Разное

Гештальт терапия основные техники: Краткий конспект лекции «Базовые техники гештальт-терапии»

Содержание

Краткий конспект лекции «Базовые техники гештальт-терапии»

Краткий конспект лекции (подготовлен Мутилиной Л.)


XIV Коктебельский интенсив «Искусство пребывания в потоке»


Лектор: Леонид Третьяк, психотерапевт,


кандидат медицинских наук, гештальт-терапевт, тренер МГИ


www.psymaster.spb.ru


 


 Преимущество методов феноменологического направления состоит в том, что мы можем работать совершенно без техник, на основании того, что мы создаем контакт (контакт – это встреча двух феноменологий, то есть того, что переживает терапевт и клиент в диалоге и ситуации «здесь и сейчас»). То есть, если мы находимся в диалоге, мы находимся в контакте с клиентом, разделяя переживания, исследуем проблемные зоны, с которыми клиент к нам обратился, и при этом следуем феноменологическому методу (который руководствуется принципом «эпохе» — вынесения за скобки знаний, представлений и исследование опыта переживаний в чистом виде, как они есть).


Когда мы работаем в гештальт-методе, у нас есть три фокуса внимания:


1)      Процессы, происходящие с клиентом, в клиенте, так называемая наблюдаемая феноменология.


 То есть мы можем описывать переживания клиента, как они разворачиваются в настоящий момент времени и таким образом выполнять для него функцию отражения происходящих процессов, потому что обычно человек находится в слиянии с содержанием того, О ЧЕМ он говорит. А терапевт выделяет фоновые для клиента процессы – то, КАК он говорит, проживая свою непосредственную ситуацию «здесь и сейчас». Этот ПРОЦЕСС ПЕРЕЖИВАНИЯ , проявляется и в терапевтической сессии, и в ситуации жизни клиента. 


2)    Процессы, происходящие в самом терапевте,переживаемая,рефлексивная и нерефлексивная феноменология.


 Сам терапевт является средой, которая тоже реагирует на контекст происходящего, создается совместное интерсубъективное поле ситуации. Сам терапевт, предъявляя свои переживания выступает моделью среды, и, если терапевт достаточно чист от своих искажений (насколько это только возможно), он может дать более точную обратную связь относительно тех процессов, которые возбуждает в нем клиент. Обычно похожая реакция на предъявления опыта клиента присутствует и других людей, но они могут не иметь возможности, да и желания дать полноценную обратную связь относительно поведения.  И самораскрытие (адекватное, диалогическое) дает возможность клиенту понять и поисследовать повторяемость собственной реакции на некоторые события, своего собственного способа действия, своего способа поляризовать реакции другого при помощи переноса, проективной идентификации, то есть искажать поле взаимодействия определенным повторяющимся образом.


 3)     Процессы, происходящие между клиентом и терапевтом.  Или другими словами, события на границе контакта терапевта с клиентом.


В фокусе внимания находятся процессы взаимодействия.


Мы наблюдаем за тем, каким образом клиент  искажает предъявление собственной потребности во встрече с другим человеком. Допустим, степень вашей искренности может существенно различаться в контакте с враждебно настроенным или дружески расположенным человеком.


Для того, чтобы эта работа была достаточно эффективной существуют некоторые технические приемы, которые не являются специфически гештальтистскими, а относятся к общим гуманистическим техникам: 


1)      ФОКУСИРОВАНИЕ – если мы фокусируемся на преобладающей эмоциональной энергии, она нас обязательно приведет к актуальному в поле событию жизни клиента и к актуальной потребности


Энергия нового переживания — это основной изменяющий механизм в гештальт-терапии, вследствие того, что происходит воссоединение когнитивной оценки и эмоциональной энергии в беспокоящей ситуации . Как любил отмечать  Серж Гингер, гештальт-терапевт работает на уровне эмоционального мозга, на уровне лимбической системы. Происходит процесс переучивания эмоционального мозга, согласование эмоций и мышления. Таким образом наш фокус не на идеях о ситуации, а на непосредственном переживании ситуации.


Основная идея о терапии переживанием была заложена в структуре гештальт-подхода со времени его создания. И когда гештальт только зарождался его предлагали назвать терапией сосредоточения, терапией концентрации.


На основе телесного фокусирования разработан и метод очень близкий по духу к гештальт-терапии, метод телесного фокусирования Юджина Джендлина,  в основе которого лежит концентрация на чувствах и ощущениях, которые гораздо быстрее чем какие-то интеллектуальные механизмы и интерпретации приводят к распознаванию нереализуемой, хроническим образом фрустрируемой потребности, переживаемой в теле.


Для исследования контекста возникновения переживаний важна максимальная конкретизация высказываний –на этом основано предписание Перлза: «…рассказывай о ситуации  так, как если бы она происходила сейчас».


В процессе рассказа клиентом конкретной ситуации в настоящем времени достигается полнота переживания отношения к ней. Это сопровождается телесным фокусированием: постоянным обращением внимания на жизнь тела и наблюдаемые невербальные компоненты переживания, которые сопровождают рассказ.


2)    ОТРАЖЕНИЕ, ВОЗВРАЩЕНИЕ НАБЛЮДАЕМОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ


Часто клиент, особенно находясь в ситуации высокой тревоги, не слышит своих собственных слов, они находятся в слиянии с ними, речь носит несколько автоматический компульсивный характер. И, конечно, каждый из нас, когда он высказывается каким-то образом о значимых для себя вещах, переживает некоторые элементы смущения, элементы какого-то колебания, сомнений в своей собственной позиции. Очень многие из нас имеют опыт игнорирования. Чем больше человек нарушен, тем больше он был когда-то не услышан в своей жизни. Очень многие патологии связаны не с тем, что у клиента был какой-то конфликт, а с тем, что у него был дефицит того, чтобы его слышали, чтобы его слова и поведение как-то  отражали.


Это старая роджерианская техника – возвращение слов.


Часто в работе приходится наблюдать, как начинающий исследовать процесс клиента терапевт превращается в «какающего терапевта», задавая все время один и тот же вопрос – «а как это у тебя?», «а как ты это делаешь?», «а как ты это переживаешь?» и т.д.


Но вопрос – это интервенция на психологическую территорию клиента. А клиенту иногда нужно просто отражение. То, что он правильно услышан, то, что он понят. Особенно важно отразить те слова, которые вы уже услышали, когда клиент говорит много и находится в тревоге – для того, чтобы сблизить понимание (т.к. если отражение не проведено, существует большая вероятность начать работать через проекцию).


3)     ЭМПАТИЧЕСКИЙ ОТКЛИК – принцип, которой встроен в структуру диалога: как бы я переживал то, что мне рассказывается, если бы я был в сходных обстоятельствах.


4)    ОТЗЕРКАЛИВАНИЕ – иногда это осуществляется при помощи невербального отражения того, что делает и переживает клиент. То есть Вы невербально (например, мимически отразили), клиент это заметил в фоне, не нарушается течение мысли и структура изложения содержания переживаний, но  клиент также получил важное сообщение о том, что он услышан, отражен, и получает информацию «фона», неочевидного для него самого, но важного элемента интерсубъективного контекста.


 5)     ВОЗВРАЩЕНИЕ ТРАЕКТОРИИ ФИГУРЫ


Часто так бывает, что терапевт увлекается содержанием сессии, уходит за клиентом куда-то в содержание, в своеобразный межличностный транс, и вследствие этого теряет понимание, с чего клиент начал, в чем собственно состояла структура запроса. Запрос — это не какая-то ригидная формулировка (например, клиент заявляет, что хочет стать увереннее), мы следуем за фокусом внимания клиента и не теряем фокус, а удерживаем и суммируем основные контрапункты речи. Суммируя и фокусируя общую сюжетную линию. Техника челночного связывания в гештальт-подходе – это, в том числе и выслеживание траектории фигуры, то есть с чего человек начал, излагая проблему, на что он перешел и каким образом одно связано с другим. Мы не теряем запрос, мы все время возвращаемся к запросу как к путевому маяку, который изначально был озвучен клиентом. Если же клиент не может сформулировать запрос, то он скорее находится не в клиентской позиции, а в пациентской, он просто пассивно терпит какое-то страдание, сфокусирован на симптомах, и не видит их связь с текущей жизненной ситуацией. Мы ему в процессе работы помогаем этот запрос сформулировать за счет отражения, прояснения, эмпатического отклика, фокусирования, конкретизации.


Перечисленные техники в большей степени нацелены на механизм слияния и являются диалогическими, общегуманистическими. 


Пытаясь классифицировать техники гештальт-терапии еще в 70-ом году Клаудио Наранхо издал книгу «Отношение и практика атеоретического эмпиризма», в которой он разделил техники гештальт-терапии на три основных группы:


1)      Супрессивные – техники, которые фрустрируют избегание чувственного опыта, не дают клиенту уйти от расфокусировки эмоциональной энергии, уйти от переживания при помощи слов. То есть терапевт обрывает, останавливает привычные невротические манипуляции содержанием, которые являются для клиентов способом избежать собственных переживаний. А путем избегания переживаний избежать принятия собственных решений в проблемной ситуации.


 К супрессивным техникам относятся


— отказ от повествовательности, уход от разговора «О…» (уход от эбаутизмов): так как любая повествовательность является абстракцией, которая не привязан к непосредственному опыту переживаний.


— отказ от интерпретации поведения: так как любая интерпретация является оценкой, и чем более человек нечувствителен к внешнему миру, тем большая вероятность иметь более упрощенные интерпретации.


— отказ от долженствования


— фокусирование на настоящем моменте, презентификация;


— перевод вопроса в утверждение: как говорил Перлз, «знак вопроса – крючок запроса».


 


Экспрессивные техники – техники, которые позволяют выразить трудно выразимый опыт, таким образом взаимодействовать с теми частями своей личности, которые обычно находятся в тени, не распознаются и их сложно разворачивать в межличностном пространстве.


 


К экспрессивным техникам можно отнести:


— инициализация действия, простое побуждение (работа с дефлексией)


— выявление и передача эмоционального содержания (раскрытие ретрофлексивных механизмов, когда мы делаем себе то, что хотим сделать другому). Терапевт может использовать для этой техники переходные объекты – руку, подушку.


— амплификация (усиление, преувеличение или развитие действия). За счет усиления происходит восстановление осознавания текущего эмоционального опыта в связи с ситуацией жизни: «что именно я делаю, сдерживаю и т.д.», кроме этого становится понятно расщепление между той частью, которая подавляет и той частью, которая переживает. И амплификация всегда усиливает противоположные тенденции, которые развиваются в ситуации настоящего позволяя их распознать и артикулировать, а возможно и прямо выйти на конфликт потребностей.


 


Человек, который усилит напряжение, столкнется с энергией, которая этому противостоит, и таким образом тот конфликт, который он переживает, станет более очевидным. Сумма импульса и противоимпульса в психодинамической терапии описывается термином компромиссное образование и считается основным механизмом образования симптомов. В гештальт-подходе считается, что подобное суммирование приводит к слиянию и не различению потребностей, потере связи эмоции и вызвавшей ее ситуации, фрагментации гештальта целостной эмоции до уровня ощущений, и в конечном счете, также к соматизации переживаний.


 


— вербализация эмоций: очень часто, например, на группах говорят – у меня раздражение по поводу тебя, или просто – у меня раздражение. Но это безобъектное послание, потому что любая эмоция, а особенно эмоция раздражения, гнева, агрессии, она имеет некоторый объект, а львиная доля усилий в терапии заключается в  восстановлении вытесненной связи между объектом, ситуацией, которая вызвала эмоцию, и эмоцией непосредственно. Соответственно, мы ищем объект в настоящем, на который направлено раздражение, и раздражение «к кому» или «к чему». Например, мне грустно – не может быть просто так грустно, это чувство тоже привязано к каким-то внутренним событиям или внешним, поэтому требуется продолжение – «грустно от того, что…».


Иногда эта вербализация даже не эмоции, а ощущения, то есть это уровень еще ДО собирания целостной эмоции, что делает со мной это ощущение – оно тянет, давит, крутит, ему можно «дать голос» — «что бы сказала твоя головная боль?».


С одной стороны это апелляция к симптому как к  проекции на тело событий на границе контакта(символической функции симптома), а с другой стороны это непосредственно приближение к этой не очень выраженной IDовской зоне ощущений, проприо- и интероцептивной репрезентации опыта переживаний, которые человек испытывает.


Соответственно при помощи экспрессивных техник, мы добиваемся наиболее полной мобилизации энергии Ид в настоящем времени. Именно блокада эмоциональной энергии при помощи обсессивных защит (изоляции аффекта, раздельного мышления, интеллектуализации и рационализации) способствует поддержанию хронической ситуации низкой интенсивности. В жизни мы это формулируем так: «я то все знаю, СДЕЛАТЬ НИЧЕГО НЕ МОГУ». Полное переживание отношения к ситуации в настоящем, в контакте с эмоциональной энергией, позволяет разблокировать процесс принятия решений(Эго-функцию).


 2)   Техники интеграции, или внутриличностного столкновения.


 Частично название этой группы техник связано с представлением о внутриличностном конфликте как борьбе противоречий, если в гештальтистском применении – это о том, что любая ситуация, любая потребность существует в некоторой катектированной форме, в форме полярностей (изначально идея полярностей философски-диалектическая, затем психоаналитическая, но потом была переосмыслена в теории дифференциального мышления Фридландера и оттуда включена в теорию гештальта). То есть, когда я выбираю полярность силы, то я теряю те преимущества, которые дает слабость.


 В этом смысле мы все находимся в поляризованных выборах, и у нас есть части, в невротическом конфликте – одна часть отождествляется с требованиями, которые мы себе формулируем, а вторая часть отождествляется с нашими желаниями, с нашей частью Ид, которое, как известно побеждает. Отталкиваясь от этой Перлзовской идеи, Наранхо предложил эти техники столкновения.  


 Например, техники ассимиляция, или присвоения проекций:


когда человек о чем-то говорит «Ты», «Оно», «Это», терапевт предлагает – «Скажи это о себе…». Или так же одна из самых простых техник, когда человек возмущается кем-то или чем-то и описывает чем он возмущается, и мы возвращаем это – «попробуй скажи то же самое о себе». И выяснится, что в некоторых случаях, это на самом деле будет гораздо больше «о себе», чем о другом.


Через проекцию мы выделяем все с чем взаимодействуем, в гештальт-психологии есть похожий концепт – закон прегнантности:  мы видим прежде всего то, что каким-то образом отражает наши потребности. Кстати, на использование проекций строятся проективные психодиагностические методики, тот же метод портретных выборов Сонди. Тем не менее, проекция – это часть нашего прошлого опыта привнесенного в настоящее, поэтому его важно ассимилировать, чтобы  яснее воспринимать текущую ситуацию и не приписывать ей собственных эмоциональных значений .


 Частным случаем возвращения (присвоения) проекции является техника отождествления с симптомом.


Человек (клиент/пациент) говорит – «у меня вот это…» и формулируется запрос таким образом, как «избавьте меня от этого» (от страха, от тревоги, от панической атаки, от депрессии). Как будто бы это не то, что человек конструирует и переживает сам в своем организме, а некая чуждая часть. Соответственно отождествление с симптомом – «Что делает симптом, как он меняет жизнь, как он влияет на самого человека, чему он мешает и чему он способствует?» тоже в каком-то смысле можно считать частным применением техники ассимиляции проекции. 


Техники выявления и присвоения интроектов – техники, которые вы можете встретить и в аналитической литературе. Допустим, Нэнси Мак-Вильямс утверждает «… в самообвинении депрессивного пациента мы можем услышать прямо звучащий интроект, и спросить, кто так говорил?…». Наши суждения относящиеся к сфере Я, Я-концепция (по Роджерсу совокупность отраженных самооценок), когда то была Ты-концепцией кого то из наших близких. Интроецировав ее, мы формируем самооценку. Хорошо, если нам повезло с окружением, и мы слышали о себе только хорошее, а если нет? Тогда нам уже в терапии важно начать охоту на интроекты. Выявив их  в форме долженствований и запретов, мы приступаем к их совместному критическому анализу на логическую обоснованность. Либо терапевт берет на себя роль интроектора, озвучивает интроецированное суждение,а клиент режиссирует, помогает добиться наиболее полной передачи эмоции, сопровождающей интроекцию, а затем пробует искать контраргументы, опровергающие абсолютизированное предписание.


 Аналитические техники в гештальте


 Техники проговаривания контрастных чувственных состояний.


  По сути мы это используем, когда описываем себя как среду – что с нами делает клиент. Одновременно конфронтируя и отражая процессы расщепления, с которыми клиент к нам приходит.Например,замечаем колебания в настроении,вызванные реакциями на идеализирующее или обесценивающее отношение переноса.


 Получение супервизии от клиента – очень часто в случае трудного застревания, клиент очень удачно сопротивляется, терапевт очень настроен затащить его в счастье (что свойственно проективным терапевтам, которые точно знают, как клиенту переживать это счастье). И естественно возникает тупик. Мы возвращаемся к фокусу «между нами» и обращаемся к клиенту (а пограничные клиенты очень любят демонстрировать терапевту их собственную неспособность, их способ действия часто направлен на то, чтоб сделать другого беспомощным, неспособным и т.д., сменив пассивную позицию на активную, и тем самым передать ему на бессознательном уровне собственные переживания детства). Терапевт может выйти из тупика, обратившись к клиенту с вопросом – «а как тебе кажется, куда мы сейчас пойдем?» или «я испытываю растерянность… как я должен поступить в этой ситуации?». И клиент прекрасно подскажет, очень важно вовремя отказаться от своего терапевтического всемогущества и остаться в диалоге. Иногда эта техника работает с погранично-организованными клиентами лучше других.


 Ну и конечно, раскрытие материала контрпереноса – то, что мы переживаем по сути дела, мы в диалоге раскрываем. Но только очень важно привязывать событие к конкретному моменту, то, чего мы добиваемся в феноменологической обратной связи. Не просто чувство раздражения, а когда и в какой момент и в ответ на что, потому что тогда это более полное сообщение, и позволяет клиенту связать опыт здесь и сейчас с опытом там и тогда, распознать воспроизводимую структуру объектных отношений в настоящем.


 


Техники для проработки механизмов прерывания 


 И, если говорить о техниках применительно к механизмам прерывания ,то каждая техника нацелена на преимущественно на конкретный механизм прерывания:


 


Механизм прерывания «конфлюенция» — он часто проявляется в неспособности выделить что-либо, эмоцию из поля (слияние с эмоцией), слияние с потребностью (непонимание, чего человек хочет). И во многом перевод из «пациентской» позиции в сотрудничество, взаимодействие – это работа с конфлюенцией. Формулировка, чего человек хочет, чего добивается, какие цели перед собой ставит, все это присутствует в начале любого курса терапии и любых терапевтических отношений – какую роль он хочет занимать, как он представляет роль терапевта, как будет устроена работа. Без этого не стоит начинать терапевтический процесс, лечить «без запроса». Альянс будет работать только тогда, когда запрос будет сам сформулирован клиентом на сознательном уровне.


 Для работы с конфлюенцией 1-го типа рекомендованы супрессивные техники – это фокусировка «фигуры сессии» через детализацию событий фона, фокусирование, вопросы, направленные на распознание актуальной потребности – что ты чувствуешь? (вопрос, выводящий из слияния с эмоцией , чего  хочешь в настоящий момент времени?и


Тут очень важно следить за этим на протяжении сессии, для того чтоб это была взаимной работой. Так же немаловажным является вышеописанная работа по челночному  связыванию – мы начали с этого, пришли к этому и так далее, — это то, что помогает клиенту сфокусировать фигуру сессии (что то похожее есть в терапии Л.Люборски-центральная конфликтная тема отношений).


 При работе с проекцией мы используем направленное фантазирование (по сути дела любая фантазия является проекцией), мы следуем за ним (фантазированием) и рассматриваем ее до конца, так, чтобы выявить конечное эмоциональное содержание, обращение проекции (смена «ты» на «я», «оно» на «я»), присвоение проекции, отождествление с проекцией. Иногда мы можем делать управляемую проекцию, чтение мыслей, или, например, выделить кого-то из группы, кому приписываются те или иные мысли или чувства (кто здесь больше всего осуждает или чувствует что-то), разыгрывание роли, вопросы – «как ты об этом узнаешь…» и «что случится, если…».


 При работе с ретрофлексией – важны два вопроса: 1. Что останавливает человек? и 2. Как останавливает?. Для полного осознавания ретрофлексии в настоящем работают так называемые техники реверса,  когда мы усиливаем противоположную роль, амплификации текущих телесных напряжений, эксперименты, побуждающие напрямую выражение экспрессии.


 При работе с интроекцией – это в первую очередь выявление интроектов (идей, проглоченных и неассимилированные), вопросы, которые побуждают критический анализ, при выявлении долженствования, убеждения. Необходимо, чтобы долженствование или предписание было сформулировано в довольно простой и ясной форме – на уровне «должен», «нельзя», «необходимо», тогда у человека больше возможностей выйти из слияния с интроецированным убеждением. Иногда полезно спросить историю интроекта – когда и кто так сказал? И проиграть вышеописанным способом, так человеку проще отделиться от интроецированного суждения, и выработать устойчивую защиту от «внутреннего преследующего объекта» в  терминологии школы объектных отношений .


 При работе с дефлексией – это и побуждение к прямому действию, к прямому посланию, и вопросы, направленные на раскрытие смысла дефлексии  – чего избегаешь и как избегаешь? и что чувствуешь перед тем, как сменить тему? Допустим, мы заметили, что человек уходит от основной темы сессии или снижает эмоциональный градус повествования при помощи шутки, либо смены темы, и фокусируем его на моменте, предшествующем уходу.


 При работе с девалидизацией(обесцениванием) мы проводим валидизацию результатов и переживаний – особенно на этапе завершения терапии. Особенно это важно для клиентов, у которых ассимиляция опыта нарушена (это нарциссические клиенты, пограничные клиенты, которые переходят от опыта к опыту, не присваивая его) – фиксировать присвоение. Когда клиент говорит, что ничего не произошло в сессии, ничего важного не было, ничего полезного не случилось – это всегда указывает на девалидизирующий процесс, так человек относится и к терапии, и так он может относится к себе. Особенно если это сопровождается генерализацией – никогда, нигде, ничего, всегда и пр.. Здесь важно, чтобы было найдено минимально ценное, даже что-то одно, «мышиные шаги», которые помогут в ассимиляции. 


 Работа с профлексией состоит в присвоении и осознании желания сделать кому либо то, в чем остро нуждаешься сам. Это и анализ желания советовать и поддерживать участников группы, и осознание поведения заботы вне сессии. В индивидуальной работе это анализ и отражение различных беспокойств и заботливого участия по отношению к самому терапевту.


 Это только самый беглый обзор техник гештальт-терапии, для более полного ознакомления я рекомендую классическое руководство Клаудио Наранхо,1995 года , нашу методичку в соавторстве с профессором А.П.Федоровым «Базовые техники гештальт-терапии» 2009 года , а также руководство Н.Лебедевой и Е.Ивановой «Путешествие в гештальт»,2004 года издания.

Техники гештальт-терапии

Содержание:

Методы гештальт-психологии

Основные техники гештальт-терапии:

  1. Техники гештальт-терапии в работе с телом
  2. Гештальт-терапия. Техники работы со сновидениями
  3. Техника гештальт-терапии «Пустой стул»
  4. Техника гештальт-терапии «Два стула»
  5. Речь и внимание к речи. Я-высказывания в гештальт-терапии
  6. Гештальт-техники, направленные на экспрессию и воображение
  7. Методы гештальт-терапии для развития осознанности
  8. Приемы гештальт-терапии и позиция гештальт-терапевта

Гештальт-терапия — одно из самых популярных направлений современной психотерапии. Гештальт по-особому видит структуру психики человека и предлагает свои методы работы с ней. Эффективнее всего гештальт-терапия работает с проблемами отношений, одиночеством, привязанностью, низкой самооценкой, душевной болью, горем и утратой. Помогает клиентам с депрессивными состояниями, апатией, потерей «вкуса к жизни». Попробуем разобраться, какие методы и приемы гештальт-терапии помогают справиться с этими проблемами.

Методы гештальт-психологии

Гештальт-терапия сформировалась на основе гештальт-психологии. То есть из теоретического направления, которое изучало особенности психологии восприятия, впоследствие сформировался практический подход в терапии.

Именно гештальт-психология ввела в обиход понятие Gestalt — в переводе с немецкого это «структура, целостность, целостный образ». Гештальт-психологи доказали, что психика человека стремиться завершить, доформировать всё, что осталось незавершенным. Например, если мы видим часть изображения животного, мозг дорисует его до полного образа. Точно так же к целостности и завершенности стремятся наши потребности, циклы отношений, даже наш образ себя.

Основатель гештальт-подхода, Фриц Перлз, совместил методы гештальт-психологии, психоаналитические техники и собственный опыт. В итоге, в основе гештальт-терапии лежит несколько важных понятий и принципов:

Принцип «здесь и сейчас»

Даже если речь идет о травматических событиях прошлого, техники гештальт-терапии будут применяться к тому, какое значение эти события имеют сейчас: почему именно сейчас человек об этом вспомнил? Что именно его тревожит по этому поводу сегодня? Чем чувства, которые человек сейчас испытывает, похожи на чувства из прошлого? Гештальт-психолог будет работать с прошлым только в контексте того, что происходит с клиентом в текущем моменте.

Фигура и фон

Эту идею хорошо иллюстрируют картинки, на которых можно увидеть то один образ, то другой, — в зависимости от фокуса внимания. Например, два человеческих лица в профиль вдруг становятся вазой, если переключить внимание на пространство между ними. Таким образом, наш мозг выделяет из бесконечного полотна жизни какие-то «фигуры», оставляя всё остальное в фоне. То, что становится фигурой, многое говорит о наших потребностях.

Творческая адаптация

Методики гештальт-терапии воспринимают все симптомы и проблемы не как «поломки», которые нужно исправить, а как творческую адаптацию психики к сложным ситуациям. Например, чтобы не сталкиваться с невыносимыми чувствами, ребенок может «заморозить» вообще все чувства, перестать их замечать. Но сейчас, когда ситуация изменилась, это не дает строить отношения и получать удовольствие от жизни. В этом смысле терапия — это поиск новых методов творческой адаптации.

Цикл контакта

Речь идет о том, что в процессе удовлетворения потребности (например, потребности в признании) мы проходим ряд этапов: преконтакт (когда мы осознаем потребность), контактирование (когда мы просим о чем-то или пытаемся удовлетворить потребность), завершение контакта (когда становится понятно, удалось нам получить нужное или нет), постконтакт (когда мы осмысляем и интегрируем полученный опыт). Цикл контакта может прерываться на любой стадии. Если мы ужасно боимся отвержения, мы можем прерывать цикл контакта на стадии преконтакта — и никогда не показывать свою уязвимость, избегать близости. Тогда основные техники гештальт-терапии будут направлены на то, чтобы исследовать, как человек строит цикл контакта, где и почему он выбирает его прервать.

О страхе перед контактом и социальной тревожности рассказывает гештальт-терапевтка Алёна Галицына:

Основные техники гештальт-терапии

Техники гештальт-терапии в работе с телом

Достаточно большое внимание в гештальт-терапии уделяется телесности. Во-первых, это способствует созданию целостности. На вопрос что ты чувствуешь? мы привыкли отвечать я думаю, что… Не говоря уже о том, чтобы осознавать и проживать чувства в теле. Концентрируясь на том, как чувство отражается в теле, гештальт-терапия возвращает человеку целостность, восстанавливает связь между интеллектуальным, эмоциональным, телесным. Во-вторых, очень часто через внимание к телу можно впервые обнаружить заблокированное чувство. Так, клиент, который говорит я ничего не чувствую, переключаясь на напряжение в плечах, попытку «уменьшиться» физически, поверхностное дыхание, — может обнаружить, что испытывает фоновый стыд. И после этого — работать с этим стыдом, используя другие приемы гештальт-терапии. Через тело можно научиться различать больше эмоций: стыд, от которого краснеешь и становится «горячо», может отличаться от стыда, от которого сжимаешься и перестаешь дышать. Иногда без телесного опыта эти отличия невозможно обнаружить и осознать.

Гештальт-терапия. Техники работы со сновидениями

В отличие от психоаналитических направлений, гештальт-терапия не интерпретирует сновидения, то есть не пытается их объяснить или соотнести с реальностью на уровне событий настоящего или прошлого. Вместо этого, персонажи и образы сна воспринимаются гештальт-терапией как отщепленные образы личности. Если очень упростить, сцена ссоры во сне — это «конфликт» между моими собственными потребностями или частями психики. Потерянная вещь — скорее потерянная часть меня, забытая или подавленная потребность, чем реальная потерянная вещь.

Вместе с терапевтом клиент пытается дать голоса этим частям, понять, о каких чувствах идет речь, о каких импульсах и потребностях говорит сон.

Техника гештальт-терапии «Пустой стул»

На уровне интенсивности и глубины переживаний есть большая разница между тем, чтобы говорить о своих чувствах описательно, — и тем, чтобы сказать о них прямо, обращаясь к тому, кто эти чувства вызывает. Техника гештальт-терапии «Пустой стул» предлагает представить рядом с собой значимого человека и адресовать послание прямо ему или ей, как будто человек присутствует в комнате. Это может вызывать очень сильные эмоции, поэтому терапевт присутствует и поддерживает во время эксперимента. На пустом стуле можно представить кого-то из родителей, партнера, друга. Можно обратиться к человеку, которого больше нет. Можно «завершить» историю отношений, если в реальности не удалось поговорить при расставании. Иногда эта гештальт-техника помогает подготовиться и настроиться на разговор, которому только предстоит состояться.

Техника гештальт-терапии «Два стула»

Если в технике «Пустой стул» напротив себя предлагается представить реального человека, то упражнение «Два стула» создано, чтобы организовать диалог между внутренними конфликтующими частями, поскольку достижение внутренней целостности — одна из целей, которые ставит перед собой гештальт-терапия. Методы гештальт-терапии при работе с внутренним конфликтом могут быть разными, но для начала обе «стороны» должны высказаться. Например, на один стул можно посадить критикующую часть, а на другой — творческую часть. Или можно провести диалог между «моралью» и «желаниями», если именно они конфликтуют. Не обязательно этот диалог приведет к примирению и гармонии с первой попытки, но это обязательно даст больше осознанности и понимания.

Речь и внимание к речи. Я-высказывания в гештальт-терапии

Любые гештальт-техники по умолчанию включают в себя осознанность, внимание к себе и своим чувствам и правильное распределение ответственности (то есть не пытаться контролировать неконтролируемое, но и не отрицать ответственности за свои выборы и действия). Всё это отлично можно проследить в речи. Так, гештальт-терапевт может заметить, что клиент не говорит от первого лица. Например, использует «обобщенное ты»: И вот тогда ты понимаешь, что тебя обманули, а потом ты чувствуешь себя таким одиноким…. Такая формулировка звучит абстрактно и обобщенно, формулировка Когда я поняла, что меня обманули, я почувствовала себя очень одинокой будет звучать и ощущаться намного мощнее. То же самое касается фраз она меня вывела из себя, коллеги меня проигнорировали, отец ведет себя глупо. Если мы переводим это в я-высказывания и говорим о том, что именно мы чувствуем в связи с поведением других, в чем нуждаемся и чего нам не хватает, — это продвигает нас намного дальше.

Гештальт-техники, направленные на экспрессию и воображение

Часто приемы гештальт-терапии включают творческие задания или задания на воображение. Терапевт может предложить нарисовать свой страх, нарисовать свою злость или какую-то часть своей личности («я, которая боится осуждения»). Даже если поначалу эта гештальт-техника ощущается странно, она дает результаты: во-первых, пока мы рисуем или пишем рассказ, мы проводим с этой эмоцией много времени, вслушиваемся и всматриваемся в нее, улавливаем скрытые детали. Во-вторых, мы интегрируем разные части себя: визуальные, телесные, эмоциональные, когнитивные. В-третьих, работая с такой метафорой, можно найти неожиданный инсайт. Например, что бы помогло этому персонажу, чего ему хочется, чего не хватает.

Методы гештальт-терапии для развития осознанности

Многие техники гештальт-терапии направлены на то, чтобы вернуть нас в настоящий момент. Привычка зацикливаться на прошлом или проваливаться в тревоги о будущем лишает нас присутствия в своей реальной, настоящей жизни. Гештальт-техники осознанности могут включать сканирование тела, когда мы постепенно осознаем, что чувствуют наши ступни, как они опираются на пол, поднимаемся выше по телу, пытаемся проследить боли или напряжения, отмечаем дыхание, проверяем, поверхностное оно или расслабленное, — и так проходим по всему телу. Это помогает ослабить тревогу и вернуться в настоящее.

Другие приемы гештальт-терапии предлагают проделать самые простые бытовые действия, но с максимальной степенью внимательности, — например, выпить чашку чая или помыть тарелку, полностью присутствуя в текущем моменте. Важно следить за всеми органами чувств (насколько теплая чашка, какими травами пахнет чай, какой он на вкус, меняется ли вкус со временем, вызывает ли он чувства или воспоминания, как тепло разливается по телу).

Такой же подход можно использовать в общении: слушать близкого человека, не отключаясь на размышления о вашем прошлом или совместном будущем, а полностью сосредоточившись на том, что происходит здесь-и-сейчас в каждом из вас и между вами.

Приемы гештальт-терапии и позиция гештальт-терапевта

В отличие от классического психоанализа, где психоаналитик занимает нейтральную позицию и не делится своими переживаниями, методы гештальт-терапии дают терапевту право и инструменты, чтобы говорить о тех чувствах, которые возникают в нем в процессе сессии. Но это не попытка «перетянуть внимание на себя» и, конечно, терапевт всегда делает это в интересах клиента. Например, клиент может рассказывать о ситуации, в которой над ним обидно посмеялись, при этом рассказывать это чуть ли не с улыбкой, как бы присоединяясь к обидчикам. Терапевт, который видит ситуацию со стороны, скажет когда я это слышу, мне становится очень печально и горько. Такая обратная связь может вернуть человека к его собственным чувствам, которых он стыдится или боится признать. Даже если клиент ответит Нет, никакой печали я здесь не ощущаю, меня это злит, это вызывает во мне огромную ярость, — это тоже будет значить, что человек вернулся к своим чувствам и готов прожить их.

Многие исследования показывают, что эффективность психотерапии определяют не только методики и техники, но и прочность и качество психотерапевтического альянса. В каком-то смысле исцеляют не методы гештальт-терапии, а сами отношения между двумя людьми. Часто терапевтические отношения становятся первым опытом взаимодействия без осуждения, без вины и манипуляций. Иногда терапевт — первый человек в опыте клиента, который способен выдержать злость или обиду, не пытаясь их отрицать или обвинять в ответ, то есть признает право клиента чувствовать то, что он чувствует. Такая валидация чувств (в том числе условно «негативных») делает человека устойчивее и свободнее в жизни — вне терапевтических сессий.

Гештальт-терапия: обзор и ключевые понятия

«Я делаю свое дело, а вы делаете свое.
Я в этом мире не для того, чтобы оправдывать твои ожидания
И ты в этом мире не для того, чтобы оправдывать мои.
Ты — это ты, а я — это я,
И если случайно мы найдем друг друга, это прекрасно.
Если нет, то ничего не поделаешь.

(Фриц Перлз, 1969 г., Гладдинг, 2000 г.)

Гештальт-терапия была разработана в 1940-х годах Фрицем и Лаурой Перлз, и в дальнейшем на нее повлияли такие люди, как Курт Левин и Курт Гольдштейн (Corsini & Wedding, 2000). Он был разработан как пересмотр психоанализа и фокусируется на эмпирическом и гуманистическом подходе, а не на анализе бессознательного, который был одним из основных терапевтических инструментов в то время, когда применялась гештальт-терапия.

Гештальт-терапия отвергает двойственность ума и тела, тела и души, мышления и чувства, чувства и действия. Согласно Перлзу, люди не состоят из отдельных компонентов, это разум, тело и душа, скорее, человеческие существа функционируют как единое целое. При этом человек определяет, кто он есть (самоощущение), выбирая реакцию на взаимодействие с окружающей средой (границы). Слово «гештальт» (немецкого происхождения) относится к «целому, конфигурации, интеграции, паттерну или форме» (Паттерсон, 19).86).

Форма гештальт-терапии, практикуемая сегодня, использует идеи, данные и вмешательства из множества источников, а также некоторые из оригинальных техник, известных как «методы гештальт-терапии». Отмечается, что гештальт-терапия имеет историю подхода, который создает или заимствует определенные техники, направленные на то, чтобы помочь клиенту сделать следующий шаг в своем личном росте и развитии.

Ключевые концепции

В основе гештальт-терапии лежат несколько ключевых концепций, многие из которых аналогичны концепциям личностно-ориентированной и экзистенциальной терапии. Однако то, что действительно отличает гештальт-терапию от этих видов терапии, так это некоторые идеи, добавленные Перлзом и его коллегами, а также отличительные терапевтические техники, которые будут рассмотрены ниже (Seligman, 2006). Ниже приведены ключевые концепции гештальт-терапии:

Целостность и интеграция : Целостность относится ко всему человеку или к разуму и телу человека как к единому целому, а не как к отдельным частям (Seligman, 2006). Интеграция относится к тому, как эти части сочетаются друг с другом и как человек интегрируется в окружающую среду. Часто у людей, которые приходят на терапию, эти части не сочетаются друг с другом в их окружении, гештальт-терапия помогает клиентам интегрироваться как целостные личности и помогает восстановить баланс в их окружении.

Осведомленность : Осведомленность является одним из наиболее важных элементов гештальт-терапии, поскольку она рассматривается как «отличительный признак здорового человека и цель лечения» (Seligman, 2006). Когда люди «осознают», они способны саморегулироваться в своей среде.

Есть две основные причины отсутствия осведомленности:

  1. Озабоченность своим прошлым, фантазиями, недостатками и сильными сторонами, из-за которых человек не осознает всей картины.

  2. Низкая самооценка.

Существует три способа достижения осознанности с помощью терапии:

  1. Контакт с окружающей средой : Это через взгляд, слушание, прикосновение, разговор, движение, обоняние и вкус. Это позволяет человеку расти в своей среде, реагируя на окружающую среду и меняясь.

  2. Здесь и сейчас : Это человек, живущий и осознающий настоящий момент, а не беспокоящийся о прошлом или будущем.

  3. Ответственность : Это относится к тому, что человек берет на себя ответственность за свою жизнь, а не обвиняет других.

Энергия и энергетические блоки : Гештальт-терапевты часто сосредотачиваются на том, где находится энергия в теле, как она используется и как она может вызывать блокировку (Corey, 2005). Заблокированная энергия — это форма сопротивления, например, напряжение в части тела, недостаточно глубокое дыхание или избегание зрительного контакта. Гештальт-терапия направлена ​​на поиск и устранение блокировок, которые могут мешать осознаванию.

Нарушения роста : Нарушения роста относятся к эмоциональным проблемам, которые вызваны людьми, которые недостаточно осведомлены и не полностью взаимодействуют с окружающей средой. При этом люди не могут успешно справляться с изменениями в своей жизни и вместо этого решают проблемы в оборонительной манере (Seligman, 2006).

Незавершенное дело : Незавершенное дело относится к людям, которые не доводят дело до конца в своей жизни, и часто связано с людьми с «нарушением роста» (Seligman, 2006). Люди с незавершенными делами часто обижаются на прошлое и из-за этого не могут сосредоточиться на здесь и сейчас. Одна из основных целей гештальт-терапии — помочь людям справиться с незавершенными делами и завершить их.

Общие представления о развитии личности

Гештальт-терапия считает, что людей нельзя рассматривать как отдельных от их окружения или межличностных отношений. Человек рассматривается как саморегулирующийся и способный мотивировать себя на решение проблем. Люди могут работать над ростом и развитием, насколько позволяет их среда.

Психологически здоровый человек — это тот, кто саморегулируется через изменения в жизни и развил чувство «целостности» между разумом и телом (Corsini & Wedding, (2000)).

Терапевтические техники и методы работы

Самая важная цель гештальт-терапии состоит в том, чтобы гештальт-терапевты не стремились изменить своих клиентов. Роль терапевта состоит в том, чтобы помочь клиентам в развитии их собственного самосознания того, каковы они в настоящий момент. Таким образом, это позволит им исправить проблемы, влияющие на его или ее жизнь.

«Работа терапевта состоит в том, чтобы пригласить клиентов к активному партнерству, где они могут узнать о себе, приняв эмпирическую установку на жизнь, в которой они пробуют новое поведение и замечают, что происходит» (Perls, Hefferline and Goodman, 19). 54, у Кори, 2005 г.).

Основное внимание в развитии осознания уделяется осознанию клиентами их собственной реальности. Для этого клиенты должны сначала взять на себя ответственность за выбор своих нынешних ситуаций. Язык играет большую роль в принятии ответственности. Клиент может попытаться использовать реакции избегания или проецировать индивидуальные черты на других людей или внешние причины, например: «Она меня так злит»; «Это его вина». Как реакция избегания, так и проекция черт пытаются переложить ответственность и ответственность на внешнюю причину.

Еще одна цель гештальт-терапии состоит в том, что терапевты должны работать над созданием отношений «Я-ты» с клиентами, в которых и терапевт, и клиент присутствуют здесь и сейчас, а не сосредотачиваются на прошлом или будущем (Seligman, 2006).

Кроме того, от терапевта требуется полное понимание опыта клиента. Это включает в себя рассмотрение вербальной и невербальной коммуникации клиента. На самом деле невербальное общение дает больше информации о реальной сущности человека.

Таким образом, важной функцией гештальт-терапевта является обращение внимания на язык тела клиента, например, на позу, движения, жесты, голос и колебания клиента, поскольку считается, что язык тела отражает то, через что проходит клиент в данный момент. тот момент времени.

Эксперименты : Гештальт-терапевты используют технику экспериментов или обучающий опыт со своими клиентами. Эксперименты предназначены для человека и принимают форму инсценировки, ролевой игры, домашнего задания или другой деятельности, которая способствует самосознанию человека (Seligman, 2006).

Примером этой техники может служить мужчина, который чувствует себя неуверенно в социальных ситуациях. У него через две недели запланировано рабочее мероприятие, поэтому терапевт дает ему эксперимент: начать разговор на мероприятии с кем-то, с кем он обычно не разговаривает. Время, проведенное в размышлениях о том, что он мог бы сказать, способствует самосознанию, а сам эксперимент придает ему больше уверенности в социальных ситуациях.

Использование языка : Гештальт-терапевты выбирают язык, который будет способствовать изменению клиента. Этого можно добиться следующими способами (Seligman, 2006):

  1. Акцент на утверждениях, а не на вопросах, чтобы подчеркнуть отношения сотрудничества между клиентом и терапевтом.

  2. Вопросы «Что» и «Как» (когда используются вопросы), чтобы удерживать клиента в настоящем и способствовать интеграции.

  3. «Я»-утверждения используются для того, чтобы поощрять клиентов владеть чувствами, а не возлагать вину на других.

  4. Используется настоящее время, поэтому акцент делается на настоящем, а не на прошлом.

  5. Поощрение ответственности клиентов за свои слова, эмоции, мысли и поведение, чтобы они узнавали и принимали то, что чувствуют.

Пустой стул : Техника пустого стула — это «метод облегчения ролевого диалога между пациентом и другими или между частями личности пациента. Он обычно используется в групповой ситуации» (Паттерсон, 1986). Два стула ставятся лицом друг к другу: один представляет пациента или одну сторону личности пациента, а другой представляет другого человека или противоположную часть личности. По мере того, как пациент меняет роли, он или она садится то на один, то на другой стул.

Терапевт может просто наблюдать за ходом диалога или может проинструктировать пациента, когда менять стулья, предложить произнести предложения, привлечь внимание пациента к тому, что было сказано, или попросить пациента повторить или преувеличить слова или действия.

В процессе вызываются эмоции и конфликты, могут возникать и разрешаться тупиковые ситуации, могут развиваться осознание и интеграция полярностей – полярностей или расколов внутри пациента, между пациентом и другими людьми или между желаниями пациента и социальные нормы (Паттерсон, 1986).

Верх — аутсайдер : Широко используемая гештальт-техника — диалог между фаворитом и аутсайдером. Эта техника используется, когда терапевт замечает у клиента два противоположных мнения/отношения. Терапевт побуждает клиента различать эти две части и играть роль каждой из них в диалоге между ними (Patterson, 1986).

Тиранический «превосходный пес» требует, чтобы все было по-особому, в то время как «аутсайдер» играет роль непослушного ребенка. Индивид становится расколотым между двумя сторонами, борющимися за контроль.

Сны : Сны используются для интеграции клиента. В центре внимания сновидения клиента находится не бессознательное, а скорее проекции или аспекты сновидца (Seligman, 2006). Терапевт будет заставлять клиентов рассказывать о своих снах с точки зрения значения каждой роли во сне, и это позволяет клиентам брать на себя ответственность за сны и повышать осведомленность о своих мыслях и эмоциях.

Фантазия : Фантазия используется в гештальт-терапии для повышения самосознания клиентов своих мыслей и эмоций и для закрытия незавершенных дел (Seligman, 2006). Терапевты используют техники управляемого воображения (фантазии), чтобы побудить клиентов представить ситуации, например, что они сделали бы в определенной ситуации, или проецируя себя на разные роли.

Тело как средство коммуникации : Гештальт-терапия считает, что не только мысли и эмоции важны для создания ощущения «целостности» у клиента, но и физические ощущения также важны. Селигман (2006) определил три стратегии, помогающие сосредоточить внимание на физических ощущениях:

Идентификация : Гештальт-терапевты должны уметь распознавать физические признаки своих клиентов. Например, клиент может постукивать ногами по земле. Терапевт может сказать: «Стань своей ногой и дай ей голос?» Это создает осознание физических ощущений и эмоций клиента.

Локализация эмоций в теле : Гештальт-терапевты могут спросить клиентов, где они испытывают эмоции в своем теле. Например, клиент может сказать, что он нервничает из-за чего-то. Терапевт может спросить, откуда это берется в теле, и клиент может ответить, что это чувство похоже на порхание бабочек в животе. Это помогает клиенту лучше осознавать ощущения и свои эмоции.

Повторение и преувеличение : Если есть повторение, например, когда клиент постукивает ногой по земле, терапевт заставит его преувеличить движение и рассказать о возникающих чувствах. Это, в свою очередь, фокусируется на эмоциях и должно помочь высвободить заблокированное осознание.

Замешательство : Техника работы с замешательством клиента заключается в привлечении внимания к колебаниям клиента в разговоре о чем-то неприятном. Нерешительность может проявляться избеганием, игнорированием, вербализмом и фантазиями (Паттерсон, 19 лет).86). Привлекая внимание к колебаниям, это создает у клиента самосознание и позволяет ему проработать проблему.

Конфронтация : В гештальт-терапии конфронтация означает «бросить вызов клиенту или расстроить его». Клиент сталкивается с чувствительностью и эмпатией со стороны терапевта, чтобы столкнуться с важными для него проблемами. Это бесценный инструмент для того, чтобы привести клиентов к ясному осознанию их реальности, при правильном использовании. Однако конфронтация — это не метод, который можно использовать со всеми клиентами.

Области применения

Первоначально гештальт-терапия преимущественно использовалась для лечения людей, страдающих тревогой и/или депрессией и не проявляющих серьезных патологических симптомов. Хотя гештальт-терапия до сих пор используется для лечения тревоги и депрессии, она оказалась эффективной при лечении клиентов с расстройствами личности, такими как пограничное расстройство личности.

Гештальт-терапия также эффективна при консультировании групп, пар и семей (Corsini & Wedding, 2000).

Сильные стороны

  1. Имеются эмпирические исследования в поддержку гештальт-терапии и ее методов (Corsini & Wedding, 2000). В частности,

  2. Гештальт-терапия равна или превосходит другие методы лечения различных расстройств, гештальт-терапия оказывает благотворное влияние на расстройства личности, а эффекты терапии стабильны.

  3. Работает с прошлым, делая его актуальным для настоящего (Corey, 2005).

  4. Универсальный и гибкий подход к терапии. Он имеет много методов и может быть применен к различным терапевтическим проблемам.

Слабые стороны

  1. Чтобы гештальт-терапия была эффективной, терапевт должен иметь высокий уровень личностного развития (Corey, 2005).

  2. Эффективность конфронтационных и театральных техник гештальт-терапии ограничена и не была хорошо установлена.

  3. Считается, что это эгоцентричный подход, который касается только индивидуального развития.

  4. Потенциальная опасность для терапевтов злоупотреблять своей властью над клиентами (Corey, 2005).

  5. Не хватает сильной теоретической базы.

  6. Работает только здесь и сейчас.

  7. Не занимается диагностикой и тестированием.

Вывод

Гештальт-терапия направлена ​​на интеграцию «всего» человека и его или ее окружения. Эта терапия рассматривает здорового человека как человека, который осознает свою жизнь и живет здесь и сейчас, а не сосредотачивается на прошлом или будущем. Гештальт-терапия имеет ряд успешных техник, которые сегодня применимы в терапии и могут быть использованы для решения широкого спектра эмоциональных проблем.

Каталожные номера

  • Кори, К. (2005). Теория и практика консультирования и психотерапии. (7-е изд.). Белмонт, Калифорния: Thomson Learning.

  • Корсини, Р.Дж., и Веддинг, Д. (ред.). (2000). Современные психотерапии. (6-е изд.). Белмонт, Калифорния: Thomson Learning, Inc.

  • Gladding, С.Т. (2000). Консультирование: всеобъемлющая профессия. (4-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Prentice-Hall, Inc.

  • Патерсон, CH (1986). Теории консультирования и психотерапии. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Harper & Row.

  • Селигман, Л. (2006). Теории консультирования и психотерапии: системы, стратегии и навыки. (2-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Pearson Education, Ltd.

Что такое методы гештальт-терапии?

В этой статье

Гештальт-терапия использовалась как форма терапии на протяжении десятилетий. Овладение этой техникой привело в основном к положительным результатам. Здесь мы совершим глубокое погружение в этот величественный аппарат и вступим на путь его освоения.

Краткая история гештальт-терапии

Она была основана трио Лаурой Перис, Полом Гудманом и Фрицем Перисом где-то в 1940-х годах. В 1950-х годах они даже выпустили книгу, в которой рассказывалось об общем оздоровлении. Гештальт-терапия была продуктом различных экспериментов. Таким образом, эта форма терапии является спорадической и уникальной. С момента своего появления он становился все более и более популярным среди терапевтов. Сейчас он охватывает весь земной шар.

«Гештальт» — это немецкое слово, которое означает «форма/форма» и «целое», при этом оно фокусируется на человеке в целом. Основатели всегда выражали свое убеждение, что не следует обращаться с людьми как с машинами. К нам следует обращаться в целом, а не только по отдельным частям. Тем не менее, эта форма терапии фокусируется на нынешних чувствах человека, чтобы облегчить прошлые обиды.

Согласно гештальт-терапии, вы можете разрешить эмоциональные расстройства только в том случае, если они обсуждаются в настоящем. Связь со своими эмоциями — лучший и самый быстрый способ исцелиться.

Введение

Как терапевт, вы можете помочь своему клиенту только настолько, насколько позволяют ваши навыки. Помимо профессионализма, ваш клиент оценит, если у вас есть хорошие навыки межличностного общения. Так вы оба приблизитесь к своей цели.

То, как терапевта воспитывают и обучают, существенно повлияет на то, как он впоследствии будет взаимодействовать со своими клиентами.

Когда речь идет о гештальт-терапии, это просто подразумевает использование отношений терапевт-клиент для достижения наилучшего результата. Это, однако, также означает, что клиенты должны взяться за свою жизнь. Терапия — это всего лишь часть недели человека. Терапия может быть эффективной только в том случае, если человек, о котором идет речь, действует за пределами терапевтической комнаты. Гештальт-терапия в основном затрагивает четыре области:

  1. Исследование самосознания.
  2. Создание диалога, позволяя терапии течь естественно.
  3. Ощущение себя в контексте, в котором они существуют.
  4. Изменения приходят через действия и эксперименты.

Техники гештальт-терапии

Имея это в виду, терапевт, использующий эту форму терапии, скорее всего, будет следовать следующим техникам:

1.

Теория парадоксальных изменений

В ней рассказывается о терапевтических отношениях и подходе к изменению . В нем говорится, что чем больше человек пытается быть тем, кем он не является, тем больше он в конечном итоге остается таким же, учась принимать себя, поскольку вы необходимы в повседневной жизни. Естественно, эта техника покажет, что терапевт эмпатичен. Изменения происходят в основном через самопринятие.

2. Техника пустого стула

Это означает, что клиент разговаривает с кем-то, кто сидит прямо напротив него. С помощью этой техники они могут представить себе человека, с которым хотят поговорить по конкретному вопросу. Эта техника очень гибкая, и клиент может даже пересаживаться со стула на стул, когда ему заблагорассудится, чтобы разыграть беседу. Он направлен на то, чтобы заставить пациента взаимодействовать с глубоко укоренившимися моделями поведения, чувствами и мыслями и привести его к осознанию.

3. Техника преувеличения

Когда терапевт, особенно тот, кто обращается к группе, замечает определенное поведение, такое как выражение лица и движения тела, связанные с текущими эмоциями пациента. Терапевт делает это, прося пациента преувеличить это конкретное поведение. Цель состоит в том, чтобы привлечь внимание пациента к эмоции, связанной с поведением, для достижения полного осознания.

Все они служат проводниками для терапевта на протяжении всего лечения клиента. Это также показывает пациентам, что они могут преодолеть свои проблемы, если направят на них свое внимание.

4. Зацикливайтесь на «здесь» и «сейчас».

Пациентам рекомендуется смотреть в лицо эмоциям, которые они испытывают, а не игнорировать их. Обращаться к своим мыслям и чувствам очень важно, чтобы знать, какие из них мешают вам. Это, конечно, не означает, что терапевт будет игнорировать прошлое клиента. Понимание прошлого пациента является ключом к получению результатов в настоящем. В большинстве случаев прошлый опыт так или иначе проявляется в настоящих ситуациях; поэтому жизненно важно понять, как прошлый опыт влияет на вашу текущую жизнь.

Состояние психического здоровья, которое может улучшиться с помощью гештальт-терапии

Это может помочь многим людям, проходящим терапию, как вы можете спросить. Первое, что нужно сделать, это обсудить это с вашим терапевтом, чтобы узнать, будет ли этот курс лечения лучшим для вас. Гештальт не для всех, если честно.

Теперь вернемся к условиям, в которых он может помочь:

1. Самоуважение

Естественно, человеку с низкой самооценкой будет трудно почувствовать чувство собственного достоинства. Эта терапия способствует принятию, помогая людям преодолевать свои психические барьеры.

2. Головные боли

Различные новостные агентства сообщают, что гештальт-терапия помогает не только психическим, но и физиологическим заболеваниям. Было показано, что это помогает облегчить головные боли и мигрени, если все сделано правильно.

3. Проблемы в отношениях

Эта терапия является отличным средством для пар, чтобы решить свои проблемы. Через это пары могут сильно исцелиться.

4. Депрессия и тревога

С помощью этой терапии вы можете бороться с этими двумя тяжелыми психическими блокаторами.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *