Разное

Психология какие есть направления: Направления в психологии

Содержание

Направления в психологии

Арт-терапия

Арт-терапия (от англ. art — искусство; therapy — терапия, лечение, уход, забота) — метод психотерапии, гуманистической психологии, основанный на творческой деятельности и художественных приемах использующий для лечения и психокоррекции. Работает при консультировании и терапии взрослых, детей и подростков.
Техника арт — терапии используется при решении: внутри- и межличностн ые конфликты; кризисные состояния; травмы; экзистенциальные и возрастные кризисы; потери; психосоматические расстройства; невротические расстройства; постсрессовые расстройства; развитие креативности; обнаружение личностных смыслов через творчество; развитие целостности личности; многое другое.

Бихевиоризм

Бихевиоризм — напра вление в психологии изучающее поведение человека и способы влияния на него. Основной механизм поведения — это связь стимула и реакции (S->R).
Основным методом классического бихевиоризма является наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными.
Представители бихевиоризма: Эдуард Торндайк, Джон Бродес Уотсон, Иван Петрович Павлов, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер.

Гендерная психология

Гендерная психология — раздел психологии изучающий закономерности поведения человека в обществе, обусловленное его социальным полом (гендером), биологическим полом и их соотношением. В гендерных исследованиях изучаются такие феномены, как: социализация, дискриминация, предрассудки, социальное восприятие и самоуважение, самовосприятие, возникновение социальных норм и ролей.
Гендер — социальный пол. Это всё что отличает женщин и мужчин и может иметь как биологические корни, так и быть следствием социального научения. Пр. мужское и женское поведение, образ мышления, отношение…

Гештальт-терапия

Гештальт-терапия, гештальт-подход в психотерапии — изобретение Фрица Перлза, синтез психоанализа, психодрамы, биоэнергетики и некоторых идей гештальт-психологии.
Основная роль гештальт-терапевта заключена в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании происходящего «здесь и сейчас», внимании к чувствам-индикаторам потребностей, ограничении попыток интерпретировать события, собственной ответственности клиента за реализацию и за запреты на реализацию потребностей.
Основными приемами работы и техники гештальт-терапии являются: принятие ответственности, осознавание, фокусировка энергии, работа с полярностями.

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология изучает человека в его целостности в едином процессе становления и бытия учитывая его непрерывное развитие и самореализацию, которые являются частью его природы. Считается, что каждый человек уникален и обладает определённой степенью свободы от внешней обусловленности благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе, а так же есть активное, творческое существо, поэтому анализ отдельных случаев более оправдан, чем статистические обобщения. Позже взгляды гуманистического подхода в целом распространились на психотерапевтическую область.

Дифференциальная психология

Дифференциальная психология — раздел психологии, который занимается выделением, изучением и объяснением индивидуальных психологических различий у представителей различных социальных, классовых, возрастных, этнических и др. групп. А так же количественно оценивает, систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики.

Клиент-центрированная психотерапия

Клиент-центрированная психотерапия — метод психотерапии, предложенный Карлом Роджерсом. Первоначально Роджерса интересовали методы, которые способны изменить поведение и его подход к терапии назывался недирективным. Главную роль в своем подходе Роджерс отвёл взаимоотношениям между пациентом и терапевтом, как важнейшее условие эффективного лечения. Карл Роджерс предположил, что человек способен сам изменить свою личность, тогда психотерапевт может быть менее директивным во взаимоотношениях с ним. Основная идея клиент-центрированного подхода — понять самовосприятие клиента. Карл Роджерс, акцентирует роль терапевта, проявляющего открытость, эмпатию, заботу, честность и конгруэнтность, когда он слушает группу или индивида и фасилитирует их рост. Эта философия включает в себя убеждение о том, что каждый человек обладает достоинством, самоценностью и способностью к самоуправлению. Исцеление происходит когда клиент чувствует себя понятым и принятым. Почувствовать себя принятым и понятым — редкий опыт особенно тогда, когда вы испытываете ревность, страх, горе или гнев. И тем не менее, исцеляют именно эти моменты понимания и принятия.

Клиническая психология

Клиническая психология — дисциплина, которая оценивает психическое здоровье, организовывает и проводит научные исследования для понимания психических проблем, а так же разрабатывает проведение и оценку психологической коррекции и помощи (психотерапия). Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, семейное консультирование, семейная психотерапия, индивидуальная психотерапия и различные формы поддержки людей, испытывающих трудности с адаптацией.
Клиническая психология — участвует в решении целого ряда задач в системе здравоохранения, образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на увеличение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, охрану здоровья, гармонизацию психического развития, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.

Когнитивная психология

Когнитивная психология — современное направление возникло как альтернатива бихевиоризму. Исследует познавательные процессы. Для когнитивной психологии предметом научного исследования стало понятие психики, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами.
Современная когнитивная психология состоит из многих разделов: распознавание образов, восприятие, память, внимание, речь, воображение, психология развития, мышление и принятие решения, отчасти искусственный интеллект и в целом естественный интеллект. Модели познавательных процессов дают возможность по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека.
Представители: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.

Коучинг

Коучинг(тренерство) — профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных целей. Основоположник коучинга — Джон Уитмор.
Согласно Международной Федерации Коучинга профессиональный коучинг — это процесс профессиональных отношений партнеров, способствующий достижению наивысших результатов в жизни, в карьере, в бизнесе. Коуч не выступает в качестве консультанта, дающего советы, он профессиональный вдохновитель в поиске решений задач. Коуч поддерживает, раскрывает творческий потенциал каждого клиента и способствует достижению положительных результатов, которые предполагают значительные изменения в жизни клиента. Посредством коучинга клиенты углубляют свои знания, повышают свою эффективность и качество жизни.

Логотерапия

Логотерапия (греч. logos – слово и therapeia – лечение, уход, забота)— это теория и практика психотерапии, разработанная В. Франклом, основанная на предположении, что основной движущей силой в развитие личности является стремление к поиску и реализации смысла жизни.

Нейропсихология

Нейропсихология — научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, направлена на понимание взаимосвязи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. Нейропсихология использует научный метод который и рассматривает отдельные психические процессы, существующие в разуме, как процессы обработки информации. Данная концепция пришла из когнитивной психологии.
Представители: Вильгельм Вундт, Александр Романович Лурия, Борис Митрофанович Величковский.

НЛП

НЛП (Нейролингвистическое программирование) — применяется в различных областях: психотерапии, спорте, рекламе, коучинге, личностном росте, продажах и т. д. Задача НЛП — реальные личностные изменения.
НЛП — это сумма технологий, позволяющая человеку действовать более эффективно в проблемных для него ситуациях. Положительный результат достигается путем овладевания клиентом расширенного выбора ответных поведенческих реакций.

Онтописхология

Онтописхология — это исследование психической деятельности в ее первичной причинности. Её предмет — анализ психической деятельности. Исследование элементарного логического проекта, лежащего в основе феноменологии и психической деятельности.
Онтопсихология относится к экзистенциально-гуманистическому направлению в психологии. Она возникла в результате клинической практики.

Позитивная психотерапия

Позитивная психотерапия — интересное направление в психологии. Основоположником позитивной терапии считают немецкого психолога, психотерапевта Носсрата Пезешкиана. Название метода происходит от латинского слова «positum», что означает: фактическое, данное, имеющееся в наличии.
Краткосрочность, простота языка, системный подход являются безусловными достоинствами данного направления.

Психоанализ, психоаналитический подход

Психоанализ в широком смысле — объяснение поведения человека психологическими причинами в нем самом, которые он сам не осознает.
Психоанализ в более узком смысле (психоаналитический подход) — подход в психологии, когда основные проблемы взрослого поведения объясняются из событий и переживаний его детства.
Задача психоанализа — раскопать самые разнообразные детские переживания, которые могут оказывать влияние на взрослую жизнь.
Представители классического психоанализа: Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер.
Психоаналитический подход используют также: Эрик Берн, Карен Хорни, Николай Козлов.

Психодинамика

Психодинамика — взаимодействие, движение и борьба сил внутри психики человека.
Психодинамический подход — подход, согласно которому психическая жизнь человека — это поверхность, под которой лежит огромное, как у айсберга, основание — бессознательное. А бессознательное живет конфликтами, борьбой внутренних сил. Задача психотерапевта заключается в том, чтобы помочь клиенту осознать эту динамику, осознать свое бессознательное.

Психодрама

Психодрама (греч. drama — действие) — метод групповой работы, разработанный Я. Морено, в котором пациенты попеременно выступают в качестве зрителей и актеров, при чем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью понимания и устранения неадекватных эмоциональных реакций, более глубокого самопознания, отработки социальной перцепции. Для психодрамы важны спонтанность, активность, импровизационность поведения.
Психодрама применяется при неврозах, в том числе детского возраста, при алкоголизме и психосоматических заболеваниях, при обострении психопатий и отклоняющемся поведении подростков. Элементы психодрамы входят в поведенческую психотерапию, деловые игры, социально-психологический тренинг.

Психология спорта

Спортивный пси холог занимается психодиагностикой, групповой работой и привлекает самые современные и прогрессивные методики, позволяющие уравновесить состояние спортсмена и создать благоприятные психические условия для его саморазвития и победы.

Психология труда

Психология труда — это комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида. Это комплекс дисциплин о:

  • психофизиологических, теоретико-методологических и психологических основаниях труда,
  • психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности,
  • профессионально важных качествах индивида как субъекта труда,
  • профессиональных кризисах и деформациях, заболеваниях, деструкциях.

Ребефинг

Ребефинг — дыхательная методика психологической коррекции, духовной трансформации и самоисследования, разработанная Л. Орром и С. Рэй.
Основной элемент ребефинга — это частое, глубокое дыхание без пауз между вдохом и выдохом (связное дыхание). Вдох должен быть активным, произведенным с мышечным усилием, а выдох, напротив, пассивным, расслабленным. На сессии ребефинга вам будет предложено так дышать от получаса до нескольких часов. Что это дает?

  1. Всплытие обычно не замечаемых мышечных зажимов. Тело (лицо, руки, кисти) начинает корежить, возникает напряжение до боли, в итоге все заканчивается очень глубоким мышечным расслаблением с соответствующими позитивными эффектами. Глаза радостные, небо особенно голубое. Эффект напоминает результат расслабления после хорошей бани.
  2. Длительное связное дыхание приводит участников к тому, что возникают измененные состояния сознания. На этом фоне можно исследовать свои всплывающие видения галлюцинации (это очень полезный опыт) и производить эффективные самовнушения.

Сексология

Сексология — научная дисциплина, изучающая все проявления сексуальности человека, включает в себя характеристику нормальной сексуальности, и изучение изменчивости сексуальных практик, а также сексуальные расстройства.

Семейные системные расстановки по Хеллингеру

Семья для человека является главной школой межличностных отношений, накладывающей отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Мы несем в себе послания своей семьи и семейные сценарии. Это наши первичные символы, наш базовый язык, которым мы продолжаем пользоваться и в новых семьях, новых отношениях.
В индивидуальном подходе терапевт прикладывает много усилий для актуализации межличностной проблематики клиента, в семейном подходе акцент терапевтических усилий смещается в сторону увеличения осознанности в отношениях и принятия за них ответственности. Семейная системная терапия может служить прекрасным дополнением к индивидуальной терапии одного из членов семьи. Личностные изменения в этом случае носят более экологичный характер.

Символдрама

Символдрама — (известная также как (КПО) Кататимное переживание образов, метод «сновидений наяву» или Кататимно-имагинативная психотерапия). Эмоционально обусловленное переживание образов. Ханс Карл Лёйнер, автор метода Символдрама. Это метод психотерапии, основная техника которого представление клиентом образа на заданную тему в состоянии расслабления.

Социальная психология

Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности, особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием.

Танатотерапия

Танатотерапия – метод телесно-ориентированной психотерапии, направленный на глубокое расслабление (невозможное при других методах релаксации), во время которого активизируются базовые биологические процессы, способные оздоравливать и восстанавливать организм.

Телесно-ориентированная терапия

Телесно-ориентированная терапия — воздействие на душу через тело. Она направлена на устранение ненужных напряжений, зажимов и на обучение человека быть более расслабленным, отучить его от дурных привычек и вернуться к естественной природной мудрости.
Тело — это дом души, и очень важно, чтобы это дом был уютным. Жизненные трудности не исчезают бесследно, а остаются в теле в виде мышечных зажимов, и если зажимов становится слишком много, жизненная радость сменяется чем-то более серым. Телесно-ориентированные тренинги возвращают телу расслабление и чуткость.

Трансактный анализ

Актуальный способ существования Я-субъекта — это эго-состояние. Выделяются три основных эго-состояния: «Взрослый», «Ребенок» и «Родитель». Человек всегда находится в одном из них вступая во взаимодействие.

Фильмотерапия

Кинотерапия — это направление групповой психотерапии с использованием кино. Этот метод позволяет объединить искусство, культуру и психологию в увлекательный и действенный инструмент для самопознания и личностного роста.

Фототерапия

Фототерапия, или светотерапия — это вид лечения, который заключается в том, что клиент подвергается воздействию солнечного света, или света с определёнными длинами волн от искусственных источников, таких, как светоизлучающие диоды, лазеры, дихроические лампы, флуоресцентные лампы, или же очень яркого света, имеющего полный спектр дневного света, в течение предписанного врачом, времени, а иногда также и в строго определённое время суток. Фототерапия обладает доказанной клинической эффективностью в лечении обыкновенных угрей, сезонного аффективного расстройства, и является частью стандартного лечения при синдроме позднего засыпания. Также фототерапия эффективна в лечении несезонных депрессий и оказывает определённый положительный эффект при псориазе, экземе, нейродермите.

Холотропное дыхание

Холотропное дыхание — это разновидность интенсивного дыхания плюс музыка и наводки ведущего в стиле эриксоновского гипноза.
Метод психотерапии разработанный американскими трансперсональными психологами Кристиной и Станиславом Гроф.
В процессе дыхания «погружение в подсознание» и остановка «внутреннего диалога», возможность «открыть и пережить конфликты, глубинные травмы и жизненные ситуации», и «освободиться» от них.

Экзистенциальная психотерапия

Экзистенциальная психотерапия родилась на стыке психологии и экзистенциальной философии, которые сосредоточены на жизни человека в неразрывной связи с миром и другими людьми (тут-бытие, бытие-в-мире, бытие-вместе).

Эриксоновский гипноз

Эриксоновский гипноз — недирективный гипноз, разработанный Милтоном Эриксоном. В этой разновидности гипноза человек концентрируется на своих внутренних переживаниях и на время не воспринимает окружающую реальность, незаметно для себя входит в транс.
Милтон Эриксон считал транс естественным состоянием человека, и необходимым ему для обработки внутреннего опыта. Гипнотический транс терапевтичен и сам факт пребывания в трансе оказывает полезное воздействие на разрешение множества проблем.
Эриксоновская гипнотерапия — это одна из самых эффективных и экономичных терапевтических практик. Владение техниками эриксоновского гипноза дает возможность успешно работать с широким спектром психологических, соматических и психосоматических проблем.

Основные направления психологии

После выделения психологии в середине XIX в. в самостоятельную научную дисциплину произошла ее дифференциация на несколько направлений (или течений). Основные направления развития психологии в XX в.:

• бихевиоризм;
• психоанализ, или фрейдизм;
• гештальтпсихология;
• гуманистическая психология;
• генетическая психология;
• индивидуальная психология;
• и другие.

Бихевиоризм – одно из ведущих направлений, получившее широкое распространение в разных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсен (1878–1958). В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно. В качестве основных задач ставились следующие: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул. Согласно бихевиоризму человеку присуще относительно небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т.п.), над которыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «сценариев» поведения. Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»). Удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится.

Психоанализ, или фрейдизм – общее обозначение различных школ, возникших на базе психологического учения З. Фрейда (1856–1939). Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное. Его ядром является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. По мнению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от сознания. Он создал метод психоанализа, основой которого является анализ ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и т. д. С точки зрения З. Фрейда, корни поведения человека находятся в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования человека отводится его сексуальным инстинктам и влечениям.

Гештальтпсихология – одно из крупнейших направлений зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых неделимых образов – «гештальтов». Предметом изучения стали закономерности формирования, структурирования и трансформации психического образа. Первые экспериментальные исследования гештальтпсихологии были посвящены анализу восприятия и позволили в дальнейшем выделить ряд феноменов в этой области (например, соотношение фигуры и фона. Главные представители этого направления – М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка.

Гуманистическая психология – направление зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и в России. Главным предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В рамках гуманистической психологии заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу (1908–1970). Согласно его теории все потребности выстраиваются в своеобразную «пирамиду», в основании которой лежат низшие, а на вершине – высшие потребности человека (рис. 11. Ведущие представители этого направления: Г. Олпорт, К. Роджерс, Ф. Бэррон, Р. Мэй.

Генетическая психология – учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже (1896–1980) и его последователями. Предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка, главная задача – исследование механизмов познавательной деятельности ребенка. Интеллект исследуется как показатель индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность.

Индивидуальная психология – одно из направлений психологии, разработанное А. Адлером (1870–1937) и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности.

Психология прошла длинный путь становления. На протяжении всего развития психологической науки в ней параллельно развивались разные направления. Учения, основанные на материалистических взглядах, прежде всего, способствовали развитию естественнонаучного понимания природы психических явлений и становлению экспериментальной психологии. В свою очередь, благодаря идеалистическим философским воззрениям в современной психологии рассматриваются такие проблемы, как нравственность, идеалы, личностные ценности и др.

Источник: Луковцева А. К. «Психология и педагогика. Курс лекций»

Карпов А. В. — Психология труда

В учебнике изложены основы психологии труда в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта по данной дисциплине. Подробно рассмотрены основные разделы психологии труда, ее главные…

Ромек В. Г. — Поведенческая психотерапия

В книге «Поведенческая психотерапия» впервые в нашей стране представлены теоретические и экспериментальные основы применения в психотерапии одного из ведущих направлений современной психологии — бихевиоризма.

Гальперин П. Я. — Хрестоматия по истории психологии

«Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса» содержит статьи и фрагменты программных проектов ведущих представителей основных направлений зарубежной психологии — бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа,…

Психология личности: основные понятия и теории

Понятие о личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность. Структура личности по К.К. Платонову. Теории личности: психоанализ, бихевиоризм, когнитивные теории, гуманистические теории, интеракционистские теории. Иные…

Психология следования инструкциям и ее значение

Am J Pharm Educ. 2020 авг.; 84(8): ajpe7779.

doi: 10.5688/ajpe7779

, Pharmd, A , BS, A и, PhD A, B

Авторская информация Примечания к лицензии и лицензии. инструкции является важным аспектом повседневной жизни. В зависимости от обстановки и контекста следование инструкциям приводит к результатам с разной степенью воздействия. В клинических условиях выполнение инструкций может повлиять на жизнь или смерть. В контексте академической среды следование инструкциям или их невыполнение может помешать общему обучению и развитию желаемых навыков. Интуитивно можно подумать, что для следования инструкциям требуется просто прочитать инструктивный текст или обратить пристальное внимание на словесные указания и после этого выполнить намеченное действие. В этом комментарии представлен краткий обзор когнитивной архитектуры, необходимой для выполнения инструкций, и исследуется социальное поведение и способ обучения как факторы, влияющие на эту способность.

Ключевые слова: следование инструкциям, рабочая память, метапознание, социальная психология, метод обучения

Следование инструкциям – важная способность к практике в повседневной жизни. В академической среде следование инструкциям может повлиять на оценки, изучение предмета и правильное выполнение навыков. В этом комментарии мы даем обзор основных факторов, влияющих на способность человека следовать инструкциям. Мы переводим эти выводы из психологической литературы в практические рекомендации, которым следует следовать в образовательной среде.

Литература о следующих инструкциях впервые появилась в конце 1970-х годов. 1 Исследователи наблюдали за группой домохозяек, которые предпочитали возиться с новым бытовым прибором, чтобы начать его использовать, или смотреть демонстрационный видеоролик о том, как его настроить, а не читать прилагаемую инструкцию по эксплуатации. С тех пор были исследованы многочисленные факторы, влияющие на выполнение инструкций, в том числе объем рабочей памяти человека, 2-6 социальные правила, 7-9 эффекты истории, 7 саморегулируемое поведение, 10,11 и формат инструкции. 3,6 Хотя эти факторы не полностью независимы друг от друга, они требуют отдельного внимания, чтобы лучше понять их влияние на выполнение инструкций.

Рабочая память и последующие инструкции

Рабочая память — это верстак мозга, связывающий восприятие, внимание и долговременную память. 12,13 Например, в классе учащиеся могут получать информацию визуально со слайдов и/или на слух из повествования инструктора. Однако только те элементы, на которые учащиеся обращают внимание в окружающей среде, попадают в их рабочую память. Затем эти элементы обрабатываются, что приводит к формированию ментального представления (то есть кодированию), которое эффективно перемещается из рабочей памяти в долговременное хранилище. Таким образом, производительность рабочей памяти является важным посредником между восприятием и обучением. Поскольку объем рабочей памяти ограничен, 14 На способность человека следовать инструкциям может повлиять, если учебная нагрузка превышает эту способность, что в конечном итоге приводит к потере информации (для получения дополнительной информации изучите теорию когнитивной нагрузки 15,16 ). Эта потеря информации может быть более выраженной, когда задача должна быть выполнена немедленно, а скорость представления инструкций не может контролироваться пользователем. Представьте себе студента по имени Деннис. Во время занятий Деннис нервничает из-за предстоящего экзамена, и это эмоциональное состояние поглощает его рабочую память, что в этот момент приводит к снижению производительности рабочей памяти. В результате, когда профессор дает устные инструкции для предстоящего задания, объем учебной нагрузки превосходит способность Денниса удерживать эти инструкции в своей рабочей памяти. Поскольку он не может удержать эти инструкции, он с меньшей вероятностью сохранит их в своей долговременной памяти и не сможет ссылаться на них позже при выполнении задания. Подводя итог, можно сказать, что способность хранить инструкции в рабочей памяти необходима для выполнения желаемой функции; таким образом, низкая производительность рабочей памяти может поставить под угрозу способность учащегося следовать инструкциям. 2 Если учащийся не может обрабатывать или удерживать инструкции в рабочей памяти, он, вероятно, не сможет правильно выполнить данное задание.

В этой ситуации учащемуся могут помочь две возможные стратегии. Одна из стратегий состоит в том, чтобы учащийся немедленно действовал в соответствии с полученной информацией. 17 Распространенным примером этого является метод обучения, который представляет собой практику разыгрывания. Практика разыгрывания продемонстрировала большее сохранение новой информации. 4,5 Это направление исследований показало, что точность припоминания инструкций повышалась, когда сразу после инструкции выполнялись действия как на начальной фазе обучения (т. е. кодирование), так и позже во время припоминания. Вторая стратегия заключается в использовании различных форм инструкций (например, письменных и устных), что позволяет учащемуся контролировать скорость презентации. Если учащийся может контролировать скорость, он может просмотреть инструкции по мере необходимости или двигаться медленнее, чтобы полностью закодировать инструкции. 18,19

Социальные правила и последствия истории

Следование инструкциям — это поведение, а человеческое поведение в большинстве случаев зависит от социального контекста. Частью социального контекста является присутствие другого человека. Эффект простого присутствия — это явление, при котором человеческое поведение меняется, когда рядом находится другой человек. 9 Присутствие другого человека может сделать человека более податливым. Быть более или менее податливым, или податливостью , описывает поведение, которое контролируется социально опосредованным последствием. Например, если инструктор говорит учащемуся написать свое имя в верхней части контрольного листа, а учащийся делает это, чтобы получить одобрение инструктора, это уступка, и учащийся уступчив. Представьте себе студентку Анжелу. Она следует инструкциям, потому что считает, что это профессиональное ожидание от ее наставников и коллег. Анжела будет уступчивой, потому что выполнение инструкций имеет социальные последствия. Однако для этого инструктор должен следить за выполнением задания, обладать способностью налагать последствия и наблюдать за влиянием последствий на студента. Донадели и коллеги 8 исследовали влияние величины невербальных последствий, мониторинга и социальных последствий на выполнение инструкций. Они заметили, что присутствие наблюдателя и социальный выговор за несоблюдение инструкций улучшали показатели, с которыми люди следовали инструкциям. Это говорит о том, что социальные конструкции, такие как следование авторитетным фигурам и страх выговора, могут быть движущими силами, побуждающими людей следовать указаниям.

Существует два возможных способа устранения социальных последствий следования инструкциям. Первый способ — установить ожидание профессионализма, объяснив, почему важно следовать инструкциям. Это согласуется с аспектами теории социальной идентичности. 20,21 Второй способ – создать страх выговора. В этом случае преподаватели возлагают на студентов ответственность за соблюдение правил. Это может быть связано с форматированием задания, сроками выполнения задания или другими аспектами, которые могут быть связаны со штрафом.

Выполнение инструкций зависит от присутствия другого человека, даже если в прошлом не было поощрения за такое поведение, что позволяет предположить, что учебный контроль может быть усилен социальными непредвиденными обстоятельствами. 7,8 Однако социальные правила могут привести к историческим последствиям. Если учащиеся никогда не получают обратную связь или последствия своей неспособности следовать инструкциям, эффекты истории диктуют, что они будут продолжать это поведение. Теперь представьте студентку по имени Эмбер. Эмбер записала инструкции во время занятий, но не следовала им, потому что в целом она хорошо справляется со своими заданиями, несмотря на то, что не полностью следует инструкциям. Таким образом, она воздерживалась от соблюдения правил, потому что последствия не были связаны с их несоблюдением.

Метапознание и саморегуляция

Выполнение инструкций также зависит от саморегуляции, т. е. осознания человеком своего поведения, позволяющего действовать таким образом, чтобы оптимизировать свои долгосрочные интересы. 22 Для этого человек должен осознавать свои мысли и действия. Это осознание играет роль в метакогнитивном мониторинге, или мониторинге человеком собственных мыслей и поведения.

Метапознание было описано как мышление о мышлении. 23 По своей сути речь идет о планировании, контроле за ходом выполнения и оценке завершения процесса. Например, если учащегося просят провести собрание журналистского клуба, этап планирования будет включать понимание того, что требуется для успешного завершения собрания журналистского клуба. Это может включать время, необходимое для завершения или где искать статью. Фаза мониторинга — это осознание возможности просмотреть статью и извлечь ключевую информацию. Заключительная часть, оценка, включает в себя проверку работы, чтобы определить, были ли достигнуты цели.

Представьте себе студента по имени Крейг. Крейг записал инструкции для задания, но после выполнения задания он не просматривал инструкции, чтобы убедиться, что следует им правильно. Он не смог следить за своим прогрессом. Таким образом, способность к метакогнитивному осознанию может быть ключевым моментом в следовании инструкциям. В этом случае люди могут не следовать инструкциям, потому что они плохо следят за своим обучением. 22,24-28 Учащиеся могут не спланировать должным образом перед выполнением своего задания, например, заранее прочитав инструкции. Далее, они могут не следить за своим прогрессом во время выполнения задания. И, наконец, когда учащиеся считают, что выполнили задание, они не могут вернуться и прочитать инструкции, чтобы убедиться, что они оправдали все ожидания. Чтобы помочь им в этом и других аспектах обучения, учащимся может потребоваться использовать подотчетность (социальные правила) в качестве основного источника мотивации. Без ответственности учащиеся могут не следовать инструкциям, тем самым закрепляя плохие метакогнитивные навыки, что приводит к незнанию того, что они знают, чего они не знают, и процесса исправления ошибок. Стратегией может быть использование контрольных списков, чтобы помочь учащимся следить за своими мыслями во время процесса (см. Таннер 9).0007 29 и Медина и коллеги 30 для обзора методов развития метапознания).

Устные и письменные инструкции

Изучая передовой опыт передачи инструкций учащимся, инструктор должен решить, лучше ли сохранять и применять инструкции, если они получены в устной или письменной форме. На сегодняшний день нет опубликованных исследований, в которых изучалось, дает ли один формат больше преимуществ по сравнению с другим; однако в одном исследовании изучались оба формата в отношении рабочей памяти. 6

Письменные инструкции эффективны, поскольку они могут содержать большое количество деталей, которые учащиеся могут быстро читать. Таким образом, практически для всех электронных устройств можно найти пошаговые инструкции. Несмотря на то, что существует большое количество литературы, описывающей механизмы того, как мы читаем, есть несколько важных моментов, которые следует подчеркнуть. 6 При чтении и выполнении инструкций человек будет действовать в той же последовательности, в которой действия представлены в тексте. В телешоу «МАШ» (сезон 1, серия 20) одному из персонажей было приказано «…перерезать провода, ведущие к предохранителю часового механизма в голове, но сначала вынуть предохранитель». Перед тем, как снять предохранители, он перерезал провода. Он действовал в той же последовательности, в которой были представлены инструкции, но не следовал фактическим инструкциям. Это поднимает важный вопрос: люди с большей вероятностью запомнят инструкции, когда порядок соответствует тому, как происходят события. 6 Написание инструкций в соответствии с последовательностью действий, которые должен предпринять читатель, может привести к лучшим результатам. Например, «сделай А, прежде чем делать Б» — это более совершенная форма формулировки инструкций, чем утверждение «перед тем, как сделать А, сделай Б», как показано в приведенном выше сценарии.

Устные инструкции полезны при личном общении (например, в классе). Устные инструкции обрабатываются через фонологический цикл, компонент рабочей памяти, ориентированный на вербальную информацию, который является более гибким и удобным. По сути, слушание требует меньше усилий, чем чтение. Устные слова также можно сочетать с наглядными пособиями для руководства действиями, например, при измерении артериального давления или проведении иммунизации. 6 Примечательно, что люди не могут одновременно читать и следить за визуальными объектами. Объединение текста с изображениями может быть более обременительным для рабочей памяти, чем сочетание произнесенных слов и изображений. Недостатком, связанным с произнесением слов, является скорость представления. В то время как скорость чтения текста может контролироваться конечным пользователем, скорость речи инструктора — нет. Фонологическая петля опосредует способность удерживать и обрабатывать слуховую информацию. 13,31 Элементы (биты информации) в фонологическом хранилище могут быстро распадаться, а поскольку элементы обычно выстраиваются в цепочку таким образом, что элемент предшествует следующему элементу, 31 один потерянный шаг может привести к потере всех последующих шагов (например, если учащийся не может вспомнить шаг 3, он вряд ли вспомнит какой-либо последующий шаг). Чтобы предотвратить эту потерю, люди склонны «репетировать» выполнение инструкций, повторяя их про себя. 3 Доступ как к письменным, так и к устным инструкциям может оказаться полезным, поскольку в случае пропуска устных инструкций можно обратиться к письменным инструкциям.

Несколько факторов могут повлиять на способность учащегося следовать инструкциям. Рекомендации по увеличению вероятности того, что учащиеся будут следовать инструкциям, доступны в литературе (). Хотя эти условия могут не гарантировать успеха, эти рекомендации должны повысить вероятность того, что большинство учащихся будут следовать инструкциям. Хотя мы не можем экстраполировать из современной литературы, является ли тот или иной способ доставки инструкций предпочтительнее другого, мы можем применить некоторые из этих выводов к студентам-фармацевтам в учебной среде, где инструкции используются для руководства выполнением поставленных задач. Первое, что может сделать инструктор, — дать как письменные, так и устные инструкции. Эти инструкции должны быть краткими, написаны понятным для учащихся языком и даны в порядке выполнения (т. е. шаг А, затем шаг Б). Студенты могут читать (и перечитывать письменные инструкции), что должно свести к минимуму ошибки, возникающие в результате невнимательности или недостаточной рабочей памяти. Несмотря на то, что учащийся отвлекается, когда даются устные инструкции, он может просматривать письменные инструкции в самостоятельном темпе, что снижает когнитивную нагрузку и увеличивает вероятность их запоминания. Преподаватель может затем использовать метакогнитивный мониторинг и оценить понимание студентом инструкций, включив контрольный список в задание, т. е. стратегию, помогающую Крейгу контролировать его обучение и проверять свою работу (так же, как в журналах есть контрольные списки для авторов). Наконец, инструктор должен наказывать студентов за несоблюдение инструкций, тем самым используя социальный контекст для усиления их потребности следовать инструкциям. Эмбер получает выгоду, узнав, что несоблюдение инструкций чревато последствиями. Для Денниса и Крейга угроза наказания в виде потерянных баллов может побудить их просмотреть инструкции, чтобы убедиться, что они правильно выполнили свою работу, процесс, который может улучшить их внимание (Деннис) и метакогнитивный мониторинг (Крейг).

Таблица 1.

Распространенные ошибки при следовании инструкциям и рекомендации по повышению вероятности выполнения инструкций

Открыть в отдельном окне

1. Райт П., Уилкокс П.
Следование инструкциям: исследовательская трисекция императивов. В: Levelt WJM, FLores d’Arcais GB, ред. Исследования восприятия языка. Нью-Йорк: Уайли; 1978. [Google Scholar]

2. Бергман-Натли С., Клингберг Т.
Влияние тренировки рабочей памяти на рабочую память, арифметику и выполнение инструкций. Психолог Рез. 2014;78(6):869-877. [PubMed] [Google Scholar]

3. Yang T-x, Allen RJ, Gathercole SE.
Изучение роли ресурсов рабочей памяти в выполнении устных инструкций. J Cogn Psychol. 2016;28(2):186-198. [Google Scholar]

4. Ярославская А.Дж., Гатеркол С.Е., Аллен Р.Дж., Холмс Дж.
Следование инструкциям из рабочей памяти: почему действие при кодировании и воспроизведении помогает?
Познание памяти 2016;44(8):1183-1191. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

5. Jaroslawska AJ, Gathercole SE, Logie MR, Holmes J.
Следование инструкциям в виртуальной школе: играет ли роль оперативная память?
Познание памяти 2016;44(4):580-589. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

6. Ян Т.
Роль рабочей памяти в выполнении инструкций. Издательство ProQuest Dissertations Publishing — Диссертация; 2011. [Google Scholar]

7. Kroger-Costa A, Abreu-Rodrigues J.
Влияние исторических и социальных переменных на выполнение инструкций. Психологическая запись. 2012;62(4):691-706. [Google Scholar]

8. Донадели Дж.М., Страпассон Б.А.
Влияние мониторинга и социальной поддержки на выполнение инструкций студентами бакалавриата. Психологическая запись. 2015;65(1):177-188. [Академия Google]

9. Герин Б.
Эффекты простого присутствия у людей: обзор. J Exp Soc Psychol. 1986;22(1):38-77. [Google Scholar]

10. de Bruin ABH, van Gog T.
Совершенствование самоконтроля и саморегуляции: от когнитивной психологии к классной комнате. Учиться Инструктировать. 2012;22(4):245-252. [Google Scholar]

11. Bruin ABH, Dunlosky J, Cavalcanti RB.
Мониторинг и регулирование обучения в медицинском образовании: необходимость прогнозирующих сигналов. мед. образования. 2017;51(6):575-584. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

12. Баддели А.
Рабочая память. Текущая биол. 2010;20(4):R136-R140. [PubMed] [Google Scholar]

13. Коуэн Н.
Рабочая память лежит в основе когнитивного развития, обучения и образования. Educ Psychol Rev. 2014; 26 (2): 197–223. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

14. Коуэн Н.
Волшебное число 4 в кратковременной памяти: переосмысление умственной емкости памяти. Behav Brain Sci. 2001;24(1):87-114. [PubMed] [Google Scholar]

15. Van Merriënboer JJG, Sweller J.
Теория когнитивной нагрузки в медицинском профессиональном образовании: принципы и стратегии разработки: теория когнитивной нагрузки. мед. образования. 2010;44(1):85-93. [PubMed] [Google Scholar]

16. Young JQ, Van Merrienboer J, Durning S, Ten Cate O.
Теория когнитивной нагрузки: последствия для медицинского образования: Руководство AMEE № 86. Med Teach. 2014;36(5):371-384. [PubMed] [Google Scholar]

17. Аллен Р.Дж., Уотерман А.Х.
Как разыгрывание влияет на способность следовать инструкциям в рабочей памяти?
Познание памяти 2015;43(3):555-561. [PubMed] [Google Scholar]

18. Греч В.
Применение теории мультимедийного обучения Майера к медицинским презентациям слайд-шоу PowerPoint. J Visual Comm Med. 2018;41(1):36-41. [PubMed] [Академия Google]

19. Майер Р.Е.
Применение науки об обучении: основанные на фактических данных принципы разработки мультимедийного обучения. Я психол. 2008;63(8):760-769. [PubMed] [Google Scholar]

20. Джа В., Брокбанк С., Робертс Т.
Структура для понимания упущений в профессионализме среди студентов-медиков: применение теории запланированного поведения к пригодности к практическим случаям. акад. мед. 2016;91(12):1622-1627. [PubMed] [Google Scholar]

21. Берфорд Б.
Групповые процессы в медицинском образовании: изучение теории социальной идентичности. мед. образования. 2012;46(2):143-152. [PubMed] [Академия Google]

22. Зицманн Т., Эли К.
Метаанализ саморегулируемого обучения в сфере профессионального обучения и образования: что мы знаем и куда нам нужно двигаться. Психологический бык. 2011;137(3):421-442. [PubMed] [Google Scholar]

23. Flavell JH.
Метапознание и когнитивный мониторинг: новая область исследования когнитивного развития. Я психол. 1979;34(10):906-911. [Google Scholar]

24. Даннинг Д., Хит С., Сулс Дж. М.
Неправильная самооценка: последствия для здоровья, образования и работы. Психологическая наука, представляющая общественный интерес. 2004;5(3):69-106. [PubMed] [Google Scholar]

25. Корнелл Н., Бьорк Р.А.
Обещания и опасности саморегулируемого обучения. Psychonom Bull Rev. 2007;14(2):219-24. [PubMed] [Google Scholar]

26. Дунлоски Дж., Липко А.Р.
Метапонимание: краткая история и как повысить его точность. Curr Dir Psychol Sci. 2007;16(4):228-232. [Google Scholar]

27. Данлоски Дж., Роусон К.А.
Излишняя самоуверенность приводит к неуспеваемости: неточная самооценка подрывает обучение и удержание учащихся. Учиться Инструктировать. 2012;22(4):271-280. [Академия Google]

28. Бьорк Р.А., Дунлоски Дж., Корнелл Н.
Саморегулируемое обучение: убеждения, техники и иллюзии. Энн Рев Психол. 2013;64(1):417-44. [PubMed] [Google Scholar]

29. Таннер К.Д.
Развитие студенческого метапознания. CBE Life Sci Educ. 2012;11(2):113-120. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

30. Медина М.С., Каслберри А.Н., Перский А.М.
Стратегии улучшения метапознания учащихся в профессиональном медицинском образовании. Am J Pharm Educ. 2017;81(4):78. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

31. Баддели А.Д., Ларсен Д.Д.
Фонологическая петля разоблачена? комментарий к свидетельствам «перцептивно-жестовой» альтернативы. Quart J Exp Psychol. 2007;60(4):497-504. [PubMed] [Google Scholar]

Можете ли вы приобрести чувство направления?

Как я уже упоминал в предыдущем посте, у меня было жалкое чувство направления. Я не мог найти выход из пресловутого бумажного мешка. Если бы я вел машину и приближался к перекрестку с незнакомого угла, я бы понятия не имел, где нахожусь. Я был постоянно дезориентирован и легко расстраивался. Могу ли я улучшить свое чувство направления?

Несколько недель назад я прочитал очень интригующую статью в журнале New York Times. Согласно этой статье, разные языки и культуры по-разному обрабатывают местоположение и направление. Чтобы описать местоположение объекта, вы можете использовать «эгоцентрические» направления, то есть вы можете указать местоположение относительно вашего собственного тела. Например, вы можете сказать: «Стол справа от меня». В качестве альтернативы вы можете описать местоположение объекта по отношению к внешним признакам, то есть вы можете сказать: «Стол находится на севере». В некоторых языках и культурах направления компаса используются почти исключительно для описания местоположения объекта. Люди, выросшие в этих культурах, всегда знают, где север, а где юг.

До недавнего времени я понятия не имел, что находится к северу от меня или к югу. Я локализовал почти все относительно своего собственного тела. Это не лучший способ построить мысленные карты окружающей среды, поскольку то, что находится справа или слева от вас, меняется с каждым поворотом или поворотом вашего тела.

Я размышляла над этой проблемой прошлой весной, когда, к моему удивлению, на День Матери мой муж Дэн преподнес мне особенный подарок — шапку-датчик севера! Этот подарок был основан на поясе feelSpace, описанном в журнале Wired. В устройстве feelSpace 13 датчиков распределены по ремню, и датчик, обращенный на север, вибрирует, таким образом давая владельцу постоянное обновление информации о том, где находится север. В мою шляпу Дэн встроил электронный компас, микропроцессор и мотор. Когда передняя часть шляпы была обращена на север, двигатель вращался и вибрировал. Я мог держать мотор в руке или засунуть его в шляпу. Каждый раз, когда я смотрел на север, я чувствовал жужжание.

Итак, я начал везде ходить со своим компасом. Как видно на фото, мой муж выбрал действительно нелепую шапку, но мне было все равно. Я был полон решимости посмотреть, смогу ли я развить чувство направления.

Наиболее распространенной адаптацией к любому дефициту является избегание. Итак, если вы не очень хорошо играете в теннис, вы, вероятно, избегаете играть в теннис, что только усложняет этот вид спорта. Я всегда был дезориентирован, поэтому избегал ходить в незнакомые места даже в своем маленьком городке. Таким образом, конечно, я никогда не работал над своими навигационными навыками. Теперь, со своим компасом, я принялся за эту проблему с интенсивностью и энтузиазмом. Куда бы я ни пошел, я думал о том, в каком направлении я иду, а затем поворачивал голову или шляпу так или иначе, чтобы определить, знаю ли я, где находится север. Для меня это была очень тяжелая работа, но она окупилась. После нескольких недель ношения моей шляпы с компасом на очень знакомых тропах я предвкушал жужжание, когда поворачивал на север. Я даже ожидал этого жужжания, когда на мне не было шляпы. Еще через несколько недель, даже без шапки, я автоматически думал о своем местонахождении по компасу и представлял свое местоположение на ментальной карте. В последнем посте я описал людей, в порядке возрастания направленной компетентности, как НЕВЕЖЕСТВЕННЫХ, РАЗВЕДЧИКОВ и НАТУРАЛЬНЫХ. Я прошел путь от НЕВЕЖЕСТВЕННОГО до РАЗВЕДЧИКА.

Я разработал определенные стратегии для измерения севера. Например, в полдень в северном полушарии, когда солнце находится более или менее над головой, оно находится на юге, поэтому ваша тень (очень короткая в полдень) указывает на север. Утром север находится справа от вашей тени, а днем ​​север слева. Я сделал иллюстрацию этого. Возможно, если бы я была девушкой-скаутом, я бы усвоила эти подсказки в молодости, но мне приходилось обдумывать их, гуляя со своей шляпой-компасом.

Теперь я лучше ориентируюсь, и это прекрасное чувство. Я чувствую себя более уверенно и защищенно и с большей вероятностью отправлюсь куда-нибудь в новое место. Впервые мне нравятся большие города. Мне также интересно, не влияет ли эта способность мыслить «аллоцентрически» на жизнь другими способами. У меня есть друг, которого я назову Пэтти, у которого прекрасное чувство направления. Однажды, когда я впервые работал над своим чувством направления, мы с Пэтти были пассажирами в машине. Пока машина поворачивала то в одну, то в другую сторону, я продолжал спрашивать ее, где находится север. Ей приходилось извиваться в разные стороны, чтобы продолжать указывать на север, но она сказала мне: «Сью, север не меняется. Он всегда в одном и том же месте». Конечно, она была права. Сколько бы мы ни поворачивали в машине, север не двигался. Пэтти все время думает аллоцентрически, не только о пространстве, но и о жизни в целом. Она всегда видит общую картину. Ее жизнь не лишена трудностей, но она всегда рассматривает свои беды в широком, глобальном контексте.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *