Копинг-тест Лазаруса | Psylist.net
Психологический практикум ↓
Содержание
Описание методики
Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году.
Теоретические основы
Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, – через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.
Процедура проведения
Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.
Обработка результатов
1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале:
- никогда – 0 баллов;
- редко – 1 балл;
- иногда – 2 балла;
- часто – 3 балла
2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100
Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы – 2, 3, 13, 21, 26, 37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:
– это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.
3. Можно определить проще, по сумарному баллу:
- 0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
- 7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;
- 13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.
Ключ
- Конфронтационный копинг – пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
- Дистанцирование – пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
- Самоконтроль – пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
- Поиск социальной поддержки – пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
- Принятие ответственности – пункты: 5, 19, 22, 42.
- Бегство-избегание – пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
- Планирование решения проблемы – пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
- Положительная переоценка – пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.
Интерпретация результатов
Описание субшкал
- Конфронтация. Разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы;
- Дистанцирование. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т. п.;
- Самоконтроль. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию;
- Поиск социальной поддержки. Разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи;
- Принятие ответственности. Признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой;
- Бегство-избегание. Преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т. п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях;
- Планирование решения проблемы. Преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов;
- Положительная переоценка. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.
Бланк для ответов копинг-теста
| Оказавшись в трудной ситуации, я … | никогда | редко | иногда | часто |
1 | … сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше – на следующем шаге | 0 | 1 | 2 | 3 |
2 | … начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь | 0 | 1 | 2 | 3 |
3 | … пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение | 0 | 1 | 2 | 3 |
4 | … говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
5 | … критиковал и укорял себя | 0 | 1 | 2 | 3 |
6 | … пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть | 0 | 1 | 2 | 3 |
7 | … надеялся на чудо | 0 | 1 | 2 | 3 |
8 | … смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет | 0 | 1 | 2 | 3 |
9 | … вел себя, как будто ничего не произошло | 0 | 1 | 2 | 3 |
10 | … старался не показывать своих чувств | 0 | 1 | 2 | 3 |
11 | … пытался увидеть в ситуации что-то положительное | 0 | 1 | 2 | 3 |
12 | … спал больше обычного | 0 | 1 | 2 | 3 |
13 | … срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы | 0 | 1 | 2 | 3 |
14 | … искал сочувствия и понимания у кого-нибудь | 0 | 1 | 2 | 3 |
15 | … во мне возникла потребность выразить себя творчески | 0 | 1 | 2 | 3 |
16 | … пытался забыть все это | 0 | 1 | 2 | 3 |
17 | … обращался за помощью к специалистам | 0 | 1 | 2 | 3 |
18 | … менялся или рос как личность в положительную сторону | 0 | 1 | 2 | 3 |
19 | … извинялся или старался все загладить | 0 | 1 | 2 | 3 |
20 | … составлял план действии | 0 | 1 | 2 | 3 |
21 | … старался дать какой-то выход своим чувствам | 0 | 1 | 2 | 3 |
22 | … понимал, что сам вызвал эту проблему | 0 | 1 | 2 | 3 |
23 | … набирался опыта в этой ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
24 | … говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
25 | … пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами | 0 | 1 | 2 | 3 |
26 | … рисковал напропалую | 0 | 1 | 2 | 3 |
27 | … старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву | 0 | 1 | 2 | 3 |
28 | … находил новую веру во что-то | 0 | 1 | 2 | 3 |
29 | … вновь открывал для себя что-то важное | 0 | 1 | 2 | 3 |
30 | … что-то менял так, что все улаживалось | 0 | 1 | 2 | 3 |
31 | … в целом избегал общения с людьми | 0 | 1 | 2 | 3 |
32 | … не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться | 0 | 1 | 2 | 3 |
33 | … спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал | 0 | 1 | 2 | 3 |
34 | … старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела | 0 | 1 | 2 | 3 |
35 | … отказывался воспринимать это слишком серьезно | 0 | 1 | 2 | 3 |
36 | … говорил о том, что я чувствую | 0 | 1 | 2 | 3 |
37 | … стоял на своем и боролся за то, чего хотел | 0 | 1 | 2 | 3 |
38 | … вымещал это на других людях | 0 | 1 | 2 | 3 |
39 | … пользовался прошлым опытом – мне приходилось уже попадать в такие ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
40 | … знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить | 0 | 1 | 2 | 3 |
41 | … отказывался верить, что это действительно произошло | 0 | 1 | 2 | 3 |
42 | … я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому | 0 | 1 | 2 | 3 |
43 | … находил пару других способов решения проблемы | 0 | 1 | 2 | 3 |
44 | … старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах | 0 | 1 | 2 | 3 |
45 | … что-то менял в себе | 0 | 1 | 2 | 3 |
46 | … хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось | 0 | 1 | 2 | 3 |
47 | … представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться | 0 | 1 | 2 | 3 |
48 | … молился | 0 | 1 | 2 | 3 |
49 | . . прокручивал в уме, что мне сказать или сделать | 0 | 1 | 2 | 3 |
50 | … думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему | 0 | 1 | 2 | 3 |
Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3 С. 93-112.
Похожие материалы в разделе Психологический практикум:
- Методика С. Лиепинь для изучения устойчивости, распределения и переключения внимания
- Тест «Вы – демократ или диктатор»
- Методика «Выбор ценностей»
- Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)
- Скрининг-тест на злоупотребление наркотиками Dast (Drug abuse screening test)
- Степень сохранности премоторной зоны
- 4. Этап индивидуального обследования
- Лаборант-эколог
- Составление заключений по данным патопсихологического экспериментального исследования
- Методика Д. Делиса на выявление эмоционального дисбаланса в эмоциональных отношениях пары
Опросник «Копинг-стратегии» Р.Лазаруса | Образовательная социальная сеть
Опросник «Копинг-стратегии» Лазаруса
(Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М., 2007. № 3 с. 93-112).
Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р.Лазарусом и С.Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л.Крюковой, Е.В.Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году.
Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, — через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.
Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.
1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале: никогда – 0 баллов; редко – 1 балл; иногда – 2 балла; часто — 3 балла
2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100
Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы — 2,3,13,21,26,37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:
— это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.
3. Можно определить проще, по сумарному баллу:
0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;
13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.
Ключ
- Конфронтационный копинг — пункты: 2,3,13,21,26,37.
- Дистанцирование — пункты: 8,9,11,16,32,35.
- Самоконтроль — пункты: 6,10,27,34,44,49,50.
- Поиск социальной поддержки — пункты: 4,14,17,24,33,36.
- Принятие ответственности — пункты: 5,19,22,42.
- Бегство-избегание — пункты: 7,12,25,31,38,41,46,47.
- Планирование решения проблемы — пункты: 1,20,30,39,40,43.
- Положительная переоценка — пункты: 15,18,23,28,29,45,48.
Описание субшкал
- Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.
- Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
- Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий. Пункты:
- Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.
- Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
- Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.
- Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.
- Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.
Опросник «Копинг-стратегии» Р.Лазаруса
Данная методика направлена на выявление предпочитаемых Вами способов поведения в трудных жизненных ситуациях. Отметьте, пожалуйста, рядом с каждым из следующих утверждений, насколько часто Вы так действуете в трудных ситуациях. Для этого обведите цифру в соответствующем столбце.
Ф.И.О.___________________________________возраст_______________________
ОКАЗАВШИСЬ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ, Я… | никогда | редко | иногда | часто |
1. Сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше — на следующем шаге. | 0 | 1 | 2 | 3 |
2. Начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать: главное – делать хоть что-нибудь. | 0 | 1 | 2 | 3 |
3. Пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение. | 0 | 1 | 2 | 3 |
4. Говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации. | 0 | 1 | 2 | 3 |
5. Критиковал и укорял себя. | 0 | 1 | 2 | 3 |
6. Пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть. | 0 | 1 | 2 | 3 |
7. Надеялся на чудо. | 0 | 1 | 2 | 3 |
8. Смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет. | 0 | 1 | 2 | 3 |
9. Вел себя, как будто ничего не произошло. | 0 | 1 | 2 | 3 |
10. Старался не показывать своих чувств. | 0 | 1 | 2 | 3 |
11. Пытался увидеть в ситуации и что-то положительное. | 0 | 1 | 2 | 3 |
12. Спал больше обычного. | 0 | 1 | 2 | 3 |
13. Срывал свою досаду на тех, кто повлек на меня проблемы. | 0 | 1 | 2 | 3 |
14. Искал сочувствия и понимания у кого-нибудь. | 0 | 1 | 2 | 3 |
15. Во мне возникла потребность выразить себя творчески. | 0 | 1 | 2 | 3 |
16. Пытался забыть все это. | 0 | 1 | 2 | 3 |
17. Обращался за помощью к специалистам. | 0 | 1 | 2 | 3 |
18. Менялся или рос как личность в положительную сторону. | 0 | 1 | 2 | 3 |
19. Извинялся или старался все загладить. | 0 | 1 | 2 | 3 |
20. Составлял план действий. | 0 | 1 | 2 | 3 |
21. Старался дать какой-то выход своим чувствам. | 0 | 1 | 2 | 3 |
22. Понимал, что я сам вызвал эту проблему. | 0 | 1 | 2 | 3 |
23. Набирался опыта в этой ситуации. | 0 | 1 | 2 | 3 |
24. Говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации. | 0 | 1 | 2 | 3 |
25. Пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами. | 0 | 1 | 2 | 3 |
26. Рисковал напропалую. | 0 | 1 | 2 | 3 |
27. Старался действовать не слишком поспешно, — доверяясь первому порыву. | 0 | 1 | 2 | 3 |
28. Находил новую веру во что-то. | 0 | 1 | 2 | 3 |
29. Вновь открывал для себя что-то важное. | 0 | 1 | 2 | 3 |
30. Что-то менял так, что все улаживалось. | 0 | 1 | 2 | 3 |
31. В целом избегал общения с людьми. | 0 | 1 | 2 | 3 |
32. Не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться. | 0 | 1 | 2 | 3 |
33. Спрашивал совета у родственника или у друга, которого уважал. | 0 | 1 | 2 | 3 |
34. Старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела. | 0 | 1 | 2 | 3 |
35. Отказывался воспринимать это слишком серьезно. | 0 | 1 | 2 | 3 |
36. Говорил с кем-то о том, что я чувствую. | 0 | 1 | 2 | 3 |
37. Стоял на своем и боролся за то, что хотел. | 0 | 1 | 2 | 3 |
38. Вымещал это на других людях. | 0 | 1 | 2 | 3 |
39. Пользовался прошлым опытом — мне приходилось уже попадать в такие ситуации. | 0 | 1 | 2 | 3 |
40. Знал, что надо делать, и удваивал свои усилия, чтобы все наладить. | 0 | 1 | 2 | 3 |
41. Отказывался верить, что это действительно произошло. | 0 | 1 | 2 | 3 |
42. Я давал себе обещание, что в следующий раз все будет по- другому. | 0 | 1 | 2 | 3 |
43. Находил пару других способов решения проблемы. | 0 | 1 | 2 | 3 |
44. Старался, чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в других делах. | 0 | 1 | 2 | 3 |
45. Что-то менял в себе. | 0 | 1 | 2 | 3 |
46. Хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось. | 0 | 1 | 2 | 3 |
47. Представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться. | 0 | 1 | 2 | 3 |
48. Молился. | 0 | 1 | 2 | 3 |
49. Прокручивал в уме, что мне сказать или сделать. | 0 | 1 | 2 | 3 |
50. Думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и старался подражать ему. | 0 | 1 | 2 | 3 |
Регуляция стресса | Введение в психологию
Цели обучения
- Дать определение копингу и провести различие между копингом, ориентированным на проблему, и копингом, ориентированным на эмоции
- Опишите важность воспринимаемого контроля в наших реакциях на стресс
Стили колпачков
Лазарус и Фолкман (1984) выделили два основных вида совладания: совладание, сфокусированное на проблеме, и совладание, сфокусированное на эмоциях. При копинге, сфокусированном на проблеме, человек пытается управлять или изменить проблему, которая вызывает у него стресс (т. е. источник стресса). Стратегии копинга, сфокусированные на проблеме , аналогичны стратегиям, используемым в повседневном решении проблем: они обычно включают выявление проблемы, рассмотрение возможных решений, взвешивание затрат и выгод этих решений, а затем выбор альтернативы (Lazarus & Folkman, 1984). . В качестве примера предположим, что Брэдфорд получил промежуточное уведомление о том, что он не справляется с классом статистики. Если Брэдфорд примет подход к управлению своим стрессом, ориентированный на проблему, он будет активно пытаться уменьшить источник стресса. Он может связаться со своим профессором, чтобы обсудить, что нужно сделать, чтобы повысить его оценку, он также может решить выделить два часа в день на изучение статистических заданий и может обратиться за помощью к репетиторству. Ориентированный на проблему подход к управлению стрессом означает, что мы активно пытаемся сделать что-то для решения проблемы.
Совладание, сфокусированное на эмоциях , напротив, состоит из усилий по изменению или уменьшению негативных эмоций, связанных со стрессом. Эти усилия могут включать в себя избегание, сведение к минимуму или дистанцирование от проблемы, позитивное сравнение с другими («Мне не так плохо, как ей») или поиск чего-то положительного в негативном событии («Теперь, когда я меня уволили, я могу поспать несколько дней»). В некоторых случаях стратегии совладания, ориентированные на эмоции, включают переоценку, при которой стрессор истолковывается по-другому (и несколько самообманчиво) без изменения его объективного уровня угрозы (Lazarus & Folkman, 19).84). Например, человек, приговоренный к федеральной тюрьме, который думает: «Это даст мне отличный шанс пообщаться с другими», использует переоценку. Если бы Брэдфорд применил эмоциональный подход к преодолению своего среднесрочного дефицита стресса, он мог бы посмотреть комедию, поиграть в видеоигры или часами сидеть в Твиттере, чтобы отвлечься от ситуации. В определенном смысле совладание, сфокусированное на эмоциях, можно рассматривать как лечение симптомов, а не фактической причины.
В то время как многие стрессоры вызывают оба типа копинг-стратегий, совладание, сфокусированное на проблеме, чаще возникает при столкновении со стрессорами, которые мы считаем контролируемыми, в то время как совладание, сфокусированное на эмоциях, с большей вероятностью преобладает при столкновении со стрессорами, которые, по нашему мнению, мы бессильны изменить. (Фолкман и Лазарь, 19 лет)80). Очевидно, что копинг, ориентированный на эмоции, более эффективен в борьбе с неконтролируемыми стрессорами. Например, стресс, который вы испытываете, когда умирает любимый человек, может быть непреодолимым. Вы просто бессильны изменить ситуацию, так как вы ничего не можете сделать, чтобы вернуть этого человека. Самая полезная копинг-реакция — это совладание, сфокусированное на эмоциях, направленное на минимизацию боли периода скорби.
К счастью, большинство стрессоров, с которыми мы сталкиваемся, можно модифицировать и в той или иной степени контролировать. Человек, который терпеть не может свою работу, может уволиться и искать работу в другом месте; разведенный мужчина средних лет может найти другого потенциального партнера; первокурсник, который провалил экзамен, может в следующий раз учиться усерднее, а опухоль в груди не обязательно означает, что человеку суждено умереть от рака груди.
Попробуйте
Контроль и стресс
Желание и способность предсказывать события, принимать решения и влиять на результаты — то есть осуществлять контроль над своей жизнью — является основным принципом человеческого поведения (Everly & Lating, 2002). Альберт Бандура (1997) заявил, что «интенсивность и хроничность человеческого стресса в значительной степени определяются осознанным контролем над жизненными требованиями» (стр. 262). Как убедительно описано в его заявлении, наша реакция на потенциальные стрессоры в значительной степени зависит от того, насколько мы чувствуем, что контролируем такие вещи. Воспринимаемый контроль — это наши убеждения о нашей личной способности влиять на результаты и формировать их, и это имеет серьезные последствия для нашего здоровья и счастья (Infurna & Gerstorf, 2014). Обширные исследования показали, что восприятие личного контроля связано с рядом благоприятных результатов, таких как улучшение физического и психического здоровья и улучшение психологического благополучия (Diehl & Hay, 2010). Больший личный контроль также связан с более низкой реактивностью к стрессорам в повседневной жизни. Например, исследователи в ходе одного исследования обнаружили, что более высокий уровень воспринимаемого контроля в какой-то момент позже был связан с более низкой эмоциональной и физической реакцией на межличностные стрессоры (Neupert, Almeida, & Charles, 2007). Кроме того, исследование ежедневных дневников с участием 34 пожилых вдов показало, что их уровень стресса и беспокойства значительно снижался в те дни, когда вдовы ощущали больший контроль (Ong, Bergeman, & Bisconti, 2005).
Копать глубже: выученная беспомощность
Когда нам не хватает чувства контроля над событиями в нашей жизни, особенно когда эти события угрожают, вредны или пагубны, психологические последствия могут быть серьезными. Одной из лучших иллюстраций этой концепции является то, что психолог Мартин Селигман провел в 1960-х годах серию классических экспериментов (Seligman & Maier, 1967), в которых собак помещали в камеру, где их били электрическим током, из которого они не могли выбраться. Позже, когда этим собакам дали возможность избежать ударов, перепрыгнув через перегородку, большинство из них даже не попытались; казалось, что они просто сдавались и пассивно принимали любые удары током, которые экспериментаторы выбирали для них. Для сравнения, собаки, которым раньше позволяли избежать ударов током, как правило, перепрыгивали через перегородку и избегали боли.
Рисунок 1 . В экспериментах Селигмана с выученной беспомощностью с собаками использовался прибор, который измерял, когда животные переходили с пола, наносящего удары током, на пол без него.
Селигман полагал, что собаки, которым не удалось избежать более поздних ударов током, демонстрировали выученную беспомощность: у них появилось убеждение, что они бессильны что-либо сделать с вредной стимуляцией, которую они получали. Селигман также считал, что пассивность и отсутствие инициативы, продемонстрированные этими собаками, аналогичны тем, которые наблюдаются при депрессии у людей. Поэтому Селигман предположил, что приобретение чувства выученной беспомощности может быть важной причиной депрессии у людей: люди, которые переживают негативные жизненные события, которые, по их мнению, они не могут контролировать, могут стать беспомощными. В результате они отказываются от попыток контролировать или изменить ситуацию, а некоторые могут впадать в депрессию и проявлять отсутствие инициативы в будущих ситуациях, в которых они могут контролировать исход (Seligman, Maier, & Geer, 19).68).
Позднее Селигман и его коллеги переформулировали первоначальную модель депрессии, основанную на выученной беспомощности (Abramson, Seligman, & Teasdale, 1978). В своей переформулировке они подчеркивали, что атрибуции (то есть мысленное объяснение того, почему что-то произошло), которые приводят к восприятию того, что человеку не хватает контроля над негативными последствиями, важны для воспитания чувства выученной беспомощности. Например, предположим, что коллега опаздывает на работу; ваше убеждение в том, что вызвало опоздание коллеги, будет атрибуцией (например, слишком много трафика, слишком поздно лег спать или просто не заботится о том, чтобы прийти вовремя).
В переформулированной версии исследования Селигмана утверждается, что приписывание негативных жизненных событий способствует депрессии. Рассмотрим пример студента, плохо сдавшего промежуточный экзамен. Эта модель предполагает, что учащийся будет делать три типа атрибуций для этого результата: внутренние против внешних (полагая, что результат был вызван его собственными личными недостатками или факторами окружающей среды), стабильные против нестабильных (полагая, что причина может быть изменены или являются постоянными), и глобальный против конкретного (вера в результат является признаком неадекватности практически во всем, а не только в этой области). Предположим, что учащийся делает внутренний («я просто не умный»), устойчивый («Ничего нельзя сделать, чтобы изменить тот факт, что я не умный») и глобальный («Это еще один пример того, какой я паршивый во всем») атрибуция за плохую работу. Переформулированная теория предсказывает, что учащийся почувствует отсутствие контроля над этим стрессовым событием и, таким образом, будет особенно склонен к развитию депрессии. Действительно, исследования показали, что у людей, склонных приписывать плохие результаты внутренним, глобальным и устойчивым атрибуциям, как правило, развиваются симптомы депрессии при столкновении с негативным жизненным опытом (Peterson & Seligman, 19).84).
Модель выученной беспомощности Селигмана с годами стала ведущим теоретическим объяснением возникновения большого депрессивного расстройства. Последняя переформулировка этой модели теперь известна как теория безнадежности.
Люди, которые сообщают о более высоком уровне воспринимаемого контроля, рассматривают свое здоровье как контролируемое, что повышает вероятность того, что они будут лучше управлять своим здоровьем и будут вести себя, способствующие хорошему здоровью (Bandura, 2004). Неудивительно, что больший воспринимаемый контроль был связан с более низким риском проблем с физическим здоровьем, включая ухудшение физического функционирования (Infurna, Gerstorf, Ram, Schupp, & Wagner, 2011), сердечных приступов (Rosengren et al. , 2004) и обоих. заболеваемость сердечно-сосудистыми заболеваниями (Stürmer, Hasselbach, & Amelang, 2006) и смертность от сердечно-сосудистых заболеваний (Surtees et al., 2010). Кроме того, лонгитюдные исследования британских государственных служащих показали, что у тех, кто занимает должности с низким статусом (например, канцелярские и офисные вспомогательные работники), где степень контроля над работой минимальна, вероятность развития сердечно-сосудистых заболеваний значительно выше, чем у тех, у кого высокий статус. — статусные должности или значительный контроль над их работой (Marmot, Bosma, Hemingway, & Stansfeld, 19 лет).97).
Связь между воспринимаемым контролем и здоровьем может объяснить часто наблюдаемую взаимосвязь между социально-экономическим статусом (СЭС) и последствиями для здоровья (Kraus, Piff, Mendoza-Denton, Rheinschmidt, & Keltner, 2012). В целом исследования показали, что более состоятельные люди имеют лучшее здоровье отчасти потому, что они склонны верить, что могут лично контролировать и управлять своими реакциями на жизненные стрессоры (Johnson & Krueger, 2006). Возможно, воодушевленные предполагаемым уровнем контроля, люди с более высоким уровнем СЭС могут быть склонны переоценивать степень своего влияния на конкретные результаты. Например, люди с более высоким уровнем СЭС склонны полагать, что их голоса имеют большее влияние на исход выборов, чем люди, живущие в условиях с более низким СЭС, что может объяснить более высокий уровень голосования в более богатых сообществах (Кросник, 19).90). Другое исследование показало, что чувство воспринимаемого контроля может защитить менее состоятельных людей от ухудшения здоровья, депрессии и снижения удовлетворенности жизнью — все это, как правило, сопровождает более низкие состояния СЭС (Lachman & Weaver, 1998).
Взятые вместе, результаты этих и многих других исследований ясно показывают, что восприятие контроля и способности совладания важны для управления и преодоления стрессоров, с которыми мы сталкиваемся на протяжении всей жизни.
Попробуйте
Подумай об этом
- Попробуйте придумать пример, в котором вы справились с определенным стрессором, используя совладание, сфокусированное на проблеме. Что было стрессором? В чем заключались ваши усилия, направленные на решение проблем? Были ли они эффективны?
Глоссарий
преодоление: умственные или поведенческие усилия, используемые для решения проблем, связанных со стрессом, включая его причину и неприятные чувства и эмоции, которые он вызывает их жизнь
Поддержите!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.
Улучшить эту страницуПодробнее
Методы управления стрессом
Стресс возникает, когда люди ощущают несоответствие между физическими или психологическими потребностями ситуации и ресурсами их биологических, психологических или социальных систем (Sarafino, 2012).
Есть много способов справиться со стрессом. Их эффективность зависит от типа стрессора, конкретного человека и обстоятельств.
Например, если вы подумаете о том, как ваши друзья справляются со стрессовыми факторами, такими как экзамены, вы увидите целый ряд различных реакций преодоления. Некоторые люди будут расхаживать вокруг или рассказывать вам, как они обеспокоены, а другие будут пересматривать или приставать к своим учителям в поисках подсказок.
Лазарус и Фолкман (1984) предположили, что существуют два типа копинг-реакции, ориентированные на эмоции и на проблему:
Копинг, ориентированный на эмоции
Копинг, ориентированный на эмоции, — это управление стрессом, направленное на уменьшение негативных эмоциональных реакций, связанных со стрессом.
Отрицательные эмоции, такие как смущение, страх, тревога, депрессия, волнение и разочарование, уменьшаются или устраняются человеком с помощью различных методов преодоления.
Методы, ориентированные на эмоции, могут быть единственным реалистичным вариантом, когда источник стресса находится вне контроля человека.
Медикаментозная терапия может рассматриваться как совладание с эмоциями, поскольку она фокусируется на возбуждении, вызванном стрессом, а не на проблеме. К другим методам совладания, ориентированным на эмоции, относятся:
- Отвлечение, например, занятость, чтобы отвлечься от проблемы.
- Эмоциональное раскрытие. Это включает в себя выражение сильных эмоций путем разговора или письма о негативных событиях, которые спровоцировали эти эмоции (Pennebaker, 1995)
- Это важная часть психотерапии.
- Молитва о руководстве и силе.
- Медитация, например, внимательность.
- Больше есть, например, комфортную еду.
- Употребление алкоголя.
- Употребление наркотиков.
- Ведение дневника, например, ведение дневника благодарности (Cheng, Tsui, & Lam, 2015).
- Когнитивная переоценка. Это форма когнитивного изменения, которая включает в себя истолкование потенциально вызывающей эмоции ситуации таким образом, чтобы изменить ее эмоциональное воздействие (Lazarus & Alfert, 1964).
- Подавление (остановка/торможение) негативных мыслей или эмоций. Подавление эмоций в течение длительного периода времени ставит под угрозу иммунную компетентность и приводит к ухудшению физического здоровья (Petrie, K. J., Booth, R.J., & Pennebaker, 19).88).
.
Критическая оценка
Метаанализ показал, что стратегии, ориентированные на эмоции, часто менее эффективны, чем использование методов, ориентированных на проблемы, в отношении результатов в отношении здоровья (Penley, Tomaka, & Weibe, 2012).
В целом, люди, которые использовали стратегии, ориентированные на эмоции, такие как еда, питье и прием наркотиков, сообщали о худших результатах для здоровья.
Такие стратегии неэффективны, поскольку игнорируют первопричину стресса. Тип стрессора и то, было ли воздействие на физическое или психологическое здоровье, объясняли стратегии между стратегиями преодоления и результатами для здоровья.
Кроме того, Epping-Jordan et al. (1994) обнаружили, что больные раком, которые использовали стратегии избегания, например, отрицая, что они очень больны, ухудшались быстрее, чем те, кто столкнулся со своими проблемами. Та же картина наблюдается в отношении стоматологического здоровья и финансовых проблем.
Копинг, сфокусированный на эмоциях, не обеспечивает долгосрочного решения и может иметь негативные побочные эффекты, поскольку задерживает человека, занимающегося проблемой. Однако они могут быть хорошим выбором, если источник стресса находится вне контроля человека (например, стоматологическая процедура).
Сообщалось также о гендерных различиях: женщины, как правило, используют больше стратегий, ориентированных на эмоции, чем мужчины (Billings & Moos, 1981).
Копинг, сфокусированный на проблеме
Копинг, сфокусированный на проблеме, направлен на устранение причин стресса практическими способами, которые устраняют проблему или стрессовую ситуацию, вызывающую стресс, и, следовательно, напрямую снижают стресс.
Стратегии, ориентированные на проблему, направлены на устранение или уменьшение причины стрессора, включая:
- Решение проблем.
- Тайм-менеджмент.
- Получение инструментальной социальной поддержки.
Критическая оценка
В общем, совладание, сфокусированное на проблеме, лучше всего, поскольку оно устраняет фактор стресса и устраняет первопричину проблемы, обеспечивая долгосрочное решение.
Стратегии, ориентированные на проблемы, эффективны в борьбе со стрессорами, такими как дискриминация (Pascoe & Richman, 2009), ВИЧ-инфекция (Moskowitz, Hult, Bussolari, & Acree, 2009) и диабет (Duangdao & Roesch, 2008).
Однако не всегда возможно использовать стратегии, ориентированные на проблему. Например, когда кто-то умирает, стратегии, ориентированные на проблему, могут оказаться не очень полезными для скорбящего. Чтобы справиться с чувством потери, необходимо совладать с эмоциями.
Подход, ориентированный на проблему, не будет работать в любой ситуации, когда человек не может контролировать источник стресса. Они работают лучше всего, когда человек может контролировать источник стресса (например, экзамены, стрессовые факторы на работе и т. д.).
Это не продуктивный метод для всех людей. Например, не все люди способны взять ситуацию под контроль или воспринимать ситуацию как контролируемую.
Например, оптимистичные люди, склонные к позитивным ожиданиям в отношении будущего, чаще используют стратегии, ориентированные на решение проблем. Напротив, пессимистичные люди более склонны использовать стратегии, ориентированные на эмоции (Nes & Segerstrom, 2006).
Ссылки
Billings, A.G., & Moos, R.H. (1981). Роль копинг-реакций и социальных ресурсов в ослаблении стресса жизненных событий. Журнал поведенческой медицины , 4, 139-157.
Ченг, С. Т., Цуй, П. К., и Лам, Дж. Х. (2015). Улучшение психического здоровья практикующих врачей: рандомизированное контролируемое исследование вмешательства благодарности. Журнал консультирования и клинической психологии, 83(1) , 177.
Duangdao, KM, & Roesch, S.C. (2008). Как справиться с диабетом во взрослом возрасте: метаанализ. Журнал поведенческой медицины, 31(4) , 291-300.
Эппинг-Джордан, Дж. А., Компас, Б. Е., и Хауэлл, округ Колумбия (1994). Предикторы прогрессирования рака у молодых взрослых мужчин и женщин: избегание, навязчивые мысли и психологические симптомы. Психология здоровья , 13: 539-547.
Лазарь, Р. С. (1991). Прогресс в когнитивно-мотивационно-реляционной теории эмоций. Американский психолог , 46(8), 819.
Лазарус, Р. С., и Альферт, Э. (1964). Короткое замыкание угрозы путем экспериментального изменения когнитивной оценки. The Journal of Abnormal and Social Psychology, 69(2) , 195.
Лазарус, Р. С., и Фолкман, С. (1984). Стресс, оценка и совладание . Нью-Йорк: Спрингер.
Московиц, Дж. Т., Халт, Дж. Р., Бусолари, К., и Акри, М. (2009). Что помогает справиться с ВИЧ? Мета-анализ с последствиями для преодоления серьезных заболеваний. Психологический бюллетень, 135(1) , 121.
Нес, Л.С., и Сегерстром, С.К. (2006). Диспозиционный оптимизм и преодоление трудностей: метааналитический обзор. Обзор личности и социальной психологии, 10(3) , 235-251.
Паско, Э. А., и Смарт Ричман, Л. (2009). Воспринимаемая дискриминация и здоровье: метааналитический обзор. Психологический бюллетень, 135(4) , 531.