Нужно ли жить ради детей?
Оглавление
- Все ради детей
- Скажут ли нам дети «спасибо»?
- Бегство в ребенка
- Дом и свое место
- Ради кого стоит жить?
Жить ради детей – разве это не самое прекрасное призвание взрослых в семье? И разве есть тут какие-либо иные альтернативы, которые бы не смердели махровым эгоизмом, вроде «жить ради себя самого»? Да, забота о детях – достойнейшее занятие. Но тут мы оказываемся в поле действии парадоксальной логики: если мы действительно хотим жить ради детей, нам придется жить не только ради детей.
Все ради детей
Если у нас есть ребенок, то в каком-то смысле у нас уже нет выбора: мы неизбежно живем ради него. Мы и только мы за него отвечаем, то, что мы ему можем дать, не даст больше никто. У него есть свои потребности — от самых простых (и жизненно важных) до самых сложных, которые мы удовлетворяем. И чем мы к ним внимательнее относимся, тем лучше для всех. Мы создаем для ребенка безопасную среду, где он может расти и развиваться. Мы показываем ему, что он для нас важен, что он занимает особое место в нашей жизни: это и есть любовь, а любви, как известно, слишком много не бывает.
Но чем прекраснее вещь в нашем мире, тем больше у нее существует извращений и подделок. Любовь слишком легко и быстро превращается в свою противоположность. Недавно я случайно оказался на литургии за женщиной с сыном, которая непрерывно жила ради ребенка, мальчика младшего школьного возраста. Она его сажала и поднимала и без остановки, раз в 15 секунд, наставляла, в частности – учила креститься, хватая его за руку и водя ею: «Нет, смотри, не так, на плечико… и на другое… ровненько… три пальчика сюда… два туда… плечико забыл … три пальчика… два пальчика».
Мне казалось, что мальчику от этого плохо: как-то раз, когда мама не смотрела, он собрался было перекреститься, поскладывал пальчики так и сяк, и бросил это безнадежное занятие. Мне казалось, что и его маме плохо, если на литургии она не может найти никакого иного занятия, кроме суматошной жизни ради детей. И уж точно плохо было мне смотреть на эту невеселую картину.
Но, думаю, если б я спросил маму, что она делает, вероятно, она бы искренне сказала, что заботится о нуждах сына. Хотя это еще вопрос, в чьих нуждах тут было дело: мамы или сына. Вероятно, мы все слишком часто живем «ради детей» подобным образом.
Скажут ли нам дети «спасибо»?
Когда они вырастут, многие дети не скажут родителям «спасибо» за то, что те посвятили себя только детям и приносили великие жертвы. «Наша мама жила только ради детей, хотя мы этого у нее не просили, и вот теперь все мы до сих пор это расхлебываем», — такие заявления выросших детей постоянно слышат психологи. Интересно себя спросить, что скажут о родительских жертвах наши дети, но верно ответить на этот вопрос почти невозможно.
Если говорить о потребностях детей, на которые мы отвечаем, то самостоятельность ребенка – тоже важная потребность. Как и простая потребность побыть одному. Большинство взрослых, окинув взором детство, могут понять простую, но важную вещь: одни из самых прекрасных и значимых (хотя иногда и опасных) моментов детской жизни были те, когда дети на время оказывались вне луча внимания родителей.
Увы, у каких-то детей слишком мало шансов узнать, как прекрасно побыть час-другой беспризорником.
Более того, как утверждал великий британский исследователь детства Дональд Винникот, фрустрации (нужды, оставшиеся без ответа, и неудовлетворенные желания) также незаменимы для нормального развития ребенка. Ребенку нужна «достаточно хорошая мать» (термин Винникота), которая в целом отвечает на его нужды, но не всегда и не абсолютно. Определенная доза неприятностей ребенку нужна как закалка для его будущего счастья, а «слишком хорошая мать» была бы тормозом детского развития.
В «жизни ради детей» часто не остается места для такой свободы и неисполненных желаний. А еще хуже то, что у современного ребенка (особенно единственного), ради которого все живут, есть печальный шанс стать центром вселенной. Он может чувствовать себя источником жизни и горя, тем, кто всех радует (когда радуется сам) и всех огорчает (потому что, стоит ему нахмуриться, в семье наступает ад). Это так же неполезно, как если бы кто-то считал себя ответственным за погоду или за восход солнца. Такое психологическое бремя может обернуться во взрослом возрасте депрессией или глубоким чувством вины.
Бегство в ребенка
Сама идея о том, что «мы будем мучиться, зато наши дети будут счастливы», абсурдна, как вера в светлое будущее коммунизма. Если у нас жизнь не удалась, то, вероятнее всего, нам не удастся научить и наших детей строить себе счастье. Но мы склонны делать ребенка заложником нашей нереализованной жизни, проекцией того, что мы сами хотели бы осуществить, но не смогли.
В таком случае «жизнь ради детей» помогает нам смириться с тем, что мы не живем своей жизнью – и не факт, что подобное «смирение» полезно для нас, взрослых.
Типичная история из этой серии: мама бесконечно предана ребенку, потому что ее не слишком удовлетворяют отношения с его папой.
Папа при этом может работать изо всех сил – разумеется, тоже «ради детей» – и приходить домой после полуночи, возможно, потому, что дома ему не очень хорошо. То есть родители делают ребенка центром вселенной просто по той причине, что они не научились решать свои супружеские проблемы – а ребенок позволяет об этом забыть. И тогда проигрывают все: и взрослые – и как супруги, и как родители, — и ребенок, ведь он получает парадигму любви на всю свою жизнь через реальные отношения папы и мамы между собой.
Дом и свое место
Шаткость идеи «живем только ради ребенка» заключается в том, что ребенку нужна хорошая и надежная человеческая среда, где папа с мамой живут каждый своей интересной жизнью и действительно любят друг друга. И в этой доброй модели мира у него есть свое место: важное место желанного гостя, но не место центра мироздания. А для этого нужно, чтобы папа с мамой умели жить каждый для себя (даже если это звучит эгоистично) и чтобы отношения друг с другом для них значили чуточку больше, чем отношения с ребенком. Иными словами, только хорошие супруги будут хорошими родителями. Тогда ребенок входит в их готовый и надежный «дом» отношений и чувствует великую защищенность. Тогда он получает добрую модель осмысленного мира и модель любви – а эти вещи драгоценны, их не заменит никакое целенаправленное воспитание. И он свободен от роли атланта, который несет на себе бремя дисгармонии отношений между мамой и папой – и потому свободен быть самим собой.
Подобный закон касается и другого слишком распространенного сегодня типа семей с одним родителем, которым у нас практически всегда бывает мама. Как она может дать «дом» ребенку? Одинокая мама имеет одно важное преимущество: она не способна сделать из семьи закрытую систему и привлекает к участию в жизни родственников (расширенную семью) и окружающий мир. Во многих случаях ее родители, братья и сестры и друзья будут играть важную роль в жизни ребенка. А для такой мамы важно (да – в том числе важно и ради ребенка!) продуктивно участвовать в жизни этой «общины». Конечно, семья с одним родителем далека от совершенства с точки зрения среды для ребенка, но и нуклеарная семья (двое родителей плюс их дети) тут тоже отнюдь не совершенна, если это замкнутая система. Так что у одинокого родителя есть свои преимущества: ему (ей) куда сложнее жить с ребенком в иллюзии самодостаточности.
Ради кого стоит жить?
Итак, это парадокс: чтобы действительно жить ради ребенка, взрослым надо жить ради себя и ради брака. И, может быть, также неизбежно жить для мира за пределами семьи. А если мы «живем только ради детей», нам стоит задуматься: не делаем ли мы детей заложниками наших нерешенных проблем и действительно ли это «ради» обернется благом в будущей жизни ребенка? Если мы попытаемся «всем пожертвовать ради ребенка» – не факт, что это увеличит его благополучие. Если же мы поставим на первое наше призвание, брак и любовь к окружающим людям, не забывая о ребенке, всем станет лучше – в том числе и младшему поколению.
Михаил ЗАВАЛОВ
Журнал «Нескучный сад»
Почему нельзя жить «ради детей» и как начать жить для себя? | ОБЩЕСТВО
Для некоторых женщин именно рождение малыша переворачивает сознание на 180 градусов, превращая их в сумасшедших мамочек, готовых часами обсуждать, какие памперсы лучше, и едва ли не бросающихся в драку за пользу грудного вскармливания.
Так к чему может привести всепоглощающая любовь к собственному чаду?
Вариант первый. Крах отношений
Бывает, что с появлением долгожданного малыша не у дел оказывается молодой отец. Он понимает, что с появлением ребёнка у семьи должен измениться образ жизни. Но всё же глава семьи никак не может смириться с тем, что жена бОльшую часть времени уделяет не ему, как раньше, а малышу.
Дома пропал вкусный ужин, супруга стала раздражительной, нервной, не может говорить ни о чём, кроме распорядка дня новорождённого. На любую попытку сменить тему жена реагирует бурно, громко доказывая, что теперь она — Мать и вся жизнь (вернее, жизнь всей семьи) будет выстроена так, как удобно отпрыску. Психологи уверяют, что в подобной истории масла в огонь добавляют бабушки, готовые примчаться по первому зову, помочь молодой матери купать малыша, гулять с ним, укладывать его спать.
Как правило, исход в такой ситуации один: молодой отец старается как можно меньше бывать дома, понимая, что он на этом «празднике новой жизни» лишний. На службе всё чаще случаются продолжительные совещания после окончания рабочего дня, в выходные друзья зовут на рыбалку или охоту, после которой сауна и бильярд — обязательная программа.
То, что произойдёт дальше, запросто может стать сюжетом для заурядной мелодрамы. Когда мама вынырнет из-под горы памперсов и пустышек, то заметит, что когда-то любимый муж перестал проявлять какой-либо интерес к семье и всячески избегает дома. Появление у мужа какой-нибудь интрижки на стороне в этом случае — вполне обычная вещь. Измученный неустроенным бытом мужчина будет счастлив попасть в атмосферу, где нет пелёнок-распашонок, где он самый любимый, лучший и всё внимание достается только ему.
Вариант второй. Без внуков
Обычно единственный ребёнок в семье получает максимум внимания: лучшие игрушки, отличное образование, внимание всех ближайших родственников и безусловную любовь родителей. Казалось бы, должен вырасти абсолютно счастливый человек.
Однако практика показывает, что в таких семьях внуки появляются очень поздно, а то и не появляются вовсе. Абсолютная любовь подразумевает ещё и тотальный контроль, который с годами начинает распространяться и на личную жизнь ребёнка. Фраза из анекдота: «Не для такого увальня мама ягодку растила» перестаёт быть смешной, когда каждый из претендентов на руку и сердце любимой дочери рассматривается под микроскопом на семейном совете.
Надо ли говорить, что с годами желающих получить «от ворот поворот» становится всё меньше? Девица на выданье превращается в бесплатное приложение для стареющих родителей и выполняет роль медсестры и сиделки, совершенно оставив мысли обрести собственную семью. За годы, проведённые под родительским крылом, она так и не научилась самостоятельности, поэтому совершенно не способна жить собственной жизнью. Определённым дополнением к этой истории, как утверждают психологи, становится чувство вины за то, что родители потратили на неё лучшие годы собственной жизни. И дочь будет изо всех сил стараться этот долг вернуть, совершенно забыв о собственных интересах.
Чаще всего такое происходит с детьми, которых родили «для себя». Это расхожая фраза, когда женщина за 30, не находясь в браке, решает родить малыша, чтоб исполнить материнский долг. И выполняет его с таким рвением, что последствия не заставят себя ждать. Что в будущем, скорее всего, ожидает такого ребёнка, читайте выше.
Вариант третий. Развал семьи
Семейная психология знает такие случаи, когда из-за чрезмерной любви к детям браки рушатся через два десятка лет после свадьбы. Как это получается? Представим, что у вполне благополучной пары рождается ребёнок, затем — ещё один. Получается образцовая семья, идеальная ячейка общества. Муж и жена начинают обращаться друг к другу исключительно «мама» и «папа», подчёркивая приоритеты семейных ценностей.
Всё в этой семье делается ради детей. Родители бросают экстремальные увлечения — например, туризм и мотокросс, потому что детям это неинтересно и небезопасно. Все выходные дни и праздники проводятся исключительно в детских кинотеатрах, на выставках и прогулках с чадами и домочадцами. Каждый вечер мама и папа проверяют уроки (все десять лет учёбы детей в школе, ежедневно!), планируют отпуск в тех местах, где было бы интересно сыну и дочери.
В итоге, когда дети вырастают, женятся, выходят замуж и больше не живут с родителями, те попросту разводятся. Потому что понимают: семьи не осталось, вдвоём им просто нечего делать, интересов общих нет, а впереди ещё много лет безрадостного сосуществования, иногда на фоне кризиса среднего возраста. Некоторые пары решают этот вопрос кардинально — ставят в паспортах штамп о разводе.
«Ваша жизнь продолжается»
Психолог, психотерапевт Екатерина Болоничева:
«Самый верный способ испортить жизнь ребёнку — посвятить себя ему полностью. Это и самый верный способ испортить жизнь себе. Чтобы не произошло ни того ни другого, стоит помнить, что с появлениеми малыша ваша собственная жизнь не прекращается. Когда ваш ребёнок придёт в школу, он будет сравнивать вас с другими родителями: кто лучше из мам выглядит, кто кем работает и т.п. Это, конечно, не означает, что нужно лезть из кожи вон, чтобы заработать миллион! Но совершенно точно это стимул продолжать развиваться и реализовываться не только как мама, но и в иных сферах жизни».
Зачастую именно мамы в декрете открывали своё дело и впоследствии становились успешными бизнес-леди.
Чтобы увидеть перспективу, которая может вас вдохновить, ответьте себе на несколько вопросов:
1. Что я имею и хочу продолжать иметь?
2. Что я имею и больше не хочу иметь дальше?
3. Чего я не имею, но хотела бы иметь?
4. Чего я не имею и не хотела бы иметь никогда?
Отвечать на вопросы стоит письменно, и обязательно «от руки», так как наше тело — это наше бессознательно в физической оболочке. Надо использовать его возможности и подсказки. Пишите всё, что вам дорого или не очень. Это могут быть вполне конкретные материальные вещи, люди, эмоции, отношения, способности, навыки.
Всё, что вы напишете в ответе на первый вопрос, — это ваша сегодняшняя система ценностей. Ответ на второй вопрос — зона проблем, то, что мешает увидеть возможности.
А вот ответ на третий вопрос — это и есть зона вашего ближайшего развития. фантазируйте здесь, ориентируясь на ощущения тела. Если вам становится приятно где-то в области груди, значит, то, что вы пишете, — не пустые фантазии, а вдохновляющие вас вещи.
Отвечая на третий вопрос, мечтая, обязательно поднимайте глаза вверх. Так ваши мечты будут более искренними. Четвёртый вопрос — область скрытых страхов. Именно они могут стать серьёзным препятствием для обретения счастливой и благополучной жизни. Затем выберите три-пять основных пунктов из третьего вопроса и подумайте, зачем вам это. Как этого можно достичь, какие нужны ресурсы? Так вы структурируете для себя мысли, объясните своему бессознательному, чего вы хотите, и наметите план действий.
Что может сделать ребёнка счастливее?
- Если он родится в полной семье, где родители действительно любят друг друга и семья была создана как союз двоих, а не только ради рождения детей;
- если родители будут понимать, что тотальный контроль над сыном или дочерью даёт им спокойствие в настоящем, но безынициативность и инфантилизм отпрыска в будущем;
- если малыш будет видеть, как родители рады друг другу, как любят друг друга и как стремятся быть вместе;
- если у папы и мамы будут другие интересы и увлечения, кроме воспитания детей и отбывания восьмичасовой «повинности» на нелюбимой работе;
- если родители не будут подстраиваться под режим дня и образ жизни чада, а разумно совместят свои и его интересы.
Личный опыт
10 лет счастливого материнства на личном опыте (дополненном теориями доктора Комаровского, психолога Маркиной и др.) я сформировала три основных правила, которым в воспитании детей следуем мы с мужем и которые соблюдают наши друзья.
Правило первое.
Они не мешают нам жить, мы не мешаем им расти. Другими словами, можно всё, что не вредит здоровью и безопасно для жизни. Ребёнок познаёт мир, а постоянным дерганьем с формулировкой «я же тебя люблю и точно знаю, как сделать из тебя человека» его можно негативно настроить по отношению к родителям.
Правило второе.
Они, конечно, вырастут, но мы-то состаримся. Наши дети сызмальства ходят в походы, ездят с нами в путешествия, ломают иногда свой режим дня, если нам так удобно. Они больше подстраиваются под наши интересы, чем мы под них.
Правило третье.
Всё лучшее — взрослым, всё лишнее — детям. Избалованность ещё никогда до добра не доводила. Мы привыкли обращаться с детьми как со взрослыми, и они быстрее взрослеют и умнеют.
10 вещей, ради которых я хочу, чтобы они жили.
Ники Баркер
20 февраля 2023 г.
Чтение: 3 мин.
Моей старшей 7 лет. Сейчас она внезапно открывает для себя свое место в мире. Она расстраивается, когда над ней смеются друзья, сдерживает слезы, когда пытается быть храброй. Она уверена, что знает все, и она говорит нам, что ВСЕ. ОДИНОКИЙ. ДЕНЬ.
Но теперь я понимаю, что моя работа как ее мамы перешла от основной заботы и заботы о ее физическом благополучии к тому, чтобы быть образцом для подражания, быть моральным наставником, консультантом, наставником, психологом, лайф-коучем. Я вступаю на новую территорию как родитель, и я чувствую, что основа, которую я должен очень деликатно заложить сейчас, задаст ей направление, в котором она будет двигаться (эмоционально, ментально) на протяжении всего своего детства и, возможно, позже.
Чего я хочу для своих детей
И поэтому я решил начать со списка. 10 вещей, которые для меня являются ключевыми ценностями, по которым я хочу, чтобы мои дети жили. Вещи, которых я сам хотел бы придерживаться так полностью. Вот о чем я намерен напоминать им постоянно, каждую секунду, каждый день их жизни в надежде, что это сделает их путешествие по жизни более осмысленным:
1. Будьте добры . Прежде всего, будьте добры. Вы никогда не знаете, через что проходят другие люди или когда одно доброе слово от вас станет лучшей частью чьего-то дня. Будьте добры к людям, даже если они этого не заслуживают — ОСОБЕННО, когда они этого не заслуживают.
2. Не бойся себя . Не бойтесь того, что вы можете сделать, своих талантов. Не смущайтесь своих достижений — встаньте перед собранием и с гордостью поднимите свой сертификат. Покажите миру, на что вы способны.
3. Но будь скромнее. В конце концов, никто не любит хвастаться. Не хвастайтесь своими успехами и не дискредитируйте других людей в своем стремлении быть лучшим.
4. Будь лучшим . Лучшее, чем ты можешь быть. Это может означать не лучший в классе или лучший в команде, а абсолютное лучшее, на что вы способны. Вашим самым большим конкурентом должны быть вы сами.
5. Будь человеком . Не бойтесь испытать все это. Плачь, плачь много, если хочешь. Смейтесь над головой. Любить, бороться, обижать, улыбаться, горевать — эти вещи делают тебя человеком. Наслаждайтесь этим человечеством, впитывайте его. Так много людей идут по жизни, едва касаясь поверхности; ПОЧУВСТВУЙТЕ, что значит быть живым. Отложите телефон и поговорите с кем-нибудь лицом к лицу. Обнимать.
6. Будьте благодарны . Это клише, но кому-то где-то всегда будет хуже, чем вам. Будьте благодарны за то, что у вас есть, и за то, кто вы есть. Цените мелочи, показывайте людям свою благодарность открыто. Смотри им в глаза, когда говоришь спасибо. Серьезно.
7. Используй свои манеры . Пожалуйста. Манеры означают, что двери открыты, и люди чувствуют, что их ценят. Нельзя недооценивать силу хороших манер.
8. Не сравнивай себя с другими людьми . Это тяжело, особенно для женщины. Особенно в эти дни. Всегда найдется кто-то красивее, стройнее, богаче, выше, блондинистее, смешнее, умнее… Не сравнивайте. Принимайте людей за те достоинства, которые они вам представляют, и принимайте себя таким, какой вы есть, таким, каким я вас сделал. Ты единственный в своем роде ребенок, так что наслаждайся этим, прими это.
9. Позвольте себе быть любимым . Идите на компромисс, жертвуйте, откройте свое сердце кому-то. Делайте это несколько раз, если вы поранились в первый раз. Вам будет больно в первый раз. Но всегда, всегда позволяй себя любить. Будьте милы. Не становитесь слишком заносчивым, суетливым или самодовольным. Дайте им много причин любить вас; покажи им, почему я люблю тебя.
10. Позволь мне забрать тебя из школы . И поцеловать тебя на ночь. Никто в этом мире никогда не будет любить тебя так, как я, — я не хожу с тобой по улице, чтобы смутить тебя; Я делаю это, потому что быть рядом с тобой — единственное место, где я хочу быть.
Тяжело быть родителем. Однажды я прочитал цитату о том, что воспитание детей на 90% состоит из крокодиловых споров и на 10% из переговоров с заложниками. Временами такое ощущение! На самом деле все время. У нас нет должностных инструкций, результатов обучения, бизнес-целей или руководства; мы постоянно учимся на работе, и я нервничаю по поводу следующего этапа моего родительского пути.
Но в конце концов, мы все делаем все, что можем. Я думаю, это самое главное из всех ххх
Похожие сообщения в блоге
6 способов, которыми дети живут в настоящий момент — Винс Гоумон
Один из самых простых способов жить в настоящем моменте — быть похожим на ребенка.
Дети такие замечательные учителя. Если мы хотим вспомнить себя и то, что представляет собой жизнь, нам просто нужно несколько минут понаблюдать за ребенком. Вскоре мы оценим радость, простоту и присутствие, которые излучает ребенок, и, возможно, мы даже зададимся вопросом: «Как я могу быть больше похожим на нее?»
Возможность наслаждаться простыми моментами жизни уже не за горами. На самом деле, это наше естественное состояние (или я должен сказать, что будет так!). Дети в их невинности и чистоте — это могущественные зеркала, показывающие нам то, что изначально заложено внутри, и то, к чему мы стремимся воссоединиться, — присутствие, которое никогда не покидало нас. Они помогают нам выпустить знакомую искру изнутри, которая говорит: , это то, кто я есть и всегда был глубоко внутри .
Как ни странно, труднее не быть в настоящем моменте, чем быть в настоящем моменте. Это потому, что, как уже упоминалось, присутствие — это наше естественное состояние. Отрицать наше присутствие — это все равно, что толкать под водой надувной мяч, когда он должен плавать среди волн и под солнечным светом. Но это то, что мы делаем. Мы всю жизнь учились сублимировать свой дух, живя в своих головах и отключаясь от СЕЙЧАС. Зацикленность на прошлом и будущем стала нашим естественным образом жизни. Это стало привычкой, а неестественное стало натурализованным. То, что тяжело, к сожалению, стало нормой настолько, что мы забыли, что настоящий момент вообще существует.
Я здесь не для того, чтобы проповедовать, что я мастер жить настоящим. Это постоянная практика, которой я привержен и благодаря которой я многому учусь. Я предлагаю вам возможность увидеть, что для нас возможно, если мы посмотрим в зеркало детей. В своем уязвимом состоянии дети являются чистейшим отражением сущности жизни во всей ее красоте. Они отражают истину точно так же, как незапятнанные аспекты нашего природного мира дают нам намеки на реальность жизни. Если мы позволим детям быть самими собой, они укажут нам путь. Они приведут нас домой к истине о том, кто мы есть. Нам просто нужно быть открытыми и восприимчивыми, готовыми сказать Да их миру, а не пытаться сделать его своим. Когда мы это делаем, когда мы практикуем присутствие с их миром , мы учимся присутствовать как единое целое. Позволяя им быть, наблюдая за ними, слушая их и оставаясь любопытными, мы входим в их мир всем сердцем.
Только сердце живет настоящим моментом; не разум. Это подарок, который приносят нам дети, — их сердце. Предлагая нам свое сердце, они приглашают наше сердце выйти и играть; они приглашают наше радостное, творческое «я» танцевать в настоящий момент с ними и со всей жизнью.
Вот 6 способов, которыми дети живут в настоящем моменте, и 6 способов, которыми можете воспользоваться и вы.
1. Воплощение
Дети не утратили связи со своим телом, где живет и выражает себя их сердце через магию творческого, воплощенного движения. В то время как дети двигаются свободно и плавно, прыгая по тротуарам, бегая к качелям, наклоняясь назад и делая бесконечные кувырки, мы, взрослые, стали жесткими. Мы, конечно, когда-то были такими же, как они, воплощенными и доверяющими своим способностям. Мы не боялись танцевать, упасть или поваляться в грязи, но теперь мы боимся. Наши страхи и наша потребность быть разумными и рациональными, планировать свою жизнь и быть академическими постепенно уводят нас от наших сердец / тел в наши умы / головы. Мы больше не крутимся на тротуарах, а движемся, как стрела, прямо к следующему пункту назначения (планируя следующий!).
Ум не живет настоящим моментом. Делают только тело и сердце. Чем больше мы занимаемся телом и освобождаем его, тем больше мы будем кормить свое сердце, а наше сердце будет кормить наше тело. И мы будем жить в безграничных чудесах настоящего момента.
2. Образ мышления новичка
Дети живут СЕЙЧАС, потому что все свежее и новое. У них нет предвзятых представлений о том, как вещи должны выглядеть или быть. «Должен» и «не должен» — это не словарный запас, который они склонны использовать. И у них нет ярлыков, которые есть у нас, или, по крайней мере, они не прикреплены к ним. Поэтому дерево может быть крепостью, а куст может превратиться в убежище.
Более того, у детей меньше историй, связанных с ярлыками и объектами, на которые они смотрят. Это потому, что у них практически нет воспоминаний, связанных с конкретным объектом, в отличие от взрослых. Воспоминания — это истории, сохранившиеся в нашем уме; истории, которые счастливы, страшны, грустны и многое другое. Когда мы видим объект или видим, как разыгрываются обстоятельства, это может вызвать мысли, которые затем могут вызвать эмоции, которые затем могут вызвать истории или воспоминания. Затем эти воспоминания и эмоции могут привести нас к новым мыслям и эмоциям, и следующее, что мы знаем, это то, что мы потерялись в прошлом на двадцать минут, почти не оценив красоту заката, который находится перед нами. Мы были слишком заняты, размышляя о том, как бы нам хотелось, чтобы наш бывший партнер наслаждался дикими красками заката, как это делали мы всегда. Тем временем ребенок рядом с нами в благоговении смотрит с благоговением, без какой-либо истории или ярлыка, которые могли бы его отвлечь. Он воспринимает с такой свежестью, что каждый момент — это новое начало.
3. Ориентированность на процесс
Дети живут в процессе творчества, тогда как взрослые обычно больше сосредоточены на результате своего творчества. Это лишает взрослых не только удовольствия от процесса, но и отключает их от безграничного творчества, живущего в их сердце. Их укоренившийся образ жизни от А до Б и В не позволяет им использовать силу СЕЙЧАС (погружаясь в А) и заставляет их руководствоваться бездонным списком дел.
Дети не интересуются делами; их интересует только будущих — не список, который создается умом, как список дел, а скорее постоянное и спонтанное выражение сердца. Текучее состояние бытия в СЕЙЧАС позволяет им двигаться с возникновением творческого сердца от момента к моменту. Моменты перетекают друг в друга, позволяя ребенку переходить от одного мазка кисти к другому с постоянной легкостью и удовольствием. Ничто не удержит его, пока что-то еще не привлечет его внимание, и тогда это станет следующей задачей. Настоящий момент ведет его туда.
4. Мечты и воображение
Дети безмерно верят в силу своих мечтаний и воображения. Они не задают им вопросов так, как это делаем мы, взрослые. Они доверяют им и позволяют своим мечтам и воображению сообщать им о том, что является правдой или реальностью, что такое жизнь и каково их место в мире.
Быть сказочной принцессой вполне разумно в сердце ребенка, и мы не хотим отнимать у нее это. Это потому, что мечты и воображение являются вдохновением сердца. Это способ души предложить более широкую картину реальности, которая выходит за пределы разума и обычной жизни. Уберите мечту, и на ее место мы можем навязать реальность, которая никоим образом не отражает дух ребенка. Чем больше это делается, тем больше ребенок будет жить оторванным от своего сердца и СЕЙЧАС. Она вырастет с какофонией правил и запретов, которая держит ее в голове, вдали от направляющего шепота ее души , где вдохновляются мечты и воображение.
5. Раскованный и свободный
Дети не боятся показывать свои чувства. Когда возникают эмоции, они выпускают их наружу. Они громко кричат. Они беззастенчиво смеются. Они плачут глубокими слезными реками, текущими по их щекам. То, что появляется изнутри в любой момент, видно и слышно без промедления. Нет сомнений в том, что чувствует ребенок. Более того, когда ребенок выражает одну эмоцию, через несколько мгновений она переходит к следующей. Она счастлива, грустна и зла в течение сорока секунд. А потом вдруг все забывается, и она замирает перед своей игрушечной куклой.
Какое мощное и проницательное зрелище! Какое учение для остальных о том, как смело жить со своими эмоциями; о том, как жить в текучем состоянии, когда эмоции свободно и немедленно выражаются, высвобождаются в виде энергии в движении — э-движения . В конце концов, когда ребенка учат, что чувствовать и выражать определенные эмоции небезопасно, он сознательно или подсознательно решает блокировать поток энергии, связанный с этими эмоциями. Они застрянут. Это рождение болезни и смерть ее свободы чтить полноту здесь и СЕЙЧАС.
6. Чары
Маленькие дети еще не потеряли очарования жизнью. Маленький ребенок стоит на краю бескрайнего океана и смотрит с удивлением и трепетом. Пройдет много мгновений, а она все еще здесь, смотрит, едва двигается. Ребенок не знает ни названия океана, ни того, что в нем, но он упивается красками, птицами, летящими над головой, и солнечными блестками, танцующими на волнах.
Это очарование настоящего момента доступно каждому из нас. Мы можем испытать это в любом начинании, таком как приготовление еды или уборка туалета, если только мы позволим себе заниматься жизнью из СЕЙЧАС; если мы просто сделаем глубокий вдох и отпустим программы нашего дискурсивного ума; если мы задействуем наши чувства, примем ощущение ветра на нашей коже, сияющие цвета, разнообразные текстуры и звуки и ощущения, возникающие в нашем теле.