к другу без стука, видят друг друга только одетыми. По их мнению, так нужно делать всем парам, чтобы не потерять интерес друг к другу.
Герои женятся по расчету, но их брак намного искреннее, чем те, которые принято считать «настоящими». Они уважают друг друга, имеют общие представления о том, как должно быть устроено общество, поддерживают друг друга.
Вскоре в гости к паре начинает приходить близкий друг Дмитрия Сергеевича — Александр Матвеевич Кирсанов. Вера Павловна влюбляется в него. Когда муж понимает это, он устраняется из их жизни. Брак с новым мужем становится для Веры Павловны еще более счастливым. Всё в их доме устроено точно так же, но между супругами намного больше теплоты.
В доме Кирсановых собираются единомышленники, которые тоже считают, что семью и общество пора менять. Они знакомятся с Екатериной Васильевной Бьюмонт, начинают дружить и узнают, что ее муж, скрывающийся за фамилией Бьюмонт, — это и есть Лопухов. Они поселяются вчетвером, и их жизнь становится еще благополучнее. Гибкость в отношениях, отказ от чувства ревности помогает им жить счастливо.
Счастье и патриархальной (как у Левина), и прогрессивной семьи в русской литературе основано не на страсти, а на уважении и разумном устройстве быта. Пусть они и не испытывают страсти, но их отношения наполнены теплом и вниманием. Поэтому первая часть высказывания Толстого — «все счастливые семьи похожи друг на друга» — для русской литературы действительно правдива.
10 лучших свадеб в литературе
Я говорю это как человек, написавший книгу о посещении свадеб — Save the Date: The Случайные унижения постоянного гостя на свадьбе, , уже из Риверхеда — но это не значит Я предвзят. Это просто правда: свадьбы — это великолепные сцены, незабываемые моменты больших ожиданий, эмоций и драмы — как в художественной, так и в документальной литературе. Я собрал несколько моих любимых книг из новых и старых книг (хотя и не обязательно синих), а также свои мысли о том, почему именно об этих свадьбах интересно читать.
Свадьба Бетси Мод Харт Лавлейс
Последняя из книг о Бетси-Тейси заканчивается тем, что Бетси и Тейси (и Тиб) становятся взрослыми, а Бетси Рэй наконец примиряется с Джо Уиллардом, трудолюбивым газетчиком, которого вы знали. должен был быть со всем вместе. Однако возникает скандал, когда Джо делает предложение, не спросив разрешения у отца Бетси! Что касается свадьбы, то это скоротечное дело — «просто семейная свадьба» — и сопровождается некоторыми свадебными предположениями: «Дорогой маленький Тиб! подумала Бетси, когда они вышли. Она тоже должна найти подходящего. И тогда у нее будет эта большая свадьба. А мы с Тейси можем быть подружками невесты… Хорошо было планировать чужую свадьбу, потому что, встретившись лицом к лицу со своей собственной, ее сердце начало колотиться». Хорошо, Бридезилла Бетси.
Большие надежды Чарльза Диккенса
Есть ли более трагическая и запоминающаяся фигура, брошенная у алтаря, чем бедная дорогая мисс Хэвишем? В 20 минут девять в день своей свадьбы она получает письмо от негодяя, в которого она влюбилась, Компейсона, который ее обманул и не появится. Время и жизнь замирают в этот момент; она проводит остаток своих дней отшельником в своем портящемся особняке, в свадебном платье и одной туфле, ее свадебный торт не съеден на столе, а все часы остановились на без 20 минут девять. Никто не хочет быть мисс Хэвишем.
Прощай, Колумб Филипа Рота
Сцена свадьбы в новелле Рота 1959 года, в которой Нил Клагман из рабочего класса влюбляется, а затем разлюбил Бренду Патимкин из высшего среднего класса, объединяет ряд реалистичных гости на свадьбе, в том числе родственник, который на публике продолжает хватать свою жену за сиськи, кучка пьяных тусовщиков и мудрый сводный брат отца жениха, который говорит Нилу: «Не вши» с Брендой.
Участник свадьбы Карсон МакКаллерс
Одинокий 12-летний сорванец, старший брат Фрэнки, Джарвис, помолвлен, и она видит свадьбу как лучший способ стать частью этой мучительно красивой истории взросления. .
Гордость и предубеждение Джейн Остин
Тематически это роман, посвященный правильному подбору пар, поэтому немного забавно, что в конце мы не получаем никакого реального описания свадьбы Джейн или Лиззи. Я в любом случае включаю эту книгу в этот список, потому что она мне нравится, и потому что единственная строчка, описывающая день свадьбы, исходит не от невесты или жениха, а от легкомысленной, хотя и благонамеренной матери невесты (невест). Это совершенно точно Остин: «Счастливым для всех ее материнских чувств был тот день, когда миссис Беннет избавилась от двух своих самых достойных дочерей».
Дети императора Клэр Мессуд
Лишь одно свидетельство того, насколько фантастическим является этот роман, содержится в главе 51, озаглавленной «Клятвы Лизы Соломон», специально для New York Times . Он включает в себя рассказ о свадьбе двух ключевых персонажей в стиле Серой Леди с использованием таких слов, как «шифон из морской пены», «изобилие калл-лилий», «волосы воронова крыла» и улыбка, описанная как «второе солнце в великолепном свете». поздний летний полдень».
Принцесса-невеста Уильяма Голдмана
Пожилого архидекана с дефектом речи вынуждают быстро жениться на Хампердинке и Лютике, прежде чем Уэстли сможет спасти ее, но он не может удержаться от того, чтобы излить свои извилистые семейные представления на « этот счастливейший из дней». Мавидж, это дуам с дуамом.
Расстановка сидений Мэгги Шипстед
Роман, в котором собраны разнообразные и сложные взаимоотношения, возникающие на любой свадьбе, на престижном мероприятии, проводимом на вымышленном острове на побережье Новой Англии, вся эта книга о свадьбе, и это прямо по моему переулку.
Дом мечты Анны Л. М. Монтгомери
Для тех, кто придерживается этого, пятая книга из любимой серии Монтгомери Зеленые Мезонины , наконец, обеспечивает подходящее брачное завершение отношений любви-ненависти-но-настоящей любви о котором Энн и Гилберт беспокоились годами. Чертовски пасторально:
Это была счастливая и красивая невеста, которая спускалась в тот сентябрьский полдень по старой, устланной домотканым ковром лестнице — первая невеста Зеленых Мезонинов, стройная и с блестящими глазами, в тумане своей девичьей фаты, с руками, полными роз. Гилберт, ожидавший ее в холле внизу, смотрел на нее с обожанием. Наконец-то она стала его, эта уклончивая, долгожданная Энн, завоеванная после долгих лет терпеливого ожидания. Именно к нему она шла в сладкой капитуляции невесты. Был ли он достоин ее? Мог ли он сделать ее такой счастливой, как надеялся? Если он подвел ее — если он не мог соответствовать ее стандарту мужественности — тогда, когда она протянула руку, их взгляды встретились, и все сомнения развеялись счастливой уверенностью. Они принадлежали друг другу; и, что бы жизнь ни приготовила для них, она никогда не могла этого изменить. Их счастье было в руках друг друга, и оба не боялись.
«Here We Are» Дороти Паркер
Чтобы было ясно, этот рассказ Паркер не о самой свадьбе, а о еще более важных последствиях свадьбы. Молодая пара через два часа и 26 минут после церемонии садится в поезд, чтобы отправиться в медовый месяц, и задается вопросом, что, черт возьми, только что произошло и что будет дальше.
11 худших свадеб в литературе
Сезон свадеб. В наши дни это не означает несколько буфетов под управлением ди-джеев в местном прокатном зале. Поездка на свадьбу все чаще и чаще означает сесть на самолет в какой-нибудь отдаленный пункт назначения, поехать в глушь, чтобы выпить фирменные коктейли в деревенском шикарном сарае, и сделать глупо-сексуальные снимки в фотобудке, чтобы чтобы запечатлеть одно использование вашего очень дорогого платья невесты или костюма жениха.
Если вы чувствуете усталость, скуку или финансовое истощение, не унывайте — литература придумала свадьбы, которые могут намного перевесить ужас вечеринок, на которых вы были. Эти 11 романов напоминают нам, что, по крайней мере, мы можем быть счастливы, что жених и невеста пришли добровольно и без багажа еще живого супруга, а гости, будучи пьяными, тоже не собирались убивать.
Есть что-то извращенно приятное в том, чтобы увидеть, как событие, столь тяжелое из-за ожиданий, рушится, и в этих случаях это также освещает. Эти авторы не воспринимают свадьбу как усыпанное цветами проявление гарантированного романтического блаженства. Они берут один из древнейших обычаев человечества, тщательно изучают и подвергают его сомнению, и результаты, хотя и не всегда красивые, всегда интересны.
Буря мечей Джордж Р. Р. Мартин
Зарождающиеся фанаты Игры Престолов слышат слухи о безумной вещи, которая происходит в третьей части Песнь Пламени и Льда задолго до того, как они на самом деле успеют ее прочитать . При таком ажиотаже можно подумать, что событие, о котором идет речь, Красная свадьба, не оправдает ожиданий, но это так. Не вдаваясь в подробности, это кровавая баня в замке Фрея, и в истинном духе Мартина безжалостно убиты те персонажи, за которых вы болели на протяжении сотен страниц.
Мой замечательный друг от Елены Ферранте
Первая книга Ферранте из серии « Неаполитанец » заканчивается свадьбой Лилы со Стефано Карраччи, наследником местного продуктового магазина и, что должно было стать огромным красным флагом, сыном Дона Акилле, человека, наводившего ужас на Лилу. и Елена в детстве. Прежде чем пьяный свадебный пир закончился, юная Лила — а она еще так молода — понимает, что Стефано такой же, как его отец, и свадьба была ужасной ошибкой, которая будет преследовать ее всю оставшуюся жизнь.
Тысяча сияющих солнц автора Халеда Хоссейни
Еще девочкой Мариам выходит замуж за жестокого мужчину, хотя она еще меньше влияет на решение, чем Лила. Ее брак — принудительный брак с сапожником по имени Рашид. В день своей свадьбы она впервые видит своего будущего мужа, когда держит зеркало под свадебной фатой. Она расстроена, обнаружив, что Рашид непривлекателен, хотя он становится еще более привлекательным, когда она узнает его личность.
Хроника предсказанной смерти Габриэля Гарсиа Маркеса
Всего через несколько часов после свадьбы Баярдо Сан Роман возвращает свою невесту Анджелу Викарио ее родителям, утверждая, что ее испортил любовник. Анджела называет имя человека, который «запятнал» ее, Сантьяго Насара, и братья Анжелы объявляют, что собираются убить его в отместку. Конечно, возвращать свадебные подарки неловко, но кажется, что хладнокровное убийство может зайти слишком далеко.
Расположение сидений Мэгги Шипстед
Свадьбы превратились в большие и дорогие зрелища, что Мэгги Шипстед использует для получения большого комедийного эффекта в своем романе о снобистской свадьбе в Новой Англии, которая пошла не так. Дафна Ван Метер выходит замуж за Грейсона Даффа в поместье своей семьи на острове, и, хотя родители Дафны сделали все возможное, чтобы это стало безупречным светским событием сезона, свадьба сбивается с курса из-за пьянства, похоти и других чудесных неприятных моментов. поведение.
Дети Императора Клэр Мессуд
Мессуд также хорошо разбирается в нелепости современных свадеб. Глава 51 ее романа называется «Клятвы Лизы Соломон, специально для New York Times » и представляет собой сатирическую (но вполне правдоподобную) статью, в которой рассказывается о свадьбе двух главных героев книги. Свадьба олицетворяет все, что может пожелать определенный тип пары, от «изобилия калл» до «шифона из морской пены».
Джейн Эйр Шарлотты Бронте
Последнее, что вы хотите услышать, стоя у алтаря перед свадьбой, это то, что у вашего избранника уже есть супруга. Но такова судьба Джейн, когда один из ее гостей выкрикивает: «Я заявляю о существовании препятствия», вынуждая мистера Рочестера признать, что он укрывает жену на своем чердаке. Защита Рочестера заключается в том, что его жена полностью сошла с ума, но у Джейн этого нет, и она уезжает из Торнфилда, в результате чего становится без гроша в кармане и без крова.
В o nement Ян Макьюэн
Будучи маленькой девочкой, Брайони ошибочно принимает флирт своей сестры с одним из садовников их семейного поместья за нечто большее и в результате обвиняет не того мужчину в изнасиловании ее кузины Лолы. Роман Макьюэна, номинированный на Букеровскую премию, исследует последствия этого события, в том числе ужасную свадьбу, на которой Лола выходит замуж за своего насильника, хотя только Брайони знает правду и считает, что уже слишком поздно, чтобы загладить свою вину.
До свидания, Колумбус Филипа Рота
Новелла Рота 1959 года, получившая Национальную книжную премию, рассказывает о еврее из рабочего класса по имени Нил Клугман и его отношениях с богатой девушкой из пригорода по имени Бренда Патимкин. Роман исследует классовый разрыв между двумя семьями, в том числе на обычно неловкой свадьбе, на которой присутствуют пьяные вечеринки, запугивающие родственники и мужчина, который продолжает публично хватать свою жену за сиськи.
Эпоха невинности Эдит Уортон
Общество Нью-Йорка взволновано, когда Ньюленд Арчер женится на довольно скромной Мэй Велленд. Но Уортон, будучи Уортоном, разоблачает притворство следования правилам общества ради них самих. На самом деле Ньюленд безнадежно влюблен в «экзотическую» и более сексуальную кузину Мэй, графиню Эллен Оленскую, и на протяжении всей свадьбы он думает об Эллен, хотя ему удается вовремя щелкнуть, чтобы сказать: «Да».
Большие надежды Чарльза Диккенса
Это самая известная литературная свадьба, которая так и не состоялась.