Приемы и принципы критического мышления
То, что происходит сейчас в новостной повестке, – отличный инструмент влияния на психическое состояние человека. Если вы вовлекаетесь, вас буквально раздавливает не только количеством негатива, но и объемами информации.
Именно поэтому сейчас так важно строго ограничить потребление новостей. Выделите 1-2 раза в день несколько минут на новости, а в остальное время лучше занять свое сознание чем-то другим. Так вы ограничите себя от лишнего шума и сбережете нервы.
Вернемся к новостной повестке. У этой ситуации есть и обратная сторона – это хороший повод потренировать свое критическое мышление, научиться не воспринимать все за чистую монету, сомневаться и искать достоверные источники.
Итак, сегодняшний наш дайджест о критическом мышлении, о способах развития, а также о других феноменах и особенностях мышления, которые актуальны сейчас как никогда.
📊 Некоторые цифры
58%
– россиян считают, что уместно критиковать человека, если он потерпел неудачу [Анкетолог, 2021].
53%
– россиян считают, что критика может быть необъективной [Анкетолог, 2021].
52%
– россиян регулярно сталкиваются с критикой в свой адрес [Анкетолог, 2021].
✅ Тест «Есть ли у вас предубеждения?»
Даже если мы считаем, что оцениваем ситуацию или человека объективно, это еще не означает, что все на самом деле так. На наше восприятие могут влиять стереотипы, предубеждения и другие факторы. И для любого человека большое достижение, если он понимает, что его восприятие что-то искажает. Наш небольшой тест поможет вам узнать, есть ли у вас предубеждения и стоит ли поработать над своим мышлением.
Пройти тест
🎬 Конкретно и по делу
В этом видео вы узнаете про важные приемы и принципы критического мышления, без которых в современном мире человек рискует быть обманутым, в том числе самим же собой. Вы получите ответы на вопросы: «Что такое критическое мышление?», «Как мыслить критически?» и «Как развить критическое мышление?»
Полезные материалы
Неумение критически мыслить приводит к тому, что человек не в состоянии определить для себя вкусовые предпочтения, политические, мировоззренческие и т. д., отделить их от того, что лично ему чуждо.
Если же кто-то и имеет представление о «своих» предпочтениях, то боится их высказывать и даже придерживаться: критичность мышления в нынешнем обществе сама подвергается критике. «Как вы можете высказываться плохо о другой музыке?!», «Ты критикуешь политика, но что сделал ты сам?», «Вы нетолерантны!» Но такие высказывания выдают людей податливых, неэнергичных, лишенных энтузиазма, доверчивых и опустошенных.
В этом блоке разбираемся, как устроено критическое мышление, что оно собой представляет и что нужно делать, чтобы его развить:
- «Понимающая социология Макса Вебера»
- «Критическое мышление. Как ему научиться?»
- «Развитие критического мышления (советы Дайаны Халперн)»
- «Критический анализ информации»
- «Критический анализ информации: быстро и просто»
- «Простые способы улучшения аналитических способностей»
- «Как развить стратегическое мышление»
- «Предубеждение: ментальный яд»
- «Причины предубеждения»
- «Индоктринация: что это такое и как от нее защититься?»
- «Искажения восприятия и понимания в процессе общения»
- «Социальные стереотипы»
🙃 Для любознательных
Если представить навык критического мышления как «золотую середину», то крайними полюсами будет полное отсутствие личного мнения, конформность, податливость – с одной стороны, и цинизм, критиканство и негативное мышление и поведение – с другой.
В этом блоке рассматриваем разные особенности мышления, которые влияют на наш образ мыслей, принятие решений и отношения с социумом:
- «Как приглушить внутреннего критика»
- «Как избавиться от внутреннего критика»
- «Как научиться давать конструктивную критику»
- «4 способа приглушить негативный внутренний голос»
- «5 стратегий для развития критического мышления»
- «Как избавиться от зависти»
- «Мыслительные шаблоны, приводящие к депрессии»
- «Развитие умения владеть собой»
- «Преодоление негативного поведения»
- «Искусство переговоров в деловом общении»
- «Что такое толерантность и как ее развить»
- «Когда нужно следовать своей интуиции?»
- «Цинизм»
- «Как перестать зависеть от чужого мнения»
- «Как избежать группового мышления»
📝 Упражнение «Открытость ума»
Осуждать, мыслить узко и стереотипно – если вы желаете избавиться от этих вещей, выполняйте простое упражнение. Дайте себе немного времени на размышления, отложите в сторону все заботы, расслабьтесь, мысленно сделайте шаг назад и подумайте о том, кем вы являетесь как личность и откуда проистекают все ваши мысли и суждения.
Вот несколько вопросов, которые помогут вам рассуждать в нужном ключе:
- В какой сфере мои взгляды наиболее тверды?
- В какие моменты я рассуждал(-а) чрезмерно резко?
- На чем основываются мои взгляды и рассуждения: на фактах, опыте, воспитании, мнении других людей?
- Все ли мои взгляды и рассуждения верны и справедливы на 100%?
Ответив на эти вопросы, вы сможете выявить свои предубеждающие мысли и их причины. Ну а что с ними делать, решать только вам. Мы же советуем отказываться от всего, что не позволяет мыслить и рассуждать свободно и максимально объективно.
Это полезно
Если вы хотите освоить критическое мышление, приходите на онлайн-курс «Когнитивистика». Помимо этого типа мышления, вы научитесь и многим другим техникам мышления, которые позволят вам логично и последовательно рассуждать, быстро принимать эффективные решения и находить нестандартные подходы в трудных задачах. Сейчас на курс действует скидка 65%.
А еще сегодня последний день Распродажи знаний. Все курсы с максимальными скидками!
Выбрать курс
Ключевые слова:1Когнитивистика
Автор: Полина Груданова
Получить на почту
Принципы критического мышления, основанные на специфических видах мыслительной деятельности
Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1, Ермолаева Екатерина Львовна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент
Аннотация
Данная статья посвящена анализу принципов, на которых базируется технология формирования критического мышления у обучающихся, в том числе в сфере профессионального образования.
Ключевые слова: информация, коммуникация, общество, профессиональное образование, технология развития критического мышления
Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К. С., Жидков А.А., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А., Ермолаева Е.Л. Принципы критического мышления, основанные на специфических видах мыслительной деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/12/88148 (дата обращения: 19.10.2022).
Как и любая другая, технология развития критического мышления имеет свои собственные принципы построения, которые основаны на специфических видах мыслительной деятельности человека. Рассмотрим реализацию каждого из них.
1. Принцип, выражающийся в насыщенности информацией в учебном и практическом материале для нахождения аргументов, доказательств или опровержений, которые на конкретных фактах, источниках, данных. Целью данной стратегии является побуждение студентов отслеживать собственное понимания читаемой информации, и при этом использовать определенную маркировку. Чаще используется система пометок, которая была предложена И.О. Загашевым и С.И. Заир-Бериком. После прочтения и уточнения своих знаний, а также поиска ответов на вопросы, следует осуществить возврат к прочитанному с целью осмысления материала, а также убеждения в его понимании.
2. Принцип социальной обусловленности предмета осмысления. Вследствие того, что критическое мышление является мышлением социальным, подбор проблем, задач, а также тем для обсуждения необходимо осуществлять с учётом этого его свойства. Вместе с требованиями профессиональных задач, которые должен решать специалист, также есть требования к его общему умственному развитию, к его компетенциям, выражающимся в понимании сути проблемы применительно не только к профессиональной деятельности, но также и к определённым социальным условиям, к его способности видеть различного рода оптимальные методы решения возникающих в обществе проблем, а также выходить на практические задачи, осуществлять прогнозирование.
3. Принцип коммуникативности в процессе развития технологии критического мышления.
Критическое мышление является мышлением индивидуальным и самостоятельным, но чаще оно проявляется в различных спорах, дискуссиях, а также при обсуждениях и публичных выступлениях. Вследствие вышесказанного, можно сказать, что для того, чтобы успешным образом сформировать данный тип мышления, нужно понимать, что решающую роль здесь играют именно коммуникативные навыки участников осмысления проблемы.
4. Принцип проблемности содержания материала.
Данный принцип – один из основных при построении технологии, которая должна формировать критическое мышление, потому что проблемное и критическое мышление связаны их общими свойствами, методами, а также приёмами обучения. Реализация упомянутого принципа осуществляет обеспечение формирования умения самостоятельно увидеть и сформулировать проблему. Тогда данное умение выражается в выдвижении гипотезы, поиску или изобретению способа её проверки, аспекты и этапы решения.
5. Мотивационный принцип.
Мотивация является побуждением к работе с информацией, формированием повышенного интереса к теме, вызова на поверхность знаний по изучаемой по теме, потребности в дальнейшем процессе расширения информационного поля. Главным отправным пунктом мыслительной деятельности вообще и проявления критического мышления в особенности является рефлексия деятельности. Она может быть применена успешно лишь в том случае, когда человек мотивирован в знании, понимании, осмыслении и установлении истины или получении результата. В противном случае, ни о каком критическом мышлении не может идти и речи. Обучающиеся, имея разносторонние знания, а также определённый социальный опыт, должны быть способными усваивать интегративные знания и умения, трансформирующиеся в компетенции при наличии мотивационных установок, а также неотрицательного отношения к активной трудовой деятельности.
6. Принцип научности, достоверности, а также доступности получаемой информации.
Из философии науки, если говорить кратко и простым языком, известно то, что научное знание базируется на принципе, выражающемся в том, что нет абсолютно достоверных теорий и положений, и любая информация должна быть подвержена критическому анализу и оценке, любое суждение должно проверяться.
Так, способность и умение давать оценку достоверности получаемой информации относится и к критическому мышлению. У обучающегося должно развиваться умение, заключающееся в определении понятийного аппарата, нахождении путей поиска новых знаний.
7. Принцип преемственности обучения мышлению.
Различного рода многочисленные эксперименты, связанные с обучением молодёжи и взрослых свидетельствуют о том, что развитие критического мышления людей возможно в любом возрасте, а также без специального предварительного обучения, потому что многие навыки формируются при традиционном обучении. Всё же, эффективность этого процесса и его результат наиболее значимы при системном, последовательном обучении такому виду мыслительной деятельности на всех образовательных уровнях.
Одним из главных показателей качества профессионального образования в контексте его модернизации является компетентность обучающегося специалиста, оценка которого происходит не по определенной сумме знаний и умений, а именно по умению человека осуществлять мобилизацию в конкретной ситуации полученных знаний и опыта. Технология формирования критического мышления должна служить общим руководством для обучающего преподавателя, который перед каждым занятием выбирает адекватные поставленным целям и задачам методы, конкретные методы обучения, а также формы организации деятельности и оценки результатов на лекции, семинаре, практическом занятии. Общепрофессиональные компетенции, которые подходят к направлению подготовки, должны способствовать обеспечению подготовленности выпускника к решению профессиональных задач.
Библиографический список
- Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Русский язык. – 2014. – № 29. – URL: www pedagogical.freenet.kz/technology/krit1/htm
- Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2015.
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Жидков Алексей Андреевич»
11 Принципы критического мышления
В нашем блоге «25 востребованных профессий, требующих навыков критического мышления и решения проблем» приведены примеры навыков критического мышления, которые ищут работодатели. Кандидаты на работу, которые хорошо разбираются в принципах критического мышления и могут профессионально описать эти навыки в своих резюме и во время собеседований, приносят дополнительную пользу любой организации.
Каковы основные принципы критического мышления?
Назад в 19В 94 году профессор Ларри Ларсон из Университета штата Огайо рассказал своим студентам о принципах критического мышления.
«Не путайте невежество с перспективой», — посоветовал он. «Соберите полную информацию». На самом деле отсутствие тщательности в критическом мышлении является «одним из самых важных и нарушаемых принципов».
Итак, если критическое мышление требует фактов, «ошибочные выводы часто проистекают из неадекватных фактических знаний».
11 принципов критического мышления профессора Ларсона перечислены ниже:
1. Понимание и определение всех терминов
2. Сбор наиболее полной информации
3. Вопрос об источнике фактов
4. Вопрос о путях и методах сбора или получения фактов
5. Поиск скрытые предположения и предубеждения
6. Понимание собственных предубеждений и ценностей
7. Использование техник остановки мыслей
8. Ставка под сомнение выводов на основе доступной информации
9. Никогда не ожидайте ответов на все вопросы
10. Изучение общей картины
11. Изучение множественных причин и следствий
Подробнее:
- Полное руководство по критическому мышлению
- Критическое мышление — это сложный навык или навык межличностного общения ?
- 10 лучших книг по критическому мышлению и решению проблем
- 12 распространенных барьеров на пути к критическому мышлению (и как их преодолеть)
Объяснение принципов критического мышления:
1. Понимание и определение всех терминов
Понимание и согласие в определении терминов является одним из ключей к сбору фактической информации. Каждая организация имеет свою собственную культуру и, зачастую, свой особый жаргон. Когда критически мыслящий человек сталкивается с незнакомым термином, поиск фактов прекращается до тех пор, пока мыслитель не придет к полному и однозначному пониманию термина и любых связанных с ним модификаторов или контекстуальных значений.
2. Сбор максимально полной информации
Критически мыслящий человек должен иметь как начальную, так и конечную точку для сбора информации. Начальная точка должна быть достаточно узкой, чтобы избежать информационной перегрузки. Точно так же конечная точка должна соответствовать важному критерию слова «завершен». То есть информация должна состоять из всех актуальных и соответствующих данных. Результаты сбора фактов должны стать прочной основой для критического мышления более высокого порядка.
3. Вопросы об источнике фактов
Взрыв информации во всемирной паутине является одновременно и благословением, и проклятием для исследователей. Например, поиск в Google по фразе «как повысить производительность сотрудников» даст более 540 миллионов результатов менее чем за одну секунду.
Чтобы оказаться в верхней части списка, веб-сайты, статьи, официальные документы и другие связанные данные должны были пройти поисковый алгоритм Google. Поиск Google ищет структуру и хороший веб-дизайн, а не подлинность или надежность. Даже так называемый «нейтральный» источник, такой как Consumer Reports , может оценивать продукт или услугу на основе предпочтений или предубеждений его редакционной коллегии.
Итак, всегда сомневайтесь в источнике фактов. Это первоисточник или основано на слухах? Есть ли какая-то скрытая культурная или политическая программа, которая подкрепляла его выводы?
Благо, что недостатка в информации по любому вопросу нет. Проклятие заключается в том, что достоверность информации должна пройти проверку человеком с опытом и навыками критического мышления.
4. Вопросы о путях и методах, с помощью которых факты были собраны или получены
Помимо вопросов об источнике фактов, критический мыслитель должен исследовать и оценить, как факты в источнике были собраны или получены.
Были ли выводы основаны на авторитетных методах исследования? На какие первоисточники ссылался источник, и имели ли эти первоисточники хорошую академическую или профессиональную репутацию? Когда коллега начинает предложение со слов «Согласно…», критический мыслитель говорит: «Пожалуйста, покажите мне».
5. Поиск скрытых предположений и предубеждений
Представьте себе сеанс мозгового штурма с критическим мышлением в Обществе плоской Земли. Базовое предположение о том, что Земля представляет собой плоский диск, несомненно, привело общество к заключению, что гравитации не существует; объекты просто падают. Конец обсуждения. Хотя пример Общества плоской Земли является экстремальным, он иллюстрирует, как бесспорные предположения могут увязнуть критическое мышление в трясине неточных выводов.
Мы обсуждали, как предвзятость подтверждения и эффект ореола также могут влиять на суждение в нашем блоге «5 примеров творческого и критического мышления на рабочем месте».
6. Понимание собственных предубеждений и ценностей
Самопознание является важным элементом критического мышления. Предубеждения и ценности являются составляющими как нашего психологического склада, так и того, как мы думаем. Предубеждения — это предубеждения и ценности, которые могут быть искажены на основе предубеждений.
Ценность критического мышления заключается в том, что каждый может критически относиться к тому, как он думает. Это одна из тех немногих тавтологий, которые имеют полный смысл. Критически мыслящие люди признают свои предубеждения и ценности и на протяжении всей своей жизни стремятся избавиться от предубеждений в пользу положительных ценностей.
7. Использование техник остановки мыслей
Если вы понимаете свои предубеждения и ценности, вы распознаете предупреждающие признаки беспокойства и обиды, когда сталкиваетесь со сложными и дисфункциональными мыслями. Остановка мыслей – это когнитивный навык, в котором используются техники отвлечения, чтобы остановить негативные мысли и направить их в более позитивную (или нейтральную) ориентацию.
8. Выводы под сомнение на основе имеющейся информации
Выводы настолько хороши, насколько хороша доступная информация. Почему, например, Общество Плоской Земли делает вывод, что Земля не шар? Они смотрят вверх и видят Солнце. Солнце, говорят, движется по кругу вокруг Северного полюса, ведя себя как прожектор.
Таким образом, можно делать нестандартные выводы, если «доступная информация» соответствует предвзятому мнению. Один ученый из Бостонского университета говорит: «Плоскоземельцы, кажется, имеют очень низкий стандарт доказательств того, во что они хотят верить…»
То же самое относится и к неожиданным, либо к противоречащим интуиции выводам в критическом мышлении. Наши стандарты доказательств должны быть высокими и пройти тест на объективность и достоверность.
9. Никогда не ждите всех ответов
Чтобы получить все ответы, вы должны задать все возможные вопросы. Точно так же вы должны задавать правильные — или критические — вопросы, например:
- Какие факты или элементы проблемы или задачи я считаю само собой разумеющимся?
- Приводит ли причина A к результату B?
- Что, если исход B действительно является причиной?
- Что независимые исследователи могут сказать о моих предположениях и выводах?
- Перестал ли я искать ответы из-за нехватки времени или эмоционального выгорания?
10.
Изучение множественных причин и следствий
Если бы проблемы и люди были простыми, большинство событий, поведения и явлений были бы следствием одной причины. Словарь психологии АПА имеет более реалистичный взгляд. Это известно как множественная причинность. Большинство событий редко являются результатом одной причины. Скорее, наши проблемы являются результатом множества причин, «работающих в сложных комбинациях».
Таким образом, даже если кажется, что только один причинный фактор способствовал конкретному результату, существуют и другие факторы, которые необходимо выявить и принять к сведению.
Допустим, ваша организация теряет производительность из-за хронических прогулов. При критическом подходе учитываются все факторы, связанные с отсутствием сотрудников: болезнь, симуляция, условия труда, качество надзора, вознаграждение сотрудников и т. д. сезонные и другие тренды. Прогулы могут быть очевидной причиной снижения производительности, но каковы множественные причины прогулов?
11.
Изучение общей картины
Самые эффективные критические мыслители не зацикливаются на деталях. Масштабное мышление позволяет вам:
- понимать абстрактные концепции, идеи и возможности
- подчеркивать правила и ограничения существующей системы в действии
- смотреть на всех игроков — клиентов, сотрудников, инвесторов, а также конкуренты
- предвидят будущие социальные, экономические и технологические тенденции (вспомните «COVID-19»)
Итак, как стратегия критического мышления, мышление в целом рассматривает концепцию в целом, а не каждую отдельную деталь. Это позволяет вам увидеть возможности за период времени, превышающий продолжительность проблемы. Полученные решения могут поразить своим масштабом, потому что вы увидели общую картину.
Давайте подведем итоги
Отточите свои навыки критического мышления, и работодатели будут охотно брать вас на работу. Навыки критического мышления включают сбор и оценку информации полным и тщательным образом с соблюдением следующих принципов:
- Вы должны полностью понимать и определять термины, с которыми работаете.
- Вы должны собрать факты, которые станут прочной основой вашего критического мышления.
- Ваше исследование должно учитывать достоверность собранных вами фактов.
- Методы опроса, использованные в вашем исследовании, должны быть действительными.
- Скрытые предположения и предубеждения могут привести к неправильным выводам.
- Поймите свои собственные предубеждения и ценности и не позволяйте им мешать логическому мышлению.
- Используйте остановку мысли, чтобы преодолеть искаженные значения и предвзятость.
- Всегда подвергайте сомнению свои выводы и пересматривайте информацию, которая привела к этим выводам.
- Ваше критическое мышление никогда не даст всех доступных ответов, потому что вы не знаете всех вопросов.
- Имейте в виду, что большинство проблем, ситуаций и событий имеют более одной причины, а иногда и несколько следствий.
- Если вы станете масштабным мыслителем, это расширит ваш кругозор и повысит эффективность вашего критического мышления.
Подробнее:
- Как развивать критическое мышление на рабочем месте
- Критическое мышление и решение проблем: в чем разница?
- Какова роль коммуникации в критическом мышлении?
- Как улучшить навыки критического мышления на работе и принимать лучшие решения
- Мозговой штурм: методы, используемые для развития критического мышления и творчества
Критическое мышление и решение проблем | Университет Теннесси в Чаттануге
Что такое критическое мышление?
При изучении обширной литературы по критическому мышлению появляются различные определения критического мышления. Вот некоторые примеры:
- «Критическое мышление — это интеллектуально дисциплинированный процесс активного и умелого осмысления, применения, анализа, синтеза и/или оценки информации, собранной или полученной в результате наблюдения, опыта, размышлений, рассуждений или общения. как руководство к вере и действию» (Скривен, 1996).
- «Большинство формальных определений характеризуют критическое мышление как преднамеренное применение рациональных навыков мышления более высокого порядка, таких как анализ, синтез, распознавание и решение проблем, вывод и оценка» (Angelo, 1995, стр. 6).
- «Критическое мышление — это мышление, которое оценивает себя» (Центр критического мышления, 1996b).
- «Критическое мышление – это способность осмысливать свое мышление таким образом, чтобы 1. распознавать его сильные и слабые стороны и, как следствие, 2. переделывать мышление в улучшенной форме» (Центр критического мышления, 1996с).
Пожалуй, самое простое определение предлагает Бейер (1995): «Критическое мышление… означает вынесение обоснованных суждений» (стр. 8). По сути, Бейер рассматривает критическое мышление как использование критериев для оценки качества чего-либо, от приготовления пищи до заключения исследовательской работы. По сути, критическое мышление — это дисциплинированный способ мышления, который человек использует для оценки достоверности чего-либо (утверждений, новостей, аргументов, исследований и т. д.).
Назад
Характеристики критического мышления
Уэйд (1995) выделяет восемь характеристик критического мышления. Критическое мышление включает в себя задавание вопросов, определение проблемы, изучение доказательств, анализ предположений и предубеждений, избегание эмоциональных рассуждений, избегание чрезмерного упрощения, рассмотрение других интерпретаций и терпимость к двусмысленности. Стром и Баукус (1995) также рассматривают работу с двусмысленностью как неотъемлемую часть критического мышления: «Двусмысленность и сомнения выполняют функцию критического мышления и являются необходимой и даже продуктивной частью процесса» (стр. 56).
Еще одна характеристика критического мышления, выявленная во многих источниках, — это метапознание. Метапознание — это размышление о собственном мышлении. Более конкретно, «метапознание — это осознание своего мышления при выполнении определенных задач, а затем использование этого осознания для управления тем, что он делает» (Jones & Ratcliff, 1993, стр. 10).
В книге «Критическое мышление» Бейер подробно объясняет, что он считает важными аспектами критического мышления. Это:
- Характер: Критически мыслящие люди скептичны, непредубеждены, ценят беспристрастность, уважают доказательства и рассуждения, уважают ясность и точность, рассматривают разные точки зрения и меняют позицию, когда разум побуждает их к этому.
- Критерии: Чтобы мыслить критически, необходимо применять критерии. Нужно иметь условия, которые должны быть соблюдены, чтобы что-то было оценено как правдоподобное. Хотя можно утверждать, что каждая предметная область имеет разные критерии, некоторые стандарты применимы ко всем предметам. «…утверждение должно… быть основано на релевантных, точных фактах, основано на достоверных источниках, точно, беспристрастно, свободно от логических ошибок, логически последовательно и сильно аргументировано» (с. 12).
- Аргумент: утверждение или предложение с подтверждающими доказательствами. Критическое мышление включает выявление, оценку и построение аргументов.
- Рассуждение: способность делать выводы из одной или нескольких предпосылок. Для этого необходимо изучить логические связи между утверждениями или данными.
- Точка зрения: то, как человек смотрит на мир, который формирует его смысловое построение. В поисках понимания критические мыслители рассматривают явления с разных точек зрения.
- Процедуры применения критериев: Другие типы мышления используют общую процедуру. Критическое мышление использует множество процедур. Эти процедуры включают в себя задавание вопросов, вынесение суждений и выявление предположений.
Назад
Зачем учить критическому мышлению?
Oliver & Utermohlen (1995) считают, что студенты слишком часто являются пассивными рецепторами информации. Благодаря технологиям объем информации, доступной сегодня, огромен. Этот информационный взрыв, вероятно, продолжится и в будущем. Учащимся нужно руководство, чтобы отсеивать информацию, а не просто пассивно ее принимать. Учащимся необходимо «развить и эффективно применять навыки критического мышления в своих академических исследованиях, при решении сложных проблем, с которыми они столкнутся, и при важном выборе, который им придется сделать в результате информационного взрыва и других быстрых технологических изменений» ( Oliver & Utermohlen, стр. 1).
Как упоминалось в разделе «Характеристики критического мышления», критическое мышление включает в себя вопросы. Важно научить студентов задавать правильные вопросы, критически мыслить, чтобы продолжать продвигаться в тех областях, которые мы преподаем. «Каждое поле остается живым только в той мере, в какой возникают и воспринимаются всерьез свежие вопросы» (Center for Critical Thinking, 1996a).
Бейер считает преподавание критического мышления важным для самого состояния нашей нации. Он утверждает, что для успешной жизни в условиях демократии люди должны уметь критически мыслить, чтобы принимать обоснованные решения в личных и гражданских делах. Если учащиеся научатся мыслить критически, то они смогут использовать правильное мышление в качестве ориентира в своей жизни.
Назад
Стратегии обучения, способствующие развитию критического мышления
Том 22, выпуск 1 журнала «Преподавание психологии» за 1995 год посвящен обучению критическому мышлению. Большинство стратегий, включенных в этот раздел, взяты из различных статей, составляющих этот выпуск.
- CATS (методы оценивания в классе): Анджело подчеркивает важность использования непрерывного оценивания в классе как способа контроля и содействия критическому мышлению учащихся. Примером CAT может быть просьба к учащимся написать «Протокол», отвечая на такие вопросы, как «Что было самым важным, что вы узнали на сегодняшнем уроке? Какой вопрос, связанный с этим занятием, остается в вашем уме?» Учитель выбирает некоторые из работ и готовит ответы к следующему собранию класса.
- Стратегии совместного обучения: Купер (1995) утверждает, что размещение учащихся в ситуациях группового обучения — лучший способ развить критическое мышление. «В правильно структурированной среде совместного обучения учащиеся проявляют больше активного критического мышления при постоянной поддержке и обратной связи со стороны других учащихся и учителя» (стр. 8).
- Метод тематического исследования/обсуждения: McDade (1995) описывает этот метод как представление учителем случая (или истории) классу без вывода. Затем, используя подготовленные вопросы, учитель ведет учащихся к обсуждению, позволяя учащимся сделать вывод по делу.
- Использование вопросов: Кинг (1995) определяет способы использования вопросов в классе:
- Взаимный опрос сверстников: после лекции учитель показывает список основ вопросов (например, «Каковы сильные и слабые стороны…»). Учащиеся должны написать вопросы по лекционному материалу. В небольших группах учащиеся задают каждому Затем весь класс обсуждает некоторые вопросы от каждой небольшой группы.
- Вопросы читателей: Требуйте, чтобы учащиеся написали вопросы по назначенному чтению и сдали их в начале урока. Выберите несколько вопросов, которые послужат стимулом для обсуждения в классе.
- Обучение в стиле конференции: Учитель не «учит» класс в смысле чтения лекций. Преподаватель является ведущим конференции. Студенты должны тщательно прочитать весь необходимый материал перед занятием. Заданные показания должны находиться в зоне ближайшего развития. То есть чтение должно быть не только понятным для учащихся, но и сложным. Класс состоит из студентов, задающих вопросы друг другу и обсуждающих эти вопросы. Учитель не остается пассивным, а скорее помогает «направлять и формировать дискуссии, задавая стратегические вопросы и помогая учащимся основываться на идеях друг друга» (Underwood & Wald, 19).95, с. 18).
- Используйте письменные задания: Уэйд считает использование письма основой для развития навыков критического мышления. «Письменными заданиями преподаватель может стимулировать развитие диалектического мышления, требуя от студентов аргументировать обе [или более] стороны проблемы» (стр. 24).
- Диалоги: Робертсон и Ране-Шостак (1996) определяют два метода стимулирования полезных дискуссий в классе:
- Письменные диалоги: Дайте учащимся письменные диалоги для анализа. В малых группах учащиеся должны определить различные точки зрения каждого участника диалога. Необходимо искать предвзятость, наличие или исключение важных доказательств, альтернативные интерпретации, искажение фактов и ошибки в рассуждениях. Каждая группа должна решить, какое мнение является наиболее разумным. Придя к заключению, каждая группа разыгрывает свой диалог и объясняет свой анализ.
- Спонтанный групповой диалог: одной группе учащихся назначаются роли, которые они будут играть в обсуждении (например, лидер, информатор, искатель мнения и несогласный). Четыре группы наблюдателей формируются с функциями определения того, какие роли кто играет, выявления предубеждений и ошибок в мышлении, оценки навыков рассуждения и изучения этических последствий содержания.
- Двусмысленность: Стром и Баукус выступают за создание большей двусмысленности в классе. Не давайте студентам четкий материал. Дайте им противоречивую информацию, которую они должны обдумать.
Назад
Ссылки и ресурсы
- Анджело, Т. А. (1995). Начало диалога: Мысли о развитии критического мышления: Оценка критического мышления в классе. Преподавание психологии, 22(1), 6-7.
- Бейер, Б.К. (1995). Критическое мышление. Блумингтон, Индиана: Образовательный фонд Phi Delta Kappa.
- Центр критического мышления (1996а). Роль вопросов в мышлении, преподавании и обучении. [Онлайн]. Доступный HTTP: http://www.criticalthinking.org/University/univlibrary/library.nclk
- Центр критического мышления (1996b). Структуры самооценки учащихся. [Онлайн]. Доступный HTTP: http://www.criticalthinking.org/University/univclass/trc.nclk
- Центр критического мышления (1996c). Три определения критического мышления [Онлайн]. Доступный HTTP: http://www. criticalthinking.org/University/univlibrary/library.nclk
- Купер, Дж. Л. (1995). Совместное обучение и критическое мышление. Преподавание психологии, 22(1), 7-8.
- Джонс, Э.А. и Рэтклифф, Г. (1993). Навыки критического мышления для студентов колледжа. Национальный центр послесреднего обучения, обучения и оценки, Юниверсити-Парк, Пенсильвания. (Служба репродукции документов Эрика № ED 358 772)
- Кинг, А. (1995). Разработка учебного процесса для улучшения критического мышления в учебной программе: Пытливые умы действительно хотят знать: Использование вопросов для обучения критическому мышлению. Преподавание психологии, 22 (1), 13-17.
- McDade, SA (1995). Педагогика тематического исследования для развития критического мышления. Преподавание психологии, 22(1), 9-10.
- Оливер, Х. и Утермолен, Р. (1995). Инновационная стратегия обучения: использование критического мышления для предоставления учащимся ориентира в будущее. (Eric Document Reproduction Services № 389 702)
- Робертсон, Дж. Ф. и Ране-Шостак, Д. (1996). Использование диалогов для развития навыков критического мышления: практический подход. Журнал подростковой и взрослой грамотности, 39(7), 552-556.
- Скривен, М. и Пол, Р. (1996). Определение критического мышления: проект заявления для Национального совета передового опыта в области критического мышления. [Онлайн]. Доступный HTTP: http://www.criticalthinking.org/University/univlibrary/library.nclk
- Стром, С. М., и Баукус, Р. А. (1995). Стратегии развития навыков критического мышления. Педагог журналистики и массовых коммуникаций, 50 (1), 55-62.
- Андервуд, М.К., и Уолд, Р.Л. (1995). Обучение в стиле конференции: метод развития критического мышления сердцем. Преподавание психологии, 22(1), 17-21.
- Уэйд, К. (1995). Использование письма для развития и оценки критического мышления. Преподавание психологии, 22(1), 24-28.
Назад
Другое Показание
- Бин, Дж. К. (1996). Привлекательные идеи: руководство профессора по интеграции письма, критического мышления и активного обучения в классе. Джосси-Басс.
- Бернштейн, Д. А. (1995). Модель переговоров для обучения критическому мышлению. Преподавание психологии, 22(1), 22-24.
- Карлсон, Э. Р. (1995). Оценка достоверности источников. Недостающее звено в обучении критическому мышлению. Преподавание психологии, 22(1), 39-41.
- Facione, P.A., Sanchez, CA, Facione, N.C., & Gainen, J. (1995). Склонность к критическому мышлению. Журнал общего образования, 44 (1), 1-25.
- Халперн, Д. Ф., и Нуммедал, С. Г. (1995). Заключительные мысли о том, как помочь учащимся улучшить свое мышление. Преподавание психологии, 22(1), 82-83.
- Исбелл, Д. (1995). Обучение письму и исследовательская деятельность неразделимы: преподаватели-библиотекари. Обзор справочных служб, 23(4), 51-62.
- Джонс, Дж. М. и Сафрит, Р. Д. (1994). Развитие навыков критического мышления у взрослых учащихся с помощью инновационного дистанционного обучения. Доклад, представленный на Международной конференции по практике образования взрослых и социального развития. Цзинань, Китай. (Служба репродукции документов Эрика № ED 373 159)
- Санчес, Массачусетс (1995). Использование принципов критического мышления в качестве руководства к обучению на уровне колледжа. Преподавание психологии, 22(1), 72-74.
- Спайсер, К.Л. и Хэнкс, В.Е. (1995). Множественные меры навыков критического мышления и предрасположенность к оценке критического мышления. Документ представлен на ежегодном собрании Ассоциации речевой коммуникации, Сан-Антонио, Техас. (Служба репродукции документов Эрика № ED 391 185)
- Теренцини, П. Т., Спрингер, Л., Паскарелла, Э. Т., и Нора, А. (1995). Факторы, влияющие на развитие навыков критического мышления учащихся. Исследования в области высшего образования, 36(1), 23-39.
Назад
В Интернете
- Карр, К. С. (1990). Как научить критическому мышлению. Эрик Дайджест. [Онлайн]. Доступный HTTP: http://ericps.ed.uiuc.edu/eece/pubs/digests/1990/carr90.html
- Центр критического мышления (1996). Домашняя страница. Доступный HTTP: http://www.criticalthinking.org/University/
- Центр критического мышления (1996a). Роль вопросов в мышлении, преподавании и обучении. [Онлайн]. Доступный HTTP: http://www.criticalthinking.org/University/univlibrary/library.nclk
- Центр критического мышления (1996b). Структуры самооценки учащихся. [Онлайн]. Доступный HTTP: http://www.criticalthinking.org/University/univclass/trc.nclk
- Центр критического мышления (1996с). Три определения критического мышления [Онлайн]. Доступный HTTP: http://www.criticalthinking.org/University/univlibrary/library.nclk
- Эннис, Боб (без даты). Критическое мышление. [On-line], 4 апреля 1997 г. Доступен по протоколу HTTP: http://www.cof.orst.edu/cof/teach/for442/ct.htm
- Государственный университет Монклера (1995).
.