4 причины, почему ты все время чувствуешь себя виноватым
Чувство токсичной вины, как его называют, опасно для твоей жизни: оно может навредить и рабочим, и любовным, и дружеским отношениям. Это происходит из-за того, что, если возникает проблема, которую нельзя решить, грубо говоря, подручными средствам, человек почему-то начинает приписывать себе недостатки, которыми не обладает, искажает действительность, добровольно взваливая на себя крест вины, тем самым в пол-оборота становясь в позу жертвы.
Так быть не должно, и, чтобы это решить, прежде всего необходимо избавиться от внутренних страхов и причин, которые сидят в голове. Как, например, эти.
1. Берешь на себя ответственность за чужое настроение
Бывают моменты, когда наши близкие переживают не самые лучшие дни. Естественно, выглядят они мрачно, настроение их испорчено, а нам трудно с этим что-то сделать. Поэтому обычно в таких случаях мы чувствуем себя довольно беспомощно, и один из самых приемлемых вариантов для нас — взвалить вину за их настроение на себя. Простой пример. Ты живешь вместе со своей девушкой. Она возвращается вечером с работы, отказывается от еды, отвечает тебе невпопад или односложно, о чем-то думает и выглядит совсем не так, как обычно. Ты же начинаешь ломать голову над тем, что произошло, пытаясь прокрутить в голове все варианты того, где ты поступил неправильно и мог ее обидеть. А дело вовсе и не в тебе. Поэтому, чтобы не чувствовать себя в подобных ситуациях виноватым, перестань накручивать себя таким образом. Просто прими тот факт, что у любого человека свои тараканы в голове и своя зона жизни, которой он управляет самостоятельно. Ты не сможешь поднять настроение всем и каждому — это не твоя работа. Если не получилось с первого раза, лучше оставь как есть. Пускай человек борется сам. Когда ему понадобится твоя помощь, он обязательно к тебе обратится.
Как выйти из психологических ловушек
2. Пытаешься контролировать свою жизнь
Самоконтроль и контроль вообще — штука важная, но иногда все-таки стоит немного отпустить тормоза. Однако почему-то многим людям проще навесить на себя их несуществующие или преувеличенные недостатки, чем признать это. Но нужно понимать, что, если ты обвиняешь себя в чем-то, это еще не гарантирует решение возникших вокруг тебя проблем. Постоянное беспокойство и мысли о том, как лучше было бы поступить здесь, что нужно было сделать там и как бы все от этого поменялось, являются попыткой взять под контроль свою жизнь целиком и полностью. Правда, никакого удовольствия это нам не приносит — только сильнее усугубляет ситуацию и угнетает нас. Поэтому нужно признаться самому себе, что есть вещи, которые неподвластны твоей воле и железной хватке. Что-то все равно мы упускаем из виду, поскольку оно не находится в поле нашего зрения. Пускай жизнь идет своим чередом — тебе лишь остается подстраивать обстоятельства наиболее благоприятным образом. А если она подложила тебе свинью, не спеши принимать на свой счет. Ведь это за пределами твоей власти.
3. Стараешься быть идеальным
Еще одна причина, из-за которой жизнь многих превращается в бесконечный самоанализ и самобичевание. Люди пытаются не допустить в своей жизни ни одной ошибки, делая все в совершенстве. Они думают, что, стремясь выполнять все на 100 %, будут вознаграждены чем-то свыше, но получают сплошной геморрой и тотальную нехватку времени, которая мешает выполнить следующую задачу так, как они задумывали. Если ты подвержен такому мышлению, стараешься жить по таким принципам, лучше избавляйся от них прямо сейчас. Во-первых, ты сможешь сохранить свое душевное здоровье (вернее, то, что от него осталось после такого типа существования). Во-вторых, получишь большее наслаждение от жизни. Лучше самому совершить ошибку и абсолютно оправданно повиниться в этом, чем постоянно обвинять себя в своей несостоятельности в каком-то деле, просто потому что ты не успеваешь выполнить все в срок или на 100 %. Мы не спорим, к идеалу следует стремиться, но со временем, оттачивая и отрабатывая свои навыки. С первого раза редко у кого что-то получается.
5 причин неуверенности в себе
4. Сидишь в зоне комфорта
И ты прекрасно понимаешь это. А главным обвинением самому себе является то, что ты уже давно не можешь сдвинуться с мертвой точки. И каждый раз перед сном или в свободное время ты постоянно анализируешь сложившуюся ситуацию. Пытаясь понять, как так вышло, человек перебирает в своей памяти чуть ли не всю свою жизнь, подробнее останавливаясь на моментах, которые этому поспособствовали, таким образом тормозя самого себя. А вместо всего этого нужно просто поднять свою пятую точку и начать что-то делать. Прошлое следует оставить в прошлом, ведь изменить можно только настоящее. Но ты не ищешь новую работу, не заводишь новых знакомств и связей (необязательно полезных), а каждый следующий день очень становится похож на предыдущий. Вокруг тебя разворачиваются одни и те же картины и действия —меняются только времена года. В этом случае винить себя ты можешь только в одном — в том, что ты ничего с этим не делаешь. И это полностью твоя вина. Но если тебе не хочется испытывать это тяжелое чувство, начни менять свою жизнь, и оно сразу уйдет.
5 признаков, что ты застрял в зоне комфорта и не замечаешь этого
Другие статьи по темам:
за жизньпсихология
Почему мы постоянно чувствуем себя виноватыми?
Секс, деньги, работа, семья, друзья, здоровье, питание, политика: по поводу чего мы только не чувствуем себя виноватыми, включая наши собственные причины для чувства вины.
Я чувствую себя виноватой во всем. День не успел начаться, а чувство вины за то, что я сказала другу что-то не так, уже меня гложет. Но на этом оно не прекращается: я виновата в том, что избегаю этого друга весь день только из-за того, что наговорила ему. Кроме того, я не успела позвонить своей матери сегодня: виновата. Я должна была придумать что-то особенное в честь дня рождения мужа, но не сделала этого: снова виновата. Я не всегда готовлю полезную еду своему ребенку: виновата. В последнее время я откровенно халтурю на работе: виновата. Сегодня я не успела позавтракать: виновата. Вместо этого я перекусила на ходу: вдвойне виновата. Ощущение, что я зря занимаю драгоценное место в этом мире: виновата, виновата, виновата!
Не то чтобы мне нравится себя жалеть. Уж точно не тогда, когда мои искушенные друзья не перестают напоминать мне, что чувство вины делает нас эгоистичными, с завышенным самомнением, политически консервативными и морально отсталыми. Бедняжка: чувствую себя виноватой за чувство вины. Виноватость распространяется на все социальные роли: мы чувствуем себя плохой дочерью, сестрой, супругой, матерью, плохим товарищем, коллегой, представителем среднего класса, белым, либералом и евреем: и чувство вины грызет нас за всё это!
К счастью, есть те, кто обещают нас спасти от навязчивого чувства вины. Согласно популярному тренеру по личностному росту, Дэнис Даффилд‒Томас, автору книги «Get Rich, Lucky Bitch!», чувство вины «входит в число самых распространенных переживаний, испытываемых женщинами». Поглощённые этим чувством, женщины сами ставят себе препятствия на пути к росту благосостояния, влияния, престижа и счастья; кажется, они просто не могут воспользоваться теми преимуществами, которые им открываются.
«Вы можете чувствовать за собой вину, — пишет Даффилд-Томас, — за то, что вы хотите чего-то большего, хотите потратить деньги на себя или урвать кусочек времени, вечно занятого семейными заботами, для самосовершенствования. Вы можете винить себя за то, что другие люди бедны, что ваш друг Вам в чем-то завидует, что в мире миллионы голодающих.» Конечно, я чувствую за собой вину за все вышеперечисленное. Но, можно с облегчением сказать, что мне можно помочь, — я могу помочь себе сама. Чтобы это произошло, я должна в первую очередь понять, что:
а) я достойна этого;
б) ни одна из таких глобальных проблем как неравенство, обусловленных исторически сложившимися обстоятельствами, не может быть моей ошибкой.
Иными словами, чувство вины — это не признак моей причастности к чему-то плохому, а скорее наоборот — невиновности, даже некой жертвенности с моей стороны. По словам Даффилд-Томас, только прощая себе те ошибки, за которые я не несу непосредственной ответственности, я могу освободиться от «страха потратить лишние деньги и жить на широкую ногу».
Представьте себе первоклассную жизнь. Идея такого рода превращает чувство вины в эмоцию, пресекаемую нами на корню, и берет свое начало в психоанализе и феминистском мышлении и, в итоге, превращает их в инструмент бизнес-мотивации. Смысл в том, что наша вина может быть искуплена за счет зарабатывания денег.
Это мысль нашла яркое отражение в немецком языке, где вина и долг — это одно и то же слово: «schuld». Можно привести в пример тезис Макса Вебера о том, как «дух капитализма» объединяет наше мирское и духовное богатство, исходя из того, что то, что вы зарабатываете в этом мире, также служит мерой вашей духовной добродетели, поскольку напрямую зависит от вашего трудолюбия, дисциплины и самоотречения.
Однако, то, что Вебер называет «избавлением от тревог» в рамках протестантской трудовой этики, оказывает противоположное влияние на многообещающую политику опоры на собственные силы, призванную освободить предпринимателей от чувства вины. Для Вебера, по сути, капиталистическая погоня за прибылью не только не уменьшает вину, но и активно усугубляет ее — ибо в экономике, которая порицает застой, нет места лентяям.
Таким образом, чувство вины, которое сдерживает нас, также побуждает нас работать, работать и работать, беспрерывно улучшать производительность, в надежде, что, делая добрые дела, мы сможем избавиться от гнетущей вины. Так, виноватость делает нас продуктивными и непроизводительными, трудоголиками и лодырями — противоречие, которое может объяснить порой чрезвычайные меры и ожесточенные усилия, которые люди предпринимают, делая козлами отпущения других или занимаясь самопожертвованием, чтобы избавиться от самой невыносимой эмоции, как считают многие.
В чем сила вины? Подобно инфляции, чувство вины имеет свойство возрастать и накапливаться с течением времени. Хотя мы склонны обвинять религию в осуждении человека как грешника, вина, которая когда-то была связана с конкретными пороками — пороками, для которых религиозные общины могли предписывать надлежащее наказание, — теперь, в более светскую эпоху, кажется находит свое отражение почти во всем: в еде, сексе, деньгах, работе и безработице, досуге, здоровье, спорте, политике, семье, друзьях, коллегах, незнакомых людях, развлечениях, путешествиях, окружающей среде, во всем, что не назови.
Точно так же, тот, у кого возник соблазн предположить, что обычаи прилюдного унижения – мрачный пережиток средневекового прошлого, явно не придает достаточного значения нашей жизни он-лайн. Находясь на просторах Интернета, вам не придется долго ждать, пока кто-нибудь не начнет тыкать в вас пальцем, пытаясь в чем-то обвинить. Но трудно себе представить, что господствующий в наше время образ завистливого и обиженного тролля будет такой легкой добычей, потому что уже на первых порах он может уловить делающий людей уязвимыми запах чувства вины, исходящий от его жертвы.
Никто не рассчитывал, что все будет так. Великие крестоносцы современности должны были искоренить нашу виноватость. Мыслители осуждали чувство вины, объект бесчисленных высокоинтеллектуальных статей, за то, что оно вытягивает из нас жизнь и способствует психологическому разрушению. Ницше говорил, что чувство вины делает нас слабыми, Фрейд — вызывает неврозы, Сартр — делает нас притворными.
Во второй половине XX века различные критические теории получили академическое признание, особенно в гуманитарных науках. Эти теории стремились показать, ссылаясь на классовые взаимоотношения, межрасовые отношения, отношения между полами, что все мы — лишь шестерёнки в более сложном механизме системы власти. Мы можем играть свою роль в режиме угнетения, но мы также находимся во власти сил, больших, чем мы сами.
В свою очередь встают вопросы о мере личной ответственности: если всё это правда и каждая конкретная ситуация опирается на сложную сеть социально-экономических отношений, тогда как может каждый из нас быть уверен, что он контролирует или несет полную ответственность за свою собственную жизнь? В таком обезличенном свете, вина представляется бесполезным похмельем от менее осознанного времени.
Как учитель критической теории, я знаю, насколько важные, имеющие решающее значение для понимания выводы в ней содержатся. Но иногда ко мне закрадывались подозрения, что наше стремление к систематизации и структурированию может подпитываться нашим беспокойством, связанным с перспективой обнаружить, что мы пошли по ложному следу. Косвенно наделенные властью, разъяснительные теории могут предложить своим приверженцам надежную систему, позволяющую точно знать, какой точки зрения стоит придерживаться, безнаказанно, почти во всем — как если бы можно было выдать страховой полис, который подтверждал, что его владелец всегда прав. Также, часто случается, что критическое мышление заводит нас далеко в рассуждениях — в правильных мыслях, которые совсем не обязательно переходят от слов к реальным действиям.
Концепция того, что наши интеллектуальные рамки могут быть такой же реакцией на нашу вину, как и средство защиты от нее, может показаться вполне знакомым религиозному человеку. В Библии, в конечном итоге, человек совершает грехопадение, соблазнившись плодом с древа знаний. Это «знание» приводит к его изгнанию из Райского сада, без возможности вернуться. Его вина – постоянное животрепещущее напоминание о том, как однажды он свернул не туда.
Даже в этом примере мы видим, что вина человека может быть обманчивой — скользкой и соблазнительной, как змей, который сбил его с пути. Ибо, если человек согрешил, вкусив «знание», виновность, которая его наказывает, по сути, повторяет его преступление: грозя пальцем и сотрясая воздух фразой «Я же говорила», осознание вины само по себе предстает ужасным познанием. Это оставляет нас, как писал психоаналитик Адам Филлипс, в плену у этого нудного и твердящего одно и то же голоса в нашей голове, который бесконечно исправляет, критикует, следит за цензурой, судит и обвиняет нас, но «никогда не дает нам должного самопознания». Чувство вины, кажется, уже сформировало у нас представление о том, кем мы являемся и на что мы способны.
Может ли это быть причиной нашего чувства вины? Не наша нехватка знаний, а скорее наша презумпция недостатка информации? Наша отчаянная потребность чувствовать себя уверенными, даже когда мы считаем себя недостойными и бесполезными, просто пустым местом? Когда мы чувствуем себя виноватыми, мы, по крайней мере, можем быть уверены в чем-то определенно — наконец, точно знать, как мы себя ощущаем — ощущаем плохо.
Возможно, поэтому мы любим криминальные драмы: они удовлетворяют наше стремление к определенности, какой бы мрачной она ни оказалась. Так, в начале детектива мы уже знаем о совершенном преступлении, но мы еще не знаем, кто его совершил. К концу истории выясняется, какой преступник виновен: дело закрыто. Таким образом, вина в ее наиболее широком понимании роли — это то, что превращает наше невежество в знание.
Однако, для психоаналитика чувство вины не обязательно связано с тем, как виновность определяется законом. Наше чувство вины может быть признанием, но оно обычно предшествуют обвинению в каком-либо преступлении, в деталях которого может быть не уверен даже сам виновник.
Хотя истории, которые мы предпочитаем, обычно раскрывают вину, равновероятно и то, что наша собственная вина является прикрытием для чего-то другого.
Хотя «грехопадение» изначально является библейской историей, на мгновение давайте забудем о религии. Можно просто вспомнить более позднюю и не религиозную, а, несомненно, светскую историю о падении человека. Этой «историей», у которой бесчисленное количество рассказчиков, возможно, одной из самых прекрасных и убедительных, является немецкий еврей, послевоенный критик Теодор Адорно. Адорно принадлежит известное по сей день высказывание, которое он сформулировал описывая последствия холокоста: тот, кто выжил в мире, который смог создать Освенцим уже виноват, по крайней мере, поскольку они по-прежнему являются частью все той же цивилизации, которая создала условия для Освенцима.
Другими словами, чувство вины — наше незыблемое историческое наследие. Это наша участь, современных людей. Таким образом, говорит Адорно, у всех нас есть общая ответственность после того, что случилось в Освенциме, проявлять бдительность, чтобы мы снова не пришли к тому образу мышления, веры и поведения, которые бы обрушили этот обвинительный приговор на нас самих. Пытаться найти смысл в деле Освенцима, значит рисковать стать соучастником в совершенном там варварстве.
Адорно также считает, что наши знания скорее превращают нас в виноватых, нежели держат нас в безопасности. Для современного человека это может показаться шокирующим. Тем не менее, возможно, наиболее удивительной особенностью представления Адорно о вине является идея, выраженная в его вопросе: «Неужели после Освенцима можно продолжать жить, особенно тому, кому удалось сбежать по воле случая, тому, кого по всем правилам должны были убить? Как он может продолжать жить? Простое выживание таких людей требует безразличия — основного принципа буржуазной субъективности, без которого могло быть и не быть Освенцима; это серьезная вина тех, кому удалось избежать смерти».
По мнению Адорно, вина за Освенцим лежит на всей западной цивилизации, но чувство вины наиболее остро ощутимо «теми, кто случайно смог выбраться, теми, кто должен был быть убит» — евреем, оставшимся в живых после второй мировой войны.
Решение Адорно, покинуть Европу, чтобы приехать в Нью-Йорк в начале 1938 года, вероятно, подтверждает его собственное чувство вины. Тем не менее, его представление относится к ряду тех, которые были получены психологами, работавшими с пострадавшими от концентрационных лагерей после войны; они обнаружили, что «чувство вины, сопровождаемое стыдом, тенденциями к самоосуждению, испытывают жертвы преследования и, по-видимому, гораздо меньше (если вообще испытывают) их виновники».
Что это может означать, если жертвы чувствуют себя виноватыми, а преступники — невинными? Возможно, объективная вина (за совершение противоправного действия) и субъективная вина (чувство вины) полностью противоречат друг другу?
В послевоенные годы понятие «вины за то, что остался в живых», как правило, рассматривалось как побочный эффект идентификации жертвы со своим агрессором. Выжившему впоследствии может быть трудно простить себя, потому что другие умерли на его месте — почему я все еще здесь, когда их уже нет? — чувство вины также может возникнуть и из-за того, что он был вынужден пойти на сговор ради собственного выживания. Это не подразумевает каких-либо компрометирующих действий со стороны выжившего; его вина может просто оказаться бессознательным способом признания прежнего выбора, который позволил ему выжить, в то время как другие страдали вместо него.
Исходя из этого, можно говорить о вине оставшегося в живых как о частном случае вины, за которую мы все несем ответственность, когда, осознавая или не подозревая об этом, мы проще относимся к страданиям других, чем к своим собственным. Очевидно, это неприятное чувство, но его нетрудно понять. И все же, остается что-то очень неловкое в признании того, что оставшиеся в живых после ужасных зверств должны чувствовать вину за собственное выживание. Вместо этого, разве мы не должны пытаться спасти оставшегося в живых от этого (на наш взгляд) ошибочного чувства вины и, таким образом, установить без суеты и ненужных споров его абсолютную невиновность?
Это понятное желание, по мнению историка Руты Лейс, занимающейся исследованием истории через призму известных носителей культуры соответствующей эпохи, воплотилось в образе «выжившего», который возник после второй мировой войны наряду со смещением внимания от чувства вины жертвы к утверждению ее невиновности. Эта трансформация, по мнению Лейс, связана с заменой понятия вины его близким родственником — чувством стыда.
Разница играет огромное значение. Жертва, которая чувствует вину, определенно обладает собственными желаниями и намерениями, в то время как жертва, отягощенная чувством стыда, подвержена навязыванию мнения со стороны. Жертвы причиненных травм обычно являются объектами истории, нежели ее субъектами.
Стыд же говорит нам многое о том, кем человек является, а не о том, что он делает или хотел бы делать. Таким образом, эффект намеренного смещения акцентов заключается в том, чтобы лишить выжившего прикрытия.
Быть может, будет очень заманчиво предположить, что чувство вины выживших является чем-то экстраординарным, особенно учитывая жалкое бессилие людей, ставших жертвами таких травм. Но, также можно заметить, что все попытки отрицания чужой вины очень часто являются и отрицанием чужих намерений. Стоит рассмотреть случай с «либеральной виной». Вина, которую мы все просто ненавидим.
Понятие либеральной вины чаще всего относится к тем, кто остро чувствует нехватку общественной, политической и экономической справедливости, но не тех, кто непосредственно страдает от неё. Согласно культурному критику Джули Эллисон, этот термин впервые зародился в США в 1990-х годах, после окончания Холодной Войны, на фоне раскола левых и потери веры в утопическую политику коллективных мер, которая характеризовала предшествующее поколение радикалов. Чувствующий за собой вину либерал отрекается от коллективного и начинает действовать исходя из своих личных интересов. Чувство вины показывает разрыв между тем, как человек относится к чужим страданиям и его конкретными действиями, чтобы облегчить их, — которых, как оказалось, не так много.
Таким образом, чувство вины разжигает больше вражды в других, нежели в человеке, который ощущает себя объектом либеральной вины. Эта так называемая «жертва» прекрасно понимает насколько редко жалость, которую он испытывает, приводит к каким-либо значительным структурным или политическим изменениям для него самого.
Источник: The Guardian
Как избавиться от чувства вины
Главная / Статьи о здоровье и благополучии / Стресс /
Уменьшить стресс: как избавиться от чувства вины
Что такое чувство вины?
Вина — это эмоциональный дискомфорт, который вы испытываете, когда считаете, что несете ответственность за то, что обидело или причинило боль другому человеку.
Вина может быть законной – возможно, вы совершили ошибку и сожалеете о своих словах или действиях, вызывая у вас чувство вины. Однако бывают случаи, когда чувство вины необоснованно — возможно, вы взяли на себя вину за то, чего не делали, или за то, что на самом деле не было неправильным.
Признаки и симптомы жизни с чувством вины
Депрессия, низкая самооценка, членовредительство и натянутые отношения — это лишь некоторые из возможных результатов жизни с чувством вины в течение длительного периода времени. Чтобы сохранить хорошее психическое здоровье, важно признать чувство вины и работать над тем, чтобы простить себя.
Признаки того, что чувство вины тяготит вас, могут включать в себя чувство недостойности, парализованность прошлым, наличие нерешенных проблем, попытки простить себя, оборонительное и отстраненное поведение и страх перед новой попыткой. Чтобы жить полноценной жизнью, вы должны отпустить свои прошлые ошибки.
Отпустить и простить себя
Первый шаг: Проверка реальности. Проверка реальностью — важный первый шаг к самопрощению. Чувство вины может исказить ваше восприятие себя, своих ситуаций и вашего взгляда на других. Прежде чем эта вина может быть устранена, вы должны сначала определить, действительно ли ваша вина действительна. Вы действительно были ответственны за то, что произошло? Есть ли логический смысл в том, что вы так плохо относитесь к ситуации? Вопросы, подобные этим, помогут вам определить, имеет ли смысл чувствовать себя виноватым.
Как простить себя, если вы сделали что-то не так:
Чтобы простить себя после того, как вы обидели кого-то или сделали ему что-то плохое, необходимы самоанализ и готовность что-то изменить.
- Примите и признайтесь себе в том, что вы сделали не так.
- Признайте, что вы сожалеете о своем решении и хотели бы, чтобы вы действовали по-другому.
- Подумайте, почему вы допустили ошибку. Вы были усталым, ревнивым, отчаянным, злым и т. д.?
- Спросите себя, как бы вы хотели, чтобы вы справились с ситуацией по-другому, и обязуйтесь по-другому реагировать на подобные ситуации в будущем.
- Постарайтесь загладить свою вину перед людьми, которых вы обидели. Это не всегда возможно, если они не хотят сотрудничать — все, что вы можете сделать, это ваша часть. Принесите подлинные и искренние извинения, не защищаясь, примите на себя ответственность и сделайте все возможное, чтобы исправить ситуацию.
- Примиритесь с собой. Если вы решите вечно держаться за чувство вины, со временем только усугубится плохая ситуация. Подумайте об ошибке достаточно долго, чтобы извлечь из нее уроки, но не обращайте на нее внимания.
Как перестать чувствовать вину, если вы не сделали ничего плохого:
Если вы считаете свою вину необоснованной, приложите сознательные активные усилия, чтобы отпустить ее.
- Не берите на себя вину других людей. Это позволяет им продолжать повторять свои ошибки и заставляет вас страдать без необходимости.
- Возможно, вам придется поработать над навыками разрешения конфликтов, чтобы не усваивать чувство вины, которое не принадлежит вам. Старайтесь быть более напористым в конфликте и постоять за себя, и не извиняйтесь, когда вам не нужно, чтобы просто положить конец конфликту.
- Сознательно отпустите чувство вины. Вы не должны нести вину, поэтому продолжайте напоминать себе, что с этим ничего не поделаешь, кроме как отпустить.
Если вы пытаетесь избавиться от чувства вины, Centerstone поможет вам. Позвоните нам по телефону 1-877-HOPE123 (877-467-3123) или посетите сайт centerstone.org/connect-with-us/ , чтобы связаться с отделом ухода.
Знаете кого-нибудь, кому могут быть полезны эти советы? Поделитесь с ними этой статьей в социальных сетях.
Если вы находитесь в критической ситуации, позвоните на нашу кризисную линию, позвоните по номеру 911 или обратитесь в ближайшее отделение неотложной помощи.
Если у вас по-прежнему возникают проблемы и вы хотите связаться с кем-нибудь по поводу консультации или других услуг Centerstone, свяжитесь с нами.
10 советов, как справиться с чувством вины I Psych Central
Преодолеть чувство вины возможно, даже если оно затянулось на какое-то время.
Вина — это чувство сожаления или ответственности за мысли, слова или действия. Это может произойти, когда вы понимаете, что причинили кому-то вред, думаете, что совершили ошибку или нарушили свой личный моральный кодекс поведения.
В некоторых случаях чувство вины может вызывать положительные эмоции и даже помогать вам учиться на своих ошибках.
Но вы также можете чувствовать вину за ситуации, в которых вы считаете своей виной, или даже за инциденты, в которых вы вообще не виноваты. Люди также могут использовать тактику, провоцирующую чувство вины, чтобы заставить кого-то делать то, чего он не хотел бы делать.
Будь то неуместная вина, уместная вина или вина, вызванная другими, существуют эффективные способы борьбы с ней и преодоления ее, даже если вы носите ее какое-то время.
Исследование, проведенное в 2018 году, предполагает, что чувство вины — это приобретенная социальная эмоция, которая может играть роль в успешном взаимодействии и сотрудничестве в группе.
Когда присутствует чувство вины, это может быть признаком того, что вам следует присмотреться к конкретным ситуациям или поведению. Это также может помочь вам исправить любые предполагаемые проступки.
Вина также может возникнуть из-за предполагаемой, а не фактической ответственности за событие или ситуацию.
Токсическое чувство вины — это вид вины, который больше не мотивирует вас на позитивные изменения.
Исследование, проведенное в 2018 году, предполагает, что чувство вины может распространиться за пределы вызывающего чувство вины инцидента и распространиться на все «я». Это означает, что вы можете в конечном итоге плохо относиться к себе, а не просто раскаиваться в своем поведении.
Кроме того, токсическое чувство вины может возникнуть из-за незнания того, как эффективно справляться с чувством вины, а также из-за вины, которую другие люди могут возлагать на вас.
Если вы часто позволяете чувству вины руководить вашим выбором или поведением, возможно, вы испытываете токсическое чувство вины.
Чувство вины может быть тяжелым, и от него трудно избавиться. Определить, откуда он исходит, также может быть проблемой.
Тем не менее, есть возможность избавиться от чувства вины, как бы долго оно ни тянулось.
Обучение управлению чувством вины начинается с определения его источника. Вот некоторые вопросы, которые вы можете задать себе, чтобы понять, в чем причина вашей вины:
- Что вызвало это чувство вины?
- В чем конкретно я чувствую себя виноватым?
- Я действительно сделал что-то не так, или я просто воспринимаю что я сделал что-то не так?
- Кто-то заставляет меня чувствовать себя виноватым?
- Могу ли я исправить ситуацию?
- Может ли помочь исправление ситуации?
Ответы на эти вопросы могут помочь вам понять, откуда берется чувство вины и как лучше всего с ним справиться.
Но имейте в виду, что чувство вины также может быть связано с психическими расстройствами, такими как депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР).
Если вам трудно справляться с чувством вины, вам может быть полезно поговорить о своих проблемах со специалистом в области психического здоровья.
Как только вы поймете, почему вы можете испытывать чувство вины, следующим шагом будет выяснить, как с ним справиться. Подумайте о том, чтобы попробовать некоторые из этих стратегий.
Признать, что она существует
Иногда чувство вины может оставаться скрытым под другими симптомами, такими как тревога или бессонница. Это может затруднить определение того, что вас действительно беспокоит.
Определение того, является ли чувство вины основной причиной этих проблем, может прояснить ситуацию и помочь вам спланировать следующие шаги, которые необходимо предпринять.
Избавьтесь от негативных разговоров с самим собой
Хотя чувство вины может инициировать позитивные действия, оно также может заставить вас ассоциировать свое поведение с тем, кто вы есть как личность. Это может привести к неточной самооценке и негативным разговорам с самим собой, например: «Я плохой человек».
Постарайтесь помнить, что хотя поведение может быть далеким от идеального, оно не определяет, кто вы есть.
Узнайте, есть ли причина чувствовать себя виноватым
Иногда чувство вины может быть неоправданным, потому что человек ушел от инцидента или уже простил вас.
Итак, подумайте о том, чтобы спросить человека, что он на самом деле чувствует. Вы можете быть удивлены, узнав, что вы несли в себе чувство вины без всякой причины.
Напоминайте себе обо всем, что вы делаете
Когда вы чувствуете вину, вам может быть трудно вспомнить все положительные поступки, которые вы делаете. Подумайте о том, чтобы составить список всех добрых дел, которые вы совершаете по отношению к другим.
Вы можете обнаружить, что количество положительных действий в списке намного превышает любые предполагаемые проступки.
Осознайте, что иметь потребности — это нормально
Чувство вины часто коренится в беспокойстве о том, что вы эгоистично распоряжаетесь своим временем, деньгами или энергией. Однако полезно помнить, что никто не может быть всем для всех все время.
У вас тоже есть потребности, и они так же важны, как и потребности других людей.
Установление границ
Вина может возникнуть из-за нечетких границ. Например, вы можете испытывать чувство вины, когда пытаетесь сообщить другим о своих потребностях, или вы можете чувствовать угрызения совести, когда не выполняете то, о чем просят другие.
Чтобы установить здоровые границы, необходимо четко определить свои ожидания. Он устанавливает, какое поведение вы примете от других и какое поведение другие могут ожидать от вас.
Наличие этих границ может помочь предотвратить чувство вины при общении с другими.
Загладить вину
Иногда наличие вины может указывать на необходимость извиниться за свое поведение — так сказать, призыв к действию. Как только эти поправки внесены, чувство раскаяния часто исчезает.
Если вы больше не можете загладить свою вину перед кем-то, возможно, из-за того, что он скончался, вы можете попробовать вести дневник или написать письмо, чтобы сказать то, что вы не могли сказать в то время.
Затем вы можете каким-либо образом выбросить его — например, разорвать или сжечь — в качестве акта закрытия.
Поймите, что вы можете контролировать
Может быть полезно изучить источник вины и определить, какими аспектами вы можете управлять.
Предположим, вы чувствуете ответственность за то, что произошло много лет назад. На этом этапе может быть полезнее сосредоточиться на том, что вы можете сделать сейчас, чтобы помочь в этой ситуации.
Если ничто не может изменить ситуацию, имейте в виду, что чувство вины вряд ли принесет желаемые перемены. Постарайтесь проявить немного сострадания к себе.
Помните, что некоторые вещи неизменны, и это нормально!
Решите любые проблемы с психическим здоровьем
Если в вашей вине виноваты психические расстройства или прошлые травмы, возможно, стоит поговорить со специалистом в области психического здоровья.
Они могут работать с вами, чтобы определить области, в которых вам может понадобиться помощь, и предложить стратегии, чтобы справиться с чувством вины.