Популярное

Я спокойна я совершенно спокойна: TikTok — Make Your Day

Содержание

Читать онлайн «Я спокойна. Медитации в условиях мегаполиса. Океан, который всегда с тобой», Дарья Чудакова – Литрес

© Чудакова Д., текст

© Барра Е., фотографии

© ООО «Издательство АСТ»

* * *

Посвящается моим друзьям во всех уголках Мира. Вы – Океан, который всегда в моём сердце, и мой самый большой подарок Вселенной…

Предисловие: о чём эта книга

Всё то, что лежит позади нас и что лежит перед нами, – мелочи по сравнению с тем, что лежит внутри нас.

Ральф Уолдо Эмерсон, эссеист и философ

 Это утро было обычным. Будильник запел хриплым голосом в шесть утра, я открыла глаза, за окном моросил дождь. Серое осеннее небо нависало над Москвой своей тяжёлой ватой и опускалось туманом на город. Я опустила ноги на холодный пол и побрела в ванную.

Через час нужно превратиться в преподавателя йоги, через три – стать актрисой, через пять часов стать героиней Чехова, но сейчас я просто Даша… и я очень ценю эти моменты – маленькие, вырванные из контекста кусочки «обыкновенной» жизни.

Моменты, когда я могу забраться в кресло, закутавшись в шерстяной плед, налить себе чашку кофе, смотреть, как капли дождя стекают по оконному стеклу, листать журнал. Слышать, как соседи наслаждаются джазом, и чувствовать, как голос Рэя Чарльза разливается по моим кровеносным сосудам и доходит до самого сердца своим «Say no more…»

 Мне кажется, мы недооцениваем красоту обычной жизни и (о, Боже) как же мы скучаем по этим «обычным» моментам, когда происходит что-то, что меняет весь её ход. Я люблю обычную жизнь, и для меня очень важно иногда в неё прятаться и проживать эти сладкие моменты наедине с собой. Просто быть… 

Но как это – быть?

Жизнь дала мне ответ через йогу и медитацию. Один день изменил всё, но к нему привела череда суровых испытаний: уход из актёрской профессии, которая на тот момент была смыслом всей моей жизни и, как следствие, потеря опоры в самой себе. Мне было 22 года, я оказалась совсем одна в огромном мегаполисе и не понимала, как жить дальше: «Ведь я ничего не умею кроме актерства». Была осень.

Символично, что вторую очень важную для себя книгу я начинаю сейчас, когда серое осеннее небо снова опускается туманом на Москву. Но за это время моя жизнь изменилась кардинально (а к моменту завершения работы над этой книгой – ещё раз).

Я путешествовала по местам силы, жила в буддийских монастырях, где обучалась медитации, и спустя несколько лет вернулась на сцену, став другим человеком. За это время я стала преподавателем йоги с учениками по всему миру, создала свой йога-клуб и написала книгу. А потом переехала в другую страну и, как всегда мечтала, теперь живу около моря.

Сегодня я благодарна Вселенной за те тяжёлые события и за всех людей, которые встречались на моём пути. И я чувствую своим долгом делиться с миром практическим знанием, которое приобрела и которое сделало мою жизнь счастливее.

В своей первой книге «Чудо Йога: гармония тела и сознания» я подробно рассказала о событиях, которые привели меня в эту точку, и о том, какой мир для меня открыла йога. В этой книге я расскажу обо всех практических аспектах медитации в условиях мегаполиса.

Но прежде, чем мы пойдём дальше, ответьте на вопрос: «Если бы вам предложили изменить весь ход событий вашей жизни раз и навсегда и решение было бы доступным, вы бы попробовали?» Шансов, что не получится, – нет, секретов и хитростей – тоже нет.

Медитация действительно меняет жизнь. Когда я создавала свой йога-клуб, мне хотелось показать людям настоящую и честную практику, в которой нет места соревнованию, где каждый выбирает свою сложность и свой темп, где нет задачи быть успешным или каким-то ещё – практику, в которой нужно просто быть.

Моя большая мечта – донести до каждого, в том числе с помощью этих страниц, что йога и медитация – это стиль жизни, а не челлендж или марафон, пройдя который вы станете счастливее, гармоничнее, гибче. Йога и медитация – это выбор заботиться о себе в любом состоянии: ресурсном и нет, воодушевленном и отчаянном, сильном и слабом.

Это увлекательнейшее путешествие, которое начинается в момент рождения и не заканчивается никогда, – путешествие внутрь себя. Говорят, что есть множество дорог, ведущих к Богу, но каждая из них приведёт вас в изначальную точку, к себе самому. Медитация – та самая прямая дорога к пониманию законов Вселенной и гармонии с миром внутри себя и вне.

Я считаю, что медитация – искусство, которым может овладеть каждый, поэтому на страницах книги, вы найдёте следующие разделы:

♦ искусство владения временем с практическими советами, как и когда подступиться к практике;

♦ искусство владения медитацией с понятным описанием 37 конкретных техник на все случаи жизни;

♦ и наконец, искусство владения собой, которое в конечном итоге приведёт вас к состоянию «быть просто…»

Известный популяризатор медитации Шри Чинмой сравнивает её с путешествием по дну моря, где всё тихо и спокойно. На поверхности моря может быть множество волн, но это воздействие не проходит вглубь – на сáмой глубине море полностью спокойно. Когда мы начинаем медитацию, первым делом мы пытаемся достичь нашего внутреннего истинного существа, выражаясь образно, дна моря. И когда волны приходят из внешнего мира, они не оказывают влияния на нас.

Страх, сомнения, беспокойство и все бытовые потрясения уходят, потому что внутри нас прочный мир. Мысли не могут коснуться нас, потому что ум спокоен, тих и абсолютно един. Как рыбы в море, они плавают, но не оставляют никакого следа. Когда мы находимся в медитации, мы чувствуем, что мы – море, и его обитатели не могут повлиять на нас. Мы чувствуем, что мы – небо, и пролетающие птицы не могут повлиять на нас.

Наш ум – это небо, а наше сердце – это бесконечный Океан. Вот что такое медитация, и в это путешествие я предлагаю отправиться со мной.

Мой учитель: в чём смысл медитации

Если вы хотите знать, для чего вы здесь, как вы можете стать более любящими, как пройти через трудную ситуацию, мой ответ – медитируйте. Разница между молитвой и медитацией состоит в том, что, когда мы молимся, мы просим о чём-то, а когда медитируем, слушаем ответ.

Джеймс Ван Прэг, духовный учитель

 Думаю, каждый говорит с Богом. Кто-то в моменты абсолютной радости и умиротворения, кто-то в периоды отчаяния. Сложно найти более достойного слушателя. Бог терпелив, мудр и понимает все языки. Он для каждого в отдельности и для всех одновременно. Он – основа мироздания и гарантия будущего.

Иногда мне кажется, что Бог существует для того, чтобы мы верили в себя, чтобы терпеливо прислушивались к своим ощущениям и переживаниям, чтобы умели отличить «хорошее» от «плохого».

Сама идея Бога учит быть честными с собой, а честность учит жить своей жизнью. Звучит как пустяк, но каждый, кто пробовал, знает, сколько препятствий на пути человека, живущего жизнью, хоть сколько-нибудь отличающейся от уклада его семьи и социума.

Я сталкиваюсь с ними каждый день… и, когда особенно тяжело, закрываю глаза, делаю глубокие вдох-выдох и возвращаюсь к себе домой. В такое место под сердцем, где могу сказать: «Бог, нам нужно поговорить…» – и он говорит со мной. Всегда понятными словами и родным голосом. Думаю, Бог – наш самый терпеливый наставник.  

Этот момент внутреннего единения с собой известным и незнакомым можно сравнить с медитацией. И скорее всего каждый читающий эти строки, сам того не подозревая, однажды или многократно «медитировал».

Мой первый опыт медитации

Стихийная медитация прекрасна, потому что ты к ней не готовишься и ничего не ожидаешь, она случается сама. Но представьте, каким может быть эффект, когда мы приходим в медитацию не от отчаяния, а от намерения заботиться о себе в любом состоянии. Медитация – это навык «просто быть», не оценивая каждую секунду, а проживая её. Навык, который можно развить.

Медитация случилась со мной спустя много лет регулярной практики и преподавания хатха-йоги. Это произошло в Таиланде, где я проводила ретрит. Один из моих учеников предложил найти на острове место для медитации. В течение месяца каждый день после практики мы по часу проводили в буддийских храмах, где молча сидели в медитативных позах, ничего не понимая в том, что мы делаем.

Целый час на каменном полу в тишине и без движения для моего подготовленного тела оказался пыткой. Тогда я поняла, что это – новый уровень, что работа с умом требует того же усердия, терпения и регулярности, что и с телом, когда мы осваиваем асаны. Это было откровением. Теперь, спустя время, я понимаю, что усердия, терпения и регулярности при работе с умом требуется гораздо больше.

Мне хотелось бы написать, что тот месяц в Таиланде бесповоротно изменил мою жизнь, но по возвращении в Москву рутина мегаполиса вытеснила медитацию из моего графика. Поэтому честно будет сказать: изменил, но не сразу. Не корите и вы себя за то, что в один момент не получается перестроить свой мир, который формировался годами – любому семени нужно время, чтобы прорасти… и толика промысла мироздания.

 

Так, спустя несколько месяцев при невероятном стечении обстоятельств я провожу новый ретрит на Байкале, а прекрасный Ольхон дарит мне встречу с Учителем, под руководством которого я вхожу в мир медитации уже осознанно, а не интуитивно. Правду говорят: «Учитель приходит, когда готов ученик».

Учитель приходит тогда, когда готов ученик

Мой учитель Пхра Ачарн Так принял посвящение в монахи в 1991 году, когда ему исполнилось 30 лет. Первые пять лет, как того требуют правила монашеской дисциплины, он провёл в монастыре, где изучал медитацию и теоретические основы буддизма.

В настоящее время Пхра Ачарн Так настоятель двух монастырей: Вата Хуай Кханун в провинции Чианг Май и Вата Па Пэ в провинции Лампхун. Он посвящает много времени обучению медитации и помощи своим ученикам: как Тайцам, так и иностранцам. Он по-прежнему много путешествует и на момент написания этих строк кроме Индии посетил Мьянму, Лаос, Японию, Тайвань, Непал, германию, Австрию, Швейцарию, Голландию, Россию и Монголию.

Основной метод медитации, который рекомендует Пхра Ачарн Так своим ученикам и которому училась я, – развитие сосредоточения ума с помощью наблюдения за дыханием «Анапанасати». А также медитация развития доброты «Метта-бхавана», с которыми мы обязательно познакомимся на страницах этой книги.

Но прежде, чем мы приступим к изучению основ медитации, её техник и тонкостей, я хочу уберечь вас от распространённого заблуждения: медитировать – не значит прекратить думать, потому что медитация не связана с прекращением мышления.

Мышление – это естественная деятельность ума, а медитация – это просто процесс пребывания ума в его естественном состоянии, состоянии открытости для возникающих мыслей, эмоций и ощущений.

Йонге Мингьюр Ринпоче говорит: «Ум подобен реке – как и в случае с рекой, бессмысленно пытаться остановить его течение. С таким же успехом вы можете попытаться остановить своё сердце или дыхание. Но что из этого выйдет?..»

И раз уж мы разобрались с этим, пришло время исследовать Океан, который внутри нас. Приготовьтесь, мы отправляемся в долгое плавание, полное трудностей и чудес или, как говорил классик, невыносимой лёгкости бытия.

Искусство владения временем – дело техники

Счастье всем доступно, угощайтесь!

Тит Нат Хан, дзэн-буддийский монах

Сегодня утром сижу с ноутбуком в маленькой лавке, где варят отличный кофе и во всех уголках лежат книги. Наверное, я старомодна, но ничто так не будоражит моё воображение, как запах кофе и книг.

Последнее время ловлю себя на мысли, что прямо сейчас в моей жизни заканчивается какой-то очень важный период и вот-вот начнётся новый. Такие вещи я всегда очень хорошо чувствую. Вот вроде бы всё то же самое, но в воздухе витают перемены. Как будто он становится другим: более плотным и наэлектризованным. Как будто места, в которые ты забегаешь по утрам, становятся менее уютными и говорят тебе о том, что пора дальше. И вот внутри тебя что-то вздрагивает…

Перемены – это всегда страшно, некомфортно и зачастую очень больно. Но в какой-то момент нас, как птенцов, вдруг выталкивают из уютного гнезда, оставляя только два пути: взлететь или разбиться. Всё это наводит на размышление, сколько у нас времени на принятие решения и что такое время вообще?

 Мы постоянно торопимся. Это особенность нашей эпохи. Имея столько возможностей и технологий, которые ускоряют жизнь, мы разгоняемся до предельных скоростей и даже не успеваем подумать об этом.

Теперь меньше чем за сутки можно оказаться на противоположной стороне земного шара. Идеи и голоса огибают планету за секунды. Информация накапливается и обрабатывается так быстро, как никогда раньше. Мы будто бы успеваем больше, но всегда ли нужно успевать больше? 

Я думаю, что восточные практики стали так популярны на западе потому, что люди устали торопиться и хотят перемен. Нам ведь хочется чувствовать, что мы живы, правда? Это нетрудно! И в этом – главная сложность. Такие вот взрослые парадоксы XXI столетия…

 Чтобы почувствовать себя живым, нужно замедлиться. Оставить себя в покое, освободиться от бесконечных размышлений о будущем: пусть ненадолго, но тактика «каждый день по чуть-чуть» работает. Обратить внимание на дыхание – сделать его глубоким и спокойным. Обратить внимание на тело: как оно работает и чувствует. Побыть в тишине и мире с собой. Для этого нет инструмента лучше, чем медитация, в каком бы виде и месте мы её ни применили. 

Йога стала неотъемлемой частью моей жизни именно поэтому: она делает её очевидной, а меня достаточной. И никакой другой цели не нужно! Я не записываю практики, а веду их в прямом эфире или даю живые классы, потому что клуб CHUDO – это пространство для жизни, а не способ чего-то достичь. То же можно сказать и о медитации.

Милорад Павич писал: «Бог начинается там, где мы находим глубину. В простых повторяющихся действиях». Я люблю простоту. В ней свободно дышится и хочется созидать. Она будто говорит: дополни меня, но тоже оставайся простым. Если подумать, самые лучшие вещи в мире всегда простые и чистые по своей сути: доброта и сострадание, любовь и дружба, чёрно-белая фотография и… медитация.

Они требуют от нас так мало: дисциплины и честности, а дают так много: внутренний рост и глубину. И если Бог – это ещё и опора, а простые повторяющиеся действия – вопрос лишь намерения, то я к вам с чудесным новостями: счастье в наших руках, и оно может начаться сегодня, а не завтра. Каждый способен приручить время.

 Прямо сейчас закройте глаза, вдохните глубоко, вспомните счастливый момент своего детства: какой он? Правда же простой? Такой должна стать и ваша медитация. 

Секрет медитации – в его отсутствии

Если вы задаётесь вопросом: «В чём секрет медитации?» – осмелюсь предположить, что вы только знакомитесь с ней. И тогда мой ответ будет таким: «В том, чтобы использовать её техники».

Это кажется очевидным, но я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда новички в медитации пытаются достичь «нужного состояния». Но медитация – это не способ чувствовать каким-то определённым образом. Это способ почувствовать то, что мы действительно чувствуем.

Главная задача нашего ума – думать. Но можно достичь медитативного состояния путём доведения ума до сфокусированного, однонаправленного осознавания. Именно с этой целью создаются и используются различные техники медитации.

Их очень много! Но каждая приводит к одному – концентрации ума. То, на чём может концентрироваться ум, взаимозаменяемый объект внимания. Им может стать какой-то образ, мантра, любой внутренний или внешний звук, физическое ощущение или просто дыхание. Нет лучшей техники, есть более подходящая конкретно для вас в данный момент времени.

Секрет медитации в том, чтобы найти такую технику, которая быстрее всего сфокусирует ваш ум. Найти её можно только экспериментально, но важно не торопиться. Можно использовать одну технику несколько недель, прежде чем двигаться дальше.

При этом важно понимать, что медитация – это не сама техника. Техника – только средство для достижения «бездумного осознавания», без которого оказаться «здесь и сейчас» и почувствовать то, что мы «действительно чувствуем», практически невозможно.

Итак, всё что угодно может стать медитацией. Сидение под деревом в позе лотоса – это лишь одна из техник, которая кому-то подходит, а кому-то нет. Тем более, когда речь идёт о жизни в мегаполисе, который подчиняет нас своим ритмам.

Медитация больше любой из техник. Я написала книгу, которую вы держите в руках, чтобы показать именно это. Но как часто бывает, жизнь не обходится без парадокса: только попробовав разные техники, можно понять, что они – суть одно и то же.

Как только вы поймаете тонкую нить того состояния, которое и называется медитативным, вы перестанете искать ответы на страницах книг и обратитесь за ними внутрь себя. В этот момент я пойму, что сделала всё правильно.

Искусство владения медитацией – не дело привычки

Даже ныряя неглубоко, мы всё равно оказываемся мокрыми.

Боб Рот, наставник по трансцендентальной медитации

Я боюсь… Я боюсь, и это чувство всегда со мной. Я боюсь сделать что-то не так. Боюсь выходить к людям. Боюсь выражать своё мнение и размышлять, когда на меня смотрят тысячи человек. Я боюсь быть непонятой и боюсь быть понятной. Я боюсь говорить правду и боюсь неправды. Я боюсь никогда не иметь семьи и в то же время боюсь её иметь. Я – живой человек. И я, как любой живой человек, имею миллион страхов, которые каждое утро просыпаются рядом со мной, а по вечерам ложатся в холодную постель, обнимая своими липкими руками.

Кто мы?

Наше генетическое наследие, социальная среда, вдохновение и минуты творческого бессилия, опыт и пристрастия – это всё, из чего мы состоим, или есть что-то ещё? Чтобы получить ответ или хотя бы подсказку, где его искать, закрываю глаза и делаю глубокий вдох, за ним – такой же выдох. Это всегда помогает отвлечься от дискуссий о высоком с «иллюзорными оппонентами», заземлиться, осознать своё существование.

Прислушиваюсь… Ответа нет. Не всегда мы получаем то, что хотим. При этом иногда не получить – ещё большая удача, чем приобрести желаемое. Жизнь умнее живущего. Кто из нас в этом ещё не убедился?

Точно знаю, что я – это не только мой ум, и не только моё тело. Не только практик йоги и актриса. Не только женщина и даже не только человек. Что такое я? Что такое мы? Ральф Уолдо Эмерсон однажды сказал: «Всё то, что лежит позади нас и что лежит перед нами, – мелочи по сравнению с тем, что лежит внутри нас». Но как узнать, что лежит внутри нас?

Согласно тибетскому буддизму, родиться в человеческом теле – большая удача, потому что мы можем практиковать, познавать природу бытия и свою собственную и трансформировать их. Мы не какие-то конкретные роль и статус, мы, выражаясь словами Антуана де Сент-Экзюпери, само «осуществление». И тот факт, что мы существуем, с точки зрения биологии, космогонии и самого мироздания – настоящее чудо!

Чего мы хотим?

Если в общем и про всех, индивидуальный и исторический опыт указывает на то, что каждый хочет избавиться от страданий и быть счастливым. В этом же суть буддийской философии и техник, которые она оттачивает тысячелетиями. Отличие в том лишь, что в повседневности каждый ищет счастья для себя самого и часто такими способами, которые сводят на нет все их попытки. Но если бы мы могли видеть истину любой ситуации, нашей единственной реакцией была бы такая неочевидная для счастья вещь, как сострадание.

Буддисты определяют сострадание как врождённую способность отождествляться с другими людьми и понимать их переживания: другому – тоже страшно. В тибетском контексте, сострадание – это спонтанное чувство связи со всем живым: я чувствую то, что чувствуете вы; вы чувствуете то, что чувствую я, – между нами нет никакого различия.

С точки зрения буддизма, истинная цель медитации состоит в стремлении к достижению не просто индивидуального счастья, а счастья для всего вообще, потому что мы, как и техники медитации, – суть одно и то же. Один из универсальных законов Вселенной гласит: как вверху, так и внизу; как внутри, так и снаружи; как в душе, так и во Вселенной.

Поэтому все классические буддийские медитации, которые мы разберём дальше, завершаются техникой «Посвящение заслуги» – пожеланием, чтобы та психологическая или эмоциональная сила, которую мы приобрели с помощью медитации, передавалась другим. Это не просто замечательная тридцатисекундная практика сострадания, но ещё очень тонкий способ стереть различия между собой и другими, чтобы искренне увидеть картину целиком.

Я неслучайно указала продолжительность практики «Посвящение заслуги». 30 секунд в день нужно для того, чтобы сделать окружающий нас мир лучше. Звучит посильно, правда? Так вот искусство медитации в том и заключается, чтобы быть свободным от всяких усилий. Согласна, это совсем не похоже на общепринятое мнение, но как есть.

 

Хотите медитировать? Будьте непосредственны в своём намерении, как дети. Потому что ваше намерение медитировать и есть медитация. Но помните, непосредственность не то же самое, что беспечность. Пикассо говорил: «Я могу рисовать как Рафаэль, но мне понадобилась вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует ребёнок».

Интервью РБК Life с Любовью Аксеновой: о роли в «Почке» и других проектах

. Мы поговорили с актрисой о новых ролях, образах стерв и мечте о Болливуде

Любовь Аксенова рассказала РБК Life о роли в сериале «Почка» и других новых проектах

Обновлено 17 марта 2023, 19:45

Николас Ефимцев

В онлайн-кинотеатре KION показывают второй сезон хитового комедийного сериала «Почка», где Любовь Аксенова играет роль беспринципной взяточницы из пожарной службы Натальи Кустовой, которой нужно найти 70 донорских почек. В прокате с Аксеновой — военная драма «Нюрнберг», а в апреле на платформе Start выходит детективный сериал «Жить жизнь».

По случаю «весны Аксеновой» РБК Life поговорил с актрисой, которая 15 марта также отметила свой день рождения, о съемках в сериалах и больших ролях, а также о том, почему ей часто предлагают типажи своенравных девушек и какая ситуация образовалась в российском кинопроизводстве.

Катя Загвоздкинаобозреватель, кинокритик

— Во втором сезоне сериала «Почка» ты появляешься в новом образе.

Теперь Наталья Кустова — пепельная блондинка с короткой стрижкой. Как этот образ появился? Тебя попросили для второго сезона подстричься и покраситься или ты сами решилась на такие смелые перемены?

— Можно сказать и так и так. После того как мы сняли первую «Почку», я подстриглась. Обычно, пока ждешь съемок, ничего нельзя делать со своей внешностью. А я тогда не была привязана к проектам — все закончила, нигде не было договоренности о том, что необходимо сохранить образ. У меня давно не было такой свободы, и я почувствовала в себе силы и желание сделать то, что давно хотела, — коротко подстричься. Думала об этом еще с ГИТИСа, в котором училась десять лет назад. Приехала к своему другу, и он предложил: «А давай еще покрасим тебя в белый!» И я подумала: «Почему бы и нет». Подстриглась, покрасилась, шокировала этим своего агента и некоторых киноделов (смеется). А потом Маша Шульгина и Лиза Тихонова (режиссер и сценарист «Почки». — РБК Life) увидели меня и сказали: «Все, Наташа во втором сезоне должна быть такой! Мы решили, что так хотим».

KION

Кадр из сериала «Почка»

— Не заметила, что поклонники стали реже узнавать тебя на улицах?

— Недавно ко мне на мероприятии подошла девушка и сказала: «Ты знаешь, что похожа на актрису? Только ты круче». И я подумала, что это один из самых крутых комплиментов, которые я когда-либо получала: «Вау, я лучшая версия самой себя, вот это да!» (смеется). А поклонники иногда не узнают, или узнают, но не понимают, что со мной произошло. Но в основном все реагируют положительно.

— Роль Натальи Кустовой придумывали специально под тебя?

— Нет. Маша Шульгина и Лиза Тихонова сначала не думали о моей кандидатуре и до последнего не знали, кто бы мог сыграть Наташу. Я попала в проект благодаря Авдотье Смирновой, она продюсер сериала. У нас с Авдотьей теплые, душевные отношения, которые начались еще до личной встречи — мы с ней дистанционно обменивались любезностями. И потом мне от нее поступило предложение сняться в «Почке», за что я невероятно благодарна.

Когда я читала сценарий, мне было любопытно, кого видели авторы, когда писали героиню. Если оглянуться на мою кинокарьеру, видно, что там есть разные роли — и плохих девчонок, и хороших, и спорных. А тут персонаж, у которого, как я говорю, ничего святого! Очень необычный для российского кинематографа.

— Получается, что «Почка» — женский проект? Сценаристы, режиссер, продюсер — женщины.

— Авдотья — креативный продюсер проекта, а генеральные продюсеры — Борис Хлебников, Александр Плотников, Игорь Мишин.

KION

Кадр из сериала «Почка»

Маша с Лизой, когда создавали этот проект, совершенно не думали о том, как бы вписаться в повестку, снять кино про сильную женщину. У девочек появился такой персонаж — Наташа, они пофантазировали, как он мог бы себя вести, в каком контексте существовать. Уже после выхода к нам начала приходить обратная связь, что Наташа — сильная героиня, самостоятельная, ни от кого не зависит, ставит себе цели. А Маша с Лизой такие: «Мы даже не думали о том, что наш сериал отвечает определенному запросу общества, ну, здорово, что так произошло». Для меня то, что появляется естественным образом, несет в себе уникальную ценность.

— То есть женская режиссура у нас в кино есть?

— Я бы не стала все же делить по гендеру. Давно, еще 11 лет назад, я снималась у Нигины Сайфуллаевой в «Шиповнике». С тех пор у меня нет предрассудков по поводу женщин-режиссеров.

— Когда смотришь сериал, создается впечатление, что вы кайфовали на съемках. Это было действительно так?

— Да, мы наслаждались процессом, много смеялись, при этом не отвлекаясь от работы, часто открыто предлагали и пробовали разные варианты. И команда, и актеры — все изумительно сложилось. На съемках нельзя исключать элемент случайности, а с «Почкой» звезды сошлись.

Никогда не забуду, как мы снимали сцену из первого сезона, в которой Наташа узнает, что у Виталика (его сыграл Сергей Двойников. — РБК Life) нет одной почки. Наташа душит его и кричит: «Где почка? Кому ты отдал почку?!». Камера-мотор, Сережа берет мои руки, прижимает к своей шее и говорит: «Души по-настоящему!». Я в этот момент «теряю» Наташу, переключаюсь на Любу и начинаю паниковать. Сережа настаивает, и я понимаю, что придется зажать ему шею, а то он сам будет давить на руки еще сильнее. Так что в этой сцене я довольно серьезно его прижала. Меня поразило то, как Сережа включен в процесс. У него есть самоотверженность. Именно такие качества и делают творческого человека в хорошем смысле безумным.

— Еще один крупный проект с твоим участием, который вышел весной, — «Нюрнберг». Там у тебя драматическая роль.

— Я рада, что премьеры двух этих проектов рядом, потому что люблю контрасты. С одной стороны, «Почка» с Наташей, которая все сшибает на своем пути, а с другой — Лена, тихая, внешне спокойная героиня, у которой внутри целый космос. Есть люди, которые молчат весь вечер, а потом задают один вопрос, и он заставляет замолчать всех вокруг. Лена в «Нюрнберге» именно такая, она как будто скрыта вуалью от всего мира — то ли чтобы ей не сделали больно, то ли просто потому, что не любит внимание.

— Расскажи про работу с режиссером «Нюрнберга» Николаем Лебедевым.

— Когда мы только познакомились на пробах, он отнесся ко мне с доверием, позволил предлагать свои идеи. Николай — большой мастер, который знает, как рассказать историю, как снимать зрелищное кино.

Продюсерский центр «Синема Продакшн»

Кадр из фильма «Нюрнберг»

У нас установились доверительные отношения, творческие и даже, не побоюсь этого слова, дружеские. Приведу пример: я часто использую в своей работе музыку как инструмент. Еще в институте поняла, что музыка вызывает у меня разные эмоции, и это может быть полезно для роли. У меня много разных плейлистов — для Наташи Кустовой это, к примеру, Леди Гага, Мадонна. Мне кажется, что Born this way Леди Гаги — это как раз про Наташу: я такой родилась, я королева — так меня и принимайте. Для Лены из «Нюрнберга» другой плейлист — в нем в основном инструментальная музыка, Валентин Сильвестров, саундтреки к старому кино.

Николай знает о том, что я так настраиваюсь на роль. И вот мы снимаем большую, эмоциональную сцену, на площадке — полная тишина. Я сосредоточенная, держу состояние, вхожу в сцену и вдруг слышу прекрасно подходящую, заполняющую меня музыку. Это Николай поучаствовал и поставил мелодию — понял, что она сейчас может мне помочь. Я очень ценю такое сотворчество. Мы сразу все отсняли, дубль был рабочим и в итоге вошел в финальный монтаж.

Плейлист главной героини сериала «Почка», которым актриса Любовь Аксенова поделилась с РБК Life.

— Другой всенародно любимый персонаж, которого ты сыграла, — Юлия Пчелкина из «Майора Грома. Чумной доктор». В фильме она часто меняет парики. Меня давно волнует вопрос: это было прописано в сценарии?

— Когда я впервые прочитала сценарий «Чумного доктора», поняла, что Пчелкина, которая при первой встрече обманом попадает к Грому домой, должна менять образы. Я пришла с этим предложением к команде фильма — режиссеру Олегу Трофиму, художникам по костюмам, по гриму — и эта идея всем очень понравилась. Дальше мы стали ее развивать, думали, что Юля может быть киноманом и повторять образы персонажей из фильмов. Начали это обыгрывать, фантазировать: мол, в казино она появляется в одном парике, а здесь, когда она действует как адвокат, — в другом. Мне очень нравился образ, в котором зритель впервые видит Пчелкину на экране, — кудрявой блондинки. А на то, как героиня одета в этой сцене, повлияла Матильда из «Леона».

Bubble Studios

Кадр из фильма «Майор Гром. Чумной доктор»

— Юля добивается своего всеми доступными способами. Как и Наташа в «Почке», и твоя героиня в фильме «Гуляй, Вася!». Как думаешь, почему тебе часто предлагают роли прожженных девиц, стерв?

— Видимо, они у меня хорошо получаются. Причем каждый раз это вызывает у меня удивление, ведь я себя так не веду. На репетициях фильма «Гуляй, Вася!» у меня никак не получалось сделать то, чего хотел режиссер Роман Каримов. В определенный момент я стала психовать, думала, что все, пора заканчивать с актерской профессией — надо открыть химчистку, начать наращивать ногти, чем-то еще заняться (смеется). Но мы продолжили репетировать, пробовать снова, много спорили — и в какой-то момент все получилось. Роман Каримов — талантливый режиссер, важный для нашей страны. «Гуляй, Вася!» — это поворотный момент в моей актерской карьере, можно сказать, что в этом фильме я раскрылась в комедийном жанре.

Меня часто спрашивают, кто из персонажей мне ближе всего, какая я в жизни — как Наташа или как Лена из «Нюрнберга»? И я поняла, что не похожа ни на одну из моих героинь и в то же время похожа на всех, могу включить Наташу, а могу быть кроткой, как Лена. Моя профессия позволила мне почувствовать, что есть множество разных вариантов того, какой я могу быть.

— На тебя сильно влияют персонажи, которых ты играешь?

— Я слышала об актерах, которые очень сильно уходили в роль, смешивали себя с ней. Если говорить про мой опыт, то, безусловно, персонаж может незаметно на тебя влиять. Замечаешь за собой: «О, в обычной жизни я бы так не поступила, а здесь сделала».

Недавно открыла для себя такую практику — что-то вроде психологической личной гигиены, как зубы почистить. Когда приходишь после съемочного дня, нужно спокойно сесть, подышать, послушать тишину и сказать: все, я дома, теперь это я, Люба, мой мир совершенно другой, тут я — жена, дочь, подруга и много кто еще. Это позволяет пересобраться.

— У тебя в фильмографии есть популярный сериал «Почка», историческая работа «Нюрнберг». Есть «Майор Гром» — главный российский блокбастер последних лет. Это все крупные, масштабные проекты. Что дальше? Не планируешь выйти за границы России и сниматься за рубежом?

— Круто было бы сняться в болливудском кино, в фильме вроде «RRR: Рядом ревет революция» — сыграть плохую девчонку, агента спецслужб. Классно, если бы это был индийский экшен — чтобы у меня была героиня, которая дерется, останавливает машины, на ходу выпрыгивает из них и при этом всегда остается в чистом наряде (смеется).

Bubble Studios

Кадр из фильма «Майор Гром. Чумной доктор»

Вообще меня тянет на Восток — мне интересны Корея, Китай, Япония. Было бы здорово озвучить героя аниме или сыграть персонажа в компьютерной игре — чтобы ему принадлежала моя внешность. Мне интересен сам этот опыт — играть в датчиках. Однажды у меня уже было подобное — очень маленький эпизод, но ради него меня всю обвешали датчиками.

— Пока нет заграничных проектов, которые уже в работе?

— Пока я только думаю в эту сторону — все в планах, пусть это случится.

— Как тебе кажется, что сейчас происходит с российским кино?

— Непростые времена — это возможность для роста. Я знаю по собственному опыту, что кризис — это возможность выйти на новый уровень. Сейчас я спокойна за российское кино, потому что знаю людей, которые каждый день с большой отдачей, вниманием и усердием делают все возможное, чтобы российский кинематограф развивался и становился лучше, обретал самобытность. Я верю, что плоды такой деятельности взойдут.

Поделиться

Материалы к статье

Авторы

Теги

Катя Загвоздкина

Вас может заинтересовать

Я совершенно спокоен

Аноним спросил:

Каково это, доставлять Катаанг до и после возрождения ATLA? Изменилась ли общая среда доставки?

TL;DR: доставка доставляет больше удовольствия, когда я делаю ее только своим днем, а не неделей. Post-resurg — это здорово, но AYE, будьте осторожны, не тратьте свою энергию на тупиковые аргументы, если вы не настроены на критическую дискуссию или безжалостное жаркое

. 19, 2008.

С 2008 года мне довелось видеть, как чернокожая девушка со льда заводит счастливые, ооги отношения с персонажем мужского пола, который проповедует терпимость, оба они тайные электростанции, и все же Аанг предпочел бы делать украшения, а не постоянно страдать от его страданий во множестве различных средств массовой информации в разные моменты своего путешествия.

Потому что у меня было больше времени, чтобы развить личные отношения с катаангом (я купил им цветы, я посвятил недели энергии бесплатно, я занимался искусством, я занимался косплеем, у меня есть татуировка атла, девушка) больше нет, как… есть не надо защищать? Даже если они переделают или испортят все это, я уже видел, как атла разрушает вещи, так что это не будет сюрпризом. Лично мне не терпится увидеть все то, что новые зрители могут выкрикнуть в защиту катаанга, потому что все старые вещи либо устарели, либо драматизированы в ущерб персонажам, либо не имеют отношения к такому фанату, как я.

не знаю, если бы я говорил это раньше, но когда вышел LoK, все, кто не хотел катаанга в конце игры, предположили, что

  • Буми был сыном Зуко,
  • Аанг просто небрежно относился к своим детям
  • Катара только что взяла дети, где она хотела, в то время как Аанг беззаботно строил город

и boyyyyyyy это были одни из самых глупых дублей, которые я видел, братан, люди действительно были здесь, защищая обман, менталитет бездельника-папы и Катару как родителя-одиночку; а вот и моя ванильная задница (которая уже предпочитала смотреть телевизор, где натуральная пара, знаете ли, ладила первой, потому что я не выросла на странных шоу, где они ненавидят друг друга, как все любят Рэймонда или что там девушки смотрели в то время), желая отношения развивались естественным образом, будучи заглушенными крикунами, которые хотели, чтобы Катара влюбилась в одного из мужчин, которые либо лишили ее свободы в своих первых сценах с ней, либо просто хорошо смотрелись рядом с ней.

Доставка Пост-рез кажется, что я ушел из фандома в хорошее время, повеселился в другом месте, а затем вернулся только к лучшим изменениям. Лучшее обсуждение, лучшее использование коричневых оттенков в этих художественных палитрах и еще несколько побеленных Катары, просто чтобы дать мне знать, что некоторые вещи никогда не меняются Не причинять вред никому, кроме себя, иногда ошибаясь в мультфильме.