📖 Основные теоретические положения, Интеграция гештальт-терапии, Глава 6. Интегративная психотерапия. Александров А. А. Страница 40. Читать онлайн
…
Основные теоретические положения
1. Каждый организм стремится к достижению состояния полного функционирования, что означает дополнение (или завершение) внутренней организации. Гештальт-психологи показали, что человек в процессе восприятия внешнего мира не воспринимает отдельные элементы действительности как изолированные и невзаимосвязанные, а организуют их в целое или в гештальты, имеющие для него значение. По мнению Перлза, этот принцип создания гештальтов, или фигур, воплощающий стремление к дополнению, является не только основой процесса восприятия, но и универсальным принципом организации функционирования всех живых организмов. Все, что препятствует или прерывает создание или завершение этих фигур, является вредным для организма и приводит к возникновению так называемых незаконченных ситуаций, которые требуют завершения. Каждый аспект личности может создать такую фигуру, дополнение и завершение которой означает ассимиляцию и включение в целое. Если в процессе создания и завершения слишком много таких гештальтов оказывается заблокированными, то личность подвергается дезинтеграции.
Сохранение равновесия в этой сфере является основой психического здоровья. Если человек испытывает нарушение данного равновесия, возникает мотивация к изменению в собственном функционировании. Следовательно, в отличие от утверждений психоанализа человек мотивируется не влечениями, а незаконченными ситуациями, или незавершенными гештальтами.
2. Функционирование индивида осуществляется посредством процесса саморегуляции, благодаря которому организм удовлетворяет свои потребности (или незавершенные гештальты) и поддерживает равновесие в постоянно меняющихся условиях. Этот процесс является беспрерывным, поскольку очередные ситуации и интеракции с окружением ведут к возникновению новых потребностей (открытых, незавершенных гештальтов) и нарушают временное состояние равновесия. Для эффективного удовлетворения этих потребностей (для завершения гештальтов) необходимо формирование внутренней иерархии их важности. Когда это происходит, доминирующая в данный момент потребность может оказывать влияние на ход мышления и поведения, приводящих к ее удовлетворению (то есть к ликвидации завершенного гештальта). Тогда следующая потребность, получившая доминирующую позицию, приобретает влияние на организацию деяельности.[1] Таким образом, если потребность, стимулирующая деятельность, возникает из целостной внутренней организации, то существует возможность мобилизации всей энергии, которой располагает организм, и полной концентрации на предпринимаемых действиях. Однако очень часто дело не доходит до создания четкой иерархии потребностей и многие из них стимулируют одновременно разные действия, часто противоположные, и значительная часть энергии рассеивается.
3. Индивид может существовать только в границах среды, являющейся целостным полем, включающим его и окружение, а его поведение является функцией всего поля. Основой существования индивида является выделение себя из окружения и установления границы контакта, через которую происходит обмен с окружением и которая обеспечивает внутреннюю интегральность.
В области контакта индивид сохраняет свое отличие от окружения, производит отбор и ассимиляцию тех субстанций, которые являются подходящими, и отвергает те, которые не нужны и опасны. Умение проводить различие между этими двумя видами субстанций является условием здорового функционирования и развития индивида. Определение «субстанции» следует здесь понимать в широком значении, охватывающем все то, что может получить личность из окружения, а именно пища, информация, суждения, оценки, ценности, образцы поведения, мышления и т. д. Различие между тем, что подходит и что не подходит, производится в ходе попыток ассимиляции и основывается на актуальном состоянии способности усвоения данного элемента таким образом, чтобы он стал интегральной частью целого. Поэтому то, что не может быть в данный момент ассимилировано индивидом, оказывается для него неподходящим. В связи с этим особое значение приобретает сам процесс ассимиляции, модель которого, созданная Перлзом, содержит аналогию с едой и пищеварением. Содержания, которые оказались в сфере контакта, должны быть деструктурированы, раздроблены и поглощены в том объеме, который представлен потребностями и актуальными возможностями усвоения. В этом случае они становятся собственностью индивида и он может идентифицироваться с ними. Понимаемая таким образом ассимиляция порождает изменение целостности и является основой развития.
Элементы, которые не подверглись ассимиляции, претерпевают отчуждение и удаление (ликвидацию). В этом процессе существенную роль выполняют агрессивные формы активности, которые являются эквивалентом разгрызания и разрывания пищи и необходимы для деструктурализации элементов, воспринимаемых из окружения. Такая здоровая агрессивность означает мобилизацию организма относительно появляющихся новых, еще не усвоенных содержаний, а также ликвидацию завершенных гештальтов, с тем чтобы создать возможность постоянной ассимиляции и возникновения новых гештальтов.
Основными способами функционирования индивида в его связи с окружением являются контакт и отступление (отказ). Если функционирование протекает без нарушений, то человек стремится к объектам или ситуациям, избирательно выделенным в качестве желательных для организма в целом, и отказывается от ситуаций или дел, воспринимаемых как бесполезные, опасные или утратившие интерес.
Следовательно, саморегуляция организма охватывает как управление ритмом контакта и отступления, так и управление процессами ассимиляции и отчуждения в моменты контакта.
4. Характерным элементом гештальт-терапии является внимание к процессам и явлениям, происходящим в организме как целом, а не в отдельных элементах его структуры. Весь организм является субъектом деятельности, охватывающей физические и символические действия. По мнению Перлза, организм как целое реагирует и воздействует на окружение с разной интенсивностью, используя разное количество энергии. Умственная деятельность является деятельностью, вовлекающей всего человека, которая протекает на более низком энергетическом уровне, чем физическая деятельность. Человек, пользуясь своей способностью к научению и манипулированию символами и абстрактными понятиями, в своих действиях в некотором смысле замещает одно другим. Он символически делает то, что мог бы делать физически, а переход деятельности из одной формы в другую направляется единым требованием организма и обстоятельств.
Феноменом целостного функционирования организма также можно назвать эмоциональные проявления, в основе которых лежит возбуждение, отражающее переживание повышения энергетической мобилизации организма. Эмоции представляют собой ответ организма на переживание контакта с новой или возбуждающей ситуацией. Появление на фоне этого усиленного возбуждения каких-то специфических телесных ощущений является началом преобразования его в специфические эмоциональные состояния. Конечной фазой этого процесса является познание отношения между организмом и средой. Из связи этих трех аспектов общего возбуждения, специфических телесных ощущений и познавательной ориентации возникает переживание определенного эмоционального состояния. Искажение любого из упомянутых трех факторов может послужить источником нарушений в этой сфере.
Эмоции могут выполнять две существенные функции в жизни человека: они представляют собой источник важных для организма сигналов и стимул к действию. Переживание определенного эмоционального состояния является непосредственной оценкой важности задачи, стоящей перед человеком в данное время, ее значения для организма как целого. Определение этого значения посредством уяснения для себя актуального переживания помогает в ориентации и направлении собственной деятельности.
5. Основным процессом, интегрирующим функционирование организма, является осознание. Принцип саморегуляции означает постоянную ориентацию относительно явлений и процессов, происходящих в организме, связи между ними и потоком информации. Чтобы распознавать состояние равновесия и его нарушение, а также находить то, что необходимо для восстановления этого равновесия, организм должен осознавать себя. Понятие «осознание» используется здесь в широком значении, охватывающим «знать», «различать», «отдавать себе отчет». Этот интегрирующий поток информации, составляющий основу саморегуляции, начинается на уровне, когда мысль еще не облечена в слово. Таким образом, о феномене осознания можно говорить в тех случаях, когда определенные сигналы принимаются всеми структурами организма, например когда организм осведомлен о появлении какого-то вредного фактора (болезнетворные бактерии) и приводит в движение деятельность, направленную на восстановление равновесия (увеличение фагоцитов). Одной из целей гештальт-терапии является расширение осознания, повышение его гибкости и способности к различению разнообразных сигналов организма.
Основные теоретические положения. Интегративная психотерапия
Основные теоретические положения
1. Каждый организм стремится к достижению состояния полного функционирования, что означает дополнение (или завершение) внутренней организации. Гештальт-психологи показали, что человек в процессе восприятия внешнего мира не воспринимает отдельные элементы действительности как изолированные и невзаимосвязанные, а организуют их в целое или в гештальты, имеющие для него значение. По мнению Перлза, этот принцип создания гештальтов, или фигур, воплощающий стремление к дополнению, является не только основой процесса восприятия, но и универсальным принципом организации функционирования всех живых организмов. Все, что препятствует или прерывает создание или завершение этих фигур, является вредным для организма и приводит к возникновению так называемых незаконченных ситуаций, которые требуют завершения. Каждый аспект личности может создать такую фигуру, дополнение и завершение которой означает ассимиляцию и включение в целое. Если в процессе создания и завершения слишком много таких гештальтов оказывается заблокированными, то личность подвергается дезинтеграции.
Сохранение равновесия в этой сфере является основой психического здоровья. Если человек испытывает нарушение данного равновесия, возникает мотивация к изменению в собственном функционировании. Следовательно, в отличие от утверждений психоанализа человек мотивируется не влечениями, а незаконченными ситуациями, или незавершенными гештальтами.
2. Функционирование индивида осуществляется посредством процесса саморегуляции, благодаря которому организм удовлетворяет свои потребности (или незавершенные гештальты) и поддерживает равновесие в постоянно меняющихся условиях. Этот процесс является беспрерывным, поскольку очередные ситуации и интеракции с окружением ведут к возникновению новых потребностей (открытых, незавершенных гештальтов) и нарушают временное состояние равновесия. Для эффективного удовлетворения этих потребностей (для завершения гештальтов) необходимо формирование внутренней иерархии их важности. Когда это происходит, доминирующая в данный момент потребность может оказывать влияние на ход мышления и поведения, приводящих к ее удовлетворению (то есть к ликвидации завершенного гештальта). Тогда следующая потребность, получившая доминирующую позицию, приобретает влияние на организацию деяельности.[1] Таким образом, если потребность, стимулирующая деятельность, возникает из целостной внутренней организации, то существует возможность мобилизации всей энергии, которой располагает организм, и полной концентрации на предпринимаемых действиях. Однако очень часто дело не доходит до создания четкой иерархии потребностей и многие из них стимулируют одновременно разные действия, часто противоположные, и значительная часть энергии рассеивается.
3. Индивид может существовать только в границах среды, являющейся целостным полем, включающим его и окружение, а его поведение является функцией всего поля. Основой существования индивида является выделение себя из окружения и установления границы контакта, через которую происходит обмен с окружением и которая обеспечивает внутреннюю интегральность.
В области контакта индивид сохраняет свое отличие от окружения, производит отбор и ассимиляцию тех субстанций, которые являются подходящими, и отвергает те, которые не нужны и опасны. Умение проводить различие между этими двумя видами субстанций является условием здорового функционирования и развития индивида. Определение «субстанции» следует здесь понимать в широком значении, охватывающем все то, что может получить личность из окружения, а именно – пища, информация, суждения, оценки, ценности, образцы поведения, мышления и т. д. Различие между тем, что подходит и что не подходит, производится в ходе попыток ассимиляции и основывается на актуальном состоянии способности усвоения данного элемента таким образом, чтобы он стал интегральной частью целого. Поэтому то, что не может быть в данный момент ассимилировано индивидом, оказывается для него неподходящим. В связи с этим особое значение приобретает сам процесс ассимиляции, модель которого, созданная Перлзом, содержит аналогию с едой и пищеварением. Содержания, которые оказались в сфере контакта, должны быть деструктурированы, раздроблены и поглощены в том объеме, который представлен потребностями и актуальными возможностями усвоения. В этом случае они становятся собственностью индивида и он может идентифицироваться с ними. Понимаемая таким образом ассимиляция порождает изменение целостности и является основой развития.
Элементы, которые не подверглись ассимиляции, претерпевают отчуждение и удаление (ликвидацию). В этом процессе существенную роль выполняют агрессивные формы активности, которые являются эквивалентом разгрызания и разрывания пищи и необходимы для деструктурализации элементов, воспринимаемых из окружения. Такая здоровая агрессивность означает мобилизацию организма относительно появляющихся новых, еще не усвоенных содержаний, а также ликвидацию завершенных гештальтов, с тем чтобы создать возможность постоянной ассимиляции и возникновения новых гештальтов.
Основными способами функционирования индивида в его связи с окружением являются контакт и отступление (отказ). Если функционирование протекает без нарушений, то человек стремится к объектам или ситуациям, избирательно выделенным в качестве желательных для организма в целом, и отказывается от ситуаций или дел, воспринимаемых как бесполезные, опасные или утратившие интерес.
Следовательно, саморегуляция организма охватывает как управление ритмом контакта и отступления, так и управление процессами ассимиляции и отчуждения в моменты контакта.
4. Характерным элементом гештальт-терапии является внимание к процессам и явлениям, происходящим в организме как целом, а не в отдельных элементах его структуры. Весь организм является субъектом деятельности, охватывающей физические и символические действия. По мнению Перлза, организм как целое реагирует и воздействует на окружение с разной интенсивностью, используя разное количество энергии. Умственная деятельность является деятельностью, вовлекающей всего человека, которая протекает на более низком энергетическом уровне, чем физическая деятельность. Человек, пользуясь своей способностью к научению и манипулированию символами и абстрактными понятиями, в своих действиях в некотором смысле замещает одно другим. Он символически делает то, что мог бы делать физически, а переход деятельности из одной формы в другую направляется единым требованием организма и обстоятельств.
Феноменом целостного функционирования организма также можно назвать эмоциональные проявления, в основе которых лежит возбуждение, отражающее переживание повышения энергетической мобилизации организма. Эмоции представляют собой ответ организма на переживание контакта с новой или возбуждающей ситуацией. Появление на фоне этого усиленного возбуждения каких-то специфических телесных ощущений является началом преобразования его в специфические эмоциональные состояния. Конечной фазой этого процесса является познание отношения между организмом и средой. Из связи этих трех аспектов – общего возбуждения, специфических телесных ощущений и познавательной ориентации – возникает переживание определенного эмоционального состояния. Искажение любого из упомянутых трех факторов может послужить источником нарушений в этой сфере.
Эмоции могут выполнять две существенные функции в жизни человека: они представляют собой источник важных для организма сигналов и стимул к действию. Переживание определенного эмоционального состояния является непосредственной оценкой важности задачи, стоящей перед человеком в данное время, ее значения для организма как целого. Определение этого значения посредством уяснения для себя актуального переживания помогает в ориентации и направлении собственной деятельности.
5. Основным процессом, интегрирующим функционирование организма, является осознание. Принцип саморегуляции означает постоянную ориентацию относительно явлений и процессов, происходящих в организме, связи между ними и потоком информации. Чтобы распознавать состояние равновесия и его нарушение, а также находить то, что необходимо для восстановления этого равновесия, организм должен осознавать себя. Понятие «осознание» используется здесь в широком значении, охватывающим «знать», «различать», «отдавать себе отчет». Этот интегрирующий поток информации, составляющий основу саморегуляции, начинается на уровне, когда мысль еще не облечена в слово. Таким образом, о феномене осознания можно говорить в тех случаях, когда определенные сигналы принимаются всеми структурами организма, например когда организм осведомлен о появлении какого-то вредного фактора (болезнетворные бактерии) и приводит в движение деятельность, направленную на восстановление равновесия (увеличение фагоцитов). Одной из целей гештальт-терапии является расширение осознания, повышение его гибкости и способности к различению разнообразных сигналов организма.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Семейная системная психотерапия Теоретические положения
Семейная системная психотерапия Теоретические положения
Сторонники расширенного понимания содержания семейной психотерапии считают, что любое индивидуальное психотерапевтическое воздействие на членов семьи, преследующее цель позитивного влияния на семью в целом,
3. История развития западной социальной психологии ХХ в. и ее основные теоретические подходы
3. История развития западной социальной психологии ХХ в. и ее основные теоретические подходы
В западной социально-психологической науке в ХХ в. получили развитие следующие теоретические подходы:1) социокультурный подход Э. Росса – источники социального поведения людей
9.
1. Теоретические положения[84]
9.1. Теоретические положения[84]
Для проведения групповой психотерапии – ее длительность составляет примерно полтора часа – участники располагаются полукругом, в центре которого находится фигура лидера. Психотерапевт представляет собой лидера, выбранного и принятого
Основные положения
Основные положения
Голографическая память – это упорядоченное, системное восприятие всего прошлого опыта и представлений о будущем, облегчающее сознательный доступ человека к любой информации, имеющейся в его разуме.Основные положения метода голографической памяти
Основные положения в ретроспективе
Основные положения в ретроспективе
Центральным, объединяющим тезисом этой книги является то, что основные положения о природе человека определяют рамки, в которых различные направления психологии личности формулируются и, в конечном итоге, проверяются. Они также
Основные положения эриксоновского гипноза
Основные положения эриксоновского гипноза
Милтон Эриксон проанализировал эффективность бесчисленного количества вариантов гипнотизации. Он мог одновременно гипнотизировать одного субъекта и разговаривать с другим, читать лекцию для всех, выделив несколько
Основные Положения Головы
Основные Положения Головы
Существуют три основных положения головы. Первое — прямая голова (рис. 90). Это положение головы характерно для человека, нейтрально относящегося к тому, что он слышит. Голова обычно неподвижна, и время от времени делаются маленькие кивочки
Основные положения
Основные положения
Голографическая память – это упорядоченное, системное восприятие всего прошлого опыта и представлений о будущем, облегчающее сознательный доступ человека к любой информации, имеющейся в его разуме. Основные положения метода голографической памяти
Основные положения
Основные положения
Фундаментальной предпосылкой теоретических представлений Роджерса является предположение, что в индивидуальном самоопределении люди опираются на собственный опыт. В своей основной теоретической работе «Теория терапии, личности и межличностных
Основные теоретические подходы
Основные теоретические подходы
РЕПРЕССИВНЫЙ И БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ
Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?
В основе репрессивного, самого древнего подхода к самоубийству, лежала идея его запрета. Церковь и римское право приравнивали суицид к убийству, и в
Основные положения экзистенциальной психотерапии
Основные положения экзистенциальной психотерапии
Экзистенциальная психотерапия используется для оказания пациентам помощи в их противостоянии основным проблемам существования, связанным с тревогой, отчаянием, смертью, одиночеством, отчуждением и бессмысленностью.
2. Теоретические положения
2. Теоретические положения
Эта работа является продолжением моих предыдущих работ, поэтому в основе ее лежат теоретические концепции, разработанные ранее. Их следует здесь изложить, хотя бы
Гештальт-психология | Определение, основатель, принципы и примеры
- Ключевые люди:
- Кристиан, фрейхерр (барон) фон Эренфельс
- Похожие темы:
- психология
хорошее продолжение
близость
Прегнанц
закрытие
Просмотреть весь связанный контент →
Гештальт-психология , школа психологии, основанная в 20 веке, которая заложила основу для современного изучения восприятия. Теория гештальта подчеркивает, что целое чего-либо больше, чем его части. То есть атрибуты целого нельзя вывести из анализа отдельных частей. Слово Гештальт используется в современном немецком языке для обозначения того, как вещь была «размещена» или «собрана». Точного эквивалента в английском языке нет. «Форма» и «форма» — обычные переводы; в психологии это слово часто интерпретируется как «паттерн» или «конфигурация».
Теория гештальта возникла в Австрии и Германии как реакция на атомистическую ориентацию ассоциативных и структурных школ (подход, который фрагментировал опыт на отдельные и не связанные между собой элементы). Вместо феноменологии использовались гештальт-исследования. Этот метод, с традицией, восходящей к Иоганну Вольфгангу фон Гёте, предполагает не что иное, как описание непосредственного психологического опыта, без каких-либо ограничений на то, что допустимо в описании. Гештальт-психология отчасти была попыткой добавить гуманистическое измерение к тому, что считалось бесплодным подходом к научному изучению психической жизни. Гештальт-психология также стремилась охватить качества формы, значения и ценности, которые преобладающие психологи либо игнорировали, либо считали выходящими за рамки науки.
Публикация чешского психолога Макса Вертхаймера «Experimentelle Studien über das Sehen von Bewegung» («Экспериментальные исследования восприятия движения») в 1912 году знаменует собой основание гештальт-школы. В нем Вертхаймер сообщил о результатах исследования явного движения, проведенного во Франкфурте-на-Майне, Германия, с психологами Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой. Вместе эти трое составили ядро гештальт-школы на следующие несколько десятилетий. (К середине 1930-х годов все они стали профессорами в Соединенных Штатах.)
Самая ранняя гештальт-работа касалась восприятия с особым упором на организацию визуального восприятия, объясняемую феноменом иллюзии. В 1912 году Вертхаймер открыл фи-феномен, оптическую иллюзию, при которой неподвижные объекты, показанные в быстрой последовательности, преодолевая порог, при котором они могут быть восприняты по отдельности, кажутся движущимися. Объяснение этого явления, также известного как постоянство зрения и переживаемого при просмотре кинофильмов, явилось сильной поддержкой принципов гештальта.
При старом предположении, что ощущения перцептивного опыта находятся во взаимно-однозначном отношении к физическим раздражителям, действие феномена фи было, по-видимому, необъяснимым. Однако Вертхаймер понимал, что воспринимаемое движение — это возникающее переживание, не присутствующее в стимулах изолированно, а зависящее от относительных характеристик стимулов. Когда движение воспринимается, нервная система и опыт наблюдателя не пассивно регистрируют физический ввод по частям. Наоборот, нейронная организация, как и перцептивный опыт, немедленно возникают как единое целое с дифференцированными частями. В более поздних работах этот принцип был сформулирован как закон Prägnanz , что означает, что нервная и перцептивная организация любого набора стимулов будет формировать настолько хороший гештальт или целостность, насколько позволят преобладающие условия.
Основные разработки новой рецептуры произошли в течение следующих десятилетий. Вертхаймер, Келер, Коффка и их ученики распространили гештальт-подход на проблемы в других областях восприятия, решения проблем, обучения и мышления. Позднее принципы гештальта были применены к мотивации, социальной психологии и личности (в частности, Куртом Левиным), а также к эстетике и экономическому поведению. Вертхаймер продемонстрировал, что концепции гештальта также можно использовать для прояснения проблем этики, политического поведения и природы истины. Традиции гештальт-психологии продолжились в перцептивных исследованиях, предпринятых Рудольфом Арнхеймом и Гансом Валлахом в Соединенных Штатах.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Патрисией Бауэр.
Гештальт-терапия
Гештальт-терапия — это форма психотерапии, основанная на эмпирическом идеале «здесь и сейчас» и отношениях с другими людьми и миром. Опираясь на идеи гуманистической психологии, школа гештальт-терапии была основана Фрицем Перлзом, Лаурой Перлз, Ральфом Хефферлайн и Полом Гудманом в XIX веке.40-х-1950-х годов. Это связано с гештальт-психологией и основанной на гештальт-психологии теоретической психотерапией Ганса-Юргена Вальтера, но не идентично ей.
Общее описание
Школа гештальт-терапии была основана Фрицем Перлзом, Лаурой Перлз, которые изначально были традиционными психоаналитиками, Ральфом Хефферлайном, университетским профессором психологии, и Полом Гудманом, политическим писателем и анархистом, в конце 1940-х до начала 1950-х годов. Основополагающей работой была «Гештальт-терапия, возбуждение и рост человеческой личности», опубликованная в 1919 г.51.
Они используют подходы из самых разных психологических и философских дисциплин, интегрируя их в терапевтический подход, основанный на идее целостного организма (разум и тело как единое целое). Цель этой терапии состоит в том, чтобы помочь человеку обрести большую независимость (рассматриваемую как свобода и ответственность) в своих действиях и способность противостоять блокировкам, которые мешают их естественному развитию.
Первоначально основанная на идеях гештальт-психологии и традиционного психоанализа, гештальт-терапия развивалась как гуманистическая психотерапевтическая модель с хорошо разработанной теорией, сочетающей феноменологический, экзистенциальный, диалогический и полевой подходы к процессу трансформации и роста, людей.
В центре гештальт-терапии лежит продвижение «осознания». Индивидуума поощряют осознавать свои собственные чувства и поведение, а также их влияние на окружающую среду здесь и сейчас. Способ, которым он или она прерывает или пытается избежать контакта с окружающей средой, считается важным фактором при восстановлении после психологических нарушений. Сосредоточивая человека на своем самосознании как части настоящей реальности, можно по-новому взглянуть на его поведение, и он может заняться самоисцелением.
Основное влияние
- Психоаналитические разработки Вильгельма Райха, особенно концепция доспехов персонажа и ее акцент на теле.
- Психодрама Джейкоба Морено, в основном разработка методов экспериментирования с телом для разрешения психологических конфликтов
- Гештальт-психология Макса Вертгеймера, от которой эта терапия получила свое название, влияет на применение понятий о восприятии к более широкой теории о потребностях людей и отношениях людей с их окружением.
- Теория организма Курта Гольдштейна, основанная на гештальт-теории.
- Экзистенциальная философия отношений и диалога Мартина Бубера («Я — Ты»).
- Психология Карла Густава Юнга, особенно концепция полярностей
- Некоторые элементы экзистенциализма и дзен-буддизма
Быть человеком
Практика гештальт-терапии твердо основана на личном опыте как клиента, так и терапевта; кроме того, гештальт-терапия основана на сложной теории, которая развивалась в течение многих лет с 19 века.40с. Следовательно, следующие пункты могут дать не более чем приблизительное впечатление.
Человек рассматривается как единое целое
Человек рассматривается как неделимая сущность; мы не можем работать с умом, не принимая во внимание также и тело. Они тесно связаны, например, с определенными эмоциями, связанными с определенными позами.
Самоактуализация происходит, когда человек постепенно начинает осознавать себя в целом и все, что это подразумевает. Обычно мы не осознаем большую часть себя и отождествляем себя только с меньшей частью.
Например, в крайнем случае, когда кто-то чрезмерно отождествляет себя со своей работой, человек будет определять себя через свой профессионализм, положение, авторитет, ответственность, способности, организацию и т. д. Они редко будут упоминать другие аспекты своей идентичности, такие как как отношения с партнером или друзьями. И наоборот, на них сильно повлияет успех в их карьере, и такие события, как увольнение, безработица или выход на пенсию, могут спровоцировать кризис.
Проблема отождествления с ограниченным числом аспектов самих себя заключается в том, что мы не используем большую часть своего потенциала. Предполагая, что нам не хватает внутренних ресурсов, мы ищем внешней поддержки, создавая зависимости.
Формирование гештальта
В немецкой гештальт-психологии, разработанной Максом Вертгеймером, считается, что разум функционирует, осознавая различие между фигурой (то, что привлекает внимание или выступает) и фоном (то, что обитает в фон/вторая плоскость). Перлз использует это различие между фигурой и фоном, чтобы установить принцип человеческой потребности. Он считал, что потребности являются частью континуума. Наиболее выраженная потребность проявляется в виде фигуры до ее разрешения. Этот тип гештальта называется гештальт-контроллером, поскольку он направляет мыслительный процесс.
Крайним примером психической функции этого механизма является зубная боль. Когда у нас болит зуб, весь наш мир вращается вокруг боли. Мы не заботимся о других заботах. Пока мы не решим проблему боли, мы не сможем с ясностью заниматься другими делами.
С психологическими потребностями происходит нечто подобное; потребность рассматривается в этом плане как неразрешенная ситуация или незамкнутый гештальт. Это проявляется в виде мыслей, которые большую часть времени захватывают ум непроизвольно. (Например, наша совесть может навязчиво вести с нами диалог по какому-либо вопросу). Или это может проявляться как фильтр, который делает нас слепыми к определенной информации в нашем окружении. (Например, тот, кто пережил жестокое обращение в детстве, может не заметить проблемы власти и жестокого обращения в отношениях в наши дни. Эти аспекты фактически остаются на втором плане/фоне и никогда не выходят на первый план).
Процесс формирования и закрытия гештальта — это естественный процесс, который работает без вмешательства человека или контроля нашей воли. Каждый день мы проходим через гештальт-процессы, которые формируются и естественным образом закрываются во времени. Тем не менее, иногда возникают ситуации, которые не решаются должным образом, иногда до такой степени, что мы забываем о существовании исходной проблемы или верим, что она решена. Этот класс вечных проблем может вызвать психологические трудности.
Гештальт-психотерапевт работает с этим незавершенным ментальным содержанием или фильтрующими формами. Они помогают человеку распознать их и работать над закрытием гештальта, используя различные техники, предложенные психотерапевтом.
Границы контакта
Человек устанавливает отношения с окружающей его средой; это отношение определяет границу. Эта граница позволяет провести различие между собой и не-я, но это также и область, где происходит контакт. В гештальт-терапии это определяется как граница эго или граница контакта. В гештальт-терапии считается, что на этой границе строятся отношения с другими людьми. Когда это происходит здоровым образом, тогда граница подвижна, а это значит, что мы способны отличать я от вас, но также и формировать мы. Мы способны согласовывать соответствующие потребности с теми, кто нас окружает, и мы можем видеть друг друга как целостную личность, а не только как функцию наших потребностей и желаний.
Как правило, в отношениях с другим человеком у каждого из нас возникает ряд конфликтов интересов. В большинстве случаев индивидуально-социальный конфликт сталкивает нас с конфликтом между нашими потребностями и требованиями других. Понятия обязательств, такие как «должен делать», трансформируются в идеалы того, что мы должны делать в конкретной ситуации. Затем мы создаем жесткие формулы для отношений, которые соответствуют этим обязательным обязательствам. Со временем они становятся все более и более жесткими. В гештальт-терапии эта жесткость называется характером. Структура характера — это негибкая форма отношений, которая со временем превращается в препятствие для общения с другими.
Другим важным аспектом границы контакта является функция таких явлений, как идентификация и отчуждение. Гештальт-терапия предполагает, что мы часто отождествляем себя только с небольшими частями нашего собственного истинного «я». Это влияет на то, как мы видим, что есть в нас самих и что есть в других. Мы делаем предположения, что определенные наши характеристики принадлежат другим, процесс, известный как идентификация. Мы можем рассматривать некоторые хорошие качества только как принадлежащие другим, хотя на самом деле они также являются частью нас самих. Это также порождает явление, известное как отчуждение; например, когда мы не способны видеть какой-то недостаток в себе, мы склонны критиковать его, когда видим его в других.
Саморегуляция организма
Наконец, можно заранее подчеркнуть, что в качестве основного принципа всех описанных процессов гештальт-терапия опирается на естественность сути психологических процессов. Считая организм разумным, любая попытка контролировать или манипулировать вызывает органический дисбаланс. Считается, что большинство психологических проблем возникает из-за этой манипуляции или потребности в контроле. Терапевтический принцип сначала убивает контроль, чтобы позволить организму естественным образом саморегулироваться. В основе лежит вера в то, что любая попытка направить изменение обычно приводит к противоположному эффекту, когда контролирующая часть личности пытается достичь цели, но сталкивается с другой стороной, которая отказывается от этого контроля.
Различие между решениями и предпочтениями заключается в том, что решения представляют собой добровольный выбор, направляемый формой контроля (внешнего или внутреннего), а предпочтения представляют собой выбор, который в каждый момент времени организм показывает как важный (через процесс формирования Гештальт)
Психотерапевтические основы
Целью гештальт-терапии является содействие устранению препятствий, которые стоят между человеком и использованием его полного потенциала. Методы и отношение гештальт-терапии создают пространство, в котором пациент может восстановить свою способность к жизни. Таким образом человек может научиться осознавать себя и осознавать свои взаимодействия с другими, жить настоящим моментом и брать на себя ответственность за свои действия. Для Перлза соответствующий опыт, выходящий за рамки всего объяснения или возможной интерпретации, является в этом смысле терапевтическим или корректирующим.
Именно таким образом Клаудио Наранхо систематизирует гештальт-терапию по трем основным принципам: отношение, внимание и ответственность, и постоянно возвращает пациента к этим принципам на протяжении всей терапии.
Актуальность(Здесь и сейчас)
Чрезмерная концентрация на прошлом (воспоминаниях) или на будущем (планах) является формой эскапизма по отношению к настоящему. Эти фантазии у обоих часто возникают как форма бегства от настоящего момента, когда мы не можем что-то решить или не можем полностью поэкспериментировать. Тем не менее ничто не существует вне настоящего момента.
Таким образом, гештальт-терапия фокусируется на здесь и сейчас двумя способами: с одной стороны, она настаивает на выражении всего, что находится в поле сознания клиента, и на работе с этим; а с другой стороны, посредством представления прошлого или будущего — или фантазии вообще — драматизировать прошлые сцены — даже из сновидений — или фантазии о будущем. Это становится реальным с помощью жестов, поз и словесных форм.
Внимание(Самореализация)
Принимая игру фигура-фон за основу восприятия, гештальт-терапия пытается достичь проницаемости между ними. Это позволяет смягчить жесткие методы отношения к обществу (характеру), с помощью которых восстанавливаются неизвестные способности, формирующие основу для внимания.
Таким образом, клиенту предлагается осознавать свои чувства, мысли, положение тела, ритм дыхания, физические ощущения и т. д., улучшая повседневный опыт. На следующем этапе клиенту предлагается поэкспериментировать с драматизацией чувств, мыслей, позы тела и т. д. других людей (отцов, друзей, близких партнеров, тех, кто появляется во сне), которые приносятся в качестве значимого материала для исследования. сессия.
Ответственность
Основная идея состоит в том, чтобы заменить понятие вины (связанное с должным и обязанным) понятием ответственности (связанным с саморегуляцией организма). Это создает гибкость в отношениях со средой, обеспечивая естественное равновесие между потребностями и окружающей средой, обеспечивая естественное равновесие между собственными потребностями и потребностями окружающей среды.
Гештальт-терапия подчеркивает независимость клиента, предоставляя ему или ей ответственность за собственное развитие. Это в значительной степени способствует роли гештальт-терапии, понимаемой скорее как фасилитатор или проводник терапевтического процесса, а не возложение на гештальт ответственности за благополучие клиента или притворство создания уверенности в клиенте и его способностях. Таким образом, он избегает создания отношений зависимости с обоими и создает модель позитивных отношений для личностного роста.
В этом свете у терапевта нет правды о клиенте, он не интерпретирует и не предлагает решения. Роль терапевта состоит в том, чтобы создать пространство, в котором клиент может самостоятельно экспериментировать в достаточно защищенной атмосфере.
Более широкое влияние гештальт-терапии на другие школы
Гештальт-терапия, наряду с транзактным анализом (ТА), в частности, Мичиганским транзакционным анализом, сильно повлияла на нейролингвистическое программирование (НЛП)
Моральные предписания гештальт-терапии
- Живи сейчас, оставайся в настоящем.
- Живи здесь, будь с настоящим.
- Перестаньте воображать, испытайте реальность.
- Хватит ненужных мыслей.
- Высказывать, а не манипулировать, объяснять, оправдывать или осуждать.
- Поддайтесь неприятностям, не ограничивайте свое сознание.
- Не принимайте никаких «должен» или «должен», кроме ваших собственных.
- Возьмите на себя полную ответственность за свои действия, чувства и мысли.