Популярное

Взаимодействие сознания и подсознания: Взаимодействие сознания и подсознания

Взаимодействие сознания и подсознания

3.10.2014

В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей. Эта непрерывная передача управления обеспечивает человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации.

Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами — вербализировать. Выделяют:

  1. подсознательное — те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание;
  2. собственно бессознательное — такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.

Фрейд считал, что бессознательное — это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.

Человек может прийти в конфликт с многочисленными социальными запретами, в случае конфликта у него нарастает внутренняя напряженность и в коре головного мозга возникают изолированные очаги возбуждения. Для того чтобы снять возбуждение, нужно прежде всего осознать сам конфликт и его причины, но осознание невозможно без тяжелых переживаний, и человек препятствует осознанию, эти тяжелые переживания вытесняются из области сознания.

Для исключения такого болезнетворного влияния необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем самым разрядить очаг возбуждения и нормализовать психическое состояние человека. Только такое сознание устраняет травмирующее воздействие «неприемлемой» идеи или желания. Заслуга Фрейда в том, что он сформулировал указанную зависимость и включил ее в основу терапевтической практики «психоанализа».

Психоанализ включает поиск скрытых очагов в коре мозга, возникающих при вытеснении неприемлемых желаний, и осторожную помощь человеку в сознании и переоценке тревожащих его переживаний. Психоанализ включает поиск очага (его вспоминание), вскрытие его (перевод информации в словесную форму), переоценку (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью, ликвидацию очага возбуждения, нормализацию психического состояния человека.

В последнее время разработан новый метод вскрытия и поиска скрытых очагов в бессознательной части психики (подавленных переживаний, психотравм, желаний, неправильных действий) и гармонизации внутреннего мира человека — метод ребёфинга. Ребёфинг — это современный метод самопомощи, он применяет определенную технику дыхания, для того чтобы дать человеку позитивные и глубоко детализированные представления о его разуме, теле, эмоциях, в результате сознание человека узнает, что содержится в подсознании, вскрывает «очаги подавления» и интегрирует, преобразует подавленное (то, что человек делал както неправильно) в общее чувство активности и хорошего самочувствия. Ребёфинг дает возможность разуму и телу осторожно перестроить себя таким образом, чтобы увеличить ощущение счастья, эффективность деятельности, хорошее здоровье, внутреннюю гармонию личности.

Только переводя неосознанные импульсы в сознание, можно достигнуть контроля над ними, приобретая большую власть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах.

Итак, сознание как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.

Ключевые слова: Сознание

Источник: Столяренко Л.Д., Основы психологии

Материалы по теме

Психофизиология сознания

Сущность и структура сознания

Дубров А.П., Когнитивная психофизика. Основы

Экспериментальная психология сознания

Тертель А.Л., Психология. Курс лекций

Модели сознания

Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-…

Сознание, общение, речь

Сознание и мысль

Дубров А.П., Когнитивная психофизика. Основы

Общее определение категории «сознание»

Константинов В. В., Методологические основы психологии

Эмоции (чувства) как инструмент сознания

Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное…

36. Взаимодействие сознания и подсознания

В зоне ясного сознания находит свое
отражение малая часть одновременно
приходящих из внешней и внутренней
среды организма сигналов. Сигналы,
попавшие в зону ясного сознания,
используются человеком для осознанного
управления своим поведением. Остальные
сигналы также используются организмом
для регулирования некоторых процессов,
но на подсознательном уровне. Осознание
затрудняющих регуляцию или решение
задачи обстоятельств способствует
нахождению нового режима регулирования
или нового способа решения, но как только
они найдены, управление вновь передается
в подсознание, а сознание освобождается
для разрешения вновь возникающих
трудностей. Эта непрерывная передача
управления, обеспечивающая человеку
возможность решать все новые задачи,
опирается на гармоничное взаимодействие
сознания и подсознания
. Сознание
привлекается к данному объекту только
на короткий интервал времени и обеспечивает
выработку гипотез в критические моменты
недостатка информации.

Большая часть процессов, протекающих
во внутреннем мире человека, им не
осознается, но в принципе каждый из них
может стать осознанным. Для этого нужно
выразить его словами – вербализировать.
Выделяют:

  1. подсознательное – те представления,
    желания, действия, устремления, которые
    ушли сейчас из сознания, но могут потом
    прийти в сознание;

  2. собственно бессознательное – такое
    психическое, которое ни при каких
    обстоятельствах не становится
    сознательным.

Фрейд считал, что бессознательное –
это не столько те процессы, на которые
не направляется внимание, сколько
переживания, подавляемые сознанием,
такие, против которых сознание воздвигает
мощные барьеры.

Человек может прийти в конфликт с
многочисленными социальными запретами,
в случае конфликта у него нарастает
внутренняя напряженность и в коре
головного мозга возникают изолированные
очаги возбуждения. Для того, чтобы снять
возбуждение, нужно прежде всего осознать
сам конфликт и его причины, но осознавание
невозможно без тяжелых переживаний, и
человек препятствует осознанию, эти
тяжелые переживания вытесняются из
области сознания.

Для исключения такого болезнетворного
влияния необходимо осознать травмирующий
фактор и переоценить его, ввести его в
структуру других факторов и оценок
внутреннего мира и тем самым разрядить
очаг возбуждения и нормализовать
психическое состояние человека. Только
такое сознание устраняет травмирующее
воздействие «неприемлемой» идеи
или желания. Заслуга Фрейда в том, что
он сформулировал указанную зависимость
и включил ее в основу терапевтической
практики «психоанализа».

Психоанализ включает поиск скрытых
очагов в коре мозга, возникающих при
вытеснении неприемлемых желаний, и
осторожную помощь человеку в сознании
и переоценке тревожащих его переживаний.
Психоанализ включает поиск очага (его
вспоминание), вскрытие его (перевод
информации в словесную форму), переоценку
(изменение системы установок, отношений)
переживания в соответствии с новой
значимостью, ликвидацию очага возбуждения,
нормализацию психического состояния
человека.

Только переводя неосознанные импульсы
в сознание, можно достигнуть контроля
над ними, приобретая большую власть над
своими поступками и повышая уверенность
в своих силах.

Итак, сознание как внутренняя модель,
отражающая внешнюю среду человека и
его собственный мир в их стабильных
свойствах и динамических взаимоотношениях
,
помогает человеку эффективно действовать
в реальной жизни.

НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ
ПРОЦЕССЫ

Однако сознанию
можно противопоставить не только
поведение (как внутренне наблюдаемому
— внешне наблюдаемое), но и неосознаваемые,
или бессознательные, психические
процессы.

Неосознаваемые
психические процессы стали особенно
Интенсивно изучаться с начала нашего
века. Уже первые результаты этого
изучения фактически нанесли смертельный
удар по психологии сознания, вполне
соизмеримый тем, который она получила
со стороны бихевиоризма.

Все неосознаваемые
процессы можно разбить на три больших
класса: (1)
неосознаваемые механизмы сознательных
действий; (2) неосознаваемые побудители
сознательных действий; (3) -«надсознательные»
процессы.

В первый класс —
неосознаваемых механизмов сознательных
действий — входят в свою очередь три
различных подкласса: а)
неосознаваемые автоматизмы; 6) явления
неосознаваемой установки; в) неосознаваемые
сопровождения сознательных действий.

Рассмотрим каждый
из названных подклассов. а)
Под неосознаваемыми автоматизмами

подразумевают обычно действия или акты,
которые совершаются «сами собой»,
без участия сознания. Иногда говорят о
«механической работе», о работе,
при которой «голова остается свободной».
«Свободная голова» и означает
отсутствие сознательного контроля.

Анализ автоматических
процессов обнаруживает их двоякое
происхождение. Некоторые из этих
процессов никогда не осознавались,
другие же прошли через сознание и
перестали осознаваться.

Первые составляют
группу первичных автоматизмов, вторые
— группу вторичных автоматизмов. Первые
называют иначе автоматическими
действиями, вторые — автоматизированными
действиями, или навыками.

В группу автоматических
действий входят либо врожденные акты,
либо те, которые формируются очень рано,
часто в течение первого года жизни
ребенка. Их примеры: сосательные движения,
мигание, схватывание предметов, ходьба,
конвергенция глаз и многие другие.

Благодаря
формированию навыка достигается двоякий
эффект: во-первых, действие начинает
осуществляться быстро и точно; во-вторых,
как уже говорилось, происходит
высвобождение сознания, которое может
быть направлено на освоение более
сложного действия. Этот процесс имеет
фундаментальное значение для жизни
каждого индивида. Не будет большим
преувеличением сказать, что он лежит в
основе развития 1 всех наших умений,
знаний и способностей.

Говоря об освобождении
действий от сознательного контроля,
конечно, не надо думать, что это
освобождение абсолютно, т. е. что человек
совсем не знает, что он делает. Это не
так. Контроль, конечно, остается, но он
осуществляется следующим интересным
образом.

Поле сознания, как
вы уже знаете, неоднородно: оно имеет
фокус, периферию и, наконец, границу, за
которой начинается область неосознаваемого.
И вот эта неоднородная картина сознания
как бы накладывается на иерархическую
систему сложного действия. При этом
самые высокие этажи системы — наиболее
поздние и наиболее ложные компоненты
действия — оказываются в фокусе «знания;
следующие этажи попадают на периферию
сознания; наконец, самые низкие и самые
отработанные компоненты выходят за
границу сознания.

Свойство любого
компонента навыка вновь стать осознанным
очень важно, поскольку оно обеспечивает
гибкость навыка, возможность его
дополнительного совершенствования или
переделки.

Между прочим, этим
свойством навыки отличаются от
автоматических действий. Первичные
автоматизмы не осознаются и не поддаются
осознанию. Более того, попытки их осознать
обычно расстраивают действие.

В психологии много
внимания уделялось проблеме механизмов
формирования навыка, которая, как вы
уже хорошо понимаете, имеет большое
практическое значение.

Бихевиористы,
считавшие, что психология должна встать
на службу практики и при этом заниматься
внешними действиями человека и животных,
очень много исследовали этот вопрос.
Однако их теория и практика
экспериментирования находились в рамках
очень механистических представлений.
Согласно этим представлениям навык
вырабатывается за счет «проторения»
путей в мозговых центрах в результате
механического повторения, или
«зазубривания», одного и того же
действия. 06 участии и роли сознания в
этом процессе для бихевиористов, конечно,
не могло быть и речи.

В советской
психологии проблеме формирования
навыков также уделялось большое внимание.
Однако подход к этой проблеме был совсем
другой. Он не был отягощен бихевиористским
требованием исключения роли сознания;
в результате был найден целый ряд.очень
важных и совершенно не вписывающихся
в бихевиорист-скую схему механизмов.

Большой вклад в
эту проблему внес советский физиолог
Н. А. Бернштейн, он выдвинул совсем другой
принцип: «повторение без повторения»,
который означает, что при отработке
навыка человек не затверживает одно и
то же действие, а постоянно варьирует
его в поисках оптимальной «формулы»
движения. При этом сознанию Принадлежит
очень важная роль.

Механизмами такого
рода много занимался Г. Гельмгольц. Для
их описания он предложил термин
«бессознательное умозаключение».
Г. Гельмгольц подчеркивал, что слово
«умозаключение» надо ставить в
кавычки потому, что этот процесс подобен
умозаключению только по результату: по
природе же он отличается от истинного
умозаключения, так как происходит
бессознательно. Мы как бы рассуждаем,
но на самом деле этого не делаем: за нас
подобную работу производит неосознаваемый
пер-цептивный процесс.

Например, в случае
иллюзии окна процесс этот эквивалентен
следующему умозаключению.

Известно, что когда
одна из одинаковых сторон меньше, то
она дальше (большая посылка). Эта сторона
— меньше (малая посылка). Значит, она
дальше (вывод).

Поскольку процесс
протекает бессознательно, сознательные
усилия изменить его не могут. Бессознательные
умозаключения, по выражению Гельмгольца,
«непреодолимы».

На этом мы заканчиваем
знакомство с первым подклассом
неосознаваемых механизмов и переходим
ко второму — 6)
явлениям неосознаваемой установки.

Понятие «установка»
заняло в психологии очень важное место,
наверное, потому, что явления установки
пронизывают практически все сферы
психической жизни человека.

В советской
психологии существует целое направление
— грузинская школа психологов — которое
разрабатывает проблему установки в
очень широком масштабе. Грузинские
психологи являются непосредственными
учениками и последователями выдающегося
советского психолога Дмитрия Николаевича
Узнадзе (1886-1950), который создал теорию
установки и организовал разработку
этой проблемы силами большого коллектива.

Прежде всего, что
такое установка. По определению, это —
готовность организма или субъекта к
совершению определенного действия или
к реагированию в определенном направлении.

Если навык относится
к периоду осуществления действия, то
установка — к периоду, который ему
предшествует.

Фактов, демонстрирующих
готовность, или предварительную настройку
организма к действию, чрезвычайно много,
и они очень разнообразны.

Например, ребенок
задолго до годовалого возраста, пытаясь
взять предмет, подстраивает кисть руки
под его форму: если это маленькая
крошечка, то он сближает и вытягивает
пальцы, если это круглый предмет, он
округляет и разводит пальцы и т. д.
Подобные пред настройки позы руки
иллюстрируют моторную
установку.

Спринтер на старте
находится в состоянии готовности к
рывку — это тоже моторная
установка.

Если вы сидите в
темной комнате и со страхом ждете чего-то
угрожающего, то иногда и в самом деле
начинаете слышать шаги или подозрительные
шорохи. Поговорка «у страха глаза
велики» отражает явления перцептивной
установки
.

Когда вам дается
какой-нибудь математический пример,
выраженный в тригонометрических
символах, то у вас создается установка
решать его с помощью формул тригонометрии,
хотя иногда это решение сводится к
простым алгебраическим преобразованиям.
Это пример умственной
установки.

Состояние готовности,
или установка, имеет очень важное
функциональное значение. Субъект,
подготовленный к определенному действию,
имеет возможность осуществить его
быстро и точно, т. е. более эффективно.

Но иногда механизмы
установки вводят человека в заблуждение
(пример необоснованного страха).

Именно «ошибки
установки», которые проявляются в
ошибочных действиях, восприятиях или
оценках, относятся к наиболее выразительным
ее проявлениям и раньше всего привлекли
внимание психологов.

Надо сказать, что
не всякая установка неосознаваема.
Можно сознательно ждать страшного — и
действительно видеть страшное.

Основные опыты,
которые явились отправной точкой для
дальнейшего развития концепции Д. Н.
Узнадзе, проходили следующим образом.
Испытуемому давали в руки два шара
разного объема и просили оценить, в
какой руке тар больше. Больший шар,
предположим, давался в левую руку,
меньший — в правую. Испытуемый правильно
оценивал объемы шаров, и проба повторялась:
снова в левую руку давали больший шар,
а в правую — меньший, и испытуемый снова
правильно оценивал объемы. Снова
повторялась проба, и так раз пятнадцать
подряд*.

Ошибки первого
типа были названы контрастными иллюзиями
установки, ошибки второго тi-па —
ассимилятивными иллюзиями установки.

Д. Н. Узнадзе и его
сотрудники подробно изучив условия
возникновения иллюзий каждого типа.
Важно другое — убедиться, что установка
в данном случае была действительно
неосознаваемой.

Непосредственно
это не очевидно. Более того, можно
предположить, что в подготовительных
пробах испытуемые вполне осознавали,
что идут однотипные предявления, и
начинали сознательно ждать такой же
пробы в очередной раз.

Повторение проб
служило цели укрепления, или фиксации,
установки, соответственно описываемые
опыты получили название экспериментов
с фиксированной установкой.

Предположение это
абсолютно справедливо, и для того, чтобы
его проверить, Д. Н. Узнадзе проводит
контрольный эксперимент с гипнозом.

Установка у него
образовалась и теперь проявилась
типичным для нее образом.

Итак, описанными
опытами было доказано, что процессы
образования и действия установки
изучаемого типа не осознаются.

Д. Н. Узнадзе, а за
ним и его последователи придали
принципиальное значение этим результатам.
Они увидели в явлениях неосознаваемой
установки свидетельство существования
особой, «досознательной», формы
психики. По их мнению, это ранняя (в
генетическом и функциональном смысле)
ступень развития любого сознательного
процесса.

Перейдем к третьему
подклассу неосознаваемых механизмов
в) неосознаваемым
сопровождениям сознательных действий.

Не все неосознаваемые
компоненты действий имеют одинаковую
функциональную нагрузку. Некоторые из
них реализуют сознательные действия —
и они отнесены к первому подклассу;
другие подготавливают действия — и они
описаны во втором подклассе.

Наконец, существуют
неосознаваемые процессы, которые просто
сопровождают Действия, и они выделены
нами в третий подкласс. Этих процессов
большое количество, и они чрезвычайно
интересны для психологии. Приведу
примеры. Вам, наверное, приходилось
наблюдать, как человек, орудующий
ножницами, двигает челюстями в ритме
этих движений. Когда игрок на бильярде
пускает шар мимо лузы, то часто он
пытается «выправить» его движение
вполне бесполезным движением рук,
корпуса или кия.

Итак, в группу
процессов третьего подкласса входят
непроизвольные движения, тонические
напряжения, мимика и пантомимика, а
также большой класс вегетативных
реакций, сопровождающих действия и
состояния человека.

Многие из этих
процессов, особенно вегетативные
компоненты, составляют классический
объект физиологии. Тем не менее, как я
уже сказала, они чрезвычайно важны для
психологии. Важность эта определяется
двумя обстоятельствами.

Во-первых,
обсуждаемые процессы включены в общение
между людьми и представляют собой
важнейшие дополнительные (наряду с
речью) средства коммуникации.

Во-вторых,
они могут быть использованы как
объективные показатели различных
психологических характеристик человека
— его намерений, отношений, скрытых
желаний, мыслей и т. д. Именно с расчетом
на эти процессы в экспериментальной
психологии ведется интенсивная разработка
так называемых объективных индикаторов
(или физиологических коррелятов)
психологических процессов и состояний.

Важно подчеркнуть,
что эмоционально-выразительные
сопровождения подобных действий часто-не
осознаются не только лицом, «индуцирующим»
сигналы этого рода, но и тем, кто их
воспринимает.

Сколько раз вам,
наверное, приходилось наблюдать как
один человек перенимает у другого позы,
жесты манеру говорить, совершенно не
замечая этого. Способность неосознаваемых
компонентов общения оказывать на другое
лицо также неосознаваемое действие
является одним из самых замечательных
их свойств. Можно думать, что свойство
это уходит корнями в биологические
механизмы подражания и эмоционального
заражения, которые играют ведущую роль
в коммуникации животных.

В качестве примера
я приведу одно исследование, которое
было проведено в 20-х гг. нашего века
молодым тогда психологом Л. Р. Лурией.

В основу этого
исследования был положен так называемый
ассоциативный эксперимент, предложенный
в начал века К. Юнгом для выявления
скрытых аффективных комплексов. А. Р.
Лурия внес в описанную методику следующую
модификацию: он спросил испытуемого
«вместе с произнесением ответного
слова нажимать на очень чувствительный
датчик (это была мембрана пневматического
барабанчика). Таким образом, словесный
ответ сочетался, или сопрягался, с
моторной ручной реакцией, ввиду чего
методика в целом и получила название
сопряженной
моторной методики А. Р. Лурии.
Эта
методика была применена А. Р. Лурией к
лицам, которые находились под следствием
и подозревались в преступлении.

Когда перед
человеком возникает задача овладения
собственными выразительными реакциями,
то он решает ее с разным успехом в
отношении реакций различного типа.

Легче всего человеку
удается контролировать внешние
воздействия (слова, движения, и пр.),
заметно труднее — мышечную тонику (позу,
мимику, интонацию). Наконец, на последнем
месте оказываются такие вегетативные
компоненты действий, как слезы, дрожь,
изменения зрачка и т. п. Из сказанного
ясно, что мало осознаваемые реакции
могут быть наиболее информативными и,
возможно, наиболее действенными в плане
передачи эмоциональных состояний в
процессе общения.

Обратимся ко
второму большому классу неосознаваемых
процессов — неосознаваемым
побудителям сознательных действий.

Эта тема тесно
связана прежде всего с именем Зиг-мунда
Фрейда. Согласно его теории человек не
пропускает в сознание всю правду о себе.
Точно так же и человечество, говорил
Фрейд, не хочет принять его учение об
истинной природе человека, и критика
его теории есть работа тех же самых
механизмов защиты и вытеснения, которые
действуют в индивидуальной психике, но
только в масштабе общественного сознания.

3. Фрейд был
современником В. Вундта, В. Джемса и Э.
Титченера. Когда он начал создавать
свою теорию, то отчетливо понимал,
насколько она расходится с традиционной
психологией, т. е. с психологией сознания.

Маленькая
историческая справка. Интерес к
неосознаваемым процессам возник у
Фрейда в самом начале его врачебной
деятельности. Толчком послужила
демонстрация так называемого
постгипнотического внушения, на которой
Фрейд присутствовал и которая произвела
на него потрясающее впечатление.

Какие особенности
феномена постгипнотического внушения
привлекли его внимание? Во-первых,
неосознаваемость причин совершаемых
действий. Во-вторых,
абсолютная
действенность этих причин: человек
выполняет задание, несмотря на то, что
сам не знает, почему он это делает.
В-третьих,
стремление
подыскать объяснение, или мотивировку,
своему действию. Наконец, в-четвертых,
возможность иногда путем длительных
расспросов привести человека к
воспоминанию об истинной причине его
действия, по крайней мере так было в
случае с зонтиком.

На основании
анализа подобных и многих других фактов
— 3. Фрейд создал свою теорию бессознательного.
Согласно ей в психике человека существуют
три сферы, или области: сознание,
пред-сознание и бессознательное.

Типичными обитателями
предсознательной
сферы
, по
мнению Фрейда, являются скрытые,
или латентные, знания.

Это те знания, которыми человек
располагает, но которые в данный момент
в его сознании не присутствуют. Вы,
например, очень хорошо знаете имя и
отчество своей тети или бабушки, но до
того, как я упомянула об этом, актуально
их не осознавали. Точно так же вы хорошо
знаете теорему Пифагора, но и она не
присутствует постоянно в вашем сознании.

Таким образом, по
Фрейду, психика шире, чем сознание.
Скрытые знания — это тоже психические
образования, но они неосознанны. Для их
осознания, впрочем, нужно только усилить
следы прошлых впечатлений.

Фрейд считает
возможным поместить эти содержания в
сферу, непосредственно примыкающую к
сознанию (в предсознание), поскольку
они при необходимости легко переводятся
в сознание.

Что же касается
области бессознательного, то она обладает
совершенно другими свойствами.

Прежде всего
содержания этой области не осознаются
не потому, что они слабы, как в случае с
латентными знаниями. Нет, они сильны, и
сила их проявляется в том, что они
оказывают влияние на наши действия и
состояния. Итак, первое
отличительное свойство бессознательных
представлений — это их действенность.

Второе их свойство состоит в том, что
они с трудом пере ходят в сознание.
Объясняется это работой двух механизмов,
которые постулирует Фрейд,- механизмов
вытеснения и сопротивления
.

По мнению 3. Фрейда,
психическая жизнь человека определяется
его влечениями, главное из которых —
сексуальное
влечение (либидо).

Оно существует уже у младенца, хотя в
детстве оно проходит через ряд стадий
и форм. Ввиду множества социальных
запретов сексуальные переживания и
связанные с ними представления вытесняются
из сознания и живут в сфере бессознательного.
Они имеют большой энергетический заряд,
однако в сознание не пропускаются:
сознание оказывает им сопротивление.
Тем не менее они прорываются в сознательную
жизнь человека, принимая искаженную
или символическую форму.

Фрейд выделил
три основные формы проявления
бессознательного: это сновидения,
ошибочные действия (забывание вещей,
намерений, имен; описки, оговорки и т.
п.) и невротические симптомы
.

Невротические
симптомы были главными проявлениями,
с которыми начал работать Фрейд.

Согласно
представлениям 3. Фрейда, невротические
симптомы — это следы вытесненных
травмирующих переживаний, которые
образуют в сфере бессознательного
сильно заряженный очаг и оттуда производят
разрушительную работу. Очаг должен быть
вскрыт и разряжен — и тогда невроз лишится
своей причины.

В психоанализе
был разработан ряд методов выявления
бессознательных аффективных комплексов.
Главные из них — это метод свободных
ассоциаций и метод анализа сновидений.
Оба метода предполагают активную работу
психоаналитика, заключающуюся в
толковании непрерывно продуцируемых
пациентом слов (метод свободных
ассоциаций) или сновидений.

С той же целью
используется уже частично знакомый вам
ассоциативный эксперимент. Обратимся
к третьему
классу неосознаваемых процессов
,
которые я условно обозначила как
«надсознательные»
процессы
.
Если попытаться кратко их охарактеризовать,
то можно сказать, что это процессы
образования некоего интегрального
продукта большой сознательной работы,
который затем «вторгается» в
сознательную жизнь человека и, как
правило, меняет ее течение.

Почему же подобные
процессы следует поместить вне сознания?
Потому, что они отличаются от сознательных
процессов, по крайней мере, в следующих
двух важных отношениях.

Во-первых,
субъект не знает того конечного итога,
к которому приведет «надсознательный»
процесс. Сознательные же процессы
предполагают цель.действия, т. е. ясное
осознание результата, к которому субъект
стремится. Во-вторых,
неизвестен момент, когда «надсознатель-ный»
процесс закончится; часто он завершается
внезапно, неожиданно для субъекта.
Сознательные же действия, напротив,
предполагают контроль за приближением
к цели и приблизительную оценку момента,
когда она будет достигнута.

Судя по
феноменологическим описаниям, к
обсуждаемому классу «надсознательных»
процессов следует отнести процессы
творческого мышления, процессы переживания
большого горя или больших жизненных
событий, кризисы чувств, личностные
кризисы и т. п.

Одним из первых
психологов, который обратил специальное
внимание на эти процессы, был В. Джемс.

В. Джемс не мог
предвидеть, что термин «бессознательный»
приобретет в результате появления
психоанализа слишком специальный смысл.
Поэтому, чтобы подчеркнуть совершенно
особый тип впервые описанных им процессов,
я использовала другой термин —
«надсознательные», отражает их
главную особенность: эти процессы
происходят над сознанием в том смысле,
что их содержание и временные масштабы
крупнее всего того, что может вместить
сознание; проходя через сознание
отдельными своими участками, они как
целое находятся за его пределами.

В свое время 3.
Фрейд сравнил человеческое сознание с
айсбергом, который на девять десятых
погружен в море бессознательного. Вы
знаете, что под бессознательным Фрейд
имел в виду вытесненные желания, влечения,
переживания. Рассмотрение всей темы
«Неосознаваемые процессы» приводит
к выводу, что, если сознание и окружено
«водами» бессознательного, то
состав этих «вод» гораздо более
разнообразен.

В самом деле,
попробуем изобразить человеческое
сознание в виде острова, погруженного
в море неосознаваемых процессов. Внизу
следует поместить неосознаваемые
механизмы сознательных действий (1). Это
— технические исполнители, или
«чернорабочие», сознания. Многие
из них образуются путем передачи функций
сознания на неосознаваемые уровни.

Наравне с процессами
сознания можно поместить неосознаваемые
побудители сознательных действий (II).
Они имеют тот же ранг, что и сознаваемые
побудители, только обладают другими
качествами: они вытеснены из сознания,
эмоционально заряжены и время от времени
прорываются в Осознание в особой
символической форме. И наконец, процессы
«надсознания» (III). Они Развертываются
в форме работы сознания, длительной и
напряженной. Результатом ее является
некий интегральный итог, который
возвращается в сознание в виде новой
творческой идеи, нового отношения или
чувства, новой жизненной установки,
меняя дальнейшее течение сознания.

Прежде всего,
неосознаваемое проявляется в сознании,
и мы рассмотрели различные формы его
проявлений — иллюзии восприятия, ошибки
установки, фрейдовские феномены, наконец,
интегральные результаты надсозна-тельных
процессов.

 

Роль бессознательного, сознательного и подсознательного разума

Наше поведение и выражение наших характеров, убеждений, любви, чувств, эмоций, страхов, гнева, интеллекта и т. д. — все это продукты интегрированной деятельности нашего бессознательного, сознательного, и подсознательные умы, которые контролируются и управляются нашим уровнем сознания.

Когда сознание высокое, подсознание и мораль сильны. В этой ситуации сознательный разум играет главную роль в улучшении качества жизни, контролируя и управляя бессознательным разумом, полным нескольких реалистичных и нереалистичных желаний, вместо того, чтобы позволять бессознательному разуму доминировать и разрушать.

Характеристики морали действуют только на очень высоком уровне сознания. Это не то, чему можно научиться и внедрить на любом этапе жизни. Мораль либо есть, либо ее нет. Однако нравственность может быть достигнута и реализована путем поднятия сознания на очень высокий уровень.

 

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Бессознательное работает на принципах фантазии, удовольствия и желания. Бессознательный ум — это хранилище чувств, мыслей, убеждений, побуждений, скрытых воспоминаний, эмоций, привычек, реакций и желаний за пределами нашего осознания. Например, воспоминания и эмоции, которые слишком болезненны, смущают, постыдны или неприятны, чтобы сознательно с ними сталкиваться, хранятся в огромном резервуаре, который составляет бессознательное.

Бессознательное заставляет нас чувствовать эмоциональный и физический дискомфорт всякий раз, когда мы пытаемся сделать что-то новое или необычное или пытаемся изменить любой из наших устоявшихся моделей поведения. Чувство страха и дискомфорта, которые мы ощущаем, на самом деле являются психологическими признаками срабатывания нашего бессознательного.

Функция нашего бессознательного заключается в том, чтобы гарантировать, что мы реагируем точно так, как мы запрограммированы нашими бессознательными желаниями и хранимой в памяти базой данных. Наше бессознательное сопоставляет все, что мы говорим и делаем, с шаблоном нашей «главной программы» или нашей инстинктивной природы, движимой нашими сохраненными, неудовлетворенными желаниями.

Поскольку бессознательный разум работает по принципу удовольствия и фантазии, он ищет немедленного удовлетворения. Ему все равно, могут ли возникнуть какие-либо последствия или осложнения позже, ему не хватает видения будущего, и он ищет только немедленного удовлетворения через мгновенное исполнение желаний, подобно тому, как ведет себя избалованный ребенок.

Начиная с рождения каждое желание входит в бессознательное человека без его осознания. Все невыполненные желания остаются в подсознании до тех пор, пока не исполнятся. С возрастом в нашем подсознании накапливается большая коллекция бесчисленных нереалистичных и иллюзорных желаний.

У бессознательного есть два инстинкта; жизнь и смерть. Инстинкт жизни отвечает за удовлетворение, радость, хороший характер и счастье, тогда как инстинкт смерти отвечает за агрессию, опасность, травму, печаль, безнадежность, суицидальные наклонности и плохой характер.

Если бессознательный разум очень силен или является лидером нашей жизни, то это означает, что наш уровень сознания очень низок, а наши страдания больше.

Связь между бессознательным и сознательным разумом является однонаправленной, что означает, что мы не имеем сознательного контроля над общением, поступающим к нам от нашего бессознательного. Единственная способность сознательного разума — действовать как арбитр между бессознательным и подсознательным разумом.

 

СОЗНАТЕЛЬНЫЙ РАЗУМ

Ваш сознательный разум — это ваш мыслящий ум. У него нет памяти, и он может удерживать только одну мысль за раз. Сознательный разум работает по принципу реальности.

Этот разум выполняет четыре основные функции:

  1.  Первая функция — идентифицировать входящую информацию, которую он получает от шести органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания и осязания. Сознательный разум постоянно наблюдает и классифицирует то, что происходит вокруг нас.

  2. Вторая функция сознательного разума — сравнение.

  3. Третья функция сознательного разума — анализ. и

  4. Четвертая функция сознательного разума — принятие решений.

Наше сознание принимает или отвергает данные при принятии решений и выборе. Он может иметь дело только с одной мыслью или идеей за раз, например, положительной или отрицательной, «да» или «нет». Он постоянно сортирует впечатления, решая, какие из них относятся к вам, а какие нет.

Сознание состоит из всего, что находится в пределах нашего сознания, включая ощущения, восприятие и чувства. Сознательный разум включает в себя все, что мы в настоящее время осознаем и о чем думаем. Она очень похожа на кратковременную память и имеет ограниченные возможности. Наше осознание себя и окружающего мира — все это часть нашего сознания.

 

ПОДСОЗНАНИЕ

Подсознание работает по принципу морали. Подсознание вознаграждает нас радостью и счастьем, если мы действуем по этому принципу. В противном случае это наказывает нас чувством вины и горя за то, что мы не совершаем правильных моральных действий.

Подсознание — мощная вторичная система, управляющая всем в нашей жизни. Подсознание — это банк данных памяти для всего, что не находится в нашем сознании. Он хранит наши убеждения, наш предыдущий опыт, наши воспоминания и наши навыки. Его возможности практически безграничны, и он постоянно хранит все, что мы видели, делали или думали (реалистично и нереально).

Это также наша система наведения. Он постоянно отслеживает информацию, поступающую от наших органов чувств, высматривая опасности и возможности. Связь между подсознанием и сознанием двусторонняя. Каждый раз, когда у нас возникает идея, эмоция, воспоминание или образ из прошлого, это наше подсознание общается с нашим сознанием. Однако связь между сознанием и подсознанием не так проста. Изучение того, как общаться между сознательным разумом и подсознанием, является мощным инструментом для достижения успеха, здоровья, богатства и счастья.

Поскольку подсознание работает по принципу морали, оно вознаграждает нас удовлетворением, радостью и счастьем, когда мы совершаем моральные действия. Когда люди не сильны морально и этически, тогда сознательный разум занят управлением и переговорами с бессознательным, подобно биологической матери, постоянно пытающейся убедить непослушного ребенка вести себя правильно. Подсознание наказывает нас за безнравственность, потому что это форма самоизмены. Постоянный стресс, вызванный виной и горем, в конечном итоге заставляет нас страдать от огромного количества и разнообразия психических и эмоциональных проблем со здоровьем. Учитывая наш нынешний кризис психического здоровья, для нас жизненно важно поднять сознание, чтобы восстановить наши моральные способности, чтобы освободить нас от контроля наших бессознательных мыслей, чувств и желаний. Освобождение нашего сознания от постоянного нападения неконтролируемых мыслей и умственной болтовни успокоит наш разум, вознаградив нас истинным удовлетворением, покоем, радостью и счастьем.

Божественная Милость,
Духовность,
Сознание,
Разум,
Сознательный Разум,
Подсознание,
Бессознательный Разум,
Мораль

Взаимодействия между сознательными и подсознательными сигналами: Избирательное внимание в условиях конкуренции на основе признаков повышает нейронную избирательность во время адаптации мозга

. 2019 10 июля; 39 (28): 5506-5516.

doi: 10.1523/JNEUROSCI.3052-18.2019.

Эпаб 2019 8 мая.

Юкико Кикути
1
, Дженнифер Ип
1
, Гаэтан Лажье
1
, Джеймс С. Моссом
1
, Сухбиндер Кумар
1
, Кристофер I Петков
1
, Ник Э. Барраклаф
2
, Куок С Выонг
3

Принадлежности

  • 1 Институт неврологии, здание Генри Велкома, Ньюкаслский университет, Фрамлингтон-плейс, Ньюкасл-апон-Тайн NE2 4HH, Великобритания, и.
  • 2 Факультет психологии Йоркского университета, Хеслингтон, Йорк, YO10 5DD, Соединенное Королевство nick. [email protected] [email protected].
  • 3 Институт неврологии, здание Генри Велкома, Ньюкаслский университет, Фрамлингтон-плейс, Ньюкасл-апон-Тайн, NE2 4HH, Соединенное Королевство, и [email protected] [email protected].
  • PMID:

    31068438

  • PMCID:

    PMC6616293

  • DOI:

    10.1523/JNEUROSCI.3052-18.2019

Бесплатная статья ЧВК

Юкико Кикути и др.

Дж. Нейроски.

.

Бесплатная статья ЧВК

. 2019 10 июля; 39 (28): 5506-5516.

doi: 10.1523/JNEUROSCI.3052-18.2019.

Эпаб 2019 8 мая.

Авторы

Юкико Кикути
1
, Дженнифер Ип
1
, Гаэтан Лажье
1
, Джеймс С. Моссом
1
, Сухбиндер Кумар
1
, Кристофер I Петков
1
, Ник Э. Барраклаф
2
, Куок К Выонг
3

Принадлежности

  • 1 Институт неврологии, здание Генри Велкома, Ньюкаслский университет, Фрамлингтон-плейс, Ньюкасл-апон-Тайн NE2 4HH, Великобритания, и.
  • 2 Факультет психологии Йоркского университета, Хеслингтон, Йорк, YO10 5DD, Соединенное Королевство nick. [email protected] [email protected].
  • 3 Институт неврологии, здание Генри Велкома, Ньюкаслский университет, Фрамлингтон-плейс, Ньюкасл-апон-Тайн, NE2 4HH, Соединенное Королевство, и [email protected] [email protected].
  • PMID:

    31068438

  • PMCID:

    PMC6616293

  • DOI:

    10.1523/JNEUROSCI.3052-18.2019

Абстрактный

Эффективное восприятие в естественной среде зависит от нейронных взаимодействий между произвольными процессами в рамках когнитивного контроля, такими как внимание, и теми, которые являются автоматическими и подсознательными, такими как адаптация мозга к предсказуемому входу (также называемому подавлением повторения). Хотя и внимание, и адаптация изучались по отдельности и имеются значительные знания о нейробиологии, связанной с каждым из этих процессов, то, как внимание взаимодействует с адаптацией, остается неоднозначным. Мы изучили, как внимание взаимодействует со зрительной и слуховой адаптацией, измеряя эффекты нейровизуализации, соответствующие изменениям нейронной активности или избирательности. Участники мужского и женского пола сначала были просканированы с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), пока они различали повторение трансформированных лиц или голосов и либо направляли свое внимание на идентичность стимула или пространственное положение. Внимание к лицу или голосу при игнорировании местоположения стимула только увеличивало усиление коры, чувствительной к лицу или голосу, соответственно. Результаты разительно отличались в эксперименте, когда участники обращали внимание на голосовую идентификацию, а не на громкость стимула. В этом случае внимание к голосу при игнорировании громкости звука повышало нейронную избирательность. Объединенные результаты показывают, что то, как внимание влияет на адаптацию, зависит от уровня конкуренции на основе признаков, согласовывая предыдущие противоречивые наблюдения. Полученные данные теоретически важны и обсуждаются в связи с нейробиологическими взаимодействиями между вниманием и различными типами прогностических сигналов. ЗАЯВЛЕНИЕ О ЗНАЧИМОСТИ Адаптация к повторяющимся событиям окружающей среды широко распространена в мозге животных и представляет собой автоматический, обычно подсознательный, прогностический сигнал. Когнитивные влияния, такие как внимание, сильно влияют на сенсорную обработку и могут преодолеть адаптацию мозга. Однако то, как происходят нейронные взаимодействия между адаптацией и вниманием, остается спорным. Мы провели эксперименты с фМРТ, регулирующие фокус внимания при адаптации к повторяющимся стимулам с перцептивно сбалансированным ожиданием стимула. Мы наблюдали взаимодействие между вниманием и адаптацией, согласующееся с повышенной нейронной избирательностью, но только в условиях основанной на признаках конкуренции, что ставит под сомнение представление о том, что внимание взаимодействует с адаптацией мозга, влияя только на усиление реакции. Это показывает, что внимание сохраняет полный набор механистических влияний на сенсорную кору, даже когда оно взаимодействует с более автоматическими или подсознательными прогностическими процессами.


Ключевые слова:

приспособление; внимание; прослушивание; автоматический; прогноз; зрение.

Copyright © 2019 Кикучи и др.

Цифры

Рисунок 1.

Задания на внимание и условия адаптации…

Рисунок 1.

Задания на внимание и условия адаптации для двух экспериментов. A , Смена личности…


Рисунок 1.

Задания на внимание и условия адаптации для двух экспериментов. A , Изменение идентичности в эксперименте 1. Для поведенческих экспериментов использовались семь расстояний идентичности (0–75%), а для экспериментов с фМРТ были выбраны три дистанции восприятия. Б , Пространственное изменение в эксперименте 1. Для поведенческого эксперимента были выбраны семь пространственных положений на мониторе дисплея для лиц или в виртуальном акустическом пространстве для голосов, а для экспериментов с фМРТ были выбраны три воспринимаемых пространственных расстояния. C , Ход эксперимента 1. D , Ход эксперимента 2.

Рисунок 2.

Области интереса локализатора голоса и лица.…

Рисунок 2.

ROI локализатора голоса и лица. Усредненная карта лица (красный) и голоса (синий)…


Фигура 2.

ROI локализатора голоса и лица. Усредненная карта области лица (красный) и области голоса (синий) в коронарной ( A ), горизонтальной ( B ) и сагиттальной ( C 9019)1) изображения 12 участников, участвовавших в эксперименте 1. Показаны только области, которые активированы более чем у половины участников ( N > 6).

Рисунок 3.

Внимание к голосу или лицу…

Рисунок 3.

Внимание к голосу или идентификации лица при игнорировании пространственного положения стимула. Поведенческий (…


Рисунок 3.

Внимание к голосу или идентификации лица при игнорировании пространственного положения стимула. Поведенческие ( A , B ) и фМРТ ( C , D ) результаты эксперимента 1, когда идентичность стимула варьируется. A , Перцептивное различение идентичности лица (красный) и пространственного положения (пурпурный) при изменении идентичности лица. B , Перцептивное различение голосовой идентичности (синий) и пространственного положения (голубой) при изменении голосовой идентичности. C , Оценки параметров из области интереса лица при различении идентичности лица (красный) и пространственного положения (пурпурный) по мере изменения идентичности лица. D , Оценки параметров из голосовой области интереса при различении голосовой идентичности (синий) и пространственного положения (голубой) по мере изменения голосовой идентичности. Столбики погрешностей обозначают SEM.

Рисунок 4.

Внимание к пространственному положению во время…

Рисунок 4.

Внимание к пространственному местоположению при игнорировании голоса или идентификации лица. Поведенческий ( А…


Рисунок 4.

Внимание к пространственному положению при игнорировании голоса или лица. Поведенческий ( А , B ) и фМРТ ( C , D ) результаты эксперимента 1, когда положение стимула варьировалось. A , Перцептивное различение идентичности лица (красный) и пространственного положения (пурпурный) при изменении положения лица. B , Перцептивное распознавание идентичности голоса (синий) и пространственного положения (голубой) при изменении положения голоса. C , Оценки параметров из области интереса лица при различении идентичности лица (красный) и пространственного положения (пурпурный) при изменении положения лица. D , Оценки параметров на основе области интереса голоса при различении идентичности голоса (синий) и пространственного положения (голубой) при изменении положения голоса. Столбики погрешностей обозначают SEM.

Рисунок 5.

Внимание к голосовой идентификации по сравнению с…

Рисунок 5.

Внимание к идентификации голоса в сравнении с громкостью. Поведенческие и фМРТ-результаты эксперимента 2…


Рисунок 5.

Внимание к идентификации голоса по сравнению с громкостью. Поведенческие и фМРТ результаты эксперимента 2, где идентичность стимула и громкость варьируются. Перцептивное различение идентичности голоса (синий) и громкости звука (голубой) по мере изменения идентичности голоса ( A ) и громкости ( B ). Оценки параметров на основе ROI голоса при различении идентичности голоса (синий) и громкости (голубой) по мере изменения идентичности голоса ( C ), а громкость меняется ( D ). Столбики погрешностей обозначают SEM.

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Специфика нейронных реакций на музыку и их связь с обработкой голоса: исследование адаптации фМРТ.

    Armony JL, Aubé W, Angulo-Perkins A, Peretz I, Concha L.

    Армони Дж.Л. и др.
    Нейроски Летт. 2015 23 апр; 593:35-9. doi: 10.1016/j.neulet.2015.03.011. Epub 2015 10 марта.
    Нейроски Летт. 2015.

    PMID: 25766754

  • Вероятность повторения лица не влияет на подавление повторения в нижневисочной коре макак.

    Винкен К., Оп де Бек Х.П., Фогельс Р.

    Винкен К. и др.
    Дж. Нейроски. 22 августа 2018 г.; 38 (34): 7492-7504. doi: 10.1523/JNEUROSCI.0462-18.2018. Epub 2018 20 июля.
    Дж. Нейроски. 2018.

    PMID: 30030399
    Бесплатная статья ЧВК.

  • Подавление нейронных повторений в вентральной затылочно-височной коре происходит во время сознательной и бессознательной обработки частых стимулов.

    Видаль Дж. Р., Перроне-Бертолотти М., Леви Дж., Де Пальма Л., Минотти Л., Кахане П., Бертран О., Лутц А., Джерби К. , Лашо Дж. П.

    Видал Дж. Р. и соавт.
    Нейроизображение. 2014 15 июля; 95: 129-35. doi: 10.1016/j.neuroimage.2014.03.049. Epub 2014 22 марта.
    Нейроизображение. 2014.

    PMID: 24667455

  • Распределенные и интерактивные мозговые механизмы во время восприятия лица эмоций: данные функциональной нейровизуализации.

    Вийомье П., Пуртуа Г.

    Vuilleumier P, et al.
    Нейропсихология. 2007 г., 7 января; 45 (1): 174–94. doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2006.06.003. Epub 2006 18 июля.
    Нейропсихология. 2007.

    PMID: 16854439Обзор.

  • Нейронные механизмы автоматической обработки эмоциональной информации от лиц и голосов.

    Штраубе Т., Мотес-Лаш М., Милтнер В.Х.

    Штраубе Т. и др.
    Бр Дж Психол. 2011 ноябрь; 102(4):830-48. doi: 10. 1111/j.2044-8295.2011.02056.x. Epub 2011 21 июля.
    Бр Дж Психол. 2011.

    PMID: 21988387

    Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Избирательное внимание обостряет популяционные рецептивные поля слуховой коры человека.

    Лаге-Кастельянос А., Де Мартино Ф., Гхош Г.М., Гулбан О.Ф., Мёрел М.

    Лаге-Кастелланос А. и др.
    Кора головного мозга. 2023 г., 25 апреля; 33 (9): 5395-5408. doi: 10.1093/cercor/bhac427.
    Кора головного мозга. 2023.

    PMID: 36336333
    Бесплатная статья ЧВК.

  • Структурированная обработка последовательностей и комбинаторное связывание: нейробиологически и вычислительно обоснованные гипотезы.

    Калмус Р., Уилсон Б., Кикучи Ю., Петков С.И.

    Калмус Р. и соавт.
    Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2020 3 февраля; 375 (1791): 201. doi: 10.1098/rstb.2019.0304. Epub 2019 16 декабря.
    Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2020.

    PMID: 31840585
    Бесплатная статья ЧВК.

    Обзор.

Рекомендации

    1. Альтманн К.Ф., Хеннинг М., Деринг М.К., Кайзер Дж. (2008)Влияние избирательного внимания на особенности на слуховой паттерн и обработку местоположения. Нейроизображение 41: 69–79. 10.1016/j.neuroimage.2008.02.013

      DOI

      пабмед

    1. Барлоу Х. Б., Фолдиак П. (1989) Адаптация и декорреляция в коре головного мозга. В: Вычислительный нейрон (Дарнин Р., Миалл С., Митчисон Г.Дж., ред.), стр. 54–72. Вокингем, Великобритания: Аддисон-Уэсли.

    1. Barron HC, Dolan RJ, Behrens TE (2013) Онлайн-оценка новых вариантов выбора путем одновременного представления нескольких воспоминаний. Нат Невроски 16:1492–1498. 10.1038/нн.3515

      DOI

      ЧВК

      пабмед

    1. Barron HC, Vogels TP, Emir UE, Makin TR, O’Shea J, Clare S, Jbabdi S, Dolan RJ, Behrens TE (2016)Разоблачение скрытых тормозных связей в коре головного мозга человека для выявления дремлющих корковых воспоминаний.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *