Разное

Метод сократической беседы: § 2. Метод сократической беседы как вид обучения

Содержание

§ 2. Метод сократической беседы как вид обучения

Исторически первым
известным видом систематического
обучения называют обучение
методом постановки наводящих вопросов
в процессе
поиска истины. Он широко применялся
древ­негреческим философом Сократом
(469 — 399 до н.э.) и его уче­никами и получил
название метода сократической беседы
— диалога.

Главной задачей
наставника Сократ считал пробуждение
мощных душевных сил учеников. Беседы
его были направлены на то, чтобы помочь
«самозарождению» истины в сознании
ученика.

Беседа-диалог
состояла из двух частей. На начальном
этапе обучения системой вопросов Сократ
побуждал учеников находить истину.
Главное состояло в том, чтобы ученик
осознал и увидел проблему там, где ранее
для него все было понятно. Раскрытием
противоречий устраняется мнимое знание,
а беспокойство, в ко­торое при этом
ввергается ум, побуждает мысль к поискам
под­линной истины. Вторая часть беседы
получила название «майевтики». Буквально
«майевтика» означает повивальное
ис­кусство. Ученик подводится
посредством искусно поставленных
вопросов к признанию тех положений,
которые являются истин­ными. При этом
собеседнику — ученику — казалось, что
он само­стоятельно пришел к этим новым
для него мыслям, а не учитель навел его
на них. Это достигалось тем, что в поисках
истины уче­ник и наставник должны
находиться в равном положении,
руко­водствуясь тезисом: «Я знаю
только то, что я ничего не знаю». Одним
из достоинств Сократа как учителя было
то, что он оттал­кивался от осознания
учеником своего незнания, тем самым
будоражил, побуждал к самостоятельной
мыслительной деятель­ности ум и душу.
В современном учебном процессе
сократическая беседа применяется при
постановке и решении проблем, выборе
решений.

Догматическое
обучение является первым видом
коллективной организации познавательной
деятельности обучающихся. Оно возникло
и широко распространилось в средние
века. Характер и формы обучения и
воспитания определялись в этот период
господствующим значением христианской
религии и церкви в культурной жизни
общества. Преподавание в школах велось
на латинском языке, так как основным
содержанием обучения было освоение
религиозных писаний. Этот вид обучения
вошел в историю педагогики как
догматический,
поскольку
организация и осуществление его
предполагали принятие учеником на веру
сообщаемых учителем непреложных истин
(догм) словесных формулировок, положений,
понятий, теорий. Ученик, читая вопросы
и ответы на латинском языке, должен был
заучивать их наизусть. Беседа, широко
применяемая в средневековой школе, в
процессе которой заучивались вопросы
и готовые на них ответы, получила название
катехизической.

Главными видами
деятельности учителя были комментирование
текстов религиозных писаний, а учащихся
— слу­шание, механическое заучивание.
Основная позиция, которую за­нимал
ученик в условиях догматического
обучения, — позиция объекта педагогических
замыслов учителя.

Педагогическая
оценка догматического обучения.

В
научной
ли­тературе этот вид обучения
оценивается по трем основным пара­метрам:
качеству знаний учащихся; влиянию его
на развитие школьников; отношению
учеников к
обучению.
Догматический вид обучения получил
положительную оценку в научной литературе
лишь в аспекте развития у учащихся
формально-логического мышления; остальные
параметры не получили положительной
оценки. Результатом догматического
обучения были знания, которые в старой
дидактике получили название вербальных
или словесных знаний, а в наше время их
называют формальными знаниями.
Догматический вид обучения просуществовал
в течение многих веков и был господствующим
во многих школах Европы, том числе в
русских школах для дворянских детей.

Читать онлайн «Основы сократовской беседы. Cократический диалог и сократический метод в простом изложении», Сергей Успенский – ЛитРес

© Сергей Успенский, 2022

ISBN 978-5-0056-5284-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Основы сократовской беседы

Cократический диалог и сократический метод в простом изложении

Сергей Успенский

Введение

Высказывать свое мнение не всегда легко для некоторых людей. В силу различных факторов бывает так, что человек не решается высказать собственное мнение, но это очень непрактично для сложной взрослой и трудовой жизни. Мир жесток, рабочая среда холодна, как и общий тон разговора, который теперь часто встречается даже в собственной семье с самого раннего возраста. К сожалению, это означает, что в таком мире, как сегодняшний, выживают только сильные, с ярко выраженной индивидуальностью. Поэтому осознание собственного мнения и смелость его выразить – это основа, которую дети должны усвоить в раннем возрасте, чтобы не быть полностью подавленными в раннем подростковом возрасте или во взрослой жизни.

Выражение собственного мнения – это подсознательный процесс, связанный с благополучием и одобрением, а также со страхами и неприязнью. Тот, кто не умеет высказывать собственное мнение и тем самым выражать свои мысли, автоматически превращает себя в попутчика в обществе. В наше время многие люди стремятся «плыть по течению», и на это есть много разных причин. Помимо всего прочего, особенно легко быть просто последователем, потому что жить собственной личностью – трудное занятие, но, с другой стороны, в нашем обществе принято быть как все. Некоторые люди, которые, соответственно, имеют смелость говорить свое мнение и показывать свои мысли, таким образом, оказываются в маргинальном положении. Поэтому очень легко быть последователем. Даже если это не так фатально, как выставляют некоторые исследователи развития, ведь даже если стандарт гуманности вредит некоторым людям, он все равно помогает большинству человечества, это все равно означает, что некоторые люди ставят себя в ситуации, вредные не только для себя, но и для других, и все это только потому, что они не смогли сказать «нет» чужому мнению или потому, что сами не высказались.

В более поздней взрослой жизни это означает некоторые проблемы, которые могут иметь место не только в трудовой, но и в общей личной жизни. В конечном счете, выражение собственного мнения также означает, что человек может принимать решения. Учиться принимать решения – это то, чему учатся даже маленькие дети в процессе своего психологического развития. При открытости к принятию решений появляется и собственное мнение, поскольку человек активно решает не быть просто последователем, а собственное мнение формируется под влиянием обстоятельств.

Однако из-за множества различных факторов этому принятию решений никогда нельзя научиться или оно никогда не училось. Например, дети, которые были подавлены в детстве и, следовательно, в своем психологическом развитии, часто так и не научились по-настоящему обобщать и выражать свои собственные мысли. Вот почему так важно правильное образование. Дети не учатся сами, как стать «хорошим человеком» или какой путь является правильным. Вместо этого их нужно направлять. Через ролевые модели они учатся правильному поведению, но, к сожалению, и негативному. Они учатся тому, что им необходимо для жизни. Если в раннем детстве им постоянно говорили, что с их собственным мнением не считаются, или если их подавляли в собственном доме, то они никогда не узнают, как важно говорить свои мысли. У этих детей будут очень сильные проблемы с этим во взрослой жизни. Такие проблемы могут проявляться по-разному.

Довольно многие люди, не только дети, но и взрослые, испытывают настоящий страх перед выражением собственных мыслей. Для этого может быть много разных причин.

Собственные мысли – это величайшая тайна человека. Если эти мысли никогда не произносятся, то они остаются скрытыми навсегда, и ни одно живое существо никогда не узнает этих тайн. Однако хранить секреты не всегда хорошо. В детстве нужно усвоить, что можно считать вполне положительным, если некоторым людям раскрываются эти секреты. Кроме всего прочего, очень важно, чтобы эти дети усвоили, что их собственный дом – это очень безопасное место, где не должно быть секретов. Здесь, однако, важно различать, что секреты не следует отождествлять с частной жизнью. Частная жизнь ребенка имеет право на существование и должна восприниматься очень серьезно, а вот секреты, напротив, могут быть очень токсичными. Например, если дети не доверяют своим родителям или своему окружению, они могут не признаться, если что-то не ладится в школе, если их дразнят или даже если они причинили себе боль.

Таким образом, существует множество различных факторов, почему люди не выражают свои мысли или думают, что их мысли не воспринимаются всерьез другими людьми. Из-за таких нарушений развития, которые могут возникнуть в детстве, но иногда и в позднем взрослом возрасте, поскольку токсичные ситуации возникают не только в юном возрасте, происходит так, что решения могут быть приняты только с трудом. Подавленные личности, например, явно предпочитают придерживаться мнения других, они прячутся за чужими словами и действительно цепляются за приказы и требования или, например, просьбы, потому что они никогда не учились ничему другому и, соответственно, чувствуют себя более чем потерянными, когда им приходится решать что-то самостоятельно.

Такое поведение более чем непрактично во взрослой жизни. В трудовой жизни часто приходится принимать очень важные решения, будь то противостояние с токсичным коллегой по работе или даже когда появляется прекрасная возможность продвижения по службе, будь то на текущей работе или, например, в другой компании или филиале. Принятие решений, в конце концов, также означает разделение негативных и позитивных ситуаций. Кроме всего прочего, быть последователем – это совсем не позитивно. Это означает, что собственное «я» никогда не может быть действительно найдено, а затем прожито. Конечно, подчиняться правилам на рабочем месте – это преимущество, но это не значит, что каждый сотрудник должен быть абсолютно одинаковым. На многих рабочих местах собственная индивидуальность действительно заглушается. Нет времени поговорить о собственных интересах или, возможно, спланировать что-то с коллегами в нерабочее время.

В наше время именно на этом делается акцент. Будущее поколение особенно строится на самопознании, на творчестве и на том, чтобы действительно извлечь максимум пользы из собственной жизни. Однако этого не может быть, если человек бегает только за другими людьми. Собственный потенциал никогда не может быть раскрыт, потому что человек всегда находится в тени других. Путь к принятию решений, конечно, не прост. Требуется определенное мужество, чтобы отделить себя от мнения других людей, которые полностью определяют собственную жизнь. Без решений других людей собственная жизнь порой кажется пустой и неопределенной. Поэтому лишь немногие люди, которым действительно трудно принимать решения, решаются сделать шаг в самостоятельную жизнь, потому что… зачем менять легкую ситуацию на трудную? Зачем отказываться от легкой жизни ради того, чтобы в словах было больше смысла? Многие люди прячутся за этими вопросами и не понимают, что эта простая жизнь без принятия решений не так проста, как кажется на первый взгляд. Действительно, основные ситуации кажутся легкими, когда не нужно принимать сложное решение, но будущее выглядит более чем сложным и каким угодно, только не легким, потому что проблемы возникают особенно со временем и не всегда сразу.

Однако тем людям, которые не решаются сделать этот большой шаг в самостоятельную жизнь, можно помочь с помощью правильной терапии. Это трудное дело, которое редко удается преодолеть полностью самостоятельно, поэтому здесь имеет смысл прибегнуть к помощи психотерапевта. Здесь важно сказать, что можно считать положительным, если семья и друзья предлагают себя. В конце концов, это означает, что есть люди, которые действительно хотят помочь, а это всегда воспринимается положительно. Однако, к сожалению, для устранения этих проблем и недостатков необходим профессионал, иначе все может быстро стать еще более сложным и негативным. Поэтому необходимо также научиться различать правильный источник информации, что само по себе уже является сложным этапом в процессе принятия решения. Однако простой консультации с терапевтом, психологом или психиатром, который может назначить, например, лекарства от депрессии или психических заболеваний, недостаточно. Вместо этого в особо сложных случаях требуется особый метод, зародившийся еще в древности. Поэтому сократовскую беседу можно использовать для помощи людям, которые испытывают трудности с принятием собственных решений, но этот термин не является особенно известным. С годами этот термин претерпел значительные изменения и теперь имеет мало общего с философскими мыслительными процессами, с которыми когда-то ассоциировалась эта техника.

Что такое сократовская беседа?

Сократовский дискурс используется в рамках психологической терапии для обучения человека или пациента личной ответственности, а также, например, смелости, необходимой для самоопределения и постановки жизненных целей, а также жизненному содержанию и моральным взглядам, которые могут даже отличаться от принятых в обществе. Таким образом, человека, у которого есть проблемы с выражением собственного мнения, обучают первым основам здорового образа жизни, которым он обычно должен был научиться в детстве.

Однако все чаще и чаще этого не происходит. Поток времени стал настолько быстрым и сильным, что выживают только сильные, несмотря на то, что современный мир все больше и больше стремится к самоопределению и самореализации. Тем не менее, жизнь не становится легче. Так же, как возможности возрастают до бесконечности и весь мир доступен молодому человеку, жизнь, однако, таит в себе множество подводных камней. Трудовая жизнь взрослого человека особенно сурова и строга, а тон часто бывает отнюдь не приятным. В собственной семье, между тем, все начинается точно так же, и даже в детстве этот грубый тон обычно проявляется очень рано. Тем, кто не выносит именно такого тона или не умеет выполнять приказы, часто приходится нелегко в дальнейшей взрослой жизни.

 

Уже в раннем возрасте сильные дети отделяют себя от слабых. Однако позже это различие становится все более очевидным. Прилагательное «сильный» не используется для описания общей физической силы. Напротив, дети считаются (экспрессивно) сильными, если они выражают собственное мнение и, соответственно, не уклоняются от конфронтации. Люди, которые следуют именно такой картине жизни, в большинстве случаев становятся очень хорошими лидерами. (Экспрессивные) сильные дети уже в раннем возрасте возглавляют группы друзей и всегда готовы разрешить спор. Слабые дети, однако, это не те дети, которые увлекаются таким спором, а те, которые либо не могут, либо не хотят выражать свое собственное мнение. Тогда они становятся просто последователями, позволяя другим людям полностью игнорировать их собственные интересы, потому что они не озвучиваются.

В области психологического развития это так называемая проблема развития. В крайних случаях эта область даже доходит до нарушения развития. И то, и другое должно быть приведено в нормальное состояние с достаточной помощью. Обычно это делается с помощью психотерапевта, но в редких случаях семье и друзьям также удается вернуть человеку смелость, необходимую для того, чтобы высказаться.

В частности, психологическая область имеет множество различных применений. Однако самым популярным остается сократовский диалог или сократовская беседа. Эти разговоры чаще всего встречаются в общей поведенческой психологии, которая, таким образом, относится к области когнитивного языка. Однако эти методы можно найти и в психоаналитических школах, особенно в области глубинной и индивидуальной психологии. Поэтому концепции сократовского применения индивидуальны и могут быть включены в самые разные сценарии и терапии.

Но что именно представляет собой сократовская беседа? Этот термин встречается не только в общей психологии, когда речь идет о помощи людям, испытывающим проблемы с самопознанием, но и имеет множество других возможных применений. В Америке, например, этот метод является наиболее распространенным способом обучения студентов-юристов, но в Германии это встречается гораздо реже. По сути, сократовская беседа или сократовский диалог описывает модель беседы, с помощью которой разговор можно вести непредвзято, опираясь на факты и логику. В древности, в первых зачатках этой модели разговора, речь еще шла о том, чтобы обосновать собственное мнение фактами и фактами, чтобы даже самое крайнее мнение можно было изменить с помощью общей логики. Кроме того, это был особенно распространенный способ получения объективной информации, совершенно не зависящей от собственного мнения. Тем временем, однако, эта модель разговора используется в психологии и, соответственно, терапевтами, чтобы в первую очередь добиться от человека мнения.

Например, здесь описана очень простая ситуация, которую с моральной точки зрения можно считать как положительной, так и отрицательной. Пациент, которому предстоит лечение, человек, обратившийся за помощью к терапевту, должен затем составить свое собственное мнение. Однако прежде чем это произойдет, ситуация сначала проясняется с помощью простых вопросов. Основываясь на логике, собственное мнение выстраивается совершенно подсознательно. Это будет подробно описано в одной из последующих глав, в которой также будут приведены некоторые примеры. Поэтому здесь следует лишь кратко упомянуть, что сократовская дискуссия часто используется в групповой терапии. Для этого необходимо установить определенные правила. По сути, сократовский диалог – это формирование собственного мнения, но сам разговор должен быть основан на фактах и фактах, потому что иначе, особенно в группах, он может очень быстро превратиться в спор, и если после этого хотя бы один человек переходит в режим защиты или становится последователем, вся концепция теряет свой эффект.

Поскольку более подробно эта концепция будет рассмотрена в одной из последующих глав, сейчас мы рассмотрим, как она вообще возникла. Ведь в ранней античности, а значит, и во времена до нашей эры, терапевтов не было. Даже найти врачей было сложно. Общая психология стала действительно распространенной только в 19 веке, когда выкристаллизовались различные типы личности, и все одновременно попытались быть полностью индивидуальными и, следовательно, непохожими друг на друга. Сократовская беседа, например, имела совершенно другое название, поскольку данный метод был назван по имени своего создателя лишь много позже; в честь западного философа, который посвятил всю свою жизнь стремлению к знаниям, но устал от споров своих учеников. Нужна была техника, основанная только на фактах и информации, чтобы можно было доказать ошибочность даже самого крайнего мнения.

Как же появился всеобщий сократизм?

Сократовское развитие

Сократовская беседа, или сократовский диалог, не всегда была инструментом, используемым в психологии и уж точно не терапевтами, психиатрами или психологами для помощи людям или исцеления пациентов. Напротив, сократовский диалог берет свое начало в античной философии.

Следует сказать, что общая психология – это так называемая эмпирическая наука. Это означает, что психология в гораздо большей степени проявляется в практике, чем в общей теории. Это прикладная наука, которая всегда имела свои корни в практике и, соответственно, может быть особенно хорошо реализована в этих областях.

Каждый человек совершенно индивидуален. У каждого человека есть свои причуды и свои фасады, которые никак не похожи ни на один другой. Можно проводить параллели и определенные сравнения, поскольку иногда эти различия могут быть особенно малы и тонки и поэтому едва заметны, но за исключением крови, которая течет по венам живого существа, наш состав совершенно разный. Особенно в ментальной сфере это становится абсолютно очевидным. Мыслительные процессы отдельного человека – это самые большие секреты, которые он может когда-либо носить с собой, ведь если эти мыслительные процессы никогда не произносятся, то они остаются самым надежно охраняемым тайником во всем мире, если не в просторах Вселенной. Однако эти секреты могут быть как положительными, так и отрицательными. Мысли человека увлекательны, и они определяют то, что люди в итоге делают. Это могут быть прекрасные мысли, например, воспоминания о невозможно прекрасных моментах, проведенных с семьей или друзьями, но в то же время эти мысли могут быть мрачными и жестокими, толкающими их носителя в глубокую нисходящую спираль, из которой он не может выбраться. Это могут быть воспоминания о травме, которые в конечном итоге вызывают тревогу и панику, или же это могут быть мысли о сокрушительном «а что если?».

Соответственно, каждый человек полностью независим, и поэтому мысли также движутся полностью независимо. Они формируются на основе опыта, который человек получил, а он всегда совершенно разный, даже если, например, однояйцевые близнецы воспитывались совершенно одинаково. Фактический опыт так же индивидуален, как и сам человек. Тем не менее, каждый человек, каждый из этих людей испытывал тревожные мысли. Они не характерны для определенной группы людей, но могут преследовать абсолютно всех. Это именно то, с чем имеет дело психология. Это наука, которая полностью связана с процессами в мозге, а не только с неврологией, которая с медицинской точки зрения является очень цивилизованным предметом с конкретными легкими решениями. Вмешательства для лечения повреждений мозга сложны и могут занять несколько часов, при этом вероятность того, что эти вмешательства окажутся действительно положительными, невелика. Тем не менее, неврология основана на правилах. Каждая проблема существовала, и каждое вмешательство было успешно выполнено хотя бы один раз. Психология, с другой стороны, также обращается к сигналам нейронов, но эта наука не имеет правил. С его помощью можно понять мыслительные процессы человека, которые нельзя просто лечить вмешательством, и тем более эти мысли не являются объектами, которые можно взять в руки и пощупать. Поэтому здесь необходимы другие методы для «исцеления» таких повреждений, как травматические расстройства, тревожные расстройства или депрессия.

Поскольку здесь не может быть физического вмешательства, наука психология также признана эмпирической наукой. Эмпиризм означает, что только опыт является источником знания. Вместе с процессами обучения, которые могут быть связаны с этим опытом, ни один учебник в области психологии нельзя взять в руки. Это не руководство, с которым можно работать, а практика, к которой эта наука относится очень конкретно. Создаются категории данных, по которым можно проводить, по крайней мере, определенные сравнения, в результате чего, например, возникают расстройства. Разные травмы, например, имеют одинаковый «конец», или один и тот же побочный эффект. Поэтому с этим можно работать категорически, но в конечном итоге эмпирическая наука остается без правил, поэтому к каждому новому пациенту и клиенту один терапевт должен относиться совершенно по-разному. Каждому психологу приходится заново проверять каждого клиента и поэтому он вполне может задавать одни и те же вопросы снова и снова. Однако ответы будут разными, поэтому для каждого пациента необходимо применять альтернативные методы.

Эмпирическая наука, таким образом, не только относится к основе абсолютно каждой науки и, следовательно, к методологии, но и общая идея, которая черпает опыт из самой себя как источник знания, происходит из философии. Почти все науки берут свое начало от древней философии. Ведь именно тогда люди впервые начали по-настоящему задумываться о жизни и о том, что в конечном итоге все люди отличаются друг от друга, несмотря на то, что общее анатомическое строение так похоже.

Однако это оставляет один вопрос: как философия в конечном итоге стала психологией? И как изменился сократовский диалог в соответствии с этим?

От философской античности к современной психотерапии

Однако прежде чем ответить на этот большой вопрос, необходимо ответить на другой вопрос, поскольку прежде чем выяснить, как философия стала психологией, необходимо выяснить, что именно представляет собой общая философия. Так что же такое философия?

Слово философия (греко-латинское. «philein» (philos), «sophia» = мудрость) происходит от греческого и означает что-то вроде «любовь к мудрости», однако «philein» означает не только любовь, но также может быть переведено как симпатия или интерес. Поэтому в ранней античности слово «философия» означало просто интерес к знаниям, которые можно найти в мире. Она также иллюстрирует общее стремление к знаниям и, следовательно, описывает одним простым словом усилия, которые предпринимали некоторые люди, чтобы стремиться к настоящему знанию. Это относится не к какому-то конкретному знанию, а к общему знанию. Поэтому также быстро становится очевидным, что общая наука возникла из философии в XVIII веке. Каждая наука основывается на мыслях философии, поскольку философия не исключает ни одной области знания.

В прошлом люди редко ограничивались лишь частичными областями. В древности существовала простая крайность: либо все было известно, и стремление к общему знанию никогда не могло быть удовлетворено, либо просто ничего не было известно, и не было желания просто заглянуть в какую-то область.

Тем не менее, различие было проведено очень быстро после того, как в древности поняли, что существуют не просто две крайние стороны, а широкий спектр знаний, которые не могут быть просто усвоены все сразу. Ни один человек никогда не мог знать всего, и даже древние мудрецы, обучавшие более молодых, продолжали самообразовываться. В итоге, мир в древности больше не делился на черное и белое, в распоряжении людей был весь спектр цветов.

Однако это не означало подотрасли химии и биологии, скорее первые стоики, жившие около 300 года до н.э., различали логику, физику и этику. Это относится к языку и аргументации, а также к явлениям естественного происхождения, включая общее поведение людей, мораль и правила жизни. Соответственно, в то время не было такого четкого подразделения, о котором сегодняшние люди знают из школьных уроков. В более поздних подразделах были добавлены только грамматика, риторика, диалектика и так называемый «квадривиум», который содержал подразделы арифметики, геометрии, музыки и астрономии.

 

Даже если в годы, предшествовавшие XIX веку, когда общая философия превратилась в различные отрасли науки, делалось все больше и больше различий, и даже если ученые мудрецы древности были способны различать все больше и больше областей, образ мышления древности все равно сильно отличался от XIX века или от наших дней. В конце концов, что такое философия? Что именно представляет собой философствование и какие вопросы оно в конечном итоге затрагивает?

Понимание сократовского метода обучения

Если мир юридической школы является для вас чем-то новым, вам может быть интересно, будете ли вы подвергаться сократовскому методу обучения. Ответ: «это зависит». Например, в качестве онлайн-школы права Университет Авраама Линкольна в основном использует модель «перевернутого класса». В этой модели студенты просматривают одну еженедельную лекцию в свободное время, что позволяет им собрать вопросы и подготовиться к информированному и заинтересованному групповому обсуждению на следующем занятии. Однако вероятность испытать метод Сократа увеличивается с более традиционными юридическими школами.

Чтобы лучше подготовиться к этому стилю обучения, давайте посмотрим, что такое метод Сократа, откуда он взялся, почему он используется и почему он работает.

Что такое метод Сократа?

Метод Сократа был получен от греческого философа Сократа. Чтобы вникнуть во взгляды своих учеников, он задавал им вопросы до тех пор, пока не обнаруживались какие-либо противоречия. Сократ также использовал этот метод допроса, чтобы побудить людей подвергать сомнению то, что им говорили, и смотреть за пределы очевидного.

Сегодня метод Сократа часто используется в медицинском и юридическом образовании, чтобы помочь учащимся освоить более сложные концепции и/или принципы. Согласно методу Сократа, профессора могут задавать вопросы своим студентам различными способами. Однако, как правило, вопросы обычно лежат на противоположных концах спектра.

Например, профессор может выбрать случайного студента и задавать ему вопросы (скорострельные) в течение всего занятия. Конечная цель состоит в том, чтобы сбить студента с толку и создать пробелы в его аргументах.

С другой стороны, профессор может выбрать группу студентов и обсудить правовые принципы. Этот подход использует метод Сократа как инструмент сотрудничества для обучения, а не для запугивания.

Независимо от выбранного маршрута, расследование начинается с одних и тех же основных вопросов идентификации:

  • Стороны
  • Обстоятельства дела
  • Вопросы
  • Процедурная позиция
  • Решение
  • Обоснование этого решения0020

В ходе допроса вопросы станут менее прямолинейными и часто будут требовать от учащегося(-ей) анализа текущего дела в сравнении с другими, которые они, возможно, изучали ранее.

Пример урока по методу Сократа

Этот тип урока начинается, когда профессор вызывает студента (или группу студентов) наугад и просит краткое изложение случая из ранее назначенного чтения. Учащиеся должны будут рассказать краткое изложение, включая факты дела, вопросы, связанные с делом, а также решение суда и обоснование дела.

На основе полученных ответов профессор может задать дополнительные вопросы. Цель этих вопросов состоит в том, чтобы выявить некоторые из множества возможных аргументов, которые можно привести против довода учащегося. Профессор также может задавать вопросы, чтобы выявить различные способы формулировки аргумента.

Затем учащегося (учеников) можно спросить, согласны они или не согласны с постановлением суда. Как правило, их также просят объяснить, почему. Профессора также могут теоретизировать различные факты, которые могут изменить данный случай. В то же время учащегося (студентов) часто просят применить обоснование суда и собственное мышление к этим новым фактам.

Современный путь

Сегодня метод Сократа отличается от исторической версии метода тем, что он не полностью полагается на ответы студентов. Скорее, он основан на определенном наборе вопросов, которые призваны привести учащихся к заданной идее. Постановив вопросы таким образом, профессора могут поддерживать заинтересованность своих классов в обсуждении.

Кроме того, использование вопросов, понятных учащимся, позволяет им погрузиться в атмосферу, в которой учащиеся действительно учатся, а не просто повторяют информацию и забывают ее, как только могут.

Зачем использовать метод Сократа?

Есть 3 основные причины, по которым метод Сократа используется до сих пор.

  1. Помогает развить навыки критического мышления.
  2. Готовит учащихся к быстрому мышлению.
  3. Заставляет студентов быть подготовленными и внимательными.

Метод Сократа приводит к развитию навыков критического мышления, показывая учащимся, как определить слабые места в аргументе. Как только они смогут определить, что делает аргумент слабым, они смогут разработать стратегию аргумента на более высоком уровне. Обучая студентов быстро отвечать на вопросы, он подготавливает их к скоропалительным допросам судьи. Принуждение всегда быть готовым и внимательным учит студентов ответственности.

Кроме того, сократовский метод обучения полезен для студентов, которые планируют работать в областях права, требующих более активного мышления. Два таких примера включают судебный процесс и переговоры.

Метод Сократа также используется для пробуждения любопытства у учащихся. Заставляя их думать по-разному о разных предметах, это побуждает их задуматься о том, как все могло бы быть по-другому. Кроме того, он переводит обучение из пассивного опыта в опыт участия.

Плюсы и минусы

Преимущества сократовского метода включают:

  • Приобретение навыков активного обучения и слушания
  • Развитие навыков критического мышления углубленный

Недостатки метода Сократа включают:

  • Легкий процент неудач без участия студента
  • Страх публичных выступлений является обычным явлением
  • Возможна потеря интереса, когда профессор разговаривает с отдельным студентом
  • Часто нет правильного ответа (некоторым студентам это не нравится)
  • Иногда бывает трудно справиться с несколькими ответами на заданный вопрос

Приготовьтесь, ‘ Причина Вот оно

Почти само собой разумеется, что вы столкнетесь с методом Сократа в какой-то момент в юридической школе, однако чаще всего с ним сталкиваются студенты-первокурсники юридического факультета. Учитывая природу сократовского метода, действительно нет возможности полностью подготовиться, но эти советы помогут.

Завершите чтение

Лучший способ подготовиться — выполнить все задания для каждого класса. Это может потребовать прочтения большого количества материала, но тратить часы на чтение — это единственный способ убедиться, что вы готовы, если профессор решит вас вызвать.

Подготовьте сводки

Также важно подготовить сводки для всех ваших дел . В своих брифингах убедитесь, что у вас есть вся информация, обсуждавшаяся выше, об основных вопросах идентификации метода Сократа. Полезные методы подготовки сводок включают написание кратких описаний для каждого пункта и с использованием цветных маркеров для идентификации компонентов .

Какой бы метод ни работал для вас, убедитесь, что вы можете быстро и легко определить детали, когда и если вас спросят.

Развейте свои страхи

Отложите в сторону свои обычные обиды и рассейте свои страхи о том, что вы ошибаетесь . Если вы подготовились к занятию, прочитав материалы и изучив примеры, то неправота в отношении аргумента — это не конец света. Ваш профессор и коллеги не будут смотреть на вас свысока — в первую очередь потому, что в конечном итоге это будет их время на горячем сиденье, или они уже имели удовольствие испытать это на себе.

Привыкание к публичным выступлениям

Привыкание к публичным выступлениям также является отличным способом подготовки к методу Сократа. С большей практикой вы, вероятно, сможете привлечь больше собственного внимания, что позволит вам давать более разумные ответы на вопросы профессора.

Ответить на вопрос

Наконец, помните, что лучше дать неправильный ответ, чем вообще не отвечать . Ваш профессор, скорее всего, направит вас по правильному пути мышления. В конце концов, цель сократовского метода состоит в том, чтобы помочь учащимся приобрести навыки критического мышления.

Несомненно, тем, кто хочет сделать карьеру юриста, полезно ознакомиться с методом Сократа. Это один из лучших способов начать подготовку к поступлению в юридическую школу и к профессии юриста, независимо от того, планируете ли вы стать судебным исполнителем или исследователем в области права.

 

Об авторе
Как основатель Scholle Law , юридической фирмы в г. Дулут, штат Джорджия, специализирующейся на делах о телесных повреждениях и противоправных смертях, Charles Scholle неустанно работает над тем, чтобы его клиенты получали необходимую помощь. Как уроженец Джорджии, Чарльз учился в Университете Джорджии как на бакалавриате, так и на юридическом факультете. Он также провел время в Англии, изучая, как их правовая система формирует основу американской правовой системы. Он входит в число 100 лучших судебных юристов Грузии.

Как вести диалог эффективно: метод Сократа

инж. Фарук Икбал

инж. Фарук Икбал

доцент (вычислительная техника), Хамдардский университет | Активно ищет кандидатскую должность.

Опубликовано 13 декабря 2019 г.

+ Подписаться

Сократ, один из самых влиятельных западных мыслителей, считал, что мудрость есть осознание своего невежества. «Я знаю только одно, чего не знаю ничего» — его знаменитая цитата. Сократа, в отличие от своих предшественников, больше интересовало исследование Истины. Он хотел подвергнуть сомнению фундаментальные ценности и верования, преобладавшие в греческом обществе того времени. Досократовские мыслители были прежде всего натуралистами, размышлявшими о природных явлениях и Космосе. Для них важными были вопросы, что является основным материалом, из которого сделан мир, и каковы основные законы природы. С Сократом греческая философия приняла новое направление. Он был первым мыслителем, который рассуждал о важности наших внутренних убеждений и представлений о реальности, которые у нас есть. Для него значения терминов, которые мы обычно используем в нашей повседневной жизни, считаются само собой разумеющимися. Нам не хватает ясности в отношении самых основных понятий, о которых мы говорим, и мы предполагаем, что знаем их. К ним относятся справедливость, истина, красота, свобода, знание, мудрость, искусство и т. д. Эти идеи, составляющие основу нашей индивидуальной и коллективной жизни, нуждаются в повторном исследовании и обсуждении.

Некоторые особенности:

  1. Метод Сократа: Метод обсуждения, который практиковал Сократ, называется диалогическим методом. В этом методе две стороны пытаются прийти к выводу о данном предмете, участвуя в диалоге. Основной целью диалога является уточнение обсуждаемых терминов путем постановки вопросов. И деятельность, связанная с ответами на вопросы, в конечном счете приводит тех, кто участвует в диалоге, к правильным выводам и значениям. Это постепенный процесс, подобный очистке разных слоев лука один за другим, здесь слои — это невежество, которое нужно обойти, чтобы достичь ясности.
  2. Интеллектуальное смирение: Сократ начинает диалог с признания своего невежества. Это первый и самый важный шаг в поисках истины. «Я лучше других, потому что я, по крайней мере, знаю то, чего я не знаю», — так можно резюмировать дух Сократа. Поиски знания и истины эффективны только в том случае, если они начинаются с осознания своего невежества. Прежде всего необходимо очистить сердце и голову, чтобы освободить место для свежих идей и мудрости.
  3. Подход акушерки: Сократ утверждал, что он не создатель знания или истины, а только помогает другим открывать их. Его работа похожа на работу акушерки, которая просто помогает безопасно принести новорожденного в этот мир, но которая определенно не является создателем ребенка. Здесь младенец — это истинное реальное понимание понятия, расплывчатого и двусмысленного.
  4. Дебаты и исследования с помощью эффективных вопросов: Суть сократовского метода заключается не в том, чтобы навязывать свою точку зрения другим, а в том, чтобы путем активного диалога удалить слои двусмысленности с обсуждаемого предмета. Это метод, при котором все участники активно участвуют в обсуждении, задавая вопросы по обсуждаемой теме. Ответ на каждый вопрос приводит к некоторым дополнительным вопросам, таким образом, обсуждение продолжается. Прогресс будет в правильном направлении, если будут заданы правильные вопросы, с духом, чтобы получить истинное и более глубокое понимание обсуждаемой концепции/идеи/убеждения.

Применение метода Сократа:

  1. Обучение на протяжении всей жизни: Метод Сократа несет в себе дух обучения на протяжении всей жизни. Это делает процесс обучения непрерывным, творческим и интерактивным. Мы всегда должны продолжать обсуждать наши основные убеждения и концепции, подвергая их сомнению, и избегать авторитарного подхода к знаниям. Задавать вопросы и обсуждать проблемы нужно продолжать.
  2. Обсуждение фундаментальных вопросов и разрешение споров: Обычно споры между отдельными лицами и группами возникают из-за непонимания точки зрения друг друга. Спор ведется по поводу конкретной концепции, идеи или идеологии, о которой у всех сторон разные представления. Дебаты, затрагивающие такие фундаментальные вопросы, как «Является ли демократия лучшей формой правления», «Можно ли объяснить религию с помощью разума» или «Мы только тела или обладаем еще и душой», можно урегулировать, сначала определив элементарные термины так, чтобы аргумент может развиваться в правильном направлении.
  3. Педагогика: Этот метод может быть очень эффективным в обучении. Интерактивно вовлекая учащихся в диалог и побуждая их формулировать правильные вопросы, процесс обучения может быть более длительным и творческим. Кроме того, понимание, полученное учащимися в ходе этого аргументационного процесса, будет глубже и богаче.
  4. Состав проекта и разработка требований: Для успеха любого проекта необходимо изучить правильный набор требований. Это делается путем взаимодействия с заинтересованными сторонами и опроса их. Проблема здесь в том, что заинтересованные стороны часто не могут сообщить, что у них на уме. Таким образом, задача инженера по требованиям состоит в том, чтобы помочь пользователям сформулировать требования. Зондирование с помощью эффективных вопросов может оказать большую помощь в выяснении того, чего на самом деле хочет клиент.

Обобщая:

Сократ говорил: «Я не могу никого ничему научить, я могу только заставить людей думать». Урок для нас здесь заключается в том, что для хорошего общения, для продуктивного диалога мы должны стать хорошими слушателями и должны попытаться понять позицию другой стороны. Мы должны общаться, чтобы договориться об определениях терминов, используемых в разговоре, чтобы диалог мог развиваться гладко. Ясность приходит только тогда, когда мы просим другого человека высказать свою точку зрения. Для установления хорошего диалога обе стороны должны иметь мужество подняться над своим эго и быть готовыми поддаться логике.

  • Большая история: связь, сложность и вызовы

    21 июня 2021 г.

  • Мотивация против внутренней цели жизни

    19 июня, 2021 г.

  • Несколько мыслей об актуальности философии с изложением некоторых определений.

    24 апр. 2020 г.

  • Новые тенденции в методологии преподавания

    14 ноября 2019 г.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *