Феномен эгоцентрической речи: понятие, виды
-
Эгоцентризм речи у детей и взрослых -
Какие выводы сделал Жан Пиаже -
Какие бывают виды эгоцентрической речи -
Какие выводы сделал психолог Выготский -
Стоит ли родителям беспокоиться?
В психологии существует такое явление, как эгоцентрическая речь. Под ним подразумевается разговор ребенка, обращенный к самому себе. Некоторых родителей пугают такие монологи в пустоту и бездумные повторения фраз, они начинают волноваться и выяснять, а не страдает ли их малыш каким-то психическим заболеванием.
В этой статье мы рассмотрим понятие эгоцентрической речи и выводы ученых, чтобы понять, так ли опасно это явление в детском возрасте.
Эгоцентризм речи у детей и взрослых
Случается, что малыш разговаривает вслух сам с собой, сопровождая комментариями каждое свое действие. Обычно это явление характерно для ребятишек в возрасте от 3 до 7 лет, дети при этом не нуждаются в слушателях, они размышляют, проговаривая слова для себя. Ученые высказывают гипотезы, что по такой эгоцентрической речи можно понять этапы детского мышления.
У взрослых тоже можно заметить эгоцентризм в речи. Как правило, это происходит, когда человек начинает осваивать новое для себя дело и для лучшего запоминания проговаривает незнакомые действия или понятия. Эта привычка исчезает довольно быстро – после того, как вырабатывается автоматизм действий.
Психологи не видят опасности для развития ребенка и для психического состояния взрослого в подобных разговорах, но давайте рассмотрим выводы известных ученых подробнее.
Какие выводы сделал Жан Пиаже
Швейцарский психолог Жан Пиаже посвятил исследованию детской речи много лет, пытаясь понять, для чего детям нужны такие разговоры. С точки зрения исследователя, при помощи эгоцентрической речи можно определить, как ребенок развивается, каково его мышление. Эту гипотезу многие психологи не поддержали, и явление эгоцентрической речи стали изучать активнее.
По мнению Ж. Пиаже и детская, и взрослая речь имеет множество функций. Донести свои мысли до собеседника – это лишь одна из многих функций. Психолог наблюдал за детьми в «Доме малюток» и выяснил, что у детей есть 2 вида речи: эгоцентрическая (чтобы общаться с самим собой) и социализированная (чтобы общаться с социумом).
Какие бывают виды эгоцентрической речи
Согласно гипотезе Ж. Пиаже, в раннем и дошкольном возрасте ребенок мыслит эгоцентрично и не стремится к тому, чтобы его речь была понятна кому-то еще.
Эгоцентрическую речь психолог поделил на три категории:
-
«Эхолалия». В возрасте двух лет кроха повторяет слова и звуки, которые где-то услышал, не понимая их смысла и ни к кому не обращаясь. -
«Монолог». Малыш сопровождает свою деятельность словами и при этом не нуждается в собеседниках. Например, раскрашивая картинку, приговаривает: «Теперь возьму оранжевый карандаш и раскрашу лисичке хвост». -
«Коллективный монолог». Это наиболее социализированный вариант речевого эгоцентризма, то есть, такой монолог на двоих возникает, когда двое детей пытаются наладить диалог, приобщить к своей мысли другого, но при этом ничего не предпринимают, не пытаются быть услышанными, слова по-прежнему проговариваются для себя.
По результатам своего исследования Жан Пиаже сделал выводы:
-
речь малыша не похожа на речь взрослого человека, потому что не является средством общения, а имеет своей задачей подражать или помогать себе действовать; -
мышление ребенка эгоцентрично, то есть он разговаривает для себя, и ему все равно, поймет ли его собеседник или нет.
Впоследствии эти выводы опроверг советский психолог Лев Выготский.
Какие выводы сделал психолог Выготский
Лев Семенович Выготский был не согласен с психологом из Швейцарии, и в качестве доказательств привел результаты собственных исследований. Его теория состояла в том, что эгоцентрическая речь как бы перемещает ребенка из окружающей среды и внешних действий во внутреннюю речь.
Это происходит примерно по такой схеме:
-
Малыш слышит от мамы: «Не сиди у открытого окна, ты можешь упасть и разбиться». -
Видя открытое окно, ребенок проговаривает про себя без необходимости быть услышанным: «Сидеть у окна нельзя, можно упасть». -
При виде открытого окна, крошка уже внутренне говорит сам себе, что сидеть на подоконнике нельзя.
Так эгоцентрическая речь помогает ребенку свернуть внешнюю деятельность до мыслей.
Стоит ли родителям беспокоиться?
Психологи успокаивают родителей, что привычка проговаривать действия и мысли является нормальным этапом в развитии ребенка. Мозг в дошкольном возрасте еще развивается, а потому не способен удержать большое количество информации. Со временем такая речь совершенствуется и принимает вид осознанных рассуждений, а далее и вовсе перерождается в исключительно внутренний мыслительный процесс.
Эгоцентрическая речь не предполагает наличие какого-либо психического расстройства у ребенка, а является всего лишь переходным периодом развития логики и мышления. Поэтому родителям рекомендуется не волноваться и не пытаться заставить малыша прекратить такие разговоры с самим собой.
Наши дистанционные курсы в области психологии помогут разобраться в этом и в других явлениях психоэмоционального развития детей, а также научат справляться со многими проблемами взрослых.
Эгоцентрическая речь: структура, функции и развитие
29.04.2011
Эгоцентрическая речь ребенка очень подробно и часто рассматривалась в психологии. Одним из первых эту тему рассматривал Жан Пиаже — швейцарский психолог, проводивший ряд экспериментов в этой области. Несколько позже концепцию Ж. Пиаже критиковал Л.С. Выготский, предложивший некоторые изменения в теории эгоцентрической речи.
Прежде чем приступить к рассмотрению эгоцентрической речи, необходимо понять различия понятий «речь» и «эгоцентрическая речь».
Речь — это деятельность общения, воздействия, сообщения посредством языка, это форма существования сознания. В речи представлены внешний, чувственный, а также внутренний смысловой аспекты. Из сигналов и знаков каждый партнер по общению извлекает их содержание.
Эгоцентрическая речь — одно из внешних проявлений эгоцентрических позиций ребенка. Речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Наблюдается в возрасте трех — пяти лет, а к концу дошкольного возраста практически исчезает. Проявляется в том, что дети говорят вслух, как будто ни к кому не обращаясь, в частности, задают вопросы, не получают на них ответа и нисколько этим не беспокоятся.
Эгоцентризм (от лат. «ego» ) — термин, обозначающий познавательную позицию личности, характеризующуюся фиксацией на собственных целях, стремлениях, переживаниях и отсутствием ориентированности на внешние воздействия и переживания других людей.
В своей книге «Речь и мышление ребенка» Ж. Пиаже пытался разрешить вопрос: «Какие потребности стремится удовлетворить ребенок, когда он говорит?». Речь даже у взрослых людей существует не только для функции сообщения мысли. С помощью исследований, проведенных на утренних занятиях «Дома малюток» под руководством Ж.-Ж. Руссо и Ж. Пиаже, удалось классифицировать детскую речь по функциональным категориям. В течение месяца несколько человек тщательно записывали (с контекстом) все, что говорил тот или иной ребенок. После обработки полученного материала Ж. Пиаже разделил разговоры детей на две большие группы:
- эгоцентрическую,
- социализированную.
Произнося фразы, относящиеся к эгоцентрическому типу речи, ребенок не интересуется тем, кому он говорит и слушают ли его. Пиаже пишет: «Эта речь эгоцентрична прежде всего потому, что ребенок говорит лишь о себе, именно потому, что он не пытается стать на точку зрения собеседника. Собеседник для него — «первый встречный». Ребенку важен лишь видимый интерес, хотя у него, очевидно, есть иллюзия, что его слышат и понимают. Ребенок не испытывает желания воздействовать на собеседника, действительно сообщить ему что-нибудь — это разговор вроде тех, что ведутся в некоторых гостиных, где каждый говорит о себе и никто никого не слушает». Далее Ж. Пиаже разделяет эгоцентрическую речь на 3 категории:
- повторение,
- монолог,
- «монолог вдвоем».
Повторение (эхолалия). Речь идет лишь о повторении слов и слогов. Ребенок повторяет их ради удовольствия говорить, не думая ни о том, чтобы обратиться к кому-нибудь, ни даже о том, чтобы произносить осмысленные слова. Это один из последних остатков младенческого лепета, не содержащий в себе, никакой общественной направленности. Действительно, в первые годы жизни ребенок любит повторять слова, которые он слышит, имитировать слоги и звуки даже тогда, когда они не имеют смысла. Ж. Пиаже замечает, что функции этого явления невозможно определить в одной формуле, т.к. это психическое состояние составляет «полосу деятельности ребенка — полосу, которую можно найти в любом возрасте с иным только содержанием, но всегда тождественную в своих функциях». Ж. Пиаже находит в этом явлении сходство с игрой, ребенок повторяет слова ради удовольствия и развлечения.
Монолог. Ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал. Он ни к кому не обращается. Слово для ребенка ближе к действию, оно с ним сопряжено.
Автор выделяет два важных следствия из этого утверждения, важных для понимания монологов ребенка:
- Ребенок, действуя, должен говорить (даже когда он один) и сопровождать свои движения и игры криками и словами.
- Если ребенок говорит, чтобы сопровождать словами свое действие, он может видоизменить это отношение к действию и воспользоваться словами, чтобы произнести то, без чего действие не могло бы само осуществиться.
Как правило, цель монолога — сопровождение какого-либо действия или замена желаемого действия его проговариванием.
Монолог вдвоем или коллективный монолог. Ж. Пиаже так пишет об этом типе эгоцентрической речи: «Внутреннее противоречие этого названия хорошо прослеживается в детских разговорах (о чем только не говорят дети), во время которых каждый говорящий приобщает другого к своей мысли или действию (вовлекает в ситуацию) в данный момент, но не заботится о том, чтобы и в самом деле быть услышанным или понятым. Позиция собеседника никогда не принимается в расчет, собеседник является как бы возбудителем монолога». Автор считает коллективный монолог наиболее социальной формой из всех имеющихся эгоцентрических разновидностей языка. При использовании монолога данного типа ребенок говорит не только для себя, но и для окружающих. Но дети не слушают такие монологи, поскольку коллективный монолог обращен на себя: «ребенок лишь думает вслух о своем действии и вовсе не желает ничего никому сообщать».
Выделенные Ж. Пиаже типы эгоцентрической речи ребенка используются детьми в зависимости от ситуации и их потребностей. По мысли автора речь для ребенка двух-семи лет является не столько средством общения, как доя взрослых людей, сколько вспомогательным, подражательным действием. В представлении психолога ребенок дошкольного возраста представляет собой нечто «замкнутое и обращенное на себя». Подобный тип поведения обусловлен особенностями мышления маленького ребенка.
И вот, основываясь на ряде экспериментов, а также на факте эгоцентрической речи, Ж. Пиаже приходит к выводу о том, что мысль ребенка эгоцентрична, т. е. ребенок думает для самого себя, не заботясь ни о том, чтобы быть понятым, ни о том, чтобы понять точку зрения другого.
Внеречевое аутистическое мышление >>> Эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление >>> Социализированная речь и логическое мышление
Позже многие исследователи проводили подобные эксперименты и опровергали это утверждение Ж. Пиаже. Так, советский психолог Л.С. Выготский подверг критике утверждение Ж. Пиаже о функциональной бесполезности эгоцентрической речи ребенка.
Лев Выготский проводит ряд собственных клинических исследований, он изучал речь детей в условиях, схожих с теми, в которых производил свои эксперименты Ж. Пиаже. В экспериментальных процедурах использовал целый ряд затрудняющих деятельность ребенка моментов. Так, например, у ребенка забирали необходимые для рисунка цвета карандашей и смотрели на то, как ребенок использует речь, пытаясь выйти из затруднительной ситуации. Благодаря ряду подобных экспериментов Л.С. Выготский создал ряд тезисов об особенностях эгоцентрической речи и мышления детей, в противовес первоначальным утверждениям Ж. Пиаже:
- Коэффициент эгоцентрической детской речи возрастает почти вдвое при ситуации, затрудняющей деятельность ребенка: «Затруднение или нарушение гладко текущей деятельности является одним из главных факторов, вызывающих эгоцентрическую речь.
- «Эгоцентрическая речь помимо чисто экспрессивной функции и функции разряда, помимо того, что она просто сопровождает детскую активность, очень легко становится средством мышления в собственном смысле, т. е. начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи, возникающей в поведении.
- Основная функция эгоцентрической речи — переход в про-g, цессе развития речи от внешней к внутренней. Эгоцентрическая речь похожа на внутреннюю речь взрослого. Они имеют и схожую структуру: сокращенный ход мысли, образное мышление, невозможность понимания окружающими без дополнительного контекста и.т.д.
- В школьном возрасте эгоцентрическая речь не исчезает, как это утверждает Ж. Пиаже, а переходит во внутреннюю речь.
- Интеллектуальная функция эгоцентрической речи не является прямым отражением эгоцентризма детской мысли, но показывает, что эгоцентрическая,речь очень рано при соответствующих условиях становится средством реалистического мышления ребенка. Поэтому между эгоцентрической речью и эгоцентрическим мышлением не может существовать никакой связи.
Лев Выготский доказал, что помимо функций, указанных Жаном Пиаже, эгоцентрическая речь очень легко становится средством мышления в собственном смысле, т. е. начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи.
Ключевые слова: Речь
Источник: Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме |
---|
Причины общего недоразвития речи Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Логопедия |
Классификация речевых нарушений Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142… |
Характеристика речи Евтихов О.В., Управление персоналом организации: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 297 с… |
Основные механизмы и уровни речеобразования Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010 |
Речь, или вербальные средства общения Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с…. |
Развитие речи в дошкольном возрасте Урунтаева Г.А., Детская психология |
Афазии Мясищев В.Н., Основы общей и медицинской психологии |
Развитие понимания речи у детей Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Логопедия |
Выступление на тему «Эгоцентричное поколение»
Предположим, вас пригласили на мероприятие, а также попросили выступить с речью на тему «Эгоцентричное поколение». Затем вы должны заранее подготовиться, чтобы правильно произнести эту речь.
Здесь мы зачислили это выступление по упомянутой теме. Теперь воспользуйтесь его помощью, чтобы хорошо подготовиться к предстоящей речи. Я думаю, в последний день; вы также сможете произнести свою речь правильно и уверенно.
Шаблон речи: 1
Эгоцентричные люди — это те люди, которые думают только о себе, своих потребностях и своих интересах. Они не думают о нуждах других и делают все, что хотят. Эгоцентричных людей также можно охарактеризовать как эгоцентричных, эгоистичных, нарциссичных и многих других. Этот эгоцентризм передавался из поколения в поколение во все века.
Большинство нового поколения думает, что они выше других, но на самом деле они являются низшими существами в результате своего эгоцентризма. Они не верят в человеческие ценности; они делают только те вещи, которые, как доказано, приносят им пользу. Они не стараются уважать своих родителей, старших, родственников и т. д.
Следует отметить, что учащиеся испытывают дополнительное психологическое давление, связанное с проблемами их образования, давлением родителей и учителей, политическим давлением, давлением на работе и многими другими причинами. Все виды давления превращают человека в одинокого человека, и он думает, что все давления должен выполнять он сам; вот почему все хорошие результаты его тяжелых усилий наслаждаются только им одним. Это делает человека эгоистичным и эгоцентричным.
Люди такого типа верят, что все, что они думают, делают или говорят, всегда оказывается правильным и настолько уверенным в себе, что никто не сможет доказать их неправоту. Так что, если кто-то попытается с ним поспорить, то ответит расплывчатыми или резкими словами. Эти люди делают то, что считают правильным и только то, что делает их счастливыми.
Он считает, что он единственный правильный человек во всем этом мире, а все остальные совершенно не правы. Он думает, что все прекрасно знает, а другой ему действительно не ровня. Этот тип эгоцентричного человека также хочет, чтобы общество, в котором он живет, всегда говорило и вело себя так же, как он. Эгоцентричный человек склонен быть более агрессивным, чем другие. Если его кто-то не поддержит или не поспорит с ним, то этому эгоцентрику может прийти в голову идея отомстить.
Типичный эгоистичный человек может произойти от эгоцентричного человека только для того, чтобы помнить плохие вещи своей жизни и плохое поведение окружающих его людей.
Бог создает все живое и с большой заботой все существа из мягкой глины; в глазах бога все живые существа, включая людей, равны. Бог дал людям великую силу и некоторые особые качества, благодаря которым человек может сделать что-то хорошее для общества. Но в современном мире все вращается вокруг богатства и денег.
Проблема в том, что мы чувствуем себя только членами общества и не пытаемся думать о других. Никто не заботится о бедных и нуждающихся людях общества. В этом мире все стали очень эгоистичными и эгоистичными.
Тысячи лет назад было много великих людей, которые посвятили свою жизнь на благо человечества и прожили счастливую жизнь.
Теперь пришло время молодому поколению посвятить всю свою жизнь совершенствованию человечества, а также своего общества, благодаря которому можно наслаждаться успехом в жизни, а также в жизни после смерти.
Похожие сообщения:
Марк Стаффорд
Марк К. Стаффорд — американский английский писатель. Он родился в Лос-Анджелесе и получил степень бакалавра в Калифорнийском университете. Он страстный автор, который писал очерки, поэзию и журналистику. Сейчас он постоянно пишет книги и статьи для TheWordyBoy.
Категории Речь
Приятный, но эгоистичный собеседник
Перейти к содержимому
Без сомнения, вы знаете, что люди дерзкие и эгоцентричные. Сочетание этих двух негативных черт, скорее всего, заставит вас либо свести к минимуму контакты с ними, либо с неохотой принять эти поведенческие недостатки и проявить милосердие, хотя это и трудно.
А как насчет человека, милого и даже бескорыстного в своих действиях, но эгоцентричного как коммуникатор? Возможно, у вас есть такие друзья, внимательные, добрые и щедрые. Но по какой-то странной причине каждый раз, когда вы выходите из разговора с ними, вы чешете затылок, удивляясь, почему вы чувствуете себя таким истощенным, а не полным энергии. Может быть, вы отмахиваетесь от этого как от своего воображения. Может быть, вы напоминаете себе, какие они милые и заботливые. Или, может быть, вы убеждаете себя, что они на самом деле не эгоцентричны; им просто нужно услышать ухо. И бывают периоды в жизни, когда они это делают. Однако что происходит, когда вы являетесь этим слушающим ухом сезон за сезоном и год за годом?
Давайте посмотрим на разницу между эгоизмом и эгоизмом. Эгоизм означает невнимание к другим и/или озабоченность главным образом своей личной выгодой или удовольствием. Напротив, эгоцентризм означает озабоченность собой и своими делами. Рассмотрим человека, который приглашает вас на обед. Они предлагают забрать вас, они вежливы с официантами, они дружелюбны и веселы, и они настаивают на том, чтобы оплатить счет. Общая приятность. Тем не менее, когда вы размышляете над своим разговором, вы понимаете, что его не было. Диалога не было; скорее, вы были получателем монолога. И когда они сделали паузу, чтобы перевести дух, возможно, вы сами предложили какую-то информацию о том, что происходит в вашей жизни, надеясь начать настоящий разговор. Вместо этого вы получали кивок, улыбку или краткий комментарий, а затем словесный прожектор снова возвращался к ним. По словам доктора Маргарет Резерфорд, которая специализируется на саморазвитии и отношениях: «Эгоцентричный человек захватывает все внимание. И вам остается только удивляться, почему вы вообще удосужились поговорить с ними. Или каким-то образом вы поглощаете странный вид стыда за то, что делитесь, как будто ваши трудности или ваши радости не имеют значения».
Обвинить всегда легко, но как распознать, что вы виновны в эгоцентричном общении? Вы неосознанно пользуетесь преимуществами тех более тихих, сдержанных друзей, которые умеют слушать, и в результате постоянно монополизируете ваше время вместе, даже не осознавая этого?
Вот несколько вопросов для саморефлексии:
- После того, как вы устно поделились, а затем спросили своего друга, как у него дела или что происходит в его жизни, продолжаете ли вы фокусироваться на нем, задавая ему более глубокие вопросы? помогите их вывести?
- Когда друг делится с вами чем-то, вы продолжаете отвечать с любопытством или ищете способы поделиться подобным опытом из своей жизни? Это простая ловушка — читайте о ловушках здесь: Остерегайтесь этой ловушки разговора
- Когда вы прекращаете разговор, спрашиваете ли вы себя, сколько вы узнали о другом человеке по сравнению с тем, сколько информации вы поделились о себе?
Если вы окажетесь на стороне получателя эгоцентричных коммуникаторов, то есть вы замкнутый человек, которому надоело всегда быть слушателем, имейте в виду следующее:
- Некоторым экстравертам не нравится молчание, поэтому, если вы не заговорите, они продолжат говорить, просто чтобы поддерживать общение. Много лет назад я подошел к взаимодействию, думая: «Я не собираюсь ничего рассказывать о себе, пока меня не попросят». Но это было несправедливо по отношению к другому человеку. Некоторые благонамеренные люди действительно хотят знать о нас; они просто не думают задавать вопросы.
- Когда человек задает вопрос о вас, остерегайтесь давать короткие и расплывчатые ответы. «Я в порядке» или «нет, ничего нового» — это не те ответы, которые вызовут у вас любопытство. Ваши друзья могут счесть навязчивым дальнейшее расследование. Не заставляйте людей вытягивать из вас информацию.
Оба человека несут ответственность за взаимодействие, которое приводит к конструктивному диалогу. Если у вас есть естественная склонность слишком много говорить о себе, постарайтесь переключить внимание на другого человека, задавая уточняющие вопросы. С другой стороны, если вы разочарованы тем, что являетесь единственным слушателем в ваших взаимодействиях, намеренно раскрывайте что-то о себе, а не ждите, пока вас спросят.