Разное

Особенности психического развития пожилых людей: Особенности пожилого возраста

Содержание

Особенности пожилого возраста

По официальным данным ВОЗ и ассоциации геронтологов, пожилым считается возраст от 60 до 74 лет, старческим от 75 до 90 лет. Чтобы обеспечить человеку комфортное старение, нужно понимать психологические особенности людей преклонного возраста.

Классификация типов старости

Известно четыре социально-психологических типа старости, которые считаются благополучными:

  • Первый тип. К этому типу относятся люди, которые закончив свою профессиональную деятельность, принимают активное участие в различных социальных процессах: оказывают помощь нуждающимся, участвуют в общественной жизни. Такое времяпрепровождение позволяет ощутить востребованность, избежать негативных мыслей и вести активный образ жизни.
  • Второй тип. Данный тип характеризуется тем, что пенсионер всю свою энергии аккумулирует на самообразование, развлечения, путешествия, занимается делами, на которые в более молодом возрасте у него не хватало времени. Люди, относящиеся к этому типу, отлично приспосабливаются к любым условиям и ситуациям.
  • Третий тип. Чаще всего к этому типу относятся женщины пожилого возраста, которые посвящают все свободное время своей семье и решению бытовых проблем. В силу своей занятости у них не остается времени на уныние, апатию, психологические переживания и негативные эмоции. Они чувствуют востребованность и абсолютно довольны своей жизнью.
  • Четвертый тип. Этот тип характерен для престарелых людей, основная цель которых – забота о своем здоровье. Их моральное удовлетворение напрямую связано с состоянием здоровья и может меняться в зависимости от самочувствия. К негативным моментам представителей этого типа относится повышенная тревожность, настороженность, преувеличение мнимых болезней.

Факторы, способствующие преждевременному старению:

  • Снижение физической активности.
  • Отсутствие интересов.
  • Сужение сферы деятельности.
  • Ощущение одиночества, опустошения.
  • Погружение человека в негативные мысли.

Возникновение этих факторов можно безболезненно преодолеть либо предупредить. Для этого нужно изменить свое отношение к периоду старения и понять, что старость – это всего лишь очередной жизненный этап.

Изменение поведения в пожилом возрасте

Пожилой и старческий возраст характеризуется различными изменениями, которые выражаются в следующих проявлениях:

  • Обидчивость. Достаточно часто люди преклонного возраста не понимают смысл некоторых слов и полагают, что неудачные шутки направлены в их адрес. В общении с пожилыми людьми следует быть максимально внимательными и взвешивать каждое слово. Только доброжелательное общение поможет избежать обидчивости со стороны близких родственников.
  • Агрессия. Эта эмоция может возникать не по вине пожилого человека, а произвольно. Причина таких проявлений – гормональный сбой или различные социальные факторы. Если агрессия носит эпизодический характер, стоит набраться терпения и узнать у человека о причине его беспокойства. Однако если агрессивное поведение проявляется регулярно и мешает жить окружающим, следует обратиться за помощью к специалисту.
  • Желание высказаться. Одна из особенностей психики людей преклонного возраста – стремление хоть ненадолго вернуться в тот период, когда они были востребованы и полны физических сил. Поэтому достаточно часто они в разговоре зацикливаются на воспоминаниях и всецело предаются воспоминаниям. В этом случае необходимо выслушать человека и плавно сменить тему беседы.
  • Тревожность. Нередко ухудшение здоровья и ощущение неполноценности вызывает тревогу и беспокойство. Пожилой человек не хочет чувствовать себя обузой и впадает в угнетенное эмоциональное состояние. Чтобы избежать депрессии престарелого, близкие люди должны попытаться настроить человека на позитив, подняв его самооценку: хвалить за любые достижения, поступки и т.д. Таким образом, он почувствует себя более уверенно и, возможно, будет пытаться сделать что-то полезное.
  • Забывчивость. Причина таких проявлений – различные изменения в структуре мозга. Угасание функций головного мозга – необратимый естественный процесс, предотвратить который невозможно. Если забывчивость не вносит дискомфорт в жизнь престарелого человека, не стоит придавать этому большое значение. Однако если появляется реальная угроза его здоровью и жизни, требуется помощь врача-психиатра, который установит причину психического расстройства и назначит лечение, корректирующее поведение.
  • Скупость. Пенсионный возраст практически всегда означает снижение финансовых возможностей и это, конечно, негативно сказывается на эмоциональном состоянии человека. Он начинает экономить денежные сбережения, старается жить по средствам, которые получает ежемесячно в виде пенсионных выплат. Отсюда появляется бережливость, которую близкие люди нередко принимают за скупость.
  • Восприятие информации. Проблемы с концентрацией внимания и слухом в пожилом возрасте возникают достаточно часто. Поэтому при общении с престарелым говорить нужно громко, а речь должна быть четкой. Если человек не понимает, о чем разговор, следует повторить эту же информацию еще раз, подобрав более простые выражения и фразы. Важно знать, что сложные предложения пугают пожилого человека и он начинает еще больше осознавать свою беспомощность. Чтобы беседа стала для пожилого человека информативной, нужно говорить медленно, дружелюбно, делать между предложениями паузы. Это позволит ему понять суть разговора и принять активное участие в беседе.

Только поняв, что престарелый человек нуждается в доброжелательном отношении и внимании, можно выстроить с ним продуктивное общение и оказать помощь.

Психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста

Для людей преклонных лет характерен консервативный взгляд на все происходящее и критика современной жизни. Такая психологическая особенность негативно отражается на их адаптации после завершения профессиональной деятельности.

Рассматривая жизненные позиции пенсионеров, стоит выделить следующие категории:

  • Конструктивная. Этой позиции придерживаются люди, которые всегда спокойны и уверенны в себе. Они позитивно воспринимают все жизненные этапы, сохраняют позитивный настрой и веселый нрав на протяжении всей жизни. Такая позиция позволяет воспринимать процесс старения естественно и не зацикливаться на различных возрастных изменения.
  • Зависимая. Как правило, такая позиция проявляется у тех, кто в течение всей жизни вел пассивный образ жизни, ничего не достиг и имеет заниженную самооценку. Такие люди и в преклонном возрасте рассчитывают только на помощь окружающих, их сострадание и сочувствие, при этом сами даже не пытаются изменить свою жизнь к лучшему.
  • Защитная. Данная позиция присуща людям, которые с ненавистью относятся к процессу старения, не желают принимать помощь окружающих или близких людей и пытаются вести максимально активный образ жизни. Такое поведение является для них нормой и помогает чувствовать себя независимыми и востребованными даже в пожилом возрасте.
  • Враждебная. Люди с враждебной позицией обвиняют во всех своих проблемах только окружающих. К процессу старения они также относятся с ненавистью и пытаются остаться востребованными не только в профессиональной сфере, но и в общественной жизни. Любой вид деятельности, которым занимаются такие пожилые люди, приносит им моральное удовлетворение и независимость.
  • Враждебная к себе. Как правило, такая позиция характерна для людей, страдающих депрессивными состояниями. Они ни к чему не стремятся, не имеют хобби, увлечений, ощущают себя несчастными, ненужными и приближение старости воспринимают как окончание своих «мучений». Такие люди нередко обращаются к психиатрам и нуждаются в корректировке поведения.

Изменения, происходящие в пожилом возрасте, и физические, и психологические. Из-за индивидуальных особенностей они проявляются по-разному. Очень важно уделять пожилому человеку внимание, дарить заботу, любовь и доброжелательное отношение. Тогда приближение старости не будет вызывать негативные эмоции и станет всего лишь очередным этапом в жизни.

Особенности людей в пожилом возрасте: психологические, физиологические и социальные

18.12.2020

Сложным периодом для людей является престарелый возраст или «время дожития», когда организм увядает физически, утрачиваются социальные функции, ухудшается общее и психологическое состояние. Избежать преждевременного старения и создать комфортные условия для прохождения всех этапов старения можно только в том случае, если будет четкое понимание, как проявляются возрастные особенности, и какой уход необходим человеку.

Четыре основных типа старения

К первой категории относятся люди, которые, прекратив активную профессиональную деятельность, участвуют в социальной жизни и не прекращают коммуникацию с близкими, друзьями, знакомыми. Такую старость принято называть «творческой», поскольку она помогает оградиться от негативных мыслей и прожить яркую жизнь в преклонном возрасте.

Второй тип характерен для пожилых людей, которые направляют всю энергию на поддержание материальных благ. Накопление сбережений или преумножение капитала, самообразование, получение дополнительных знаний в новой отрасли. Такие люди могут начать заниматься деятельностью или завести хобби, на которое не было времени в молодости. Пожилые люди приспособлены социально и психологически.

Третья категория преимущественно относится к женщинам и характеризует их. В преклонном возрасте такой тип людей все внимание уделяет семье и организации быта. Благодаря сильной вовлеченности удается избегать психологических переживаний и хандры. Но в сравнении с первыми категориями удовлетворенность жизнью может находиться на более низком уровне.

Пожилые люди, относящиеся к четвертой категории, в первую очередь уделяют внимание здоровью. Собственное самочувствие для таких людей остается смыслом жизни, который приносит им моральное удовлетворение. Отрицательной стороной является регулярное гиперболизирование любой, даже самой незначительной болезни.

Несмотря на разное состояние людей в перечисленных типах, жизнь в преклонном возрасте в любом из вариантов можно назвать психологически благополучной. Однако существуют негативные примеры активной деятельности престарелых людей. Они могут выражаться в агрессии, ворчливости, неудовлетворении жизнью или положением в обществе. Такие люди часто предъявляют претензии ко всем окружающим, занимаются самоедством, что только ухудшает общее состояние.

Отношение человека к собственному старению:

  • Нормальное. Пожилые, объективно оценивающие состояние и возможности организма, адекватно воспринимают факт старения.
  • Пренебрежительное. Может быть следствием необоснованного оптимизма, который вызван ошибочной оценкой особенности старения организма. Из-за искаженного взгляда на реальность пожилые люди демонстрируют пренебрежение к старости. В реальности за таким поведением скрыта общая слабость и недомогание.
  • Отрицательное. Пенсионеры, относящиеся к данной категории, стремятся отогнать мысли о старости. Они не обращают внимания на изменения, которые происходят с их организмом. Такой подход может вылиться в гиперреактивность из-за стремления сохранить уходящий статус.
  • Геронтофобное. Человек в таком состоянии боится надвигающейся старости. Он осознает, что преувеличивает ее опасность, однако не в состоянии контролировать негативные мысли. Такие люди склонны меньше уделять внимания социальным целям. Они начинают активно демонстрировать собственную беспомощность.
  • Трагическое. Пожилые люди относятся к периоду дожития негативно и считают жизнь неинтересной. На такое поведение зачастую влияют психологические травмы, которые мешают адекватно относиться к естественному старению.
  • Спокойное. Люди, осознавая наступление преклонного возраста, наслаждаются моментом. Они полностью удовлетворены своим новым положением, поэтому начинают жить для себя.

дня проживания бесплатно

Психологические особенности

Для пожилого человека характерен консервативный взгляд на окружающий мир. Такая особенность отрицательно сказывается на естественной адаптации человека на меняющиеся нормы морали. Это приводит к частой критике современных манер. Рассматривая жизненные позиции престарелых, можно отметить следующие категории:

  • Конструктивную. Приверженцами данной позиции являются спокойные и уравновешенные люди, которые удовлетворенно относились к жизни на каждом ее этапе. Как правило, им удается сохранить веселый нрав и в более преклонном возрасте. Такая позиция приводит к естественному восприятию старости. Благодаря тому, что престарелые не делают трагедию из-за каждого заболевания, им легче найти контакт с окружением.
  • Зависимую. Она проявляется у пожилых, которые недоверительно относились к себе на протяжении всей жизни. Такие люди продолжают и в преклонном возрасте вести пассивный образ жизни, требуя у окружения сочувствия и сострадания. Пожилые, входящие в категорию «зависимых», играют роль обиженных и несчастных.
  • Защитная. Позиция характерна людям, которые ведут замкнутый образ жизни, не подпуская к себе чужих и близких людей, желающих помочь. Из-за сильно выраженной ненависти к естественному старению пожилые начинают вести активный образ жизни, держаться за свою должность на работе. Это позволяем им в их собственных глазах оставаться значимыми и независимыми от чужой помощи.
  • Враждебная. Пенсионеры с такой позицией винят во всех своих «бедах» окружающих. Такая позиция заставляет людей быть подозрительными, относиться ко всему с недоверием. К старению люди с «враждебной» позицией также относятся с отвращением, поэтому стремятся зацепиться за работу или другую деятельность.
  • Враждебная к себе и своей жизни. К такой позиции склонны люди, которые имеют депрессивный склад характера. Они не имеют интересов и желания чего-либо достичь. Люди ощущают себя одинокими и ненужными, поэтому приближение смерти они ждут, чтобы избавиться от своих «мучений».

Психическое старение людей происходит по своим законам. Принято выделять четыре группы:

  1. Реакция на ощущения от телесных контактов. В преклонном возрасте значительно изменяются реакции организма – движения становятся более хаотичными и медленными, снижается реакция на сильные раздражители.
  2. Реакция на изменение психических функций. У престарелого человека начинает хуже работать кратковременная память, снижается концентрация внимания, замедляется реакция психики на жизненные проблемы или бытовые задачи. Наличие одной из проблем отрицательно сказывается на самочувствии, снижает самооценку и интерес к общению.
  3. Реакция на изменения в социальной области. Проявляется в нежелании отдаляться от прошлой профессиональной деятельности, в уменьшении интереса к окружающему миру. Кроме того, такая реакция может выражаться в чрезмерной заботе о здоровье – главное темой любой беседы являются лекарственные средства, заболевания и их методы лечения. Также одной из форм проявления реакции является сохранность жизни – в ежедневном круге общения находятся только близкие, доктора и сотрудники соц. служб.
  4. Реакция, обусловленная навязчивыми мыслями о приближающейся кончине. Поскольку каждый человек обладает особенным темпераментом, воспитывается в определенной культурной среде и имеет различные религиозные предпочтения, к факту смерти пожилые люди относятся по-разному.

Помимо психологических особенностей принято также выделять психопатологические отклонения. На сегодняшний день насчитывается шесть этапов:

  1. Во время первого этапа важными остаются воспоминания об этапе взросления и взрослой жизни. Реальная жизнь незначительна и всегда игнорируется.
  2. Второй этап несет за собой снижение мозговой активности, которое проявляется в ухудшении памяти.
  3. Следующая стадия негативно сказывается на объективной оценке. Человек не может адекватно воспринимать и интерпретировать события, которые происходят с ним и его окружением.
  4. В период четвертого этапа отмечается беспомощное состояние, которое приводит к апатичному восприятию окружающего мира. Отклонение сказывается на осознании происходящего. Человек дезориентирован.
  5. Во время пятого этапа приходит в негодность мышечная ткань. Люди преклонного возраста теряют контроль над собственными жестами и мимикой.
  6. Шестой этап подразумевает полную беспомощность.

Изменения, происходящие с людьми преклонного возраста, могут проявлять себя по-разному из-за индивидуальных особенностей больного. На это могут влиять наследственные факторы, соматические заболевания, психологические стрессы или глубокие потрясения, а также другие моменты.

Возрастные и физиологические особенности старения

Изменение структуры кожного покрова. Увядание организма наиболее четко прослеживается по снижению эластичности и изменению естественной толщины кожи. Сильные изменения можно наблюдать на руках и ногах в местах, где выступают кости. Запущенный процесс снижает потовые и другие выделения, что приводит к чрезмерной сухости, образованию морщин. Отсутствие лечения и игнорирование проблемы приводит к нарушению естественного состояния кожи, появлению болячек.

Снижение иммунитета, влияние климата и экологии изменяют структуру волос. Они становятся менее плотными, утрачивают свой блеск, начинают выпадать. Уменьшается доля костной массы в организме. Все изменения вызывают болевые ощущения и беспокойство.

Атрофирование мышц. Мышечная ткань с достижением преклонного возраста существенно изменяет свое соотношение в организме, что приводит к снижению активности и подавленному состоянию. Изменения негативно влияют на функционал и работоспособность. При выполнении несложных упражнений человек в возрасте быстрее чувствует усталость.

Ознакомьтесь с нашими пансионатами

Посмотреть

Изменение походки. С возрастом отмечается замедление шага и снижение устойчивости. Поскольку увеличивается сила и продолжительность действия на опору ног, в походке появляется эффект «шарканья».

Снижается работоспособность сердца и легочной ткани. Недостаточность функционирования органов хорошо видна при каких-либо нагрузках на организм. Человек, не получая достаточно кислорода и притока крови, все время чувствует слабость. Это снижает физическую активность пожилых людей.

Социальная и жизненная составляющая престарелых

Очевидные изменения, которые происходят с людьми во время старения, в первую очередь накладываются на здоровье. Поскольку у пожилых зачастую ухудшается качество жизни, человек начинает чаще болеть, а заболевания несут необратимые последствия и отрицательно влияют на общее самочувствие. Врачи отмечают, что в этом возрасте существенно увеличивается риск хронической болезни сердечной мышцы, сосудистой системы, суставов. Из-за наличия сразу нескольких болезней и патологий, лечение престарелым людям обходится в несколько раз дороже, чем молодым.

Естественное старение также сказывается на материальном положении. Пенсионеры чаще беспокоятся об инфляции, об удорожании продуктовой корзины и увеличении цен на лекарства. Из-за высокой стоимости натуральных и свежих продуктов пожилые люди зачастую меняют привычный рацион на более дешевые продукты, что сказывается на общем самочувствии. Постоянная экономия влияет также на психическое и эмоциональное состояние.

С возрастом люди все чаще чувствуют себя одинокими. Эта злободневная проблема остается актуальной для людей преклонного возраста, поскольку люди значительно снижают свою активность и круг общения, это приводит к состоянию неудовлетворенности и подавленности. Отсутствие высокого социального статуса, любимой сферы деятельности и общения с коллегами приводит к затянувшейся хандре и продолжительным болезням.

Стоит отметить, что на общее количество пожилых людей в Российской Федерации, существует преобладание женщин более чем в два раза. Особенность можно объяснить средней продолжительностью жизни, которая у мужчин значительно ниже. Если разбирать отдельные пары, которые находятся в одинаковом преклонном возрасте, выделяется одна особенность – уход из жизни супруги переживается сильнее, поскольку мужчины с трудом справляются с бытом в одиночку. Однако именно мужчинам легче найти спутницу после смерти жены. Женщины значительно реже создают в преклонном возрасте новую семью, но они переживают смерть мужа легче.

Несмотря на такие особенности, не нужно забывать, что партнер для мужчин и женщин в преклонном возрасте нужен в большей степени для оказания заботы, чувства необходимости и регулярной поддержки. Внимание помогает легче пережить все тяготы возраста дожития.

Рассчитайте стоимость проживания

Рассчитатать

Когнитивное развитие в позднем взрослом возрасте — PSY 180 — Психология старения — Учебник

Когнитивное развитие в позднем взрослом возрасте

Когнитивное развитие в позднем взрослом возрасте



Существует множество стереотипов о том, что пожилые люди забывчивы и сбиты с толку, но что на самом деле показывают исследования памяти и познания в позднем взрослом возрасте? В этом разделе мы сосредоточимся на воздействии старения на память, на том, как возраст влияет на когнитивные функции, и на ненормальной потере памяти из-за болезни Альцгеймера, бреда и деменции.

Когнитивное развитие и память в позднем взрослом возрасте

Как старение влияет на память?

 

Рисунок 1 . В позднем взрослом возрасте память и внимание ухудшаются, но постоянные усилия по обучению и участию в когнитивной деятельности могут свести к минимуму влияние старения на когнитивное развитие.

Сенсорный регистр

Старение может привести к небольшому снижению чувствительности органов чувств. И в той мере, в какой человеку труднее слышать или видеть, эта информация не будет храниться в памяти. Это важный момент, потому что многие пожилые люди предполагают, что если они не могут что-то вспомнить, то это потому, что у них плохая память. На самом деле может случиться так, что информация никогда не была видна или услышана.

Рабочая память

Пожилым людям труднее использовать стратегии памяти для припоминания деталей (Berk, 2007). Рабочая память  – это когнитивная система с ограниченными возможностями, ответственная за временное хранение информации, доступной для обработки. С возрастом рабочая память теряет часть своих возможностей. Это затрудняет концентрацию внимания более чем на одном объекте одновременно или запоминание деталей события. Однако люди часто компенсируют это, записывая информацию и избегая ситуаций, когда слишком много всего происходит одновременно, чтобы сосредоточиться на конкретной когнитивной задаче.

Когда пожилой человек испытывает трудности с многоступенчатой ​​вербальной информацией , представленной быстро, у него возникают проблемы с рабочей памятью. Рабочая память относится к когнитивным функциям, наиболее чувствительным к ухудшению в пожилом возрасте. Было предложено несколько объяснений этого ухудшения работы памяти; Одна из них — теория скорости обработки информации о когнитивном старении Тима Солтхауса. Основываясь на результатах общего замедления когнитивных процессов по мере взросления людей, Солтхаус утверждает, что более медленная обработка приводит к распаду содержимого рабочей памяти, что снижает эффективную емкость. [1] Например, если пожилой человек смотрит сложный боевик, он может недостаточно быстро обработать события до смены сцены или может обработать события второй сцены, из-за чего он забудет первую сцена. Однако снижение объема рабочей памяти нельзя полностью объяснить замедлением когнитивных функций, поскольку в пожилом возрасте объем снижается больше, чем скорость.

Другим предложением является гипотеза торможения, выдвинутая Линн Хашер и Роуз Закс. Эта теория предполагает общий дефицит в пожилом возрасте способности подавлять не относящуюся к делу или уже не относящуюся к делу информацию. Поэтому рабочая память, как правило, загромождена нерелевантным содержимым, что снижает эффективную емкость для релевантного контента. Предположение о дефиците торможения в пожилом возрасте получило много эмпирических подтверждений, но до сих пор неясно, полностью ли снижение способности к торможению объясняет снижение способности рабочей памяти.

Объяснение ухудшения рабочей памяти и других когнитивных функций в пожилом возрасте на нейронном уровне было предложено Робертом Уэстом. Он утверждал, что рабочая память в значительной степени зависит от префронтальной коры, которая с возрастом ухудшается больше, чем другие области мозга. [2] Возрастное снижение рабочей памяти можно на короткое время обратить вспять с помощью низкоинтенсивной транскраниальной стимуляции, синхронизирующей ритмы в двусторонней лобной и левой височной долях.

Долговременная память

Долговременная память включает хранение информации в течение длительных периодов времени. Получение такой информации зависит в первую очередь от того, насколько хорошо она была усвоена, а не от того, как долго она хранилась. Если информация хранится эффективно, пожилой человек может помнить факты, события, имена и другие типы информации, хранящиеся в долговременной памяти на протяжении всей жизни. Память взрослых всех возрастов кажется одинаковой, когда их просят вспомнить имена учителей или одноклассников. А пожилые люди больше помнят о своем раннем взрослом и подростковом возрасте, чем о среднем взрослом возрасте (Berk, 2007). Пожилые люди сохраняют семантическую память или способность запоминать словарный запас.

Молодые люди больше полагаются на стратегии ментального повторения для хранения и извлечения информации. Пожилые люди больше полагаются на внешние сигналы, такие как знакомство и контекст, чтобы вспомнить информацию (Berk, 2007). И они с большей вероятностью сообщат основную идею истории, чем все детали (Jepson & Labouvie-Vief, in Berk, 2007).

Положительное отношение к способности учиться и запоминать играет важную роль в памяти. Когда люди находятся в состоянии стресса (например, испытывают стресс из-за потери памяти), им труднее воспринимать информацию, потому что они озабочены. Многие лабораторные тесты памяти требуют сравнения результатов пожилых и молодых людей в тестах на синхронизацию памяти, в которых пожилые люди не справляются так же хорошо. Однако лишь немногие ситуации в реальной жизни требуют быстрых ответов на задачи памяти. Пожилые люди полагаются на более значимые сигналы, чтобы помнить факты и события без какого-либо ущерба для повседневной жизни.

Новое исследование старения и познания

Можно ли натренировать мозг для создания когнитивного резерва, чтобы уменьшить последствия нормального старения? ACTIVE (Расширенный когнитивный тренинг для самостоятельных и жизненно важных пожилых людей), исследование, проведенное в период с 1999 по 2001 год, в котором приняли участие 2802 человека в возрасте от 65 до 94 лет, предполагает, что ответ «да». Эти участники прошли 10 групповых тренировок и 4 дополнительных занятия для работы над задачами на память, мышление и скорость обработки данных. Эти умственные тренировки улучшили когнитивные функции даже спустя 5 лет. Многие участники считали, что это улучшение можно увидеть и в повседневных задачах (Tennstedt, Morris, et al, 2006). Изучение новых вещей, участие в деятельности, которая считается сложной, и физическая активность в любом возрасте могут создать резерв для минимизации последствий первичного старения мозга.

Мудрость

Мудрость — это способность руководствоваться здравым смыслом и здравым смыслом при принятии решений. Мудрый человек проницателен и обладает знаниями, которые можно использовать для преодоления препятствий, с которыми он сталкивается в своей повседневной жизни. Приносит ли старость мудрость? Хотя долгая жизнь приносит опыт, она не всегда приносит мудрость. Те, у кого есть опыт помощи другим в решении жизненных проблем, и те, кто занимал руководящие должности, кажутся более мудрыми. Таким образом, именно возраст в сочетании с определенным типом опыта приносит мудрость. Однако пожилые люди, как правило, обладают большей эмоциональной мудростью или способностью сопереживать и понимать других.

Изменения внимания в позднем взрослом возрасте

Распределенное внимание обычно связано со значительным возрастным снижением способности выполнять сложные задачи. Например, пожилые люди демонстрируют значительные нарушения при выполнении задач на внимание, таких как просмотр визуального сигнала одновременно с прослушиванием слухового сигнала, потому что это требует разделения или переключения внимания между несколькими входами. Дефицит, обнаруженный во многих задачах, таких как задача Струпа, которая измеряет избирательное внимание, может быть в значительной степени связан с общим замедлением обработки информации у пожилых людей, а не с дефицитом избирательного внимания как такового. Они также способны сохранять концентрацию в течение длительного периода времени. Как правило, пожилым людям 9 лет.0065, а не нарушены при выполнении задач, которые проверяют устойчивое внимание, например, при просмотре экрана на наличие нечастых звуковых сигналов или символов.

Задачи, при выполнении которых пожилые люди обнаруживают нарушения, как правило, требуют гибкого контроля внимания, когнитивной функции, связанной с лобными долями. Важно отметить, что эти типы задач, по-видимому, улучшаются с обучением и могут быть усилены. [3]

Важный вывод из исследования изменений когнитивных функций с возрастом заключается в том, что дефицит внимания может оказывать значительное влияние на способность пожилых людей адекватно и независимо функционировать в повседневной жизни. Одним из важных аспектов повседневного функционирования, на который влияют проблемы с вниманием, является вождение. Это деятельность, которая для многих пожилых людей необходима для независимости. Вождение требует постоянного переключения внимания в ответ на непредвиденные обстоятельства окружающей среды. Внимание должно быть разделено между вождением, наблюдением за окружающей обстановкой и сортировкой важных и не относящихся к делу стимулов в загроможденном визуальном массиве. Исследования показали, что нарушения разделенного внимания в значительной степени связаны с увеличением числа автомобильных аварий среди пожилых людей 9.0035 [4]  Поэтому практика и расширенное обучение на симуляторах вождения в условиях разделенного внимания могут быть важным лечебным мероприятием для пожилых людей. [5]

Решение проблем

Решение задач, требующих быстрой обработки бессмысленной информации (разновидность задач , которые могут быть частью лабораторного эксперимента по изучению психических процессов) снижается с возрастом. Однако реальные жизненные проблемы, с которыми сталкиваются пожилые люди, не зависят от скорости обработки или самостоятельного выбора. Пожилые люди могут решать повседневные проблемы, полагаясь на мнение других людей, таких как семья и друзья. Они также реже, чем молодые люди, откладывают принятие решений по таким важным вопросам, как медицинское обслуживание (Strough et al., 2003; Meegan & Berg, 2002).

 

Когнитивные функции в позднем взрослом возрасте

Аномальная потеря когнитивных функций в позднем взрослом возрасте

Деменция ежедневного функционирования человека. В руководстве, используемом для помощи в классификации и диагностике психических расстройств, Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам, или DSM-V, деменция классифицируется как «большое нейрокогнитивное расстройство с более легкими симптомами, классифицируемыми как «легкие когнитивные нарушения», хотя термин деменция все еще широко используется. Общие симптомы деменции включают эмоциональные проблемы, трудности с речью и снижение мотивации. Сознание человека обычно не нарушено. В 2015 году во всем мире деменцией заболели около 46 миллионов человек. Примерно у 10 % людей в какой-то момент жизни развивается это расстройство, и с возрастом оно становится более распространенным. Около 3% людей в возрасте 65–74 лет страдают деменцией, 19% в возрасте от 75 до 84 лет и почти половина лиц старше 85 лет. В 2015 году от деменции умерло около 1,9 миллиона человек по сравнению с 0,8 миллиона в 1990 году. По мере того, как все больше людей живут дольше, деменция становится все более распространенной среди населения в целом.

Деменция обычно относится к серьезным нарушениям суждения, памяти или способности решать проблемы. Это может произойти до старости и не является неизбежным развитием даже среди очень старых. Деменция может быть вызвана многочисленными заболеваниями и обстоятельствами, все из которых приводят к схожим общим симптомам нарушения суждений и т. д. Болезнь Альцгеймера является наиболее распространенной формой деменции и неизлечима, но существуют также неорганические причины деменции, которые можно предотвратить. Недоедание, алкоголизм, депрессия и смешивание лекарств также могут вызывать симптомы деменции. Если эти причины правильно определены, их можно лечить. Церебральные сосудистые заболевания также могут снижать когнитивные функции.

Делирий , также известный как острая спутанность сознания, представляет собой органически обусловленное снижение умственной функции по сравнению с предыдущим исходным уровнем, которое развивается в течение короткого периода времени, обычно от нескольких часов до нескольких дней. Он чаще встречается у пожилых людей, но его легко спутать с рядом психических расстройств или хронических органических мозговых синдромов из-за множества перекрывающихся признаков и симптомов, общих с деменцией, депрессией, психозом и т. д. Делирий может проявляться на фоне существующих психическое заболевание, базовая умственная отсталость или деменция, не связанные ни с одной из этих проблем.

Делирий — это синдром, включающий нарушения внимания, сознания и познания. Он может также включать другие неврологические расстройства, такие как психомоторные расстройства (например, гиперактивные, гипоактивные или смешанные), нарушение цикла сон-бодрствование, эмоциональные расстройства и нарушения восприятия (например, галлюцинации и бред), хотя эти признаки не являются обязательными для диагностики. Среди пожилых людей делирий возникает у 15–53 % послеоперационных пациентов, 70–87 % пациентов в отделении интенсивной терапии и до 60 % тех, кто находится в домах престарелых или в учреждениях после неотложной помощи. Среди тех, кто нуждается в интенсивной терапии, делирий представляет собой риск смерти в течение следующего года.

 

Болезнь Альцгеймера

Болезнь Альцгеймера (AD) , также называемая просто болезнью Альцгеймера, является наиболее распространенной причиной деменции, на которую приходится 60–70% ее случаев. Болезнь Альцгеймера   — это прогрессирующее заболевание, вызывающее проблемы с памятью, мышлением и поведением. Симптомы обычно развиваются медленно и со временем ухудшаются, становясь достаточно серьезными, чтобы мешать выполнению повседневных задач. [6]

Наиболее распространенным ранним симптомом является затруднение припоминания недавних событий. По мере прогрессирования заболевания симптомы могут включать проблемы с речью, дезориентацию (в том числе легкое забвение), перепады настроения, потерю мотивации, неумение заботиться о себе и поведенческие проблемы. На ранних стадиях потеря памяти незначительна, но на поздних стадиях болезни Альцгеймера люди теряют способность поддерживать разговор и реагировать на окружающую среду.


Рисунок 2 . Болезнь Альцгеймера — это не просто часть процесса старения. Это заболевание с физиологическими симптомами и распадом головного мозга.


Болезнь Альцгеймера является шестой по значимости причиной смерти в Соединенных Штатах. В среднем человек с болезнью Альцгеймера живет от четырех до восьми лет после постановки диагноза, но может прожить и до 20 лет, в зависимости от других факторов. Болезнь Альцгеймера не является нормальной частью старения. Самым большим известным фактором риска является возраст, и большинству людей с болезнью Альцгеймера 65 лет и старше. Но болезнь Альцгеймера — это не просто болезнь старости. Приблизительно 200 000 американцев в возрасте до 65 лет страдают болезнью Альцгеймера в более молодом возрасте (также известной как болезнь Альцгеймера с ранним началом). [7]

Причина болезни Альцгеймера плохо изучена. Считается, что около 70% риска наследуется от родителей человека, обычно вовлеченных во многие гены. Другие факторы риска включают в себя травмы головы, депрессию и гипертонию в анамнезе. Болезненный процесс связан с бляшками и нейрофибриллярными клубками в головном мозге. Вероятный диагноз основывается на истории болезни и когнитивном тестировании с медицинской визуализацией и анализами крови, чтобы исключить другие возможные причины. Начальные симптомы часто ошибочно принимают за нормальное старение, но для точного диагноза необходимо исследование мозговой ткани, особенно структур, называемых бляшками и клубками. Хотя квалифицированных врачей может быть до 90% уверенности в правильном диагнозе болезни Альцгеймера, в настоящее время единственный способ поставить 100% окончательный диагноз — это провести вскрытие человека и исследовать ткань мозга. В 2015 году во всем мире насчитывалось около 29,8 миллионов человек с БА. В развитых странах БА является одним из самых финансово затратных заболеваний.

Нормальное когнитивное старение — PMC

1. Винсент GKaV, Виктория А. СЛЕДУЮЩИЕ ЧЕТЫРЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ, Пожилое население США: с 2010 по 2050 год. Вашингтон, округ Колумбия: Бюро переписи населения США; 2010. [Google Академия]

2. Minder CE, Muller T, Gillmann G, Beck JC, Stuck AE. Подгруппы отказников в исследовании профилактики инвалидности у пожилых людей: исходный и последующий анализ. Американский журнал общественного здравоохранения. 2002; 92: 445–50. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

3. Ford JG, Howerton MW, Lai GY, et al. Барьеры для привлечения недопредставленных групп населения к клиническим испытаниям рака: систематический обзор. Рак. 2008; 112: 228–42. [PubMed] [Google Scholar]

4. Lezak M, Howieson D, Bigler E, Tranel D. Нейропсихологическая оценка. 5. Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета; 2012. [Google Академия]

5. Уильямс Д.Д., Клуг М.Г. Старение и познание: методологические различия в результатах. Экспериментальное исследование старения. 1996; 22: 219–44. [PubMed] [Google Scholar]

6. Hedden T, Gabrieli JD. Взгляд на старение разума: взгляд когнитивной нейробиологии. Природа рассматривает неврологию. 2004; 5:87–96. [PubMed] [Google Scholar]

7. Van Beijsterveldt CE, van Boxtel MP, Bosma H, Houx PJ, Buntinx F, Jolles J. Предикторы истощения в продольном исследовании когнитивного старения: Maastricht Aging Study (MAAS) Journal of клиническая эпидемиология. 2002; 55: 216–23. [PubMed] [Академия Google]

8. Abner EL, Dennis BC, Mathews MJ, et al. Практика эффектов в продольном многоцентровом клиническом исследовании по профилактике болезни Альцгеймера. Испытания. 2012;13:217. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

9. Salthouse TA. Влияние возраста на влияние практики на продольные нейрокогнитивные изменения. Нейропсихология. 2010; 24: 563–72. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

10. Ross GW, Abbott RD, Petrovitch H, et al. Частота и характеристики немого слабоумия среди пожилых мужчин японского происхождения. Исследование старения Гонолулу-Азия. JAMA: журнал Американской медицинской ассоциации. 1997;277:800–5. [PubMed] [Google Scholar]

11. Wisdom NM, Mignogna J, Collins RL. Изменчивость результатов субтеста Wechsler Adult Intelligence Scale-IV в зависимости от возраста. Архивы клинической нейропсихологии: официальный журнал Национальной академии нейропсихологов. 2012; 27: 389–97. [PubMed] [Google Scholar]

12. Salthouse TA. Выборочный обзор когнитивного старения. Журнал Международного нейропсихологического общества: JINS. 2010;16:754–60. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

13. Солтхаус Т. Последствия возрастного снижения когнитивных функций. Ежегодный обзор психологии. 2012;63:201–26. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

14. Элиас Л., Сосье Д. Нейропсихология: клинические и экспериментальные основы. Бостон: Pearson Education, Inc.; 2006. [Google Scholar]

15. Salthouse TA, Fristoe NM, Lineweaver TT, Coon VE. Старение внимания: снижается ли способность к делению? Память и познание. 1995; 23:59–71. [PubMed] [Академия Google]

16. Карлсон М.С., Хашер Л., Закс Р.Т., Коннелли С.Л. Старение, отвлечение и преимущества предсказуемого местоположения. Психология и старение. 1995; 10: 427–36. [PubMed] [Google Scholar]

17. Salthouse TA, Mitchell DR, Skovronek E, Babcock RL. Влияние взрослого возраста и рабочей памяти на мышление и пространственные способности. Журнал экспериментальной психологии Обучение, память и познание. 1989; 15: 507–16. [PubMed] [Google Scholar]

18. Luszcz MA, Bryan J. К пониманию возрастной потери памяти в позднем взрослом возрасте. Геронтология. 1999;45:2–9. [PubMed] [Google Scholar]

19. Даровски Э.С., Хелдер Э., Закс Р.Т., Хашер Л., Хамбрик Д.З. Возрастные различия в познании: роль контроля отвлечения. Нейропсихология. 2008; 22: 638–44. [PubMed] [Google Scholar]

20. Isingrini M, Taconnat L. Эпизодическая память, лобная функция и старение. Неврологическое ревю. 2008; 164 (Приложение 3): S91–5. [PubMed] [Google Scholar]

21. Davis HP, Klebe KJ, Guinther PM, Schroder KB, Cornwell RE, James LE. Субъективная организация, вербальное обучение и забывание на протяжении всей жизни: от 5 до 89 лет.. Экспериментальное исследование старения. 2013; 39:1–26. [PubMed] [Google Scholar]

22. Делис Д., Крамер Дж., Каплан Э., Обер Б. Калифорнийский тест на словесное обучение CVLT-II. Сан-Антонио, Техас: Психологическая корпорация; 2000. [Google Scholar]

23. Ronnlund M, Nyberg L, Backman L, Nilsson LG. Стабильность, рост и снижение развития декларативной памяти во взрослом возрасте: поперечные и продольные данные популяционного исследования. Психология и старение. 2005; 20:3–18. [PubMed] [Академия Google]

24. Прайс Л., Саид К., Хааланд К.Ю. Возрастные нарушения памяти логической памяти и зрительного воспроизведения. Журнал клинической и экспериментальной нейропсихологии. 2004; 26: 531–538. [PubMed] [Google Scholar]

25. Каргин Дж. В., Маруфф П., Колли А., Шафик-Антоначчи Р., Мастерс С. Снижение вербальной памяти у пожилых людей без деменции. Журнал клинической и экспериментальной нейропсихологии. 2007; 29: 706–18. [PubMed] [Google Scholar]

26. Schnitzspahn KM, Stahl C, Zeintl M, Kaller CP, Kliegel M. Роль переключения, обновления и торможения в проспективной производительности памяти у молодых и пожилых людей. Развивающая психология. 2012 [PubMed] [Академия Google]

27. Хааланд К. Ю., Прайс Л., Ларю А. Что говорит нам WMS-III об изменениях памяти при нормальном старении? Журнал Международного нейропсихологического общества: JINS. 2003; 9: 89–96. [PubMed] [Google Scholar]

28. Whiting WLt, Smith AD. Дифференциальные возрастные ограничения обработки в задачах на припоминание и распознавание. Психология и старение. 1997; 12: 216–24. [PubMed] [Google Scholar]

29. Эконому А. Расхождения в показателях памяти у здоровых людей среднего и старшего возраста: влияние возраста и образования. Журнал Международного нейропсихологического общества: JINS. 2009 г.;15:963–72. [PubMed] [Google Scholar]

30. Park DC, Reuter-Lorenz P. Адаптивный мозг: старение и нейрокогнитивные леса. Ежегодный обзор психологии. 2009; 60: 173–96. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

31. Hayden KM, Welsh-Bohmer KA. Эпидемиология когнитивного старения и болезни Альцгеймера: вклад исследования памяти, здоровья и старения в округе Кэш, штат Юта. Актуальные темы поведенческих нейронаук. 2012; 10:3–31. [PubMed] [Google Scholar]

32. Singh-Manoux A, Kivimaki M, Glymour MM, et al. Время начала снижения когнитивных функций: результаты проспективного когортного исследования Whitehall II. бмж. 2012;344:d7622. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

33. Солтхаус Т.А. Разложение возрастных корреляций на нейропсихологические и когнитивные переменные. Журнал Международного нейропсихологического общества. 2009; 15: 650–61. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

34. Zec RF, Markwell SJ, Burkett NR, Larsen DL. Продольное исследование называния конфронтации у «нормальных» пожилых людей. Журнал Международного нейропсихологического общества: JINS. 2005; 11: 716–26. [PubMed] [Google Scholar]

35. Howieson DB, Holm LA, Kaye JA, Oken BS, Howieson J. Неврологическая функция у оптимально здоровых пожилых людей. Нейропсихологическая оценка Неврология. 1993;43:1882–1886. [PubMed] [Google Scholar]

36. Oosterman JM, Vogels RL, van Harten B, et al. Оценка умственной гибкости: нейроанатомические и нейропсихологические корреляты теста Trail Making Test у пожилых людей. Клинический нейропсихолог. 2010;24:203–19. [PubMed] [Google Scholar]

37. Wecker NS, Kramer JH, Hallam BJ, Delis DC. Умственная гибкость: влияние возраста на переключение. Нейропсихология. 2005; 19: 345–52. [PubMed] [Google Scholar]

38. Wecker NS, Kramer JH, Wisniewski A, Delis DC, Kaplan E. Влияние возраста на исполнительные способности. Нейропсихология. 2000;14:409–14. [PubMed] [Google Scholar]

39. Терри Р.Д., Кацман Р. Продолжительность жизни и синапсы: будет ли первичная старческая деменция? Нейробиология старения. 2001; 22: 347–348. обсуждение 53–4. [PubMed] [Google Scholar]

40. Raz N, Gunning-Dixon FM, Head D, Dupuis JH, Acker JD. Нейроанатомические корреляты когнитивного старения: данные структурной магнитно-резонансной томографии. Нейропсихология. 1998; 12:95–114. [PubMed] [Google Scholar]

41. Raz N, Rodrigue KM, Head D, Kennedy KM, Acker JD. Дифференциальное старение медиальной височной доли: исследование пятилетнего изменения. Неврология. 2004; 62: 433–8. [PubMed] [Академия Google]

42. Braak H, Braak E. Эволюция невропатологии болезни Альцгеймера. Acta neurologica Scandinavica Supplementum. 1996; 165:3–12. [PubMed] [Google Scholar]

43. Уттара Б., Сингх А.В., Замбони П., Махаджан Р.Т. Окислительный стресс и нейродегенеративные заболевания: обзор вариантов антиоксидантной терапии выше и ниже по течению. Современная нейрофармакология. 2009; 7: 65–74. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

44. Родриг К.М., Кеннеди К.М., Парк, округ Колумбия. Отложение бета-амилоида и старение мозга. Обзор нейропсихологии. 2009 г.;19:436–50. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

45. Dickson DW, Crystal HA, Mattiace LA, et al. Выявление нормального и патологического старения у проспективно изученных пожилых людей без деменции. Нейробиология старения. 1992; 13: 179–89. [PubMed] [Google Scholar]

46. Pike KE, Savage G, Villemagne VL, et al. Визуализация бета-амилоида и память у людей без деменции: свидетельство доклинической болезни Альцгеймера. Мозг: журнал неврологии. 2007; 130: 2837–44. [PubMed] [Академия Google]

47. Джек К.Р., мл., Лоу В.Дж., Сенджем М.Л. и др. 11C PiB и структурная МРТ предоставляют дополнительную информацию при визуализации болезни Альцгеймера и амнестического легкого когнитивного нарушения. Мозг: журнал неврологии. 2008; 131: 665–80. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

48. Moran JM, Jolly E, Mitchell JP. Социально-когнитивный дефицит при нормальном старении. Журнал неврологии: официальный журнал Общества неврологии. 2012;32:5553–61. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

49. Резник С.М., Фам Д.Л., Краут М.А., Зондерман А.Б., Давацикос С. Продольные магнитно-резонансные томографические исследования пожилых людей: сжимающийся мозг. Журнал неврологии: официальный журнал Общества неврологии. 2003; 23:3295–301. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

50. Dickstein DL, Kabaso D, Rocher AB, Luebke JI, Wearne SL, Hof PR. Изменения структурной сложности головного мозга в возрасте. Стареющая клетка. 2007; 6: 275–84. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

51. Салат Д.Х., Кайе Дж.А., Яновский Дж.С. Объемы префронтального серого и белого вещества при здоровом старении и болезни Альцгеймера. Архив неврологии. 1999; 56: 338–44. [PubMed] [Google Scholar]

52. Салливан П., Пэри Р., Теланг Ф., Рифаи А.Х., Зубенко Г.С. Факторы риска изменений белого вещества, выявляемых с помощью магнитно-резонансной томографии у пожилых людей. Инсульт; журнал мозгового кровообращения. 1990; 21:1424–8. [PubMed] [Google Scholar]

53. Meier-Ruge W, Ulrich J, Bruhlmann M, Meier E. Возрастная атрофия белого вещества головного мозга человека. Анналы Нью-Йоркской академии наук. 1992;673:260–9. [PubMed] [Google Scholar]

54. Rogalski E, Stebbins GT, Barnes CA, et al. Возрастные изменения целостности белого вещества парагиппокампа: исследование диффузионной тензорной визуализации. Нейропсихология. 2012; 50:1759–65. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

55. O’Sullivan M, Summers PE, Jones DK, Jarosz JM, Williams SC, Markus HS. Нормальное белое вещество при ишемическом лейкоареозе: диффузионно-тензорное МРТ исследование. Неврология. 2001; 57: 2307–10. [PubMed] [Академия Google]

56. Madden DJ, Spaniol J, Costello MC и др. Целостность белого вещества головного мозга опосредует возрастные различия в когнитивных функциях у взрослых. Журнал когнитивной нейробиологии. 2009; 21: 289–302. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

57. Anstey KJ, Wood J. Хронологический возраст и связанные с возрастом когнитивные нарушения связаны с увеличением нескольких типов ошибок вождения в пожилом возрасте. Нейропсихология. 2011;25:613–21. [PubMed] [Google Scholar]

58. Braver ER, Trempel RE. Действительно ли пожилые водители подвергаются более высокому риску участия в столкновениях, приводящих к гибели или несмертельным травмам среди их пассажиров и других участников дорожного движения? Предупреждение травматизма: журнал Международного общества по предупреждению травматизма у детей и подростков. 2004; 10:27–32. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

59. Вагнер Дж.Т., Мури Р.М., Неф Т., Мосиманн УП. Познание и вождение у пожилых людей. Швейцарский медицинский еженедельник. 2011;140:w13136. [PubMed] [Google Scholar]

60. Owsley C, Ball K, McGwin G, Jr, et al. Нарушение зрительной обработки и риск дорожно-транспортного происшествия среди пожилых людей. JAMA: журнал Американской медицинской ассоциации. 1998; 279:1083–8. [PubMed] [Google Scholar]

61. Friedman C, McGwin G, Jr, Ball KK, Owsley C. Связь между способностями к обработке изображений высшего порядка и историей участия водителей в возрасте 70 лет и старше в дорожно-транспортных происшествиях. Исследовательская офтальмология и визуальная наука. 2013;54:778–82. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

62. Болл К., Оусли С. Полезный тест поля зрения: новый метод оценки возрастного снижения зрительной функции. Журнал Американской оптометрической ассоциации. 1993; 64: 71–79. [PubMed] [Google Scholar]

63. Оконкво О.К., Кроу М., Уодли В.Г., Болл К. Зрительное внимание и саморегуляция вождения среди пожилых людей. Международная психогериатрия/IPA. 2008; 20: 162–73. [PubMed] [Google Scholar]

64. Хорсвилл М.С., Салливан К., Лурье-Бек Дж.К., Смит С. Насколько реалистичны оценки водительских способностей пожилых водителей? Несчастный случай; анализ и профилактика. 2013;50:130–7. [PubMed] [Академия Google]

65. Marshall S, Demmings EM, Woolnough A, Salim D, Man-Son-Hing M. Определение пригодности к вождению у пожилых людей: опрос медицинских и хирургических специалистов. Канадский гериатрический журнал: CGJ. 2012;15:101–19. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

66. Carr DB, Ott BR. Пожилой взрослый водитель с когнитивными нарушениями: «Это очень разочаровывающая жизнь» JAMA: журнал Американской медицинской ассоциации. 2010; 303:1632–41. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

67. Безопасность IIfH. Пожилые водители: положения о продлении лицензии. 2012 [Google Scholar]

68. Корнер-Битенски Н., Куа А., фон Цвек С., Ван Бентем К. Переподготовка пожилых водителей: обновленный систематический обзор доказательств эффективности. Журнал исследований безопасности. 2009;40:105–11. [PubMed] [Google Scholar]

69. Обязательный выход на пенсию. [Доступ 10 февраля 2013 г.]; Википедия, Бесплатная энциклопедия. на http://en.wikipedia.org/w/index.php?title=Mandatory_retirement&oldid=533172419)

70. Корнелл А., Бейкер С.П., Ли Г. Возраст-60 Правило: конец близок. Авиационная, космическая и экологическая медицина. 2007; 78: 624–6. [PubMed] [Google Scholar]

71. Taylor JL, Kennedy Q, Noda A, Yesavage JA. Возраст и опыт пилота предопределяют эффективность авиасимулятора: 3-летнее продольное исследование. Неврология. 2007; 68: 648–54. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

72. Брэнд М. Споры об обязательном пенсионном возрасте продолжаются. Национальное общественное радио; 2007. [Google Академия]

73. McClearn GE, Johansson B, Berg S, et al. Существенное генетическое влияние на когнитивные способности близнецов 80 лет и старше. Наука. 1997; 276:1560–3. [PubMed] [Google Scholar]

74. Fratiglioni L, Paillard-Borg S, Winblad B. Активный и социально интегрированный образ жизни в пожилом возрасте может защитить от деменции. Ланцет неврология. 2004;3:343–53. [PubMed] [Google Scholar]

75. Marioni RE, van den Hout A, Valenzuela MJ, et al. Активный когнитивный образ жизни связан с когнитивным восстановлением и снижением риска снижения когнитивных функций. Журнал болезни Альцгеймера: JAD. 2012; 28: 223–30. [PubMed] [Академия Google]

76. Шайе К.В., Уиллис С.Л., О’Хэнлон А.М. Воспринимаемые интеллектуальные способности изменились за семь лет. Журнал геронтологии. 1994; 49: P108–18. [PubMed] [Google Scholar]

77. Verghese J, Lipton RB, Katz MJ, et al. Активный отдых и риск деменции у пожилых людей. Медицинский журнал Новой Англии. 2003; 348: 2508–16. [PubMed] [Google Scholar]

78. Смолл Б.Дж., Диксон Р.А., МакАрдл Дж.Дж., Гримм К.Дж. Умеряют ли изменения в образе жизни снижение когнитивных функций при нормальном старении? Данные продольного исследования Виктории. Нейропсихология. 2012;26:144–55. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

79. Fotuhi M, Do D, Jack C. Модифицируемые факторы, которые изменяют размер гиппокампа с возрастом. Обзоры природы Неврология. 2012; 8: 189–202. [PubMed] [Google Scholar]

80. Gow AJ, Bastin ME, Munoz Maniega S, et al. Нейропротекторный образ жизни и старение мозга: активность, атрофия и целостность белого вещества. Неврология. 2012; 79: 1802–8. [PubMed] [Google Scholar]

81. Кроу М., Андел Р., Педерсен Н.Л., Йоханссон Б., Гац М. Приводит ли участие в досуге к снижению риска болезни Альцгеймера? Проспективное исследование шведских близнецов. Журналы геронтологии Серия Б, Психологические науки и социальные науки. 2003;58:P249–55. [PubMed] [Google Scholar]

82. Scarmeas N, Levy G, Tang MX, Manly J, Stern Y. Влияние досуга на заболеваемость болезнью Альцгеймера. Неврология. 2001; 57: 2236–42. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

83. Wang HX, Karp A, Winblad B, Fratiglioni L. Участие в социальных и развлекательных мероприятиях в пожилом возрасте связано со снижением риска деменции: лонгитюдное исследование от проект Кунгсхольмен. Американский журнал эпидемиологии. 2002; 155:1081–1087. [PubMed] [Академия Google]

84. Stern Y, Gurland B, Tatemichi TK, Tang MX, Wilder D, Mayeux R. Влияние образования и профессии на заболеваемость болезнью Альцгеймера. JAMA: журнал Американской медицинской ассоциации. 1994; 271:1004–10. [PubMed] [Google Scholar]

85. White L, Katzman R, Losonczy K, et al. Ассоциация образования с частотой когнитивных нарушений в трех установленных популяциях для эпидемиологических исследований пожилых людей. Журнал клинической эпидемиологии. 1994; 47: 363–74. [PubMed] [Академия Google]

86. Вуллетт К., Магуайр Э.А. Приобретение «Знаний» о планировке Лондона приводит к структурным изменениям мозга. Текущая биология: КБ. 2011;21:2109–14. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

87. Wilson RS, Hebert LE, Scherr PA, Barnes LL, Mendes de Leon CF, Evans DA. Уровень образования и снижение когнитивных функций в пожилом возрасте. Неврология. 2009;72:460–5. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

88. Fabrigoule C, Letenneur L, Dartigues JF, Zarrouk M, Commenges D, Barberger-Gateau P. Социальные и развлекательные мероприятия и риск слабоумия: проспективное лонгитюдное исследование. Журнал Американского общества гериатрии. 1995;43:485–90. [PubMed] [Google Scholar]

89. Sperling RA, Aisen PS, Beckett LA, et al. На пути к определению доклинических стадий болезни Альцгеймера: рекомендации рабочих групп Национального института старения и Ассоциации Альцгеймера по диагностическим рекомендациям по болезни Альцгеймера. Болезнь Альцгеймера и деменция: журнал Ассоциации болезни Альцгеймера. 2011;7:280–92. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

90. Стерн Ю. Что такое когнитивный резерв? Теория и исследовательское применение резервной концепции. Журнал Международного нейропсихологического общества: JINS. 2002; 8: 448–60. [PubMed] [Академия Google]

91. Фотенос А.Ф., Минтун М.А., Снайдер А.З., Моррис Дж.К., Бакнер Р.Л. Уменьшение объема мозга при старении: доказательства связи между социально-экономическим статусом, доклинической болезнью Альцгеймера и резервом. Архив неврологии. 2008; 65: 113–20. [PubMed] [Google Scholar]

92. Скармис Н., Стерн Ю. Когнитивный резерв и образ жизни. Журнал клинической и экспериментальной нейропсихологии. 2003; 25: 625–33. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

93. Sambataro F, Safrin M, Lemaitre HS, et al. Нормальное старение модулирует префронтально-теменные сети, лежащие в основе множественных процессов памяти. Европейский журнал неврологии. 2012;36:3559–67. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

94. Cabeza R, Anderson ND, Locantore JK, McIntosh AR. Изящное старение: компенсаторная активность мозга у высокоэффективных пожилых людей. НейроИзображение. 2002; 17: 1394–402. [PubMed] [Google Scholar]

95. Cabeza R. Уменьшение полушарной асимметрии у пожилых людей: модель HAROLD. Психология и старение. 2002; 17:85–100. [PubMed] [Google Scholar]

96. Willis SL, Tennstedt SL, Marsiske M, et al. Долгосрочные эффекты когнитивных тренировок на повседневные функциональные результаты у пожилых людей. JAMA: журнал Американской медицинской ассоциации. 2006;296: 2805–14. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

97. Ball K, Edwards JD, Ross LA. Влияние скорости обучения на когнитивные и повседневные функции. Журналы геронтологии Серия Б, Психологические науки и социальные науки. 2007; 62 (Спец. № 1): 19–31. [PubMed] [Google Scholar]

98. Уодли В.Г., Бенц Р.Л., Болл К.К., Рёнкер Д.Л., Эдвардс Д.Д., Вэнс Д.Э. Разработка и оценка домашнего обучения скорости обработки информации для пожилых людей. Архив физической медицины и реабилитации.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *