Разное

Коррекция тревожности у детей: Программа «Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста» | Методическая разработка (старшая группа) по теме:

Содержание

Коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста

Выпуск: №9(35) Исследования молодых учёных
Раздел: Психолого-педагогические науки
Опубликовано:
Код уникальной десятичной классификации: 37
ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва, Студент 4 курса
Научный руководитель: Федорова Эллен Адельевна, преподаватель Института среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва

Аннотация. В статье рассматривается проблема, причины и виды тревожности у детей младшего школьного возраста. Автор предлагает решить эту проблему с помощью психокоррекционных игр и упражнений, которые можно включать в коррекционно-развивающие занятия. В данной статье раскрыты методы и способы снижения школьной тревожности, также представлена личная разработка автора (конспект внеурочного коррекционно-развивающего занятия).

Ключевые слова: виды тревоги, тревожность, коррекционные игры и упражнения

В современном мире выросло число детей, вызывающих беспокойство. В XXI веке проблема тревожности у детей получила широкое распространение и стала первоочередной в педагогике и психологии. Специалисты применяют термин «тревожность» для обозначения состояния человека, характеризующегося предрасположенностью к боязни и беспокойству.

Тревога – возникновение беспокойства отдельными фрагментами: переживать, успокоиться, забыть, а тревожность – стабильное эмоциональное состояние, связанное с постоянным предчувствием несчастий и различными страхами. В общении тревожные дети демонстрируют напряженность, очень чувствительны, не могут постоять за себя. Низкая самооценка у таких детей проявляется в нездоровом восприятии критики окружающих, в опасении любой трудной задачи. Тревожность сказывается на всех областях деятельности ребенка, значительно ухудшая его самочувствие и связь с окружающим миром.

Исследования тревожности проводили как отечественные психологи, так и зарубежные. Отечественные психологи исследовали тревожность с точки зрения её функций, а зарубежные – с точки зрения динамического подхода.

Р.С. Немов писал: «Тревожность – это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [2, с.681].

В книге А.М. Прихожан «Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика» автор раскрывает сущность понятия: «Тревожность – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [4, с. 3].

Зигмунд Фрейд рассматривал тревогу как своего рода состояние недовольства, характеризующееся определенным образом развивающейся моторной разрядкой. Им раскрыты три вида тревоги:

  • моральная тревога: возникает в результате конфликта Эго и Супер-Эго;
  • реалистичная тревога: возникает из-за опасностей, угрожающих со стороны внешнего мира;
  • нвротическая тревога: основана на конфликте между Ид и Эго.

Ч. Спилбергер отмечает два главных вида тревожности:

  • Личностная – желание индивида ощущать страх и волнение по широкому спектру индивидуально значимых явлений. Она не является отдельным свойством, а воздействует на образование и совершенствование других свойств человека, таких как мотив избежать неудачи, желаний уйти от ответственности, страх соперничества. Проявляется в частой склонности к переживаниям в самых различных обстоятельствах. Человек, имеющий такое основание, ограничивается минимумом усилий, достаточных для того, чтобы его не наказали.
  • Ситуативная – такая тревожность, которая связана с определенной ситуацией. Она может фиксироваться у разных людей в разных ситуациях, но в то же время в одних случаях это очевидно, а в других не выражено. Бывают люди, которые проявляют беспокойство, например, во время экзаменов, а в других случаях – ведут себя смело. Также встречаются люди, которые проявляют беспокойство в общении с лицом противоположного пола, например, некоторым людям трудно разговаривать по телефону.

Сначала у человека появляется ситуативная тревожность, которая при воздействии неблагоприятных факторов может перейти в личностную.

А.М. Прихожан выделяет виды тревожности в зависимости от ситуаций:

  • учебная: связана с процессом обучения;
  • межличностная: связана с общением;
  • самооценочная: связана с представлениями о себе.

В последние годы причиной волнения психологов является процесс формирования тревожности в условиях школы. Школьная тревожность стала распространённой проблемой, с которой сталкиваются психологи многих школ. У ребёнка, поступающего в школу, могут быть недостаточно сформированы знания умения и навыки. Ребёнок сталкивается со значительными изменениями в своей жизни, меняется социальная ситуация развития, развиваются психологические новообразования. Мышление становится доминирующей функцией, а другие функции – произвольными. Самым тяжелым периодом для ребенка является смена игровой деятельности на учебную, которая впоследствии становится ведущей.

В процессе обучения проявления тревожности встречаются не только у неуспевающих, но и у отлично успевающих детей, отличающиеся требовательностью к себе в совокупности с нацеленностью на отметки, а не на обучение. Бывает, родители ждут от ребенка высоких достижений, к примеру, в спорте, навязывают не интересующие его занятия, например, фигурное катание, плавание, танцы. Любое занятие само по себе не плохо, но право выбора должно оставаться за самим ребёнком. Вынужденное его участие в делах, которые не интересны школьнику, вызывают у него тревожность.

Можно подчеркнуть несколько совокупных причин появления тревожности у детей младшего школьного возраста [1, с.11]:

  • Несоблюдение правил в школьном коллективе;
  • Дефицит внутрисемейного общения;
  • Внутриличностный конфликт.

У младших школьников достаточно гибкая нервная система, поэтому при проведении коррекционной работы можно значительно снизить тревожность ребенка. А так как игра у младших школьников уже не являясь ведущей, продолжает оставаться значимой деятельностью, то коррекцию лучше проводить в игровой форме. В процессе игры положительные эмоции заменяют отрицательные, в результате чего способствуют появлению произвольных действий у ребенка.

Для снижения тревожности у младших школьников используют множество различных методов и способов, таких как:

  • Сказкотерапия: коррекция проводится посредством сказок (чтение и обсуждение сказки, обсуждение поведения персонажей, рисование иллюстраций к сказке, рассказывание сказки, рассказывание сказки наоборот, включение в сказку героя других сказок и др. ).
  • Арттерапия: метод коррекции тревожности посредством различных видов искусства (рисование, лепка и др.).
  • Куклотерапия: коррекция тревожности проводится при помощи кукольного театра, где кукла изображает любимого персонажа сказки, мультфильма, а сюжет подобен ситуации, травмирующей ребёнка. Для этого используют различные виды кукол: куклы-игрушки, пальчиковые, куклы-марионетки и другие. В ходе игры с куклой ребёнок создает окружающую его действительность, предает.
  • Музыкотерапия: коррекция проводится посредством прослушивания музыки. У младших школьников при прослушивании музыки возникают положительные эмоции, а отрицательные – исчезают.
  • Танцевальная терапия: снижение уровня тревожности происходит посредством танца. Данный метод считается наиболее эффективным, так как включает в себя элементарные движения и популярную музыку с текстом. В итоге у ребят понижается тревожность и улучшается настроение, а также появляется уверенность в себе.

Проблемы школьной тревожности и методы её коррекции в своих работах раскрывают отечественные психологи: А.М. Прихожан, Р.С. Немова, А.В. Петровского, В.Д. Небылицына, Л.И. Божович, Л.Ф. Обуховой, Е.В. Савиной, Б. Кочубея, Е. Новиковой, Е.К. Лютовой, В.С. Мухиной и др.

А.М. Прихожан предлагает достаточно много методов и упражнений для снижения тревожности, но наиболее эффективными считает:

  • Метод «отреагирования» страха: проводится с помощью игры в «страшную школу» (можно с помощью кукол-петрушек, можно без них), где дети показывают пугающие их ситуации жизни в школе;
  • Метод последовательной десенсибилизации: постепенное снижение чувствительности человека к тому, что вызывает у него тревожность;

Все вышеописанные методы для снижения уровня тревожности можно использовать во внеурочной деятельности, которая является неотделимой частью образовательного процесса и дает возможность всецело выполнить требования ФГОСа. Внеурочная деятельность – это активность детей вне уроков, вызванная их потребностями и интересами. На коррекционных внеурочных занятиях целесообразно использовать такие методы по снижению уровня тревожности, как психокоррекционные игры и упражнения.

Тема: «Я учусь владеть собой» (см. таблицу 1).

Цель: снижение тревожности, устранение негативных переживаний, формирование навыков контролировать свое поведение в общении и коммуникации.

Таблица 1. «Я учусь владеть собой»







ЭтапыМетоды и приёмы коррекционной работыОборудованиеВиды помощи
Вводная (мотивационная) частьНеобходимо расположить детей к занятию, обрести чувство уверенности в себеДобрый день, ребята.
Если кто-то Вас обидел,
Что-то злостное сказал,
То его совсем не нужно
Обзывать и унижать!
Вы попробуйте сначала
До десятка досчитать!
Игра «Клубок»
-Сегодня у нас чудесное занятие. Мы побываем с вами в мире чудес. А помощником нам в этом будет магический клубок. Мы будем передавать его по кругу, называть свое имя и особенность характера, которая нам пригодится сегодня.
Клубок для упражнения.Если дети не знают, что такое черта характера, учитель на своем примере показывает.
Основная часть Развитие коммуникативных навыков, получения опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта
Устранение страхов и негативных переживаний, снижение уровня тревожности
Устранение мышечных зажимов;
Повышение самооценки.
Упражнение «Ладошки»
-Для того, чтобы мы смогли окунуться в сказку нам нужно пройти через лес, который окажется заговоренным. Вам нужно будет объединиться в пары. Затем соединить свою правую ладошку с левой и свою левую ладошку с правой ладонью своего напарника. Так мы будем пробираться через различные барьеры и обходить стороной ловушки.
Не требуется. 
Упражнение «Портрет страха»
-Ребята, изобразите карандашами на листе бумаги свои страхи (опасения).
-Я вижу, вы закончили. Теперь я попрошу поделиться с нами своими страхами. (Рассказы детей) -Я знаю хороший способ как избавиться от них. Рассказать? (Ответы детей) -Возьмем ваши портреты страхов, порвем их и выкинем в урну. Мусор вывезут, а вместе с ним увезут и ваш страх.
Не требуется.Учитель не делает подсказок что надо изображать.
Упражнение «Помоги воробушку»
-Предположите, собственно, что у вас в руках беззащитный воробушек. Вытяните руки ладошками ввысь, а вслед затем укутайте птенца, сложив ладошки по одному пальчику. Подышите на него, согревая собственным дыханием. -Приложите ладошки к собственной груди, отдавая доброту собственного сердца и теплоту дыхания. Потом откройте ладошки, и вы обнаружите, что воробушек весело взлетел. Улыбнитесь ему и не печальтесь. Он прилетит к тебе еще раз.
Лист бумаги, цветные карандаши. 
Упражнение «Пирамида» -Друзья, давайте встанем в круг и ладонями изобразим пирамиду. После все одновременно произнесем: Один, два, три с вами все мы молодцы!Не требуется 
Заключительная часть (рефлексия)
Формирование навыка проведения рефлексии.
Упражнение «Комплимент и доброе слово»
-Ребята, давайте сейчас по кругу скажем друг другу комплименты и добрые пожелания. -Что мы с вами посетили и что на что посмотрели? -Какие чувства (ощущения) вы испытывали сегодня на занятии? (Ответы детей) -Сегодня мы с вами хорошо потрудились на занятии, но оно подошло к концу. Я желаю вам отличного настроения, больше улыбайтесь и ничего не бойтесь.
Не требуется 

Работа по снижению тревожности у младших школьников будет эффективной, если систематически проводить занятия, включать в урок игровые упражнения, не бояться трудностей.

Correction of anxiety in primary school children

Danilina I.A.,
student of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Fedorova Ellen Adelyevna,
teacher of the Institute of Secondary Vocational Education named after K. D. Ushinsky of Moscow City University

Annotation. The article discusses the problem, causes and types of anxiety in primary school children. The author suggests solving this problem with the help of psychocorrective games and exercises that can be included in correctional and developmental classes. This article reveals methods and ways to reduce school anxiety, and also presents the author’s personal development (a summary of extracurricular correctional and developmental classes).
Keywords: types of anxiety, anxiety, corrective games and exercises


  1. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. СПб.: Речь, 2004. 248 с.
  2. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии: учебник. М.: Владос, 2009. 688 c.
  3. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2009. 192 с.
  4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000 304 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).
  5. Ромицына Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности». М.: «Речь», 2006. 112 с.
  1. Miklyaeva A.V., Rumyantseva P.V. School anxiety: diagnosis, correction, development. St. Petersburg: Speech, 2004 248 pages.
  2. Nemov R.S. Psychology. Book 1. General fundamentals of psychology: textbook. Moscow: Vlados, 2009. 688 pages.
  3. Prikhozhan A.M. Psychology of anxiety: preschool and school age. St. Petersburg.: Peter, 2009. 192 pages.
  4. Prikhozhan A.M. Anxiety in children and adolescents: psychological nature and age dynamics. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: Publishing house of NGO «MODEK», 2000. 304 pages. (Series «Library of a teacher-practitioner»).
  5. Romitsyna E.E. Methodology «Multidimensional assessment of child anxiety». Moscow: «Speech», 2006. 112 pages.
  • Назад

  • Вперед

Коррекция тревожности

Проблема тревожности и пути решения

Решение проблемы тревожности подразумевает решение двух проблем:

  • овладение состоянием тревожности, снятие его отрицательных последствий;
  • устранение тревожности как устойчивого личностного образования.

Работа по преодолению тревожности должна осуществляться на трех уровнях, которые взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга:

  • обучение приемам и методам овладения своим волнением и повышенной тревожностью;
  • расширение возможностей ребенка и формирование у него необходимых навыков и знаний, ведущих к повышению уровня результативности деятельности и созданию запаса прочности;
  • трансформация личности ребенка в части его самооценки и мотивации.

Замечание 1

Параллельно необходимо проводить работу с семьей ребенка и его педагогами, для выполнения ими своей части коррекции.

Приемы коррекции тревожности

В коррекционной работе с детьми, отличающимися тревожностью, используются различные приемы.

Переинтерпретация симптомов тревожности. Часто детей деморализуют первые признаки появления повышенной тревожности. Поэтому будет полезно рассказать, объяснить ребенку, что такие эмоции -признак готовности человека к действию, они помогают ответить или выступить лучше, их испытывает большинство людей.

Настрой на определенное эмоциональное состояние. При использовании данного приема следует предложить ребенку связать свое волнение с одной мелодией или цветом, спокойное состояние — с другими, а уверенное, эмоциональное состояние — с третьими. При наступлении волнения ребенку необходимо вспомнить первую ассоциацию, затем вторую и затем переходить к третьей, повторяя последнюю несколько раз.

Приятное воспоминание. Данный прием заключается в том, чтобы постараться представить ситуацию, в которой ребенок ранее испытывал чувство покоя, расслабления, ему необходимо вспомнить все приятные ощущения.

Использование роли-образа. В трудной ситуации ребенку предлагается представить себе образ, которому он хотел бы подражать, войти в эту роль и действовать в ситуации тревожности, находясь в образе.

Контроль жестов и голоса. Ребенку следует рассказать, что голос и жесты являются отражением эмоционального состояния человека, но при этом могут иметь и обратное влияние, т.е. успокаивать и придавать уверенность. При использовании данного метода борьбы с тревожностью ребенку полезно тренироваться перед зеркалом и отработать определенные жесты, предварительно проговаривать будущую речь.

Управление улыбкой. Прием заключается в управлении ребенком мышцами лица. Для этого ребенку предлагается регулярно выполнять упражнения для расслабления лицевых мышц, вместе с этим объясняется роль улыбки в снятии нервно-мышечного напряжения.

Управление дыханием. Ребенку следует рассказать о роли ритмичного дыхания и способах его использования для снятия напряжения. Потренироваться с ребенком, делать выдох вдвое длиннее вдоха, а в случае сильного нервного напряжения сделать глубокий вдох с задержкой дыхания на $20$ секунд.

Мысленная тренировка, позволяет ситуацию вызывающую тревогу, заранее представить в подробностях и предварительно детально продумать собственное поведение.

Репетиция. Данная методика заключается в проигрывании с ребенком ситуации, которая вызывает у него тревогу. При использовании данного метода психологу можно менять тон разговора с ребенком, становится нетерпеливым в беседе, прерывать собеседника.

Доведение до абсурда. В процессе работы с психологом или самостоятельно ребенок проигрывает чувство сильной тревоги, страха, делая это дурачась, играя.

Переформулировка задач. Причиной, которая мешает результативной деятельности тревожных людей, часто является сосредоточенность на том, как они выглядят со стороны. Для решения данной проблемы необходимо тренировать у ребенка умение формулировать цель своего поведения в определенной ситуации, отвлекаясь при этом от себя. При ответе у доски давать себе правильную установку: «Я должен рассказывать о законе Ньютона», а не «Я должен ответить на пять». Следует также обучать ребенка умению снижать значимость ситуации.

Замечание 2

Перечисленные выше приемы эффективны для детей, испытывающих открытую тревогу.

Далее будут приведены приемы для устранения скрытой тревожности.

Самоанализ. В работе с детьми, тревожность у которых проявляется в скрытой форме важно развивать умение анализировать свои переживания, находить причины таких переживаний.

Формирование критериев успеха. Оценка успеха у детей со скрытой тревожностью часто затруднена. В таком случае полезно буде обсудить с ребенком объективные показатели успеха в определенной ситуации, записать эти критерии и постоянно в беседах обращаться к ним, побуждая ребенка оценивать свои результаты.

Поддержка беспокойного ребенка | Советы и рекомендации

Что такое тревога?

Тревога — это чувство беспокойства или страха, переживаемое как сочетание физических ощущений, мыслей и чувств.

Все дети и подростки иногда беспокоятся, и это нормальный этап взросления. В определенные моменты, например, в первый день в школе или перед экзаменом, молодые люди могут стать более обеспокоенными, но вскоре смогут успокоиться и почувствовать себя лучше.

Беспокойство может стать проблемой, когда молодой человек чувствует, что застрял в нем, или когда оно кажется непреодолимым, мучительным или неуправляемым. Если такое беспокойство продолжается в течение длительного времени, молодой человек может чувствовать себя истощенным и изолированным, а также ограничивать то, что он может делать.

Если ваш ребенок борется с тревогой, вы можете ему помочь, в том числе оказать эмоциональную поддержку, совместно разработать практические стратегии и найти подходящую профессиональную помощь, если она ему понадобится.

Что беспокоит молодежь?

Молодой человек может чувствовать тревогу по разным причинам, в зависимости от личности. Если ваш ребенок испытывает неуправляемое беспокойство и страх, это часто является признаком того, что что-то в его жизни не так, и ему нужна поддержка, чтобы понять, в чем проблема.

Следующие виды вещей могут вызвать у некоторых детей и молодых людей большее беспокойство:

  • большие перемены за короткий промежуток времени, например, переезд в новый дом или школу
  • наличие обязанностей, выходящих за рамки их возраста и развития, например, забота о других членах семьи
  • быть рядом с кем-то, кто очень беспокоится, например, с родителем
  • проблемы в школе, в том числе чувство перегруженности работой, экзаменами или группой сверстников
  • испытывает семейный стресс из-за таких вещей, как жилье, деньги и долги
  • переживают неприятные или травматические переживания, в которых они не чувствуют себя в безопасности, например, подвергаются издевательствам, становятся свидетелями или переживают жестокое обращение.

Это видео от Braive (2 минуты 30 секунд) — полезный способ понять, как стресс и тревога могут накапливаться в жизни человека.

Симптомы тревоги

Тревога имеет тенденцию влиять на тело, мысли и чувства молодого человека. Они также могут вести себя по-разному, в том числе обращаться к определенным методам преодоления стресса, чтобы попытаться избежать беспокойства или справиться с ним.

 

Физические симптомы:

  • приступы паники, которые могут включать учащенное сердцебиение, очень быстрое дыхание, потливость или дрожь
  • поверхностное или учащенное дыхание или чувство неспособности дышать
  • плохое самочувствие
  • сухость во рту
  • потеешь больше, чем обычно
  • напряженные мышцы
  • шаткие ножки
  • синдром раздраженного кишечника (СРК), диарея или потребность в мочеиспускании чаще, чем обычно
  • становится очень жарко

Мысли и чувства:

  • озабоченность расстраивающими, страшными или негативными мыслями
    нервозность, нервозность, паника или испуг
  • перегружен или вышел из-под контроля
  • полный страха или надвигающееся чувство обреченности
  • оповещение о шуме, запахе или образе
  • беспокойство о том, что вы не в состоянии справиться с повседневными вещами, такими как школа, дружба и пребывание в группах или в социальных ситуациях
  • беспокоит так сильно, что трудно сосредоточиться и/или уснуть

Совладающее поведение:

  • замкнутость или самоизоляция, в том числе нежелание ходить в школу, быть в социальных или групповых ситуациях, быть вдали от родителей или пробовать что-то новое
  • повторение определенного поведения, действий или ритуалов (часто называемых «обсессивно-компульсивным поведением»)
  • есть больше или меньше, чем обычно
  • членовредительство

Как помочь ребенку в тревожный момент

Когда ваш ребенок переживает очень тревожный момент, он может чувствовать себя напуганным, взволнованным или обеспокоенным приступом паники. В данный момент важно помочь им успокоиться и почувствовать себя в безопасности.

Эти стратегии могут помочь:

  • Дышите медленно и глубоко вместе.

    Вы можете медленно считать до пяти на вдохе и до пяти на выдохе. Если это слишком много, попробуйте начать с более коротких счетов. Если это сработает, постепенно побуждайте ребенка выдыхать на один или два счета дольше, чем он вдыхает, так как это может помочь его телу расслабиться.

  • Сядьте рядом с ними и подбодрите их.

    Если вы чувствуете себя рядом, держитесь за руку или обнимаетесь, если это возможно, это может успокаивать.

  • Попробуйте использовать все пять чувств одновременно.

    Связь с тем, что они могут видеть, осязать, слышать, обонять и пробовать на вкус, может приблизить их к настоящему моменту и уменьшить интенсивность их беспокойства. Вы можете вместе подумать о пяти вещах, которые они могут видеть, четырех вещах, которые они могут коснуться, трех вещах, которые они могут слышать, двух вещах, которые они могут обонять, и одной вещи, которые они могут ощущать на вкус.

  • Убедите их, что тревога пройдет и с ними все будет в порядке.

    Может быть полезно описать его как волну, на которой они могут кататься или заниматься серфингом, пока она не достигнет пика, не сломается и не станет меньше.

  • Попросите их подумать о безопасном и расслабляющем месте или человеке.

    Если вы еще не пробовали это раньше, согласитесь с ними, когда они успокоятся, что это за место или человек. Это может быть их спальня, дом бабушки и дедушки, любимое место на природе или место, где они были в отпуске. Иногда может помочь память о месте, где можно расслабиться, например, морская ракушка или галька.

  • Поощряйте их делать что-то, что помогает им чувствовать себя спокойнее.

    Это может быть бег, ходьба, прослушивание музыки, рисование, рисование или раскрашивание, ведение дневника, просмотр любимого фильма или чтение любимой книги.

Помните, что все люди разные, и что со временем вы и ваш ребенок сможете работать вместе, чтобы найти то, что лучше всего подходит для них в эти моменты.

Как помочь ребенку справиться с тревогой

Помимо тех моментов, когда ваш ребенок испытывает особую тревогу или панику, есть вещи, которые вы можете со временем предпринять, чтобы помочь ему справиться со своей тревогой и почувствовать себя лучше.

Многие из этих стратегий направлены на то, чтобы помочь вашему ребенку понять себя и узнать, что ему подходит. Чем увереннее они будут себя чувствовать, помогая себе, когда им трудно, тем больше они будут верить в свою способность справиться с ситуацией, что поможет уменьшить чувство паники.

Спросите их, как они себя чувствуют в уме и теле, и что заставляет их чувствовать себя так. Может возникнуть соблазн отмахнуться от их беспокойства, потому что вы хотите их успокоить, но важно сопереживать их опыту и подтверждать их чувства. Вы можете найти больше советов в нашем руководстве по началу разговора.

Начало разговора с ребенком

Это может включать дружбу, отношения с членом семьи, их учебу или комбинацию вещей. Можно ли внести изменения дома или в школе, которые облегчили бы жизнь? Если ваш ребенок беспокоится о вещах, которые находятся вне его контроля, может быть полезно вместе назвать, кто несет ответственность за решение проблемы — например, вы можете сказать: «беспокоиться о деньгах — это работа родителей».

Тревога может вызвать у них тошноту или учащение сердцебиения. Знакомство с этими знаками может сделать их менее пугающими и подавляющими, когда они случаются. Это также может дать им возможность узнать, когда обратиться за помощью или сделать что-то, чтобы помочь себе.

Ваш ребенок может попробовать делать упражнения, рисовать или рисовать, вести дневник, смотреть любимый фильм, разговаривать с друзьями или готовить и печь. Эти виды деятельности могут помочь им чувствовать себя спокойнее.

Подростки могут использовать приложения для осознанности или медитации, такие как Headspace или Calm. Помните, что некоторые люди находят эти занятия более полезными, чем другие, поэтому поощряйте ребенка решать, что ему подходит.

Это может помочь вашему ребенку записывать свои беспокойства и помещать их в ящик для беспокойства, предоставляя им физическое место, где их беспокойства могут быть «удержаны». Или они могут предпочесть коробку с самоуспокоением (см. видео ниже), которую они могут заполнить вещами, которые помогают им, когда они испытывают тревогу, например, фотографиями, игрушками-непоседами, ароматическими маслами и положительными цитатами. Вы можете узнать, как сделать ящик для беспокойства, прочитав наше руководство для родителей.

Как сделать коробку для беспокойства: инструкция для родителей

Это физические упражнения, хороший сон, здоровое питание, питье воды и качественное времяпрепровождение с близкими. Регулярные физические упражнения особенно важны при тревоге, потому что они могут помочь уменьшить симптомы в организме. Это не обязательно должно быть напряженным — может помочь ходьба или легкая йога.

Сокращение или прекращение употребления кофе, напитков с кофеином и алкоголя может помочь, поскольку все они могут вызвать физические симптомы тревоги.

Даже если это ненадолго, вы можете помочь своему ребенку отвлечься от забот, развлекаясь, расслабляясь и смеясь. Такие занятия, как занятия спортом, шитье или игра на музыкальных инструментах, отлично подходят для концентрации внимания на текущем моменте.

Некоторым детям и подросткам, страдающим тревожностью, потребуется профессиональная и специализированная помощь, чтобы почувствовать себя лучше. Им может помочь конкретный диагноз или лечение, такое как медикаментозное лечение или разговорная терапия. Вы можете найти больше информации об этом ниже.

Молодые люди говорят нам, что это помогает…

  • найти позитивные занятия, которые вам нравятся
  • подумай о том, чего ты с нетерпением ждешь
  • делать физические упражнения
  • научиться осознанности и йоге
  • представьте, что ваши мысли покидают ваш мозг и уплывают в небо
  • занять себя
  • есть время ожидания
  • задумайтесь о том, как вы себя чувствуете
  • поговорите с другими людьми, которым вы доверяете
  • напомните себе, что вы не одиноки — скорее всего, у кого-то из вашего круга друзей тоже есть тревога или депрессия

Поиск профессиональной помощи

Рекомендуется обратиться за профессиональной поддержкой, если стратегии самопомощи не улучшают ситуацию и тревога влияет на жизнь вашего ребенка, например, если он испытывает постоянную тревогу, часто у него возникают тревожные мысли или он избегает таких вещей, как выход на улицу или говоря с другими.

Есть разные места, где вы можете найти помощь для вашего ребенка. Ваш врач общей практики, школа, в которой учится ваш ребенок, и рассмотрение вопроса о том, могут ли вам помочь консультирование или терапия – это хорошие места для начала.

Вы можете узнать больше о том, как поговорить с врачом общей практики, найти консультанта или терапевта, получить доступ к Службе охраны психического здоровья детей и подростков (CAMHS), получить помощь в школе вашего ребенка и найти местные службы в нашем руководстве по получению помощи для вашего ребенка.

Получение помощи для вашего ребенка

Тип предлагаемой поддержки или лечения будет зависеть от возраста вашего ребенка и вида беспокойства, которое он испытывает. Разговорная терапия, такая как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), может помочь вашему ребенку понять мысли и чувства, стоящие за его тревогой, и найти практические стратегии, которые помогут ему справиться. Вы можете узнать больше о различных видах разговорной терапии в нашем руководстве по консультированию и терапии.

Консультирование и терапия

Лекарства могут быть предложены, если тревогу вашего ребенка очень трудно контролировать или разговорная терапия не помогла. Лекарства должны быть предложены вместе с разговорной терапией или другим психологическим лечением, а также врачом, специализирующимся на психическом здоровье детей. Ознакомьтесь с нашим руководством по лекарствам, чтобы узнать больше о различных типах лекарств, которые могут быть предложены вашему ребенку.

Понимание лекарств

Вы можете узнать больше о том, как поговорить с врачами общей практики, найти консультанта или терапевта, получить доступ к CAMHS, получить помощь в школе вашего ребенка и найти местные службы в нашем руководстве по  получению помощи для вашего ребенка.

Получение помощи для вашего ребенка

Вам также может быть полезно…

Где получить дополнительную поддержку

Полезные телефоны доверия и веб-сайты

Как справиться с тревожным ребенком

Когда дети хронически тревожны, даже самые доброжелательные родители, не желая, чтобы ребенок страдал, могут усугубить тревожность подростка. Так бывает, когда родители пытаются оградить детей от их страхов. Вот советы, как помочь детям вырваться из замкнутого круга беспокойства.

1. Цель состоит не в том, чтобы устранить тревогу, а в том, чтобы помочь ребенку справиться с ней.

Никто из нас не хочет видеть ребенка несчастным, но лучший способ помочь детям преодолеть тревогу — это не пытаться устранить факторы стресса, вызывающие ее. Это поможет им научиться терпеть свою тревогу и действовать так хорошо, как они могут, даже когда они встревожены. И как побочный продукт этого, тревога со временем уменьшится.

2. Не избегайте вещей только потому, что они вызывают у ребенка беспокойство.

Если вы поможете детям избежать того, чего они боятся, это на короткое время поможет им почувствовать себя лучше, но в долгосрочной перспективе это усилит тревогу. Допустим, ребенок в неудобной ситуации расстраивается и начинает плакать — не для того, чтобы манипулировать, а просто потому, что он так себя чувствует. Если их родители выгоняют их оттуда или убирают то, чего они боятся, ребенок усваивает этот механизм выживания. И этот цикл может повториться.

3. Выражайте позитивные, но реалистичные ожидания.

Вы не можете обещать ребенку, что его страхи нереалистичны — что он не провалит тест, что ему будет весело кататься на коньках или что другой ребенок не будет смеяться над ним во время показа и рассказа. Но вы можете выразить уверенность, что с ними все будет в порядке, что они смогут с этим справиться. И вы можете сообщить им, что по мере того, как они сталкиваются с этими страхами, уровень тревоги со временем снизится. Это дает им уверенность в том, что ваши ожидания реалистичны и что вы не собираетесь просить их сделать что-то, с чем они не справятся.

4. Уважайте их чувства, но не наделяйте их силой.

Важно понимать, что проверка не всегда означает согласие. Так что, если ребенок боится идти к врачу, потому что ему нужно сделать прививку, вы не хотите умалять эти страхи, но вы также не хотите усиливать их. Вы хотите слушать и проявлять сочувствие , помочь им понять, о чем они беспокоятся, и дать им почувствовать, что они могут противостоять своим страхам. Сообщение, которое вы хотите отправить: «Я знаю, что ты напуган, и это нормально, и я здесь, и я собираюсь помочь тебе пройти через это».

5. Не задавайте наводящих вопросов.

Поощряйте ребенка говорить о своих чувствах, но старайтесь не задавать наводящих вопросов: «Ты волнуешься из-за большого теста? Вы беспокоитесь о научной ярмарке? Чтобы не подпитывать цикл беспокойства, просто задавайте открытые вопросы: «Как вы относитесь к научной ярмарке?»

Чего вы не хотите делать, так это говорить своим тоном или языком тела: «Может быть, это то, чего вам следует бояться». Допустим, у ребенка был негативный опыт общения с собакой. В следующий раз, когда они окажутся рядом с собакой, вы можете беспокоиться о том, как они отреагируют, и вы можете непреднамеренно послать сообщение, что они должен действительно беспокоиться.

7. Поощряйте ребенка терпеть свое беспокойство.

Пусть ваш ребенок знает, что вы цените труд, который требуется для того, чтобы терпеть тревогу, чтобы делать то, что он хочет или должен делать. Это действительно побуждает их участвовать в жизни и позволить беспокойству принять свое естественное течение. Мы называем это «кривой привыкания». Это означает, что со временем он упадет, поскольку он продолжает контактировать со стрессором. Он может не упасть до нуля, может не упасть так быстро, как хотелось бы, но именно так мы преодолеваем свои страхи.

8. Старайтесь, чтобы упреждающий период был коротким.

Когда мы чего-то боимся, труднее всего до того, как мы это делаем. Так что еще одно практическое правило для родителей — постараться устранить или сократить период ожидания. Если ребенок нервничает перед визитом к врачу, не стоит начинать дискуссию об этом за два часа до похода; это, вероятно, еще больше взбесит вашего ребенка. Поэтому просто постарайтесь сократить этот период до минимума.

9. Обдумайте все вместе с ребенком.

Иногда полезно поговорить о том, что произойдет, если страх ребенка сбудется — как бы он с этим справился? Ребенок, который беспокоится о разлуке со своими родителями, может беспокоиться о том, что произойдет, если родитель не придет, чтобы забрать его. Итак, мы говорим об этом. Если твоя мама не придет в конце тренировки по футболу, что ты будешь делать? «Ну, я бы сказал тренеру, что моей мамы здесь нет». И как вы думаете, что сделал бы тренер? «Ну, он позвонит моей маме. Или он подождет со мной. Ребенок, который боится, что за ним пришлют незнакомца, может получить от родителей кодовое слово, которое будет знать любой, кого они послали. Для некоторых детей наличие плана может уменьшить неопределенность здоровым и эффективным способом.

10. Попробуйте смоделировать здоровые способы справляться с тревогой.

Есть несколько способов помочь детям справиться с тревогой, показав им, как вы сами справляетесь с тревогой.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *