Разное

Границы в психотерапии: Границы в терапии //Психологическая газета

Содержание

Личные границы в психотерапии

В 20-х годах XX столетия был такой психоаналитик, ученик Фрейда, которого звали Шандор Ференци. Он считал, что секс психотерапевта с пациентками улучшает результаты психотерапевтического процесса. Были и другие ученые, которые считали, что можно нарушить границы психотерапии для лучшего результата, но в действительности, оказалось, что все это чушь. Нарушение личных границ между терапевтом и пациентом не увеличивают шансы на позитивный результат, а в корне убивают все, чего удалось достичь в процессе психотерапии.


Как выстраиваются границы между психотерапевтом и пациентом?

Психотерапия всегда начинается с выстраивания границ. В норме специалист сам должен озвучить границы терапии, начиная с того, сколько она стоит, сколько длится сеанс, и сколько предположительно будет длиться весь процесс. Самый яркий пример выстраивания границ – когда психотерапевт объясняет, как именно будет проходить терапия и что будет происходить на сеансах. Представьте, что родители приходят к психотерапевту, чтобы решить проблемы своего ребенка. В ходе сеансов всплывают проблемы, существующие в паре, и родители пытаются втянуть психотерапевта в выяснения отношений друг с другом. Задача опытного терапевта напомнить пациентам о границах психотерапии или выстроить их заново. Например, сказать, что сессии должны быть посвящены разговорам о ребенке, а не решению проблем родителей.


Пациент всегда проверяет границы психотерапевта, и это нормально, что он пытается их нарушить.

Естественно, пациенты могут вытянуть психотерапевта из этих границ. Они могут начать говорить о том, что проблемы в межличностном общении напрямую связаны с проблемами ребенка. Терапевту важно оставаться непреклонным и сказать, что если родители желают решать свои проблемы, например, сексуальные, то они могут обратиться к терапевту, который специализируется именно на этом направлении работы.


Читайте также

Мифы о психотерапии  


Пациент всегда проверяет границы психотерапевта, и это нормально, что он пытается их нарушить. Задача психотерапевта – эти границы удержать. Но есть довольно безобидные вещи, которые могут присутствовать в рамках психотерапии в ограниченном количестве. Например, совершенно нормально в начале или посреди сеанса очень коротко поговорить на отвлеченную тему – обсудить погоду или курс доллара. Это может быть прекрасной передышкой между морально тяжелыми частями сессии. Однако не стоит увлекаться такими разговорами и весь сеанс говорить об отвлеченных вещах.

Пациенты с какими расстройствами чаще всего нарушают личные границы во время психотерапии?

В основном нарушают границы пациенты с психопатией и расстройствами личности. Например, нередки случаи, когда пациентки, страдающие пограничным расстройством личности, приходят на терапию без нижнего белья. Так они пытаются соблазнить психотерапевта, ведь они умеют общаться и выстраивать длительные отношения с людьми, используя только свое тело. Задача опытного психотерапевта – прервать подобное поведение. Например, сказать такой пациентке, что им необходимо встретиться в следующий раз, когда она будет полностью одета, а за данную встречу ей придется заплатить.


Даже в закрытом отделении психиатрической больницы психотерапевты стараются лишний раз не прикасаться к пациентам без необходимости.

Личные границы с психотерапевтом нарушают те, кто в обычной жизни привык нарушать границы других людей. Чтобы так себя вести, совсем необязательно страдать каким-то психическим расстройством.

Можно ли психотерапевту прикасаться к пациенту?

Психотерапия, которая проходит в частном кабинете или в клинике, не предполагает, что пациент может находиться в настолько тяжелом состоянии, что на него потребуется оказывать влияние при помощи физического контакта. Даже в закрытом отделении психиатрической больницы психотерапевты стараются лишний раз не прикасаться к пациентам без необходимости.


С детьми в этом плане гораздо проще. Например, совершенно нормально взять маленького пациента за руку для коррекции его поведения. Например, если ребенок проходит лечение синдрома Туррета, психотерапевт может во время сессий останавливать его движения рукой, сдерживать его. Ребенок заранее понимает, что терапевт будет к нему прикасаться.


Читайте также

Психическая норма и патология  

Как заново выстроить границы психотерапии, если они были нарушены?

Бывает так, что терапевт не сразу осознает свою ошибку в нарушении личных границ с пациентом. Например, психотерапевт дает пациенту для особых случаев свой личный номер телефона и пациент начинает звонить ему по ночам и просить его проконсультировать по какому-то вопросу. После этого опытный психотерапевт спохватывается и понимает, что совершил ошибку. Он может деликатно донести до пациента, что не должен был давать ему свой телефон и попросить пациента больше ему не звонить. После этого пациент может потерять доверие к терапевту, поэтому очень важно показать пациенту границы терапии: “то, что я перестану отвечать вам в 2 часа ночи вовсе не значит, что я перестану вам помогать и заботиться о вас”. В терапевтической практике такие случаи не редкость, и для специалиста очень важно вовремя замечать свои ошибки и возвращать пациента на рельсы психотерапии.

Как личные проблемы психотерапевта могут повлиять на его пациентов?

Опытный психотерапевт умеет оставлять свои личные проблемы за дверью терапевтического кабинета. Есть множество квалифицированных специалистов, которые прекрасно устанавливают и удерживают границы терапии, имея полный раздрай в личной жизни. Их проблемы дома и в семье никак не отражаются на их пациентах. Когда студенты и начинающие психотерапевты приходят на супервизию, они в первую очередь учатся диссоциации – дистанцироваться от внутренних переживаний и эмоций и в любой ситуации оставаться профессионалами.









  • Заболевания и расстройства

Поделиться:

Правила и границы в психотерапии.

Пропуски и опоздания

Частота и время встреч

Правила и границы в психотерапии — одна из важнейших составляющих работы. Мой опыт позволяет сказать о том, что наиболее эффективный режим встреч – 2-3 раза в неделю. Очно можно встречаться в будние дни, с 9 утра до 20 вечера. По видеосвязи (вайбер, вотсап, скайп) – и в будни и в выходные. Но, время для онлайн консультирования, как правило, раннее утро или поздний вечер. Что касается выбора времени встреч, здесь все зависит от того, как будет удобно для клиента и психотерапевта.

Существует точка зрения, что встречи 2-3 раза в неделю, вдвое эффективнее, чем один раз в 7 дней. Здесь, могу поделиться своим наблюдением. Нередко было так, что психологический процесс во время встречи словно разогревается и движется по инерции, как автомобиль на скорости. Если прекратить встречи больше, чем на неделю, тогда движение почти останавливается, нет инерционной силы. Если встречаться два раза в 7 дней, тогда инерция сохраняется. В таком случае, нет нужды затрачивать дополнительные усилия для восстановления настроя на работу, для разогрева и разгона.

Регулярность

Для того, чтобы научиться чему-либо, будь то чтение или работа на сложном станке, нужно регулярно прилагать усилия к обучению. Если мы сегодня позанимались, а потом сделали перерыв на 2 недели, то через 2 недели Вам приходится начинать обучение практически с ноля.

Также, происходит и в психотерапии. Это процесс, который требует постоянных вложений – времени, сознательных усилий, денег. Когда контакт между клиентом и терапевтом установлен, движение есть. Очень важно поддерживать постоянный ритм. Это как на велосипеде. Вы балансируете, пока крутите педали. Перестали крутить → остановились → потеряли баланс. Чтобы прийти к результату, нужно двигаться регулярно в течении определенного времени.

Поэтому, следует соблюдать ряд правил, которые касаются отмены и переноса консультаций. Универсальных пока еще не придумали. Так что каждый психолог использует в практической работе свои правила.

У меня они такие:

  1. Консультация проходит в оговоренные дни, в установленные часы. Перенести встречу возможно только в особом случае.
  2. Отменяют или переносят встречу заранее, не менее чем за 24 часа до момента встречи. В таком случае, она не оплачивается. Если это делаю я, сообщаю как можно быстрее. Когда у клиента нет возможности прибыть, тогда он говорит об этом также, как можно быстрее.
  3. Если, всё же, есть необходимость отменить встречу позднее (менее чем за 24 часа), пропущенная встреча оплачивается.
  4. Когда Вы опаздываете, время встречи я не продлеваю. Мы заканчиваем в то же время, что и должны были. Если же Вы пришли заранее, то я прошу Вас подождать на улице. И мы начинаем в оговоренное время.

Длительность встреч

Как правило, встреча длится не более пятидесяти минут. В этот временной промежуток включены приход, уход, переодевание и так далее. Фактически, пятьдесят минут начинаются с того момента, когда клиент нажимает звонок на двери. И оканчиваются, когда он вышел за пределы кабинета.

Полное соблюдение таких временных границ — не просто правила социального этикета, принятые в обществе. Если рассмотреть их в контексте психологической работы, то такие временные границы являются важной составляющей комфортного пространства. Каждый клиент чувствует себя безопасно и может раскрыть психические переживания как перед собой, так и перед психотерапевтом.

Казалось бы, это не такой уж и важный компонент, как выдерживание временной границы. Если пара минут еще вполне допустимая погрешность, то 4 минуты и больше являются отклонением от установленного времени. Когда клиент приезжает на мой сеанс на пару минут ранее, чем оговорено, ему приходится подождать. Так как консультация не началась, и нужно сохранить временные границы. Если вдруг клиент опаздывает, в этом факте имеется содержательный компонент. Он свидетельствующий о том, что в процессе консультации есть какие-то трудности. Это обязательно нужно проговорить с клиентом, чтобы процесс не прерывался и был полезен.

Пропуски и опоздания

Каждое опоздание анализируется и обсуждается. Если встреча пропущена, она, в обязательном порядке, оплачивается (если это не было оговорено заблаговременно). Может возникнуть вполне закономерный вопрос. А что, разве не могут вмешаться непредвиденные обстоятельства? Наподобие пробок, болезни, прочих случайностей? Разве клиент будет нести на себе бремя вины, если вдруг ему пришлось застрять в пробке на дороге? Или ему неожиданно стало плохо перед встречей и так далее?

Нет вины ни одной из сторон

Возможно такие причины являются уважительными для клиента, чтобы принести извинения за то, что он опоздал или не получилось прибыть на встречу?

Когда Вы оплачиваете время психотерапевта, у Вас есть право распорядиться им, как посчитаете необходимым. Со стороны специалиста, он обязан рассмотреть такое событие, как часть терапевтического процесса. И обязан соотнести его с другими событиями вашей жизни.

Вот почему, оплата пропущенных встреч и соблюдение временных границ вовсе не являются способом наказания, или местью, а также алчностью психолога. Если психотерапевт обсуждает с вами опоздание или приход заранее, нельзя считать это его придирчивостью и занудством, как может показаться вначале. В привычной деятельности и отношениях это может стать катализатором непонимания или ответного негативного действия. Но, в психотерапевтическом процессе все имеет иное содержание.

Обсуждение малейших отклонений от заранее установленных границ можно считать содержательным моментом, важной частью деятельности психотерапевта. Это шанс дать проявиться неосознанным переживаниям и мыслям. Шанс использовать повод для беседы, на которую ранее вы не решались. Такой возможностью нужно обязательно воспользоваться!

Опытный психотерапевт никогда не будет заниматься порицанием клиента за то, что тот пропустил встречу или опоздал на нее. Профессионал не будет выражать негодование или заниматься фантазированием. Для него это важный факт, и его необходимо осознать и обязательно обсудить. Дело в том, что опоздание на встречу является наиболее легким и почти не осознаваемым методом придержать некоторые переживания, скрытые размышления.

Нам бывает очень трудно признаться в том, что мы не хотим рассказать о волнующих, неприятных переживаниях и размышлениях. Мы стараемся не допустить этого, не хотим потратить зря энергию на фоне каких-то переживаний, которые обессиливают нас.

Понятно, что общение на эту тему не будет представлять собой обвинения и оправдания, как это бывает в производственной сфере или в школе. Нарушение временных границ вполне может оказаться поводом для того, чтобы раскрыть нечто в своей психике. И это может помочь в решении основных психических трудностей.

Оплата пропущенной встречи

Если продолжить логику мысли, тогда становится ясно, по какой причине пропущенная встреча должна быть оплачена, если не предупредили за день и более. Если вас нет тогда, когда должна быть консультация с психотерапевтом, то несмотря на это, работа и отношения все равно продолжаются.

У длительной психотерапии есть свои особенности. Одна из них – в ней присутствуют отношения между специалистом и клиентом. Речь не идет о деловых или дружеских отношениях, в этом случае – это обычные отношения между людьми. Если вдруг вы не приехали на встречу или по какой-то причине опоздали, психолог все равно работает с вами. Просто происходит это в заочном режиме.

Если вы сообщили о том, что пропустите встречу, тогда и вы и психотерапевт будете иметь время на то, чтобы воспользоваться этой паузой. И сохраните во встрече образное участие. Если вдруг процесс неожиданно прерывается, тогда контакт нарушается. И чтобы его восстановить, приходится потратить достаточно много сил и времени. Это явно не идет на пользу всему психотерапевтическому процессу. И может полностью нивелировать ранее полученные результаты.

Понятно, что могут появиться разнообразные предположения о смысле оплаты пропущенных консультаций. От забавных и до агрессивных. К примеру, что вынуждены давать деньги психологу, чтобы он не испытывал трудностей, когда вас нет. Или о том, что он очень жадный и не способен справиться со своей жадностью. Если у вас есть такие фантазии, то это очень хорошо. Значит, процесс продолжается, контакт сохранен. Можете поделиться своими фантазиями с психологом. Это поможет усилить эффективность психотерапевтической сессии.

Цена встречи

Финансы в психотерапевтической сессии являются средством, которое дает возможность удержать значимые моменты в отношениях с клиентом. Исходя из этого, консультации и работа с психотерапевтом или практическим психологом не может считаться продуктивной, если она бесплатная.

Даже если человек не имеет хорошего дохода, и он будет оплачивать небольшую сумму, все равно она должна быть значимой для его жизни. Это касается и богатых клиентов. Они тоже должны оплачивать ту сумму, которая соответствует их образу жизни. В противном случае, эффективность психотерапевтической сессии будет минимальна.

Невозможно вычислить универсальную формулу, по которой рассчитывалась бы идеальная стоимость терапии. Ведь каждая ситуация уникальная. Цена одной встречи создается рынком. Он решает, какая она будет в тот или иной временной промежуток. Формируется средняя стоимость на основе существующего спроса и предложения, сравнения с другими работающими психологами и т.д.

Если психолог-консультант или психотерапевт еще не обладает значительным опытом работы, тогда он скорее всего запросит небольшую сумму. А вот именитые специалисты сами решают, какую цену указать. Самое интересное, что цена не скажет клиенту ничего о том, подойдет ли ему психотерапевт, психолог, или нет. Что же делать? Рекомендую вам положиться на свой разум и финансовые возможности. Можете поговорить с психологом на эту тему, расскажите ему про свою ситуацию, и постарайтесь согласовать ту стоимость, которая устроит вас и его. Вы можете узнать актуальную стоимость и моей работы.

Здесь можно применить фразу «Торг уместен», в определенном смысле конечно. Понятно, что это не торги на рынке, когда одному хочется больше получить, а другому больше сэкономить. Для клиента цена не должна быть неподъемной или быть слишком символичной, чтобы не обесценить труд психолога. В общем, важно соблюсти баланс обеим сторонам, чтобы психотерапевтический процесс не был отягощен финансовой составляющей.

Изменение цены

Желательно оставить цену работы, пока она продолжается. Так поддерживается атмосфера надежности всего процесса терапии. Но бывают ситуации, когда психолог вынужден поменять цену часа. Как правило, это происходит по просьбе клиента.

Случаются ситуации, когда у него бывают неприятности в жизни или на рабочем месте, поэтому он вынужден сообщить о том, что хотел бы снизить стоимость.

В подобном случае рекомендуется работу не прекращать, а совместно обсудить возможное понижение стоимости. К примеру, до того момента, пока клиент не сможет найти себе другое рабочее место. Можно прервать процесс терапии, хотя это и нежелательно. Считаю, что выгоднее понизить цену сеансов терапии, чем прерываться, если это возможно в каждом конкретном случае.

Бывают ситуации, когда клиент сообщает о том, что готов увеличить цену. Поскольку низкая стоимость не соответствует тому, насколько значима для него такая работа. Цена может повыситься и без особых на то причин. К примеру, у меня были случаи, когда приходилось повысить цену, так как подскочила арендная плата за кабинет или выросли инфляционные индексы. Хочу особо подчеркнуть, что ценой не стоит постоянно манипулировать без веских на то обоснований. Иначе это вполне может привести к тому, что процесс психотерапии окажется заложником финансовой составляющей.

Если повышение все-таки состоится, тогда я привязываю ее к определенным символическим моментам. К примеру, это может быть календарный праздник, новый сезон деятельности и так далее. Так клиенту легче воспринимать подобное нововведение. Хочу отметить, что в любой ситуации, когда происходит изменение цены процесса психотерапии, все обязательно обсуждается. Ведь оплата является такой же важной частью процесса терапии, как и остальные его компоненты.

Экспертное руководство по важности терапевтических границ

Выберите специализациюВсе программы—————— Консультирование: AllКонсультирование: Клиническое консультирование по вопросам психического здоровьяКонсультирование: Судебно-медицинское консультированиеКонсультирование: Брак и семейная терапияКонсультирование: РеабилитацияКонсультирование: Школьное консультированиеКонсультирование: Злоупотребление психоактивными веществами и зависимость——————Прикладной анализ поведенияСемья и развитие человекаПсихология и поведение ЗдравоохранениеСоциальная работа

Выберите свой уровень образованияДиплом средней школыSome CollegeAssociate DegreeСтепень бакалавраМагистратураДокторская степень

Select Your State– Outside of U. S.AlabamaAlaskaArizonaArkansasCaliforniaColoradoConnecticutDelawareDistrict of ColumbiaFloridaGeorgiaHawaiiIdahoIllinoisIndianaIowaKansasKentuckyLouisianaMaineMarylandMassachusettsMichiganMinnesotaMississippiMissouriMontanaNebraskaNevadaNew HampshireNew JerseyNew MexicoNew YorkNorth CarolinaNorth DakotaOhioOklahomaOregonPennsylvaniaPuerto RicoRhode IslandSouth CarolinaSouth DakotaTennesseeTexasUtahVermontVirginiaWashingtonWest VirginiaWisconsinWyoming

Консультанты учат своих клиентов тому, что такое здоровое взаимодействие, используя терапевтические границы. Границы — это невидимые пределы, которые информируют вашего клиента о том, что является нормальным поведением в процессе лечения. Это включает в себя поведение внутри и вне сеанса терапии.

Терапевтические границы создают безопасность и защиту для вашего клиента, поскольку он или она узнает, чего ожидать от консультанта на каждом сеансе. Консультант несет ответственность за создание и поддержание этих профессиональных отношений.

Границы начинаются при первой встрече с вашим клиентом и сохраняются на протяжении всего процесса консультирования. Роль консультанта состоит в том, чтобы четко объяснить, что происходит и почему, при этом информируя клиента на протяжении всего процесса лечения.

При приеме или оценке специалисты-консультанты обсуждают ограничения и определение конфиденциальности, форму согласия на лечение, HIPPA (включая разглашение информации) и соглашение между клиентом и терапевтом, в котором излагаются параметры терапии.

Используйте это начальное время, чтобы уточнить ожидания. Консультант лечит клиента от представленных симптомов в соответствии с его или ее планом лечения. Клиенты часто ожидают, что их первая сессия будет временем, когда они расскажут о своих проблемах. Важно проинформировать вашего клиента при назначении первоначальной встречи, чего ожидать от этой первой сессии и чем она будет отличаться от ваших последующих сессий.

Другой важной границей, которую следует учитывать, является ваша конкретная терапевтическая ориентация, компетентность и стиль лечения. Если вы не имеете квалификации для лечения клиента, необходимо предоставить направление к другому консультанту.

Границы и эффективное установление ограничений помогают расширять возможности и защищать клиентов, обучая и укрепляя навыки, необходимые им для того, чтобы стать здоровыми. Ограничения укрепляют уважение и вовлеченность клиентов. Даже если клиент не согласен с границей, со временем он будет уважать вас и доверять вам. Ограничения хороши для клиента, потому что защищают его от неравенства сил в медицинских отношениях.

Дисбаланс в терапевтических отношениях

Клиенты приходят на терапию уязвимыми и нуждаются в вашей помощи и опыте. Консультантам отводится роль авторитета, то есть положение власти.

Иногда вы будете знать о своем клиенте больше, чем его собственная семья и друзья, в то время как клиент знает очень мало о вас. Важно помнить об этой динамике и думать об этическом принципе консультирования: Не навреди.

Даже когда клиенты спрашивают о вашей личной жизни, важно не рассказывать им слишком много. Вы можете признать, что для них нормально проявлять любопытство и хотеть узнать о вас больше. Напомните им, что цель консультирования состоит в том, чтобы сосредоточить внимание на их симптомах и прогрессе.

Делиться информацией или сообщать о себе клиенту нужно осознанно. Вы не хотите обременять клиента личными подробностями своей жизни, но и не хотите, чтобы казалось, что вы прячетесь за профессиональным фасадом. Прежде чем делиться личной информацией, важно спросить себя: отвечает ли это моим потребностям или потребностям клиента?

Суть терапии заключается в обмене личной информацией между клиентом и консультантом. Со временем ваш клиент нередко чувствует связь с вами. Некоторые клиенты считают, что вы их друг. Вы можете признать это чувство, но заявить, что вы не можете быть другом, потому что вы связаны параметрами профессиональных отношений.

Американская ассоциация консультирования (2014 г.) предоставляет вам этический кодекс, который «устанавливает этические обязательства членов ВДА и содержит рекомендации, предназначенные для информирования об этической практике профессиональных консультантов». В нем четко указано, что с вашими клиентами запрещены следующие неконсультационные роли:

  • A.5.a. Сексуальные и/или романтические отношения запрещены
  • A.5.b. Предыдущие сексуальные и/или романтические отношения
  • A.5.c. Сексуальные и/или романтические отношения с бывшими клиентами
  • А.5.д. Друзья или члены семьи
  • A.5.e. Личные виртуальные отношения с текущими клиентами

В этих более серых областях консультантам следует соблюдать осторожность:

  • A.6.a. Предыдущие отношения
  • A.6.b. Расширение границ консультирования
  • A.6.d. Изменения ролей в профессиональных отношениях
  • A.7. Роли и отношения на индивидуальном, групповом, институциональном и общественном уровнях

Укрепление доверия с клиентами

Согласно этическому кодексу Американской ассоциации консультирования (2014 г.), «консультанты содействуют росту и развитию клиентов таким образом, чтобы стимулировать интерес и благополучие клиентов и способствовать [] формированию здоровых отношений. Доверие является краеугольным камнем консультационных отношений, и консультанты обязаны уважать и защищать право клиента на неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность».

Доверие строится благодаря постоянству в течение определенного промежутка времени. Как терапевт, вы должны осознавать свое поведение и то, что оно сообщает вашему клиенту. Один из способов завоевать доверие — установить последовательные и четкие границы. Высокоинтуитивные клиенты замечают все. Это может включать в себя сокращение часа клиента, предоставление дополнительного времени в конце сеанса, а также несвоевременный ответ на телефонный звонок.

Клиенты также обращают внимание на ваши слова и невербальный язык тела. Они могут определить, находитесь ли вы в состоянии стресса, усталости, гнева, напряжения или страха. Терапевты тоже люди и далеки от совершенства. Вы можете стать образцом здоровых отношений, если возьмете на себя ответственность за свое поведение.

Если клиент инициирует обсуждение одного из этих несоответствий, признайте это. Это служит психообразовательным моментом для вашего клиента. Они узнают, что для них нормально быть несовершенными людьми. Ваша искренность вызывает доверие.

Отношения между клиентом и консультантом часто действуют как микрокосм того, как клиент ведет себя в отношениях вне стен офиса. Многие из ваших клиентов не научились здоровым способам общения или общения. Именно в течение терапевтического часа вы учите своего клиента уверенно выражать себя и становиться активным слушателем. Также ваш клиент научится навыкам саморегуляции, чтобы сидеть со сложными эмоциями, не реагируя.

Консультант должен поддерживать правильные границы не только со своими клиентами, но и с самим собой. Без надлежащих терапевтических границ вы рискуете устать от сострадания, косвенной травмы и эмоционального выгорания.

Что такое усталость от сострадания, компенсаторная травма и выгорание?

Первый шаг, который может сделать консультант, — это узнать об усталости от сострадания, косвенной травме и эмоциональном выгорании. Благодаря этим знаниям вы узнаете о признаках каждого из них и предпримете соответствующие действия. Чтобы предотвратить профессиональные травмы и усталость, важно не только пользоваться супервизией, но и сотрудничать с коллегами, с которыми вы работаете.

Усталость от сострадания также известна как чрезмерная забота. Эмпатия — прекрасный инструмент в терапии, который может быть полезен вашему клиенту. Однако чрезмерная забота без надлежащих границ заботы о себе может нанести вред консультанту.

Когда вы эмпатичны, ваши энергетические границы рискуют поглотить слишком много чувств, мыслей и переживаний вашего клиента. В результате вы чувствуете себя подавленным и истощенным. Эти симптомы могут помешать вам сопереживать или сочувствовать другим и даже себе. Важно соблюдать ограничения, такие как выполнение работы на работе, перерывы на обед и ужин, а также внедрение собственных методов ухода за собой вне работы. Наличие здорового баланса между работой и домом имеет важное значение для того, чтобы быть сострадательным консультантом.

Викарная травма может развиться из-за усталости от сострадания и возникнуть, когда вы работаете с клиентами, пережившими травму. Когда у вас отсутствуют профессиональные личные границы, со временем ваши фундаментальные представления о мире могут измениться из-за многократного воздействия травматического материала. Услышать чужую травму или слишком много травмирующего материала в течение дня может быть травмирующим. Возможно, вам придется уменьшить нагрузку, если она тяжела для клиентов, которые пережили травму. В некоторых случаях вы можете испытывать симптомы посттравматического стресса, даже если вы не были непосредственным свидетелем травмы.

Симптомы посттравматического стрессового расстройства из Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (5-е изд.; DSM-5; Американская психиатрическая ассоциация, 2013 г.) одним (или несколькими) из следующих способов:

  1. Непосредственное наблюдение за травмирующим(и) событием(ями).
  2. Личное наблюдение за событиями, происходящими с другими.
  3. Узнав, что травматическое событие произошло с близким членом семьи или близким другом.
  4. Переживание повторного или чрезмерного воздействия неприятных подробностей травматического(ых) события(й).

Вот симптомы, которые вы как консультант можете испытывать, если у вас есть заместительная травма:

B. Наличие одного или нескольких из следующих симптомов вторжения, связанных с травматическим событием(ями).

  1. Повторяющиеся, непроизвольные и навязчивые воспоминания о травмирующем(их) событии(ях)
  2. Повторяющиеся тревожные сновидения, в которых содержание и/или воздействие сновидения связано с травмирующим(и) событием(ями).
  3. Диссоциативные реакции (например, воспоминания), при которых человек чувствует или действует так, как будто травматическое событие(я) повторяется.
  4. Интенсивный или продолжительный психологический дистресс при воздействии внутренних или внешних сигналов, которые символизируют или напоминают аспект травматического(ых) события(й).
  5. Выраженные физиологические реакции на внутренние или внешние сигналы, которые символизируют аспект травмирующего(их) события(й).

C. Постоянное избегание стимулов, связанных с травмирующим(и) событием(ями) (обязательно одно или оба):

  1. Избегание или попытки избежать неприятных воспоминаний, мыслей или чувств, связанных с травматическим событием или тесно связанных с ним.
  2. Избегание или попытки избежать внешних напоминаний (людей, мест, разговоров, действий, объектов или ситуаций), которые вызывают неприятные воспоминания, мысли или чувства по поводу или тесно связанные с травмирующим(и) событием(ями).

D: Негативные изменения когнитивных функций и настроения, связанные с травмирующим(и) событием(ями) (необходимо два или более):

  1. Неспособность вспомнить важный аспект травматического события (событий) (обычно из-за диссоциативной амнезии, а не из-за других факторов, таких как травма головы, алкоголь или наркотики)
  2. Стойкие и преувеличенные негативные убеждения или ожидания в отношении себя, других , или мир. (например, «Никому нельзя доверять», «Мир абсолютно опасен»)
  3. Стойкие искаженные представления о причине или последствиях травматического события (событий), которые заставляют человека винить себя или других
  4. Стойкое негативное эмоциональное состояние (например, страх, ужас, гнев, вина или стыд)
  5. Заметно сниженный интерес или участие в значимых действиях
  6. Чувство отстраненности или отчужденности от других
  7. Стойкая неспособность испытывать положительные эмоции (например, неспособность испытывать счастье, удовлетворение или любовные чувства).

E. Выраженные изменения возбуждения и реактивности, связанные с травмирующим(и) событием(ями). 2 или более из следующих:

  1. раздражительное поведение и гневные вспышки
  2. Безрассудное или саморазрушительное поведение
  3. Гипервижение
  4. Преувеличенное исходное реакция
  5. Проблемы с концентрацией
  6. 9001 низкая удовлетворенность работой. Этот опыт заставляет консультантов чувствовать себя беспомощными и подавленными на работе. Возможно, у вас слишком большая рабочая нагрузка или вы не получаете адекватной поддержки от вашей рабочей среды.

    По этой причине некоторые консультанты, сменившие работу или профессию, могут избавиться от эмоционального выгорания. Те, кто испытывает усталость от сострадания или вторичную травму, не найдут облегчения, сменив работу. Еще одна часть выгорания — это нереалистичные ожидания от работы, которые могут заставить вас делать слишком много. Если причиной эмоционального выгорания консультанта являются ошибочные мысли, смена работы не избавит его от эмоционального выгорания.

    При создании терапевтических границ учитывайте стресс, с которым вы справляетесь дома и в офисе. Обычно вы можете хорошо работать, но обнаруживаете, что ваша энергия более уязвима из-за домашнего стресса, горя, травмы, пандемии или ухода за семьей.

    Эти дополнительные стрессоры, добавленные к вашей терапевтической работе, могут создать уязвимость не только к усталости от сострадания, но и к косвенным травмам и выгоранию. Вот почему терапевтические границы важны для благополучия и эффективности каждого консультанта.

    Лиза Хатчисон, LMHC

    Писатель и эксперт

    Лиза Хатчисон, LMHC, является лицензированным консультантом по психическому здоровью штата Массачусетс. Она работает для профессионалов, которые хотят лечить и предотвращать усталость от сострадания. Обладая более чем 18-летним опытом психотерапии, она помогает своим клиентам самоутверждаться, устанавливать границы и улучшать свои навыки преодоления трудностей. Ее специальность — уменьшение стресса, беспокойства и депрессии, а также расширение реалистичных методов заботы о себе для тех, кто помогает другим. Психологический совет г-жи Хатчисон был показан в Reader’s Digest и Huffington Post . Ее статьи были опубликованы во многих журналах, включая Grief Digest и Today’s Caregiver .

    Лиза — автор бестселлера « Я наполняю свою чашу: журнал для сострадательных помощников» и преподаватель NetCE. Ее последняя публикация в разделе непрерывного образования называется «Установление этических ограничений для заботливых и компетентных специалистов». Она преподавала творческое письмо в колледжах и представляла границы для сострадательного помощника; использование выразительного искусства для лечения горя, беспокойства и депрессии; вдохновляющие и мотивационные темы; и техники креативного письма.

    Как установить здоровые границы взаимоотношений терапевта и клиента

    Независимо от того, думали мы об этом или нет, каждый из нас носит в голове неявный набор границ, которые диктуют, как мы ожидаем, что с нами будут обращаться в профессиональной среде.

    Однако в некоторых профессиях доведение этих ожиданий до нашего сознания имеет решающее значение.

    Терапия — одна из таких профессий.

    Действительно, понимание и информирование о своих границах как терапевта важно не только для вашей собственной защиты, но и для обеспечения выполнения ваших юридических и этических обязательств перед вашим клиентом.

    В этой статье мы обсудим важность установления границ с вашими терапевтическими клиентами, дадим вам стратегии для установления этих границ и укажем вам на ряд полезных ресурсов, которые помогут вам узнать больше.

    Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивному общению (PDF). Эти научно обоснованные инструменты помогут вам и тем, с кем вы работаете, улучшить социальные навыки и наладить контакт с другими людьми.

    Эта статья содержит:

    • Этическая практика психологов и коучей
    • 6 способов установить здоровые границы с вашими клиентами
    • Общение с требовательными клиентами
    • Примечание о границах с социальными сетями и телефонными звонками
    • 4 полезных рабочих листа и книги по теме
    • Взгляд на границы с проблемными клиентами
    • Ресурсы PositivePsychology.com
    • Сообщение на вынос
    • Ссылки

    Этическая практика психологов и коучей

    Этика должна быть в центре внимания на всех этапах коучинга или терапевтических отношений.

    Например, при рассмотрении вопроса о том, обладаете ли вы необходимым опытом, чтобы помочь потенциальному клиенту, подходит ли конкретная форма лечения или следует ли вам направить клиента к кому-то другому для получения дополнительной поддержки, ваши этические обязательства как практикующего врача должны учитываться. в ваше решение.

    При рассмотрении вопроса о том, как вести этическую практику в качестве психолога, терапевта или коуча, вам следует обратиться к руководящим и регулирующим органам за этими отдельными направлениями работы, каждое из которых имеет свой собственный этический кодекс.

    Примеры таких органов включают Американскую психологическую ассоциацию (АПА), Американскую ассоциацию консультирования и Международную федерацию коучинга, каждая из которых имеет общедоступный кодекс поведения.

    В этих кодах вы заметите, что обсуждение нарушений границ вращается вокруг двух ключевых нарушений: границы компетенции и множественные отношения .

    Границы компетенции

    В соответствии с этическим кодексом APA (2017 г.) терапевты должны предоставлять услуги только тем группам населения и в областях знаний, которые находятся в пределах их компетенции. Эта компетенция может основываться на образовании терапевта, обучении, супервизируемом опыте, консультациях, обучении или профессиональном опыте.

    Аналогичным образом, когда профессиональное понимание демографических факторов человека, таких как гендерная идентичность, язык, сексуальная ориентация или культура, считается необходимым для обеспечения эффективной терапии, а терапевт не обладает этим, клиентов следует направить к профессионалу. с соответствующей экспертизой.

    Множественные отношения

    Этический кодекс APA (2017 г.) определяет множественные отношения, которые имеют место, когда психолог выполняет профессиональную роль с человеком и одновременно выполняет или обещает принять участие в другой роли с этим лицом или другим лицом, тесно связанным с ним.

    Примеры таких ролей включают сексуальные, социальные, семейные и деловые отношения.

    Кодекс предупреждает, что множественные отношения могут снизить объективность, компетентность или эффективность психолога при выполнении своих функций и могут привести к эксплуатации или причинению вреда клиенту (APA, 2017).

    Однако руководящие принципы передовой практики для терапевтов и коучей не исключают явно всех множественных отношений.

    Действительно, Зур (n.d.a) отмечает, что множественные отношения неизбежны во многих небольших и взаимозависимых сообществах, таких как военные, маргинализированные сообщества (например, сообщества ЛГБТК+ и глухих), церковные группы, сельские сообщества и университетские городки.

    Например, в изолированной сельской местности терапевт может оказывать психологические услуги семейному врачу, а также обращаться за медицинской помощью к этому врачу, если нет разумной альтернативы.

    Обычно терапевтам рекомендуется избегать ситуаций, связанных с множественными отношениями. Однако, когда такой ситуации нельзя избежать, им следует обдумывать свои действия, консультируясь с коллегами и руководствуясь соответствующим этическим кодексом (Barnett & Hynes, 2015).

    6 способов установить здоровые границы с вашими клиентами

    Выше приведены лишь два примера границ, которые вы должны стремиться поддерживать как терапевт.

    Другие границы могут быть более податливыми или отличаться у разных терапевтов, использующих разные терапевтические стили.

    Другие типы границ, которые следует учитывать, включают следующие (Gutheil & Gabbard, 1993):

    • Самораскрытие терапевта
    • Физическое прикосновение
    • Обмен подарками
    • Сборы и способы оплаты
    • Каналы связи
    • Продолжительность и место сеансов
    • Контакт за пределами терапевтического кабинета

    Установление четких границ служит терапевту и клиенту, поскольку помогает создать недвусмысленный набор основных правил, на основе которых можно построить доверие и направить поведение как клиента, так и терапевта (Barnett, 2017).

    Вдумчивое сообщение о границах может также передать приверженность терапевта действовать в интересах клиента и уверенность в том, что он не причинит клиенту намеренного вреда (Barnett, 2017).

    Давайте рассмотрим шесть стратегий, позволяющих установить здоровые границы и сообщать о них своим клиентам.

    1. Использование контрактов и информированное согласие

    Перед началом терапии важно получить информированное согласие клиентов терапии.

    Этот начальный шаг в процессе терапии может послужить полезной возможностью наметить правила и принципы надлежащего поведения и общения.

    Один из подходов к формированию этих ожиданий заключается в разработке и распространении стандартизированного набора материалов для приема клиентов, которые можно сделать в цифровом виде с помощью инструмента для смешанного ухода, такого как Quenza (на фото).

    Одно из преимуществ предоставления информированного согласия и документов о согласии в цифровом виде заключается в том, что это может облегчить практикующим специалистам документирование и ведение записей.

    Это также позволяет клиентам усваивать важную информацию в своем собственном темпе, что предпочтительнее ощущения спешки в начале их первого сеанса терапии.

    Тем не менее, терапевты всегда должны заботиться о том, чтобы предоставлять формы согласия и контракты, такие как эти, в сочетании с личным обсуждением и возможностью задать вопросы об ожиданиях и границах.

    2. Следите за временем

    Помните об отклонениях от сроков сеанса, установленных в договорах терапии и клиента или в процессе получения информированного согласия. Точно так же четко установите ожидания относительно пунктуальности и последствий, если клиент неоднократно опаздывает на сеансы.

    Если вы обнаружите, что отвечаете на электронные письма клиентов или телефонные звонки в то время, когда они заняты другими задачами, или нарушаете другие заключенные соглашения, сделайте паузу и повторите оценку.

    Подумайте о том, чтобы вежливо напомнить своему клиенту о границах, которые вы установили в отношении своего времени в начале терапевтических отношений, и сообщить ему, когда разумно связаться с вами и ожидать ответа.

    Если вы регулярно превышаете лимит времени с некоторыми клиентами во время личных встреч, поместите часы на видном, но ненавязчивом месте. Помните, что допустимо и даже полезно время от времени поглядывать на часы, чтобы держать вас и вашего клиента в курсе дела.

    3. Не забывайте о самораскрытии

    Американская ассоциация консультирования отмечает, что при умеренном, профессиональном и надлежащем использовании самораскрытие консультанта может способствовать развитию доверия и сочувствия и укреплению терапевтического альянса. Однако при слишком свободном или ненадлежащем использовании он может отвлечь внимание от клиента и сорвать прогресс (Bray, 2019).

    Прежде чем раскрывать себя, терапевты должны позаботиться о том, чтобы изучить любые возможные основные мотивы для этого, такие как личная проверка, и подумать, не рискует ли эта информация подорвать восприятие клиентом компетентности или профессионализма терапевта (Sadighim, 2014).

    4. Не забывайте о личных чувствах

    Если вы обнаружите, что вам нравится проводить время с конкретным клиентом, исследуйте это чувство на сеансе супервизии или консультации. Обсуждение социальных или романтических чувств к клиенту с вашим коллегой или руководителем может вызвать беспокойство, но это идеальный способ консультации.

    Вместе с коллегой или руководителем исследуйте эмоции, которые вы испытываете, и разработайте план управления ими или решения проблем. В конце концов, это может означать направление клиента к другому терапевту или коучу.

    5. Рассмотрите последствия физического прикосновения

    Отношение терапевтов к физическому прикосновению может в некоторой степени зависеть от их подготовки и терапевтического подхода. Например, психотерапевты с аналитической подготовкой могут с меньшей вероятностью обнимать своих клиентов, в то время как терапевты с гуманистической подготовкой могут делать это с большей вероятностью.

    Хотя физическое, несексуальное прикосновение по своей сути не нарушает этических норм, важно учитывать свои границы, границы клиента и последствия прикосновения. Кроме того, важно убедиться, что клиент чувствует себя под контролем.

    Если сомневаетесь, берите пример с клиента. Например, если ваш клиент расстроен, и вы рассматриваете возможность утешения в виде объятий, сначала спросите его согласия.

    6. Практикуйте разумное дарение подарков

    У разных терапевтов разные подходы к обмену подарками с клиентами. Некоторых учили, что получать или дарить подарки неприемлемо, в то время как другие считают, что такие обычаи допустимы при определенных обстоятельствах. Опять же, это часто будет зависеть от подготовки терапевта.

    В настоящее время ни один из этических кодексов крупных терапевтических организаций не запрещает подарки (Zur, n.d.b). Тем не менее, рекомендуется, чтобы любой обмен подарками и связанные с ним разговоры были четко задокументированы в ваших клиентских заметках.

    Интересно, что в некоторых культурах небольшие подарки являются знаком уважения и благодарности. Следовательно, помимо рассмотрения денежной стоимости подарка, терапевты должны учитывать мотивы и символику, лежащие в основе обмена подарками, принимая во внимание культуру, этническую принадлежность, терапевтический стиль, историю клиента и диагноз.

    Объяснение границ требовательным клиентам

    Четкое определение границ, ролей и обязанностей в начале терапевтических отношений может помочь предотвратить проблемы в дальнейшем. Однако даже после этого первоначального обсуждения терапевты могут обнаружить, что некоторые клиенты постоянно раздвигают границы.

    Помимо периодического пересмотра установленных границ на протяжении терапевтических отношений, вот еще несколько шагов, которые вы можете предпринять:

    • Хвалите и подкрепляйте, когда клиент придерживается границ.
    • Старайтесь как можно быстрее говорить настойчиво, когда границы пересекаются, объясняя, почему конкретное поведение было неуместным.
    • Рассмотрите возможность создания плана управления границами, указав, что произойдет, если граница будет пересечена снова.
    • Если вы работаете в команде или в клинике, подумайте о том, чтобы привлечь коллегу к сложному разговору, определяющему границы.
    • Если вы не уверены, была ли нарушена граница, проконсультируйтесь с этическим кодексом вашей ассоциации и доверенными коллегами и сохраните документацию об инциденте.
    • Подумайте о том, чтобы направить клиента к другому коучу или терапевту, если вы чувствуете себя некомфортно или некомпетентно справляться с трудностями конкретного клиента, связанными с соблюдением границ.

    Примечание о границах с социальными сетями и телефонными звонками

    В зависимости от того, когда вы закончили обучение, вас могли или не научили справляться с ограничениями в контексте социальных сетей, виртуальной терапии или телефонных звонков.

    Хорошим общим правилом является включение официальной политики в отношении социальных сетей и границ социальных сетей в рамках процесса получения информированного согласия (Lannin & Scott, 2013).

    Например, вы можете указать, что не будете связываться с клиентами в социальных сетях или, в частности, принимать их запросы на добавление в друзья на Facebook.

    Чтобы усилить это, терапевтам может быть полезно вести отдельные личные и профессиональные профили и защищать свои настройки конфиденциальности в личных профилях (Bratt, 2010; Myers, Endres, Ruddy, & Zelikovsky, 2012).

    Кроме того, в процессе получения информированного согласия обозначьте границы целей обмена текстовыми сообщениями и телефонных звонков. Например, вы можете ограничить текстовые сообщения и телефонные звонки обсуждением административных вопросов, таких как планирование встреч.

    При определении этих границ для звонков и обмена сообщениями рассмотрите свой терапевтический подход и может ли постоянная доступность или отзывчивость способствовать нездоровой зависимости или ограничивать возможности клиентов научиться решать проблемы самостоятельно.

    4 Полезные рабочие листы и книги по теме

    Надеюсь, теперь вы понимаете некоторые полезные стратегии для установления здоровых границ с вашими терапевтическими клиентами. Для получения дополнительных идей просмотрите некоторые из этих ценных рабочих листов и книг по этой теме.

    1.

    Практическое руководство по принятию этических решений – д-р Холли Форестер-Миллер и д-р Томас Э. Дэвис

    Это руководство, разработанное в помощь членам Американской ассоциации консультирования, представляет собой пошаговое упражнение. которые профессиональные консультанты могут использовать для принятия решений и решения этических дилемм в своей работе.

    Найдите книгу на Counseling.org.

    2.

    Обзор уверенности в себе

    Терапевтам полезно подумать о ситуациях, в которых им необходимо установить границы, и обдумать, как они хотели бы реагировать в будущем. Этот полезный рабочий лист облегчает размышления о том, когда и как быть более напористым было бы полезно.

    3.

    Предотвращение нарушений границ в клинической практике – Проф. Томас Гутхейл и Арчи Бродски

    более.

    Найдите книгу на Amazon.

    4.

    Этика в психологии и психиатрических профессиях: стандарты и примеры (4-е издание) – д-р Джеральд П. Кучер и проф. Патрисия Кейт-Шпигель

    специалистами в области психического здоровья и затрагивает самые разные темы, от социальных сетей до культурных соображений.

    Найдите книгу на Amazon.

    Взгляд на границы со сложными клиентами

    Работая терапевтом, вы неизбежно будете сталкиваться с клиентами, которые постоянно будут нарушать ваши границы.

    Это потому, что терапия — это профессия, которая по своей сути предполагает, по крайней мере, некоторую степень психологической уязвимости между терапевтом и клиентом.

    Кроме того, несколько психологических состояний, по поводу которых клиентов часто направляют к терапевтам, включают проблемы с границами как характеристику состояния. Примеры таких состояний включают пограничные и зависимые расстройства личности (Gutheil, 2005).

    При работе с клиентами, которые постоянно бросают вызов границам, примите во внимание некоторые из следующих советов (Gutheil, 2005):

    • Терапевт должен оставаться в курсе проблем, связанных с переносом и контрпереносом.
    • Терапевтам следует сохранять осторожность в отношении того, как клиенты с определенными расстройствами могут подвергнуть сомнению или исказить восприятие или воспоминания терапевта о событиях или разговорах.
    • Терапевты должны осуществлять самоанализ, когда ловят себя на том, что они обычно не делают с клиентами, поскольку эти отклонения от нормы могут сигнализировать о развитии проблемы с границами.
    • Терапевты должны обращать внимание на то, происходят ли нарушения границ во время определенных фаз сеанса (например, при вставании со стула, чтобы уйти), и рассматривать это как предмет для исследования на более позднем сеансе.
    • Терапевты должны обсуждать проблемы с границами со сверстниками во время консультаций и обращаться за поддержкой.

    Наконец, APA отмечает, что терапевты, которые чувствуют себя беспомощными или чувствуют угрозу во время взаимодействия с клиентами из-за повторяющихся нарушений границ, могут не соответствовать стандартам компетентности, исследованным ранее (Behnke, 2004). Терапевт может больше не чувствовать себя способным предлагать компетентные услуги из-за своей эмоциональной реакции на нарушение границ.

    В таких случаях направление клиента к другому источнику поддержки может быть наиболее подходящим и этичным способом действий.

    Ресурсы PositivePsychology.com

    Для получения дополнительных ресурсов по изучению границ, вот еще несколько полезных и актуальных рабочих листов и статей:

    • Различные способы вежливо сказать «нет»
      Этот ресурс способствует уверенному общению, помогая читателю формулировать вежливость предложения при установлении личных ограничений.
    • Использование высказываний «я» в разговоре
      Этот рабочий лист дает читателю уверенность в том, что он может устанавливать личные ограничения и вести трудные разговоры.
    • Как установить здоровые границы: 10 примеров + рабочие листы в формате PDF
      В этой статье рассматривается, как выглядят здоровые границы, и их необходимость для эффективного ухода за собой. Он также предлагает полезные примеры и рабочие листы, чтобы облегчить исследование границ как со взрослыми, так и с детьми.
    • 17 упражнений для позитивного общения
      Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим лучше общаться, эта коллекция содержит 17 проверенных инструментов позитивного общения для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим улучшить свои навыки общения и сформировать более глубокие и позитивные отношения.

    Сообщение на память

    Мы надеемся, что поделились с вами некоторыми идеями о том, как установить и укрепить границы с вашими терапевтическими клиентами. На протяжении всего этого процесса полагайте, что вашими путеводными звездами являются интересы клиента, ваш терапевтический подход и установленные этические принципы.

    А если сомневаетесь, помните о трех важных шагах (Gutheil, 2005):

    1. Будьте профессиональны.
    2. Обсудите ситуацию с клиентом (и коллегами).
    3. Ведите четкую документацию о любых нарушениях границ.

    Выполнение этих шагов гарантирует, что вы соблюдаете интересы своего клиента, а также выполняете свои собственные юридические и этические обязательства.

    Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения для позитивного общения (PDF).

    • Американская психологическая ассоциация. (2017). Этические принципы психологов и кодекс поведения. Получено с https://www.apa.org/ethics/code/
    • .

    • Барнетт, Дж. Э. (2017). Введение в границы и множественные отношения для психотерапевтов: проблемы, проблемы и рекомендации. В O. Zur (Ed.), Множественные отношения в психотерапии и консультировании: неизбежные, общие и обязательные двойные отношения в терапии (стр. 17–29). Рутледж.
    • Барнетт, Дж. Э., и Хайнс, К. К. (2015). Границы и множественные отношения в психотерапии: рекомендации по этической практике. Общество развития психотерапии. Получено с http://www.societyforpsychotherapy.org/boundaries-and-multiple-relationships-in-psychotherapy-recommendations-for-ethical-practice
    • Бенке, С. (2004). Новый этический кодекс APA с точки зрения практикующего врача. Монитор по психологии , 35 (4), 54.
    • Братт, ЗВЕ (2010). Этические соображения социальных сетей для консультантов. Канадский журнал консультирования и психотерапии , 44 (4), 335–345.
    • Брей, Б. (2019). Самораскрытие консультанта: поощрение или препятствие для роста клиента? Консультация сегодня . Получено с https://ct.counseling.org/2019/01/counselor-self-disclosure-encouragement-or-impediment-to-client-growth/
    • Форестер-Миллер, Х. и Дэвис, Т. Е. (1995). Практическое руководство по этичному принятию решений. Американская ассоциация консультирования.
    • Гутейл, Т.Г. (2005). Проблемы с границами и расстройства личности. Journal of Psychiatric Practice , 11 (2), 88–96.
    • Гутейл, Т. Г., и Бродский, А. (2011). Предотвращение нарушений границ в клинической практике. Гилфорд Пресс.
    • Гутейл, Т.Г., и Габбард, Г.О. (1993). Концепция границ в клинической практике: теоретические аспекты и аспекты управления рисками. Американский журнал психиатрии , 150 (2), 188–196.
    • Кучер, Г. П., и Кит-Шпигель, П. (2016). Этика в психологии и психиатрических профессиях: стандарты и примеры (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета.
    • Ланнин, Д. Г., и Скотт, Н. А. (2013). Этика социальных сетей: разработка лучших практик для нового маленького мира. Профессиональная психология: исследования и практика , 44 (3), 135–141.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *