в чем отличия и нюансы, когда домашний ребенок и детсадовец идут в школу
Миф 1. Детский сад — обязательная часть социализации
Детские сады и ясли — одна из побед женщин в борьбе за свои права. По выражению семейного психолога Людмилы Петрановской, «сад — это сервис, который был придуман в индустриальной культуре для того, чтобы мама могла выйти на работу».
Возлагать функцию социализации на дошкольные учреждения так же наивно, как ожидать, что от посещения ресторана человек научится хорошим манерам. Это возможно, но вряд ли это произойдёт само собой.
Факт
У домашнего ребёнка не будет проблем с коммуникацией, если предоставить ему возможность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми людьми в разных ситуациях. Ребёнок должен общаться с людьми не из своей семьи везде — на площадке во дворе, в кружке, в гостях.
Миф 2. Детский сад — зло
Другая крайность — воспринимать дошкольные учреждения только в негативном ключе. Некоторые родители считают, что в садах дети постоянно болеют и приобретают травмирующий опыт.
Факт
Хотя научиться коммуникации и приобрести важные социальные навыки можно и без садика, это не означает, что садик плох сам по себе. Есть сады с индивидуальным подходом и чуткими воспитателями. Главное — чтобы ребёнок чувствовал себя там комфортно.
<<Форма демодоступа>>
Миф 3. Домашним детям трудно привыкнуть к школе
Многие полагают, что дети, которые воспитывались без садика, тяжело адаптируются в школе и плохо учатся. Родитель домашнего ребёнка нередко получают завуалированные претензии: «Ну а что вы хотите? Вы же не ходили в сад».
По мнению психолога Людмилы Петрановской, эта фраза означает примерно следующее: «Почему ребёнок не обтёсан заранее, почему он слишком ребёнок, слишком живой».
«Когда нам показывают “детсадовского” ребёнка, который быстро привык к школе, в отличие от домашнего, который то плачет, то нарушает правила, то отказывается туда идти, это на самом деле значит только одно — весь тот стресс, который сейчас переживает домашний, его садовский сверстник пережил несколько лет назад — будучи младше и беззащитнее».
Людмила Петрановская
Факт
Хорошая учёба и знания не зависят от того, ходил ли ребёнок в сад. В детском саду детей учат вести себя правильно: поднимать руку, вызываться к доске или отпрашиваться в туалет. Но по словам академика и профессора Российской академии образования Владимира Собкина, готовность к школе надо формировать не моделированием поведения ученика в классе, а играми и развитием.
Дошкольник должен быть любознательным и открытым, не бояться нового, чувствовать себя в безопасности. Задача родителей — научить его концентрироваться и предоставить достаточный опыт взаимодействия с миром.
<<Перелинковка>>
Миф 4. Ребёнок должен привыкать к стрессу
В советские годы детей старались отдать в ясли как можно раньше. Государство нуждалось в рабочей силе, и у мам зачастую просто не было выбора.
Времена изменились, но установка «все ходят, и с тобой ничего не случится» осталась. Некоторые родители искренне считают, что чем раньше ребёнок столкнётся с обязанностями, тем лучше — «мы же с папой ходим на работу, садик — твоя работа».
<<Форма курс 1-4>>
Факт
Все дети разные. Одни с первого дня с интересом посещают детский сад, другие испытывают сильнейший стресс. Когда маме необходимо выйти на работу и отдать ребёнка в садик — в этом нет ничего плохого. Но нужно проявлять внимание к особенностям и интересам малыша.
Чтобы ребёнок не чувствовал себя в детском саду брошенным, важно, чтобы атмосфера в группе была дружелюбной и был контакт с воспитателями. Тревожные звоночки:
- ребёнок не рассказывает о садике,
- стал заикаться,
- плохо спит ночью,
- симулирует болезни или и впрямь заболевает на почве психосоматики.
Родители должны прийти ребёнку на помощь, защитить его, а не оправдывать это приучением к стрессу и обязанностям.
Выводы
Дети, семейные ситуации и дошкольные учреждения бывают разные. Важно помнить, что сад — это услуга для родителей, а не необходимость для ребёнка. Детский сад не призван формировать ценности и воспитывать — это обязанности родителей.
Вне зависимости от того, ходил ли ребёнок в садик, вы можете проверить его готовность к школе с помощью нашего увлекательного теста. Это бесплатно и позволит чувствовать себя уверенно перед поступлением в школу.
Людмила Петрановская: Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов
1 сентября учебный год начнется не только в школе, но и в детских садах. Всем ли детям необходим детский сад и возможна ли социализация и развитие без него? «Правмир» публикует отрывок из книги Людмилы Петрановской «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка».
В некоторых семьях вопрос, отдавать в сад или нет, не стоит, просто потому, что нет другого выхода: маме надо идти на работу. В других необходимости такой нет, но есть давление старшего поколения и социума, которые твердят о необходимости для ребенка «социализации», без которой «потом будет трудно в школе». Такие семьи часто мучительно размышляют и даже ссорятся на тему: отдавать в сад или нет. А некоторые и на консультацию приходят с этим вопросом.
Для начала важно понимать, что сама необходимость отдавать ребенка в учреждение вызвана нашим образом жизни — жизнью в больших городах с работой далеко от дома.
До эпохи урбанизации и эмансипации проблемы не возникало вовсе: дети, находящиеся на стадии развития привязанности, которую мы назвали «под присмотром», действительно были просто под присмотром взрослых, занимаясь своими детскими делами или по мере сил помогая родителям по хозяйству.
Все это не требовало драматического разлучения с родителем на весь день, и «социализация» — то есть умение общаться с людьми не из своей семьи — приобреталась сама собой, в процессе игр, ссор и примирений с соседскими детьми.
Сейчас так не получается у большинства людей: выпустить ребенка играть во двор одного невозможно, с ним непременно кто-то из взрослых должен «гулять» — то есть ничего другого в это время не делать. Сочетать работу, приносящую деньги, с присмотром за своим ребенком-дошкольником могут только очень немногие, те, кто работает вне офиса и по свободному графику.
Поэтому искать ответ на вопрос «необходим ли на самом деле детский сад ребенку для развития» нет смысла. Программой развития ребенка такая искусственная форма воспитания не предусмотрена.
Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов. И возникли они не как форма «дошкольного образования, развития и социализации», а просто как детохранилища — чтобы отпустить матерей к станкам и кульманам.
Да, старшее поколение не представляет, как можно иначе, но история человечества однозначно утверждает, что вполне можно.
Детский сад в СССР
***
Другая крайность — представлять детский сад каким-то безусловным злом. Он становится злом, если неизбежен и обязателен для всех, как становится злом любое насилие над интимной, семейной сферой жизни. Но как услуга и возможность он злом не является, и, если у семьи есть необходимость отдать ребенка в детский сад — ничем непоправимым и ужасным это не обернется, при условии, что услуга эта качественная, что в данном случае означает: ребенок в саду будет чувствовать себя хорошо.
Не «социализируется» или «подготовится к школе», а просто будет чувствовать себя хорошо, что бы это ни значило для вашего конкретного ребенка. Условием этого, как мы уже понимаем, может быть достаточная защита и забота со стороны взрослого, готовность садика и воспитателей отвечать на потребности детей, учитывать их чувства и состояния.
Способность присваивать роли, о которой шла речь выше, проявляется и в том, что после 4 лет ребенку легче принимать заботу чужого взрослого, если тот будет представлен родителями как свой «заместитель» — например, воспитательница в детском саду. Если она дает ребенку понять, что он может рассчитывать на защиту и заботу с ее стороны, у него постепенно включаются доверие и следование, и ему может быть достаточно комфортно с таким заместителем.
Конечно, если вместо этого он встречается с насилием, равнодушием или инфантильным поведением, спокойно ему не будет. Как и в том случае, когда воспитатель не желает быть заместителем, а ведет себя так, словно он важнее родителей, пытается доминировать над ними, поучать, выговаривать им.
Некоторые сотрудники детских учреждений, похоже, искренне уверены, что это дети и родители существуют для того, чтобы садик хорошо работал, а не наоборот.
Поэтому, выбирая для ребенка детский сад и группу, важно смотреть не столько на оборудование и расписание развивающих занятий, сколько на личность воспитательницы. Как она с детьми разговаривает, вступает ли в личный контакт, смотрит ли в глаза, обнимает ли, внимательна ли к состоянию ребенка, а не только к его поведению? Нравятся ли ей дети, может ли она привлечь их внимание и вызвать у них следование, не прибегая к насилию, весело и доброжелательно? Сколько вообще детей приходится на одного воспитателя?
Даже педагогический гений не сможет удержать достаточно личный контакт с группой из двадцати пяти четырехлеток. Не загружен ли воспитатель сверх меры делами, не связанными с детьми: заполнением бумаг, наведением стерильной чистоты, подготовкой к занятиям? Ведь для ребенка все устроено просто: нет личного контакта с постоянным взрослым — здравствуй, стресс.
Именно от отношений воспитателя с детьми прежде всего зависит, будет ли ребенку в саду хорошо. Ну, и конечно, очень важно, чтобы воспитательница нравилась родителям, чтобы они сами чувствовали к ней доверие, если нет — ребенок это всегда интуитивно считает и будет в стрессе уже заранее.
Есть среди сегодняшних родителей люди, очень сильно травмированные опытом собственного пребывания в детском саду. Я тоже к ним отношусь — вспоминаю детский сад как кошмар, с насильственным кормлением, пыткой дневным сном, орущим персоналом и унизительными наказаниями. Поэтому старшего ребенка отдавать в сад я совсем не хотела — как же можно моего нежного мальчика — в такой ужас? К счастью, у нас была бабушка, и оставить его дома было возможно; они гуляли, он много играл, во дворе было пара приятелей, ходили на одну развивалку — этого хватало.
Однако с дочерью все оказалось иначе. Уже лет с трех она буквально бросалась на ограду соседних детских садов — стремилась к детям, играть. Так что в четыре с половиной мы ее в сад все же отдали — правда, в платный и лишь на полдня. И ей там очень нравилось, а заодно я немного подправила свой внутренний образ детского сада как чуть ли не концлагеря.
Я очень благодарна ее воспитательнице — немолодой, очень спокойной женщине, которая, казалось, никогда не обращалась к группе детей в целом — всегда к каждому лично, глядя в глаза, называя по имени, а то и положив руки на плечи, чтобы удержать внимание ребенка. Дети явно доверяли ей и слушались, в группе не было скандалов и драк, но полностью мы оценили ее, когда она заболела и три недели не появлялась на работе. Заменяли ее не такие опытные и все время меняющиеся воспитатели, и группа быстро пошла вразнос, дети стали капризничать по утрам и не хотели идти в сад, а еще через несколько дней просто один за другим подхватили простуду и остались дома две трети группы. Как только «наша» воспитательница вернулась — всё за три дня наладилось, больше никто не просился домой и не болел.
Но и в этом действительно прекрасном садике я видела, как тяжело детям, которым еще не исполнилось трех (там были разновозрастные группы). Они выглядели потерянными, висели на воспитательницах, часто плакали или приходили в нездоровое возбуждение, носились и вопили, словно пытаясь выплеснуть стресс. Честно говоря, непонятно было, чем руководствовались их родители, ведь стоимость сада была примерно равна стоимости няни, которая занималась бы только одним ребенком в привычной для него домашней обстановке.
Если все же речь идет о детском садике или яслях для самых маленьких, а в некоторых странах приходится отдавать детей в ясли уже в первые полгода, то важно, чтобы воспитатели, во-первых, были постоянными, не менялись как в калейдоскопе, а во-вторых, чтобы на каждого взрослого приходилось не больше трех-четырех младенцев, чтобы детей могли таскать на руках, разговаривать с ними, неспешно и ласково мыть, кормить, укладывать.
Тогда воспитатель входит в круг привязанностей ребенка, и он может чувствовать себя в яслях относительно спокойно.
Но и в самых прекрасных условиях с добрыми воспитателями ребенок, конечно, будет скучать по маме, а если он в саду подолгу, а сад формата «вас много, а я одна», — по сути, речь идет уже о недостатке заботы и контакта со взрослым, о состоянии депривации, у которого могут быть достаточно серьезные последствия.
***
В чешском фильме, снятом при участии психологов под руководством Зденека Матейчика, есть сцена, впечатляющая до слез.
Ясли-пятидневка (напомню, в крупных промышленных городах социалистических стран они были обязательно и пользовались ими очень многие семьи). Вечер пятницы. За детьми начинают приходить родители. Они звонят в дверь, им открывают и выводят в прихожую их ребенка.
Крупным планом — группа малышей за столом. Воспитательница что-то с ними рисует, пытаясь занять. Они сидят в рядок и даже через экран чувствуется, как напряжены. Раздается звонок — и все дети вытягивают шейки, смотрят во все глаза на дверь с мучительной надеждой: за мной? мои? Нет, другие… Плечики повисают, глаза опускаются, губы депрессивно ползут вниз. И снова звонок — может быть, это мои? И снова все столбиком, слушают-смотрят — за кем? Кому-то повезло, и он, счастливый, полусмеясь-полуплача выходит из-за стола. А другие снова никнут.
Ничего особенного. Никто детей не обижает. Воспитатели явно заботливы, и вообще все хорошо — вот-вот придут родители. Но невозможно смотреть. А ведь дети так жили — каждую неделю, каждый день.
А как же «социализация» и «подготовка к школе»? К сожалению, на постсоветском пространстве у этого слова часто есть и еще один, довольно зловещий смысл: заранее «обтесать» ребенка под функционирование в качестве «воспитанника учреждения». Приучить его терпеть стресс от пребывания в большой группе без своего, защищающего взрослого, натренировать на отключение от собственных чувств и потребностей ради того, чтобы не выбиваться из группы.
Неслучайно в устах учителей начальной школы «ну, вы же в сад не ходили» звучит часто как претензия: почему ребенок не обтесан заранее, почему он слишком ребенок, слишком живой.
И вот такая «социализация», даже если она неизбежна, пусть случится как можно позже, когда у ребенка будет больше ресурсов, чтобы сохранить себя в любых условиях. Когда нам показывают «детсадовского» ребенка, который быстро привык к школе, в отличие от домашнего, который то плачет, то нарушает правила, то отказывается туда идти, это на самом деле значит только одно — весь тот стресс, который сейчас переживает домашний, его садовский сверстник пережил несколько лет назад — будучи младше и беззащитнее. Тогда, может, будем сразу из роддома в армию отдавать — пусть уж привыкнет, зато потом будет легко?
На вопрос про детский сад нет одного для всех ответа. Дети разные, ситуации в семьях разные, сами детские сады разные. Обязанность родителей — все эти факторы оценить и ответственно принять решение, взвесив плюсы и минусы.
Если относиться к садику именно как к услуге для родителей, а не к учреждению, призванному воспитывать и формировать ваших детей, многое встает на место. Такая длительная игровая комната. Магазин хочет, чтобы вы спокойно и с удовольствием покупали, а общество хочет, чтобы вы работали. Удобно оставить в игровой ребенка, выбирая мебель? Конечно, если для ребенка это в удовольствие или как минимум безопасно, а вам нужно иметь свободные руки и голову. Удобно пользоваться детским садом? Да, при тех же условиях.
Никакого другого, высшего педагогического, смысла в истории с детским садом нет. И если вам это не нужно, или ребенок очень не хочет, или достаточно хорошего сада не нашлось — он ничего важного для развития не потеряет.
Только очень проблемная семья, в которой родители совсем не занимаются детьми, может дать им меньше, чем стандартный детский сад.
Если под социализацией имеется в виду общение со сверстниками, ролевые игры с ними, то не во всяком детском саду для этого много возможностей, может быть, игровая комната в ИКЕЕ, дача или ближайший сквер с постоянной компанией гуляющих мам с детьми дадут вашему ребенку не меньше.
К собственно обучению, к совершенно новым по сути отношениям не с временно исполняющим обязанности родителя, а наставником, ребенок будет готов чуть позже, после следующего кризиса.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Учителя и родители высказались против «Разговора о важном»
Российская общественность крайне негативно отреагировала на очередную псевдопатриотичную акцию школьных властей.
Иван Зубов
Два дня назад Новые Известия уже писали об обеспокоенности родителей намерением Минобразования «усилить» пропагандистскую работу в российских школах. Семейный психолог Людмила Петрановская, однако, успокаивала их, как могла, объясняя, что вряд ли чиновникам удастся добиться каких-то результатов на этом поприще. Однако тревога не утихает, ведь дело уже зашло слишком далеко.
Как сообщают многие российские СМИ и социальные сети, по решению Министерства образования РФ каждый понедельник во всех школах страны будет начинаться с внеклассного урока на «патриотические» темы. Так называемый «Разговор о важном » чиновники распорядились проводить еженедельно по понедельникам во всех российских школах для всех учащихся с 1 по 11 классы. Они начнутся 5 сентября. С первоклассниками, например, проведут «беседы о единстве страны, о том, как надо сохранять и защищать свою культуру, свой народ». Ученикам третьего и четвертого классов расскажут, что любить Родину значит, в том числе, «исполнять воинские обязанности, состоять на военной службе». Сценарий урока для 5-7 классов включает в себя беседу о событиях в Украине.
«Из методических материалов следует: третьеклассники должны быть подведены учителями к мысли о том, что «счастье Родины дороже жизни» и «за Родину не страшно умереть», пятиклассники должны убедиться, что «военная помощь коллективного Запада увеличивает количество жертв спецоперации» российских вооруженных сил по территории Украины, а старшеклассникам привести в пример героя, заманившего националистов на минные поля. — пишет Коммерсантъ .
Патриотизм можно привить только личным примером.
В связи с этим движение «Мягкая сила » совместно с «Альянсом учителей » подготовили Заявление о несогласии с новой образовательной политикой.
«Призываем родителей не отпускать детей на занятия по пропаганде по понедельникам!» говорится в заявлении.
«Мы уверены, что настоящий патриотизм не воспитывается в атмосфере ненависти, страха и обязательности. Патриотизм можно привить только примером: занимаясь благотворительностью, охраняя природу, изучая и сохраняя историческое наследие. И это должны делать родители, и школа должна помогать, а не мешать. Это, в первую очередь, дело родителей, а не чиновников.
Многие директора из страха перед начальством обманывают родителей, заявляя, что уроки пропаганды обязательны. Однако мы заявляем: вы не обязаны отдавать своих детей на эти занятия.
Активисты предлагают учителям:
— отказаться от проведения таких уроков, отстаивать свободу выбора образовательной программы, писать обращения в Минобразования;
— если совсем не можете отказаться, проведите это занятие с реальной пользой для детей, научите их думать, предлагайте дискуссии без назиданий и наставлений. Между патриотизмом и агрессивным милитаризмом огромная разница, научите их видеть эту разницу.
Активисты рекомендуют родителям:
— бойкот «Разговоров о важном», который будет первым занятием в понедельник. Если есть возможность, приведите ребенка на второе занятие;
— объединитесь с другими родителями, найдите единомышленников, с которыми можно написать коллективное обращение к директору школы о нежелании посещать внеклассные пропагандистские занятия, собрать подписи, пусть сомневающиеся присоединятся к самым активным;
— направить индивидуальное или коллективное обращение в Минобразования с просьбой перенести классный час «Поговорить о важном» с первого в понедельник на последний в пятницу, чтобы была бесплатная возможность не посещать этот урок, как предполагает система внеурочной деятельности.
Детей лучше учить расплачиваться в магазинах
Но это еще не все. Согласно публикации Nestka , детей с ограниченными интеллектуальными возможностями также будут обучать «активному патриотизму» через «Беседы о важном». Для детей с ограниченными возможностями, в том числе с расстройством аутистического спектра, пройдут патриотические «Беседы о важном».
Методические рекомендации по проведению в школах цикла внеклассных занятий «Поговорим о важном» для детей с проблемами здоровья, умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра (РАС) опубликованы 31 августа.
Родители детей с аутизмом скептически отнеслись к идее этих занятий.
Светлана Гладкова , член координационного совета ассоциации «Спектр», помогающей людям с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями психического развития, поясняет:
«Разговоры с сыном о патриотизме и любви к Родине будут во многом бессмысленными . Это пустая трата времени детей, которое могло быть потрачено на то, чтобы научить их нарезать собственный салат. Это также пустая трата времени для учителей.
Наш класс еще ничего об этом не знает и, насколько я знаю нашу школу, ничего неадекватного они делать не будут. Наши педагоги прекрасно знают, на что способны наши дети и на что стоит тратить время – свое и своих детей.
Ведь у нас действительно инклюзивное образование, которым мы не устаем хвастаться. И, знаете, все дети нашей школы, рядом с которыми учатся дети с особыми потребностями, прекрасно знают, как важно помогать тем, кто в этом нуждается, и не оставлять своих в беде. Они учатся этому не во время разговора о важных вещах, а на каждом уроке и на каждой перемене, когда видят, что другой человек может отличаться от вас, но в то же время с ним можно общаться, можно дружить, можно помогать его.
Мой сын различает цвета и формы, знает одежду, героев мультфильмов и некоторые книги, а также кучу песен наизусть и вообще много всего, что он может понять, потрогать, увидеть. Он не знает, что он русский (и я даже не буду пытаться объяснять, что он на одну восьмую еврей), что есть еще какие-то нерусские, а его любимая подружка Анюта каждое лето приезжает к бабушке из какая-то там Америка. И что это за Америка, он тоже не знает. И примерно каждый выходной все лето собирался в гости к Анюте, а я ему сказала, что в этом году самолеты не летают, поэтому Анюта не может приехать. У нас такие разговоры о важном».
Светлане вторит Галина из Новосибирска, мама 12-летнего сына с аутизмом:
«Ребенку с РАС нужны другие «разговоры о важных вещах», типа как платить в магазине и как не попасть под машину. И откуда взять лишние часы на эти занятия, когда детям с РАС часто требуется в два раза больше времени, чтобы выучить урок математики?
«У нас в стране не все гладко с инклюзивностью, как в образовании, так и в обществе в целом. Найти кружок для ребенка с ограниченными возможностями, где его научат плавать, кататься на велосипеде, рисовать или играть на фортепиано, — это всегда маленький подвиг и для родителя, и для педагога, — говорит Гладкова. «Даже основное конституционное право на образование требует от родителей больших усилий».
Не отчаивайтесь: пропаганда для детей — это как вода с гуся!
Общественный деятель Алена Попова также крайне скептически отнеслась к идее чиновников:
«Дети, которые пришли учиться и получать знания, завтра торжественно споют гимн и поднимут флаг у входа в школу. Между уроками математики и чтения первоклашки будут вставлять уроки новой истории…
И, конечно же, уроки «Беседы о важном». Только не думайте, что речь идет о безопасности, образовании, на худой конец, финансовой грамотности. Что Вы! Здесь детям объяснят, как любить свою Родину. Серьезно, вряд ли можно придумать что-то более эффективное для того, чтобы вызвать негатив, чем принуждение.
Только представьте, каждый день (вместо подготовки к уроку и болтовни с друзьями) вы в снег и в дождь, в жару и в холод сонно пытаетесь петь гимн. При этом петь требуется максимально патриотично: буквально с огнем внутри. Помню, в детском саду нас заставляли читать стихи на табуретке под портретом Ленина. Одевали нас в садике одновременно в платки и кокошники. Это все, что вам нужно знать о натянутом патриотизме. При этом мы с одноклассниками, когда сняли в школе требование к форме, первыми надели костюмы с рынка а-ля Adidas. За принуждение досталось нам просто больше всего не хочется.
Никто из воспитателей моего детского сада так и не объяснил мне, почему я должен обожать начальство за пустые полки в магазинах или за то, что мы с мамой с раннего утра стояли в огромных очередях за молоком и сметаной. Единственное, что подогревало мой патриотизм в школе, это не стихи Ленину и звездочка Октябрьской революции, а канцерогенные пирожки с вареньем и мороженым. Все. А еще конфеты «Птичье молоко», которые были на вес золота и появлялись раз в год. Удачно спрятанные от меня моими родителями, они были тут же рядом со мной и полностью съедены за 5 минут.
Знаешь, все так мрачно, но я верю в детей. Они часто сообразительны и видят мир совсем другими глазами, чем мы. Так что все эти политические протоколы больше для учителей, которые будут сидеть в избирательных комиссиях еще в 2024 году. А пропаганда для детей — как с гуся вода. Не отчаивайтесь и не бойтесь отдавать своих детей в школу. Разговаривайте с ними дома, говорите спокойно и честно. Они поймут…»
Нашли опечатку в тексте? Выделите его и нажмите ctrl+enter
биография (фото фото фото фото)
Людмила Петрановская — motho ea makatsang. Ho sa tsotellehe ‘nete ea hore ke morero oa oona e bona hosucha bana ntle le batsoali ba, ho ha e le hantlesuchitse batsoali ba bangata ho utloisisa hantle hore na ha e le hantle ba thuto le ho haha kamano e lumellanang le bana ba добросовестно, е Сенг Feela ле moketeng оа lenyalo, empa ка пеле-пеле ле Эа добросовестно. Sehloohong сена у ка ithuta ка биография hae, libuka ‘me ba tloaelane ле mehopolo хо fetisisa maleba ле mehopolo eo e bontša.
Людмила Петрановская: биография
О иле а хлаха 20 апреля 1967 ка Узбекистан. туто пеле сетсеби, туто келелло ка Институт психоанализа, кхетеха тлхаболло лелапа ле психодрама. Ka 2002 o ile a fuoa moputso oa Mopresidente oa Federation Serussia naheng ea thuto. Ка 2012, Людмила Петрановская бака теха нтшецопеленг я размещение лелапа бакэн са лихуцана. Mokhatlo ke mokhatlo o hlophisitsoeng oa ea sechaba, eo morero oa — ho koetlisa ditsebi lefapheng lena. Bakeng sa setsebi sa kelello ho ke habohlokoa hore bana ba seteng ntle le batsoali ba, ba ne ba sa fumana ho se nang le bolulo, e le ho ke ke ka ho feletseng e sa tloaelehang lefatshe.
Ka didikadikwe lohle Людмила Петрановская, eo lifoto ka bonoa ka tlaase mona, e se e tsejoa ka libuka tsa hae se inehetseng ho litokollo tsa ho hōlisa bana. libuka tseo li ngotsoe хо, таким образом, batsoali ba mo hōlisitseng, empa batsoali ba ka ha kgothaletsa bana li fumana e ngata ea bohlokoa Bakeng sa ho Bona.
либука Петрановской
Туто, бацоали, ликамано — селика-ликое с липовой хоре хлахлоба Людмила Петрановская. Бана ба — е ле sehlooho себе seholo са libuka tsa hae. Mesebetsi ratoang ka ho fetisisa: «Haeba ngoana a e thata», «Ho thoe’ng haeba», «Ngoana tsa malapa a bana ba babeli», «ho tloswa e mong? ba ngoana e», «sehlopha sa The o ile a tla a likhutsana ngoana».
Ho phaella moo, ho ke ke LJ, oa ngola o re le en ngata ka lintho tse fapaneng: ka likoetliso ea khōlo ea Botho, molemo bona belaetsang le polokeho ya ho sitabela meloko ea bokgoni ba e ncha, ho feletseng le mehopolo khale ле хоре на сена себе болела, батсоали maikutlo талимане ле mokhathala ле lintho tse ling tse ngata ле такимо, це ди малеба, fokotsa хо ка potlako. Sehloohong e khutšoanyane ke ke koahela mosebetsi oohle oa monna enoa o tsotehang, ka ho bua ka taba ea lihlooho tsa puisano, eo e hlahisa Людмила Петрановская. Ha ba amohela ho buisana, empa chelete и ngata mathata.
batsoali ba maikutlo talimane le mokhathala
Синдром, ba talimane le mokhathala o ne a tlalehiloeng le hlalositsoeng ho America ho tse lekholo tse fetileng. Ho ne ho lumeloa hore ke Bath Feela Bakeng sa Batho ba Таким образом diporofesene: basebeletsi ba sechaba, matichere, lingaka, joalo-joalo Ke hore, tseo Batho ba neng ba lula ba qobelloa ho ba le kamano e boemo bo-itšetlehileng ka ha palo ya fokolang ho feta le ba tlokotsing …
le puisano e joalo ho baka hore ho hlokahala hosucha fumana kamehla hlasimolohang, tšepo boemong boo ha e le hantle, ke nako e telele le bokelellong bo sitabetsang, ho timelamtwe di letsa ba e t t .
Леха хо ле хоало, хо иле ха фуманеха хоре хо батсоали, лефу лена ле боеце ле хетолла. Empa re se ile a etsa qeto ho bua ka eona, boemo bo joalo e sa sechabeng amohelehang, ‘me ka hona osucha batsoali ha ba amohela, ho sa tsotellehe’ nete ea hore lelapa lohle le ba nang le talimane le mokhathala maikutlong.
Mekhahlelo ea talimane le mokhathala
The ntho e ka sehloohong ho utloisisa — mmuso ha hlaha hang ‘me tsa ka tsela e hlollang, ho haha butle le butle-butle. Ка хо ба сетхаленг пеле мотхо эо оа хлокомела хоре о се хатхетсе хахоло, эмпа а сантсе а ка тсоэла у ле матсохонг а ка лебака ла хо бойкутло ба хо тламеха. Ha e khutšoanyane u phomole ka ho lumella u ho ikutloa ikutloe ba matla, ebe boemo bona bo e nkoa e sireletsehile. Ванна boikutlo ba sethaleng sena — хо teneha.
Ка Мохахлело оа бобели майкутло а шлюха хо ка эцахала хо хула ке хаммохо ле эма, банкелоа себака ка майкутло а шлюха бере е на ле се на моньетла. mosebetsi ofe kapa ofe o motjha o baka boikutlo ba ho fedoa ke tšepo, o tla mokhathala tšohile, oe, boemo ba ho se thahaselle, ha ho letho le thabisang.
Ка хо ба sethaleng boraro, е длина матла ка хо fetisisa, ле деформация еа motho ка монг о qala. E tšoauoa ka maikutlo a hore ha ke e mpe, ho tsohle ka likokoana-hloko le, bana ba qala ho ikutloa joaloka ho tšitiso ka.
lihlopha kotsi
Sehlopha se kotsi ho oa haholo-holo bo-‘mè ba nang le bana ba babeli, phapang lilemo ke lilemo tse ka tlase ho tse hlano, batsoali ba nang le ngoana ea bo e hangata’ mula, ba kopana lelapa le mosebetsi, malapa a motsoali a le mong, moo mathata ‘ohle a oa mahetleng a lelapa le’ ngoe motsoali, eo maemo a rarahaneng oa bophelo, lelapa, eo kamehla maemo kgohlano.
Batho ba baholo ba nang le nakong e fetileng le phihlelo ea bongoaneng неблагополучный. Хо ба тенг ха «липаки», ке хоре, ха бана ба итшоаре хампе ха бато ба цоанг линахенг це линг.
кхателло эа келлелло хахоло э энцое ка э хлама я матхата э нйэньяне. Ka lebaka leo, ho tloha lehlakoreng ho bonahala eka ho na le mabaka a ho se feela bophelong. Empa ha motho a se a khathetse, leha e le ntho e nyenyane e ka ba lebaka la ho hlōleha, ba sa tšoanelehe itsoara joang ka liphoso, tseo chelete ka lebaka la boikutlo ba ho ba molato, ‘me boemo ba ka e tšoana le selika -likoe ka sehlōhō.
Seo a ka se se etsa?
Лахла многозадачность. Na ntho e ‘ngoe ka nako. Haeba u ba sebetsa, ba ke ba nako motho a ena tla ngoana. Ha u fana ka ngoana oa hao nako eo, u se ke ua khelosoa ke mosebetsi.
Fumana felisa lintho tsohle tse sa batleheng ‘me e sa hlokahaleng. Bakeng sa lijo tsa mantsiboea sutu le пельмени, ha a mararo lijana le lijo tse theolelang, ntlo feela e leng tsa bohlokoa ka ho fetisisa, moromuwa mesebetsi, kōpa soso ho sebetsana le tsona.
Лахла фетехо. Le takatso ea хо ба ea phethahetseng ка хо tsohle — цела lekgutshwane хо талимане ле mokhathala maikutlong. Ho bohlokoa ho amohela u ithata bao e seng matle, ka hloko ho feta ‘me ka bonolo sebetsana le bona.
Haeba u ikutloa hore use se un ntse усталость, o lokela ho kena ka matla a pholosang mokgwa wa. Ho bohlokoa хо ка tjhelete е я robala Bakeng са Lihora TSE 7-8. Leka хо etsa bonyane 2-3 linako tse ling ka beke ho robala ka ho lekaneng. Ka tloaelo ‘me kamehla ja, ea bakeng sa ho tsamaea, noa livithamine.
Haeba u hlokomela matšoao a talimane le mokhathala tloha moratuoa, ke habohlokoa ho ba tšehetsa e: lika-liketsa ka tlhokomelo, ho fepa, ho fana ka le monyetla oa ho robala, haka, pat, tlisa lijo tšehetsa.
Батла хо ithuta ка хо eketsehileng?
batsoali tsohle, joale kapa feela rerile ho qala ho hlokomela bona ka bobona ka karolo e phethoang ke sena, ke ne ke tla ka rata ho buella hakaalo bala libuka tse ngotsoeng Петрановская Людмила. O tla fumana en ngata ho molemo, lintho tse ling tse rarahaneng tla pete en ngata le hole le bonolo.
Хо phaella му, хо ке ке хо hlokahala хоре хо Подписка хо lehlaso setsebi са kelello, makasine, moo a ileng a kamehla arolelanang menahano ea hae le bua ka merero ea. Ka ya netweke le ea sechaba «ВКонтакте» ke sehlopha sona bo sa reroang, e bokella e ngata boitsebiso bo bongata thahasellisang le e molemo mabapi le thuto eo fanang ka Людмила Петрановская. Психология — sehlooho leo ka ho ikokobelletsa tsa lona e bonolo ho feta le e hlakileng.
setsebi sa kelello, e nako le nako o khanna lithupelo tsa batsoali ba, moo o ka fumana litaba tsa bohlokoa ka tsela ya go hlahisa ngoana thabile, empa u se ke ua lahleheloa ke uena, moo ho fumana ‘mè а oa matla мангата хо фета, у botse lipotso tsa mokoetlisi е ле Batho ка Bomong.