Разное

Перспективы это в психологии: Временная перспектива жизненных планов в юношестве

Временная перспектива жизненных планов в юношестве

Жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явление, а с другой – социально-исторический факт. Социально-историческое, специфичное для человека качество индивидуального бытия фиксируется в понятии жизненного пути.

О проблемах «жизненного пути личности», «стилях жизни» и «стратегиях жизни», «жизненной программе личности» и «жизненной перспективе» заговорили в 70–80 годы XX века. Проблемой личности как субъекта жизни занимались К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.А. Логинова, Л.И. Анцыферова, Т.Б. Карцева и др. В настоящее время изучение проблем жизненного пути продолжается, в чем убеждают результаты исследований таких психологов, как В.И. Ковалев, А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров, К.В. Карпинский, В.М. Слуцкий, С.С. Гончарова и М.И. Яковчук. В работах  К.А. Абульхановой-Славской, ее сотрудников и учеников отношения «личность – жизнь» определяются целостным подходом [1; 2].

Содержание исследований В. Н. Украинец, Л.В. Сохань, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Л.Е. Шкляр касается в основном «жизненной программы личности», «жизненной перспективы», «субъективной картины жизненного пути» [4; 5; 11]. Данные исследователи рассматривают жизнь как взаимосвязь ряда событий с их субъективными переживаниями. С точки зрения «событийно-биографического подхода», разрабатываемого данными авторами, психологическую судьбу личности определяет способ переживания событий жизни.

Жизненный путь рассматривается как разнонаправленный и непрерывный, как связь субъективного прошлого и будущего. Один из наиболее известных отечественных психологов «среднего поколения», работавших над проблемами жизненного пути личности, А.А. Кроник в своих работах синтезирует научные достижения киевской, московской и ленинградской школ, оставаясь главным пропагандистом «субъективно-событийного похода», поскольку предмет его исследований – субъективная картина жизненного пути личности.

В отечественной и зарубежной психологии исследования, направленные на изучение жизненного пути, ведутся давно, но не теряют актуальности и сегодня. Несомненно, что изменения, подчас коренные, которые происходят в нашем обществе, повлияли на восприятие людьми жизни и своего места в ней. Для подрастающего поколения, чье самосознание, система норм и ценностей формируется в новых, все еще продолжающих изменяться условиях, заданных социумом, проблема восприятия ими своего жизненного пути особенно актуальна, так как перед подростками и юношами возникает проблема самоопределения, в первую очередь профессионального, а также самоопределения в личной  жизни.

Согласно Н.А. Логиновой [9], в изучении жизненного пути можно выделить два аспекта, которые соответствуют двум главным направлениям биографических исследований в психологии:

а) возрастной аспект, раскрытие общих особенностей личности на разных возрастных ступенях;

б) индивидуально-психологический аспект, исследование своеобразия психологического развития конкретной, единичной личности.

На основе анализа исследований можно определить жизненный путь личности как преемственную по своим стадиям, в целом завершенную протяженность времени жизни человека, объективно обусловленную возрастными изменениями его природного организма и  социально–историческими изменениями человеческой личности.

В последние годы накапливается все больше фактов, свидетельствующих о том, что деятельность человека существенно определяется не только его прошлым, но и будущим, так называемым «опережающим отражением». Действия и поступки человека, а значит, и проявления его способностей в большой мере определены его будущим, той моделью, в которой отражены представления человека о его будущей жизни. Овладение временем в таком смысле, по мнению В.Э. Чудновского, «…это, прежде всего, умение создавать перспективу собственного будущего, планировать его, видеть себя в будущем, работать над реализацией этих представлений, стремиться к самосовершенствованию» [12. С. 23].

По мнению П.И. Яничева [13], психологическое будущее:

  • по отношению к психологическому настоящему мотивирует и придает ценность или обессмысливает и обесценивает. «Не только настоящее оказывает влияние на будущее, но и в свою очередь те или иные ожидания и представления о будущем воздействуют на поведение человека в настоящем и переживание им своего настоящего; позитивные ожидания по отношению к будущему придают настоящему ценность, негативные обесценивают его»;
  • по отношению к психологическому прошлому сопоставляется с прошлым, принимается как преемственность и развитие прошлого, либо как его отвержение и отрицание. Человек может рассматривать свою жизнь как непрерывную линию развития, проецируя продолжение этого развития в будущее, либо может планировать изменение своего образа жизни вплоть до полной его противоположности.

Функции психологического будущего, согласно М.Р. Гинзбургу [3], состоят в обеспечении смысловой и временной перспективы личности. Соответственно в качестве структурных компонентов психологического будущего различают смысловое будущее (личностное) проецирование себя в будущее и временное будущее (собственно планирование).

Поскольку смысловое будущее принадлежит к ценностно-смысловой плоскости, оно прежде всего характеризуются своими ценностными признаками, а именно: насыщенностью, эмоциональной привлекательностью, активностью/пассивностью. Другими существенными параметрами являются определенность/неопределенность и устойчивость/неустойчивость смыслового будущего.

Функция временного будущего заключается в обеспечении временной перспективы. Временная перспектива представляет собой видение своего будущего во времени, или собственно планирование. Позитивное отношение к планированию и составление планов определенным образом упорядочивают будущее, которое может быть представлено как последовательность достижения ряда целей. В результате же негативного отношения к планированию и отсутствия планов будущее предстает фактически непрогнозируемым. Поэтому существенной характеристикой временного будущего является то, выступает ли оно планируемым (позитивное отношение к планированию и наличие планов) или случайным (негативное отношение к планированию и отсутствие планов) [3].

Также важной характеристикой временного будущего является его организованность, т.е. обеспеченность целей средствами их достижения. На положительном полюсе оно выступает как организованное (цели обеспечены средствами), на отрицательном – как неорганизованное (цели не обеспечены средствами). Параметры планируемости и организованности М.Р. Гинзбург [3] объединяет в показатель «структурированность». По этому показателю временное будущее выступает на положительном полюсе как структурированное (планируемое и организованное), а на негативном полюсе – как аморфное (случайное и неорганизованное).

Чем насыщеннее временная перспектива событиями, планами и надеждами, тем интенсивнее, содержательнее жизнь человека. И наоборот, чем меньше надежд, планов на будущее и реальных событий на временном горизонте, тем беднее и бессодержательнее его жизнь.

Как отмечают Е.И. Головаха и А.А. Кроник [5], отсутствие жизненных планов, как правило, связано с отсутствием позитивного образа будущего. Отсюда и сопротивление переменам. Однако противодействия планируемому развитию могут проистекать и из обязательств прошлому. Человек зачастую стремится к целям, которые не присутствуют в настоящем, а находятся в ближайшем или отдаленном будущем, а иногда даже за пределами собственной жизни. По этой причине побудительные мотивы и поведенческие акты анализируют не только по содержанию, но и по временной их локализации.

Сейчас уже доказано, что формирование временной перспективы (реалистичная организация ее структуры, четкое обозначение в ней жизненных целей, ее непрерывность и др.) является результатом социализации. Эксперименты неоднократно обнаруживали, что, например, у делинквентных юношей будущая временная перспектива всегда укорочена, тогда как неделинквентные юноши осмысливают свою жизнь на значительный период [6].

К.А. Абульханова-Славская предлагает различать психологическую, личностную и жизненную перспективы как три различных понятия [2].

Психологическая (временная) перспектива – это когнитивная способность предвидеть будущее, прогнозировать его, представлять себя в будущем. Личностная перспектива – не только когнитивная способность предвидеть будущее, но и целостная готовность к нему в настоящем, установка на будущее (например, готовность к трудностям в будущем, к неопределенности и т.д.). Такая перспектива может иметь место даже у личностей с когнитивно бедным, нерасчлененным, неосознанным представлением о будущем. Личностная перспектива открывается при наличии способности как будущих возможностей, зрелости, а потому готовности к неожиданностям, трудностям, присущего ей потенциала, способности к организации времени. Психологической перспективой обладает тот, кто способен предвидеть будущее, кто видит личностную перспективу, имеет жизненный опыт – личностный потенциал [2].

Существующие пока определения жизненной перспективы личности свидетельствуют об отсутствии единства в подходе к изучению этого феномена. Как отмечает Е.В. Некрасова [10], некоторые авторы отождествляют жизненную перспективу с реализацией цели. С этим можно согласиться лишь частично, так как цель представляет собой идеальный образ будущей деятельности человека, а жизненные перспективы – не только образы результатов деятельности, но и результаты изменений, ни зависящих от субъективных усилий. По мнению В.Н. Украинца [11], было бы вернее рассматривать жизненную перспективу личности через понятие «ожидание», которое отражает не только положительные, но и отрицательные обстоятельства жизни личности.

Жизненная перспектива определяется Е.И. Головахой [5] как «потенциальная возможность развития личности». При этом жизненная перспектива выступает и как неизбежность следования определенных событий, изменений в будущей жизни личности. В частности, проявлением объективных оснований жизненной перспективы личности является осознание ею конечности индивидуального существования.

По мнению В.И. Ковалева [7], жизненные перспективы представляют собой своеобразный «просмотр» бытия, с фиксированием в сознании личности различных событий, изменений результатов деятельности на всем протяжении ее жизненного пути. Осмысление личностью ее бытия способствует тому, что образ будущего создает у субъекта состояние готовности действовать определенным способом, адекватным этому осмыслению. Жизненная перспектива, как отмечают Д.А. Леонтьев и Е.В. Шелобанова [8], включает совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают возможность оптимизации дальнейшего жизненного продвижения.

К.А. Абульханова-Славская указывает на то, что «жизненная перспектива – это не только будущие цели, ценности, но и темп жизненного движения, оптимальность развития, возрастание активности личности. Конечно, образование жизненных перспектив открывает и субъективно-психологическую перспективу, однако наличие субъективно-психологических перспектив (устремленность в будущее, осознание будущего) еще не свидетельствует о наличии потенциала развития личности, т. е. жизненной перспективы (например, у подростков). При этом труд, профессия являются важнейшими условиями самоопределения личности, формирования личностной позиции человека» [1. С. 140].

В конце подросткового – начале юношеского периода происходит определение личностью своей жизненной позиции и на ее основе жизненной стратегии. Необходимость самоопределения служит для старшеклассника своеобразным «распутьем», на котором он «сворачивает» либо в сторону субъективности (предполагающей принятие ответственности за свою жизнь, самостоятельность жизненных выборов), либо в сторону пассивного следования жизненным обстоятельствам и отказа от попыток самому управлять течением своей жизни.

В возрасте ранней юности человек осознает течение времени, происходит дифференциация временных интервалов; возрастает одновременно и степень обобщенности, степени конкретной представленности времени жизни в целях, планах, ожиданиях; повышается уровень реализма; формируются представления о прошлом, настоящем и будущем в виде линейной модели времени.

В целом, в возрасте ранней юности формируется такая важнейшая  структура, как мировоззрение, целостная картина мира и себя в нем; совершается профессиональное и личностное самоопределение, что связано с изменением восприятия времени; появляется жизненный план, осуществляется выбор путей его реализации по принципу «активное достижение – пассивное следование обстоятельствам»; изменяется жизненная перспектива (временной горизонт углубляется, охватывая отдаленное прошлое и будущее, и расширяется, включая не только личные, но и социальные перспективы).

В ранней юности появляется жизненная программа (система жизненных планов с учетом жизненных обстоятельств), хотя она еще отличается крайней изменчивостью и слабой продуманностью. В субъективной картине жизненного пути юношей и девушек ярко выражено преобладание будущего над прошлым и настоящим или, в терминах, введенных А.А. Кроником, преобладание потенциальных причинно-целевых связей над реализованными и актуальными. Вышеупомянутые особенности ранней юности дают нам возможность изучать генезис жизненных планов в данном возрасте в составе субъективной картины жизненного пути старшеклассников, с помощью соответствующих методик, разработанных А. А. Кроником и Е.И. Головахой [4].

Целью данного исследования явилось изучение особенностей временной перспективы жизненных планов в начале юношеского возраста. В исследовании приняли участие юноши и девушки 15 – 18 лет (учащиеся 9, 10, 11 классов гимназии № 2 г. Минска) в количестве 80 человек.

Для изучения генезиса жизненных планов в начале юношеского возраста  была использована методика «Ситуативная каузометрия», разработанная Е.И. Головахой и А.А. Кроником в 1984 году [4].

По результатам проведенного исследования было проведено сравнение ближайших временных перспектив (на 1 год) в выборках учащихся 9, 10, 11 классов. Анализ средних значений ранговых сумм полученных показателей позволил утверждать, что в ближайшей временной перспективе с возрастом увеличивается количество жизненных планов (рис.1).

\s  

Рис.1. Количество жизненных планов в ближайшей временной перспективе

Было проведено сравнение временных перспектив на ближайшие 5 лет в выборках учащихся 9, 10, 11 классов. Выявлено, что существуют статистически значимые различия во временной перспективе учащихся 9, 10, 11 класса на ближайшие 5 лет (p£0,05). Среднее значение ранговых сумм данных показателей позволяют утверждать, что эти различия реализуются в виде увеличения количества жизненных планов старшеклассников во временной перспективе на ближайшие 5 лет с возрастом (рис.2).

\s

Рис.2. Количество жизненных планов во временной перспективе на ближайшие 5 лет

Анализ среднего количества жизненных планов во временной перспективе учащихся 9, 10, 11 классов на последующие пятилетия указывает на то, что существенных различий в выборках учащихся 9-11 классов не наблюдается. Сравнение дальних временных перспектив на отрезке более 15 лет в выборках учащихся 9, 10, 11 классов позволяет утверждать, что эти различия реализуются в виде уменьшения количества жизненных планов старшеклассников во временной перспективе на отрезке более 15 лет с возрастом (p£0,01). Наименьшее количество жизненных планов на отрезке более 15 лет отмечается во временной перспективе учащихся 11 класса, а наибольшее – у девятиклассников (рис. 3).

\s

Рис. 3. Количество жизненных планов в дальней временной перспективе

Анализ соотношения рассматриваемых временных интервалов во временной перспективе старшеклассников в зависимости от  наполненности данных интервалов важными жизненными событиями, показал различия во временной перспективе учащихся 9, 10, 11 классов в целом (рис 4, 5, 6).

У учащихся 9 класса жизненные планы довольно равномерно распределены на протяжении всего жизненного пути. При этом наибольшее количество жизненных планов отмечается в дальней временной перспективе, охватывающей отрезок более 15 лет (35,2 % от всех событий).

У учащихся 10 класса наиболее наполненными жизненными планами являются первые два пятилетия их будущей жизни, при этом несколько больше жизненных планов приходится на второе пятилетие (33,4 % и 34,5 % соответственно).

\s

Рис. 4. Распределение жизненных планов у учащихся 9 класса

У одиннадцатиклассников отмечается явный приоритет первых пяти лет их будущей жизни перед другими временными интервалами. На данный временной отрезок приходиться 42,5 % всех жизненных планов, при этом более половины данных планов (22,3 %) относится к ближайшей временной перспективе в 1 год.

\s

Рис. 5. Распределение жизненных планов у учащихся 10 класса

 

\s

Рис. 6. Распределение жизненных планов у учащихся 11 класса

Можно говорить о приближении временной перспективы жизненных планов старшеклассников с возрастом, когда происходит расширение временной перспективы за счет фиксации жизненных планов в новых жизненных сферах. Другой отличительной особенностью временной перспективы учащихся 9, 10, 11 классов является ее приближение с возрастом. Если у учащихся 9 класса жизненные планы довольно равномерно распределены на протяжении всей жизни, и наибольшее количество планов отмечается в дальней временной перспективе (35,2 % от всех событий), то у учащихся 10 класса наиболее наполненными жизненными планами являются первые два пятилетия их будущей жизни (33,4 % и 34,5 % соответственно), а у одиннадцатиклассников наибольшее количество жизненных планов приходится на первые пять лет (42 %), причем более половины (22,3 %) этих планов относится к ближайшей временной перспективе в один год.

Изучение жизненных перспектив в период взрослости

Сущность понятия «жизненные перспективы»

Определение 1

Жизненная перспектива – это совокупность обстоятельств и условий жизни, создающих личности возможность для оптимального жизненного продвижения.

Исследование этой проблемы началось в 80-е годы прошлого века, а основой для него стали ранние работы С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева.

Жизненный путь, считал С.Л. Рубинштейн, не является развертыванием, заложенного в детстве, плана жизни. На каждом этапе этого социально-детерминированного процесса возникают свои новообразования, а сама личность является активным участником процесса. По мнению Б.Г. Ананьева, основой для рассмотрения жизненного пути является анализ биографии, а единицей анализа – возраст человека. Выделяя этапы в жизни, ученый дал характеристику каждого возраста.

При разработке жизненного пути особое значение приобретает феномен «жизненной перспективы личности». В переводе с латинского «перспектива» – это план на будущее, система ценностей и целей, которые дают возможность при их реализации сделать жизнь человека эффективной.

Жизненные перспективы определяются семейным, профессиональным, возрастным самоопределением в жизни и зависят от социально-психологической и социальной зрелости и активности. Жизненная перспектива с точки зрения К. Левина – это своеобразная самопроекция в будущее, которая отражает систему мотивов человека и, как бы, выходит за пределы личной мотивационной иерархии.

Если говорить о психологической перспективе, то это сознательное мысленное предвидение будущего, которое зависит от типов личности.

Замечание 1

Личностная перспектива – это готовность к будущему в настоящем, она является показателем зрелости личности. Жизненная перспектива является более ёмким и глубоким понятием.

Жизненную перспективу многие авторы рассматривают как планирование своего будущего. По поводу жизненного плана в психологической литературе известен целый ряд мнений, С.Л. Рубинштейн, например, считает, что жизненный план – это есть отражение в жизнедеятельности личности прошлого, настоящего и будущего.

П. Кириллова и Л. Сохань под жизненным планом понимают систему решений, психологических установок личности, в которых отражаются потребности личности, уровень духовного развития и нравственной зрелости.

Замечание 2

Активность личности в формировании жизненной перспективы имеет большое значение и выступает как потребность в деятельности, определяя цели, направления, мотивы.

Важным и необходимым компонентом активности выступают:

  • инициатива,
  • ответственность,
  • самостоятельность.

Инициатива, как творческое начало в личности, связана с активностью. Чтобы ощутить себя хозяином собственной жизни и почувствовать свою жизненную силу необходимо быть ответственным за каждое свое действие.

Жизненный путь и жизненная перспектива определяются самим человеком, суть которых состоит в выборе условий, выборе образования, профессии, максимально отвечающих особенностям личности, её желаниям, способностям, ценностям. Вся предшествующая жизнь с достигнутым личностным потенциалом и приоритетами создает жизненную перспективу

Психологические характеристики периода взрослости

Период взрослости занимает две трети жизни человека, но остается наименее изученным периодом. Выделяют раннюю, среднюю и зрелую взрослость.

Возрастные границы каждой подстадии выбираются исходя из того, что интересует исследователей. Человек в хронологическом возрасте несет юридическую ответственность, а определяется этот возраст с момента рождения.

Функциональный возраст показывает уровень и объем знаний и навыков человека. На сколько лет себя чувствует человек, является возрастом экзистенциальным.

Также выделяют возраст эмоциональный, социальный, моральный и др.

Психологические особенности взрослого возраста связаны с биологическим развитием человека в данный период жизни.

Своих максимальных возможностей внутренние органы, мышцы и скелет достигают в середине третьего десятка лет. В сорокалетнем возрасте начинают стареть другие жизненно важные органы, а зрение и слух начинают ослабевать после 50 лет.

Специалисты, однако, считают, что занятия физическими упражнениями и правильное питание всё же способствуют продолжительности жизни.

В любом возрасте индивидуальные различия значительны, так, например, совсем немного людей демонстрируют снижение многих способностей. Даже в преклонном возрасте люди сохраняют функционирование одной или нескольких способностей.

О благоприятном когнитивном статусе в старости говорит отсутствие сердечнососудистых заболеваний, благоприятная среда с хорошими социо-экономическими условиями, вовлеченность в интеллектуальную активность, личностная гибкость в середине жизни, высокий когнитивный статус супруга.

Если говорить о психологическом развитии, то в результате исследований обнаружены позитивные изменения личности взрослых, которые с возрастом продвигаются к высокому уровню компетентности.

В стрессовой ситуации люди зрелого возраста оказывают помощь другим, не теряя бодрого расположения духа, думают о будущем и не реагируют на текущие неизбежные конфликты.

Характерным для взрослого возраста является и социальное развитие, которое можно рассматривать как последовательность социальных ролей, которые усваиваются на основе важных событий.

Каждый человек выделяет свои собственные этапы взросления, например, после службы в армии молодой человек чувствует себя взрослее не служивших ещё сверстников.

Физически здоровые и волевые люди не чувствуют в себе каких-то перемен по внутренним ощущениям даже на границе 60-летнего возраста. Это говорит о том, что создать психологическую периодизацию взрослого человека довольно сложно. Максимальный расцвет личности может наступить в 40, в 60 и даже в 80 лет.

Периоду взрослости свойственны как позитивные, так и негативные изменения личности. С одной стороны психологические особенности заключаются в нарушении процессов целеполагания, эмоциональном состоянии неудовлетворенности, тревоги, одиночества, невозможности управлять своей жизнью. С другой стороны, с возрастом возрастает уровень компетентности, уровень морального развития, продолжается социальное развитие, приобретается мудрость. Собственное Я лишается своей исключительности, а вторая половина, дети, друзья приобретают для взрослого человека большое значение.

Жизненные перспективы в период взрослости

Как процесс социального самоопределения взросление многомерно и многогранно и его противоречия ярче проявляются в формировании жизненной перспективы.

Замечание 3

Взрослость в перспективе жизненного пути рассматривается как время роста и значительных перемен.

В перспективе времени жизни выявлены главные характеристики социализации взрослых. Так, например, Б.Л. Ньюгартен предполагает, что стареющий человек больше полагается на внутреннюю систему убеждений, т.е. со временем он становится своеобразным и самоактуализирующимся. Во-вторых, считает Б.Л. Ньюгартен, происходит инверсия половых ролей в середине жизни и мужчины становятся пассивными и заботливыми, а женщины – властными и деятельными.

На вторую половину жизни человека особое внимание обратил К.Г. Юнг, считая, что в этом возрасте человек склонен искать и оправдывать смысл своего существования.

Главная проблема, которая в этот период встает перед человеком, согласно Эриксону, заключается в переходе к генеративности или поглощенности собой и стагнации.

Генеративность для многих выражается в рамках множества ролей, включая семейные и профессиональные. Поглощенность собой и чувство стагнации является альтернативой генеративности.

Не в состоянии найти ценность в поддержке и помощи новому поколению, часть людей подвергается чувству неудовлетворенности жизнью. Также предметом их переживаний может стать отсутствие личных достижений либо, наоборот, склонность обесценивать любые свои достижения.

В средние годы и в пожилом возрасте, по мнению Р. Пека, появляются новые проблемы и задачи, а уместить их в рамках двух стадий – генеративности против стагнации и стадии целостности Эго против отчаяния, невозможно.

Мужчины и женщины во взрослом возрасте пересматривают жизненные цели и размышляют о выполнении ранее поставленных задач.

Несмотря на то, что семейные отношения играют определяющую роль на многих этапах жизни, в середине этого пути многие больше полагаются на друзей, нежели на членов семьи.

Представители самой старшей возрастной группы начинают ценить индивидуальные и неповторимые черты своих друзей.

Установки, потребности, профессиональные цели в ходе развития взрослых могут меняться, а профессиональная деятельность может измениться коренным образом.

Взрослые люди в большей степени должны жить настоящим, молодым надо смотреть вперед, старикам – оглядываться назад, а людям среднего возраста, по отношению к двум поколениям и по отношению к себе, надо жить здесь и сейчас.

5 основных аспектов психологии

Психология — это научное исследование того, как мы думаем, чувствуем и ведем себя. В этом уроке вы познакомитесь с пятью основными точками зрения, которыми руководствуются современные психологические исследования.

Почему ты так себя ведешь? Вы когда-нибудь задумывались, почему некоторые люди любят вечеринки, а другие предпочитают свернуться калачиком с хорошей книгой? Или почему вы помните одни события, но не помните другие? Люди изучали разум и то, как он работает, еще со времен древних греков, но научное  исследование психологии возникло немногим более ста лет назад.

С тех пор, как Вильгельм Вундт открыл первую психологическую лабораторию в 1879 году, психологи изучали различные аспекты человеческого поведения, такие как личность, функции мозга и социокультурные влияния. По мере развития психологии она начала решать вопрос о том, почему мы делаем то, что делаем, с разных точек зрения, включая биологическую, психодинамическую, поведенческую, когнитивную и гуманистическую. Давайте рассмотрим каждый из этих пяти основных подходов, которыми руководствуются современные психологические исследования.

Биологический подход
Биопсихологи изучают, как ваша нервная система, гормоны и генетическая структура влияют на ваше поведение. Биологи-психологи исследуют связь между вашими психическими состояниями и вашим мозгом, нервами и гормонами , чтобы понять, как формируются ваши мысли, настроение и действия.

Что это значит? Это означает, что для биологического подхода вы являетесь суммой своих частей. Вы думаете так, как вы думаете, из-за того, как устроен ваш мозг, и из-за потребностей вашего тела. Все ваши выборы основаны на вашем физическом теле. Биологический подход пытается понять здоровый мозг, но он также исследует разум и тело, чтобы выяснить, как такие расстройства, как шизофрения, развиваются из генетических корней.

Психодинамический подход
Психодинамический подход продвигал Зигмунд Фрейд, который считал, что многие наши импульсы обусловлены сексом. Психологи этой школы считают, что бессознательные побуждения и переживания раннего детства лежат в основе вашего поведения и что конфликт возникает, когда на эти побуждения накладываются социальные ограничения.

О Фрейде и его ныне устаревших теориях ходит много шуток. Но задумывались ли вы когда-нибудь, что что-то в том, кем вы являетесь сегодня, связано с вашим детским опытом? Скажем, вы обвиняете свою привычку курить в оральной фиксации, которая возникает из-за того, что вас слишком рано отлучили от грудного вскармливания в младенчестве. Ну, это также исходит из теорий Фрейда, и это была идея, которая произвела революцию в том, как мы видим себя.

Поведенческий подход
Поведенческие психологи считают, что внешние стимулы окружающей среды влияют на ваше поведение и что вас можно научить действовать определенным образом. Такие бихевиористы, как Б. Ф. Скиннер, не верят в свободу воли. Они считают, что вы учитесь через систему подкреплений и наказаний.

Поведенческий подход действительно эффективен, когда вам все равно, что кто-то думает, пока вы добиваетесь желаемого поведения. Влияние этих теорий влияет на нас каждый день и на протяжении всей нашей жизни, влияя на все: от того, почему мы следуем правилам дорожного движения, когда водим машину, до того, как рекламные компании проводят кампании, чтобы заставить нас покупать их продукцию.

Когнитивный подход
В отличие от бихевиористов, когнитивные психологи считают, что ваше поведение определяется вашими ожиданиями и эмоциями. Когнитивный психолог Жан Пиаже утверждает, что вы помните вещи, основываясь на том, что вы уже знаете. Вы также решаете проблемы, основываясь на своих воспоминаниях о прошлом опыте.

Итак, при таком подходе мы без воли отворачиваемся от людей как от машин и углубляемся в мысли и чувства. То, как вы действуете, основано на внутренних процессах, и на отдельных людей оказывается гораздо больше стресса. С когнитивной точки зрения, ваши ожидания от предстоящей вечеринки повлияют на то, как вы себя чувствуете и будете вести себя на ней, и окрасят ваши воспоминания о той ночи, когда вы вернетесь домой.

Гуманистический подход
Гуманистические психологи верят, что вы по существу хороши и что у вас есть мотивация, чтобы полностью реализовать свой потенциал. Психологи из этого лагеря сосредотачиваются на том, как вы можете чувствовать себя хорошо, выполняя свои потребности и цели. Выдающийся психолог-гуманист Карл Роджерс называл своих пациентов «клиентами» и предлагал благоприятную среду, в которой клиенты могли понять свои собственные чувства.
 
В отличие от поведенческого подхода, гуманистический подход направлен на расширение возможностей человека. Правы вы или нет, в более широком смысле вы мотивированы быть лучшим человеком, которым вы можете быть. Все ваши решения исходят из попыток улучшить свою жизнь. Итак, если вы пытаетесь сократить ночное потребление вина, терапевт-гуманист будет поощрять и поддерживать, но не будет напрямую советовать вам бросить курить или пытаться проанализировать, почему вы вообще пьете.

Краткий обзор:

  • Психология — это научное изучение человеческого мышления , чувств и поведения .
  • Пять основных аспектов психологии: биологический, психодинамический, поведенческий, когнитивный и гуманистический .
  • Каждая перспектива дает свой собственный взгляд на причины почему вы делаете то, что делаете.

7 аспектов психологии: объяснение

Каковы 7 основных аспектов психологии?

Семь аспектов психологии, которые находятся на переднем крае, — это нейронаука, эволюционный, психодинамический, поведенческий, когнитивный, социокультурный и гуманистический подходы.

Психология как область изучения психики и поведения людей. Многочисленные психологи исследовали, анализировали и разрабатывали концепции и объяснения человеческого поведения на протяжении многих лет. В результате появилось много точек зрения на психологию.

Перспектива нейронауки

Развитие психологии как отдельной науки во многом поддерживалось изучением физиологии. Сегодня изучение физиологии как точки зрения психологии рассматривается как точка зрения нейронауки (также известная как биологическая точка зрения, физиологическая психология или биопсихология). Эта точка зрения фокусируется на том, как на наше поведение влияют наши физические и биологические характеристики.

Исследователи, которые подходят к психологии с точки зрения неврологии, изучают влияние генетики на поведение и то, как травмы и повреждения некоторых частей мозга могут потенциально повлиять на личность.

Связанный: Что такое нейротерапия: преимущества, побочные эффекты, безопасность

Генетика, нервная система, иммунная система, мозг и эндокринная система также являются некоторыми из различных областей, которые изучаются психологами, работающими с точки зрения неврологии. Эта точка зрения во многом выиграла от научного прогресса за последние несколько десятилетий, в результате чего психологи стали лучше подготовлены к изучению, исследованию и анализу мозга и нервной системы.

Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) теперь позволяют исследователям анализировать мозг в различных условиях, выходящих за рамки того, что было возможно в прошлом. Эти состояния охватывают такие состояния, как мозг под воздействием наркотиков, поврежденный мозг, больной мозг и т. д. Издание Фрэнка Амтора

  • Неврология: исследование мозга, расширенное издание Марка Беара, Барри Коннорса и Майкла А. Парадизо
  • Основополагающие концепции нейробиологии: одиссея мозга и разума Дэвида Э. Прести.
  • Эволюционная перспектива

    Следующей в нашем списке семи перспектив психологии является эволюционная перспектива. Эволюционная психология — это дисциплина, изучающая эволюцию как теорию и ее влияние на физиологические процессы. Психологи, которые практикуют эволюционную перспективу психологии, используют основные эволюционные принципы, такие как естественный отбор и т. Д., При определении их влияния на физиологические результаты.

    Суть эволюционной точки зрения психологии заключается в том, что психическое функционирование определенного вида существует, потому что оно помогает видам в эволюции, например, в размножении или выживании.

    Чтобы узнать больше об эволюционной перспективе психологии, ознакомьтесь с этими книгами:

    • Эволюционная психология: новая наука о разуме Дэвида М. Басса0064 За пределами эволюционной психологии: как и почему возникают нейропсихологические модули Джордж Эллис и Марк Солмс

    Психодинамическая перспектива

    Психодинамическая перспектива психологии берет свое начало в работах известного психолога Зигмунда Фрейд. Эта точка зрения психологии уделяет пристальное внимание бессознательному, личным отношениям, а также воспоминаниям и переживаниям детства и тому, как они влияют на поведение человека и психические заболевания.

    Благодаря революционной работе Фрейда психоанализ стал одной из передовых сил в психологии. Согласно Фрейду, разум состоит из ид, эго и суперэго как ключевых структурных элементов.

    Идентификатор — Этот элемент включает характеристики базового уровня, такие как бессознательные и первичные желания.

    Эго – Этот элемент является частью психики, которая помогает противостоять реальному миру и его требованиям.

    Суперэго – Этот элемент психики развивается последним и состоит из идеалов, стандартов и морали.

    Несмотря на свое революционное начало, психодинамическая перспектива сегодня не так широко используется, хотя она продолжает оставаться ценным психотерапевтическим инструментом для психологов, рассматривающих человеческое поведение с психодинамической точки зрения.

    Чтобы узнать больше о психодинамической перспективе психологии, ознакомьтесь со следующими книгами:

    • Основная психодинамическая психотерапия: приобретенное искусство Тери Кватман
    • Психодинамическая терапия: руководство по доказательной практике Ричард Ф. Саммерс и Жак П. Барбер
    • Долгосрочная психодинамическая психотерапия: базовый текст времени и как они влияют на дальнейшие результаты человеческого поведения. Эта точка зрения уходит своими корнями в работу таких психологов, как Джон Б. Уотсон и Эдвард Торндайк. В психологии доминировала бихевиористская перспектива (также известная как бихевиоризм) в начале двадцатого века, но она начала терять свое господство в середине двадцатого века.

      В отличие от других психологических подходов, которые в основном сосредоточены на внутренних состояниях, бихевиоризм полностью фокусируется на поведении, которое можно наблюдать.

      Психологи, работающие с поведенческим подходом в психологии, и сегодня применяют принципы этого подхода для объяснения и лечения многочисленных заболеваний. Их по-прежнему волнуют вопросы о том, как усваиваются и закрепляются определенные виды поведения.

      Если вы хотите узнать больше об этой точке зрения, прочтите эти книги:

      • Brain & Behavior: An Introduction to Behavioral Neuroscience by Bob Garrett 
      • Behavioral Human Psychology by Joseph Griffith
      • Behavioral Psychology: 2 Books in 1 by Richard Campbell

      The Cognitive Perspective

      A В 1960-х годах появился новый стиль психологии, известный как когнитивная психология. Это одна из семи точек зрения психологии, известная сегодня как когнитивная точка зрения. Эта точка зрения психологии фокусируется в основном на психических процессах, таких как мышление, язык, память, решение проблем и принятие решений.

      Когнитивная психология и когнитивная перспектива за последние десятилетия стали широко использоваться и внедряться. На эту точку зрения большое влияние оказали такие известные психологи, как Альберт Бандура и Жан Пиаже.

      Когнитивные психологи концептуализируют, как информация приобретается, обрабатывается, хранится и используется с помощью модели обработки информации. Эта модель использует человеческий разум для сравнения с компьютером.

      Чтобы изучить эту перспективу более подробно, ознакомьтесь со следующими книгами:

      • Когнитивная психология: соединение разума, исследований и повседневного опыта Э. Брюс Гольдштейн
      • Когнитивная психология: теория, процесс и методология Дон М. Макбрайд, Дж. Купер Каттинг Интеллектуальная психология
      • и Out of the Laboratory Кэтлин М. Галотти

      Социально-культурная перспектива

      Социально-культурная перспектива психологии является новой из 7 перспектив психологии, которые значительно выросли за последние два десятилетия. Психологи, которые анализируют человеческое поведение с этой точки зрения, рассматривают различия в поведении в разных культурах.

      Сосредоточив внимание на различиях в поведении в разных культурах, мы сможем понять, как культура влияет на умственные процессы, наше мышление и наше поведение.

      Психологи изучали поведение с социально-культурной точки зрения и в некоторых случаях заметили резкие различия между коллективистскими и индивидуалистическими культурами. Коллективистские культуры, как правило, работают усерднее, когда являются частью группы. Китай является хорошим примером коллективистской культуры.

      С другой стороны, индивидуалистические культуры, как правило, работают менее усердно и прилагают меньше усилий, когда являются частью группы. Это явление известно как социальная леность. Соединенные Штаты являются хорошим примером индивидуалистической культуры.

      Чтобы узнать больше о социально-культурной психологии, ознакомьтесь со следующими книгами:

      • Социальная психология и культурный контекст Джон Адамопулос, Йошихиса Кашима
      • I Самобытность и культурное разнообразие: Чему может научить нас социальная психология от Maykel Verkuyten
      • Социальная психология культуры Chi-Yue Chiu , Ying-yi Hong

      Гуманистическая перспектива

      Гуманистическая перспектива психологии появилась в XIX в.50-е годы. На эту точку зрения сильно повлияли известные гуманисты того времени, такие как Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.

      Гуманистическая точка зрения фокусируется на роли мотивации в мыслях и поведении человека. Самоактуализация как понятие имеет важное значение для этой точки зрения психологии. Психологи, которые смотрят на человеческое поведение с гуманистической точки зрения, проводят исследования и анализ мотивации и движущей силы желания человека расти, совершенствоваться, меняться и реализовывать свой потенциал.

      Позитивная психология — это новое движение в психологии, направленное на то, чтобы помочь людям вести более здоровую и счастливую жизнь. Это движение основано на гуманистической перспективе психологии. Согласно статье из Tyonote, эта точка зрения является наименее научной из всех 7 точек зрения.

      Если вас интересуют более подробные материалы по гуманистической психологии, ознакомьтесь со следующими книгами:

      • Справочник по гуманистической психологии: теория, исследования и практика Кирк Дж. Шнайдер, Дж. Фрейзер Пирсон, Джеймс Ф. Т. Бьюгенталь
      • Гуманистическая психология: современные тенденции и перспективы на будущее Ричард Хаус, Дэвид Калиш, Дженнифер Мейдман
      • Экзистенциально-гуманистическая терапия Dr. J. Schneider PhD (автор), Orah T. Krug

      Заключение

      Существует множество способов, которыми мы можем думать о человеческом поведении и мыслях. Различные 7 аспектов психологии в большинстве случаев дополняют друг друга и вместе составляют инструментарий, с помощью которого психологи, исследователи и студенты могут решать различные проблемы, связанные с человеческим поведением.

    You may also like

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *