Детские психотравмы – что это такое и их виды
-
Что такое детская психотравма? -
Виды детских травм и почему они возникают -
Симптомы психотравмы -
Как детские психологические травмы влияют на жизнь человека? -
Как проработать детские травмы?
Какое детство без травм? Разбитые во время «догонялок» коленки и локти, синяки и шишки, царапины, оставленные любимым котом в деревне у бабушки, или шрамы, напоминающие о суровых «пацанских» разборках, – все это было, будет и обязательно «до свадьбы заживет». Но есть и другие травмы – психологические, которые случаются в детском возрасте и напоминают о себе всю жизнь. Если, конечно, их вовремя не обнаружить и не проработать со специалистом.
Поговорим о том, что такое детские травмы, какие симптомы о них сигнализируют, как они влияют на жизнь человека и что делать, чтобы это влияние нейтрализовать.
Что такое детская психотравма?
Психологическая травма – это опасное, шокирующее событие, которое нарушает эмоциональное равновесие, угрожает жизни. Детской будет травма, полученная в возрасте до 18 лет.
Важно отличать психотравму от стресса. Стрессовые ситуации подстерегают человека повсюду, причем с самого рождения. Вышел на детскую площадку, оказался в незнакомом месте, среди незнакомых людей, впервые увидел большую собаку, мама запретила есть конфеты до обеда – все это сопровождается эмоциональным или психологическим напряжением, становится для ребенка стрессом. Большим или едва ощутимым – все индивидуально. В любом случае малыш в состоянии преодолеть дискомфорт, пережить потрясение, приложив определенные усилия.
Психотравма – это серьезное негативное воздействие, с которым ребенку не справиться – у него просто не хватит на это сил и внутренних ресурсов. Он не сможет самостоятельно адаптироваться к ситуации, найти ей объяснение и успокоить себя.
Травму может нанести какое-то одно событие, например, автомобильная авария. Или же этот «рубец» образуется вследствие череды повторяющихся событий – например, травля ребенка в школе или жестокое обращение в семье – со стороны родителей, старшего брата или сестры. Травмоопасными могут быть и слова, которые ребенок слышит изо для в день, например, что он бестолковый, некрасивый или еще какой-то не такой, как все.
Что это будет – рядовой стресс или драма, которая оставит след в памяти на всю жизнь, во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от того, как отреагируют на это событие взрослые.
Виды детских травм и почему они возникают
Детские психотравмы можно разделить на пять категорий:
-
Травмы утраты. Смерть близкого человека, к которому ребенок был очень привязан, становится настоящей трагедией, которую очень сложно пережить и забыть. Малыш может замкнуться в себе, отгородиться от окружающих, перестать общаться, считать себя виноватым в произошедшем. Без вмешательства психотерапевта не обойтись. -
Травмы, связанные с насилием со стороны взрослых. Оставляют после себя гнетущее ощущение абсолютной беспомощности, лишают веры в справедливость, мешают выстроить собственные физические и психологические границы, заставляют жить в постоянном страхе и ожидании повторения. Причем эти самые насильственные действия со стороны взрослых могли иметь самые добрые намерения: родители мечтали, чтобы сын вырос настоящим мужчиной, желали дочери «самого лучшего» и в воспитательных целях игнорировали просьбы или жалобы, повышали голос, прибегали к физическим наказаниям. Отдельная история – сексуальное насилие. В этом случае единственный выход – помощь психотерапевта. Результат – неуверенный в себе, закомплексованный человек с низкой самооценкой, который ненавидит себя и весь мир вокруг, находится в постоянном напряжении и состоянии полной боевой готовности отразить «атаку». -
Травмы отвержения. Сюда можно отнести игнорирование, ревность, изгнание, несправедливое отношение к ребенку. Предательством со стороны родителей для малыша может стать развод, в котором он может считать виноватым себя. Особенно если в семье постоянно звучали взаимные претензии и обвинения, если взрослые манипулировали друг другом и шантажировали друг друга, упоминая ребенка. После пережитого малышу будет сложно жить в социуме, доверять людям. -
Травмы, которые связаны со слабым здоровьем. Возникают, если ребенку приходится в самом юном возрасте переживать серьезные испытания в виде хирургического вмешательства, длительного пребывания в медицинском учреждении. Боль, страх, ощущение собственной слабости и беззащитности оставляют глубокий след, который сложно стереть. Когда болезнь уже осталась позади, а сам человек стал взрослым, его не перестают преследовать воспоминания. Он начинает искать у себя симптомы самых разных недугов, превращается в завсегдатая диагностических центров и любителя обследований, при безобидном насморке начинает бить тревогу, подозревая самое страшное. -
Травмы разрыва отношений. Такие душевные раны могут нанести серьезные ссоры, конфликты, в сердцах брошенные родителями фразы типа: «Не попадайся мне больше на глаза!», «Ты мне больше не сын!», «Можешь считать, что я для тебя умерла!», «Ни видеть, ни слышать тебя не хочу!». Холодность родителей, недостаток их внимания, заботы, ласки, тепла могут в будущем стать причиной проблем в построении отношений с людьми, в проявлении внимания и любви к другим. Любое событие может стать для ребенка причиной глубокой психологической травмы, последствия которой ему придется расхлебывать всю жизнь. Взрослые же могут даже не подозревать об этом, поскольку для них ситуация не будет нештатной, сверхъестественной, требующей внимания.
Симптомы психотравмы
Даже в юном возрасте восприимчивость, жизненный опыт у детей разные, поэтому и травмирующие события переживаются ими по-разному. И все же можно обозначить наиболее характерные признаки психотравмы – на физиологическом и психологическом уровне.
Физиологические симптомы:
-
Проблемы со сном. Ребенок с большим трудом засыпает, беспокойно спит, часто просыпается по ночам, жалуется на кошмары. -
Учащенное сердцебиение. -
Мышечное напряжение. -
Повышенная утомляемость даже при незначительных физических нагрузках. -
Суетливое, нервное поведение. -
Снижение работоспособности.
Психологические симптомы:
-
Внезапная смена настроения. -
Чувство вины, которое сопровождается угнетенным состоянием и все чаще звучащими от ребенка фразами: «это все из-за меня», «если бы меня не было, все было бы хорошо». -
Повышенная тревожность. О ней свидетельствуют повторяющиеся действия, попытки скрыться ото всех, желание отводить взгляд. -
Рассеянность, снижение концентрации внимания. Ребенок постоянно отвлекается, не может сосредоточиться на том, что делает. -
Замкнутость, уход в себя. Ребенок не хочет ни с кем общаться, уходит от разговора, избегает встреч с друзьями. -
Одиночество. Малышу кажется, что его все бросили, он никому не нужен: «никто мне не поможет», «никто меня не любит».
Наличие даже нескольких признаков – повод обратиться за помощью к специалисту.
Как детские психологические травмы влияют на жизнь человека?
При всей кажущейся незначительности травмирующего события раны от него могут быть довольно глубокими, а последствия – самыми неожиданными.
-
Пережитое в детстве насилие может стать причиной различных нарушений пищевого поведения, например, булимии, ожирения или анорексии. -
Ребенок родителей, страдающих каким-либо видом зависимости, вырастает и становится человеком, которому очень сложно адаптироваться к новым условиям, выстраивать отношения с новыми людьми, которому важно все контролировать, который не может расслабиться, потому что боится ошибиться. Он с самого раннего возраста привык выполнять взрослые функции, чувствовать себя в ответе за все и всех. -
Тот, кого постоянно унижали в детстве, во взрослом состоянии не умеет постоять за себя, оградить себя от злословия, боится выразить свое мнение, каждый раз долго собирается с мыслями, прежде чем что-то сказать, не хочет быть отвергнутым из-за своих высказываний. -
Если имело место физическое насилие, жестокое обращение, во взрослом состоянии человек сохраняет привычный стиль поведения – всем угождать, на все соглашаться, только чтобы избежать опасности. Таким человеком легко манипулировать. -
Развод родителей заставляет многих детей испытывать чувство вины, а во взрослом состоянии становится серьезным препятствием в создании собственной семьи или близких отношений – из-за завышенных требований к себе и потенциальному партнеру.
Детские психотравмы негативно сказываются на социализации: человек с трудом знакомится с новыми людьми, заводит друзей, адаптируется в обществе. Израненная психика подвержена фобиям и навязчивым мыслям. Человека с детской психотравмой нередко преследуют депрессии, высок риск развития обсессивно-компульсивного расстройства.
Как проработать детские травмы?
С детскими психотравмами можно и нужно работать. И лучше это доверить профессионалу – психологу или психотерапевту. Специалист сможет выявить травмирующее событие и найти оптимальный способ справиться с его последствиями, независимо от того, сколько прошло времени.
Какие методы при этом используют:
-
Арт-терапия. Рисунок, коллаж, фигурки из пластилина или глины помогут выразить то, что ребенок не может объяснить словами. Можно нарисовать лесенку, ступеньки которой будут обозначать страхи малыша. Или вылепить что-то, что будет страх символизировать. Рассказать сказку о мальчике, который перестал бояться. -
Песочная терапия. Хорошо снимает напряжение, помогает расслабиться, переключиться «на другую волну», попробовать в игровой форме по-разному решить проблемную ситуацию. -
Когнитивно-поведенческая терапия. Поможет ребенку освоить новые схемы поведения, которые позволят избежать травм, противостоять манипуляторам, научит по-другому реагировать на пугающие события. -
Групповая терапия. Работа в группе подойдет ребятам старше 10 лет. Оказавшись среди товарищей по несчастью, малыш поймет, что он не одинок – ведь другие тоже сталкиваются с подобными проблемами, что все можно преодолеть, стоит только почувствовать поддержку. -
Гештальт-терапия. Используя гештальт-подход, психолог поможет выяснить причину тревог и волнений, расшифровать чувства и эмоции, которые испытывает человек, понять, какая ситуация спровоцировала дискомфорт. Докопавшись до первопричины психотравмы, специалист найдет максимально безболезненные способы завершить гештальт, прожить историю до конца и исцелить душевные раны.
Гештальт-терапии в практике психолога посвящен отдельный курс в нашей Академии. Программа обучения предполагает знакомство с общей психологией и психологией личности, основами психодиагностики, психотерапии и психологического консультирования, детальное изучение гештальт-подхода и особенностей его практического применения.
Как излечить психологические травмы детства и психологические комплексы
Цель любой психотерапии – помочь отбросить прошлое, хорошее оно или плохое, и отбросить хорошее или плохое будущее, чтобы просто быть. Быть – значит развивать свою уникальность, свою способность быть живым, всем тем, кто ты есть, здесь и сейчас. (с)
/Карл Витакер/
Сегодня мы поговорим о психологических травмах, иногда, в житейской психологии, последствия этих травм называют «психологическими комплексами».
И в первую очередь речь пойдет о детских психологических травмах и о том, какое влияние они оказывают на дальнейшую взрослую жизнь.
Психологическая травма – реактивное психическое образование (реакция на значимые для данного человека события), вызывающее длительные эмоциональные переживания и имеющее длительное психологическое воздействие.
Если вам понравилась эта статья, то вы можете послушать эпизод нашего подкаста “Разговорчики по Фрейду” про детские психологические травмы. Кликните по картинке и не забудьте подписаться (мы есть на всех площадках: Яндекс-музыка, Apple podcasts, Google podcasts, Castbox и другие)
Причины психологической травмы
Причиной травмы может стать любое значимое для человека событие, а источников существует огромное количество:
Семейные конфликты.
1. Тяжёлые болезни, смерть, гибель членов семьи.
2. Развод родителей.
3. Гиперопека со стороны старших.
4. Холодность внутрисемейных отношений и отчуждение.
5. Материально-бытовая неустроенность.
Знает ли человек о своих психологических травмах? Одного знания оказывается недостаточно. Люди обращаются за психологической помощью относительно своих негативных переживаний или неконструктивных способов поведения, но не связывают свое нынешнее состояние с психологическими травмами, особенно детскими.
В большинстве случаев психотравмирующее воздействие носит неявный, скрытый характер.
Речь идет, как правило, о неспособности ближайшего окружения, прежде всего матери, обеспечить для ребенка атмосферу доверия и эмоциональной защищенности. Травмирующая ситуация может скрываться за внешне вполне благополучной домашней обстановкой, в частности, за ситуацией гиперопеки и гиперпротекции, когда никто даже и не подозревает о том, что в отношениях родителей с детьми не хватает очень важных чувственных и поведенческих компонентов.
Значимые родительские фигуры часто сами страдают различными формами личностных расстройств, постоянные конфликты в семье, напряженные отношения, признаки домашнего и психологического насилия препятствуют полноценному эмоциональному взаимодействию в семье и, как следствие, – нормальному психическому развитию потомства.
Жизненные сценарии
Известный психолог Эрик Берн предложил идею о «жизненных сценариях», которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом.
Это бессознательный жизненный план, который мы позаимствовали у родителей, и который создает нам иллюзию контроля над ситуацией и жизнью.
Обычно к 7 годам этот сценарий уже заложен, и в дальнейшем человек строит свою жизнь во многом обусловленный влиянием этого бессознательного сценария. Решая свои жизненные проблемы, человек вынужден решать проблемы своих родителей, своих бабушек и дедушек. Нужно понимать, что это не детальная точная копия родового сценария, но общее направление и постоянная работа над ошибками, своими и своих предков.
Эта ситуация усугубляется в детстве директивными посланиями родителей своему ребенку, когда родители из «благих намерений» внушают своему чаду установки как нужно жить.
Директива – это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок будет наказан.
Не явно (поркой или подзатыльником, молчаливым шантажом или руганью), а косвенно — собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причем истинные причины своей вины ребенок не может осознать без посторонней помощи. Ведь именно исполняя директивы, он чувствует себя “хорошим и правильным”.
Негативные установки (директивы)
Главной директивой, в которую можно было бы включить все остальные, является:
“Не будь самим собой”. Человек с этой директивой постоянно неудовлетворен собой. Такие люди живут в состоянии мучительного внутреннего конфликта. Остальные приведенные ниже директивы поясняют это. Вот краткие примеры таких директив (их можно насчитать десятки и очень подробно разбирать каждую из них):
“Не живи”. Как много проблем ты нам принес, появившись на свет.
“Не верь самому себе”. Мы лучше знаем, что тебе нужно в этой жизни.
“Не будь ребенком”. Будь серьезным, не стоит радоваться. И человек, став взрослым, никак не может научиться полноценно отдыхать и расслабляться, так как чувствует вину за свои “детские” желания и потребности. Ко всему прочему, у такого человека стоит жесткий барьер в общении с детьми.
“Не чувствуй”. Это послание может передаваться родителями, которые сами привыкли сдерживать свои чувства. Ребенок приучается “не слышать” сигналы своего тела и души о возможных неприятностях.
“Будь самым лучшим”. Иначе ты не сможешь быть счастлив. А так как невозможно быть самым лучшим во всем, то и не видать этому ребенку счастья в жизни.
“Никому нельзя верить, – уж вы мне поверьте!”. Ребенок приучается к тому, что окружающий мир является враждебным и выживает в нем только хитрый и вероломный.
“Не делай!”. В результате ребенок боится принимать какие-либо решения самостоятельно. Не зная, что безопасно, испытывает трудности, сомнения и чрезмерные опасения в начале каждого нового дела.
Но насколько сильно влияют психологические травмы на сегодняшнюю жизнь?
Я лишь приведу два примера, которые подтверждены научными исследованиями, хотя исследований гораздо больше. Всемирная организация здравоохранения провело исследование среди людей, у которых в детстве были какие-либо психологические травмы. Оказалось, что таким людям гораздо труднее сделать карьеру, чем тем, у кого в детстве не было сильных эмоциональных потрясений.
Оказывается, расстройства психики в детстве приводят к замедлению социального развития человека – ему становится сложнее заводить друзей, адаптироваться к новым коллективам и уживаться с людьми. По словам доктора Норито Каваками из университета Токио, возглавлявшего научную группу, которая проводила исследование, ученые нашли четкую взаимосвязь между случавшимися в детстве депрессиями, недостатком внимания, пережитыми случаями физического или психического насилия и низким уровням достатка во взрослой жизни.
Результаты эксперимента справедливы и для мужчин, и для женщин. В ходе исследования были опрошены почти 40 000 человек из 22 стран, в возрасте от 18 до 64 лет. Ученые собирали информацию об уровне дохода, общественном положении, образовании каждого респондента, и при этом уточняли данные о состоянии психического здоровья опрошенных, начиная с рождения. Действительно, детские горести рождают желание замкнуться, отгородиться от мира, а успешную карьеру в большинстве случаев невозможно сделать в затворничестве…
Другое исследование проведенное специалистами из центра здоровья «BioMed Central» и опубликованное в журнале «Substance Abuse Treatment, Prevention, and Policy». Так в исследовании, проведенном под руководством доктора Тары Штрайн (Tara Strine) показано, что неблагоприятные события детства эмоциональные, физические или сексуальные травмы, могут стать причиной развития никотиновой зависимости. И в этом случае, лечение сигаретной аддикции необходимо начинать с терапии детских травм.
В исследовании приняло участие больше чем 7000 человек, приблизительно 50% из которых – женщины. Принимая во внимание ранее выявленные факторы риска, такие как употребление алкоголя и курение родителей, физические и эмоциональные травмы, произошедшие в детстве, достоверно заняли первое место в группе риска. Однако подобная картина наблюдалась только в женской выборке. Так женщины, в анамнезе которых, были выявлены травмирующие события детства, в 1,4 раза чаще подвержены данному пристрастию. У мужчин же, как полагают исследователи более широкий диапазон защитных и компенсаторных механизмов, которые еще только предстоит изучить. Результаты исследования показывают, что механизмом, провоцирующим связь между детскими травмами у женщин и тягой к табаку, является психологический стресс. Особенно велик риск у тех, кто пережил эмоциональное или физическое насилие.
Что же делать с детскими психологическими травмами?
Все мы родом из детства, поэтому несем в себе большое количество болезненных переживаний и неосознанных ран, которые всячески будут препятствовать здоровому гармоничному развитию личности человека.
Эти переживания могут быть самыми разными и сопровождаться различными чувствами: вины, стыда, тревоги, страха, неполноценности, потерянности, недоверия, бессмысленности своего существования и пр. Чувство боли «защищает» от осознания этих травм, и человек искренне считает это своей особенностью характера. Потому что осознание приведет к необходимости пересмотра и переоценки слишком многих вещей в своей жизни. Здесь появляется страх, который сознательно и бессознательно препятствует излечению, блокирует его. Волевым усилием не избавиться от подобного страха, потому что расплатой за подобное усилие будет служить усиление контроля, и потеря своей витальности и жизненной энергии.
Многие виды психотерапий (в том числе гештальт-терапия) занимаются тем, чтобы человек развивал свою спонтанную способность к жизни, преодолевал барьеры и стереотипы, заложенные в прошлом.
Характерной психологической особенностью славянского менталитета является то, что люди у нас терпят «до последнего». Что бы не случилось, мы будем «мужественно» терпеть, сносить, держать в себе до конца. Н. Тихонов писал о таких людях: “Гвозди бы делать из этих людей! В мире бы не было крепче гвоздей”!!!
На приеме у психолога или в психологической группе можно встретить молодых женщин, сломленных своими психологическими травмами, с блеклыми лицами, пустыми глазами и опущенными плечами. Некоторые из них выглядят совершенно безжизненно, раздавлено, обескровлено. Другие же напротив – настолько беспокойны и невротически возбуждены, что неспособны сосредоточиться на актуальном состоянии. Но все они помнят себя другой, не похожей на теперешнюю и не понимают как они стали такой.
Учиться заботиться о себе
Внутренний психологический комфорт является сегодня одним из определяющих понятий современной жизни. Оказывается “ухаживать” за собой нужно не только снаружи, но и внутри. И достижения современной психологии достаточно легко и быстро позволяют делать это (это то, чего мы были лишены вплоть до 90х годов 20 века).
К сожалению, многие люди у нас в стране относятся к этому с непониманием и недоверием, предпочитая терпеливо мучиться и страдать, полагая, что всё пройдёт само, думая, что к психологам, психотерапевтам и психоаналитикам только “психи” ходят лечиться. Но сегодня к психологам обращаются современные, умные люди, которые испытывают определенное личностно-психологические проблемы.
Сегодня с помощью хорошего специалиста можно полностью освободить свой внутренний мир от нежелательных, мучительных последствий:
– любой эмоционально-душевной травмы,
– любой психотравмирующей ситуации, имевшей место в жизни (независимо от срока давности),
– любых тяжёлых или острых психоэмоциональных переживаний или воспоминаний,
– любых эмоционально-шоковых потрясений.
Обращайтесь ко мне за помощью, буду рад Вам помочь!
почитать другие статьи на этом сайте:
о чувстве зависти
о запретных чувствах
эгоистическое чувство материнства
когда плачет клоун? (детские травмы)
Влияние детской травмы на психосоциальные особенности в китайской выборке молодых людей
1. Пехтель П., Пиццагалли Д.А. Влияние стресса в раннем возрасте на когнитивные и аффективные функции: комплексный обзор литературы о людях. Психофармакология (Берл) 2011; 214: 55–70. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
2. Gilbert R, Widom CS, Browne K, Fergusson D, Webb E, Janson S. Бремя и последствия жестокого обращения с детьми в странах с высоким уровнем дохода. Ланцет. 2009; 373: 68–81. [PubMed] [Академия Google]
3. Fang X, Fry DA, Ji K, Finkelhor D, Chen J, Lannen P, et al. Бремя жестокого обращения с детьми в Китае: систематический обзор. Всемирный орган здравоохранения Быка. 2015;93:176C–185C. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
4. Buckingham ET, Daniolos P. Продольные результаты для жертв жестокого обращения с детьми. Curr Psychiatry Rep. 2013; 15:342. [PubMed] [Google Scholar]
5. Такидзава Р., Моган Б., Арсено Л. Последствия для здоровья взрослых в результате виктимизации издевательств в детстве: данные пятидесятилетней продольной когорты британского рождения. Am J Психиатрия. 2014; 171:777–784. [PubMed] [Академия Google]
6. Экинджи С., Кандемир Х. Детская травма в жизни пациентов с зависимостью от психоактивных веществ: взаимосвязь между депрессией, тревогой и самооценкой. Норд Дж. Психиатрия. 2015;69:249–253. [PubMed] [Google Scholar]
7. Аллен Б., Лаутербах Д. Личностные характеристики взрослых, переживших детскую травму. J Травматический стресс. 2007; 20: 587–595. [PubMed] [Google Scholar]
8. Рой А. Детская травма и невротизм во взрослом возрасте: возможное значение для развития распространенных психических расстройств и суицидального поведения. Психомед. 2002; 32: 1471–1474. [PubMed] [Академия Google]
9. Акбаба Туркоглу С., Эссизоглу А., Косгер Ф., Аксарай Г. Связь между дисфункциональными установками и детскими травмами у женщин с депрессией. Int J Soc психиатрия. 2015; 61: 796–801. [PubMed] [Google Scholar]
10. Sperry DM, Widom CS. Жестокое обращение с детьми и безнадзорность, социальная поддержка и психопатология во взрослом возрасте: проспективное исследование. Ребенок Абус Негл. 2013; 37: 415–425. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
11. Xie P, Wu K, Zheng Y, Guo Y, Yang Y, He J, et al. Распространенность детской травмы и взаимосвязь между детской травмой, суицидальными мыслями и социальной поддержкой у пациентов с депрессией, биполярным расстройством и шизофренией на юге Китая. J Аффективное расстройство. 2018; 228:41–48. [PubMed] [Академия Google]
12. Салазар А.М., Келлер Т.Е., Кортни М.Е. Понимание роли социальной поддержки в отношениях между жестоким обращением и депрессией у молодежи с опытом работы в приемных семьях. Жестокое обращение с детьми. 2011;16:102–113. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
13. Логан-Грин П., Грин С., Нуриус П.С., Лонги Д. Различный вклад неблагоприятного детского опыта и ресурсов устойчивости: когортный анализ физического и психического здоровья взрослых. Здравоохранение Soc Work. 2014;53:776–797. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
14. Ким С.С., Чан Х., Чанг Х.И., Пак Ю.С., Ли Д.В. Связь между невзгодами детства и симптомами депрессии во взрослом возрасте в Южной Корее: результаты национально репрезентативного лонгитюдного исследования. Открытый БМЖ. 2013; 3 пии: e002680. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
15. Takeuchi H, Hiroe T, Kanai T, Morinobu S, Kitamura T, Takahashi K, et al. Переживания разлучения родителей в детстве и депрессивная симптоматика при острой большой депрессии. Психиатрия Clin Neurosci. 2003; 57: 215–219.. [PubMed] [Google Scholar]
16. Li X, Wang Z, Hou Y, Wang Y, Liu J, Wang C. Влияние детской травмы на личность в выборке китайских подростков. Ребенок Абус Негл. 2014; 38: 788–796. [PubMed] [Google Scholar]
17. Чжао С., Чжан Дж. Связь между депрессией, суицидальными мыслями и психологическим напряжением у студентов колледжей: межнациональное исследование. Культура, медицина и психиатрия. 2018 [Epub перед печатью] [PubMed] [Google Scholar]
18. Бернштейн Д. , Финк Л. Опросник детской травмы: ретроспективный самоотчет. Сан-Антонио, Техас: Психологическая корпорация; 1998. [Google Scholar]
19. Zhao X, Zhang Y, Li L, Zhou Y, Li H, Yang S. Надежность и валидность китайской версии Опросника детской травмы. Chin J Clin Rehabil. 2005; 9: 105–107. [Google Scholar]
20. Zung WW, Richards CB, Short MJ. Шкала самооценки депрессии в поликлинике. Дальнейшая проверка паспорта безопасности. Арх генерал психиатрия. 1965; 13: 508–515. [PubMed] [Google Scholar]
21. Zung WW. Инструмент рейтинга для тревожных расстройств. Психосоматика. 1971;12:371–379. [PubMed] [Google Scholar]
22. Liu X, Tang M, Chen K, Hu L, Wang A. Сравнение SDS и CES-D при оценке симптомов депрессии у студентов университетов. Chin Ment Health J. 1995; 9:19–20. [Google Scholar]
23. Gao J, Tao M. Надежность и достоверность китайской версии пересмотренной шкалы самооценки тревоги (SAS-CR) Chin J Nerv Ment Dis. 1994; 20: 301–305. [Google Scholar]
24. Вайсман А., Бек А. Разработка и проверка шкалы дисфункционального отношения: предварительное исследование. Ежегодное собрание Американской ассоциации исследований в области образования. Торонто, Онтарио, Канада; 1978. [Google Scholar]
25. Цай Л., Чжу С., Пэн С., Чжун М., Чжан С. Применение китайской версии шкалы дисфункционального отношения к выборке китайских подростков. Чин Дж. Клин Психол. 2010;18:161–164. [Google Scholar]
26. Айзенк Х. Манул из личностного опросника Айзенка. Лондон, Англия: Ходдер и Стоутон; 1975. [Google Scholar]
27. Qian M, Wu G, Zhu R, Zhang X. Личностный опросник Айзенка, переработанный, короткая шкала для китайского языка, EPQ-RSC. Acta Psychologica Sinica. 2000; 32: 317–323. [Академия Google]
28. Сяо С. Теоретические основы и применение рейтинговой шкалы социальной поддержки. Дж. Клин Психиатрия. 1994; 4: 98–100. [Google Scholar]
29. Liu J, Li F, Lian Y. Исследование надежности и валидности шкалы социальной поддержки. J Синьцзян Медицинский Университет. 2008; 31:1–3. [Google Scholar]
30. Shen L, Zhang Y, Liang W. Расследование жестокого обращения с детьми: опрос учеников младших классов в провинции Хэнань, Китай. Психиатрия Азиатско-Тихоокеанского региона. 2015;7:85–90. [PubMed] [Академия Google]
31. Чан К.Л. Сравнение отчетов родителей и детей о жестоком обращении с детьми в репрезентативной выборке домохозяйств в Гонконге. Джей Фам Виол. 2012; 27:11–21. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
32. Begle AM, Dumas JE, Hanson RF. Прогнозирование потенциала жестокого обращения с детьми: эмпирическое исследование двух теоретических основ. J Clin Child Adolesc Psychol. 2010; 39: 208–219. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
33. Tang CS. Телесные наказания и жестокое обращение с детьми: общественное исследование китайских родителей в Гонконге. Жестокое обращение с детьми Негл. 2006;30:893–907. [PubMed] [Google Scholar]
34. Чу Д.А., Уильямс Л. М., Харрис А.В., Брайант Р.А., Гатт Дж.М. Травма в раннем возрасте предсказывает уровни симптомов депрессии и тревоги у неклинических взрослых в обществе, о которых сообщают сами люди: относительный вклад типов стрессоров в раннем возрасте и воздействия травмы во взрослом возрасте. J Psychiatr Res. 2013;47:23–32. [PubMed] [Google Scholar]
35. Лундквист Г., Сведин К.Г., Ханссон К. Сексуальное насилие в детстве. Женское здоровье в начале групповой терапии. Норд Дж. Психиатрия. 2004; 58: 25–32. [PubMed] [Академия Google]
36. Энгерт В., Ефанов С.И., Дедович К., Дагер А., Прюснер Дж.К. Повышенная реакция кортизола на пробуждение и дневная/вечерняя выработка кортизола у здоровых молодых людей с низким уровнем родительской заботы в раннем возрасте. Психофармакология. 2011;214:26126–26128. [PubMed] [Google Scholar]
37. Lindert J, von Ehrenstein OS, Grashow R, Gal G, Braehler E, Weisskopf MG. Сексуальное и физическое насилие в детстве связано с депрессией и тревогой на протяжении всей жизни: систематический обзор и метаанализ. Int J Общественное здравоохранение. 2014;59: 359–372. [PubMed] [Google Scholar]
38. Beck AT. Когнитивные модели депрессии. J Cogn Psychother. 1987; 1: 5–37. [Google Scholar]
39. Ханкин Б.Л., Оппенгеймер С., Дженнесс Дж., Баррокас А., Шаперо Б.Г., Голдбанд Дж. Причины развития когнитивной уязвимости к депрессии: обзор процессов, способствующих стабильности и изменениям во времени. J Clin Psychol. 2009;65:1327–1338. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
40. Hankin BL. Стабильность когнитивной уязвимости к депрессии: краткосрочное проспективное многоволновое исследование. J Abnorm Psychol. 2008; 117: 324–333. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
41. Хендерсон Д., Харгривз И., Грегори С., Уильямс Дж.М. Автобиографическая память и эмоции в неклинической выборке женщин с сообщениями о сексуальном насилии в детстве и без них. Br J Clin Psychol. 2002;41:129–141. [PubMed] [Google Scholar]
42. Lysaker PH, Meyer PS, Evans JD, Clements CA, Marks KA. Детская сексуальная травма и психосоциальное функционирование у взрослых с шизофренией. Психиатр Серв. 2001; 52: 1485–1488. [PubMed] [Google Scholar]
43. Аллен Дж. Г., Койн Л., Хантун Дж. Травма постоянно повышает краткосрочные симптомы Инвентарные профили у женщин, находящихся в стационаре. Психолог Репутация 1998;83:499–513. [PubMed] [Google Scholar]
44. Магнус К., Динер Э., Фуджита Ф., Павот В. Экстраверсия и нейротизм как предикторы объективных жизненных событий: лонгитюдный анализ. J Pers Soc Psychol. 1993; 65: 1046–1053. [PubMed] [Google Scholar]
45. Talbot NL, Duberstein PR, King DA, Cox C, Giles DE. Черты личности женщин, перенесших сексуальное насилие в детстве. Компр Психиатрия. 2000;41:130–136. [PubMed] [Google Scholar]
46. Vlasveld MC, van der Feltz-Cornelis CM, Anema JR, et al. Связь между личностными характеристиками и невыходами на работу: перекрестное исследование среди работников с депрессивными и тревожными расстройствами и без них. J оккупировать реабилитацию. 2013;23:309–317. [PubMed] [Google Scholar]
47. Вранчану А.М., Хобфолл С.Е., Джонсон Р.Дж. Многотипное жестокое обращение с детьми и связанные с ним симптомы депрессии и посттравматического стрессового расстройства: роль социальной поддержки и стресса. Ребенок Абус Негл. 2007; 31:71–84. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
48. Tough H, Siegrist J, Fekete C. Социальные отношения, психическое здоровье и благополучие при физической инвалидности: систематический обзор. Общественное здравоохранение BMC. 2017;17:414. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
49. Poudel-Tandukar K, Nanri A, Mizoue T, Matsushita Y, Takahashi Y, Noda M, et al. Социальная поддержка и суицид у японских мужчин и женщин — проспективное исследование, проведенное Японским центром общественного здравоохранения (JPHC). J Psychiatr Res. 2011;45:1545–1550. [PubMed] [Google Scholar]
50. Песчич К.Д., Ненадович М.М., Ясович-Гасич М., Трайкович Г. , Костич М., Ристич-Димитриевич Р. Влияние психосоциальных факторов на возникновение депрессии и суицидальный риск у пациентов с шизофрения. Психиатр Дануб. 2014;26:226–230. [PubMed] [Академия Google]
Детская травма: как травма влияет на психическое здоровье
Как бы родители ни старались оградить своих детей от всевозможных пугающих, опасных или опасных для жизни событий, реальность такова, что это все еще может произойти. Даже когда детям не угрожает физическая опасность, они все равно могут бороться с психическими и эмоциональными травмами, которые иногда остаются с ними на всю жизнь. Например, дети, живущие во время пандемии COVID-19, могут получить травму из-за того, что их выгнали из школы, разлучили с друзьями или членами семьи и они беспокоятся о возможности заражения вирусом.
Детская травма встречается чаще, чем многие думают. Фактически, по оценкам Управления по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психическим здоровьем (SAMHSA), две трети всех детей сообщают о каком-либо травмирующем происшествии к 16 годам. Эти события могут привести к сложным проблемам с психическим здоровьем, но, к счастью, варианты лечения доступны для помочь пациентам всех возрастов справиться с затяжными последствиями детской
травмы.
Что такое детская травма?
Национальная сеть детского травматического стресса (NCTSN) определяет травмирующее событие как любое пугающее, опасное или насильственное событие, которое представляет угрозу для физической безопасности, благополучия или физической неприкосновенности ребенка. Иногда травматические события могут быть непосредственно связаны с ребенком. В других случаях в мероприятии участвуют родитель, опекун или другой опекун. Угрозы физической безопасности любимого человека могут быть такими же травмирующими, как и прямые угрозы ребенку.
Эти переживания могут вызвать сильные физические и эмоциональные реакции, которые могут сохраняться еще долго после того, как событие пройдет. У некоторых детей развивается детский травматический стресс: висцеральная реакция на детскую травму, которая может влиять на их повседневную жизнь и эмоциональное благополучие в течение многих лет или даже десятилетий после инициирующего события.
Типы детской травмы
Ребенок может пережить ряд потенциально травмирующих событий, включая следующие:
- Насилие (сексуальное, физическое, психологическое)
- Опасные для жизни несчастные случаи или болезни
- Насилие в школе или обществе
- Запугивание
- Насилие в семье (свидетель или переживший)
- Национальные бедствия
- Террористические акты
- Кризисы общественного здравоохранения, такие как COVID-19
- Потеря любимого человека, особенно внезапная или насильственная по своему характеру
- Беженство или опыт войны
- Пренебрежение
Признаки детской травмы
Родители, учителя и медицинские работники должны быть внимательны к признакам и симптомам детской травмы. Эти признаки могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка.
Признаки детской травмы у детей дошкольного возраста
- Страх разлуки с родителями или опекунами
- Кошмары
- Неправильное питание и внезапная потеря веса
- Постоянные крики или крики
Признаки детской травмы у младших школьников
- Чувство вины и стыда
- Страх или тревога
- Проблемы со сном
- Проблемы с концентрацией внимания
Признаки детской травмы у детей среднего и старшего школьного возраста
- Депрессия
- Чувство отчуждения
- Расстройства пищевого поведения
- Самоповреждающее поведение
Дополнительные ресурсы по типам и признакам детских травм
Для получения дополнительной информации о детских травмах, их триггерах и признаках рассмотрите следующие ресурсы:
- Национальная сеть детского травматического стресса, Типы травм. Изучите некоторые конкретные типы и триггеры детской травмы.
- Институт детского разума, Признаки травм у детей. Узнайте больше о том, как распознать, когда ребенок пережил что-то травмирующее.
- com, Часто задаваемые вопросы о детских травмах. Получите ответы на некоторые из наиболее распространенных вопросов о травмах, которые переживают дети.
- Центр раннего обучения и знаний Head Start, Признаки и симптомы детской травмы. Внимательно изучите распространенные признаки травмы.
Как детская травма влияет на психическое здоровье и самочувствие
Каждый травмирующий опыт уникален, поэтому детская травма по-разному влияет на своих жертв. При этом травматические переживания часто могут иметь последствия для ребенка, которые сохраняются в подростковом и взрослом возрасте.
Развитие посттравматического стрессового расстройства
Большинство детей в какой-то момент подвергаются травмирующему событию, и хотя эти инциденты обычно приводят, по крайней мере, к кратковременному дистрессу, некоторые дети возвращаются к нормальному функционированию в течение короткого времени. Однако в самых крайних случаях травмирующее событие может привести к посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР). По данным Национального центра посттравматического стресса, до 15% девочек и 6% мальчиков заболевают посттравматическим стрессом после травматического события.
ПТСР — это состояние психического здоровья, которое может по-разному влиять на детей. Некоторые дети обнаруживают, что прокручивают в уме травматический инцидент, снимая стресс и агонию. Другие воспроизводят травматический инцидент в своей игре. Тем не менее, другие избегают любого человека или ситуации, которые могут напомнить им об их травме. Некоторые дети могут также полагать, что они пропустили предупреждающие знаки о травмирующем происшествии, и поэтому становятся сверхбдительными до одержимости.
Дети с посттравматическим стрессовым расстройством могут испытывать ряд симптомов, включая следующие:
- Гнев и повышенная агрессия
- Беспокойство
- Депрессия
- Недоверие к другим
- Страх
- Отчуждение
- Низкая самооценка
- Самоповреждающее поведение
Другие последствия детской травмы
Даже дети, у которых нет признаков посттравматического стрессового расстройства, могут бороться с различными поведенческими проблемами после травматического события. Некоторые примеры:
- Гнев
- Трудности с фокусировкой или концентрацией внимания
- Изменения в пищевых привычках
- Новые страхи или фобии
- Повышенная одержимость безопасностью
- Повышенное внимание к смерти и умиранию
- Бессонница и прерывистый сон
- Потеря интереса к обычным увлечениям и занятиям
При отсутствии лечения детская травма может иметь последствия, которые сохранятся и во взрослой жизни.
- Согласно Psychology Today , травматический опыт «может проникнуть глубоко в тело, способствуя хроническому заболеванию». Данные опроса 2019 года показали сильную корреляцию между нерешенной травмой и риском развития рака.
- Детская травма, связанная с сексуальным насилием, может привести к длительной сексуальной дисфункции, включая более высокую вероятность сексуально рискованного поведения.
- Травма также может привести к длительным когнитивным трудностям и академическим проблемам. Дети, перенесшие травму, «могут демонстрировать дефицит в языковом развитии и навыках абстрактного мышления», — говорится в сообщении NCTSN. «Многие дети, пережившие сложную травму, испытывают трудности в обучении, которые могут потребовать поддержки в академической среде».
Дополнительные ресурсы о влиянии детской травмы на психическое здоровье
Чтобы узнать больше о связи между детской травмой и психическим здоровьем и благополучием, рассмотрите следующие ресурсы:
- Harvard Health Publishing, Прошлые травмы могут преследовать ваше здоровье в будущем. Узнайте больше о продолжающихся последствиях травмы.
- Psychology Today , «4 способа воздействия детских травм на взрослых». Узнайте больше о том, как травма сохраняется во взрослой жизни.
- Verywell Mind, «Лечение последствий детской травмы». Узнайте, как травма может повлиять на детей на протяжении всей их жизни.
- Справочное бюро народонаселения, «Детская травма имеет пожизненные последствия для женщин». Подумайте, как женщины, в частности, могут быть затронуты травматическим опытом.
Стратегии преодоления детской травмы
Несмотря на то, что последствия детской травмы могут быть длительными, тем, кто пережил травму, доступно несколько стратегий, которые позволяют им справиться со своей травмой, оправиться от нее и жить здоровой жизнью. Специалисты в области психического здоровья, в том числе практикующие психиатрические медсестры, могут работать со своими пациентами, чтобы определить наилучшие стратегии восстановления.
Консультации
Один из способов справиться с детской травмой — поговорить с консультантом или терапевтом. Те, кто пережил травму, часто усваивают вину и чувство вины, что может привести к низкой самооценке. Консультант может помочь пациентам более разумно распределять вину, развить набор навыков, необходимых для самосострадания, и научиться другим навыкам, позволяющим справляться с тяжелыми или сложными эмоциями.
Когнитивно-поведенческая терапия
После травматического эпизода у детей иногда развиваются негативные поведенческие или эмоциональные реакции как способ справиться с травмой. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это основанный на фактических данных подход к избавлению от этих негативных реакций, обучению мозга справляться с травмами, стрессом и горем более здоровым и продуктивным способом.
Медитация
Медитация осознанности может быть не лучшим решением для всех, но в некоторых случаях она может дать возможность улучшить осознание настоящего момента, а не постоянно зацикливаться на прошлом. Кроме того, медитация осознанности может усилить сострадание к себе, а также улучшить способность человека к саморегуляции (то есть способность контролировать свои эмоции).
Лекарства
В некоторых случаях практикующая психиатрическая медсестра или другой медицинский работник могут порекомендовать лекарства, помогающие справиться с некоторыми последствиями детской травмы. Противотревожные препараты и антидепрессанты могут быть эффективными вариантами, в зависимости от конкретных симптомов пациента.
Дополнительные ресурсы по стратегиям восстановления после детской травмы
Чтобы узнать больше о лучших способах справиться с детской травмой, ознакомьтесь со следующими ресурсами:
- Национальная сеть детского травматического стресса, вмешательства. Получите дополнительную информацию о клинических вмешательствах при проблемах со здоровьем, связанных с травмой.
- Бостонская детская больница, Лечение посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у детей. Узнайте, как медицинские работники лечат посттравматическое стрессовое расстройство у детей.
- Verywell Mind, «Когнитивно-поведенческая терапия для детей, ориентированная на травму». Узнайте о преимуществах когнитивно-поведенческой терапии, ориентированной на травму (TF-CBT), для лечения посттравматического стрессового расстройства у детей.
Ресурсы по детской травме
Для детей и родителей детей, которые пережили травматические события, следующие ресурсы могут предоставить информацию, поддержку и клинические решения:
- , горячая линия посттравматического стресса. Узнайте больше о преимуществах звонка на горячую линию посттравматического стресса и получите непосредственную помощь от специалистов в области психического здоровья.