Разное

Формирование самооценки личности: Формирование самооценки | Журнал Вестник Психологии

Как формируется самооценка личности, функции

 

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.

Самооценка личности является внешним регулятором поведения и действий. Она бывает высокой, средней, низкой. На формирование отношения к себе влияет поведение родителей, родственников, успехи на работе и жизни.

Содержание:

Самооценка личности

Самооценкой называют способность человека принимать и критически оценивать себя. Она зависит от отношения к себе. Если у человека есть много комплексов, то он не станет уверенной личностью, пока не устранит их.

Самооценка играет важную роль в отношениях с другими людьми, выполнении поставленных целей, развитии. Человек как личность — самооценивающее существо. Все люди составляют мнение о себе исходя из поступков и успехов.

Функции самооценки

В психологии самооценку считают важным компонентом личности, обладающим рядом функций.

Регуляторная

Обеспечивается выполнение человеком задач и принятие решений.

Она оценивает, обеспечивает защиту, стимулирует к достижению целей.

Защитная

Она позволяет личности стать независимой и выработать относительную стабильность.

Развивающая

Человек стремится к совершенствованию своих навыков и способностей, постоянно развивается.

Отражающая

Самооценка показывает осознание личностью своих поступков и черт.

Эмоциональная

Обеспечивает чувство удовлетворенности своей жизнью, качествами и характеристиками.

Адаптационная

Самоуважение позволит человеку приспособиться к социуму и окружающему миру.

Прогностическая

Благодаря этой функции регулируется активность человека в начале его деятельности.

Корригирующая

Позволяет обеспечить контроль в процессе жизни.

Ретроспективная

Человек оценивает свое поведение и работу на конечном этапе пути.

Мотивирующая

Она побуждает человека к действиям, чтобы добиться одобрения и получить позитивные самооценочные реакции в виде удовлетворения, гордости за себя, самоуважения, улучшения самовосприятия.

Терминальная

Если определенные действия провоцируют появление критики и развивают ощущение человеком недовольства собой, в этой ситуации он прекращает свою деятельность.

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.

Самосознание бывает устойчивым и сохраняет особенности независимо от влияния внешних раздражителей.

Уверенность в себе и восприятие личности зависит того, какие притязания имеет человек, и насколько действительность им соответствует.

Процесс формирования самооценки

Начало осознания себя как личности закладывается в детстве. Ребенок учится осознавать суть сравнений, развивается самооценка. Родители должны осторожно высказываться по поводу успехов своих детей, если говорить им, что другие учатся лучше, это не мотивация.

Подросток не должен думать, что близкие любят его только, если он перегоняет ровесников. Он нуждается в поддержке и вере. Но и захваливание не помогает сформировать адекватное самомнение. Если взрослые воспитывали ребенка на похвале, то после завершения пубертатного периода он не будет развиваться и искоренять недостатки.

Чрезмерное количество комплиментов и лести способствует тому, что в зрелом возрасте человек будет нелюдимым. Такое поведение — результат сочетания действий родителей и суровой реальности.

Проблемы с самооценкой возникают под влиянием окружения, материального положения, образования. Становление низкой уверенности происходит в школе. Если в подростковом возрасте человека травили в учебном заведении, он всю жизнь будет бороться с комплексами и фобиями.

Неуверенность в себе усугубляет сравнение материального положения с успешными людьми. Но самооценка – это показатель, который не сохраняется на всю жизнь, а постоянно изменяется.

Структура самооценки

Самооценка мужчины и женщины состоит из нескольких компонентов.

Когнитивный компонент

Самооценка в психологии включает когнитивный компонент. Это убеждения человека, его способ ориентироваться в мире, широта суждений, способность выражать мнение о себе. С помощью этого компонента человек отображает то, что знает о себе.

Эмоциональный компонент

Этим термином обозначают эмоции, которые человек испытывает к оценочным характеристикам, переживания по этому поводу. Этот компонент отображает отношение личности к себе.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

Оценивая собственные умения и качества, личность соединяет оба компонента самооценки, отделить их друг от друга невозможно. Индивидуальные знания о себе человек получает во время общения с другими, тогда проявляются эмоции в зависимости от того, сколько это общение значит для личности.

У каждого человека компоненты формируются по-разному. Психологи утверждают, что они могут быть развиты на:

  1. Высоком уровне. Ребенок составляет мнение о себе по реальными качествам.
  2. Среднем. Для среднего уровня характерна склонность к непоследовательным проявлениям реалистичных самооценок. Человек ориентируется в этом на мнение окружающих, анализирует конкретные факты и ситуации.
  3. Низком. Это состояние сопровождается неадекватной оценкой личности своих способностей.

Нестабильные параметры самооценки приводят к нарушению самоуправления, ухудшению самоконтроля.

В возрасте от 5 до 9 лет формируется самооценка. Сначала на нее влияют родители, позже –  учителя в школе. Но в дальнейшей жизни, находясь под воздействием социума, стремления к лучшему, происходящих событий, отношения окружающих она может колебаться.

Это заметно в коммуникативных процессах, человек не может наладить контакт с другими, часто провоцирует конфликты.

Уровни самооценки

Классификация выделяет три уровня.

 

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.

Они демонстрируют степень любви к себе, способность сбалансировать положительные и отрицательные черты характера:

  1. Низкая. Эта проблема возникает при неправильном, властном или чрезмерно опекающем воспитании. У человека ярко выражена самокритичность, неуверенность, стеснительность. Такие люди легко обижаются, безынициативны, им трудно общаться с другими. Это приводит к формированию комплексов, развитию депрессии. Из-за внутреннего дисбаланса человек отрывается на окружающих,становится причиной скандалов среди членов семьи и коллег на работе. Походка нерешительна, голова втянута в плечи, а при разговоре он отводит глаза в сторону. Избавляться от этого пытаются тренингами, соблюдением рекомендаций психологов.
  2. Нормальная самооценка говорит об отсутствии проблем с психикой. Человек прислушивается к внутреннему голосу, адекватно анализирует поступки, шутит о себе. Но он защищает свои права, не допустит оскорблений. Это оптимальный уровень, к нему следует стремиться. Такие личности правильно соотносят собственные силы с поставленными целями. На выработку такой самооценки влияют мысли, структура восприятия, оценка окружающих, успехи на работе или в школе.
  3. Высокая самооценка. Главный признак этого состояния – личность идеализирует себя и преувеличивает значимость для окружающих. Такое самомнение выражается в высокомерности, чрезмерной активности. Если уверенность зашкаливает, то нужно исправлять ситуацию. Неадекватная самооценка требует признания превосходства. Человек отрицает неудачи, не обращает внимания на чужое мнение. Если у него не получается достичь успеха, то он относит это к влиянию внешних обстоятельств, но не к своим ошибкам. Критику не воспринимает, считает ее завистью других, ставит перед собой недостижимые цели. Такая личность имеет характерную внешность: держит прямую осанку, высоко ставит голову. При общении смотрит прямо в глаза, надолго задерживая взгляд, привык командовать, поэтому прослушиваются командные нотки в голосе.

Причина неадекватной самооценки в неблагоприятных условиях проживания, воспитании и окружении. Но если есть желание, с недочетами можно бороться. Есть много примеров того, как низкая самооценка женщины и мужчины менялась, и человек превращался в раскрепощенную и сильную личность.

Неправильное оценивание себя нарушает самоуправление и приводит к потере контроля. Это просматривается во время общения, когда личность с высоким или недостаточным самомнением провоцирует конфликты. Если человек считает себя лучше других, то он пренебрегает другими и не проявляет уважения, позволяет себе грубо и необоснованно критиковать, нетерпим к мнениям, высокомерен и проявляет зазнайство. Низкий уровень критичности приводит к тому, что человек даже не замечает, как оскорбляет других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженном мнении о себе личность становится чрезмерно критичной. Она проявляет требовательность, не прощает ошибок и промахов, обращает внимание на недостатки других людей. Хоть делает он это из лучших побуждений, это вызывает конфликты, так как не все могут терпеть систематические указания и критику. Постепенно он вызывает в других только негативные эмоции.

Факторы, влияющие на формирование самооценки

Причины низкой самооценки кроются еще в детстве, на нее влияет ряд факторов.

Социальные

Еще с младенческого возраста появляются первые задатки будущей самооценки. Порой дети растут в окружении, которое не соответствует требованиям педагогики и психологии. Во время воспитания в семье и учебных заведениях мало внимания уделяют индивидуальным и возрастным особенностям, не учитывают, что ребенок должен составить собственную оценку о мире.

Представления в социуме искажены, поэтому не получается достичь полноценного культурного и социального развития.

Если на самоуважение личности влияет отношение других людей, то на нее повлияет и положение в обществе. Его оценивают исходя не из достижений конкретного человека, а глядя на статус семьи.  Поэтому в юном возрасте для становления собственной ценности для человека имеет значение, что о нем думают родственники, друзья и соседи.

Личностные

В составлении мнения о себе личность руководствуется собственным поведением, внутренними стандартами и ценностями. Чем больше расхождений с эталонным представлением мира, тем самооценка ниже.

Хоть люди себя и других людей оценивают по одинаковым критериям, к себе они более строги. В формировании самооценки участвуют внутренние переживания, к которым не имеют доступа другие.

Серьезные изменения самооценки личности наблюдаются в подростковом возрасте. Дети начинают больше внимания обращать на внешний вид, прислушиваются к мнению других. Они начинают критически относиться к себе, подмечая малейшие недостатки, выделяя достоинства. Возрастные особенности мешают адекватно оценить себя и сделать правильные выводы. Обнаружить проблемы с самооценкой поможет тест на самооценку для подростков. Родители и педагоги должны принимать меры психологического воздействия, чтобы подросток не превратился в неуверенную и безынициативную личность.

От отношения к себе зависит жизнь. При недооценке своих способностей личность склонна к пассивности, менее популярна, постоянно ищет подтверждение собственной неполноценности, становится зависимой от постороннего мнения. Такие люди не верят комплиментам и часто остаются одинокими. Диагностика проблемы поможет подобрать методы и технологии ее решения.

Семейные

Самооценка формируется в семье.

Психологи убеждены, что структура личности составляется в течение первых пяти лет жизни.

В это время ребенок ощущает уязвимость и эмоциональную привязанность к семье. Поэтому родители должны обеспечить помощь и понимать, какие последствия возможны при неправильном обращении с ребенком.

Низкая самооценка возникает, если требуют послушания, учат подстраиваться под других людей и быть опрятными, бесконфликтно взаимодействовать с окружающими. Если ребенку многое запрещают, не учитывают его право на собственное мнение, то это вызывает неадекватную оценку. Если родители говорят, что у него ничего не получится, он недостаточно образован и тому подобные вещи, то постепенно ребенок будет думать, что так и есть, ведь кто лучше мамы знает, как правильно.

Подобное общение с детьми, попытка поставить их в подчиненное положение приводит к психологической надломленности. Это разрушает доверие ребенка, он враждебно воспринимает окружающий мир и не считает себя ценным для него. Чтобы поднять самооценку, родители должны меньше требовать от детей, а больше поддерживать и позволять самостоятельно принимать решения.

Средняя самооценка формируется, если родители принимают по отношению к ребенку снисходительную и покровительственную позицию. Они терпимы к поведению детей, но не дают им самостоятельно действовать и принимать решения, так как это вызывает беспокойство. Приобрести самостоятельный опыт и раскрываться вне дома ребенку мешают.

Следующая по шкале — высокая самооценка. Она появляется, если ребенок проживает в ы нсплоченной и солидарной семье, где поддерживают и уважают друг друга. В глаза ребенка родители успешные, мать позитивно относится к себе и мужу. В таких семьях дети с готовностью следуют заданным им образцам поведения, ощущают уверенность в своих силах. Они не подвергаются стрессам, доброжелательны, живут по принципу реалистичной оценки себя, воспитывают сильные и слабые стороны.

Дети, склонные завышать самооценку, идут только вперед, они ставят цели и любыми методами пытаются их достичь. Привыкшие занижать возможности предпочитают скромные цели и не уверены, что достигнут их.

Чтобы избежать синдромов низкой самооценки, обеспечить ребенку уверенность в себе, родители должны проявить готовность воспринимать его таким, как он есть, но объективно, без чрезмерного снисхождения. Дисциплину следует построить на принципах справедливости, устанавливать ясные и достижимые стандарты поведения для ребенка, предоставить ему систему ценностей, которая позволит стать личностью с надежными ориентирами, способной дифференцировать успешные действия от неуспешных.

В воспитании нужно использовать общие принципы, а не давать разрозненные указания, которые сбивают с толку. В дальнейшем это обеспечит уверенность в поступках, создаст благоприятные условия для составления мнения о себе.

Если родители обеспечат внешний контроль на должном уровне, это сформирует способность контролировать свои поступки. Социальное окружение для ребенка будет упорядоченным, и в мире он почувствует себя уютно, будет доверять окружающим. Это научит регулировать отношения с другими личностями.

Но при размытости и непоследовательности социального подкрепления самооценке наносится урон.

Если очертить образы и правила поведения, этот способ позволит создать Я-образ у ребенка. Исследования показывают, что уже на ранних этапах своего развития человек учится понимать разницу между собой и другими людьми, понимает, как желания отличаются от реальности.

Требования родителей доказывают родительскую заботу о благополучии. Поэтому если сказать ему: «Делай что хочешь, только отстань от меня» — это показать, что он не стоит заботы.

Выявить ее уровень помогают тесты на самооценку. Тесты проводят в подростковом возрасте, поскольку в этот период ярче проявляются отклонения в формировании личности.

Принципы «самости»

Самооценка деятельности по принципу «самости» называется еще интериоризацией чужих оценок. Это теория зеркального «Я». Такие сдвиги бывают устойчивыми и вместе с главными самооценками меняются те, которые не были затронуты оценкой социума. При получении завышенной групповой оценки постепенно возрастает уровень притязаний, который выходит за пределы качеств, считающихся положительными.

Более глобальные метаморфозы под влиянием внешних оценок наблюдаются, если личность думает, что такого мнения о ней все товарищи. Но стоит помнить, что темперамент и чувствительность к чужим мнениям у людей отличаются. Есть люди, которым безразлично мнение других. Но существуют и личности, пытающиеся соответствовать ожиданиям окружающих и перестраивающие себя под их желания. Они болезненно воспринимают негативные суждения о себе.

Этот показатель определяет степень развития самоуважения, собственной ценности и позитивного отношения к своему «Я». Если будут выявлены симптомы низкой уверенности, нужно выяснить, как повысить самооценку. Для этого применяют множество методик, поэтому можно подобрать подходящую для каждого конкретного случая и избавиться от проблемы.

Исправлять личностные проблемы необходимо, так как впоследствии человек будет ограничивать общение с другими, ограждать себя от эмоций. Он станет одиноким отшельником, что в сочетании с неуверенностью и убеждением в собственной бесполезности превратит жизнь в настоящий ад.

Особенности развития самооценки личности. PsyMag

Для каждого человека важно то, как к нему относятся окружающие, как оценивают его качества, способности и привлекательность. Но также большое значение имеет самооценка. Это отношение к себе, формируемое у человека на протяжении всего жизненного пути. От того, каким образом мы оцениваем свои достоинства и недостатки, зависит и то место, которое мы занимаем в общественной среде, и уверенность в своих силах, и уровень социальной деятельности.

Проблема появления и развития самооценки – одна из ведущих в развитии личности. Самооценка является важнейшей составляющей самосознания, то есть то, как человек осознает самого себя, свои поступки, мотивы и цели поведения, умственные и физические способности, отношение к себе и другим людям, и в целом к ​​тому, что его окружает.

Самооценка оказывает большое влияние на жизненный путь человека, поэтому очень важно знать себя, свою самооценку и то, что влияет на ее развитие и становление, а возможно и выявить какие-то трудности, вовремя их устранить и направить усилия на их коррекцию.


Самооценка – совокупность пониманий человека о себе, которые сформировались на основе сравнения с теми, кто его окружает. Эти представления играют важнейшую роль в создании образа своего «Я». Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критично. Она позволяет человеку примерить свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и, соответственно, самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Таким образом, самооценка составляет основу уровня притязаний, то есть уровня тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным. Присутствующая в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением. Все это и делает самооценку важным фактором в формировании личности [3].

Первые попытки изучить самооценку и ее особенности предпринял американский психолог и философ У. Джеймс [4]. По его мнению, самооценка охватывает самодовольство и недовольство собой. К самодовольству относятся гордость, суетность, тщеславие и высокомерие, к недовольству – скромность, неуверенность, смущение, стыд, раскаяние, отчаяние, сознание собственного позора. Он делал упор на регуляторном аспекте самооценки, то есть рассматривал ее как важнейший компонент саморегуляции личности.

Р. Бернс [2] акцентировал внимание больше на эмоциональном аспекте самооценки. По его мнению, самооценка – одна из составляющих Я-концепции и связана с эмоциональным отношением к своему «Я». Она показывает то, насколько человек себя любит, уважает, ценит и положительно относится к тому, что с ним происходит. Соответственно, если у человека низкая самооценка – он себя не принимает, отрицает и негативно к себе относится. То есть самооценка – определенный уровень развития самоотношения личности. Р. Бернс предполагает, что благодаря самооценке формируется определенное оценочное отношение к себе.

Самооценка бывает адекватной и неадекватной. В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неверное. В последнем случае человек постоянно сталкивается с неуспехом, часто вступает в конфликты с окружающим миром, нарушается гармоничность развития его личности. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности (например, адекватная самооценка способствует формированию уверенности в себе, самокритичности, настойчивости, требовательности; неадекватная – неуверенности или излишней самоуверенности, некритичности) [3].

1. Адекватная самооценка. Это объективное представление человека о себе, реалистичное оценивание себя, своего потенциала, качеств, поступков, способностей и т. д. Все положительное, что происходит с человеком, он приписывает внутренним факторам. Например, если произошло положительное событие, он осознает и верит в то, что это результат его собственных усилий, знаний, а не внешних обстоятельств.

Характеристика человека с такой самооценкой:

  • здраво оценивает свои желания и способности на их реализацию;
  • ставит цели, которые он может достичь;
  • может критически себя оценить, взглянуть на себя со стороны;
  • думает о последствиях своих поступков.

Это не отменяет того, что таким людям нужно окружение. Разница в том, что они адекватно оценивают мнение других, но способны фильтровать и анализировать, больше ориентируясь на свои чувства по поводу тех или иных действий.

2. Неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной.

Заниженная самооценка – несовпадение идеального и реального «Я». Человек с такой самооценкой приписывает свои нравы временным, внешним и случайным факторам. Например, думает, что ему повезло или так сложились обстоятельства, и уверен, что сам из себя ничего не представляет.

Характерные черты человека с заниженной самооценкой:

  • такие люди слишком осторожны и нерешительны;
  • они зависят от мнения окружающих и постоянно нуждаются в их поддержке;
  • любят переводить ответственность на других людей;
  • у них наблюдается комплекс неполноценности и это переходит в чрезмерную обидчивость и уязвимость;
  • они слишком требовательны к себе и другим людям, страдают перфекционизмом;
  • склонны мстить и завидовать.

Завышенная самооценка – человек переоценивает себя и свои возможности.

Люди с завышенной самооценкой:

  • переоценивают свои способности и свою значимость;
  • не могут воспринимать критику, не принимают мнения, расходящиеся с их собственными;
  • считают, что они во всем правы;
  • отличаются высокомерием и независимостью;
  • не принимают поддержку и помощь других людей;
  • обвиняют в своих проблемах и неудачах обстоятельства или других людей;
  • не видят свои слабости или выдают их за сильные стороны;
  • имеют демонстративный тип поведения;
  • склонны к эгоизму и не уважают других людей [9].

У людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистичные, а у индивидов, ориентированных на неудачу – нереалистичные, завышенные или заниженные, самооценки. С величиной самооценки связаны удовлетворенность или неудовлетворенность человека, возникающие в результате достижения успеха или появления неудачи. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Самооценка в свою очередь зависит от результата деятельности.

С самооценкой соотносится уровень притязаний – тот практический результат, которого субъект рассчитывает добиться в работе. Как фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большее значение для лиц, ориентированных на избегание неудачи, а не на достижение успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей [5].

Выделяют два компонента в структуре самооценки: когнитивный и эмоциональный.

Когнитивный компонент содержит знания человека о себе, своих способностях, умениях, возможностях, слабых и сильных сторонах. Этот компонент формируется в процессе самопознания и во многом влияет на уровень самооценки. Неадекватная самооценка, как правило, связана либо с ложными представлениями о собственном «Я», либо с их несформированностью.

Эмоциональный компонент – это отношение индивида к себе и различным проявлениям личности. Эмоции, которые мы испытываем к себе, очень противоречивы: одобрение и неодобрение, самоуважение или его отсутствие, любовь или неприятие себя.

Различия этих двух компонентов чисто теоретические, в реальной жизни они сосуществуют в неразрывном единстве – наши знания о своих качествах всегда эмоционально окрашены [9].


Существует много факторов, влияющих на формирование самооценки, которые действуют еще в раннем детстве.

1. Семейные факторы.

Являются основными в развитии самооценки. Самооценка ребенка определяется тем, как родители относятся к нему и формируется путем взаимодействия в семье, потому что семья для ребенка является вселенной. Это важно, потому что у ребенка в первые пять лет жизни складывается структура личности и закладываются основы Я-концепции. Чем больше сплоченная семья, тем более адекватная самооценка развивается у ребенка.

Таким образом, родители могут неосознанно сформировать у ребенка заниженную самооценку, если не будут доверять ему, и будут постоянно подчеркивать его небрежность и безответственность (например, говорить ребенку «не бери кружку, а то разобьешь, не трогай телефон – сломаешь»). Или же наоборот, развитие самооценки ребенка может пойти в сторону ее завышения, если родители чрезмерно хвалят ребенка, преувеличивая его способности и заслуги (например, говоря, что ребенок ни в чем никогда не виноват, а вина лежит на других детях, воспитателях и т. д.) [11].

Взрослый подталкивает формирование неадекватной самооценки у ребенка, если:

  • постоянно сравнивает ребенка с другими детьми, чтобы акцентировать внимание на его слабостях и неумениях;
  • постоянно наказывает и часто несправедливо;
  • слишком часто хвалит с поводом и без повода;
  • подчеркивает и делает акцент на неудачах и промахах ребенка [9].

Выделяют три области в отношениях с родителями, которые имеют особое значение и влияют на формирование самооценки:

  1. Родители знают друзей своего ребенка. Для ребенка важна реакция родителей на тех, кто его окружает и является важным показателем их интереса к ребенку. Если же родители проявляют безразличие, то это будет способствовать формированию низкой самооценки у ребенка.
  2. Родители интересуются результатами ребенка в обучении. Реакция родителей на успехи или неудачи в школе является очень важным показателем заинтересованности родителей в их ребенке.
  3. Взаимодействие ребенка с родителями за семейным столом. Здесь происходят отношения в семье в целом, как они общаются и взаимодействуют друг с другом, как решают общие вопросы.

Все эти сферы могут служить показателем того, насколько родители заинтересованы в развитии и счастье ребенка [8].

2. Социальные факторы.

Больше оценок человек получает в свой адрес через межличностное взаимодействие, поэтому общение оказывает очень большое влияние на развитие самооценки личности. Особенно если это мнения окружения, социально значимых людей, мнение которых для нас важно. Состоя в группе людей, личность как бы сочетается с другими членами группы, а следовательно, оценивается ими. Но такая оценка предполагает некоторые нормативы, посредством которых она осуществляется. Значит, существуют такие личностные качества, особенно значимые для данной группы, для данных условий деятельности. Будучи закреплены в оценках, они в определенном смысле как бы предлагаются членам группы.

Выделяются четыре процесса, в которых разворачивается межличностная оценка:

  • интериоризация, что означает усвоение личностью оценок со стороны других членов группы;
  • социальное сравнение, в первую очередь с другими членами группы;
  • самоатрибуция, то есть приписывание себе качеств, выполняемое на основе двух предыдущих процессов;
  • смысловая интерпретация жизненного переживания.

Самооценка каждого члена группы зависит от группового мнения (но лишь определенным образом: самооценка может идти вопреки мнению группы, порождающей сеть конфликтных ситуаций, например, в условиях школьного класса), социальное сравнение предполагает наличие кого-то «среднего» как точки отсчета, а это представление о «среднем» также формируется в группе и т. д. То есть находясь в группе людей, человек невольно себя сравнивает с ними, а также учитывает все то, что о нем говорят другие, и это тоже влияет на его самооценку.

3. Личностные причины.

Также на формирование нашей самооценки, но в меньшей степени, чем социальная среда, влияют индивидуальные особенности человека, темперамент и характер, своеобразие эмоций и т. д. Чем больше человек эмоционально стабилен, тем меньше он переживает из-за неудач и того, как его оценивает окружение. Человек с более чувствительной психикой может начать беспокоиться. Например, меланхолик склонен переживать и беспокоиться из-за незначительных замечаний и запомнит их надолго. Флегматик, скорее всего, даже не уделит этому особого внимания. Интроверты меньше переживают из-за оценок окружения, чем экстраверты, хотя экстраверты часто обладают завышенной самооценкой. Но с другой стороны, интроверты сами часто себя оценивают выше остальных [9].

4. Уровень притязаний.

Это еще один важный фактор, связанный с оценкой человека самого себя.

У. Джемс предложил формулу, в которой самооценка = цель + уровень притязаний. Уровень притязаний означает уровень, который человек стремится достичь в разных сферах жизни (статус, карьера, благополучие). Он может быть адекватным, то есть отвечающим возможностям человека и неадекватным (завышенным или заниженным), где человек переоценивает или недооценивает свои возможности.

Успех – это достижение этих результатов, выполнение ряда действий, показывающих уровень притязаний, который и формируется по влиянию успехов и неудач, встречающихся на протяжении жизни человека. И это все влияет на формирование самооценки [10].


Было проведено исследование, в котором приняло участие 17 респондентов, среди которых 65 % – девушки, 35 % – парни. Возрастная категория составляет 19-27 лет. Исследование проводилось для изучения самооценки и самоотношения у молодежи.

В качестве инструментария были выбраны следующие методики:

  1. Тест-опросник определения уровня самооценки С. В. Ковалева.
  2. Тест-опросник самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантелеева.

Эти методики взаимодополняют друг друга и помогут нам с разных сторон посмотреть, как молодежь относится к своему «Я».

По результатам методики определения уровня самооценки С. В. Ковалева оказалось 82 % респондентов с низкой самооценкой и 18 % – с высокой. Со средним уровнем вообще не наблюдается. Можно сказать, что большинство респондентов страдают от чрезмерной застенчивости, часто болезненно переживают критику в свой адрес и подстраиваются под то, что думают другие люди. И лишь небольшой процент адекватно реагируют на высказывания других и трезво смотрят на себя и свои действия.

По методике самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантелеева можно увидеть, что у большинства респондентов ярко выражены следующие шкалы:

  • глобальное самоотношение (82 %), то есть внутреннее недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя;
  • шкала самоуважения (47 %), она содержит самоуправление, самопонимание и самоуверенность;
  • шкала аутосимпатии (59 %), объединяющая в себе самопринятие и самообвинение;
  • шкала самоинтереса (71 %), показывающая степень близости к себе, интерес к собственным чувствам и мыслям, готовность общаться с собой на равных, уверенность в своем интересе к другим;
  • выраженная шкала ожидаемого отношения от других (71 %), что означает ожидание положительного или отрицательного отношения от окружающих.

Далее рассмотрим эти составляющие по отдельности.

У большинства ярко выражено самопринятие (65 %) и самоинтерес (76 %). Также неплохо выражены отношение других (53 %), самоуправление (41 %) и самопонимание (41 %).

У 35 % выражена самоуверенность, а у 35 % – не выражена. Но также у большинства (53 %) не выражено самообвинение, что является неплохим показателем.

То есть можно заключить, что у большинства респондентов довольно неплохо выражено самоотношение. В целом большинство молодежи хорошо к себе относится, принимает себя, интересуется собой, одобряет себя. Несколько хуже выражена самоуверенность.


Согласно полученным результатам были составлены следующие рекомендации для повышения уровня самооценки:

  • выписать на бумаге все свои достоинства и перечитывать их регулярно, особенно когда чувствуется неуверенность;
  • перестать сравнивать себя с другими людьми, не ориентироваться на них;
  • вспомнить все, что о вас говорили хорошее, замечать, что сейчас говорят и принимать это, а не пропускать мимо, запоминать в дальнейшем все, что будут говорить, чтобы оно становилось частью новой реальности и знаний о себе;
  • рассказать близкому человеку о своих комплексах и переживаниях, попросить его, чтобы он рассказал или записал, что думает о вас, что ему нравится во внешности, характере и т. д. И также спросить мнение по поводу своих недостатков. Чем больше таких людей опросить, тем лучше;
  • когда происходит какое-нибудь хорошее событие, например, кто-то похвалит, не обесценивать себя, не приписывать это внешним случайным и временным обстоятельствам, а приписывать себе, своим стараниям;
  • выбрать и оценить по 10-бальной шкале важные сферы своей жизни (например, отношения с людьми, профессия, знания, семья, внешность, достижения и т. д.). Если отметки чуть выше 5 баллов, то самооценка находится в пределах нормы, но ее можно повысить. Но, если существенно ниже 5, то этой сфере следует уделить особое внимание. Подумать и выписать, чего не хватает в данной сфере, чтобы почувствовать себя более уверенным в ней и начинать устранять эти недостатки;
  • найти хобби и увлечения, которые хорошо получаются и приносят радость, в которых можете добиться успеха, и заниматься этим;
  • вспомнить и проанализировать свое детство и подумать, какие события влияют на самооценку и не дают действовать сейчас;
  • окружить себя людьми с высокой самооценкой, которые тянут вверх, поддерживают и не обесценивают;
  • пробовать новое, таким образом, узнавать себя, лучше раскрывать свои новые интересные стороны.

Список литературы

Основные источники:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. Третье издание. – М.: Наука, 2004.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.

3. Гусева Т. И. Психология личности. Конспект лекций — М., 2008. — 160 с.

4. Джемс У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. – М.: Педагогика, 1991. – 368 с.

5. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.,2000. –688 с.

6. Столин В. В. Самосознание личности. – М., 1983

7. Столин В. В., Пантилеев С. Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М., 1988. С. 123-130.

Дополнительные источники:

8. Основные факторы, влияющие на становление и развитие самооценки – Рожим доступа: https://studbooks.net/901831/psihologiya/osnovnye_faktory_vliyayuschie_stanovlenie_razvitie_samootsenki 

9. Самооценка – что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки – Режим доступа: https://psychologist.tips/1740-samootsenka-chto-eto-takoe-ponyatie-struktura-vidy-i-urovni-korrektsiya-samootsenki.html

10. Самооценка личности – Режим доступа: https://psyera.ru/samoocenka-lichnosti-64.htm

11. Самооценка человека как важнейший компонент его «Я-концепции» — Режим доступа: https://psi.today/psihologiya-lichnosti/mirovozzrenie/samootsenka.html 

12. Тест-опросник для определения уровня самооценки С. В. Ковалев   – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/test-oprosnik-dlia-opredeleniia-urovnia-samootsenk.html.

13. Формирование самооценки – Режим доступа: https://psychologyjournal.ru/stories/samootsenka/formirovanie-samootsenki/ 

Почему важна самооценка и ее параметры

Почему важна самооценка?

Самоуважение относится к убеждениям человека относительно собственного достоинства и ценности. Это также связано с чувствами, которые люди испытывают, вытекающими из их чувства достоинства или недостойности. Самооценка важна, потому что она сильно влияет на выбор и решения людей. Другими словами, самооценка выполняет мотивационную функцию, увеличивая или уменьшая вероятность того, что люди будут заботиться о себе и полностью раскрывать свой потенциал. Люди с высокой самооценкой — это также люди, которые мотивированы заботиться о себе и настойчиво стремиться к выполнению личных целей и стремлений. Люди с более низкой самооценкой не склонны считать себя достойными счастливых результатов или способными их достичь, поэтому склонны упускать важные вещи из виду и менее настойчивы и устойчивы в плане преодоления невзгод. У них могут быть те же цели, что и у людей с более высокой самооценкой, но они, как правило, менее мотивированы следовать им до конца.

Самоуважение — несколько абстрактное понятие; тому, у кого его еще нет, трудно понять, каково это иметь. Один из способов для людей с более низкой самооценкой начать понимать, что значит иметь более высокую самооценку, — это подумать о том, как они могут относиться к вещам в своей жизни, которые они ценят. Например, некоторым людям очень нравятся автомобили. Поскольку машины для них важны, эти люди очень хорошо заботятся о своих машинах. Они принимают правильные решения о том, где припарковать машину, как часто ее обслуживать и как они будут ею управлять. Они могут украсить машину, а затем с гордостью показать ее другим людям. Самоуважение похоже на это, за исключением того, что вы любите, заботитесь и гордитесь собой. Когда дети верят, что они ценны и важны, они хорошо заботятся о себе. Они принимают правильные решения о себе, которые повышают их ценность, а не разрушают ее.

Измерения самооценки

Изучите свои варианты сегодня

Высокая и низкая самооценка . Считается, что самооценка возникает в континууме, а это означает, что считается, что она плавно изменяется по величине или величине от низкой до высокой у разных людей. У одних людей самооценка выше, у других ниже. Различия между этими людьми не очевидны, а становятся очевидными только при сравнении их мыслей и чувств о своей ценности.

Соразмерность самооценки . Также считается, что самооценка изменяется другим образом, который мы можем описать как пропорциональность или разумность. Оказывается, не все случаи высокой самооценки одинаковы. Некоторые люди с высокой самооценкой достигли этого уровня благодаря ряду реальных достижений. Они отдают себе должное за способность решать новые задачи, потому что они смогли справиться с предыдущими проблемами. Их хорошее мнение о себе пропорционально реальным испытаниям, которые они преодолели в жизни.

Напротив, есть люди, чья высокая самооценка кажется чрезмерной и несоразмерной их реальным достижениям и действиям. Эти люди думают о себе хорошо, но не могут указать на какие-либо существенные прошлые достижения, действия или сделанный ими выбор, которые могли бы оправдать такое высокое мнение беспристрастного наблюдателя. Их более высокая самооценка основана больше на чувстве собственного достоинства, чем на каких-либо достижениях. Эта озаглавленная версия высокой самооценки считается психологически менее здоровой, чем более пропорциональная разновидность самооценки, в основном из-за эгоистичного и эгоцентричного поведения, которое, как правило, сопровождает чувство права. Эту разновидность высокой самооценки иногда называют «чрезмерно завышенной», указывая на то, что она чрезмерна и несоразмерна реальным достижениям и действиям. У взрослых этот тип самооценки может быть связан с нарциссизмом.

Точно так же, как самооценка может быть слишком высокой или «чрезмерно завышенной» по отношению к достижениям и действиям человека, она также может быть слишком низкой или «недооцененной». Во многих случаях люди, которые в конечном итоге имеют низкую самооценку, на самом деле сталкивались с невзгодами и проблемами и хорошо относились к другим, и у них действительно есть основания чувствовать себя хорошо. Однако по разным причинам, включая склонность к депрессии, тревоге или навязчивому перфекционизму, привычку к когнитивным искажениям или из-за жестокого обращения или эксплуатации, они могут не признать эти достижения и действия значимыми. Они считают себя несоответствующими внутреннему и необоснованно высокому стандарту добра и, таким образом, демонстрируют очень низкую самооценку и соответствующий эмоциональный стресс, когда не могут соответствовать этому внутреннему стандарту. Однако сторонний наблюдатель увидит их достойными на основании достижений и поступков и с трудом поймет, почему именно они так плохо относятся к себе.

Самоуважение, таким образом, является более сложным, чем можно описать простым измерением высокого и низкого уровня. Она различается как по величине, так и по своей разумности по сравнению с достижениями и действиями. Родители, стремящиеся воспитать в своих детях здоровую самооценку, должны воспитывать и культивировать оба этих аспекта. Основная часть этого документа будет посвящена описанию способов, с помощью которых родители могут воспитывать у своих детей здоровую самооценку. Однако, прежде чем описывать эти методы, мы хотим уточнить, почему желательна здоровая самооценка, пропорциональная фактическим достижениям и поведению, а не завышенная или заниженная.

Восприятие — это реальность: Я в Зазеркалье

Когда дело доходит до понимания самих себя, социальное взаимодействие играет более важную роль, чем многие из нас думают. По словам социолога Чарльза Хортона Кули, люди развивают свое представление о себе, наблюдая за тем, как их воспринимают другие, понятие, которое Кули назвал «зазеркальем». Этот процесс, особенно применительно к цифровому веку, поднимает вопросы о природе идентичности, социализации и меняющемся ландшафте личности.

Зазеркалье

Зазеркалье описывает процесс, в котором люди основывают свое самоощущение на том, как, по их мнению, их видят другие. Используя социальное взаимодействие как своего рода «зеркало», люди используют суждения, которые они получают от других, для измерения собственной ценности, ценностей и поведения. Согласно книге «Я, символы и общество», теория Кули примечательна тем, что предполагает, что я-концепция строится не в одиночестве, а скорее в социальных условиях. Таким образом, общество и индивидуумы не являются отдельными, а скорее двумя взаимодополняющими аспектами одного и того же явления.

Основные допущения

Согласно «Обществу в фокусе», процесс открытия себя в зеркале происходит в три этапа:

  1. Человек в социальной ситуации представляет, как он выглядит для других.
  2. Этот человек воображает, как другие оценивают его внешний вид.
  3. Индивидуум развивает чувства и реагирует на эти воспринимаемые суждения.

На практике процесс может выглядеть так:

Кто-то впервые встречает группу новых коллег по работе. Этот человек считает, что может легко продемонстрировать профессионализм и компетентность другим. Во время этого взаимодействия со своими новыми коллегами человек обращает внимание на язык тела своих коллег, выбор слов и реакцию на разговор. Если эти коллеги обеспечивают положительную обратную связь, например, поддерживают зрительный контакт или предлагают крепкое рукопожатие, вера человека в свой профессионализм будет поддерживаться. Однако, если коллеги дают отрицательную обратную связь, например, отводят взгляд или быстро прекращают разговор, человек может задаться вопросом, насколько они на самом деле профессиональны.

Процесс зазеркалья еще более усложняется контекстом каждого взаимодействия и характером вовлеченных людей. Например, не все отзывы имеют одинаковый вес. Люди могут воспринимать ответы тех, кому они доверяют, более серьезно, чем ответы незнакомцев. Сигналы могут быть неверно истолкованы. Люди также обычно принимают во внимание свои собственные системы ценностей, когда обдумывают любые изменения своего поведения или взглядов на себя.

В конечном счете, процесс зазеркалья — это процесс выравнивания. Люди постоянно стремятся создать согласованность между своим внутренним и внешним миром и, следовательно, продолжают воспринимать, приспосабливаться и стремиться к равновесию на протяжении всей своей жизни.

Роль социальных сетей

Развитие социальных сетей бесконечно усложняет процесс зазеркалья. Такие платформы, как Facebook, Twitter и им подобные, позволяют общаться с другими людьми способами, о которых раньше никто не мог и мечтать. Однако это разоблачение привело к постоянно увеличивающемуся количеству «зеркал», тем самым предлагая новые вопросы о развитии себя.

Социальные сети принесли с собой концепцию «кибер-я», объясняет Мэри Эйкен. Кибер-я — это версия самого себя, которую человек выбирает для представления на цифровой платформе. Как и в реальной жизни, кибер-я может взаимодействовать с другими людьми, получать социальную обратную связь и соответствовать социальным нормам. Однако различия между кибер-я и реальным я глубоки.

Например, человек может обладать многими версиями своего кибер-я. Он или она может представить себя профессионально в LinkedIn, случайно в Twitter или артистично в Pinterest. Кибер-я также продолжает существовать в социальных пространствах, даже когда люди не взаимодействуют с этими средами в режиме реального времени. Таким образом, пользователи социальных сетей никогда полностью не защищены от суждений и критики. И в отличие от реального «я», кибер-я гораздо более податливо, когда дело доходит до формирования, обновления и совершенствования.

Эти уникальные качества кибер-я вызывают множество психологических проблем и опасений, объясняет Айкен. Люди могут испытывать большую потребность вернуться в цифровое пространство или остаться в нем. Они могут быть все более вовлечены в создание своей онлайн-личности, возможно, за счет развития своего реального «я». Множество задействованных цифровых платформ также ставит под вопрос, может ли быть расколота идентичность или возникнут проблемы с развитием. Все эти последствия более серьезны, когда цифровые пользователи молоды или находятся в подростковом возрасте.

Однако изменения социальной самости через цифровые платформы не всегда имеют такие негативные последствия. Исследование, опубликованное в Journal of Social Media and Society , например, описывает множество положительных результатов, возникающих в результате цифрового зазеркалья. Когда у продюсеров видео на YouTube брали интервью об их методах создания контента и его влиянии на их самоощущение, они давали ряд положительных ответов. Результаты включены:

  • Чувство обретенной уверенности
  • Повышенная креативность
  • Преодоление основных социальных препятствий
  • Повышение чувства собственного достоинства
  • Укрепление профессионального имиджа
  • Чувство альтруизма и «помощь другим» через их содержание
  • Взаимодействие в позитивном социальном пространстве

Еще предстоит выяснить, станут ли цифровые платформы в конечном счете помощью или препятствием для самоидентификации.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *