Популярное

Три типа мышления: Почему бизнесмены учатся быстрее других. «Бумага»

Почему бизнесмены учатся быстрее других. «Бумага»

26 декабря 2018


Проект «Лучше здесь» — это серия встреч петербургских предпринимателей и рубрика «Бумаги» и Банка «Санкт-Петербург» о петербургском бизнесе.


Если вы занимаетесь бизнесом в Петербурге — расскажите нам о себе, пожалуйста, заполнив короткую форму в конце материала. Мы будем рады с вами познакомиться!

Как работает мозг предпринимателей и почему они учатся быстрее других, сколько часов практики нужно, чтобы отлично справляться с обязанностями, и какими тремя способами думают бизнесмены?

На встрече петербургских предпринимателей «Лучше здесь», которую организовали «Бумага» и банк «Санкт-Петербург», врач-психотерапевт Андрей Курпатов прочитал лекцию о работе мозга бизнесменов. Публикуем отрывки из выступления Курпатова.

Андрей Курпатов. Фото: Александр Палаев

Память активно формируется при многократном повторении пройденного материала из-за того, что в мозге устанавливаются более прочные нейронные связи, чем при разовом прочтении. Похожий эффект достигается из-за стресса, поэтому бизнесмены могут быстрее учиться: они живут в постоянном риске.

Повторение также может помочь стать профессионалом в какой-то области. Например, психолог Андерс Эриксон провел исследование в Академии музыки в Берлине, в котором изучал, сколько упражняются лучшие студенты — потенциальные солисты мирового класса. К двадцати годам они играли на скрипке около 10 тысяч часов, а музыканты среднего уровня — от 4 до 8 тысяч. Такая же статистика была отмечена среди профессиональных пианистов и любителей.

Часто Моцарта приводят в пример как человека с прирожденным талантом к музыке, но свое первое произведение, признанное выдающимся, он написал в 21 год, когда уже имел 10 тысяч часов сочинительства.

Человек может думать, как центрист, конструктор или рефлектор. Центрист видит фактические отношения между предметами и явлениями. Когда он смотрит на проблему, он задает вопрос «Что происходит на самом деле?».

Конструктор пытается ответить на вопрос «Как это можно концептуализировать?» и мыслит логически. К этому типу, например, можно отнести Илона Маска. Рефлектор умеет определять самое важное и рассматривает реальность через личный опыт.

Объединение этих типов мышления и умение искать ответы на все три вопроса могут помочь человеку стать успешным в любой профессиональной сфере.

Писатель Лев Гумилев ввел термин «пассионарий», который обозначает человека, направляющего энергию на изменения окружающего мира. При этом пассионарии могут работать даже тогда, когда других останавливают проблемы и лень.

Бизнесмены — это пассионарии, у которых есть «шило». Оно заставляет их раз за разом рисковать деньгами, открывать новые предприятия, нанимать людей и иногда действовать вопреки инстинкту самосохранения из-за врожденной особенности — энергичности.

Груминг — это вычесывание шерсти и поглаживания, с помощью которых животные, например, приматы, устанавливают отношения в стае. У людей не принято гладить друг друга, поэтому, например, бизнес-коучи рекомендуют похлопывать сотрудников по плечу, чтобы создать ощущение доверия.

Если у бизнесмена есть заместитель или финансовый директор, то можно заметить, что подчинённый часто «грумит» начальника — разговором, жестом, похвалой, высказывает уважение.

Психолог Стэнли Милгрэм, который изучал поведение человека в социальных группах в XX веке, провел эксперимент о влиянии авторитета на поступки людей.

В опыте участвовали экспериментатор, испытуемый и актер, который исполнял роль «ученика». Испытуемый задавал вопросы «ученику» и проверял, как хорошо тот может запоминать пары слов, а за каждый неправильный ответ должен был наказывать всё более сильным ударом тока.

Испытуемый не знал, что аппарат не работает, а «ученик» только изображает боль. При этом экспериментатор брал ответственность за ход исследования на себя: он говорил испытуемому, что тот может продолжать повышать уровень тока.

Перед экспериментом Милгрэм провел опрос среди психиатров о том, какими могут быть результаты исследования. Эксперты предположили, что до рубильника со смертельным уровнем электрического тока в эксперименте могут дойти примерно 2 % испытуемых — клинические садисты. Но в итоге их количество составило 65 % испытуемых.

Этим исследованием социальные психологи доказали, что поведением человека управляют не только мировоззренческие установки, но и обстоятельства. Например, когда появляется авторитетная фигура, которая берет на себя ответственность за последствия, поведение человека может измениться.

Подчиненные часто просят принять решение начальника, потому что боятся ответственности и последствий.

Особенность человеческого мозга заключается в том, что он думает о членах социальной группы, к которой принадлежит — например, о взаимных обещаниях или напряженных отношениях с ними. Внутри мозга формируется образ людей, которых мы знаем, но модель может быть некорректной. Это происходит из-за того, что человек строит мнение о своих знакомых субъективно, через свое представление о них.

Навык создания интеллектуальной копии людей в голове формируется с раннего детства. Так, в шесть месяцев дети уже понимают, как строятся социальные взаимоотношения и знают, как себя вести с мамой и папой, а как — с бабушкой или няней.

Человек может одновременно держать в памяти образы примерно 150 знакомых, и поэтому такое число считается оптимальным размером человеческой группы. Такого мнения придерживается британский антрополог Робин Данбар, а его выводы многократно подтверждены экспериментально.

Если человек открывает бизнес, меняет работу, нанимает новых сотрудников, его социальное окружение может поменяться, и тогда образы некоторых людей, о которых он раньше постоянно думал, перестанут существовать в его мозге. Поэтому, например, крупные бизнесмены не держат в памяти образы всех подчиненных.

Мозг не способен решать несколько задач одновременно, в противном случае человек упускает важные детали. Например, если мы ведем автомобиль и разговариваем по телефону, мозг концентрируется только на одном действии.

Ограниченность человеческого сознания подтверждается экспериментами. В конце 1990-х исследователи Дэниел Саймонс и Кристофер Шабри провели опыт, в котором испытуемым показывали видео, где две команды — в черной и белой одежде — передавали друг другу мяч. Смотрящий должен был посчитать количество бросков между игроками в белой форме.

Около 50% испытуемых всё посчитали правильно и не заметили в ролике чего-то необычного. При этом на видео между игроками ходил человек в черном костюме гориллы.

Количество элементов, на которых человек может удерживать внимание, всего три, поэтому пока испытуемый наблюдает за тремя игроками в белых футболках, горилла остается незамеченной. Если бы зрителей попросили наблюдать за командой в черном, то гориллу бы не заметили 25 % испытуемых.

К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox
Mozilla Firefox
или
Chrome.

3 вида мышления, определяющие наш образ жизни

Skip to content

3 вида мышления, определяющие наш образ жизни

Как развито вы бы не мыслили, какие логические пируэты не выделывал бы ваш мозг, вы всё равно подпадаете под один из трех типов мышления. Сразу оговорюсь, что эта концепция придумана не мной, потому все вопросы, пожелания или претензии лучше адресовать напрямую многоуважаемым Стивену Гиллигену, Джозефу Кэмпбелу и Владимиру Проппу (последним двоим можно в молитвах).

Они и многие другие социологи и психологи пришли к выводу, что существуют так называемые «три дороги», по которым идет человек. Эти дороги не зависят от эпохи и проходят красной нитью через всю историю человечества. Уверена, если вы пороетесь в закромах памяти, то убедитесь в правдивости этих выводов.

Итак, вот 3 типа мышления, по которым живут люди!

Первый тип мышления – «Деревня»

Нет, речь не о территориальном нахождении индивида. Обладатель формы мышления «Деревня» может жить и на Рублевке, и в Цюрихе. Правда, на его уровень «счастливости» это не слишком влияет.

Типичный житель деревни убежден, что:

  • Если ты отказываешься жить по правилам, ты не нормальный
  • Если тебе 24 и ты не замужем, ты не нормальная
  • Если ты уходишь с этой стабильной работы ради какой-то «идеи», то ты не нормальный
  • Если тебе 30 и у тебя нет ребенка, то ты не нормальная

Нормальность – вот всё, что нужно знать об этих людях. Они искренне нормальные люди, работающие на нормальной работе и получающие нормальную (по их мнению) зарплату. Их убеждения крепко завязаны на том, что в сейчас принято в обществе.

Важный момент: в таком типе мышления нет ничего дурного в том случае, если этот путь выбран человеком сознательно и приносит ему счастье. Если такой образ жизни удовлетворяет важные ценности и искренне радует человека, то почему бы и нет? Если… Но обычно этот образ мышления, и, как следствие, жизни, становится продуктом многочисленных страхов:

  • страха общественного осуждения и социального отторжения
  • страх рискнуть и изменить уклад жизни
  • страх потерять стабильность

Жаль, но многие из жителей «деревни» измеряют себя и других закостенелыми и не всегда объективными метриками. Их метрики ограничены, там негде разгуляться свежей мысли и новому подходу. Это и не даёт им в полной мере ощутить эту жизнь на вкус. Да, людям здесь живется относительно тепло и сухо, нигде не дует, везде мягко. Но это, собственно, и всё.

Второй тип мышления – «Изгой»

В любой общине или «деревне» всегда были, есть и будут те, кто говорит: «Мне не нравятся ваши правила, и не хочу по ним жить. Мне не нравитесь вы, и я не буду с вами общаться. Я уйду от вас и буду жить по-другому». И уходят на так называемый «пустырь», становясь отшельниками, изгоями, бродягами, людьми «не от мира сего». Их ценности не всегда понятны даже им самим, что не дает им возможности их удовлетворять.

Изгоев отличает такая черта: они точно знают, чего они не хотят, но совершенно не понимают, чего они хотят вместо этого. Они точно не хотят жить так, как им навязывают какие-то там авторитеты, потому они от них уходят.  Но так как нет точки на карте, к которой они хотят прийти, уходят они в никуда.

Часто, кстати, приходя в алкоголизацию или бродяжничество, не найдя себе места в этом мире. Они считают себя особенными, не такими как все. И в чем-то они правы. Но этого недостаточно, и даже больше — этого ничтожно мало.

Но не всё так печально. Часто образ жизни «на пустыре» предшествует моменту перерождения человека, его приходу в новое мышление, прыжком на новый этап жизни. Для многих изгнание становится трамплином между жизнью в деревне и последующим, самым лучшим этапом.

Третий тип мышления – «Путь героя»

Что отличает способ мышления героя от образа мыслей изгоя? Это целая пропасть, и в то же время это всего лишь точка. Точка на карте, к которой они хотят прийти. Герой не только знает, чего он не хочет. Он так же прекрасно осведомлен в том, что ему нужно.

Человек, выбравший этот путь, не только не согласен жить по правилам «деревни», но и знает, по каким правилам он хочет и будет жить. Он ищет зов, слышит его и идёт на него. Это – та жизнь, которую проживают немногие, но та, которые многие хотели бы прожить.

Когда мы делаем заявочку на выход на новый уровень, то мы должны знать, что на новый уровень вывести нас может только этот путь. Он — самый сложный из всех трех. На нем человека ждут всевозможные нервотряски, испытания, падения и тумаки судьбы. Этот путь не для слабонервных! А еще для тех, кому неймется. Кто всё время хочет больше, дальше, выше.

Читаете и понимаете, что хотите сюда? Что ж, для начала подумайте: готовы ли вы полюбить трудности так же, как удобства, а потери так же, как приобретения? 

Ведь одного без другого не бывает. Трудности – это не «предупреждения судьбы», не знаки и не то, чего надо бояться и избегать всеми силами. Они – единственная основа этого пути.

И тем не менее именно третий путь ведет человека к наибольшему счастью. Это понимал и Фрейд, сказавший: “Однажды, оглядываясь назад, вас осенит, что именно годы борьбы были самыми прекрасными”. Это то, о чем со слезами на глазах рассказывают внукам под аккомпанемент их открытых ртов. И не важно, если те просто зевали.

Видите, в чем особенность этого мышления? Оно подразумевает любовь к тому, чего большинство людей избегали и боялись всегда. Но кто сказал, что этот путь для всех?

Может быть, именно поэтому героев мы постоянно встречаем в сказках и в историях успеха, но так мало видим их в окружающей реальности?

Как считаете?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Page load link

Go to Top

3 режима мышления: латеральное, дивергентное и конвергентное мышление —

Посох TeachThought

/ 19 августа 2020 г. / Критическое мышление / Essential

131.9k

Просмотров

FacebookTwitterПодписаться

by Персонал TeachThought

Целью TeachThought является, прежде всего, совершенствование человека.

Основным принципом человечества является наша способность мыслить критически, с воображением и творчеством. Поэтому имеет смысл, что наша способность — и решение — делать это последовательно в некотором роде определяет нас как вид. Критическое мышление отчасти предполагает простое избегание когнитивные искажения .

См. также Что значит критически мыслить

Кроме того, не будет большим скачком сказать, что способность и склонность к критическому, тщательному и творческому мышлению превосходят по важности содержательные знания, но это тема для другого разговора. В целом, наша позиция заключается в том, что критическое мышление имеет огромное значение для учащихся и, таким образом, является важной частью нашего содержания и миссии в TeachThought.

В погоне за заметкой выше от Сильвии Дакворт — хорошее дополнение к этому указателю содержания. Сильвия всегда отлично справлялась с преобразованием идей в простые визуальные эффекты — на наших 12 правил великого учения , например.

Вы можете следить за Сильвией в Твиттере здесь.

Мы взяли изображение и дополнили его некоторыми комментариями из Википедии (кстати, ресурс, который мы любим).

. Мышление

Выдержка из Википедии и обзор

«Конвергентное мышление — это термин, придуманный Джоем Полом Гилфордом» (который также придумал термин для «противоположного» образа мышления, «Дивергентное мышление»).

‘Обычно это означает способность давать «правильный» ответ на стандартные вопросы, не требующие значительного творческого подхода, например, в большинстве заданий в школе и на стандартизированных множественных тестах на интеллект.

Конвергентное мышление часто используется в сочетании с дивергентным мышлением. Конвергентное мышление — это тип мышления, который фокусируется на поиске единственного, устоявшегося ответа на проблему. [1] Конвергентное мышление используется как инструмент для творческого решения проблем. Когда человек использует критическое мышление для решения проблемы, он сознательно использует стандарты или вероятности для вынесения суждений. [2]  Это контрастирует с дивергентным мышлением , при котором суждения откладываются на время поиска и принятия многих возможных решений». Горизонтальное мышление

Выдержка из Википедии и обзор

‘Дивергентное мышление   – это мыслительный процесс или метод, используемый для генерирования творческих идей путем изучения множества возможных решений. Он часто используется в сочетании со своим когнитивным коллегой, конвергентным мышлением, которое следует определенному набору логических шагов для достижения одного решения, которое в некоторых случаях является «правильным» решением. Напротив, дивергентное мышление обычно возникает в спонтанном, свободном,

Напротив, дивергентное мышление обычно возникает спонтанно, свободно, «нелинейно», так что многие идеи генерируются эмерджентным когнитивным образом. За короткий промежуток времени изучается множество возможных решений, и обнаруживаются неожиданные связи. После завершения процесса дивергентного мышления идеи и информация организуются и структурируются с использованием конвергентного мышления».0003

Также называется : «Нестандартное мышление». невозможно получить, используя только традиционную пошаговую логику. [1]

Чтобы понять латеральное мышление, необходимо сравнить латеральное мышление и критическое мышление. Критическое мышление в первую очередь связано с оценкой истинности утверждений и поиском ошибок. Латеральное мышление больше связано с «подвижной ценностью» утверждений и идей. Человек использует латеральное мышление, чтобы перейти от одной известной идеи к созданию новых идей».

3 режима мышления: латеральное, дивергентное и конвергентное мышление

3 способа мышления — Zippia

  • Какие существуют способы мышления?
  • Конвергентное мышление
  • Дивергентное мышление
  • Процесс латерального мышления
  • Изменение границ мыслительного процесса
  • Как ответить на вопрос на собеседовании
  • Подпишитесь на дополнительные советы и вакансии
  • 2 Показать еще

    Как вы решаете проблемы? Это вопрос, который может возникнуть на собеседовании при приеме на работу и заставить вас задуматься о том, что они спрашивают. Ты хорошо их решаешь, да? Но это не то, что они хотят знать. Интервьюер интересуется вашим подходом к решению проблемы и тем, как работает ваш мозг.

    Ключевые выводы:

    • Три режима мышления — это конвергентное мышление, дивергентное мышление и латеральное мышление.

    • Конвергентное мышление — это процесс поиска единственного ответа простым и логическим способом.

    • Дивергентное мышление — это процесс рассмотрения нескольких ответов на проблемы.

    • Латеральное мышление — это непрямой процесс, сочетающий конвергентное и дивергентное мышление.

    Каковы способы мышления?

    Интересно, что концепции различных способов мышления и решения проблем были созданы Джой Пол Гилфорд, лидером американской психологии. Первоначально он разработал теорию креативности в 1950-х, расширил ее, включив в нее свою концепцию дивергентного мышления, а затем включил ее в свою идею креативности в 1970-х.

    Итак, идея трех способов мышления все еще довольно нова, она развивалась и продолжает развиваться сегодня. На данный момент режимов:

    • Конвергентное мышление

    • Дивергентное мышление

    • Нестандартное мышление

    Каждый режим рассматривается по-своему и заслуживает более подробного рассмотрения.

    Конвергентное мышление

    Самый простой способ объяснить конвергентное мышление — это рассмотреть простую математическую задачу, например, 2 + 2 = 4. Идея состоит в том, что есть только один правильный ответ, и вы используете логику, чтобы его получить. Если бы вам задали вопрос о 2 + 2, вы бы представили два предмета, стоящих с одной стороны, а затем к ним присоединяются еще два предмета. Ответ, конечно же, четыре.

    Это стало очень рутинным, и мы даже не думаем об этом, но когда мы только начали учиться, это был яркий пример конвергентного мышления. Нам пришлось использовать логику, чтобы узнать, что произойдет, когда два элемента присоединятся к другим двум элементам, и сколько их будет.

    В деловом мире большинство ситуаций, с которыми вы столкнетесь, будут не такими простыми. Вы также можете обнаружить, что в поиске решений участвует несколько человек, и поэтому это может стать немного сложнее. Но если все используют конвергентное мышление, то ответ всегда должен быть одним и тем же, потому что есть только один ответ.

    Бухгалтеры и другие специалисты в мире финансов часто сталкиваются с ситуациями конвергентного мышления. У них могут быть разные подходы к бухгалтерской ситуации, но если вы наберете несколько профессионалов и определите, как вы хотите, чтобы они находили ответ, все они придут к одному и тому же ответу. Это конвергентное мышление.

    Конвергентное мышление также может называться критическим мышлением, вертикальным мышлением, аналитическим мышлением и линейным мышлением.

    Дивергентное мышление

    Согласно Гилфорду, дивергентное мышление — это способ мышления, который генерирует творческие идеи, исследуя множество решений. В сериале Рот расходящийся человек демонстрирует характеристики более чем одной фракции.

    Давайте попробуем выполнить небольшое упражнение на дивергентное мышление. Возьмем нашу простую конвергентную математическую задачу 2 + 2. Как мы можем превратить ее в нечто, не равное четырем? Немного раскройте разум и попытайтесь разработать способ, при котором две вещи с двумя другими не будут создавать четыре вещи.

    Что, если бы было два кролика-самца, а вы добавили бы двух кроликов-самок? За очень короткий период у вас может быть намного больше, чем четыре кролика. Или что, если вы смешаете две капли воды с двумя другими каплями воды? Если бы они объединились, у вас была бы одна большая капля воды, а не четыре отдельных.

    При дивергентном мышлении существует много разных ответов или возможных решений на вопрос.

    Иногда в деловом мире эта способность выйти за пределы очевидного и «единственного» ответа и придумать «что, если» чрезвычайно важна. Это может привести к решению проблемы еще до ее возникновения. Это также приводит к творческим идеям для решения проблем.

    Дивергентное мышление иногда называют творческим мышлением или горизонтальным мышлением.

    Процесс латерального мышления

    Наконец, мы подошли к латеральному мышлению, в котором используются процессы как конвергентного, так и дивергентного мышления. Многим людям нравится связывать латеральное мышление с фразой «нестандартное мышление», что может быть хорошим способом его представить.

    Готовые решения — это логичные способы решения проблем с одним правильным ответом. Нестандартный процесс решения проблем открывает поле ответов для многих других концепций и возможностей.

    Латеральное мышление — это не концепция, введенная Гилфордом. Эдвард де Боно создал его в 1967 году, и это пример того, как идеи о том, что такое мыслительный процесс и как он работает, все еще развиваются.

    Это было включено в обзор решения проблем и мозгового штурма, что делает его отдельной категорией, но он по-прежнему в значительной степени зависит от конвергентного и дивергентного мышления. Его сравнивают со способностью использовать как конвергентные, так и дивергентные процессы, но он больше склоняется к дивергентному мышлению.

    При использовании латерального мышления человек должен уметь видеть правильный ответ, который даст конвергентное мышление. Нестандартный мыслитель также может увидеть расходящиеся ответы. Они могут не только найти правильное решение или решение «что, если», но и свести их все воедино.

    Это очень полезно во многих деловых ситуациях, потому что они верят, что эти люди более развиты и продвинуты в процессе формирования мыслей и могут видеть идеи более развитым образом.

    Изменение границы мыслительного процесса

    В прошлом и до сих пор существовала тенденция классифицировать людей. Они так или иначе. Они либо конвергентные, либо дивергентные мыслители. Затем люди, как правило, ставили одну категорию выше другой и давали им своего рода ранжирование.

    Итак, когда появились концепции конвергентного и дивергентного мышления, люди думали, что конвергентные мыслители «хуже», чем дивергентные. Они не были всесторонне развиты, они не видели других решений, они не были изобретательны. Но это не обязательно так, и разве умение найти единственное правильное решение тоже не является хорошим навыком?

    С другой стороны, некоторые нестандартные мыслители считались высокомерными и разбросанными, не способными найти правильные ответы, но невероятно способными к творчеству. Опять же, у такого образа мыслей есть как хорошие, так и плохие стороны.

    Возможно, поэтому возникла идея объединить конвергентное и дивергентное мышление и создать латеральную модель. Это конец дискуссии о мыслительном процессе? Точно нет.

    Всегда будут люди, копающиеся в мозге и пытающиеся определить, как он работает. Что, кажется, вышло из исследования до сих пор, так это понимание того, что не существует абсолютов, и большинство людей используют комбинацию мыслительных процессов.

    Как ответить на вопрос интервью

    Это возвращает нас к тому вопросу интервью, где вас спросили, как вы решаете проблемы. Ну как решать проблемы? Вы тот, кто ищет правильный ответ, используя все знания, которые вы накопили? Или вы тот, кто ищет множество разных ответов, чтобы увидеть, какой из них может быть правильным?

    Возможно, вы даже не ищете ответ. Может быть, вам нравится брать вопрос и разбивать его на множество различных возможных решений, а затем дополнительно изучать все решения и их потенциальные результаты.

    Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно много знать о себе и о том, как работает ваш собственный мозг. Но интервьюер может не захотеть, чтобы вы так углублялись в собеседование.

    Если вы можете сосредоточиться и дать им знать, в какую сторону вы склоняетесь; сходящийся, расходящийся или латеральный, вероятно, это достаточно хороший ответ. Если они захотят узнать больше и лучше понять ваш мыслительный процесс, они зададут несколько наводящих вопросов.

    Что еще более интересно, то, как вы ответите на вопрос, может дать им лучшее представление о вашем мыслительном процессе, чем ваш реальный ответ. Тот, кто сразу говорит «расходящийся», на самом деле дает конвергентный ответ.

    Указано, что это правильный ответ, и нет другого альтернативного ответа. Забавно, как это работает и может выдать слова, которые вы на самом деле говорите.

    Если вас беспокоит, что этот вопрос возникнет на собеседовании, неплохо было бы узнать достаточно об этой области, чтобы понять, какого типа мыслителя они предпочитают.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *