«А ты сделал сегодня уроки?»
10 486
Родителям
Домашние задания — одна из самых частых тем, которые возникают на консультациях детских и семейных психологов. Родители не справляются с детьми, а те не хотят учиться, ленивы, несобранны, тревожны, упрямы… «Как садиться за уроки — она плачет», «он ничего не понимает», «не сидит на месте», «врет, что ничего не задано»…
Родители страдают оттого, что им приходится вести себя вопреки собственным убеждениям: «теряю над собой контроль», «я срываюсь и буквально ору на него, а потом терзаюсь от чувства вины», «бывает, махну рукой и сделаю все за него».
Взрослые слишком эмоционально воспринимают ситуацию с домашними заданиями не только потому, что для них важны образование и будущее ребенка. «Происходящее ежедневно напоминает им о собственных школьных годах, трудностях тех лет, ожиданиях своих родителей, разочарованиях и неудачах», — говорит возрастной психолог Татьяна Бедник.
Оживают давние страхи: «Кем ты станешь, если не будешь учиться?!» Кроме того, родители современных школьников сталкиваются с трудностями, которых сами не знали.
«Многие взрослые просто растеряны, — считает школьный психолог Галина Цукерман. — Школа все больше меняется, она все меньше похожа на ту, в которой учились сами родители. А раз так, то как же им тогда контролировать ситуацию с учебой детей? Как им помочь? Эта потеря ориентации лишь усиливает их тревожность».
Пройти вместе с детьми их школьные годы спокойно — задача чрезвычайно важная как для ребенка, так и для родителей
«Выполнение домашних заданий становится проблемой почти во всех семьях», — с сожалением констатирует Татьяна Бедник. Но эта проблема может стать и хорошим поводом задуматься о том, как мы общаемся с ребенком, как выражаем свои эмоции, как наказываем и награждаем его, какие ценности хотим ему передать (и какие реально передаем).
Пройти вместе с детьми их школьные годы спокойно — задача чрезвычайно важная как для ребенка, так и для нас, день за днем проживающих таким образом свое родительство. Наши эксперты подскажут, как это лучше сделать.
Снять напряжение
«Соберись наконец! Сколько раз можно делать одну и ту же ошибку!» Постоянно слыша упреки, ребенок перестает стараться, потому что просто не может представить себя достигшим успеха.
«Когда выполнение домашних заданий превращается в мучение, пользы от них нет ни малейшей, — говорит школьный психолог. — Ребенок понимает только, что родители недовольны, что работа — это наказание и что он ни к чему не способен». Последствия такого ежедневного противоборства гораздо хуже, чем плохие отметки.
«Я вдруг услышала, как кричу своей 9-летней дочери: «Ты вообще, что ли, ничего не понимаешь? Да ты даже не пытаешься! Я тебе не верю!» — сокрушается 36-летняя Мария. Когда таким образом с нами на работе разговаривает начальник, мы считаем, что он жесток и несправедлив. Так же воспринимают наши слова и дети.
«Из-за этой проклятой учебы у нас постоянные ссоры! Весь мир против меня!» — описывает детскую реакцию Галина Цукерман. И как научиться брать на себя ответственность, когда тебе (и в тебя) не верят даже родители?
Поделитесь с ребенком своими чувствами и расскажите, как их удалось преодолеть
Перед тем как садиться с детьми за уроки, нам необходимо успокоиться. Нет ничего «непедагогичного» в том, чтобы признаться: «Я раздражена, потому что сегодня очень устала. А как ты? Давай успокоимся и не будем ссориться». Поделиться своими чувствами: «Я нервничаю, потому что у меня самой были нелады с математикой», и рассказать, как их удалось преодолеть. Ребенку важно знать, что с любой школьной трудностью можно справиться.
Ну а если одолеть раздражение не удается, лучше, по мнению Татьяны Бедник, попросить помочь с уроками кого-то другого — родственника или студента-репетитора.
Открыть другие пути к знанию
«Я ничего не понимаю!Никому это все равно не нужно!» — подобные заявления говорят лишь о сильном дискомфорте, который ребенок испытывает, когда не может справиться с уроками. Увы, если в ответ его лишают компьютера или телевизора, заставляют по десять раз переписывать одно и то же, это никак не мотивирует его и не помогает постичь смысл учения.
Мы склонны недооценивать повседневные достижения наших детей, а дети нуждаются в том, чтобы мы хвалили их
Родители не должны дублировать учителей. У них совсем другая роль — сохранить в ребенке радость жизни, любопытство, желание узнавать и способность удивляться. «Родители — не карающая инстанция, а «товарищи по несчастью», которые вместе с детьми проживают эти одиннадцать школьных лет, — говорит Галина Цукерман. — Если им важно, чтобы ребенок получал образование в широком современном смысле слова, им нужно позаботиться о том, чтобы углублять и разнообразить его интересы.
Поддерживайте его потребность узнавать новое. Если в будний день вне школы происходит какое-то серьезное событие, которое может помочь ребенку найти себя, — пропустите школу! Дайте ему время увлечься той деятельностью, в которой он будет черпать вдохновение. Это то, чего зачастую не может сделать школа, но могут заботливые родители».
Вести дневник достижений
Мы склонны недооценивать повседневные достижения наших детей, особенно когда успехи не связаны с учебой. Подумаешь, достижение — наконец выучил таблицу умножения на 7. И что, если он стал писать грамотней, — так ведь и должно быть! Он позвонил бабушке (без напоминаний) — и это нормально. .. Мы пропускам такие «мелочи», а дети нуждаются в том, чтобы мы видели их, хвалили, подпитывая их веру в собственные силы.
Вот пример: ученики экспериментальной парижской школы Living School ведут дневник достижений. В начальных классах учитель записывает в нем под диктовку ребенка успехи этой недели, которыми тот гордится. Директор школы Каролин Фрост считает, что такой дневник полезно вести и взрослым, и сама завела такую привычку: «я смогла провести беседу, которую давно откладывала», «я улыбнулась в ответ коллеге»… «Все эти большие и маленькие победы составляют фундамент нашей личности, — считает она. — И когда возникают трудности, мы можем продолжать работать над собой, не теряя опоры».
Если школа делает акцент на ошибках ребенка, то ведение дневника (по сути — начальный опыт самоанализа) учит его опираться на собственные ресурсы.
Помочь ему найти свой способ обучения
В школе часто приклеивают детям ярлыки: «ленивый», «бестолковый», «посредственный». Но стоит присмотреться — и оказывается, что этот «середняк» умеет починить любой компьютер, любит читать или играть на гитаре, или виртуозно что-то мастерит, или может быть отличным другом. Вопрос в том, как заставить эти таланты служить делу школьного обучения.
Татьяна Бедник поясняет: неинтересно учиться не только тем, кого не поддержали родители, не оказали адекватную помощь, но и детям, которых школа не смогла заинтересовать либо, что называется, отбила охоту к учебе, демотивировала.
Традиционная школа предлагает единственный способ обучения, тогда как существует по меньшей мере восемь типов мышления
Традиционная школа предлагает единственный способ обучения, тогда как существует по меньшей мере восемь типов мышления, которые выражены у каждого человека в разной степени1. Школа ориентируется на два из них: вербальное и математическое. В то время как, например, у учеников начальной школы наиболее активны телесный или музыкально-ритмический тип мышления.
Беспокойное поведение во время домашних уроков (ребенок вертится, стучит по столу карандашом…) может говорить о том, что его тип мышления не задействован. Задача родителей — исправить ситуацию.
Позвольте ребенку спеть, изобразить что-то в лицах, вылепить какую-нибудь букву из пластилина. «Ничего страшного, если он, слушая, как мама читает ему стих, висит вниз головой на шведской стенке, — говорит Галина Цукерман. — Другому поможет, если он отстучит ритм или будет прохаживаться туда-сюда».
Стоит чаще водить детей в такие музеи, где широко используются интерактивные технологии (например, «Экспериментариум»). Там экспонаты можно сколько угодно трогать, нюхать, двигать — то есть делать все то, что ребенку нужно для полноты ощущения мира».
Делать вовремя
Если родители не могут быть рядом, когда ребенок делает уроки, ему все равно необходимо чувствовать их доброжелательное (хотя и требовательное) отношение. Но Галина Цукерман предостерегает: не стоит делать (переделывать) уроки поздно вечером, когда родители вернулись с работы.
Смысл таков: «У тебя есть твое дело — это уроки. Ты должен его сделать. Всякое дело нужно делать вовремя. Мне очень интересна твоя жизнь, я с удовольствием посмотрю твои тетрадки, ты мне расскажешь, что сегодня с тобой произошло. Но переделывать уроки мы не будем. Лучше почитаем, поговорим, поиграем».
Ну а если, придя вечером домой, родители обнаруживают, что уроки не сделаны или сделаны кое-как?
«Если это одноразовое ЧП, то стоит помочь ребенку не попасть завтра в неприятное положение: решить за него задачу, продиктовать английский перевод, — считает школьный психолог. — Если же это происходит регулярно, то и помощь должна быть регулярной. Можно привлечь репетитора или договориться на продленке, что ваш ребенок, хоть и вырос, будет приходить и делать уроки под наблюдением учителя».
Готовит ли он уроки вместе с вами или сам, верная установка для выполнения домашнего задания, по мнению Галины Цукерман, такова: «Сегодня я постараюсь и сделаю все, что в моих силах. Мне помогут настолько, насколько мне нужно. И в результате завтра я смогу сделать лучше».
1 Г. Гарднер «Структура разума» (Вильямс, 2007), Ж. Пиаже «Речь и мышление ребенка» (Римис, 2008).
Текст:Галина Черменская
Новое на сайте
«Муж вел интимную переписку с моей подругой. Так он собирался улучшить наши с ним отношения»
«Постоянно ищу внимания со стороны мужчин, но отношения с ними не складываются»
Какими чертами нужно обладать, чтобы увести любимого человека из семьи?
Мадонна или блудница: почему мужчина видит в женщине либо мать, либо любовницу — объяснение психологов
«День на раздумье»: как живут россияне, эмигрировавшие из страны
Топ-25 лучших отечественных сериалов-2022: проверьте, не пропустили ли вы самое интересное
«Окружающим нравятся мои стихи, а я считаю себя бездарной рифмоплеткой»
Тело громко намекает: 6 признаков, что вы игнорируете свои истинные желания
9 правил, которые помогут вам делать домашние задания быстро и эффективно
Сколько времени должно уходить на домашнее задание
Существуют нормы, определяющие, сколько времени школьники разных возрастов должны тратить на домашние задания в день. В нашей стране правила таковы:
- 4–5 классы — 2 часа;
- 6–8 классы — 2,5 часа;
- 9–11 — не более 3,5 часов.
Но на практике эти нормы не соблюдаются — россиянам приходится ежедневно помогать детям с домашками. Согласно исследованию «Научного центра здоровья детей», ежедневный объём суммарной образовательной нагрузки учеников 5–9 классов составляет 10–13 часов. Это от 50 до 78 часов в неделю. Для сравнения рабочая неделя взрослого человека составляет 40 часов. Поэтому уже не первый год обсуждается вопрос отмены домашних заданий.
Согласно исследованию компании Office Deport, 25% американских семей считают, что школьникам задают на дом больше, чем они способны выполнить. Почти 50% мам и пап хотели бы отменить домашние задания хотя бы по одному предмету. 40% опрошенных признались, что как минимум раз в неделю ругаются со своими детьми из-за уроков.
Правила выполнения домашних заданий
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» каждое занятие сопровождается заданиями, иногда даже устанавливается дедлайн на их выполнение. Но это не классические домашки на оценку. Фоксфордские задания — это возможность отработать полученные знания на практике. Их выполнение добровольно: чем лучше что-то решил, тем больше «очков опыта» получишь. Чтобы не испортить мотивацию, оценки не выставляются. Возможность безопасно ошибиться при выполнении задания развивает в детях самостоятельность, они всё реже призывают маму с папой на помощь.
<<Перелинковка>>
Эксперты «Домашней школы Фоксфорда» составили правила выполнения домашних заданий. Надеемся, наши рекомендации помогут вашему ребёнку делать домашку быстро, эффективно и без стресса.
Источник: freepik.com
1. Выполнение домашних заданий должно войти в привычку
Делать уроки дома должно быть так же естественно, как чистить зубы или заправлять постель. Формировать этот паттерн необходимо с первого класса. Желательно, чтобы ребёнок занимался в одно и то же время и этому предшествовал какой-нибудь ритуал. Например, включение настольной лампы или раскладывание тетрадей на столе. Мозг привыкнет к этой рутине и будет настраиваться на учёбу, как только начался ритуал.
<<Форма демодоступа>>
Когда домашнее задание становится не выбором, а привычкой ребёнка, вероятность того, что он отложит его на потом, становится меньше.
2. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего
Окружающее пространство влияет на продуктивность человека. Важно обеспечить в комнате ребёнка нормальную температуру, освещение и тишину.
Источник: freepik.com
Письменный стол школьника всегда должен быть убран. Там должно быть достаточно места для ноутбука, учебников, тетрадей и других учебных принадлежностей. Не стоит захламлять рабочее место мягкими игрушками, рамками для фотографий и прочими вещами, которые могут отвлечь ребёнка от выполнения домашней работы.
<<Перелинковка2>>
3. У ребёнка должно быть не только расписание занятий, но и график выполнения домашних заданий
Планирование избавляет от чувства беспокойства. Школьнику важно наглядно увидеть, какие уроки ему нужно сделать. Сядьте и вместе с ним составьте график домашних работ. Задайте периодичность решения регулярных задач, расставьте приоритеты для заданий, имеющих срок сдачи. Контроль над ситуацией придаёт ребёнку уверенность в том, что он в состоянии со всем этим справиться.
Позвольте ученику самому написать план, и лучше на бумаге, а не в гаджете. По мнению многих психологов, запись целей и задач от руки повышает вероятность того, что человек будет им следовать.
4. Большие задания необходимо разбивать на части
Эссе, презентация, научный эксперимент — всё это требует серьёзной, вдумчивой и поэтапной работы. Помогите ребёнку разбить объёмную задачу на части и включите каждую из них в расписание выполнения уроков. Распределение нагрузки избавит от ощущения, будто большие задания — это долго, трудно и нудно.
5. Начинать делать уроки лучше с самого сложного предмета
Желание откладывать дела, которые нам не нравятся, лежит в основе человеческой натуры. Но ресурсы времени, внимания и энергии ограничены. Поэтому выполнение домашней работы стоит начинать с предмета, который хуже всех даётся или меньше всего нравится ребёнку.
Чем больше сил школьник израсходует на простые задачи, тем сложнее ему будет перейти к сложным. А выполнив трудное задание сразу, ребёнок получит заряд положительных эмоций и легко доделает остальную домашку.
6. Каждые 30–50 минут необходимо делать короткий перерыв
Интенсивную мыслительную деятельность необходимо чередовать с физической активностью или простым коротким ничегонеделанием. Установите правило: каждые 30–50 минут решения домашки устраивать десятиминутные перерывы. Работа отрезками называется методом «Помидора», мы рассказывали о нём в статье с приёмами тайм-менеджмента.
Ребёнок будет рад отвлечься, только заранее договоритесь, что «переменка» в подготовке домашнего задания пройдёт без социальных сетей и сериалов. Объясните школьнику, что новый поток информации не даст мозгу расслабиться. Лучше погулять с собакой или съесть что-нибудь питательное. Например, орехи активизируют мозговую деятельность.
7. Родители должны подталкивать к правильному ответу, а не делать домашние задания за детей
Любая мать и каждый отец стремятся помочь своему ребёнку. Но будем откровенны, если школьник приходит с вопросами по урокам, а взрослый просто решает за него задачи, он ему не помогает. Он стремится поскорее покончить с этим, сэкономить своё время и нервы.
Не отмахивайтесь от ребёнка, когда он просит помочь ему с домашкой, но и не делайте её сами. Направляйте его к решению, почитайте вместе учебник, посмотрите видео, покажите, как решаются подобные задачи. Если вы не можете включиться в работу сразу, договоритесь об удобном для вас времени.
Важно установить чёткие границы: домашние задания — это обязанности ребёнка, а не взрослого. Именно поэтому наставники «Домашней школы Фоксфорда» никогда не решают домашку за учеников, даже если об этом просят сами родители. Следующий шаг — постепенное, от класса к классу, ослабление контроля за правильностью и своевременностью выполнение домашек. Подросток должен учиться распоряжаться своим временем и нести ответственность за свои действия.
<<Форма с консультацией>>
8. Если не получается делать уроки, необходимо подключать дополнительные ресурсы
Задания, которые раз от раза вызывают сложности и приносят плохой результат, — это не повод ругаться. Это сигнал, чтобы задуматься. Быть может, у ученика нарушены способности к чтению и письму, и поэтому каждое сочинение для него — когнитивный ад. А может, ему просто не хватает знаний, и нужен дополнительный ресурс, чтобы устранить пробелы. В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» предметы за определённый класс входят в единый абонемент. Например, если ребёнку нужно нагнать программу пятого класса, берите соответствующий абонемент и занимайтесь в удобное время. Курсы в абонементе состоят из вебинаров, задач с автопроверкой, теории — не придётся гуглить дополнительные материалы для учёбы.
Вот несколько вопросов, которые помогут выявить проблемы с подготовкой домашнего задания:
- Расскажи, что вы делали на занятии по этой теме? Как решали подобные задачи?
- Тебе нравится такой тип заданий? Если нет, то какое задание тебе по душе?
- Иногда, когда мне приходится сталкиваться с чем-то новым, я опасаюсь, что не справлюсь. Это то, что ты чувствуешь сейчас?
- Как следует выполнить это задание? Что ты можешь сделать, чтобы убедиться, что правильно его понял?
- Могу я как-то помочь тебе в выполнении этого задания?
- Сделай столько, насколько понял тему. Затем давай составим вопросы, которые возникли у тебя по ходу выполнения домашнего задания, чтобы ты смог их завтра задать преподавателю. Какие вопросы у тебя есть?
<<Форма курс 5-11>>
9. Родители должны всегда поддерживать своего ребёнка
Определить плотность вещества, построить график функции, запомнить годы правления Ивана Грозного — всё это действительно сложно. Особенно для подростка, переживающего гормональный взрыв.
Вспомните себя в школьные годы. Разве вам всё давалось сразу? Наверняка кто-то скажет да. Здорово, но ваш ребёнок самостоятельная личность, у него может быть по-другому.
Не корите себя, если не успеваете или не хотите делать уроки с ребёнком. Это его обязанности, а не ваши. А главное — не упрекайте детей, которые не делают домашние задания вовремя или хорошо. Лучше попробуйте разобраться, в чём причина, поддержите и помогите организовать процесс, следуя советам выше.
Источник: freepik.com
Подведём итог. Чтобы выполнить домашнее задание на пятёрку и при этом не слишком устать, следуйте этим простым правилам: введите выполнение заданий в привычку, держите рабочий стол в порядке, составьте вместе с ребёнком график и следуйте ему, а также разбивайте большие задания на части и начинайте с самых сложных. Не забывайте делать перерывы каждые 30–50 минут, поддерживать ребёнка, а не ругать его за промахи, и ищите дополнительные ресурсы, когда это необходимо.
Эта мама переписала домашнее задание своей дочери, и оно идеально
Хотя простая школьная тетрадь может показаться достаточно невинной, один родитель решил переписать задание, изменив повествование с негативного опыта матери, возвращающейся на работу, на позитивный.
Линн Полвино помогала своей 6-летней дочери Хейзел с домашним заданием на прошлой неделе, когда заметила, что с заданием что-то не так, досадная и все более распространенная проблема из-за устаревших учебных программ. Итак, Полвино решил внести некоторые изменения в задание с обновленным повествованием.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Мама сообщает школе дочери, что ее 10-летняя дочь «сделала» домашнее задание
Рабочий лист представляет собой задание в стиле «заполните пустые места», которое следует за историей матери, возвращающейся на работу. Первая строка гласит: «Лиза не была счастлива. Ее мать вернулась на работу».
По сути, история сосредоточена на маленькой девочке по имени Лиза, у которой был ужасный день, потому что ее мать, наконец, возвращается на работу после того, как ушла воспитывать ребенка. В довершение всего отец девочки плохо готовит. Как клише.
«Это просто нажало на меня так много кнопок, и с каждым предложением становилось все хуже!» Полвино рассказал Сегодня . «Мой шок и тревога быстро сменились возмущением. Я имею в виду, в каком десятилетии мы живем? В наше время мы будем говорить детям, что матери, работающие вне дома, делают их детей и семьи несчастными? обычно не занимаешься такими вещами, как приготовление еды и мытье посуды?»
По словам Полвино, Хейзел не слишком обеспокоилась этой историей и больше сосредоточилась на поиске правильных слов, чтобы заполнить пробел, но это беспокоило Полвино. В то время как возвращение родителя на работу может быть большой корректировкой для ребенка, Пловино решила переписать задание в позитивную историю, которая более точно описывает жизнь, которую она хочет для своих детей.
В версии Полвино Лиза счастлива, что ее мать вернулась на работу. Их отец находится в отпуске по уходу за ребенком, и никто никуда не торопится, потому что «у папы все было под контролем». Отец в этой истории готовит хороший завтрак, а маленькая девочка мечтает о своем будущем и карьере.
История заканчивается словами: «Лиза была рада, что выросла в обществе, свободном от гендерных предубеждений и женоненавистничества».
Полвино сказала Today , что она переработала историю, «чтобы отразить тот мир, в котором я хочу жить, такой мир, в котором я хочу, чтобы жили мои дети, когда они станут достаточно взрослыми, чтобы иметь работу и семьи».
Хотя Полвино не отправила переписку учителю, она высказала свои опасения по электронной почте. Учитель согласился с тем, что рабочий лист устарел, и сказал, что пересмотрит его в будущем.
Позже Пловино разместила исходное задание и обновленную версию на Facebook, где ее хвалили ее друзья и подписчики.
Ох и Полвино. Она работает редактором детских книг на Манхэттене.
Mashable обратился к Polvino за дополнительной информацией и комментариями.
[h/t:Today]