Разное

Ито собчик детский вариант: Детский вариант индивидуально-типологического опросника (итдо)

Детский вариант индивидуально-типологического опросника (итдо)

Детский
вариант несколько отличается как
содержательной стороной опрос­ника,
так и ключами для обсчета данных. Границы
применения методики еще предстоит
уточнить. Методика прошла апробацию на
детях 10— 15-летнего возраста (112 человек:
56 мальчиков и 60 девочек). Достоверность
выводов о преоблада­ющих
индивидуально-личностных свойствах,
то есть ведущих тенденциях, основывалась
на корреляционном анализе показателей
метода ИТДО с феноме­нологически
близкими или аналогичными по своей
сущности даннымидетского варианта СМИЛ
(MMPI),
метода цветовых выборов (МЦВ), результатами
само­оценки и метода объективного
наблюдения
=
+78,5).
Следует также отметить, что подростки
15 лет и старше справляются и со взрослым
вариантом ИТО.

ИНСТРУКЦИЯ

Прочитав каждое
утверждение, если ты согласен (согласна)
с утверждением — зачеркни «В» (верно)
перед номером соответствующего
утверждения, если не согласен (не
соглас­на) — «Н» (неверно).

Прояви внимательность:
если звучит отрицание, к примеру «Я не
люблю ходить в гости… и т. д.», то ответ
«согласен, не люблю» обозначается как
«В» или «Мне не бывает неловко, когда
я…» обозначается «Н», если ты не согласен,
так как считаешь, что тебе действительно
«бывает неловко, когда…».

В Н 1. Я постараюсь
отвечать на все вопросы очень правдиво
и откровенно.

В Н 2. У меня очень
плохой характер.

В Н З.Я лучше
делаю уроки дома, чем в классе.

В Н 4. Я все делаю
без посторонней помощи.

В Н 5. Я часто
заговариваю первым (первой) с незнакомыми
ребятами.

В Н 6. Мне ужасно
не везет в жизни.

В Н 7. Если я
чего-то захочу, то сделаю по-своему, даже
если все вокруг будут против.

В Н 8. Я часто
беспокоюсь, все ли я успел (успела)
сделать, тревожусь по пустякам.

В Н 9. В моих
неудачах виноваты определенные люди
(ребята, родители, учителя).

В Н 10. Для меня
важно иметь общее мнение с ребятами
нашего класса.

В Н 11. Меня мало
касается все, что случается с другими.

В Н 12. Мне нравятся
люди, которые умеют хорошо петь, танцевать.

В Н 13. Мне нет дела
до чужих бед: хватает своих.

В Н 14. В шумной
компании я только смотрю, как веселятся
другие.

В Н 15. Мне всегда
больно видеть, как кто-то переживает и
мучается.

В Н 16. Я всегда
говорю только» правду.

В Н 17. Все мои беды
— из-за моего плохого характера.

В Н 18. Я самый
несчастный человек на свете.

В Н 19. Я часто не
знаю, как поступить, и советуюсь с
другими.

В Н 20. Мне всегда
приятно знакомиться с новыми людьми.

В Н 21. Я всегда
действую без долгих раздумий.

В Н 22. Меня раздражают
люди, пытающиеся изменить мое мнение,
когда я уверен (уверена) в своей правоте.

В Н 23. Я часто
волнуюсь за близких мне людей даже без
серьезного повода.

В Н 24. Я не могу
терпеть, когда кто-нибудь меняет
заведенный мною порядок на моем столе,
в моей комнате.

В Н 25. Я умею
привлекать к себе внимание ребят и даже
взрослых людей.

В Н 26. В жизни я
твердо придерживаюсь определенных
правил и принципов.

В Н 27. Я не люблю
ходить в гости, где все шумят и веселятся.

В Н 28. Я очень
чувствителен (чувствительна) к изменениям
в настроении окружающих меня людей дома
и в школе.

В Н 29. Я могу
заинтересовать ребят нашего двора или
класса и повести их за собой.

В Н 30. Я спокойно
отношусь к тому, что кто-то рядом плачет
или огорчается.

В Н 31. Я всегда
делаю только то, что нравится другим.

В Н 32. Часто из-за
меня у окружающих портится настроение.

В Н 33. Я лучше
соображаю, когда я один (одна), а не в
присутствии всего класса.

В Н 34. Я бы легко
справился (справилась), если бы меня
выбрали старостой класса.

В Н 35. Мне трудно
преодолеть застенчивость, когда нужно
говорить, стоя у доски.

В Н 36. Мнение старших
(родителей или учителей) для меня всегда
имеет большое значение.

В Н 37. Мне трудно
заставить других ребят действовать
так, как я считаю нужным.

В Н 38. Я так сильно
переживаю неудачи, что у меня ухудшается
самочувствие.

В Н 39. Я всегда
бываю настойчив (настойчива), если уверен
(уверена) в своей правоте.

В Н 40. Если в компании
на меня не обращают внимания, мне
становится скучно и неинтересно.

В Н 41. Никто не
может изменить мое мнение.

В М 42. Мне нравится
играть в разные игры с разными, каждый
раз новыми друзьями.

В Н 43. Я могу изменить
свое мнение, если родители или учитель
считают, что я не прав (не

права).

В Н 44. В метро или
трамвае (троллейбусе) я с удовольствием
могу поболтать с незнакомы­ми ребятами.
В Н 45. Я никогда не вру.

В Н 46. Я никогда не
откладываю на завтра то, что следует
сделать сегодня. В Н 47. Я вечно всем
недоволен (недовольна).

В Н 48. Я люблю
одиночество, позволяющее мне сосредоточиться
на своих мыслях, помечтать.

В Н 49. Я могу не
смущаясь дурачиться в веселой компании.

В Н 50. У меня не
получится, если мне придется командовать
другими.

В Н 51. Я умею дать
отпор тем, кто вмешивается в мои дела.

В Н 52. Мне не бывает
стыдно или неловко за свои слова или
поступки.

В Н 53. Мне часто
приходилось в драке защищать свои права.

В Н 54. Я не стану
огорчаться, если получу двойку или меня
поймают на вранье.

В Н 55. Мое настроение
значительно зависит от того, как ладят
между собой родители.

В Н 56. Мне трудно
добиться успеха, так как не хватает
упорства и настойчивости.

В Н 57. Я всегда
слушаюсь старших дома и в школе.

В Н 58. Мое грустное
настроение легко исправляется, если я
смотрю интересный фильм в кино

или комедийное
представление по телевизору. В Н 59. Меня
совсем не волнуют неприятности в школе.
В Н 60. Мне часто бывает скучно, когда
вокруг все веселятся. В Н 61. Я всегда
перехожу улицу в положенном месте.

Полученные по
каждой учитываемой шкале баллы
откладываются на соот­ветствующих
радиусах схемы. Интерпретация находится
в прямой зависимос­ти от количества
значимых ответов по восьми шкалам.
Суммируются значи­мые ответы как «В»,
так и «Н», приведенные в ключах:

□ 3 балла —
гармоничная личность,

□ 4—5 баллов —
акцентуированные черты,

□ 6 баллов —
свойства, затрудняющие адаптацию,
создающие проблемы для самого ребенка
или для окружающих.

Избыточно выраженны
тенденции, компенсированные полярными
свой­ствами (то есть антитенденциями),
являются свидетельством значительной
эмоциональной напряженности и признаком
внутреннего конфликта, если показатели
выше 4 баллов. Равновыраженные
разнонаправленные тенденции в пределах
4 баллов — свидетельство сбалансированности
полярных свойств. В связи с тем, что дети
более эмоциональны, чем взрослые, у них
чаще встре­чаются акцентуированные
черты характера и даже целое созвездие
акцентуи­рованных черт. Важно обнаружить
уравновешенность тех или иных черт
по­лярными, противоположными
характеристиками.

Если большинство
показателей колеблется в пределах от
0 до 1 балла, то это признак плохого
самопонимания или неоткровенности при
обследовании.

Социально-психологические
аспекты (лидерство, компромиссность и
т. д.) проявляются как акцентуированный
или дезадаптирующий стиль межлично­стного
поведения при высоких показателях
(более 4 баллов) по соседствую­щим
типологичесим свойствам.

При этом если по
шкале «ложь» (неискренность) набрано
более 4 баллов — данные недостоверны.
Если по шкале «аггравация» (подчеркивание
проблем) набрано более 4 баллов — черты
характера подчеркиваются, преувеличиваются.

В целом
детский вариант выявляет ту же
типологическую основу, что и взрос­лый
ИТО. Подробная интерпретация данных
детского индивидуально-типо­логического
опросника приводится в гл. V,
а регистрационный лист, ключи и психограмма
— в Приложениях 5, 6, 7, 8.

32

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИТДО (КЛЮЧ)

Индивидуально-типологический детский опросник

Автор: Собчик Л.Н.

 

Сокращенное название: ИТДО.

 

Назначение. В основе опросника лежит авторская теория ведущих тенденций. Методика представляет собой инструмент исследования индивидуально-типологических свойств, включает в себя 8 шкал оценки ведущих тенденций, 2 шкалы достоверности (ложь и аггравация), и состоит из 61 вопроса. Система оценки представлена в бальной шкале. Детский вариант используется в возрастном диапазоне от 10 до 15 лет. В процессе анализа результатов ответы испытуемого подсчитываются в соответствии с ключами. Методика включает в себя такие шкалы как: Ложь, Аггравация, Экстраверсия, Спонтанность, Агрессивность, Ригидность, Интроверсия, Сензитивность, Тревожность, Лабильность. Интерпретация результатов позволяет оценить 4 уровня: невыраженность тенденции (низкое самопонимание или неоткровенность при обследовании), норма, акцентуированные черты, дезадаптивный уровень. Также оцениваются избыточно выраженные тенденции, компенсированные полярными свойствами. Также методика позволяет оценить социально-психологические аспекты (Лидерство, Неконформность, Конфликтность, Индивидуализм, Зависимость, Конформность, Компромиссность, Коммуникативность), образуемые при высоких показателях по соседствующим типологическим свойствам. Подростки 15 лет и старше справляются с вариантом ИТО для взрослых.

Цель:оценка преобладающих индивидуально-личностных свойств (ведущих тенденций).

 

Разрабатывался Собчик Л.Н. с 1970 года, опубликован в 1995 г. как методическое руководство, а в 2003 г. — в виде книги «Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений». Методика прошла апробацию на 112 детях (53 мальчика и 69 девочек) 10-15-летнего возраста. Достоверность подтверждена корреляционным анализом. Методика используется судебными экспертами-психолога в процессе проведения комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз несовершеннолетних.

 

Инструкция к опроснику ИТДО

Прочитав каждое утверждение в бланке ответов поставь перед номером соответствующего утверждения:

«+», если «Верно» и ты согласен (согласна) с утверждением,

«-», если «Неверно» и ты не согласен (не согласна).

Прояви внимательность: если звучит отрицание, к примеру, «Я не люблю ходить в гости», то ответ «Согласен, не люблю» отмечает ся как «+» (верно). В то же время на утверждение «Мне не нравятся самоуверенные люди» следует ответить «-» (неверно), если тебе такие люди нравятся.

 

Опросник ИТДО

1. Я постараюсь отвечать на все вопросы очень правдиво и откровенно.

2. У меня очень плохой характер.

3. Я лучше делаю уроки дома, в одиночестве, чем в классе.

4. Я все делаю без посторонней помощи.

5. Я часто заговариваю первым (первой) с незнакомыми ребятами.

6. Мне ужасно не везет в жизни.

7. Если я чего-то захочу, то сделаю по-своему, даже если все вокруг будут против.

8. Я часто беспокоюсь, все ли я успел (успела) сделать, тревожусь по пустякам.

9. В моих неудачах виноваты определенные люди (ребята, родители, учителя).

10. Для меня важно иметь общее мнение с ребятами нашего класса.

11. Меня мало беспокоит все, что случается с другими.

12. Мне нравятся люди, которые умеют хорошо петь, танцевать.

13. Мне нет дела до чужих бед: хватает своих.

14. В шумной компании я только смотрю, как веселятся другие.

15. Мне всегда больно видеть, как кто-то переживает и мучается.

16. Я всегда говорю только правду.

17. Все мои беды — из-за моего плохого характера.

18. Я — самый несчастный человек на свете.

19. Я часто не знаю, как поступить, и советуюсь с другими.

20. Мне всегда приятно знакомиться с новыми людьми.

21. Я всегда действую без долгих раздумий.

22. Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнение, когда я уверен (уверена) в своей правоте.

23. Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода.

24. Я не терплю, когда кто-нибудь меняет заведенный мною порядок на моем столе, в моей комнате.

25. Я умею привлекать к себе внимание ребят и даже взрослых людей.

26. В жизни я твердо придерживаюсь определенных правил и принципов.

27. Я не люблю ходить в гости, где все шумят и веселятся.

28. Я очень чувствителен (чувствительна) к изменениям в настроении окружающих меня людей — дома и в школе.

29. Я могу заинтересовать ребят нашего двора или класса и повести их за собой.

30. Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом плачет или огорчается.

31. Я всегда делаю только то, что нравится другим.

32. Часто из-за меня у окружающих портится настроение.

33. Я лучше соображаю, когда я один (одна), а не в присутствии всего класса.

34. Я бы легко справился (справилась), если бы меня выбрали старостой класса.

35. Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить, стоя у доски.

36. Мнение старших (родителей или учителей) для меня всегда имеет большое значение.

37. Мне трудно заставить других ребят действовать так, как я считаю нужным.

38. Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие.

39. Я всегда бываю настойчив (настойчива), если уверен (уверена) в своей правоте.

40. Если в компании на меня не обращают внимания, мне становится скучно.

41. Никто не может изменить мое мнение.

42. Мне нравится играть с разными, каждый раз новыми, друзьями.

43. Я могу изменить свое мнение, если родители или учитель считают, что я не прав (не права).

44. В метро, в трамвае или в троллейбусе я с удовольствием могу поболтать с незнакомыми ребятами.

45. Я никогда не вру.

46. Я никогда не откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.

47. Я вечно всем недоволен (недовольна).

48. Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях, помечтать.

49. Я могу, не смущаясь дурачиться в веселой компании.

50. У меня не получится, если мне придется командовать другими.

51. Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела.

52. Мне не бывает стыдно или неловко за свои слова или поступки.

53. Мне часто приходилось в драке защищать свои права.

54. Я не стану огорчаться, если получу двойку или меня поймают на вранье.

55. Моё настроение во многом зависит от того, как ладят между собой родители.

56. Мне трудно добиться успеха, так как не хватает упорства и настойчивости.

57. Я всегда слушаюсь старших дома и в школе.

58. Моё грустное настроение легко исправляется, если я смотрю интересный фильм в кино или веселое представление по телевизору.

59. Меня совсем не волнуют неприятности в школе.

60. Мне часто бывает скучно, когда все вокруг веселятся.

61. Я всегда перехожу улицу в положенном месте.

БЛАНК ОТВЕТОВ ОПРОСНИКА

 

ФИО ________________________________________________________________________

Возраст _______________ Дата рождения __________________ Класс ________________

Прочитав каждое утверждение в бланке ответов поставь перед номером соответствующего утверждения:

«+», если «Верно» и ты согласен (согласна) с утверждением,

«-», если «Неверно» и ты не согласен (не согласна).

Прояви внимательность: если звучит отрицание, к примеру, «Я не люблю ходить в гости», то ответ «Согласен, не люблю» отмечает ся как «+» (верно). В то же время на утверждение «Мне не нравятся самоуверенные люди» следует ответить «-» (неверно), если тебе такие люди нравятся.

 

 

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИТДО (КЛЮЧ)

Значимые ответы:

 

L Ложь:

Верно — 16, 31, 45, 46, 57, 61.

 

F Аггравация:

Верно 2, 6, 17, 18, 32, 47.

 

I. Экстраверсия:

Верно — 12, 42, 44, 49.

Неверно — 14, 60.

 

II. Спонтанность:

Верно — 4, 21, 29, 34.

Неверно — 19, 50.

 

III. Агрессивность:

Верно — 7, 22, 51, 53.

Неверно — 36, 37.

 

IV. Ригидность:

Верно — 9, 24, 26, 39.

Неверно — 41, 56.

 

V. Интроверсия:

Верно — 3, 33, 35, 48.

Неверно — 5, 20.

 

VI. Сензитивность:

Верно — 15, 28, 43.

Неверно — 11, 13, 30.

 

VII. Тревожность:

Верно — 8, 23, 38.

Неверно — 52, 54, 59.

 

VIII. Эмотивность:

Верно — 10, 25, 40, 55, 58.

Неверно — 27.

 

Подсчет баллов и интерпретация полученных данных

 

Отмеченные на бланке ответы обсчитываются по приведенному выше Ключу. Полученные баллы по каждой из восьми шкал (суммируются ответы «+» и «-») откладываются на соответствующих радиусах. Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по восьми шкалам.

¾ Показатели в пределах нормы (3 балла) — гармоничная личность.

¾ Показатели, повышенные умеренно (4-5 баллов), — акцентуированные черты.

¾ Показатели, выраженные избыточно (6 баллов), — свойства, затрудняющие адаптацию, создающие проблемы для самого ребенка или для окружающих.

¾ Сильно выраженные тенденции, компенсированные полярными свойствами (то есть, антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта, если показатели выше 4 баллов. В связи с тем, что дети более эмоциональны, чем взрослые, у них чаще встречаются акцентуированные черты характера и даже целое созвездие акцентуированных черт. Важно обнаружить уравновешенность тех или иных черт полярными, противоположными характеристиками.

¾ Показатели от 0 до 1 балла указывают на плохое самопонимание или неоткровенность при тестировании.

 

Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т.д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4-х баллов) по шкалам соседствующих типологических свойств.

 

При этом:

¾ если по шкале лжи (неискренность) результат превышает 4 балла — данные недостоверны.

¾ если по шкале аггравации (подчеркивание проблем) результат превышает 4 балла — черты характера подчеркиваются, преувеличиваются.

 

Высокие показатели по шкале тревожности свидетельствуют о преобладании у ребенка таких черт характера, как нерешительность, повышенное чувство ответственности, внутренняя потребность в соответствии требованиям окружения (учителей, родителей, класса), мнительность, боязливость, склонность к необоснованным страхам. Ученики такого типа более старательны в выполнении заданий из страха получить плохую отметку, болезненно переживают упреки и наказания, сильно нервничают перед разного рода контрольными заданиями и экзаменами. Проявляют верность и преданность в дружбе, но на ролях ведомых. Они являются преданными проводниками морали старших родителей, преподавателей, любят пожаловаться на своих обидчиков, наябедничать. Такой тип чаще встречается среди девочек. Мальчики, принадлежащие этому типу, выглядят как «тихони», «приличные, воспитанные мальчики». При достаточно продуктивном интеллекте и те и другие могут в силу старательности систематически получать высокие оценки за успеваемость, нравятся учителям, на них не жалуются родители, но стереотипный стиль мышления и компромиссность в поведении не позволяют им совершать прорыв в какой либо сфере знаний и они всегда будут занимать ведомую позицию по отношению к сильным, неконформным личностям.

 

Высокие показатели по шкале агрессивности (4-5 баллов), напротив, говорят о выраженной уверенности в себе, стремлении к самоутверждению, двигательной активности и самостоятельности при низкой подчиняемости, а показатель, равный 6 баллам, указывает на избыточную активность, импульсивное поведение при низкой подчиняемости, на склонность к агрессивным поступкам и прогулам, небрежность в выполнении заданий, вплоть до злобных хулиганских действий. Такой тип больше характерен для мальчиков, особенно в неполных семьях. Среди них нередко встречаются ребята, которые не испытали в детстве настоящей родительской любви, тепла, доброты и заботы, привыкшие с раннего детства противопоставлять себя окружению, бороться за себя. Хотя они и доставляют самые большие трудности педагогическому составу, жесткие меры: исключение из школы, перевод в специальный класс или школу, плохие отметки не столько за знания, сколько за поведение — приведут лишь к еще большему ожесточению ребенка, и личностная деформация будет усугубляться, так как злом зло не исправить.

 

Высокие показатели по шкале экстраверсии указывают на избыточную общительность, мешающую целенаправленности действий, на повышенную отвлекаемость, болтливость; при избыточном количестве друзей и знакомых контакты остаются поверхностными, неглубокими (много знакомых мало настоящих друзей). Такие ученики лучше усваивают материал в игровом, диалоговом режиме, чем по учебникам. Они шаловливы, смешливы, однако достаточно реалистичны и предприимчивы. Могут соврать, чтобы выйти из трудного положения, прихвастнуть, чтобы повысить свою значимость в глазах окружающих.

 

Напротив, ребята с высокими показателями по шкале интроверсии отличаются молчаливостью, замкнутостью, отгороженностью. Они очень избирательны в выборе друзей, зато постоянны в своих привязанностях. Вдумчивы при изучении тех предметов, которые оцениваются ими как любимые. Материал усваивается ими лучше, когда они в одиночестве. Литература и гуманитарные предметы даются им лучше точных наук. Вербальный (словесный) интеллект чаще всего является преобладающим. Они не любят стоять у доски перед всем классом, что иногда мешает правильно оценить их знания. Окружающие могут воспринимать их как угрюмых и недружелюбных, хотя на деле они нередко страдают от грубости и жесткости других ребят, а замкнутость является их защитной реакцией. У них чаще всего есть свой мир мечтаний, их представление о жизни отличается непрактичностью, склонностью к идеализации. Те из них, кого отличает высокий интеллект, могут проявить незаурядные способности в силу высокой сосредоточенности и склонности к глубокому постижению интересующего их материала.

 

Высокие показатели по шкале спонтанности характерны для ребят с выраженной раскованностью, склонностью к свободному самоутверждению, стремящихся к лидерству или, по крайней мере, к независимости. Любые режимные рамки, стесняющие их свободу, вызывают противодействие и стремление к свободе. Это — наиболее непослушные дети, нарушающие все правила и общепринятые нормы поведения, скорее из духа противоречия, чем со зла. Все запретное их притягивает. Отсюда — ранний интерес к курению, алкоголю, наркотикам. В ситуации семейного или школьного конфликта дети данного типа склонны к уходу из дома, к бродяжничеству. Это самые злостные прогульщики и нарушители школьного режима. Учатся неровно, в основном опираются на богатую интуицию, умело пользуются подсказками, легко воспроизводя из маленькой детали целое. В школе это бич, но в дальнейшей жизни многие из них благодаря своей предприимчивости, изворотливости и смелости могут достичь небывалых успехов и гениальных открытий, и тогда учителям будет совестно за свою недальновидность. Плохие школьные оценки Альберта Эйнштейна уже вошли в историю. Возможно, сами по себе плохие оценки не являются признаком гениальности, но и хорошие — не критерий дальнейшей успешности.

 

Показатели по шкале сензитивностибывают высокими у ребят с выраженной впечатлительностью, чрезвычайно ранимых, обидчивых, склонных при неудачах давать депрессивные реакции. У них выражено стремление преувеличивать свою вину в случившемся. По отношению к одноклассникам они занимают ведомую позицию, не стремятся к лидерству, уютнее чувствуют себя под прикрытием более сильной личности в классе, ищут поддержки у преподавателей и родителей. В учебе ответственны и исполнительны, сверхтревожно реагируют на экзаменационную ситуацию, сверхболезненно относятся к низким оценкам. Они тяжело переживают грубость, неверность, обиды. При конфликтных ситуациях следует бояться проявления ими суицидальных тенденций и затяжных депрессивных реакций. В учебе они больше ориентированы на гуманитарные науки, им лучше даются литература и русский язык, их увлекает поэзия, лирика, но они часто не ладят с математикой и физикой. В любви и дружбе ребята такого типа проявляют значительное постоянство и преданность. Вдумчивый педагог таких ребят щадит, уповая на их ответственность и моральную устойчивость.

 

Высокие показатели по шкале эмотивности говорят о выраженной эмоциональной неустойчивости (лабильности, подвижности). Это дети, у которых легко меняется настроение: от избыточной веселости, болтливости, смешливости до резко пониженного настроения со слезами, с бурными реакциями огорчения, сопровождающимися вегетативными проявлениями (покраснение лица, головные и другие боли, учащение пульса, повышение температуры, обмороки, судорожные подергивания, тошнота и рвота). Это весьма впечатлительные дети с богатым воображением, со склонностью к фантазированию. Они любят быть в центре внимания, артистичны, охотно занимаются школьной самодеятельностью, поют, читают стихи, танцуют, играют в представлениях. В их поведении много подражательности, они легко входят в любые социальные роли. Основной рычаг педагогического воздействия — апелляция к их тщеславию. Ради похвалы они готовы на многое.

 

Высокие показатели по шкале ригидности характерны для ребят с выраженным упорством (если это касается достижения цели) и упрямством (если это проявляется в отстаивании своей точки зрения). Им чрезвычайно важен собственный статус — и с позиций главенства, власти, и с точки зрения материального благополучия. Они чрезвычайно ревнивы к чужой славе и богатству, ревнивы в дружбе и любви, агрессивны в отстаивании своих прав. В учебе постигают материал постепенно, иногда даже — слишком медленно, но, усвоив, удерживают его крепко, в ответах опираются на накопленный опыт; интуиции и воображения им не хватает, поэтому им трудно воспользоваться даже хорошей подсказкой. Для изучения материала таким ребятам нужна зубрежка. Благодаря хорошей усидчивости они могут добиваться неплохих успехов, а в связи с выраженной соревновательностью в характере могут бороться до последнего и побеждать. Такой тип личности часто встречается у хороших спортсменов, особенно в индивидуальных видах спорта. Из них также вырастают дисциплинированные и отважные воины. Из наук им лучше даются точные, конкретные знания. Они чужды поэзии и сентиментальности, а в драках проявляют жесткость, агрессивность.

 

Эта шкала вместе со шкалами спонтанности и экстраверсии формирует «сильный» (гипертимный) тип поведения с наиболее четко выраженными типологическими свойствами, в то время как шкала сензитивности (чувствительность, ориентация на авторитет более сильной личности, конформность, черты зависимости), вместе со шкалами интроверсии и тревожности, формирует атрибутику типологически «слабой» (гипотимной) конституциональной структуры. Нижняя часть круга включает в себя те типологические свойства, которые проявляются как более выраженная ориентация не на средовое воздействие, а на собственные субъективно обусловленные установки (гомономность). Напротив, верхняя его часть представляет типологические тенденции, указывающие на подвластность ребенка воздействию среды (гетерономность).

Следует иметь в виду, что не так уж часто встречается единственный пик по одной из шкал, определяющей какой-либо один тип личности. Гораздо чаще можно наблюдать разные сочетания, мозаику характерологических черт.

Противопоставляемые друг другу типологические свойства ригидности (IV) и эмотивности (VIII) формируют два полярных типа, представляющие собой смешанные варианты по отношению к чисто гипертимному и чисто гипотимному поведению. Один из них — ригидный — характеризуется сочетанием субъективизма интроверта с инертностью (тугоподвижно- стью) установок и настойчивостью личности, склонной к педантизму и настороженной подозрительности. Другой — эмотивный — отличается изменчивостью настроения, мотивационной неустойчивостью, повышенной лабильностью, чертами демонстративности (личность, ищущая признания).

Если упрощенно, не дифференцированно описать зависимость типа личности от пола ребенка, то девочки чаще относятся к гипотимному гетерономному сензитивному и эмотивному типу, а мальчики — к гипертимному гомономному спонтанному и ригидному. Но это лишь теоретически верно, так как в жизни нередко встречаются смешанные и парадоксальные сочетания типологических свойств. Кроме того, очень многое зависит от воспитания. При правильном воспитании природные качества уважаются и из медлительного ребенка или «мямлика» не пытаются сделать быстрого, «шустрика» (и наоборот). Правильное воспитание позволяет ребенку развиваться достаточно свободно в русле его темперамента, лишь приучая его контролировать слабые черты своего характера и компенсировать их за счет сильных. Надо прощать ребенку многое, что связано с естественными возрастными проявлениями (отвлекаемость, подвижность, разговорчивость, импульсивность), и опираться на те качества, которые у взрослого человека е всего атрофируются: на подражательность, способность к интуитивному постижению, богатую фантазию и образность мышления.

 







Читайте также:

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Читайте также:

Деталирование сборочного чертежа

Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей?

Собственные движения и пространственные скорости звезд

Тема 11. Банковские риски и способы их оценки

Опросник «Активность повседневной жизни» /p>

Интересно:

Как устроена магнитная головка

Роль коммуникаций в менеджменте. Виды коммуникаций

Что такое метод «Елочки»?

История возникновения народной куклы

Обратная связь

Лесси, Старый крикун и другие

Есть книги, которые уходят корнями в нашу коллективную память, охватывая десятилетия или столетия, и снова и снова любимы целым новым поколением детей. Эти 13 классических историй (перечисленных в хронологическом порядке) о собаках и людях, которые заботятся о них, могут положить начало любви к собакам у самых маленьких в вашей жизни.

Мы составили список книг, которые помогут вам и вашему ребенку прочитать и о собаках. Заставить вашего ребенка читать собаке никогда не было так просто, как сейчас, с программой и приложением AKC B.A.R.K (Be a Reading Kid).

В рамках этой программы дети могут читать книги знакомой собаке, например, своей собаке, собаке друга или соседа. Если они не знают собаку, которой они могут читать, AKC предоставит базу данных послов собак, которые готовы добровольно предоставить свою собаку. Родитель или опекун поможет ребенку записывать часы, которые он читает на веб-сайте AKC.

Дети будут получать поощрения в зависимости от количества часов чтения. Владельцы собак также смогут регистрировать количество часов, в течение которых их собаки были прочитаны, и они будут признаны сертификатом.

«Зов предков», Джек Лондон

Хотя эта классика была написана для взрослых, впервые опубликованная в 1903 году, она стала неотъемлемой частью школьных списков для чтения. Действие происходит в 1890-х годах, во время Клондайкской золотой лихорадки, и рассказывает историю Бака, собаки, украденной у его семьи и проданной как ездовая собака. Суровые условия Аляски вынуждают Бака бороться за выживание, поэтому он постепенно избавляется от приручения и возвращается в дикое состояние. Лондон провел около года на Юконе, что придает «Зову предков» и другой его классической книге о собаках «Белый клык» непосредственность и достоверность, которые делают их вечными.

Купить здесь.

«Парень: Пес», Альберт Пейсон Терхьюн

До появления Лесси был еще один героический колли по имени Парень. Альберт Пейсон Терхьюн, хорошо известный своими классическими рассказами о собаках, написал роман в 1919 году. Выдуманная собака была основана на реальной жизни, жесткой колли, принадлежавшей семье писателя. «Чистокровный телом и душой», Лад защищает и защищает свой народ и других представителей своего вида, часто рискуя собственной жизнью.

Купить здесь.

«Лесси, вернись домой», Эрик Найт

Впервые мир встретил жесткошерстную колли Лесси в 1938 году в статье, опубликованной в «Saturday Evening Post». Позже Найт расширил его до романа и породил классику. Это стало отправной точкой для многих будущих историй о вызове, любви и верности между собакой и ее человеческой семьей. Интересный факт: дефис в названии относится к фразе «собака, возвращающаяся домой», то есть собака, которая убегает и возвращается к своему первоначальному владельцу, независимо от того, сколько раз ее продали или как далеко ее увезли.

Купить здесь.

«Маленький щеночек», Джанет Себринг Лоури

Люди определенного возраста выросли на Маленьких Золотых Книгах, как этот. Опубликованная в 1942 году, она рассказывает историю любопытного щенка и мира, который он открывает во время своих приключений. Написанный для самых маленьких детей, «The Poky Little Puppy» был продан тиражом почти 15 миллионов копий, и его популярность сохраняется по сей день.

Купить здесь.

«Большой красный», Джим Кьелгард

Кьельгаард написал более 40 книг, многие из которых о собаках, и «Большой красный» был его первым произведением, посвященным ирландскому сеттеру. Сочетание отношений между мальчиком и собакой и ярких пейзажей пленило детей с момента публикации книги в 1945 году.

Купить здесь.

«Старый крикун», Фред Гипсон

История, опубликованная в 1956 году, происходит в 1860-х годах и сосредоточена на желтой собаке, взятой молодым Трэвисом Коутсом на ранчо его семьи в Техасе. Собака снова и снова доказывает свою ценность, спасая членов семьи от всех мыслимых опасностей. Как и многие детские книги, «Старый крикун» больше о круговороте жизни и уроках, которые мы извлекаем на этом пути.

Купить здесь.

«101 далматинец» Доди Смит

До любимого фильма была книга, впервые изданная в 1956 году. щенки и страшная Круэлла де Виль могут с удовольствием перечитывать ее снова и снова.

Купить здесь.

«Невероятное путешествие», Шейла Бёрнфорд

В основе этой книги автора лежат наблюдения за отношениями между ее собственными питомцами: бультерьером, сиамской кошкой и лабрадором-ретривером. Возможно, именно это делает связь между вымышленными персонажами такой правдоподобной и трогательной. Опубликовано в 1961 и адаптированная для диснеевского фильма «Дорога домой», эта книга до сих пор пользуется неизменной популярностью.

Купить здесь.

«Где растет красный папоротник», Уилсон Ролз

Опубликованная в 1961 году книга «Где растет красный папоротник», в которой фигурируют один мальчик и две рыжие кунхаунды, присоединяется к списку классических произведений, переданных на протяжении десятилетий. Его дважды экранизировали, и роман часто можно найти в школьных списках для чтения.

Купить здесь.

«Призрачная платная будка», Нортон Джастер

Это забавное аллегорическое фэнтези о мальчике по имени Майло и огромной говорящей собаке восхищает как детей, так и взрослых с момента публикации в 1961 году. адаптация была в работе.

Купить здесь.

«Иди, Пес. Вперёд!» П.Д. Eastman

Эта любимая книга 1961 года, содержащая мультфильмы и простой язык, часто используется для обучения детей чтению. Это часть серии книг для начинающих, которую начал Теодор Сьюз Гейзель (он же доктор Сьюз).

Купить здесь.

«Большой рыжий пес Клиффорд», Норман Бридвелл

Клиффорд и его приятельница Эмили Элизабет десятилетиями поражали юных читателей своими общими приключениями. Первая книга с изображением популярной собаки дебютировала в 1963 году и подняла Scholastic до уровня ведущего издательства. Фактически, Клиффорд является официальным талисманом Scholastic.

Купить здесь.

Кейт ДиКамилло «Из-за Винн-Дикси»

Некоторые книги мгновенно становятся классикой, как, например, эта трогательная книга, опубликованная в 2000 году. История рассказывает о молодой девушке и неряшливой собаке, которую она усыновила, исследуя такие темы, как дружба, исцеление, и сила сообщества. В 2001 году он получил медаль Ньюбери, а в 2005 году по нему был снят художественный фильм.0003

Купить здесь.

Запись часов

Пока ваш ребенок читает в рамках B.A.R.K. программу, не забудьте записать их часы! Вас ждет множество наград и призов, а также радость от проведения времени с собакой-компаньоном.

Dog Science Unleashed

В книге Nat Geo Kids Dog Science Unleashed вы найдете 22 безопасных и дружелюбных к собакам занятия, которыми вы сможете наслаждаться вместе со своим питомцем, и узнать, что заставляет Fido тикать. Раскройте секреты того, как ваш питомец двигается, пьет, согревается, моется, охлаждается и многое другое. Попробуйте несколько упражнений из книги!

ПРАВША ИЛИ ЛЕВША?

Не только люди предпочитают одну руку другой! Собаки могут быть левшами, точнее, леволапыми. С помощью этих двух действий вы можете узнать, является ли ваша собака правшой или левшой.

Подсчитайте, сколько раз ваша собака использовала каждую лапу в тестах. Он чаще отдавал предпочтение одной лапе?

Фотография Мэтью Ракола

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

ТЕСТ НА ПРЕДПОЧТЕНИЕ ЛАПЫ 1

Наклейте небольшой кусочек малярной ленты на кончик носа собаки прямо по центру. Запишите, сколько раз он использует каждую лапу, когда убирает ее.

ТЕСТ НА ПРЕДПОЧТЕНИЕ 2

Найдите предмет мебели с низким краем, например диван или книжную полку. Он должен быть достаточно низким, чтобы ваша собака не могла просунуть голову, но с достаточным пространством для лапы. Покажите собаке лакомство, а затем засуньте его под мебель. Запишите, сколько раз он использует каждую лапу, чтобы попытаться достать лакомство.

Около одной трети собак праволапые, одна треть леволапые, а у одной трети, похоже, нет предпочтений. Таким образом, какими бы ни были ваши результаты, ваша собака в хорошей компании. Мозг собаки (и человека!) имеет две стороны, называемые полушариями. Эти полушария демонстрируют странную инверсию: части тела на правой стороне тела, такие как правые лапы собаки, правые ноги и правый глаз, контролируются левым полушарием ее мозга. Части тела на левой стороне тела контролируются правым полушарием мозга. Если ваша собака предпочитает свою правую лапу, она использует свое левое полушарие. Если он предпочитает свою левую лапу, можно сказать, что он в своем «здравом уме».

НАЙДИТЕ ЛЮБИМЫЙ ЗАПАХ СВОЕЙ СОБАКИ

Фотография Мэтью Ракола

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Ни для кого не секрет, что собакам нравятся запахи, которые заставляют людей говорить П.У.! Ваш щенок может любить находить самый вонючий угол двора и кататься, кататься, кататься. Или он может забраться в мусор и распространять вонь повсюду. Когда эти химические вещества с неприятным запахом попадают в нос вашей собаки, они путешествуют по воздуху, пока не попадут в рецептор запаха. Этот рецептор уведомляет мозг, и мозг пытается распознать запах — как в игре на совпадение. У людей около пяти миллионов обонятельных рецепторов, а у собак их до 300 миллионов!

Попробуйте это задание, чтобы найти запахи, которые порадуют эти рецепторы.

SUPER SNIFFER

Когда собака улавливает запах чего-то нового, она вдыхает запах в удивительную нюхательную машину. В его носу есть специальный карман, называемый обонятельным углублением, который отделен от остальной части его носа тонкой костью. Он может хранить воздух в этом углублении, продолжая нормально вдыхать и выдыхать, что дает его мозгу больше времени для интерпретации запаха. А если он захочет еще того же запаха? Внимательно посмотрите на его нос. У него две большие ноздри с прорезями по бокам. Воздух проходит в круглом сечении и выходит через прорези. Таким образом, выдыхаемый воздух не мешает входящим запахам.

  • молоток и гвоздь
  • 4 одинаковых пластиковых контейнера с крышками
  • 4 необычных запаха (некоторые идеи: мятная жидкость для полоскания рта, вустерширский соус, имбирь или другая острая приправа, грязный носок или игрушка, которую использовала собака друга)

Шаг 1

Попросите взрослого помочь вам пробить молотком и гвоздем 10 отверстий в верхней части каждого пластикового контейнера.

Шаг 2

Поместите немного каждого аромата в отдельный пластиковый контейнер и закройте его крышкой. Встряхните, чтобы распространился запах.

Шаг 3

Когда ваша собака не в комнате, поставьте контейнеры в ряд на расстоянии нескольких дюймов друг от друга.

Этап 4

Впустите собаку в комнату. Запишите, сколько времени он проводит с каждым контейнером более одной минуты. Больше всего времени он проведет с ароматом, который ему наиболее интересен.

Задания, описанные в этой книге, предназначены для развлечения как детей, так и их питомцев. Как и люди, домашние животные любят новые испытания! Пожалуйста, ознакомьтесь с этими рекомендациями вместе с вашим ребенком, чтобы убедиться, что пушистый друг, участвующий в акции, чувствует себя в безопасности, ему комфортно и весело.

— Выполняйте эти действия только с домашним животным, которое хорошо знает вашего ребенка и чувствует себя комфортно рядом с ним.
— Следите за признаками того, что питомец недоволен. Если какое-либо из этих действий вызывает у питомца дискомфорт или расстраивает его, немедленно прекратите.
—Даже питомцу, который занимается любимым делом, нужен перерыв. Убедитесь, что у питомца есть доступ к воде во время этих действий, и если он хочет остановиться, позвольте ему.
—Если ваш питомец находится на специальной диете, проконсультируйтесь с ветеринаром, прежде чем давать ему лакомства. Всегда консультируйтесь с владельцем питомца, прежде чем давать ему что-либо.
— Уберите, когда закончите, чтобы ваш питомец случайно не съел остатки материалов.
— Если вы решите изменить занятие или попробовать новую версию, убедитесь, что новый план безопасен как для вашего ребенка, так и для питомца.

ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: Различные этапы некоторых действий, описанных в этой книге, сопряжены с потенциальным риском травм, повреждения имущества и других опасностей, связанных с использованием огня, острых предметов и/или других материалов.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *