Разное

Психология в рисунках: Психология в рисунках: Что значат наши рисунки

Содержание

Как с помощью рисунка разобраться в сути проблемы?

Познать себяПрактики how to

Представим, что в семье происходит что-то непонятное: муж и жена отдалились друг от друга или замкнулись каждый в себе. Начать разговор сложно, и еще сложнее «вытащить» какие-то нюансы из партнера.

Решить проблему поможет арт-терапия. Конечно, есть вероятность, что вы столкнетесь с отказом, попросив депрессивного члена семьи что-нибудь изобразить. Но вам повезло, если в семье есть дети, — можно «свалить» все на них и превратить занятие в забавную игру.

Предположим, муж чем-то недоволен и при этом немногословен. Возможно, такое поведение даже не связано с вами — у человека могут быть проблемы на работе, которыми он не хочет никого «грузить».

Итак, берем карандаши, краски или фломастеры и начинаем, «посвящая время ребенку», все вместе рисовать.

Схематичное изображение одного из членов семьи может указывать на нестабильное эмоциональное состояние человека

«Каждый изображает семью. Лучше всего, чтобы героями рисунка были люди, — рекомендует семейный психотерапевт Виктория Бекиева. — Можно делать это в формате игры, разбирая детали, сравнивая и обсуждая. Если речь о муже, то жена смотрит и рассказывает о своем общем впечатлении от рисунка. Что она испытывает, глядя на него: счастье, недовольство? Ей нужно проанализировать нарисованные образы себя и супруга.

Можно ли по картинке сказать, что человек счастлив в паре? Тут все достаточно просто: мать довольная, а отец — нет, или оба грустные, и так далее».

Размер людей на рисунке часто многое выдает: муж может нарисовать себя маленьким, а жену большой. Скорее всего, в таком браке он считает себя беспомощным и желает от чего-то уклониться, скрыться и спрятаться.

Схематичное изображение одного из членов семьи — «палка, палка, огуречик» — может указывать на нестабильное эмоциональное состояние человека. Он не хочет никого подпускать к себе.

Важно также и то, с чего начинается рисунок. Если человек сначала рисует голову, а потом прорисовывает тело — все хорошо. Если есть только голова, а тела нет, то в отношениях проблемы в сексуальной сфере.

«Если тела «много», то, вероятно, есть какие-то физические импульсы. Но все ситуации надо рассматривать индивидуально, — говорит Виктория. — Когда голова повернута в сторону от жены, значит, на данном этапе общение вызывает тревогу, есть желание отвлечься, например, на социальные связи. Смотрит прямо? Значит, человек открыт для общения. Автор много внимания уделил своему лицу? Значит, слишком озабочен внешним видом. А фигура с неясными очертаниями, бледными линиями выдает застенчивость и страхи».

Если глаза направлены в сторону или закрыты, то автор рисунка чего-то не хочет видеть. Большое количество штрихов в теле говорит о тревоге — человек что-то прячет и не договаривает.

Крупные плечи и тело — это озабоченность властью. Человек чувствует в ней потребность. Если наоборот — недооцененность в отношениях. Грустные и покатые плечи — состояние уныния, вины и недостатка жизненной энергии. Если у нарисованного человека нет шеи или она как-то тревожно закрашена — это конфликт между разумом и чувствами.

Человек рисует кукол, когда ощущает собственную ничтожность

Скрещенные руки символизируют враждебное настроение. Руки в карманах — это желание заняться сексом или нежелание уступать. Руки по сторонам — человеку кажется, что все вышло из-под контроля. Руки прижаты к телу, как у солдата, — сложности в общении.

«Человек рисует кукол, когда ощущает собственную ничтожность: ему приходится играть в чьи-то игры и соглашаться с чужими решениями, — объясняет психотерапевт. — Для более полной диагностики можно задать вопросы в отношении пары: чего бы этот персонаж хотел, что ему нужно. Попросите составить рассказ об этой семье. Это очень увлекательный процесс, он сближает людей».

Драконы и динозавры на детских рисунках

Всегда ли такое творчество указывает на проблему? Возможно, причина в популярных героях мультфильмов и книг? Их легко встретить в магазине игрушек, они представлены в разных цветах и видах, пользуются большим спросом.

«Это не самый худший вариант, — считает Виктория. — Некая зависимость от матери, невозможность от нее отсоединиться. Фигуры и книги с мультфильмами тут ни при чем. Важна символика: кого рисует ваш ребенок? Каждый ребенок выбирает для себя какой-то образ: поезда, машины или драконы».

Игра с настроением

Как повлиять на свое настроение с помощью арт-терапии? Что рисовать, чтобы сменить гнев на милость, а злость на доброжелательность?

«Например, вы пришли уставшими с работы или вас кто-то обидел, — говорит Виктория Бекиева. — Берите краски, кисти, воду и изображайте свое подавленное настроение. Смотрите, обсуждайте, рассказывайте. Или выплесните все на бумагу, а потом отправьте рисунок в мусорное ведро — тоже помогает. Главное — «вытащить» из себя негатив. Второй метод — представьте в деталях что-то чудесное, например, цветок, луг, дом. Затем зарисуйте природный пейзаж».

Как рисунок поможет в конкретных ситуациях?

Вы «на нервах»

Случилось что-то нехорошее, каждый день вы проживаете с негативом, который очень мешает. Вы и рады бы от него избавиться, но не знаете как.

«Совет — рисуйте чувство, — говорит Виктория. — В основном оно какое-то одно. Сначала избавляемся от плохого, потом на этом месте взращиваем хорошее: цветы, траву. Есть и более сложные методы. Например, у человека повышенная тревога, но он не может понять, что с ним. Следует остаться в комнате одному, выключить свет, расслабиться, подышать. Задать себе вопросы: что меня беспокоит? Что мешает? Образ сам автоматически выплывет. Понаблюдайте за ним несколько минут и начните рисовать. Осознайте, что любое чувство должно завершиться действием, и вы завершаете его с помощью рисунка».

Ребенок приходит из школы грустный

Если вы уверены, что проблема в школе, то нужно попросить нарисовать ее или класс в виде цветочной поляны. Непонятно, проблема с директором, детьми или педагогом? Просим ребенка показать, где на рисунке он, где учителя, одноклассники, и смотрим, что он расскажет.

Если задавать вопросы напрямую, могут сработать запреты. Через рисунок все прорывается

«С одной стороны, мы проводим диагностику, а с другой — прорабатываем и вытаскиваем то, что волнует, — поясняет семейный психотерапевт. — Второй образ, который работает с детьми: представить себе вулкан и изобразить его. Тогда мы выпустим наружу спрятанную агрессию . Когда на рисунках много огня, значит, в жизни много злости, что-то кипит внутри».

Жена/муж не хочет секса

Хотел(а) раньше или нет? Что могло повлиять? Возможно, появился ребенок? Причины могут быть очень разными.

«Попросите изобразить сексуальное желание, — говорит Виктория. — Посмотрите: какого цвета, где находится, в чем отражается, где сублимируется или прячется».

Если цвет красный, оранжевый или желтый — все в норме.

Черный — упадок сил, уныние.

Белый — скорее равнодушие или затруднение с выражением чувств.

Синий — грустное настроение.

Зеленый — проблема в партнере.

Муж стал скрытным

Куда-то ушло доверие? Попросите нарисовать несуществующее животное. Критерии диагностики те же. Дальше: где живет, что любит, есть ли рядом семья, чего хочет, как заботится о себе. Через это существо вытаскиваем наружу все чувства.

Ребенок не остается с няней

«Понять причину поможет рисунок семьи и женщины, которая следит за ребенком, — объясняет Бекиева. — Как он ее изобразит? Обязательно задайте вопросы: почему она здесь? Почему мальчик/девочка не хочет к ней? Если задавать эти вопросы напрямую, могут сработать запреты, например, от той же няни. Через рисунок все прорывается».

Вы не любите свою работу

Сделайте рисунок «Я и моя работа», а потом задайте себе вопросы. Что связывает? Разъединяет? Что может помочь? Вам не нравятся сами функции, которые вы выполняете? Или какие-то коллеги? Возможно, вы не любите офисное здание, или вас раздражает долгая дорога?

На каждую проблему найдется образ и способ решения того, что вас волнует. Главное — выплеснуть все на лист бумаги. Кому-то сложно писать и подбирать слова. Или просто не хочется и лень «издавать» несколько томов о наболевшем. В этом случае арт-терапия — лучший помощник.

Об эксперте

Виктория Бекиева — детский и семейный психолог, сертифицированный психотерапевт по методу символдрамы, сексолог. Член Профессиональной психотерапевтической лиги и МООСРСКИП.

Текст:Марина ХиттИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

«Я сгоряча разорвала отношения с парнем. Потом пожалела, но было поздно»

«Парень с сайта знакомств меня преследует и пишет пошлости»

Асексуалы и любовь: возможны ли романтические отношения без полового влечения?

Кто кому мама: 4 роли, которые играют дети в семье инфантильных родителей

Не подавляй, а управляй: как умение распознавать свои эмоции делает жизнь лучше

Топ-3 советских фильмов, герои которых могут побудить вас встать с дивана

3 способа сохранить отношения на расстоянии

«Мечтаю учиться в другом городе. Как побороть страх переезда?»

Методика свободного рисунка в психологической подготовке к материнству и отцовству

М. Е. Ланцбург
руководитель «Школы для Пап и Мам»

Методика свободного рисования используется в рамках комплексной программы «Медико-психологическая помощь семье в период ожидания ребенка и его раннего детства», разработанной коллективом психологов и врачей под руководством М. Ланцбург. Цель программы — содействие развитию у родителей доверия к самим себе, уважения и интереса к личности ребенка с самого начала его жизни.

Обоснование методики. Метод свободного рисования, позволяющий рисующему человеку выразить себя и исключающий какие-либо интерпретации изображения со стороны психотерапевта, разработан американским арттерапевтом Натали Роджерс.

Необходимость включения в работу с будущими родителями занятий свободным (спонтанным) рисованием следует, прежде всего из понимания творческой природы самого родительства, взаимоотношений родителя и ребенка. Основная характеристика ребенка — его способность к развитию. Маме приходится быть гибкой и отзывчивой по отношению к быстро меняющимся потребностям, возможностям и интересам ребенка. Чтобы поддержать природную любознательность малыша, ей необходимо вместе с ним восхищаться и удивляться тому, что казалось привычным. В какой-то мере ей надо открыть ребенка в самой себе. Занятия «спонтанным рисованием» как нельзя лучше помогают это сделать.

Все участники Школы отмечают удовольствие, которое они получают от самого процесса спонтанного рисования. Многие при этом вспоминают, как в детстве не любили рисовать, и чаще всего это было связано с тем, что взрослые чего-то ждали от их рисунков, давали им оценку, сравнивали с образцами и рисунками других. Занятия свободным рисованием возвращают будущим родителям радость взаимодействия с красками и понимание важности приобщения к изобразительной деятельности ребенка. Будущие мамы и папы узнают о том, как начинать рисовать с малышами так, чтобы эти занятия приносили ребенку удовольствие и пользу. Через рисование малыш познает мир и рассказывает нам о своем видении этого мира, развивает тонкую моторику, что способствует развитию центров речи и правого полушария мозга, отвечающего за целостное восприятие и творческое мышление. Занятия рисованием в раннем детстве способствуют лучшей обучаемости ребенка впоследствии, а рисование рядом с понимающей мамой способствует их глубокой эмоциональной связи.

Малыш рисует, когда в голове у мамы, в ее сознании нет потолка, ограничивающего его возможности. Когда она доверяет ему, изначально видит в его рисунках выражение его субъективной реальности.

Описание методики

Занятия проходят в группе и реже — индивидуально.

Каждый слушатель получает лист бумаги, краски (нетоксичную гуашь или акварель), кисточки и банку с водой. Дается первая инструкция: «Вы видите перед собой краски. Возьмите те, что Вам нравятся, и рисуйте.» Только тем, кто оказывается в затруднении, дается следующее уточнение: «Если Вы не знаете, что рисовать, рисуйте полосы». Именно поэтому цветные полосы являются компонентом многих рисунков, однако никто не ограничивается ими. Авторы, закончившие рисунок, получают следующий лист и так — пока сохраняется желание рисовать. Далее проходит обсуждение. Каждый рассказывает о своих чувствах в процессе рисования. Остальные участники высказываются о своих впечатлениях (чувствах, ассоциациях) в связи с рисунком. На обороте автор подписывает рисунок и указывает стрелками последовательность развития изображения на бумаге.

Задачи, решаемые при помощи свободного рисования:

  • Актуальные. Выражение в рисунке и осознание при обсуждении собственных психологических мотивов, установок, чувств, отношений.
  • Изменение чувств под влиянием свободного рисования.
  • Достижение лучшего взаимопонимания в семейной паре.
  • Долгосрочные. Получение эффективного средства регуляции эмоциональных состояний.
  • Принятие индивидуальности каждого человека (выражаемой в его рисунке).
  • Осознание необходимости приобщения ребенка к спонтанной изобразительной деятельности с раннего возраста.

Тематика рисунков. Всего получено 144 рисунка будущих пап и мам. Классификация рисунков по ведущему мотиву:. В изобразительных работах будущих мам и пап выделяются 11 основных мотивов: вода (море, река или пруд), небо (с часто встречающимся мотивом радуги) и солнце, деревья, луг и цветы, горы, дом, животные, человек, круг и орнамент. Эти сюжеты не случайны и отражают связи человека с важнейшими компонентами окружающего пространства.

«Орнамент» — 41 работа, «Луг» — 7, «Цветы» — 12, «Ветки, листья» — 3, «Животные» –5, «Небо» — 9, включает в себя мотивы облака (3 рисунка), радуга (3 рисунка) и солнце(3), «вода» — 25 рисунков: 19 рисунков открытых естественных водоемов (море) и 4 закрытых водоемов (пруд, озеро) и 2 -реки, включает мотивы: радуга- 5 рисунка, солнце — 16, дельфин –1, рыбы–2, птицы–6, бабочки–1, парусник –9, горы –6, еловые или лиственные деревья- 8, пальмы –2, луг –5, «горы» — 5, «солнце»–7, «круг» — 16, из них в 8 случаях было дано задание рисовать в круге, «деревья» — «дом» — 7, «человек» — 7, из них 3 в полный рост и 4 портрета

Изменение чувств под влиянием свободного рисования. Свободное рисование способствует экстериоризации переживаний и в результате изменению их. Динамика чувств прослеживается в ряде последовательно выполняемых рисунков. Так произошло с рисунками Кати Л. Первой рисунок она делала под впечатлением от взрыва соседнего дома, произошедшего в ближайшую ночь: лист бумаги покрывался полосами сверху вниз: вначале синего цвета, затем желтого, зеленого, вновь желтого и светло-голубого. Таким образом, по мере заполнения бумаги, цвета светлели. Второй рисунок она делала в направлении снизу вверх и завершила его изображением дома. По субъективным ощущениям в процессе рисования чувство тревоги, угнетавшее женщину (она пришла на занятие со слезами на глазах), ослабевало и перестало тяготить ее.

Таким образом, методика свободного рисования является необходимой составной частью психологической работы с семьей в период ожидания ребенка, выполняя ряд задач, как актуальных в период беременности, так и долгосрочных, направленных на развитие ребенка в будущем.


Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Что на самом деле означают детские рисунки – SheKnows

В жизни ребенка много раз бывает, что он не хочет или не может выразить нам, взрослым, то, что он чувствует внутри – и это понятно. Тем не менее, родителям может быть неприятно чувствовать, что вы делаете все возможное, чтобы понять эмоциональное состояние вашего ребенка, только для того, чтобы продолжать сталкиваться с одной и той же кирпичной стеной. Но если ваши дети любят рисовать, выход есть.

Связанная история

Что такое парентификация? Эта смена ролей между родителями и детьми может быть токсичной

Многие специалисты в области психического здоровья, работающие с детьми, используют произведения искусства, чтобы лучше понять своих маленьких пациентов и раскрыть некоторые чувства, которые дети не могут выразить словами. При этом эти профессионалы обнаружили, что даже самые творческие дети, как правило, рисуют одни и те же типы объектов или используют одинаковые цвета, когда испытывают определенные эмоции.

Но не увлекайтесь и не начинайте анализировать каждую строчку, кружок и точку, которые ваши дети наносят на бумагу. Доктор Кристофер Гастингс, психолог, который проводит психологическую оценку детей и подростков более 10 лет и часто использует проективные рисунки для облегчения интерпретации, предостерегает родителей от того, чтобы они не отделяли рисунки своего ребенка от своего ребенка и от того, кем является ребенок как личность. .

Подробнее:   11 Веселых летних занятий и занятий для детей

«При интерпретации детских рисунков очень важно получить некоторый контекст от ребенка, — говорит Гастингс. «В то время как некоторые дети могут бояться определенных монстров, таких как вампиры, некоторые могут этого не бояться. Дети, которые недавно смотрели детский фильм с вампиром в главной роли, могут относиться к ним положительно, но если они недавно смотрели фильм ужасов с вампиром в роли плохого парня, то рисунок будет означать совсем другое».

Если вы изо всех сил пытаетесь понять своего ребенка, эти пять обычных детских рисунков могут многое рассказать об их страхах, надеждах и характере.

Монстры

«Вообще говоря, вампиры и монстры представляют собой могущественных существ, — говорит Гастингс. «Если персонаж находится в центре рисунка, это может означать, что ребенок хочет, чтобы его считали сильным, но также может представлять некоторые серьезные проблемы с тревогой.

«Еще один момент, который следует учитывать, — это то, что ребенку было приказано нарисовать», — продолжает Гастингс. «Если ребенку сказали нарисовать человека, а он нарисовал монстра, это могло быть негативным представлением о себе. Если ребенок просто рисует для собственного развлечения, это можно рассматривать как желание быть более сильным или пугающим».

Дома

Хастингс говорит, что существует множество теорий о том, что дети хотят выразить, когда рисуют дома и другие неодушевленные объекты, такие как радуга и солнце. Однако фигурка домика — один из первых рисунков детей.

«Вообще, мне кажется, когда ребенок рисует дом, он изображает то, как он видит свою домашнюю жизнь», — говорит Гастингс. «Дома могут быть элементами стабильности и структуры, но для детей, выросших из негативного семейного опыта, дом может представлять собой тюрьму. По мере развития дети будут добавлять к дому больше деталей и в конечном итоге нарисуют трехмерный дом, а не двухмерный рисунок.

«Ребенок 6 лет, скорее всего, нарисует типичный квадратный дом с треугольной крышей, тогда как подросток, скорее всего, нарисует дом в более конкретном стиле и, возможно, сделает его трехмерным, показывая также и боковую сторону дома», — говорит Гастингс. «Подростки, которые рисуют двухмерный дом, могут быть эмоционально заторможенными и могли пережить какую-то травму, мешающую их дальнейшему психологическому развитию».

Если вы внимательно посмотрите на иллюстрацию дома вашего ребенка, количество (или отсутствие) окон может дать вам больше информации.

«Чрезмерное количество окон может означать открытость для общения с людьми, но также может быть желанием ребенка, чтобы другие могли «видеть», что происходит в доме», — говорит Гастингс. «Дети, которые открыты для других и имеют здоровые социальные взаимодействия, скорее всего, нарисуют типичную дорожку к входной двери, тогда как дети, которые закрыты, могут даже не нарисовать такой путь к своей двери. Более обычные детали дома обычно означают более позитивное отношение к своему дому и семье».

Солнце

Рисунок желтого смайлика солнца может означать счастливое, удовлетворенное состояние, но не все солнца созданы одинаковыми.

«Обычно детям нравится объяснять свои рисунки, поэтому человек может получить невероятную информацию, просто спросив детей, что означает каждый элемент», — говорит Гастингс. «В целом, изображение полного солнца [является признаком] того, что ребенок счастлив и позитивно смотрит на мир. Частичное солнце, нарисованное в верхнем углу рисунка, могло указывать на признаки беспокойства по поводу авторитетных фигур. Солнце, едва выглядывающее из-за облачного неба, может указывать на признаки депрессии и, возможно, даже чувство безнадежности в их ситуации».

Подробнее:   Летние ночные развлечения, которые понравятся всей семье

Радуги

Хорошие новости: Гастингс говорит, что разноцветные радуги, как правило, являются позитивным посланием и включаются в рисунки детей, которые имеют позитивные точки зрения.

Тревожные фотографии членов семьи

Несколько детских рисунков согревают сердце так, как ряд улыбающихся членов семьи, держащихся за руки. Но когда на кухонном столе появляется изображение папы или мамы, объятых пламенем или тонущих в бассейне, это может быть очень тревожным.

«Рисунки, изображающие определенную сцену с членами семьи (например, утопление), могут быть очень тревожными, и о них нужно узнать», — говорит Гастингс. «Ребенок может нарисовать горящего или тонущего члена семьи, если он недавно смотрел телепередачу или фильм, изображающий это. Это может указывать на то, что у ребенка есть уровень беспокойства по поводу трагической потери члена семьи. Скорее всего, это будет сопровождаться ночными кошмарами и некоторой тревогой разлуки с данным членом семьи.

«Однако бывают случаи, когда ребенок испытывает негативные чувства к члену семьи, а рисунки трагического события символизируют исполнение желания от имени ребенка», — говорит он. «Опять же, здесь можно спросить детей о рисунке, чтобы понять».

Чрезмерное использование одного цвета

Увидев полностью черный рисунок вашего 5-летнего ребенка, вы можете задаться вопросом, не обнаружил ли он Лекарство на 10 лет раньше срока. Преобладающее использование или чрезмерное использование одного определенного цвета может многое рассказать нам о настроении наших детей.

«Синий цвет предполагает депрессию, красный — гнев, но это не всегда так», — говорит Гастингс. «Некоторые дети отдают предпочтение определенному цвету и могут использовать его для замены других естественных цветов. Обеспокоенность должна возникнуть, если вы видите монохромные рисунки, особенно в оттенках серого. Это может указывать на дальтонизм, неврологические проблемы или другие психологические проблемы».

Версия этой статьи была первоначально опубликована в феврале 2016 года.

Введение в психологию детских рисунков

  • DOI: 10.5860/Choice.28-0617
  • CORPUS ID: 14282777
 40084444344444444444 400844 400844. Томас1989АнИТ,
  title={Введение в психологию детского рисунка},
  автор = {Глин В. Томас и Англе М. Дж. Силк},
  год = {1989}
} 
  • Г. Томас, Анжель М. Дж. Силк
  • Опубликовано 1 19 декабря89
  • Искусство

История изучения детского рисунка что такое рисунок? что рисуют дети? какая информация представлена ​​на чертеже? процесс рисования и его эффекты выразительные аспекты рисования от детского искусства к будущим направлениям искусства для взрослых.

Просмотр через Publisher

Новая теория детского рисунка: анализ роли эмоций и движения в графическом развитии.

Детский рисунок как акт самовыражения и его развивающее значение

  • Кимихару Сато
  • Психология, Искусство

  • 2007

Сознание необходимо для полного психологического понимания человеческого разума. В этой статье я предложил рассматривать сознание не как субстанцию, а как атрибуцию,…

Связь между детским производством и пониманием реализма в рисовании

  • Р. Джолли, Э. Нокс, С. Фостер
  • Психология

  • 2000

В двух исследованиях сравнивали способность детей в возрасте от 2 до 14 лет создавать и понимать реалистичность рисунков человеческих фигур. В задании на понимание детей просили выбрать из множества детских…

Когнитивные основы рисования у детей раннего возраста: отношения с языком и воображаемыми спутниками

АННОТАЦИЯ Было высказано предположение, что детские рисунки связаны с их способностями к изображению . Однако исследований когнитивной основы рисования у детей раннего возраста мало. В…

Развитие способности к рисованию, отношение и практика к рисованию детей в школах Steiner и National Curriculum

  • Sarah E. Rose
  • Образование

  • 2014

Диссертация, представленная в Стаффордском университете с частичным выполнением требований на соискание ученой степени доктора философии

Влияние различных материалов для рисования на детские рисунки положительных и отрицательных человеческих фигур. Педагогическая психология, 31, 459-479. Влияние различных материалов для рисования на детские рисунки положительных и отрицательных человеческих фигур

  • Эрик Аронссон
  • Психология

  • 2012

Дети склонны по-разному использовать определенные стратегии рисования, когда их просят нарисовать темы с положительными и отрицательными эмоциональными характеристиками . Однако эти эффекты были установлены только тогда, когда…

Влияние различных материалов для рисования на детские рисунки положительных и отрицательных человеческих фигур

  • Э. Беркитт, М. Барретт
  • Психология

  • 2011

Дети склонны по-разному использовать определенные стратегии рисования, когда их просят нарисовать темы с положительными и отрицательными эмоциональными характеристиками. Однако эти эффекты были установлены только тогда, когда…

Рисование как вербально-опосредованная деятельность: исследование взаимосвязи между вербальными, моторными и зрительно-пространственными навыками и рисованием у детей

  • A. Toomela
  • Психология

  • 2002

В данных исследованиях рисование анализировалось как система, а не как единая способность. Цель состояла в том, чтобы исследовать, влияют ли и какие языковые факторы на производительность рисования и развитие рисунка. В…

Роль стратегического зрительного внимания в развитии детского рисунка.

Было показано, что переход от интеллектуального к визуальному реализму происходил в возрасте от шести до восьми лет и сопровождался спонтанным повышением внимания к рисуночным моделям.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *